Дипломная работа на тему "Исследование возможностей применения различных видов зрительных иллюзий в проектировании одежды для полных женщин"

ГлавнаяПромышленность, производство → Исследование возможностей применения различных видов зрительных иллюзий в проектировании одежды для полных женщин




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Исследование возможностей применения различных видов зрительных иллюзий в проектировании одежды для полных женщин":



Дипломная работа

Исследование возможностей применения различных видов зрительных иллюзий в проектировании одежды для полных женщин

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 Предпроектное исследование

1.1 Изучение объекта проектирования и состояние проблемы

1.1.1.  Результаты анкетирования

1.1.2.  Анализ моделей гардероба конкретного потребителя

1.2 Характеристика размерной типологии

1.3 Зрительные иллюзии в одежде< /p>

1.4 Корректировка телосложения с учетом зрительных иллюзий

2 Художественно-конструкторский анализ функциональных, эстетических и эргономических показателей разрабатываемого изделия

2.1 Проектирование изделия с учетом индивидуальных особенностей заказчика

2.2 Функциональные требования к изделию

2.3 Художественно конструкторский анализ эстетических показателей

Заказать написание дипломной - rosdiplomnaya.com

Уникальный банк готовых успешно сданных дипломных работ предлагает вам написать любые работы по нужной вам теме. Профессиональное выполнение дипломных работ под заказ в Санкт-Петербурге и в других городах РФ.

2.4 Анализ направления моды

2.4.1 Формы и силуэты одежды

2.4.2 Силуэты

2.4.3 Основные акценты

2.5 Эргономические требования к изделию с точки зрения конструкции

3 РАЗРАБОТКА ВАРИАНТОВ КОМПОЗИЦИОННОГО РЕШЕНИЯ

3.1 Разработка серии эскизов костюма

3.1.1 Выбор графического решения эскизов

3.1.2 Описание коллекции

3.2 Разработка вариантов предложений ряда моделей на единой базовой

конструкции

3.3 Выбор материала

4 КОНСТРУИРОВАНИЕ

4.1 Выбор основных конструктивных решений

4.2 Конструктивное описание модели

4.3 Сравнительный анализ

4.4 Принципы конструирования одежды на полную фигуру

4.5 Размерные признаки фигуры женщин и прибавки на свободное облегание

4.6 Расчет и построение базовой конструкции основы жакета и юбки

5 МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

5.1 Понятие опорного конспекта

5.2 Пояснение к опорному конспекту

6 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА РАЗРАБОТКУ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

6.1 Общее положение

6.2 Расчет затрат на заработную плату

6.3 Фонд времени, выделяемый на ремонт оборудования

6.4 Затраты на расходные материалы

6.5 Смета затрат на разработку дипломной работы и изделия

6.6 Определение предполагаемой цены изделия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложения

РЕФЕРАТ

Дипломная работа содержит 101 лист машинописного текста, 10 таблиц, 34 литературных источников, 13 приложений, 5 графических иллюстраций.

Ключевые слова: Классификация женских фигур, зрительные иллюзии, телосложение, полная фигура, опорный конспект, себестоимость, охрана труда.

Исследование возможностей изучения различных видов зрительных иллюзий их классификация и выявление возможностей применения конкретных иллюзий в проектировании одежды для полных женщин, это является целью данной дипломной работы.

Введение

В настоящее время в России существует ряд проблем экономического и технологического характера, затрагивающих производственные сферы жизнедеятельности общества. Не исключением здесь является и все промышленное производство, в частности легкая (швейная) промышленность.

Основной задачей швейной промышленности России является скорее не расширение масштабов производства и реализации конкурентоспособной продукции, а создание новой высокотехнологичной продукции. Расширение ассортимента, сокращение сроков производства и повышение качества выпускаемых изделий. Для своевременного реагирования на спрос потребителя швейные предприятия должны создать условия для осуществления подготовки моделей к выпуску в сжатые сроки и гибкой переналадки производственных процессов для изготовления новых моделей швейных изделий.

Выживание предприятий в современных рыночных условиях во многом зависит от решения вопросов расширения ассортимента выпускаемой продукции, сокращения сроков подготовки новых моделей к внедрению в производство и повышения качества готовых изделий. А также следует уделить большое внимание потребителям с нестандартным типом телосложения, до настоящего времени ненаходящих для себя одежды отвечающей их требованиям.

Для более полного удовлетворения спроса на высококачественную одежду в швейной отрасли осуществляется специализация и концентрация производства. Совершенствование организации труда, переход к укрупнённым технологическим процессам изготовления имеет первостепенное место в дальнейшем повышении производительности труда, улучшения качества.

Цель дипломной работы - исследование возможностей изучения различных видов зрительных иллюзий их классификация и выявление возможностей применения конкретных иллюзий в проектировании одежды для полных женщин.

Задачи дипломной работы:

1. Рассмотреть основные типы телосложений женщин с установлением типа телосложения конкретного потребителя.

2. Изучить все виды зрительных иллюзий, используемые в проектировании одежды для конкретного потребителя.

3. Разработать модели для женщин нестандартного типа телосложения, и выполнить образец модели костюма.

Объект дипломной работы – это женская фигура с нетиповым телосложением.

Предмет дипломной работы – модели одежды, проектированные с учетом влияния зрительных иллюзий на коррекцию телосложения.

1 ПРЕДПРОЕКТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

1.1 Изучение объекта проектирования и состояние проблемы

1.1.1 Результаты анкетирования

Целью анкетирования являлось изучение особенностей потребителя с нестандартной фигурой больших размеров.

Данная работа была проведена с 15-ю опрашиваемыми – женщинами младшей возрастной группы (в возрасте от 20 до 30 лет) с нестандартным типом телосложения. Из них 5 человек, (33 % от общего количества опрашиваемых) являются служащими фирм, 13 % опрашиваемых (2 человека) оказались служащими банка, 26 % (4 человека) – домохозяйки, 4 человека (26 %) являются учителями школ.

Женщинам был предложен тест из девяти вопросов.

На вопрос отношения к моде из всех участников 13 % оказались авангардистами (всегда в ногу с модой); 53 % предпочитают устоявшийся стиль; элементам декора в классическом стиле предпочтение отдали 20 % участников; 13 % любят одеваться удобно и выбрали спортивный стиль. На вопрос о предпочтениях в одежде 46 % участников отдали свой голос комплекту, состоящему из юбки и жакета, 26 % предпочитают комплекты из брюк, жакета и жилета. 13 % выбрали платье и жилет, комплект сарафан и жилет выбрали 2 человека или 13 %. Следующим вопросом был: «какой силуэт Вы предпочитаете?» В плечевых изделиях – прямой силуэт 33 %; полуприлегающий – 40 %; трапеция – 26 %. В поясных изделиях: прямой – 33 %; зауженный к низу – 0; расширенный к низу – 66 %. На вопрос: «Каким тканям Вы отдаете предпочтение?» из натуральных материалам большее предпочтение отдают шерсти – 20 %; затем хлопку и шелку отдали свои голоса по 13%; натуральные волокна с добавлением синтетических волокон – таким тканям отдали свое предпочтение 40 % испытуемых, синтетическим материалам – 13 % женщин

В ответе на вопрос: «Какие ткани Вам нравятся по внешней отделке?» 13 % женщин предпочитают ткани с крупным рисунком, в клетку – 0; в полоску – 20 %; набивные – 13 %; однотонные –26 %; с мелким рисунком – 13 %; жаккардовые – 13 %. Следующим вопросом был: «Какие цветовые тона Вам больше импонируют?» Светлым тонам отдали предпочтение 2 человека, что составляет 13 %; темным – 20 %; холодным – 20 %; теплым – 13 %; черному цвету – 26 %; белому – 6 %.

Эта исследовательская работа направлена на изучение особенностей потребителя. Проведенное анкетирование показало, что женщины нестандартного типа телосложения на вопрос отношения к моде отдали предпочтение устоявшемуся стилю. Они выбирают одежду, состоящую из традиционного комплекта жакета и юбки, прямого или полуприлегающего силуэта, выполненную из натуральных и синтетических тканей, однотонную по внешней отделке. Цветовая гамма состоит из темных, холодных цветов.

Проанализировав результаты можно сделать вывод, что женщины больших размеров пытаются скрыть свои недостатки в первую очередь с помощью цветового решения и формы одежды (прил. А).

1.1.2 Анализ моделей гардероба конкретного потребителя

Модели гардероба конкретного потребителя – это набор комплектов одежды, предназначенных одному человеку и отвечающих его образу жизни, определенным социальным и климатическим условиям[8].

Проведем анализ моделей гардероба конкретного потребителя.

Модель 1 . Комплект, состоящий из жакета и юбки.

Жакет полуприлегающего силуэта, выполненный из полушерстяной ткани. В жакете прилегание по талии достигается с помощью вертикальных рельефов на спинке и на полочке. Воротник в данной модели не предусмотрен, вырез горловины имеет треугольнообразную форму. Пройма невысокая, в готовом виде занимает вертикальное положение. Рукава втачные среднего объема спрямленной формы. На полочке присутствуют прорезные карманы в рамку. Застежка центральная на трех пуговицах. Длина жакета ниже линии бедер на 8 см.

Юбка прямая с разрезом по среднему шву заднего полотнища. Застежка в боковом шве на молнии. На передней и задней половинке по две вытачки. Длина юбки доходит до середины колена.

В данном комплекте в целом форма и цветовое решение выбраны верно. Комплект симметричен и статичен. В комплекте преобладают вертикальные членения в местах рельефа и борта. Вертикальные членения несут конструктивную нагрузку. С помощью вертикальных линий модель зрительно вытягивается. Неудачно выбрана пропорция в костюме. Минусом в данной модели является длина юбки, доходящая до середины колена. Такая длина нежелательная для фигуры 3-го типа телосложения. Данная длина зрительно расширяет фигуру. Композиционным центром в данной модели являются пуговицы, несущие декоративную нагрузку. В целом комплект не достиг завершенности композиции.

Модель 2. Комплект, состоящий из жакета и юбки.

Жакет полуприлегающего силуэта, выполненный из полушерстяной ткани. Прилегание по талии достигается с помощью вертикальных рельефов на спинке и на полочке. Горловина имеет отложной воротник с прямоугольными краями. Пройма невысокая, в готовом виде занимает вертикальное положение. Рукава втачные, среднего объема, спрямленной формы. Застежка центральная на молнии, длина жакета ниже линии талии на 9 см.

Юбка прямая с разрезом по среднему шву заднего полотнища. Застежка в боковом шве на молнии. На передней и задней половинке по две вытачки. Длина юбки доходит до середины колена.

В данном комплекте цветовое решение выбрано верно. Комплект симметричен и статичен. В комплекте преобладают вертикальные членения. В местах рельефа и борта. Вертикальные членения несут конструктивную нагрузку. Неудачно выбрана пропорция в костюме. Минусом в данной модели является длина жакета и длина юбки. Линия длины жакета проходит выше линии бедер, тем самым подчеркивая преобладание объема в области бедер. Длина юбки, доходящая до середины колена, делает фигуру зрительно шире. Комплект не достиг завершенности композиции. В данном комплекте отсутствует гармонизация основных элементов.

Модель 3. Платье полуприлегающего силуэта выполнено из облегченной джинсовой ткани.

Прилегание по талии и бедрам достигается за счет вертикальных рельефов на спинке и на полочке. На полочке предусмотрена кокетка. В верхней части полочки в месте рельефа проходит декоративная шнуровка. Воротник отложной с прямоугольными краями. Пройма невысокая. Рукава втачные среднего объема. Длина рукава проходит выше уровня локтя на 4 см. Застежка центральная сквозная. Длина изделия доходит до середины икры. Модель симметрична и статична. В модели преобладают вертикальные членения в местах рельефа и борта. Вертикальные членения несут конструктивную и декоративную нагрузку. С помощью этого модель зрительно вытягивается. Применяемый в изделии материал, цветовое решение, форма, базовая конструкция, стилевое решение – выбраны верно.

Целостность и завершенность композиции, выразительность образа и стиля достигается за счет гармонизации основных элементов при создании единого ансамбля.

Модель 4. Комплект, состоящий из жакета и брюк. Выполненный из облегченной джинсовой ткани.

Жакет полуприлегающего силуэта. В жакете прилегание по талии достигается с помощью рельефов на спинке и на полочке. Воротник отложной с прямоугольными краями. Пройма невысокая, в готовом виде занимает вертикальное положение. Рукава втачные, среднего объема, расширенные к низу. Застежка центральная. Длина жакета ниже линии бедер на 4 см. На полочке по линии талии и по низу рукавов проходит декоративная шнуровка. Рисунок на ткани темного цвета в местах рельефов на полочке является композиционным центром.

Брюки прямые с притачным поясом, застежка в боковом шве на молнии. На передней и задней половинке брюк по две вытачки.

В данном комплекте цветовое решение и форма выбраны верно. Комплект симметричен. В комплекте преобладают вертикальные членения в местах рельефа и борта, а также присутствуют и горизонтальные членения. Вертикальные членения несут конструктивную нагрузку, а горизонтальные членения – декоративную нагрузку. Неудачно выбрана пропорция в костюме. Комплект не достиг целостности и завершенности композиции.

Кратко были рассмотрены модели различного ассортимента, которые предлагают отечественные и зарубежные производители. Рассмотренные модели имеют ряд композиционных и конструктивных недостатков. Комплекты не рассчитаны на нетиповую фигуру(прил. Б).

1.2 Характеристика размерной типологии

Процесс создания моделей на полные женские фигуры так же, как и процесс конструирования, требует прежде всего определения основных типов фигур, принцип моделирования одежды для которых должен быть различным. Принятое в конструировании деление на девять основных типов телосложений важно не только с позиций обеспечения правильности посадки, но и подхода к выбору той или иной силуэтной формы, расположения композиционного акцента, пропорциональных делений, характера и конфигурация композиционных элементов.

1 – тип. Пропорциональная фигура.

Это тип пропорционально сложенной женщины с нормальной фигурой. У таких женщин нет обильных жироотложений, сильно развитых мышц. Линия талии пропорциально разделяет фигуру и является горизонтальной. Нормальная осанка и не большая, пропорциональная грудь. С такой пропорционально сложенной фигурой меньше всего проблем с одеждой.

2 – тип. Фигура с жироотложением на бедрах. Данный тип фигур характеризуется большим жироотложением на бедрах, более покатыми, чем у предыдущего типа плечами, выраженной горизонтальной линией талии.

Линия талии может быть высокой (при длинном туловище) обычной и низкой (по пропорциям к туловищу). Данный тип фигур является наиболее женственным.

3 – тип. Фигура с жироотложением на животе, бедрах. Данный тип фигур характеризуется обильным жироотложением в области живота, верхней части бедер. Линия тали выражена, однако живот достаточно большой. Плечи маленькие, покатые. Длинная верхняя часть ноги до колена и укороченная голень. Ярко выражены изгибы позвоночного столба шея короткая. Из-за жироотложений на животе линия талии не горизонтальна и может быть асимметричной по уровням с правой и левой сторон.

4 – тип. Мужеподобная женщина. Данный тип характеризуется отсутствием выраженной линии талии, что придает всей фигуре мужеобразный тип. Плечи у такого типа больше бедер, бедра узкие, торс немного укорочен, ноги без ярко выраженных изгибов равномерной толщины внизу и вверху.

Линия талии может быть дугообразной, негоризонтальной (приподнятой или, наоборот, опущенной спереди). Ягодицы не выступают, живот небольшой. Жироотложение умеренное. Данный тип создает впечатление сильно развитой мускулатуры, но на самом деле ее может и не быть. Эта ассоциация возникает потому, что такая фигура содержит определенную мужеподобность. По бокам, на бедрах возможна некоторая асимметричность жировых отложений.

5 – тип. Худая сутулая женщина. Фигура данного типа характеризуется небольшими объемами, с жироотложениями на отдельных частях туловища (на бедрах), сутулой спиной. Из-за неправильного положения позвоночного столба у таких фигур, как правило, разноуровневая, выраженная, тонкая талия, короткая голень. Плечи спрямленные, умеренной ширины.

6 – тип. Плечистая, мужеподобная женщина. Данный тип отличается от предыдущего хорошо развитым плечевым поясом, более тонкими ногами, большими жироотложениями на талии, сглаженным позвоночником без ярко выраженных изгибов вверху и внизу. У данного типа фигур короткая, толстая шея. Уровень талии — горизонтальный.

7 – тип. Фигура с крутыми бедрами. У данного типа выпрямленные, широкие плечи, тонкая, выраженная талия, узкая диафрагма, большие, округлые бедра с резким изгибом от талии к бедрам, тонкими ногами (иногда худыми, П - образными с зазором посередине).

Уровень талии горизонтальный. Позвоночный столб прямой без больших изгибов, лопатки хорошо различимы. Руки тонкие.

8 – тип. Массивная женщина. Характеризуются большими жироотложениями на руках и ногах, округлой линией плеч, жировыми складками на спине, большими жироотложениями в области живота, ягодиц, бедер.

При относительно тонкой талии бедре смотрятся очень массивными даже при небольших охватных размерах.

Талия у данного типа женщин из-за больших жироотложений внизу живота негоризонтальная, спереди ее уровень выше, чем сзади.

9 – тип. Худая плечистая женщина. У данного типа хорошо развит плечевой пояс, отсутствуют жироотложения, узкие талия и бедра, худые ноги. Живот слегка впалый, маленькая грудь, линия талии проходит горизонтально [28].

С позиций моделирования в целом эти девять типов можно обобщить в три основные группы.

Для первой группы характерно преобладание объемов в верхней части фигуры (1-й тип полной фигуры).

Вторая группа — равномерно полная фигура (2-й тип полной фигуры, одежда для которой близка по своему решению к 1 группе).

Рассмотренная выше типология позволяет определить принадлежность фигуры заказчицы к определенному типу.

Заказчица относится к 3 – му типу полной фигуры – с преобладанием объемов в области бедер. По классификации из девяти типов телосложения мы можем отнести фигуру заказчицы к 7-му типу (графическое приложение, лист 1, прил. В). Фигура с крутыми бедрами. Характеризуется небольшими жироотложениями на руках и плечевом поясе. Большие жироотложения в области ног и бедер. Выраженная талия, большие округлые бедра с резким изгибом от талии к бедрам. Данная фигура имеет нижний тип телосложения (прил. Г).

1.3 Зрительные иллюзии в одежде

Иллюзиями зрительного восприятия называют возникающее впечатление искажения размера, формы, цвета, пропорций предметов при определённых условиях их восприятия. То есть оптический эффект заставляет нас обманываться: то, что мы видим, не соответствует реальности. Оптические иллюзии изучали и использовали ещё в древности. Их применением в создании одежды активно занимались в начале ХХ в.

Иллюзию, или «зрительный обман», использовали в одежде очень давно. В истории костюма можно проследить, как «сужали» талию с помощью очень широких юбок, делали ноги длиннее с помощью завышенной линии талии, создавали иллюзию маленькой головки большим воротником «фреза», увеличивали рост с помощью вертикальных декоративных отделок в костюме и т. п. Это был один из путей иллюзорного изменения пропорций фигуры человека. Являясь предметом личного пользования, одежда должна отвечать не только утилитарно-практическим требованиям, но и эстетическим. Одежда как объект дизайна должна составлять единое гармоничное целое с фигурой и обликом человека, подчеркивать его природную красоту и скрывать недостатки фигуры.

Достоверно известно, что при помощи определенных средств можно добиться нужного эффекта в зрительном восприятии и оценке той или иной формы, которые не совпадают с другими видами ее восприятия, получаемыми путем обмера, взвешивания и т. п.

Эти заключения, не совпадающие с другими видами восприятия данной формы, с общей совокупностью наших знаний о ней, принято называть иллюзиями зрительного восприятия — оптическими иллюзиями. Знание и умелое использование зрительных иллюзий в одежде открывает огромные возможности совершенствования моделей одежды и правильного их выбора для конкретного потребителя. Поэтому необходимо не только знать, но и свободно владеть средствами, при помощи которых можно придать одежде тот или иной вид.

Основными элементами, которые подвергаются анализу и корректировкев целях создания определенного зрительного эффекта, являются: силуэтнаяформа, характер членения одежды на составные части, отделка, рисунок, фактура и цвет материала.

Форма костюма воспринимается по его геометрическому силуэту или выделяемым наиболее понятным простым геометрическим элементам. Любой сложный силуэт может быть представлен как совокупность геометрических форм, число которых ограничено: это сочетание прямоугольников, треугольников, трапеций, овалов.

Силуэтные формы, построенные на основе прямоугольников, кажутся более статичными, на основе неравносторонних треугольников (асимметричные) — динамичными, легкими. Тональные отношения элементов, цвет и характер фактуры влияют на такую эмоциональную оценку формы, как масса.

Оптические иллюзии могут быть обусловлены различными причинами, но подавляющее большинство их возникает из-за несовершенства глаза. Например, недостаточной его аккомодации. Другой причиной является психологический фактор, когда мозг неуверенно объясняет явления внешнего мира. Третья причина — особенности мускульных усилий глаз, прикоторых возникает значительное увеличение мышечного усилия при повороте глаз в вертикальной плоскости сравнительно с поворотом глаз на аналогичную величину в горизонтальной плоскости.

В зависимости от перечисленных выше причин различают следующие виды оптических иллюзий: иллюзия восприятия формы, иллюзия восприятия линий и иллюзия цвета[28]. Рассмотрим основные виды зрительных иллюзий.

Иллюзии восприятия формы.

Эти иллюзии касаются двух измерений тела: его ширины и высоты. Встречаются следующие иллюзии этого вида: переоценка вертикалей, иллюзия заполненного пространства, иллюзия углов, контраст и подравнивание, иллюзия восприятия объемной формы.

Переоценка вертикалей. Вследствие того, что глаз затрачивает больше мышечных усилий на поворот в вертикальной плоскости, чем в горизонтальной, вертикальные линии всегда кажутся длиннее горизонтальных. Если два равных квадрата расчленить вертикальными и горизонтальными линиями, то в первом случае квадрат будет казаться более вытянутым, во втором — более широким. Однако эти иллюзии имеют определенные границы проявления. Так, если те же квадраты расчленить линиями с меньшими промежутками между ними, то возникает обратная иллюзия. Аналогичные явления проявляются в костюме. Иллюзию переоценки вертикалей используют для того, чтобы зрительно увеличить рост и уменьшить фигуры.

Замечено, что одежда из ткани с четким контрастным рисунком полос и клеток способствует оптическому видоизменению фигуры. Существует представление, что горизонтальные полосы всегда расширяют фигуру, а вертикальные делают ее более стройной. На самом деле все зависит от места расположения полос или деталей из тканей в полоску и клетку, а также от их частоты.

Если полосы на ткани достаточно частые, фигура с поперечными полосами кажется выше и уже, чем фигура в платье с продольными полосами.

Редкие продольные членения и рельефы уменьшают ширину и увеличивают кажущуюся высоту. Редкие горизонтальные полосы, расположенные на различных участках костюма, зрительно расширяют соответствующие участки фигуры. Эти иллюзии можно использовать, если необходимо зрительно изменить отдельные части или всю фигуру.

При малых расстояниях иллюзия переоценки вертикалей может дать кажущуюся разницу величин до 1/5 их абсолютного размера[18].

Иллюзии заполненного пространства.

Промежуток, заполненный деталями или разделенный на части, кажется больше при известной величине делений этих деталей, чем пустой и неразделенный. Эффект иллюзий возрастает с увеличением числа делений. При этом большую роль играет не только количество делений, но и ширина полос, соотношение светлых и темных промежутков, их пропорциональность. Деления могут быть равномерными и неравномерными. В первом случае постепенные плавные переходы создают впечатление высоты, во втором — фигура выглядит короче. Гармоническим сочетанием отрезков мы называем такое, которое воспринимается с минимальной затратой со стороны зрительного аппарата.

Необходимо учитывать также соотношение светлот на границах фигуры. Так одно и то же расстояние в зависимости от ширины ограничивающих полос кажется то больше, то меньше. Расстояния между тонкими линиями кажутся меньше, чем между широкими, а прямоугольник, ограниченный темными полосами, кажется выше прямоугольника, ограниченного светлыми полосами. Так же в костюме за счет чередования темных и светлых полос по краям и в центре фигуры: фигура будет казаться выше, если ее четко ограничить по контуру, и ниже, если эти контуры не выявлять. Причины этого в том, что темные полосы находятся на крайних границах фигуры и, подчеркивая наиболее удаленные друг от друга вертикали, придают фигуре большую высоту.

Содействует впечатлению большей высоты и плавное постепенное чередование полос. При сложном чередовании полос (промежутков) высота фигуры зрительно уменьшается, так как глаз не может двигаться с достаточной легкостью. Величины и характер чередования полос помогают скрыть неправильные пропорции телосложения.

Из рассмотренного выше следует что, необходимо избегать нагромождения деталей на той части фигуры, видимые размеры которой нежелательно увеличивать.

Переоценка острого угла. Обычные небольшие расстояния, заключенные между сторонами острых углов, переоцениваются и кажутся большими, чем они есть на самом деле. Большие же расстояния между сторонами тупых углов недооцениваются.

Следствием иллюзий острого угла является увеличение предметов, расположенных между сторонами этого угла. Тупые углы на концах прямой удлиняют линию, острые — укорачивают. Это своего рода иллюзия подравнивания: если расстояния кажутся больше, то и предметы, находящиеся между сторонами угла тоже как бы увеличиваются. Иллюзия тем ярче, чем ближе расположен предмет к вершине угла[19].

Контраст и подравнивание.

Наше восприятие предмета зависит от того, воспринимаем ли мы одновременно другие схожие с ним или, наоборот, сильно отличающиеся от него предметы. От соседства с резко отличающимися от него предметами сам предмет кажется еще своеобразнее, противоположность между ними возрастает. Так круг среди маленьких кругов кажется больше, чем среди больших. При широком клеше юбки талия кажется тоньше; бедра выступают еще сильнее, если талия сильно стянута. Поэтому, если мы желаем сделать менее заметной какую-нибудь особенность фигуры, не следует употреблять резко контрастных сочетаний в форме.

Если рядом находятся объекты, не резко отличающиеся по величине, то различия становятся незаметнее, и объекты уподобляются друг другу. Это явление носит название подравнивания, или ассимиляции.

В одежде контраст и подравнивание используются весьма разнообразно, и действие их достаточно известно. Голова будет казаться меньше в большом головном уборе и больше в узком и маленьком. То же справедливо относительно шеи и воротника, руки и рукава и т. д. Если вырез воротника широк, то тонкая шея кажется еще тоньше, худая рука в просторном рукаве выглядит слишком худой, при стянутой талии широкие бедра кажутся еще шире.

Во всех случаях, когда желательно сделать менее заметной какую-нибудь особенность фигуры, не следует употреблять резко контрастных, противоположных сочетаний форм костюма. Наряду с этим контраст может наоборот удачно подчеркнуть выгодные особенности внешности.

Иногда бывает трудно определить, в каких случаях будет проявляться контраст, а в каких ассимиляция. Общее правило можно сформулировать таким образом: значительные разницы выглядят еще более заметными по контрасту, незначительные подравниваются и сглаживаются.

Иллюзия восприятия объемной формы. Специальные исследования объемных иллюзий подтверждают факт переоценки куба по сравнению с шаром. Угловатые очертания неблагоприятны при больших размерах одежды, так как при одном и том же объеме выпуклая фигура кажется уже, чем равновеликая плоская. Четкие геометрические силуэты создают иллюзию уплощения и придают полной фигуре излишнюю ширину[20].

Иллюзия полосатой ткани.

Выбор расположения полос (вертикальное или горизонтальное) на полосатой ткани с целью придать стройность полной фигуре зависит от ширины и частоты полос, от их ритмичности. При сложном расположении полос (например, под углом) нужно учитывать, что если углы, образуемые встречными полосами, направлены острием вверх, то это сокращает ширину бедер полной фигуры. Углы полос, расположенных острием вниз, наоборот зрительно расширяют бедра, даже несмотря на наличие вертикальной вставки посередине[28].

Иллюзии восприятия линий на поверхности формы одежды.

Декоративные и формообразующие линии могут создавать иллюзорное представление о форме, не соответствующее ее реальным размерам и конфигурации. Эти иллюзии можно использовать, если необходимо зрительно изменить всю или отдельные ее части фигуру.

Для женщин нижнего типа телосложения юбка должна быть прямой, а лиф свободной формы. Эффект зрительного уменьшения бедер усиливается, если на лифе применить определенное чередование полос.

Для зрительного уменьшения размеров фигуры используют иллюзии заполненного пространства, осуществляемые чередованием темных и светлых полос по краям и в центре фигуры. Фигура будет казаться выше, если ее четко ограничить по контуру и ниже, если эти контуры не выявлять. Величина и характер чередования темных и светлых полос помогут скрыть неправильные пропорции фигуры (низкая или высокая талия, короткие ноги).

Используя иллюзии острого угла, можно добиться значительного расширения или заужения отдельных участков фигуры, например, плеч, бедер; можно зрительно увеличить или уменьшить длину тела. Так, очертания рукава, расширяющегося к низу, увеличивают длину руки, а расширенные в верхней части оката — уменьшают.

Форма выреза горловины и размер воротника при индивидуальном изготовлении одежды выбираются с учетом характера всей фигуры, овала и черт лица, формы и длины шеи. При выборе контура линии горловины

используют иллюзии контраста и подравнивания. Если линия выреза повторяет очертание лица, то она его подчеркивает: узкое лицо кажется еще уже, а широкое — шире. Поэтому женщинам, у которых лицо имеет слишком квадратную или округлую форму, рекомендуется вырез горловины овальной удлиненной формы слегка корректирующий овал лица.

Иллюзия незамкнутого контура может быть применена, когда необходимо увеличить размеры какой-либо части фигуры. Например, следует избегать замкнутого контура воротника, если шея короткая. В изделии на фигуру с широкими плечами расходящаяся незаконченная линия воротника производит менее благоприятное впечатление, чем замкнутая[18, 19].

Иллюзии восприятия цвета

Цвет — одно из важнейших композиционных средств в костюме. Он способствует выявлению формы. В соответствии с формой и линией цвет может усилить действие иллюзий. Различная кривизна поверхности может ослаблять или усиливать восприятие цвета. Вогнутые и кривые поверхности могут собирать цвет и сгущать его на этих участках, выгнутые формы могут ослаблять цвет в отдельных частях поверхности. Это происходит вследствие изменения положения участков ткани относительно направления лучей света, в результате чего изменяется их освещенность. Поэтому один и тот же цвет на разных участках изделия выглядит по-разному, и трудно определить его локальность.

Явление иррадиации. При проектировании одежды следует учитывать явление иррадиации. Это явление заключается в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся больше, чем равновеликие им темные предметы на светлом фоне (черный квадрат на белом фоне кажется меньше такого же белого квадрата на черном фоне). Эффект иррадиации тем резче, чем хуже глаз аккомодирован.

Кажущееся увеличение площади предмета может зависеть и от цветового тона. Так, желтый квадрат на синем фоне кажется большим, чем равный ему синий на желтом фоне. Обычно большими кажутся предметы, окрашенные в теплые тона с большой длиной волны, а предметы, окрашенные в холодные цвета, кажутся меньше. Иррадиация тем сильнее, чем более светла и блестяща иррадирующая поверхность. Рассмотренные случаи являются фактами положительной иррадиации. При некоторых исключительных обстоятельствах наблюдается обратное явление — негативная иррадиация. Оно заключается в том, что при очень слабом освещении серая поверхность на белом фоне может казаться больше, чем серая поверхность на черном фоне, или чрезвычайно тонкие черные штрихи на светлом фоне кажутся толще, чем они есть на самом деле.

Выступание и отступание цвета. Это явление заключается в следующем:теплые цвета (красно — оранжево — желтые) являются более яркими инавязчивыми и, находясь на одном расстоянии с менее навязчивыми (сине — зелеными), они как бы “выступают”. Создается впечатление различнойудаленности: теплые цвета кажутся выступающими, а холодные — отступающими; насыщенные и светлые цвета кажутся ближе темных и ненасыщенных; хроматические цвета выступают вперед на фоне серых тонов.

Теплые светлые и насыщенные цвета зрительно увеличивают фигуру, поэтому полным женщинам их применять не рекомендуется. Темные цвета поглощают свет, и силуэт пропорциональной фигуры кажется более стройным, даже если фигура полная.

С помощью цветовых пятен можно скрыть недостатки фигуры. Чтобы отвлечь внимание от, широкой шеи, следует разместить цветовой акцент в виде декоративного украшения в области талии; при слишком плотном телосложении необходимо украсить главным цветовым пятном плечевой пояс и шею, подчиненным — линию низа изделия (фигура зрительно увеличивается по высоте)[20].

Цветовой контраст.

Цветовой, или хроматический контраст наблюдается в том случае, когда цвет объекта изменяется в зависимости от фона или окружающих его цветов. Так, черный круг на зеленом поле кажется красноватым, на красном фоне зеленоватым, а на голубом — медно-красным, то есть приобретает цвет дополнительный или контрастный цвету фона. Для каждого цвета имеется противоположный, лежащий на другом конце диаметра цветового круга дополнительный цвет, оптическое смешение с которым дает ахроматический тон. В колористике понятие цветового контраста — это не простое противопоставление явлений, а результат взаимодействия, вызывающий новые ощущения и чувства, которые не могут быть вызваны при восприятии этих явлений (цветовых пятен) по отдельности.

Цветовой контраст сопровождается одновременными изменениями по светлоте и насыщенности. Например, желтый на оранжевом фоне будет более бледным, чуть зеленоватым; оранжевый на желтом — будет более оранжевым, имеющим небольшой красноватый оттенок.

При сопоставлении взаимодополнительных цветов не возникает в восприятии новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости. При восприятии их с более далекой дистанции вступает в действие закон оптического смещения, и цвета воспринимаются более тусклыми, вся комбинация в целом выглядит серым пятном.

На границе сопоставления цветов возникает краевой контраст. При определенной ритмической последовательности цветов создается впечатление неровности, получается как бы пространственная вибрация, и возникает эффект объемности.

Сила цветового контраста зависит от формы и площади реагирующих цветовых пятен. Это явление следует учитывать при выборе базового цвета ансамбля одежды и цветовой гаммы декоративных элементов и аксессуаров[28].

Таким образом, в восприятии костюма, в зависимости от тона, светлоты, насыщенности и цветовых сочетаний, можно производить иллюзию удаления и приближения, впечатление тяжести, броскости, плотности, мягкости. Светлые цвета помогают выявлению фактуры поверхности, а темные ее подавляют (графическая часть, лист 2, прил. Д).

1.4 Корректировка телосложения с учетом зрительных иллюзий

Одежда должна составлять единое гармоническое целое с фигурой и обликом человека, подчеркивать его природную красоту и скрывать фигуры и внешности. Нахождение нужных форм и композиционных решений одежды — одна из основных задач проектирования, успешное решение которых зависит от объема и содержания информации о характерных признаках формы и пропорций тела человека и его частей. В процессе такого изучение телосложения не обходимо установить природную красоту тела человека и всё то, что необходимо скорректировать одеждой.

Изучение тела начинают с установления общих пропорций, определяющих тип телосложения. Эти данные определяют задачи корректировки телосложения одеждой, которые могут быть сведены к увеличению продольных размеров тела и уменьшению поперечных для женщин громоздких или уменьшению продольных и увеличению поперечных размеров тела женщин, относящихся к узкосложенному типу[28].

Далее устанавливают форму тела в фас (верхний, средний и нижний тип) и со стороны спины (кифотический, равновесный, лордотический).

Тактику корректировки телосложения одеждой определяют исходя из значения общих пропорций тела и визуального восприятия. Фигуру верхнего типа в этой группе воспринимается как фигура с недостаточной шириной бедер.

У женщин громоздких и богатырей воспринимаются формы противоположные предыдущему.

Затем изучают и отмечают особенности размеров и формы головы, лица, шеи, верхних и нижних конечностей, В заключение рассматривается пластика поверхности тела, отмечаются места локализации жировых отложений тела.

По результатам анализа размеров формы тела делается вывод о том, какие части и участки тела нуждаются в корректировке одеждой.

Корректировка одеждой с учетом особенности телосложения женщин.

Чтобы добиться определенного зрительного эффекта от восприятия фигуры в одежде, т. е. чтобы скрыть нежелательные формы плохо сложенной фигуры, целесообразно при моделировании одежды шире использовать рассмотренные ранее оптические иллюзии применительно к формам, материалам, отделкам одежды и т. п[7, 23].

Корректировка телосложения формой одежды.

С помощью различных форм одежды отдельным частям тела или фигуре в целом можно придать желаемую конфигурацию.

Использование формы одежды для зрительного исправления дефектов телосложения сулит очень много интересного, но в то же время требует довольно большой предварительной разработки. Чаще всего в этом случае перед художником возникают две задачи: придать определенную форму (геометрический вид) отдельным участкам фигуры или всей фигуре в целом.

В первом случае приходится скрывать излишнюю выпуклость или, наоборот, получать ее на тех участках поверхности, где ее нет.

Скрыть излишнюю выпуклость поверхности помогают формы, в которых ткань плотно прилегает на наиболее выступающих участках поверхности исвободно располагается на остальных участках (прил. Е, рис 1,а).

В тех же случаях, когда плоским участкам поверхности необходимо придать выпуклую форму, следует выбирать такие формы, в которых ткань свободно располагается на участке проектируемой выпуклости, а на остальных более плотно прилегает к телу (прил. Е, рис.1,б).

Не менее часто возникает задача скрыть излишний прогиб поверхности или, наоборот, получить его. В первом случае, ткань на участке максимального прогиба должна располагаться на некотором расстоянии от поверхности, постепенно приближаясь к ней на отдаленных участках (прил. Е, рис. 1,в).

Во втором случае на участке прогиба ткань должна быть максимально приближена к поверхности, а на остальных удалена от нее (прил. Е, рис.1,г).

Маскировка одеждой целой фигуры осуществляется правильным выбором формы одежды, которая, несмотря на свои сложные очертания, может быть приближена к простой геометрической фигуре: прямоугольнику, шару, овалу, треугольнику, стоящему на основании или перевернутому вершиной вниз (прил. Е, рис.2).

Восприятие этих фигур неодинаково. Остроугольная фигура больше привлекает к себе внимание, поэтому при полной и недостаточно хорошо сложенной фигуре следует избегать остроугольных очертаний, равно как и прямых линий, создающих четкий силуэт. Треугольник вершиной вверх увеличивает видимую площадь фигуры. Такую форму одежды не следует применять для фигур с широкими плечами, и хорошо развитыми грудными железами. В то же время форма одежды в виде треугольника с вершиной внизу совершенно не приемлема для фигур с широкими бедрами.

При нежелании привлекать внимание к объему тела, не следует применять в одежде очертаний, которые перспективно вызывают представление шара.

Сутулость фигуры или излишнюю величину изгиба шейного отдела позвоночника (верхний кифоз) зрительно можно уменьшить формой воротника, слегка отстающего от шеи со стороны спины.

У женщин с сутулой фигурой - грудь впалая, грудные железы располагаются низко. Чтобы скрыть этот недостаток, необходимо придать некоторую пышность формы в области груди за счет сборок, складочек, буф, накладных деталей (карманов, клапанов, рюш, оборок и т. п.), больших воротников, переходящих в галстук, бант и т. п.

Не следует выбирать одежду для таких фигур без воротника или с воротником типа узкой стойки, с узким лифом или юбкой. Уместен напуск на спинке лифа, свободные юбки.

Перегибистость фигуры или излишний прогиб поясничного отдела позвоночника (лордотический тип) зрительно исправляют одеждой свободной формы прямого или трапециевидного силуэта, не отрезной по линии талии или с подрезом, расположенным несколько ниже ее. Вытачки от линии талии на юбке мягкие, а на лифе застроченные.

Для равновесных типов с сильным или недостаточным изгибом позвоночника, как в шейном, так и в поясничном отделах:

- в первом случае выбирают одежду прямой формы, свободно ниспадающую от лопаток, с большими отстающими от шеи воротниками или изделия со свободным лифом, прилегающим к фигуре ниже линии талии.

- для второй группы более уместны формы с прилегающим до линии талии лифом и свободной юбкой, могут быть рекомендованы прямые формы. Покатые плечи скроют объемные рукава типа «фонарик», большие воротники, цельнокроеные рукава, пелерина, накладные отделочные дета ли в области плеч.

Узкие плечи зрительно расширяют различного рода пелерины, крылышки, спущенная линия плеча, большие воротники и широкие лацканы.

Высокие плечи не допускают нагромождения деталей в этой области, уместны стоячие формы воротников умеренной ширины, слегка отстающие от шеи, или стояче-отложные, втачанные в слегка расширенную горловину.

Широкие плечи можно уменьшить, используя формы одежды с узким лифом и широкой юбкой, применяя рукава расширяющиеся книзу, покрой реглан и полуреглан, в изделиях с обычным втачным рукавом желательно завышать линию проймы.

Широкая и высокая грудь может быть зрительно уменьшена вертикальны ми линиями отделки, мягким лифом полуприлегающего силуэта широкую, или плоскую грудь не следует подчеркивать сильно облегающим лифом.

Маленькие грудные железы требуют наполнения лифа в области груди с помощью мягких сборок, уместно использование накладных деталей, сборок, рюш.

Отклонения в положении линии талии можно также сделать незаметными для глаз. Высокую талию скроют платья, отрезные ниже линии талии, прямые или слегка приталенные.

Низкую талию скроют платья с завышенной линией талии, с широкими поясами и расширенной юбкой.

Для фигур с очень тонкой талией рекомендуются полуприлегающие платья, неотрезные по линии талии.

Отклонения фигур по ширине линии бедер можно скрыть правильным выбором сочетаний объемов формы по линии талии и бедер.

Широкие бедра в сочетании с тонкой линией талии требуют форм, прилегающих по линии бедер и полуприлегающих по линии талии, причем вытачки выше линии талии лучше не застрачивать, а заложить мягкими защипами.

Выпуклый живот лучше замаскировать подкройными карманами, драпировками.

Недостаточная округлость бедер может быть зрительно увеличена слегка расширенной юбкой со сборками на линии талии, рекомендуются юбки с мягкими незастроенными складками, плиссе, гофре.

Выбирая форму рукава, необходимо учитывать не только его композиционное сочетание с линиями платья, но и с формой руки.

Полные руки должны быть обязательно скрыты рукавами. Если фигура достаточно тонка, а руки полные, можно сделать любой рукав (кроме узкого), в том числе фонарик, волан, пелерину и т. п.

Полным женщинам подходят рукава, цельнокроенные с ластовицей, полудлинные и длинные втачные рукава.

Очень тонкие руки могут быть скрыты любой формой рукава длинного или полудлинного, но в этом случае не уместны короткие широкие рукава.

Имея длинный торс и короткие ноги не следует носить брюки и длинные юбки[7].

Корректировка телосложения линиями.

Дефекты телосложения можно скрыть за счет применения линий определенной конфигурации и их расположения на деталях одежды. В этом случае линии (декоративные, конструктивно-декоративные и конструктивные) могут создать иллюзорное представление о форме, которое не соответствует ее реальным размерам и конфигурации.

Так, для того чтобы увеличить рост и уменьшить ширину фигуры, можно воспользоваться иллюзиями, связанными с переоценкой вертикалей. Фигура в платье с поперечными полосами кажется выше и уже, чем фигура в платье с продольными полосами, если полосы на ткани достаточно частые. Редкие продольные полосы (рельефы, подрезы) уменьшают ширину и увеличивают кажущуюся высоту. Редкие горизонтальные полосы, расположенные в различных областях, зрительно расширяют эти области.

Эти иллюзии можно использовать, если необходимо зрительно изменить всю фигуру, или только отдельные ее части. Для зрительного уменьшения размеров фигуры можно воспользоваться иллюзиями заполненного пространства за счет чередования темных и светлых полос по краям и в центре фигуры: фигура будет казаться выше, если ее четко ограничить по контуру, и ниже, если эти контуры не выявлять. Величины и характер чередования темных и светлых полос помогут скрыть неправильные пропорции телосложения

Наиболее активно на зрительное восприятие фигуры действуют иллюзии острого угла. Используя эти иллюзии, можно добиться значительного зрительного расширения отдельных участков фигуры, например, плеч, бедер и других. Можно зрительно увеличить или уменьшить длину тела. Так, если линии на платье, идущие от горловины, расширены кверху, а от ног расширены книзу, фигура воспринимается более высокой, а если наоборот, то фигура кажется более низкой.

Аналогичным образом можно зрительно изменить длину руки. Линии рукава, расширенные к низу, увеличивают длину руки, а расширенные кверху - уменьшают ее длину.

Форма выреза горловины должна быть выбрана не только с учетом композиции модели, но и с учетом характера всей фигуры, овала, лица, формы и длины шеи, формы подбородка. При выборе контура этой линии широко используют иллюзии контраста и подравнивания.

Тонкую длинную шею зрительно укорачивают круглый и прямоугольный вырезы горловины, вырез по основанию шеи, хороши цельнокроеные воротники-стойки, высокие стояче-отложные воротники.

Удлиняют шею У-образный или овальный удлиненный вырез горловины, низкие стояче-отложные воротники.

Если сильно выступают ключицы, то оголять шею не следует, целесообразно при открытом вырезе горловины использовать рюши, оборкии т. п.

Если линии воротника повторяют очертания лица, они их подчеркивают:узкоелицо кажется еще уже при длинном узком вырезе, в таком же повторяющем варианте широкое лицо кажется еще шире. Поэтому женщинам, у которых лицо имеет квадратную или круглую форму, рекомендуется вырез горловины овальной или удлиненной формы.

Иллюзия незамкнутого контура может быть применена во всех случаях, когда мы желаем увеличить размеры какой-нибудь части фигуры. Так, например, если шея коротка, то воротник, линии которого образуют замкнутую фигуру, будет зрительно еще более укорачивать шею, незамкнутый же контур даст лучшие результаты; в изделии на фигуру с очень широкими плечами расходящаяся незаконченная линия воротника производит менее благоприятное впечатление, чем замкнутая.

Корректировка телосложения цветом. Цвет один из важных композиционных свойств в одежде. Он способствуетвыявлению формы, а сочетаясь с формой и линиями он может уменьшить действие иллюзии. Цвета теплые, светлые, насыщенные — являются «выступающими», они больше объемные, поэтому для полных фигур их применять не рекомендуется. Эти цвета уместные для худощавых, стройных. Так, светлые перчатки при темном костюме притягивают взор и придают некоторую ширину фигуре. Черные туфли и черная шляпа при светлом костюме подчеркивает высоту. Больше подходят полным женщинам цвета «отступающие» - темные, не насыщенные, холодные (сине — зеленые). В этом случае следует избегать сочетаний контрастных цветов. Необходимо отвлекать внимание от подлежащих иллюзорному восприятию частей. Так, если у человека слишком широкая шея, надо поместить цветовое пятно, украшение или дать декоративную линию около талии или выше её. При слишком плотном телосложении следует поставить главный цветовой акцент, привлекающий внимание, где нибудь около шеи, а подчиненный внизу юбки.[12]

Зрительное исправление аномалий телосложения рисунком полотна.

Немаловажное влияние на выявление объема фигуры оказывает заполненность её рисунком и деталями. Нужно избегать нагромождения деталей на той части фигуры, видимые размеры которых опасно увеличивать, так как при направлении внимания на какой — либо предмет, он зрительно увеличивается. Крупные орнаментальные рисунки нельзя использовать в изделиях для полных и низких фигур, так как в этом случае они будут казаться еще толще и приземистее, целесообразно в этом случае выбирать гладкое полотно или полотно с мелким рисунком.

Корректировка телосложения фигуры осуществляется формой, линиями и цветом одежды. Задачи корректировки телосложения одеждой сводятся к увеличению продольных размеров тела и уменьшению поперечных для женщин громоздких.

Для корректировки фигуры конкретной заказчицы, которая относится к 7-му типу телосложения (Графическая часть, лист 1) предполагается возможность использования зрительных иллюзий, которые дают возможность скрыть размеры нижней части фигуры на участке бедер, чрезмерный изгиб бедер, и придать фигуре уравновешенность. Иллюзии переоценки вертикальных линий, контраста и подравнивания, а также использование для коррекции плотности заполнения рисунком на ткани и цветовых сочетаний позволят решить эти задачи.[7, 12]

2 ХУДОЖЕСТВЕННО – КОНСТРУКТОРСКИЙ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ, ЭСТЕТИЧЕСКИХ И ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО ИЗДЕЛИЯ

2.1 Проектирование изделия с учетом индивидуальных особенностей

заказчика

На начальном этапе проектирования необходимо учитывать индивидуальные особенности потребителя, а так же индивидуальность заказчика, т. е. его психологический тип, цветовой тип, род профессиональной деятельности.

Особенности телосложения необходимо учитывать при проектировании на этапе анализа эстетических требований к модели и соответственно выборе композиционного решения модели с использованием зрительных иллюзий для коррекции фигуры, а так же на этапе конструирования. Необходимо добиться соответствие формы, материалов, композиции и конструкции.

Проектирование ведется в рамках художественной системы. Здесь рассматривается модель как самостоятельная художественная система. Т. е. одежда и её дополнения, которые обладают цельным и ясно выраженным композиционным решением объемной формы. Поэтому все комплексные поиски мы проводим в рамках моносистемы для достижения оптимального результата. [6]

Композиционное построение модели должно соответствовать следующим требованиям:

1) Стилевое и масштабное соответствие деталей изделия друг к другу.

2) Выбор оптимальных месторасположений и направленности конструктивных и декоративных линий.

3) Расположение элементов фурнитуры.

4) Определение пропорции основных частей формы.

5) Уточнение конструктивного построения модели.

6) Ритмическая организация деталей с целью выявления акцента или центра композиции.

7) Пластическая проработка формы в целом.

2.2 Функциональные требования к изделию

Функциональность — соответствие изделия, комплекса изделий назначению, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности человека.

Изделие, костюм состоящий из жакета и юбки. В первую очередь потребитель - заказчица требует от одежды, чтобы она была функциональна, т. е. ее свойства обеспечивали успешное выполнение главных и второстепенных функций одежды, обусловленных ее назначением.

Совершенство выполнения утилитарных функций изделием зависит прежде всего от уровня конструктивно технического решения одежды, физико-механических свойств материалов и конструкции пакета, а социально эстетических — от художественного совершенства композиции изделия и ее связи с окружающей средой и образом человека.

Важным условием формирования одежды высокого качества является создание моделей, свойства которых соответствуют назначению и условиям эксплуатации. В такой одежде человек чувствует себя хорошо и удобно не только физически, но и психологически.

От одежды требуют, чтобы она была способна выполнять кроме основной и ряд дополнительных функций, т. е. обладала некоторой универсальностью. Добиваются универсальности проектированием одежды, конструкция и композиция которой расширяют границы употребления изделия по времени месту, сезону и кругу потребителей.

Круг потребителей того или иного изделия может быть расширен благодаря созданию моделей, в мотивах композиции которых отсутствуют навязчивость, экстравагантность, а также значительное отклонение размеров и конфигурации формы от размеров тела.

Одной из тенденций развивающегося спроса на швейные изделия является требование к созданию много функционального костюма. Такой костюм представляет систему взаимозаменяемых, свободно комплектующихся вещей (жакеты, юбки, пояса, шарфы и т. п.), помогающих потребителю проявить свою индивидуальность, вкус, настроение и др.

В последние годы у потребителя заметно возросла возможность выбора нужного ему изделия между однотипными изделиями, одинаково хорошо выполняющими свои утилитарные функции. Это обусловило рост требований к знаковым функциям одежды. Потребитель отдает предпочтение модным, современным изделиям, которые отличаются привлекательностью, выразительностью, красотой, отвечают стилю остальных его вещей, способствуют повышению престижа, подобающего его полу, возрасту, национальности.

Проанализировав функциональные требования, делаем следующий вывод. Костюм, предназначенный для потребителя с индивидуальным типом телосложения должен обеспечивать удобство и коррекцию фигуру[32].

2.3 Художественно конструкторский анализ эстетических

показателей

От одежды требуется, что бы она удовлетворяла эстетические запросы потребителя. Правильное решение этой задачи достигается проектированием моделей, отвечающих современным требованиям стиля в одежде. Ведущими признаками такого стиля является предельная целесообразность, демократизм, ясность, изящество, четкость и совершенство форм и линий. На базе общего стиля создаются самые разнообразные модели, диктуемые теми или иными климатическими, географическими, социальными или экономическими условиями.

Не менее важно для обеспечения эстетичности одежды ее соответствие требованиям моды. Для каждого модного направления характерно определенное сочетание тех или иных признаков. Основными показателями принадлежности одежды к определенному модному на правлению являются: конфигурация и габаритные размеры формы, число, местоположение и конфигурация линий членения, рельеф поверхности формы, цветовая гамма, также господствующие конструктивные приемы формообразования.

От одежды требуется единство ее формальных и содержательных признаков, т. е. соответствие чувственно воспринимаемых признаков изделия (цвет, фактура, рисунок материала, форма, покрой изделия и т. п.) его целевой функции, конструкции, технологии.

Наблюдающаяся в настоящее время дифференциация одежды по назначению требует такого композиционного решения в одежде, которое бы наиболее определенно выражало ее назначение и соответствие возрастным, антропологическим и психологическим особенностям человека. Все элементы композиции должны характеризовать способ и удобство пользования изделием.

Целостность композиции — одно из обязательных требований, которому должна отвечать любая модель. Это требование достигается гармоничным единством частей и целого, органической взаимосвязью элементов формы одежды и ее согласованностью с ансамблем других изделий.

В создании гармоничной модели большое место отводится материалу. Умение понять свойства материала и правильно использовать его эстетические возможности — одно из основных эстетических требований к одежде, материал в изделии не должен принимать несвойственные ему формы. При гармоничном сочетании формы и материала достигается подлинная художественная выразительность издёлия. Высокая взаимосвязь формы, конструкции и материала в изделии, т. е. его тектоника, способствуют рациональному использованию материальных и трудовых затрат при изготовлении одежды с высокими эксплуатационными свойствами.

Форма изделия должна отвечать требованиям архитектоники. Это значит, что форма должна иметь целостную гармоничную структуру, что достигается соразмерным соотношением частей и целого, подчиненностью второстепенного главному, организованностью линий, плоскостей и объемов. В моделях должна прослеживаться пластичность во взаимопереходах и связях объемов, плоскостей и очертаний формы.

Важное значение для достижения гармонии в одежде имеет цвет. Он не только способствует выявлениюформы, но и эмоционально воздействует на человека, поэтому от одежды требуется предельная гармония формы цвета, а также упорядоченность цветовых сочетаний в одежде, а их гармония с обликом человека и доминирующим цветом среды.

Особую группу составляют требования к технико-эстетическим свойствам одежды, характеризующим товарный вид изделия. Совершенство технико-эстетического исполнения одежды обусловлено точностью и совершенством обработки, тщательностью влажно-тепловой обработки, художественностью полиграфического исполнения маркировки и качества упаковки.

Проанализировав эстетические требования, делаем вывод, что именно эти требования являются важными при создании одежды. Не менее важным является соответствие направлению моды. Необходимо провести анализ направления моды, с целью выбора стиля, формы, линии членения, материалу, цвету для конкретной фигуры заказчика [32].

2.4 Анализ направления моды

Ясность, чистота, традиционность как знаки стремления к высокой культуре моды к подлинным ценностям:качественным материалам, совершенному изысканному крою, высокому мастерству исполнения, подлинным идеям.

Обращение к классике, которая стартовала в 30-40е годы, и уже ставшей легендой, а также к более памятным 80-м годам с их смешением строгости, блеска и роскоши дает гарантии подлинной элегантности, определяющей фарватер новой моды.

Впрочем, буржуазность или, проще говоря, попытка внести порядок в формы, вернуть чувство линии, скоординировать ансамбль, включая дополнения, в чистых традициях Кутюр мода принимает, не отказывая себе в доле юмора и некоторой небрежности. Что-то должно быть чуть-чуть “не так” - в том, как обработана подгибка, застежка, в несимметричном расположении рельефов полочки или вытачек, деталях, подборе дополнений. И даже в таких канонических формах как, например, костюмы стиля “Ив Сен Лоран”.

Элегантность, понимаемая не как норма, а средство самовыражения, рассчитанная на собственное удовольствие и комфорт.

В то же время продолжает развиваться противоположная тенденция. Новое поколение творцов, экспериментируя с материалом и формой, не оставляет попыток расшатать “устои”, ослабить четкие правила создания одежды, стремясь к. большей демократичности. В любом случае очевидно стремление к миру более, мелодичному, болееспокойному и рафинированному.

Новый век начинается с утверждением женственности в общепринятом смысле, совершенно не “хипповой”, провозглашающей чистоту и безукоризненность хорошо смоделированной одежды.

Жизненная сила, чувство юмора и экстравертность этого образа получают отражение в моде во всех ее аспектах. Пестрота поликультурных влияний, множественность мотивов, цветовых и декоративных моментов всех видов в настоящее время делает выбор слишком обширным и мало к чему обязывающим. Отсюда эта тенденция к классическим видам и формам одежды, которая не означает, как можно подумать, возврата назад, но становится почвой способной ассимилировать идеи, чтобы вырастить новое.

Модный образ становится несколько старше. Вместо худенькой девочки-подростка лидирует что-то около двадцати. И старше - двадцати пяти - тридцати, “почти как леди”, благопристойная дама, одетая безупречно, элегантно, но с оттенком индивидуальности. Характеризуя моду сегодня практически невозможно обойти вниманием ссылки на прошедшие “десятки” лет. Истина в моде всегда лежит между хорошо узнаваемым, понятным, “что знакомо” и может восприниматься без риска - и непривычным, шокирующим, революционным, требующим тонкого вкуса и умения почувствовать это новое, даже определенной эрудиции, понимания, что мода, ее концепция — явление культуры.

В обращении к 60-70 годам и 40-80 отражены не только присущий модезакон повторяемости форм, но и характер внутренних связей с прошлым. Для специалистов это, прежде всего ориентиры. Качество присущее течениям в искусстве второй половины ХХ века, в частности гармоническое задействование исторической памяти постмодернизма, наконец революционный романтический авангардизм, превратившийся в классику подобно одежде от Кардена - все перемешано, все может присутствовать в коллекции одновременно.[13, 14]

2.4.1 Формы и силуэты одежды

Формообразующая - основа характерная для последних лет, - трапеция, но несколько изменена в пропорциях. Она не так вытянута по вертикали и приближена кпрямоугольнику. Соответственно пропорциональные членения теряют контрастность, более гармоничны, притом, что уровень под грудью остается акцентным для этой формы. Силуэт уходит от минималисткой скупости очертаний, становится более выразительным, декоративным в основном за счет нижней части - коротких пышных юбок, асимметричных низов, расклешенных брюк.

Второй тип “вписан” в прямоугольник более короткий и широкий чем прежде, знаменующий начало движения от моды узких, скроенных по фигуре форм - к свободе и объемности. Современный вид создается скорее при помощи “этажей”, чем кроя: прямой верх (пиджак, блузон) плюс узкий прямоугольник юбки или брюк. Между ними какие-то промежуточные членения, образуемые внутренними слоями, часто неправильные, асимметричные, скругленные.

Главное внимание также уделяется низу ансамбля юбки и брюки представляют собой основной объект приложения фантазии, но с учетом несколько иных пропорциональных членений, чем в первом случае: здесь наиболее важны уровни - горизонталь плеч и талия на естественном месте.

В целом характерной чертой моды является стремление придать линиям силуэта легкость, плавность (за счет покроев), декоративность, усиленные активным вторжением цвета. Сохраняется асимметрия как способ повыситьвыразительность или сообщить динамику форме.[23]

2.4.2 Силуэты

Полуприлегающий силуэт остается практически без изменений с тех пор как модавернулась к плечам “нормальной” ширины и высоты.

Варьируется уровень, протяженность участка приталивания. Можно отметить тенденцию к более плотному облеганию лифа и наполнению формы по бедрам. В целом формауплощена. Часто клеш по низу не распределяется равномерно по окружности, а отнесен к боковым граням. Наиболее распространенное решение - боковой шов плюс рельефы полочки и спинки отнесенные в сторону бока.

В числе непременных новшеств - смягчение плечевого участка и проймы, за счет тонко смоделированных покроев рукавов цельнокроеного и реглан, приближенных к втачному.

Прямой

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Исследование возможностей применения различных видов зрительных иллюзий в проектировании одежды для полных женщин". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 733

Другие дипломные работы по специальности "Промышленность, производство":

Технология и организация производства молока

Смотреть работу >>

Изготовление фужера 150 мл методом литья под давлением

Смотреть работу >>

Расчет и конструирование лифтов и комплектующего их оборудования

Смотреть работу >>

Выбор электродвигателя установки и его назначение

Смотреть работу >>

Техническое обслуживание и ремонт холодильного шкафа ШХ-0,8 м

Смотреть работу >>