Дипломная работа на тему "Формирование и развитие сексуальной культуры молодежи в подростковом и юношеском возрасте"

ГлавнаяСоциология → Формирование и развитие сексуальной культуры молодежи в подростковом и юношеском возрасте




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Формирование и развитие сексуальной культуры молодежи в подростковом и юношеском возрасте":


Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социологии

Допустить к защите в ГАК

«22» июня 2009 г.

Научный руководитель – канд. ист. наук

доц. И.Г. Тажидинова_______________

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Формирование и развитие сексуальной культуры молодежи в подростковом и юношеском возрасте

Работу выполнила

Маркина Ольга Александровна

Группа «В», факультет истории, социологии и международных отношений

Специальность 040201 – Социология

Нормоконтролер Т. К. Облап

Краснодар 2009


Содержание

Введение

1. Сексуальная культура как проявление общественной жизни: теоретические подходы и современные тенденции

2. Общественное нормирование и каналы сексуального просвещения молодежи

3. Сексуальная культура молодежи: основные проблемы

3.1 Сексуальная ориентация как проблема подростковой сексуальности

3.2 Сексуальное насилие

3.3 Подростковая проституция

3.4 Ранняя беременность

3.5 Эмпирическое исследование «Сексуальная культура подростков (на примере г. Краснодара)»

Заключение

Библиографический список

Приложение А

Приложение Б


Введение

Сексуальная жизнь человека — чрезвычайно важная и сложная область. Значимой ее частью выступает формирование здоровой сексуальности, представляющее собой противоречивый процесс.

Проблемы сексуальной культуры в последние десятилетия активно исследуются представителями разных наук. Это связано с тем, что глубокие изменения в трудовой, бытовой, досуговой деятельности, вызванные научно-техническим прогрессом, привели к качественным преобразованиям в отношениях между мужчинами и женщинами в интимной сфере.

В частности Россия не является исключением, и здесь также происходит изменение отношения к детской сексуальности, снижение возраста сексуального дебюта, автономизация подростковой и юношеской сексуальности от «внешних» форм социального контроля со стороны родителей, школы, церкви и государства, эмансипация сексуальной мотивации от матримониальной, наблюдается повышение интереса к эротике, расширяются масштабы секс-индустрии. Отмечаются сдвиги в сфере сексуальной морали, в частности, связанные с нормализацией гомосексуальности, признанием сексуальных меньшинств, утверждением одной из возможных форм сексуального удовлетворения - виртуального секса, что заметно отражается на современных подростках.

Подростковая сексуальность всегда заботила педагогов и родителей. Во второй половине ХХ в. сексуальная активность 14-18-летних юношей и девушек во всем мире заметно повысилась, что сопровождалось снижением возраста сексуального дебюта, уменьшением гендерных различий, массовым распространением добрачных связей и т.д.

И в условиях бедности, массовой безнадзорности и расшатывания социально-культурной сферы, включая физкультуру и спорт, секс представляется для многих подростков главной и зачастую единственной сферой самоутверждения.

Большинство авторов, пишущих на данную тему, особенно за рубежом, констатируют, что в половой морали молодежи произошли определенные перемены. Однако как масштаб этих изменений, так и их значение оцениваются по-разному: либо как прогрессивный процесс освобождения человеческого сознания от религиозных табу, открывающий путь к более свободным и разумным сексуальным отношениям, либо как катастрофическое падение нравов, исчезновении глубоких чувств, низведении человеческой сексуальности до уровня животных.

Изменения в сексуальном поведении и установках молодежи вызывают растущую социальную озабоченность. Этой теме посвящено достаточно серьезных научных публикаций (работы И.С. Кона, С.И. Голода, и др.). Однако в российских средствах массовой информации и политических дискуссиях эти проблемы, как правило, освещаются здесь искаженно и интерпретируются неверно.

Подобно другим сферам человеческой жизни, сексуальное поведение человека и связанные с ним психологические установки являются предметом исследования многих наук: физиологии, эндокринологии, психологии, психиатрии, социологии, этики, педагогики. Во многих странах сексуальное поведение и регулирующие его социальные нормы давно уже стали предметом комплексного научного исследования.

Между тем как раз контекст социальных реалий, на фоне которых только и можно понять проблемы и тенденции сексуальной жизни современной молодежи, как правило, освещается хуже всего.

Проблемы сексуальной культуры в последние десятилетия активно исследуются представителями разных наук, но они, как правило изучают не сексуальную жизнь нормального человека, а аномалии сексуального поведения (И.Ш. Блох, Р. Крафт-Эбинг, П. Мантегацца, М. Хиршфельд, Г.Х. Эллис и другие) или же преимущественно био-медицинские аспекты сексуальности (А.И. Белкин, Г.С. Васильченко, С.С. Либих, В.М. Маслов, Ю.П. Прокопенко, А.М. Свядощ, А.А. Ткаченко).

Одной из наиболее влиятельных сексологических теорий первой половины XX века, влияние которой ощутимо и в наши дни, является психоаналитическая концепция 3. Фрейда, который рассматривал сексуальность не как частный аспект человеческой жизни, а как ее основу. Последователями 3. Фрейда стали А. Адлер, Э. Джоунз, Ш. Ференци, К. Юнг, развившие его учение.

Основу для массовых социологических исследований по проблеме сексуального поведения положили работы А. Кинзи. Исследованиями сексуальности занимались: Т. де Велде, М. Кинесса, О. Форель.

В социологии исследованию современных проблем сексуальности посвящены работы И.С. Андреевой, В.Ф. Анурина, Ю.Р. Вишневского, Т.А. Гурко, С.И. Голода, Е.А. Здравомысловой, И.С. Кона, Е.А. Кащенко, А.В. Меренкова, Б.С. Павлова, Л.П. Репиной, А.А. Темкиной, С.А. Ушакина. В последние годы появились материалы различных социологических исследований, проведенных в рамках гендерного изучения особенностей отношений между полами в интимной сфере, поскольку данный подход учитывает и развертывания такого рода отношений в ходе утверждения новых экономических, социально-политических приоритетов, тех духовных ценностей, которые регулируют повседневную жизнь человека.

Актуальность социологического исследования сексуальной культуры современного подростка определяется следующими обстоятельствами:

1. Сексуальную жизнь (как особую форму сочетания природного и культурного фактора в жизнедеятельности человека) активно изучают биологи, психологи, сексологи, сексопатологи, но только в социологии масштабно и комплексно исследуются культурные факторы, определяющие повседневную сексуальную жизнь различных социальных групп.

2. Существует острая необходимость социологического изучения ценностей, норм и правил, характеризующих сексуальную культуру современной молодежи.

Цель дипломной работы – выявление общего и особенного в сексуальной культуре молодежи (подростковый/ юношеский возраст) в современных условиях.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Концептуализация основного понятия - сексуальная культура.

2. Анализ основных социокультурных факторов, определяющих современную сексуальную культуру подростков и юношества.

3. Выявление актуальных проблем сексуальной культуры подростков и юношества в России.

Объектом исследования является сексуальная культура молодежи.

Предметом исследования является формирование и развитие сексуальной культуры современной молодежи.

Гипотеза исследования – Под влиянием ряда социокультурных факторов сексуальная культура современной молодежи развивается динамичными темпами, размываются традиционные для данной сферы установки.

Данная работа состоит из трех теоретических глав и одной практической. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень её научной разработанности в отечественной и зарубежной литературе, определяются цели и задачи, объект и предмет исследования.

В первой главе «Сексуальная культура как проявление общественной жизни: теоретические подходы и современные тенденции» обосновываются научные основания изучения сексуальной культуры, раскрываются базовые понятия, определяются современные тенденции развития данного явления.

Во второй главе «Общественное нормирование и каналы сексуального просвещения молодежи» рассматривается широкая проблема полового воспитания подростков и юношества, непосредственного влияния семьи, СМИ, сообществ сверстников и других факторов на развитие сексуальной культуры молодежи.

В третьей главе «Сексуальная культура молодежи: основные проблемы» говорится о характерных проблемах, имеющих место в сексуальной субкультуре современного подростка. Так же она подытоживает результаты собственного эмпирического исследования «Сексуальная культура подростков (на примере г.Краснодара)», проведенного методом анкетирования.

В заключении делаются краткие выводы в результате рассмотренного материала.


1 Сексуальная культура как проявление общественной жизни: теоретические подходы и современные тенденции

Сексуальная культура есть часть общей культуры, способ утверждения в социокультурном окружении посредством полового поведения, направленного на продолжение рода, удовлетворение биосоциальных потребностей, гедонистических, нравственных, эстетических интересов, познавательных, коммуникативных, компенсаторных, созидательных запросов [14, с.28].

Сексуальные отношения – естественное явление, ценность которого зависит от того, в какое соотношение и с чем оно приведено [14, с.104].

Человеческая сексуальность — выражение сексуального чувства и интимной близости между людьми, а также выражение идентичности через секс, под влиянием секса или основанное на сексе. Есть очень много форм человеческой сексуальности. Сексуальность человека включает широкий диапазон поведения и процессов, физиологические, психологические, социальные, культурные, политические, духовные или религиозные аспекты секса, а также человеческое сексуальное поведение. Сексуальность, как и прочие аспекты поведения человека, носит как биологический, так и социальный характер: некоторые характеристики сексуальности заложены генетически, другие формируются в процессе социализации.

Сексуальность представляет собой движущую силу социальной активности человека, поскольку направлена на достижение не только сексуального удовлетворения, но и социально-психологического состояния, обозначаемого как «счастье», повышение качества жизни. Переживания, связанные с полом, определяют выбор того или иного варианта поведения даже в ситуациях, заведомо не связанных с сексуальными контактами в узком смысле [70].

До 3. Фрейда сексуальность специально изучали, главным образом, психиатры и криминалисты. Они рассматривали преимущественно патологии, отклонения от нормы. В связи с этим тема сексуальности обрела некий криминальный или патологический оттенок. 3. Фрейд первым заговорил о сексуальности как о естественном свойстве, нормальном качестве нормального человека [19, с.44].

В своей теории культуры 3. Фрейд представлял точку зрения, согласно которой культура обязана своим возникновением подавлению влечения или отказу от него. Основная его мысль заключается в том, что культурные достижения являются результатами проявления сублимированной сексуальной энергии, из чего следует, что подавление или вытеснение сексуального влечения является необходимым фактором любой культуры [37, с.39-40].

З. Фрейд был одним из первых ученых, осознавших, что сексуальность - это свойство человека, присущее ему на протяжении всей жизни. Он считал, что половое влечение, или либидо (инстинктивное стремление к чувственному наслаждению), является ключевой силой, мотивирующей поведение [46].

Социальная терпимость «расколдовывает» сексуальность, побуждая рассматривать ее не глобально, а в конкретных социокультурных и личностных контекстах [22, с.38].

Человеческая сексуальность — это царство контрастов и противоречий, общественных тенденций и культурных императивов; это «чрезвычайно яркое явление, обусловленное объективными и субъективными аспектами, внутриличностными и внеличностными факторами, включающее совокупность биологических, психологических, социальных, культурных процессов, связанных с проявлением и удовлетворением половой функции» [15, с.15].

Запрещение тех или иных поступков далеко не всегда совпадает с запрещением говорить о них (табу слов). Бывают принципиально неназываемые, невербализуемые отношения; их существование общеизвестно, но о них не принято говорить или можно говорить только намеками, эвфемизмами [21, с.74-75].

Сексуальная мораль - система нравственных норм, регулирующих все стороны сексуальной жизни человека. Является одной из составных частей системы нравственных ценностей конкретного общества, включает не только правила полового поведения людей, но и этические, эстетические взгляды, обычаи , касающиеся вопросов секса [71].

Не смотря на то, что даже в пределах одной и той же культуры существуют разные нормы сексуального поведения для разных категорий людей (двойной стандарт, то есть разные нормы сексуального поведения для мужчин и для женщин, который в той или иной степени наблюдается почти везде; сексуальные роли, позиции в половом акте; приписываемая мужчинам и женщинам мотивация; право выбирать сексуального партнера и определять характер взаимоотношений с ним) [21, с.77-78], любовь способна наполнять собой все отношения между мужчиной и женщиной вне зависимости от социального положения, расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, возраста и исторического периода.

Сексуальный опыт, основанный на собственных переживаниях человека, сугубо индивидуален, но складывается он под влиянием социальной среды и общедоступной информации. Чтобы понять феномен сексуальности, необходимо представить себе ее многогранность.

Если традиционный подход к половым отношениям заключается в поиске путей воссоединения двух половых начал, то социокультурная концепция помимо этого учитывает деятельностную и нормативные составляющие сексуального поведения, новые подходы к известной дихотомии (делению на гетеросексуальные и гомосексуальные отношения) и возможность бисексуальных проявлений, индивидуальных особенностей сексуальности личности, тем самым, расширяя объект притязаний.

Поэтому социокультурная концепция полового развития предполагает:

• Формирование определенного сексуального поведения посредством всего многообразия мер, средств, форм и способов, которые выработало человечество в ходе исторического развития.

• Стремление к повышению уровня сексуальной культуры индивидов, общественных групп или выравниванию ее уровней в паре.

Число и тип сексуальных партнеров и конкретные сексуальные техники постепенно становятся исключительно делом личного выбора. Расширяются возрастные рамки сексуальной активности благодаря достижениям медицины, особенно сексофармакологии.

Сексуально-эротическое поведение и мотивация эмансипируются от репродуктивной биологии, связанной с продолжением рода, которой они обязаны своим происхождением в филогенезе.

На индивидуально-психологическом, мотивационном уровне так было всегда. Люди, как и животные, спариваются не для размножения, а для удовольствия. Однако в прошлом эта сторона дела всячески вуалировалась и приглушалась. Биологически и культурно «нормальной» считалась только такая сексуальная активность, которая способствовала или могла привести к зачатию. В ХХ в. положение изменилось. Общественное сознание (нормативная культура) приняло тот факт, что сексуальность не направлена на деторождение, не нуждается в оправдании и является самоценной.

Сдвиги в сексуальной культуре неразрывно связаны с изменениями гендерного порядка, характера взаимоотношений мужчин и женщин. Главными субъектами и агентами этих изменений являются не мужчины, а женщины, социальное положение, деятельность и психика которых изменяются сейчас значительно быстрее и радикальнее, чем мужская психика. Дело здесь не столько в более широкой адаптивности женщин, сколько в общей логике социально-классовых отношений. Любые радикальные социальные изменения осуществляют прежде всего те, кто в них заинтересован, в данном случае - женщины, которые шаг за шагом осваивают новые для себя занятия и виды деятельности, что сопровождается их психологическим самоизменением и изменением их коллективного самосознания, включая представления о том, как должны складываться их взаимоотношения с мужчинами. Степень и темпы изменения гендерного порядка и соответствующих ему образов маскулинности и фемининности неравномерны в разных странах, социально-экономических слоях, социально-возрастных группах и среди разных категорий мужчин и женщин. При этом происходит не «феминизация» мужчин и / или «маскулинизация» женщин и образование некоего «унисекса», а ослабление поляризации половых различий и связанной с ними социальной стратификации. Многие традиционные различия мужского и женского, которые привычно ассоциируются с половым диморфизмом, не столько исчезают, сколько трансформируются и перестают быть обязательной социальной нормой. Это открывает дорогу проявлению множества индивидуальных вариаций, которые могут быть вообще не связаны с полом и гендером.

Установка на возможную временность сексуального партнерства производна от высокой социальной мобильности, которая делает любые социальные идентичности и принадлежности (профессиональные, территориально-этнические, конфессиональные и т.д.) более изменчивыми и сменными. Высокая мобильность создает ситуацию ненадежности и неопределенности, но одновременно увеличивает степень индивидуальной свободы и связанной с нею ответственности.

Типичная форма сексуального партнерства у современных молодых людей - так называемая серийная моногамия, когда человек живет одновременно только с одним партнером /партнершей, но эти отношения продолжаются не всю жизнь, а только какой-то более или менее длительный отрезок времени. Эта установка противоречит, с одной стороны, идее пожизненного брачного союза, а с другой - леворадикальным идеям о ненужности института брака и супружеской верности вообще. Отношение серьезных социологов к серийной моногамии сначала было ироническим, казалось, что она может существовать только в молодежной среде и при отсутствии детей.

Важные сдвиги происходят в сфере сексуальной морали. Хотя моральное регулирование и оценка сексуальных отношений не исчезают, они становятся более гибкими и реалистическими. В результате, во-первых, уменьшается разрыв между повседневной, бытовой и официальной моралью и, следовательно, становится меньше лицемерия. Во-вторых, суживается круг морально оцениваемых явлений. Число и тип сексуальных партнеров и конкретные сексуальные техники постепенно становятся исключительно делом личного усмотрения. По словам знаменитого немецкого социолога Теодора Адорно, «главное и единственное правило сексуальной морали - обвинитель всегда неправ» [74]. Однако сужение сферы морального регулирования компенсируется более высокими требованиями к характеру отношений. Важнейшим критерием моральной оценки сексуальных действий и отношений становится их добровольность.

Самая трудная проблема, которую ХХ в. оставил в наследство ХХI в. - отношение к детской сексуальности. В этом вопросе существуют две противоположные и одинаково важные тенденции. С одной стороны, в противоположность средневековой идее имманентной чистоты и асексуальности ребенка (хотя она сосуществовала с идеей имманентной детской греховности, от которой ребенка может уберечь только строгость и родительский контроль), современная наука признает факт существования детской сексуальности, которую должны учитывать родители и воспитатели и из которой вытекает также право детей и особенно подростков на получение сексуальной информации.

С другой стороны, современное общество, в отличие от ряда древних цивилизаций, остро осознает необходимость защиты детей от сексуальных посягательств и эксплуатации со стороны взрослых. Прежде всего, это делается путем установления легального возраста согласия - минимальный возраст, начиная с которого закон допускает добровольные сексуальные отношения между взрослым (старше 18 лет) и подростком.

Во всех цивилизованных странах существуют также строгие наказания за вовлечение несовершеннолетних в проституцию и использование их в производстве и распространении детской порнографии. В подпольной сексиндустрии эти нормы не соблюдаются, это делает борьбу с детской порнографией трудным международным делом. Поскольку дети - естественные жертвы всех, включая сексуальные, злоупотреблений взрослых, а покушения на детей вызывают сильную эмоциональную реакцию общества, консервативные силы часто используют их для разжигания массовой истерии в средствах массовой информации. Зачастую непонятно, идет ли речь о защите детей от сексуальной эксплуатации со стороны взрослых, или от их собственной пробуждающейся сексуальности. Однако криминологическая статистика свидетельствует, что количество сексуальных преступлений против детей зависит не от возраста согласия, а от эффективности правоохранительной системы данного государства. Как писал В.И. Ленин, эффективность закона зависит не от строгости наказания, а от его неотвратимости.

Особенно большие сдвиги происходят в характере сексуального поведения и ценностей подростков. Во второй половине ХХ в. практически во всем мире произошло снижение возраста сексуального дебюта и уменьшение разницы в этом отношении между мужчинами и женщинами.

Снижение возраста сексуального дебюта и автономизация подростковой и юношеской сексуальности от «внешних» форм социального контроля (со стороны родителей, школы, церкви и государства) создает ряд потенциально опасных ситуаций, прежде всего - нежелательных беременностей, абортов и заражения инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), последнюю угрозу сделал особенно серьезной СПИД [74].

Массовые сексологические опросы позволяют поставить конкретные проблемы профилактики СПИДа и ЗППП, планирования семьи и воспитания молодежи не узко, а в широкой социально-психологической перспективе, учитывающей эволюцию брачно-семейных отношений, изменения в характере сексуальной культуры, межпоколенных отношениях, процессах и механизмах социализации юношества и т.п. [75].

Кроме того, в 1970-х годах раннее начало сексуальной жизни на Западе повсеместно коррелировало с различными антинормативными и девиантными поступками (плохая школьная успеваемость, пьянство, хулиганство, конфликты с учителями и родителями и т.д.).

Хотя раннее начало сексуальной жизни и сегодня часто сочетается у подростков с проблемным поведением и стремлением скорее повзрослеть, последствия этого зависят как от социальных условий, так и от индивидуальных, личных особенностей подростка. В тех странах, где существует эффективное сексуальное просвещение, сексуальная активность подростков значительно реже сопровождается эпидемиологическими и другими социальными издержками.

Характер сексуального поведения подростка зависит не только от его субкультуры, но и от его собственных глубинных личностных свойств. Возраст сексуального дебюта и индивидуальный стиль сексуальной активности старшеклассников коррелируют со степенью их индивидуальной физической зрелости (точнее - с тем, как они ее воспринимают) и со стремлением скорее добиться взрослого статуса. Психологи выяснили, что важнейшая психологическая черта молодых 18-20-летних мужчин, ведущих интенсивную сексуальную жизнь и имеющих связи с большим количеством женщин, - любовь к новизне и риску, с которой коррелируют гипермаскулинность, физическая привлекательность, эмоциональная раскованность и повышенный уровень секреции тестостерона. Иными словами, эти юноши сексуальнее своих сверстников и полнее персонифицируют в себе традиционные ценности маскулинности - предприимчивость, смелость, раскованность, любовь к риску и т.д.

Отсюда вытекает, что те же самые, предположительно природные, черты, которые дают этим мальчикам определенные социосексуальные преимущества (в средних классах школы они пользуются авторитетом у мальчиков, а в старших классах приобретают успех у девочек) одновременно являются факторами риска, способствующими девиантному поведению, склонности к наркотикам, алкоголизму и сексуальному насилию. Знание этого весьма существенно для выработки дифференцированной стратегии как сексуального, так и всякого прочего воспитания и образования молодежи.

В европейском регионе ученые, занимающиеся изучением сексуальных культур, различают три типа сексуальных культур.

В странах Северной Европы, где отношение к сексуальности традиционно терпимое, подростки максимально автономны от старших, половые/гендерные различия резко уменьшаются и существует систематическое сексуальное просвещение, демографическая и эпидемиологическая статистика наиболее благоприятна.

В странах Южной Европы (Италия, Испания, Греция и др.) традиционные стереотипы, влияние родительской семьи и религии сильнее, сексуальное просвещение здесь менее откровенно, сохраняется двойной стандарт и т.д. Однако главные тенденции развития здесь те же самые.

Третья группа стран (условно - Центральной Европы), включающая Англию, Францию и Германию, стоит посредине, причем одни больше тяготеют к первому, а другие - ко второму полюсу. Кроме различий между странами, существуют большие социально-классовые и региональные различия.

Убедившись в неэффективности внешнего контроля за подростковой сексуальностью, педагоги и психологи возложили надежды на сексуальное просвещение. Вначале некоторые думали, что с этим справится родительская семья, но надежды не оправдались.

Родительская семья - важный фактор нравственного и эмоционального воспитания детей, но сексуального образования она не дает и дать не может. Это делают другие социальные институты - общество сверстников, средства массовой информации, а прежде всего - школа, причем акцент делается не на запретах, а на убеждении и просвещении [74].

Общеизвестно, что за последние годы в сексуальном поведении и установках молодежи, прежде всего подростков и юношей, произошли большие изменения, вызывающие растущую социальную озабоченность [75].

Как показывают медико-статистические исследования, половое созревание подростков в большинстве развитых стран происходит сейчас значительно раньше, чем в прошлом столетии, в среднем на два-три года. При этом в городе половое созревание наступает раньше, чем в деревне. На темпах полового созревания сказывается общее ускорение физического развития детей.

В то же время социальная зрелость, личная самостоятельность наступают в большинстве случаев позже (больше времени требуется для получения необходимого образования и т. п.). Факт увеличивающегося разрыва между временем полового созревания и наступлением социальной зрелости является, по-видимому, общим для всех индустриально развитых стран. Значение этого разрыва очень велико [76].

Знаменитый педагог советского периода нашей истории А. С. Макаренко подчеркивал, что половое чувство нельзя рассматривать изолированно от всего процесса развития и формирования личности. «Любовь не может быть выращена просто из недр простого зоологического полового влечения Силы «любовной» любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая» [27, с.257].

И, само собой разумеется, что физическая красота, дружеские отношения, одинаковые склонности и т. п. пробуждали у людей различного пола стремление к половой связи, что как для мужчин, так и для женщин не было совершенно безразлично, с кем они вступали в интимные отношения. Но от этого до современной половой любви еще бесконечно далеко [28, с.79].

В процессе полового созревания у подростка возникают (и постепенно осознаются как таковые) определенные эротические потребности. Но чувства подростка как бы раздвоены. Его эротическая потребность и потребность в интимности, в духовной близости с другим человеком, еще не слиты в одно: первая направлена на существо другого пола, вторая фиксируется обычно на сверстнике собственного пола, с которым подростка сближают общие переживания (в том числе и сексуальные); недаром юношеская дружба отличается такой высокой степенью интимности, интенсивности и эмоциональности. Представления подростка о любви, предвосхищающие действительный опыт, тоже противоречивы. С одной стороны, он мечтает о возвышенной, чистой любви, с которой не ассоциируется ничто низменное, мелкое. С другой стороны, телесная, физическая сторона любви, «секс», представления о которой почерпнуты большей частью из окружения своих сверстников. Недостаточно квалифицированные лекции и беседы на моральные темы, которые не показывают процесса очеловечения полового чувства, а ограничиваются констатацией того, что «с одной стороны» есть половое влечение, а «с другой стороны» — романтическая любовь, только закрепляют этот «дуализм», в свете которого любовь оказывается лишь красивой иллюзией, морально-психологической надстройкой над низменным по сути своей биологическим влечением. Эти рассуждения, в сущности, представляют собой всего лишь вариацию на старую тему о «божественной любви» и «плотском грехе». Между тем главная суть (и основная трудность) сексуального созревания личности состоит именно в преодолении (психологическом и практическом) этого дуализма.

Таким образом, верно не только то, что социальная зрелость личности предполагает зрелость половую и соответствующую сексуальную адаптацию, но и обратное: зрелая сексуальность предполагает зрелость социально-психологическую, к которой человек приходит не сразу, а в итоге длительного развития и взаимодействия с другими людьми [76].

Ж. Пиаже и Л. Колберг на основе тщательного исследования отмечали, что подростки тяготеют к мышлению конкретными понятиями в сфере настоящего. Это означает, что они часто не придают значения последствиям.

“Подростки не способны связать секс с любовью”, - Жан Пиаже, детский психолог.

“Подростки не способны задумываться о будущем”, - Лоуренс Колберг, психолог нравственного развития.

“Если начать половую жизнь до того, как разовьется способность преданно любить, в будущем возникнут проблемы с близостью”, - утверждал Виктор Франкл, психиатр.

В любой дискуссии по половому воспитанию всегда необходимо уделять внимание влиянию секса на процесс развития человека. Человек является духовным существом, чье эмоциональное, социальное и психологическое развитие происходит параллельно с его биологическим развитием.

Известный психиатр В. Франкл (1978) верил, что вступление в половые отношения прежде, чем сердце подготовлено к этому, приносит трудности в интимных отношениях позже. Согласно его наблюдениям, вся половая активность вне зрелых моногамных отношений в своем большинстве эгоистична и не может удовлетворить потребности в близости. Преждевременные половые связи нарушают правильное развитие сердца, усиливая самолюбование. Другими словами, преждевременные половые отношения искажают весь процесс развития личности [45].

В настоящее время продолжается процесс радикальной ломки традиционных норм, ограничений и запретов в сфере сексуальных отношений. Сегодня можно говорить о повышении сексуальной активности молодежи, что сопровождается заметными изменениями в обществе.

Стремительные изменения во взглядах и представлениях молодежи по вопросам половых отношений, секса носят зачастую стихийный, нерегулируемый характер, что не может не сказываться на общей сексуальной культуре молодежи.


2. Общественное нормирование и каналы сексуального просвещения молодежи

Половое созревание (пубертат) - центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста. Эти процессы оказывают существенное влияние на эмоции, психику и социальное поведение детей, включая появление у них сексуально-эротических интересов. Процесс полового созревания вызывает множество психологических проблем и трудностей. Дуализм "любви" и "секса" проявляется особенно резко у мальчиков. Поскольку секс для подростка - нечто запретное и рискованное, раньше всего вовлекаются в него те, кто любит риск и самопроверку и нуждается в самоутверждении. Более раннее начало половой жизни статистически связано с разными формами девиантного, социально неодобряемого поведения.

Родители не являются единственными ролевыми моделями для подростков. Молодежь строит свои представления в многомерном пространстве противоречивых советов о достойном и правильном стиле взрослой сексуальности. В зависимости от культурного контекста среди моделей могут актуально или виртуально одновременно присутствовать и стабильное моногамное замужество (женитьба), развод, и выбор новых партнеров, одинокое родительство, частая и свободная смена партнеров, гомосексуальные пары, официальное или неофициальное многоженство. Взрослое сексуальное «наследство», представляющее собой пространство для выбора, туманно и неоднозначно. В каждой из частных его сфер свои нормы, ценности и доказательства. Если раньше существовали какие-то более или менее принимаемые большинством нормативные векторы, то сегодня, когда и на государственных уровнях, и в медиа культивируется толерантность и полит корректность, наравне с моральными паниками могут спокойно соседствовать дискурсы принятия всего и вся.

Подростки сталкиваются с целой гаммой сексуального поведения, включая сексуальное насилие. Многие популярные современные фильмы затрагивают сильные и откровенные сексуальные темы. Секс и сексуальность становятся общим местом, перестав быть тайной за семью печатями. Подростки начинают «разбираться» в тонкостях сексуальной жизни все раньше и раньше.

Однако это обучение крайне противоречиво. Большинство медиа посланий базируются на упрощенных образах-клише моделей взаимодействий мужчины и женщины, в то же время они содержат в себе много скрытых, неявных, контекстовых намеков на то, что соответствует реальному сексуальному контакту [72].

Необходимость для молодежи быть осведомленными в различных жизненных вопросах неоднократно подчеркивалась и исследователями, и политиками.

Однако понятие полового воспитания у разных исследователей имеет различную трактовку. А.Г. Хрипкова и Д. В. Колесов определяют половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола» [41, с.202].

Влияние средств массовой информации в настоящий момент выросло настолько, что превзошло влияние на жизнь молодежи, семьи и школы. Постоянная пропаганда секса вне связи с браком и семьей привела к тому, что даже родители пришли к мнению, что сегодня нереально ожидать от молодежи воздержания от сексуальных отношений до брака. Молодые люди, в свою очередь, принимают как руководство к действию сомнения взрослых в том, что они способны контролировать себя. И поскольку взрослые наблюдают все больший рост числа сексуальных экспериментов среди молодежи, то все меньше остается у них возможности советовать подросткам воздерживаться от секса до брака. Это стало порочным кругом, когда ожидания ведут к еще большей сексуальной активности, что, в свою очередь, ведет к тому, что сегодня все больше взрослых считают, что не следует ожидать, что молодые люди будут себя контролировать [45].

Время начала половой жизни у российских тинейджеров все время снижается. Причин множество — акселерация, влияние СМИ, занимающихся откровенной пропагандой секса, падение нравственных устоев. Общество потребления навязывает клише — попробуй в жизни все, и чем больше, тем лучше.

Повсеместно наблюдаемая тенденция к сожительству, называемому гражданским браком, приводит к тому, что у молодежи снижается ответственность за своего партнера и будущих детей. В более взрослом состоянии это приводит к таким «осколочным» отношениям, как наличие любовницы, встречи с проститутками, формальный брак с выполнением определенных формальных ролей.

Сексуальность, перестав быть запретной, уже не связана с девиантным поведением. Вследствие изменения родительских установок, подростковая сексуальность становится приемлемым сюжетом внутрисемейного общения, а терпимое отношение взрослых побуждает юношей и девушек принимать на себя большую ответственность за последствия своих поступков.

В современном обществе семейный разговор на "сексуальные" темы стал культурно и психологически более приемлемым, чем раньше. Однако сравнительные исследования показывают, что независимо от степени терпимости и просвещенности родителей, современные подростки больше ориентируются на нормы собственного поколения.

Ведь родительская семья нигде не является ключевым каналом сексуального просвещения, и это многими не рассматривается как катастрофа. Родительская семья – важный фактор нравственного и эмоционального воспитания детей, но собственно сексуального просвещения, как и всякого иного образования, она не дает и дать не может. Это делают другие социальные институты – общество сверстников, средства массовой информации [75].

Но именно семья способна вомногом привить подрастающему поколению верное понимание любви в секса, при которых не ущемляются права человека [40, с.107].

Появление же Интернета радикально влияет на изменение информационной ситуации во всех сферах жизни, включая сексуальность.

Во-первых, появляются новые, более открытые и индивидуализированные формы сексуального просвещения.

Во-вторых, существуют моделируемые конференции, где люди обмениваются сексуальным опытом и попросту болтают.

В-третьих, интерактивная виртуальная реальность позволяет людям находить новых знакомых и проигрывать в общении с ними разнообразные сексуальные роли и ситуации, недоступные им в реальной жизни. Это особенно ценно для одиноких, застенчивых людей, тех, чьи сексуальные фантазии содержат в себе нечто неприемлемое, запретное или просто трудно осуществимое, и особенно подростков.

В-четвертых, интернет содержит множество сексуально-эротических материалов и образов. В связи с этим возникает ряд нравственных, эстетических и педагогических проблем.

Эротикой, без которой не может существовать ни человеческая сексуальность, ни культура, называются сексуальные чувства, фантазии и переживания, а также стимулирующие их литературные, видео, аудио и прочие материалы. Люди, воспитанные в пуританском духе, воспринимают слова "эротика" и "эротизм" как бранные выражения, обозначающие нечто "животное", низменное. На самом деле животные как раз не знают эротики и не умеют разнообразить свой сексуальный репертуар. Способность чувственно реагировать на эротические знаки и образы и сознательно создавать их, объективируя в них свою фантазию, - исключительное свойство человека, присущее ему, как свидетельствует история искусства, с древнейших времен.

Многие ученые считают, что с коммерческой эротикой не следует бороться путем запретов, лучше регулировать ее распространение другими методами. Это касается как ее содержания, так и круга потенциальных потребителей. К числу материалов, запрещенных почти во всем мире, относится так называемая детская порнография (сексуальные изображения детей и подростков). Не потому, что кто-то хочет ущемить интересы определенного круга людей, а потому, что нельзя вовлекать в сексуальную индустрию и проституцию несовершеннолетних.

Настороженность вызывают также сцены сексуального насилия. Не потому, что садомазохистские мотивы сами по себе "противоестественны", а потому, что игровое, условное эротическое насилие подчас трудно отличить от реального, психотического насилия. Взрослые люди могут пользоваться любыми эротическими игрушками и образами, но детей и подростков, которые еще не умеют отличать воображение от действительности, надо по возможности оградить от потенциально опасных влияний [76].

Способность чувственно реагировать на эротические знаки и образы и сознательно создавать их, объективируя в них свою фантазию, - исключительное свойство человека, присущее ему, как свидетельствует история искусства, с древнейших времен.

Эротические образы выполняют четыре главные функции.

1) Отражая и фиксируя сексуально-значимые свойства и переживания, они являются средствами познания.

2) Они служат своего рода афродизиаками, стимуляторами сексуального возбуждения.

3) Они расширяют рамки и возможности сексуального удовлетворения, обогащая репертуар нашего сексуального поведения и дополняя его новыми нюансами.

4) Эротическое воображение позволяет людям преодолевать жесткие границы реальности и испытывать переживания, которые им физически недоступны.

Технически, "цензурировать" Интернет не так сложно, можно просто автоматически удалять тексты с определенными словами. Но при этом неизбежны накладки.

Паллиативные меры кажутся значительно более эффективными. Хотя в Интернете периодически появляются педофильские сайты, их быстро вылавливают и убирают. Легальная коммерческая эротика, как правило, платная и по закону доступна только людям старше 18 лет. Разумеется, бывают исключения, особо предприимчивые подростки могут залезть куда угодно. Но порнография - далеко не самое страшное, что они могут там найти. Тоталитарная идеология и проповедь национальной и расовой ненависти гораздо опаснее любого секса, между тем в российском Интернете есть откровенно фашистские сайты, а некоторые депутаты Госдумы даже выступают с подобными призывами на публичных массовых митингах [29].

Благодаря СМИ, которые являются главным агентом по распространению идей сексуальной революции по всему миру, сегодня молодежь растет в атмосфере, пронизанной сексом. Ежедневно с экранов телевизоров, через кино- и видеофильмы, заказные рекламные ролики, книги, журналы и музыку, где превозносятся физические сексуальные удовольствия и приуменьшается, либо вовсе игнорируется ответственность за сексуальные отношения, на них обрушивается шквал сексуальной информации. Прославляется добрачный и внебрачный секс, изображаемый как нечто возвышенное и, как правило, без негативных последствий. Молодежь пронизывают нескончаемой информацией реально не существующих сексуальных отношений. Неудивительно, что они вырастают неспособными разобраться в реальности самостоятельно и легко попадаются в ловушку сексуальной лжи, обрушивающейся на них.

О степени осознанности говорит тот факт, что и в XXI в. российские подростки далеко не всегда пользуются контрацептивами. Конечно, они знают о сексе больше, чем их сверстники в советские времена, зачастую это только усложняет ситуацию. Основной источник информации — как в старые времена — «улица», на втором месте — интернет, на третьем — порнография, потом уже идут газеты и журналы, книги, родители и учителя. Порнография наносит чрезвычайный ущерб психике хотя бы тем, что закладывает неверные, упрощенные стереотипы сексуального поведения. Нередко это провоцирует подростков [53].

Решающую роль в формировании нормативных ориентации подростков играет общество сверстников, которое очень часто подталкивает их к более ранней сексуальной инициации. Сексуальное поведение подростка сильно зависит от того, как он представляет позицию своих сверстников. Хотя подавляющее большинство подростков отрицают давление со стороны сверстников в сторону более раннего начала половой жизни, такое давление, особенно на мальчиков, довольно сильно. Многие подростки склонны преувеличивать сексуальную "продвинутость" своих друзей и однокашников.

Установки и взгляды многих подростков значительно радикальней их собственного поведения. Для взрослых подростковый секс - опасное, отклоняющееся от нормы, поведение, для подростков же он вполне нормален.

Отсутствие систематического сексуального просвещения имеет своим результатом крайне низкую контрацептивную культуру и, как следствие этого, огромное количество нежелательных беременностей среди несовершеннолетних [58]. Первый сексуальный опыт большей частью не означает ни страстной любви, ни начала регулярной половой жизни [38].

Высокий уровень заболеваемости сифилисом и другим инфекциями, передающимися половым путем (ИППП), среди подростков и молодежи вызывает серьезное беспокойство в обществе [2], [10, с.72], [26, с.48]. В сложившейся неблагоприятной эпидемической обстановке особую значимость приобретает своевременно и корректно проведенная профилактическая работа среди подрастающего поколения. Осуществление адекватной первичной профилактики невозможно без четкого знания наиболее значимых черт контингента риска. Исследователи неоднократно подчеркивали, что рискованное сексуальное поведение взаимосвязано с приемом алкоголя и наркотических веществ [9, с.1023], [12], [32], с особенностями психологического и эмоционального статуса [4], [3], [23, с.62-63], с негативным опытом насилия в детском возрасте [13], [24]. Значительная доля профилактической работы связана с просвещением детей и подростков по вопросам сексуальности и ИППП. Известно, что низкий уровень образованности и сексуальной культуры, несформированная система сексуального образования, большое количество весьма сомнительных источников знаний по этой проблеме способствуют распространению ИППП в подростковой среде [25]. Безусловно, перед учителями, врачами, психологами, работниками средств массовой информации стоят большие задачи, однако их выполнение невозможно без четкого знания уровней осведомленности подростков и молодежи в вопросах сексуальности и ИППП.

Особое сопротивление встретила концепция полового воспитания в лице церкви. Сейчас во многих школах преподают православие. Неудивительно, что две концепции – православного воспитания и секс-просветления в его худших проявлениях – столкнулись и пришли в противоречие. Однако было бы неверным представлять себе позицию церкви как абсолютно отрицательно относящейся к самой идее полового воспитания – как явствует из «Основы социальной концепции русской православной церкви». Церковь признает необходимым половое воспитание в рамках тактичности и установленных в данной культуре принципов: «Понимая, что школа, наряду с семьей, должна предоставлять детям и подросткам знания об отношениях полов и телесной природе человека, Церковь не может поддержать те программы «полового просвещения», которые признают нормой добрачные связи, а тем более различные извращения. Совершенно неприемлемо навязывание таких программ учащимся. Школа призвана противостоять пороку, разрушающему целостность личности, воспитывать целомудрие, готовить юношество к созданию крепкой семьи, основанной на верности и чистоте» [34, с.82].

Растущая сексуальная терпимость не исключает наличия моральных проблем и ценностей. История подростковой и юношеской сексуальности за последние 100 лет убедительно показывает, что ее нельзя рассматривать только в контексте молодежной субкультуры. Она составляет важный элемент общей сексуальной культуры общества и подчинена тем же самым закономерностям развития [54].

Нет смысла кого-то убеждать в необходимости сексуального просвещения молодежи, оно позволит избежать очень многих неприятностей, поможет сохранить здоровье в целом, и, прежде всего, репродуктивное здоровье [43].

Формирование полового влечения современного подростка происходит в условиях либерализации проявлений, не так давно считавшихся сексуальными отклонениями, а сейчас - уже вариантом нормы (гомосексуализм, групповой секс, ранняя и беспорядочная половая жизнь). При этом либеральное отношение к "мягким отклонениям" способно активировать такие варианты сексуального поведения, которые обычно находятся в глубинах бессознательного и обладают разрушительным эффектом. Это могут быть педофилия или сексуальное насилие. По сути, это своего рода мутации (рост разнообразия жизненных форм как реакция на разнообразие внешних условий). Также у подростков нередко встречается заблуждение о том, что употребление алкоголя или наркотиков стимулирует половую активность, делает сексуальные отношения более яркими и приятными. Нетрудно догадаться, к чему приводит применение этих суждений на практике [57].

Для большинства подростков занятия сексом в столь раннем возрасте продиктовано не желанием, а социальными задачами, поэтому в последствии они жалеют о половом акте и чувствуют свою вину. В особенности эмоциональные расстройства свойственны девочкам, именно они чаще всего оказываются жертвами раннего секса [56].

Если взрослых закон охраняет только от сексуального принуждения, то детей он защищает от любых сексуальных покушений (sexual molestation), злоупотреблений (sexual abuse) и эксплуатации со стороны взрослых.

Понятия эти не имеют строгого разграничения. Дэвид Финкелхор условно подразделяет их на три категории:

1. сексуальную эксплуатацию детей, злоупотребление их беспомощностью для непосредственного удовлетворения собственных сексуальных потребностей взрослого или в коммерческих целях;

2. подавление детской сексуальности, будь то физическое калечение половых органов ребенка или очернение и подавление его нормальных сексуальных интересов;

3. эротизацию детей, то есть создание среды, которая может искусственно стимулировать детскую сексуальность в ущерб другим задачам развития.

Практически мировое уголовное право наказывает только за действия первого типа. Подавление детской сексуальности без физического уродования ребенка антисексуальные культуры и религии считают не преступлением, а добродетелью, сексуальные права детей и подростков, включая право на информацию, практически нигде не признаются, ребенок считается не субъектом, а объектом сексуального поведения [51].

Сексуальное просвещение, как и всякое образование, создает определенные нормативные ограничения и самоограничения [52].

Дети по-разному реагируют на ранний секс. Для одних секс становится увлечением, ребенок может уйти из дома, бросить школу в поисках возможностей "получать удовольствие". У других, наоборот, на многие годы развивается фобия половой близости. Многие мужчины становятся импотентами из-за раннего сексуального дебюта. Эти случаи рассмотрены на примере малолетних пациентов психиатрического отделения столичной больницы, переживших ранний сексуальный опыт [55].

Забота о нравственном здоровье молодежи - это не столько "отлучение" ее от секса, сколько забота о создании в стране нормального сексуального просвещения. Интернет, даже в лучших своих образцах, этого сделать не в состоянии.

Более или менее универсальной тенденцией современного общества является растущая эмансипация молодежи из-под власти родителей и более свободное, рациональное, светское отношение к вопросам пола.

Более раннее половое созревание и, соответственно, раннее начало половой жизни сами по себе не определяют характера этой жизни и ее общественных форм. Здесь много зависит от системы общественных отношений, в которые включен человек, и его нравственно-психологического настроя [76].

Агент и способ подачи информации является важным аспектом сексуального образования. Наилучшее половое воспитание можно дать при объединении усилий всех заинтересованных сторон: родителей и опекунов, учителей, религиозных лидеров, консультантов религиозных организаций и СМИ. Таким образом, молодые люди будут получать информацию от разных людей и смогут составить более полное и реалистичное представление о сексуальности [16, с.317].


3 Сексуальная культура молодежи: основные проблемы

3.1 Сексуальная ориентация как проблема подростковой сексуальности

Сексуальность человека соединяет в себе две важные противоречивые тенденции: это нечто общее, присущее человеку как биологическому виду: инстинкт, биологическая программа, и нечто частное, присущее только данному индивидууму [61].

В начале ХХ в. гомосексуальность рассматривали как болезнь. С переходом ответственности за осуществление контроля над социально неприемлемым поведением к медицине гомосексуальность стали определять как патологическое состояние, подлежащее изучению и лечению средствами медицины. После того, как биологические объяснения и методы лечения гомосексуальности доказали свою несостоятельность, ее окончательно причислили к разряду психиатрических заболеваний. С этого момента начинается развитие психоаналитических и бихевиористских теорий.

Гомосексуальность — это не только секс с лицом того же пола. Это еще и романтические чувства, эмоции, фантазии и самооценка личности. Гомосексуал — это индивид, «чей основной эротический, психологический и социальный интерес, причем, не обязательно в ярко выраженной форме, заключен в лице одного с ним пола» [60]. Изменения коснулись и самого терминологического аппарата для описания гомосексуальной идентичности. Имеется в виду отказ от термина «гомосексуалист» в силу его негативной смысловой нагруженности, обусловленной ассоциациями с долгой историей стигматизации и сугубо сексуальными моментами без какого-либо намека на романтические переживания и интимность. Вместо этого стали широко использоваться термины «геи» и «лесбиянки». Первый термин в западной культуре обычно указывает на положительную самооценку факта собственной гомосексуальности — добровольного принятия гомосексуальной идентичности. Поскольку такая твердая позиция женщинам свойственна в гораздо меньшей степени, чем мужчинам, геями в основном стали называть гомосексуалистов мужского пола [60].

Важная особенность подростковой и юношеской сексуальности - ее "экспериментальный" характер. Открывая свои сексуальные реакции, подросток с разных сторон исследует их. Ни в каком другом возрасте не наблюдается такого большого числа случаев отклоняющегося, близкого к патологии поведения [63].

До недавнего времени о гомосексуальности говорили как об исключительно “взрослом” феномене, и в отношении «природной» (и даже врожденной) гетеросексуальности подростков не возникало ни малейших сомнений. Гомосексуальное поведение у подростков расценивалось как свойственная их возрасту склонность к подражанию взрослым и экспериментированию [59].

Особенно важно помнить об этом, сталкиваясь с проявлениями подросткового гомоэротизма. В подростковом и раннем юношеском возрасте эта проблема актуальна и для очень многих мальчиков и девочек, которые в дальнейшем будут вести исключительно гетеросексуальный образ жизни. Это проявляется, с одной стороны, в страстных влюбленностях в людей своего собственного пола (сверстников, старших или младших), а с другой - в различных сексуальных играх, начиная с простой возни и взаимной мастурбации и кончая полной сексуальной близостью.

З.Фрейд связывал гомосексуальность с изначальной бисексуальностью человека. Окончательный баланс гетеро - и гомоэротических влечений складывается, по Фрейду, только после полового созревания. Поскольку у подростка этот процесс еще не завершен, латентная (скрытая) гомосексуальность проявляется, с одной стороны, в прямых сексуальных контактах и играх, а с другой - в страстной дружбе со сверстниками собственного пола. Однако явления эти качественно различны. Подростковый возраст и ранняя юность - время, когда личность больше всего нуждается в сильных эмоциональных привязанностях. Но как быть, если психологическая близость с лицом противоположного пола затруднена собственной незрелостью подростка и многочисленными социальными ограничениями (насмешки товарищей, косые взгляды учителей и родителей).

Оценивая потенциально и даже явно гомоэротические контакты между подростками, нужно помнить и о ситуативных факторах. Для младших подростков почти повсеместно характерна сегрегация игровой активности мальчиков и девочек. Большая физическая доступность сверстника своего, нежели противоположного пола, дополняется сходством интересов и менее строгими табу на телесные контакты. Поэтому гомосексуальные игры встречаются у них чаще, чем гетеросексуальные. Меньшая половая сегрегация, вероятно, даст иное соотношение.

Простейшее объяснение этому - ссылка на условнорефлекторные связи, которые могут возникнуть у подростка во время сексуальной игры и превратиться в устойчивую сексуальную ориентацию. Однако гомосексуальные контакты со сверстниками, если они имеют игровую форму и не сочетаются с психологической интимностью, большей частью остаются преходящими. Дело не столько в поведении, сколько в переживаниях [63].

Что касается сексуальных перверсий, то существуют отклонения относительно сексуального объекта – это инверсии, которые предполагают гомосексуальную, бисексуальную и транссексуальную направленность. Наряду с отклонениями относительно сексуального объекта существуют отклонения относительно сексуальной цели.

Можно выявить «обобщенный источник» формирования как сексуальных нарушений, так и сексуальных перверсий. Развитие отклоняющегося поведения в сексуальной области определяется как глубинными причинами, заложенными в области бессознательного или вытесненными в эту область в связи с психологическими травмами, так и проблемами воспитания, возникшими в детстве и не подкрепленными необходимыми воспитательными мерами до формирования полноценного сексуального влечения в пубертатный период, которые могли бы сдерживать формирование такого поведения.

Таким образом, сексуальные расстройства связаны как с бессознательными фантазиями в процессе психосексуального развития, так и с нарушениями половой идентичности и половой стереотипии в психодинамике развития [62].

Но каковы бы ни были возможные биологические причины или сопутствующие факторы гомосексуальности, формирование сексуальной ориентации индивида – всегда очень сложный и длительный индивидуальный процесс. Важнейший теоретический вывод многолетнего поиска причин гомосексуальности - уяснение того, что "этиология" устойчивой системы эротических предпочтений индивида, будь то гомо-, гетеро- или бисексуальная ориентация неизвестна [20].

Сочетание коммуникативных и психосексуальных характеристик неодинаково у разных индивидов и на разных стадиях жизненного пути. Поведенческая гетеросексуальность может сочетаться с диспозиционным гомоэротизмом. Гетероэротизм нередко сочетается с гомофилией; это особенно типично для мальчика-подростка, который воспринимает женщину только как сексуальный объект и именно поэтому не способен к психологической близости с ней, остро нуждаясь в друге собственного пола. Половая сегрегация в общении (гомосоциальность) подростков может объективно благоприятствовать гомосексуальным контактам и в то же время стимулировать гетеросексуальные интересы. Подтверждение своей маскулинности и гетеросексуальности юноша опять-таки получает от сверстников собственного пола, которым он рассказывает о своих победах [64].

Важный элемент современной сексуальной культуры - нормализация гомосексуальности, связанная с общим ростом социальной терпимости, ослаблением гендерной биполярности и эмансипацией сексуальности от репродукции. Хотя гомофобия и дискриминализация людей по признаку их сексуальной ориентации остается серьезной социально-политической проблемой, в последние 30 лет во всем мире наблюдается заметный рост терпимости к однополой любви, особенно среди молодых и более образованных людей, а также увеличение числа мужчин и женщин, которые признают, что испытывали сексуально-эротическое влечение к лицам собственного пола.

Можно предположить, что долгосрочным результатом нормализации однополой любви будет не столько увеличение абсолютного числа геев и лесбиянок, сколько то, что люди перестанут категоризировать себя и других по этому признаку. В демократическом обществе сексуальная ориентация из политической проблемы постепенно становится делом индивидуального предпочтения.

Нормализация гомосексуальности - первый случай социального признания индивидуально-групповых особенностей, не укладывающихся в репродуктивной модели сексуальности. Это актуализирует проблему определения и соотношения социально-нравственных и медико-биологических критериев сексуального здоровья, которые все больше выходят из сферы исключительной компетенции психиатрии и сексопатологии [74].

Общие тенденции развития за последние десятилетия:

1. рост терпимости к однополой любви, особенно среди молодых (18-24 года) и образованных людей;

2. увеличение числа мужчин и женщин, которые признают, что они испытывали сексуально-эротическое влечение к лицам собственного пола, (особенно часто в юности).

Либерализация общественной морали облегчает юным геям и лесбиянкам принятие себя и "выход из чулана". Но даже в самых благоприятных условиях этот процесс сопряжен с социально-психологическими трудностями, вызывая мучительное чувство одиночества, депрессии и повышенную склонность к самоубийствам [75].

Гомосексуализм и лесбиянство — сравнительно новая сфера в изучении подростковой сексуальности. Отношение к развитию гомосексуальности у подростков с течением времени постепенно менялось: от мифов и стигматизации — к пониманию, поддержке и признанию. Несмотря на недостаточную изученность вопроса, в настоящее время большинство исследователей и специалистов-медиков склоняются к мнению о недоказанности патологии гомосексуальности, рассматривая ее скорее как одну из разновидностей сексуального поведения человека.

Даже те подростки, которые охотно сексуально экспериментируют со сверстниками собственного пола, не склонны идентифицировать себя в качестве геев или лесбиянок. Сексуальная идентичность - явление гораздо более сложное, чем сексуальное поведение или воображение [59].

В подростковом возрасте различия между переходными формами гомосексуального или бисексуального поведения и гомосексуальной идентичностью играют решающее значение. Часто при слове “гомосексуальное” люди сразу же представляют себе конкретный половой акт, вследствие чего многие испытывают замешательство и потрясение. Гомосексуальные практики, фантазии и сомнения относительно определения своей истинной сексуальной ориентации довольно широко распространены в подростковой среде. Вместе с тем только у незначительной части подростков действительно формируются сексуальные идентичности геев и лесбиянок. Таким образом, хотя на основании самого факта гомосексуальной активности индивида и можно с определенной вероятностью судить о его сексуальной — «голубой» или «розовой» — ориентации, одного этого явно недостаточно для того, чтобы сделать вывод о его сексуальной идентичности.

Психосоциальные теории гомосексуальности объясняют ее развитие действием целого ряда факторов — различными жизненными впечатлениями, гендерным несоответствием, влиянием родителей или психологическими особенностями индивида. Широко распространено мнение о том, что гомосексуалы не способны или боятся поддерживать гетеросексуальные отношения. Считается также, что лесбиянство возникает скорее по причине отвращения к мужчинам или страха перед ними, нежели обусловливается наличием сексуального влечения к другим женщинам.

Первый опыт удачного сексуального взаимодействия во многом определяет формирование будущей сексуальной ориентации.

В течение многих веков с общественной и религиозной точек зрения гомосексуальность считалась противной самой природе человека, и лишь сравнительно недавно появились доказательства того, что это вполне естественное явление. Несмотря на это, общество еще не избавилось от безотчетного страха перед голубыми и лесбиянками (гомофобии), еще сильны опасения относительно того, что простое общение с ними может пагубно влиять на подростков с гетеросексуальной ориентацией.

Более тонким выражением гомофобии является старательное избежание того, что может быть расценено как намек на сравнение его с гомосексуальным поведением. При этом друзья и родственники одного и того же пола могут стараться воздерживаться от заключения друг друга в объятия, важное значение уделяется тому, является ли данная одежда «чисто» мужской или «чисто» женской, женщины могут отворачиваться от феминизма из-за боязни быть за

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Формирование и развитие сексуальной культуры молодежи в подростковом и юношеском возрасте". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 535

Другие дипломные работы по специальности "Социология":

Социология и ее практическое значение в прошлом и в современной жизни

Смотреть работу >>

Организация социальным педагогом досуговой деятельности младших подростков

Смотреть работу >>

Роль социального партнерства школы и группы по делам несовершеннолетних в решении актуальных проблем несовершеннолетних правонарушителей

Смотреть работу >>

Благотворительность в России

Смотреть работу >>

Безработица среди жен военнослужащих

Смотреть работу >>