Дипломная работа на тему "Личные неимущественные права авторов и исполнителей про-изведений науки, литературы и искусства"

ГлавнаяПраво, юриспруденция → Личные неимущественные права авторов и исполнителей про-изведений науки, литературы и искусства




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Личные неимущественные права авторов и исполнителей про-изведений науки, литературы и искусства":


Введение

"Вот опять линяет краска. и под ней спадает маска. а под ней еще одна, а под ней еще. еще, еще ... одна ".

[Художественный фильм "Дом. который построил Свифт " режиссера-постановщика Марка Захарова по сценарию Григория Горина].

Многие десятилетия в нашей стране существовал примат интересов государства перед правами человека. Сегодня, в период предвыборной компании, проблема защиты прав каждой отдельной личности является актуальной, но, увы, трудновыполнимой. Благодаря "снятию железного занавеса" российские юристы получили возможность всемерно ознакомиться с зарубежным законодательством и оценить те нормы авторского права и смежных прав, целесообразность введения которых оправдана опытом передовых стран.

9 июля 1993 г. был принят Закон РФ об авторском праве и смежных правах, вступивший в силу с момента его официального опубликования - 3 августа 1993 г. Этот акт перевернул всю систему правового регулирования отношений в области авторского права и законодательно оформил смежные права. Впервые за многие годы люди. занимающиеся творческой деятельностью, смогли "свободно вздохнуть" и получить возможность реально защищать права, приобретаемые в результате факта создания произведений литературы, науки и искусства путем своего интеллектуального труда. Произведения неотделимы от их авторов, и поэтому "права последних носят личный и исключительный характер"*.

ЗоАП выделяет статью 15, специально посвященную личным неимущественным правам. Это:

1) право признаваться автором произведения (право авторства);

2) право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

3) право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв:

4) право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

К сожалению, сейчас в России, в связи с тяжелой экономической ситуацией, далеко не любая профессиональная деятельность может обеспечить даже прожиточный минимум. Для того. чтобы прокормить свою семью, ученые, артисты, писатели вынуждены заниматься мало интересующими их делами, даже - "челночеством". Режиссеры, например, вместо того. чтобы заставлять людей плакать от "Горя от ума", вынуждены снимать рекламные ролики.

Даже в "некоммерческом" произведении далеко не каждый автор может выразить то, что думает на самом деле. Истина - "одному Богу известна", а человек блуждает по лабиринтам собственных мироощущений, изменяя свои воззрения в зависимости от погоды. Благо, внутренний процесс создания произведения авторским правом не защищается. Иначе судьями должны были бы быть выпускники философских факультетов и духовных семинарий. Так что определять степень душевных "схваток" при "родах", допустим, поэмы, оставим историкам и биографам. Нас интересуют ситуации, связанные с результатом творчества - произведением литературы, науки или искусства. Тем самым, который "не вырубишь топором".., но ножичком вырежешь - запросто. "Потертые" творцы уже могут в случае надобности изобразить "то, что нужно". Трудновато начинающим "икарам", которые еще не в курcе, что все мы носим за пазухой по паре садовых ножниц для подравнивания крыльев. Одно только может утешить человечество от погрязания в духовном болоте - законодательство.

Как российские, так и зарубежные авторы могут теперь в нашей стране на мировом уровне защитить свои авторские и смежные права. Россия является участницей многих международных актов, в частности, Всемирной конвенции об авторском праве (пересмотренной в Париже 24 июля 1971 г.). США стали инициатором переговоров с Россией по поводу присоединения к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1896 г. (с последними изменениями и дополнениями в Париже на 24 июля 1971 г.), которую Россия до сих пор не подписала.

* * *

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Почему-то не верится тем, кто говорит: "Я творю, потому что я творю, и ничего мне за это не надо". Однако не стоит верить и утверждениям кого-либо, что деньги для него - самое главное в жизни. Степень нуждаемости, на мой взгляд, определяют наши душевные муки и чувство собственного достоинства. В книге Жан-Поль Сартра "За закрытыми дверями" Коридорный в Аду уже знает заранее, что перво-наперво произойдет с новоприбывшим: в нем проснется чувство собственного достоинства. Все герои произносят одни и те же фразы, независимо от того, кем были и что делали на Земле: "Где моя зубная щетка, где мое полотенце!?" На что Коридорный отвечает: "Они вам здесь не понадобятся". Это подтверждает, что деньги и любое другое имущество с собой в могилу не возьмешь. А неимущественные права, доказывает Бернская конвенция - неотделимое свойство бессмертной души: ч.2 ст.б Ь15 этой Конвенции так и называется - "После смерти автора".

Личные неимущественные права, признанные за авторами в соответствии с этим актом сохраняют силу после его смерти по крайней мере до прекращения имущественных прав и осуществляются лицами или учреждениями, управомоченными на это законодательством страны, в котором истребуется охрана. Однако те страны, законодательство которых в момент ратификации настоящего Акта или присоединения к нему, не содержит положений, обеспечивающих охрану после смерти автора всех его личных неимущественных прав, могут предусмотреть, что некоторые из этих прав не сохраняют силу после смерти их обладателя.

* * *

"Все расписано на небесах, - говорит Джонатан Свифт, - что же остается человеку? - Подробности"...**

1 апреля 1996 года два тележурналиста - Дмитрий Баранов и Ольга Коробова предъявили иск в Кунцевский межмуниципальный суд г.Москвы к Межгосударственной телерадиокомпании "Мир". Они потребовали от ответчиков компенсацию за нарушение авторских прав в размере 5 тысяч минимальных заработных плат (на то время эта сумма составляла 316 миллионов 250 тысяч рублей), а также возмещения морального вреда в размере 10 миллионов каждому. [До сих пор в РАО не было случаев возмещения моральных исков]. Основанием для предъявления иска стали действия телекомпании, которая без согласия авторов сократила отснятый ими фильм о ситуации в Чечне, заменила его название и выпустила в эфир 31 января 1996 года по первому каналу Останкино. Кроме этого, без согласия Баранова и Коробовой были использованы материалы другого видеофильма, отснятого ими в 1993 году. Истцы считают, что по отношению к ним телекомпания "Мир" применила политическую цензуру,

Ст.29 п.5 Конституции РФ: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается".  а выпушенный в искаженном варианте фильм был снабжен без их согласия комментариями руководителя телекомпании Гадильбека Шалахметова. Отзыв на иск был следующий.

"Межгосударственная телерадиокомпания "Мир" осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами Соглашения о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности Межгосударственной телерадиокомпании "Мир", заключенного главами государств СНГ в Ашхабаде 24 декабря 1993 года. В соответствии со ст.З указанного Соглашения "Компания, ее имущество и активы пользуются иммунитетом от административного и судебного вмешательства и исполнительных действий".

Соглашение ратифицировано Федеральным законом Российской Федерации от 3 августа 1995 года М124-ФЗ и, следовательно, является частью законодательства России. Как установлено в п.4 статьи 15 Конституции РФ "...международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Таким образом, данное дело не подсудно народному суду и может быть решено исключительно путем переговоров между сторонами. Одновременно сообщаем, что Баранов Д.Б. и Коробова О.В. участвовали в подготовке телевизионной передачи о Чеченской республике в качестве работников МТРК "Мир" (Баранов принят на работу с 01.09.94, приказ М165-К. Коробова принята на работу также с 01.09.94. приказ М164-К) и, как они сами признают в исковом заявлении, по заданию МТРК "Мир". То есть. в силу п.2 статьи 14 Закона об авторском праве и смежных правах исключительные права на использование этого произведения принадлежат МТРК "Мир". Председатель - Г.М.Шалахметов".

Разбирательство: кто на кого работал - область трудовых отношений. Личных неимущественных прав оно не касается. А как звучит приведенная статья Соглашения? - "Компания, ее имущество и активы пользуются иммунитетом...". Так что Дмитрий и Ольга, независимо ни от чего (к примеру, сотрудники ли они МТРК "Мир" или нет), спокойно могут продолжать требовать возмещение морального вреда... При этом, увеличив сумму иска за моральный ущерб на размер материального. К тому же они могут обратить взыскание на физических лиц (благо, кто есть црш - известно). Кстати, пусть будущие соответчики не удивляются, если встретят в суде, помимо Баранова и Коробовой, еще и представителей оскорбленного чеченского народа и Вооруженных сил России, которые с удовольствием выступят соистцами. Хотя бы потому, что нуждаются в деньгах. Так что, "Миру" - мир, но только путем признания иска.

Почему мы здесь на стороне Дмитрия и Ольги? Да, потому что те, кто "попробовал на вкус настоящей борьбы"***, просто так "воевать" бы не стали. Это наше внутреннее убеждение. А внутреннее убеждение вудей? Вот то основное, что решает судьбу "моральных" исков. Для того, чтобы вынести объективное решение, судьи должны понимать, кто же такие - авторы.

Сегодня многие авторы и исполнители даже не подозревают о том, что принципы авторского права, указанные В.П.Мозолиным, такие как свобода творчества, моральная заинтересованность автора в создании и использовании своего произведения теперь на практике сочетаются с принципом всемерной защиты прав и законных интересов авторов. По сообщению представителей РАО (Российского авторского общества), на территории России не было еще ни одного случая возмещения морального ущерба, связанного с нарушением личных неимущественных прав авторов и исполнителей. Поэтому свою дипломную работу я решила посвятить личным неимущественным правам, т.к. полагаю, что они до сих пор остаются одним из "белых пятен" российского законодательства в области авторского права и смежных прав.

=============

* Сергеев А.П. "Авторское право России". [Санкт-Петербург, издательство Санкт-петербургского университета, 1994. с.3].

** Из художественного фильма "Дом. который построил Свифт".

*** Владимир Высоцкий из песни "Книжные дети".

Глава 1. История законодательства в области личных неимущественных прав

"Закон постановлю на место вам и людям все права людей, по царской милости моей отдам из доброй воли".

[А. С. Пушкин "Сказки "]

Издавна в России авторами признавались летописцы, поэты, прозаики, художники, мастера прикладного искусства (вышивальщицы, ювелиры, мастера по дереву и т.д.). Исполнителями считались только артисты различных жанров. Однако юридического смысла в эти понятия вплоть до XIX в. никто не вкладывал.

История нашей страны знает несколько вариантов осуществления творческой деятельности.

Во-первых, существовали бродячие труппы, вольные рисовальщики, мастера, поэты и т.д., "правовое положение" которых подробно описано в "Бременских музыкантах" (и братьев Гримм, и популярном мультфильме). Это, в основном, были выходцы из городских ремесленных семей, скитающиеся по дорогам, зарабатывая на жизнь тем, что декламировали свои творения на ярмарках и площадях. Самая большая "милость" со стороны властей, на которую они могли рассчитывать - это не оказаться в тюрьме за бродяжничество.

Во-вторых, образовывались крепостные театры (например, Шереметьевых), куда из наиболее талантливых крестьян отбирали актеров, декораторов, мастеров и т.д. "Тупейные художники" были, соответственно, собственностью хозяина, и их судьба полностью от него зависела.

Третьим, наиболее "престижным" видом творческой деятельности, считались придворные театры, которые очень любила, к примеру, императрица Анна Иоановна.

Тут, уж, ни о какой правовой охране и говорить нельзя, т.к. все определял принцип "фаворитства".

В XVIII -XIX веках появились "цивилизованные" государственные учреждения, где авторы и исполнители могли работать более или менее независимо. Это. например. Первый русский Университет, который открыл Михаил Васильевич Ломоносов, императорские театры, такие как Большой, Мариинский. поставившие русскую науку и искусство на мировой уровень. Служащие академий и театров являлись наемными работниками и получали заработную плату за свой труд.

В то же время широкой популярностью стали пользоваться так называемые "салоны". Мода на них пошла из Франции. Они организовывались практически в каждом аристократическом доме и считались признаком хорошего тона. Собирались там. в основном, люди "света" и проводили литературные вечера, спектакли, концерты. Туда часто приглашались русские или зарубежные знаменитости (такой салон описан, к примеру, у А.С.Пушкина в "Египетских ночах").

Постепенно, с развитием капитализма, "искусству" стали посвящать свой досуг крупные магнаты (например, Савва Мамонтов). Они выделяли большие деньги на развитие культуры, материально поддерживали молодые и неудачливые таланты и организовывали свои частные театры и студии, куда в итоге стекалась вся творческая интеллигенция России.

* * *

Книгоиздательское дело в России до конца XVIII в. считалось государственной монополией. Длительное время отношения авторов с издателями вообще не были предметом правового регулирования. Общее законодательное разрешение на устройство частных или, как их тогда называли, "вольных" типографий во всех городах империи было дано только Указом Екатерины II от 15 января 1783 г., который в 1796 г. был отменен Павлом 1. Вновь открыть частные типографии разрешил Александр 1 в 1801 году.

Первым законом, регулирующим авторские отношения, был Цензурный устав, утвержденный 22 апреля 1828 года. Он содержал специальную главу под названием "О сочинителях и издателях книг" и приложение - Положение о правах сочинителей.

Специфической особенностью авторского права России было подвержение всех литературных и научных произведений жесткой цензуре. "Напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную" (параграф 17 Приложения). Участившиеся случаи мошенничества со стороны отдельных издателей, в частности, сознательное введение публики в заблуждение относительно авторов распространяемых книг вынудило правительство в 1830 г. принять новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которые прямо признали права сочинителей правом собственности.

Дальнейшее развитие отношений в сфере авторства в XIX в. шло по пути постепенного расширения числа признаваемых законом авторских правомочий. В 1845 и 1848 годах было признано право на музыкальную и художественную собственность. В 1875 г. срок охраны произведения после смерти автора увеличился с 35 до 50 лет. В 1877 г. правила об авторском праве были перенесены из Цензурного уставав Законы Гражданские [т.Х, ч.1 Свода законов Российской Империи] в виде приложения к ст.420, содержащей общую характеристику права собственности. В 1897 г. Государственный Совет принял решение безотлагательно приступить к подготовке специального закона в этой области. Однако только через 13 лет. 20 марта 191 1 г. было принято Положение об авторском праве. Этот акт был составлен на основе западноевропейского законодательства, с учетом этнических особенностей России. В Законе помещались специальные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения.

Этот акт сыграл положительную роль для России, например, законодатель отказался от конструкции "литературная и художественная собственность", заменив ее понятием "исключительные права". Правда, до уравнивания в правах с авторами стран - участниц Бернской конвенции было еще далеко.

* * *

"Выйдем из этих отвратительных стен"...

[Из фильма, по сценарию Г.Горина и Э.Рязанова, режиссера-постановщика Э.Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово"].

Октябрьская революция, естественно, отменила все предшествующее законодательство. При этом в Декрете ЦИК от 29 декабря 1917 г. популярно было объяснено, что произведения переходят "из области частной собственности в область общественную"... Куда и перешли произведения 23 русских писателей, умерших к этому времени. С появлением Декрета от 26 ноября 1918 г. "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием" уже все произведения, как опубликованные, так и нет, умерших и живых авторов могли стать достоянием РСФСР. Права наследников официально перестали признаваться с принятием Декрета СНК от 28 апреля 1918 г. "Об отмене наследования". Тем самым Нарквмпрос РСФСР объявил достоянием государства произведения 47 писателей и 17 композиторов. Хотя и оставались авторы, которым "повезло", и они сохранили все права по распоряжению своими произведениями.

* * *

"Выйдем ... и из этих отвратительных стен". [Из художественного фильма "О бедном гусаре замолвите слово"].

Более демократичными по отношению к авторам оказались принятые в 1928 г. Основы Авторского Права и Закон РСФСР об авторском праве. Они строились на трех базовых принципах, которые конкретизировала С.А.Чернышева в своей работе "Художественное творчество и закон".

1) Принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества (разумеется, социалистического);

2) принцип договорного порядка использования произведений художественного творчества (в юридической литературе тридцатых годов отмечалось, что вознаграждения по договорам были ничтожными, но большинство авторов, не желая подвергать свои произведения риску национализации, не принимало мер к увеличению их размеров);

3) принцип всемерной охраны результатов художественного творчества и прав их создателей.

Приведенные положения восприняли Основы Гражданского Законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., куда авторские права были включены в качестве самостоятельного раздела.

Как говорится, нет плохих и хороших, а есть - свои и чужие. С 20-х годов "не предавшие Родину" творческие люди начали объединяться в союзы по роду своей деятельности. Постепенно образовались Союз Писателей, Союз Кинематографистов, Союз Художников, Союз Архитекторов и т.д., где состоять стало почетно и престижно. До такой степени, что в глазах народа "полноценным творцом" можно было стать только в момент получения удостоверения члена союза.

21 февраля 1973 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "О внесении изменений и дополнений в Основы Гражданского Законодательства Союза ССР и Союзных Республик", которым закрепил правило о выплате гонорара авторам переводимых произведений. До этого переводчик за изданные им работы гонорара вообще не получал. 1 марта 1974 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР были внесены изменения в 464 статью Гражданского Кодекса СССР. на которую ссылается в С.А.Чернышева в работе

"Художественное творчество и закон". Здесь специально была оговорена возможность иного порядка использования произведений художественного творчества. Данный вопрос подробно освещен в диссертации В.К.Глоба "Внедоговорное использование произведений", в которой говорится о широкой практике внедоговорного использования результатов творческой деятельности.

Подлинно новаторским нормативным актом в области авторского права явились Основы Гражданского Законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.

В разделе 4 "Авторское право" было подчеркнуто, что "авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено".

Положения Основ впоследствии конкретизировали и расширили нормы ЗоАПа.  СССР (затем, Россия как его правопреемница) заключил ряд международных соглашений по авторскому праву. Например, В 1973 г. Советский Союз стал участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве, в связи с чем было впервые закреплено право автора на перевод. Действуют двусторонние договоры с Австрией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Мальгашской республикой, Польшей, Швецией. Чехословакией (сейчас фактически два соглашения - со Словакией и с Чехией). А всего-то только с 1897 г. (заседания Государственного Совета) наметилось присоединение России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.

Новый Гражданский Кодекс вместо определения "результат творческой деятельности, выраженный в объективной форме", вновь перенял понятие, закрепленное в Бернской конвенции - "интеллектуальная собственность", которое впервые, после Основ 1928 г., было использовано в Законе о собственности СССР от 24 декабря 1990 г. В этом Законе, в ст.1 говорилось, что авторским правом регулируются отношения по созданию ииспользованию объектов интеллектуальной собственности А затем - закреплено в ст.44 ("... Интеллектуальная собственность охраняется законом") Конституции РФ 1993 г. В ст. 128 ГК РФ говориться, что к объектам гражданских прав относятся результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и другие нематериальные блага.

Нормы Гражданского Кодекса, ЗоАПа и некоторых других нормативных актов в области авторского права нуждаются в особом подробном толковании.

Екатерина Ананьева, юрист, заместитель начальника Договорно-правового управления РАО:

"Дело в том. что раньше действующих в нашей с вами стране документов по охране авторского права и смежных прав было слишком мало. теперь же - слишком большое количество. В их многообразии теряются некоторые рациональные идеи, которые еще будут претворены в жизнь".

Даже юристы зачастую опускают руки при попытках привести создание и применение творческих проектов в соответствие с нормами права. Большинство авторов еще, мягко скажем, не очень квалифицировано в правовых вопросах, и, естественно, нуждаются в компетентных представителях. Тем более, что о каком бы виде творчества мы не говорили, первое, что приходит на ум - это скандалы, конфликты, споры, сплетни и т.д., связанные с "загадочным миром искусства".

История развития законодательства в области творческой деятельности в России по настоящему еще только начинается. Закон "Об авторском праве и смежных правах " явился основой для создания в этой сфере других нормативных актов, конкретизирующих отдельные правовые положения.

ЗоАП сегодня действует в редакции от 19 июля 1995 г., с 23 сентября 1993 г.. принят Закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Президент РФ издал ряд Указов в области авторского права и смежных прав: "О государственной политике в области охраны авторских и смежных прав" от 7 октября 1993 г., "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации". 25 марта 1994 г. вышло Распоряжение Президента РФ "Вопросы присоединения Российской Федерации к ряду международных конвенций в области охраны авторских прав". Правительство РФ 6 мая 1994 г. приняло два Постановления: "О государственных стипендиях для выдающихся деятелей культуры и искусства России и для талантливых молодых авторов литературных музыкальных и художественных произведений" и "О порядке определения расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждений физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторов открытий, изобретений непромышленных образцов".

Россия признала действие "Международной конвенции об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций" 1961 г., "Конвенции по охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм" 1971 г., а также "Многосторонней конвенции об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения" 1979 г. Сегодня на территории России, как и ранее, охраняются права зарубежных авторов фонограмм литературных и художественных произведений, впервые опубликованных после 1971 года.

Таким образом гражданское право выполняет функции признания авторства на творческие результаты, установления их правового режима, отношений по организации (на договорной основе), создания, передачи и использования новых достижений в области научно - технического, художественного и иного творчества, а также материального и морального стимулирования защиты прав авторов и исполнителей.

Глава II. Личные неимущественые права

1. Понятие личных неимущественных прав

"Вознаграждение и возмещение вреда не противоречат моральным принципам общества".

[Маляина М.Н. "Правовой взгляд на проявления нетрадиционных способностей (качеств) человека".]

"Все люди - одна семья, и варварам в ней - не место". - решила Генеральная Ассамблея ООН. И чтобы совесть человека не возмущалась, 10 декабря 1948 года она провозгласила Всеобщую декларацию прав человека, "принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности...".

В российском законодательстве ст. 18 ГК наделяет граждан возможностью "иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности", а также обладать имущественными и личными неимущественными правами.

Ценность личных прав состоит главным образом в том, что они сами по себе и гарантии их реального осуществления определяют положение человека в обществе, а следовательно, и качество самого общества в целом. "Международная арена" это признает. О чем свидетельствует следующий случай.

В ущемлении авторских прав на международном уровне весной 1995 года были обвинены студенты московского ГИТИСа [ныне - РАТИ (Российской академии театрального искусства)]. На режиссерско-актерском факультете академии в мастерской Леонида Хейфеца поставили спектакль по известному мюзиклу Эндрю Ллойда Веббера "ТНЕ САТS". Труппа ГИТИСа покорила московскую аудиторию, и студентов пригласили на театральный фестиваль в Эдинбурге. К поездке было почти все готово... Но посольство Великобритании отказало в визах буквально в последний день. В качестве аргумента представителям ГИТИСа была предъявлена бумага за подписью самого Эндрю Ллойда Веббера. "Послание", впрочем, носило характер незлобивый, скорее рекомендательный. То есть, неча, мол, со своими скромными силами лезть в калашный, так сказать, ряд. Хотя, возможно, у вас, ребятки, есть деньги, чтобы уладить все вопросы, по которым можно обратиться к адвокатам г-на Веббера. Координаты были указаны тут же.

При создании спектакля ГИТИ Совская труппа меньше всего думала о том, чтобы хоть как-то ущемить авторские права и интересы господина Веббера. Эдинбургский фестиваль, вне сомнения, неплохо прошел и без московских студентов. Но что же так задело английскую сторону? Возможно, смысл "оказания такой чести" - "не подумайте, что каждому - можно". Так как в другой раз - нарушить авторские права может "рыба покрупней".

Личные неимущественные права принадлежат во всех случаях непосредственному создателю произведения. Они неотделимы от автора и не могут передаваться другим лицам. Даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Пока, конечно, автор жив. В ч.1 ст. 150 ГК говорится о том, что достоинство личности, честь и доброе имя, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. А в случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе - наследниками правообладателя.

Личные неимущественные отношения бывают двух видов: связанные с имущественными отношениями и не связанные с ними. Не связанные с имущественными - представляют собой правовые отношения между субъектами по поводу личных неимущественных благ ["благо" - то. что заключает в себе определенный положительный смысл*].

Личные неимущественные права - это субъективные права граждан (а иногда - организаций), возникающие в связи с регулированием нормами права личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными и не имеющих экономического содержания.

Советский энциклопедический словарь:

"Личные неимущественные права - права граждан, не имеющие имущественного содержания и неотделимые от личности человека (право на имя, авторство, честь, достоинство и др.).

Закон, как указывалось во Введении, устанавливает пять таких правомочий.

1. Право авторства - право признаваться автором произведения. Оно защищает произведение от плагиата и присвоения авторства.

2. Право на имя - право обозначать произведение при его использовании своим подлинным именем, псевдонимом либо опустить указание автора (анонимно).

Автор может изменить свое решение, касающееся права на имя. например, раскрыть свой псевдоним.

В соответствии с ч.1 ст. 19 ГК граждане могут приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из национального обычая. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя). В ч.5 этой статьи говориться, что вред, причиненный гражданину в результате неправомерного использования его имени, подлежит возмещению в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Право на обнародование - право разрешать впервые довести произведение до широкого круга лиц. Оно может быть реализовано только один раз. Исключение составляет право на отзыв, которое является составной частью права на обнародование.

[Обнародование - это действие, которое делает произведение доступным для всеобщего сведения любым способом. Опубликование (как вид обнародования) - выпуск в обращение экземпляров, с помощью которых можно зрительным образом ознакомиться с произведением.

И то, и другое осуществляются только с согласия автора или иного владельца авторских прав. В иных случаях, все действия, делающие произведение или его экземпляры широко доступными, не считаются обнародованием или опубликованием].

4) Право на отзыв - право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения.

5) Право на защиту репутации автора - право препятствовать любому искажению произведения, которое может нанести ущерб чести и достоинству автора.

Особым личным правом является право доступа к произведениям изобразительного искусства. Художники вправе по первому своему требованию быть допущенными к оригиналам своих произведений, даже, если они не являются их собственниками. Право доступа прекращается в момент смерти автора.

К нематериальным объектам, возникающих в результате творческой деятельности, относятся также исполнения как одна из категорий смежных прав.

Исполнение - это представление произведений, фонограмм, постановок, других исполнений (например, пародий) посредством игры, декламации, пения, танца "живьем" или с помощью технических средств. Как и авторов, законодатель наделяет исполнителей некоторыми личными неимущественными правами. В ст.37 ЗоАПа говориться, что исполнителю принадлежит право на имя, а также право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя.

Произведение, или после истечения сроков охраны, или, если оно никогда не охранялось, становится общественным достоянием. Однако в отношении таких произведений должны соблюдаться некоторые личные авторские права, а именно: право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора, которые охраняются бессрочно. Это означает, что никто не вправе издать книгу под интригующим названием "Преступление и наказание" с надписью на обложке: М.Достоевский, где в конце романа старушка-процентщица восстает из гроба и становится вампиром.

* * *

Сегодня Михаил Васильевич Ломоносов, глубоко вздыхая, смотрит из могилы на современных "двигателей творческого прогресса". Им чрезвычайно повезло - "Бог дал жить в эпоху перемен". И материал для работы искать не надо, и правовые нормы, защищающие права авторов, может, не в достаточном количестве, но - есть. Ему же, в просвещенном XVIII веке, чтобы помочь России "родить собственных платонов", рассчитывать приходилось разве что на милость царственной особы.

==============

* Советский энциклопедический словарь [Москва, "Советская энциклопедия", 1983]

Понятие АВТОРА и ИСПОЛНИТЕЛЯ

Очень противно осознавать свою бездарность, но еще более противно при этом быть уверенным. что это не так...

Лет, наверное, до пятнадцати автора я себе представляла в виде Художника Тюбика "с развевающимися волосами и палитрой в руках", а исполнителя - Музыканта Гусли. Но сейчас, если бы меня спросили, кого напоминает по-настоящему творческий человек, я бы ответила - Незнайку. Но, как известно, все в мире относительно. И от того, что один считает великим и непревзойденным, другой воротит нос. Поэтому законодательство защищает всех авторов, независимо от качества и популярности произведений, которые они создали.

4.1 ст.б ЗоАПа:

"Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения".

Толковые словари понятия "автор" и "исполнитель" объясняют четко и без задоринки: "автор - создатель какого-нибудь произведения", а "исполнитель - тот, кто исполняет". Законодатель только придал им оттенок официальности.

Ст. 4 ЗоАПа:

"Автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение:

исполнитель - актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль. читает, декламирует, поет. играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер".

Однако на практике такой четкой разницы здесь нет. Думается, что Маркиз де Сад с нескрываемым удивлением бы выискивал свой авторский труд среди железных кроватей и досок с сомнительными надписями на неизвестном языке в новой постановке Романа Виктюка. Затем, он бы поздравил режиссера с ... созданием интересного произведения. Действительно, почему, к примеру, переводчик считается автором, хотя в основе его творчества всегда лежит чужое произведение. А режиссер-постановщик драматического спектакля - исполнителем, когда он создает произведение, зачастую, даже не имея сценария?

* * *

"Даже при поверхностном общении с великими людьми сама близость к ним.., их иногда даже бессознательное отношение к тому или другому явлению, отдельные восклицания или брошенное слово...оставляют след"... [Константин Станиславский, "Моя жизнь в искусстве"].

Когда приходишь, например, в "Ленком", "Современник", "Театр на Юго-Западе", "Театр-студию Олега Табакова", то сразу становишься клеткой единого организма. Как будто растворяешься в "энергетике" творческого интеллекта Марка Захарова. Галины Волчек, Валерия Беляковича или Олега Табакова. Режиссер-постановщик - Хозяин. В театре ли ои, или на съемочной площадке.

Екатерина Ананьева, юрист, заместитель начальника договорно-правового управления РАО (Российского Авторского Общества):

"Пожалуй, единственная группа лиц. ошибочно не признанная субъектами авторского права - режиссеры-постановщики театральных спектаклей. Когда разрабатывался ныне действующий закон, мы предлагали внести понятие о театральных режиссерах как об авторах, но почему-то это сделано не было. Будет ли в будущем устранена эта несправедливость, неизвестно. Наверное, считается, что режиссеры-постановщики работают в театрах на договорной основе, и их отношения должны регулироваться законодательством о труде. В то же время кинорежиссеры обладают всей полнотой авторских прав на продукты своего творчества. Театральная режиссура - один из сегодняшних камней преткновения в области авторского права. Создатели нынешнего свода законов и положений об авторском праве определенно не были театралами: неясности правового регулирования в этой области начинаются с вопросов переработки литературных сюжетов в театральные и киносценарии. Запатентовать жизненную ситуацию, избранную преамбулой к сюжету, невозможно. Также трудно доказать чей-то приоритет в изобретении траектории прохода артиста по сцене, в расположении декораций".

"Декан перестал пользоваться словами - они искажают смысл. Он нанял актеров, чтобы те несли людям его мысль". ["Дом, который построил Свифт"].

Станиславский в вышеназванном труде рассказывает о домашнем театре Мамонтова. "Эти спектакли точно были созданы для того, чтоб доказать полную ненужность всей обстановки при отсутствии главного лица в театре - талантливого артиста". Немирович-Данченко пишет, что русский театр начался тогда, когда появились скоморохи - первые актеры. В то время на Руси было порядочно "страшных лесных разбойников". Поэтому бродячие артисты объединялись сначала по двое, затем в небольшие труппы и разыгрывали представления. Спектакли создавались совместно, не было как такового режиссера и. уж точно, сценариста. Тогда кто же актеры? Самые, что ни на есть авторы!.. Конечно, это лирика. Законодателю не логично все смешивать в одну кучу. Но поднять статус исполнителя - можно.

Основы гражданского законодательства от 31 мая 1991 года (ныне фактически не действующие) впервые в истории российского законодательства признали существование такой категории лиц как "исполнители" и наделили их правами, в первую очередь, личными неимущественными. В соответствии с этим нормативным актом исполнителям принадлежало право на имя, право на защиту постановки и исполнения от искажения, право осуществлять или разрешать использование постановки и исполнения и право на вознаграждение. Исполнителям разрешалось осуществлять свои права с соблюдением прав авторов исполняемых ими произведений. Срок действия прав исполнителя, как и автора, определялся пятьюдесятью годами, считая с даты первого исполнения или постановки, первой публикации звуко- или видеозаписи либо первой трансляции ее в эфир. Такое личное право как имя исполнителя при воспроизведении исполнения было признано охраняемым бессрочно.

* * *

Спор о том, кем быть: автором или исполнителем - не просто принцип. Это борьба за право считаться субъектом авторского права.

Субъектами авторского права могут быть российские граждане и иностранцы, их наследники, иные правопреемники, а также Российское государство в целом. Права на произведение для каждой категории субъектов возникают в связи с различными юридическими фактами - созданием произведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и т.д.

4.1 ст.44 Конституции РФ:

"Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества"...

4.1 ст.29 Конституции РФ:

"Каждому гарантируется свобода мысли и слова".

Авторское право на произведение возникает автоматически - в силу факта создания произведения (выражения его в объективной форме). Никакой регистрации произведения или выполнения каких-либо иных формальностей - как для возникновения, так и для осуществления авторских прав не требуется. Наличие или отсутствие "С" в кружочке - "copyright" (знака охраны авторских прав) не имеет правового значения.

Авторское право может возникнуть только у физического лица. В связи с этим, субъекты авторских прав подразделяются на первоначальных и производных.

Первоначальными считают самих авторов. Производными - юридических лиц, которые могут получать по закону или по договору право на использование произведений с согласия их авторов. [Понятия "первоначальный или производный субъект авторского права" следует отличать от понятий "автор оригинального или зависимого произведения" (объекта авторского права) - переводов, переработок, копий изобразительного искусства и т.д.].

Ко второй категории относятся также наследники (по закону или по завещанию), которые становятся субъектами авторского права после смерти автора. Действующее законодательство не содержит четкой регламентации авторских прав наследников. Поэтому при решении споров в этой области применяется аналогия права или закона. Надо отметить, что в новом ГК присутствуют положения о том, что в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствия применимого к ним обычая делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения, т.е. аналогия закона. А при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогии права), а также "требований добросовестности, разумности и справедливости" (ст.б ГК). Вот один пример такой "разумности ".

Александр Вертинский - едва ли не единственный из российских авторов и исполнителей песен "позапрошлого" поколения, пользуется особенной популярностью у сегодняшних певцов. Особую нежность к его романсам питает Борис Гребенщиков. Когда в 1989 году песня Александра Вертинского на стихи Николая Гумилева "Китай" была включена в альбом Гребенщикова Кфвшщ Ышдутсу, записанный в США, публика ожидала скандала. Но его не последовало - 25летний срок с момента смерти автора к тому времени уже истек. Однако после принятия в 1993 году нового Закона об авторском праве семья Вертинского предъявила претензии санкт-петербургской фирме грамзаписи "Курицца-рекордс", выпустившей кассовый диск "Борис Гребенщиков. Песни А.Вертинского". До суда дело не дошло, но растерявшаяся фирма грамзаписи была вынуждена выплатить авторский гонорар не только Борису Гребенщикову, но и семье наследников. Недавно СО с песнями Александра Вертинского "Вертинский" выпустила компания Great-hall Ltd.

В связи с его выходом РАО подало судебный иск о возмещении авторского гонорара восстановленным в правах наследникам. Тем временем, ныне здравствующая семья Вертинского получит гонорар еще и за альбом Александра Вертинского "Chansons d`Amour". вырученный компанией RDM. [Наследники пользуются авторскими правами в течение оставшегося от пятидесятилетнего срока действия авторских прав].

* * *

К особой категории относятся авторы аудиовизуальных произведений, которые вошли в их состав (например, автор романа, положенного в основу сценария, сценарист, режиссер-постановщик, художник-постановщик, художникмультипликатор и др.)

В соответствии с ЗоАПом аудиовизуальным произведением признается результат творческой деятельности, который состоит из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком) и предназначенный для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. К таким произведениям относятся кинематографические и другие произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Они пользуются авторским правом каждый на свое произведение, но не считаются авторами аудиовизуального произведения в целом и, соответственно, не имеют права определять порядок его использования. Так что если, допустим, художнику не понравилось, что изображенная им солнечная поляна послужила площадкой не для резвящихся оленей, как ему было обещано, а для "эротической сцены с элементами насилия", то защитить свои права он сможет только пусканием обильной пены изо рта.

Авторами аудиовизуального произведения считаются режиссер-постановщик, сценарист, а также автор текста, идеи. специально созданного для этого музыкального произведения (если таковые имеются). Имена авторов должны быть указаны на всех экземплярах аудиовизуального произведения. Автор музыкального произведения, которое хотя и было использовано в аудиовизуальном, но существовало ранее, не входит в число таких авторов.

[Имена других лиц, чьи произведения были там использованы, должны указываться на экземплярах лишь в случаях, когда между ними существует договоренность].

* * *

"Только здесь, в сумасшедшем доме, мы можем спокойно думать".

[Фридрих Дюрренматт. "Физики"].

4.1 ст.29 ГК:

"Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным...".

Создателем произведения литературы, науки или искусства может быть кто угодно, независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности. Так что любой бред сумасшедшего может войти в школьную Хрестоматию. Гениальность и безумие - две стороны одной медали, которой награждают за необычность мышления и поведения. Путаницы здесь - предостаточно. Например, вопрос: был ли Гоголь "идиотом", когда писал вторую часть "Мертвых душ" и "нормальным", когда ее сжигал, - еще не раз будет темой кандидатских диссертаций литературоведов.

* * *

"...жил поэт - волшебник слова, вдохновенный рифмоплет". [Из песни к художественному фильму "Мери Поплине, до свидания!"].

Вундеркиндам не нужно просить у мамы разрешения опубликовать в "Юности" свои творческие свершения. Закон от этого "цветы жизни" освобождает. Правда, если ребенку нет еще четырнадцати лет - кому-то из родителей все-таки придется поучаствовать в творческом процессе - прийти за гонораром.

Дело в том. что несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителя осуществлять права авторов произведений науки, литературы или искусства. Но за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

* * *

Авторские права у "творца" возникают сразу, как только душевный или умственный порыв облекается в объективную форму. При этом не имеет значения:

обнародовано произведение или нет, является ли оно полностью законченным или находится в "некондиционном" состоянии. Для возникновения авторского права на производное произведение не важно, охраняется ли законом первоначальное. Необходимо только, чтобы "первичный" автор не возражал против такого использования своего труда. Например, Гете, если бы понял, что господин Жуковский из его баллады "Лесной царь" создал новое произведение (правда, честно назвав его литературным переводом), очень бы расстроился.

"Ездок погоняет, ездок доскакал... В руках его мертвый младенец лежал".

[Иоганн Гете "Лесной царь", перевод В.Жуковского]

Во-первых, никакой не "младенец", т.к. на протяжении всего стихотворения сын разговаривает с отцом, а младенцы, если, конечно, они не растут "не по дням, а по часам", говорить не умеют. Но даже если такое допустить, то, отмечает Марина Цветаева, у Гете "младенец" вовсе "мертвым нележал", а исчез с коня, на котором он ехал вместе с папой, и стал как бы сыном Лесного царя. Писательница, хотя с нежностью пишет о творчестве Жуковского, все-таки полагает, что в такой трактовке конец этого произведения не совсем логичен.

А многочисленные переводы Гамлета? "Родной" принц Датский вряд ли бы мог с таким многовековым упорством покорять женские сердца, так как он был "толстым лысеющим стариком".

С подписанием 9 сентября 1886 года Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений - стало легче: ст.2 (3) Бернской Конвенции предусмотрела, что переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного или художественного произведения охраняются наравне с оригинальными произведениями, без ущерба правам автора оригинального произведения.

Однако, конфликты между переводчиками и авторами оригиналов возникают до сих пор. Например, один Сотрудник московского издательства OLMA-PRESS жаловался, что "на сегодня наиболее уязвимая позиция в соблюдении авторских прав в нашем книгоиздании - это перевод. Переводы, как правило, осуществляются по принципу "кто не успел - тот опоздал. Публике ведь в основном не задумывается: покупает она легальный перевод или нет. А первоначальные авторы все претензии предъявляют нам".

В любом случае права переводчика (или автора любого другого зависимого произведения) возникают, как и у других авторов, в момент создания произведения. Издатели энциклопедий, сборников научных трудов, периодических изданий и других сложных, составных произведений, говорит закон, являются их полноправными авторами. Единственное, должны оставаться в целости и сохранности исключительные права авторов произведений, которые входят в сборник.

* * *

Иностранные граждане и лица без гражданства могут не бояться "плевков в лицо". 24 июля 1971 года в Париже была пересмотрена Всемирная Конвенция об авторском праве, подписанная в Женеве в 1952 году. На территории России она действует с 27 мая 1973 года.

В соответствии с этим международно-правовым актом, выпущенные в свет произведения граждан любого Договаривающегося Государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого Государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся Государстве охраной, которую такое Государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его собственной территории. Не выпущенные в свет произведения граждан каждого Договаривающегося Государства пользуются в каждом другом Договаривающемся Государстве охраной, которую это Государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан. Для целей настоящей Конвенции любое Договаривающееся Государство может в порядке своего внутреннего законодательства приравнять к своим гражданам любых лиц, домицилированных на территории этого Государства.

Так что, если у студента подготовительного факультета Университета имени Патрисса Лумумбы - гражданина племени "Мумба-Юмба" украли заветный папирус с поэмой собственного сочинения и опубликовали ее в "Московском Комсомольце", он сможет защитить свои личные права. Если наша Родина, конечно, захочет.

* * *

Любили Илья Ильф и Евгений Петров засиживаться по вечерам в редакции газеты "Гудок". Постепенно, как пишет Евгений Симонов, зрела в них "потребность попробовать свои силы в большой литературе". И стали они - соавторами.

Соавторство - это авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц, принадлежащее соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Соавторство может быть раздельным - при нем любой из соавторов может указать, какая конкретно часть произведения им создана, и вправе использовать ее по своему усмотрению. Например, создателями художественного фильма являются сценарист и режиссер-постановщик. Или неделимым - здесь каждый соавтор вкладывает свое творчество в произведение целиком. Например, после того. как несколько соавторов скомпонуют собранный ими материал в единую статью - разобрать кто, что и где написал, боюсь, не смогут даже эксперты РАО.

* * *

Очень многие произведения создаются авторами при выполнении своего служебного задания. Такие произведения могут появляться только в рамках трудового договора. Такие произведения называются "служебными" и находятся в особом правовом режиме. Здесь автор получает не авторское вознаграждение за творческий результат, а заработную плату за сам процесс труда. Если лицо не состоит с организацией в трудовых отношениях, то созданное им для этой организации произведение не может в принципе считаться служебным.

Процентов 50 сегодняшних зарубежных "светил" и "звезд" при ближайшем рассмотрении оказываются выходцами из стран бывшего СССР. Наши работодатели ломают голову над тем. как удержать "дары нашей природы" в России. Зачастую, не спасают даже деньги.

3. виды личных неимущественных прав

а) право авторства

"Полеты - это. конечно, очень хорошо. но одним полетом сыт не будешm/ Не забывай, что ты летаешь ради того. чтобы жить".

[Ричард Бах. "Чайка по имени Джонатан Ливингстон "].

Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Она, как отмечает Н.В.Зернин, "отличается интеллектуальным характером (интуитивное и рассудочное в творчестве дополняют друг друга)".* Для творческой деятельности характерны три основных признака:

1. сознательный, интеллектуальный характер произведения;

2. новизна созданного произведения:

3. индивидуальность.

Сознательный, интеллектуальный характер проявляется в том, что созданию произведения предшествует замысел, который формируется у творческого работника в сознании, представлении. Следовательно произведение - результат идеальный.

Охрана по авторскому праву возникает лишь с того момента, как этот идеальный результат будет выражен в какой-либо объективной (материальной) форме. Все части произведения (кадры, строфы, строчки и т.д.) также охраняются авторским правом. Элементы произведения (художественные образы, диалоги, язык, схемы построения, идеи. темы, факты и т.д.) защищаются авторским правом в той форме, в какой они выражены в произведении, а не сами по себе. Например, если в художественной прозе присутствует какая-либо философская идея. то она охраняется лишь в том объеме, в котором она использована в статье.

Ст.2 (1) Бернской конвенции:

"Термин "литературные и художественные произведения" охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они не были выражены"...

Наука признает правом авторства юридически обеспеченную способность лица считаться автором произведения и вытекающую оттуда возможность этого лица требовать признания данного факта другими. Право авторства принадлежит только действительному создателю произведения, является неотчуждаемым и непередаваемым по какому-либо основанию, в том числе по договору или по наследству.

Из права авторства вытекают все другие имущественные и неимущественные права, связанные с произведением. Для признания лица автором не требуется выполнения каких-либо формальностей или чьего-либо согласия. От него нельзя отказаться.

* * *

Один из самых громких скандалов в области авторского права с участием российских современных авторов произошел с художником Георгием Пузенковым. уже пятый год постоянно проживающим в Кельне.

Он применил цитирование, изобразив в одной из своих картин силуэт девушки в костюме Евы, позой, бликами и тенями копировавшую модель одной из работ известного фотографа Хельмута Ньютона, знаменитого благодаря сериям художественных снимков обнаженных натурщиц. Названа работа Пузенкова весьма иронично - "Power of Blue".

На беду, именно эта картина была выставлена на Венецианском бьеннале и попалась на глаза метру фотографии. Ньютон возмутился, посчитав, что перед ним - дело рук злостного плагиатора. Хотя в картине Пузенкова плагиат не очень явный: при написании силуэта девушки художник использовал другие цвета красок (мертвенно-сиреневый и черный), а "все самое интересное" закрыл желтым квадратом. Художник рассчитывал, что открытое цитирование польстит автору оригинала, т.к. это - верный признак признания художественного авторитета международного значения. Однако метр "на мировую" не пошел, недвусмысленно намекнув адвокатам Пузенкова, что цитировать можно все, но при условии соответствующих отчислений автору.

На первом этапе мгновенно последовавшего судебного разбирательства Земельный суд в Гамбурге удовлетворил иск Ньютона, запретив Пузенкову выставлять картину и распространять ее репродукции. Те не менее, Пузенков продал картину за крайне высокую цену - 16 тысяч DM, одновременно с этим подав в суд апелляцию. Рассказывает Георгий Пузенков:

"Я выиграл у Ньютона этот процесс. Я подал апелляцию в Высший суд в Гамбурге. и этот суд признал мою правоту. Все абсурдные претензии с меня сняты. После первого суда мне было запрещено выставлять эту работу, в противном случае - грозили штрафами и чуть ли не тюрьмой. Теперь сам Ньютон оплачивает все судебные издержки и адвокатов. Можно было бы подать еще и иски о возмещении морального ущерба, но это была бы отдельная история. Абсурд ситуации, с моей точки зрения, в том, что картина, объект, сделанный руками. - совсем иная область восприятия, чем фотография. Когда в художественном произведении используется цитата, она применяется как камень, как инструмент для строительства, а здание выходит совсем другое. Вообще, учитывая громкость всемирной славы Ньютона, мало кто ждал, что суд займет сторону художника-эмигранта из России".

* * *

"Я приучил себя к мысли, что в жизни справедливой награды и справедливого возмездия можно искать с таким же успехом, как алмазный венец в помойной яме."

[Курт Воннегут "Порожденье тьмы ночной"].

Авторские права всегда при вас, и предъявлять их не надо. Хотя быть признанным автором произведения зачастую непросто. Возможные нарушения здесь могут состоять в присвоении чужого авторства (плагиат), в отрицании авторства настоящего создателя произведения (полностью или частично), а также в предписывании авторства лицу, которое в действительности таковым не является.

Первая проблема - это всемерная власть денег. Многим творческим людям приходиться "продаваться". Богачи и имеющие власть зачастую тщеславны и любят, чтобы, допустим, их имя украшало первые строки титров к фильму. Такая форма "авторства" распространена, кстати, среди иностранцев, которые предлагают снимать "совместные" фильмы по схеме: "вам - деньги, нам намного большие деньги, слава и все права по распоряжению произведением". Что остается бедным авторам и исполнителям? Соглашаются на эти грабительские условия. Кушать-то хочется.

Например, российское кино находится сегодня на стадии упадка. Государство его не обеспечивает, а немногочисленные фильмы, выпускаемые за счет спонсоров, в большинстве своем низкого качества и примитивного содержания. Чтобы создать такой шедевр, как картина Никиты Михалкова "Утомленные солнцем", режиссерам и продюсерам приходится идти на многие уловки, унижения, уступки, коммерческие хитрости, мешающие осуществлению творческого замысла, а также на необходимость потери значительного количества причитающихся им денег, благодаря проискам киномафии.

С большими трудностями, помимо материальных, сталкиваются начинающие и невезучие авторы. Попадаются "великие мастера искусства", которые полагают: если, уж, я воспитал ученика, потратил жизненные силы, так пусть он отблагодарит меня хотя бы тем, что никому не скажет, что создал произведение он, а не его учитель. Тем более, что скромность украшает человека.

"Существует ряд несовершенств действующего законодательства", - отмечает Екатерина Ананьева. - "Я считаю, что следовало бы взимать пошлину в счет авторских отчислений за ксерокопирование любых объектов авторского права хотя бы с организаций, производящих ксерокопирование. Последние изменения и дополнения, внесенные в Закон, принятые в июле этого года. в основном направлены на ужесточение процессуального законодательства в отношении "пиратов". В сфере прав на интеллектуальную собственность сегодня  переплетается множество сложных вопросов: заработки режиссеров и коммерческие интересы в области смежных прав гигантских корпораций, работающих на рынке шоубизнеса. Основное внимание приковано все же к борьбе именно за их смежные права. Но рано или поздно маятник качнется и в другую сторону: за это время вы как раз успеете написать пьесу, сочинить поэму или нарисовать картину не хуже Георгия Пузенкова".

Право авторства является абсолютным, поскольку ему корреспондирует обязанность кого бы то ни было воздерживаться от его нарушения, независимо от того. знал ли нарушитель о совершаемых им неправомерных действиях. Право авторства является важнейшим правомочием автора, поскольку от него производны все другие права как имущественного, так и личного неимущественного характера. Т.е. все остальные права предоставляются автору лишь поскольку, постольку он имеет право авторства.

Каждый автор или исполнитель надеется, что общество желает получить именно тот результат его деятельности, который он считает достойным ему предъявить. В связи с этим, вся ответственность за содержание и качество произведений и исполнений ложится на плечи их создателей. Поэтому обнародование и дальнейшее распространение творческих трудов - для многих процесс очень болезненный.

===========

* Зернин Н.В. "Юридические факты в советском авторском праве".

[Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук].

б) право на обнародование

"... искусства для искусства нет.

В каждом художнике живет естественная жажда признания".

[Агата Кристи. "Десять негритят ". из письма судьи Уоргрейва].

Любой автор, конечно, стремиться к тому, чтобы его произведение было обнародовано.

Обнародование - объявление для всеобщего сведения, предание гласности, опубликование.*

Сущность права на обнародование можно определить как юридическое предоставление автору возможности публичной огласки созданного им произведения. Цензура царской России запрещала П.М.Третьякову обнародовать путем выставления в своей галерее некоторые картины, к примеру, В.Г.Перова "Сельский крестный ход на пасхе" и И.Е.Репина "Иван Грозный и сын его Иван". Сегодня только автор имеет право судить о степени готовности своего произведения к обнародованию. И любящая мать не имеет права без согласия гениального отпрыска отдать в дар музею народного творчества сыном сотворенную и расписанную в стиле "городец" деревянную лошадку.

Ст.4 ЗоАПа:

"Обнародование произведения - осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом".

Законодательство разрешает обзор необнародованных материалов (например, писем, газет, поступивших на радиостанцию). Единственно

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Личные неимущественные права авторов и исполнителей про-изведений науки, литературы и искусства". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 604

Другие дипломные работы по специальности "Право, юриспруденция":

Основы предпринимательской деятельности

Смотреть работу >>

Политико-правовая концепция русского либерализма

Смотреть работу >>

Развитие наследственного права

Смотреть работу >>

Основные положения о праве

Смотреть работу >>

Авторский договор

Смотреть работу >>