Дипломная работа на тему "Различные пути преодоления заниженной самооценки"

ГлавнаяПсихология → Различные пути преодоления заниженной самооценки




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Различные пути преодоления заниженной самооценки":


ЗАОКСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ ЦЕРКВИ АСД

Богословский факультет

Дипломная работа

РАЗЛИЧНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАНИЖЕННОЙ САМООЦЕНКИ

Пос. Заокский 1998

Различные пути преодоления заниженной самооценки.

План:

Введение.

I Сущность понятия “самооценка”.

А. Разнообразие взглядов на самооценку.

Б. Структура понятия самооценки.

1. Ощущение себя любимым.

2. Чувство собственного достоинства.

3. Чувство компетентности.

В. Самооценка и уровень притязаний.

Заказать написание дипломной - rosdiplomnaya.com

Специальный банк готовых оригинальных дипломных работ предлагает вам приобрести любые работы по желаемой вами теме. Оригинальное написание дипломных проектов на заказ в Новосибирске и в других городах РФ.

II Причины формирования заниженной самооценки.

А. Наследственные факторы.

Б. Влияние социальной среды.

1. Родители.

2. Школа.

3. Взрослая жизнь.

В. Признаки заниженной самооценки.

III Некоторые пути преодоления заниженной самооценки.

А. Использование защитных механизмов. (неосознанный путь)

1. Сублимация.

а) Ложное смирение.

б) Маски.

2. Самоутверждение.

а) Консерватизм.

б) Девиантное поведение.

Б. Методики самосовершенствования.

1. Отечественная школа психологии.

2. Бихевиоральная школа психологии.

3. Когнитивная школа психологии.

4. Методики компенсирования недостатков.

В. Изменение отношения к окружающим и себе.

1. Автономия от мнений окружающих.

а) Конструкты зависимости от окружающих.

б) Концепция ценности человека, представленная в Библии.

в) Концепция ценности человека ведёт к автономии от мнений окружающих.

2. Изменение личных оценочных конструкт по отношению к себе.

а) Ложные конструкты оценивания себя.

б) Принятие себя.

3. Библейская концепция ценности человека влияет на все три столпа самооценки.

Заключение.

Введение.

Постановка проблемы.

Одним из важнейших факторов, влияющих на поведение индивида, является его самооценка. Еще мудрый Соломон подметил: “Каковы мысли в сердце человека таков и он” (Пр.23:7)[1]. Внутренние мысли человека в значительной степени детерминируют его поведение. То, как человек относится к себе, непосредственным образом влияет на его поведение и отношение к другим. Карл Роджерс, известный своей разработкой ”терапии, центрированной на клиенте[2]” утверждает, что основная проблема в жизни каждого человека заключается в понимании и принятии самого себя.[3] И как только это происходит - многие эмоциональные проблемы находят свое разрешение.

Одновременно с этим, многие психологи сходятся на том, что это важное звено в структуре личности человека является здоровым далеко не всегда. В частности, тот же Карл Роджерс пришел к выводу, “что большинство людей, которых он знал, презирают себя, считая, что они ни на что не способны и их нельзя любить[4].” Джон Пауэлл в своих рассуждениях пошел еще дальше: “У всех нас есть комплексы неполноценности - писал он, - те, у кого, кажется, нет такого комплекса, только притворяются”[5].

Если заниженная самооценка так распространена, то возникает вопрос: что современная психология может сегодня предложить людям, страдающим этой эмоциональной проблемой? Нужно отметить, что одновременно с широкой распространенностью заниженной самооценки, в современной психологии существуют различные терапевтические методики, отличающиеся друг от друга как по форме, внутренней направленности, так и по предмету воздействия. При рассмотрении этих методик складывается впечатление, что они оказывают влияние не на всю совокупность человека, а лишь на отдельные его аспекты (поведение, разум, привычки и т. д.). И практика показывает, что эти методики не всегда оказываются действенными и часто приносят лишь частичное освобождение от заниженной самооценки[6]. Отсутствие надежных методик при такой распространенности проблемы заниженной самооценки является угрозой эмоциональному здоровью общества и побуждает к поиску новых путей её преодоления.

Историографический обзор.

Первым, кто ввел понятия “самооценка”, “образ самого себя” в структуру личности был Уильям Джеймс. В одной из глав своего известного труда “Психология” он предложил свою теорию личности, которая оказала огромное влияние на формирование персонологии[7]. Его идеи были подхвачены и развиты целой плеядой последующих психологов, таких как А. Адлер, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Эриксон и др. Среди отечественных психологов можно назвать: И. С.Кон, В. С. Магун, А. И.Липкина и др.

Внимание привлекла не только самооценка как таковая, но и причины, которые влияют на ее формирование. (К. Хорни, Э. Эриксон, К. Роджерс, А. Адлер, И. С. Кон, Е. А. Архипова, Т. Ю. Андрущенко и др.) Исследования, проведённые этими психологами, выявили факторы, которые оказывают значительное влияние на самооценку. Благодаря этим исследованиям причины формирования заниженной самооценки широко изучены, что помогает более эффективно искать способы ее преодоления.

Особый интерес представляют работы, в которых предлагаются различные подходы и терапевтические методики для преодоления заниженной самооценки (Б. Ф.Скиннер, Д. Келли, А. Адлер, К. Роджерс, З. Фрейд, А. Фрейд). Среди отечественных психологов можно назвать работы Т. С. Токарской, Т. Э. Мисюриной, Т. Л. Мироновой, В. А. Алексеева и Н. Н.Авдеевой. Для большинства существующих подходов характерна одинаковая методологическая направленность, выражающаяся в том, что почти все они касаются внешнего поведения и почти не затрагивают другие аспекты человеческой души[8]. Ввиду того, что самооценка значительно зависима от социальной среды, эти методики, в подавляющем большинстве, заключаются в поднятии социального статуса человека в обществе. Такая односторонняя направленность этих методик сводит терапию заниженной самооценки к простой коррекции внешнего поведения, что не может не влиять на их эффективность (в основной части работы мы рассмотрим проблематику этих методик более основательно).

Подход, отражающий необходимость воздействия не только на поведение, но и на человеческую душу, выражается в применении библейской концепции ценности человека в терапии заниженной самооценки. Наиболее авторитетным источником библейской концепции ценности человека является Библия. Кроме того, эта концепция представлена в трудах: Д. Пауэлла, Д. Макдауэлла, Р. Мак-Ги, K. Kuzma, Д. Добсона, P. D. Meier и т. д.

Цель.

Исследование ставит перед собой задачу рассмотреть имеющиеся методики терапии заниженной самооценки и предложить современной психологии новый подход в решении данной проблемы.

Так как большинство верующих неосведомлены в проблеме заниженной самооценки, исследование имеет цель сделать материал доступным для рядового члена церкви, равно как и для простого неверующего человека, и поэтому большая часть примеров приведена из религиозной жизни.

Методология.

Исследование будет состоять из трёх последовательных шагов:

1.  Рассмотрение сущности и причин формирования заниженной самооценки, без которого поиск новых действенных методик был бы менее эффективен.

2.  Рассмотрение уже имеющихся путей и методик преодоления заниженной самооценки с целью их анализа.

3.  Поиск новых подходов в терапии заниженной самооценки, исходя из библейской концепции ценности человека.

Границы исследования.

1.  Первые две главы: “Что такое самооценка?” и ”Причины формирования заниженной самооценки” являются вводными к основной теме, поэтому мы не сможем рассмотреть их подробно, а остановимся лишь на основных моментах.

2.  Рассматривая защитные механизмы в третьей главе “Некоторые пути преодоления заниженной самооценки”, мы не будем пытаться описать все многообразие их проявлений, а остановимся только на наиболее часто встречающихся механизмах защиты при заниженной самооценке.

3.  Рассматривая “Методики самосовершенствования”[9], мы также не будем ставить своей целью описать все методики, но те, которые, на наш взгляд, наиболее интересны и полезны в терапии заниженной самооценки.

4.  Объем данной работы не позволяет полностью раскрыть библейскую концепцию ценности человека, поэтому мы рассмотрим лишь главные ее фрагменты. Исследование не имеет целью разработку практической методики преодоления этой эмоциональной проблемы, а лишь поиск общих, новых направлений терапии.

Предпосылки.

1.  Мы полагаем, что личность многогранна, и ее поведение невозможно объяснить с позиции теории только одной школы психологии. Мы считаем, что разные теории в психологии раскрывают различные аспекты и грани человеческой личности. Ввиду этого, в работе мы будем придерживаться эклектической позиции.[10]

2.  Как и подавляющее большинство психологов, мы стоим на интеракционистических взглядах[11]. Поэтому, исследуя факторы, влияющие на формирование заниженной самооценки, мы рассмотрим как наследственные факторы, так и факторы окружающей среды.

3.  Мы считаем Библию авторитетным источником в понимании как природы человека так и путей оказания помощи ему.

глава 1. сущность понятия “самооценка”.

В данной главе основное внимание мы сосредоточим на природе самооценки человека. Мы рассмотрим разнообразие подходов в понимании самооценки различными психологами. Во второй части этой главы мы проанализируем самооценку человека с точки зрения ее структуры.

Что такое самооценка? Для большинства концепций понятия "самооценка" характерен общий ряд положений, которые суммирует словарь “Психология":

“Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности[12].“

Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. Уже сложившаяся самооценка есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот не безразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям, и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется референтная группа[13] (реальная или идеальная), с которой он считается, в которой черпает свои ценностные ориентации (не зависимо от того, насколько они адекватны), идеалы которой являются ее идеалами, интересы - ее интересами.

Для христиан - это религиозные ценности, принятые в данной местности, церкви или деноминации. Если столь очевидно, что личность постоянно сверяет свои поступки с позицией и ценностными ориентациями референтной группы, то важно сопоставить, что видит человек в самом себе с тем, что имеет для него ценность и значение. Личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном и в зависимости от результата бывает довольной собой или недовольной.

А. Разнообразие взглядов на самооценку.

Понятие "самооценка" в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Ниже мы рассмотрим концепции тех психологов, которые внесли значительный вклад в развитие этого понятия.

Уильям Джеймс. Первым, кто ввел понятия “самооценка”, “образ самого себя” в структуру личности был Уильям Джеймс. В своей теории Джеймс разделил личность на 3 части согласно:

-   ее составных элементов;

-   чувств и эмоций, вызываемых этими элементами (самооценка);

-   поступков, вызываемых этими элементами личности (заботы о самом себе и самосохранение).

Составные элементы личности Джеймс подразделил на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность. После исследования составных элементов личности он рассмотрел чувства и эмоций, вызываемые этими элементами, а именно самооценку. Самооценку, в свою очередь, он разделил на 2 типа: самодовольство и недовольство собой[14]. Последующие персонологи развили свои теории личности, рассматривая самооценку человека через призму тех философских взглядов, которые лежат в основе каждой из таких теорий.

Зигмунд Фрейд представляет человека как водимое сексуальностью и агрессией существо, чьи подавленные инстинкты вытеснены в подсознание. Реально человек не осознает себя, а также истинной причины и мотивов своих чувств и поступков. Поэтому Фрейд мало говорит о самооценке и в основном связывает ее с функцией суперэго[15].

Беррес Фредерик Скиннер природу самооценки видел несколько по-иному. Для него развитие и научение человека происходит через опыт. Развитая им “теория оперантного научения” представляет человеческое развитие как результат взаимодействия индивида с окружающей средой, которое происходит через положительный или отрицательный опыт. Такой опыт либо подкрепляет либо подавляет последующее повторение поведения. Поэтому основным формирующим фактором самооценки является положительный или негативный опыт. Из него индивид и черпает представления о себе[16].

Альберт Бандура. Концепция, предложенная Альбертом Бандурой, является развитием бихевиоральных взглядов Скиннера[17]. Но в отличие от Скиннера Бандура считал, что научение происходит не только через прямой опыт, но и через наблюдение. Опыт, приобретаемый с помощью наблюдения, он назвал “косвенным подкреплением”. Например, студент, который наблюдает за тем, как его сосед во время теста успешно компилирует конспект, получает позитивное косвенное подкрепление, и вероятность воспроизведения такого же опыта этим студентом увеличивается. Но главным фактором, по мнению Бандуры, регулирующим человека и движущим его, является самоподкрепление. Этот процесс имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу. В свою очередь, самоподкрепление, или саморегулирование Бандура делит на три процесса: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа. Особую роль здесь играет самооценка. Бандура утверждает, что широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритике[18]. Оценка поведения происходит по своим личностным стандартам, причем эти стандарты определяются относительно, т. е. путем сравнения себя с окружающими или с ценностями эталонной группы. Поэтому фактор сравнения играет важнейшую роль в формировании самооценки. Саму самооценку Бандура рассматривает в категориях “самоэффективность”, “самоуважение” и “чувство собственного достоинства”. Действие самооценки Бандура видит через мысленное представление:

“Те, кто считают себя неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредотачиваются на том, что все будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение... Те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем[19].”

Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. Они считают, что самооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, и через осознания результатов своей деятельности человек приходит к осознанию себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств (Горбачева В. А., Акудинова Н. Е., Бронников И. Н.). Причём, главную роль в формировании личности играет фактор социальной среды, издержки семейного и школьного воспитания, рабочий коллектив и т. д. Факторы наследственного характера: тип нервной системы, физическое состояние организма и т. д. играют второстепенную роль[20].

Альфред Адлер видел истоки формирования самооценки, а в частности, чувства неполноценности в детстве, когда ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и нуждается в опеке родителей.

“Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности”[21].

Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. Таким образом, согласно Адлеру фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочнение чувства превосходства.

Карл Роджерс рассматривал самооценку через понятия “самости” или “Я - концепции”. Основную роль в формировании “Я-концепции” он отводит оценке индивидуума другими в младенческом и подростковом периоде, т. е., по его мнению, “Я-концепция” формируется в процессе социализации через взаимодействие со значимыми другими (родители, друзья и т. д.). Через призму своей “Я-концепции“ человек видит мир. Роджерс предположил, что “Я-концепция” не контролирует и не регулирует действия человека, скорее она символизирует главную часть сознательного опыта индивидуума, а поведение человека лишь согласуется с ней. Сама “Я-концепция” включает в себя не только наше восприятия того, какие мы есть, но так же и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть[22].

Гордон Олпорт. Согласно Гордону Олпорту, самооценка формируется в процессе развития проприума[23]. Этот процесс состоит из семи стадий. Третьей стадией развития проприума (возраст около 3-х лет) он называет формирование чувства самоуважения, а несколько позже, на пятой стадии (5-6 лет), - образ себя. Предложив семь аспектов развития проприума, Олпорт назвал еще один - познание самого себя. Он считал, что этот аспект стоит над всеми остальными, являясь заключительной стадией развития проприума[24].

Эрик Фромм. Интересный взгляд на природу самооценки имел Эрик Фромм. Он утверждал, что поведение человека может быть понятно только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. А для нынешнего века характерна невиданная доселе свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений, чего не было в прошлые столетия. Свобода, в свою очередь, принесла человечеству чувство одиночества, собственной незначимости и отчужденности. Свои новые проблемы человечество решает по-разному. Один из возможных путей - отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм выделяет несколько стратегий, используемых людьми с целью бегства от свободы. Первый из них - авторитаризм, определяемый как “тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным “Я”[25]. Второй способ бегства - деструктивность. Человек преодолевает чувство неполноценности, унижая и покоряя других[26]. Третий способ - конформизм, т. е. абсолютное подчинение социальным нормам, регулирующим поведение. “Индивидуум прекращает быть самим собой, он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других - таким, каким они хотят его видеть”[27]. Последние два способа бегства мы рассмотрим ниже более подробно (см. стр. 40). Обобщая, можно сказать, что для Фромма источник проблем - это социальная среда.

Абрахам Маслоу рассматривает самооценку в свете описанной им иерархии потребностей[28]. В этой иерархии он последовательно расположил человеческие потребности в порядке их очередности:

-   Физиологические потребности.

-   Потребности безопасности и защиты.

-   Потребности принадлежности и любви.

-   Потребности самоуважения.

-   Потребности самоактуализации (самосовершенствования).

Маслоу указал, что невозможно подняться на уровень последующей потребности, не удовлетворив предыдущую. Из названных потребностей непосредственно связанны с самооценкой две:

- потребности в принадлежности и любви;

- потребности самоуважения.

Потребности в самоуважении Маслоу разделил на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижение независимости и свободы. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, социальный статус, оценка и принятие. Человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми для него людьми.

Исследователями изучается не только природа самооценки, но и ее проявления. В частности, Морис Розенберг[29], наблюдая за юношами школьного возраста, показал, что те из них, кто страдает заниженной самооценкой, особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее реагируют на смех и критику, на неуспех, а так же на то, если у них что-то не получается в работе или они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Часто они не способны налаживать близкие отношения с другими, т. к. стесняются себя и бояться открыться перед другими. Вследствие этого, для них свойственны застенчивость, склонность к психической изоляции, уход от действительности и одиночество. Так, 2/3 из опрошенных Розенбергом юношей с заниженной самооценкой страдают от одиночества, а из юношей со здоровой самооценкой - лишь 14%. Их больше беспокоит мнение окружающих. В общении они чувствуют себя неловко, они заранее уверенны, что окружающие о них плохого мнения (1/4 - заниженная самооценка и 1/100 - здоровая).

Заниженное самоуважение и коммуникативные трудности влияют на социальную активность таких людей. Они принимают значительно меньше участия в общественной жизни, реже занимают выборные должности. При выборе профессии они избегают специальностей, связанных с необходимостью руководить или подчиняться, а также предполагающих дух соревнования. Даже поставив перед собой определенную цель, они не особенно надеются на успех, считая, что у них нет необходимых данных. Рассматривая ниже признаки заниженной самооценки, мы более подробно остановимся на её проявлениях (см. стр. 27).

Существуют данные о наличии связи между самоуважением и отношением к другим людям: человек, положительно относящийся к себе, обычно принимает и других, тогда как негативное отношение к себе часто сочетается с отрицательным и недоброжелательным отношением к другим. Низкое самоуважение порождает целый ряд трудностей в сфере общения и межличностных отношений (Л. Келе, Р. Кулка, Д. Клингель 1930), а также связано с различными эмоциональными расстройствами: депрессиями, отрицательными эмоциональными состояниями, болезненными симптомами и агрессивным поведением[30] (П. О'Малли, Д. Бахман, 1975).

Б. Структура понятия самооценки.

Представляет интерес также структура самооценки. Этому вопросу посвящены работы Андрущенко Т. Ю., Горбачевой В. А., Колчановой И. В., Леви В. Ж., Липкиной А. И., Подоляк Л. Г., Полозовой Т. А., Труповой Н. М.. Среди западных психологов это К. Роджерс, А. Маслоу, М. Вагнер, и др.

Мы остановимся на структуре самооценки М. Вагнера[31]. Его структурная разработка самооценки ценна, во-первых, тем, что он рассмотрел самооценку в свете человеческих потребностей. Во-вторых, он дал, на наш взгляд, наиболее исчерпывающий перечень факторов, из которых строится самооценка человека:

à  Ощущение себя любимым.

à  Чувство собственного достоинства.

à  Чувство компетентности.

Хотя каждый аспект затрагивает отдельную потребность человеческой души, они взаимосвязаны. Например, невозможно иметь здоровое чувство собственного достоинства, долгое время, не ощущая себя любимым окружающими, или трудно чувствовать себя компетентным, находясь в среде, где человек не уважается как личность.

Вследствие того, что эти три аспекта взаимосвязаны, некоторые психологи, рассматривая эти категории, соединяют некоторые из них в одно целое. Например, Маслоу и Олпорт объединяют “достоинство” и “компетентность”. Нужно признать, что связь между “достоинством” и “компетентностью” действительно существует, однако “достоинство” - это более широкое понятие, чем просто гордость за свои успехи и уверенность в своих навыках. В свою очередь, “чувство компетентности” имеет свою специфическую направленность и выходит за рамки понятия “чувство собственного достоинства”. Поэтому в целях лучшего понимания структуры самооценки мы будем придерживаться того разграничения понятий, которое предложил Вагнер.

1. Ощущение себя любимым.

Важнейшим столпом[32], на котором базируется самооценка, является ощущение себя любимым:

"Ощущение себя любимым или чувство принадлежности - это ощущение безопасности, которое бывает у человека, когда его или ее принимают другие, ощущение того, что я являюсь частью родства, что меня любит, по крайней мере, еще один человек. Это осознание того, что кто-то действительно заботится обо мне. Принадлежность - это то, что я чувствую, когда знаю, что меня любят безоговорочно, таким, какой я есть[33]."

Чем меньше в этой любви условий, тем более целительной для души она является. Это состояние безопасности, когда человек чувствует, что ему не нужно кем-то становиться, чтобы его полюбили. Это также называется чувством принадлежности, когда человек чувствует, что он кому-то принадлежит: человеку, семье, обществу, церкви. Многократные психологические исследования показали, что это важнейший фактор в развитии здоровой личности. Джеймс Д. Меллори и Стенли Болдуин называют любовь “самой мощной целительной силой, которая может существовать в жизни человека”[34]. Интересно отметить, что библейские авторы тоже подчёркивают эту мысль. Например, для апостола Павла любовь - это “совокупность совершенства” (Кол.3:14).

Любовь особенно необходима в детстве и в подростковом периоде, когда формируется личность и складывается внутренний образ. Ее отсутствие приносит целый комплекс эмоциональных проблем, которые будут беспокоить человека на протяжении большей части жизни. Важно также отметить, что ощущение себя любимым непосредственно зависит от окружающих людей.

2. Чувство собственного достоинства.

Чувство собственного достоинства - это второе слагаемое самооценки.

"Чувство собственного достоинства - это ощущение того, что ты являешься целостным в душе, это возможность чувствовать себя хорошо, чувствовать, что ты сам себе нравишься; ты уважаешь себя; ты не стыдишься того, как обращаешься сам с собой. Это ощущение того, что с тобой все хорошо, что ты чистый, правильный, настоящий. Это ощущение того, что ты достаточно хорош или стоишь того, чтобы люди приняли тебя, что ты стоишь того, чтобы люди любили тебя[35]".

Нельзя не заметить, что чувство собственного достоинства тесно связано с предыдущим основанием самооценки - ощущением себя любимым. Когда человек ощущает, что другие любят и принимают его, это непосредственно влияет и на его чувство самоценности, ибо если человек приемлем для других, то, скорее всего, он будет приемлем и для себя самого.

3. Чувство компетентности.

Чувство компетентности является третьей важнейшей составной самооценки человека[36].

"Чувство компетентности - чувство: "Я могу делать это!" Таково уверенное отношение людей, обладающих здоровым представлением о себе, когда они начинают какое-то новое дело. Этот оптимистический взгляд на вещи вселяет в них надежду и отвагу. С ним тесно связан и успех в решении проблем в прошлом. Люди со здоровым чувством компетентности встречают каждый новый день не со страхом, а с радостью и энтузиазмом, думая обо всех тех возможностях, которые открываются перед ними[37]."

А. Бандура назвал это “самоэффективностью” и определил как “чувство собственной компетентности и эффективности”. Он отличал самоэффективность от самоутверждения и чувства собственного достоинства. Согласно Гордону Олпорту, который раскладывает развитие индивида на определенные стадии - стадии развития проприума, формирование чувства компетентности (Олпорт называет “чувство самоуважения”) относится примерно к третьему году жизни ребенка, как мы уже отмечали ранее. Позже, в возрасте четырех - пяти лет, чувство компетентности обретает оттенок соревновательности, когда важную роль играет ощущение себя победителем. Эриксон формирование компетентности связывает с латентной стадией[38] развития ребенка (по теории психосоциального развития, разработанной З. Фрейдом), которая проходит с 6 до 12 лет[39].

Компетентность относится к сфере знаний, навыков и умений. С самого детства ребенок учится принимать решения, пробует себя в различных видах деятельности, таких как приобретение знаний, спорт, различные виды работы. Развитие идет также в социальном плане, когда ребенок приобретает определенный инструментарий навыков общения с людьми, таких как умение, завязывать и поддерживать отношения, разрешать конфликты, корректно выражать свои чувства и т. д. Не последнюю роль в этом играет внутренний образ ребенка, а также ощущение себя любимым. Когда дети подрастают и им разрешают оторваться от мамы и папы, чтобы исследовать мир, в них начинает выстраиваться здоровое чувство компетентности. По мере того, как их поощряют к выполнению новых задач и преодолению трудностей, растет и их чувство уверенности в своих способностях. В зависимости от того, как с все большим успехом они выполняют эти новые задачи и учатся снова и снова подниматься после неудач, они учатся говорить: “Я смогу сделать это”.

Нетрудно заметить, какую роль в формировании чувства компетентности играют родители, учителя, друзья. Все три столпа самооценки зиждутся на влиянии окружающих и мнении окружающих: что окружающие думают обо мне как о личности (т. е. чувство собственного достоинства), считают ли меня достойным любви (т. е. ощущение себя любимым), уважают ли меня (чувство компетентности). Таким образом, окружающие влияют на формирование самооценки человека: во первых, как мощный фактор влияния на все 3 столпа, на которых зиждется самооценка; во вторых, в качестве референтной группы, сравнивая себя с которой и черпая ценности из которой, человек остается довольным или недовольным лично собой.

Важность влияния других на формирование самооценки становится еще более значительной, если саму природу коммуникативной потребности человека мы будем рассматривать, как “стремление познать себя с помощью партнера”. Такое видение, предложенное еще Марксом, имеет поддержку и сегодня (Димитров И. Т., Драгунова Т. В., Коломинский Я. Л.)[40].

В. Самооценка и уровень притязаний.

Говоря о самооценке, нельзя не сказать об уровне притязаний человека[41]. Взаимосвязь между самооценкой и уровнем притязаний определил еще У. Джеймс своей формулой, которая стала классической[42]:

успех

самоуважение =

притязание

Нетрудно увидеть зависимость самооценки от уровня притязаний. Чем выше притязания, тем меньше шансов на успех, что соответственно влияет на самоуважение.

"Отказ от притязаний дает нам такое же желанное облегчение, как и осуществление их на деле, и отказываться от притязания будут всегда в том случае, когда разочарования непрестанны, а борьбе не предвидится исхода. Самый яркий из возможных примеров этого дает история евангельской теологии, где мы находим убеждение в греховности, отчаяние в собственных силах и потерю надежды спастись одними добрыми делами. Но подобные, же примеры можно встретить и в жизни на каждом шагу. Человек, понявший, что его ничтожество в какой–то области не составляет для других никаких сомнений, чувствует странное сердечное облегчение... Прировняй свои притязания к нулю, – говорит Карлейль, – и целый мир будет у ног твоих. Справедливо писал мудрейший человек нашего времени, что жизнь начинается только с момента отречения[43]."

При завышенном уровне притязаний страдает самооценка. Например, выпускника духовной академии ожидающего, что после возвращения в родную конференцию его поставят служителем многочисленной церкви в столичном городе – скорее всего, ожидает разочарование и чувствительный удар по самооценке.

Глава 11. Причины формирования заниженной самооценки.

Основной темой данной работы является рассмотрение различных подходов в терапии заниженной самооценки. Поиск путей её преодоления невозможен без понимания причин формирования заниженной самооценки. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть факторы, влияющие на формирование заниженной самооценки в человеке. Необходимо отметить, что мы ограничимся лишь общим обзором причин формирования заниженной самооценки, т. к. эта глава является лишь вводной к основной теме.

А. Наследственные факторы.

Говоря о формировании личности, нельзя не сказать о влиянии внутренних задатков, передаваемых по наследству. Традиция, начатая еще Гиппократом, имеет большую поддержку и в настоящее время (Фрейд, Юнг, Кеттел, Айзенг, Маслоу, Роджерс, Шелдон). Среди психологов, придающих наследственности меньшее значение, следует назвать таких персонологов, как Бандура, Эриксон, Скиннер. Американские психологи, если рассматривать их как отдельную группу, - минимизировали роль факторов наследственности как детерминант поведения[44]. Советская школа психологии также всегда имела тенденцию к преуменьшению важности наследственных факторов.

Проведенные в последнее время психологические исследования показали важную роль генетических факторов в формировании внутреннего мира и поведения человека. Так, исследование, проведенное на близнецах, предоставляет надежное доказательство того, что эмоциональная устойчивость, экстраверсия, альтруизм и застенчивость передаются по наследству[45]. К другим личностным особенностям, которые имеют, как минимум, умеренно выраженный генетический компонент относят отчужденность, агрессивность, стремление к достижениям, лидерство, воображение и чувство благополучия[46].

Итак, основы человека закладываются в момент зачатия. Уже тогда будущая личность получает от родителей целый комплекс свойств и особенностей, и то, что получил ребенок по наследству уже частично предопределит возможные сферы, в которых в дальнейшем он будет чувствовать себя неполноценным. Это касается физических, умственных или социальных способностей.

К физическим относится, прежде всего, внешность. Важную роль играет также рост, сложение, физическая сила, наличие или отсутствие физических недостатков и серьезных болезней. Все это практически неизмененные константы, которые будут с человеком на протяжении всей его жизни и будут формировать впечатление окружающих о нем, которое, как мы уже заметили, будет сильно влиять на его самооценку, а особенно, на его внутренний образ. Особую роль этот фактор играет для представительниц женского пола.

Большую роль играют также умственные способности. Они, как и физические, тесно связаны с внутренним образом, а в частности, с чувством компетентности. Хотя умственные способности и могут быть развиваемы в течение жизни, все-таки они во многом зависимы от первоначально данных особенностей. В основном, высокие умственные способности большую роль играют в жизни мужчин, т. к. они ориентированы на цели и достижения.

Коммуникативные способности человека также играют важную роль. Это касается в основном личных особенностей человека. Во-первых, темперамент. Например, сангвиники чаще пользуются большим успехом в обществе, чем меланхолики. Они легче находят компанию, легче сближаются с людьми. Меланхолики, наоборот, склонны к замкнутости, к пессимистическому воззрению на жизнь, часто они менее приятны в общении, их внутренний мир иногда трудно понять, они очень ранимы и обостренно воспринимают незначительные для других мелочи. Эти особенности уже формируют какое-то отношение к носителю данного темперамента, его оценку другими и уровень уважения со стороны других. В свою очередь, то, как его оценивают другие, сильно влияет на его собственную самооценку. Так, например, если в течение продолжительного времени человек будет чувствовать, что с ним не хотят общаться, то эта рана у него останется на всю жизнь. И даже через годы, когда он будет в другом обществе и среди других людей, малейшие незначительные сложности в отношениях будут восприниматься им как знаки того, что он по-прежнему не приемлем для общения, что его избегают, и он неприятен.

Важную роль играет также эго-направленность ребенка. Если он интроверт, то вероятность обретения заниженной самооценки увеличивается еще более, т. к. ребенок будет склонен к замкнутости в себе, к зацикливанию на своих проблемах, низкой коммуникабельности. И чем больше таких отрицательных особенностей, тем сложнее будет любить такого ребенка окружающим, тем больший недостаток любви он будет испытывать, что будет влиять на другую составляющую самооценки, а именно, на ощущение себя любимым. Круг замыкается.

Стелла Чесс и Александр Томас в своем классическом труде “Темперамент и нарушения поведения у детей” выделили 9 темпераментов, которые позволяют, наблюдая за поведением новорожденного, определить его будущие характеристики и особенности[47]:

à  Уровень активности - степень врождённой моторной активности, определяющая, активным или пассивным является ребенок.

à  Ритмичность (регулярность или нерегулярность) - предсказуемость таких функций, как голод, тип питания, выделений, ритм цикла сон-бодрствование.

à  Приближение или удаление - это тип естественной реакции ребенка на такие новые стимулы, как незнакомая еда, игрушка или человек.

à  Приспособляемость - скорость и легкость, с которой ребенок способен изменить свое поведение в ответ на изменение окружающей среды и структуры.

à  Интенсивность - количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроений.

à  Порог реактивности - уровень интенсивности стимула, требуемого для того, чтобы проявилась нужная реакция.

à  Качество настроения (положительный настрой в противовес отрицательному): веселый, приятный, радостный, дружелюбный характер в контрасте с неприятным, капризным, шумным, недоброжелательным поведением.

à  Способность отвлекаться. Характеризует степень влияния посторонних помех на способность сконцентрировать внимание на своей линии поведения.

à  Интервал внимания и настойчивость - продолжительность времени, в течение которого ребенок сосредоточен на активной деятельности и продолжительность активности в случае возникновения препятствий.

Т. е. это те особенности, которые уже заложены в ребенке и которые почти не поддаются изменениям. Они указывают, насколько тяжелым будет ребенок, насколько легко с ним будет общаться, как он будет входить в контакт, какими будут его личностные свойства в социальном, умственном и физическом плане.

Б. Влияние социальной среды.

В этом разделе мы рассмотрим, как социальная среда, а в частности, отношения в семье, в школе и затем, в период взрослой жизни, влияет на самооценку человека.

1. Родители.

Ряд современных психологических исследований, проведенных на западе, показал, что процесс формирования личности начинается во время беременности[48]. В частности, Моника Томеннспич (Monika Tomann-Specht) исследовав 235 женщин в период беременности и родов, пришла к выводу, что отношение матери к ребенку оказывает на него огромное влияние. Дети матерей, которые хотели и ждали ребенка, оказались гораздо здоровее как эмоционально, так и физически. У детей же, которых не хотели и не ждали, формировалось ощущение своей нежеланности другим, своей ненужности окружающему миру[49].

Одной из наиболее распространенных причин формирования заниженной самооценки у ребенка во время беременности является нежеланность. Могло произойти так, что зачатие произошло не по воле семьи, и родители в данный момент не собирались иметь ребенка, а возможно, он разрушал их планы и т. д. В таком случае, мать, сама того не сознавая, через своё эмоциональное состояние передает ребенку информацию о том, что он не нужен родителям, что он не нужен в этом мире. В силу своего развития ребенок не может понять, почему он не нужен. Под таким влиянием формируется будущая личность. Формируется также и самооценка, хотя это не является осознанным процессом. Не проходя через сознание, самооценка формируется у ребенка на подсознательном уровне и, будучи уже взрослым, он и тогда не сможет понять, откуда и когда у него появились такие мысли о себе. Таким образом, ощущение своей ненужности родителям и этому миру просто вплетается в формирующийся внутренний образ. Это разрушает здоровый внутренний образ, т. к. для здорового эмоционального развития ребенок должен чувствовать, что его ждут и что его любят. Разрушается также и чувство принадлежности, т. е. ощущение себя любимым.

Не представляется возможным описать все пути формирования заниженной самооценки, и мы ограничимся лишь их перечислением.

Вот ребенок родился. Как дальше будет формироваться его самооценка?

Как мы уже упоминали, ребёнок попадает в руки родителей с уже заложенными в него свойствами темперамента. Является ли он легким или трудным, открытым или замкнутым, с положительным или отрицательным жизненным настроем, но таким он попадает в руки здоровой или нездоровой, опытной или неопытной молодой или немолодой семьи. Теперь зависит от них, насколько они смогут его таким полюбить, насколько смогут сформировать в нем чувство собственного достоинства и ощущение компетентности.

Кроме того, существуют многочисленные исследования, как зарубежных, так и отечественных психологов, показывающие, как окружающие люди (а главным образом родители) влияют на формирование самооценки. В частности, под руководством Авдеевой было проведено исследование, цель которого показать зависимость самооценки ребенка от метода воспитания, используемого родителями[50]. Дети были разделены на 4 группы 1-2 месяца, 3 месяца, 6 месяцев, 8-12 месяцев. Затем каждая из групп была разделена на 2 группы. Воспитание детей первой группы происходило преимущественно путем запретов, а второй группы - путем поощрений. Замечена зависимость психического состояния ребенка от того, под какой тип воспитания он попал. И хотя нет возможности определить влияние определённого типа воспитания непосредственно на самооценку (т. к. очень сложно ее определить у годовалого ребенка), влияние типа воспитания на внутренний образ ребенка очевиден. А т. к. внутренний образ ребенка формируется в его подсознании, то, став взрослым, он не будет понимать, откуда у него такой негативный внутренний образ. “Мы не в состоянии вспомнить причины и время возникновения сомнения в себе и в своих способностях, потому что это случилось в ранние годы нашего сознательного существования”[51].

Итак, исследование показало, что, во-первых, тип воспитания формирует внутренний образ ребенка, во-вторых, что становление самооценки у младенца происходит в зависимости от отношения взрослого. Это значит, что в первые годы жизни формируется самооценка ребенка, отражающая оценку взрослого.

Ребенок растет. Продолжает формироваться его внутренний образ, и первостепенную роль здесь по-прежнему играют родители. У ребенка начинаются определенные фазы возбуждения, называемые детским негативизмом. В частности, Олпорт связывает негативизм с формированием чувства компетентности[52]. Это проявляется через непослушание ребёнка или отказ от ожидаемых действий. Это может быть как резко агрессивный отказ, так и в виде игры, когда ребенок как бы подразнивает взрослых, демонстративно и лукаво делая то, что они запрещали. Родители не могут понять причину странной перемены поведения их ребенка. Эти психологически-нормальные негативные формы поведения чаще всего наблюдаются в периоды возрастных кризисов, когда у ребенка возникает устойчивая потребность в самостоятельности и самоутверждении. Одна из распространённых реакций родителей - подавление “восстания”. И здесь кроется опасность "сломать" ребенка, разрушить его формирующуюся волю. Став взрослым, он не будет понимать, почему он такой слабовольный и так легко поддается любому давлению. А острый дефицит самостоятельности часто перерастает в личностную зависимость.

Развитие более сильных детей может пойти по другому сценарию. Подавление негативизма только закрепляет в них негативные формы поведения. Закономерность такова, что то, что не получило возможности проявиться в свое время, в соответствующем возрасте, обязательно проявится позднее, в не очень приятной форме и продлится дольше, чем это было бы в раннее время[53]. А может и сохраниться на всю жизнь - как одна из тенденций незрелой личности. Это будет проявляться, прежде всего, в контакте со старшими, с теми самыми значимыми, которые задержали его развитие. Внутренний образ ребенка искажается и его заниженная самооценка, вероятнее всего, будет проявляться в девиантном поведении[54].

Незрелость родителей может надолго задержать эмоциональное развитие ребенка, а также и рост его чувства компетентности. Часто у родителей заранее сформировано определенное отношение к своим детям, а позднее подросткам[55]:

*  подросток не имеет никакого права судить, обсуждать, критически относиться к поведению, к поступкам и личности старшего.

*  подросток проявляет черную неблагодарность, относясь к старшему критично и явно отрицательно, тогда как старший дал ему жизнь, кормит и одевает его, делает ему подарки, учит и воспитывает его.

*  подросток не может быть прав, он либо заблуждается, либо клевещет; созданный им психологический портрет старшего написан предвзято и потому неверен.

*  если кто-то и является плохим, так это подросток, потому что он еще... подросток! А старший не может быть таким плохим, потому что он... старший!

Вот как эмоционально говорит об этом Жутикова Н. В.[56]:

“Младший, в любом возрасте, имеет право “судить”, т. е. иметь и выражать свое отношение к старшему, иметь и выражать свое суждение о нем, свое понимание его действий, поступков, личности. Любой человек, независимо от возраста, может иметь свое отношение и суждение о чем и о ком угодно! Потому что человек без этого не является “человеком мыслящим”. Одна из задач старшего - вызвать у младшего должное нравственное отношение и развить в нем способность к самостоятельному суждению. Мы часто говорим об их неблагодарности. “Неблагодарность”? А за что им нас благодарить? Что мы произвели их на свет? Что вскармливаем, даем одежду и кров? Простите, но животные - на своем уровне - делают то же и не требуют благодарности! Мы слишком многое ставим себе в заслугу, а сами не даем детям того, что требует от нас человеческий уровень. Вместо этого упрекаем их, что причиняют нам хлопоты! Пользуясь своей безнаказанностью, мы оскорбляем их за то, что они младшие, позволяя по отношению к ним то, чего не потерпит ни один взрослый... Мы - тот фильтр, через который они воспринимают окружающий мир, мы - ближайшие из него, нас они чувствуют особенно остро. Мы еще хотим, чтобы они были всегда лишь нашей принадлежностью, удобной живой собственностью, легко подчиняемой и обожающей нас. Наша привязанность к ним угнетает их. Наши амбиции требуют, если уж не поклонения нам, то постоянных подтверждений незыблемости нашего авторитета. И мы силой добиваемся этого и никак не можем добиться, потому что подавление, унижение и оскорбление не содержат ничего созидающего. Они ничему хорошему не учат. Но они заразительны и возвращаются к нам в реакциях младших на наше нелепое и нерациональное поведение. Мы губим будущее наших детей - потому, что всего-навсего утверждаемся за их счет. Вот откуда их “неблагодарность”!”

Интересно отметить, что не только негативное отношение родителей разрушительно действует на ребёнка. Фактором, оказывающим большое влияние на формирование заниженной самооценки, согласно Адлеру, является также чрезмерная опека родителей. Например, мать может вести себя напряженно и проявлять нервозность, когда малыш вздумает поговорить с гостями или с посторонними людьми на улице. Она вмешивается в разговор, пытаясь объяснить, что хотел сказать малыш или начинает нервно смеяться, когда ей кажется, что его высказывания звучат глуповато. Если ребенку задают вопрос, она не дает ему открыть рот, стараясь ответить вместо него. Когда он должен провести выходные вне дома, мама предварительно читает ему обширную лекцию о том, как надо себя вести, чтобы не выглядеть глупым. И хотя при этом мать или отец действуют из лучших побуждений, все это однозначно говорит ребенку о том, что его родители не доверяют его способностям, и что его поведение без их указаний выглядит глупо. При чрезмерной опеке страдает в первую очередь чувство компетентности.

Важным для ребёнка является также ощущение себя, безусловно, любимым. Существует огромное множество подсознательных мотивов неудовлетворенности своим ребенком. Иногда его не могут полностью принять потому, что ему не достает привлекательности и обаяния, или потому, что он иногда кажется глуповатым и несообразительным. Возможно, он не такой, как его ожидали, а может, он родился в неудачное время, и его появление вызвало финансовые трудности и раздоры. Может быть, вместо мальчика родилась девочка или наоборот. А может быть, ребенок просто стал для родителей символом собственных неудач и своей непригодности к этой жизни. “Совершенно очевидно, что вы не сможете внушить ребенку уважение к самому себе, если будете испытывать к нему скрытую неприязнь по каким-то причинам[57].” Ребенок остро чувствует отсутствие безусловной любви.

На формирование самооценки большую роль оказывают ценности, принятые в обществе. Все люди в той или иной степени подвержены влиянию этих ценностей. В соответствии с ними происходит взаимное оценивание друг друга. Родители, учителя и друзья, сами этого не осознавая, часто оценивают детей, также исходя из них. Одной из таких ценностей или критериев оценивания является красота. Исследования показали, что, например, красивая женщина ценится выше, получает более высокие оценки в институте, больше влияет на мужчин и даже на суде получает более мягкий приговор[58]. Красивые мужчины и женщины оцениваются как более общительные, красивые, сильные, чуткие, добрые и интересные, чем менее красивые[59]. Поэтому, дети также оцениваемы окружающими по внешней красоте, и, следовательно, страдают те дети, которые красивой внешностью не обладают. Как мы уже отметили, самооценка ребенка формируется преимущественно на основании мнения окружающих о нем. Кроме того, впитывая эти ценности, дети сами начинают определять свою ценность по этим критериям. Внешность - это наиболее значительный критерий оценивания в жизни ребенка. Кроме этого, оценивание начинает происходить по такой категории, как ум. Ввиду того, что этот критерий оценивания начинает играть большую роль в школьный период, мы рассмотрим его ниже, в разделе “ Школа ”.

2. Школа.

Ребенок идет в школу. Как дальше будет формироваться его самооценка? Мы не будем подробно останавливаться на этом периоде, т. к. он широко представлен как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Очень хорошо этот период исследован отечественными психологами.

На становление самооценки в каждом возрастном периоде преимущественное воздействие оказывает ведущая деятельность, соответствующая этому периоду (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Т. Ю. Андрущенко). В школьный период такой ведущей деятельностью является учеба. Поэтому учебная деятельность оказывает особое влияние на формирование самооценки (Л. В. Берцфан, А. В. Захарова). Конечно, стоит добавить, что в школьный период половые различия также определяют приоритеты оценивания: мальчики оценивают себя главным образом по своим предметным достижениям, тогда как для девочек, кроме того, важны межличностные отношения (К. Гиллиган). Выявлена зависимость самооценки от отношений в классе, а также от стиля преподавания[60] (Т. С. Токарская, Н. А. Березовин, Л. К. Грицюк, А. В. Киричук).

Говоря о самооценке ребенка, нужно отметить, что к школьному периоду:

à  она еще недостаточно сформирована, необъективна и обнаруживает тенденцию к переоценке (Н. Е. Акудинова, А. М. Запрягалова, А. И. Липкина).

à  во многом зависит от оценок учителя (Б. Г.Ананьев, А. И.Липкина, В. М. Синельников, С. М. Юлдашева). Большинство психологов сходятся на том, что именно в подростковый период самооценка наиболее чувствительна и одновременно является неустойчивой, легко и резко меняющейся (Л. И. Божович).

По данным Роберты Симмонс и супругов Розенберг (1973), обследовавших около 2000 детей и подростков от 8 до 17 лет, в 12-14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов “Я”, несколько снижается общее самоуважение, и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники дурного мнения о них, и они чаще испытывают депрессивные состояния. С переходом из подростковой фазы развития в юношескую, положение улучшается. После 15 лет снова происходит рост самоуважения, ослабевает застенчивость, самооценка становится устойчивее, хотя озабоченность собой у юношей все-таки выше, чем у детей.

Замечена взаимозависимая связь между учебой и самооценкой. В 1, 2 классах самооценка непосредственно влияет на учебный процесс, в старших же классах преобладает обратное действие, а именно: учебная деятельность влияет на характер самооценки[61]. Таким образом, заниженная самооценка мешает учиться и понижает успеваемость, а затем, по причине низкой успеваемости, самооценка падает еще ниже первоначального уровня.

Согласно Эриксону, который разложил развитие человека на 8 стадий психосоциального развития, школьный период связан со стадией конфликта между трудолюбием и чувством неполноценности[62] (6-12 лет). Главным кризисом этой стадии является возможность развития неполноценности. Если ребенок разрешает этот кризис, у него формируется трудолюбие, которое связано с чувством компетентности (третье основание самооценки). Нетрудно заметить, как важно ребёнку правильно пройти эту стадию.

Доктор Добсон считает, что это происходит далеко не всегда. Большинство детей, по его мнению, оканчивают школу с убеждением, будто они не обладают достаточными умственными способностями. Добсон перечислил категории детей, которым суждено иметь трудности в учебе[63]:

*  Ребенок с пониженной способностью к обучению. Это дети, у которых способности для выполнения школьных заданий ограниченны. Ребенок может пытаться выполнить заданный урок, но ему ничего не удается сделать правильно. У него обычно возникают трудности при обучении чтению уже в первом классе. Он не понимает то, чему его учат...

*  Полуграмотный ребенок. Такими детьми чаще всего оказываются те, у кого в семье говорят на двух языках, а ребенок ни на одном из них даже не научился говорить как следует...

*  “Недотепа”. Это дети с нормальными способностями к обучению, но совершено неорганизованные, у которых отсутствует интерес к учебе...

*  Ребенок из неблагополучной среды...

*  Ребенок с запоздалым процессом развития. Это дети, чаще всего мальчики, не достигшие в своем возрасте достаточного уровня развития, чтобы начать учиться. Но, тем не менее, их направляют в школу, где они не в состоянии справиться с учебой...

Как мы уже отмечали, в школьный период оценивание происходит не только по внешности, но и по умственным способностям. Детей, обладающих живым умом и быстрой памятью, ценят выше, чем детей со средними способностями. Из них создают особые классы, их хвалят и ставят в пример другим. Обратное отношение к себе имеют дети с другим типом восприятия или памяти. Например, ребенок обладает медленным типом запоминания материала. Хотя ребенок умственно ничуть не уступает “отличникам”, он, пытаясь запомнить материал, замечает, что его сверстники гораздо быстрее справляются с этой задачей. Тот материал, который они запоминают за полчаса, ему нужно учить несколько часов. А проучив материал несколько часов, ребенок обнаруживает на уроке, что его сверстники, потратившие полчаса, знают урок гораздо лучше. В процессе обучения играют роль также и вербальные способности, т. е. умение рассказать. Есть дети, которые, даже зная материал, не могут его четко рассказать. Ребенок не понимает, что в этом нет его вины, что это его наследственность и что ему надо просто развить в себе то, что в других детях заложено при рождении. Таким образом, ребенок, оценивая себя, приходит к выводу, что он неспособный, это разрушает его чувство компетентности в учебе.

3. Взрослая жизнь.

Как мы уже отмечали, направленность на тот или иной объект самооценивания меняется с возрастом. Кроме того, доминирующая область самооценивания зависит от пола. Есть приоритетные области, в которых мужчины и женщины должны чувствовать себя уверенно. Для мужчин такой доминирующей областью чаще всего является работа. Для женщин это, в первую очередь, семья и межличностные отношения[64]. Отсюда - разное соотношение мужской и женской идентичности. Юноша, не осуществивший своего профессионального самоопределения, не может чувствовать себя зрелым. Девушка может основывать свои притязания на взрослость на других показателях, например, наличии серьезных претендентов на ее руку и сердце (К. Гиллиген, 1982). Проблемы в доминирующей области самооценивания наиболее разрушительны для самооценки человека.

Мы живем в мире проблем. Не зависимо от того, какой здоровой самооценкой мы обладаем, она подвержена постоянным колебаниям, в зависимости от тех обстоятельств, в которых мы находимся. Студент, поступив на первый курс и получив серию отрицательных оценок, начинает сомневаться в своих способностях, не смотря на то, что школу он окончил с отличием. Серия неудач в личной жизни может убедить женщину в том, что она не привлекательна и непригодна для семейной жизни. Так, проблемы, с которыми мы сталкиваемся, делают вызов нашей самооценке, ставят под вопрос ее адекватность, влияют на нее и изменяют ее. Таким образом, наша самооценка подобна барометру, меняющемуся вместе с изменениями атмосферного давления.

Итак, как мы уже отмечали, самооценка человека базируется на 3-х столпах:

-   ощущения себя любимым;

-   чувство собственного достоинства;

-   чувство компетентности.

Если в процессе развития ребенка пострадал, хотя бы один из них - значит здоровая самооценка нарушена, и стоит на неустойчивом фундаменте, что может дать о себе знать не только в детский, но и взрослый период.

В. Признаки заниженной самооценки.

Вызывает интерес не только структура самооценки и составные, из которых она строится, но и ее уровень или коэффициент. Психологи сходятся во мнениях, что самооценку можно определять по трем параметрам:

*  высота;

*  устойчивость;

*  адекватность[65].

Существует множество опросников, оценочных шкал и тестов, которые позволяют определить уровень самооценки, насколько она высокая или низкая. Испытуемый должен указать те качества, поступки и установки, которые он признаёт за собой, или же от него требуется определить свое место на той или иной шкале. В этом случае исследователя интересуют не детали создаваемого испытуемым портрета, а общий уровень оценки, проявляющийся в его ответах. Этот уровень можно определить двумя способами. В соответствии с первым, предлагаемые испытуемому черты делятся на основании общепринятых критериев, на положительные и отрицательные, а уровень оценки самого себя определяется числом положительных черт, приписываемых себе испытуемыми. Второй способ состоит в том, что испытуемый должен ответить на один и тот же список вопросов в двух различных планах. Он должен сообщить не только то, каким он видит себя (субъективный образ), но и указать те качества, которыми хотел бы обладать (т. е. воссоздать, таким образом, идеальный образ себя). Степень расхождения между этими двумя оценками рассматривается как мера удовлетворенности собой или степень приемлемости самого себя[66].

Мы не будем приводить тест для определения самооценки, т. к. это не входит в цель данной работы, но считаем необходимым дать общие признаки заниженной самооценки, показать основные видимые проявления ее в поведении человека. Если вы обнаруживаете в себе или в ком-то более, чем 20% этих признаков, это значит, что самооценка является заниженной. Вот эти признаки[67]:

*  Большая чувствительность к упрекам и критике. Это связано с тем, что критика затрагивает самооценку человека, которая и так занижена. По причине этого, критика болезненно воспринимается и переносится. Часто это проявляется в обидах по самому незначительному поводу (незначительным этот повод является лишь для окружающих). Как правило, “мелочи”, которые “задевают” человека, указывают на те области, в которых “хромает” его самооценка, и в которых у него уже имеются “раны”. Например, если человека “задевают” замечания, связанные с его знаниями, умениями или навыками, то, скорее всего, у него страдает чувство компетентности. Если человека “задело” легкое замечание по поводу его личностных свойств, то возможно, что он не ощущал или не ощущает себя любимым.

Нельзя не отметить, что чувствительность к упрекам или критике зависит не только от самооценки, но и от настроения человека, его физического состояния (т. е. голод, неполноценный сон накануне и т. д.) и обстоятельств, при которых это было сказано. Поэтому разовые случаи не могут быть причиной, достаточной для вынесения диагноза “низкая самооценка”, однако, если такая реакция повторяется неоднократно, то это является “сигнальной лампочкой”, которая в сочетании с другими проявлениями будет свидетельствовать о заниженной самооценке. Для такого человека свойственно потом “нянчиться” со своими ранеными чувствами: снова и снова вспоминать, анализировать, продумывать другие варианты исхода ситуации и т. д. В общении такой человек крайне чуток и чувствителен к мнениям других о себе, его очень волнует, что скажут или что подумают. Так же ему свойственно постоянно “казнить” себя за свои ошибки и “промахи”.

*  Второй признак заниженной самооценки - чувствительность к похвале и неумение ее принимать. Когда такого человека хвалят, он пытается отказаться от похвалы или переложить ее на кого-то другого, случайность или обстоятельства. “То, как вы принимаете комплименты, показывает, насколько вы уважаете себя”[68]. Интересно приложить это к христианской жизни. Когда христианина хвалят за хорошую проповедь или пение, за добросовестно сделанную работу или оказанную вовремя помощь, он старается, чтобы похвала принадлежала не ему, а Христу, и это правильно. Проблема заключается в том, что человек с заниженной самооценкой может за этим просто скрывать свое неумение принимать похвалу. Свою заниженную самооценку он неосознанно адаптировал в христианскую жизнь.

*  О заниженной самооценке может свидетельствовать и привычка негативно говорить о себе, о своих особенностях, качествах, способностях и навыках в присутствии других, а также награждать себя каким-то названием или прозвищем. У христиан это может проявляться в показном гипертрофировании своей греховности или вины.

*  Еще одним признаком заниженной самооценки является склонность к мечтаниям. Вообще нужно оговориться, что каждый человек иногда не прочь помечтать, и это вполне нормально. Под склонностью к мечтаниям мы подразумеваем частое и продолжительное по времени пребывание в мечтах, когда это становится часто практикуемой привычкой и в какие-то моменты даже может становиться второй жизнью человека. Это свидетельствует о том, что то, каким он является в данный момент, он себе неприемлем, непривлекателен. Он неудовлетворен тем положением, в котором он находится в настоящее время, недоволен отношением к нему других. И тогда он все чаще и чаще начинает воображать себя в другом мире, в мире, где его все уважают, где он многого достиг, где он представляет собой “совокупность совершенства”. Мечты - это бегство от реальности. В этом случае: чем больше человек фантазирует, тем ниже его самооценка.

*  О заниженной самооценке свидетельствует также конформистское поведение. Это выражается в приспособленчестве, т. е. стремлении ничем не отличаться от р

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Различные пути преодоления заниженной самооценки". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 511

Другие дипломные работы по специальности "Психология":

Влияние смысложизненной ориентаций супругов на удовлетворенность браком

Смотреть работу >>

Влияние условий макро - и микросреды на речевое развитие детей 5-7 лет

Смотреть работу >>

Анализ межличностных отношений в семье глазами детей старшего дошкольного возраста

Смотреть работу >>

Влияние профессиональной деятельности супругов на конфликтность в семье

Смотреть работу >>

Организационно-психологические условия успешности адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии

Смотреть работу >>