Дипломная работа на тему "Воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу "Мы и окружающий мир""

ГлавнаяПедагогика → Воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу "Мы и окружающий мир"




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу "Мы и окружающий мир"":


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Куртамышский педагогический техникум»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу «Мы и окружающий мир»

Воропановой Екатерины Александровны

специальность: 050709-

«преподавание в начальных классах»,

курс 4, гр уппа 41, школьное отделение

Руководитель:

Догадова Надежда Николаевна

Куртамыш, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Заказать написание дипломной - rosdiplomnaya.com

Новый банк готовых защищённых студентами дипломных работ предлагает вам скачать любые проекты по необходимой вам теме. Мастерское выполнение дипломных проектов по индивидуальным требованиям в Перми и в других городах России.

Глава 1 Психолого-педагогические основы эстетического воспитания младших школьников

1.1 Эстетическое воспитание школьников в педагогической и методической литературе

1.2 Сущность и задачи эстетического воспитания

1.3 Основные формы и методы эстетического воспитания

Глава 2 Организация работы по эстетическому воспитанию младших школьников во внеклассной работе по обществознанию

2.1 Эстетическое воспитание младших школьников в учебной деятельности

2.2 Произведения детской литературы и искусства как средство эстетического воспитания школьников

2.3 Природа как средство эстетического воспитания младших школьников

2.4 Праздники в школе

Глава 3 Эстетическое воспитание учащихся младших классов во внеклассной работе по обществознанию

3.1 Первичная диагностика уровня эстетических представлений и понятий у учащихся 3 класса МОУ КСШ№1

3.2 Внеурочная работа по эстетическому воспитанию в 3 классе МОУ КСШ№1

3.3 Контрольная диагностика. Сравнительный анализ результатов первичной и контрольной диагностик

Заключение

Литература

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

“Через красивое – к человечному - такова закономерность воспитания”

В. А. Сухомлинский

Цивилизованное существование человека невозможно вне окружающей его культуры. Рождаясь, человек не выбирает, своих родителей, ту культурно-историческую среду, в которой ему предстоит прожить свой век. Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек – необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества.

Свободно и непринужденно чувствует себя в современной культуре тот, кто с малых лет учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития. Каждый человек располагает значительным потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию собственных способностей.

Современная духовная культура общества располагает безграничным разноообразием научных и религиозных учений, политических теорий, этических и эстетических представлений и идеалов. В них воплощено достигнутое человечеством знание о месте, положении и назначении человека. В каждую историческую эпоху человечество по-разному отвечало на вечные вопросы: что есть добро? Что есть красота? Каждая великая этическая система прошлого и настоящего предлагает свой путь к личному совершенству: через познание, чистоту мотивов, внутреннюю невозмутимость, самопожертвование и т. д.

Диапазон духовной культуры, накопленный человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и вместе с тем ответственное отношение к жизни – к природе, другим людям, самому себе.

Одним из важных признаков духовной культуры личности является готовность человека к самоотдаче и саморазвитию. Самоотдаче предшествует и сопутствует постоянное обогащение личностью своего духовного мира достижениями национальной и мировой культуры, иначе отдавать будет просто нечего.

Взаимосвязь и взаимодействие человека с окружающим миром не могут быть полноценными, если он не обладает способностью эстетически относиться к нему.

Критерии эстетической воспитанности является эстетическая культура. Эстетическая культура предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но и также в любом проявлении жизни: труде, быту, поведении человека.

Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.

Актуальность темы. В настоящее время еще не появилось значительных обобщающих работ, которые соединяли бы современные данные ряда научных дисциплин в рассмотрении сущности, содержания, форм и методов целенаправленного педагогического воздействия на воспитание нравственно – эстетического отношения к природе (то есть именно взаимосвязанного отношения к природе), однако имеется много конкретных публикаций, посвященных отдельным аспектам этой проблемы.

В педагогической модернизации российского образования школа учит решать вопросы о воспитании и развитии подросткового поколения. Одной из важнейших целей является приобщение учащихся к гражданской культуре, что подразумевает положительное отношение к обществу, людям. Формирование ребёнка начинается с семьи, но чувство прекрасного должен развивать учитель, постоянно. О необходимости такой работы говорил В. А. Сухомлинский. Он призывал сделать так, чтобы школа для ребёнка была «школой радости», во многом связывая это с личностью учителя и его постоянной заботой о приобщении школьника к миру высоких духовных понятий и представлений. Сегодня нет школ, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию. В качестве одной из основных

рассматривают проблему эстетического развития молодёжи радио, телевидение, печать. Необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни. В таком случае его динамика будет естественной и непрерывной. Если же эта естественность и непрерывность нарушена степень необходимых усилий учителя значительно повышается, а результативность эстетического воспитания резко уменьшается. Это недостаток существующих программ, дисциплин художественно-гуманного цикла, разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработка методик, низкий уровень подготовки учителей, слабая оснащённость учебного процесса.

Эти проблемы требуют скорейшего решения, так как эстетическое воспитание играет огромную роль для формирования личности младшего школьника. Какую же цель ставит перед собой эстетическое воспитание? Глобальная цель – это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического – в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Так же выявлению некоторых целей способствует курс обществознания. Так как изучая этот предмет детей видеть и чувствовать окружающий мир – эстетически прекрасным. Среди более конкретных задач одна из важнейших – формирование нравственно-эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и действительности по законам красоты. Надо обратить внимание на два важных компонента: широту нравственно-эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности и качество нравственно-эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Также нужно обращать внимание на активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую, касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности человека. Перечисленные признаки можно считать критериями воспитанности человека.

Значение эстетического воспитания в становлении личности огромно. Нравственно-эстетическое воспитание средствами искусства - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.

Таким образом, эстетическое воспитание детей – это необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания.

И совсем нет материалов об эстетическом воспитании учащихся во внеклассной работе по обществознанию. Это объяснимо. Обществоведческие темы в интегрированный курс «Я и окружающий мир» включены недавно. Возможности эстетического воспитания младших школьников во внеклассной работе по обществознанию недостаточно разработаны. Полагая, что такие возможности имеются, мы приняли решение исследовать эту проблему.

Тема дипломной работы: воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу «Мы и окружающий мир».

Цель исследования: доказать эффективность влияния внеклассной работы по обществознанию на воспитание прекрасного у младших школьников.

Объект: эстетическое воспитание младших школьников во внеклассной работе по обществознанию.

Предмет исследования: формы и средства эстетического воспитания, используемые во внеклассной работе по обществознанию в начальной школе.

Гипотеза: если целенаправленно использовать во внеклассной работе по обществознанию разнообразные формы и средства, то эстетическое воспитание младших школьников будет более эффективным.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы мы предлагаем последовательное решение в рамках курсовой работы следующих задач:

1.Изучить психологическую, педагогическую, методическую, литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников;

2.Изучить содержание эстетического воспитания младших школьников;

3.Выявить уровень эстетических представлений у младших школьников;

4.Разработать план внеклассных мероприятий направленных на эстетическое воспитание младших школьников;

5.Провести внеклассные мероприятия направленные на эстетическое воспитание младших школьников;

6.Проверить эффективность предложенных мероприятий.

Методы исследования:

-изучение и анализ литературы по рассматриваемой проблеме;

-практическая работа, включающая в себя анкетирование, тестирование, анализ деятельности детей.

ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В этой главе мы анализируем основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов и психологов к проблеме эстетического воспитания младших школьников, раскроем понятие «эстетическое воспитание», выявим его цель, задачи, рассмотрим основные категории эстетического воспитания и их особенности в младшем школьном возрасте, а также пути и средства эстетического воспитания.

1.1 Эстетическое воспитание школьников в педагогической и методической литературе

Эстетика – это наука, изучающая общие законы эстетического познания и преобразования действительности.

Эстетика – это наука о прекрасном в действительности и искусстве.

Эстетику интересует не только прекрасное, но и такие явления, качества и свойства как возвышенное, безобразное, трагическое и комическое и т. д.

С помощью эстетики мы познаём мир в целом, выражая к нему наше, человеческое, общественное отношение.

Термин «Эстетика» был введен в научный обиход немецким ученым Александром Баумгартеном в 1750г. Но сама наука зародилась в глубокой древности. Основной вопрос эстетики – это вопрос об отношении эстетического сознания к действительности. Основные направления в развитии эстетики и отчетливо обозначились в Древней Греции, где искусство и философы осмысление его сущности достигли довольно высокого уровня развития. Гераклит, Демокрит, Аристотель со всей определенностью отстаивают положение о том, что эстетическое имеет свое начало в материальных свойствах объектов. Мера, пропорциональность, гармония частей, единство многообразия, целостность рассматриваются мыслителями как объективные стороны прекрасного.

Платон объявляет идею источникам эстетического начала.

В период средневековья Августин Блаженный, Фома Аквинский и другие источники красоты видят в Боге. Эпоха Возраждения ознаменовалось развитием материалистических традиций античности. Леонардо да Винчи, Л. Альберти, А. Дюрер, М. Монтень, В. Шекспир, М. Сервантес реабилитируют отвергнутую средневековыми мыслителями природу, утверждают мысль о том, что природа и человек по своей сущности прекрасны, что задача художника воспроизводить эту реальную красоту природы и человека. Природа – источник и творчества и вместе с человеком главный предмет художественного отображения. Искусство, подобно науке, должно стремиться к постижению объективной правды. Искусство Эпохи Возрождения утверждает жизнь. Французские просветители главное внимание уделяли выяснению социальной функции искусства. Вальтер, Гельвеций, Руссо подчеркивают нравственный аспект искусства.

Искусство может выполнить свое высокое назначение если оно будет давать правдивое отображение реальности. Заслугой немецких просветителей в трактовке фундаментальных эстетических понятий – прекрасного, трагического, комического, возвышенного. Особое место в развитии эстетической мысли занимают русские мыслители XIX века Белинский, Герцен, Чернышевский, Достоевский, Толстой и другие. Н. Г. Чернышевский высказал формулу, которая до сих пор является наиболее точным выражением сущности красоты – « прекрасное есть жизнь». Однако он и его последователи никогда не утверждали, что всякая жизнь – прекрасна. Жизнь прекрасна как принцип, как то прогрессивное начало, которое противостоит смерть, тьме, распаду. Признаками красоты являются:

-гармоничность, т. е. согласованность частей целого, - целесообразность, т. е. соответствие предметов и явлений своему жизненному назначению;

-мера, именно соразмерность воспринимается как красивое, доставляет человеку глубокое наслаждение, «Ощущение, производимые в человеке прекрасным – светлая радость, похожая на ту, которую наполняет нас присутствие милого для нас существа. Мы бескорыстно любим прекрасное, мы любуемся, радуемся за него, как радуемся за милого нам человека». Прекрасное вызывает у человека именно светлую радость, так как свет противостоит мраку, тьме, создает праздничное, веселое или торжественное настроение. Прекрасное светится жизнью. Эстетическое отношение к действительности проявляется через эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетическую оценку, эстетический идеал.

Эстетическое чувство (или переживание) – это способность непосредственно воспринимать и ощущать гармонию мира, красоту или безобразие предметов и явлений действительности. Проводниками и органами этого чувства служит зрение и слух. Эстетические чувства – это «…музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, - короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям…» - отмечал К. Маркс. Такое развитие достигается тренировкой и воспитанием органов чувств в процессе общения человека с природой, в труде, путем знакомства с произведениями искусства. Эстетическое чувство возвышает и облагораживает человека, пологая ему правильно воспринимать и выражать самому различные состояния – радость, восторг, сострадание, гнев, горе и т. д.

Эстетический вкус – это способность судить о прекрасном или безобразном по чувству удовольствия или неудовольствия, испытываемого нами от предмета или явления. Эстетический вкус зависит от общей культуры человека, от развития его ума и чувств, поэтому его можно вырабатывать, развивать, воспитать. Особую роль здесь играет искусство, на лучших образцах которого формируется высокий эстетический вкус.

Эстетическая оценка – это умение судить об эстетических достоинствах и недостатках предметов и явлений осмысленно, аргументировано, со знанием дела. Дать чему – значит конкретно и сознательно применить к этому свои знания законов красоты, проявить понимание того, что данный предмет, поступок, человек прекрасны или безобразны.

Эстетический идеал – это представления людей о совершенном и желательном в жизни и в самом человеке. Это представления о лучшей жизни в целом, где прекрасны и отношения между людьми, и их труд и окружающая среда, и сам человек. В сознании людей эстетический идеал существует как образ красоты, который должен воплотиться на практике.

Для обозначения эстетических чувств, вкусов, оценок, идеала существует понятие «эстетическое», т. е. эстетическое отношение человека к реальному миру. Философы прошлого и настоящего в это понятие включают также – прекрасное и безобразное, возвышенное и низкое, трагическое и комическое и др. Понятие прекрасное и красота близки родственны друг другу, чаще всего их применяют как понятия однозначные. Однако эти понятия имеют и свои оттенки. Прекрасное есть высшая степень красоты.

Возвышенное – это прекрасное в его величественном виде и выражении. Трагическое есть одно из проявлений прекрасного, это утверждение прекрасного через преодоление страданий, горя, смерти… Комическое – есть безобразное, выступающее как смешное. Незлобливая насмешка над отдельными недостатками, слабостями называется юмором. Беспощадное осмеяние и отрицание явления или человеческого типа в целом – сатира.

Эстетика – это и наука об эстетическом воспитании. Совершенствование общества предполагает неуклонное воспитание эстетической культуры личности.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времён Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н. Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное.[11; 33]. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д. Н.Джола, Д. Б.Кабалевский, Н. И.Киященко, Б. М.Неменский, В. А.Сухомлинский, М. Д.Таборидзе, В. Н.Шацкая, А. Б.Щербо и другие. [15;147] В использованной литературе имеется множество различных подходов к определению понятия, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В. Н.Шацкой мы нашли такую формулировку: «Педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленного воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства»

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве»[24;47]. В обоих определениях речь идёт о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчёркивается, это эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Д. Б.Лихачёв в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Автор подчёркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребёнка. Например, развитие у ребёнка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б. Т.Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способно развивать их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [8;36]. Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвёртых,- развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако это ошибочное мнение необходимо четко разграничивать. Так, например, В. Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитание следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты». Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство – это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. «Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве»[7;61]. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. .эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель эстетического воспитания Л. П. Печко.

Н. И. Киященко придерживается той же точки зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания»[13;57]. Главное – воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствует развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организации, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания М. М.Рукавицин, который считает: «Конечная цель(эстетического воспитания) – гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства». Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г. С.Лабковская, Н. И.Киященко, Д. Б.Лихачев и другие) выделяют три ведущих задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути. Итак, во-первых, это «создание определённого запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям»[9;46]. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. «Разносторонность и богатство знаний – основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность» отмечает Г. С. Лабковская.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ёй возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. Б. Т.Лихачев отмечает, что «…такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения – любование»[10;57]. С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встречи с безобразным; чувство юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - всё это признаки подлинной эстетической воспитанности», - отмечает тот же автор. Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т. е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни. А. К. Дремов эстетическую оценку определяет, как оценку, «основанную на определённых эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации». Сравним с определением Д. Б.Лихачева. «Эстетическое суждение – доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы»[12;135]. На наш взгляд, эти определения аналогичны. Таким образом, одна из составных этой задачи – сформировать такие качества ребёнка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учётом возрастных особенностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.

Третья задача эстетического воспитания связана сформированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которое превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты»». Суть этой задачи заключается в том, что ребёнок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он ещё должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А. В.Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в её творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни. Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме. Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребёнка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории эстетического воспитания: эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка. Д. Б.Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение[13;51]. Эстетическое суждение выделяет также и профессор, доктор философских наук Г. З.Апресян[3;26]. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее.

Эстетическое воспитание –это важнейший элемент всего эстетического в окружающем нас мире. Воспитание – начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирования художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д. Б.Лихачев эстетическое воспитание характеризует, как :»способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства»[13;51]. Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержание, формы. Это требует развитие у ребёнка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различие тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально – чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д. Б.Лихачева, является основой эстетического чувства. Оно представляет собой «социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рождённое оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету». В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех. Д. Б.Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой «устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания»[13;20].

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. «Эстетический идеал – представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира». То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Н. А.Кушаев отмечает, что для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. «Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал». Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребёнка, недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.

Ещё одна категория эстетического воспитания – сложное социально-психологическое образование – эстетический вкус. А. И.Буров определяет его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений»[28;20]. Д. Б.Неменский определяет эстетический вкус, как «невосприимчивость к художественным суррогатам» и «жажду общения с подлинным искусством». Но нам более импонирует определение данное А. К.Дремовым. «Эстетический вкус – это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства»[7;56]. «Эстетический вкус формируется у человека в течении многих лет, в период становления личностью. В младшем же школьном возрасте о нём говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не стоит воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека». В школе ребёнок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащихся на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

Общий вывод этой главы можно представить следующим образом. Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путём решения следующих задач: овладения ребёнком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способностей к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

1.2 ущность и задачи эстетического воспитания

Эстетическое воспитание – это одна из самых важных и сложных сторон системы воспитания. Оно приобщает человека к миру прекрасного, помогает полнее чувствовать, ценить произведения подлинного искусства, формирует отрицательное отношение к безобразному.

Искусство всегда привлекало людей. В общении с прекрасным человек находит не только отдых. Искусство помогает ему вносить в любую деятельность воодушевляющее начало.

Эстетическое воспитание в нашем обществе призвано бороться с проникновением в среду молодежи извращенных вкусов и антихудожественных взглядов, вырабатывать иммунитет к пошлости и безобразному.

Эстетическое воспитание имеет широкие и сложные задачи. Однако из них является воспитание эстетических чувств и эстетического воспитания.

Чувствование и видение прекрасного в жизни, в искусстве у людей бывают разными. Один смотрит и оторваться не может от красок заката, а другой скользнет равнодушным взглядом и пройдет мимо. Воспитание эстетической чуткости, зоркости восприятия, эстетической внимательности к окружающему миру является основой эстетического развития ребенка. Задача эта решается непосредственным общением ребенка с прекрасными сторонами действительности.

Культура эстетических чувств детей развивается и специальными занятиями музыкой, пением, рисованием.

Другой задачей эстетического воспитания является формирование эстетических понятий, суждений, оценок. Важно, чтобы ребенок не только чувствовал, но и понимал прекрасное, мог судить о нем. Этому помогают знания. Знания о форме и цвете, свете и тени в области изобразительного искусства, знания о ритме, гармонии, о звуках в музыке и пении. Знания о выразительных средствах художественного слова, знания направлений, жанров, методов искусства, их исторической обусловленности. Эти знания вооружают школьника объективными критериями прекрасного, с позиций которых он может оценивать красоту, понимать обобщенность, глубину художественного образа. Решение этой задачи требует системы, последовательности, постепенного накопления знаний, анализа собственных впечатлений.

Задача воспитания художественного вкуса является производной от первых двух. Эстетический вкус – это результат органического единства чувства прекрасного, эмоциональной отзывчивости человека к красоте жизни, культуры эстетических чувств и умения дать эстетическую оценку, понимания объективных критериев красоты.

Показателем художественного вкуса является, во-первых, качество Воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу «Мы и окружающий мир».

Избираемых либо отвергаемых образцов произведений искусства. По тому, что предпочитает человек в искусстве, по тому, какими предметами он себя окружает, можно судить о его вкусе.

Во-вторых, это чувство меры в оценке красоты, умение сделать выбор между внешней красивостью, приукрашенностью и подлинной красотой, между вычурностью и совершенством, между сентиментальностью, мещанской слащавостью и подлинным гуманизмом.

В-третьих, показателем художественного вкуса является высокая требовательность к произведениям искусства, к манере исполнения, отрицание серости, кустарничества, примитива, фальши, умение увидеть глубину раскрытия образа при лаконичности средств.

Эстетический вкус развивает под влиянием красоты окружающей жизни, природы, труда, отношений людей, под влиянием подлинных образцов искусства.

Вкус формируется и под влиянием осмысленного восприятия красоты мира, в сознательном отношении к прекрасному, безобразному, трагическому, комическому.

Больше всего развитию эстетического вкуса способствует художественная деятельность, либо связанная с восприятием образцов искусства, либо собственного творчества.

Появление дурного вкуса – это результат влияния окружения, где ребенок видит, слышит и чувствует пошлое, некрасивое в отношениях людей, в организации труда, в произведениях искусства. Очищение эстетической атмосферы, в которой живет ребенок, пробуждение у него активности в отборе подлинных художественных средств, сообщение ему элементов знаний о законах красоты, развитие у него понимания языка искусства – все это составляет основу формирования художественных вкусов.

Особенно важной для современного этапа нашей общественной жизни является задача воспитания эстетической активности ребенка.

Не только чувствовать прекрасное, понимать законы красоты, но и преобразовывать близкое окружение по этим законам должен человек.

Эстетика проникающая в жизнь: эстетика труда, природы, отношений людей, эстетика обстановки и внешнего вида, - облагораживает человека. Но сам человек не может быть только созерцателем прекрасного, он должен активно вносить прекрасное в жизнь, освобождать ее от уродов и безобразного.

Эстетическая активность как показатель воспитанности человека многозначно. Она выражается прежде всего в активности эстетического воспитания. Мы огорчаемся, когда наши дети бывают глухи к красоте природы и к произведениям искусства, когда они равнодушно проходят мимо пошлости, грубости.

Воспитывая эстетическую активность детей, необходимо пробуждать в каждом из них чуткого читателя, отзывчивого зрителя. Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.

Картина, спектакль, фильм, повесть по-настоящему активно будут восприниматься нашими детьми только тогда, когда, читая книгу, слушая музыку, смотря на игру актеров, они мысленно будут видеть и слышать все, что отображается в них, переносится силой воображения в мир, облеченный в образы.

Эстетическая активность, однако, не ограничивается эстетической отзывчивостью. Это также и умение вносить прекрасное в жизнь, преобразовывать серое, бесцветное окружение, делать его эстетически выразительным, содержательным и приятным для окружающих.

Как и любая черта личности, эстетическая культура и активность развивается в деятельности, и если вся жизнь ребенка, его учение, труд, отдых будут проникнуты эстетической направленностью, тогда он будет вносить в свою жизнь элементы прекрасного.

В семье и школе дети приобретают много таких умений и навыков, которые необходимы культурному человеку. Родители учат красиво накрывать стол к обеду, убирать комнату, девочки учатся вышивать, мальчики выжигать и выпиливать. В школе, помимо уроков, на которых приобретается много ценных эстетических умений, учащиеся овладевают такими навыками и умениями, которые необходимы бывают в коллективной и общественной работе. Они пишут в школьную газету, оформляют ее, готовят выставки, стенды, альбомы к памятным датам, организуют вечера самодеятельности, участвуют в конкурсах на лучшего чтеца, танцора, музыканта, готовят игрушки на елку малышам и т. д.

Эта многообразная и интересная деятельность, которую многие дети выполняют увлеченно, дает разумный выход познавательной, трудовой, эстетической активности детей. Именно в деятельности, имеющей эстетическую направленность, и развивается эстетическая активность преобразователя и устроителя жизни по законам красоты.

Воспитателям нужно быть зоркими, не проходить мимо аляповато, небрежно сделанных детьми вещей, плохо подготовленной самодеятельности, безвкусно оформленных стенгазет, чтобы не закреплялся отрицательный опыт, противодействующий формированию эстетического вкуса.

Важнейшей задачей эстетического воспитания является развитие творческих художественных способностей детей, их интересов и склонностей в различных областях искусств.

Человек – творец прекрасного, создатель эстетических ценностей, и к этому его должна готовить школа.

Н. Г. Чернышевский говорил, что искусство воспринимается не отвлеченным стремлением к прекрасному, а совокупным действием всех сил и способностей живого человека. Л. Н. Толстой был убежден в том, что каждый человек обладает высокой потребностью служения искусству, которая должна быть удовлетворена. Развитие творческих сил учащихся в области художественной деятельности нельзя считать задачей их профессиональной полготовки. В школе надо максимально раскрывать потенциальные возможности и способности учащихся.

Развитие творческих сил и художественных способностей учащихся в различных видах искусства, бесспорно, имеет своеобразие.

Изобразительное творчество опирается на способности видения света и тени, многообразие цвета, перспективы.

Музыкальное творчество связано с развитием музыкального слуха, способности понимать и чувствовать гармонию звуков, с развитием чувства ритма.

Театральное творчество имеет в виду развитие способности перевоплощения, глубокого проникновения в создаваемый образ.

Но вместе с этим своеобразием творческие способности в различных областях искусства обнаруживают и значительную общность, которая заключается прежде всего в остроте восприятия и наблюдательности, в эмоциональной отзывчивости, в развитом воображении и способности своеобразного видения.

Вот почему, осуществляя эту задачу, нужно руководствоваться следующими общими педагогическими требованиями:

- основой художественного творчества детей является отражение жизни. Поэтому важно учить их видеть, чувствовать и понимать красоту окружающей действительности;

- любой вид художественного творчества требует постоянного и систематического приобщения детей к данной области искусства. Чтобы любить и понимать музыку, нужно часто слушать ее, чтобы развить литературное творчество, нужно много и основательно читать и т. д.

-на развитии творческих способностей губительно сказывается штамп, пустое подражательство, слепое копирование, от которых учитель должен оберегать детское творчество;

-в основе художественного творчества лежит деятельность воображения. Поэтому развитие воображения и фантазии детей является специальной задачей в творческих занятиях с ними;

-развитие способностей – процесс тонкий и индивидуальный, поэтому следует всемерно поддерживать у детей даже самые слабые попытки творчества: не отстранять желающих заниматься в том или ином творческом коллективе, а, изучив возможности школьника, посоветовать ему заняться той деятельностью, в которой он сможет добиться успеха;

-вместе с тем к результатам творчества детей школьного возраста следует предъявлять требовательность, не довольствоваться кое-чем, а учить добиваться возможно более высоких образов.

Указанные задачи воспитания прекрасного взаимообусловлены и тесно переплетаются одна с другой. В живом процессе воспитания изолированная их реализация не должна иметь места. В конечном итоге решение всех этих задач и направлено на формирование эстетического отношения к действительности, которое представляет собой неразрывное единство эстетических чувств, понятий, суждений, оценок, практической деятельности, активного влияния на окружающее.

1.3 Основные формы и методы эстетического воспитания

В воспитании детей и юношества эстетика повседневной жизни играет важную роль. Окружение человека, обстановка, убранство помещений, одежда – повседневного и ежечасно влияют на эстетический вкус. Поэтому воспитание у детей общей культуры: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость и деликатность, внимательность и предупредительность – является важной стороной эстетического воспитания.

Внешним выражением духовного богатство человека служит его манера разговаривать, выслушивать собеседника, реагировать на окружающее. Поза, мимика, жесты, даже походка и множество иных тончайших проявлений человека могут свидетельствовать о его эстетическом облике.

Эти внешние признаки духовного богатства детей создаются под влиянием условий жизни, подражания взрослым и сверстникам, системы воспитания в школе и семье.

Эстетика отношений между людьми является основой эстетики повседневной жизни. Здоровые, человечные, красивые отношения в семье, отношения в школе между учителями и учащимися, между товарищами составляют фундамент эстетического воспитания. По глубине и тонкости эти отношения могут быть сложны и многообразны.

Быть приветливым с людьми, отзывчивым собеседником, гостеприимным хозяином, тактичным гостем, внимательным сыном и добросовестным учеником, добрым товарищем и верным другом – все это не только область морали, но и эстетики.

Чувство такта, умение в трудной обстановке найти правильное решение и поступиться своими желаниями ради близких людей, способность создавать хорошее настроение – все это не только нравственная воспитанность ребенка, но и проявление его эстетической культуры.

Такие отношения детей к окружающим формируются всем укладом их жизни в семье, в школе. Они систематически и повседневно воздействуют на эстетические чувства детей. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка и оставляют след на всю жизнь.

Каждый год десятки тысяч новоселов обставляют свои квартиры новыми вещами. Каждая советская семья стремиться создать уют, приобрести вещи, которые радовали бы глаз, были ей по вкусу.

В обстановку советской семьи все больше проникают черты современного стиля: простота и удобство мебели, легкость тканей, целесообразность в расстановке предметов, стремление создать в помещении больше удобств для работы и отдыха.

Создать обстановку взрослые, но активное воспитание требует, чтобы дети привлекались к созданию уюта, эстетики обстановки. Целесообразность, простота и удобство являются здесь основными требованиями.

Приучать детей содержать свои личные вещи в порядке, никогда не производить уборку за ребенка, а терпеливо приучать к этому его самого, постоянно заботиться о том, чтобы школьник стремился создавать уют в классе, в своем уголке, - все это очень важно для воспитания у него эстетического вкуса. В отборе предметов, которые окружают школьника, необходимы высокая требовательность, чувство меры. Нельзя допускать вещей антихудожественных, портящих вкус, аляповатых.

Важное значение в эстетическом воспитании имеют: одежда, манеры, жесты, мимика. Любуясь своими воспитанниками, А, С, Макаренко обращал внимание на выправку, осанку, пружинистую походку, выражение энергичной сдержанности и силы. Простая майка и трусы на таких ребятах выглядели как самый изысканный наряд. Неряшливая же, небрежная манера носить одежду, ухарства, разболтанная походка могут создать впечатление уродливости, даже если на человеке изящный костюм.

Осанка ребенка, точность и целесообразность движений зависят от того, насколько воспитана и поддерживается у него привычка держаться прямо во время ходьбы, за рабочим и обеденным столом. Сутулость, небрежная поза создают впечатление неуклюжести или развязонности. В жестах, мимике, движениях также нужны естественность, простота, соблюдение чувств меры.

Черствость человека, его равнодушие к людям также делают его некрасивым, отталкивают от него. Внешне это выражается в холодном, рассеянном взгляде, грубых манерах.

Эти манеры, как и гримасничество, передразнивание товарищей или взрослых, могут появиться у детей в результате дурного влияния, неразумной системы воспитания. Повторяясь, такое поведение переходит в привычку, которая портит эстетические вкусы детей и порой очень трудно искоренима.

Постоянное внимание учителей и родителей к воспитанию у ребенка эстетической культуры движений, жестов, мимики, манер, далеко не простое дело. В нем нужна система, настойчивость, последовательность и терпение, постоянство требований, завершение их желаемым результатом.

Эстетика внешнего вида есть проявление внутренней красоты, нравственной чистоты, которая прежде всего сказывается в отношениях к людям.

Итак, проблемы эстетики, воспитание прекрасного волновали философ, поэтов и писателей, педагогов во все времена. Многие из них много внимания уделяли сущности красивого и безобразного, высокого и низкого не только в человеческих отношениях, но и в окружающем нас мире. И все же главной категорией эстетики является категория прекрасного, от нее тянутся нити ко всем другим понятиям эстетики. Прекрасна надлежащая мера во всем. Следовательно, главная задача школы, педагогов заключается в воспитании понимания красивого в окружающей жизни, в природе, в человеческих отношениях каждым школьником.

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Есть возможности эстетического воспитания младших школьников на уроках и во внеклассной работе по обществознанию. Обществоведческие разделы в данном курсе начальной школы появились недавно, но играют важную роль в получении первого опыта социальной адаптации учащихся младших классов. И этот опыт будет постепенно накапливаться. Школа готовит подрастающие поколения к жизни в обществе. Каждый человек независимо от профессии, живущий в обществе, вступает в контакт и взаимодействие с другими людьми, учреждениями, организациями, государством. Успешность этого взаимодействия во многом определяется уровнем его духовной культуры, составной частью которой является эстетическая культура. Эстетическая культура, как это было отмечено выше, предполагает умение отличать прекрасное от пошлого не только в искусстве, но также в любом проявлении жизни: в труде, быту, поведении человека. Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное делает жизнь человека более осмысленной, яркой, богатой. Однако прекрасное не только доставляет наслаждение, радует, оно вдохновляет на высокие, добрые мысли и чувства, на большие дела и подвиги.

Взаимосвязь и взаимодействие человека с окружающим миром не могут быть полноценными если он не способен эстетически относиться к нему. Эта способность одухотворяет труд и общение человека, облагораживает всю его жизнь.

2.1 Эстетическое воспитание младших школьников в учебной деятельности

Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само собой: его надо развивать с детских лет. Это позволит в будущем сделать жизнь человека более осмысленной, яркой, богатой. Прекрасное не только доставляет наслаждение, радует, оно вдохновляет на высокие, добрые мысли и чувства, на большие дела и подвиги.

В чем же конкретно заключаются задачи эстетического воспитания младших школьников?

Во-первых, в том, чтобы средствами искусства оказывать благотворное влияние на мировоззрение, нравственные понятия и поведение детей.

Во-вторых, воспитывать способность замечать, понимать красоту в природе, общественной жизни, в искусстве.

В-третьих, развивать эстетический вкус, помогать вырабатывать верные эстетические суждения, оценки.

В-четвертых, развивать художественные способности детей, приобщая их к художественному творчеству.

В эстетическом воспитании необходимо, прежде всего, предусмотреть овладение младшими школьниками теоретическими знаниями. Важно, чтобы ученики не только получили конкретные сведения, но и составляли целостное представление об эстетике – науке, изучающей сущность и законы эстетического воспитания и преобразование действительности, общие законы искусства, которое является высшей формой эстетического освоения мира. И в этом отношении значительную роль имеют обществоведческие разделы интегрированного курса «Мы и окружающий мир».

Например, на уроках в 3 классе дети изучают тему «Искусство». Учитель формирует у учащихся представление о возникновении искусства. «Все виды искусств вышли из труда. Предполагают, что все началось с магического заклинания животных перед охотой».

Постепенно обряд усложнялся. Его сопровождали жестами, пением, ударами палочки обивали ритм. Так появились зачатки пения, музыки, танца, устных сказаний, театральных зрелищ. Затем начали рисовать на стенах пещер животных и лепить их глиняные фигурки. На них сохранились следы от ударов копьями

Это говорит о том, что с рисунками и фигурками разыгрывался магический обряд охоты.

Примерно так зарождалось искусство. Именно на этом этапе человек стал приобретать первые навыки в занятиях искусством, художественно –образным отражением мира. Первым предметом изображения, как свидетельствует археологические находки, были животные, на которых он охотился.

Фрагмент урока. Учитель: почему из всего многообразия мира древний художник выбрал животное, на которое он охотился.

Учащиеся: охота на животных давала возможность человеку существовать.

Педагог вместе с классом делает вывод: Человек изображает прежде всего то, что является общеинтересным.

Педагог: - Как же изображает древний художник животных?

-Каким увидел первобытный художник оленя?

- Что в нем подчеркнул?

Ответы учащихся: - первобытный художник подчеркнул в изображении оленя ловкость, быстроту, стремительность.

Учитель: Следовательно, древний человек уже не просто изображает то или иное животное, но и подчеркивает в нем то, что его привлекало, представлялось нужным, важным.

Учитель демонстрирует репродукции нескольких изображений.

Фиксируя внимание школьников, учитель подчеркивает ту мысль, что произведения первобытного искусства являлись не только источником знаний о трудовой деятельности древнего человека, но и его духовной жизни. «Дальше наступил неожиданный поворот: искусство стало влиять на человека, помогая ему в труде – в той же охоте! Это связано с самой сутью искусства, которое воспитывает острый взгляд, делает руку твердой и верной. Приемы и навыки, порожденные искусством, позволяют предать наиболее разумную форму всем орудиям труда. Поэтому каждый ремесленник всегда был в какой – то мере художником…

В древности наибольшее влияние на людей оказывало зодчество (архитектура). Оно начиналось с примитивных хижин. Но уже тогда были созданы выдающиеся оружия. Главное в искусстве – оно во все времена будило в человеке хорошие, добрые чувства. Об этом вы можете судить по себе: вам рассказывают сказки, вы смотрите фильмы или детские передачи, вас водят в цирк или в театр. Наконец, вы просто играете. И все это доставляет вам радость!»

Подводя итог урока, учитель выясняет как учащиеся усвоили понятие «искусство.»

- Что мы относим к искусству?

К искусству мы относим живопись, музыку, танец, литературу, театр, кино, архитектуру, скульптуру и многие другие формы художественного изображения жизни. Но искусством можно назвать также мастерство в любом деле: ткачестве, вышивке, строительстве и т. д. Это так называемое прикладное искусство, произведения которого украшают наш повседневный быт.

Умело привлекая материал искусства учитель знакомит школьников с такими положениями как возникновение искусства из производственной деятельности людей, как отражается в искусстве жизнь и быт людей.

На уроках в начальной школе дети знакомятся с искусством Древнего Египта, особенностями древнегреческого искусства, его героями.

Тема: «Преобразования в России при Петре I» позволяет сформировать у учащихся начальной школы представление о суровых методах Петра I, направленных на подъем российской культуры, знакомятся с русским военным искусством.

Тема: «Начало эпохи возрождения в Европе.»

Цель: -сформировать у учащихся представление о крупных переменах в Западной Европе с XIII – XIV веков.

- знакомство с картинами этих великих художников.

Учащиеся узнают о том, что в этот период времени быстро развивает техника, изобретен порох, появилось огнестрельное оружие. В XV веке Иоган Гутенберг изобрел печатный станок и напечатал первую в Европе книгу. Значение этого изобретения невозможно переоценить. С появлением книгопечатания ускорилось развитие науки и культуры. Европа возродила свою собственную богатейшую культуру – культуру Греции и Рима, забытую за тысячу лет Средневековья.

В земле Италии многие века хранились произведения древнего искусства – статуи, мозаики, вазы, кувшины. Порой их выворачивал из земли плуг пахаря. Люди поражались красоте древних творений, старались повторить их совершенные формы. Искусство развивалось быстро.

Учитель показывает две картины двух великих итальянских художников – Джотто и Леонардо да Винчи.

Задание: сравните две картины.

Сюжет один и тот же – Богоматерь (Мадонна) с младенцем Христом. Обобщение учителя:

На картине Леонардо, который жил на 150 лет похоже, это просто молодая итальянка которая играет со своим ребенком. Такое оживление религиозный темы человеческими чувствами называется гуманизмом (по латыни гомо – человек, гуманус - человечный).

Картина Джотто – это еще икона. Недаром великий князь Иван III пригласил итальянских архитекторов в Москву. Башни и стены Московского Кремля могут служить одним из лучших образцов архитектуры Возрождения.

Тема: Посвященная Великой Отечественной войне позволяют сформировать у младших школьников представление о красоте советского человека, принявшего на себя всю тяжесть борьбы с фашизмом и разгромившего его. Эстетическое и эмоциональное воздействие на учащихся на этих уроках усиливает привлечение произведений искусства военной поры. Это и документальные, учебные и художественные кинофильмы, стихи и песни военных лет. Так, о первых днях и месяцах войны дают хорошее представление известные стихи К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»

Идеи торжества победы несет мемориальный ансамбль с памятником советского воина – освободителя Е. Вучетича, Я. Белопольского и А. Горпенко.

Тема: «Грозный царь.»

Цель: - способствовать формированию у учащихся представления

о личности Ивана IV.

- знакомство с картиной Репина «Иван Грозный и его сын.»

На основе изучения текста учебника

У учащихся формируются представление о разумных преобразованиях в России в начале XVI века, реформах, которые укрепили государство. Затем учащиеся узнают об опричнине, опричниках, волне арестов, пыток, казней. С плахи летели княжеские и боярские головы. Но при этом пострадало много невинных людей, которые никакого отношения к боярской измене не имели и не могли иметь. Подозрительность, необузданность Ивана Грозного привели к гибели его собственной семьи. В припадке безумной ярости ударом царского посоха он случайно убил своего сына Ивана.

Учитель знакомит учащихся с картиной И. Е. Репина «Иван Грозный и его сын Иван.» Учащиеся учатся воспринимать произведения искусства. Рассматривают картину. Работают по этой картине, учитель задает дополнительные вопросы.

Таким образом, изучение на уроках курса «Мы и окружающий мир» обществоведческих тем имеет большие возможности эстетическое воспитание учащихся начальной школы.

Составной частью учебно – воспитательной работы школы является внеклассная работа. Внеклассная работа по обществознанию тесно связана с продолжением урока, раздвигает его рамки во времени и пространстве, несет выраженную воспитательную и социально педагогическую направленность.

Эстетическое воспитание младших школьников во внеклассной работе по обществознанию.

Совершенствование характера современного труда в условиях ускорения научного – технического прогресса, его интеллектуализация и одновременно гуманизация требуют от каждой работы мысли, напряженного труда, огромной собранности и организованности, повышения уровня эстетической культуры. Наше общество заинтересовано в том, чтобы каждый человек получил самое широкое и разностороннее образование и воспитание, приобщился к сокровищницам мировой культуры, полностью выразил свои творческие задатки и способности. В последние годы в российской системе начального образования происходят определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.

Формирование нравственно – эстетических ценностей, норм поведения, коммуникативных способностей ребенка, раскрытие разнообразия граней индивидуальности происходит не только во время внеурочной работы школы.

Что же стоит за понятием внеурочная работа? В педагогических словарях и энциклопедиях, специальных работах ученых 20 –х – 70 –х годов ХХ века чаще всего встречается термин «внеклассная работа.»

Внеклассная работа – это составная часть учебно – воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов, и прежде всего классных руководителей.

В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 году, вместо внеклассной работы вводится понятие «внеурочная работа», как составная часть учебно – воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Ее основными задачами являются:

- создание благоприятных условий для проявления творческих способностей;

- наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат;

- внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы.

Внеурочная работа помогает удовлетворить потребность детей и молодежи в неформальном общении.

Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для реализации потребностей школьников в содержательном досуге, участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу "Мы и окружающий мир"". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 803

Другие дипломные работы по специальности "Педагогика":

Метод языкового анализа на уроках русского языка

Смотреть работу >>

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Смотреть работу >>

Организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку

Смотреть работу >>

Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

Смотреть работу >>

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей

Смотреть работу >>