Дипломная работа на тему "Влияние церковной благотворительности на развитие и становление социальной работы на Урале"

ГлавнаяСоциология → Влияние церковной благотворительности на развитие и становление социальной работы на Урале




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Влияние церковной благотворительности на развитие и становление социальной работы на Урале":


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра управления и социальной работы

СГИ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ВЛИЯНИЕ ЦЕРКОВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРАЛЕ

Студент ки 5 курса факультета

управления и социальной работы

Корлюга Ариадны Витальевны

Научный руководитель:

канд. ист. н., доцент Кириллова Л. И.

Рецензент:

канд. пед. н., доцент Окань Г. И.

Нижний Тагил

2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

Заказать дипломную - rosdiplomnaya.com

Оригинальное выполнение дипломных проектов под заказ в Ростове-на-Дону и в других городах РФ.

Введение

Глава 1. Теоретический аспект изучения Православной благотворительности в истории становления социальной работы.

1.1  Понятие и сущность церковной благотворительности

1.2  Исторический аспект развития Церковной благотворительности на Урале.

Глава 2. Анализ благотворительной деятельности в православной Церкви на современном этапе (в практике Свято-Троицкого Архиерейского подворья города Нижний Тагил)

2.1 Традиции православной благотворительности в Свято-Троицком Архиерейском подворье

2.2 Анализ деятельности специалиста социальной работы в Свято-Троицком Архиерейском подворье Свято-Троицкой православной церкви

2.3 Рекомендации

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

«Матерью благотворительности является религия»

Э. Эндрюсс

Издавна русская земля славится благотворительностью и милосердием, тем, что называется помощью ближнему своему и состраданием. Всем известны имена Третьяковых, Морозовых и Мамонтовых, чьи судьбы и деяния не сходят с уст вот уже несколько поколений.

В настоящее время общество и власть в нашей стране делают попытки стать партнерами. Безусловно, благотворительность как традиционно российское явление является одним из важнейших методов, способствующих построению гражданского общества. Именно благотворительность, являющаяся сознательной деятельностью граждан, не понуждаемых к этому государством, и есть фактор, способствующий преодолению разобщенности разных слоев общества, сглаживанию социальных противоречий. Благотворительность, это то, что присуще гражданскому обществу [46]. Взаимодействие гражданского общества и государства в вопросах благотворительности должно заключаться в создании последним условий, поощряющих благотворительность.

Для того чтобы благотворительность была эффективной, она должна носить планомерный, целенаправленный, адресный характер. В настоящее время она носит некий дежурный характер и заключается в задаривании по праздникам «продовольственными наборами» или проходит в виде рекламных акций.

Исторический опыт нашей страны богат вдохновляющими примерами милосердия, сострадания и человеколюбия. Вместе с тем он заставляет задуматься о глубинных изъянах в системе социальной защиты населения. У благотворительности много форм и обликов. Самая высокая - самопожертвование «жизнь свою за други своя». Однако самая привычная для нас конкретная, бытовая благотворительность – это делать добро отдельным людям и человеческим сообществам – общине, городу, целой стране. В России есть давно сложившиеся традиции благотворительности и ее направления. Их деятельность была связана со строительством, учреждением и содержанием больниц, приютов, училищ, школ, общин, бесплатных библиотек, музеев, храмов или же с накоплением художественных сокровищ, отечественных и иностранных, которые они отдавали в распоряжение всего общества [4,64].

Их благотворительность была направлена в помощь старым, больным, убогим, сирым и малым. Это была побуждающая и взыскующая поддержка тех, кто способен стать на ноги и дальше помогать себе и другим, радение о приумножении народного богатства и духовного достояния.

Богата традициями благотворительности и история Урала – края, который стал известен и всегда преумножал славу России своими несметными горными богатствами и заводами-богатырями. Во все времена не менее щедра была уральская земля и бескорыстными, отзывчивыми людьми, готовыми придти на помощь каждому, кто в ней нуждается.

Учение православного христианства о спасении души, о человеколюбии явилось одной из важнейших предпосылок становления культуры благотворения россиян. Лучше всего об истоках русской благотворительности сказал историк В. О.Ключевский: «Человеколюбие у наших предков было то же, что и нищелюбие, и любить ближнего, значило, прежде всего – накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность считалась нужной не столько для благотворимых, сколько для благотворящих – для их нравственного здоровья, для поднятия уровня их нравственного совершенствования и как средство для обеспечения хорошего будущего в загробной жизни»[17,88]. Оказание помощи обездоленным, отеческое попечение о подданных стали нравственной обязанностью каждого имущего человека.

Церковная благотворительность сегодня имеет более сложную структуру, в которую к тому же входят и те многопрофильные благотворительные учреждения, организации и фонды, которые оказывают социальную помощь по многим направлениям – от материальной до психолого-педагогической.

В своем выступлении на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (13-16.08.2000) Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий подчеркнул, что в Православии милосердие — это не жалость, а образ жизни церковного организма. Он рассказал о деятельности Церкви в области благотворительности. Сегодня у Церкви на попечении находятся больницы и детские дома, дома престарелых, и психиатрические диспансеры, созданы патронажные службы. Через учреждения, находящиеся под попечением Церкви, проходят десятки и сотни тысяч больных и нуждающихся в помощи. Во многих епархиях налажена работа в области милосердия и благотворительности, действуют соответствующие епархиальные учреждения [55].

По истории православной благотворительности опубликовано большое количество работ известных авторов, таких как: К. В.Кузьмин, Б. А.Сутырин, П. Д.Павленок, Е. И.Холостова, М. В.Фирсов (серия исследований по истории социальной работы в России), В. И. Курбатов. Исследованием понятия «социальная справедливость» занимались В. И. Жукова, В. Е. Давидович, А. И. Лященко. Исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стог в работе «Об общественном призрении». Проблемами источниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева. Дело, начатое в XIX веке В. Межовым, продолжили Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие. Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов.

Церковь испокон веков стояла у истоков благотворительности. Православная церковь уделяла и уделяет внимание тем проблемам, которыми сегодня занимаются специалисты социальной работы. Церковь по-прежнему играет большую роль в развитии благотворительности и имеет практическую значимость в ее реализации.

Цель: Изучение опыта церковной благотворительности на примере Свято - Троицкого Архиерейского подворья и влияние его на развитие и становление социальной работы на Урале.

Объект: Особенности благотворительной деятельности Свято-Троицкого Архиерейского подворья.

Предмет: Церковная благотворительность Свято-Троицкого Архиерейского подворья.

Задачи:

1.  Изучить литературу по заданной теме.

2.  Раскрыть влияние церковной благотворительности на развитие социальной работы на Урале.

3.  Описать особенности церковной благотворительной деятельности Свято-Троицкого храма (г. Нижний Тагил).

4.  проанализировать деятельность специалиста социальной работы в Свято-Троицком Архиерейском подворье.

Гипотеза:

На развитие и становление социальной работы будут влиять: Изучение опыта благотворительной деятельности в Свято-Троицком Архиерейском подворье, что будет способствовать улучшению таких профессиональных качеств специалистов социальной работы, как милосердие, терпимость и духовность.

Методологической основой является комплекс теоретических и практических методов, таких как:

Общелогические - анализ литературы по заявленной теме, обобщение, сравнение, синтез данных для глубокого и полного отражения имеющихся тенденций, подходов, взаимосвязей с другими явлениями и процессами, объектами, взаимодействующими с православными традициями, возможностями применения их в мирской практике.

Общенаучные теоретический анализ социальных исследований, а так же изучение и обобщение опыта связанного с различными научными подходами к изучению влияния церковной благотворительности на развитие социальной работы.

Исторические влияние исторического наследия на развитие современных процессов в практике социальной работы.

Социологические анализ документов, наблюдение, беседа, обобщение опыта работы.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения православной благотворительности.

Во второй главе дается анализ благотворительной деятельности в Свято-Троицком Архиерейском подворье, рассматривается благотворительная деятельность храма по окормлению заключенных.

Глава 1. Теоретический аспект изучения Православной благотворительности в истории становления социальной работы

1.1  Понятие и сущность церковной благотворительности

«Спешите делать добро»

( «святой доктор» Федор Гааз)

В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля, «благотворительность» трактуется как «свойство, качество благотворящего», это определение подходит отдельной личности, а вот определение понятия «благотворение» имеет более широкий, философский смысл – «благодеяние, добродейство, делание добра» [7,102]. Именно это содержание вкладывается в современное слово «благотворительность». В Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки упоминается эта истинно человеческая деятельность, [12] однако, как говорят сохранившиеся свидетельства, «делание добра» происходило и в доевангельские времена.

Зарождение благотворительности связывается с принятием христианства на Руси в 988 году. Киевский князь Владимир Уставом 996г определил категории призреваемых. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. Законодательством этого времени повелевалось помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным «кормовые» деньги, устраивать госпитали для незаконнорожденных, заботиться о призрении воинских чинов.

В одиннадцатом веке Православная церковь взяла под контроль жизнь общества, а также благотворительность. Церковь впервые начала собирать подаяния для тех, кто не мог прокормиться. В период голода она продавала дорогие предметы утвари, и полученные средства тратила на пропитание нуждающихся, а также выкуп пленных. Церковь имела целую сеть социальных институтов:

1.  Заведения для стариков.

2.  Заведения для содержания бедных.

3.  Заведения для содержания больных.

4.  Заведения для содержания сирот.

5.  Заведения для воспитания и обучения юношества.

Можно говорить о том, что именно церковь заложила основы, а впоследствии и укрепила позиции социальной работы на Руси. В целом же церковная практика социальной помощи с первых лет христианства до становления государственности на Руси развивалась по двум направлениям: помощь через монастыри; помощь через приходы.

Монастыри на Руси выполняли четыре основные функции, связанные с социальной работой

1.  Лечение.

2.  Обеспечение неимущих (милостыня).

3.  Обучение грамоте.

Во второй половине 18 века появляется новое для России понятие – «общественное призрение».

Призреть т. е. обратить взор со вниманием, участием, сочувствием, милосердием; дать кому-либо приют и пропитание. Цель призрения – разумное и организованное обеспечение нуждающихся необходимым и предупреждение нищеты. Общественное понималось Екатериной II как государственное. Квалифицируя благотворительность как частный случай призрения, его «начальную форму», россияне до начала 20 века употребляли понятие «государственный» и «общественный», как синонимы даже в учебной литературе.

Основными направлениями в благотворительности в России являлись: правительственная; церковная; земская; общественная; частная.

Эти направления могли взаимодействовать как в целом в государстве, так и в отдельных регионах.

Все благотворительные заведения по своему назначению разделялись на пять типов:

1.  Призрения (детей и взрослых).

2.  Дешевого и бесплатного проживания.

3.  Дешевого и бесплатного пропитания.

4.  Трудовой помощи.

5.  Лечебной помощи.

Помощь нуждающимся оказывалась в разных формах:

1.  Принятие сирот на казенное содержание, в училищах.

2.  Определение вдов и сирот женского пола в просвирни при церквях.

3.  Престарелые священнослужители получали пенсии от процентов с капитала.

Материалы “Свода Законов” свидетельствуют о том, что в России в конце XIX - нач. XX вв. была сформирована вполне определенная, разветвленная система общественного призрения и социальной помощи. Направления этой помощи были разнообразными - это и бесплатное медицинское обеспечение, и детское призрение, и забота о старости, и призрение неимущих из числа разных слоев общества и т. п. В организации ее принимали участие правительство, государственные, общественные учреждения и организации, включая благотворительные, как в центре, так и на местах. Особая роль возлагалась в этом на приказы общественного призрения, земские учреждения, духовное ведомство [38,97].

С религиозным чувством напрямую были связаны благотворительность и пожертвования.

Обязательность пожертвований провозглашалась православием, а для богатых эта обязанность усугублялась по причине греховности богатства. Видимо поэтому стремление избежать внутреннего душевного разлада, жить в согласии со своей совестью, усиленное строгим воспитанием и религиозными представлениями о душе в потустороннем мире, было главной побудительной причиной расцвета купеческого меценатства. В этой деятельности проявлялась попытка совместить реальные жизненные дела и стремление к спасению души. Несомненно, были и другие причины: богатство и честолюбие, стремление выделиться, заслужить милости двора, жажда почестей и наград, льгот и привилегий. В сословном государстве при приоритетном положении дворянства благотворительность и храмосозидание являлись для русских предпринимателей именно той сферой, где они могли получить общественное признание. Однако главной движущей силой оставались внутренние мотивы, желание и потребность творения блага, добра, осознание своей ответственности перед обществом [6,33].

В невероятно трудных условиях Церкви приходилось и приходится совершать свой путь, восстанавливая в полном объеме исконно присущие ей формы служения, одной из которых является диакония, дела милосердия и благотворительности. Данная сфера церковного свидетельства многопланова и многогранна: оказание материальной помощи; социально-медицинский патронаж в домах ребенка, больницах и хосписах; социальная работа с престарелыми, осужденными, наркоманами и алкоголиками; оказание помощи мигрантам и жертвам стихийных бедствий. Традиционно данные направления диаконического служения Русской Православной Церкви осуществляются на уровне приходов, монастырей и епархий. Церковная благотворительность сегодня имеет более сложную структуру, в которую входят и многопрофильные благотворительные учреждения, организации и фонды, которые оказывают социальную помощь по многим направлениям – от материальной до психолого-педагогической. Часто люди сталкиваются с такими проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Эти проблемы призваны решать, и решают церковно - и священнослужители, а также церковные социальные работники. Помимо человеческого и психологического факторов, здесь важно учесть то принципиальное отличие церковной благотворительности от социальной работы, осуществляемой государством и общественными организациями, которое касается мотивации: в Православии - милосердие — это не жалость, это образ жизни целого церковного организма, в котором отсутствуют прагматические критерии [40, 384].

Милосердие — это состояние, когда милосердным человек становится не во имя себя или даже другого, не из-за почета и уважения, а ради Христа. Именно эта идея является сердцевиной, средоточием и фундаментом процесса возрождения и развития церковной благотворительности, и это связывается в сознании верующих не только с традициями социального служения Церкви, вопросами христианской нравственности, аскетики, но и с новым осмыслением проблемы человека в современном мире, с переосмыслением социального контекста богословия [28, 228].

Сейчас Церковь несёт большое социальное служение, к сожалению, она не имеет больших возможностей и прав. Церковь почти вне закона, и всё-таки она пытается в союзе с предпринимателями помогать бедным в их делах и скорбях. Всегда были бедные, и всегда были богатые. Богатство дано Богом человеку для того, чтобы он помогал бедным. А бедный для того и беден, чтобы помогать богатым совершать дела милосердия [28, 211].

Одним из первых в 1991 году был образован отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата (ОЦБСС МП). Он призван заниматься организацией, координированием и развитием социального служения на приходском, епархиальном и общецерковном уровнях на канонической территории Русской Православной Церкви. В межсоборный период синодальный Отдел продолжает осуществлять взаимодействие с Министерством здравоохранения РФ, Министерством труда и социального развития РФ, Комиссией по вопросам гуманитарной и экономической помощи при Правительстве Российской Федерации, Комитетом по взаимодействию с религиозными организациями Правительства Москвы и рядом администраций субъектов Федерации. Главным результатом работы комиссии явилось подписанное Святейшим Патриархом Алексием и Министром здравоохранения РФ Ю. Л. Шевченко новое Соглашение о сотрудничестве между Минздравом РФ и Московской Патриархией (приложение № 9). В данном Соглашении, подписанном 5 марта 2003 г., обозначены основные направления, формы и методы взаимодействия лечебных учреждений и канонических подразделений Русской Православной Церкви. Кроме того, благодаря усилиям и работе членов Комиссии были достигнуты следующие результаты:

— подготовлено принятое 11 августа 2003 г. Постановление Правительства Российской Федерации № 485 «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности». Данным Постановлением Правительства РФ существенно сокращен список социальных показаний для искусственного прерывания беременности.

— в рамках деятельности Комиссии создана рабочая группа по изучению опыта взаимодействия медицинских и религиозных организаций в сфере оказания помощи лицам, страдающим алкоголизмом и наркоманией;

По инициативе Министерства здравоохранения РФ труды целого ряда представителей Русской Православной Церкви, среди которых иерархи, клирики и миряне, были отмечены медалью «За заслуги перед отечественным здравоохранением».

В настоящее время наряду с государственной системой социальной защиты дошкольников и школьников (детскими садами, яслями, детскими домами и интернатами, коррекционными школами) существует исторически закрепленная система социальной защиты подрастающего поколения. В ее структуру входят приходские и монастырские приюты, ремесленные и воскресные школы, культурно-образовательные учреждения, профильные учебные заведения.

Сегодня во многих епархиях сироты получают кров, воспитание и образование в десятках приходских и монастырских приютах. Богатый опыт в этой сфере социальной работы накоплен в Белгородской, Владимирской, Иваново-Вознесенской, Костромской, Минской, Московской, Оренбургской, Санкт-Петербургской и Ярославской епархиях. Широкую известность получила деятельность целого ряда детских приютов Москвы и Хотьковского Покровского монастыря.

В течение столетий Церковь поддерживала и опекала престарелых и инвалидов. Традиционной формой социального попечительства над пожилыми людьми, не способными в полной мере осуществлять свои права и выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, является функционирование системы богаделен и патронажных служб.

Кроме того, созданный Отделом Экспериментально-методический центр «Патронажная служба» опекает ежегодно более трехсот человек на дому и в стационарах социальной сферы.

Аналогичная работа по попечению стариков проводится в Йошкар-Олинской, Рязанской, Костромской, Белгородской, Минской, Екатеринбургской, Иваново-Вознесенской, Санкт-Петербургской, Пинской, Московской, Брянской, Самарской, Ставропольской, Владимирской. Ярославской и других епархиях. Однако надо отметить, что в целом число богаделен ничтожно мало. Кроме того, известны случаи, когда пребывание в богадельне должно оплачиваться теми, кто в ней проживает. При таком подходе вряд ли богадельню можно назвать благотворительным учреждением или богоугодным заведением, поскольку бедным старикам доступ в платную богадельню закрыт.

Кроме того, представляется важным рассмотрение вопроса о создании общецерковной по своему статусу и финансированию богадельни для заштатных архиереев и священнослужителей, которые, порой, в нищете и одиночестве доживают свой век.

Многие из вынужденных переселенцев обращаются за помощью в Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата. С каждым из них проводится беседа. Как правило, проблемы мигрантов связаны с изменениями физического и психологического здоровья; снижением уровня профессиональной активности; трудоустройством; потерей права на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния.

Оказание гуманитарной помощи организациям беженцев — «Общий дом», Российский фонд помощи беженцам «Соотечественники», «Патриотический союз женщин» — еще одно направление деятельности Отдела [52].

Взаимодействие с епархиями и реализация межъепархиальных проектов – приоритетное направление в деятельности Отдела по церковной благотворительности. Данного рода работа проводится по нескольким направлениям:

1. Проведение межъепархиальных семинаров по подготовке церковных социальных работников. В данных встречах, посвященных распределению гуманитарной помощи, работе с мигрантами, подготовке сестер милосердия, организации патронажа и богаделен, уходу за ранеными солдатами, функционированию церковных детских приютов, охране материнства и детства, системе безопасности церковных социальных учреждений приняли участие представители 41 епархии.

2. Второе направление — это посещение епархий с целью ознакомления с проводимой на епархиальном уровне благотворительной деятельностью и оказания консультативной помощи в деле социального служения

3. Еще одно направление — это оказание консультативно-методической помощи руководителям и сотрудникам епархиальных отделов по благотворительности.

4. Распределение продуктовой и вещевой помощи через епархиальные структуры — четвертое направление в работе по взаимодействию Отдела по церковной благотворительности с епархиями:

Ежедневно в Отделе по церковной благотворительности осуществляется первичный социальный прием нуждающихся, которым, по возможности, оказывается справочно-информационная, консультативная, психологическая и разовая материальная помощь

Бескорыстное служение ближнему, осуществляется Отделом по церковной благотворительности и в такой форме, как акции милосердия, благотворительные вечера и концерты, пасхальные праздники и рождественские елки. Данные благотворительные мероприятия, адресованы детям-сиротам, инвалидам, членам многодетных семей, престарелым, ветеранам, пациентам лечебных учреждений, заключенным.

Дела милосердия и благотворительности относятся к одному из многочисленных видов церковного свидетельства, но следует подчеркнуть, что этот вид свидетельства является особым. Его специфика заключается, прежде всего, в том, что цель социальной работы — содействие людям в благоуспешном разрешении их жизненных проблем. Сюда следует отнести любые затруднения и противоречия в жизни человека, которые не могут быть решены привычными для него способами и требуют поиска новых путей, методов и средств. Попадая в затруднительное (физическое, материальное или психологическое) положение, человек стремится выйти из него, ему важно обрести равновесие с самим собой и окружающим его миром. Данного рода мотивация движет человеком, когда он, зачастую, будучи не церковным, идет в храм, ту или иную церковную структуру. Каждый человек с его нуждами и проблемами ставит перед пастырем, перед Священноначалием и народом Божиим новые задачи, стремление решить которые заставляет вести социальную работу по самым разным направлениям. Иными словами, основные направления работы благотворительных учреждений являются ответом на нужды людей, на вызовы времени.

Очевидно, что процесс становления социального служения Церкви — явление длительного характера. Он пока не имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигма помощи нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических форм защиты и поддержки, традиций и обычаев социального служения, а также законов и индивидуальных инициатив, действий и поступков. И все же церковная система помощи сегодня, как и в конце XIX века, возвращается к своим исконным традициям, когда призрение осуществляется через монастыри и приходы, где предоставляется комплекс социальных услуг: обучение, лечение, воспитание, вспомоществование, предоставление приюта.

Тем не менее, сегодня в России благотворительная деятельность, как и вся социальная работа, не только благородна, но и трудна. Чтобы сделать ее эффективной, необходимо решить целый комплекс вопросов и, прежде всего, вопрос о преодолении разобщенности государственных и общественных организаций, занятых социальным служением. Нужна целостная государственная программа поддержки благотворительной деятельности в России, включающая в себя комплекс законодательных, экономических, организационных и кадровых мер. Для развития благотворительной деятельности в России необходимо вспомнить и о российских традициях меценатства; привлечь к делам милосердия и благотворительности внимание нарождающихся предпринимательских кругов. Координация деятельности, налаживание сотрудничества, особенно в регионах, между государственными, религиозными, светскими общественными организациями, наряду с финансовой помощью и созданием правовой базы благотворительности, — является важнейшими условиями возрождения милосердного служения в России.

1.2  Исторический аспект развития Церковной благотворительности на Урале

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни неимущим.

Князь Владимир вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека. Эти положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.

Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах. Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство.

Эти тенденции развития общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход исторического процесса формирования российской государственности, татаро-монгольским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для ее жизнестойкости. В условиях краха единой государственной системы и иностранного владычества на первый план, с точки зрения сохранения и объединения духовных сил народа, объективно выдвигается русская православная церковь, ставшая одновременно и единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей убогих, престарелых и нищих. Церковь со своей довольно распространенной к тому времени сетью монастырей фактически полностью взяла на себя благотворительные функции, пользуясь тем, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Россией, уважительно относились к духовенству, неоднократно давали Российским Митрополитам грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от даней и поборов, оставляли за духовенством заботу о призрении нуждающихся.

Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконивание благотворительности в рамках государственной политики. Монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды.

Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. В 1635 году Михаил Федорович пожертвовал землю бывшего «убогого дома» (места, куда свозили тела умерших «дурной смертью», то есть без покаяния), для нового Покровского мужского монастыря. Позже, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся призрением бедных.

В 1700 году царь, Петр I, указал строить богадельни лишь для стариков, инвалидов и беспризорных детей. Много внимания строительству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял великий реформатор России Петр I.

В 1706 году митрополит Иов неподалеку от Великого Новгорода учредил приют для незаконнорожденных детей. Петр одобрил это начинание и выделил на содержание приюта доходы с нескольких монастырских вотчин. Вскоре и в других городах России были открыты приюты для незаконнорожденных. В 1710 году Петр приказал провести ревизию всех богаделен и немедленно выселить из них тех, кто имел семьи и знал ремесла. В конце жизни Петр намеревался провести в стране перепись нуждающихся для выяснения их количества и распределения по разрядам, но затея так и не была осуществлена [40, 384 - 395].

В 1712 году был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях госпиталей». В то же время серьезным репрессиям подвергались профессиональные, так называемые «притворные» нищие. Согласно указу от 1691 года за «притворное нищенство» полагалось наказание вплоть до ссылки в Сибирь. Милостыню же царским указом предписывалось передавать непосредственно в госпитали, где содержатся убогие и нищие.

Введенные при Петре I меры по борьбе с нищенством с перерывами, в силу чрезвычайных обстоятельств, просуществовали длительное время.

Начало христианства на Урале современно появлению здесь русских поселенцев и совпадает с временем покорения (1581 г.) Ермаком Сибири. В 1589 г. был основан в нынешнем Верхотурском уезде первый русский город Лозьва, (вскоре уничтоженный), в том же году, был основан город Верхотурье. Отсюда, с севера, началось заселение русскими Урала и направлялось постепенно к юго-востоку. В начале 17 столетия появились слободы по рекам Тагилу, Туре, Нейве, Режу, Нице, Ирбити. В городах и слободах при их основании устраивались церкви. Постепенно явились и монастыри, из коих известны: Покровский и Никольский (в 1604 г.) в Верхотурье, Рождественский в Тагиле, Верхотурского уезда, Богоявленский Невьянский в 132 верстах от Верхотурья, Далматовский Успенский на реке Исети (1644 г.). Первоначально устроившиеся в городах и слободах церкви и монастыри по неимению в крае самостоятельного Епархиального управления находились в заведовании соседних Вологодских и Великопермских епископов, имевших в то время свою кафедру в г. Вологде. При открытии епархии в ней числилось 446 церквей и 450 часовен, православного населения обоих полов 1.312.469, старообрядцев обоих полов 55.822 [1, 31-35].

Православное братство святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, основанное в 1886 г., имело две задачи: заботу об обращении раскольников и сектантов и заботу об охранении, утверждении и распространении православной веры, нравственности и просвещения. Братство имело 35 миссионерских комитетов, несколько сотрудников-миссионеров, устраивало внебогослужебные чтения и собеседования, оказывало пособия школам, распространяло свои и другие издания. В братстве состояло 240 человек. Монастыри епархии в общем отличались богатством церквей и ризниц. При монастыре имелась больница и церковноприходская мужская школа. В епархии функционировало пять женских монастырей, именно:

1. Екатеринбургский Новотихвинский. В монастыре находилась местночтимая икона Богоматери, привлекающая громадное стечение богомольцев. При монастыре имелись богадельня, детский приют, больница и церковноприходская школа.

2. Верх-Теченский Свято-Троицкий третьеклассный заштатный женский монастырь, на правом берегу р. Течи, в 70 верстах от Шадринска.

3. Каменский Преображенский третьеклассный заштатный женский монастырь, имел женскую школу грамоты.

4. Красносельский Введенский заштатный женский монастырь, образован из женской общины, — открыт 15 июля 1899 г. При монастыре имелся детский приют и церковноприходская школа.

5. Калченданский Покровский женский монастырь имел церковноприходскую школу. С 19 апреля 1886г. стали выходить «Екатеринбургские епархиальные ведомости» [57].

Трудно представить себе православный монастырь вне благотворительности. Дела любви и милосердия никогда не забывались монашествующими. Здесь самые разнообразные направления. В конце ХIХ века в монастырях епархии начинают открываться приюты для сирот. В среднем в таком приюте содержалось 20-25 человек. Исключение составляла Чердынская Иоанно-Богословская обитель, в которой привечали до 75 сирот. В каждом приюте питомцев не только согревали душевным теплом, обучали грамоте, кормили и одевали, но и готовили к взрослой жизни, давая приютянам навыки квалифицированной трудовой деятельности. Не стоит сбрасывать со счетов и просветительскую функцию приютов. В приют Успенского женского монастыря г. Перми помимо сирот принимали детей раненых воинов. Принимая сирот, монастыри несли большие расходы. В 1890 г. настоятельница Кунгурского женского монастыря отказалась от оказания помощи духовным училищам и нуждающемуся духовенству, ссылаясь на скудость материальных средств, а главное, на те расходы, какие обитель несла по содержанию помещения для сирот. В Кунгурской и Пермской обителях производили свечи, и в консистории надеялись на их более широкую благотворительность, поскольку многие клирики и церковные старосты уже выступали против покупки монастырских свеч. Но надежды консистории оправдала лишь Успенская обитель г. Перми. В некоторых монастырях призревали и престарелых. В 1912 г. при обителях Пермской епархии было три богадельни. Нормой для монастырей также стала бесплатная раздача одежды, обуви, бесплатное питание нуждающихся. В одном только Бахаревском монастыре в 1911 г. было организовано 5000 бесплатных обедов. Некоторые обители епархии были способны на широкомасштабную помощь беднякам. В житницах Кунгурского женского монастыря хранилось зерно, в том числе и для местных жителей - на случай неурожая. Самыми большими масштабами благотворительности отличался Белогорский монастырь. Каждый паломник мог рассчитывать на бесплатное трехразовое питание (из двух блюд) в течение трех дней. А паломников на Белой Горе насчитывали до 70000 человек в год. При монастыре была странноприимница. Каждый богомолец мог получить бесплатную медицинскую помощь в монастырской больнице. К услугам гостей всегда была аптечка. Множество разнообразных предметов первой необходимости в обители раздавали бесплатно [1, 31-35].

В годы первой мировой войны благотворительная деятельность монастырей быстро развивалась. Многие обители принимали беженцев. На монастырские средства открывались лазареты: один из них появился в Перми в подворье Белогорского монастыря. В 1915 г. при Фаворской Спасо-Преображенской пустыни открыли дом-богадельню для увечных воинов. Кунгурский женский монастырь выделил три дома под постой военных. И на Белой Горе в это время привечали всех нуждающихся. Но этого мало: в 1922 г. бывший военком Жаровин, «считавшийся ярым противником духовенства... пользовался помощью натурой» от белогорских монахов. В 1932 г. монахиня Феофания из бывшего Сергиево-Тамаровского монастыря часто ездила в места заключения (вплоть до Соловков), где снабжала узников предметами первой необходимости и утешала их духовным словом [6, 32-37].

Материалы “Свода Законов Российской Империи” свидетельствуют также о том, что в России в конце XIX - нач. XX вв. была сформирована вполне определенная, разветвленная система общественного призрения и социальной помощи. Направления этой помощи были разнообразными - это и бесплатное медицинское обеспечение, и детское призрение, и забота о старости, и призрение неимущих из числа разных слоев общества и т. п. В организации ее принимали участие правительство, государственные, общественные учреждения и организации, включая благотворительные, как в центре, так и на местах. Особая роль возлагалась в этом на приказы общественного призрения, земские учреждения, духовное ведомство. Разнообразными были и учреждения, занимавшиеся общественным призрением и благотворительностью (сиротские дома, воспитательные и работные дома, богадельни). Особым образом управлялись и содержались заведения общественного призрения, находившиеся в ведении Императорского Дома, Ведомство Учреждений императрицы Марии, Министерства Внутренних дел, Императорского Человеколюбивого общества, духовного ведомства [38, 97].

Самой давней являлась традиция помощи погорельцам. Так в 1890 году, следуя доброй традиции, городские управления выдавали денежные пособия погорельцам Екатеринбургского уезда из капитала, пожертвованного потомственным почетным гражданином А. Г.Кузнецовым, которые в общей сумме составляли 1750 рублей. В том же году оно отчислило 250 рублей «Комитету по разбору и призрению нищих», действовавшего в Перми и 1000 рублей «Комитету дамского попечительства о бедных». Русская Православная Церковь традиционно выполняла свою миссию милосердия, занимаясь благотворительной деятельностью. Она всегда откликалась на нужды своего народа, рассматривая помощь нуждающимся как важнейшую часть своего многовекового, основанного на каноническом праве христианского служения миру [57].

Декретом ВЦИК и СНК РФ «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г. советская власть ликвидировала материальную базу благотворительной деятельности Церкви, национализировав церковное имущество, в том числе церковных благотворительных учреждений. Тем не менее, благотворительная деятельность Церкви в советском государстве не прекратилась. Крупнейшей акцией милосердия стало оказание церковной помощи голодающим Поволжья в 1921 г.

Постановлением ВЦИК и СНК РФ «О религиозных объединениях» 1929г. благотворительность религиозных организаций в СССР была официально запрещена. Однако в период Великой Отечественной войны по отношению к церковной благотворительности в политике государства прочно утвердилась практика двойных стандартов. С одной стороны, власть законодательно запрещала это направление религиозной деятельности Церкви, с другой – охотно пользовалась церковными финансами, перечисленными структурами Московской Патриархии на нужды обороны и другую патриотическую деятельность [26, 378].

Широкая несанкционированная благотворительная деятельность, направленная на восстановление народного хозяйства, оказание помощи своим сотрудникам и малоимущему населению, была развернута епархиями, монастырями и приходами Русской Православной Церкви в послевоенный период, что стало результатом значительного экономического укрепления церковных структур в 1946-1957 гг.

Благотворительность Русской Православной Церкви способствовала быстрому росту ее авторитета в обществе, привлечению к Церкви новых слоев населения, что вызвало вполне обоснованную тревогу советского государства с неразвитой социальной политикой. Неудивительно, что закономерной реакцией государства в период постепенного охлаждения государственно-церковных отношений 1954-1957 гг. стал категорический отказ государственных структур от патриотических взносов Церкви [33].

Традиции церковной благотворительности всегда были сильны в России, в Уральском крае. До революции 1917 года при городских и сельских приходах Урала существовали детские приюты, богадельни, дома призрения для сирых и убогих. Деньги на их содержание жертвовали промышленники, купцы, сердобольные прихожане. Ныне в Петро-Павловском приходе Талицы решено возродить эту благочестивую традицию. В недалеком будущем в городе откроется богадельня — дом для инвалидов, для немощных и одиноких стариков. Сейчас начато проектирование здания православного дома престарелых. Планируется строительство трехэтажного корпуса, где будет проживать как минимум 60 престарелых, немощных людей. На третьем этаже здания расположится хоспис для тяжелых онкологических больных [57].

В наши дни в Екатеринбургской епархии возрождаются и поддерживаются традиции благотворительности. Сестричества милосердия созданы и создаются во многих приходах. Сестры ухаживают за больными одинокими людьми, посещают социальные учреждения - приюты, дома престарелых и инвалидов. Наиболее известные сестричества милосердия Урала действуют при Свято-Никольском, Всехсвятском, Свято-Пантелеимоновском и Богородице-Владимировском храмах Екатеринбурга. В Екатеринбургской епархии есть также своя хосписная служба. Сестер милосердия готовит и областной медицинской колледж, выпускницы которого несут служение в больничных учреждениях Екатеринбурга. Движение сестер милосердия в России ведет свою историю с 1844 года [57].

И на современном этапе основой государственно-церковного сотрудничества остаётся совместная работа в социальной сфере. Эту работу как одну из главных задач церкви ставят Социальные концепции Русской православной церкви, мусульман, протестантов и других конфессий. В качестве конкретных примеров сотрудничества могут быть названы организация и проведение Дней милосердия и благотворительности, Дней славянской письменности и культуры, борьба с наркоманией, пьянством, курением и т. д. Многие религиозные организации активно участвуют в сохранении культурно-исторических традиций народов России, духовного и нравственного здоровья общества, реализуют проекты, в том числе совместные, социальной направленности – борьба с распространением наркотиков, благотворительная помощь нуждающимся, участие в воспитании подрастающего поколения и многое другое.

Свято-Троицкий храм Нижнего Тагила к празднику Пасхи подарил общеобразовательной городской школе № 48 полностью отремонтированный математический класс. Сотрудничество Свято-Троицкой церкви со школой продолжается не первый год. В конце 2002 года на средства этого же храма в школе был оборудован логопедический кабинет. При школе создан попечительский совет, в состав которого входит заведующий церковным хозяйством Свято-Троицкого Архиерейского подворья Сергей Владимирович Цебенко, клирик храма иерей Олег Шабалин, выпускник Нижне-Тагильского педагогического института проводит с учащимися школы занятия по «Основам православной культуры» и «Этике и психологии семейной жизни».

Проводятся занятия по Закону Божьему во вспомогательной школе №16 и в общеобразовательной школе № 32.

На средства храма организуются паломнические поездки по святым местам Урала, для детей.

Храм окормляет православный детский сад, в котором воспитываются 15 детей. Регулярно, один раз в неделю дети посещают храм, где в соответствии с программой православного воспитания детей им преподают основы Православной культуры для самых маленьких. Детки ходят на Богослужение и причащаются. Руководит «Малышкиной школой» Баландина Татьяна Владимировна, благодаря ее кропотливой работе и по ее инициативе совместно с усилиями Свято Троицкого Архиерейского подворья по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского – Викентия удалось осуществить проект создания негосударственного психолого-педагогического центра «ГЕНИЙ» Екатеринбургской епархии.

При храме работает православная библиотека, фонд которой насчитывает более 2500 экземпляров книг, брошюр, и журналов православной тематики. В библиотеке имеется большое количество периодических епархиальных изданий, а также ряд аудио и видеокассет православного содержания.

До недавнего времени Церковная трапезная кормила всех нуждающихся прихожан, на сегодняшний день эта деятельность временно приостановлена по ряду уважительных причин.

Уже много лет ведется активное сотрудничество между Свято-Троицким Архиерейским подворьем и Центром социального обслуживания Пригородного района. Храм оказывает финансовую поддержку при организации многих проводимых Центром мероприятий и праздников для малоимущих семей, инвалидов и детей детских домов.

Благотворительная помощь оказывается и некоторым исправительным учреждениям.

В апреле 2007 года прошла в Екатеринбургской епархии презентация фонда профилактики алкогольной зависимости «Победитель пороков». Фонд создан на базе штаба нижнетагильского отряда филиала ведомственной охраны железнодорожного транспорта. Представители фонда рассказали, что безопасность стратегически важного объекта, каким является железная дорога, требует строгой дисциплины, особенно при обращении с оружием и внештатных ситуациях. На пьяную голову или с похмелья не получится нормально охранять и сопровождать грузы в составах повышенной опасности, и это хорошо понимают в отряде железнодорожной охраны. Толчком к созданию фонда стала конференция «Семья. Демография. Трезвость», прошедшая в администрации Нижнего Тагила. И теперь в новую организацию вступают многие сотрудники отряда и представители других силовых структур Нижнего Тагила - милиции, спецназа, подразделения МЧС. Основными целями фонда «Победитель пороков» является формирование устойчивости к алкогольной зависимости у детей и молодежи, распространение достоверных научных знаний о вреде алкоголя среди населения, рассказали в Епархии [56].

С 25 по 27 декабря 2009 года в Гипермаркете «Ашан», центра «Мега», города Екатеринбург, проводилась благотворительная акция «Подари радость на Рождество». В акции приняли участие 5 организации: фонд «Милосердие» при отделе социального служения епархии, Областной медицинский колледж, Фонд поддержки молодежных инициатив, центр социальной помощи семье и детям города Богданович и гипермаркет «Ашан». У каждой из этих организаций есть, свои благотворительные проекты. В этом году поздравить с рождеством христовым всех своих подопечных организаторы не смогут, поэтому решили обратиться за помощью к горожанам и провести акцию «подари радость на рождество». Цель проведения акции – сбор рождественских подарков, необходимых вещей и денежных средств для детей-сирот, одиноких стариков, инвалидов, детей из малоимущих семей. Уникальность акции в том, что каждый человек имеет возможность ЛИЧНО поучаствовать и сделать как бы подарок самому Родившемуся Христу. Студенты Медицинского колледжа активно откликнулись принять участие в благом деле. Для привлечения требовалось 90 добровольцев, но отозвалось на много больше. Это очень радует почему, потому что колледж готовит будущих врачей, медицинских сестер, которые учатся сострадать, участвовать, помогать. Они призывали покупателей приобрести что-то и для людей неимущих. Оплатив покупки, каждый желающий мог положить свой подарок в специальные тележки, возле которых стояли сестры милосердия. Все подарки были переданы социальному отделу, и распределены нуждающимся.

- в Богадельню – приют для одиноких стариков и инвалидов

- в Специализированный дом ребенка № 5

- в травматологическую больницу № 36

- в Центр социальной помощи семье и детям г. Богданович

- в Патронажную службу фонда «Милосердие»

- в детское отделение Областной психиатрической больницы № 1

- в Противотуберкулезный детский диспансер.

За три дня проведения акции было собрано: - 234 тысячи рублей, 1147 предметов одежды, 1136 предметов гигиены, 959 игрушек, 931 предмет канцелярских товаров, 796 пачек шоколада, 737 упаковок конфет и печенья, 374 единицы детского питания (соки, пюре, каши), 340 упаковок бакалейных продуктов, 224 упаковки детских подгузников, 91 коробка сока, 89 банок консервов, 2 больших мешка фруктов, один мобильный телефон, одна машинка для стрижки. Скоропортящиеся продукты – йогурты, соки, фрукты, торты, пирожное – были собраны в количестве 244 единиц и доставлен

- вечером 25 декабря – в Кризисный центр помощи семье и детям

г. Богданович

- вечером 26 декабря – в Богадельню (приют для одиноких стариков и инвалидов)

- днем 27 декабря - в Детский реабилитационный Центр Фонда «Город без наркотиков»

- вечером 27 декабря – в Богадельню.

Акция «Подари радость на Рождество!» удалась. И не только материальный ее результат, что тоже немаловажно. Удалось напомнить людям благополучным о людях обездоленных и пробудить сострадание. Удалось подарить многим и многим опыт деятельного милосердия (может быть, первый в жизни – и, дай Бог, не последний). Удалось получить бесценный опыт взаимодействия и взаимовыручки. Удалось превратить шопинг в доброе дело. Удалось победить статистику. Удалось преодолеть кризис милосердия. Удалось подарить радость на Рождество [57], (прил.1). В Екатеринбурге и городах Екатеринбургской епархии наиболее распространены были такие формы благотворительности как детские приюты, и сиротско - воспитательные дома, комитеты по призрению нищих и бедных, дома престарелых, богадельни, ночлежные дома и др. Проводились выдачи денежных пособий нуждающимся, в том числе погорельцам.

Святые отцы говорят, что у молитвы есть два крыла. Одно крыло - пост, а другое - милостыня. Поэтому к физическим и духовным упражнениям необходимо прибавить и упражнения благотворительные, то есть упражнения души в делах милосердия. Причем, это касается не только милостыни как некоторого материального пожертвования на нужды несчастных. Игумен Никон (Воробьев) писал: «Гораздо дороже милостыня духовная, она состоит в том, что человек вместо осуждения ближних жалеет их, прощает им их грехи и недостатки и просит Бога простить их» [11,29]. Мы, действительно, чаще воспринимаем милосердие сугубо практично и материально: помочь если не деньгами, то одеждой, продуктами питания. А ведь милостыня может быть разной: личное время, потраченное не на себя, а на другого человека, доброе слово, участие в каком-то полезном деле, которых в любом приходе предостаточно. Нужно только спросить себя «кто мой ближний? Кому нужна моя помощь?»Это может быть помощь одиноким старикам, которые не выходят из дома и не могут самостоятельно вести быт, приготовить обед, вымыть пол или перестелить постель. Нужно просто найти некоторое время на неделе и подарить заботу и внимание человеку, который так в этом нуждается. Это может быть помощь инвалиду-колясочнику, который не имеет возможности самостоятельно добраться до храма - добрый самарянин, выделив полчаса до службы и полчаса после службы, мог бы заехать за таким человеком на своем «ослике»-машине и довезти его до храма. Это может быть доброта по отношению к детям-сиротам, с которыми нужно гулять, играть, общаться. В детских больницах постоянно находятся отказные детки, которым необходим уход и внимание. Это может быть материальная и профессиональная помощь бездомным и пациентам патронажной службы. Не всегда у медперсонала или социального работника хватает времени, чтобы поговорить с человеком, выслушать, утешить его. Но беда в том, что активных людей гораздо меньше, чем людей, нуждающихся в помощи.

Подводя итог можно утверждать, что на Урале благотворительность получила широкое распространение с периода проведения реформ Александра II. Особенное внимание ей уделялось в городах Екатеринбургского уезда. Анализ имеющейся литературы показывает, что в последней трети XIX, начале XX веков благотворительность приобрела значительный масштаб во многом благодаря тесному взаимодействию органов городского самоуправления, общественных организаций и Православной церкви. В целом можно сказать, что все формы благотворительности легко укладывались в особенности мировоззрения преимущественно православных людей того времени.

Глава 2. Анализ благотворительной деятельности в православной Церкви на современном этапе (в практике Свято-Троицкого Архиерейского подворья города Нижний Тагил)

2.1  Традиции православной благотворительности в Свято – Троицком Архиерейском подворье

Первые исторические факты образования Свято-Троицкой церкви датированы первой половиной 18 столетия: ...«возле Нижне - Тагильского селения жил «беглый поп Иов из раскольников». Им была устроена при тайном жилище небольшая деревянная часовенка, где он и совершал Литургию по старым Богослужебным книгам»…. После смерти отца Иова старообрядцем Андреем Рябининым в 1745 году келья та была значительно перестроена, а часовня расширена. Часовня, первоначально именовавшаяся в честь Пресвятой Животворящей Троицы, стала центром, объединившим раскольников почти всего Урала. Этому способствовали как её богатство и многочисленность прихожан, так и покровительство заводского начальства Демидовых, использовавшего на многих своих Уральских заводах труд раскольников, бежавших из центральных районов Российской Империи. В Нижний Тагил единоверие приходит позднее, в начале 1830-х гг. благодаря миссионеру Оглоблину. Еще 4 февраля 1833 года единоверцам был назначен первый священник о. Димитрий Козельский. Единоверческий приход в то время составлял 450 душ мужского и женского пола. Троицкая часовня оставалась раскольнической до 1835 года, пока 19 марта не умер последний «беглый поп Архип» служивший при ней. Тогда же часть её прихожан подают в главную заводскую контору заявление о согласии принять православного священника в Троицкую часовню.12 мая 1840 г. пермский губернатор Огарев приезжает в Нижнетагильский поселок для того, чтобы лично присутствовать при передаче часовни единоверцам. 19 мая 1840 года часовню освящают. 4 июня 1842 года часовня освящена в храм. Колокольня была построена на средства заводовладельцев Демидовых в течение 1852-1853 гг. В 1862 году в память освобождения крестьян от крепостного права в храме была установлена икона Святого Александра Невского и заложен придел его же имени. В результате пожара, вспыхнувшего в ночь с 8 на 9 марта 1872 деревянная Свято - Троицкая церковь сгорела. Не тронутыми огнём остались только ризница, колокольня и икона Александра Невского. Это обстоятельство послужило поводом к объединению двух приходов единоверцев - Никольского и Свято - Троицкого в один приход – Свято - Троицкий. Тогда же было принято решение о строительстве нового каменного храма на месте сгоревшего деревянного [56].

Новый храм был заложен 3 июля 1877 года. С тех пор и до известных событий XX века, церковь оставалась неизменной. К 1901 году в Свято - Троицком приходе числилось 8957 прихожан: 4255 мужского пола и 4702 женского пола. Плюс к этому: 879 раскольников беспоповцев, 9 австрийского толка и 4 сектанта. При храме имелись два каменных дома: один как дом для притча, другой - как воскресная школа и школа грамоты. После революции 1917 г. и вплоть до 1936 г. церковь оставалась действующей.

25 сентября 1936 г. - в день памяти святого Симеона Верхотурского бывший в то время настоятелем храма – о. Симеон Воронин отслужил последнюю Божественную Литургию, после чего храм был закрыт новыми властями и разграблен. Погибли иконостас, церковная утварь, библиотека [2,73].

По решению городской администрации в сентябре 1991 года Свято-Троицкая церковь была передана религиозной общине. Первым настоятелем храма в 1991 году был назначен отец Александр Хорунжий, служивший до того времени вторым священником в Нижнетагильском храме во имя святого Александра Невского. Практически с первых дней настоятель храма – о. Александр Хорунжий стал проводить среди прихожан большую просветительскую работу. В 1994 году при храме была организована воскресная школа для детей и взрослых. В школе изучались: Закон Божий, иконоведение и др. предметы. Дети занимались музыкой и рисованием. Свою деятельность воскресная школа продолжает до сих пор. Отец Александр сразу же стал заботиться о том, чтобы в храме был свой профессиональный хор. Первым регентом стала приглашенная из храма во имя Александра Невского певчая Ольга Муравлева, которая и организовала хор из выпускников Нижнетагильского музыкального училища. С 14 июля 1995 года по благословению епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона настоятелем храма стал старейший священнослужитель Екатеринбургской Епархии митрофорный протоиерей Геннадий Брагин, который продолжал служить в храме вплоть до дня своей кончины (09.07.2007)[54].

В настоящее время в храме проходят ежедневные вечерние и утренние Богослужения, совершаются все православные Таинства и обряды: крещение, исповедь, причастие, венчание, отпевание. Помимо этого священнослужители ведут и благотворительную работу: окормляются социальные учреждения (приюты, дома престарелых, детские дома, тюрьмы и др.),

В храме несут священническое служение два священника: иерей Олег Шабалин, иерей Алексий Исмагилов, и диакон - Глеб Паустовский. Настоятель Свято - Троицкого Архиерейского подворья – игумен Димитрий Байбаков.

Основными направлениями благотворительной деятельности Свято-Троицкого Архиерейского подворья являются:

Приход помогает слабослышащим и глухим людям.

С октября 2007 года, каждую субботу, в приходе, благодаря помощи Екатеринбургской общины, организована Литургия на языке жестов для глухих и слабослышащих людей. В нашем городе таких, несколько тысяч, многие из них приходят в храм на традиционную службу с сурдо-переводом. Молятся глухие особенно: сосредоточенно и с любовью. Все прихожане стараются обязательно придти на такое богослужение - что-то открывается таинственное, когда отверзты врата, а батюшка смотрит в глаза молящимся. Язык жестов называют часто просто: мимика. Здесь видно все сердце говорящего. И батюшка отдает его. Служба всегда получается торжественная, тихая и благодатная. Божественную литургию в Свято-Троицком Архиерейском подворье совершает Отец Олег. Для того, чтобы переводить на язык жестов Божественную литургию, батюшке пришлось учиться у своих прихожан. Он постарался максимально использовать язык жестов, сделать максимально доступным для понимания слова молитвы. Это было непросто: сначала приходилось переводить с церковнославянского на русский, а уже потом - на язык жестов. По словам священника Екатеринбургской общины глухих Михаила Шамова, в России попечение и заботу о не слышащих людях всегда брала на себя Церковь. Для не слышащих детей открывались специальные школы, для сирот - дома призрения. В двадцатом веке эту функцию взяло на себя государство. Причем о духовной жизни людей, лишенных слуха, забыли напрочь. Теперь мы возвращаемся к вере своих отцов и дедов. Не слышащие люди тоже хотят молиться вместе со всеми, кто приходит в храм - чтобы потеря слуха не мешала пониманию Бога. После моления прихожане пьют чай и беседуют о жизни, делятся своими бедами и радостями, просят совета у священнослужителя. В этом случае святой отец берет на себя роль социального работника, дает советы не только духовного плана но и социального.

Священники Свято-Троицкого Архиерейского подворья несут службу в УЩ -349/48, г. Н. Тагил.

С декабря 2004г. колонию, по благословению правящего архиерея, окормляет священник Свято-Троицкого Архиерейского подворья г. Н. Тагила Олег Шабалин. Был установлен день посещения колонии, и теперь каждую субботу проводятся молебны «о здравии», а также «об упокоении». Также была организована встреча священнослужителя с осужденными, пытающимися найти свою дорогу к Храму, укрепив веру в Бога проведением таинства крещения. Внимательно выслушав речи отца Олега, 13 осужденных приняли решение окрестится. И сегодня многие из тех, кто оказался за забором, оплетенным колючей проволокой, говорят, что не хотели бы попасть туда еще раз. Хотя, как известно, приобретенный жизненный опыт – это еще не покаяние в совершенном зле.

Одним из основных направлений благотворительной деятельности Свято–Троицкого Архиерейского подворья является антиалкогольная программа. Уже в 50 годы 19 столетия в России начали появляться первые приходские общества трезвости. В 1882 году святой праведный Симеон Верхотурский открыл в своем приходе Дом трудолюбия, где духовно возрождались многие падшие люди. К началу 20 века практически в каждой епархии имелось общество трезвости. В 1912 году в Екатеринбурге состоялся первый всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе. Несколько лет назад Свято-Троицкий храм принял антиалкогольную программу. Беседы проводятся в приходской школе для взрослых (прил.2). Специфика работы ведется по принципу «Семейных общин трезвости», где параллельно с лечением алкоголиков проводится работа с семьями в целях создания в них атмосферы сочувствия и поддержки.

Православное духовенство считает, что благотворительность и милосердие должны быть тесно связаны с религиозной проповедью. Милосердие - это форма христианской проповеди.

Большое внимание уделяется воспитательной работе, которая прежде всего обращена к детям. При храме действует воскресная школа. Каждое воскресенье в школу приходят дети, они изучают Закон Божий, учатся петь, рисовать, вышивать, ставят спектакли. Занятия в воскресной школе обычно начинаются в середине сентября. Классы формируются по годам обучения и пополняются в течение всего учебного года. В каждом классе обучаются дети разных возрастов. В течение 5-и лет дети изучают Священную Историю Ветхого и Нового Завета, Катехизис, Богослужение Православной Церкви, Агиографическое наследие, церковно-славянский язык, церковное пение. В обучении используются методические разработки Отдела церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии. Много времени отводится занятиям по ИЗО и рукоделию, подготовке к православным праздникам. В течение учебного года в школе проводятся утренники, посвященные началу учебного года, Рождеству Христову, Пасхе, празднику Святой Троицы и др. Силами воспитанников церковно-приходской школы организуются благотворительные концерты для проживающих в Доме престарелых г. Нижнего Тагила, для инвалидов общества «Вера, надежда, любовь», для студентов миссионерско-катехизаторских курсов, для родителей и прихожан храма. Воспитанники церковно-приходской школы регулярно принимают участие в областном конкурсе «Ручейки добра». Работы учащихся школы неоднократно были представлены на выставках «Красота Божьего мира» и «Пасхальные перезвоны», организованных Екатеринбургской епархией. Большинство работ были отмечены грамотами и призами. По мере возможности в течение учебного года для учащихся церковно-приходской школы организуются паломнические поездки в монастыри г. Верхотурье, Чусовские Городки, урочище Ганина Яма, Храм-на-Крови (г. Екатеринбург). Посещают дети и храмы в селах Пригородного района. Кроме того, дети посещают городские музеи – краеведческий и ИЗО. Для родителей учащихся организуются беседы с духовником церковно-приходской школы. По мере необходимости проводятся родительские собрания.

Общими усилиями духовенство храма и педагоги школ, стараются показать детям все многообразие православной жизни, а главное научить их делать нравственный выбор, жить по Евангелию в современном мире. В школе работают 10 педагогов, которые постоянно повышают свои знания, посещая занятия педагогического семинара - практику

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Влияние церковной благотворительности на развитие и становление социальной работы на Урале". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 464

Другие дипломные работы по специальности "Социология":

Социология и ее практическое значение в прошлом и в современной жизни

Смотреть работу >>

Организация социальным педагогом досуговой деятельности младших подростков

Смотреть работу >>

Роль социального партнерства школы и группы по делам несовершеннолетних в решении актуальных проблем несовершеннолетних правонарушителей

Смотреть работу >>

Благотворительность в России

Смотреть работу >>

Безработица среди жен военнослужащих

Смотреть работу >>