Дипломная работа на тему "PR в системе местного самоуправления как механизм интенсификации социокультурного времени"

ГлавнаяСоциология → PR в системе местного самоуправления как механизм интенсификации социокультурного времени




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "PR в системе местного самоуправления как механизм интенсификации социокультурного времени":


PR в системе местного самоуправления как механизм интенсификации социокультурного времени

Дипломная работа

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВРЕМЕНИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПР-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1.  ПР в системе местного самоуправления

1.2.  Интенсификация социокультурного времени как одна из задач органов местного самоуправления

2. Исследование импл ицитных сценариев развития города в представлениях томичей

2.1. Описание методов исследовательской базы

2.2. Обсуждение результатов исследования социальных представлений томичей

2.3. Проведение контент-аналитического исследования

2.4. Проведение каузометрического исследования на материале ассоциативного эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Заказать написание дипломной - rosdiplomnaya.com

Специальный банк готовых защищённых на хорошо и отлично дипломных проектов предлагает вам скачать любые проекты по требуемой вам теме. Грамотное выполнение дипломных проектов на заказ в Самаре и в других городах РФ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец анкеты

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образец опросного листа


ВВЕДЕНИЕ

В процессе изменения политической ситуации в обществе происходит его демократизация,[1] введение всеобщего избирательного права и формирование институтов гражданского общества. Появляются партии и независимые СМИ. В этих условиях создается ситуация зависимости объединений граждан от государства, но и последнее попадает в зависимость от общества. Теперь при разработке какого-либо решения органы управления должны ориентироваться на рядовых граждан, добиваться их поддержки и одобрения. Это приводит к переходу от централизованного управления к управлению на местном уровне. Роль местного самоуправления существенно возрастает и в ходе экономических реформ. Появляется необходимость дифференцированного подхода к управлению социальной сферой отдельных территорий.

И в 1993 году это развивающееся направление получает законодательное подкрепление, согласно которому все 89 субъектов федерации приобретают права и полномочия в реализации собственной социально экономической политики[2]. По данным мониторинга общественного мнения политические установки с 1991 по 2002 год претерпели существенные изменения[3]. Эти изменения заключаются в постепенном переходе от идеологизированного мышления, в параметрах красные-белые, коммунисты-демократы, в сторону реальной оценки профессионально-личностных качеств тех или иных претендентов на замещение вакантных мест (что избирающийся политик может дать мне, моей семье, моим родным и т. д.). Помимо появившейся потребности в выработке новых практических методов и технологий общения,[4] появляется необходимость в исследовании социума, его установок, приоритетов, стереотипов, которые помогали бы эффективно влиять и выживать в социально значимых ситуациях. И как говорит руководитель управления и информации по общественным связям Законодательного собрания Краснодарского края Наталья Игнатьева: - “Если есть явление, значит должны быть специалисты, способные им управлять”.[5] Появляется такая специальность как ПР. В силу особенностей нашего социально-экономического развития ПР-специалисты могут участвовать в управлении, что позволяет им воздействовать на людей ни только внутри производства, но и участвовать в социальном управлении и влиять на общество в целом.[6]

Изучение преобразования личности в потоке политической и социокультурной реальности является наиболее актуальным вопросом в развитии теории и практики ПР.[7] Изменяются взаимоотношения между людьми, социокультурные и политические ритмы, меняется направление развития общества, а вместе с этим и индивидуальные векторы времени. Политическое и социокультурное время являются очень мощными потоками, которые существенно влияют на течение жизни человека, становясь источником его динамизма. В логике ускоряющихся социокультурных изменений происходит осознание социокультурного времени. Это приводит нас к таким понятиям как течение, прохождение, нехватка времени т. д.. Постепенно оно превращается в независимую переменную и выступает как определяющий фактор жизни.

Как известно, условием успешной работы политиков и их команд в социальной сфере является однонаправленность социокультурного и политического времен, провоцирующее явление “резонанса”, который способствует взаимопониманию между властью и представителями электората. [8] За счет этого создаются условия, облегчающие управленческий процесс, с одной стороны, и поддержку инициатив и реформ, с другой. В процессе динамических преобразований происходит “драматический разрыв” между высоким уровнем осознания социокультурного времени и низким осознанием политического, что погружает общество в хаос неосознанных решений. Эти расхождения в сознании общества затрудняют отслеживание возникновений новых когнитивно-аффективных динамических тенденций, поведенческий эффект которых как правило отсрочен. В такой ситуации прогнозировать становится достаточно проблемно и, как правило, малоэффективно[9]. Общество отдаляется от руководящих органов. Таким образом, сама власть, в конечном итоге, теряет свой внутренний смысл, что чревато социальными потрясениями.

Актуальность дипломной работы состоит в том, что с переходом от централизованного управления к управлению на местном уровне возникает реальная потребность привлечения граждан к решению общественно-значимых проблем, но это возможно при условии сплоченности общества, объединенного одной общей идеей, готового отдавать свою энергию и силы на благо города. Поэтому первоочередной задачей местного самоуправления становится создание оптимальной (комфортной среды обитания) социокультурной среды.

Состояние разработанности проблемы. Переход из одной социальной системы в другую вызвал массу проблем и противоречий, в том числе и в социальном управлении. Разработкой теории и практики по социальному управлению активно занимаются М. А. Шишкина, Н. П. Пищулин, С. Н. Пищулин, А. А Бетуганов. Но они не выделяют время в отдельную категорию, что на наш взгляд лишает методики управления дополнительных возможностей. Что же касается социокультурного времени, то оно согласно тезису к. п.н. Н. Б. Кучеренко является интегральной характеристикой развивающегося общества, в том числе и территориального. Автор указывает, что за годы реформ в структурах власти так и не сложилось понимание необходимости постоянного анализа общественных процессов, установок, динамики потребностей и временной направленности общества. Между тем внимательное отслеживание социокультурных изменений позволит специалистом, не только хорошо ориентироваться в сложившейся ситуации, но и заниматься разработкой долгосрочных проектов.

Исходя из предпосылок М. А. Шишкина, Н. П. Пищулин, С. Н. Пищулин, А. А Бетуганов, а так же Н. Б. Кучеренко попытка объединить теорию социокультурного времени и методы социального управления откроет перед ПР-специалистами местного самоуправления коммуникативные возможности и перспективы детального построения моделей будущего.

Цель дипломной работы состоит в исследовании особенностей импл ицитных сценариев развития городской жизни как формы социокультурного времени, выявлении механизмов интенсификации социокультурного времени с помощью ПР-инструментария на примере деятельности службы по связям с общественностью департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска.

Объектом дипломной работы является социокультурное время как один из параметров социальной жизни и социальной активности территориального сообщества.

Предметом является ПР как механизм интенсификации этого времени.

Наше дипломное исследование построено на предположении о том, что простраивание в обыденном сознании четкой системы связей между событиями, формируемыми ПР-структурами органов местного самоуправления, выступает механизмом интенсификации социокультурного времени местного территориального сообщества.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:

1.  Произвести теоретический анализ, систематизацию и обобщение данных информационного сопровождения местного самоуправления и роли социокультурного времени в организации жизни территории.

2.  Исследовать особенности социальных представлений томичей об изменениях в жизни города, перспективах его развития, роль деятельности Администрации г. Томска и департамента архитектуры и градостроительства.

3.  Провести анализ документов, касающихся информационной деятельности департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска, выявить ключевые события прошлого, настоящего и будущего, структурирующие стратегический и тактический планы информационной деятельности.

4.  Провести исследование импл ицитных сценариев развития города в представлениях томичей.

5.  Провести сравнительный анализ полученных данных

6.  Описать механизм интенсификации социокультурного времени

Теоретико-методологическими предпосылками дипломного исследования выступают положения о способах активизации населения на решение общественно значимых проблем В. А. Моисеева; теория системной организации субъективного времени (Н. Б. Кучеренко); причинно-целевая концепция психологического времени личности (Е. И. Головаха, А. А. Кроник);

Способы решения основных задач:

-  личное интервью;

-  метод лингвистической интроспекции В. А.Московича;

-  методика каузометрического опроса, модифицированная в рамках теории системной организации субъективного времени Н. Б. Кучеренко. Дипломная работа разрабатывалась в рамках научно-практического сотрудничества с департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска.

Материалы исследования были предоставлены сотрудниками Департамента архитектуры и градостроительства.

Исследование осуществлялось в два этапа.

На первом этапе (август - сентябрь 2003г.) выборка исследования составила 112 респондентов, формировалась как репрезентативная структуре взрослого населения города Томска. Выборочный метод – неслучайная квотная выборка. Квотирование производилось по полу, возрасту и социальному положению.

На втором этапе (март – апрель 2005г.) исследования выборка так же носила репрезентативный характер и составила 82 респондента. Градация производилась по полу и возрасту.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов дипломного исследования состоят в том, что впервые ПР как система целенаправленных коммуникаций рассматривается в качестве механизма интенсификации социокультурного времени целевой аудитории. Кроме того, теоретическая значимость определяется тем, что в работе дается научное обоснование использованию в рамках ПР деятельности местного самоуправления такого механизма интенсификации социокультурного времени как формирование системы межсобытийных связей.

Практическая значимость заключается в разработке схемы исследования организации социокультурного времени местного сообщества. Кроме того, выявлена иерархия импл ицитных сценариев развития городской жизни, которая может выступить ориентиром для разработки и воплощения в жизнь ПР-кампаний департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВРЕМЕНИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПР-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1.  ПР в системе местного самоуправления

Местное самоуправление представляет собой неотъемлемую часть гражданского общества[10] и является важнейшей формой народовластия, непосредственно выражающей волю народа и составляющей одну из основ конституционного строя демократического государства. Это предполагает участие граждан в формировании местного самоуправления, ведение активной деятельности в социальной организации города. Но, Владимир Мокрый указывает, что этому препятствует отсутствие у населения традиций самостоятельного и ответственного подхода к решению задач местного значения. Согласно проведенному крупномасштабному социологическому исследованию компанией АйТи и исследовательской группой ЦИРКОН (2004 г.),[11] в последние годы в России происходит активное развитие и становление системы местного самоуправления. Оно показало, что на сегодняшний день заданы лишь общие рамки. Демократическое общество, опираясь на принципы самоуправления в корне отличается от централизованного. Община города берет на себя выполнение части общественных функций.[12] Местное самоуправление не является институтом общественной власти. Избранные представители – члены местного совета отстаивают интересы своих избирателей. Этому требованию должны соответствовать и служащие местного самоуправления.

Комаровский В. С., развивая это направление, говорит, что формирование и устойчивое развитие демократического общества необходимо, чтобы ответственные структуры, и каждый гражданин могли оперативно получать достоверную и объективную информацию по всем интересующим его вопросам жизнедеятельности системы «общество - власть» и свободно обмениваться информацией. В этих условиях трудно переоценить значимость работы ПР-служб в органах государственного и муниципального управления.[13] ПР-службы призваны обеспечивать регулярное предоставление информации о результатах деятельности органов власти, планах и принимаемых решениях, а также реализовывать воспитательно-информационную функцию, направленную на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов.

Говоря о науке управления, Крючков Ю. А. отмечает, что в последнее время решение общих социальных проблем затруднено в связи с теоретико-методологической разобщенностью, а также недооценкой социологических, политических и естественнонаучных достижений.[14] Это является серьезным тормозом на пути развития и усовершенствования теории, методологии и практики управления. Объектом науки управления являются самоорганизующиеся и регулируемые процессы, происходящие в социальном динамически развивающемся обществе. Это взаимодействия людей по поводу организации совместной деятельности, выстраивания темпа и структуры жизни, развития и усовершенствования себя как субъектов общественных мнений. Социальная система обладает способностью не только к саморегулированию, но и преобразованию внешней среды в интересах своего самоподдержания и жизнеобеспечения. Этот аспект функционирования системы является объектом исследования теории управления.

Предметом науки социального управления являются как общие, так и частные закономерности, проявляющиеся в сложных динамических системах.[15] Выявление и определение закономерностей взаимодействия социальных систем, условия становления управленческих отношений является непростой задачей. Но, как и всякая проблема, она должна иметь пути решения и решаться. На сегодняшний день специалистами в этой области уже обоснованы и сформулированы такие объективные закономерности как многообразие и альтернативность развития сложных систем, различия между субъектом и объектом управления, существенная роль целого по отношению к части. Под группой частных законов понимаются связи и отношения, объясняющие процессы самоорганизации и регулирования в экономической, политической, духовной, социально-экономической и других общественных подсистемах. Предметом общей системы управления выступает такой важный элемент как самоуправление. Самоуправление свойственно таким социальным системам как индивид, группа, сообщество, общественное объединение или территориально-административная единица. Оно выступает как способ регулирования и задавания определенных поведенческих рамок для деятельности отдельного человека, группы и как основной принцип функционирования гражданского общества в целом. Со слов В. Э. Гордина, суть завершающей формироваться новой региональной политики,[16] заключается в том, чтобы каждая территория жила и развивалась за счет собственных средств, а управление происходило на основе научной информации. Для получения максимального эффекта управление должно основываться на типологическом учете особенностей индивидов и социальных групп: ценностные ориентации, половозрастные группы, уровень образования, религиозная принадлежность и т. д. Если не учитывать эти конкретные особенности, то управление будет сводиться к общим призывам. Но здесь возникает проблема неподготовленности всей системы к качественному воздействию на аудиторию. Как отмечает ряд авторов теории социального управления,[17] утверждению и развитию самоуправления в нашей стране может способствовать, во-первых, создание правовых, финансовых и социально-психологических условий для образования и эффективного функционирования органов местного самоуправления, начиная с микрорайона, улицы, дома. Органам власти желательно в короткие сроки уточнить территорию взаимодействия, разработать устав, общие принципы управления и взаимодействия их с населением. Во-вторых, реальное самоуправление может быть, возможно, только при условии подготовленного персонала. Многие работники местного самоуправления комплектуются из служащих, не имеющих управленческого образования. Решение этой проблемы состоит в проведении курсов интенсивной подготовки руководителей местных органов управления, общественного самоуправления, всестороннего изучения и обобщения их опыта, стиля и методов работы, а также привлечение в местное управление ПР специалистов непосредственно занимающихся организационной и управленческой деятельностью. В. А.Моисеев считает,[18] что налаживание коммуникативных связей, как в муниципальном, так и в местном управлении крайне важно. Состояние дел в каждом отдельном районе напрямую зависит от степени компетентности и взаимодействия сотрудника с населением, отвечающим за данную территорию.

Изучая законы и принципы самоорганизации и управления В. Н. Ковалев говорит о том, что ПР-специалисты в системе местного самоуправления могут сознательно создавать условия для плодотворного развития той ли иной программы, принимать оптимальные решения, своевременно и эффективно их реализовывать[19]. Анализ общественного мнения, определение объективных тенденций функционирования и развития социальных систем позволит делать прогнозы и реально оценивать ситуацию. По мнению И. А. Василенко[20], решение проблемы сплоченности населения заключается в усилении центростремительных сил, уходе от крайностей т. к. в народных массах наряду с их возрастающей аполитичностью, усиливается инстинкт самосохранения и самовыживания. Необходимо выделить общественную детерминанту целей и задач местного управления. Когда выдвинутая идея отвечает потребностям значительной части общества, она стимулирует самоорганизацию социума, тем самым, ускоряя ход реформ и повышая эффективность проводимых мероприятий. Василенко, опираясь на анализ Смутного времени В. О. Ключевского, обращает внимание на то, что российское государство возрождается и крепнет только тогда, когда тяжкие бедствия заставляют разрозненные политические силы забыть о своих предрассудках и обратиться к неизменным истинам.

А. Шебуняев в своих трудах упоминает, что еще в начале 20 века как гениальную догадку высказал П. И. Новгородцев, а потом доказал М. Вебер, что демократия, как и всякая другая форма правления сильна только тогда, когда над ней стоит справедливость, когда народ помнит, что в мире есть Высшая Воля, будущность религии, перед которой народная воля должна преклониться.[21] По его мнению, в современной России будущее демократии зависит от будущности православия. Автор считает, что нам предстоит заново открыть корни наших общественных институтов, принципов и норм. Православие, как и любая другая мировая религия, обладает высоким политическим потенциалом. А православные архетипы и коды российской политической культуры при условии использования их в политической практики способны сформировать мощные политические мотивации в российском обществе. А. Шебуняев утверждает, что восстановление культурных ценностей православной нормативно-ценностной системы приоритетов в политики раскроет преимущество этой модели перед западным “эталоном” и это должно стать главной задачей политической элиты, которая по настоящему заботится о возрождении страны. Соборное сознание, проникнутое этикой взаимопомощи способно сформировать у личности яркое осознание своей социокультурной идентичности, своей неразделенной принадлежностью к обществу.[22] Это объясняется тем, что сознание русского человека обращено к миру. Русский человек видит удовлетворение своих потребностей и приобретение гармонии для себя через стремление всего общества к идеалу, связанного единой целью. Это должно выразиться вовлеченностью каждого индивида в решение общественно-значимых проблем.

А. Я. Гуревич отмечает,[23] что именно национальная идея как символ собирания и восстановления народной силы дает русскому народу осознание общей связи, вне которой нет будущего, как для нации, так и для общества в целом. Но, включенность граждан в общественную деятельность затрудняется не только разрозненностью между собой, но и по причине недоверия органам власти. Оно в свою очередь порождается не только недостаточно эффективной работой муниципальных советов, но и в постоянных нарушениях обязательств территориальных органов перед населением.

Для возращения доверия ПР-деятельность органов местного самоуправления должна быть продолжением реальных дел местных властей, осуществляться на основе уважения к правде и представлять собой двухстороннюю симметричную модель связей с общественностью с последующим переходом к партнерской модели ПР[24]. Под двухсторонней моделью подразумевается, с одной стороны коммуникационный канал – орган управления, с другой – общественность. В такой ситуации общение происходит на равных. Е. Б. Поканинова, основываясь на примере республики Калмыкия говорит,[25] что при помощи ПР-средств необходимо формировать механизм взаимодействия с гражданами, который будет способствовать демократизации и укреплению начал гражданского общества. По ее словам, решающее значение имеет выбранная стратегия, где главным критерием является - поддержание доверия жителей. В качестве носителей авторитетного мнения должны выступать не политические партии, а организации инвалидов, ветеранов, многодетных матерей и др. Успех же деятельности специалистов по связям с общественностью зависит, прежде всего, от того, насколько точно осознаны закономерности ПР в сфере управления, а также от полноты воспроизводства “идеальной модели” ПР в организационной структуре.

Для формирования эффективного механизма взаимодействия В. А. Моисеев выделяет следующие задачи[26]:

-   установление, поддержание и расширение контактов с населением и организациями;

-   регулярное информирование граждан о принимаемых решениях;

-   регулярное изучение общественного мнения желательно в текущем режиме (социально-политический мониторинг);

-   анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом;

-   прогнозирование общественно-политических процессов;

-   обеспечение организации аналитическими разработками;

-   формирование благоприятного имиджа организации.

Местное сообщество обладает собственной социальной сферой,[27] обеспечивающей данный социум реальными и потенциальными возможностями развития и реализации себя, формирует у местного населения необходимые социальные знания, навыки и качества. Но как любой развивающийся механизм общество должно, на что-то опираться и ориентироваться в своем развитии. Согласно А. Д. Кривоносову в нашей стране ПР властных структур не развит на должном уровне. По оценкам ПР-фирм доля государственных заказов составляет всего 3-5%[28] (не считая выборных кампаний).

Такой низкий процент обращений, в первую очередь А. Д. Кривоносов связывает, во-первых, с тем, что при планировании бюджета страны не учитываются ресурсы на «информационную поддержку», во-вторых, неготовностью специализированных ПР-агентств переориентироваться и проводить информационные кампании по пропаганде принимаемых решений в политической сфере.

Учитывая, что с переходом к демократическому государству изменился и сам подход к местному сообществу, О. А. Бударина отмечает появившуюся потребность в выработке новых методов управления, способов активизации населения на решение общественно-значимых проблем[29]. По ее мнению, главной целью управляющих органов теперь является не власть, а управление - регулирование упорядочение социальных, экономических и прочих взаимоотношений людей. К основным функциональным задачам ПР в системе местного управления Бударина относит:

- участие в демократизации государственного управления;

- обеспечение гласности, открытости в работе администрации;

-обеспечение связей с гражданами и их объединениями;

-содействие сотрудничеству с гражданами и их объединениями в разработке и реализации программ и решений;

-содействие реализации законодательства;

-содействие становлению институтов гражданского общества.

Стратегия коммуникации общества и органа управления основывается на принципиально новом понятии - взаимодействие. [30] Такая модель является переходной, что делает ее более значимой для сегодняшней ситуации в России и на местах. Решение социальных проблем, создание оптимальной социальной и социокультурной среды, влияние на социальную реальность всем этим могут заниматься социальные технологии. Моровой опыт свидетельствует,[31] что с помощью социальных технологий можно своевременно решать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы и рисковые ситуации, а также принимать оптимальные управленческие решения.

Сущность социальных технологий, как отмечает Крючков в своей работе «Методология и методы социального проектирования» может быть понята как новейшая система методов выявления скрытого потенциала социальной системы и получение оптимального результата при минимальных управленческих издержках.[32] Возможности использования социальных технологий в различных сферах общественной жизни, в том числе и в управлении социальной сферой безграничны.

Как отмечает ряд исследователей, налаживание коммуникативных связей средствами ПР является достаточно важной задачей в системе местного управления. Постоянное информирование о состоянии дел в тех отраслях, которыми занимается тот или иной сотрудник является залогом эффективности управления.[33] Для того чтобы эффективно управлять общественными процессами, необходимо располагать объективными сведениями о состоянии общества. Для этого необходимо проводить социологические исследования, массовые и выборочные опросы, создать мониторинговую базу данных. ПР-мониторинг в системе управления характеризуется как регулярное, систематическое наблюдение за состоянием общественных настроений и ожиданий, социальных процессов и явлений, с целью их оценки, прогноза, корректирования с помощью обратной связи.

Подобное определение, считает Ленуар, помогает выявить наиболее существенные ожидания общественных масс и установить вероятность свершения того или иного факта, события, конфликта с большей вероятностью, чем, основываясь на ситуативно главенствующем в массовом сознании. [34]

Со слов И. Г. Ясавеева, возможности ПР могут быть использованы в целях конструировании социальных проблем.[35] Это поможет целенаправленно вести информационную деятельность в различного рода ситуациях. Проблемы не существуют, если о них не говорят. В российском обществе политическое внимание, а вслед за ним и внимание СМИ в основном обращено к проблемам терроризма, преступности, употребления наркотиков. Эти проблемы стали общественно значимыми для всей страны, теперь само общество, каждый человек заинтересован в их разрешении. Ясавеев сообщает, что и на местном уровне существуют свои сложные задачи, которые требуют решения. Местное самоуправление не в состоянии решить их без поддержки населения (один в поле не воин). Поэтому власть посредством использования ПР методов должна акцентировать внимание на конкретной проблеме и сделать ее общественно значимой. Боязнь же привлечь внимание общественности к спорным вопросам и недооценка необходимости учиться жить и работать в новом социокультурном режиме рыночных отношений, при котором значительно расширяются сферы влияния общественного мнения и деятельности коммерческих и общественных структур приводит к еще более усугубляющейся ситуации.

Но в нашей стране заставить общество быть социально активным является не простой задачей. По данным, приведенным М. Н. Матюшиным, чуть больше 20% россиян готовы защищать свои права и больше 60%[36] считают, что на нашу власть никак нельзя повлиять. В качестве доказательства выступает отказ населения участвовать в выборах.

Повышение же социальной активности кроется в обеспечении позитивных тенденций развития экономики и духовной сферы.[37] В данном свете становится явным, что традиционные общественные институты не способствуют социальной активности населения. Профессиональные сообщества по социальной коммуникации и социальному управлению как раз могут стать такими социальными институтами.

Лихтенштейн Б. М., Новгородова М. В. предлагают создание общественной сети города.[38] Авторы считают, что такой подход создаст основу для развития местных информационных ресурсов, через систему поддержки частных лиц в создании своих собственных информационных и коммуникационных служб и управлении ими. Такой подход бесспорно должен способствовать налаживанию связей между властью и населением, активизировать общение граждан и подвигнуть их на решение частных и общественных интересов и инициатив.

Со слов Джорджа Сороса, приверженца этой идеи,[39] в России люди устали от накопившихся проблем. Они осознают необходимость творить разумное и делать доброе, вечное, но либо не верят, что в их силах что-либо изменить, либо ждут, пака их позовут сажать деревья, ремонтировать скамейки и т. д.

Механизмом повышения социальной активности может служить:

-  благотворительность и волонтерство, связанное с ответственностью и возникновением вокруг него инфраструктуры;

-  использование государственными ПР-структурами социального проектирования и прогнозирования;

-  выстраивание структуры сотрудничества и партнерства, участие представителей различных элит региона;

-  проведение общественных компаний, когда фирма социальной активности завоевывает все большую популярность;

-  использование технологий социального конструирования местных сообществ, способствующие гармонизации социальных отношений, снятию социальных перенапряжений;

-  регулирование многих частных задач конкретными технологиями, например паблик-рилейшенз, подбор, расстановка и воспитание муниципальных служащих, формирование их имиджа, конструирование управленческой команды;

-  так же используется широкий набор частных способов и методов оптимального использования социально-психологического ресурса. Вот некоторые из них:

- обеспечение, гарантирование социальных перспектив;

- содействие ритмичности жизнедеятельности местного сообщества,

интенсификация социокультурного времени;

- согласование личных и групповых интересов жителей;

- повышение авторитета местной администрации;

- повышение уровня социальной информированности населения.

Подводя итог первого параграфа, хочется опереться на теорию А. Н. Чумикова и сказать, что система местного самоуправления находится на стадии своего развития и усовершенствования.[40] Ей еще предстоит сформировать в своей структуре четкий механизм повседневной деятельности специалистов ПР, когда получая полную информацию об общественном мнении и используя ее в качестве органически встроенной части как в процесс принятия важного решения на местном уровне, так и в механизм деятельности местного управления в целом.

1.2. Интенсификация социокультурного времени как одна из задач органов местного самоуправления

Понятие социокультурного времени зародилось на ранних стадиях человеческой истории, в период формирования особой пространственной среды. Д. И. Аксеновский упоминает,[41] что уже тогда формируются пространственные сферы значимые для человека. Территория непосредственного обитания (поселок, жилье), зоны вокруг нее, со своими хозяйственными циклами. Эти зоны образуются в зависимости от циклов восстановления лесных растений и животных в той экосистеме, в которую включено племя. Племя, подчиняющееся определенным традициям, живущее в определенном ритме, свойственном только данному сообществу, и несущее этот ритм во все сферы своей жизнедеятельности. В свою очередь социальное время является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано по отношению к нему время природных процессов. На ранних стадиях общественного развития социальные процессы были замедлены. Родоплеменные общества на протяжении многих столетий воспроизводили существующие социальные отношения. Их опорой был ориентир на прошлое как воспоминание о золотом веке. Как отмечает Ахундов М. Д., ребенок с рождения находится под воздействием циркадных ритмов, временных особенностей, вырабатываемых рефлексов (вырабатывается в процессе жизни). [42] Исследователь в этой области говорит о том, что с самого раннего детства индивид начинает формировать и подчиняться пространственно-временным моделям, но ребенок оценивает время в соответствии с пространственной, а не временной последовательностью. [43] В современном мире общество ориентированно на будущее, что требует дополнительных как интеллектуальных, так и физических затрат. В свою очередь это должно вызывать определенные усилия со стороны власти для направления и наиболее рационального использования человеческих возможностей в пользу государства. Согласно высказыванию А. С. Макарова в статье «Инициация социальной активности томичей: стратегическая идея «Томск – Большой город», [44] крупная управленческая структура страны, как показывает опыт, не может проникнуться проблемами и потребностями каждого города. Поэтому он должен, прежде всего, рассчитывать на свои силы, создавать свою систему управления, используя свои возможности и ресурсы в полную силу с максимальным эффектом.

И. Г. Яковенко в своих трудах рассуждает о том, что город, как и на ранних стадиях развития, племенной поселок является замкнутой, самостоятельной, самоорганизующейся системой, со своими правилами, традициями, мироощущением, рождением новых смыслов. [45] И как всякая самодостаточная система он должен развиваться. Обращаясь к природе города можно отметить, что он является генератором социокультурного разнообразия, а с физической точки зрения это замкнутая система порождает динамическое равновесие. Город постоянно создает проблемы, и сам же их решает, причем, решив одну, тут же создает новую. Это способствует непрерывному повышению организации и потенции города как социокультурного организма. Со слов И. А. Василенко общество постоянно находится в процессе своего развития и совершенствования.[46] Учитывая динамику города и то, что мы живем в век технологического прогресса, когда социальные процессы в обществе ускоряют свой ритм, простому человеку трудно успевать за качественными изменениями, протекающими в жизни города особенно в период политических выборов. Это порождает в обществе хаос, обостряет агрессию и приводит человека в состояние апатии. В такие моменты общество неизменно обращается к забытым социокультурным традициям, в которых видит опору и поддержку для себя. Почему же социокультурная система в моменты кризиса постоянно возвращается к старым состояниям, а не принимает новые формы и не ищет новые пути решения проблемы? Ответ на этот вопрос дает П. Сорокин.[47] Опираясь на идеи А. Голденвейзера и Р. Торнвальда, он считает, что здесь имеет место принцип предела. Хотя процесс совершенствования социокультурной системы проходит бесконечное число состояний, когнитивные возможности человека ограничивают дискретное восприятие процессов, запоминание устойчивых этапов и количество возможных фаз изменений, что приводит к повтору одних и тех же состояний. В таком случае, почему же внутри общества все-таки возникают нестабильные ситуации с позиции социума?

Н. Б. Кучеренко считает, что это происходит в результате несовпадения политического и социокультурного времени.[48] Она рассматривает социокультурное время как: - «…не только его соотношение с физическим временем, но и совокупную временную ориентацию и установки людей, проживающих на конкретной территории на прошлое, настоящее и будущее, содержание временной перспективы».

Важной особенностью социокультурного времени выступает его форма или вид – циклическое или линейное на это указывает совместная работа Н. Кучеренко и Т. Печенкиной.[49] В сознании современного общества явно преобладают линейные представления о мире, что объясняет социальное (договорное) происхождение недели, месяца, года и т. д. Но это упрощенное представление о мире, за которым скрываются циклические ритмы социальной жизни. Конечно ритм социальной, а значит и индивидуальной жизни задается политическими и экономическими макроциклами такими как смена правительства, смена формы правления, политические беспорядки и периоды стабильности, но эти биолого-социальные закономерности повторяются в каждом поколении. Так же следует учитывать и то, что каждый новый цикл представляет собой виток, разомкнутый на следующий оборот круга, протекает с учетом уже накопленных знаний, опираясь на них, учитывая прошлый опыт.

Здесь можно обратиться к политике. В. С. Комаровский представляет политические отношения, как развёртывающийся процесс и анализ включения личности в политику предполагает использование категории времени.[50] В политической среде существует свое историческое время. Например, новоиспеченному политику требуется время, чтобы войти в свою должность, приобрести опыт, обзавестись необходимыми связями, обрести авторитет, переосмыслить свои цели, средства и возможности. Следовательно, реализация ранее задуманных планов может откладываться на неопределенный срок или оказаться вовсе невыполнимой. Такой поворот событий заставляет общество чувствовать себя обманутым, порождает агрессию и недоверие к органам власти.

Но не стоит думать, что общество безграмотно и не хочет понимать проблем власти. [51] Как отмечает Л. А. Штомпель, граждане хотят принимать активное участие, но не только в качестве избирателей, а быть включенными в обсуждение актуальных проблем, вопросов, что до последнего времени, было, исключительной прерогативой органов власти. Это порождает потребность в совершенно новых формах и механизмах взаимодействия органов государственной власти и гражданских объединений, институтов гражданского общества и ставит новые задачи перед службами по связям с общественностью в государственных организациях. И здесь возникает проблема отношений власти и общественности. В этой ситуации не стоит забывать, что важнейшая функция политического времени - быть «связью между индивидуальным и коллективным, личным и социальным измерениями времени».

Следует помнить, делает акцент Г. Саганенко, что общество совершает определенные действия в соответствие со своим восприятием объективного времени и субъективным выбором момента действий.[52] Глубокая временная структура сознания может быть понята и использована в работе с электоратом наилучшим образом, если мы попытаемся вникнуть в то, как субъект оценивает факты исходя не из их хронологии, а из их соотношения с его целями, надеждами, чаяниями и устремлениями. События прошлого, настоящего и будущего расчленяются в соответствии с целями и устремлениями субъекта. Такая ориентация на временную принадлежность является по существу самым важным в восприятии и интерпретации происходящих событий.

Согласно Т. М. Дридзе, на сегодняшний день, в век технологической революции, когда человек тратит все больше запасов своей интеллектуальной, физической и эмоциональной энергии, [53] на поверхности лежит вопрос о том, как поддержать психологическое состояние человека, сохранить в исправности “механизм” взаимодействия между людьми, научить и выявить некий алгоритм защиты к темпам, задаваемым технико-экономическими условиями жизнедеятельности человека.

Одним из путей к сбалансированному развитию общества может выступать эффективное политическое управление (Н. Кучеренко, Т. Печенкина).[54] Оно в свою очередь зависит от того, насколько совпадают политическое и социокультурное направление местного сообщества. Для наиболее эффективной работы в этой области могут быть использованы методы ПР. Проведение постоянного мониторинга темпоральных социокультурных тенденций обеспечит не только грамотное ведение информационной политики той или иной ветви власти, но и позволит заниматься прогнозированием, которое необходимо при разработке долгосрочных планов и при возникновении новых когнитивно-аффективных динамических тенденций, результат которых в большинстве случаев проявляется позднее.

П. Штомпка указывает в своих работах, что социокультурное время задает определенные рамки для каждого вида человеческой деятельности – политической, экономической, социальной.[55] В свою очередь каждый из этих видов обладает собственной структурой работы, по-своему организуя деятельность составляющих отделов. В этой связи возникает вопрос, в какой степени социокультурное время способно задавать и определять ритмы времени политического? Насколько политик может продуктивно функционировать в обществе, учитывая или не учитывая национальных социокультурных традиций? Обращаясь к социокультурной временной ориентации и перспективе, можно выделить несколько основных аспектов:

- уровень и глубину осознания времени;

- вектор времени.

В первом случае можно отметить, что для социокультурных процессов наблюдается прямо пропорциональная зависимость: чем выше уровень социокультурного развития, тем выше уровень осознания социокультурного времени. Если же это условие не выполняется, то общество впадает в депрессию. Теперь его действия направлены не на развитие и совершенствования себя как личности, а на выход из морального кризиса. Во втором случае речь идет об ориентации общества на временную направленность – прошлое, настоящее или будущее. Она в свою очередь может зависеть как от религиозной и традиционной, так и от профессиональной направленности внутри этноса.

Согласно теории Василенко, направление политического времени может достаточно часто меняться, в зависимости от вектора направленности политического руководства и не совпадать с социокультурной традицией.[56] Это в свою очередь может порождать драматическое напряжение, которое способно послужить началу гражданской войны.

Не стоит забывать и о временной перспективе общества. По данным исследования, приведенного в трудах К. Муздыбаева в 2000г., в ситуации затянувшегося социального кризиса у 60.3% [57] россиян временная перспектива сильно укорочена и составляет 1 – 2 месяца, 16.8% не могут уверенно планировать свое будущее более чем на пол года. Настоящее время представляется согражданам темным, чужим и неприятным. Особенно эта тенденция хорошо выражена у наиболее работоспособной части населения с низким уровнем дохода.

По данным З. В. Сикевич большинство россиян уверены в том, что “раньше было лучше”.[58] Желание возвратить прошлое доминирует над желанием строить новое будущее своими руками и жить в нем. Это обстоятельство напрямую мешает развиваться современному обществу и заранее программирует протест, каким либо действиям властных органов. С одной стороны, власть не получает поддержки со стороны электората и действует исходя из собственных соображений, с другой, население, не высказав свои пожелания и предложения по данному вопросу остается неудовлетворенным. И как следствие в социуме все больше нарастает непонимание между властью и электоратом, что, в конечном счете, может привести к революции.

В современном мире одной из основных проблем стоит конструирование социальной реальности, создание новых смыслов, формирование в обществе новых социальных проблем и предложение пути их решения.[59] Согласно гипотетической модели социокультурной динамики, называемой “конусом Дридзе”, процесс социокультурных изменений происходит следующим образом. Взаимосвязь низшего сознания с высшим происходит через коммуникацию. Устанавливается прямо пропорциональная взаимосвязь. Как индивидуальное практическое сознание питает общественное, так и в ходе обратного процесса общественное сознание выдает модели и образцы поведения индивидуальному сознанию. В данной модели внутриуровневая и межуровневая коммуникация выступает механизмом, через который можно влиять на осуществления социокультурных изменений в обществе.

По данным практикующих специалистов, ПР выступает не просто механизмом социального взаимодействия,[60] а способом постоянных культурных преобразований, ценностей, норм и потребностей. В процессе повседневного межличностного общения вырабатываются определенные способы реализации межличностных отношений, которые постепенно фиксируются и в процессе институализации становятся “достоянием” общественного сознания. Передаваясь из поколения в поколение такие “формы” общественного сознания становятся устойчивыми элементами культуры. В этой связи становится очевидным, что разработка и реализация качественных ПР проектов должна опираться на изучение циклических временных структур, анализ культурных и групповых ценностей. Также необходимо учитывать установки людей и их религиозную принадлежность.

Акцентируя внимание на темпоральном конструировании социальной реальности (П Бергер, Т. Лукман), мы рассматриваем любой кризис в социальной системе как нарушение согласованности, разорванность, разделение прошлого, настоящего и будущего времени индивида. [61]

В этом случае любая работа социальных институтов будет направлена на восстановление целостности темпоральной идентичности личности, формирование новой или восстановление разрушенной системы межсобытийных связей.

Е. И. Головаха и А. А. Кроник в теории причинно-целевой концепции разработали систему межсобытийных связей.[62] Они говорят о том, что ведущую роль в течении социокультурного времени занимают не столько сами события, сколько межсобытийные связи, играющие ведущую роль в формировании структуры жизненного пути. Авторы делают акцент на существовании только двух типов межсобытийных связей «цель - средство» и «причина - следствие».

Однако, учитывая последние разработки в сфере темпоральности, исследователи психологического времени высказывают мнение о несовершенстве причинно-целевой концепции (К. А. Абульханова-Славская, С. А. Иванушкина, Н. С. Пряжников).[63] Н. Б. Кучеренко в своей книги «Психологическое время как интегральная характеристика личности» предлагает учитывать межсобытийную связь не только как «цель - средство» и «причина - следствие», а рассмотреть более широкий набор разнообразных связей между событиями. С ее точки зрения это позволит выявить многомерную картину темпоральности жизни человека, что будет способствовать определению сценариев, на основе которых человек объединят события прошлого, настоящего и будущего в целостную картину мира.

В нашем случае делается попытка перенести теорию Н. Б. Кучеренко в рамки ПР деятельности местного самоуправления, где на сегодняшний день одной из главных задач стоит интенсификация социокультурного времени. Под интенсификацией социокультурного времени подразумевается упорядочивание и структурирование жизни местного территориального сообщества.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИМПЛИЦИТНЫХ СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ ГОРОДА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ТОМИЧЕЙ

2.1. Описание методов исследовательской базы

В рамках дипломной работы было запланировано исследование, результаты которого должны лечь в основу выдвинутой гипотезы.

Исследование было начато два года назад. Это достаточно большой промежуток времени, но он потребовался для того, чтобы под воздействием определенных фактов социальные представления томичей смогли претерпеть изменения.

Исследование началось в период август-сентябрь 2003 года. На первом этапе был проведен массовый опрос в виде интервью, цель которого заключалась в выявлении социальных представлений томичей о происходящих изменениях в жизни города, внешнем облике и т. д., роли городской администрации и департамента архитектуры и градостроительства.

Метод исследования: массовый опрос в виде интервью, опросник составлен сотрудниками департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска (приложение 1).

Выборка исследования составила 112 респондентов, формировалась как репрезентативная структуре взрослого населения города Томска. Выборочный метод – неслучайная квотная выборка. Квотирование производилось по полу и возрасту.

Материалы интервью обрабатывались с помощью метода лингвистической интроспекции

На втором этапе было проведено контент-аналитическое исследование с целью выявления качества и интенсивности подаваемой информации и определения основных направлений развития города на сегодняшний день (январь – февраль 2005 г.)

На третьем этапе было проведено повторное исследование (март – апрель 2005г.), целью которого стало выявление направления развития импл ицитных сценариев томичей (приложение 2).

Выборка исследования составила 82 респондента, формировалась как репрезентативная структуре взрослого населения города Томска. Выборочный метод – неслучайная квотная выборка. Квотирование производилось по полу и возрасту. Из них мужчин –35.4%, женщин –64.6 %.

Полученные результаты обрабатывались с помощью факторного анализа в варианте метода главных компонент.

2.2. Обсуждение результатов исследования социальных представлений томичей

1. Субъективные эмоциональные оценки томичами произошедших изменений.

На первом этапе интервью предстояло выявить, произошли ли какие-то изменения в городе Томске, и если произошли, то какие. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Произошли ли изменения в облике Томска?».

Генеральной идеей, проходящей через все ответы, было обновление и преображение города – «Томск обновленный». Так считает 90% респондентов. Эта категория является обобщающей, представляющая основное понятие изменений. В свою очередь она делиться на несколько разных суждений.

1.1. Для большинства жителей обновление города представляется в строительстве и реставрации домов, а так же обновлении центральных улиц города (54% опрошенных). Томичи видят, что город меняется, преображается, становится красивее и ярче. Это не может не радовать. Здесь хочется заметить: значит программа городской Администрации, направленная на улучшение городского пространства реализуется в нужном направлении, отражаясь в положительных эмоциях томичей. Жители, безусловно, довольны переменами, они охотно принимают новшества и готовы к дальнейшим изменениям.

- центр города преобразился;

- построено много новых красивых зданий;

- проведена реставрация зданий;

- пр. Ленина преобразился;

- облик города становится красивее;

- появилось много новых домов;

- дома стали обновленными.

1.2. Для другой части томичей обновление, и преобразование города заключается в первую очередь в появление зеленных насаждений, постройки фонтанов и разбивки клумб. Так же большое значение имеет чистота и уют, появившийся в Томске. Такие изменения, несомненно, поднимают настроение жителей, заставляют восхищаться красочной картиной города и взглянуть на него с новой стороны, увидеть во всей красе, приобщиться к более высокому и цивилизованному обществу. (21%):

- в центре города появилось много клумб, деревьев, мусорных урн;

- наш город стал чище, краше, зеленее;

- стало красиво, лучше, чем в столице;

- внешний облик города изменился, стало уютно, красиво, цивилизовано;

- строят фонтаны и разбивают клумбы ;

- Томск стал похож на город запада.

1.3. 11% опрошенных видят изменения города в отремонтированных, обновленных дорогах и тротуарах. Все мы знаем что, в России две беды дураки и дороги, но прошла та пора, когда хорошие дороги были только в столице и в центре города, настало время современных европейских стандартов. Жители правомерно отмечают заметные улучшения на дороге и очень довольны этим. Гораздо приятнее добраться на работу, да и просто прогуливаться по хорошему дорожному покрытию без впадин и луж.

- улицы и тротуары в красивых плитках;

- дороги ремонтируются;

- дороги обновили, приятно даже на работу ходить;

- дорогу Черемошников всю заасфальтировали.

1.4. Для небольшой части респондентов большое значение имеет строительство современного, красивого вокзала (4%). И это естественно, ведь вокзал служит отправной точкой. Особую гордость томичи испытывают, когда в город приезжаю гости, ведь первое, что они видят, это, конечно же, вокзал – лицо города. По мнению жителей, вокзал сделали гораздо удобнее и привлекательнее. Он стал не просто красивым, а шикарным.

-вокзал стал очень красивый;

- шикарный вокзал сделали - лицо города;

- железнодорожный и автовокзал стали удобнее и эстетичнее.

1.5. Но были и такие, которые воспринимают изменения в городе с негативной стороны. По их мнению, периферия оказалась забытой и заброшенной (10%). Люди, живущие на окраинах, хорошо знают проблемы в своем районе. По их мнению, периферия оказалась никому не нужна, и вместе с ней живущие там люди. Про окраины словно забыли как про тягостный, постоянно требующий к себе особого внимания груз.

-периферия изменилась мало;

-администрация не может наладить уборку улиц, остановок и т. п.;

-только центр города изменился;

- Черемошники оказались брошенными.

Подводя итоги первого вопроса, хочется сказать, что томичи замечают происходящие изменения в городе. Мало того жители не просто воспринимают перемены, они отмечают, что город меняется и преобразуется в лучшую сторону. Важным является и то, что томичи воспринимают изменения с разных сторон. Для кого-то это новые и современные здания, для кого-то зеленые насаждения и цветущие клумбы, кто-то видит перемены в отремонтированных дорогах, а кто-то в шикарном вокзале. Городу стало уделяться больше внимания, появилась яркость и разнообразие идей. Жители несомненно увствуют это, в них пробуждается чувство патриотизма, переживания за родной город, ощущение причастности к проблемам Томска. Что касается периферии, то хочется надеяться, что и там вскоре наступит порядок. Обобщая материал можно с уверенностью сказать, что томичи гордятся своим городом, восхищаются и упиваются его красотой.

2. Информированность томичей о деятельности городской администрации и департамента архитектуры и градостроительств, касающейся изменений внешнего облика города.

2.1. Первая, и наибольшая группа респондентов (49%), связывают происходящие изменения с юбилеем города. Такое мнение вполне понятно ведь приближается юбилей и город должен к нему готовиться. Но становится немного обидно за наше население, а вместе с ним и за руководящие органы. Сложившаяся ситуация в стране настолько подавила веру в правительство, что теперь какие-либо положительные проявления воспринимаются с иронией, мол только для отвода глаз в условиях крайней необходимости:

- перемены связаны с юбилеем города;

-с финансированием по поводу 400-летия города;

- к юбилею приедет много высокопоставленных лиц;

- с поступление денег из федерального бюджета к 400-летию города Томска;

-с хорошим финансированием Москвы к юбилею;

-.связаны с 400-летием и финансированием столицы;

2.2. Часть жителей склоняется к мнению, что перемены в Томске непосредственно связаны с деятельностью городских властей, а именно с работой местной Администрации и мэром города Александром Макаровым (25%). Эти респонденты понимают, что такие крупные изменения не могут обойти стороной первое лицо города и выражают ему свое почтение и благодарность:

- конечно при содействии администрации;

- естественно при содействии мэра;

- связаны с городскими властями;

-непосредственно с мэром;

-при активном действии администрации.

2.3. 6% населения считает, что местные власти действуют только в своих интересах. Такая оценка событий позволяет предположить, что часть население города Томска сомневается в честности местных политиков и считает их действия не искренние, лишь для поднятия рейтинга. Это в какой-то степени связано с мнением финансирования города по поводу юбилея, что подтверждает недоверчивость граждан:

-мэрию переизбирать будут и губернатора;

- чтобы возможно поднять рейтинг Макарова;

- перемены связаны с выборами;

2.4. Совсем небольшая часть респондентов отдает заслугу в изменении города главному архитектору и архитектурным отделам (4%). Это позволяет предположить, что томичи все-таки проводят связь между внешним обликом Томска и архитектурой. Учитывая деревянное богатство нашего города особо важной задачей становиться сохранение гармонии между новыми и старыми постройками. Гармоничное и комплексное изменение города не простая задача, но в нашем случае все тщательно продуманно и учтено, что является визитной карточкой томских архитекторов:

-думаю, что основная заслуга в этом принадлежит главному архитектору города;

- связаны с главным архитектором;

- с архитектурными отделами.

2.5. По 4% участников опроса считают, изменение города связано:

-   с требованием времени. В век технологизации и механизации очень важно не отставать и идти в ногу со временем, тем более, что мы держим курс на Европу:

-думаю, что это требование времени;

-с внедрением новых технологий;

- в связи с рыночной ситуацией.

-   с участием известных томских предприятий. В последнее время они стали больше уделять внимания проблемам города, заботиться о его красоте. Такая тенденция должна непременно отразиться на сплоченности томичей, и приобщить к общим проблемам:

-улучшили работу работники Горзеленхоза;

- огромной помощью пришел СНХК;

-принимают участие многие организации: TWC, Сибкабель.

-   с повышение культуры общества и активности граждан. В городе становиться все лучше и уютнее. Но такого результата трудно достичь односторонними действиями. Постоянные призывы со стороны города и отзывчивость томских предприятий не прошли даром. Люди откликнулись и приняли участие в подготовке города к 400-летию. Вместе и только вместе можно творить красоту и отдавать свои силы на благо города, чтобы в канун праздника и в будние дни видеть плоды своего труда и ощущать себя частью целого:

-повысилась культура самих жителей;

-при активном действии общественности;

-инициатива творческих работников.

2.6. И последняя группа, респондентов отдает предпочтение руководству губернатора и самому губернатору(3%):

-с руководством губернатора Кресса;

-с действиями губернатора.

Учитывая ответы респондентов по данному вопросу можно сказать следующее: большая часть респондентов размышляет, о делах правительства как о вынужденном действии и связывает изменения города с приближающимся юбилеем. 25% томичей отдают заслугу преображения города мэру города и городской Администрации. Сравнительно одинаковый процент жителей связывают происходящие изменения с деятельностью главного архитектора, губернатора, требованием времени, организациями и активным участием самих граждан.

Субъективные представления томичей о роли главного архитектора города

В этом вопросе респондентам было предложено высказать свои представления, ожидания, суждения по отношению к деятельности главного архитектора Томска.

3.1. Самая большая часть респондент считает, что главный архитектор города должен заниматься постройкой современных жилых домов, благоустройством территорий, планированием новых микрорайонов (51%). Строительство города всегда осуществлялось согласно градостроительному плану. На сегодняшний день генеральный план города подлежит изменению, где последнее слово остается за главным архитектором.

-облагораживать город новыми жилыми домами

-контролировать основные вопросы застройки города, перспективы развития

-место расположения строящихся зданий

-правильную застройку города

-эффективности застройки

-планирование новых микрорайонов

3.2. В свою очередь 16% томичей считают, что главный архитектор должен решать вопросы, связанные с красотой и стилем города. Заботиться о цветовой гамме. Красоту и уют в городе создают не классические и правильные формы домов, а вписывание их в букет разнообразных архитектурных решений и неординарных подходов:

-озеленением города;

-создавать клумбы, фонтаны;

-контролировать общественные места, места отдыха;

-заниматься дизайном домов;

-за красоту города отвечать.

3.3. Часть опрошенных придерживается мнения, что реконструкция и ремонт тоже входят в обязанности архитектора(14%). Такие мнения вполне понятны, ведь Томск является историческим городом, с богатейшей деревянной архитектурой. Томичи, прожив здесь много лет, стали частью этой истории, они гордятся деревянным богатством, знаменитым во всей России. Но на сегодняшний день сохранение деревянного зодчества представляется трудной задачей. Жители переживают и по мере возможности стараются сохранить культурное наследие города:

-должна быть реконструкция зданий;

- необходимо сохранять старинные объекты;

- должен думать об историческом лице города;

- сохранять памятники старины.

3.4. Столько же респондентов считает, что “творец” красоты города должен заботится о будущем поколении и не забывать о старшем, создавая условия для их комфортного пребывания. Своего рода заниматься благотворительной деятельностью. Ведь так важно знать, что ребенок, который играет в песочнице или качается на качели, счастлив, а для пенсионеров посидеть в тихом парке, отдохнуть и собраться с мыслями:

-строительство площадок и парков

-строительство школ, детских садов

-строить спальные районы

-во дворах создавать места для инвалидов – колясочников

3.5. Мысль о необходимости сносить старое и ветхое жилье возникла у 4% жителей. Проблема ветхого и старого жилья довольно остро стоит в Томске и достаточно давно. Ее необходимо решать, причем в самые короткие сроки, ведь проживающие там люди рискуют жизнью каждый день:

- должен контролировать снос очень старых домов

-в центре необходимо снести деревянные постройки

-снос ветхого жилья

3.6. Так же 4% опрошенных считает, что главный архитектор должен следить за чистотой улиц и города в целом. Постройка новых домов, парков, зеленых насаждений все это радует глаз, он блекнет, если в городе грязно. Конечно, чисто не там где убирают, а там где не сорят и в первую очередь все зависит от самих жителей. Но надо признаться, что мусорных емкостей в городе все-таки маловато, особенно в местах скопления людей, а нести фантик от мороженного за два дома мало кому хочется:

-за чистоту отвечать

- следить за чистотой города

3.7. Совсем небольшая часть (2%) связывает деятельность главного архитектора с ремонтом дорог и строительством улиц.

3.8. 1% считает, что главный архитектор должен контролировать коммерческие структуры.

Обобщая полученные результаты, следует отметить, что в структуре ожиданий томичей в отношении деятельности главного архитектора ведущим требованием выступает гармоничное сочетание всех элементов застройки. Немаловажным представляется работа по озеленению всего города, строительство парков и детских площадок. Особое отношение, по мнению томичей главный архитектор должен уделять старым домам и деревянным памятникам архитектуры.

Ассоциации, возникающие при словосочетании "Застройка Томска" в обыденном сознании томичей

На этом этапе реципиентам было предложено порассуждать на тему «Застройка Томска – это…». Респондентов просили высказать первые пришедшие на ум мысли, образы, ассоциации.

4.1. Как и следовало ожидать у большинства участников (49%) “Застройка Томска” вызвала ассоциации, связанные со строительством новых красивых д

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "PR в системе местного самоуправления как механизм интенсификации социокультурного времени". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 637

Другие дипломные работы по специальности "Социология":

Социология и ее практическое значение в прошлом и в современной жизни

Смотреть работу >>

Организация социальным педагогом досуговой деятельности младших подростков

Смотреть работу >>

Роль социального партнерства школы и группы по делам несовершеннолетних в решении актуальных проблем несовершеннолетних правонарушителей

Смотреть работу >>

Благотворительность в России

Смотреть работу >>

Безработица среди жен военнослужащих

Смотреть работу >>