Дипломная работа на тему "Экономико-психологическая характеристика личности, эмоциональный компонент субъективного благополучия и особенности отношения к деньгам"

ГлавнаяПсихология → Экономико-психологическая характеристика личности, эмоциональный компонент субъективного благополучия и особенности отношения к деньгам




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Экономико-психологическая характеристика личности, эмоциональный компонент субъективного благополучия и особенности отношения к деньгам":


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ СОЗНАНИЮ И ОСОБЕННОСТЯМ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ

1.1 Экономическое сознание как представление и отношение личности к экономическим объектам

1.1.1 Экономическая идентичность, ее структура

1.1.2 Су бъективное восприятие экономики. Экономическое благополучие

1.2 Деньги как объект психологических исследований

1.2.1 Отношение к деньгам как психологическая категория

1.2.2Факторы, влияющие на отношение к деньгам

1.2.3 Социокультурные особенности отношения к деньгам у россиян

1.2.4 Отношение к деньгам у разных социальных групп

1.3 Специфика организационной деятельности государственных и коммерческих структур

Выводы по теоретической главе

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1 Процедура исследования

2.2 Анализ и интерпретация исследования экономико-психологических особенностей отношения к деньгам и субъективного благополучия у сотрудников государственной и коммерческой организаций

2.2.1 Описание результатов исследования экономико-психологических характеристик сотрудников государственной и коммерческой организаций

2.2.2 Исследование количественных и качественных особенностей отношения к деньгам у сотрудников государственной и коммерческой организаций

Заказать написание дипломной - rosdiplomnaya.com

Специальный банк готовых защищённых на хорошо и отлично дипломных работ предлагает вам написать любые проекты по нужной вам теме. Высококлассное написание дипломных работ по индивидуальным требованиям в Туле и в других городах РФ.

2.2.3 Диагностика эмоционального компонента субъективного благополучия у сотрудников государственной и коммерческой организаций

2.3 Анализ и интерпретация результатов особенностей взаимосвязи экономико-психологических характеристик и отношения к деньгам с эмоциональным компонентом субъективного благополучия у сотрудников государственной и коммерческой организаций

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы определяется переходом нашей страны к рыночной экономике, а также возросшими требованиями к высокой экономической эффективности граждан. Одним из результатов этого перехода является то, что экономические представления и отношение к деньгам россиян трансформируются, так деньги стали занимать более важное место в сознании, чем несколько лет назад, они перестали быть абстрактным средством для регулирования человеческих отношений. В экономическое сознание плотно вошли такие понятия как собственник, экономический риск и экономическая активность, отношение к богатым и бедным, су бъективное отнесение себя к тому, или иному классу. Все это является определяющим и в определении себя как благополучной/неблагополучной личности. Уровень субъективного благополучия, а также сопутствующие ему показатели в свою очередь взаимосвязаны с экономическим сознанием, субъективным представлением о своих экономических возможностях, желаниях и целях. Данная система координат оказывает влияние на все социальные группы российского общества.

Вместе с тем, переход к рыночной экономике привел к трансформации экономической среды, возникновению различных форм собственности, финансовому расслоению общества и как следствие, к дифференциации экономического сознания и экономических отношений, в том числе к появлению различных социально-психологических типов людей по отношению к деньгам. Для одних деньги - цель жизни, для других - условие существования.

В связи с этим одним из актуальных направлений психологических исследований является изучение экономико-психологических особенностей отношения к деньгам и субъективного благополучия у представителей государственных и коммерческих структур. Ведь экономическая стабильность в стране напрямую зависит от грамотных решений, которые принимает власть. Связующим звеном между государством и обществом являются государственные служащие, от нравственных качеств которых зависит авторитет власти. Профессия госслужащего имеет свои особенности, одной из которых является получение гарантированного денежного содержания, которое, даже если будет уменьшена какая-то его часть, изменится несущественно. Понимание ценностей и профессиональных ориентаций госслужащих невозможно без учета их экономического сознания, отношения к деньгам и показателей их субъективного благополучия. С другой стороны, важность рассмотрения коммерческих структур исходит из их положения в обществе. Преобладание организаций такого типа на современном рынке позволяет говорить о преобладании их роли в экономической ситуации, и результаты исследований экономико-психологических характеристик, эмоционального компонента субъективного благополучия и представлений о роли денег у представителей позволит более четко регулировать отношения между бизнесом и обществом в целом.

Исходя из вышесказанного, именно отношение к деньгам и су бъективное благополучие являются определяющими и важными компонентами экономического сознания групп и конкретных людей. Поэтому, мы считаем необходимым расширить существующее понимание природы и факторов экономико-психологических характеристик у представителей государственных и коммерческих структур.

Цель работы: выявление и описание экономико-психологических особенностей отношения к деньгам и субъективного благополучия у сотрудников государственной и коммерческой организаций.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

1.  Теоретическое рассмотрение экономического сознания как представлений и отношений личности к экономическим объектам;

2.  Осуществить теоретический анализ основных социально-психологических подходов в исследовании отношения к деньгам;

3.  Провести теоретический анализ субъективного благополучия как компоненты экономического сознания;

4.  Рассмотреть специфику организационной деятельности коммерческих и государственных структур;

5.  Исследовать экономико-психологические характеристики у сотрудников государственной и коммерческой организаций;

6.  Исследовать и описать особенности отношения к деньгам у сотрудников государственной и коммерческой организаций;

7.  Провести диагностику уровня и особенностей субъективного благополучия у сотрудников государственной и коммерческой организаций;

8.  Выявить особенности взаимосвязи экономико-психологических характеристик личности, эмоционального компонента субъективного благополучия и отношения к деньгам у сотрудников государственной и коммерческой организаций.

Предмет: экономико-психологические характеристики личности, эмоциональный компонент субъективного благополучия и особенности отношения к деньгам.

Объект: сотрудники государственной и коммерческой организаций, общая выборка составила 53 человека, в том числе 26 сотрудников государственного предприятия, 27 сотрудники ОАО.

Общая гипотеза:

Сотрудники государственной и коммерческой организаций различаются по экономико-психологическим особенностям отношения к деньгам, а так же по уровню субъективного благополучия.

Частные гипотезы:

1.  У сотрудников коммерческой организации в большей степени преобладают установки на удовлетворение экономических потребностей, деловую активность, желание быть собственником, по отношению к деньгам, экономическому риску, чем у сотрудников государственной;

2.  Сотрудники коммерческой организации имеют более прагматичное отношение к понятию «деньги», чем сотрудники госпредприятия.

3.  Показатели субъективного благополучия ниже у сотрудников коммерческой организации;

4.  Чем выше уровень экономико-психологических характеристик, тем показатели субъективного благополучия ниже;

5.  Отношение к деньгам связано с экономико-психологическими характеристиками и субъективным благополучием.

Методы:

Методы сбора данных: Стандартизированная программа исследования экономико-психологических характеристик личности А. Л. Журавлева и Н. А. Журавлевой; программа исследования отношения личности к деньгам Е. И. Горбачевой и А. Б. Купрейченко; «Шкала субъективного благополучия» (шкала СБ) Perrudet –Badoux, Mendelssohn и Chiche. Автор русскоязычной адаптации В. М.Соколова

Методы обработки данных: Частотный и описательный анализ данных, таблицы сопряженности (χ2), непараметрические критерии: для сравнения двух независимых выборок Манна-Уитни, ранговый коэффициент корреляции Спирмена, факторный анализ, качественный анализ данных (контент-анализ). При обработке результатов использовался статистический пакет SPSS ver.18.

Научная значимость: данная работа позволит обогатить предметное поле экономической психологии с точки зрения специфики экономико-психологических характеристик, отношения к деньгам и показателей субъективного благополучия представителей государственных и коммерческих структур в социокультурных условиях российской провинции.

Практическая значимость: Полученные результаты исследования могут быть использованы институтами власти и управления при разработке социальных проектов и финансовой политики.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ СОЗНАНИЮ И ОСОБЕННОСТЯМ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ

1.1 Экономическое сознание как представление и отношение личности к экономическим объектам

Экономическое сознание, проявляющееся, в частности, в субъективной оценке экономического статуса личности, в представлении и отношении личности к собственности, деньгам, экономическому риску, бедности, богатству и другим экономическим объектам является результатом социализации и профессионализации субъекта и приобретает определенную значимость в деятельности человека [42].

Экономическое сознание — одно из наиболее часто употребляемых в современных исследованиях понятий. Существуют различные интерпретации и методологические подходы к определению понятия «экономическое сознание». В зарубежной психологии принято использовать термины «экономическое мышление» и «экономическое поведение» (А. Смит, Дж. Катона, М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, В. Парето).

В отечественной социологии и психологии значительный вклад в научное осмысление экономического, сознания, его сущность внесли Л. Н. Абалкин, К. А. Улыбкин, А. К. Уледов, Ж. Т. Тощенко, В. Э. Бойко, которыми экономическое мышление, идеология и психология рассматриваются как одна из основных форм отражения существующих экономических отношений и как результат социализации человека [42].

Экономическое сознание, являясь по своей природе феноменом социально-психологическим, выполняет две важнейшие функции в жизнедеятельности личности.

- Во-первых, этот феномен отражает социально-экономические условия жизни, экономическую макро - и микросреду.

- Во-вторых, он выступает одним из психологических регуляторов экономического поведения человека в социальной среде.

В рамках социальной и экономической психологии экономическое сознание предлагается рассматривать как частную форму индивидуального или группового сознания, заключающуюся в разных формах знания индивидуального или группового субъекта о различных экономических объектах и его отношении к этому знанию.

В целом экономическое сознание является производным компонентом категории «социализация», так как оно развивается и формируется в рамках определенных социальных условий, детерминированных информационными, экономическими, психологическими воздействиями внешней (профессиональной, воспитательной, образовательной) среды.

Встречающиеся в литературе определения экономического сознания немногочисленны. А. В. Филипповым и С. В. Ковалевым экономическое сознание понимается как «высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком» [37].

В понимании А. К Уледова, «экономическое сознание есть продукт отражения людьми экономических условий жизни, деятельности и отношений в виде экономических идей и взглядов, теорий и концепций и других духовных образований, общих для классов, социальных групп, всего общества и выражающих их отношение к экономической действительности в каждый конкретный исторический момент» [38].

Наиболее важным и недостаточно разработанным вопросом является, безусловно, структура экономического сознания.

Его основные элементы были систематизированы О. С. Дейнека с опорой на теоретическую схему функциональной структуры сознания, предложенную В. А. Ганзеном [1]:

а) ощущения и восприятие в экономической сфере; б) чувства и эмоции в экономической сфере; в) экономическое мышление, экономические представления; г) экономические нормы, интересы, экономические мотивы.

Под экономическим сознанием, включая самосознание, А. Л. Журавлев рассматривает социальные представления, установки, отношения, оценки, мнения личности или социальной группы о различных экономических объектах и явлениях [17].

Под «единицами» анализа (и соответственно, составляющими элементами) экономического сознания личности понимаются типичные осознаваемые личностью социально-психологические феномены, связанные с явлениями экономического содержания.

К таким феноменам - компонентам экономического сознания относятся следующие.

1. Представление личности о себе как об экономическом субъекте:

а) субъективно-экономический статус;

б) удовлетворенность уровнем материального благосостояния;

в) уровень экономических притязаний;

г) представление личности о своей деловой активности и удовлетворенность ее уровнем;

д) представление о своих возможностях в повышении доходов, путях (способах) их повышения.

2. Представление личности о материальном благосостоянии и богатстве, отношение к богатым и бедным людям.

3. Социальные установки личности на различные формы экономического поведения:

а) потребительского;

б) сберегающего;

в) предпринимательского;

г) инвестиционного;

д) благотворительного (спонсорского, помогающего и т. п.).

4. Отношение личности к деньгам:

а) значимость денег для личности, т. е. ценностный параметр;

б) эмоциональный компонент отношения личности к деньгам:

1) мотивационный параметр отношения личности к деньгам: сила, интенсивность желания личности иметь деньги;

2) свойство личности, проявляющееся в обращении с деньгами: жадность - щедрость;

в) поведенческий компонент отношения к деньгам: оценка субъективной значимости того или иного действия с деньгами (получать, тратить, накапливать, отдавать в рост, просто иметь на руках), т. е. наиболее предпочитаемые личностью действия с деньгами;

г) социальные представления личности о роли (модальности) денег в индивидуальной и общественной жизни;

д) социальные представления личности о функции денег в своей жизни: субъективная оценка выраженности жизненных целей личности, на достижение которых направляются денежные средства.

5. Представление личности о доходных видах деятельности.

6. Представление личности о собственнике:

а) представление о том, владельца какого вида собственности можно считать собственником;

б) степень желания быть крупным собственником.

7. Ориентации личности на экономические ценности.

К настоящему времени проведены многочисленные социально-психологические исследования в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН под руководством А. Л. Журавлева. Данные исследования посвящены анализу динамики социально-психологических феноменов в условиях социально-экономических изменений.

Это исследования отношения работников к руководителям на предприятиях с разной формой собственности (Е. Н. Сиващенко), отношения личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у предпринимателей и менеджеров) (А. Б. Купрейченко), социально-психологических качеств российских предпринимателей (Н. В. Кочеткова).

1.1.1 Экономическая идентичность, ее структура

Определяя экономическую идентичность, следует рассматривать ее как часть продукта экономического самосознания, которая представляет собой экономико-психологическую категорию, относящуюся к результату определения человеком своего положения в системе экономических отношений и, прежде всего, отношений собственности, являющихся, согласно У. Джеймсу, центральными базовыми отношениями личности [11]. Собственность – одновременно объект отношений человека, его переживаний, надежд и основа формирования личности, его экономической субъектности. Отношения собственности определяют: являются люди богатыми или бедными свободными или социально зависимыми. Отношения собственности являются важным регулятором экономического поведения человека [25, 26, 31]. Они играют важную роль в понимании сущности личности: в них осуществляется ее самореализация, которая проявляется как в деятельности, так и в отношениях к другим людям. Отношение к собственности репрезентируется в психологии человека и в особенностях его экономической идентификации. Осознание человеком своего отношения к собственности есть психологическая основа формирования его экономической идентичности как процесса осознания индивидом, с одной стороны, факта владения собственностью и объективных условий присвоения ее объектов, с другой - своих собственных возможностей (способностей, деловых свойств), внутренней силы и волевых качеств. Важной особенностью этого процесса является не только осознание индивидом объективного факта владения объектами собственности (объективный экономический статус), но и его «психологический запрос» на такое владение, устанавливающий так называемые психологические границы собственности. Отношение индивида к собственности в этом смысле выступает важной экономико-психологической характеристикой его самосознания. Уровень владения материальными благами используется первоначально для установления экономического статуса человека, а затем определяет самооценку его личностных качеств.

Как отмечает Хащенко В. А., экономическая идентичность по своей природе всегда личностно обусловлена и выступает как организующий принцип индивидуальной позиции в системе реальных экономических отношений человека в качестве экономического субъекта [40].

Особенность процесса формирования экономической идентичности заключается в том, что она является результатом социальной категоризации в биполярной системе представлений об экономических категориях «богатые - бедные люди». Существующие объективные признаки имущественного статуса человека (уровень дохода, наличие объектов собственности - недвижимости, дорогих вещей и т. п.) имеют ярко выраженный национальный, социально-экономический, культуральный, а зачастую и региональный характер, а соответствующая информация о реальном имущественном положении труднодоступна, а иногда и полностью сокрыта. Кроме того, объективные критерии дифференциации групп собственников динамичны и непостоянны. Так, уровень дохода человека может изменяться объективно, по мере роста благосостояния общества или в силу конкретных экономических или социальных обстоятельств его жизни, например, в случае переезда в другую страну на постоянное место жительства и др. Поэтому можно говорить о существовании в общественном и индивидуальном сознании более или менее определенных представлений о группах бедных и богатых людей [31].

Интенсивное применение в прикладных исследованиях понятий «уровень благосостояния», «уровень материального положения», «уровень качества жизни» человека и др. в качестве референтов его экономического статуса лишь подчеркивают важный признак феномена экономической идентичности – его континуальность. Следовательно, идентичность индивида может быть представлена в виде точки на непрерывной шкале благосостояния, заданного полюсами бедности и богатства. При этом шкала имеет выраженную субъективную природу формирования, так как основана на личных представлениях человека о богатстве и бедности. Как показывают исследования, такие представления, как базовый компонент экономического сознания личности образуют субъективную модель экономического благосостояния человека, которая характеризуется единством материальных, финансовых (граница бедности и богатства) и психологических (цели, средства, причины достижения, личные качества) категорий признаков [43].

Социально-экономические условия воздействуют на человека и воспринимаются им неоднозначно, дифференцированно, избирательно, так как опосредуются, трансформируются рядом социально-психологических и психологических явлений [14]. В этом смысле экономическая идентичность личности, уровень и структура ее наиболее значимых признаков и критериев, их иерархия определяются конкретной формой взаимодействия внешних социально-экономических условий среды и психологических факторов. В известном смысле экономико-психологический статус личности – это не столько действительное имущественное положение человека, сколько отражение его социально-экономических ожиданий. Установление личностью своего экономического статуса определяется в большей мере субъективными психологическими критериями (представлениями о богатстве и бедности, социальными потребностями, притязаниями и т. д.), чем объективным, реальным положением.

Стандарты оценки формируются не только на основе индивидуальных представлений, - в значительной мере они отражают социально-типические особенности, связанные со спецификой социально-экономической среды проживания человека в течение его жизни. Социальные нормативы стандартов уровня жизни существуют в представлениях разных социально-экономических групп населения. Эти представления играют очень важную роль, т. к. отражают реальную картину имущественной дифференциации населения, а также характеризуют социально-экономические тенденции развития общества, в частности благоприятность экономической ситуации в стране.

Осознание своей принадлежности к той или иной имущественной группе обусловлено субъективными представлениями личности о дифференцирующих признаках и учитывает величину их расхождения при определении богатых и бедных людей. Поэтому важной характеристикой экономического самосознания личности является степень биполяризованности субъективной модели экономического благосостояния человека [41].

Экономическая идентичность не совпадает по объему с так называемой «декларируемой идентичностью» – субъективно оцениваемым экономическим статусом, который чаще устанавливается эмпирически через оценку индивидом своего материального положения. Обусловлено это рядом причин:

Во-первых, экономическая идентичность предполагает осознание (оценивание, переживание и отношение) своей тождественности с конкретной социально-экономической группой собственников, определенность которой зависит от содержания экономических представлений человека и степени их дифференцированности. Это означает, что субъективный экономический статус является когнитивным компонентом экономической идентичности.

Во-вторых, совпадение понятий экономическая идентичность и субъективный экономический статус может приводить к не вполне правомерному расширительному толкованию последнего в виде экономико-психологического феномена, включающего социальные представления о себе как экономическом субъекте, переживание своей принадлежности к определенной имущественной группе и идентификацию с ней [16]. В таком понимании субъективный экономический статус личности тождествен не только понятию экономическая идентичность, но и феномену экономического Я личности, однако последнее включает в себя не только представление о своей имущественной принадлежности, но и представления индивида о собственной уникальности, т. е. личностную идентичность.

В-третьих, экономическая идентичность опирается не только на оценку человеком своего реального благосостояния, но во многом и на предпочитаемый (ожидаемый) его уровень в соответствии с экономическими притязаниями личности. Еще в 30-е гг. XX века Г. Хайман установил, что стандарты жизни, на которые равняется человек, оказываются детерминированными не столько установками тех групп, членом которых он реально является, сколько требованиями тех групп, к которым она чувствует себя принадлежащей. Именно поэтому экономическая идентичность и порождает меру удовлетворенности человека своим реальным материальным положением. Удовлетворенность материальным благосостоянием становится индикатором аффективного компонента экономической идентичности наряду с другими переживаниями личности, вызванными ее принадлежностью к определенной группе собственников. Поэтому оценка материального благосостояния и удовлетворенность им довольно часто не совпадают, но сосуществуют одновременно в сознании субъекта. Экономическая идентичность – это не только осознание своей тождественности с группой, но и ее оценка, значимость членства в ней, предполагающая наличие определенных чувств: позитивных - гордость, самоуважение, или противоположных - обида, страх, униженность, ущемленность. Модальность субъективного отношения зависит от степени удовлетворенности насущных материальных, социальных и духовных потребностей личности и ее социального статуса в обществе.

Особенностью экономической идентичности является опережающая реальную картину экономического благосостояния личности ее экономическая направленность, т. е. ориентированность на перспективу. Это связано с экономическими ожиданиями и притязаниями личности. Кроме того, включенность личных представлений о собственном идеальном благосостоянии в структуру смыслообразующих ориентации жизни человека определяет не только уровень личного материального благосостояния, но и его роль как инструментальных (средства) или терминальных (цели) ценностей жизни. Иными словами, экономическая идентичность индивида должна пониматься как результат процесса активного выбора им своего членства в определенной социальной группе.

Экономическая идентичность связана с культурными и нравственными традициями. Она основывается на сложившихся в менталитете данного народа представлениях о богатстве и бедности, закрепленных в обыденном сознании, пословицах, поговорках и анекдотах. Поэтому экономическая идентичность всегда предполагает и нравственный аспект переживания своей принадлежности группе собственников (необязательно осознаваемый личностью), который тесно связан с проявлениями чувства социальной справедливости. Аффективный компонент экономической идентичности включает переживание своего членства с точки зрения отношения к нему других людей, с позиций нравственных норм и влияет на построение системы социальных отношений с окружающими: я – «бедный», зато честный и поэтому заслуживаю поддержки окружающих, я – «богатый», значит благополучный и должен делится с окружающими [39].

Экономико-психологический феномен экономической идентичности может выступать в качестве регулятора социального поведения личности, межличностных и межгрупповых отношений. Как показали наши исследования, существует взаимосвязь между экономической идентичностью личности и спецификой ее восприятия и оценки ближайшего социального окружения, модальностью отношения к группам более высокого или низкого экономического статуса и в целом с особенностями социального познания (причин имущественной дифференциации общества). Люди не только выражают свои личностные и социальные качества посредством обладания материальными благами, но также делают выводы об идентичности других людей на основе их собственности.

В структуре экономической идентичности теоретически могут быть выделены ее базовые компоненты (когнитивный, аффективный и поведенческий), которые представляют собой достаточно крупные образования. Они в свою очередь дифференцируются на более частные экономико-психологические феномены. Все компоненты экономической идентичности, представляющие собой результат реально сложившихся типов взаимодействия социально-психологических и экономических переменных, интегрируются в рамках более общей системы - экономического самосознания личности как системы отрефлексированных экономико-психологических феноменов, порождаемых психологическими отношениями «человек - экономическая среда» [38]. Эти компоненты представляют собой многоуровневые и многоаспектные явления.

Осознание себя как субъекта экономических отношений, прежде всего, отношений собственности посредством формирования экономической самоидентичности личности, становится центральным компонентом экономического сознания личности. 1.1.2 Су бъективное восприятие экономики. Экономическое благополучие

Ощущение экономического благополучия связано с понятием субъективного благополучия.

Су бъективное благополучие – понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности [44].

В понятие субъективного благополучия необходимо включать и конкретные формы поведения, которые позволяют улучшать качество жизни (опять-таки во всех ее ипостасях), позволяют достигать высокой степени самореализации.

Таким образом, су бъективное благополучие личности представляет собой интегральное социально-психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе и несущее в себе активное начало. Оно содержит все три компонента, психического явления, - когнитивный, эмоциональный, конотативный (поведенческий), и характеризуется субъективностью, позитивностью и глобальностью измерения (E. Diener).

Между тем, в исследованиях психологов, социологов, философов рассматриваются различные аспекты субъективного благополучия. Однако, общее положение таково, что в центре внимания исследователей оказываются потребности и ценности, осознание их, своего поведения и результата деятельности по их удовлетворению, вызывающее определенное состояние (удовлетворенность, счастье, позитивные эмоции).

В исследованиях субъективного благополучия личности уделяется большое внимание соответствию актуальных потребностей субъективным возможностям человека по их удовлетворению. Иначе говоря, сфера потребности получает теснейшую связь со сферой самосознания. Соответственно, можно предположить, что при высоких потребностях, но низком уровне оцениваемой самостоятельно возможности удовлетворения потребности наступает су бъективное неблагополучие, обратное соотношение, вероятно, ведет к благополучию. Таким образом, устанавливается связь между актуализацией потребностей и осознанием их реализации [6].

Подобная ситуация в ряде случаев создает предпосылку для усиления активности личности, направленной необязательно на удовлетворение этой потребности и, даже «обходного» пути, через удовлетворение потребности иного рода. Рефлексия ситуации и собственных возможностей (и притязаний), а также задействование механизмов самоотношения, самосознания и приводят к изменению индекса СБ.

При усилении возможностей реализации притязаний усиливается и индекс благополучия. Для человека оказывается значительно более важным не реальное достижение, а сама возможность этого достижения; возможность, закрепленная либо законодательно, либо ее знание и понимание, полученное в процессе социального развития [45].

Отсюда важным становится понимание того, что феномен субъективного благополучия в первую очередь связан не столько с потребностями и их реализацией, а субъективным отношением личности к возможности их удовлетворения, событиям жизни и самому себе, его стремлениями, представленными в самосознании.

Западные исследователи в большей степени усматривают связь субъективного благополучия с экономическими обстоятельствами жизни. Однако полученные данные Р. Инглхарт свидетельствуют в пользу неоднозначности этой связи [49]. Так, Р. Инглхарт показал, что с переходом «от общества скудости к обществу (экзистенциальной) безопасности резко повышается су бъективное благополучие», но такая зависимость не является линейной и по достижении определенного порога экономический рост, больше уже не увеличивает в существенной мере его индекса. Объяснение этим данным представляется вполне убедительными: «… Это может быть связано с тем, что при указанном уровне голод уже не составляет реальной проблемы для большинства людей. Выживание начинает приниматься как должное. Начинают появляться, в значительном числе, постматериалисты, а им дальнейшие экономические достижения не добавляют благополучия». Более того, если дальнейший экономический рост принесет с собой ухудшение нематериального качества жизни, это фактически может привести к снижению уровней СБ.

Отечественный психолог К. Муздыбаев на примере изучения субъективного чувства бедности устанавливает и обратную связь: «су бъективное чувство бедности способствует формированию специфической самоконцепции личности (восприятия себя, своего социального статуса и т. п.), особых социальных ожиданий и аттитюдов людей». Здесь, на наш взгляд кроется очень важная во всех отношениях идея, согласно которой, в частности, «субъективная» бедность основана не только в ее объективной оценке как таковой, но субъективно требуема от общества [23].

Иначе говоря, возвращаясь к нашей проблеме, не только су бъективное благополучие связано с экономическим положением субъекта, но и экономическое положение связано с субъективным благополучием [22].

Исследователи (Захаров, И. Гурвич, Дж. Хакманом и Е. Лоулером, Ю. П. Поваренков и др.) подчеркивают и взаимосвязь субъективного благополучия с трудовыми процессами – наличием труда, содержанием труда и взаимоотношений в его процессе, психологических и социально-психологических особенностей трудовой деятельности [24].

Поскольку су бъективное благополучие несет в себе оценку, основанную на социальном сравнении, сопоставлении, она «градуируется» по шкале «су бъективное благополучие» – «неблагополучие» и от своего локуса на этой шкале зависит направленность активности и сила мотивации. Здесь возможны два основных варианта: оценка себя и своей благополучности в сравнении с другими или обобщенной личностью и благополучности других в сравнении со своей личной. Активность также может быть направлена, либо во вне, либо внутрь или вообще отсутствовать (в случае недостатка мотивирующей силы).

Также значима зависимость субъективного благополучия от степени интеллектуального развития человека, его информированности. Очевидно, су бъективное благополучие связано с психофизиологическими свойствами, отраженными, в частности, в вегетативном индексе, значения которого свидетельствуют о симпатическом или парасимпатическом сдвиге (состояние активности или пассивности). Это одна из детерминант эмоционального компонента субъективного благополучия [27].

Су бъективное благополучие, как следует из вышесказанного, зависит от результатов социализации и от того, что является для субъекта наиболее важным, ценным, какова степень стремления к чему-либо. Соответственно различным типам ценностных ориентаций и мотивационной структуры можно выделить и определенные типы субъективного благополучия, своего рода его модусные комплексы.

- Модус материального пополнения тесно связан с материальной подструктурой личности; предполагает личную значимость материального обогащения и, прежде всего, степень ее полноты.

- Модус личностного (смыслового) самоопределения. Включает систему реализации личностных смыслов, жизненного сценария определяемого в зависимости от условий социализации.

- Модус социального («отношенческого») самоопределения. Содержит систему связей и отношений, квалифицируемых как «необходимые и достаточные» для сохранения внутреннего равновесия.

- Модус личностного (характерологического) благополучия. Относится к субъективной оценке собственного характера, свойств личности с точки зрения их приемлемости для широкого круга явлений личности (от отношений с другими до самоотношения, от труда до «ничегонеделания»).

- Модус профессионального самоопределения и роста. Включает адекватность профессионального самоопределения, удовлетворенность избранной профессией, трудом, отношениями с коллегами и др.

- Модус физического (соматического) и психологического здоровья. Содержит систему взглядов на ценность здоровья и определяет деятельность, направленную на оптимизацию здорового образа жизни, поправление здоровья.

Определяя возможные основания экономического благополучия, Т. Пойез и Дж. Вон Грумков выделяют удовлетворение трудом и доходом, удовлетворение потреблением и гражданское удовлетворении (системой, экономической политикой).

Индивидуальные эффекты на рынке труда, потребительском рынке и регуляции отношений между правительством и гражданами могут быть двух типов: затраты и результаты.

Реальный экономический статус человека и субъективные психологические оценки его чаще всего не соответствуют друг другу. Можно встретить несколько вариантов отражения в сознании реального имущественного положения. Адекватное, когда психологическая оценка и реальное экономическое положение практически совпадают. Второй вариант – это завышенная самооценка, когда представления о своем экономическом статусе превышает реальное имущественное положение, т. е. человек воспринимает себя как более богатого или менее бедного, чем он есть реально. И третий вариант – это заниженная самооценка, когда человек оценивает себя как более бедного или менее богатого, чем он есть на самом деле [27].

Объективный экономический статус – конкретное экономическое положение человека, которое определяется реальными источниками дохода, наличием в собственности недвижимости, ценных бумаг, банков, фондов, уровнем доходов, доходом на одного члена семьи и т. д.

Субъективный экономический статус определяется как самооценка человеком своего материального благосостояния и своих экономических возможностей, отнесение себя к какой-либо имущественной группе (к богатым, людям среднего достатка, к бедным). В соответствии с этим критерием человек переживает свою принадлежность к определенной социальной группе, ведет себя в соответствии с ее стандартами, нормами поведения.

По данным исследований А. Л. Журавлева и др. [18]. субъективный экономический статус влияет на ценностные ориентации, а именно:

А) личности, высоко оценивающие свой уровень материального благосостояния, ориентированы, прежде всего, на материальную обеспеченность, здоровье и семейное благополучие, к достижению которых они стремятся посредством предприимчивости, независимости и честности; в отличие от других они придают значение таким инструментальным ценностям, как богатство и собственность, непримиримость к недостаткам в себе и в других.

Наиболее привлекательными для респондентов с низким СЭС являются ценности здоровья, семьи и работы, ради которых они придают большое значение таким ценностям-средствам как честность, образованность, твердость воли и терпимость. В отличие от других респондентов эти люди отличаются выраженной ориентацией на терпимость как инструментальную ценность.

В) с возрастанием СЭС меньшее значение люди начинают придавать работе, ответственности, воспитанности и жизнерадостности, а все большее значение для них начинают приобретать такие ценности, как активная жизнь, свобода и независимость, предприимчивость и смелость в отстаивании своих взглядов.

1.2 Деньги как объект психологических исследований

Деньги являются предметом многих социальных наук: антропологии, экономики, психологии, социологии. Различие в их подходах определяется, главным образом, их отношением к фундаментальному принципу экономической рациональности. Понятие «деньги» в экономических теориях определяется через их функции: деньги как средство обмена и обращения, как мера стоимости, средство платежа и накопления [21].

В психологии деньги рассматриваются как мощный культурный символ, аккумулирующий в себе множество противоречивых и иррациональных коллективных представлений, верований и установок. Для современного человека, как и для его далекого предка, деньги таят в себе что-то мистическое. Они способны проникать в самые глубинные личностные пласты и пробуждать жадность, ревность, зависть и страх [35].

Задачей большинства психологических исследований в финансовой области является демонстрация того, что люди вовсе не ведут себя рационально по отношению к деньгам. То, как они их зарабатывают, тратят, делают (или не делают) сбережения, берут в долг и делают подарки, часто совершенно противоречит всем экономическим аксиомам. Часто люди совершают ошибки в силу незнания экономических законов, а иногда; как в случае неврозов и зависимостей; действуют себе в ущерб хотя и против своей воли, но вполне сознательно.

Современные зарубежные исследования в области психологии денег можно условно разделить на семь направлений [50]:

­  базовые установки по отношению к деньгам, их получению и использованию;

­  сакральный и профанный смысл денег; культурные, этические и религиозные аспекты отношения к деньгам;

­  повседневные привычки, связанные с тратами и сбережениями, крупными приобретениями и уплатой налогов, подарками и благотворительными пожертвованиями, отдыхом и азартными играми;

­  психические расстройства, связанные с деньгами;

­  специфика психологии очень богатых людей, изучение соотношения богатства и счастья;

­  проблемы экономической социализации: исследования формирования представлений о значении, свойствах и происхождении денег у детей;

­  правила распоряжения деньгами, складывающиеся в семьях;

­  деньги в профессиональной сфере: проблемы оплаты труда, чаевых, штрафов;

­  изучение удовлетворенности работой и причин забастовок.

1.2.1 Отношение к деньгам как психологическая категория

Категория «отношение» является одной из центральных в психологии. Отношение определяется как целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. В зависимости от категорий объектов среды выделяются соответствующие виды отношений. В отношении выделяется аффективный, когнитивный и конативный компоненты.

Отношение к деньгам представляет собой, в соответствии с теорией отношений, разработанной в отечественной психологии, индивидуальные избирательные сознательные связи личности с определенной стороной объективной действительности, с деньгами [52].

Как отмечает Дейнека О. С., под отношением к деньгам понимается осознанное и субъективно-избирательное представление о деньгах, проявляющееся в денежном поведении. Как экономико-психологический феномен, оно представлено познавательным, эмоциональным и мотивационно-волевыми компонентами, сопровождает социальный обмен и способно выполнять компенсаторно-терапевтическую функцию [10].

В западных психологических исследованиях показано, что деньги могут символизировать потребности в безопасности, свободе, власти и любви. Однако человек с помощью денег не может удовлетворить эти потребности, что порождает у него более или менее серьезные психологические проблемы.

В отечественной психологической науке в связи с периодом экономических трансформаций в России предпринимались попытки выявить основные тенденции в «денежном» менталитете россиян за период с 1999 до 2001 г. [10]. Для изучения образа денег и факторов его формирования использовался метод семантического дифференциала. Результаты исследования 1999 года показали недоверие россиян к денежной единице своей станы и отсутствие его авторитета в контексте мировых денег. Психологическими последствиями этого феномена стали: во-первых, гипертрофированная вера в финансовые игры, во-вторых, избыточная потребительская активность (деньги нужно сейчас же потратить), в-третьих, усиление ощущения непредсказуемости экономических процессов и вызванная этим тревога. Результаты повторного эксперимента, проведенного в 2001 г. сохранили общую картину репрезентации в обыденном сознании образа денег, однако во втором этапе была выявлена тенденция улучшения статуса «рубля».

Психологический анализ отношения москвичей к деньгам был проведен А. Б. Фенько [36]. Эмпирическое исследование осуществлялось с использованием разработанного автором опросника «Отношение к деньгам». Автором выделена трехмерная структура экономических установок москвичей, образованная факторами «тревожности», «бережливости», «расточительности» и «заработка». Экономические установки испытуемых отличаются синкретичностью, диффузностью и противоречивостью. Это свидетельствует, по мнению автора, о том, что они находятся в стадии становления. Отношение москвичей к деньгам характеризуется высокой аффективной напряженностью, выражающейся в преобладании в структуре экономических установок фактора тревожности. Автором выделены четыре типа экономических установок:

- советский – «Мало зарабатывать, мало тратить»;

- протестантская трудовая этика – «Много зарабатывать, мало тратить»;

- консюмеризм – «Много зарабатывать, много тратить»;

- паразитизм - «Много тратить, не зарабатывая».

Таким образом, в зарубежной и отечественной психологии установлено, что деньги – психологизированное явление. Отношение к деньгам может выражать различные неудовлетворенные потребности человека и определять его поведение в сфере экономических отношений.

1.2.2 Факторы, влияющие на отношение к деньгам

В исследованиях зарубежных и отечественных авторов были выделены следующие переменные, влияющие на отношение к деньгам: пол, возраст, социокультурные и личностные особенности, характер трудовой деятельности, уровень дохода.

Как отмечает О. С. Дейнека, у мужчин выявлена тенденция придавать деньгам повышенную ценность. Они оказались более компетентными в обращении с деньгами и более склонны к риску в целях их приобретения. Женщины же выражают более сильную фрустрацию (состояние переживания препятствия на пути достижения цели) по поводу отсутствия денег и больше завидуют тем, кто их имеет [9].

С возрастом связана способность планировать бюджет и соотношение мотивов потребления и накопления (увеличивается накопление на случай болезней и других неприятностей). Результаты исследований показали, что женщины в большей степени, чем мужчины, а молодежь, нежели зрелые и пожилые, используют траты, покупки как фактор самоуспокоения, психотерапии [30].

С низкой самооценкой и неуверенностью в себе оказалось связано и слишком ограничительное поведение и, напротив, транжирство. Было показано также, что моты и транжиры менее уверены в себе, имеют более низкую самооценку, чем типичные потребители [4].

Отдельно проводились исследования, посвященные изучению влияния уровня дохода на отношение к деньгам. Выводы, полученные в этих исследованиях, различны вследствие того, что авторы делают акценты на разных аспектах отношения к деньгам.

Проведенное исследование взаимосвязи отношения к деньгам и уровня дохода у представителей бюджетной интеллигенции, высокооплачиваемых служащих частных банков и предпринимателей малого бизнеса (челночники, владельцы маленьких магазинов и посреднических фирм) [10]. Отношение к деньгам у банковских служащих и представителей бюджетной интеллигенции оказались сходны; и те, и другие — наемные работники интеллектуального труда, но с разным доходом. В жизни предпринимателей малого бизнеса деньги оказались значительно более важной реальностью.

Английский экономист Р. Линн обобщил материалы нескольких авторов и обнаружил:

1) положительную корреляцию между ценностным к деньгам и экономическим ростом страны (чем больше экономический рост, тем больше ценность денег);

2) отрицательную корреляцию между ценностью денег и доходом на душу населения (чем больше доход, тем меньше ценность денег) [32].

При низком доходе на душу населения деньги большей частью предназначены на ежедневные траты. При экономическом росте страны масса денег растет, увеличивается число их функций, от чего их ценность возрастает, но не до бесконечности. На этапе насыщения деньгами ценность их в глазах обывателя снижается [48].

Ямамучи и Темпер (Yamamuchi & Temper, 1982) создали стандартизованную Шкалу денежных установок (Money Attitude Scale, MAS). С помощью факторного анализа шестидесяти двух утверждений было выявлено 5 независимых факторов: власть-престиж, откладывание на будущее, недоверие, качество и тревога. Для окончательного варианта опросника было отобрано 29 наиболее надежных пунктов. Авторы обнаружили, что установки по отношению к деньгам практически не зависят от доходов человека. Были выявлены различия между мужчинами и женщинами по фактору времени (планирование, откладывание на будущее). Неожиданным оказался результат, противоположный взглядам большинства: выяснилось, что женщины чаще используют деньги как орудие в борьбе за власть [35].

В исследовании В. Д. Рубинштейн, необходимо отметить, что это была первая успешная попытка измерения установок по отношению к деньгам, в котором приняли участие 20000 представителей британской популяции, было установлено, что почти половина респондентов никогда не обсуждала свои доходы с родителями и друзьями. Менее одной пятой говорили об этом со своими братьями или сестрами [35]. То есть оказалось, что люди думают о деньгах почти постоянно, но говорят о них очень мало и с очень немногими людьми. С ростом доходов возрастает таинственность и стремление скрыть свое богатство. Данные позволили классифицировать людей на материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных. Эти две группы существенно различаются во многих отношениях. Материально благополучные контролируют свои финансы, тогда как неблагополучные позволяют деньгам управлять их поведением. Так, если возникает желание купить что-нибудь слишком дорогое, то представители первой группы постараются либо накопить достаточно денег, либо забыть об этой вещи. Неудовлетворенные же чаще всего попытаются взять деньги в долг. Во второй группе также значительно выше частота эмоциональных расстройств и психосоматических заболеваний.

Рубинштейн также изучала влияние половых различий на установки по отношению к деньгам. Вопреки распространенному мнению, оказалось, что мужчины и женщины придают одинаковое значение в своей жизни работе, любви, заботе о детях и финансам. Однако мужчины более доверчивы и уверены в себе в финансовых вопросах, чем женщины. Они более удовлетворены своей финансовой ситуацией и более оптимистичны относительно своего будущего финансового положения. Мужчины реже, чем женщины, испытывают по поводу денег чувства беспомощности, депрессии, гнева, зависти, паники и стыда, и чаще восхищение, счастье и любовь.

Фарнэм (Furnham, 1984), используя данные предыдущих исследований, разработал опросник из шестидесяти утверждений, отражающих широкий круг установок, мнений и ценностей, связанных с деньгами. Результаты статистической обработки выявили шесть ортогональных факторов:

зависимость,

власть/использование,

планирование,

безопасность/консерватизм,

неадекватность, усилие/способность.

Согласно полученным данным, пожилые и более богатые люди оказались больше озабочены своим будущим, чем молодежь и бедняки. Исследование зависимости между самооценкой и отношением к деньгам показало, что люди, склонные к импульсивным тратам (навязчивые покупатели), имеют более низкую самооценку, чем рациональные потребители. Для одержимых покупателей деньги обладают символической способностью повышать их самооценку (Hanley & Wilhelm, 1992). Навязчивые покупатели больше, чем обычные, склонны видеть в деньгах способ решения проблем и чаще рассматривают деньги как основание для сравнения. Они используют деньги для демонстрации статуса и власти. Они обычно говорят о том, что им не хватает денег (особенно по сравнению с их друзьями). Траты денег для них обычно сопряжены с внутренним конфликтом. Танг с помощью разработанного им опросника для измерения установок по отношению к деньгам (Шкала денежной этики) установил, что люди с высокими доходами более склонны видеть связь денег и достижений, чем люди с низкими доходами [35].

В целом исследования установок по отношению к деньгам за последние 20 лет выявили их связь с демографическими (пол, возраст, социальный класс), национальными и личностными факторами. Женщины, люди старшего возраста, представители низших социальных слоев и невротики больше озабочены проблемой денег, чем все остальные. В психологических исследованиях установлено, что с увеличением дохода ценность денег растет, а затем снижается, т. е. наивысшей ценности деньги достигают у людей со средним достатком. По мере возрастания дохода увеличивается склонность людей утаивать величину своих доходов. Не зависят от доходов человека установки по отношению к деньгам, измеренные по следующим факторам: власть-престиж, откладывание на будущее, недоверие, качество, тревога [4].

1.2.3 Социокультурные особенности отношения к деньгам у россиян

Попытки выявить социокультурные особенности отношения к деньгам были сделаны в макроэкономических исследованиях, как правило, имеющих обобщающий характер. Наиболее интересными являются вопросы отношения к деньгам как к ценности, к деньгам и работе, к соревновательности, сбережениям.

Социокультурные особенности отношения к деньгам проявляются в структуре трат, в сбережении денег, в отношении к гостям, в чувствах, испытываемых к более богатым или бедным согражданам, в проблемах уравнительного распределения [48].

В России, где традиционно проявление крайних чувств и действий, длительное пребывание в состоянии формального денежного равенства усилило негативное восприятие нарастающего неравенства. Эти факторы считаются его основным мерилом. Люди осознают свое ранговое положение на шкале материального благополучия и аффективно относятся к нему. Эта черта не в полной мере определяется принадлежностью к социокультурной среде, а скорее относится к переходному периоду, когда психика людей еще не успела освоить произошедшие перемены. При этом материальное неравенство больше угнетает старшее поколение (соотношение максимальной и минимальной зарплат 20 : 1, а в Москве, по некоторым расчетам, - 100 : 1), чем юное, не знавшее формального равенства, когда соотношение максимальной и минимальной зарплат было 4 : 1.

Социокультурные различия, вызванные экономическими причинами, проявляются в сфере отрицательных эмоций - вины, тревоги, напряженности, боязни безработицы, дискомфорта, возникающих при утрате контроля за своим финансовым положением. Эти тенденции мало выражены у российских трудящихся, поскольку планово-распределительная и рыночная системы по-разному формируют отношение к деньгам, богатству. В планово-распределительной системе есть значимые для психики преимущества. Это - уверенность в завтрашнем дне (когда есть социальные гарантии получения зарплаты и пенсии и нет страха перед ограблением вкладчика банком). Рыночная система, предоставляя больше возможностей для заработка, способствует развитию способностей, самореализации и порождает вместе с тем больше опасностей, ведущих к стрессам, неврозам - из-за рисков в экономическом поведении, страха ограбления, отчуждения, отсутствия сопереживания, денежного фанатизма [48]. Россияне в большей степени, чем другие народы, склонны связывать финансовую успешность со способностями, усилиями, знаниями индивида. В странах Запада удачливость в делах чаще связывают с инициативностью, решительностью, целеустремленностью, способностью преодолевать препятствия. Успешными в ведении дел (а не в превращении воздуха в деньги) оказались так называемые трудоголики, обладающие обеими группами указанных свойств и способные посвящать делу все свое время, зачастую не имея выходных и отпусков. Эти люди, как правило, обеспечивают высокое качество жизни, но живут (относительно своих доходов) скромно, все деньги, вкладывая в производство [9]. Современные российские особенности отношения к деньгам в значительной степени сформированы нынешним экономическим положением, а также менталитетом. Они обнаруживаются в психологических и социологических исследованиях ценностей. Такие опросы проводятся довольно регулярно социологическими центрами как среди молодежи, так и среди старшего поколения. Все чаще среди качеств людей типа "молодой, красивый, умный, добрый", на первое место ставится "богатый". На вопрос о ценностях также все чаще ответы "состояние, должность" и т. п.

Таким образом, в современной России в условиях экономических трансформаций отношение к деньгам характеризуется аффективной и поведенческой полярностью, где на одном конце присутствуют страх, неудовлетворенность, дискомфорт, невозможность контролировать свое финансовое положение, а на другом – развитие способностей, самореализация, успех и вера в свои возможности.

1.2.4 Отношение к деньгам у разных социальных групп

Деньги становятся мощным фактором разобщения людей в самых различных сферах - духовных ценностей, материальной обеспеченности, идеологических взглядов, социального расслоения. При стабильных условиях в стране отношение к заработку складывается в связи со специфическими психологическими особенностями людей. Вольно или невольно они различаются по отношению к трудовой деятельности на группы. Первая группа - люди преимущественно наемного труда, работающие по найму с денежным доходом, зависящим лишь от зарплаты. Это учителя, врачи, военные, рабочие. Вторая группа - представители свободных профессий, получающие за свой труд гонорар или договорные суммы. Это адвокаты, художники. Третья - частные предприниматели любого масштаба, занимающиеся организацией производства. Их заработок зависит только от них самих. Естественно, что член любой группы хотел бы получать больше денег, но соответственно путем повышения зарплат, гонораров, доходов от производства.

Человек, работающий по найму, получает какие-либо установленные суммы оплаты труда практически независимо, особенно в государственной сфере, от своей квалификации. Лозунг "умейте продавать свой труд" в чистом виде действует только в сфере увеличения индивидом количества мест работы. Величина оплаты его труда зависит от политики направления средств на оплату труда (в нашей стране 20 % ВВП, в развитых странах - 80 %). Правда, в отечественных условиях сложились двойные стандарты оплаты. Нередко за одну и ту же работу, выполненную в государственной и частной фирме, работник получает зарплату, отличающуюся в 2-10 раз.

Удовлетворенность оплатой (а при неудовлетворенности - отсутствие попыток изменить ситуацию) относится к особой психологической склонности людей - получать за свой труд в определенные дни назначенную зарплату (так они чувствуют себя спокойно, уверенно, беззаботно, могут полностью отдаться работе). Деньги, как правило, неактивны, не являются капиталом, а становятся элементом потребительской сферы экономической жизни. Отношение к деньгам у них абстрактное, что существенно затрудняет адаптацию людей этого типа к рыночной экономике. Для них деньги - это "получка".

Для других, более склонных продавать свой труд и умеющих это делать, место постоянной работы и в советские времена было номинальным. Основной же заработок они имели не там. Это люди многих рабочих профессий обслуживающего плана (столяры, сантехники, ремонтники, на которых всегда был большой спрос), частнопрактикующие врачи и преподаватели, разного рода консультанты и эксперты и ряд других специалистов. Для большинства этих людей приоритет - сумма заработка. Как правило, дело, качество исполнения их интересует лишь настолько, насколько оно влияет на величину оплаты.

Доля тех, кто фанатичен к добыванию денег, оказывается довольно малой как в зарубежных, так и отечественных исследованиях. Правда, наши респонденты, в отличие от западных, проявляют большее недовольство своим финансовым положением, нежели фантазируют на тему о деньгах.

Особая подгруппа - лица свободных профессий. По психологии деятельности они заинтересованы в качестве своего труда, но по спросу на него не брезгуют и "халтурой".

Третья группа лиц обычно заинтересована и делом, и заработком. Ее представители чаще всего сразу отказываются от государственной службы, организуют свое дело, успех которого напрямую зависит от качества работы. Они нуждаются в свободной частнособственнической экономике и активных деньгах. Сила денег у них напрямую связана с понятиями свободы, поскольку благодаря им можно заработать, разбогатеть, "выпустить богатство из сундука" и вложить его в дело, а пустив в оборот, получить прибыль [48].

Одной из интересных отечественных работ по определению приоритета культурно-территориального или классового фактора является кросскультурное исследование отношения к деньгам, проведенное О. Дейнекой и О. Дворкиной (табл.1).

Таблица 1. Различия в отношении к деньгам представителей разных социальных групп

--------------------------------------------------

Представители социальных групп

| Денежное поведение | Осведомленность о наличии денег в кошельке | Сбалансированность вклада и отдачи |
---------------------------------------------------------
Банкиры | Ограничение в тратах | Чаще знают, сколько | Сбалансированное |
---------------------------------------------------------
Вузовская интеллигенция | Без особых ограничений | Чаще не знают | Несбалансированное |
---------------------------------------------------------
Предприниматели малого бизнеса | Деньги превыше всего, цель активности, главная ценность | Знают о деньгах в кошельке и наличности | Сбалансированное при получении второго образования |
--------------------------------------------------------- --------------------------------------------------

Исследование показало, что именно деньги становятся одним из инструментов адаптации, компенсирующим несбалансированные отношения между государством и предпринимательством, средством автономности, компонентом образа предпринимателя. Отмечается ухудшение морального состояния интеллигенции даже при отсутствии объективных показателей ухудшения материального положения. Ее представители понимают, что зависят от денег, получаемых от государства, что усиливается ограничительная тенденция на сбережения для "черного дня", появляются осторожность к новым финансовым структурам и инструментам и зависть [10].

Для сравнения влияния фактора культуральных различий на отношение к деньгам и фактор принадлежности к определенному социальному слою, группой авторов под руководством О. Дейнеко исследовали преподавателей государственных университетов в России и Канаде.

Оказалось, что представители бюджетной интеллигенции обеих стран практически одинаково относятся к деньгам, т. е. фактор классовой принадлежности перекрывает фактор культурно-территориальных различий: в обеих группах деньги — это периферический фактор жизни, ее инструментальная сторона, средство, а не цель. Как уже отмечалось, выбор модели отношения к деньгам определяется влиянием многих факторов, среди которых и принадлежность к той или иной профессиональной социальной группе, поисковое поведение в ситуации дефицита денежных ресурсов и др.

Кроме того, люди, работающие по найму, с денежным доходом, зависящим только от зарплаты, относятся к деньгам не так, как частные предприниматели, чей заработок зависит только от них самих. В первой группе, в отличие от второй, слабо представлена поисковая активность в случае материальной неудовлетворенности [20].

В связи со спецификой организационной деятельности, о которой будет говориться ниже, в зависимости от сферы деятельности по-разному оценивается заработная плата.

В бизнесе это, прежде всего, чувство свободы и независимости (86,2%), уверенность в завтрашнем дне (59,0%), у государственных служащих – возможность обеспечить будущее детей и близких (56,8%).

В отношении оценки материального благосостояния в зависимости от характера профессиональной деятельности, то здесь выявлены следующие закономерности:

максимальный процент опрошенных, «ни в чем себе не отказывающих», выявлен в группе госслужащих (4,4%). В этой же группе отмечается максимальное количество респондентов, «еле сводящих концы с концами» и «живущих в нищете» (3,1%), т. е. наиболее полярные оценки своего благосостояния характерны именно для государственных служащих.

Анализ поискового поведения человека в ситуации нехватки денежных ресурсов свидетельствует о следующем – только каждый четвертый – пятый гражд

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Экономико-психологическая характеристика личности, эмоциональный компонент субъективного благополучия и особенности отношения к деньгам". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 666

Другие дипломные работы по специальности "Психология":

Влияние смысложизненной ориентаций супругов на удовлетворенность браком

Смотреть работу >>

Влияние условий макро - и микросреды на речевое развитие детей 5-7 лет

Смотреть работу >>

Анализ межличностных отношений в семье глазами детей старшего дошкольного возраста

Смотреть работу >>

Влияние профессиональной деятельности супругов на конфликтность в семье

Смотреть работу >>

Организационно-психологические условия успешности адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии

Смотреть работу >>