Дипломная работа на тему "Религия и национальная безопасность Казахстана"

ГлавнаяПолитология → Религия и национальная безопасность Казахстана




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Религия и национальная безопасность Казахстана":


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский институт актуального образования "Болашак"

Дипломная работа

Тема: "Религия и национальная безопасность Казахстана"

Выполнил:

ст-т гр. П-06-1

Ишмуратов Р. Т.

Научный руководитель:

проф, кандидат философских наук

Трофимов Я. Ф.

Караганда 2008

Содержание

Введение

1. Религиозная ситуация в Казахстане на современном этапе

2. Аспекты национальной безопасности в Республике Казахстан с учётом религиозных факторов

2.1 Политика национальной безопасности в контексте социальных и межконфессиональных отношений

2.2 Нетрадиционные конфессии как угроза национальной безопасности Казахстана

Заказать дипломную - rosdiplomnaya.com

Уникальный банк готовых защищённых на хорошо и отлично дипломных проектов предлагает вам скачать любые работы по необходимой вам теме. Безупречное написание дипломных работ по индивидуальному заказу в Санкт-Петербурге и в других городах России.

2.3 Правовое обеспечение противодействия терроризму и экстремизму в Казахстане

3. Пути решения национальной безопасности в РК с учётом религиозных факторов

3.1 Роль государственных органов в пресечении проявлений терроризма и религиозного экстремизма

3.2 Укрепление межконфессиональной и меж национальной толерантности

3.3 Информационно-просветительская работа среди населения

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Актуальность темы исследования обусловлено возрастанием роли религии в современном мире и влиянием многочисленных религиозных объединений (мусульманских и христианских) на национальную безопасность и религиозную ситуацию в Республике Казахстан.

Со дня получения независимости Казахстан установил со многими государствами дипломатические отношения. В республике открыто более 50 посольств и представительств международных организаций, а дипломатические миссии Казахстана работают в 30 странах мира. Кроме того, Казахстан принят в ООН, ОБСЕ, ОИКО, Совет Сотрудничества НАТО, Всемирный банк, МВФ, Европейский банк реконструкции и развития, ОЭС и другие международные организации. Однако, на наш взгляд, установление национальной государственности ещё не означает отсутствие угрозы её безопасности, как извне, так и внутри. Неслучайно подчёркивается в стратегическом документе "Казахстан 2030" то, что "изначальным из всех необходимых условий, в рамках которых осуществляется поступательный и устойчивый рост государства, является безопасность его нации и сохранения государственности" [28].

Во–первых, важно рассмотреть безопасность Республики Казахстан внутреннем и внешним единстве политики. Отсюда исходит необходимость научной разработки целостной концепции безопасности Республики Казахстан, выражающей способность общественной системы страны обеспечивать высокий уровень жизнедеятельности нации, внутригосударственной политической и социальной стабильности, и её конкурентные возможности во взаимоотношениях с внешним миром в целях надёжного существования и устойчивого развития государства.

Во – вторых, в стране большой разброс социальных и национальных интересов, что является потенциальным источником, наносящим ущерб стабильности страны. Все долгосрочные приоритеты определены в стратегическом документе "Казахстан - 2030": национальная безопасность и консолидация общества; экономический рост; здоровье, образование и благополучие граждан; энергетические ресурсы; транспорт и связь; профессиональное правительство, тесно взаимосвязаны и обусловлены между собой. Неразрывное их единство способно устранить угрозу внутренней безопасности страны.

В–третьих, политика безопасности Казахстана взаимосвязана с безопасностью в региональном и глобальном масштабе. Однако, нет и не может быть единой политической панацеи безопасности для всех стран мира в условиях, когда мир разделён на различные блоки и системы.

Угрозы мирной жизни и безопасности различных стран, ещё сохраняются. Продолжается распространения оружия массового поражения. Во многих регионах мира наблюдается возрождение воинствующего национализма, а также возникновение конфликтов на этнической и религиозной основе.

В–четвёртых, безопасность Республики Казахстан связана с регионом Центральной Азии, когда наличие богатейших запасов нефти и газа плюс других природных запасов превратился в объект конкуренции великих держав мира и региональных центров силы, увеличив тем самым риски и вызовы не только региональной, но и глобальной безопасности.

В–пятых, трудность и сложность политики по охране границы Республики Казахстан, породило проблему безопасности. Казахстан оказался в трудном положении, имея огромную территорию со сравнительно малым по численности населением. Своеобразный объективный клубок внутренних и внешних проблем Казахстана, оставленный историей – огромной территории, протяжённые границы с Россией и Китаем, полиэтническое и поликонфессинальное население определяет необходимость исследовать проблему безопасности в единстве её внутренних и внешних аспектов.

В–шестых, для ещё неокрепшего независимого Казахстана возрастает значение воспитания граждан в духе общеказахстанского патриотизма, готовности их защите Родины и обеспечению безопасности страны.

Общие подходы к проблеме национальной безопасности и религии исследованы в трудах западных политологов: З. Бжезинского, Г. Киссинджера, Э. Д. Кингстон – Макклори, К. Кнорра, К. Клаузвица, Б. Х. Лидер Гарта, Р. Осгуда, А. Уоскоу, Т. К. Финлетера и других.

Также различные аспекты проблем национальной соотношении с религией освещены в трудах российских учённых, например: Т. А. Алексеева, А. Абрамова, П. Г. Белова, К. С. Гаджиева, В. Иванченко, М. А. Ласкова, В. Л. Манилова, В. С. Пирумова, С. А. Проскурина, А. Разумова, В. В. Серебрянникова, Р. Г. Яновского и других.

Плодотворные идеи, обогащающие понимания проблем национальной безопасности и религии выдвинуты в трудах учённых обществоведов Казахстана в частности: Ж. Абдильдена, С. И. Абдулбатаева, Р. Б. Абсатарова, А. И. Артемьева, Л. К. Бакаева, А. Х. Биржанова, Р. К. Кадыржанова, Р. М. Калиевой, А. К. Котова, К. Е. Кушербаева, Г. В. Малинина, А. Н. Нысанбаева, Т. С. Садыкова, Т. С. Сарсенбаева, А. В. Соловьёва, К. Л. Сыроежкина, М. М. Тажина, М. Б. Татимова, К. Токаева и других.

Опубликован ряд статей по вопросам безопасности республики Казахстан: Е. М. Абеновым, Е. М. Арыновым, Р. К. Жоламан, У. Т. Касеновым, С. К. Нурмагамбетовым, К. Серекбаевым, Д. А. Сатпаева, М. У. Спанова, Н. В. Романовой и другие.

Многие авторы проблемы религии и безопасности рассматривают по различным сферам общественной жизни как самостоятельные факторы: геополитические, экономические, военные, социальные, экологические религиозные и т. д. что вполне закономерно. Здесь выявлены многочисленнее источники угроз в указанных сферах.

В указанных работах на первый план выдвигаются только силовые характеристики безопасности. На состоянии исследовательской работы в области изучения безопасности сказывается стремление анализировать в первую очередь текущие политические вопросы, выдвигаемые на передний план динамикой международных процессов.

Не менее важное значение в современном обществе играет влияние на национальную безопасность религии. В современных обществах важность внешнеполитической деятельности по созданию необходимых условий для внутреннего благоприятного развития. Нам необходимо учитывать не только внутренние, но и тесно связанные с ними внешние условия развития казахстанского общества, когда важное значения имеют политические, экономические, культурные, религиозные и иные связи с наиболее развитыми странами, включая всестороннее использование накопленного ими опыта во всех сферах общественной жизни.

Политика придаёт любому общественному процессу, движения и их актам целесообразность, государство выступает регулятором внутренних и внешних взаимосвязей национальной безопасности, определяющими как политику, так и конкретную деятельность. Безопасности общества требует комплексного исследования всех форм угроз безопасности, требует адекватной оценки сущности общего политического подхода, способствовать оценивать и разрабатывать стратегию, пути и методы её реализации.

Тема данной дипломной работы носит название "Религия и национальная безопасность Казахстана".

Целью настоящей работы является исследование политических аспектов проблем внутренней и внешней безопасности Республики Казахстан в связи религиозной ситуацией в Казахстане.

В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:

1. Описать религиозную ситуацию в Казахстане на современном этапе.

2. Рассмотреть аспекты национальной безопасности в Республике Казахстан с учётом религиозных факторов.

3. Проанализировать пути решения национальной безопасности в Республике Казахстан с учётом религиозных факторов.

Структура дипломной работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Методологической основой исследования в данной дипломной работе является анализ учебной, научно-популярной, периодической литературы, ресурсов Internet.


1. Религиозная ситуация в Казахстане на современном этапе

В Основном Законе Республики Казахстан провозглашена светским государством, в котором наивысшими ценностями признаются человек, его жизнь, права и свободы, в том числе свобода совести, которые могут ограничиваться лишь в случае, когда их осуществление нарушает права и свободы других лиц, посягает на конституционный строй и общественную нравственность [4]. Страну наводнили различного рода миссии, ранее никому не известные в Казахстане. Наблюдается рост межконфессионалыюй напряженности, вызванный борьбой за вовлечение в свои ряды новых приверженцев. Способствует ее обострению активная дея-тельность в республике зарубежных проводников, которые, располагая значительными финансовыми средствами и большим опытом миссионерской деятельности, нередко теснят традиционные для Казахстана религии в борьбе за влияние на верующих. Хотя межконфессиональные противоречия пока, как правило, не приводят к каким-то антиобщественным действиям, проявляясь в основном в критике своих конкурентов как "лжепророков" на молитвенных собраниях, в публичных высказываниях духовенства, сама интенсивность ее является достаточно тревожным симптомом. Сама по себе неидеологизированная религия не представляет угрозу безопасности. Как заявил бывший председатель КНБ Нуртай Абыкаев, в республике "увеличилось число иностранных религиозных миссий, посещающих республику с целью распространения религиозно-мистических учений и создания предпосылок для конфликтов на религиозной и этнической основе".[5, c.3]

В 2001 году Казахстан отметил десятилетие своей независимости. За это время в республике произошли кардинальные изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах. Изменился демографический состав населения, преобладающим но численности этносом является в настоящее время казахский. Изменилась и религиозная ситуация.

Для того, чтобы проанализировать религиозно-конфессиональные аспекты сепаратизма в Казахстане необходимо рассмотреть религиозную ситуацию в стране в целом.

Надо отметить, что в Казахстане за прошедшие 14 лет произошел значительный количественный и качественный рост религиозных институтов. Сегодня действует 3259 религиозных объединений, что на 102 больше, чем было на 1 января 2004 года. А в 1990 году действовало всего 670 религиозных объединений. [6, c.32]

В числе религиозных объединений представлены Ислам - 1766 (в 1990 г. – было всего 46), Русская православная церковь – 255 (62), Римско-католическая церковь – 90 (42). Евангельские христиане-баптисты – 291 (168), Лютеране – 28 (171), Адвентисты седьмого дня – 62 (36), Свидетели Иеговы – 104 (27). Объединений Пятидесятников насчитывается 50 против 42 в 1990 году. Новых религиозных образований (новые протестанты, бахаи, общество сознание Кришны, церковь последнего Завета и т. д.) сегодня в республике 450 (13), а других немногочисленных религиозных формирований – 159 (64).[6, c.40]

По-прежнему доминирующую часть верующего населения страны составляют мусульмане и православные христиане. Данные за 2005 год распределения верующего населения Казахстана по религиозным конфессиям - мусульмане-сунниты – 40-46%, православные христиане - 44%, протестанты - 2%, представители других религий - 7%. Религиозным объединениям принадлежат 2369 культовых сооружений, из которых 1643 - мусульманские мечети, 229 – православные церкви, 74 - католические костелы, 10 – синагоги, и более пятисот протестантских и других церквей.

В настоящее время религиозными объединениями республики выпускаются 38 наименований периодических печатных изданий, тогда как раньше они не располагали ни одной газетой или журналом.

На сегодня в Казахстане зарегистрированы 334 иностранных миссионера из более чем 22 стран мира, в т. ч.:

-  из Кореи – 63;

-  Польши – 55;

-  Турции – 17;

-  США – 17;

-  Германии – 14;

-  Филиппин – 4;

-  России – 16;

-  Кыргызстана – 5;

-  Азербайджана – 4;

-  по 1-2 из Италии, Испании, Швейцарии, Конго и др.

Наибольшее их количество сосредоточено в католических, протестантских и православных общинах, деятельность которых находится под постоянным контролем Советов по связям с религиозными объединениями при акимах областей, городов и районов.

Современные государственно-конфессиональные отношения характеризуются дальнейшим развитием сотрудничества в различных областях социального служения и в деле обеспечения прав человека на свободу вероисповедания, постоянно совершенствуется законодательство в указанной сфере. Внесены изменения в Закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", определяющие компетенцию уполномоченного государственного органа и местных исполнительных органов в сфере регулирования отношений с религиозными объединениями, проведения религиоведческой экспертизы, учетной регистрации малочисленных групп и зарубежных миссионеров.[7]

Рассмотрим более подробно динамику развития малочисленных нетрадиционных религиозных объединений.

Начиная с середины XIX в. в мире появилось множество новых религиозных течений, часть из которых не вписываются в рамки традиционных конфессий, и в ряде случаев вообще не соответствуют наиболее распространённому пониманию сущности религии как веры в Бога (Богов). Значительная часть этих новых религиозных культов, особенно возникших в XX в., получила в богословской, научной и научно-популярной литературе, как и во многих СМИ, определения: "тоталитарные культы", "тоталитарные секты", "деструктивные секты", "нетрадиционные культы", "новые религиозные движения".[6, c. 145]

В XX в. и в начале XXI в. предпринимались неоднократные попытки дать определения этим понятиям. Этим занимались как богословы и учёные, так и государственные органы некоторых стран. Проблема заключается в выработке критериев отличия обычного религиозного культа от "деструктивного". И до сих пор нет точного определения "тоталитарного культа". Нетрадиционными религиями на наш взгляд можно назвать религиозные конфессии возникшие в XIX-XX вв., не относящиеся к четырём самым древним и распространённым религиям – буддизм, иудаизм, ислам, христианство (православие, католицизм, протестантизм).

Свидетели Иеговы в настоящее время является одной из быстро растущих по численности верующих конфессий. Действует свыше 100 общин. Только в г. Алматы и области и численность верующих превышает 4000 человек. Общины много национальны.

К нетрадиционным протестантским конфессиям относятся так называемые харизматические. К ним в нашей республике относятся следующие религиозные объединения: "Грейс", "Живая лоза". "Агапе", "Новое небо", "Благая весть" и др. Наиболее значительным, по числу верующих и общин, является религиозное объединение "Новая жизнь", возникшее в Казахстане в последние годы, много национальное по составу. Им организован Библейский колледж "Новая жизнь". В настоящее время в республике действует около 40 общин, охватывающих примерно 3500 верующих. При Карагандинской миссии "Грейс" действуют более 50 филиалов, в том числе в Акмоле, Петропавловске, Абае, Сарани и других городах. В целом по республике число верующих приближается к 7 тысячам. Самые крупные общины расположены в Алматы и Караганде.[6, c.150]

В целях лучшего управления общиной и оказания на нее большего влияния Карагандинская церковь Грейс разделена на "семьи". Каждая "семья" включает в себя 6-10 семей верующих, во главе "семьи" стоит лидер. "Семья" регулярно собирается на квартирах верующих, где проводятся богослужения, разбор библейских текстов, неформальные беседы на различные темы.

Община буддистов, зарегистрированная в начале 90-х гг., была в 1996 г. снята с регистрации, как не проявившая себя в реальной деятельности. В 1999 г. верующие вновь зарегистрированной общины буддистов в Алматы впервые публично отпраздновали Новый год в соответствии с буддийским календарем. Община объединяет представителей разных народов, в том числе и традиционно исповедующих буддизм бурятов, монголов и калмыков.

Ведущим течением иудаизма в республике является хасидизм ХаБаДа. На начало 2002 г. иудейские общины действуют во всех областных центрах (до 1998 г. было лишь четыре общины-2 в г. Алматы, и по одной в Шымкенте и Кызылорде).

В декабре 1999 г. был образован Еврейский конгресс Казахстана, который стремится содействовать сохранению и популяризации национальных обычаев и традиций, культурного и религиозного наследия евреев республики. Им разработана программа строительства синагог в Казахстане - в Астане, Павлодаре, Актюбинске, Кустанае Петропавловске, Усть-Каменогорске. Программа уже начала выполняться. Еврейским конгрессом издаются ежемесячная газета "Шалом" тиражом 5000 экземпляров и журнал "Еврейский дом" тиражом 1200 экземпляров, совместно с республиканским еврейским центром "ХАБАД-Любавич" печатается иудейский календарь.

Кроме этого, в Уральске уже с XVIII в. действует этноконфессиональная община караимов.[7]

В иудаизме в настоящее время прозелитизм отсутствует. В последнее время протестантским христианством активизирована евангелизационная работа среди евреев. Так, в Алматы и Караганды действует движение "Евреи за Иисуса" (мессианские евреи). Шведский пастор харизматической протестантской общины У. Экман уже несколько лет проводит программу ''Операция Жаботинский". Он купил специальный корабль для бесплатной отправки евреев из Европы и стран СНГ в Израиль.

Движение Трансцендентальная медитация зарегистрировано Министерством юстиции республики под названием "'Благотворительная ведическая организация Махариши" в качестве общественного, а не религиозного объединения. На этой основе ТМ получило в республике доступ к пропаганде своего вероучения в системе среднего и высшего образования, что недопустимо, так как нарушает принцип светского характера государственного образования.[6, c.193]

В Казахстане уже с 1994 г. действуют общества "Дианетика", которые зарегистрированы в Алматинской, АстанайскоЙ, Карагандинской, Павлодарской и Семипалатинской областях как общественные организации по пропаганде идей Хаббарда. Всего в республике насчитывается около 3000 саентологов. Общины много национальны. В 1996 г. Алматинское общество, а в 2000 г. Карагандинское - зарегистрировались как "Церковь саентологии".[6, c.211]

В Алматы уже длительное время существует община "Семья бога", действует чрезвычайно замкнуто.

В Казахстане деятельность Церкви Сатаны зафиксирована в г. Алматы и в г. Сарань Карагандинской области и ряде других областей. По неофициальным данным, в республике около пяти сатанистских общин, количество членов которых исчисляется несколькими сотнями. При этом лишь Церковь Саганы г. Сарани пыталась получить статус юридического лица и с этой целью подавала в органы власти заявление на регистрацию общины; пыталась она в Караганде зарегистрировать свой печатный орган. В регистрации ей было отказано. Общая численность общины - около 100 человек, две трети из которых женщины.[6,c.216]

В обществе сатанисты занимаются гаданиями, составлением гороскопов, черной и белой магией (сатанисты не проводят между ними различий).

На территории республики имеются также немногочисленные приверженцы Богороднического центра, Белого братства, движения ОШО, тантрического культа, Церкви Всеобщей и торжествующей, Христадельфиан и др. В связи с этим эмиссары этих культов регулярно приезжают в Казахстан.[7]

Проблема укрепления межконфессиональной и меж национальной толерантности требует постоянного внимания. От ее решения зависит внутриполитическая стабильность и безопасность, уверенное движение Казахстана в направление новых горизонтов развития. Аспекты религиозной безопасности мы рассмотрим в следующей главе.

Действующие в Казахстане новые религиозные объединения различаются по месту их зарождения. Некоторые объединения и группы возникают за пределами Казахстана и "импортируются" на казахстанскую землю из других культурных ареалов. Нередко в прессе, когда речь вдет о прибывших из-за границы проповедниках, встречаешь определения типа: нашествие, духовная агрессия, интервенция, экспансия и т. п. Разумеется, не все транснационапьные силы благотворны, точно так же, как не всякий национализм вреден. Совершенно справедливо пишет в своей статье ''Религия в реалиях казахстанского общества, или К вопросу о духовном согласии и свободе совести" известный ученый, профессор А. И Артемьев: "страну наводнили различного рода миссии и ранее никому не известные в Казахстане, но имеющие свою историю за рубежом, нетрадиционные конфессии, прежде всего методизма и протестантизма, индуизма и ислама, а также такие движения и культы, как Бахаи, Церковь Наукологии (Саентоло-гия), Церковь Объединения (Муна), АУМ Синрике (АС), Белое братство, Церковь Последнего Завета, Движение Новый Век, Храм Исиды, Семья Бога, Церковь Сатаны и т. д. "Пора навести порядок!" - взывают религиозные лидеры традиционных конфессий. Всем этим "пришельцам" не должно быть места з нашей стране". И здесь как бы на второй план уходит такое понятие, как "свобода совести" - главное завоевание любого демократкческого общества".[8,c.61]

Есть силы, и внутри страны, и вне ее, которые очень заинтересованы в том, чтобы в Казахстане отношения между конфессиями обострялись. Они мечтают о том, чтобы по всем линиям соприкос-новения ислама и христиансгва возникали войны. Агрессивные силы в целях распространения среди населения нашей республики религиозной идеологии, фальсификации политики молодого государства формируют различные "религиоведческие" центры и подрывные организацик под религиозными вывесками. Немало подобных организаций и центров, тесно действующих с разведслужбами, создано в США, в западноевропейских и мусульманских государствах.

Новые "нетрадиционные культы" представляют специфический тип религиозной организации. Как пишут некоторые авторы "В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная система; структура этих организаций нередко иерархическая, с жестким авторитаризмом харизматического лидера, дет них характерна оппозиционность к официальным ценностям, идеалам и к отстаивающим их церковным организаций, в них сильно развито "мы-чувство". Внутренняя жизнь регламентируется уставами и правилами, предусматривающими процедуру вступления и обязательства перед общинами. В то же время есть новые религиозные образования, в которых отсутствуют институциональные структуры, а внутреннее строение характеризуется аморфностью и в основном сводится к усвоению религаозво-философских трактатов".[8, c.74]

В этих условиях большинство возникающих в Казахстане ре-лигиозных новообразований предлагают проекты радикального переустройства мира. В них можно найти обещание не только приобщить население Казахстана к истинной вере, но и способствоватъ материальному процветанию, а само общество сделать гуманным и справедливым. Многае обращакхгся к нетрадиционным религиям, надеясь обрести в обстановке резких перемен стабилъность, душевный покой. Их привлекает внутригрупповая атмосфера, культивируемое в ряде неорелигий гуманное отношение друг к другк человечеству, природе. Появленшо и закреплению позиций новых религиозных течений благоприятствовало оформление новой модели церковно-государственных отношений, признание права на существование религиозных объединений различного типа.

Пропагандистские комитеты стреятся распространять свои идеи, облаченные в религиозные "одежды", в зависимости от той аудитории, на которую направлена пропаганда, в том числе и на неверующих. Члены заставляют верующих отказываться от борьбы за важные интересы своего народа, навязывают единоверцам мифы "о безбожном государстве", доставляют по нелегальным каналам подрывную литературу, директивы и инструкции, сколачивают легальные и нелегальные организации в различных странах мира.

"Секта, - как утверждает К. Н. Костюк, - по своей религиозной и социальной природе является по преимуществу фундаментализмом (точно так же можно назвать фундаментализм сектанством). Очерчивая свой догматический базис и отделяясь, как правило, от некой религии - матери, секта создает прекрасные условия для отождествления религиозной и социальной идентификации. Откалывает современные секты от базовой традиции, однако, не дух традиционализма, а дух модернизма. Идея радикального обновления здесь приоритетна. Хотя в базисе секты также лежит родовая мораль (не отрицающая религиозный зов), груз традиции она находит обременителъным и неэффективным для своей моральной про-поведи. Секта, как правило, предлагает такой тип религиозности (рациональная проповедь, современный язык, эффективное эмоциональное воздействие), который соответствует именно "современному человеку" и легко накладывается на культурно-психологическую структуру его личности... Секта в жизни "среднего" сектанта занимает более значимое место, чем Церковь в жизни "среднего" христианства. Церкви в целом сегодня больше теряют последователей, чем приобретают, секты - напротив". В последнее время понятие "секта" из почти абстрактного, отвлеченного пре-вратилось в один из зловещих символов нашей живой, но уж больно взбаламученной действительности. Сектанты в одном ряду с ведьмами и упырями, фашистами и чертями. Фактор психологического состояния общества находится между собакой и волком: не разберешь, что за зверь, но страшно. [9, c.133]

Усиление религиозного экстремизма во многих частях света и, особенно, в азиатской части Евразии заставляет нас более внимательно отнестись к этому явлению, как с точки зрения всевозможных причин его возникновения и возможных последствий, так и с точки зрения методов превентивной политики и вариантов действий для его предотвращения.

Религиозный экстремизм в Казахстане - явление, которое у нас масштабно не проявилось, но в то же время существует определенная опасность, что процесс конфессиональной дестабилизации, в конце концов, может проявиться и у нас. Если, конечно, вовремя не осознать и не предотвратить эту потенциальную угрозу.

Возможность проявления религиозного экстремизма на нашей территории давно уже вышла из разряда мифических угроз нашей национальной и государственной безопасности как светского государства, идущего по пути демократии и гражданского общества.

Последние события, если и не являются прямым подтверждением пресловутого "столкновения цивилизаций", то, во всяком случае, явно указывают на весьма тревожные тенденции к обострению конфликтов на религиозной почве во всем мире.

Поэтому к самой возможности конфессионального экстремизма в нашем много национальном и поликонфессиональном обществе просто нельзя и крайне опасно относиться поверхностно.[10, c.81]

Не хотелось бы нагнетать и обострять ситуацию вокруг возможности религиозного экстремизма в нашем Центральноазиатском регионе и особенно в Казахстане. Но, к сожалению, в последнее время ситуация в регионе складывается далеко не лучшим образом с точки зрения возрождения таких крайних проявлений религиозных движений, как экстремизм. Корни опасности не обязательно искать в рамках исторической перспективы. Но все же необходимо отметить, что десятилетия подавления Веры и религии в советский период явно не прошли бесследно и сегодня негативные последствия антирелигиозной политики в прошлом столетии все же дают о себе знать.

Культурное Возрождение духовных традиций и восстановление того духовного наследия, которое оставили нам наши предки, - это, безусловно, отрадный и позитивный процесс. Но когда мы говорим о благотворном процессе возрождения религии, мы все же вынуждены говорить одновременно и о некоторых неблагоприятных тенденциях, связанных с активизацией крайних религиозных течений, которые дают пищу экстремизму. Одним из таких течений можно назвать религиозная партия "Хизб-ут-Тахрир".

Религиозная партия "Хизб-ут-Тахрир" (полное наименование "Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами", дословный перевод с арабского - "Партия исламского освобождения") основана шейхом Такиитдином Набхоний в 1953 году в г. Байтул-Макдис (Сирия) (по другим данным в г. Иерусалиме, Израиль) на базе палестинского отделения организации "Братья мусульмане".[5]

Идеи партии впоследствии получили широкое распространение в большинстве мусульманских стран, в частности Египте, Иране, Ираке, Алжире, Судане, Йемене, Пакистане и Афганистане. Руководящие офисы партии имеются и в ряде стран Европы. Центр стратегического планирования "Хизб-ут-Тахрир" находится в г. Лондоне. Руководителем партии является разыскиваемый "Интерполом" гражданин Палестинской автономии Абу Ясин. [3]

Деятельность сторонников религиозной партии "Хизб-ут-Тахрир" на территории Казахстана зафиксирована с 1998 года. При этом, если до последнего времени незаконные проявления этой организации отмечались, в основном, только в южных регионах страны, то в настоящее время ее сторонники пытаются распространить свои идеи в Актюбинской, Атырауской, Павлодарской, Акмолинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской областях и г. Астане. [12]

На территории республики в 2004 году зафиксировано более 180 фактов распространения листовок и другой печатной продукции "Хизб-ут-Тахрир", которые содержали антиконституционные призывы.

По данным фактам правоохранительными органами возбуждено 111 уголовных дел. [13]

Деятельность "Хизб-ут-Тахрир" в республике направлена на изменение конституционного строя, нарушение суверенитета, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории, а также на подрыв национальной безопасности государства, разжигание социальной розни и религиозной вражды.

На сегодняшний день партия "Хизб-ут-Тахрир" запрещена в Германии, Канаде, Иордании, Пакистане, Сирии, Узбекистане, Российской Федерации и Кыргызстане.

Ранее Верховным Судом Республики Казахстан были удовлетворены заявления Генерального Прокурора страны и 11 международных организаций признаны террористическими и деятельность их на территории Республики Казахстан запрещена. С некоторыми из них (движение "Талибан", Аль-Каеда и другие) "Хизб-ут-Тахрир" поддерживает постоянные контакты. [15]

Первые эмиссары "Хизб-ут-Тахрира" появились в Южно-Казахстанской области в 1998 году. На начальном этапе, действуя в глубоком подполье, в ночное время, они на тайных сборах, так называемых "халках", вербовали и обучали новых членов, которые впоследствии по поручению все тех же эмиссаров сами обязаны были создавать на территории области аналогичные структуры. Позднее "Хизб-ут-Тахрир" заявил о себе в Кызылординской, Жамбылской и Алматинской областях, а после 2002 года на севере Казахстана - в Павлодарской и Акмолинской.[24]

Изначально листовки и книги распространялись на узбекском и арабском. И только чуть позднее южане смогли познакомиться с программным заявлением "Хизб-ут-Тахрира" на казахском языке. Первые листовки были написаны от руки. С тех пор жители области с завидной регулярностью обнаруживают листовки, изготовленные типографским способом, в своих почтовых ящиках.

Официальных данных о том, сколько сейчас южан состоит в рядах "Хизб-ут-Тахрира", нет. Известно лишь, что основную опору хизбутовцы делают на молодежь, не имеющую достаточного жизненного опыта. Кроме этого, на идеи "Хизб-ут-Тахрира" "покупаются" те граждане, которые находятся на самой низкой ступеньке социальной лестницы. В основном это люди, не имеющие работы, жилья, не располагающие средствами к существованию. В большинстве своем членами организации являются мужчины, которые потом начинают втягивать в деятельность организации своих близких - матерей, сестер, жен. Возраст активных участников движения колеблется от пятнадцати до 35 лет.

По мнению начальника департамента КНБ по ЮКО Владимира Накисбаева, одним из факторов вовлечения молодых людей в деятельность "Хизб-ут-Тахрира" является не только недостаточный общеобразовательный уровень, но и слабый уровень религиозных знаний.

Следует отметить, что если на начальном этапе функционирования "Хизб-ут-Тахрира" на территории Казахстана эмиссарами в ряды партии привлекались лица с низким достатком, то в последнее время внимание акцентируется на подборе кандидатов из числа государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов, состоятельных бизнесменов, представителей интеллигенции и студентов. "Хизб-ут-Тахрир" стремится внедрить своих людей практически во все сферы общества и в первую очередь - во властные структуры. Об этом свидетельствуют и оперативные данные, да и сами тахрировцы не скрывают такой информации. Например, об этом заявляли задержанные минувшей осенью члены партии, работавшие в подпольной типографии и печатавшие в Шымкенте листовки, брошюры, книги. Целый арсенал такой литературы, содержащей призывы к изменению конституционного строя в Казахстане, то есть фактической ликвидации республики как суверенного, демократического и светского государства, изъяли спецслужбы. [24]

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что общество в массе своей не приемлет и отвергает идеи "Хизб-ут-Тахрира". Тому подтверждением служат участившиеся факты, когда граждане приносят в правоохранительные органы листовки и брошюры, отказываются брать в руки такую литературу у распространителей. Случается, рвут ее на глазах у самих хизбутовцев во время раздачи на улицах городов, да и сами члены партии, что тоже не редкость, разочаровавшись в бредовых постулатах партии, добровольно сдают литературу в полицию и спецслужбам.[24]

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. На современном этапе в Казахстане общее число религиозных объединений увеличилось более чем в четыре раза. В Казахстане действуют свыше трех тысяч религиозных объединений, представляющих более сорока конфессий.

2. Кроме традиционных конфессий в нашей стране появилось достаточно большое количество малочисленных, ранее неизвестных казахстанскому населению вероисповеданий. Данный факт не может не настораживать, т. к. религиозные авантюристы используют религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей. Одной из таких группировок является партия "Хизб-ут-Тахрира", чьи действия согласно Закону Республики Казахстан "О противодействии экстремизму" признаны экстремистскими, а деятельность самой партии запрещена в Казахстане.

3. Как показывают результаты социологических опросов, абсолютное большинство населения отрицательно относится к любым проявлениям религиозного экстремизма и терроризма, однозначно сделав выбор в пользу демократии и светского государства. Помимо этого, хотелось бы подчеркнуть, что все государства, в одинаковой степени осознавая степень угрозы всему цивилизованному миру, исходящей от религиозного экстремизма и терроризма, едины в своем стремлении совместными усилиями нейтрализовать эту опасность. Это должно стать решающим фактором в ликвидации общемировой угрозы, в укреплении стабильности и согласия в нашем обществе.


2. Аспекты национальной безопасности в Республике Казахстан с учётом религиозных факторов 2.1 Политика национальной безопасности в контексте социальных и межконфессиональных отношений

Безопасность страны можно считать гарантированной, если она обеспечена как "снаружи", так и "изнутри". В этом параграфе исследуется вопрос политики социальной безопасности, демографического развития, меж национальных и межконфессиональных отношений.

По мнению Б. С. Жусипова "к числу неблагоприятных факторов, усиливающих возможность социальных потрясений, относятся этнический, религиозный состав населения, уровень культуры и образования, индекс здоровья, степень криминальности и другие факторы. К интеллектуальному и духовному обнищанию нации добавилась и физическая деградация людей из за ухудшения их здоровья по неблагоприятной социальной и экологической обстановке, развала системы здравоохранения и физической культуры и т д" [12]

Для Казахстана, как и для многих государств, социальная безопасность приобретает не менее важное значение чем военная. Президент Назарбаев высказался по этому поводу совершенно определённо: "спад промышленного производства, безработица и обнищание миллионов людей в постсоветских государствах могут привести к тому, что социально – политический распад станет неуправляемым. В этом случае разрозненные фрагменты мозаики вооружённых конфликтов могут составить одно целое, одну огромную дугу нестабильности, …и в самом Казахстане, и в особенности за её пределами есть реальные силы, заинтересованные в том, чтоб любую случайную искру, вспыхнувшую на меж национальной почве, разжечь кровавый костёр братоубийственной войны ". [13]

Обеспечение гарантий национальной безопасности изнутри страны связано с политической легитимизацией государственной власти, обеспечения народного доверия к проводимым в стране реформам. На наш взгляд никакая внешняя угроза не может быть нейтрализована до тех пор, пока в внутри страны продолжается действие деструктивных криминалиских тенденций.

Прав К. С. Гаджиев когда он утверждает, "…что причиной решающих столкновений станут различи в уровне социально экономического развития" [14] Пока разрыв между богатством и бедностью углубляется, то чрезвычайно опасно, так как делает реальной угрозу гражданской войны. По утверждению Б. С. Жусипова "В прежнем тоталитарном режиме гипертрафированное внимание уделялось военным сферам производства, армии и вооружениям в ущерб гражданскому производству, в ущерб социальным, культурным и иным программам развития страны" [15]. Таким образом охранительная концепция которая существовала на территории бывшего СССР не только опасна с точки зрения баланса сил – она контрпродуктивна, ориентирована, на закрытость общества и, в следствие этого консервирует его отсталость. Трудности, оставленные в наследство, а также недостатки субъективного и объективного характера ещё продолжают сказываться на политике социальной безопасности Республики Казахстан.

В законе "О национальной безопасности Республики Казахстан" одним из важнейших принципов считается "взаимная ответственность личности, общества и государства" (статья 3, пункт 5). В этом Законе (в статье 16 пункт 1) "Республика Казахстан в соответствии с национальным законодательством и международными договорами обеспечивает безопасность каждого человека и гражданина на своей территории. Гражданам Казахстана, находящихся за пределами Республики Казахстан, государством гарантируется защита и покровительство ".[16]

Главная цель в социальной сфере – выработка и реализация политики комплексного подхода к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем. В экономической сфере как отметил президент Назарбаев, "предпринимательство это та сфера деятельности, от которой зависит успех реформ во многих направлениях. Предприниматели сегодня представляют самую передовую часть нашего общества и независимо от масштабов капитала и сферы применения своих сил являются результатом проводимой политики, и главной движущей силой прогресса нашего общества, залогом успеха проводимых в нашей стране преобразований".[17]

В нашей научной литературе разработаны индексы интегральных показатели социальной напряжённости в обществе, которые "характеризуются шестью существенно отличающимися друг от друга уровнями, вплоть до социального взрыва" [18].

Первый – благоприятное состояние. В идеале это достаточное количество продуктов питания, активно решающиеся социальные вопросы, уверенность людей в завтрашнем дне, стабильно функционирующие государственные структуры.

Второй – удовлетворительное состояние – характеризуется единичными кратковременными явлениями, связанными с ухудшением положения в одной из областей общественной жизни, и проходящими, когда кризис разрешён или конфликт исчерпан. Всё это происходит на фоне пока ещё скрытого от внешних наблюдателей нарастания общего не довольства. Это неорганизованная форма выражения неудорвлетворённости, обеспокоенности в связи с множащимися нарушениями привычного хода вещей.

Третий - напряжённое состояние – возникает, когда кризисные явления ещё не проявляются в предельно обнажённом виде, когда её отсутствует отчётливо осознаваемое противостояние. Она возникает, как правило, когда большинство жителей региона вначале ощущает, а потом осознаёт, что удовлетворение их социальных, экономических, политических, национальных, культурных, религиозных и жизненно важных потребностей, интересов и прав находятся под угрозой. Для этой стадии характерно возникновение очагов резкого роста напряжённости в отдельных регионах.

В четвёртых – кризисная – это кризис отдельных уровней и звеньев управления. Напряжённость проявляется не только в общественных настроениях, но и в массовых действиях: в ажиотажном спросе, скупке товаров и продуктов питания "с запасом", вынужденной и добровольной миграцией больших масс в другие регионы, активизацией деятельности общественно - политических движений различных направлений, стихийных и организованных демонстрациях, митингах, забастовках и иных формах гражданского неповиновения.

Пятый – критическая – это кризис социально–политической системы как целого. Неудовлетворённость материальным положением и экономической ситуацией переносится на отношение к существующим структурам власти, оценку действий руководящихся политических органов. Проявления и последствия режимного кризиса, его развитие совершенно непредсказуемым.

Шестой – катастрофическая – это полное разрушение всех властных структур, свержение силовым путём существующего политического строя, анархия и правой беспредела.

Как видно, каждый из этих уровней принципиально отличны друг от друга и обладают своими характерными признаками. Очевидно, что чем более напряжена обстановка, тем больший дискомфорт ощущает основная масса населения, тем больше у неё проявляется чувство растерянности и подавленности.

В наше время несовершенства законов механизмов их реализации, неверие весьма значительной части народа в возможность перемен, низкой защищённости и бытовой неустойчивости большинства людей, атогрупповая враждебность (агрессия, конфликт, дискриминация и т. п.) просто неизбежно, независимо от того, какие психологические и социальные факторы влияют на этот феномен – внутренние, мотивационные или личностные характеристики индивидов, социальное окружение человека или объективный конфликт интересов, существующей между социальными группами и т. д.

Политика социальной безопасности общества и государства должна быть направлена на создание эффективной системы противодействия для обеспечения надёжной защиты интересов личности, общества и государства.

В процессе исторического развития Казахстан обрёл облик культурно – этнического образования, в котором синтезированы славянские и тюркские, православные и мусульманские начала.

Политика безопасности в контексте определённой мощи государства со временем меняется. При оценке международного могущества факторы технологии, образования, экономического роста становятся более важными, в то время как географическое положение и наличие сырья теряют своё значение. Как отмечает в своей работе Н. А. Назарбаев в своей работе "Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства " на планете ещё "…сохраняются серьёзные противоречия экономического, территориального, религиозного, этнического и другого характера которые могут привести к вооружённым конфликтам затрагивающие интересы Казахстана".

Как справедливо утверждает Н. Ж. Байтенова "… сегодня угроза больше исходит изнутри в связи с социально – экономическими кризисами, политической и межэтнической нестабильностью, о чём свидетельствуют последние события как в дальнем зарубежье так и в ближнем зарубежье (Таджикистан, Россия). Поэтому сейчас актуальным становится вопрос сохранения внутреннего мира и межэтнического согласия" [19].

В республике для стабильности межэтнических отношений проводится политика точек соприкосновения, расширения зон согласия и доверия между народами при помощи Ассамблеи народов Казахстана и национально культурных центров. Вся эта работа проводится для достижения многих целей: развития языков всех народов Казахстана, совершенствования системы национального образования, улучшение деятельности национальных средств массовой информации, укрепления правовых механизмов защиты национальной культуры.

Не смотря на то, что делается в республике Казахстан для национальной безопасности и межэтнического согласия есть факты распространения идей радикального ислама, а также активизация деятельности нетрадиционных христианских конфессий. В подтверждение этого можно привести факты из справочника "Религия в Казахстане" под редакцией Трофимова Я. Ф. и Иванова В. А. "О наличие исламского экстремизма в Казахстане свидетельствует, в частности, задержание в октябре 2000 г. в Южном Казахстанской области четырёх членов подпольной религиозно – политической организации Хизб ут Тахрир, распространявших листовки с призывом к созданию Исламского халифата" [20]. Также выявлен ряд фактов "… обучения граждан Казахстана в зарубежных клерикальных центрах, проповедующих исламский радикализм. По возращению в республику ими предпринимались попытки обработки и вовлечения молодых людей в деятельность различных зарубежных политических партий и движений экстремистской направленности " [21]. Отсюда и напрашивается осуществление политики с учётом данных обстоятельств, связанных с распространением идей радикального исламского фундаментализма и различных клерикальных структур экстремистского толка

В отношении политики к религии за последние годы появился большой разброс мнений и взглядов, среди которых не все можно считать прогрессивными. Например, видный учённый Казахстана А. Машанов ратовал за религиозное воспитание подрастающего поколения, утверждая, что "в нашем Коране содержится и наука и философия. Необходимо изменить все учебники на основе Корана… Если бы директор школы был бы имамом и держал в руках Коран – было бы ещё лучше"[22]. Однако в политике необходимо учитывать далеко идущие последствия таких крайностей. В связи с этим С. Мырзали пишет о том, что "время требует модернизации. В условиях, когда миллионы людей обратили свои взоры к религии в поисках духовно – нравственных основ своего существованиях, задачей политики является признание этого факта и осуществления в стране принципа свободы совести, в тоже время не забывать о том, что как в Исламе, так и в христианстве наряду с положительными духовно – нравственными интенциями есть и принципы "джихада" и слова Христа о том, что "не мир принёс, но меч"" [23]. В этом утверждении автор по нашему мнению прав.

Религиозные политические партии, ставящие своей целью построения исламского государства, возникли в Центральной Азии как отделения Всесоюзной Партии исламского Возрождения, в том числе, в Узбекистане, Таджикистане, в конце 90–х годов на волне всеобщей либерализации.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что отдельные силы в международной жизни хотели бы использовать исламский фактор как стратегию будущей экспансию на государства Центральной Азии, включая Казахстан, как они утверждают.

Религия в Казахстане отделена от государственной власти, поэтому государственное образование не может ставить целью формирования религиозного сознания. Здесь можно говорить лишь только о знание истории мировых религий. Религия есть неотъемлемый компонент духовности народа, без знания религиозных ценностей, имеющих нравственное и эстетическое значение, знание народа будет неполным, ущербным. Тем более, что знание мировых религий показывает общность нравственных устремлений, духовных исканий, эстетических норм многих народов Казахстана, населяющих наше государство.

Несмотря на то, что в Конституции провозглашён светский характер Республики Казахстан, порою в нашей печати раздаются голоса о возведении религии ислама в ранг государственного феномена, введения в школах обучения Корана. В средствах массовой информации руководителям религиозных конфессий среди общественных объединений отдаётся приоритет.

"Возрождение ислама в суверенном Казахстане имеет место как важная составная часть национального и духовного возрождения, и не более того", - пишет У. Касенов. Поэтому, утверждает он, нет "весомых оснований прогнозировать возникновение так называемой "исламской угрозы" в Казахстане" [24]. Однако. события последних лет доказывает ошибочность данного утверждения. Исламские фундаменталисты уже проникли во все центрально – азиатские государства.

Регулировать политику взаимоотношений государственной политики с различными конфессиями очень сложно. Как заметил А. Умнов, "ислам – это постоянное взаимодействие двух тенденций; народной, закрепляющей обычаи и традиции на уровне общин, родов, кланов, регионов, и богословский, цементирующий единство всего местного общества и регулирующей его взаимоотношение с государством"[25].

В настоящее время во внутриполитической сфере Казахстана национальные интересы состоят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственного власти и её институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных, меж национальных и межконфессиональных конфликтов, национального сепаратизма. Необходимо вести активную работу над необходимостью оградить страну от натиска фундаменталистских, экстремистских течений, которые разрушают наши национальные ценности, посягают на безопасность страны.

На наш взгляд, нельзя допустить того, что определённые державы хотят использовать религию в политических и экономических целях. А это требует не только принятия мер военного характера, но и развития самой политики борьбы с религиозным экстремизмом. А именно:

1. Государственная политика в отношении религии должна строится на добрососедских началах по отношению ко всем конфессиям.

2. Пресекать пропагандистскую деятельность религиозного экстремизма среди населения.

3. Религиозные экстремисты и террористы борются фактически не столько за чистоту религии, сколько за "очищение" дороги, т. е. транспортировки наркотиков, захват власти в регионе, чтоб осуществить свои экономические интересы в Каспийском регионе. Необходимо раскрывать и разоблачать проделки определённых центров по использованию религии в корыстных целях.

  2.2 Нетрадиционные конфессии как угроза национальной безопасности Казахстана

Своеобразный религиозный ренессанс последнего десятилетия потребовал не идеологизированного изучения религии, исследования и анализа вероучений и причин возникновения нетрадиционных религий, сущности их воздействия на безопасность республики. В связи с этим хотелось бы высказать соображения о сущности угроз нетрадиционных конфессий на территории Казахстана. В концентрированном виде эта опасность, а также серьёзная обеспокоенность многих государств, народов и общественности находят выражение в фиксации в медународных соглашениях обязательств государств совместно бороться с этим явлением.

В современном Казахстане общественно – политическая деятельность представителей традиционных религий (православие, ислам, католицизм, буддизм и др.) связано с сохранением этнического самосознания, традиций и ценностей населяющих республику народов, с неприятием ныне пропагандируемых идеалов общества потребления, индивидуалистических, сугубо унитарных прагматических ориентаций.

Уникальность религиозной ситуации в Казахстане связана со многими политическими, историческими, социальными, этническими, культурными факторами. Специфика религии позволила сохранить национально – религиозные нормы и ценности, несмотря на многочисленные репрессии по отношению к духовенству, закрытию церквей и мечетей, депортацию некоторых этнических групп и т. д.

За последние время страну наводнили различного рода миссии, ранее никому не известные в Казахстане. Таким образом, наблюдается рост межконфессиональной напряжённости, вызванный борьбой за вовлечение в свои ряды новых приверженцев. Способствует её обострению активная деятельность в республике зарубежных проповедников, которые, располагая значительными финансами и большим опытом миссионерской работы, нередко теснят традиционные для Казахстана религии в борьбе за влияние над верующими. Хоть межконфессиональные противоречия пока, не приводят к каким – то антиобщественным действиям, проявляясь в основном в критике своих конкурентов как "лжепророков" на молитвенных собраниях, в публичных высказываниях духовенства, сама интенсивность её является достаточно тревожным симптомом.

Действующие в Казахстане нетрадиционные религиозные объединения различаются по месту зарождения. Некоторые объединения и группы возникают за пределами Казахстана и "имнортируются" на казахстанскую землю из других культурных ариалов. Нередко когда в прессе пишут о прибывших из за границы проповедниках, встречаешь определения типа: нашествие, духовная агрессия, интервенция, экспансия и т. п. Совершенно справедливо пишет в своей статье "Религия в реалиях казахстанского общества, или к вопросу о духовном согласии и свободе совести" профессор А. И. Артемьев: "страну наводнили различного рода миссии ранее никому неизвестные в Казахстане, но имеющие свою историю за рубежом, нетрадиционные конфессии, прежде всего методизма и протестантизма, индуизма и ислама, а также такие движения и культы, как Бахаи, Церковь Наукологии (Саентология), Церковь Объединения (Муна), АУМ Синрикё, Белое братство, Церковь Последнего Завета, Движение Новый Век, Храм Исиды, Семья Бога, Церковь Сатаны и т. д. "Пора навести порядок!" – взывают религиозные лидеры традиционных конфессий. – Всем этим "пришельцам" не должно быть места в нашей стране. И здесь как бы уходит на второй план уходит такое понятие, как "свобода совести" – главное завоевание любого демократического общества".

Есть силы, и внутри страны, и вне её, которые очень заинтересованы в том, чтоб в Казахстане отношения между конфессиями обострились. Они мечтают о том, чтобы по всем линиям соприкосновения ислама и христианства возникали войны. Агрессивные силы в целях распространения среди населения нашей республики религиозной идеологии, фальсификации политики молодого государства формируют различные "религоведческие" центры и подрывные организации под религиозными вывесками. Немало подобных организаций и центров, тесно действующих с разведслужбами, создано в США, Великобритании, в западноевропейских и мусульманских государствах. Вполне откровенно по этому поводу высказался сотрудник американской разведки А. Дрейфус: "По средствам церкви мы можем действовать с наибольшей активностью. Церковь имеет для нас важное значение. Это наиболее лёгкий и надёжный способ проникновения в страну". Исходя из этого изречения основана причина приезда в 2001 году главы римской католической церкви папы Иоана Павла II. Таким образом, имея мирные намерения, католическая церковь стремиться расширить сферы влияния в мире, за счёт определённого вытеснения роли других религий, что вызывает озабоченность и недоверие.

Новые "нетрадиционные культы" представляют специфический тип религиозной организации. Как пишут некоторые авторы: "В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная система; структура этих организаций нередко иерархическая, с жёстким авторитаризмом харизматического лидера, для них характерна оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаивающим их церковным организациям, в них сильно развито "мы - чувство". Внутренняя жизнь регламентируется уставами и правилами, предусматривающими процедуру вступления и обязательств перед общинами. В тоже время есть новые религиозные образования, в которых отсутствуют институциональные структур, а внутреннее строение характеризуется аморфностью и в основном сводится к усвоению религиознофилософских трактатов"[28] .

В этих условиях большинство возникающих в Казахстане новообразований предлагают проекты радикального переустройства мира. В них можно найти обещание не только приобщить население Казахстана к истиной вере, но и способствовать материальному процветанию, а само общество сделать гуманным и справедливым. Многие обращаются к нетрадирционным религиям, надеясь обрести в обстановке резких перемен стабильность, душевный покой. Их привлекает внутригрупповая атмосфера, культивируемая в ряде неорелигий гуманное отношение друг к другу, человечеству, природе. Появлению и закреплению позиций новых религиозных течений благоприятствовало оформление новой модели церковно–государственных отношений, признание права на существование религиозных объединений различного типа.

В последние время особую опасность представляет активизирующаяся на территории Казахстана деятельность движения "ваххабизм", использующий экстремизм и террор в своей деятельности. Так на наш взгляд некоторые авторы явно недооценивают угрозы безопасности исламского фундаментализма в центрально - азиатском регионе. Так, например Абенов Е. М. и Арынов Е. М. пишут: "Активность фундаменталистски настроенных мусульман и их руководителей в Центральной Азии не представляет серьёзной угрозы для существующих светских государств. Даже если допустить возможность достижения исламским фактором значительного политического влияния, то нет никаких оснований считать, что это может привести к возникновению на теократического правления, ибо в Центральной Азии, и особенно в Казахстане, исторически широко распространено лишь одно из течений традиционного ислама – суфизм, который не имеет ничего общего с исламским фундаментализмом, более того, осуждающий всякий религиозный экстремизм. Ислам в Центральной Азии в целом, в Казахстане, в частности, синтезированая форма ислама и местных религиозных субстанций".

И всё–таки приходится констатировать некоторые успехи нетрадиционных конфессий в Казахстане. Во взрывооапасной атмосфере растущих этнополитических конфликтов он часто преобретает характер религиозного экстремизма, грозящего целостности и единству многоконфессионального и много национального региона. Осмысление вопросов нетрадиционных конфессий черезвычайно важно для определения дальнейшей политики властных органов Республики Казахстан с целью избежания повторения допущенных ошибок, учёта этнических и социокультурных характеристик народов и использования в интересах укрепления казахстанского государства. Надо активно работать над тем, чтобы оградить страну от натиска фундаменталистских, экстремистских, сектантских, сатанистских и прочих тенденций, которые разрушают наши национальные ценности, посягают на наши религии.

Для этого необходимо не допустить, чтоб определённые державы использовали религию в политических и экономических целях. А это требует не только принятия мер военного характера, но и развития самой политики борьбы с нетрадиционными религиозными течениями, а именно:

-  Государственная политика Казахстана в отношении религии должна быть построена на известном каноне: не игнорирование и не поощрение религии, а жёсткое отношение к ней в рамках закона и Конституции.

-  В нынешних условиях отношениях к религии необходимо усилить меры по развитию светскости государства.

-  Необходимо раскрывать и публично разоблачать в СМИ деятельность определённых зарубежных центров по использованию религии в корыстных целях.

2.3 Правовое обеспечение противодействия терроризму и экстремизму в Казахстане

В последнее время в Казахстане наблюдается активность властей, направленная на расширение и совершенствование правовой базы обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму и экстремизму. В частности, на текущий момент времени государством осуществлены следующие действия в этом направлении [25]:

18 февраля 2005 г.– вступление в силу закона "О противодействии экстремизму". Данный закон определяет правовые и организационные основы противодействия экстремизму.

23 февраля 2005 г. – вступление в силу закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму". В соответствии с этим законом были внесены поправки в Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, законы "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", "Об общественных объединениях", "О политических партиях".

12 мая 2005 г. – одобрение Мажилисом Парламента проекта закона "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности". Данный законопроект, внесенный в Парламент правительством 24 февраля этого года, предусматривает внесение поправок в 11 законодательных актов страны, включая Уголовный кодекс, законы "О средствах массовой информации", "О некоммерческих организациях", "Об оперативно-розыскной деятельности" и т. д.;

24 мая 2005 г – начало рассмотрения рабочей группой Мажилиса Парламента РК законопроектов "О деятельности филиалов и представительств (обособленных подразделений) международных или иностранных некоммерческих организаций на территории Республики Казахстан" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам некоммерческих организаций". Данные законопроекты были внесены группой депутатов Мажилиса 20 апреля этого года.

8 июля 2005 г. – Президентом Республики Казахстан подписан Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности. В данном законе особое внимание уделено ответственности за деятельность общественных или религиозных организаций запрещённых судом в связи с осуществлением экстремизма. Также данный закон определяет ответственность за распространение продукции средств массовой информации, содержащей пропаганду или агитацию за насильственное свержение конституционного строя, разжигание религиозной розни и т. д. Ужесточены условия осуществления в нашей стране миссионерской деятельности, необходимость учётной регистрации миссионера и усложнение данной процедуры вызвано наплывом в Казахстан религиозных миссий разного толка.

Очевидно, что за последний год наблюдается заметный рост уровня проявлений данных угроз безопасности, причем не только для Казахстана, но и всей Центральной Азии.

В частности, беспрецедентным для Казахстана событием стала ликвидация в ноябре 2004 года органами национальной безопасности группы, входящей в состав международных террористических организаций "Аль-Каида" и "Жамаат моджахедов Центральной Азии". В ходе операции, проведенной в разных регионов страны, было арестовано 13 человек, являющихся гражданами Казахстана и Узбекистана. У них были изъяты литература, видео - и аудиокассеты, содержащие призывы к террору, фальшивые паспорта, компоненты взрывных устройств и боеприпасы. Следствием было выявлено, что эта группа действует на территории Казахстана с 2002 года и ее отдельные члены участвовали в осуществлении терактов в марте-апреле и июле 2004 года в Узбекистане.[25]

Анализ информационных сообщений и материалов КНБ позволяет сделать представление о том, в каком качестве Казахстан представляет интерес для потенциальных экстремистов. Условно эти качества можно опреде

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Религия и национальная безопасность Казахстана". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 583

Другие дипломные работы по специальности "Политология":

Разделение власти

Смотреть работу >>

Установление социализма в Венгрии

Смотреть работу >>

Первый президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин – штрихи к политическому портрету

Смотреть работу >>

Политические взгляды Вильгельма Блоса

Смотреть работу >>

Диктатура в недемократичних та демократичних державах

Смотреть работу >>