Дипломная работа на тему "Топография г. Минска в XIX–начале XX вв."

ГлавнаяСтроительство → Топография г. Минска в XIX–начале XX вв.




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Топография г. Минска в XIX–начале XX вв.":


ВВЕДЕНИЕ

Исследование темы истории топографии Минска интересно тем, что это дает возможность попытаться обобщить знания и материалы об истории развития города, которые доступны нам сейчас, проследить закономерности и проблемы развития столицы от истоков до наших дней.

Актуальность рассматриваемой темы, на мой взгляд, заключается в том, что, во-первых, эта тема практически не исследовалась в отечественной историографии. В существующих трудах авторы делают в основном упор на социально-экономическую и политическую сторону жизни города. Особенно это касается литературы, которая датируется советским периодом. Во-вторых, на сегодняшний день продолжает существовать вероятность включения Минска в список историко-культурного наследия ЮНЕСКО, что в свою очередь требует изучения и характеристики различных исторических и культурных элементов исторической части города, тем более такого ценного как топография.

Минск, несмотря на ужасные последствия всех войн, конфликтов, прокатившихся по его территории, оставившие практически единичные памятники архитектуры, все же мог быть отнесен в Список историко-культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Эксперты ЮНЕСКО, в своем заключении в 2004 году отмечали, что наш проспект Независимости мог претендовать на включение в список историко-культурного и природного наследия.

Список историко-культурного и природного наследия создан ЮНЕСКО для того, чтобы привлечь внимание к наиболее ценным памятникам на планете и обеспечить их сохранность. Сегодня в этом списке 754 объекта из 129 стран. В России, например, их 19, в Украине и Литве - по два, Латвии - один. В Беларуси это Мирский замок и Беловежская пуща.

Конкретно ценен проспект Независимости тем, что историко-архитектурная и художественная ценность проспекта среди специалистов широко известна, и не только в нашей стране и это действительно великолепная во всех отношениях застройка, архитектурный стиль которой получил название неоклассицизма.

Именно за архитектурный проект Ленинского проспекта, ныне проспекта Независимости, группе архитекторов под руководством М. Парусникова в 1968 году была присуждена первая государственная премия БССР в области архитектуры. В 80-х годах здания на проспекте были включены в академическое издание по историко-культурным памятникам Беларуси.

В 2002-м часть проспекта от площади Независимости до пересечения с улицами Козлова - Варвашени вместе со всеми зданиями, сооружениями, мостом через Свислочь, скверами вокруг площади Победы, дворами и бульварами была включена в Республиканский список историко-культурного наследия.

Включение главной улицы белорусской столицы в этот список ЮНЕСКО могло дать помимо престижа городу и дополнительных гарантий сохранности проспекта, и экономическую выгоду, поскольку к объектам, которые признаны шедеврами всемирного наследия, обычно привлечены большие туристические потоки. К сожалению, из-за реконструкции скверов, прилегающих к улице Ленина на пересечении с проспектом Независимости, этой надежде нашей столицы вряд ли удастся сбыться.

Целью моего дипломного исследования является изучение топографии и административно-территориального деления г.Минска ХIX – начала ХХ века. Для решения поставленной цели были выделены следующие задачи:

–дать характеристику административному центру Минска ХIX века, указать его географическое положение

– выделить основные этапы развития застройки г.Минска ХIX – начала ХХ, формирования административно-территориальных единиц.

–изучить специфику традиционного районирования, проследить причину возникновения деления и особенности.

–дать социально-экономическую характеристику основных топографических единиц г. Минска ХIX – начала ХХ вв.

Хронологические рамки работы ХIX – начала ХХ вв. обусловлены периодом интенсивного формирования топографии г. Минска, которая используется в повседневной практике современными минчанами.

Административный центр Минска в период XIX века географически находился на территории современной площади Свободы и включал в себя комплекс административных, культовых и жилых зданий. Административное деление Минска в период XIX века базировалось на российском примере, так как город в это время находился в составе Российской империи. Оно состояло из разделения территории города на административные единицы – полицейские части.

Также нужно сказать, что помимо официального административно-территориальное деления существовали и альтернативные названия районов города, причем жители охотно использовали традиционные, возникшие в процессе формирования города, включения в состав своей территории новых земель.

Исторические названия уходят корнями к истокам возникновения города, поэтому неудивительно, что жители отдавали предпочтения им. В плане социально-экономических особенностей районы города отличались тем, что традиционно лучшие земли в центре и на возвышенностях принадлежали богатым слоям общества, а прилегающие районы с худшими условиями заселялись преимущественно рабочими, мелкими торговцами, народом победнее.

Что бы исследовать принципы развития топографии города, необходимо понять, что город, как историко-культурный феномен, можно рассматривать как результат и одновременно - процесс взаимодействия двух основных компонентов: природного ландшафта, и рукотворного в первую очередь - планировочной структуры.

Структура древнего города может быть описана с помощью определенного набора достаточно традиционных системных элементов. Это, прежде всего, основные районы города как ограниченные линями укреплений, так и имеющие свободную планировку ("замок", "кремль", "детинец", "посад", "конец").

Вторым важнейшим элементом являются "узлы притяжения общественной жизни" ("торг", "торговище", "рынок" и др.), а также система основных улиц, связывающих отдельные районы, и обеспечивающих въезд и выезд из города - система, генетически восходящая к сети древнейших сухопутных и водных путей сообщения данного региона.

История Минска таит в себе немало загадок. Большинство этих загадок так или иначе связаны с отсутствием достоверных данных об исторической топографии города, что, в свою очередь, во многом определяется реальным состоянием источниковой базы. Комплекс источников, необходимых для изучения исторической топографии какого-либо города, можно, хотя и весьма условно, разделить на три группы.

К первой группе относятся сохранившиеся до наших дней визуально воспринимаемые элементы объемно-планировочной структуры древнего города: улицы, площади, укрепления, градообразующие архитектурные комплексы и отдельные памятники монументальной архитектуры, элементы исторического рельефа и геопластики. Примерами могут служить основные транспортные артерии города, как Логойский, Койдановский, Борисовский, Могилевские тракты, сохранившаяся историческая застройка центра города, так до сих пор существует Троицкая гора, правда не сохранив за собой прежней высоты и формы, утерянной вследствие многочисленных нивелировок местности.

Вторую группу составляют те структурные элементы города, которые по тем или иным причинам уже утрачены, но могут быть реконструированы на основании материалов, полученных в ходе археологических раскопок. К этой же группе мы можем отнести и разного рода косвенные свидетельства, полученные в результате раскопок - данные о толщине и стратиграфии культурного слоя на разных участках территории древнего города, находки отдельных датирующих предметов, их комплексов. Такие сведения можно почерпнуть из материалов, полученных в результате раскопок конца 50 - 60-х годов под руководством известных историков, археологов Загорульского Э.М. и Штыхова Г.В.

Третья группа включает в себя различные документальные источники: летописи, хроники, грамоты, акты, записки путешественников, а также исторические планы данного города, его частей и окрестностей. В процессе работы использовались планы города Минска 1773, 1797, 1898 годов.

В процессе исторического исследования эти три вида источников отнюдь не просто, механически, дополняют друг друга, или служат для взаимопроверки. Наличие в каждой из этих групп материалов, позволяет, при комплексном их использовании, широко варьировать методику исследования исторической топографии города - например, ставить какую-либо проблему на материале одной из этих групп источников, а решать ее - на материале другой.

Применительно к Минску возможности такого комплексного подхода в значительной степени ограничены - например, "визуальные элементы" первой группы, однозначно датируемые XII - XIII вв., в настоящее время практически отсутствуют. Более того, эти "элементы", хотя и существовали в неприкосновенности еще в 30е годы нашего века а фрагментарно - и 20 лет спустя, никем тогда не изучались и не фиксировались.

При проведении работы над дипломом я пользовался разными типами источников и литературы. Общее представление и общие характеристики об объекте исследования можно почерпнуть из научно-популярной литературы о Минске.

К таким видам использованной литературы можно отнести книги таких авторов как: Галенчик Н. И. Хроника важнейших событий г. Минска, Денисов В. Н. Площадь Свободы в Минске, Жучкевич В. А. Улицы помнят, Минск. История послевоенного восстановления. 1944-1952., Мінск незнаёмы", И Курков, Полесская Л. П., Воспоминание о городе, Минск. Шибеко 3. В. Минск в конце XIX — I начала XX в.: Очерк социально.-экономического. развития.

Так же я пользовался книгами «История Минска» 1957 и 2006 годов издания. За послевоенный период издавались две версии «Истории Минска» на белорусском и русском языках, но в них, по сегодняшним меркам, оказалось чересчур много «белых пятен». На этот раз в издании 2006 года удалось создать полноценное историческое полотно.

Авторы, в частности, максимально достоверно отразили наиболее сложные и до недавнего времени вызывавшие множество дискуссий темы городского прошлого: возникновение Минска и деятельность антифашистского подполья в годы Великой Отечественной войны. Среди тех, кто работал над книгой, доктора наук, известные ученые Георгий Штыхов, Юрий Бохан, Захар Шибеко, Алексей Литвин, академик Михаил Костюк, архивист, кандидат исторических наук Евгений Барановский, топонимист Иван Сацукевич и другие. Имена известные и авторитетные, что заставляет верить написанному.

Грамотно подобраны иллюстрации, немало из них, взятых из фондов Белгосархива кино- фото- фонодокументов в Дзержинске, — всего около трехсот — публикуются впервые. Спорные моменты, как, к примеру, революционные события 1917 года, показаны с разных сторон.

Ко всему книга со вкусом оформлена — над этим поработал художник Георгий Поплавский. И еще один штрих: «История Минска» вышла на двух языках — белорусском и русском, с резюме на английском. А значит, ее смогут прочитать не только у нас в стране, но и за рубежом.

Но нужно отметить и не понравившиеся моменты как отсутствие справочного аппарата, хронологической таблицы, например. Маловато карт. Нет списка старых и новых названий, хотя многое разбросано по тексту. Нет сборных статистических таблиц, который в книге такого рода необходимы, точнее есть, но тоже разбросаны по книге. Нет предметного и именного указателей. Пафосно и чуть рекламно написан раздел про современность.

Эти книги помогли лучше ориентироваться в гуще событий столицы в разное время существования, увидеть город с другой стороны, отличной от общепринятых взглядов.

К научной литературе можно отнести такие книги, как: Зосимов Г.И. Пространственная организация города, История Минска.— Мн., Минск: Энциклопедический справочник— Изд. 2-е, доп., перераб., Егоров Ю. А. Градостроительство Белоруссии, Экономика Белоруссии в эпоху империализма, Архiтэктура Беларусi. Энцыклапедычны даведнiк., Гiстарычна-археалагiчны зборнiк / Iнст. гiст. НАН Беларусі., Справочная книга и спутник по Минской губернии.

В процессе работы в книгах такого типа можно почерпнуть необходимый научный материал, уже обработанный и адаптированный под нужды читателя. Также можно воспользоваться научно-справочным материалом, энциклопедическими данными, хронологическими таблицами, ссылками на литературу по схожей тематике.

Значение периодической печати при работе над дипломным проектом очень велико, ведь опираясь при работе на источники в периодической печати, журналах, можно окунуться в атмосферу описываемого периода в жизни города, встретить упоминания о неизвестных ранее фактах, фамилиях, местах исторических событий, которые нигде до этого широко не освещались.

Использовались периодические издания: Виленский вестник.— 1897., Голос провинции.— 1906., Минская газета-копейка.— 1912., Минский голос.— 1909., Вечерний Минск., Архитектура и строительство., Минский курьер.

Научно-статистические издания помогают получить конкретные данные по интересующей теме. В них представлена статистическая информация в виде цифровых данных, размещенных по категориям. Эти издания помогают в процессе исследования опираться на определенные цифры, хотя достоверность самих этих данных зависит от многих факторов. В работе использовались такие материалы, как: Весь Минск.—Мн., Города России в 1904 году., Города России в 1910 году., Записки Северо-Западного отдела Императорского Русского географического общества.— Вильно, 1912., Краткое историко-статистическое описание города Минска//Памятная книжка Минской губернии на 1910 г., Отчет Минской городской управы за 1890-91 гг., Справочный адресный указатель с планом Минска и календарем на 1904 год., Торговля и промышленность Европейской России по районам.

Огромное значение при исследовании имеют картографические и фото- материалы. Они выступают в роли первостепенных источников. Эти материалы отличаются от вышеописанных тем, что они сами являются объектами исследования. В работе над дипломным проектом использовались планы Минска 1797, 1898. второй четверти XIX века, середины XIX века, начала XX века. Планы города или фотографии не несут в себе чьего-то субъективного мнения и оценки. Эти материалы являются первоисточниками, с которых и начинается процесс изучения заданной темы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, и приложения. Приложение состоит из топографических планов города Минска ХIX – начала ХХ века, и фотографий, дающих представление о повседневной и административной жизни Минска указанного периода.


ГЛАВА I

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР МИНСКА

 В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

Под понятием «административный центр Минска» в описываемый период, как и во всех европейских городах того времени понимается место, в котором были сконцентрированы все важнейшие органы государственного управления. Это были такие учреждения, как: суд, полицейское управление, дворянское собрание, городская управа.

Также в административном центре Минска находились и наиболее значимые культовые сооружения, как храмы, так и монастырские комплексы.

В качестве исторической справки можно отметить, что начальная история Минска связана с Минским замчищем. На древность этого района города указывают все графические и письменные источники, в которых он фигурирует под разными названиями: «Замок», «Замчище», «Старое место», «Старый город». Перед началом археологических исследований замчище представляло собой вытянутую вдоль Свислочи невысокую горку на правом берегу реки возле площади им. 8 Марта размером 75X45 м. Однако, как показали дальнейшие исследования, оно представляло лишь небольшую часть древнего укрепленного района Минска. [5; с.128]

Еще в 50-х гг. нашего столетия до застройки проспекта Машерова здесь сохранялась старая, исторически сложившаяся планировка с системой улиц, запечатлевших воспоминания о древнем Минске, его основном ядре, откуда пошло развитие города. На планах Минска 1773, 1793, 1797 гг. территория замка, или Старого города, окружена кольцом вала, разрывавшимся в южной части. Через этот разрыв проходила Великая (позже-—Старо - Мясницкая) улица. Судя по планам, протяженность замка от реки Свислочи к северо-западу составляла 270—300 м, при ширине в средней части до 150 м. [Прил., ил.1]

В 1793—1917 годах Минск был центром губернии и уезда. Подобно тому как современный город делится на районы, в дореволюционное время он делился на полицейские части. Их было пять. Первая занимала центр города. Ее граница проходила по Койдановской улице, пересекала по диагонали Соборную площадь, шла по Крещенской улице до Полицейского моста (район ресторана «Журавинка»), правым берегом вниз по течению Свислочи до деревянного моста на Ляховке (находился напротив Красноармейской улицы), далее — по улицам Ляховской, Нижне-Ляховской, Круглой, одноименному переулку и выходила на Коломенскую.) Накануне первой мировой войны из третьей части в состав первой были включены земли, лежавшие за железной дорогой, между Свислочью и Ляховской улицей, а также Городской сад (парк). [7; с.29]

Центральная часть города была застроена преимущественно каменными многоэтажными домами. В них размещались государственные и городские учреждения, банки, правления акционерных обществ, крупные магазины, рестораны, гостиницы, учебные заведения и театры. Все улицы, за исключением прибрежных переулков, были вымощены и засажены по бокам деревьями. (На жителей этой части Минска — только на них — распространялись все блага коммунальных услуг.

Вторая полицейская часть была самой маленькой. Ее граница, совпадая вначале границей первой части, шла до Полицейского моста, затем по Полицейской улице, захватывала с левого берега излучину Свислочи. А в районе Виленско-Набережной улицы пересекала реку, направлялась к перекрестку улиц Большой Татарской и Замковой и следовала далее по Воскресенской и Ново-Романовской до Койдановской улицы, отделявшей вторую часть от первой. Район Немиги — исторический центр древнего Минска. [11; с.27]

Здесь начинался город. Но с развитием капитализма вторая часть стала местом сосредоточения торговли, преимущественно розничной, обслуживавшей потребности беднейших горожан и частично приезжих крестьян. Это было чрево Минска: мясные ряды, Рыбный рынок, многочисленные ларьки служили для удовлетворения потребностей горожан в самых разнообразных продуктах питания.

Застройка второй части отличалась скученностью. Отдельные каменные дома не имели даже дворов. Зеленые насаждения почти совершенно отсутствовали. На улицах не просыхала грязь. Кварталы торгового района являлись местом обитания еврейского населения. [16; с.91-92]

Третья часть занимала городскую территорию по левую сторону Свислочи и была самой большой и многоликой. На Троицком рынке устраивались воскресные базары, которые собирали множество крестьян, привозивших в город птицу, печеный хлеб, зерно. Тут же торговали местные жители из тех, что имели за рекой, на окраинах, собственные деревянные дома, владели приусадебными и огородными участками, садами, порой держали скот и как крестьяне, пахали землю. Дальше к центру уже можно было встретить каменные дома и мощеные улицы. Здесь располагались промышленные предприятия и военные казармы, жил рабочий люд и крестьяне, ремесленники и торговцы, низшего ранга чиновники и военные, мелкие помещики.

В связи с прокладкой линии Московско-Брестской (1871) и Либаво-Роменской (1873) железных дорог Минск начал расти в юго-западном направлении. Новые кварталы вошли в четвертую полицейскую часть. Ее территория отделялась от третьей и первой частей Свислочью, Московско-Брестской железнодорожной магистралью, Коломенской улицей, а от пятой — Московской улицей и Либаво-Роменской магистралью. [17; с.15-16]

Крупные фабрики и заводы, железнодорожные мастерские, оптовые склады, а также прибывавшие и отправлявшиеся поезда придавали этому району вид делового капиталистического города. В то же время каменные дома и мощеные улицы можно было увидеть лишь на примыкавших к вокзалам участках. Преобладала деревянная, хаотическая застройка с множеством тупиковых улиц и переулков. За железной дорогой селился трудовой народ: промышленные рабочие, железнодорожники, мелкие торговцы. Как и обитатели третьей полицейской части, они имели небольшие сады и огороды.

Северо-западная окраина Минска, выделенная в 1899 году из второй и включенная в пятую часть, граничила со всеми остальными частями города. Ее «достопримечательностями» были дома терпимости. Если бы не отдельные фабричные предприятия, владельцы которых проживали и держали конторы в центре, а также жавшиеся к Немиге торговые лавки, эта часть ничем не отличалась бы от обычной деревни. Деревянные, часто ветхие дома, грязные улицы, на которых купались в лужах свиньи и паслись по обочинам козы.

Впрочем, подобные картины в той или иной мере были характерны для всех окраин Минска, в какой бы части города они не находились. Среди жителей этого района занятие земледелием и животноводством получило особенно широкое распространение. Несколько улиц заселяли татары-огородники, целые кварталы занимали крестьяне-хлебопашцы. Домовладельцы, жившие поближе к центру, сдавали здесь внаем квартиры рабочим, чиновникам, гимназистам.

В 1890 году составлялся план Минска. В связи с этим территория города была разбита на 596 кварталов. Из них 162 — те, которые располагались в первой и второй полицейских частях города,— были полностью застроены. Частично застроенных насчитывалось 327, а 107 оставались не застроенными — там, где находились поля, огороды, пашни, леса. [27; с.24]

Административно-территориальным центром самого города Минска XIX века являлась площадь Свободы (Соборная площадь) — знаменательное место в Минске, с которым связана история города и всей Беларуси на протяжении более 400 лет. Возникла она в XVI веке как административный, торговый и культурный центр. Здесь было сосредоточено большинство наиболее значительных памятников монументальной архитектуры, многие из которых (иезуитский коллегиум, доминиканский костел, бернардинские монастыри) были взяты под охрану государства еще в 1926 году.[12; с.4-6]

Ансамблевое решение застройки площади формировалось по образцу европейских городов, где в центре размещалась рыночная площадь с ратушей, торговыми рядами, храмами и монастырями. [Прил., ил.37]

После получения Минском в 1499 г. самоуправления по магдебургскому праву власть в городе разделилась между магистратом и войтом, назначавшимся великим князем. В привилее об организации управления города с магдебургским правом говорится, что необходимо подыскать новое «месца годнае» для размещения ратуши — центра городского самоуправления. Этим местом и стала территория современной площади Свободы, расположенная на холмистой возвышенности к югу от Замчища и доминирующая над «Старым городом».

В первой половине XVI в. частые войны и стихийные бедствия замедлили процесс формирования нового центра. Он возник после проведения в 1565—1566 годов реформы административно-территориального деления в Великом княжестве Литовском, когда Минск становится административным центром самого крупного белорусского воеводства — Минского. Новый центр впоследствии получил название Высокого рынка.

Город начинает быстро развиваться: растет его территория, ширится торговля, возникают новые административные учреждении. Уже в 1593 г. московский дьяк Трифон Коробейников, проезжавший через Минск, сравнивает его с русским городом Вязьмой, посад которого в конце XVI в. составлял около 500 дворов. В первой половине XVII в. вокруг Минска был насыпан земляной вал с бастионами. Он проходил примерно там, где сейчас находятся улицы Димитрова, Республиканская, Урицкого, проспект Независимости, улица Я. Купалы.

Территория Минска с древнейших времен застраивалась стихийно. Скученность деревянных строений была причиной больших разрушений при пожарах. Уже во времена правления великого князя Сигизмунда Августа (1544—1572) была создана специальная «ревизия» для «перенесеня на иншое местце рынку и некоторых улиц, и парадного будованья домов». Это подтверждает, что архитектурная планировка современной площади Свободы возникла в середине XVI века.[12; с.14]

С 1571 г. здесь дважды в год стали проводиться ярмарки. Работы по благоустройству этого района не были завершены, и только в 1589 г. они снова возобновляются. Предпринимаются попытки придать городу регулярную планировочную структуру. Причем изменения старой планировки были настолько велики, что те сооружения, «...которые бы были на перешкоде будованью места, зносили.»

В конце XVI — начале XVII в . формируется оригинальный архитектурный ансамбль площади Высокого рынка. В 1591 г. было принято решение возвести в ее центре ратушу. По периметру площади размещаются монументальные здания монастырей, строятся дворцы феодальной знати, дома купцов и богатых ремесленников. В конце XVII —первой половине XVIII в. в стиле барокко сооружается комплекс иезуитского коллегиума.

Во второй половине XVII в. Минск неоднократно подвергался нашествиям завоевателей, разрушениям и пожарам. Особенно сильно пострадал город во время русско-польской войны 1654—1667 гг. В 1694 году в городе вспыхнул  сильный пожар, уничтоживший  большинство деревянных построек. Новые бедствия принесла Минску в начале XVIII веке Северная война.

После разрушений, нанесенных войнами и пожарами, полностью восстановить город удалось только к концу XVIII в. Тогда же окончательно сформировался и архитектурный ансамбль площади Высокого рынка.

Наиболее полное представление об облике площади конца XVIII века дает «План губернского города Минска», который был составлен в августе 1793 года. По своим очертаниям согласно плану площадь приближалась к квадрату со стороной около 200 метров. В ансамбле площади сочеталась архитектура Ренессанса, барокко, классицизма. Ее композиция распадалась на отдельные группы, которые и сейчас образуют интересное сочетание объемов и силуэтов. Огромные для своего времени монументальные строения, расположенные здесь, своими башнями высоко поднимались над городом и придавали Минску выразительный архитектурный облик, определяли его вертикали и силуэт.[18; с.15]

Центральное место на площади занимала ратуша, перестроенная в конце XVIII века в стиле классицизма. Несмотря на преобладание барочных сооружений, здание ратуши великолепно вписывалось в общую архитектурную картину площади. С северной стороны к ратуше примыкал гостиный двор, построенный в конце XVIII века. [Прил., ил.42]

С восточной стороны площади группировались монастыри. Это комплекс доминиканского монастыри, объединяющийся с большим зданием доминиканского костела в единый монолитный и строгий массив. Несколько севернее располагался комплекс базилианских монастырей и церковь св. Духа, а за ними мужской и женский бернардинские монастыри, которые имели в своих ансамблях небольшие изящные костелы, обращенные к площади своими боковыми фасадами.

Западную сторону площади занимал выразительный ансамбль иезуитского коллегиума, состоявший из двухбашенного костела с великолепным по пластике главным фасадом и прилегавших к нему монастырских зданий. Поодаль возвышалась башня коллегиума, украшенная большими часами.

На северной и южной сторонах площади располагались жилые дома, лавки, корчмы, аптеки. Большинство зданий на площади и по всему городу в XVIII — первой половине XIX века было крыто черепицей.

Теперь трудно сказать, когда впервые был замощен центр Минска. Это могло произойти в XVIII или даже ранее — в XVII в. До нас дошли только упоминания о мостовой начала XIX в. Так декабрист Н. М. Муравьев в 1821 г. писал, что площадь — «самое высокое место в городе и вымощено большими каменьями».[16; с.91]

В XVII—XVIII веках. площадь Высокого рынка стала основным торговым и культурным центром Минска. Тут устраивались шумные ярмарки, на которых можно было не только купить нужные товары и заключить выгодные сделки, но и увидеть выступления бродячих скоморохов, посмеяться над забавными проделками дрессированных медведей, посмотреть батлейку. На площади и в зданиях, расположенных на ней, проводились гражданские и религиозные праздники, устраивались мистерии, шествия, театральные представления.

Наиболее значительными были праздники, которые проводились торговыми и ремесленными цехами у ратуши. Каждый цех имел свой штандарт и бубны, поэтому праздничные шествия членов цеха, одетых в яркие жупаны и куртки, с оружием, знаменами и музыкальными инструментами выглядели ярко и торжественно. В начале XIX в. эти традиции постепенно угасли.

В 1793 году земли центральной Беларуси вошли в состав Российской империи и было образовано Минское наместничество с центром в Минске, которое в 1796 году переименовывается в губернию. С этого времени Минск становится губернским городом. Уже в первые годы после создания Минской губернии принимаются меры по благоустройству города, перепланировке некоторых его частей. В 1800 году разрабатывается первый перспективный план застройки Минска, в соответствии с которым на площади Высокого рынка возводится ряд новых жилых и торговых зданий.

В 1817 году утверждается новый перспективный план застройки Минска, предусматривающий расширение городской территории, планомерное формирование новых районов. По этому плану административным и культурным центром города по-прежнему остается площадь Высокого рынка.

Серьезным бедствием для Минска в первой половине XIX века, как и ранее, были частые пожары. Большой ущерб нанесли городу пожары 1809, 1813, 1822 годов, но самый сильный из них вспыхнул 30 мая 1835 г. во время контрактовой ярмарки. Первым загорелся женский бернардинский монастырь, и из-за бездействия пожарной команды огонь быстро охватил всю центральную часть города. Пламя бушевало около 8 часов. Ущерб, нанесенный городу, был поистине ужасным: пострадало почти 400 жилых домов, большая часть культовых сооружений, гимназия, городской театр.

В последующем времени в районе Высокого рынка почти полностью отсутствуют деревянные постройки. Дело в том, что после пожаров, как правило, восстанавливались и расширялись лишь каменные дома и лавки, а сохранившаяся здесь деревянная застройка постепенно заменялась каменной. Еще в 1797 году городской магистрат постановил не возвращать участки земли погорельцам, не имевшим средств строить каменные дома, а передать эти участки состоятельным лицам, чтобы не допускать строительства из дерева даже подсобных помещений.

В период николаевской реакции, вызванной выступлением декабристов и польским восстанием 1830—1831 годов, памятники материальной культуры Белоруссии сильно пострадали. Многие замечательные творения самобытной архитектуры грубо перестраивались или вовсе сносились.

Так на площади Высокого рынка к 1850 г. была перестроена в эклектическом стиле церковь св. Духа — один из наиболее интересных памятников белорусской ренессансной архитектуры. Башню с часами у бывшего иезуитского коллегиума в 1853 году превратили в пожарную каланчу. В 50-х годах XIX века сносится ратуша, являвшаяся композиционным узлом всего ансамбля площади. Перестройке подверглись и многие другие сооружения города, в том числе и такой памятник архитектуры XVII века, как Петропавловская церковь.

После сноса ратуши, как видно из документов строительной комиссии, во второй половине XIX века на Высоком рынке и в соседних кварталах старая застройка больше не разрушалась и новые здания не возводились. Документы свидетельствуют о реконструкции прежней застройки.

В 60-х годах XIX века площадь Высокого рынка получает новое название—Соборная. Впервые это название появляется в документах начиная с 1866 года. До 1865 г. она называлась Высокий рынок, Верхний рынок, Высокая площадь. В начале XX века предпринимаются попытки реконструировать искаженный в середине XIX века архитектурный ансамбль городского центра. На углу Губернаторской улицы (ныне улица Ленина) и Соборной площади в 1906—1908 гг. строится гостиница «Европа» -- пятиэтажное здание в стиле модерн. [11; с.27-29]

В 1909 году перестраивается находящийся в центре площади бывший гостиный двор. Это строение, украшенное по углам двумя небольшими куполами со шпилями, заменило ратушу в центре ансамбля площади и замкнуло перспективу улицы Койдановской (ныне Революционной). Тогда же была проведена реставрация башни бывшего иезуитского коллегиума.

Авторы проекта реставрации, по-видимому, не располагали материалами о первоначальном облике башни, и проект составлялся по аналогии с башнями костела. В XIX—начале XX веков Соборная площадь постепенно перестает быть центром торговли в отличие от средневековья.[14; с.52]

Ярмарки, которые проводились здесь еще с XVI века, во второй четверти XIX века переносятся на Новоместскую площадь (современный Центральный сквер), хотя на Соборной по-прежнему находились крупные магазины и лавки.

Центральная площадь Минска постепенно превращается из торгового в административно-культурный центр, становится одним из любимых мест отдыха горожан. Архитектурный ансамбль городского центра — это исторически сложившаяся художественная общность сооружений и зданий, сгусток политической и культурной жизни, подчиненный движению времени, городообразующей логике.

Описание зданий площади Свободы можно начать по топографическому принципу: ведя описание сооружений и зданий по периметру площади с востока на запад, начиная с ее центра — ратуши.

Ратуша, пожалуй, один из наименее изученных памятников архитектуры города. Первое упоминание о ней дается в привилее об организации управления Минска по магдебургскому праву, датированном 1499 годом. В нем содержатся указания по строительству ратуши, дается описание ее частей и принадлежностей. Неизвестно, где находилось это здание и начале XVI века и было ли оно построено -- документы более позднего периода опять указывают на  необходимость его сооружения.[12; с.43]

Первые сведения о строительстве ратуши относятся к 1591 году. Известно, что это здание сильно пострадало в 1640 г. от пожара. Вновь отстроенная минская ратуша была значительным сооружением и имела выразительный архитектурный облик. В 1656 г. в одном из донесений царю московский воевода В. Яковлев отмечает, что она «...добре велика, каменная».

Чех Б. Таннер, побывавший в Минске в 1678 году, писал: «Главное украшение площади — ратуша, стоящая в середине, окруженная множеством лавок». В XVIII в. эта постройка сильно обветшала, но усилиями минского войта С. Буржинского она была в 1744 г. вновь восстановлена.[11; с.14]

После присоединения земель центральной Беларуси, в том числе Минска, к Российской империи губернским архитектором Ф. Крамером в конце XVIII в. здание ратуши перестраивается, ему придаются черты классицизма. Судя по проектным чертежам, это было прямоугольное сооружение, украшенное башней со шпилем. Его фасады имели скромную обработку, только выступающая средняя часть и торцы здания завершались портиками ионического ордера. Интересно, что конструкция башни ратуши, изображенной на проекте Ф. Крамера, не совпадает с ее видом на рисунке конца XVIII—начала XIX в. и более поздними обмерными чертежами. Видимо, по какой-то причине она не подверглась перестройке и сохранила черты эпохи барокко. Позднее, между 1825— 1835 годами, боковые портики ратуши были завершены фронтонами.

В конце XVIII—начале XIX в. в здании ратуши находились суд, магистрат и гауптвахта. Здесь в 30-х годах XIX в. разместилась музыкальная школа, которой руководил известный минский музыкант и педагог В. Стефанович. По праздничным дням на открытой галерее второго этажа ратуши часто играл городской оркестр.

Присвоив Минску в марте 1499 г. своею грамотой "на вечныя часы права нямецкае, што завецца майтборскiм", великий князь Александр Казимирович одновременно повелел горожанам "збудавацi Ратуш у рынку сваiм накладам i па магчымасцi найпрыгажэй аздобiць". То, что княжеский наказ не был позабыт и здание городской "майдебории" действительно не терялось среди многочисленных культовых строений центра, засвидетельствовал в своем дневнике чешский путешественник Б.Танер, посетивший Минск весной 1678 года: "Главное украшение площади - ратуша, прямоугольная в плане, окруженная множеством лавок. Здание увенчивает высокая башня с часами, колоколом и шлемообразной крышей, переходящей в шпиль с флюгером". [30; 21 мар.]

В начале XIX века новые власти в два счета "выкурили" из минской ратуши орган местного самоуправления и "прописали" в ней архив, а затем гауптвахту. К тому же само здание было существенно перестроено губернским архитектором Крамером - оно приобрело черты классицизма, частичному "обрезанию" подверглась башня. Но самое удивительное произошло со средневековыми ратушными часами - они просто-напросто исчезли.

Согласно одной из версий, часы "под шумок" прибрал к рукам кто-то из прибывших на новые земли российских помещиков. Решив удивить чем-нибудь соседей, он приказал крепостным воздвигнуть недалеко от усадьбы деревянную часовую башню "высотою до неба". А когда та была возведена под купол, и на ней уже установили "умыкнутый" с ратуши механизм, "вавилонская башня" вдруг рухнула, погребя под собою дюжину строителей. Первые городские часы при этом, как гласит молва, разбились вдребезги и восстановлению не подлежали.[28; с.133-134]

В 1851 г. городские власти приняли решение о сносе ратуши, но только в 1857 г. городская дума выделила деньги «на покупку снарядов для разборки ратушного здания». Формальным поводом для сноса ратуши послужило то, что она, «...занимая собой часть главной площади, стесняет ее и закрывает вид соборной церкви и вновь строящихся присутственных мест...» По воспоминаниям же современников, ратуша была уничтожена потому, что «напоминала жителям о старинных обычаях, о магдебургском праве». На решении о сносе ратуши стоит собственноручная резолюция Николая I.[28; с.133-134]

Строительство гостиного двора в Минске относится к концу XVIII веку. Это было массивное двухэтажное сооружение. Академик В. Севергин, побывавший в Минске в начале XIX в., называет его «изрядным». Постепенно корпус гостиного двора расширяется, к его стенам пристраиваются другие дома и лавки. Последняя, самая крупная реконструкция этого сооружения проводилась в начале XX века. Тогда был достроен третий этаж, а декор фасадов здания обработан в стиле модерн.

Сейчас комплекс бывшего гостиного двора и прилегающие к нему постройки—один из интересных памятников архитектуры Минска. Косвенно об этом свидетельствует и активная реставрация этого памятника на протяжении последних десяти лет. На этом сооружении можно изучать смену архитектурных стилей XIX—XX веков, эволюцию городской застройки. Хорошо сохранились и мощные контрфорсы конца XVIII века, элементы раннего и позднего классицизма, а также выразительная по стилистике орнаментация модерна.

После реконструкции в начале XX века в помещении бывшего гостиного двора разместились: отделение Азово-Донского коммерческого банка, купеческий клуб, крупные магазины. В годы первой мировой войны тут находился госпиталь и камерный театр.

Характерным образцом городской застройки указанного периода является Ш-образный комплекс двух-трехэтажных построек, состоявший из трех домов. Все три дома образовывали замкнутую композицию с двумя внутренними двориками, отделенными от улицы арками. Главный фасад комплекса, симметричный по композиции, во второй половине XIX века был украшен тремя равновеликими фронтонами.

В годы Великой Отечественной войны это интересное сооружение было серьезно повреждено. Последующие перестройки сильно исказили его прежний облик.

Решение об открытии в Минске доминиканского монастыря было принято в 1605 году. Тогда же из Вильно прибыли первые монахи, которые построили небольшую деревянную часовню. Вероятно, в это время и была сделана закладка каменных фундаментов костела и монастыря. В 1615 г. начались интенсивные работы по возведению монастырского комплекса, но сильный пожар нанес значительные повреждения зданиям и приостановил их строительство. В одном из документов 1623 года доминиканский костел упоминается как «недавно заложенный». Сохранились сведения о богатых фундушах и строительных работах 30—40-х годов XVII века.[20; с.42]

Исследователь Н. Щекотихин считал, что доминиканский костел и монастырь были закончены только во второй половине XVII века, но есть и другие данные: московский воевода Василий Арсеньев в 1656 году писал из Минска, что «...костел... добре велик, каменной и высок». [20; с.42]

Комплекс доминиканского монастыря в этот период играл роль одного из оборонных форпостов города. Проезжавшие через Минск путешественники отмечают великолепие и богатство доминиканского костела, бывшего в XVII в. главным католическим храмом городского центра, а стольник Петра I П. Толстой восхищался его органом.

Строительство каменного монастырского корпуса было завершено в 1703 году. Доминиканский монастырь находился на углу современных улиц Энгельса и Интернациональной. Параллельно Доминиканской улице (ныне улица Энгельса) возвышался корпус самого монастыря, а костел выходил главным фасадом на площадь Высокого рынка.

Монастырь—массивное трехэтажное сооружение (третий этаж был достроен в XIX в.) с резко выраженными мощными карнизами — примыкал под прямым углом к апсиде и окончанию бокового нефа костела и сливался с ним в единый монументальный массив. Фасады монастыря, практически лишенные декора, своими простыми формами служили лишь своеобразным фоном для более детализированной архитектуры здания костела.

Доминиканский костел имел вид большой двухбашенной трехнефной базилики с прямоугольной апсидой. Декоративная обработка боковых фасадов костела очень лаконична. Они имели пропорциональное горизонтальное членение, выраженное при помощи широких плоских пилястр и полуциркульных проемов окон. На главном фасаде выделялся пластичный фронтон криволинейного очертания. Большинство декоративных элементов, украшавших фасад,—пилястры, оконные наличники, лепные рельефные украшения, вероятно, относятся к концу XVII—XVIII в. Монастырский комплекс был окружен высокой каменной стеной с брамой-звонницей.

Монастырь доминиканцев функционировал в Минске до 1843 года, затем в его помещениях разместилась католическая семинария. После 1869 года это сооружение использовалось под склады и казармы. Во время Великой Отечественной войны монастырский комплекс получил ряд повреждений и в начале 1950-х годов был разобран.

Ансамбль униатских монастырей был заложен в начале XVII века. Первоосновой его явилась деревянная православная церковь, построенная в XVI веке. В 1617 году для монастыря был выделен «пляц пустый, до церкви светого духа, в рынку против ратуша лежачый». Строительство монастырского комплекса велось на протяжении почти полувека. [18; с.15]

Женский монастырь был заложен позже—в 1652 году. Он создается по инициативе митрополита Антония Селявы. Монастыри окончательно сформировались как архитектурный ансамбль в 50-х годах XVII века.

О первоначальном облике монастырских зданий известно очень мало. Хорошо сохранившийся корпус женского монастыря (жилой дом по улице Энгельса, сейчас практически лишен декора, хотя на плане монастырского комплекса 1799 года просматриваются пилястры, которыми был расчленен его фасад. Крытый каменный переход, соединявший церковь св. Духа с женским монастырем, представлял собой арочную конструкцию, разделенную широкой парадной брамой. Переход имел маленькие окна-бойницы, расположенные над аркадой.

Самым интересным сооружением всего монастырского комплекса являлось здание каменной церкви. Это был однонефный безбашенный храм с пятигранной апсидой, перекрытый цилиндрическим сводом с распалубками, укрепленным подпружными арками, опирающимися на массивные внутренние контрфорсы. В архитектуре церкви были использованы элементы готики, но главный западный фасад представлял собой легкую ярусную композицию, выполненную под влиянием северного Ренессанса.

Промежутки между пилястрами фронтона и плоские арочные ниши были заполнены фресками с изображениями святых. Аналогичный прием синтеза архитектуры и монументально-декоративной живописи практически не встречается в культовой архитектуре Европы и является спецификой зодчества Беларуси в эпоху Ренессанса.

Современников церковь св. Духа поражала своим великолепием. Стольник П. Толстой в 1697 году писал: «В том монастыре церковь каменная великая, в которой своды изрядные, каких сводов мало в Польше обретается в каменном строении». [18; с.14]

В XVII — XVIII веках. при монастыре св. Духа существовала школа (основана в 1633 г.), где изучались греческий, латинский, старославянский, белорусский и польский языки. Сохранились сведения о монастырской типографии начала XVII века. По-видимому, она долго не функционировала, так как в 1790 года специальным указом польский король Станислав Август Понятовский дал разрешение на повторную организацию типографии при этом монастыре. Во второй половине XIX века облик монастырского комплекса был сильно искажен частыми перестройками.

В 1795 году униатские монастыри св. Духа были закрыты, а церковь отдана под кафедральный Петропавловский собор. До 1799 года в зданиях монастырского комплекса размещалась резиденция православного архиепископа, а затем в здание бывшего мужского монастыря было переведено Минское дворянское училище, которое в  1803 году преобразовывается в гимназию. [Прил., ил.25]

В 1801 году к зданию гимназии пристраивается двухэтажный флигель, где с 1803 по 1817 годы находился частный городской театр. В Минской гимназии в начале XIX века учились композитор С. Монюшко, один из первых польских поэтов-романтиков Т. Зан, антрополог Ф. Худинский, астроном М. Грушневич.

После пожара 1835 года комплекс бывших униатских монастырей перестраивается и, кроме корпуса бывшего женского монастыря, полностью утрачивает свой прежний вид, хотя конструктивные особенности старых построек легли в основу вновь проектируемых зданий. Такими зданиями явились Петропавловский собор и присутственные места.

Петропавловский собор был спроектирован на основе бывшей церкви св. Духа в 40-х годах XIX века. К главному фасаду здания церкви пристраивается колокольня, которая завершалась вверху двумя небольшими башенками. В 1893 г. Петропавловский собор был перестроен еще раз, а в 1937 г. разобран. [Прил., ил.25]

После пожара 1835 г. здание гимназии было решено перестроить, чтобы приспособить для присутственных мест. В 1840 году архитектором К. Хрищановичем составляется проект перестройки, в котором за основу проектируемого сооружения принимаются конструктивные особенности бывшего монастырского корпуса XVII века.

Перестройка была завершена к 1852 г. Здание присутственных мест с незначительными изменениями сохранилось до нашего времени (Дом профсоюзов, площадь Свободы). В 80-х годах XIX в. здесь размещалось несколько казенных учреждений: окружной суд, губернское правление.

Мужской бернардинский монастырь был построен в Минске в первой половине XVII века. Как считал поэт и критик В. Сырокомля, его сооружение относится к 1624 году (по другим источникам — к 1628). Побывавший в монастыре в 1697 г. стольник П. Толстой отмечает, что его каменный костел «... небогатого строения». В XVIII века этот архитектурный комплекс, вероятно, подвергался значительной перестройке, в результате которой был обновлен его декор. Ансамбль мужского бернардинского монастыря слагался из зданий костела, монастыря и ряда хозяйственных построек. [22; с.54-55]

Здание монастыря представляет собой замкнутое прямоугольное двухэтажное сооружение с небольшим  внутренним двориком, приближающееся в плане к квадрату и примыкающее к боковому нефу костела. Все фасады монастыря декорированы широкими плоскими пилястрами.

Костел бернардинцев по своим формам и плану очень близок к минскому доминиканскому костелу, что свидетельствует примерно об одном и том же времени их сооружения. Основное отличие этих двух строений можно найти лишь в конструкции апсиды—в бернардинском костеле она не прямоугольная, а многогранная и выглядит более легкой. Боковые фасады здания расчленены пилястрами и завершаются вверху резко выделенными карнизами. О том, как выглядел главный фасад храма, судить сейчас довольно трудно — он был сильно искажен перестройками во второй половине XIX века. Хорошо сохранился монументальный портал, над которым находится высокое окно с трехлопастной аркой вверху. Всю композицию фасада венчал фигурный фронтон, разрушенный во второй половине XIX века.

В начале XIX века у костела со стороны площади Высокого рынка были сооружены охватившие здание полукругом торговые ряды—«Виленчуки», удачно дополнившие архитектурный облик монастыря бернардинов.

С тыльной стороны бывшего костёла бернардинского монастыря, вдоль улицы Герцена сохранилась часть торговых рядов. Как показали археологические раскопки, в средневековье на этом месте было кладбище. В конце 18 века к монастырской ограде стали пристраивать небольшие магазины, которые позже объединились в один комплекс и стали называться «бернардинские крамы». На протяжении всего 19 века торговые ряды неоднократно достраивались и расширялись и в конце того же века получили новое название – Виленчуки. [37; 14 янв.]

Эти торговые ряды в годы Великой Отечественной войны были сильно повреждены и сохранился лишь небольшой их фрагмент. На сегодняшний день они восстановлены, но утратили своё первоначальное предназначение. Сейчас там находится пивной ресторан. [Прил., ил.18]

В 1868 году бернардинский монастырь был упразднен, а его помещения переданы архиву присутственных мест и управлению Минского уездного воинского начальника. Во второй половине XIX — XX веков здесь находились различные архивы, а с 1969 года разместился Центральный государственный архив революции БССР.

Женский бернардинский монастырь был основан в первой половине XVII века. По мнению В. Сырокомли, строительство каменных костела и монастыря закончилось к 1642 году. Стольник П. Толстой, посетивший костел бернардинок в 1697 году, писал, что в нем «...играли на органах на хорах и пели зело предивно». [37; 14 мар.]

По-видимому, в XVIII веке комплекс монастыря перестраивается. Вероятно, тогда и были достроены две высокие башни и переделан главный фасад костела.

Архитектурный ансамбль женского бернардинского монастыря включал костел, жилые и хозяйственные постройки. Здание монастыря, как и у бернардинов, имеет замкнутую конструкцию в виде почти правильного квадрата с небольшим внутренним двориком. Его фасады сейчас имеют гладкую поверхность и лишены каких-либо украшений.

Костел женского бернардинского монастыря—двух-башенная трехнефная базилика с небольшой граненой апсидой. В результате ряда перестроек, произведенных во второй половине XIX века многие декоративные элементы главного фасада костела были утрачены: в нижнем ярусе пробиты новые окна, разрушен портал. При внимательном осмотре фигурного фронтона в его центре можно заметить следы ниши.

В 1852 году женский бернардинский монастырь был упразднен, и в его помещениях разместился православный монастырь св. Духа. После подавления восстания 1863 года под предводительством К. Калиновского в бывшем женском бернардинском монастыре несколько лет содержались многие его участники, работала следственная комиссия. Сейчас в здании бывшего костела размещается православный кафедральный собор.

Дом Гайдукевича, в котором в первой половине XIX века находилось Дворянское собрание, стоял на правой стороне Школьной улицы, на углу площади Высокого рынка. Сохранились сведения о проходивших в зале Дворянского собрании театральных спектаклях.

В середине XIX в. Дворянское собрание было переведено в новое здание на Петропавловской улице (ныне улица Энгельса). Дом Гайдукевича был разрушен в первые дни Великой Отечественной войны.

Иезуиты появились в Минске в середине XVII века. Их резиденцией была усадьба богатого мещанина Егора Гегера, расположенная в самом центре города на площади Высокого рынка. Усадьба находилась на месте нынешнего дома по улице Революционной. Она была куплена смоленским епископом И. Сангушко за 6000 злотых и подарена ордену в 1654 года. [39; с.43]

Коллегиум иезуитов окружала высокая каменная стена с несколькими брамами. Во дворе находились хозяйственные постройки: конюшня, бровар, амбар и другие постройки. На Койдановскую улицу (ныне Революционная) выходила лавка, на окнах которой были железные решетки.

Наиболее выразительным сооружением всей усадьбы был жилой дом — небольшой каменный двухэтажный палац, обращенный главным фасадом на площадь. Строители дома уделили много внимания декоративным элементам: резные дубовые двери украшали кованые железные завесы, ручки и замки; четырехстворчатые окна в оловянных переплетах были обрамлены резными рамами со ставнями.

Над крышей возвышались три железных позолоченных флюгера, изображавших Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона. Кровлю главного входа украшал еще один флюгер в виде сказочной феи Мелузины, играющей на лютне. Потолки в доме были расписаны. Разноцветные изразцовые печи голландского типа и камины образовывали довольно сложную систему отопления. Во всех комнатах стояла резная мебель. Жилой дом, как и все остальные постройки усадьбы, был покрыт гонтом.

Постепенно иезуиты расширяли свои владения. Построенная ранее деревянная часовня была заменена небольшим каменным костелом, который упоминается в дневниках стольника П. Толстого. В 1678 года иезуиты покупают еще один дом, а в 1683 года специальным решением Варшавского сейма за коллегиумом закрепляется ряд фундушей.

Получив поддержку местной магнатской верхушки, иезуиты начинают перестраивать свою резиденцию. В 1699 году была построена новая школа (ныне здание музыкальной школы на площади Свободы), а уже в 1700 году рядом с ней было начато строительство костела Иисуса, Марии и св. Барбары. Бушевавшая в Европе Северная война и частые захваты Минска воюющими сторонами не помешали в 1710 году освятить новый костел. Дальнейшая его отделка и достройка продолжалась еще довольно долго, а башни были закончены только к 1730 году.

Последним этапом формирования ансамбля стало сооружение нового здания самого коллегиума, которое было окончательно завершено к 1750 году.

В XVII—начале XVIII веков иезуиты, постепенно вытеснив православные братства, захватили в свои руки всю систему образования в Минске. Начиная с 1682 г. они преподают в своей школе риторику, поэзию, синтаксис и грамматику. Позднее в курс обучения были введены теология, древнееврейский язык, этика, математика, физика, логика и метафизика. Сохранились сведения о существовании при коллегиуме в XVII—XVIII веках школьного театра. [29;52]

После упразднения ордена иезуитов и в связи с реформой просвещения на территории Речи Посполитой иезуитская школа в 1773 году была преобразована в светскую шестиклассную школу, подчиненную «Адукацыйнай камicii».

В конце XVIII века в здании школы размещается резиденция губернатора, которая находилась здесь до 1917 года. Школа, переименованная в дворянское училище, в 1799 года была переведена в корпус бывшего мужского базилианского монастыря.

С 1799 года в здании бывшего иезуитского коллегиума находились присутственные места, а с 1852 по 1917 года - казенная палата.

На рубеже XVIII—XIX веков наблюдается активное оживление театральной жизни Минска. Сюда приезжает известный польский актер и режиссер А.Ш. Жуковский, который формирует здесь труппу и несколько лет дает представления.

С 1797 по 1805 г. в городе работает антреприза под руководством талантливого артиста и администратора М. Кажинского. Вероятнее всего М. Кажинский пользовался помещением театрального зала в здании гимназии, так как в это время других помещений, приспособленных под театр, в Минске не было:

После ликвидации в 1817 года театра в здании гимназии театральные постановки проходили в небольшом зале дома Гайдукевича. Город остро нуждался в специальном театральном сооружении, поэтому, как писал В. Сырокомля, в 1825 году одно из зданий на Высоком рынке было«отреставрировано» под театр. Здесь выступал со своей труппой известный польский артист К. Скибинский. 30 мая 1835 года театр сгорел. После пожара здание театра было восстановлено, а для представления использовались декорации и костюмы домашнего театра Тышкевичей из Логойска. [38; 5 янв.]

К 1840 году антрепренером минского городского театра становится Ян Хелмиковский, который сыграл значительную роль в развитии профессионального театрального искусства в Белоруссии первой половины XIX века.

С 1847 до 1851 года представления проходили в ратушном театре, а помещение старого театра использовалось для выступлений гастролировавших в Минске трупп. После принятия решения о сносе ратуши театральные представления возобновляются в прежнем здании. [Прил., ил.33]

Дом Масонов построен в самом начале 19 века и привлекает богатством и декоративностью фасадов. Легенда связывает его с минской масонской ложей «Северный факел». Будто бы первоначально в доме не было окон, а в ниши просто было вставлено стекло, что соответствовало обычаям масонов не афишировать свою внутреннюю жизнь. Даже план здания, напоминает латинский крест, связывали с традициями «вольных каменщиков». Хотя на самом деле ни одна из минских лож не имела к дому никакого отношения, название закрепилось за ним навсегда. [37; 11 фев.]

Если вспомнить об улицах, которые были расположены в административном центре Минска, можно отметить такие, как Доминиканская, Козьмодемьяновская, Сборовая, Воскресенская. В середине XIX века белорусско-польский поэт Владислав Сырокомля в очерке, посвященном Минску, писал: «В 1673 году Тодор Ванькович, минский стольник, основал тут орден францисканцев. Орден этот уже имел в городе монастырь на одной из главных улиц, которая еще недавно называлась Францисканской…» На самом деле монастырь, о котором идет речь, был заложен в 1680 году Теодором Каролем Горским. Он пожертвовал для этих целей участок земли для строительства костела и монастыря. [37; 4 мая]

Последний был возведен на углу улицы, названной Францисканской, и Юрьевской (она проходила между нынешним проспектом Скорины и Интернациональной с одной стороны, и между современными улицами Ленина и Янки Купалы – с другой). Сегодня приблизительно на месте монастыря францисканцев находится здание Беларусбанка на Ленина. В XVIII столетии его территорию окружал забор с двумя брамами (воротами). Внутри этой ограды были разбиты большой огород и фруктовый сад. На улицу Францисканскую главным фасадом выходил деревянный костел Святого Антония. В 1798 году монастырь был переведен в другое здание, а в 1832-м его закрыли.

Позже здесь размещалась минская католическая семинария, переехавшая затем в помещения бывшего храма доминиканцев. Во второй половине XIX века здание францисканского монастыря подверглось реконструкции. После этого здесь находилась минская городская управа и дума. В начале XX столетия в одном здании с ней находились также управление первой полицейской части и городской сиротский суд. А кроме того, писчебумажный и галантерейный магазин Шапиро, открытый еще в 1854 году.

К середине XIX века Францисканская, связывавшая главную улицу Минска – Захарьевскую – с административным центром города – Соборной площадью, становится одним из наиболее оживленных мест города. Ее, как указывает в том же очерке Сырокомля, «украшает множество магазинов, торговых учреждений и здание гимназии, основанной в 1844 году архитектором Хрищановичем. Улица эта чудесная, широкая, почти целиком застроенная аккуратными каменными домами». [44; с.60]

До большого пожара 1835 года, охватившего Верхний город, мужская правительственная гимназия, основанная в 1803 году, размещалась на Соборной площади. Стихия сильно повредила ее здание, и власти приняли решение о возведении нового. На эти цели было выделено 22 тысячи рублей, и в 1848 году строительство завершилось. В конце XIX столетия в гимназии обучалось 510 мальчиков и юношей, а в 1913 – уже 640. Учебное заведение имело собственную церковь, библиотеку, флигель для прислуги и фруктовый сад. До наших дней здание гимназии не сохранилось. Сегодня на его месте – жилые дома № 7, 9 и 11 на улице Ленина.

Одним из старейших зданий на Францисканской была еврейская больница, основанная в 1828 году (теперь в ее помещениях размещается 3-я городская клиническая больница имени Клумова). В начале XIX века ей принадлежал двухэтажный каменный особняк на 65 мест. К концу столетия на больничном дворе возвели деревянные здания инфекционного отделения и родильного приюта. Позже, в 1912 – 1914 годах медицинское учреждение существенно расширилось, в новых корпусах открылись инфекционное отделение, аптека, глазная и общая амбулатории, контора, психиатрическое отделение на 70 мест.

Во второй половине XIX века за улицей Францисканской прочно закрепляется новое название – Губернаторская. В 1893 году, согласно документам минской думской комиссии, ее протяженность (от Соборной площади до улицы Подгорной) составляла 205 сажень (около 430 метров), а ширина местами доходила до 5,5 сажени (или 11,5 метра). Улица имела булыжную мостовую и освещалась газовыми фонарями, а с 1895 года – электричеством.

Украшением Губернаторской было четырехэтажное здание почтово-телеграфной конторы. Здесь же располагалась и телефонная станция. К сожалению, эта красивая достопримечательность города не сохранилась. [Прил., ил.38]

После реконструкции 1908 года самым высоким сооружением не только улицы, но и всего города стала гостиница «Европа». Ее владельцами числились братья Григорий и Яков Поляки. Одним из своих фасадов отель выходил на Соборную площадь (сегодня на его ме

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Топография г. Минска в XIX–начале XX вв.". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 663

Другие дипломные работы по специальности "Строительство":

Разработка инвестиционно-строительного проекта жилищно-коммерчкеского комплекса

Смотреть работу >>

Ремонт оштукатуренных поверхностей

Смотреть работу >>

Проект по монтажу системы отопления двухэтажного коттеджа

Смотреть работу >>

Технология строительного производства

Смотреть работу >>

Технология нанесения современных видов штукатурок

Смотреть работу >>