Дипломная работа на тему "Масонство в России и за рубежом"

ГлавнаяРелигия и мифология → Масонство в России и за рубежом




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Масонство в России и за рубежом":


ДИПЛОМНАЯ   РАБОТА


МАСОНСТВО   В  РОССИИ  И  ЗА  РУБЕЖОМ

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА  1.    ОБЩАЯ   ИСТОРИЯ  МАСОНСТВА.. 6

1.1. Происхождение  масонства. 6

1.2. Цели  и  задачи  масонского  движения, его  гуманистический  характер. 9

1.3.  Символика   масонов. 13

1.4. Английское  масонство  III - веков. 16

1.5. Французское  масонство  III века. 18

1.6.Немецкое  масонство  III века. 21

1.7.История  польского  масонства. 22

1.8.Американское  ма сонство. 24

ГЛАВА  II.  МАСОНСТВО  В  РОССИИ.. 26

2.1.Общие  замечания  о  русском  масонстве; история  возникновения  первых. 26

масонских  лож; основные  представители  русского  масонства. 26

2.2.Масонство  при  Екатерине II. 29

2.3.Клерикат; система  Мелиссино; тамплиерство; система  Циннендорфа. 31

2.4.Учреждение английских  лож; масонские  понятия  Елагина. 33

2.5.  Русская  Национальная  ложа  шведской  системы;  противоречия  с  Елагинскими  ложами  34

2.6.Мистика  и  мартинизм.. 36

2.7. Розенкрейцерство  и  его  введение  в  Москве. 38

2.8.Литературная  борьба  Екатерины II с  масонством;  гонения  на  масонов в  конце  III века  40

2.9.Масонство  при  императоре  Павле . 42

2.10. Александровское  ма сонство. 44

ГЛАВА  III.  СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ  И  ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ  МАСОНСКОГО  ДВИЖЕНИЯ.. 46

3.1.Масонство  в  CC веке: общая  характеристика. 46

3.2.Концептуальная  модель  и  тенденции  развития  масонского  движения. 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 50

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ... 52

ВВЕДЕНИЕ

Интерес  к  проблеме  масонства  обусловлен  многими  причинами  и  не  иссякает  на  протяжении  ряда  столетий, приобретая  лишь  качественно  новые  черты. Это  обусловлено  главным  образом  тем, что  среди  ученых, общественных, религиозных  и  политических  деятелей  не  было, и  нет  единства  во  взглядах  на  роль, значение  и  влияние  масонского  движения  на  развитие  мировых  общественно-политических  систем, а также  на  причины, время  возникновения  и  цели  масонства.  Порой  эти  разногласия  выходят  за  рамки  научных  дискуссий  и  перерастают  в  настоящую  конфронтацию  сторонников  и  противников  масонского  движения, в споры  о  прошлом  и  будущем  человечества.  Наиболее  острый  характер  эти  разногласия  приобретают  всякий  раз, когда  разговор  касается  России, влияния  масонства  на  ход ее  исторического  развития.  Хотя,  так или  иначе,  все исследователи  остаются едины во  мнении, что  однозначные  подходы  к изучению  феномена  масонства, перспектив  его  будущего  развития, не  приемлемы.

Масонство является  ярчайшим  явлением,  как  в  религиозном, так  и  в  политическом  отношении. О  времени  основания  масонского  ордена  существует  много  версий, они  дискутируются  даже  в  самом  масонстве. Одни  говорят  о  Кельнской  хартии  1553  года, подписанной  делегатами  19  лож, активными  деятелями  Реформации.  По  словам  хартии, масонский  орден  не  происходит  от  какого-либо  другого  общества, а  древнее  их  всех  и  ведет  свое  начало  чуть  ли  не  от  учеников  Иоанна  Крестителя.  До  1440  года  общество  даже  называлось  по  этой  версии – «Общество  братьев  Иоанна».

Другие  объявляют  невольным  основателем  Ордена  Розового  Креста  /Розенкрейцеров/  Жанна  Валентина  Андреа,  адельсбергского  аббата  /1586-1654/. Герой  его  романов  будто  открыл  тайну  человечества  и  основал  школу, имевшую  целью  облагодетельствовать  людей  истинной  религией на  основе  интернационализма. А  по  образу  описанных  в  романах  тайных  школ  в  Англии  и  Германии  стали  основываться  действительные  ложи  розенкрейцеров.  Эти  ложи  организовал  в  1650  году  Элиас  Ашмоль  /1617-1692/ - основатель  общества, имеющего  целью  построить  Храм  Соломона,  и  одновременно  он  был,  главой  Лондонской  католической  лиги.  Общество  в политическом  отношении  стремилось  восстановить  католическую  династию  Стюартов.

Голубое  масонство, представляющее  третье  мнение, отрицает  появление  его  ранее  1717  года.  Считается, что  именно  в  этом  году  ложи  каменщиков  уже  совершенно  освободились  от  рабочих  и  состояли почти  исключительно  из  интеллигенции.

Как  бы  там  ни  было  в  действительности, утверждать  можно  лишь  одно: масонство  вобрало  в  себя  множество  предшествовавших  ему  еретических  учений  древних  гностиков, манихеев, всевозможных  средневековых  ересей, тамплиеров, протестантов  всех  толков, английских  мыслителей  типа  Болингброка  и  Томаса  Мора, алхимиков, каббалистов  и  т.п.  Масонство  явилось  на  свет  как  квинтэссенция  всех  этих  учений, как  антицерковь  нового  времени, в  которой  эти  учения  получили  синкретическое  завершение.

Главной  особенностью  масонства  является  то, что,  будучи  тайным  обществом, они во  многом  недосягаемо  для  исторического  исследования, так  как  действует,  открыто  на  исторической  сцене  очень  редко, не  оставляя, таким  образом, большого  материала  для   анализа  историка. Занимавшийся  западными  еретическими  учениями  профессор  Киевской  Духовной  академии  Афанасий  Иванович  Булгаков, прикоснувшись  в  начале  CC века  к  феномену  масонства, пришел  к  неутешительному  для  историка  выводу.  «Редкое  из  явлений  исторической  жизни, - писал  он, - в сущности  своей  окутано  такой  таинственностью, как  франкмасонство.  Можно  перечитать  множество  книг, написанных  для  ознакомления  с  ним; можно  переслушать  рассказы   десятков  лиц  о  нем  и все-таки  не  быть  в  состоянии  дать  ответ  на  вопрос: что  же  такое  франкмасонство?  Несомненно,  только  то, что  это  есть  тайное  общество  людей, и  тайное  не  потому, что  оно  скрывает  свою  деятельность  от  взоров  людских, нет!  Оно  тайное  потому, что  оно  скрывает  сущность  своих  целей  и  средства к  достижению  их».[1]

Масонство, как  и  всюду,  проникало  в  Россию  из  Англии.  В конце  CUII и  начале  CUIII  века  в  Московское  царство  неудержимо  хлынули  представители  и  произведения   западноевропейской  цивилизации – от  техников  и  инструментов  до  книг  и  философов  включительно. По  словам  масонского,  предания, первая  ложа  возникла  в  Москве  еще  в  царствование  Алексея  Михайловича.  Главным  образом  масонские  ложи  возникли  в  России  после  возвращения  Петра  1  из  первого  заграничного  путешествия  в  последние  годыCUII века.  Есть  мнение, что  масонство  в  России  ввел  сам  Петр.  Впрочем, в  истории  русской  культуры  нет, кажется, более  запутанного  и  сложного  вопроса, чем  вопрос  о  происхождении  и  развитии  масонства  в  России.  В  особенности  это  справедливо  относительно  масонства  CUIII века, то  есть как  раз  того  времени, когда  оно  играло  значительную  роль  в  ходе  нашего  исторического  развития.  Главным  затруднением  при  попытке  исследователя  составить  себе  сколько-нибудь отечественное  представление  о   последовательном   развитии  русского  масонского  движения  является  крайняя  бедность  архивного  материала, касающегося  «внешней  истории  ордена» в  России.  Связанные  предписанной  орденскими  законами   тайной, русские  масоны  оставляли  чрезвычайно  мало  следов  организационной  работы, да  и  из  оставшихся  материалов  большая  часть  была  уничтожена  с  наступлением  трудных  времен  «гонения» на  братство.

Сложность  рассмотрения  данной  проблематики  состоит  также  в  том, что  тема  масонства  в  мировой  и  отечественной  историографии  всегда  несет  в  себе след  субъективного  отношения  к  ней  того  или  иного  историка.

Можно  по  разному  относиться  к  масонству, но  нельзя  не  признавать  его притягательности   для  когорты  замечательных  людей, ставших  совестью  человечества.  Здесь  и  основатели  США   Франклин  и  Вашингтон, выдающиеся  мыслители  Монтескье  и  Вольтер, писатели  Гете  и  Лессинг, философы  Фихте  и  Гердер, композиторы  Моцарт, Бетховен, Гайдн, русские  полководцы  Суворов  и  Кутузов,  государственные  деятели  и  писатель  Грибоедов, величайший  поэт  России – Пушкин, деятели  освободительных  движений – Мадзини, Гарибальди, Миранда, Боливар, революционеры  Луи  Блан, Прудон, Бланки, Бакунин, братья  Реклю.  А  в CC веке  к  ним  относятся  Мустафа  Кемаль  Аттатюрк, Ф.Д.Рузвельт, Альенде,  Рабиндранат  Тагор, первый  космонавт  на  Луне  Олдрин,  музыканты  Армстронг  и  Дюк  Эллингтон, не  говоря  уже  о  сотнях  других  известных имен.  Их  объединяла страстная  вера  в  идеалы  свободы  и  справедливости, незыблемость  универсальных  прав  человека.

Учитывая  всю  сложность  и  многогранность  рассматриваемой  проблемы, в  данном  дипломном  исследовании предпринята  попытка  постижения  важнейших  срезов  масонского  феномена  вообще, и  масонского  движения  в  России, в  частности, без  идеологических  наслоений  и  мистики, при  соблюдении  должной  объективности.

ЦЕЛЬ  дипломного  исследования – рассмотреть  причины  возникновения  масонского  движения  в России, его  цели, задачи, символику; охарактеризовать  наиболее  ярких  представителей   русского  масонства, а также  его противников.

Объект  исследования  - масонство  в России.

Предмет  исследования  - возникновение  и  особенности  развития  мирового  движения масонства; цели, задачи, символика  и  обрядность, его  гуманистический  характер.

Теоретической  базой  исследования  послужили  труды  Н.Е.Маркова,  Т.О.Соколовской, И.Г.Финделя, Р.Ю.Виппера, С.И.Трубецкого, А.А.Борового, Т.А.Бакуниной, ВА.А.Корнилова, В.В.Розанова, О.Ф.Соловтьева, В.Ф.Иванова, О.А.Платонова  и  других  исследователей, общественных  и  политических  деятелей.

ГЛАВА  1.    ОБЩАЯ   ИСТОРИЯ  МАСОНСТВА

1.1. Происхождение  масонства

Происхождение  масонства  тонет,  в  легендах,  которые  создавались  впоследствии  и   тем  самым  затемняют,  первоначальные  основы.  Мы  не  будем  углубляться  в  мифы  и  начнем  изложение  материала с того  времени, когда  выявляется  сущность  масонства,  и  оно  становится  доступным  исследователям.  Такой гранью  принято  считать  CUII  столетие.[2]

Орден  франкмасонов  ведет  свою  родословную  от  лондонского  клуба  начала  CUIII  века.  Документальные  сведения  о  нем   довольно  скудны.  Даже  первоначальный  факт  его  истории  был  установлен   научной  критикой  не  без  труда.

Начало  полному  и  систематическому  изучению  всех  относящихся  к  прошлому  масонства  документов  и  к  окончательному освобождению  масонской  истории  от  фантастических  гипотез  было  положено  немецким  историком  Бегеманом  и  англичанином  Гудом, труды, которых – «Краткая  история  франкмасонства»  и  «Доисторический  период  и   начало  франкмасонства  в  Англии»  появились  в  самом  начале  CC века.

Слово  «франкмасон» свободный  каменщик/  пришло  из  английского  в   другие  европейские  языки  уже,  после  того как  оно  потеряло  в  Англии  свой   первоначальный   смысл и  определить  его  происхождение  сложно.  До  последней    четверти  прошлого  века  термин  «франкмасон»  противопоставляли  термину «масон»  как обозначающий  не  каменщиков-рабочих,  а  каменщиков-мыслителей. В  частности, в  них  видели  то  «рыцарей  Храма», скрывшихся  под  маскою  франкмасонства  после  разгрома  их  ордена  Филиппом  Красивым, то  группу  ученых  и  философов, вступивших  в  масонский  цех, чтобы  скрыть  от  враждебно  настроенного  к  ним  правительства  свои  гуманитарно-филантропические  цели.  Однако  документы  позволяют  считать  предтечами  современных  франкмасонов  настоящих  каменщиков, а  слово  «свободный» имело  первоначально  профессионально-ремесленное, а  не  социальное  значение.  Уже  в  CIU  веке  цехи  каменщиков  называются  то  просто  масонскими, то  франкмасонскими.  Когда  старинные  братства  каменщиков  выделились  в  особую  от  цеха  организацию, получившую  известную  популярность  среди  высших  классов  общества  /CUII в./, она  удержала  за  собой  название  франкмасонов, предоставив  цеховой  организации  называться  просто  масонами.

Если  старые  организации  каменщиков  были  номинальными  предками  масонства, то  истинными, духовными  предками  его  были,  несомненно,  представители  европейской  интеллигенции: алхимики  и  утописты  CUII  века.

История  старых  организаций  каменщиков  тесно  связана  с  общей   историей  ремесленных  гильдий  и  братств.  Появление  первых  ремесленных  гильдий  относится  в  Англии  еще  к  началу  CII века, но  документальные  указания  на  гильдии  каменщиков  встречаются  не  ранее  конца CIU  века.  В  CU  веке  цехи  уже  господствовали  в  английских  городах: старые  торговые  гильдии  отодвинулись  на  задний  план.  Цехи   владели  собственными  домами, богадельнями; из  их  среды  уже  выдвигались  будущие  фабриканты-капиталисты, богатые  предприниматели-мастера.  Члены  более  почетных  цехов  носили  мундиры /ливера/  и  составляли  городскую  аристократию,  которая  участвовала  в  выборах  членов  парламента  и  муниципалитета.  С 1481  года  к  категории  «ливрейников» были  причислены  в  силу  королевского  указа  и  лондонские  масоны.

Кроме  чисто  цеховых  организаций,  ремесленники  соединялись  в  средние  века  и  в  более  тесные  союзы,  или  братства  взаимопомощи,  носившие  церковно-религиозный  характер.  Культ  святого, патрона  цеха, и  заботы  о  загробной  судьбе  умерших  братьев  играли  в  их  деятельности  главную  роль, но  наряду  с  этим  преследовались,  и  другая  цель – взаимная  помощь  при  путешествиях: при  помощи  условных  паролей  и  знаков  братья  всюду  узнавали  друг  друга  и  получали  друг  от  друга  поддержку.  Сообщение  паролей  и  присяга  верности  составляли  самую  существенную  часть  церемонии  вступления  в  братство.  Братства  английских  каменщиков  с  CU века  стали  называться  ложами.

Тяжелый  удар  нанесла  ремесленным  братствам  Реформация, открывшая  поход  против  всех  организаций, носивших  церковный  характер.   В  1547  году  они  были  запрещены  парламентским  актом.  Многие  братства  с  этого  времени  прекратили  свое  существование, но  масонские  ложи  оказались  в  числе  организаций, выдержавших  этот  удар.

К  этому  времени  начинают  приобретать  первенствующее  значение  естественные  науки: физика, химия, физиология  и  анатомия; опытные  науки  увлекают  мысль  на  новые  пути.  Подрывается  вера  в  непогрешимость  церкви.  Философия  открывает  борьбу  за  свободу  мысли, она  больше  не  желает  быть  «служанкой  богословия».  Декарт,  стремится  освободить  разум  от  наросших  на   него  предрассудков  и  провозглашает  горделивую  фразу «Я  мыслю, следовательно, существую» как  единственную  основу  всякого знания.

Лучшие   умы  Европы  увидели  для  себя  полную  возможность  вести  через  ложи  пропаганду  своих  идей: Бэкон, Бокль, Ян Коменский, Лейбниц  и  др.

Вскоре  Лондон  сделался первой  лабораторией  революции.

Все  оппозиционеры  и  недовольные  собирались  в  своих  «невидимых» философских  обществах  и   коллегиях.  Главнейшим  союзом  являлась Лондонская  академия, а  самым  верным  деятелем  ее  - Самуэль  Гартлиб.

Помимо  философских  коллегий, существовали  и  тайные  союзы, проводившие  либеральные  идеи.  Гартлиб  учредил  тайное  общество  и  сочинил  описание  идеального  государства  «Макарии» /изд.  В  1638 г./,  образцами  для  которых  служили  «Утопия»  Томаса  Мора  и  «Новая Атлантида»  Френсиса  Бэкона.

Один  из  русских  исследователей  масонства  В.Ф.Иванов  считал, в частности: «Утопия  Мора вообще  служила  образцом  и  руководством  для  всех  последующих  реформаторов  мира».[3]  Как  известно, Т.Мор  был  автором   произведения, которое  он  издал  в  1516 г.  под  названием  «Золотая  книга, столь  же  полезная, как  забавная, о  наилучшем  устройстве  государства  и  о  новом  строе  Утопии».[4] Выступая  в  эпоху  первоначального  капиталистического  накопления, Мор  в  своей  книге  подверг  критике  нарождавшиеся  капиталистические  отношения. Коренную  причину  всех  социальных  бедствий  Мор  видел  в  частной  собственности.  Строю, основанному   на  частной  собственности, он  противопоставляет  идеальный  общественный  строй  фантастической страны  Утопии,  в основе  которого  лежит  общественная  собственное  производство  и  присвоение.  Все взрослые  люди  на  острове  Утопия  заняты  производительным  трудом, кроме лиц, выполняющих  общественные  функции, и  лиц, занятых  научной  деятельностью.  Утопические  концепции  Мора  оказали  большое  значение  на  развитие  социалистических  и  коммунистических  учений  вплоть  до  начала  CC века.

Несмотря  на  значительное  количество  предложений  по  вопросу  происхождения  масонства, в  сущности, с  достаточной  степенью  вероятности  можно  утверждать, что  масонство  возникло  в  Англии.  И  это  не  случайно, считает  доктор  исторических  наук  О.Ф. Соловьев.  ОН  пишет, что  Великобритания  «первой  из  европейских  стран» прошла  «искус  революций  и  контрреволюцией», создавшая  «устойчивые  и  признанные  народом  государственные  институты, а главное  решительно  порвавшая  с догмами  католицизма, чтобы  построить  собственную  англиканскую  церковь  протестантского  толка.     

К  началу  CUIII века  в  обстановке  усиления  классовой  борьбы  и  разложения  феодализма  роль  католицизма  ослабевает.  Перед   лицом  непрерывных  расколов, появления  ересей  и  сект,  скрытого  распространения  атеизма  Ватикан  уже  не  мог  безраздельно  господствовать  над  умами  людей….  При  этом  происходит  редкостное  сочетание  рационализма  с   мистикой».[5]  Примерно  такую  же  мысль  изложил  в  начале CC века  Р.Ю.Виппер: «Масонство  и  другие  аналогичные  направления  делают  из  просветляющего  разума  святое  начало, обращают  право  вестников  науки  в  апостолов  нового  Евангелия, образуют  из  его  адептов  священный  орден… Орудие  знания  само  превращается  в  Бога, в  великую.  Творческую  силу, в  великого  решающего  судьбу…это  в  конце  возрождающаяся  в  другой  форме  вера.  Поворот  к  вере, к  религиозному  настроению  сильно  намечается  в  обществе  с  половины  CUIII в.  Он  своеобразно  совпадает  с  выступлениями  новых  общественных  классов, с  защитой  их  нужд  и  стремлений».[6]

24 июля  1717  года  четыре  малочисленные  лондонские  ложи  основали  в  качестве  своего  управляющего  центра  великую  ложу, юрисдикция  которой  сначала  распространялась  лишь  на  столицу  страны.  Первым  ее  руководителем  был  дворянин  Э.Сейер.  Затем  главами  стали  и  остаются  вплоть до  нашего  времени  лица  знатного  происхождения.

1.2. Цели  и  задачи  масонского  движения, его  гуманистический  характер

Орден  Свободных  Каменщиков – это  всемирное, тайное  братство, поставившее  себе  целью  вести  человечество  к  достижению  земного  эдема, «золотого  века», царства  любви  и  истины,  царства  Астреи.[7]  Здесь  следует  сделать  небольшое  пояснение, свидетельствующее  в  пользу  того, что  ключевые  концепции  масонства  уходят  своими  корнями  в  глубь  веков.

Дело  в том, что впервые  мечта  о  «золотом  веке» нашла  свое  отражение  еще  в  учениях  Лао-Цзы, Эвгемера, Ямбула  и  ряда  других  мыслителей  эпохи рабовладения.  В  Средней  Азии,  в  эпоху  перехода  от  рабовладения  к  феодализму  на  рубеже   U  и  UI  веков идеи  социального  равенства  находят  выражение  в  широком  народном  движении  маза китов  в  Иране.  Эти  идеи  присутствовали  в  разного  рода  социально-религиозных  учениях,  ересях, произведениях  устного  народного  творчества.  Их  проповедовали  в  средневековой  Европе  табориты  и  анабаптисты  и  др.[8]

Некоторые исследователи  считают, что  идейный  фундамент  масонства  составили  искания  античных  философов, постулаты  крупнейших  религий  в  сочетании  с  гуманизмом  эпохи  Возрождения, социальными  утопиями, мистическими  представлениями.  Разнородные  потоки  мысли  синтезировались  принципами  миролюбия, терпимости, движением  к  лучшим  формами  людского  сожительства.  Учение  «вольных  каменщиков» заполнено  думами  о  добре  и  зле, войне  и мире, созидании  и  разрушении  с  упором  на  эволюционные  формы  развития  без  вооруженных  столкновений, революций  и  контрреволюций. [9]

Вопреки  широко  бытующим  взглядам, орден  больше  всего  почерпнул  из  христианских  заповедей  добра, равенства, мира.  Оттуда  взята  и  трактовка  Бога  в  качестве  безличного  логоса /означающего  в  переводе  с  греческого  «мысль», «разум», «закон»/, который  считается  большинством  масонских  «послушании». Великим  Архитектором  Вселенной – некоей  отвлеченной  первопричиной  сущего. Сотворившую  природу  и  общество,  без  дальнейшего  вмешательства в  их  развития.  Авторитетный  православный  мыслитель  граф  Трубецкой  формулирует  следующую  исходную  посылку: «Царство  Божие – царство  истины  и  добра, правды  и  блага  есть  конечная  цель  Бога  в  истории, конечная  цель  мира, заключая  в  себе  весь  смысл  мирового  процесса, его  разумное  основание».[10] Орден,  в своих  трактовках  только  перенес  подобный  идеал  из  потусторонних  сфер  в  сугубо  земные  и  напрямую  связал  с  нравственным  совершенствованием  адептов, постепенно  воздвигающих  здание  справедливого  земного  общества.  От  христиан  пошли  обращения  друг  к другу «братья», и  понятие «света», изливающегося  в  ложи  во  время  работ, завершаемых  трапезами  или  агамами  в  память  общего  приема  пищи  первыми  верующими.  Раскрытая  Библия  присутствует  на  почетном  месте  при  обрядовых  действиях  во  множестве  ассоциаций.

Если  первоисточником  масонства  является  христианство, то  вторым  по  значимости – иудаизм, послуживший, как  известно, отправной  точкой  главной  религии  Запада. Сама  Библия  состоит  из  священной  книги  древних  иудеев  Ветхого  завета  и  вероучения, Иисуса  Нового  завета, связанных  и  нерасторжимо  между  собой.  Патриарх  отечественного  востоковедения  писал: «Библия  сохранила  единственный  в  своем  роде  памятник, доказывающий, что  европейский  народ  опередил, может  быть  своих  более  культурных  соседей, не  только  созрев  до  сознания  единства  человечества, но и  до  его  классификации  по  генеалогической  таблице, знаменитой  родословной  народов  в  C главе  книги  Бытия».[11]

Вместе  с  тем, вероучение,  иудаизма, несмотря  на богатство  духовных  горизонтов, все  же  осталось  национальным, и  потому   не  могло  сделаться  фундаментальным  устоем  масонской  идеологии.  Напротив, христианский  универсализм  или космополитизм, признание  равноправия  в  церкви  между  всеми  народами, без  деления  на  лучшие  и  худшие  составляют  дух  масонства.

Идеология  ордена  впитала  также  в  себя  элементы  буддизма  и  ислама.  Речь  идет  о  благородстве  моральных  заповедей  первого, концентрации  внимания  приверженцев  на  сосредоточении  и  само углублении,  понятии  «срединного  пути»,  одинаково  удаленного  от  полярных  крайностей.  Согласно  священной  книге  мусульман  Корану  единственный  Бог-Аллах – безличное  существо, вечный  свет, всемогущий  творец  мира  и  руководитель  человечества.  Не  отсюда  ли  масонский  Великий  Архитектор Вселенной  вобрал  в  себя  оригинальные  черты  носителя  абсолютной истины, известного  покровителя  адептов  ордена?

Исходя  из  мысли, что  никакие  общественные  отношения  не  могут  даровать  всемирного  благополучия  людям, которых  не  томит  жажда  всеобщего  блага, которым  неведомо  чувство  любви  к  страждущему, вольные  каменщики полагали  достичь  рая  на  земле  путем  нравственного, умственного  и  физического  совершенствования  каждой  отдельной   личности.  «Масонство – это  перевоспитание  взрослых  людей», - говорили  масоны, и  мечтали, в  более  или  менее  отдаленном  будущем, создать  в  обществе  большинство, которое, будучи  проникнуто  масонскими  идеями, помогло  бы  установить  взаимоотношения, основанные  на  любви  ко  всему  людскому  роду.

Долговременное  существование  масонского  ордена,  широкое  распространение  учения  каменщиков  среди  различных  народов, привели  к  постепенному  расколу  чистого  первичного  масонства.  Как  течение  общественное  и  длительное, оно  постоянно  видоизменялось, принимая  то  одну  форму, то  другую, и  распалось  на  множество  ветвей  или  толков, в  которых  более  или  менее  была  затемнена  основная  мысль.  Эти  различные  ветви  стали  называть  системами.

Отдавая  дань  времени, подчиняясь  иногда  властной  воле  отдельных  личностей, масонство, как  уже  отмечалось  выше, восприняло  в  себя  учения  мистиков, теософов, алхимиков; первоначальный  принцип  непротивления злу  уступал  другому, резко  от  него  отличному, позволявшему  борьбу  со  злом  силой.

В  самом  лоне  братства  каменщиков  имели  место  распри, разгоралась  борьба, и  река  масонства  разбивалась  на множество  ручьев, из которых  каждый  имел  свое  течение, свои  особенности, Поэтому, наверное, о  масонстве  нельзя  говорить, как  о чем-то  целом, неделимом.

Братья  вольные  каменщики  нередко  отмечали  в  поучениях  своих  досадное  разногласие среди  собратьев и  скорбели, что  споры  касаются  порой  даже  высшей  цели  ордена, о  которой  споров  уже «никоим  образом  быть  не должно». Но  братству  все  же  было  присуще  единство.

Вот, к  примеру, что  пишет  И.Г.Финдель: «Братство  везде  восставало  против  испорченности  духовенства  и  во  многих  случаях  расходилось  даже  с  католическим  учением».[12]

В  кодексе  масонских  уставов, обычаев  и  традиций – так  называемой  «Новой  Книге  Конституций», составленной  в  1721  году  пресвитерианским  пастором, доктором, богословом   Андерсоном, в  первом  параграфе  сказано: «В  старые  времена  масоны  поневоле  держались  в  каждой  стране  ее  местной  религии, какова  бы  она  ни  была. Но  в  наше  время  человек  свободно  выбирает  себе  веру, и  лишь  одна  религия  действительно  обязательна  для  всех: это  та  всеобщая. Всех  людей  объединяющая  религия, которая  состоит  в  обязанности  каждого  из  нас  быть  добрым  и  верным  долгу, быть  человеком  чести  и  совести, каким  бы  именем  не  называлось  наше  вероисповедание,  и  какие  бы  религиозные  догмам  превратит  масонство  в  объединяющий  центр  и  поможет  ему  связать  узами  дружбы  людей, доселе  бывших  друг  другу  чужими».[13]

Были  и  такие  высказывания: «Масонство, чуждое  мистицизму, отрицает  авторитарное  начало; глубоко  рационалистическое  не  есть только  определенная  общественная  ассоциация. Масонство  есть  противоцерковь,  противокатолицизм, церковь  еретиков, скептиков, церковь  свободной  мысли». [14]

В.Ф. Иванов  на  основании  подобных  изречений  делает  вывод, «отвергая  Бога, христианство, христианскую  церковь  и  христианскую  мораль, масонство создает  новую  религию – религию   гуманитаризма, совершая  замену  Бога  человечеством». Исследователь  резюмирует: «Ближайшая  задача  масонства – захват  в  свои  руки  политического  влияния  и  власти  и перевоспитание  общества  на  новых  началах.  Масонство  должно  охватить  все  сферы  человеческой  жизни  в  современных  государствах.  Религия, государство, политика, семья, школа, армия, общественный  строй. Наука, искусство, печать, промышленность, международные  отношения. Все  это  перестраивается масонством  на  новый  лад. [15] Таким,  образом,  и  в  данном  вопросе  среди  историков  нет  единства  во взглядах.


1.3.  Символика   масонов

Своеобразность  учения  вольных  каменщиков  заключается и в том, что  оно  проводило  в  жизнь  свои  гуманитарно-философские  идеи, воплощая  их  в  целый  ряд  символов  и  обрядов.  «Символ  представляет  из  мысли  свободу, простор; догмат сковывает, подчиняет», - объясняли  масоны-риторы.[16]

Язык  в  ложах  был  иносказательный.  Были  установлены  условные  наименования  предметов, имевших  отношение  к  обрядам, и к внутреннему  распорядку, обиходу.

Что  очень  важно  отметить, невзирая  на  различие  в  системах, терминология  и  основы  устройства  были  общими  для  всего  братства.

Помещения, в  которых  собирались  братья-каменщики для  проведения  своих  работ, назывались  ложами.  Ложами  именовались  также  союзы  братьев, отдельные  замкнутые  кружки, сплотившиеся  в  известную  организацию.  Для  отличия  каждой  ложе  присваивалось  какое-нибудь  название: 1/ в честь  людей, отличившихся  святостью  жизни, великими  добродетелями; так, в  России  была  ложа  св. Георгия  и Моисея, Елизаветы  к  добродетели  и  Александра  благотворительности  к  коронованному  Пеликану, Петра  к  Истине  и  т.п.;  2/ в память  мифических  божеств, как  выразителей  различных  идей, - Озириса, Латоны, Изиды, Гигии, кастора  и  Полукса, Астреи  были  посвящены  ложи  и  в  России; 3/ в  память  особо  чтимых  масонами  символов  Пламенеющей  Звезды, светоносного  Треугольника, Феникса, Сфинкса, Орла, Пеликана, Солнца,  Розы, Секиры Меча и  пр.; 4/ иногда в  напоминание  какого0нибудь  добродетели  /например, военно-походная  ложа  «Военной  Верности/.[17]

Работами  вольные  каменщики  называли  свершение  различных  обрядов, как то: прием  в  орден  начинающих /профанов/  и дальнейшие  посвящения  в  более  высокие  степени; учреждение  и  освещение  новой  ложи /инсталляции/. Столовые  ложи  или  братские  трапезы; усыновление  младенцев; траурные  ложи  в  воспоминание  об  усопших  братьях;  административные  и т.д. Под  «работой» понималось  также  стремление  просветиться, желание  совершенствоваться.

Востоком  именовалось  высшее  управление.  Конституция, т.е.  учредительная  грамота, выдавалась  ложам  от  высшего  правления  или  Востока.

Инсталляция  новой  ложи  производилась  по  особому, утвержденному  обряду  самим  управляющим  союзом или  его  представителем.

Во  главе  каждой  ложи  стоял  управляющий, мастер  стула, венерабль, префект, настоятель, председатель.  Пособник  управляющего  назывался  неместным  мастером.  Среди  должностных  лиц ложи  были  также:  надзиратели, секретари  /или  хранители  печати/, риторы, обрядоначальники, подготовители, вводители, казначеи, попечители  о  бедных, собиратели  милостыни  и  др.

Вход  в   ложу  охранялся  братом-служителем, привратником  или  кровельщиком.

В зависимости  от  сложности  обряда  состав  должностных  лиц  увеличивался:  бывали  герольды, канцлеры. Хранители  или  блюстители  храма,  короны, лампады. Меча, наугольника, хоругви, шпор и  т.д. Управляющий  целым  союзом  лож  величался  Гроссмейстером, т.е.  Великим  мастером.

Масонство  отличает  значительное  количество  всевозможных   символов.  Так, к  примеру, в  1734  году  в  Англии  Иоанновскому  масонству  был  присвоен  лазоревый  цвет.  Цвет  лазури, цвет  неба  символизировал  возвышенность  стремлений, жажду  духовного  совершенствования.  Золото – благороднейший  металл, и  Вольные  Каменщики  избрали  его  как  символ  чистоты  своих  побуждений.   У  мастеров  существовали  ленты  и  фартуки.  В  Иоановском  масонстве   ленты  были  голубыми, а  фартуки – обшиты  и  подбиты  голубым.   На «чрез плечной»  ленте  мастера  французской  системы  была  изображена  акация  и  звезды, вышитые  золотом, сама  лента  из  голубого  шелкового  муара.  Лента  изображала  пояс  зодиака, акация – являлась  солнцем; солнце  же символизировали  буквы  М.В., означавшие  мастерское  слово.  Присутствующий  на  ленте  циркуль  также  изображал  солнце, а  наугольник – часть  земного  шара, освещенного  солнцем. В Иоановском  масонстве  вообще  главными  символическими  знаками  были: пламенеющая  звезда, солнце, луна, треугольник, циркуль, наугольник, отвес, 24-дюймовый  масштаб, линейка, улей  с  пчелами, лопаточка, молоток, простой  и  кубический  камни, чертежная  доска, гроб, слезы, золотой  шнур, связанный  кафинским  узлом, светильники, столбы, лестница, мозаичный пол, шляпа, шпага, фартук  и  перчатки.[18]

Все  эти  символы  объяснялись  посвященному  во  время  приема  его  в ложу, и  для  большей  наглядности  обряда  начальник  расстилал на  полу  перед  новичком  ковер, на  котором  были  изображены  все  символы, заключавшие  сокровенный  смысл  степени. Блистающая  или  пламенеющая  звезда  символизировала  Дух, наполняющий  всю  природу, жизненную  силу, ум, освещающий  деяния  масонов.  Солнце  изображало  истину, мужество, правосудие, действующую  силу; луна – чистую  любовь, материю, природу.  Иногда  солнцу, как  и  звезде, придавалось  значение  все оживляющего  духа; оно  означало  еще  масонский  орден  и  изображалось  кругом  с  точкой  в  центре; луна  означала  иногда  Христа  и  истину.  Семь  звезд  означали  «эфирное  жилище  Премудрости». Под  звездами  подразумевались  еще  семь  даров  духа  святого: премудрость, разум, совесть, крепость, наука, страх  Божий  и любовь.[19]

Во  французской  системе  изображение  небесных  светил означало  силы  и  действия  природы.  Кафидским  узлом  связанный  шнур  был  символом  единения  всех  членов  Ордена  Вольных  Каменщиков.  Мозаичный  пол  изображал  богатство  творения  и  божественных  благодеяний  также как  переменчивый  и  неизвестный  ход  жизни  и  разнообразные  внешние  отношения  людей, которые  по  рождению  и  смерти  все  равны.  Три  светильника  означали  священную  Троицу, или троичность  во  всем  существующем.  Число  светильников, ветвей  на  них  и  число  зажженных  свечей  также  имело  символическое  значение; чем  сложнее  был  ритуал  посвящения, чем  пышнее  обставлен, тем  больше  зажигалось  свечей.

Масштабом  проверялось, соответствуют  ли  деяния  масонов  законам  вечных  истин; 24  деления масштаба  соответствуют  24  часам  суток.  Каменщик  всегда, во  всякое  время  должен  быть  готов  к  служению  страждущему  человечеству.

Простой  камень – это  грубая  нравственность, хаос; кубический  камень – нравственность  «обработанная»; чертежная  доска – планомерность  работы, власть  доброго  примера.  Молоток  служил  для  обработки  простого  камня, он  же  означал  совесть, искру  Божества,  тлеющую  в  мрачной  храмине  человека, преданного  греху.  Лопаточка – снисхождение  к  слабостям  людей  и  строгость  к  себе.  Улей – символ  трудолюбия, разумного  труда, основанного  на  знании. Ветвь  акации – бессмертие; гроб, череп  и  кости  - презрение  к смерти и  печаль  об  исчезновении  истины. Белые  одежды, фартуки, перчатки  изображали  чистоту  нравов. Круглые  шляпы – символ  вольности. Обнаженный  меч – карающий  закон.

Ложа  имела  продолговатую  форму /прямоугольник/, четыре  стороны  символизировали «всемирность  масонства».  Каменщик  всегда   должен  был  помнить  основную  идею  чистого  масонства – соединить  все  народы  земного  шара  в  одну  семью  и стереть  красочные  различия  стран  и народов.

Или, скажем, символами  высшего, андреевского  масонства  были: корона – знамение  высшего  просветления, мудрости; ключ  золотой – знак  познаний  тайн  бытия; меч – воительства; боевая  секира – безжалостного  отсечения  вредных  членов  общества. Крест  с  изображением  святого  апостола  Андрея  Первозванного  носился  в  напоминание  клятвы «распространять  учение  Вольных  Каменщиков, не  щадя своей  жизни». Фонарь  напоминал  свет  разума; крест обычной  прямой  формы, с  прямой  перекладиной, был  символом  духа, страдания, победы  над  плотью, борьбы  духа  с  материей; роза  означала  вечность  материи, любовь; пеликан – Спасителя  мира, закон  высочайшей  мудрости; орел – неустрашимость, царственность  искусства  Вольных  Каменщиков.

Символические  знаки  изготовлялись  из  дерева, позолоченной  меди, бронзы, золота, серебра, слоновой  кости  или  перламутра; нередко  они украшались  эмалью, финифтью, драгоценными  и  самоцветными  камнями.

Но  символы  каменщиков  встречались  не  только  в  виде  отдельных  предметов, ими  расписывались  ленты, фартуки, одеяния. Почти   нет  такого  предмета  житейского обихода, на   котором  Каменщики  не  изображали  свои  символы, но чаще  всего  встречаются  табакерки, перстни, брелки, часы, пуговицы.

И, наконец, для распознания  в  постороннем  человеке  члена  Ордена  и  определения  его  масонской  степени  было  три  способа: знак  для  зрения, слово – для  слуха, прикосновение – для  осязания.  Всякий  член  Ордена  имел  право входа  во все  ложи  мира.

1.4. Английское  масонство  III - C веков

Филантропические  и  реформаторские  тенденции  CUII века, вместе  со  вкусом  к  тайным  обществам  и  символическому  ритуалу, перешли к  позднейшим  поколениям  и  несомненно  отразились  на  характере  и  судьбах  масонства  CUIII - CIC веков.

Остатки  почтенного  общества  свободных  каменщиков  в  начале  CUIII  столетия  сохранились  и  в  Лондоне, и  в  других  городах. С  водворением  новой  династии /короля  Георга 1/ жизнь  страны  входила  в  мирное  русло.  Как  уже  отмечалось  выше, четыре  ложи: «Гуся  и  Противня», «Короны», «Яблони» и «Виноградной  кисти» /названия  таверн, в  которых  они  собирались/, сплотились вокруг  Великой  Лондонской  ложи.

Раньше  других  обратили  внимание  на вновь  ожившую  масонскую  организацию  члены  Королевского  Общества. К  ней  примкнул, например, придворный  проповедник  принца  Уэльского  Теофил  Дезагюлье, за  ним  последовал  доктор  Стэкли, а  вскоре еще  один  член  Королевского  Общества, скрывавшийся  под  псевдонимом  Филарет.

В  масонах  видели  уже  носителей  великих  тайн – новой  вид  «розенкрейцеровских  братьев», а с  другой  стороны – подозревали  атеистов  и  политически  опасных  людей.

Постепенно  в  ложу  стали  вступать  представители  знати  и  весь  социальный  состав  ее  постоянно,  менялся.  Сюда  вступили  герцог  Монтегю, герцог  Уортон, граф  Долькес  и  другие  герцоги, графы  и  лорды.  После 1723 года  в  составе  ложе  уже  не  было  лиц, не  носящих, по  крайней мере,  звания  сквайра /сельского  дворянина/. В  декабре  1721  года  в газетах  распространился  слух  о  предстоящем  принятии  в  масонство  самого  наследника  престола принца  Уэльского.  Масонство  входило  в  моду.

Одним  из  проявлений  «новой  жизни» и  было  издание  Кодекса  масонских  уставов  /о  чем  мы  уже  упоминали/ - «Новой  Книги Конституций».

Самой  важной  и  интересной  частью  Книги  является  глава  об  «Обязанностях  франкмасона», отразившая  в  себе  современное, культурное, политическое  лицо  английского  масонства.  В  главе  говорится  о  свободе  выбора  веры  и  о  религии  добра  и  верности  долгу.

И  основатели  Ложи  и  примкнувшая  к  ним  великосветская  молодежь  не  занимались  отвлеченными  вопросами  веротерпимости, не  стремились  провозглашать  философские  принципы, они просто  «вкушали  плоды  мира». После  актов  о  веротерпимости, билля  о  правах /1689 г./, Утрехтского  мира /1713 г./, обеспечивающего  Англии  блестящее  экономическое  будущее, для людей  господствующего  класса  все  казалось  в  Англии  достигнутым.  Возможно,  поэтому  господствующим  направлением  Великой  Ложи  был  не  космополитизм, а  христианский  национализм.

Судя  по  протоколам  Великой  Ложи, отмечают  исследователи  от  1723  до  середины  1771  годов, в  ее  деятельности  не  было  ничего  не  только опасного, но  и  просто  выходящего  за  предел  светского  времяпрепровождения. [20]

 Вместе  с  тем, в период  1723-1724 гг.  в  масонство  стали  проникать  политические  разногласия. Возникает  вражда  к масонскому  Ордену  со  стороны Иезуитов  и  находящегося  под  их  влиянием  римского  престола.  В  1738 году  появилась  папская  булла, осуждавшая  масонов, как  вредную  для  апостольской  церкви  секту.

С  1724  года  количество  лож  в  Лондоне  растет.  В  1729  г.  из  54  лож, примыкавших  к  Великой  лондонской  Ложе, 12  находились  в  провинции.

Кроме  лож, признававших  авторитет  Великой  Лондонской  Ложи, существовали  такие, которые  совершенно  от нее  не зависели, не  говоря  уже  об  ирландских  и  шотландских  ложах, создавших  себе  свои  собственные  центры.  В  начале  50-х годов  процесс  усложнился  благодаря  появлению  нового  масонского  центра – Великой  Английской  Ложи  Старых  Уставов.  Уже  через  три  года  она  имела  в своем  ведении  28  лож, а  в   1760-м – 83, в  1800 г. – 167.

Период  основания  этой  ложи  - 1751 г. – известен  в  истории  масонства  под названием  периода «великого  раскола». В  начале  отношения  между  «старыми» и  «новыми» носили  мирный  характер. Но  когда  быстрые  успехи  вновь  созданной  ложи  слишком  затронули и  самолюбие, и  интересы  Великой  Ложи, ее  сторонники  обрушились  на  «старых» с  обвинениями  в  расколе  и  самозванстве.  Однако  с  течением  времени  состав  обоих  английских  масонств,  становился  все  более  однородным – в обоих  решительно  преобладал  великосветский  и  титулованный  элемент.  Старые  споры  забывались, сглаживались  ритуальные  различия.  В  конце  CUIII века  очень  многие  масоны  были  одновременно  членами  и  «новых» и «старых» лож.

Первое  предложение  об  объединении было  сделано  в  1797  году   «старыми» масонами, но  переговоры  тянулись  целых  16  лет, и  только  в  1813  г., когда  гроссмейстерами «старого»  и  «нового» масонства  стали  два  брата  короля, герцоги  Кентский  и  Суссекский, оно, наконец, осуществилось. Герцог  Суссекский  был  выбран  единогласно  Гроссмейстером  Великой  Соединенной Ложи  старых  масонов  Англии.

Распространению  масонства  из  Англии  по  всей  Европе  содействовало  умственное  движение  CUIII века: CUIIIвек  был «веком ума», веком  свободной  мысли.  Из  сочетания  английской  и  свободной французской  мысли  CUIII века  родилась  французская  революция  1789  года.[21]

1.5. Французское  масонство  III века

Французское  франкмасонство – побочная  дочь  английского монарха. Революция  1688  года  в  Англии, приведшая  к  окончательному  свержению династии Стюартов, вынудила  короля  Иакова II  со  своими  приверженцами  искать  убежища  у  христианнейшего  короля – Солнца  Франции  Людовика CUI.

Эмигранты-якобиты, то  есть  сторонники Иакова II, и  сочувствовавшие  им  поклонники  английских  общественных  порядков  и  были  первыми  основателями  масонских  лож  во  Франции.

Рядом  с  якобитским  дворянством  организуют  ложи  во  Франции  и  представители  английской  знати, сохранившей  верность  Ганноверскому   дому. Масонство  имело  большой  успех.  Уже  в  тридцатых  годах  CUIII века  в  Париже  числилось  пять  лож.  Первая  ложа, известная  под  разными  наименованиями, возможно, была  основана  в  1725  году, но  лишь  в  1732 г.  получила  свою  конституцию  от  Великой  Ложи  Англии.

Общественный  и  политический  строй  Англии  этого  времени  как  французской  знати, так  и  буржуазии  представлялся  идеальным, а  увлечение  английскими  порядками  и  желание  пересадить  их  во  Франции  содействовали  быстрому  распространению  масонства.

11         декабря  1743  года  собрание  16  парижских  мастеров  выбрало  пожизненным  Великим  Мастером  принца  королевской  крови  Людовика  Бурбона, графа  Клермона.  С этих  выборов  ведет  свое  начало  и  Великая  Английская  Ложа  Франции.

С  1773  года  Великая  национальная  ложа  стала  именоваться  «Великим  Востоком  Франции».

Масонство, имея  высоких  покровителей  из  знати, могло  вести  беспрепятственно  свою  работу.  Масоны  всячески  демонстрировали  свою  религиозность  и  верность  королю.

Русский  общественный  деятель  Н.Е.Марков  писал, что  Мария  Антуанетта  всячески  покровительствовала  масонству. Он  приводит  ее  письмо  своей  сестре  Марии  Христине, написанное  в  1781  году:

«Мне  кажется, вы  придаете слишком  много значения  масонству  во  Франции; оно  далеко  не  играло  у  нас  такой  роли, как  в других  странах, благодаря  тому  что  здесь  к  нему  все  принадлежат  и  таким  образом  нам  известно  все, что  там  происходит, В   чем  же  вы  видите  опасность?…это  общество  существует  только  для  благотворительности  и  развлечений; там  много  едят, пьют, рассуждают, поют, а  король  говорит, что  люди, которые  пьют  и  поют, не могут  быть  заговорщиками.  Также  нельзя  называть  масонство  обществом  убежденных  безбожников, ибо,  я  слышала,  там  постоянно  говорят,  о  Боге.  Кроме  того, там  раздают  много  милостыни, воспитывают  детей  бедных  или  умерших  членов  братства, выдают  их  дочерей  замуж…. Правда, мне  кажется, что  можно  бы  было  делать  добро  без  всяких  таких  церемоний, но  ведь  у  каждого  своя  манера  веселиться, лишь   бы  делать  добро, а  остальное,  не  безразлично  ли  нам?»[22]

Однако  в  1790  году  мнение  Марии  Антуанетты  на  прямо  противоположное, и она  уже  предостерегла  своего  брата  Леопольда II от «всякого  масонского  сообщества».

Многие  исследователи, занимающие  антимасонскую  позицию  считают, что  идейную  подготовку  французской  революции  осуществили  именно  масоны.  Масонские  ложи  собирали  в своих  недрах  выдающихся  представителей  наук  и  искусств.  В  основанной  в  1769  году  Лаландом  Ложе  Наук, переименованной  в Ложу   Девяти  Сестер, значились  Вольтер, Франклин, Кондорсе, Дюпати, Эли де Бомон, Курт де Гебелин, Дантон, Бриссо, Пастере, Форстер, Верне, Гудон  и другие.  В  этой  ложе  находились  крупные   политические  деятели, литераторы, художники  и  ученые.

Исповедуя деизм /отрицание  всяческих  догматов, приверженность  разуму, критике/, Вольтер  считал  религию  необязательной  и  даже  вредной, доказывая, что  история  религию есть  «ряд  обманов  и  глупостей». В  своих  политических  проповедях  он  требовал  реформ   и  коренного  переустройства  всех  общественных  отношений.

Монтескье  проповедовал  теорию  разделения  властей  и   рекомендовал  во  Франции  установить  английскую  форму  правления, при  которой  народу  принадлежит  власть законодательная, королю – исполнительная  и  независимому  сословию  судей – власть  судебная.

Повторяя  мысли  Локка, что  человеческое  общество  возникло  в  силу  договора  между  людьми, которые  первоначально  были свободны, Жан-Жак  Руссо  приходит  к  выводу  и  проповедует  безусловное верховенство  народа, отвергая  и  представительство, и  принцип  разделения  властей.

Для  распространения  масонского  учения  в  народе  употреблялись  литературные  сборники, журналы, романы, брошюры, театр.

При  этом следует  иметь  в виду, что  Людовик CIU обладал  абсолютной, неограниченной  властью.  Официальная  монархическая  доктрина  гласила, что  короли  получают  свою  власть  от  бога  и  являются  его  живым  подобием, его  представителем  на  земле.  Воля  короля  объявлялась  законом, а  высшим  долгом  подданного – беспрекословное  повиновение  своему  государю.  Божественная  по  своему  происхождению и  олицетворявшая  всю  мощь  государства  королевская  власть  воплощалась  исключительно  в  особе  монарха, считавшейся  священной.[23]

Вероятно, мнение  некоторых  историков, что  масонство  стремилось,  ослабить  абсолютную  власть  во  Франции  имеет  под  собой  определенные  основания.  Иванов В.Ф.  приводит  цитату  из  письма  Вольтера  к  маркизу  де  Шевален: «Все, что  я  теперь  вижу, разбрасывает  семена  будущей  революции, которая  неминуемо  должна  случиться, но  которой  я  не  буду  уже  иметь  удовольствие  быть  свидетелем. Свет  до  такой  степени  распространился, что  от  малейшего  случая  может  произойти  взрыв.  И вот  будет  славное  крошево.  Как  счастливы  молодые  люди.  Каких  штук  они  не  насмотрятся». [24] В  Париже  к  началу  революции  организовалась  и  энергично  действовала, пишет  историк, группа  иллюминатов /Орден  Иллюминатов  был  образован  в  Германии  в   1776 г./, к  которым  принадлежали  самые  видные  деятели  революции, как, напри мер, Мирабо, Робеспьер  и  другие.[25]

Было, конечно, и  противоположное  мнение, согласно  которому  сам  характер  деятельности  масонского  движения  исключал  возможность  политической  оппозиции.

К  1791 году  деятельность  лож  во  Франции  прекращается. Многие  масоны  эмигрировали, некоторые  ушли  в  политические  клубы.  Немногие  ложи  нашли  в  себе  силы  продолжать  прежние  занятия. Так, ложа  Шотландского  Общественного  Договора  в  Париже  после  бегства  короля  в  Варенн  пыталась  продолжить  работу, но  вынуждена  была  в  сентябре  1801  года  прекратить  свою  деятельность.  Если  еще  в 1791  году  «Великий  Восток»  открывал  новые  ложи, то  уже  через  год  герцог  Орлеанский  сложил  с  себя  звание  Гроссмейстера.  Немногие  ложи, сумевшие  в  это  тяжелое  время, целиком  ушли  в  свои  мелкие  дела. Они  были  так  напуганы, что  после  смерти  Робеспьера  решили  запретить  всякие  беседы  по  вопросам  политики  и  заниматься  лишь  масонскими  делами.

1.6.Немецкое  масонство  III века

Восемнадцатый  век  в  истории  культурной  жизни  Германии  являлся  веком  глубоких  противоречий.  С одной  стороны, рационалистическое  просвещение  праздновало  в то  время  золотой  век  своего  существования, и  принципы  здравого  смысла, полезности  и  практической  пригодности  выставлялись  в  качестве  высших  критериев  для  оценки  всех  явлений – в области  жизни  и  в  области  мысли. Но  наряду  с  крайностями  рационализма  не  было  недостатка  и в самых  крайних  проявлениях  чувствительности, и в  самой  причудливой  фантастике.

Мистицизм, безудержный  культ  чувства  и  нападки  на  разум  были  далеко  еще  не самыми  яркими  проявлениями  « анте просветительного» духа  в  Германии CUIII  века.  Во  многих  случаях  мистические  искания  единения  с Богом  переходили  в  прямое  чародейство, а  стремление  к  сверхчувственному  знанию  и  вера  в  таинственное  наитие  приводили  к  настоящему  чернокнижию, колдовству  и  духоведению.

В  кругу этих  мистических  настроений  и  поисков  таинственного  знания  возникло  немецкое  масонство. Его  история  дает  нам  самые  яркие  страницы  из  истории  немецкого  оккультизма, чародейства, а  иногда  и  прямого  шарлатанства. Масонство  снова  оживило  и  выставило  в качестве  высшей  мудрости, доступной  только  для  посвященных, то, от  чего   давно  отказалась  научная  мысль  не  только  CUIII века, но  и  предыдущих  столетий.  В  реанимированных  средневековых  представлениях  быстро  растворились  те  принципы  терпимости, гуманности, всеобщего  братства  и  свободы, которые  выставили  масоны  сначала  на  своем  знамени.

Первоначально  масонство  пришло  в  Германию  из  Англии.  Особенно  легко  проникало  английское  влияние  в  северную  Германию.

Масонов  в  Германии  становилось  все  больше, но  до  30-х  годов  в  стране своих  лож  не  было, и  немецкие  масоны  должны  были  ездить  на  заседания  английских  лож  через  Ла-Манш. Только  в  1733 году  английское  высшее  начальство  масонов   разрешило  открыть  в  Гамбурге  постоянную  ложу.  В  1737  году  масонская  ложа  в  Гамбурге  начинает  свою  деятельность, а  в  1741 г.  принимает  название  «Авесалом».  Масонство  становится  забавой  придворных  кругов  и  титулованной  знати.

В  30-х и  40-х  годах  в  Германии  были  основаны  ложи  в  таких  городах, как  Ганновер, Дрезден, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне, Магдебург, Геттинген, несколько  позднее  ложи  были  открыты  в  Нюрберге, Магдебурге.

Одной  из  самых  характерных  особенностей  первоначального  немецкого  масонства  было  то, что  первые  ложи  в  Германии  носили  французские  названия, и  заседания  их  проводились  на  французском  языке.  Немецкое  масонство  довольно  быстро  подвергалось  именно  французскому  влиянию.

Немецкие  масоны  стремились  выделить  себя  из  среды  простых  смертных  и подняться  на  недосягаемую  ступень  «откровенных» знаний. Это  выразилось, прежде  всего, в  желании  окутать  прошлое  масонства  покровом  непроницаемой  тайны  и  отодвинуть  его  возникновение  к  возможно  более  далеким  временам.

Среди  наиболее  известных  немецких лож  того  времени  были: «Строгий  Чин», «Великая  Земская  ложа  всех  каменщиков  Германии», «Эклектический  союз», «Орден  Иллюминатов». Что  касается  Ордена  Иллюминатов, то  это был  единственный  орден, имевший  характер  исключительно  нравственно-просветительский, он  стремился  заинтересовать  людей  нравственным  самоусовершенствованием, пробуждал  гуманность  и  общительность.  Преследования  привели  к  ликвидации  ордена  в  1830  году.

1.7.История  польского  масонства

Первые  масонские  союзы  возникли  в Польше  в  начале  царствования  Августа III /1735-1763/, проникнув сюда  непосредственно  из  Саксонии, и  представляли  первоначально лишь  отделения  дрезденской  ложи  «Трех  белых  орлов», основанной  около  1738 г. побочным  братом  короля  гр. Рутовским.  Сначала союзы  эти  развивались  очень  слабо.  С  одной  стороны, они  подвергались  преследованию  духовенства, с другой – сами   они  обнаруживали  малую  жизнеспособность, являясь,  простой  аристократической  забавой  и  средством  к  удовлетворению  личного  честолюбия.  Их  распространителями  были  преимущественно  пребывающие  в  Польше  иностранцы  и  молодое  польское  дворянство: Мнишки, Полоцкие, Огинские, Виельгорские, основавшие  несколько  лож  в  Вишневце  на  Волыни, в  Дукле  и  других  местностях.

Гораздо  большее  значение  приобретает  польское  масонство  при Станиславе  Августе  Понятовском.  Он  не  только  оказывал  покровительство  масонам, но  и  сам  в  1777 году  записался  в  варшавскую  немецкую  ложу «Под  тремя  шлемами».

В  царствование  Станислава Августа  польское  масонство  постепенно  освобождается  от  иностранных  влияний.  В  1767  году  возникла первая  польская  великая  Ложа при  непосредственном  участии  известного  масона  Жана-Луки  де Ту  де  Сальверст /Ложа  "«доброго  пастыря"»/.

Польское  масонство  состояло  из семи  степеней.  Братья трех первых  степеней, т.е.  ученики, товарищи  и  мастера, составляли «ложи  св. Иоанна» или  «символические»; братья  четвертой  степени – «избранные  рыцари» и  пятой – «шотландские  кавалеры» – ложу «капитул  шотландский»; братья  шестой  степени – «рыцари  востока» и  седьмой – Злато-Розового  креста  составляли  «капитулярную  высшую  шотландскую  ложу».

Избранный  первым  великим  мастером  объединенных  лож  Короны  и  Литвы, И.Потоцкий  произвел  реорганизацию  польского  масонства,  после чего  состоялось  официальное  открытие  польского  великого  востока /1784 г. В  состав  его  входило  13  объединенных  лож, из  них  4  под  варшавским  востоком.

События,  имевшие  место  в  Польше  после  провозглашения  Конституции  3  мая, вспыхнувшая  из-за  этой  конституции  война, последовавший  за  ней  второй  развел, восстание  Косцышки  и  окончательное  падение  польского  государства – все  это  привело  польское  масонство  в  состояние  полного  распада  и  способствовало  закрытию  в  1794  году  польского  Великого  востока.

Крупный  политический  успех, одержанный  поляками  в  1809 г.  отразился  и на  масонстве. В  австрийскую  компанию  Наполеона  поляки  отвоевали  у  Австрии  часть  Галиции, которая  была присоединена  к  Варшавскому  герцогству. Это  давало  возможность  польским  масонам  усилить  и  расширить  свою  деятельность.  В1810 г.  восстанавливается Великий  польский  восток  с  наместником  Великим  мастером  Людовиком  Гутаковским, председателем  Государственного  совета герцогства.

Политические  события  1812-1813  гг.  вновь  вызывают  перерыв  в  деятельности  масонов.  И лишь  в  1815  году  польское  масонство  вступает  в  новую  фазу  жизни. /присоединение  Варшавского  герцогства  к Российской  империи/.  Русский  царь  Александр 1  втайне  принадлежал  к Великому  польскому  востоку  и  всячески  содействовал  польским  масонам.

Затем наступил  период, когда  в  польском  масонстве  стали  закрепляться  националистические  идеи /учение  Лукасинского/. Однако  национальное  масонство  просуществовало недолго.  В 1820  году  преследования  масонов  русским  правительством  достигли  Польши  и  национально-масонские  ложи  были  объявлены  закрытыми.  Была  закрыта  Ложа  и  Великого  польского  востока.

1.8.Американское  ма сонство

В  североамериканских  колониях  Англии  масонство  появилось,  скорее  всего,  после  первых  успехов  его  среди  великосветского  общества  митрополит, т.е.  в  20-х  годах  CUIII столетия.  Появились  они  в  провинциях  Нью-Йорка, Нью-Джерси и Пенсильвании.[26]

Один  из  первых  известных  американских  представителей  масонства - Франклин  познакомился  с масонством  во время  своего  путешествия  в  Лондон  в  1725-1726 гг. По  возвращении  в  Америку  он  основал  «Клуб  кожаного  передника» – зародыш  будущего  «Книгоиздательского» и «Философского  Американского  общества».

В  результате  банального  розыгрыша, имитировавшего  ритуал  принятия ложу, однажды  погиб  от  смертельных  ожогов человек. Масонов  обвинили в  убийстве, что  в  целом способствовало  неприятию  масонов  со  стороны  населения.

Только  в  1755 г.  в  Филадельфии  состоялось  торжество  освещения  масонского  дома – первый  случай  освещения  здания  по  масонским  обрядам.

Расслоение  английских  масонов  нашло  отклик  в  американских   колониях.  И «старые» и «новые»  масоны  заботились  о  создании  в Америке  своих  центров.

60-е  годы  CUIII века  были  началом  национального  пробуждения  американских  колоний  и  их  конфликта  с  европейской  метрополией.  Темп  общественной  жизни  поднимался; общество  распадалось  на  партии, на  сторонников  английского  короля  и  сторонников  местной  свободы.  Это  партийное  расслоение  проникло  и  в  среду  масонов, углубляя  различия  между  ложами  «старых» и «новых», последние  были  более  демократичными  и  наполнялись  американскими  патриотами. Перед  началом  революции  в  Америке  работало  восемь  Великих  лож: две  в  Массачусете, одна  в  Пенсильвании  и  пять в  Нью-Йорке, в Виргинии, в  Георгии  и  в  обеих  Каролинах.

Члены  масонских  лож  принимали  в  американской  революции  самое  деятельное  участие.  Достаточно  сказать, что  почти весь  командующий  состав  американской  армии, начиная  с  главнокомандующего  и  кончая  низшими  офицерскими  чинами, принадлежал  к  числу  масонов.  Масонами  были также  почти  все  выдающиеся  политики  того  времени – Джемс  Отис, Самуэль  Адамс,  Джозеф  Уоррен, Джон  Маршал  и  др., равно  как  и  большинство  народных  представителей, подписавшихся  под  Декларацией  Независимости  в  1776  году  и  под  Союзной  Конституцией  1787 г.  О.Ф.Соловьев  свидетельствует, что  первые  пятнадцать  президентов  США  были  масонами.[27]

Рост  и  развитие  американского масонства  были  резко  остановлены в конце  20-х  годов  CIC  века.  Это  были  годы  резкой  вспышки  анте масонского  движения.  В 1827  году  была  даже  создана  анте масонская  партия, которая   выступала  с  требованием  устранить  масонств  со  всех  общественных  и  административных  постов.  Многие  стали  покидать  масонские  ложи.

При  всем  своем  бурном  и  решительном  характере, анте масонское  движение  оставило  на  внутреннем развитии и  внешнем  успехах  американского  масонства  лишь  очень  неглубокий  и  временный  след.  Уже  в  1832  году  массачусетские  масоны  освящали  в  Бостоне  масонский  «храм»/место  собраний»/.  В  Нью-Йорке, где  потери  масонов  были  особенно  велики, «братья» вскоре  оправились  от  ударов: Великая  Ложа  Нью-Йорка  сделалась  самой  мощной  из  великих  американских лож, как  по  числу  подчиненных  ей частных  лож, так  и  по  числу  членов их  и  размеров  территории.


ГЛАВА  II.  МАСОНСТВО  В  РОССИИ

2.1.Общие  замечания  о  русском  масонстве; история  возникновения  первых    

масонских  лож; основные  представители  русского  масонства

Масонство  проникло  в  Россию  очень  скоро  после  того, как  вылилось  в  определенные  формы  на Западе.  Оно  пришло  из  Англии.  Существует  мнение, что  масонские ложи  возникли  в  России  в  последние  годы CUII  века  после  возвращения  Петра 1  из  заграничной  поездки.

Документальные  данные  о  первых  русских  масонских  ложах  относятся  к  1731   году. Именно  в  этом  году  гроссмейстер  Великой  лондонской  ложи  лорд  Ловель  назначил  капитана  Джона  Филипса  провинциальным  Великим  Мастером  «для  всей  России».

А. Пыпин  в  своем  труде  «Русское  масонство», CUIII и  первая  четверть CIC в.   пишет, что  масонство  в  России, по  преданию  ввел  сам  Петр. Он  будто  был  привлечен  в  масонство  самим  Кристофором  Вреном,  знаменитым  основателем  английского  масонства; первая ложа  существовала,  в  России  в  конце  CUII столетия – мастером  стула  был  в ней  Лефорт, первым  надзирателем  Гордон, а  вторым – сам Петр.

Вместе  с  тем  Н.М.Лонгинов  в  книге  «Новиков  и  московские  мартинисты» пишет, что  Петр  вывез  из  своего  путешествия  масонский  статус  и  на  его  основании  приказал   открыть  или  даже  сам  открыл  ложу  в Кронштадте.

В.В.Назаревский  в  книге  «Из  истории  Москвы» сообщает, что  в  зале  Сухаревой  башни, по  преданию  происходили  тайные  заседания  какого-то  «Нептунова  общества», очевидно  имевшие  мореходные  цели; там  председательствовал  Лефорт.  Сам  Царь  был  первым  надзирателем, а  архиепископ  Феофан  Прокопович – оратором  этого  общества.

Пыпин  свидетельствует, что  в  одной  рукописи  Публичной  библиотеки /1816 г./. «Взгляд  на  философов  и  революцию  Французскую» указано, что  масонство  существовало  во  время  Царя  Алексея  Михайловича, и Брюс был  великим  мастером, а  Царь Петр  был  первым  надзирателем, потом великим  мастером Кейт.

«Немецкая  слобода, - говорит  К.Ф.Валишевский, - стала  Европой  в  миниатюре, где  также, как  там, кипели  политические  страсти, а  над  умами  господствовали  идеи  английской  революции. Прибывшие  эмигранты  жили  теми  интересами, которые  захватывали  общества  у  них  на  родине.  Немецкая  слобода  переживала  приподнятое  настроение.  Шотландец  Патрик  Гордон  увлекался  успехами  Лондонского  королевского  общества.  Английские  дамы  пудами  выписывали  романы  и  поэтические  произведения  национальных  писателей.  Поддерживалась  деятельная  переписка  с  Европой».[28]

«Властители  дум» русского  общества  свои  познания  во  многом  получили  от  масонства  и  сами  были  членами  ордена  вольных  каменщиков.  Под  знаменем  пятиконечной  звезды  прошли: Артамон  Матвеев, князь  В.В.Голицын, «птенцы  гнезда  Петрова»  Прокопович, Посошков, Татищев, Кантемир, князь  Щербатов, Сумароков, Херасков, Радищев, Грибоедов  и  многие  другие.

Наиболее  известной  личностью  в  масонском  движении CUIII столетия,  несомненно,  был  Н.И.Новиков /1744-1818/. В  Петербурге  в  1775  году  Новиков  по  предложению  нескол

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Масонство в России и за рубежом". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 576

Другие дипломные работы по специальности "Религия и мифология":

Св. Стефан Пермский-выдающийся миссионер Русской Православной Церкви

Смотреть работу >>

Апологетика православия в Интернет-пространстве: история, тенденции, развитие, перспективы

Смотреть работу >>

Роль церкви, семьи и общества в религиозном опыте подростка

Смотреть работу >>

Религия в контексте общества потребления

Смотреть работу >>

Религиозное сознание кабардинцев на современном этапе: культурологический дискурс

Смотреть работу >>