Дипломная работа на тему "Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи"

ГлавнаяПсихология → Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи":


СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ БРАЧНЫХ РИТУАЛОВ.. 6

1.1.Взгляд этологов на предбрачный период. 6

1.1.1.Ухаживание. 6

1.1.2. Влюбленность. 8

1.2. Предбрачный период в человеческом сообществе. 10

1.3. Основание института брака. 17

Глава II. Моногамная семья и брак.. 27

2.1. Характеристика любовного взаимодействия. 28

2.1.1. Основные фазы любви. 31

2.1.2. Функции предбрачного периода. 37

2.2. Мотивы вступления в брак. 42

2.3. Воздержание и отказ от близости. 46

Глава III. проблемы внебрачных отношений.. 51

3.1.Причины вступления в интимную связь. 55

3.2.Проблемы  использования средств предохранения. 64

3.3. Эффективность средств предохранения в  предотвращении болезней. 66

3.4. Духовные последствия внебрачных отношений. 70

3.4. Социологические данные о проблемах добрачного периода. 72

Глава IV. РЕКОМЕНДАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСТОЙЧИВОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ ПРИ ИХ ИСПОЛНЕНИИ В ПЕРИОД УХАЖИВАНИЯ   75

Заключение. 83

Список литературы: 88

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Тема дипломной работы «Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи» является актуальной, так как в наши дни период ухаживания практически исчез, секс деградировал до предмета грубых «взрослых» шуток, а на девственность смотрят как на нечто обесцененное и нежелательное.

Большая часть молодежи в мире подвержена всевозможным культам, наркотикам, одурманивающим разум, разнообразным причудам, стилю и всякого рода развлечениям. Они находятся в плену быстро развивающегося общества, отбрасывающего важные моральные ценности, которые однажды принесли нашему обществу стабильность, честность и чистоту.

Когда мужчины и женщины вступают в брак, возникает семья. Дом может быть местом довольства и гармонии или местом напряженности, раздора и борьбы.

В молодежи заложен фундамент наших будущих семей. Неузаконенные супружеские связи греховны, подрывают моральные устои и подвергают будущие семьи опасности. Жизнь молодежи, направленная только на получение полного удовольствия и сконцентрированная на самих себе, вырабатывает эталон жизни, который затем отрицательно сказывается на семье и приводит ее к разрушению. Высокий процент разводов является достаточным доказательством тому. И потому не нужно тратить слишком много слов, чтобы объяснить важность подготовки к браку.

Таким образом, воспитание молодежи при подготовке к браку, формирование адекватных представлений о семье и браке в условиях существующей серьезной ситуации в экономике и сфере демографии является серьезной общегосударственной проблемой, чем и объясняется актуальность темы работы.

Объектом исследования является молодёжь.

Предмет исследования – предбрачный период ухаживания между юношами и девушками.

Цель: разработка практических рекомендаций, обеспечивающих устойчивость современной семьи, при их исполнении в период ухаживания.

Приведенные в работе материалы призваны осветить сложную картину предбрачных отношений. В ней поставлены задачи:

1.         Исследовать процесс брачных ритуалов в животном мире.

2.         Рассмотреть добрачные взаимоотношения, соответствующие моногамной семье и браку.

3.         Проанализировать проблемы внебрачных отношений.

4.         Провести социологический опрос среди молодежи.

5.         Разработать практические рекомендации, обеспечивающие устойчивость семьи при их исполнении в период ухаживания.

Как известно, осуществляющаяся в старших классах подготовка к семейной жизни является последним по времени этапом формирования юношей к девушек как мужей и жен, непосредственно предшествующим их соответствующему поведению. На повестку дня настоятельно встала проблема передачи юности всего необходимого для обретения счастья в их семейной жизни.

В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся, в основном, средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.

Данная дипломная работа содержит в себе следующие разделы:

-    введение, где обосновывается актуальность, важность исследуемой темы, дается оценка современного состояния решаемой проблемы, определен объект, предмет, цель и задачи данной работы.

-    четыре главы;

ü в первой содержится теоретическая и историческая части, где были рассмотрены процессы формирования брачных ритуалов на примере исследований этологов в области животного мира; предбрачного периода в человеческом сообществе. Приведен пример помолвки в израильском народе. На основе научных подтверждений истин Корана, Библии и Торы ученого с мировым именем – профессора Валитова Н.Х. было решено взять как источник исследований Библию и выяснить, что говорит Слово Божье насчет основания института брака.

ü во второй главе проведено исследование, что же такое «любовь», представлены характеристики любовного взаимодействия, функции и фазы предбрачного периода, мотивы вступления в брак, воздержание и отказ от близости;

ü в третьей главе представлены основные физические и духовные проблемы внебрачных отношений и причины вступления в интимную связь, а также проведено анкетирование среди молодежи;

ü в четвертой главе предлагаются рекомендации, обеспечивающие устойчивость современной семьи при их исполнении в период ухаживания.

ü заключение, где излагается краткое содержание разработанных в работе вопросов;

-    список использованной литературы, где указываются источники, которые лично были использованы в процессе написания работы;

-    приложения.


Глава I. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ БРАЧНЫХ РИТУАЛОВ

 

1.1.Взгляд этологов на предбрачный период

1.1.1.Ухаживание

Может быть, кто-то считает, что в мире животных все так устроено, что самка откликается на призыв любого самца... Иногда это действительно так, но очень часто самки являются весьма и весьма «разборчивыми невестами» и не идут с «первым встречным». Кроме того, нужно отметить, что в мире животных так устроено, то выбирает самца чаще всего именно самка, а самец демонстрирует свои «достоинства» и «достижения».

Ученые не всегда понимают, почему самка выбирает или, наоборот, отвергает того или иного самца, хотя наблюдения за многими видами животных показывают, что, прежде чем допустить самца к более близким отношениям, самка, как правило, устраивает ему своеобразные проверки на синхронность, выносливость, «серьезность намерений», здоровье и т. д.[1]

После того как партнеры наметились, самец начинает ухаживать за самкой. Ухаживание определяется большим набором инстинктивных программ, причем многие из них сходны у разных видов. Например, программа отделения. Самец стремится отделить избранницу от других, увести ее с тока. Очень важно изолировать ее от других самцов, и поэтому он им угрожает, атакует их. У многих общественных животных отделение заканчивается тем, что остальные самцы признают пару, а к отделенной самке теряют интерес. С этого момента иерархическое положение самки в группе зависит от положения ее самца: если у него оно высокое, то и у нее высокое, а если у него низкое, то и у нее низкое. Неудивительно, что самки предпочитают самцов высокого иерархического ранга. У территориальных видов самец показывает самке свою территорию, и чем она лучше, тем больше он нравится самке, а самец без территории для нее как бы вообще не самец. В этот же период самка проверяет агрессивность самца, провоцируя стычки с соперниками. Поведение парней подсозна­тельно следует сходным программам. Девицы тоже подсознательно провоцируют поклонников к стычкам по пустякам. Мальчишки дрались и в более юном возрасте, но делали это в отсутствие девчонок и по иным причинам: за иерархический ранг, за охраняемые территории. Установка самца — как можно быстрее пройти все этапы ухаживания. Но у самки противоположная установка: растянуть его. В этом есть большой биологический смысл. У самца сотни миллионов гамет (половых клеток), их «не жалко», и его задача— пристроить как  можно больше гамет как можно большему числу самок. У самки гамет мало, и ее задача — выбрать для их оплодотворения наилучшего самца, хорошо его проверить, а если он нужен для ухода за потомством, то и покрепче к себе привязать.

Еще одна широко распространенная у самцов  программа — сопровождение. Самец стремится следовать за самкой, чем бы она ни занималась. Она то принимает сопровождение благосклонно, то пытается убежать (обычно не слишком быстро). При этом она зачастую выбирает опасный путь. Подобным образом проверяется поведение самца в критических ситуациях. Влияние  таких программ на поведение людей очень заметно. Догонялки  влюбленных  любят  изображать кинематографисты.

Во время ухаживания происходит инверсия (переворачивание) доминирования: на время ухаживания самец демонстративно подчиняется самке. Если вначале он казался страшноватым, таящим опасность, то теперь выглядит совсем ручным. Мужчина под действием этой программы встает на колени, терпит ритуальные побои, выполняет любые поручения, клянется всю жизнь носить на руках, достать звезды с неба, по первому требованию прыгнуть с моста и т.п. Врет ли он? Объективно говоря — да. Звезд он никогда не достанет. Женщина, предлагая ему совершить подобные подвиги, интуитивно проверяет, произошла ли внутри него инверсия в самом деле, или он только притворяется.

Самки многих видов проверяют и то, как хорошо самец будет обеспечивать пищей ее и потомство. Для этого есть специальная программа: самка начинает изображать из себя детеныша. У многих воробьиных птиц она для этого втягивает голову, приседает, опускает крылья, трепещет ими и пищит по-птенцовому. От самца требуется в ответ изобразить кормление. Одни виды отрыгивают пищу из зоба и кормят самку, другие — ограничиваются слюной, третьи — просто касаются ртом рта (это называется «ритуальное кормление»). Поганки ныряют за рыбкой и подносят ее самке. Нет рыбки — подносят траву со дна. Шалашниковые птицы подносят ярких (насекомых, цветы, разные необыкновенные предметы. Во время ухаживания женщины тоже часто начинают изображать из себя маленьких и беспомощных, лепетать детским голоском, применяют к себе уменьшительные эпитеты. Добиваются подарков, любят, чтобы их угощали. На дорогие подарки и рестораны клюют, как рыба на блесну. Кстати, поцелуй — одна из форм ритуального кормления.

 

1.1.2. Влюбленность

Одновременный поцелуй — не случайный телесный контакт. Влюбленные придают ему такое большое значение из-за того, что он знаменует для инстинктивных программ: взаимная боязнь рассеялась, выбор сделан, пора идти дальше. Если в начале ухаживания пара была неустойчивой, то теперь ее что-то сцементи­ровало. Это сделала доминанта влюбленности — очень распро­страненный в мире животных клей. Если бы самец и самка подходили к выбору партнера строго объективно, они бы никогда не сделали выбора. Этот поклонник подходит по одним качествам, а этот — по другим, третий — по третьим... А вдруг где-то есть еще лучше? Да и программы выбора партнера действуют небезупречно: разве вы захотите иметь на всю жизнь мужа-драчуна, который к тому же всюду за вами таскается, при малейшем вашем капризе прыгает с моста, а всю зарплату транжирит с вами по ресторанам? Доминанта искусственно преобразует восприятие объекта нашим мозгом. Она преувеличивает достоинства избранника и скрывает его недостатки. Еще недавно он был как все, но на него сработала доминанта влюбленности — он не просто лучше всех, он един­ственный! Недаром друзья и родные часто говорят о влюбленном: «Ослеп он, что ли ? » Влюбленность — одно из самых сильных и ярких состояний, испытываемых человеком. Многие люди помнят первую влюбленность всю жизнь. Этому не противоречит то, что многие в ранней юности влюбляются чуть ли не каждую неделю.

Природа отмерила всем животным, включая человека, на состояние влюбленности ограниченное время — столько, сколько нужно для успеха размножения. Поэтому влюбленность неизбежно проходит. В удачной паре она плавно переходит в любовь — тоже доминанту, но не столь сильную, зато более длительную. В этом состоянии мы воспринимаем партнера более объективно: его достоинства, конечно, не самые превосходные в мире, но мы видим — их много, и все они важные; теперь мы знаем и его недостатки, но они кажутся нам второстепенными и по-своему милыми.

У шимпанзе и горилл самцы вообще не ухаживают за самками, они просто спариваются с ними по потребности, а самки настолько подавлены, что не могут сопротивляться. Можно сказать, что у самца гориллы нет ни влюбленности, ни половой любви — просто физиологическая потребность. У самок даже и она не проявляется. От общих предков с другими человекообразными человек кое-что унаследовал, в частности, способность спариваться без любви. В своем полном виде она проявляется в том, что мужчины способны насиловать женщин. В здоровом обществе мораль и суровые наказания сводят это к сравнительно редким преступлениям, но в условиях безнаказанности спаривание без любви становится массовым. Впрочем, заметьте, и традиционное общество может половую связь без любви требовать от своих членов. Не забыты еще времена, когда родители по своей воле женили двух незнакомых молодых людей, приговаривая: «стерпится — слюбится»; законы о нерасторжимости брака объявили половую связь разлюбившей друг друга пары «супружеским долгом». Художественная литература полна описаний трагедий, которые в результате возникают.

И еще вопрос: почему в традиционных обществах за девственность дочери отвечает отец? Почему потеря девственности — позор именно отца, а не матери? Скорее всего, это отражает состояние общества при экзогамии. Экзогамия — это размножение самцов одной группы с самками, пришедшими из других групп. Она есть у горилл и шимпанзе. При экзогамии основу группы образуют связанные родством самцы, и поэтому они должны избегать спаривания с дочерями своей группы. Тогда мужчина, сохраняющий целомудрие дочерей, просто демонстрирует, что его группа соблюдает экзогамию.[2]

 

1.2. Предбрачный период в человеческом сообществе

Человек — не уникальное из живых существ на планете. Раздвинем рамки человеческой семьи и выглянем за ее пределы. Как у животных, так и у человека имеют место ухаживание, спаривание, постройка гнезда, выращивание детей и освобождение их для самостоятельной жизни.

Существенные отличия человеческих отношений по формированию брачной пары связаны с учетом дальнего родства. В природных условиях медведица не подбирает своей дочери «мужа». У людей же брак по сути является не соединением двух людей, это объединение двух семей, которые оказывают свое влияние и создают сложную сеть подсистем.

У людей индивид определяется относительно других людей и подбирает себе партнера с учетом мнения своего значимого окружения.

У животных образование пары зависит от 2 факторов: критически-временного и территориального. Особь в критический период занимает свою территорию и создает пару. Если она этого не успевает, то становится «периферическим» животным (это справедливо как для самцов, так и для самок). Такие животные не защищены. По сути они становятся пасынками природы.

Ухаживание у людей зависит от двух факторов: фактора времени и фактора риска. Существует определенный возрастной период, в течение которого молодой человек обучается ухаживать, и чем длительнее этот процесс, тем ближе к периферии этот индивид. У него ослабляется (замедляется) развитие социальных, физиологических реакций. Фактор риска связан с избирательным и полимотивированным характером предбрачного поведения.

Итак, вместе с человеком эволюционировала и любовь. Она прошла непростой и долгий путь, чтобы стать истинно человеческим и в то же время таким высоким чувством, все более обогащаясь духовно и все дальше уходя от первобытных примитивных эмоций.

Половые отношения в первобытном человеческом стаде носили животноподобный характер. Они проявлялись в неупорядоченных половых связях, в которые вступала женщина с любым мужчиной (и наоборот, мужчина с любой женщиной) этого стада. Такие отношения, будучи сопряжены с конфликтами, драками и другими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь первобытного стада, для выживания которого требовались сплоченность и единство в обеспечении условий существования. В результате сложилась объективная потребность - ввести общественные санкции, направленные на упорядочение половых отношений.

Появились запреты, всякого рода «табу», которые сдерживали беспорядочное удовлетворение половых инстинктов. Важнейшим из этих запретов стал запрет на половые связи между кровными родственниками (предками и потомками, родителями и детьми), в результате чего стал формироваться род. Таким образом, в первобытном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между полами.

Ну а теперь совершим путешествие в географически-этнографической плоскости. Здесь мы тоже узнаем о любви немало интересного и поучительного. В разных обществах, в разных культурах она трактуется по-разному. Различия во многом определяются религиозными традициями, принятыми в данной местности у данного народа. Если для христианства, например, типичным являлось противопоставление «чистой» духовной любви и «низкой» плотской, чувственной, то для древних религий Востока любовь, желание — созидательная, благородная сила, средство самораскрытия, духовного освобождения человека.

Есть и совсем крайние точки зрения — у папуасов племени манус в Новой Гвинее вообще нет слова, обозначающего любовь. Здесь не считают это чувство необходимым условием для счастья, предпосылкой для брака. Во многих племенах девушку неохотно выдавали замуж, если узнавали, что жених и невеста нравятся друг другу. У кафиров — языческих племен на северо-востоке Афганистана считается постыдным выходить замуж по любви. В истории человечества можно найти еще немало примеров, когда любовь — позорное, предосудительное явление, кое-где и сегодня любовная страсть считается душевным заболеванием, вроде помешательства, а следовательно, нуждается в лечении.

В целом же в XX веке, особенно во второй его половине, происходит все большее раскрепощение любви, повышение ее акций, авторитета. К этому чувству стали относиться со вниманием, признали его самоценность, и браки по любви стали выглядеть привлекательнее браков по расчету. Не потому ли, что в нашем огромном, непростом мире, сотрясаемом атомными, экологическими и многими другими катастрофами, настоящая любовь — верная, преданная, способная к пониманию, самопожертвованию, нежная и чувственная одновременно — является, если можно так выразиться, средством индивидуальной защиты человека, желанным берегом и землей обетованной. А союзы по любви сегодня намного престижнее браков по расчету. Вот только бы научиться определять сразу, где настоящая любовь...[3]

В Библии говорится о том, как Жених (Христос) искупил Свою невесту (Церковь) Своей собственной жизнью. Чтобы понять глубину этой славной романтической истории, мы должны вернуться к давним временам и отправиться в далекую страну, обычаи которой чужды нам, – в древний Израиль – понаблюдать за брачными традициями и ритуалами. В то время не существовало понятия дружбы между мужчиной и женщиной, они могли быть только женихом и невестой. Не было такого, чтобы пары примерялись друг к другу какое-то время, а потом расставались. Задолго до исполнения последней части брачного процесса между ними уже существовали прочные обязательства и доверие. Когда сын был готов к браку по возрасту, он просил отца найти для него невесту. Сыну мог кто-нибудь нравиться, но, как правило, именно отец подыскивал ему невесту еще задолго до того, как ему приходила в голову мысль о браке. Вместе они могли обсуждать достоинства той или иной девушки, но в конечном итоге именно за отцом было последнее слово в выборе семьи и девушки, которую сватали от имени сына.

Если к сватовству в семье относились благосклонно, молодой человек отправлялся к девушке домой и встречался с ее отцом, или с любым из взрослых братьев, чтобы обсудить вопросы женитьбы. Девушка не участвовала в первоначальных переговорах. Возможно, слыша доносившиеся до нее отрывки разговора, она возбужденно шептала: «Он готов дать за меня такое приданое!»

Но у ее отца в уме уже была определенная сумма. Девушек почти всегда отдавали в обмен на деньги, потому что для семьи их содержание было невыгодным, — на полях не работали, как сыновья, и не приносили никакого дохода. Если требования отца не удовлетворялись во время сватовства, он отвергал предложение о браке, и переговоры прерывались. Возможно, сегодня нам эта брачная процедура кажется дикой, но в те времена она служила своего рода защитой для девушки. Отец хотел удостовериться в том, что требуемая им сумма будет внесена, и что о дочери будут хорошо заботиться. Переговоры продолжались порой часами, на них поднимались различные вопросы, слышались заверения в порядочности, произносились громкие обещания, не обходилось и без споров.

Когда между родителями жениха и невесты все было улажено, они записывали достигнутые соглашения в документе, или брачном контракте, в котором указывалась назначенная цена за невесту, излагались клятвы и обещания жениха, а также права невесты. Это соглашение означало, что помолвка заключена. Затем стороны выпивали по глотку вина и приводили будущую невесту. Без ее согласия многочасовые переговоры и запись каждой мельчайшей детали были бы тщетными. Ее извещали о предложенном за нее выкупе. Перед ней стоял кубок с вином, символизировавший брачный завет. У нее был выбор, она могла отказаться от вина, развернуться и уйти из комнаты. Если бы она сделала это, брак не состоялся бы, несмотря на согласие ее отца. Она также могла выразить свое согласие, выпив глоток вина. Тогда кубок передали бы жениху, и он бы выпил из него в свою очередь, а затем возвратил невесте. Если бы она отпила из кубка завета, тем самым был бы заключен контракт.

Затем жених должен был преподнести невесте ценный подарок и тем самым выразить искренние намерения по отношению к ней и их завету. Он проводил с ней немного времени, чтобы познакомиться. Но все это происходило под зорким оком семьи. (В сегодняшней культуре подарком жениха, как правило, является кольцо, купленное на помолвку). Итак, двое становились официально обрученными друг с другом или связанными узами брака, хотя еще не жили вместе.

После этого невеста принимала водное крещение. Это был обряд очищения через погружение в воду. Он символизировал отделение, или разлуку с семьей, окончание прежнего образа жизни и очищение с целью приготовления к новой жизни с супругом. Это был прообраз духовного возрождения. Невеста переставала быть одинокой и отныне принадлежала жениху.

Спустя какое-то время жених уходил и возвращался в дом отца. Там он начинал готовиться к свадьбе. Он оставлял невесту со словами: «Я ухожу, чтобы приготовить место для тебя. Я ухожу, но вернусь за тобой». (Те же самые слова произнес Иисус в Евангелии от Иоанна 14.) Хотя им было тяжело расстаться, они понимали, что не смогут быть вместе неразлучно, если он не пойдет и не приготовит ей место.

Невесту оставляли с чашей завета, с полностью уплаченной ценой и подарком, который гарантировал возвращение жениха за ней. Она оставалась в доме отца и также готовилась к свадьбе. Если она выходила на люди, то носила покрывало, указывавшее на ее принадлежность мужчине. Женщины, носившие вуаль, назывались отделенными, освященными, посвященными или выкупленными. Ее жизнь была связана заветом с другим человеком. Ее красота приберегалась для него. Она с нетерпением ждала его возвращения и проводила время в приготовлениях к их совместной жизни. Она часто думала о нем, готовя приданое, особенно когда по прошествии времени каждый день приближал ее к браку. Она не хотела пропустить возвращения жениха. Она хотела быть готовой.[4]

Невеста ждет своего часа, пока жених добросовестно трудится и готовит для нее брачные покои, пристраивая дополнительную комнату к дому отца. На это требуется много времени и усилий. Тем не менее, он трудится с радостью, зная, что работа приблизит его к ней. Отец следит за успехами сына, ободряет и наставляет в работе. Именно отец должен будет осмотреть их жилье и дать знать сыну, готов ли он к женитьбе. Семья невесты могла послать делегацию, чтобы проверить, исполняет ли жених данное невесте слово. Они вернутся к ней со словами: «Осталось недолго. Будь готова!»

Наконец работа подвергается тщательному осмотру отца, он обращается к сыну и говорит: «Иди за невестой!» Жених собирает друзей, и, радостные, они отправляются за девушкой. Отъезд планируется так, чтобы оказаться у нее дома ночью. Подходя ближе к городу, они трубят в трубу, чтобы известить невесту о том, что жених близко. Звук трубы разбудит обрученную невесту. В трепете и волнении проснется весь ее дом. Зажгутся заправленные маслом лампы. Семья будет прислушиваться и ждать прихода друзей жениха. Друзья должны приготовить ему путь к дому ее родителей и позвать ее: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему».

Отец и братья невесты выйдут на улицу посмотреть и удостовериться в том, что ее зовет именно тот мужчина. Они не хотят отпустить ее не с тем парнем! Удостоверившись в том, что это он, они беспрепятственно отпускают ее. Внешне это похоже на похищение. Невеста бежит к возлюбленному с горящей лампой в руке, служанки бегут за ней позади. Жених берет ее, и они тут же отправляются в дом ее отца, где они вдвоем входят в свои покои. В течение следующих семи дней они наслаждаются любовью за закрытыми дверями.

Друзья жениха сидят за дверью и ждут радостного момента, когда брак будет считаться фактически свершившимся. Начинается праздник, через окно передают простынь с постели новобрачных. Ее дают ее отцу в качестве доказательства невинности дочери, – чтобы избежать кривотолков и недоразумений. Пролитая кровь девственной плевы представляет финальную печать брачного завета. После семи проведенных вместе дней невеста снимет покрывало, выйдет вместе с женихом, и тогда начнется брачный пир. Вина и еды будет в изобилии на этом празднике радости.

Но следует помнить, что на протяжении истории человечества разные культуры оценивали девственность по-разному. Кое-где ее считали серьезным недостатком, осложняющим для жениха жизнь. Поэтому существовали различные обряды и ритуалы лишения девственности невесты, с тем чтобы к жениху она являлась уже женщиной. В христианстве девственность имеет мистическое значение и ценность, а в русских народных свадебных обрядах существовал обычай «посада». Невеста садилась на особое место, но не смела этого сделать, если уже не целомудренна. Между прочим, требование к сохранению невинности предъявлялось и жениху. Этот обычай, конечно, забыт сегодня. Но одно в нем мне кажется разумным — одинаковый подход к жениху и невесте. Хорошо, конечно, если, полюбив друг друга и решив быть вместе, молодые люди начинают совместную жизнь с чистого листа, не привнося в свои отношения предшествующий горький опыт.

 

1.3. Основание института брака

Существует на свете одна книга, написанная людьми, но под водительством Бога – Библия. В этом уникальном Божьем документе даны ответы на первостепенные вопросы человечества. В том числе и о вступлении в брак. Библейские пророчества характеризуют эту книгу как Божественную. Никто, кроме Всемогущего Бога, знающего начало и конец, не мог открыть то, что точно предсказывалось пророками относительно отдельных личностей, городов, народов, и мира.

На страницах Библии, выдержавшей проверку временем и доказавшей свою огромную ценность, можно открыть глубокие истины, которые помогут нам каждый день жизни сделать полноценным и исполненным высокого смысла. Эта книга является произведением ума одного автора. Шестьдесят шесть книг, входящие в нее, написанных почти сорока различными людьми, живущими в разное время и в разном окружении на протяжении тысячи шестисот лет; и каждый, не сознавая того, внес свою лепту в создание единого целого; каждый добавлял и прояснял, но никогда не противоречил тому, что писали остальные! Такое чудо можно объяснить, только допустив, что Ум Мастера руководил всеми авторами. [5]

Все мыслящие люди отмечают уникальность этой книги и признают ее сверхъестественную природу. Это книга единственная в своем роде– вот что означает слово «библия» по-гречески. Она была переведена на большее количество языков, чем любая другая книга, это самая распространенная в мире книга, самая читаемая, книга-бестселлер. Написаны целые библиотеки, истолковывающие эти священные страницы, величайшие творения земных поэтов склоняются перед нею в почтении.

Можно предположить, что эта книга имеет Божественное происхождение по ее плодам. Там, где Библию читают, проповедуют и послушны ей, она преобразует отдельных людей и целые народы.

Монография профессора Валитова Н.Х. «Вакуумные колебания при химическом возбуждении атомов, молекул и хаотичность силовых линий электромагнитного и гравитационного поля», выпущенная в академическом издательстве, произвела шок в научных кругах. «Я пришел к выводу, что Библия, Коран и Тора среди немалого количества разночтений имеют множество совершенно одинаковых постулатов. И их фундаментальные истины укладываются в мои расчеты. И, значит, в этих формулах нет ничего нового. Только подтверждение тому, что дано человечеству свыше тысячелетия назад». Сейчас профессор Валитов считает себя верующим человеком: «Сначала я доказал бытие Бога формулами, а потом открыл Его в своем сердце».

Итак, если Бог есть, и Он живой, если Библия – книга истины, тогда проследим, что же в ней говорится о вступлении в брак.

Господь дарит Свое покровительство и славу тем, чье поведение безупречно. В глубине души женщина знает, что она создана для мужчины, а мужчина ощущает свою неполноценность без женщины. Они созданы Богом для одной цели, Он одинаково любит их, они равны друг перед другом. Один дополняет другого. Им нужен Бог, и им обязательно нужен друг или подруга. Они были сотворены, чтобы жить в отношениях взаимной зависимости друг от друга и в обоюдной связи с Господом.

 «Брак – это завет на всю жизнь,» – учит Слово Божье. Единое учение Библии – это моногамия. Полигамия противоречит совершенной Божьей воле и Божьим установлениям. Иисус, отвечая фарисеям, преднамеренно направлял их к книге Бытие, и в частности, к тому, как Бог соединил Адама и Еву. Иными словами, Он подтвердил план брака, установленный там Отцом, как действующий в Его дни и как единственный установленный Богом стандарт для брака. Иисус ответил: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так» (Матф.19:8). Иисус опять направил фарисеев к началу, то есть к образцу, установленному в начале Бытия. Любое отклонение от него было не волей Отца, а просто снисхождением к жестокосердию невозрожденного человека.

Также по Новому завету ни у кого нет права развестись и заключить повторный брак, пока жив первый супруг.

Брак был основан до грехопадения и до того, как был исполнен план искупления. Выбор Бога именно этого времени для основания института брака указывает на следующую вещь: институт брака относится к человечеству в целом. Независимо от того, являются люди верующими или нет, им доступны радость и наслаждение, которое несет брак.

Когда все в мире идет неправильно, когда вы сталкиваетесь с проблемами, когда никто вас не любит, в браке, по предназначению Божьему, вы можете найти укрытие. Ваш супруг – это человек, который любит вас и заботится о вас, независимо от того, что происходит вокруг вас или через что вы проходите. Он рядом, чтобы помочь разрешить ваши проблемы и обеспечить вашу безопасность в постоянно меняющемся мире.

Брак – святой союз, живой образ; драгоценные отношения между людьми, которые нуждаются в мягкой, жертвенной, нежной заботе. Он не производная какой-либо культуры, а Божий замысел.

-       Три аспекта Божьего плана в браке

-    человек оставляет своих родителей и в общественном акте дает клятву своей жене;

-    мужчина и женщина соединяют свои жизни, берут ответственность за благосостояние друг друга и обязуются любить друг друга больше других;

-    двое становятся одной плотью в интимных отношениях и во взаимопосвящении  в союзе брака.

«Оставить» – евр. «асаб» – «высвободиться», «отпустить», «покинуть». Это надо сделать в трех сферах:

-    физически;

-    эмоционально или умственно;

-    финансово.

«Прилепиться» – евр. «дабак» – «приклеиться», «прицепиться», «быть соединенным». Когда две половины прилепятся, то их нельзя разъединить. Это активное слово: сильно преследовать, стремиться. Это будет гарантией хорошего брака и сохранит его.

Таким образом, брак обеспечивает необходимое общение, утешение, товарищество и партнёрство. В браке заключается один из способов Бога сохранения мужчины и женщины свободными от блуда и аморальности. За очень немногим исключением большинство людей должны вступать в брак.

В браке заключен план создания семьи, но доверяющие Богу не должны ходить на поиски мужа или жены и использовать такой способ как «метод подбора». Не надо вступать с тем человеком, с кем ты сможешь жить, но вступай в брак с тем, без кого ты не сможешь жить. Если ты общаешься с Богом, Он Сам приведет тебя к твоей половине.

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему», - говорится в книге Бытие.[6]

Бог не привел девочку, юную и незрелую, не привел подростка. Он привел к человеку женщину, благоразумную, здравомыслящую и зрелую. Он привел ту, которая полностью подходила  человеку и была ему совершенным дополнением – двое как одно! Бог и сегодня ведет Своих чад к Своей воли. «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку».[7]

Муж и все другие живые существа были слеплены из праха земли, а женщина была построена или сложена (мы все еще используем это слово сегодня!).

Женщина была извлечена из мужчины, что символизирует то, что она получает жизнь от мужчины. Потом ее вернули к мужчине, что является символом того, что она отдает свою жизнь ему.

Когда Адам увидел Еву, он сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа».Слово «жена» говорит о том, что она взята от мужчины. Именно это создает духовную связь и ощущение чистоты отношений между мужем и женой, которые отсутствуют в отношениях других существ.

В Библии Господь отвел для новобрачных один год для достижения неразрывной, обоюдной близости, что предусматривает интимность, которая будет продолжаться всю жизнь. «Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял» (Втор. 24:5). Еврейское слово, переведенное как «увеселяет» значит: давать жене наслаждение, познавать ее, и делать все, что будет ей приятно.

Быть для кого-то единственным и неповторимым. Об этом мечтает каждый стоящий на пороге любви. Трудно передать словами, что испытывает девушка, нашедшая, наконец, «того самого, единственного». Во всех старых фильмах есть сцена, где главные герои смотрят друг другу в глаза с непередаваемым чувством полного единения.

И это происходит не только в кино. На единении двоих по замыслу Божьему и основан брак. Именно такое описание брака мы находим в Библии. Еще в райском саду Бог решил, что «не хорошо быть человеку одному», и соединил вместе мужчину и женщину, чтобы получилось то единение, к которому стремится каждый (см. Быт. 2:18). Иисус Христос сказал: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мк. 10:7-8).

Похоже, сюжет старых фильмов — не выдумка: душевное единение двоих — это реальность нашей жизни.

Но в фильмах не показано, как добиться такого единения! Большинству людей воображение дарило ощущение нерасторжимого единства с любимым человеком. На первом этапе влюбленности молодые люди как бы раздвигают внутренние рамки и, оказываясь в состоянии эйфории, ощущают неразрывное слияние друг с другом. Возможно, вам не раз приходилось слышать такие слова: «Он все, о чем я только мечтала», «Она само совершенство», «Мы идеально подходим друг другу». Эта начальная стадия отношений так чудесна потому, что влюбленные испытывают состояние «единения», которого страстно желали. Но то, что испытывают влюбленные, на самом деле, не истинное единение, а лишь прелюдия к нему. Истинное единение двух людей строится годами вместе с ростом и развитием их отношений, когда «они уже не двое, но одна плоть».

В фильмах не показывается продолжение любовной истории, когда первоначальная эйфория улетучивается, «единение» исчезает, иллюзии рассеиваются. У молодых супругов возникает вопрос: «Неужели что-то было не так? Может, я женился (вышла замуж) не на той (не за того)?» Наступает отчаяние. Нередко для многих вторая часть фильма на этом заканчивается. Им кажется, что с другим (с другой) у них «получится лучше». Они не знают, что единственное средство от отчаяния лежит в их собственном личном росте, а не в поисках другого партнера. Новым отношениям тоже потребуется развитие, которое неизменно сопровождается болью как для каждого в отдельности, так и для обоих вместе. Они снова испытают ту боль, от которой хотели убежать в первый раз.

Потребность в росте для каждой супружеской пары очень важна. Рассмотрим необходимое условие, при котором «двое становятся одной плотью». Чтобы «двое стали одной плотью», для начала необходимо наличие этих двоих — двух независимых друг от друга индивидуальностей. Что это значит? И какое отношение это имеет к формированию границ личного пространства?

-       «Парность»

Требование единства — наличие двух полноценных личностей. Библия характеризует полноценную личность как личность зрелую. Зрелая, сформировавшаяся личность способна выполнить все, что потребует от нее истинная любовь и истинные отношения: дать и принять любовь, быть независимой и самостоятельной, честно жить в соответствии со своими жизненными ценностями, нести ответственность, быть уверенной в себе, не прятаться от решения проблем, не бояться неудач, развивать свои способности, жить собственной жизнью. Если вступающие в брак люди таковыми являются, то их единение будет полным. Но если один из супругов окажется несостоявшейся личностью, истинного единения не произойдет. Неполноценный супруг будет стремиться к достижению собственной полноценности вместо того, чтобы вносить вклад в супружеские отношения. Из-за этого отношения будут страдать.

Итак, если один или оба супруга вступили в брак для того, чтобы сформироваться как личность, их брак будет обречен на провал. Брак — это не то место, где человек становится полноценной личностью. Это место, где две зрелые личности объединяются в одну, где из «я» создается «мы», где «мы» — больше и лучше любого из составляющих его «я». Как сказал Фредерик Бюхнер в книге «Показной оптимизм»: «Брак, совершенный на небесах, — это такой брак, в котором мужчина и женщина вместе становятся намного богаче, чем могли бы стать каждый в отдельности». Брак - это контракт, подписанный зрелыми людьми. Если в наличии нет двух зрелых людей, то нечего и затевать брак! Чтобы брак удался, два отдельно взятых человека должны иметь хотя бы некоторые черты зрелой личности. Нет людей, полностью отвечающих требованиям, предъявляемым к зрелой личности. Но если вы способны расти и развиваться, если вы становитесь все более и более полноценным человеком, то ваши супружеские отношения одновременно с этим все больше будут приобретать черты истинного единения душ. Прежде чем перейти к рассмотрению требований, предъявляемых к зрелой личности, хотелось бы сделать еще одно важное замечание относительно того, как «двое становятся одной плотью».

-       Союз двух сформировавшихся личностей

Выбор – это непростое решение. Разум и сердце могут подсказывать различные варианты. Одни авторы утверждают, что для возникновения симпатии необходимо сходство между людьми, другие подтверждают тезис о том, что «противоположности притягиваются».

-    Симпатия к похожим на себя людям. Люди говорят: «О, мы так похожи! Он сказал, я сказала. Он боится, и я этого боюсь».

-    Симпатия к непохожим на себя людям. «Она совсем не такая, как я: раскованная, общительная. И поэтому мне интересно с ней».

-    Симпатия самодостаточной личности к другой самодостаточной личности. “Я личность. Я разбираюсь в себе, знаю себя. И я выбираю себе человека, который также является личностью,” – говорят такие люди. Они ощущают себя внутренне комфортно и поэтому ищут состоявшихся и цельных людей.

Первые две схемы приносят проблемы, только третий вид выбора партнёра даёт лучший результат. Цельность – разрешённые внутренние проблемы, изменённый характер и желание постоянно совершенствоваться.

Восполнять личные недостатки супруга и дополнять личность супруга — не одно и то же. Итак, брак задуман не для того, чтобы в нем происходило становление человеческой личности. Конструкция брака предполагает союз двух уже сформировавшихся личностей, образующих нечто отличное от того, что представляет собой каждый из них поодиночке. Брак существует не для того, чтобы сделать из вас полноценную личность, но для того, чтобы придать вашей уже существующей полноценности новое жизненное качество.

Тем не менее, многие рассматривают супружество как входной билет в мир ускоренного личного совершенствования — становления зрелой личности. И они вступают в брак не потому, что сильны, а потому, что слабы. Подчеркнем ее еще раз: основное условие «становления двоих одной плотью» — до вступления в брак двое уже должны быть состоявшимися личностями, т.е. достаточно взрослыми людьми. Это вовсе не означает, что муж и жена должны обладать одними и теми же талантами и способностями или даже быть приверженцами одного и того же направления в моде. Это значит, что они оба должны обладать основными качествами зрелой личности.

Дополнять друг друга означает обогащать свои отношения различными навыками, талантами, способностями, умениями и другими нюансами и на основе этого строить свое партнерство. Восполнять же личные недостатки супруга означает заполнять пробелы в становлении его личности собственными положительными качествами. Это ситуация, при которой один человек использует другого, чтобы сгладить диспропорции собственного характера. Обычно это не приносит положительных результатов. Каждый человек обязан развивать в себе необходимые черты характера, становиться зрелой личностью и только потом вступать в супружеские отношения.

Мы рождены отдельными личностями и можем состояться в жизни и вне брака. Если же есть желание создать семью, то мы сами ответственны за наш выбор. Бог даёт нам право выбора спутника. Но мы должны прислушаться к Нему, есть ли Его благословение на этот брак. Ведь Бог видит сердца и заранее знает, как сложатся взаимоотношения в семье.

Но если браки устанавливаются на небесах, то трудиться для их сохранения нужно на земле, что требует не только знаний, но и терпения.

Бог не делает выбор за нас, Он может подсказать нам, помочь сформировать правильное представление о человеке, но решение принимаем мы сами.


Глава II. Моногамная семья и брак

оногамия – (от моно… и греч gamos – брак.) (единобрачие), форма брака, позволяющая иметь только одного супруга. Возникнув в первобытном обществе, моногамия в дальнейшем стала господствующей брачной нормой.

Развитие семьи на протяжении истории человечества движется в сторону постоянного и постепенного сужения круга половых партнеров до пары. Если и ее не будет (предположим на мгновение и такое), институт семьи, брака просто прекратит свое существование. Но, с другой стороны, человечество в ходе эволюции не только сокращало численность семьи, оно разрабатывало институт индивидуальной любви, в том числе и половой, институт единобрачия. Между прочим, именно в ходе этого процесса у человека появилось такое малосимпатичное, но распространенное чувство, как ревность.

 Сегодня, как никогда ранее, многие граждане высокоразвитых стран, с высоким уровнем социальной защищенности стремятся к браку, к созданию семьи (от 2/3 до 3/4, по разным подсчетам), ибо именно в семье они хотят и могут найти индивидуальное общение, понимание, ласку, эмоциональную и сексуальную радость, убежище от стрессов, душевный комфорт и многое другое. Именно по этой причине «сексуальная революция», провозглашенная во второй половине XX века столь яростно и громко, уже через несколько десятилетий (срок ничтожно малый с точки зрения истории человечества) пошла на спад. И та же самая непримиримая молодежь, требующая полной свободы, только вкусив ее, вернулась назад к семье, своим примером показав, что секс без любви — ничто, а любовь всегда индивидуальна. Попытка упразднения семьи закончилась ее утверждением. А невиданная доселе по своим трагическим последствиям эпидемия СПИДа поставила точку в этом вопросе.


2.1. Характеристика любовного взаимодействия.

Любовь — фундамент брака. Она выражается в нашем стремлении сделать так, как будет лучше для другого. И неважно, заслуживает он этого или нет. Любя, мы ставим желания и потребности другого человека выше собственных. Любовь и эгоизм несовместимы. Любовь жертвует, отдает, страдает. Она принимает любые удары, выдерживает любые ураганы ради выполнения заключенного завета. Она ведет себя так, как будто борется за жизнь. В конце концов, именно это и происходит, ибо любовь и жизнь с момента сотворения были задуманы как неразлучные спутники.

Пусть любовь станет самой большой ценностью каждого брака. Ибо в конечном счете, любовь — самая большая имеющаяся в нашем распоряжении сила:

 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает».[8]

Никто из нас не в состоянии продемонстрировать любовь, полностью соответствующую этому описанию. Но если мы постараемся, любовь станет мощным оборонительным рубежом, препятствующим проникновению зла на нашу территорию. Она надежно защитит вашу семью и, благодаря своей безмерной мощи, вернет вам в сотни раз больше, чем вы вложили в нее.

Каждый человек стремится к любви, с трепетом ожидает встречи с нею. Но достаточно ли одной любви, пусть даже взаимной и очень сильной, чтобы молодые люди могли заключить брак, и он впоследствии оказался счастливым? Что значит быть готовым к браку, и как можно готовиться заранее к семейной жизни? Кто ответит молодёжи на эти вопросы?

Любовь – это не только чувство, но и решение. Старшеклассники называют любовь самым важным критерием успешности брака, не понимая полного смысла этого слова. Понятие любви у них отделено от чувства долга, заботы друг о друге, ответственности за семью. Только добрый, отзывчивый, понимающий и заботливый человек способен любить и быть любимым.

Если в основе отношений лежит деятельность гормонов и бурные эмоции, такие люди наверняка обречены на неприятности.

Непорочность молодого человека – это его бесценная собственность. К сожалению, многие понимают это слишком поздно. Порой, когда девушка страстно стремится обрести любовь, она ошибочно принимает за нее сексуальные желания юноши и отдается ему. Но очень часто молодой человек в действительности не любит или не уважает ее как человека. Он просто хочет удовлетворить свои физические потребности, подворачивается доступная девушка, и он использует ее, добиваясь того, к чему стремился. После этого она ему быстро надоедает. Вступление в половую связь до брака может лишить человека возможности познать настоящую любовь, роняет чувство собственного достоинства.

Основа любовных отношений — высокий уровень эмпатии, восприятия, принятия друг друга любящими. На фоне этого ощущения внутреннего состояния другого рождается поведение, которое может быть названо любовным. Попробуем охарактеризовать любовное поведение, выделить составляющие его действия.

Цель любовного действия — вызвать радостные переживания — удовольствие или возвышенную радость у другого. Любовное действие — гедонистическое, его цель — также наслаждение и радость, но, в отличие от гедонистических действий вообще, здесь целью можно назвать радость другого. Радость отраженной радостью другого. Именно это состояние другого становится той мотивирующей эмоцией, которая предвосхищается. Поэтому мотивом любовного поведения называют предвосхищение радости от удовольствия другого. Степень, в какой человек может радоваться радостью другого, т. е. отраженной радостью, и определяет гедонистическое значение любовного действия.

Итак, любовное действие эмоций мотивируется не собственными эмоциями, а эмоциями другого, и эти эмоции человек может предвосхищать, предчувствовать. Поэтому способность к любовному действию зависит от того, насколько развита способность предчувствовать эмоциональные состояния другого. Именно эта способность переживать отраженное переживание другого и есть тот феномен, который называется «слиянием душ». Наслаждение наслаждением другого, удовольствие удовольствием другого, радость радостью другого во всем многообразии оттенков этих чувств и составляют мотивационное содержание любовного действия.

В отличие от гедонистического в любовном действии цель и мотивация представлены в двух планах: а) как достижение реальных переживаний и радости в другом и б) как восприятие этой радости и отраженное ее переживание, точнее — предвидение, моделирование такого переживания. Поэтому любовное действие нельзя назвать гедонистическим в точном смысле.

Нетрудно понять, что любовное действие не может быть счастливым, если тот, к кому оно обращено, не способен ответить тем же. Да и быть любимым не так просто, и если человек не умеет выразить свои чувства, нарушается тот «процесс», который можно назвать любовным взаимодействием.

Любовное поведение может быть инструментальным (нежные прикосновения, возбуждение эрогенных зон); перцептивным (направлено на восприятие результатов действия); экспрессивным; речевым; символическим (скажем, букет цветов); в воображении (когда человек предвкушает удовольствие, представив, как радуется любимый). Точно так же можно условно выделить виды поведения, входящие в состав действия «быть любимым» (инструментальные, выразительные, речевые, символические, умственные и т. д.).

Ясно, что для любовного взаимодействия действие «любить другого» должно поддерживаться ответным действием «быть любимым». Верно и обратное. Поэтому любящему надо быть способным «быть любимым», чтобы развивать в другом способность любить. Практика психологического консультирования дает многочисленные примеры, когда любящий, но не способный быть любимым человек ведет себя так, что это приводит к разрушительным конфликтам.

Потребность любить и быть любимым — одна из самых основных социальных потребностей человека. Именно любовь дает ему веру в значимость, неповторимость, уникальность своей личности.

Смысл же любви — в таинственном ощущении слияния с другой цельной и ценной личностью, с отдельной, полярной тебе, но тождественной, родной индивидуальностью, говорил Н. А. Бердяев. Нужно полюбить другое свое Я, живую, цельную личность, и тогда оторванность от всякой реальности мира уже прекращается.

 

2.1.1. Основные фазы любви

Выбор начинается со знакомства. Одни люди в минуту знакомства производят хорошее впечатление на окружающих и сразу же располагают к себе, другие — нет. Отношение к человеку в первом приближении, в решающей степени, зависит от того, какие он вызывает к себе чувства (восхищения, удивления, негодования, брезгливости и т.д.). Судить о человеке по первому впечатлению никак нельзя. Оно может быть обманчиво. Бывает так, что за внешней привлекательностью и обаянием скрывается эгоизм, черствость, и это рано или поздно проявится. Бывает и другое, когда глубокая, содержательная личность остается незамеченной, скромность не позволяет нарочито демонстрировать свои достоинства.

 Подготовка к браку — это и забота о своем здоровье, и о здоровье полюбившегося человека. Разумеется, это не значит, что прежде чем познакомиться и пожать руку человеку, следует требовать от него справку от врача о состоянии здоровья. Но вступать в интимные отношения с первым встречным все-таки неразумно. О любимом человеке нужно знать все! А для этого нужно время.

Современная молодежь стала очень самостоятельна не только в суждениях, но и в поступках, динамична, образованна. Юноши и девушки не нуждаются больше в свахах, знакомятся самостоятельно, легко, свободно — на улице, в трамвае, автобусе, метро, кино, театре, общественных учреждениях. Современный этикет общения девушки и юноши очень демократичен. Знакомство может начать девушка, и это никого не удивляет и ни у кого не вызывает осуждения. Хотя уважающей себя девушке лучше дождаться, когда парень сделает первый шаг к знакомству.

Знакомясь, часто сразу обращаются друг к другу на «ты», обмениваются телефонами, адресами, через пять минут девушку можно обнять и, прощаясь, поцеловать. Сегодня можно встретить идущих в обнимку по улице или целующихся в городском транспорте девушку и юношу. Но эта свобода, легкость в общении имеют и негативную сторону. Вседозволенность, своего рода доступность женщины вычеркнула из мужской программы необходимость добиваться ее расположения и свела на нет такой прекрасно-романтический период во взаимоотношениях будущих супругов, как ухаживание, помолвка, переход в состояние жениха и невесты, торжественное объявление об этом окружающим.

 Но несмотря на то, что добрачные связи в молодежной среде существуют, общение стало проще, все 17-летние — и девочки, и мальчики — мечтают о возвышенной любви и счастливой семье.

Какова же основа выбора? Это осознание собственного состояния, правильное понимание себя и характера сложившихся с человеком отношений. Очень важно знать отношение человека ко многим основным жизненным ценностям — к добру и злу, к сильным и слабым, детям и старикам. Человек, который себя любит намного больше других и ставит себя выше всех — безусловный эгоист. И проверить, установить это довольно легко — это человек, который; никогда и ни про кого не говорит ничего хорошего и у всех подмечает только недостатки и все плохое... Нужно знать отношение человека к детям и деньгам, к женщинам и изменам. Нужно знать, каков он в гневе и радости, каков с друзьями...

Выбирая супруга или супругу, мы выбираем за весь наш род, за всех тех детей, которые еще не родились, за все те поколения людей, которые будут идти вслед за нами: они ждут от нас надежного выбора.

Наверное, мы знаем о супружестве и много, и мало. И сведения самые разноречивые. Песни, анекдоты, наша семья, романы, рассказы, фильмы. Полный ералаш. Кто-то смеется над браком — брак устарел, кто-то считает, что иначе и быть не может. Так или иначе, но и юноше, и девушке приходится задумываться о женитьбе или о замужестве.

Не совсем благополучное положение с браками в нашей стране всем известно. В частности, почти все знают, что у нас в год распадается около 900 тысяч браков, в то же время регистрируется примерно в три раза больше. Что же важно знать о положении на «брачном фронте»?

У нас очень ранние браки, по этому показателю мы обгоняем почти все развитые страны. И это довольно плохо, потому что в брак вступают совсем еще не оперившиеся молодые люди. Определенной моделью для нас могут быть браки в прошлом, особенно в городской среде, когда человек женился, овладев какой-либо профессией, встав, как говорят, на ноги.

И вот самая частая фраза от юношей, молодых мужчин — «женился рано, поспешил, не догулял». У девушек все несколько сложнее. Статистика показывает, что довольно много браков у нас относится к категории «стимулированных», возникших только потому, что девушка забеременела. Стимулированные браки являются (за редким исключением) нежизнеспособными, потому что здесь нет обычной, нормальной динамики отношений — знакомства, настройки друг на друга, на брак и т. д.

Знакомство до брака различается не только по характеру, но и по длительности. Длительность фаз зависит от структуры личности, темперамента, обстановки... Причем исследователи выяснили, как время предбрачного знакомства влияет на сохранение брачных отношений. Картина здесь такова:

Длительность знакомства. Показатель устойчивости брачных до брака отношений впоследствии (в%):

-          до 1 мес. 4%

-          от 1 мес. до 6 мес. 14%

-          до 1 года 22%

-          от 1 года до 3 лет 42%

-          свыше 3 лет 18%

Таким образом, есть некий оптимальный срок развития предбрачных отношений. Как слишком короткий, так и слишком длительный период являются факторами риска для устойчивости брачных отношений впоследствии. Короткий период предбрачных отношений недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию своего брачного партнера. Длительный период ведет к уменьшению сексуальной привлекательности, снижается интерес и новизна межличностных отношений.

Итак, три фазы "предбрачного знакомства" не должны быть чересчур долгими.

Посмотрим, каковы эти фазы, перечислим и подробнее обсудим каждую.

Фаза первая - формальное знакомство. Люди просто узнают некоторую информацию друг о друге, которая (что очень важно!) их ни к чему не обязывает. Они не должны показывать, на что способны в совместной жизни, не должны доказывать свою человеческую ценность в том или ином качестве... И если есть интерес, симпатия, влечение и, напротив, прямого неприятия нет, можно продолжать дальше.

Трудность тут одна - как начать знакомство? Как подойти, заговорить, вызвать интерес? Разумеется, лучший вариант - быть представленными. Если человек вас заинтересовал, вы можете попробовать войти в круг его знакомых и познакомиться сначала с тем, кто вас ему порекомендует.

Для создания семьи надежнее всего знакомиться не с каким-то внезапно встреченным мужчиной с приятным голосом и не с подвернувшейся симпатичной блондинкой, а именно формировать круг знакомых, из которых потом выбирать кандидатуры для дальнейшего общения. И при формировании такого круга не предполагать изначально ни секса, ни брака.

В нашем обществе принято, чтобы молодой человек, мужчина первым проявлял инициативу при знакомстве. Но при этом как-то забывают, что итоговый выбор все равно остается за женщиной! Кстати, есть много мужчин (из категории тех же нерешительных и сомневающихся), которые сами с удовольствием предоставляют инициативу даме. Для них это не унижение, а лишнее доказательство того, что дама действительно хочет общаться с ними.

Взаимная симпатия не возникает сама по себе. Взаимность зависит от навыков общения: умения начать разговор и способность его поддерживать. Уже первые слова, интонация произнесённых фраз предвещают характер будущего развития взаимоотношений. Неправильно начатый разговор приводит к неправильному его окончанию.

Существует много способов сделать процесс знакомства более приятным. С древних времён слова приветствия, удачный комплимент, улыбка служили прекрасным поводом для начала знакомства.

Намерения незнакомого человека можно определить по тому, как он себя ведёт и по выражению глаз. Нужно быть просто внимательным. Достаточно уловить мимолётный взгляд незнакомца или незнакомки, чтобы понять, стоит ли рассчитывать на взаимность или нет. В ситуации знакомства легко попасть впросак, если игнорировать правила в ритуале ухаживания.

Фаза вторая. Эмоционально значимые отношения, сближение на почве общих интересов, взглядов и т.п. Это восхищение, восторженность, влюбленность, страсть. Эти чувства уже создают определенную напряженность и накал, они всегда волнуют, и в то же время утомляют, выбивают из ритма, требуют своего разрешения. Жить в состоянии страстного возбуждения человеку трудно. Страсть либо должна погаснуть, либо получить удовлетворение. На этапе сближения общение может все чаще напоминать выяснение отношений (в хорошем смысле слова), отношений друг друга к некоторым вещам, жизненным явлениям, достоинствам и недостаткам партнера, взаимного изучения, принятия или непринятия каких-то взглядов другого. Если чувства одного подогреваются и поощряются другим, возможность превращения дружественных отношений симпатизирующих друг другу мужчины и женщины в любовный роман становится реальностью. Далее все зависит от воспитания, культуры, волевых компонентов, нравственных устоев и т. д., то есть от самой личности. И если количество приятного в таком более близком общении перевешивает количество неприятных впечатлений, разочарований и .т.п., можно говорить о возможности перехода к третьей фазе - возможного супружества.

Фаза третья — поклонение, уважение, преданность. На этой стадии любовь ведет к браку. Можно испытывать страсть как наваждение, но любить, не уважая человека, нельзя.

Любовь, прошедшая все три фазы, развитая в мощное чувство, и есть индивидуальная любовь на всю жизнь.

 

2.1.2. Функции предбрачного периода

Предбрачный период является очень важным для понимания всей специфики психологии семейных отношений. Супруги не являются кровными родственниками, они становятся «родственниками» по выбору. В этом смысле необходимо в предбрачный период много сил затрачивать на этот самый выбор, а впоследствии прикладывать немало психологических усилий для его сохранения.

Но вернемся к предбрачному периоду и опишем его функции. К ним относят:

1) накопление совместных переживаний и впечатлений. Именно в процессе этого и создается своеобразный эмоциональный потенциал последующей семейной жизни, запас чувств, из которого супруги будут черпать силы и радость в трудные минуты брака. Способность освежать свои чувства обращением к р

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 604

Другие дипломные работы по специальности "Психология":

Влияние смысложизненной ориентаций супругов на удовлетворенность браком

Смотреть работу >>

Влияние условий макро - и микросреды на речевое развитие детей 5-7 лет

Смотреть работу >>

Анализ межличностных отношений в семье глазами детей старшего дошкольного возраста

Смотреть работу >>

Влияние профессиональной деятельности супругов на конфликтность в семье

Смотреть работу >>

Организационно-психологические условия успешности адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии

Смотреть работу >>