Дипломная работа на тему "Методика применения механизма влияния форм социально-культурных мероприятий на эмоциональное состояние личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации"

ГлавнаяПсихология → Методика применения механизма влияния форм социально-культурных мероприятий на эмоциональное состояние личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Методика применения механизма влияния форм социально-культурных мероприятий на эмоциональное состояние личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации":



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Методика применения механизма влияния форм социально-культурных мероприятий на эмоциональное состояние личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации»

Оглавление

Введение

Раздел 1. Психологические основы социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации p>

Раздел 2. Психологические механизмы влияния социально-культурной деятельности в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации p>

Раздел 3. Методика применения психологических механизмов влияния при проведении социально-культурных мероприятий с военнослужащими

Заключение

Список литературы

Введение

Во время становления нового российского общества такой институт как армия не может оставаться не затронутым. Реформирование его проходит на всех уровнях: внедряются совершенно новые методы, интегрируются и совершенствуются проверенные. К сожалению, делается это не всегда безболезненно и не всегда рационально, порой во вред. Но так как менталитет нашего общества весьма специфичен и неординарен, то и процесс реформирования Вооруженных Сил особенно отличителен.

Культура и искусство, как общественный феномен, всегда были под пристальным вниманием политиков, философов, деятелей искусства, представителей различных классов и социальных групп общества. Это объясняется следующим. Во-первых, тем, что культура и искусство – неотъемлемые, атрибутивные компоненты всех сфер жизни общества, они выражают собой интеллектуальный уровень их развития на разных его социальной зрелости. Во-вторых, культура и искусство как самостоятельные социальные феномены выступают способом формирования человека как личности. Всем своим содержанием они формируют у него такие качества, которые определяют всю его жизнедеятельность, необходимые ориентиры поведения, делают конкретным участником многообразной системы общественных отношений.

Создание отвечающего современным требованиям эффективного морально-психологического обеспечения войск является актуальной проблемой проводимой реформы Вооруженных Сил Российской Федерации. Составной частью этой деятельности является повышение эффективности культурно-досуговой работы в воинских частях, подразделениях, кораблях.

Согласно взгляду видных военных специалистов, проблема сейчас состоит в том, чтобы не дать разрастись возникшей опасности утраты Вооруженными Силами своего духовно-нравственного фундамента, устранить эту опасность и, опираясь на отечественный и зарубежный опыт, с учетом современных социально-политических, экономических, военно-технических, правовых и других факторов, создать стройную систему воздействия на сознание и поведение военнослужащих в целях укрепления морального духа войск, формирования у личного состава моральных, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения задач защиты Отечества.

При этом важно иметь ввиду, что в современных условиях успешное применение военной силы на поле боя требует не только высокой боевой выучки войск, наличия первоклассного вооружения и боевой техники, хорошо организованного тылового обеспечения, но и проведение большого комплекса информационных, психологических и других мероприятий, призванных воздействовать на сознание и поведение военнослужащих, в интересах укрепления морального духа войск, психологической стойкости, способности не теряться в самой сложной боевой обстановке.

Заказать написание дипломной - rosdiplomnaya.com

Уникальный банк готовых успешно сданных дипломных работ предлагает вам написать любые работы по желаемой вами теме. Безупречное написание дипломных работ на заказ в Туле и в других городах РФ.

Все эти мероприятия проводятся путем использования специфических средств и методов.

Бесспорно, всю сферу социально-психологического обеспечения военнослужащих охватить в данной работе не представляется возможным. Обратим внимание на часть, касающейся досуга. А это в свою очередь, культурно-досуговая работа, в которой умело использованные различные психологические механизмы в рамках определенных форм, оказывают эффективное воздействие на военнослужащих. Также, надо отметить специфику и особенности психолого-педагогического воздействия этих механизмов (в том числе и индивидуально на каждого военнослужащего), так как именно это воздействие предотвращает негативные начала в душе каждого военнослужащего, сводит на нет все негативные проблемы.

В своей дипломной работе более подробно будут рассмотрены моменты использование психологических механизмов влияния при осуществлении социально-культурной деятельности с военнослужащими, а также предложена методика их использования в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Актуальность исследования обусловлена:

1.  Недостаточной разработанностью теоретических положений, касающихся психологических проблем влияния форм социально-культурной деятельности.

2.  Практической значимостью данного вопроса для специалистов в области социально-культурной деятельности.

3.Необходимостью разработки обобщающей работы по методике применения механизма влияния форм социально-культурных мероприятий на эмоциональное состояние личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Цель дипломной работы −на основе анализа теоретических данных и практического опыта выработать методику применения механизма влияния форм социально-культурных мероприятий на эмоциональное состояние личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, сделать выводы, сформулировать практические рекомендации.

Цель предопределила выполнение следующих задач:

1.  Раскрыть сущность психологических основ социально-культурной деятельности, как теоретической базы практического опыта применения механизмов влияния форм социально-культурных мероприятий;

2.  На основе теоретического анализа дать определение психологического механизма влияния форм социально-культурных мероприятий на эмоциональное состояние личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;

3.  Выработать методику применения механизмов влияния при проведении социально-культурных мероприятий.

4.  Сделать выводы, сформулировать практические рекомендации.

Объектом исследования является механизм влияния форм социально-культурных мероприятий на эмоциональное состояние личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Предметом выступает методика применения механизма влияния форм социально-культурных мероприятий на эмоциональное состояние личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Степень разработанности проблемы. Вопрос научного изучения психологии социально-культурной деятельности нашел свое отражение в ряде работ отечественных и зарубежных авторов (Выготский Л. С., Деркач А. А., Донцов А. И., А. Гоше, М. Коул, С. Скрибнер), изучавших воздействие культурных факторов на сознание, психологию и формирование человеческих ценностей личности. В военной науке вопрос влияния социально-культурной деятельности на различные аспекты деятельности военнослужащих рассматривался в работах военных психологов (Анцупов А. Я., Утлик Э. П., Караяни А. Г., и др.). Особое место среди данных работ занимает труд Вайсеро Константина Ивановича «Социально-культурная деятельность в ВС РФ: психологические основы», разработанного на кафедре культурно-досуговой работы Военного университета МО РФ.

Вместе с тем проблемы методики использования психологических механизмов влияния социально-культурной деятельности еще недостаточно раскрыты и специальных работ по этой проблеме нет.

Раздел 1. Психологические основы социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации

Социально-культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга[1]. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т. д. Организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и других сферах, в создании благоприятной среды для социально-культурной деятельности и инициатив населения в сфере досуга.

Психология социально-культурной деятельности - направление военной психологии, научно обосновывающее функционирование психики человека, психологии социальных групп в условиях воинской деятельности, связанной с удовлетворением культурных потребностей. Психические состояния являются важнейшей областью внутреннего мира человека, изучение которой, применительно к военной сфере, крайне важно в наше время.

В современном обществе социально-культурная деятельность является автономным образованием. В то же время она тесно связана с другими видами деятельности: социальной, бытовой, религиозной, профессиональной, политической. Воинская деятельность и поведение людей в ходе ее осуществления образуют определенную упорядоченную целостность социально-культурного пространства армии и флота.

Существуют различные точки зрения относительно социально-культурной деятельности. Это связано с разным пониманием культуры вообще. На бытовом уровне понятие «культура» трактуется не только как культурное потребление, но и как живой культурно-творческий процесс, предполагающий свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам мирового искусства, самоорганизацию на почве культурной деятельности и др. Социально-культурная деятельность в армии является важной составной частью культуры людей в форме. Современная трактовка понятия «социально-культурная деятельность» (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.

С философской точки зрения[2] социально-культурная деятельность - важнейшая часть жизнедеятельности людей, одно из условий формирования и развития личности. Военные философы утверждают, что культурная работа в воинских частях является одним из факторов формирования духовных потребностей, эмоционального мира военнослужащих.

В психологии основное внимание обращается на культурно-исторический характер развития психики людей, психологические механизмы создания произведений культуры и искусства, психологические основы формирования музыкальных способностей, культурные потребности людей, формирование в ходе культурной деятельности установок и ценностей личности и коллектива, психологические особенности художественного творчества социально-психологические аспекты создания художественных произведений.

Каковы основные теоретические подходы к проблеме психологии социально-культурной деятельности? Прежде всего, необходимо рассмотреть, как трактуется понятие «деятельность» в других науках и в самой психологии, а затем выявить взгляды ученых на понятие «социально-культурная деятельность».

Понятие «деятельность» формировалось в философии, физиологии, социологии и психологии в результате перекрестных заимствовании. Первоначально оно закрепилось в немецкой классической философии, где исполняло роль методологического постулата и мировоззренческого принципа. Понятие деятельности имеет философское и одновременно социологическое значение у К. Маркса. В трудах И. М. Сеченова деятельность понимается как активность или работа («активная форма мышления», «мозговая деятельность», «деятельность мышц»)[3].

В психофизиологии[4] деятельность понимается как физиологическая активность или работа, а трудовая деятельность - как трудовая активность. В социальной психологии деятельность означает конкретный труд.

В отечественной психологии нет единой точки зрения на деятельность как объект психологического исследования. Всеми ведущими школами признается методологическая важность понятия деятельности. Однако одни выводят деятельность за пределы психологии, а другие ставят деятельность в центр психологической теории и практики или в число основных категорий психологии. Из этого следует, что понятие деятельность в отечественной психологии имеет следующие значения: активность, труд, работа и поведение[5].

Необходимо подробно разобрать понятие «социально-культурная деятельность». В отечественной науке данный термин возник относительно недавно. В начале и середине 90-х годов XX века в Московском государственном университете культуры и искусств вышел ряд научных трудов, посвященных проблемам социально-культурной деятельности. Авторы этих изданий сделали попытку определить сущность, содержание и основные параметры социально-культурной деятельности, основное предназначение которой, по их мнению, заключается в проведении социальной работы (оказании социальной помощи) средствами культуры и искусства.

Природу и назначение социально-культурной деятельности, как правило, рассматривают в гуманитарном, организационно-управленческом и экономическом аспектах[6]. В гуманитарном аспекте представлен широкий спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, трактуются понятия социальной работы, досуга, социально-культурной сферы. В нем также рассматриваются назначение, принципы и функции, частные и отраслевые методики социально-культурной деятельности, отечественный и зарубежный опыт.

Организационно-управленческий аспект охватывает понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования. В экономическом аспекте преобладающее место в характеристике социально-культурной деятельности занимают такие категории, как «хозрасчет» и «рентабельность», «затраты» и «эффективность», «самоокупаемость», «материальная обеспеченность».

В принятых в 1992 г. «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» четко определен понятийный аппарат, который постоянно используется в современной теории и практике социально-культурной деятельности. Понятия (термины) имеют принципиальное значение для выражения сути и содержания социально-культурной деятельности, ее культурного аспекта[7].

Остановимся на самых существенных, изначальных терминах[8].

Культурная деятельность — действия по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей.

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.

Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация.

Творческий работник (субъект культурной деятельности) - физическое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.

Культурное наследие - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, для мировой цивилизации.

Культурное достояние - совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, имеющие общенациональное, общероссийское значение.

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Важнейшие сферы культурной деятельности[9]:

- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

- художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

- художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

- самодеятельное художественное творчество;

- музейное дело и коллекционирование;

-книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

- телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

- эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

- научные исследования культуры;

- международные культурные обмены;

- производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

- иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Понятие «социализация личности» обычно трактуется как процесс усвоения человеком социального опыта[10]. Этот процесс предполагает как включение личности в систему общественных отношений, так и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Социализация обусловлена разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими факторами. Среди них необходимо различать целенаправленные усилия общества и его различных социальных институтов (в том числе армии) по развитию личности (т. е. собственно воспитание), влияние среды и ближайшего окружения личности, активность личности, избирательно продвигающейся к ближнему окружению, к его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовоспитанию и саморегулированию поведения.

Социально-культурная деятельность часто рассматривается как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно ее считают важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.

Таким образом, социально-культурная деятельность может быть определена как деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т. д.

Психологическая сущность социально-культурной деятельности.

Для понимания сущности социально-культурной деятельности принципиальное значение имеет трактовка понятия «социально-культурная среда». Принято считать, что культурная среда творится профессиональными работниками культуры, художниками, дизайнерами, другими представителями творческой интеллигенции, специализированными государственными организациями и службами, которые призваны предоставить человеку некое культурное пространство для их творческого сотрудничества и взаимодействия.

На протяжении многих лет под социально-культурной деятельностью подразумевались, как правило, либо любительские занятия художественным или техническим творчеством, либо оказание социально-экономической помощи в строительстве, благоустройстве и ремонте социально-культурных объектов: клубов, Домов культуры, танцплощадок, спортивных сооружений и т. д. Сооружение объектов культуры и досуга, укрепление их материальной базы, необходимой для удовлетворения духовных запросов людей в сфере свободного времени, зачастую считались социально-культурной деятельностью. В настоящее время это считается лишь созданием жизненно необходимой человеку культурной среды,

Армейская (флотская) социально-культурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов[11]: активных субъектов социально-культурной деятельности в лице командования, органов воспитательной работы, руководителей военных учреждений культуры; социальных групп и отдельных индивидуумов - воинских коллективов и военнослужащих, участвующих в культурно-досуговых мероприятиях; процесса деятельности, обеспеченной всей совокупностью объективных условий, факторов и возможностей для ее реализации.

Социально-культурная среда военнослужащих включает в себя множество составных элементов - микросред досугового общения. К ним относятся: среда общения в воинском коллективе, семье, вне семьи; среда внеличностного общения (влияние средств массовой информации, общение с книгой, искусством, природой, животными и т. д.), а также среда досугового общения по непрофессиональным интересам, временным увлечениям.

Длительное время в армейской социально-культурной среде господствовали чрезмерная централизация управления, однообразие форм социально-культурной деятельности, реализуемой в солдатских клубах, Домах офицеров, музеях боевой славы, библиотеках. Обеднение форм и методов работы, отсталость материально-технической базы учреждений культуры на фоне расширения предложений со стороны современных культурно-досуговых центров, средства массовой информации породили среди военнослужащих, особенно молодежи, негативное отношение к инициативам военного командования в социально-культурной сфере.

К основным функциям социально-культурной деятельности разработчики ее теории относят развивающую, информационно-просветительную, культурно-творческую и рекреативно-оздоровительную[12].

Развивающую функцию социально-культурной деятельности теоретики называют генеральной. Эта функция рассматривается через призму деятельности социально-культурных институтов. Другие функций, имея свою цель и направленность, так или иначе, связаны с развитием и саморазвитием личности, ее социальным самоутверждением.

Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая, образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знании, получение необходимой информации. Эта функция отличается постоянством и всеобщностью. Поскольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Характерные особенности данной функции, отличающие социально-культурную и досуговую деятельность от деятельности институтов народного образования (школ, вузов, техникумов), состоят в следующем:

-она не связана регламентом, а основана на добровольности, инициативе и самостоятельности людей;

-обеспечивает удовлетворение досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий;

-  опирается на широкий арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений;

-  продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников.

При этом следует отметить что, как на содержание социально-культурной деятельности, так и на направления информационно-просветительной деятельности оказывает влияние социокультурная ситуация в обществе и происходящие процессы.

Культурно-творческая функция способствует решению ряда важных социальных проблем, связанных с реализацией разносторонних творческих способностей человека в социальном, художественном, научно-техническом и самобытном прикладном творчестве.

Под социальным творчеством понимается общественная деятельность людей, связанная с осуществлением социальных проектов и инициатив в социально-культурной сфере. Оно предполагает участие в различных формах общественного самоуправления в сфере культуры, досуга и спорта; работу в составе инициативных групп по подготовке и проведению досуговых программ. Самодеятельное художественное творчество охватывает деятельность любительских театров, хоров, оркестров народных инструментов, духовых оркестров, молодежных музыкальных, хореографических коллективов.

Особую сферу творческой деятельности представляет научно-техническое творчество. Эту деятельность осуществляют общества изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, центры культуры и техники, редакции специализированных журналов и др. Прикладным творчеством являются фольклор, различные виды народных промыслов и ремесел.

Свою специфику имеет рекреативно-оздоровительная функция. Она реализуется в ходе разработки и осуществления множества развлекательных, игровых, оздоровительных и досуговых программ. Рекреативно-оздоровительная функция ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. Общим признаком для всех видов рекреации является создание среды для регулярного неформального общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, занятий любительских объединений и клубов по интересам, реализации программ выходного дня (экскурсии, соревнования и т. п.).

Таким образом, психология социально-культурной деятельности в ВС РФ - направление военной психологии, изучающее психику людей и психологию воинских коллективов в условиях воинской деятельности, связанной с удовлетворением культурных потребностей. Необходимость развития данного психологического знания продиктована тем, что психика военнослужащих в современных условиях военной службы находится под влиянием большого количества противоречий духовного, социального, экономического, военно-технического, информационного, личностного, медико-фармакологического характера. Социально-культурная деятельность при ее научном психологическом обосновании способна снизить негативное влияние противоречий военной службы на психику людей и тем самым повысить эффективность всей воинской деятельности.

Психологические принципы социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации[13]

Анализ принципов социально-культурной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации предполагает прикладное рассмотрение уже имеющихся принципов, научное обоснование специфичных принципов, присущих этой деятельности в армейских и флотских условиях.

В основе принципа приоритета общечеловеческих культурных ценностей лежит потребностно - мотивационная детерминация участия военнослужащих в социально-культурной деятельности. Потребность в культурном развитии является источником человеческой активности по освоению и воспроизводству культурных ценностей. В ходе удовлетворения этой потребности происходит развертывание культурно-исторической программы развития личности.

Принцип социальной детерминации культурного творчества может рассматриваться как с точки зрения значения творчества в социальной жизни людей (самовыражении, общении и др.), так и в связи с решением социальных задач воинской деятельности. Эти задачи появляются в процессе социального взаимодействия военнослужащих, осложненного спецификой воинской деятельности, социальной неустроенностью, дискомфортом и др.

Принцип самоорганизации, самоутверждения личности во время проведения социально-культурной деятельности является частным проявлением принципа гуманизации и соответствует интересам, потребностям и установкам личности. Принцип преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта и традиций отражает культурно-развивающую направленность социально-культурной деятельности. Эта взаимозависимость подробно исследована в других науках.

В качестве специфичных психологических принципов социально-культурной деятельности в ВС РФ нами рассматриваются принципы ее потребностно-мотивациотой детерминации и военно-деятельностной адекватности.

Первый принцип формулируется так: социально-культурная деятельность военнослужащих детерминирована имеющимися и возникающими в ходе их личностного развития потребностями и мотивами. Утверждается, что участие военнослужащих в социально-культурной деятельности вызвано комплексом потребностей и побуждений, зависящих от характера его жизнедеятельности.

Второй принцип обусловлен вторичностью социально-культурной деятельности по отношению в ведущей - воинской деятельности. Он формулируется следующим образом: социально-культурная деятельность как часть воинской деятельности направлена на решение целей и задач последней и должна быть полностью им адекватна.

Социально-культурная деятельность отличается личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуума, определяемые его биологическими и психологическими особенностями. Эта деятельность может быть как индивидуальной, так и коллективной. Чаще всего она является совместной и имеет определенные социально-психологические закономерности, которые характерны для так называемых малых социальных групп.

Кроме того, социально-культурной деятельности присуща целенаправленность. Именно сознательно поставленная цель обеспечивает продуманность действий, выбор способов и средств достижения цели, последовательность действий личности. Социально-культурная деятельность носит гуманистический, культурологический и развивающий характер, поскольку в основе она имеет социальные, культурные и психологические цели.

Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы.

В связи с этим выделяются следующие типологические уровни социально-культурной деятельности:

-творческий, для которого характерно преобладание творческих моментов в деятельности;

-репродуктивно-творческий, когда человек открывает для себя новое, что объективно не является новым;

-репродуктивный, когда осуществляется простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т. п.

По мнению военных психологов, «...общественная активность воинов является неотъемлемой частью воинской деятельности. Ее характеризуют участие в работе кружков художественной самодеятельности, занятия спортом, техническим, литературным и художественным творчеством. Она имеет многоцелевое предназначение, прежде всего, служит существенным дополнением к другим видам воинской деятельности в плане развития мотивационно-целевой сферы воина...»[14].

Человек является существом деятельным, но он не просто реагирует на окружающую среду, а познает ее в процессе практики и отражает в художественном творчестве - произведениях искусства, рисунках, поделках, музыкальном и вокальном исполнении. Его деятельность как субъекта творчества определяют объективные условия жизни, порождающие систему потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентации, которую в дальнейшем мы будем называть мотивационной сферой личности. Реальные условия окружающей социально-культурной среды переходят на субъективный, личностный уровень.

Армейская социально-культурная среда, стимулирующая или сдерживающая развитие культуры, способствует формированию у военнослужащего мотивационного механизма, побуждающего или подавляющего творчество. В качестве объективных данных этого процесса могут выступать: отношение к военной службе, уровень дисциплинированности, служебная и социальная активность военнослужащих, а также социальный статус и исполняемые роли.

Теоретические выводы научных публикаций по общей, социальной психологии, психологии труда и управления легли в основу психологического анализа социально-культурной деятельности.

Потребности рассматриваются в науке применительно к личности как исходные побудители ее деятельности, отражающие объективные условия существования индивида и являющиеся одной из наиболее важных форм его связи с окружающим миром. Оптимальным вариантом считается соответствие потребностей и возможностей их удовлетворения. Несоответствие окружающей социокультурной среды реальным потребностям военнослужащих ведет к развитию альтернативных видов их активности, и не только творческих.

Опыт показывает, что низкий уровень социально-культурной деятельности ведет к развитию деструктивных процессов в воинских коллективах, культурной деградации личности военнослужащих. Ценностные ориентации военнослужащих в культуре значительно определяют содержательный аспект потребностей, интересов и мотивов их воинской деятельности.

Отражаясь в сознании человека, потребности и интересы преломляются через его ценностные ориентации и приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Мотив - обязательный компонент социально-культурной деятельности. Он побуждает ее участников к созданию и распространению культурных ценностей, а творческий воинский коллектив - к совместной деятельности. Мотив соотносится с общей целью социально-культурной деятельности. Особое значение имеет соотнесение мотива групповой творческой деятельности с индивидуальными мотивами ее участников[15].

Желание удовлетворить эстетические потребности зрительской аудитории, доставить военнослужащим удовольствие от концерта или другого культурного мероприятия, повысить их эмоциональный настрой служит мотивом деятельности культурно-досугового коллектива, а удовлетворение потребностей в самовыражении, самоутверждении и творческом общении участников концертной программы является их индивидуальным мотивом. Гармонизация групповых и индивидуальных мотивов - важное условие повышения эффективности социально-культурной деятельности творческого воинского коллектива.

Цель социально-культурной деятельности – это идеально представленный будущий результат, которого стремится достичь личность, творческая группа, военное руководство. Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи.

К нормативно закрепленным задачам социально-культурной деятельности в ВС РФ относятся[16]:

1)воспитание средствами культуры и искусства у личного состава беззаветной преданности своему народу и Отечеству, верности конституционному и воинскому долгу;

2)духовная мобилизация военнослужащих на успешное решение задач, военной службы и неуклонное выполнение требований воинской дисциплины;

3)организация полноценного досуга личного состава в целях поддержания на должном уровне его физического и морально-психологического состояния;

4) приобщение военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей к национальным и культурным общечеловеческим и нравственным ценностям, самодеятельному творчеству.

Взаимодействие всех названных психологических элементов, пробуждающих творческую активность военнослужащих, членов их семей, воинских коллективов, образует мотивационный механизм социально-культурной деятельности, или мотивационную сферу. Мотивационный механизм реализуется в конкретной деятельности, смысл которой заключается в достижении определенного социально-культурного результата. Процесс достижения результата нам представляется следующим образом: потребности культурного развития преобразуются в интерес, а интерес - в мотив (желание самовыразиться) для достижения цели. Все они в совокупности с ценностными ориентациями могут выступать в качестве мотивов конкретной культурной деятельности, т. е. внутренних побудителей активности субъекта творчества.

В психологической теории деятельности исходными единицами анализа являются предметные действия и операции. Действия участников социально-культурной деятельности - это элементы, которые направлены на выполнение текущих задач совместной творческой деятельности. В качестве совместных действий членов творческого воинского коллектива выступают разучивание на репетициях и исполнение в ходе концертных представлений эстрадных номеров, песен, танцев и т. п. Индивидуальные действия участников социально-культурной деятельности, в свою очередь, состоят из совокупности моторных, звуковых, обучающих и управленческих операций и операций эстетического восприятия.

Результат завершает психологическую структуру социально-культурной деятельности. Общим результатом совместной деятельности членов творческого воинского коллектива является проведение концертного представления и иное достижение конкретной творческой цели. Результат всей социально-культурной деятельности в воинской части выполнение ее нормативных задач (воспитание, духовная мобилизация, организация досуга и приобщение личного состава к мировым культурным ценностям).

Психологическим результатом социально-культурной деятельности следует считать наличие у военнослужащих достаточного уровня социально-культурной адекватности - соответствия субъективного образа воинской деятельности, сформированного в результате социально-культурной деятельности, ее действительному образу[17].

Социально-культурная деятельность становится единой, целостной системой в результате установления социальных связей между ее участниками и реализации их общественных отношений. В ней проявляется социальная активность личности. Благодаря взаимодействию коллективный субъект социально-культурной деятельности сохраняет свою целостность и поддерживает свою способность к совместному творческому функционированию. Предметная направленность взаимодействующих участников социально-культурной деятельности - обязательное условие формирования единого, коллективного субъекта деятельности.

Для получения более целостного представления об отношениях людей в сфере культуры и досуга необходимо рассматривать не только психологическую структуру социально-культурной деятельности, но и ее субъекта, т. е. творческую группу.

В отечественной психологии при определении структуры малой социальной группы принято рассматривать следующие ее характеристики: величину, индивидуально-психологический состав, каналы коммуникаций, распределение ролей и систему соподчиненности. В исследуемых творческих воинских коллективах можно с большой долей уверенности проанализировать только две из вышеперечисленных характеристик. Это - средняя величина группы и система формальной соподчиненности (формальная структура группы). Остальные характеристики (индивидуально-психологический состав, каналы коммуникаций, распределение ролей) могут быть определены только после проведения специального социально-психологического исследования.

Эффективность социально-культурной деятельности в ВС РФ отражает соответствие результата деятельности предъявляемым к ней нормативным (государственным, военного командования) или социальным требованиям. Она может быть оценена по следующим критериям: количественному - количество проведенных культурных мероприятий или выполняемость плана работы, количество участников деятельности; качественному - решение нормативных задач деятельности, тематическое и жанровое разнообразие мероприятий, наличие социально-культурной адекватности у военнослужащих; критерию удовлетворенности культурных потребностей участников (субъектов и объектов) деятельности.

Психологическая концепция социально-культурной деятельности в ВС РФ включает в себя модель, механизмы, особенности процессов организации деятельности и проведения социально-культурного влияния, особенности субъекта и процесса его подготовки, а также выработку показателей для исследования ее результата[18].

Психологическая модель социально-культурной деятельности в ВС РФ - научно обоснованный с психологической точки зрения образец организации и проведения социально-культурных мероприятий с военнослужащими с целью формирования их социально-культурной адекватности. Ее структурными компонентами являются: субъекты, объекты, принципы, закономерности, процессы организации и проведения, процессы воздействия основных технологий социально-культурной деятельности, механизмы взаимодействия сфер психики ее участников, психологические и социально-психологические условия осуществления и психологический результат.

Обоснование психологических особенностей субъекта и объекта социально-культурной деятельности предусматривает изучение ведущих потребностей и мотивов, а также целей на социальном, социально-психологическом и личностном уровнях. Для организации эффективного социально-культурного влияния на военнослужащих большое значение имеют механизмы взаимодействия сфер психики объектов социально-культурной деятельности.

Психологические особенности объектов и субъектов, а также процессов организации и проведения деятельности, процессов социально-культурного влияния создают предпосылки для формулирования психологических тенденций и закономерностей. Выработка показателей для исследования результата социально-культурной деятельности (социально-культурной адекватности) подведет итог научного обоснования ее психологической модели.

Под психологическими механизмами социально-культурного влияния нами понимается взаимозависимое влияние эмоционально-чувственной, познавательной и мотивационно-волевой сфер (при, приоритетном значении первой) психики военнослужащего в целях достижения им состояния социально-культурной адекватности. Предполагается функционирование психологических механизмов убеждения, подражания, внушения и заражения в процессах приобщения к ценностям воинской службы, мотивации адекватного поведения и деятельности военнослужащих средствами культуры и искусства и их социально-культурной идентификации[19].

Исходя из особенностей психологического влияния, основные технологии и формы социально-культурной деятельности следует подразделять: на ценностно-ориентационные (культурно-воспитательные), мотивационные (побуждающие), когнитивные (познавательно-развивающие), рекреационно-реабилитационные (восстановления сил), позитивно-эмоциональные (развлекательные), нормативно-поведенческие (ритуально-обрядовые).

Обоснование психологических особенностей субъектов социально - культурной деятельности и процесса их подготовки следует осуществлять на основе изучения психических качеств личности, содержания обучения, воспитания и развития, организации процесса психологической подготовки.

Итак, сделаем наиболее ключевые выводы по данному разделу:

психологическая концепция социально-культурной деятельности в ВС РФ базируется на системе идей и знаний, раскрывающих возможности эффективной организации и проведения в воинских частях и подразделениях, военных учреждениях культуры мероприятий по созданию и распространению культурных ценностей, формированию мировоззрения, социально-культурной адекватности психики, удовлетворению культурных потребностей, развитию творческих способностей и снятию психической напряженности среди военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей;

-исследование психологической модели социально-культурной деятельности в ВС РФ осуществляется с целью подтвердить ведущую роль эмоциональных факторов в социально-культурном воздействии и формировании социально-культурной адекватности военнослужащих;

-специфичными психологическими принципами социально-культурной деятельности в ВС РФ являются принципы потребностно-мотивационной детерминации и военно-деятельностной адекватности. Имеется три типологических уровня социально-культурной деятельности: творческий, репродуктивно-творческий и репродуктивный;

-психологическим результатом социально-культурной деятельности следует считать наличие у военнослужащих достаточного уровня социально-культурной адекватности - соответствия субъективного образа воинской деятельности, сформированного в результате социально-культурной деятельности, ее действительному образу (идеалу). Уровень социально-культурной адекватности выступает критерием оценки эффективности социально-культурной деятельности;

-социально-культурная деятельность предполагает: наличие творческой целесообразности; побуждения (мотивировки) к совместному творчеству; управления творческой деятельностью; стремления участников к активному творческому общению; специфики процессов функционального взаимодействия членов коллектива;

-предполагается функционирование психологических механизмов убеждения, подражания, внушения и заражения в процессах приобщения к ценностям воинской службы, мотивации адекватного поведения и деятельности военнослужащих средствами культуры и искусства и их социально-культурной идентификации.

Раздел 2. Психологические механизмы влияния форм социально-культурных мероприятий в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации

С. И. Ожегов определяет понятие «воздействовать» как «...оказав влияние, добиваться необходимого результата». Под «влиянием» понимается совокупность действий, приемов и способов активности, направленной со стороны субъекта на объект влияния с целью достижения необходимого результата[20].

Принято выделять четыре механизма психологического воздействия: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение. Это один из древнейших способов интеграции групповой деятельности. Его проявления бесконечно многообразны и присущи всем историческим этапам человеческого развития. Это, например, ритуальные танцы и массовые психозы, захватывающие большие группы людей и характерные, прежде всего, для Древнего мира. Но вместе с тем знания механизма заражения использовались и фашистской пропагандой, которой была разработана даже особая концепция повышения эффективности воздействия на аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения (экстаза).

В самом общем виде заражение можно определить как бессознательную подверженность индивида определенным психическим состояниям[21]. Этот механизм заключается в передаче «эмоционального настроя» и характеризуется некритичностью принятия передаваемой информации: индивид не испытывает преднамеренного давления, а усваивает образцы чьего-то поведения бессознательно.

Многие исследователи констатируют наличие «реакции заражения», при которой эмоциональное состояние группы, многократно отражаясь, усиливается. Такой эффект характерен, прежде всего, для неорганизованной общности (толпы), когда вследствие указанной реакции, например, тревога усиливается до паники.

Мера, в которой различные группы поддаются заражению, прямо зависит от темперамента, типа нервной системы, психофизиологических качеств, пола, возраста, уровня общего развития, степени самосознания каждого индивида, а также общности их оценок и установок. Совокупный уровень этих критериев составляет предпосылку для приведения в действие рассматриваемого механизма и определяет его эффективность.

«На начальных этапах человеческой истории заражение играло большую роль, чем в современном обществе». При этом «…чем выше уровень общественного развития, тем критичнее отношение индивидов к силам, автоматически увлекающих их на путь тех или иных поступков или переживаний, и тем слабее действие механизма заражения»[22].

Традиционно в социальной психологии феномен заражения рассматривался как фактор антисоциального и неорганизованного поведения, однако он может иметь место и при массовых социальных и вполне сознательных действиях (например, в ходе митингов). Интерпретировать такие действия только с точки зрения заражения неверно, но, тем не менее, этот механизм надо обязательно учитывать в числе прочих факторов[23].

Таким образом, рост самосознания и уровня образованности индивидов не исключает психического заражения. И с учётом нестабильности современного общества определяет актуальность применения и исследования этого социально-психологического механизма.

Внушение (суггестия) - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей, при котором на основе некритического восприятия информация передаётся от субъекта воздействия (суггестора) к объекту (суггеренду)[24].

Рассмотрим отличия механизмов внушения и заражения.

1.  Внушение не предполагает идентичности эмоций суггестора и суггерендов; а заражение, прежде всего, сопряжено с переживанием субъектом и объектом общего психического состояния.

2.  Оно, в отличие от заражения, строго персонифицировано и характеризуется исключительно односторонней направленностью.

3.  Внушение, как правило, носит вербальный характер, а при заражении используются и невербальные средства (восклицания, ритмы и прочее).

Внушение происходит по следующей схеме: анализаторы, участвующие в актах восприятия внушения, действуют рефлекторно и передают сигналы с периферии в центр нервной системы, настраиваясь на то, чтобы лучше отбирать поступающую информацию. При этом внушение может осуществляться по различным каналам восприятия информации, что даёт возможность классифицировать его по данному признаку.

Важную роль в этом процессе играет внушаемость суггерендов - их индивидуальная некритическая податливость. Она состоит в обратной зависимости от их возраста, физического состояния и самочувствия. Но решающим фактором результативности внушения является авторитет суггестора. Ещё Платон отмечал, что часто убеждают «…путем внушения слушателям желательного для себя мнения»[25]. При этом авторитет суггестора выполняет функцию косвенной аргументации и вызывает «эффект доверия», возникающий у суггеренда не только к его личности, но и к представляемой им социальной группе.

Это свидетельствует о социальном характере механизма внушения и позволяет современной науке выделять понятие «социальная суггестия». Данный феномен тесно связан с проблемами социальной перцепции (общения как процесса познания людьми друг друга), в котором значительную роль играет предшествующая восприятию (заданная или сложившаяся) социальная установка.

В прикладном плане исследование суггестии имеет наибольшее значение для пропаганды и рекламы. Этот психологический механизм используется как метод психопрограмирования. Но особенно очевидным является применение его в области рекламы для создания имиджа - специфического образа воспринимаемого предмета, который подчёркивает его положительные стороны, а отрицательные делает менее заметными и тем самым выполняет функции звена в общем механизме суггестии.

Убеждение - способ сознательного психологического воздействия, направленный на то, чтобы превратить сообщаемую индивиду или группе лиц информацию в систему установок и принципов их личности[26].

Несмотря на то, что эффекты внушения и убеждения связаны с влиянием на мотивационно-ценностную сферу личности, эти понятия различаются:

1.  Убеждение, построено на том, чтобы добиться от индивида согласия. А внушение состоит в простом принятии готовых выводов.

2.  При убеждении индивид приходит к этим выводам сам, используя средства логики; а внушение, прежде всего, связано с «эффектом доверия» и ни в каких обоснованиях не нуждается.

3.  Убеждение - элемент такой высокой степени активности взглядов и представлений человека, что его результатом может стать даже бессознательное поведение. А эффектом внушения являются преимущественно автоматические и не всегда сознательные поступки как реакция на внешнее воздействие.

Таким образом, внушение носит преимущественно эмоционально-волевой, а убеждение – интеллектуальный характер. Относительность границы между этими видами воздействия обнаруживается в их результате и состоит в степени активности, проявляемой индивидом в процессе переработки предложенной информации.

Отсюда следует, что его интеллектуальный уровень напрямую определяет эффективность или даже саму возможность применения такого механизма. Поэтому исторически убеждение (как способ психологического воздействия) стало применяться в социальной практике значительно позже, чем механизмы социально-психологического заражения и внушения.

Эффективность убеждения напрямую зависит от заинтересованности объекта в осмыслении предлагаемой информации, что в свою очередь свидетельствует о предрасположенности к её принятию.

Как отмечалось, под влиянием убеждения поведение индивида может приобрести бессознательный характер. Такой результат свидетельствует о высокой прочности сформированных у него взглядов и достигается постепенно, по мере слияния переданной ему информации со всеми другими важнейшими компонентами структуры личности.

Н. А. Добролюбов писал: «…Убеждение и знание только тогда можно считать истинным, когда оно проникло внутрь человека, слилось с его чувством и волею, присутствует в нем постоянно, даже бессознательно, когда он вовсе о том и не думает»[27].

В этом же смысле о закономерности перехода от стадии сознательного убеждения к бессознательной привычке, говорил и А. С. Макаренко: «Настоящая этическая норма становится действительной только тогда, когда ее «сознательный» период переходит в период общего опыта, традиции, привычки, тогда эта норма начинает действовать быстро и точно, поддержанная сложившимся общественным мнением и общественным вкусом».

Этим убеждение как способ социально-психологического воздействия отличается как от системы формально-логических доказательств и морализирования, так и от способов простого заражения или возбуждения психического состояния окружающих.

На основании изложенного для наибольшей эффективности рассматриваемого механизма можно сформулировать следующие рекомендации[28].

1.  Убеждение следует строить с учетом индивидуальных особенностей и интеллектуальных возможностей убеждаемого.

2.  Оно должно быть логичным: последовательным и доказательным.

3.  При этом необходимо использовать не только обобщенные положения, но и конкретные примеры.

4.  Во избежание сомнения в истинности вывода одинаково известные собеседникам факты следует анализировать.

5.  Средства логики нужно сочетать с другими (прежде всего эмоциональными) средствами психологического воздействия.

6.  Убеждая других, воспитатель сам должен верить в то, что он сообщает.

Таким образом, убеждение как социально-психологическое явление представляет собой специфический компонент как структуры воспитуемый личности, так и способа организационного воздействия на психику человека.

В современных условиях уровень интеллекта и активности человека растёт, поэтому в практике регулирования человеческих отношений методы убеждения (в сравнении с методами принуждения) становятся основными. Это определяет актуальность применения и исследования рассматриваемого социально-психологического механизма.

Подражание также относится к механизмам, способам влияния людей друг на друга. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения. Однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не принятие, а простое воспроизведение черт поведения другого человека или группы лиц[29].

В своей теории подражания Г. Тард впервые определил роль этого социально-психологического механизма. Он считал его фундаментальным принципом развития и существования общества, рассматривая как частный случай общего «мирового закона повторения». И если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе – через подражание[30].

Данный механизм носит не произвольный характер: его можно рассматривать как «род гипнотизма», когда осуществляется «воспроизведение одного мозгового клише чувствительной пластиной другого мозга».

На основе этого общественные конфликты, объясняются как противоречия между возможными направлениями подражания. В этом природа социальных конфликтов подобна природе конфликтов в индивидуальном сознании (когда человек, выбирая образец поведения, просто испытывает колебания).

Но, вместе с тем, подражание наряду со слепым абсолютным повторением чужого поведения также предполагает и творческое воспроизведение.

Различаются несколько форм подражания: логическое и нелогическое; внутреннее и внешнее; подражание-мода и подражание-обычай; внутриклассовое подражание и подражание одного класса другому.

Такое разделение также свидетельствует о его социальном характере и позволяет выделить следующие тенденции. Подражания осуществляются от низшего к высшему и от внутреннего к внешнему. То есть ниже стоящие, по социальному статусу, слои общества подражают выше стоящим (провинция – центру, дворянство – королевскому двору); при этом внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние (сначала подражают духу религии и только потом участвуют в обрядах).

Н. Миллер, Д. Доллард и А. Бандура выделили три возможных следствия механизма подражания[31]:

1.  Возникновение у подражающего новых реакций;

2.  Усиление или ослабление содержания его поведения;

3.  Актуализация ранее известных образцов поведения подражающего.

То есть способы подражания могут проявляться в различных ситуациях и выступают в тесной связи с механизмами заражения и внушения. Подражание есть не только автоматическое и бессознательное повторение заданного образца – это более сложное социально-психологическое явление, предполагающее не только слепое копирование, абсолютное повторение, но и творческое воспроизведение того или иного примера.

Таким образом, существует 4 психологических механизма, используемых при социально-культурном воздействия на военнослужащих: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение – это бессознательное воспроизведение объектом эмоционального состояния других людей на основе сопереживания в условиях массового взаимодействия.

Под внушением понимается одностороннее произвольное влияние субъекта на объект с целью мотивации последнего на определенные действия, формирование у него определенных представлений или ввода его в определенное эмоциональное состояние на основе некритического отношения к данному влиянию самого объекта.

Убеждение – это осознанное, аргументированное, логически и фактически обоснованное влияние на систему взглядов и представлений, а также на мотивационно-ценностную сферу другого человека.

Подражание - это освоение объектом формы поведения другого человека на основе сознательного или бессознательного сравнения с ним.

Рассмотрим особенности применения описанных психологических механизмов социально-культурного воздействия в процессе социально-культурной деятельности, в целом.

Механизм заражения в ходе осуществления воинской деятельности может играть как положительную, так и отрицательную роль.

К примеру, формируя у воинов в боевой обстановке состояние эмоционального подъема, психическое заражение становится фактором их социального сплочения. Но при выходе из-под контроля этот механизм может вызвать «эффект толпы»: появится тревога, паника - и, как следствие, «потеря воли к борьбе, бегство от действительной или мнимой опасности, прекращение взаимодействия и временный кризис морально-психологической устойчивости».

В ходе социально-культурной деятельности, используя специфику средств культуры и искусства, можно сформировать оптимальную модель управления механизмом психологического заражения военнослужащих[32].

Их специфика заключается в возможности применения эмоциональных сочетаний слов, инфразвуков и музыки, кинетических действий и колебаний, закономерностей восприятия цвета и формы. При этом следует рассчитать продолжительность, направление, условия и силу воздействияиспользуемых форм и средств.

Например, применяя отрывки из классических музыкальных произведений, можно повысить степень заражаемости аудитории. «К таким произведениям следует отнести «Поэму экстаза» А. Скрябина; «Весну священную» И. Стравинского; увертюру «1812 год» П. Чайковского; «Так говорил Заратустра» Р. Штрауса; «Гибель богов» Р. Вагнера; симфоний: № 8 Г. Малера и А. Брукнера, № 3 С. Прокофьева, № 2 Д. Шостаковича»[33].

По мнению Б. Г. Ананьева, В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, А. С. Догеля, И. П. Павлова и Б. М. Теплова, «результатом эстетической реакции на воздействие искусства может быть вхождение человека в состояние катарсиса - сильного эмоционального потрясения, связанного с глубинной перестройкой личности»[34].

Один из законов Ч. Дизренса гласит, что «художественное произведение производит эстетическое действие только на тех людей, душевные особенности которых воплощены в его эстетических свойствах»[35].

Но для того, чтобы часть культурной программы стала источником спиралеобразного самовозбуждения всей аудитории и вызвала массовые импульсивные реакции, она должна затронуть интересы «критического числа» её участников - «детонаторов» запуска механизма заражения.

Их количество зависит от их темперамента и половой принадлежности: эффективнее всего заражению поддаются сангвиники, слабее – холерики; мужчин должно быть не мене двух, женщин - достаточно одной (при минимальном количестве зрителей в закрытом помещении не менее 50-ти).

Таким образом, при использовании заражения главную роль играют следующие факторы:

1.Психологические, психофизиологические и физические параметры критического влияния голоса, слов, звуков, музыки, двигательных реакцийна заражаемость аудитории;

2.Продолжительность, направление, условия и силу воздействияиспользуемых форм и средств;

3.Общеечисло его участников;

4.Критическое число участников-«детонаторов»;

5.Тип их темперамента и половую принадлежность.

Метод психологического внушения.Специфика использования внушающего воздействия на поступки военнослужащих впервые была подмечена и отражена французским офицером Генерального штаба доктором А. Гоше в «Очерке психологии войсковой части и командования». Он писал «Сила слов совершенно не зависит от их действительного значения, а обуславливается только выразительностью рисуемого ими образа. Ведь иногда сильнее всего действуют слова, смысл которых почти совсем необъясним. Слово - не более, как кнопка, которую стоит только нажать, чтобы появился желаемый образ»[36].

Используя внушение как механизм социально-культурного воздействия можно достичь следующих целей: ввести военнослужащих в определенное эмоциональное состояние; побудить их к определенным действиям или поведению; сформирование у них определенные точки зрения, представления.

Влияние отдельных культурно-досуговых мероприятий (кинофильмов, ритуалов, обрядов) с определенной долей вероятности можно отнести к внушению: в ходе разворачивающегося действия происходит настройка психики человека на безусловное восприятие и принятие в качестве своих идей, представленных в образах проводимого мероприятия.

Данный механизм основан на том, что в момент восприятия произведений культуры и искусства, решающее значение в работе головного мозга отводится правому полушарию, отвечающему за образное мышление человека. Возбуждение правого полушария вызывает реакцию торможения левого полушария, отвечающего за логическое и абстрактное мышление.

Таким образом, человек временно перестает критически анализировать ситуацию и он подчиняется образам, интуитивным озарениям, эмоционально окрашенным ожиданиям, предчувствиям, иллюзиям.

Внушающее воздействие социально-культурной деятельности на психику военнослужащих представляется в виде следующей модели[37]. Образы, искусственно формируемые в ходе культурной программы, вызывают сильное эмоциональное возбуждение психики человека. Данное эмоциональное возбуждение отключает (снижает) критичность его логического мышления. Каналы восприятия информации готовы к безусловному восприятию любой информации, исходящей от субъекта возбуждения.

Так, сверхидеи, заложенные сценаристом и режиссером в логические образы культурной программы, начинают активно восприниматься объектом воздействия как свои собственные. Внушающее воздействие чаще оказывается не на познавательную, а сразу на эмоциональную и мотивационную сферы психики людей.

Таким образом, при использовании внушения главную роль играют:

1.  выразительность применяемых средств воздействия;

2.  правильное использование психофизических особенностей человека.

Методы внушения, применяемые в ходе организации социально-культурной деятельности, классифицируются на вербальные, невербальные, комплексные.

Наибольшую силу внушения на военнослужащих имеют такие средства культурного воздействия как слова, музыка, эмоциональные образы героев кинофильмов, спектаклей и др. При этом ведущее значение играют такие выразительные свойства действий и операций художественного образа как громкость звука, тембр, ритм, темп, речитатив, рифма, размер, цвет, и др.<

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Методика применения механизма влияния форм социально-культурных мероприятий на эмоциональное состояние личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 522

Другие дипломные работы по специальности "Психология":

Влияние смысложизненной ориентаций супругов на удовлетворенность браком

Смотреть работу >>

Влияние условий макро - и микросреды на речевое развитие детей 5-7 лет

Смотреть работу >>

Анализ межличностных отношений в семье глазами детей старшего дошкольного возраста

Смотреть работу >>

Влияние профессиональной деятельности супругов на конфликтность в семье

Смотреть работу >>

Организационно-психологические условия успешности адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии

Смотреть работу >>