Дипломная работа на тему "Влияние полоролевых стереотипов на ценностные выборы подростков в аспекте здоровьесбережения"

ГлавнаяПедагогика → Влияние полоролевых стереотипов на ценностные выборы подростков в аспекте здоровьесбережения




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Влияние полоролевых стереотипов на ценностные выборы подростков в аспекте здоровьесбережения":


Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты физического развития детей в процессе занятий хореографией средствами народного танца

1.1. Особенности физического развития детей, занимающихся хореографией

1.2. Возрастные особенности младших школьников

1.3. Методы физического развития детей. Механизм влияния танцевальных упражнений на развитие детей

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию роли средств народного танца на физич еское развитие детей младшего школьного возраста в условиях хореографического класса

2.1. Принципы, формы построения, средства и содержание занятий по народному танцу

2.2. Организация и методы исследования. Анализ полученных результатов

Заключение

Литература

Приложение 1. Основные упражнения экзерсиса, влияющие на физич еское развитие детей и их коррекцию в курсе «Народно-сценический танец»

Приложение 2. Элементы русской народной пляски, используемые для коррекции физического развития

Введение

Искусство хореографии – явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку.

История становления хореографического искусства - это результат эволюции человеческой культуры, социальных особенностей каждого времени; это история народного танцевального искусства, практической деятельности педагогов-хореографов и исполнителей различных эпох и народов.

Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. На различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела и души человека - средству гармонизации воспитания личности.

Заказать дипломную - rosdiplomnaya.com

Уникальный банк готовых защищённых на хорошо и отлично дипломных проектов предлагает вам приобрести любые работы по желаемой вами теме. Мастерское написание дипломных работ по индивидуальным требованиям в Саратове и в других городах России.

Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физич еское развитие ребёнка.

Гармоничному физическому развитию младшего школьника посвящены работы по психологии (Р. С. Немова, Н. А. Фомина и др.), педагогике (Т. Барышникова, Н. Б. Тарсова и др.), физиологии, физической культуре М. М. Безруких, М. Ф. Иваницкой и др.), обобщённый опыт психологов, педагогов-практиков, на основе чего определилась проблема исследования; формирование двигательных качеств у ребёнка, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение посредствам новых, удовлетворяющих данным требованиям методик.

Задача, стоящая сегодня перед учителями, руководителями детских творческих коллективов заключается в поиске и использовании специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей (физического, психологического, интеллектуального) более продуктивно, применяя новые технологии. Актуальность представленной исследования заключается в разрешении сложившегося противоречия, в котором с одной стороны выступает необходимость развития двигательной моторики детей шести-семи лет и недостаточным количеством развивающих методик с другой.

В то же время, анализ литературы, программно-методического обеспечения предметов образовательной области «Искусство», научной литературы позволяет сделать вывод, что общеобразовательная школа, оставаясь центральным звеном в формировании и развитии эстетической культуры школьников и подростков, не полностью реализует дидактические возможности предметов образовательной области «Искусство» и практически не использует возможности хореографии.

Несомненно, в процессе занятий хореографией происходит гармоничное физич еское развитие детей. Естественно, это связано с тем, что существует определенные требования к набору в детские коллективы, и они, в отличие от своих сверстников, получают достаточную двигательную нагрузку. В результате длительных занятий хореографией интенсивно развиваются многие физические качества: увеличивается подвижность в суставах, гибкость, сила мышц, выносливость. Однако для успешного освоения сложных прыжков, равновесий, поворотов в танце необходимы дополнительные физические упражнения для целенаправленного развития нужных качеств юного танцовщика. Часто возникает необходимость и в коррекции различных нарушений физического развития и осанки, являющихся следствием специфичной тренировки и чрезмерной нагрузки на определенные системы организма [17, с. 29].

Таким образом, одной из важнейших задач современной хореографии является не только развитие высокого уровня исполнительского мастерства, но и своевременное определение функционального состояния организма, его здоровья и изменений опорно-двигательного аппарата занимающихся танцем детей и подростков, внесение коррекции в тренировочный процесс и проведение восстановительных мероприятий. В связи с этим, особо актуальным в работе педагога - балетмейстера является овладение им основ многих естественнонаучных дисциплин, таких как возрастная анатомия и физиология, медицина, гигиена детей и подростков [27,с.45]. Таким образом, навыки использования элементов развивающей и коррекционной гимнастики, направленной на подготовку учащихся хореографических классов к профессиональной деятельности танцовщика являются важным профессиональным составляющим педагога-балетмейстера.

Исходя из актуальности обозначенной выше проблемы, мною выбрана настоящая тема квалификационного исследования Физич еское развитие детей средствами народного танца»

Объект исследования: физич еское развитие детей.

Предмет исследования: Физич еское развитие детей средствами народного танца.

Цель выпускной квалификационной работы: охарактеризовать роль, функции, содержание и средства народного танца в процессе физического развития детей, занимающихся хореографией на подготовительном периоде обучения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования и определить ключевые понятия и структурировать их.

2. Раскрыть особенности физического развития младших школьников, занимающихся хореографией.

3. Охарактеризовать некоторые элементы из народного танца, используемые для развития физических качеств у юных танцовщиков.

4. Опытно-экспериментальным путем показать эффективность движений и элементов народного танца, используемых для физического развития младших школьников.

Методы исследования:

– анализ научной и научно-методической литературы;

– эксперимент;

– методы математической обработки.

База исследования: г. Нижний Новгород МДОУ № 177, Ленинского района, ансамбль «Родничок».

Структура выпускной квалификационной работы содержит введение, две глав, заключение, список использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты физического развития детей в процессе занятий хореографией средствами народного танца 1.1. Особенности физического развития детей, занимающихся хореографией

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.

Это касается в первую очередь нервной системы, её опорно-двигательного аппарата. Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, деятельность педагогов редко включает развивающие методы работы с детьми. Практически не разработаны подходы обучения с позицией развивающей предметно-двигательной среды ребёнка [33,с.24].

Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений. Основой основ изучения хореографического искусства является народный танец с его веками выверенной методикой и культурой народа. Народный танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право - и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.

Для того, чтобы разобраться в механизме воздействия на организм ребенка в процессе занятий хореографией средствами народного танца необходимо уточнить следующие понятии как «физич еское развитие» детей, «двигательная активность» и другие

Под физическим развитием понимаются качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т. е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнения их взаимоотношений и процессов регуляции [15, с. 17].

Нормальное физическое и психич еское развитие – основные показатели здоровья детей. В наши дни каждый взрослый и ребёнок знают, что физическая культура и спорт полезны для здоровья. И действительно, невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно всё чаще и чаще встретить среди воспитанников детских садов, не говоря о школьниках. Это происходит потому, что современное образование предъявляет очень высокие требования к подрастающему поколению. Всё больше открывается частных школ, детских садов, лицеев, гимназий, где детям даётся большая умственная нагрузка, задаётся много домашних заданий, тем самым снижается двигательная активность детей. Они больше времени проводят за столом, выполняя домашнюю работу, и меньше времени отводят на подвижные игры, занятия спортом. А значит, ребёнок чаще болеет, у него слабо развиты мышцы, все органы и системы функционируют хуже. Всё это является причиной снижения показателей физического развития. Таким образом, для большинства детей характерна гиподинамия [2, с. 87].

По данным, в настоящее время только 20 % населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей уже у детей на ранних этапах развития [2, с. 87].

Закономерные возрастные изменения затрагивают все уровни организации организма: биохимический, морфологический, функциональный, психический и т. д. В процессе индивидуального развития организм человека изменяется как единое целое. Его структура и функциональные особенности обусловлены взаимодействием всех органов и систем. Именно поэтому интегральными показателями онтогенеза могут служить рост и изменение формы, пропорций тела, специфическая морфо-функциональная дифференцировка физиологических систем и психических процессов [14, с. 42].

Для того, чтобы правильно воспитывать детей, необходимо иметь представления о возрастных особенностях их развития. Младший школьный период - от 6 до 10 - наиболее ответственный период в развитии организма и становления личности. В современной системе народного образования сложилась такая ситуация, когда первоклассники в школе отличаются не только по паспортному возрасту (кроме семилетних учащихся, есть первоклассники-шестилетки) но, что гораздо важнее, темпами индивидуального развития.

В онтогенезе человека отмечаются периоды выраженных скачкообразных анатомо-физиологических преобразований, которые обоснованно называют критическим. В указанные возрастные этапы (1-2 года, 6-8 лет, 11-15 лет) наблюдается напряженное функционирование органов, систем и организма в целом, что заметно во внешнем проявлении и поведении. Скачок в развитии регистрируется по анатомическим и физиологическим показателям. В эти периоды возрастает риск на функциональном, физиологическом и физическом уровнях [14,с.65].

Для повседневной оценки физического развития детей в процессе педагогической деятельности достаточно учитывать основные антропометрические показатели: длину и массу тела, которые на разных этапах онтогенеза меняются с разной интенсивностью. В 5-7 лет наблюдается наиболее интенсивное нарастание длины и массы тела (период второго вытягивания), годовой прирост в это время может составлять 7-10 см. Затем в 9-10 лет наблюдается вновь замедление роста - второй период округления [16, с.49].

Заметным показателем физического развития является изменение пропорций тела. Ребенок рождается относительно большеголовым, длиннотуловищным и коротконогим. По мере роста и развития пропорции тела изменяются: окружность головы, верхний отрезок и туловище становятся относительно короче. Это объясняется особенностями скорости роста отдельных сегментов тела. В период первого детства, между 7-10 годами, происходит изменение формы тела, которое может быть охарактеризовано как кажущееся или относительное вытягивание: существенно увеличивается длина рук и ног, соотношение головы к туловищу становится ближе к таковому у взрослых. Подкожный жировой слой становится менее выраженным [16,с.74].

Несмотря на неодинаковую скорость созревания различных функций, развитие организма происходит гармонично. Каждый возраст при этом является обязательным условием последующих возрастных изменений и создает необходимые возможности адаптации к действительности. С этих позиций совершенно неправомерно рассматривать отдельные периоды детства как неполноценные, несовершенные. Следует понимать, что без изменений жизненных функций на этом этапе онтогенеза характеристики взрослого организма не могут быть достигнутыми [3,с.65].

Таким образом, важной особенностью физического развития является не только определение всех его возрастных изменений, но и учета диалектического взаимодействия наследственных, социальных и социально-экологических факторов.

Танцевальная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает существенное влияние на темп и качество физического развития. Известно, что танец благодаря постоянным физическим упражнениям, развивает мышцы, придает гибкость и эластичность корпусу, т. е. является мощным фактором, влияющим на становление детского организма [17,с.18].

Гигиеническое нормирование физических нагрузок, определение оптимальных их величин для лиц разного пола и возраста основаны на результатах комплексного изучения реакции организма ребенка на дозированную физическую нагрузку. Основополагающий принцип гигиенического нормирования физических нагрузок школьников при занятиях физическими упражнениями (в частности, тренировкой) — соответствие мощности и объема выполняемых физических нагрузок возрастно-половым функциональным возможностям растущего организма [.

Физическая нагрузка на организм ребенка во время тренировки юных танцовщиков по своей плотности и интенсивности практически равняется нагрузке юных спортсменов. Всем известно о влиянии двигательной активности на здоровье школьников. Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения, или гипокинезия, вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма. Но для танцовщиков характерна гиперкинезия – чрезмерная двигательная активность. Характерная и основная причина этому – ранняя специализация детей в танце и высокая плотность физической нагрузки на тренировке [15,с.53].

Для гиперкинезии (также как и для гипокинезии) характерен специфический комплекс функциональных нарушений и изменений состояния здоровья ребенка, особенно на фоне переутомления. сталкиваться с таким распространённым явлением среди детей.

Во время приёма учащихся в балетную школу часто приходится как нарушение осанки. В таком случае сами занятия хореографией являются важным коррегирующим фактором телосложения. В то же время специфическая нагрузка во время тренировок также может привести к нарушениям осанки.

В результате напряженных нагрузок в организме происходит ряд закономерных изменений: уменьшение его энергетических, ферментных и пластических ресурсов, изменение химизма крови, накопление продуктов распада и т. д. Все это ведет к изменению общего состояния занимающихся, появлению чувства усталости, падению работоспособности. Например, тазобедренный сустав юного танцовщика имеет гораздо более высокую амплитуду движений, чем у других людей и значительную выворотность ног. Выворотность — основное условие исполнения танца, вырабатывается упорным трудом с юных лет. Большая выворотность ног достигается благодаря наличию врожденной неглубокой вертлужной впадины, хорошей супинации бедра и голени в коленном суставе, расслаблению пронаторов бедра. Сильный наклон таза ведет к появлению поясничного лордоза, в результате возникает быстрое утомление мышц и патологические изменения. Наклон таза кзади делает спину плоской [12,с.23-37].

Большая подвижность позвоночного столба способствует созданию апломба – устойчивости в большом разнообразии поз и движений танца. У большинства юных танцовщиков наблюдается сглаживание грудного кифоза и поясничного лордоза. Спина ровная, с красивыми прямыми линиями. Однако, такая осанка может привести и к нежелательным последствиям.

Стопа – наиболее вариабельный отдел скелета, здесь могут встречаться и сверхкомплектные кости. От постоянных чрезмерных нагрузок могут возникнуть перестроечные процессы костей, которые ошибочно принимают за травматические переломы. Это патологические переломы на почве перестроечных процессов – результат нарушения функционального состояния стопы и усиленного бессистемного напряжения во время исполнения хореографических элементов. Нередко отмечается «рабочая гипертрофия» компактного вещества 2 и 3 плюсневых костей как результат реакции костей на не физиологичную, профессиональную нагрузку. Основная нагрузка при исполнении танцев ложится на 1, 2 и 3 плюсневые кости, компактное вещество при этом достигает 14-15 мм, уменьшается костномозговая полость. 2 и 3 плюсневые кости приобретают веретеновидную форму. Это явление обратимо при снижении нагрузки. Уже в юном возрасте у хореографов отмечается распластанность переднего отдела стопы – поперечное плоскостопие: расхождение крайних плюсневых костей и расширение переднего отдела стопы – наружная деформация большого пальца. Поперечное плоскостопие отмечается у 82,1 % исполнителей классического танца [17,с.45].

Таким образом, двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения школьников, занимающихся танцем, она определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и организацией физического воспитания, тренировки, а также и индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения и функциональными особенностями и возможностями школьников.

Уровень суточной двигательной активности, способствующей нормальному росту, физическому развитию и сохранению и укреплению здоровья, считается нормой и применяется в качестве основного критерия для оптимизации организации танцевальной деятельности школьников разных возрастно-половых групп.

Особое внимание необходимо уделять к соблюдению гигиеническим факторам организации занятий танцем. К важнейшим гигиеническим факторам, формирующим привычную двигательную активность школьников, занимающихся танцем, относятся:

– благоприятные гигиенические факторы (рациональный суточный режим; правильное чередование труда и отдыха, физической и умственной работы; разнообразие используемых средств и форм физического воспитания; нормальные гигиенические условия окружающей среды; наличие достаточных гигиенических навыков; правильный образ жизни семьи, ранняя диагностика и своевременная коррекция различных нарушений физического развития и здоровья);

– неблагоприятные гигиенические факторы (учебная перегрузка в школе, в студии и дома; нарушение режима дня; отсутствие условий для правильной организации физического воспитания; наличие вредных привычек; неблагоприятный психологический климат в семье и классе, отсутствие должного медицинского контроля за состоянием здоровья занимающихся танцем детей) [8,с. 152].

Сочетание неблагоприятных социальных, биологических и гигиенических факторов, формирующих привычную двигательную активность школьников, приводит к формированию у них очень низкого ее уровня и, как следствие, к увеличению риска различных нарушений морфологического и функционального развития, возникновению различных хронических заболеваний.

«Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечнососудистой систем», – писал академик В. В. Парин в 1969 году [15,с.67]. Оздоровительный и профилактический и коррекционный эффект физических упражнений неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Современные учения показали, что существует тесная взаимосвязь между деятельностью двигательного аппарата, скелетных мышц и физическим развитием ребенка. Оценка функциональных резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния показывает: люди со средним уровнем физического развития (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже 75%. Напротив, хорошо тренированные люди с высоким физического развития по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или превышает их [30,с. 59].

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость. Приведем их определения из спортивной литературы.

Для тестирования физических качеств детей используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

Быстрота — это способность выполнять двигательные действия и минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

В качестве тестового упражнения предлагается бег на 30 м. Длина беговой дорожки должна быть на 5-7 м больше, чем длина дистанции. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней на расстоянии 5-7 м ставится хорошо видимой с линии старта чертой ориентир (флажок на подставке, куб), чтобы избежать замедления ребенком движения на финише. По команде «на старт, внимание» поднимается флажок, и по команде «марш» ребенок с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. После отдыха нужно предложить ребенку еще 2 попытки. В протокол заносится результат лучший из трех попыток [30,с.71].

Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и. концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата [30,с.67].

Сила рук измеряется специальным ручным динамометром, сила ног – становым динамометром. Силу плечевого пояса можно измерить по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч массой 1 кг, а сила нижних конечностей определяется по прыжкам в длину с места. Следует отметить, что и прыжок, и бросок набивного мяча требуют не только значительных мышечных усилий, но и быстроты движений. Поэтому данные упражнения называются скоростно-силовыми.

Метание набивного мяча массой 1 кг. Оно проводится способом из-за головы двумя руками. Ребенок совершает 2-3 броска; фиксируется лучший результат.

Прыжок в длину места. Для проведения прыжков нужно создать необходимые условия, т. е. положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определенном расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить 3 флажка и предложить ребенку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется 3 раза, фиксируется лучшая из попыток.

Более сложными по отношению к предыдущим заданиям являются прыжки в высоту и длину с разбега. Эти движения требуют комплексного проявления быстроты, силы и ловкости. Прыжок в высоту и длину с разбега (после 5 лет). После предварительной разминки ребенку предлагаются 2-3 попытки для преодоления высоты (начальная высота 30 см). После того как данная высота преодолена, планку следует поднять на 5 см. При неудаче на новой высоте ребенку засчитывается результат предыдущей попытки. Прыжок и длину с разбега также предполагает выполнение с трех попыток с фиксацией лучшего результата.

Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия и соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений в окружающей обстановке [30,с.77].

Ловкость можно оценить по результатам бега на дистанцию 10 м: она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5+5 м) и по прямой. Ребенку следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше выполнять в условиях соревнования.

С интересом выполняют дети 6-10 лет и другое, более сложное задание, которое называется «Полоса препятствий». В это задание входят: бег по гимнастической скамейке (длина 5 м); прокатывание мяча между предметами (6 штук), разложенными на расстоянии 50 см друг от друга (кегли, набивные мячи, кубы и т. п.); подлезание под дугу (высота 40 см). Каждому ребенку дается по три попытки, засчитывается лучший результат.

Выносливость — это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Выносливость можно оценить по результату непрерывного бега в равномерном темпе: па дистанцию 300 м — для детей 6 лет; 1000 м — для детей 7 лет и старше. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки [30,с.89].

Гибкость – морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Гибкость оценивается при помощи упражнения — наклона вперед, стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20-25 см. Для измерения глубины наклон линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком минус. При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны [30,с.91].

Полученные при тестировании данные нужно сравнить со стандартами оценки физического развития.

Вопрос о периодизации развития неразрывно связан с выбором информативных критериев, которые должны быть положены в ее основу. Это возвращает нас к представлению о возрастной норме. Можно полностью согласиться с высказыванием П. Н. Василевского о том, что «оптимальные режимы деятельности функциональных систем организма являютсяне среднестатистическими величинами а непрерывными динамическими процессами, протекающими во времени в сложной сети коадаптированных регуляторных механизмов» [2,с.152]. Есть все основания считать, что наиболее информативными критериями возрастных преобразований могут служить те показатели, которые характеризуют состояние физиологических систем в условиях деятельности, максимально приближающейся к той, с которой объект исследования — ребенок — сталкивается в своей повседневной жизни, т. е. показатели, отражающие реальную приспособляемость к условиям окружающей среды и адекватность реагирования на внешние воздействия.

Основываясь на концепции системной организации адаптивных реакций, можно полагать, что в качестве таких показателей должны быть прежде всего рассмотрены те, которые отражают не столько зрелость отдельных структур, сколько возможность и специфику их взаимодействия. Это относится как к параметрам, характеризующим возрастные особенности каждой физиологической системы в отдельности, так и к показателям целостного функционирования организма. Все вышеизложенное требует комплексного подхода к анализу возрастных преобразований на внутрисистемном и межсистемном уровнях.

Не менее важным при разработке проблем возрастной периодизации является вопрос о границах функционально различных этапов. Иными словами, физиологически обоснованная периодизация должна опираться на выделении этапов «актуального» физиологического возраста.

Выделение функционально различных этапов развития возможно только при наличии данных об особенностях адаптивного функционирования различных физиологических систем в пределах каждого года жизни ребенка. Многолетние исследования, проведенные в Институте возрастной физиологии РАО, с учетом высказанных позиций позволили выявить качественные перестройки в деятельности физиологических систем внутри периодов, рассматриваемых по существующим периодизациям, как социальным, так и биологическим, качественные перестройки в деятельности физиологических систем. Несмотря на гетерохронию развития органов и систем, внутри периодов, рассматриваемых как единые, выявлены узловые моменты, характеризующиеся существенными морфофункциональными преобразованиями, приводящими к качественным адаптивным перестройкам организма. В дошкольном возрасте это возраст от 3—4 к 5—6 годам, в младшем школьном — от 7—8 к 9—10 годам. В подростковом возрасте качественные изменения деятельности физиологических систем приурочены не к определенному паспортному возрасту, а к степени биологической зрелости (определенным стадиям полового созревания — 2—3 стадиям) [2,с.51].

Из этих данных видно, что в младшем школьном возрасте имеются большие возможности для коррекции развития детей, оптимизации двигательного режима, приобщения к здоровому образу жизни.

Исходя из природной любознательности этого возраста, наличию хороших учебных качеств как интерес, мотивация, активное развитие самосознания, можно сделать вывод о том, что в этом возрасте взрослые должны в полной мере способствовать всемерному гармоничному физическому развитию, в частности использования занятий хореографией, особенно средствами народного танца, ведь в народном танце заложено «генетическое» начало нормального физического развития, выверенное «методикой и культурой народа» [33].

1.2. Возрастные особенности младших школьников

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится "общественным" субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка, перестраивается и во многом определяется тем, справляется с новыми требованиями [15,185].

В энциклопедическом словаре дано определение гармонии как соразмерности частей, слияния различных компонентов объекта в единое органичное целое. Под гармонизацией мы понимаем такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимодействие, взаимообогащение, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективности развития другого. Следовательно, школа должна создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением [2,с. 215].

Усвоение правил и норм общения. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т. е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми.

В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к III—IV классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешними изменениями характера общения происходит его внутренняя содержательная перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнера по общению определялся для ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к III—IV классам появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению [8, с. 215].

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам — такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребенка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.

Таким образом, младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научиться дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензетивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат [13, с.58].

1.3. Методы физического развития детей. Механизм влияния танцевальных упражнений на развитие детей

Любой двигательный акт, независимо от того, выполняется ли он под контролем сознания, по приходу высших отделов коры больший полушарий мозга или осуществляются по механизму безусловного рефлекса, так или иначе, сопровождается развертыванием физиологических механизмов и биологических процессов обеспечения энергетики движения.

Физическая активность человека, в конечном счете, направлена на изменение состояния его организма, на приобретение нового уровня физических качеств и способностей. Благодаря реализации в процессе тренировки физиологического механизма адаптации происходит накопление человеком все новых физических кондиций, мобилизация и развертывание новых ресурсов организма [28,с.44-45].

По мнению Г. Селье, определенный объем двигательной деятельности как реакции на стресс, создает энергию адаптации, без достаточного уровня которой человек не может реализовать в жизни заложенную в него генетическую программу, не может дожить до старости и не может быть здоровым [14,с.82].

Непосредственно, во время мышечной деятельности в скелетной мускулатуре и в тканях, обеспечивающих двигательную активность систем (в т. ч. и нервной), возникают структурные изменения (в частности распад белка). После нагрузки, поступившей с пищей, пластический материал не только восполняет разрушенную структуру, но и через измененный тканевый обмен создает предпосылки для дальнейшего развития. Здесь двигательной активности выступает как регулятор, увязывающей генетической программу с условиями существования в каждый данный момент жизни [15, с.28].

Существуют обстоятельства, которые следует учитывать при организации используемые в оздоровлении нагрузок - мышечных, температурных, иммунных и др.

Повышение функциональных возможностей системы возможно только при условии постепенного повышения нагрузок. Между используемых нагрузками должен быть определенный оптимальный интервал: при его укорочении повторная нагрузка будет приходиться на неполное восстановление – при сохранении такого режима это чревато перенапряжением и переутомлением; если интервал превышает оптимальное время, то повторная нагрузка будет приходиться не на фазу суперкомпенсации с повышенной работоспособностью организма, а на период возвращения его к исходному состоянию, что исключает повышение функциональных возможностей организма.

На определенном этапе восстановления энергетики и работоспособности, их величина оказывается выше исходного значения, что и определяется как суперкомпенсация. И. А. Аршавский определяет это явление следующим образом: «Двигаясь, организм и восполняет израсходованное, стараясь не просто «добрать» недостающее, а вернуться к исходному состоянию, и обязательно накопить больше, чем истратил. Это процесс индукции избыточного анаболизма, то, что в экономике – «расширенное воспроизводство» [25,с.28].

В организации и целенаправленном формировании оптимального потока энергии организма важное значение имеет подбор всего спектра нагрузок, обеспечивающих поддержание адекватного уровня функциональных возможностей организма. Открытие Л. Х. Гаркави имеет универсальное значение для любых видов нагрузок, суть которого заключается в том, что в зависимости от величины длительности и периодичности нагрузок (биологических, двигательных, психических и др.) ответ организма может быть подразделен на три вида:

1) реакция тренировки на слабые раздражители проявляется в некотором повышении активности функциональных систем с относительно быстрым возвращением к исходному состоянию после окончания действия раздражителя.

2) реакция активности в ответ на действие средних по отношению раздражителей выражается в постепенном повышении возможностей функциональных систем.

3) реакция стресса возникает в ответ на сильные раздражители и протекает по классической схеме дистресса по Г. Селье [25,с.184-185].

Таким образом, в организации нагрузок для формирования здоровья следует исходить из подбора средних по значениям нагрузок, дающих реакцию активации. А формирование пакета нагрузок и их характеристик должно соответствовать как минимум двум условиям:

1. Отражать общее, суммарное влияние всех факторов нагрузки, воздействующих в данный период времени на организм (движение, психическое, биологическое, термическое, социальное и др.) и особенности вызываемого ими последствия;

2. Учитывать текущее состояние организма человека и соответствовать ему. При этом по мере роста функциональных возможностей организма, внешние нагрузки должны последовательно возрастать [30,с.86].

Способы и средства восстановления юного танцовщика после тренировочных нагрузок обусловлены главным образом плотностью, периодом и задачей тренировки, характером и продолжительностью, возрастом и уровнем подготовленности тренирующегося. Режим коррекционной деятельности целиком обусловлен состоянием здоровья занимающихся, характером и тяжестью нарушений здоровья, степенью потери тренированности.

В данной работе нами будет рассмотрена роль народного танца в формировании физических качеств юных танцовщиков, а также методы и средства, доступные в системе дополнительного образования.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию роли средств народного танца на физич еское развитие детей младшего школьного возраста в условиях хореографического класса 2.1. Принципы, формы построения, средства и содержание занятий по народному танцу

Одним из основных принципов хореографического образования является постепенность, систематичность и последовательность наращивания развивающе-тренирующих воздействий. Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у учащихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок.

Важно выбрать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособительные перестройки в организме. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных требованиях к превышению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятельности организма [30,с.177].

Следующим принципом является системность чередования нагрузок и отдыха. Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе обучения танцу является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха между нагрузками произойдет реадаптация – возврат к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успеет восстановиться. Систематическое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ресурсов. Вначале это будет происходить в физиологических пределах, а затем может привести к перетренированности и более глубоким патологическим явлениям. Оптимальным будет такой промежуток времени между нагрузками, который потребуется для появления фазы сверхвосстановления (суперкомпенсации). При воспитании физических качеств не во всех случаях целесообразно пользоваться только оптимальными интервалами отдыха. В зависимости от ряда обстоятельств в определенные моменты бывают полезными и ординарные и укороченные «жесткие» интервалы [13,с.55].

Таким образом, специфическим для реализации принципа системного чередования нагрузки и отдыха в процессе обучения танцу является построение четкой системы и последовательности воздействий с учетом «следовых» явлений. Этим определяются такие методические пути реализации принципа как:

– рациональная повторность заданий;

– рациональное чередование нагрузок и отдыха;

– повторность и вариативность заданий и нагрузок.

Из принципа адаптированного сбалансирования динамики нагрузок вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов обучения танцу.

1. Суммарная нагрузка, используемая в процессе обучения, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье. Данное положение предусматривает систематический контроль за кумулятивным эффектом нагрузок.

2. По мере адаптации к применяемой нагрузке, т. е. перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки.

3. Использование суммарных нагрузок в процессе обучения танцу предполагает на отдельных этапах в системе занятий или временное снижение ее, или стабилизацию, или временное увеличение.

Успешное и длительное совершенствование физических качеств указанным путем невозможно без обеспечения известной меры прочности их основы и поэтапного закрепления достигнутых сдвигов. Здесь мы сталкиваемся с диалектическим единством таких противоречивых тенденций, как изменчивость в целях совершенствования, сохранность и стабильность достигнутого для обеспечения надежности двигательного навыка в его использовании. В умении правильно разрешить это противоречие и заключается мастерство преподавателя танца [8,с. 211].

Основной формой организации физического развития учащихся хореографических классов является урок народного танца. Занятия с учащимися могут проводиться в группе, либо в индивидуальном порядке.

Организация занятий

Продолжительность занятий зависит от года обучения, возраста учащихся и учебных задач. Например, на 1 год обучения, в группе начальной подготовки, рекомендуется использовать 4-6 часов в неделю.

Урок состоит из 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть продолжительностью 8-10 минут используется для функционального вырабатывания организма, разогрева, растягивания мышц, увеличения их эластичности, психологического настроя на предстоящую деятельность. Тут используются разнообразные, простые в координационном отношении упражнения.

Комплекс упражнений для первой части урока определяется его задачами и содержанием.

Основная часть урока продолжается от 20 до 30 минут, может решать несколько взаимосвязанных задач совершенствование техники, развитие физических качеств, решение воспитательных задач и т. д. эта часть урока базируется на следующих положениях:

1.  Техническая подготовка осуществляется в первой трети основной части урока, когда организм ученика находится в состоянии оптимальной готовности к восприятию новых и оценке знакомых ему пластических элементов.

2.  При решении программных задач рекомендуется использовать волевые качества, ставка делается на технику исполнения, скорость выполнения движений, силу и ловкость.

3.  В начале основной части урока целесообразно применять метод расчленённого сложного упражнения на относительно самостоятельные элементы (метод расчленённого упражнения применяется для изучения, совершенствования, закрепления и исправления отдельных элементов).

4.  Наибольшая нагрузка в уроке приходится на 2 блок основной части, с постепенным снижением к финалу.

Заключительная часть урока продолжительностью 3-5 минут, предназначена для постепенной нормализации двигательной активности учащихся и восстановления дыхания [27,с.37-41].

Одежда для занятий не должна стеснять движений, должна хорошо пропускать воздух, поэтому лучше, чтобы она была из натуральных тканей. Обычно это облегающее тело трико, купальник – для девочек и плавки и майка для мальчиков. На ногах носки или мягкие туфли. Для занятий на полу используют детское одеяло или коврик.

Педагогический процесс должен преследовать две важнейшие цели: во-первых, учащиеся должны освоить как можно больший программный материал и, во-вторых, освоить его хорошо.

К средствам народной хореографии относятся –национальные элементы, вращения, трюковые элементы. Экзерсис у станка предназначен для подготовки опорно-двигательного аппарата для исполнения сложных элементов на середине зала. Упражнения для первого урока должны быть простыми, но включать в себя определённую трудность для исполнителя. Доступная выполнимость упражнения - залог успеха первых уроков. Если же учащиеся быстро и правильно выполняют учебное задание, то в следующих уроках можно предложить более сложное по технике исполнения (изменение темпа, амплитуды движений), благодаря этому педагог может держать учащихся в состоянии мобилизационной активности. Если такое состояние будет сохраняться в течение каждого урока, то у учащихся формируется психологическая ориентация на продуктивную работу [24,с.64].

Лёгкие упражнения расхолаживают интерес учащихся к занятиям, что в результате скажется на качестве последующей подготовки. Излишне сложные упражнения способны подорвать веру исполнителя в свои возможности. В этом случае степень активности учащихся на уроках также будет снижаться.

В работе с детьми разных возрастных групп, равно как и при подборе упражнений, эти особенности необходимо учитывать.

Так для детей 6-8 лет достаточно эффективны простые общеразвивающие упражнения. Необходимо максимально разнообразить упражнения, использовать различные исходные положения, скорость и амплитуду движения, и т. д. основная задача в занятиях с детьми этого возраста – сформировать возможно большее количество простейших двигательных навыков.

Для детей 9-10 лет применяют те же упражнения, но в усложнённом варианте, с добавлением национальных элементов. Для детей и подростков от 11 до 14 лет нужно предполагать упражнения на координацию с постепенно возрастающей сложностью, используя трюковые и акробатические элементы [4,с.94].

Активная гибкость – проявление собственных мышечных усилий. Пассивная гибкость – при участии партнёра, использовании тяжести и т. д. Наиболее оптимальные условия для развития гибкости приходятся на подростковый возраст (10-16 лет). У девочек и девушек подвижность в суставах больше, чем у мальчиков и юношей. Разрыв в развитии гибкости мальчиков от девочек по ряду показателей может составлять примерно 20-30%.

Гибкость проявляется в эластичности мышц, сухожилий, связок и суставных сумок; или мышц, с помощью которых выполняются упражнения; формы суставов, степени соответствия и размеры соединяющихся суставных концов костей и т. д. Растягивание, разогрев мышц повышает их эластичность. При утомлении мышц их сила и эластичность снижается. Гибкость следует развивать, обеспечивая выполнение необходимых движений, но лишь до разумных пределов.

Наиболее эффективным способом развития гибкости является выполнение упражнений сериями (по несколько повторений в каждой). Для плечевых и тазобедренных суставов можно использовать подходы от 10 до 20 повторений (в 7-8 лет) и от 20 до 40 (в 13-17 лет). Пассивные и статистические упражнения увеличивают массу мышц и укрепляют связочный аппарат [1,с.64].

Общая физическая подготовка учащихся хореографических классов способствует овладению разнообразными двигательными умениями и навыками.

Процесс восприятия учащимися хореографических классов программного материала, связанного с формированием двигательных навыков, условно можно разделить на три этапа:

-  стадия начального уяснения;

-  стадия детализация – освоения;

-  стадия закрепления и совершенствования двигательного действия – усвоения.

Разучивание упражнений обеспечивается комплексом методом и приёмов техники исполнения упражнений, ощущения движений, фиксации положений и др.

Для достижения результативности исполнения движений, от учащихся требуется большее число повторений. Исправление ошибок и неточностей должно быть последовательным. Необходимо следить за тем, чтобы приобретаемые навыки не превращались в динамические стереотипы. Это важно ещё и потому, что с возрастом, в соответствии и с изменениями размеров тела, изменяется и техника движений. Сгибание и разгибание конечностей, амплитуда движений, частота повторений, должны воздействовать на те или иные группы мышц. По мере освоения комплекса, отдельные упражнения могут выполняться с нарастающей интенсивностью и с большим количеством повторений. Каждое упражнение следует выполнять под музыку [18,с.66].

В последние годы актуальным средством коррекции является музыкотерапия.

Огромная сила воздействия музыки на человека всегда поражала величайших мыслителей мира, поэтов, художников, писателей и композиторов. Влияние музыки испытывается и оценивается в той или иной мере каждым из нас в виде стимулирующего, раздражающего или успокаивающего воздействия. Легкость, с которой она вторгается в душевный мир человека, перестраивает мысли и чувства, формирует нравственный облик, – все это уже с глубокой древности побудило включить музыку в качестве обязательного предмета в систему обучения и воспитания подрастающего поколения [29,с.64].

Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребёнка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Это сочетание духовного и физического очень необходимо человеку. Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях. В музыкальных играх дети учатся действовать самостоятельно, ищут выразительные движения, не подражая друг другу. Т. о. на музыкальных занятиях дети приобретают музыкально-ритмические навыки.

Педагог-хореогаф должен приучить детей перед выполнением движения под музыку правильно занять исходное положение, соблюдать координацию движений рук и ног, следить за правильной осанкой. Главным правилом выступает – свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения [3,с.142].

В процессе слушания музыки дети узнают, какие чувства передаёт музыка, о чём и как она рассказывает. Большое значение в музыкальном воспитании уделяется упражнениям. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребёнку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляет навыки общения с различными предметами.

С первых уроков нужно стремиться к созданию психологически благоприятной обстановки. Музыка способна создать настроение, активизировать движение, содействовать развитию двигательных навыков..

В работе приводятся элементы русской народной хореографии ,способствующие развитию опорно-двигательного аппарата.[приложение 2],а также приводится комплекс развивающих движений по Борисову-Дрондину[5,с.69-73] 1. И. П.: сидя на полу; ноги раскрыты шире второй позиции. Корпус слегка откинут назад, опора на вытянутые в локтях руки,

– левую руку поднять вверх и тянуться за ней, поднимая вперёд бёдра над полом.

Методические рекомендации: во время исполнений упражнения следите за вытянутыми коленями, подтянутым животом, прогибаясь только в грудном отделе позвоночника.

2. И. П.: встать на четвереньки (на колени и на руки):

– добавить движения вверх то правую, то левую ногу; попеременно поднимать назад и рук вперёд ассиметрично работающей ноге.

Методические рекомендации: во время исполнения движения следите за выворотным бедром отводимой назад и ноги. Живот вверх работающей подтянут.

3. И. П.: Лечь на спину, руки вытянуты вдоль корпуса, ноги на расстоянии второй позиции:

– опираясь на плечи и стопы, спину и ягодицы поднять над полом, сильно подтягивая. Зафиксировав положение. Принять исходную позицию.

Методические рекомендации: во время исполнения движения колени предельно вытянуты, бёдрами тянуться вверх.

4. И. П.: сесть лицом к стене, ноги согнуты в коленях, пальцами ног упереться в стену. Руки на затылке, локти разведены в стороны.

– партнёр находится сзади, подставляет колено под лопатками и, взяв сидящего за локти, прогибает его спину назад; то же исполнить с руками вверх.

Методические рекомендации: во время исполнения движения хорошо подтянуть мышцы живота.

5. И. П.: лечь на грудь, руки согнуты в локтях и прижаты к телу:

– партнер одним коленом упирается лопатки лежащего, берёт его за плечи и прогибает ему спин назад.

Методические рекомендации: Исполнитель должен как можно сильнее прогнуться назад в грудном отделе позвоночника.

6. И. П.: ноги шире второй свободной позиции, руки подняты вверх, пальцы скрещены:

– вытягивая стопу правой ноги, корпус перенести на левую ногу, при этом вытягиваться в позвоночнике вверх, слегка наклонившись вправо.

Методические рекомендации: сохранять осанку.

7. И. П.: упор лёжа на полу, локти вдоль корпуса:

– отжимаясь от пола, сгибая и разгибая руки, не задерживать дыхания;

– то же, но с одновременным подниманием вверх правой (левой) ноги.

Методические рекомендации: сохранять при этом ровную спину.

8. И. П.: сесть на пол, руки сзади упираются в скамейку:

– разгибать и сгибать руки в упоре сзади, выравнивая тело в поясничном отделе позвоночника.

Методические рекомендации: во время исполнения движения бёдра подавать вперёд, большие ягодичные мышцы сильно подтягивать.

9. И. П.: лечь на спину, ноги скрещены (как в пятой позиции),

– руки вытянуть над головой и скрещены ладонь к ладони, перекатываясь в правую сторону, не касаясь при этом руками и ногами пола.

Методические рекомендации: сохранять осанку.

10. И. П.: лечь на спину, руки за головой (или на поясе), ноги на ширине второй позиции. Стопы сокращены, партнёр прижимает их к полу:

- наклоны корпуса к вытянутым ногам.

Методические рекомендации: возвращаясь в исходную позицию, выравнивать поясницу и разворачивать бёдра, подтягивая большие ягодичные мышцы.

11. И. П.: встать на левое колено, правую ногу вытянуть в сторону. Корпус наклонить влево, опираясь левой рукой в пол; прогнуть спину:

- вытянутую правую руку завести за голову и тянуться ею к полу. Сменив исходное положение, то же исполнить в другую сторону.

Методические рекомендации: сохранять равновесие.

12. И. П.: сесть на пол, корпус ровный, живот подтянут. Ноги максимально разведены в стороны, стопы вытянуты:

- наклоняя корпус к правой ноге, стараться лечь на неё. Левой рукой достать правую стопу. Зафиксировать позу и вернуться в исходную позицию. То же в другую сторону.

Методические рекомендации: сохранять равновесие.

13. И. П.: лечь на спину, руки вытянуть вдоль корпуса ладонями вниз:

- поднять вытянутые ноги и коснуться ими пола над головой. Зафиксировать стопы и продвигать их дальше по полу.

14. И. П.: сидя на полу, стопы соединить вместе и подтянуть к себе, колени раскрыть в стороны. Стопы обхватить руками, спина ровная, живот подтянут:

- при вытянутой шее голову склонить правому (левом плечу). Не зажим мышц шеи, голову запрокинуть назад, затем склонить сторону, вперёд т. д. по кругу.

Методические рекомендации: сохранять равновесие.

15. И. П.: позиция - лёжа на спине, руки за головой, ноги с вытянутыми стопами чуть шире второй позиции. Плечи раскрыты, живот подтянут:

- ноги поднять над полом, затем, чуть присогнув и широко раскрывая колени в стороны, опустить на пол в раскрытом положении, не распуская при этом стоп. При раскрытых ногах «на лягушку» партнер может легкими силовыми движениям помочь раскрывать ноги (в тазобедренных суставах).

В исходную позицию вернуться в обратном порядке.

Методические рекомендации: сохранять равновесие.

16. Позиция - лёжа на животе, руки вытянуты вдоль корпуса ладонями вниз:

- правую (левую) ногу медленно поднимать назад и вверх, разворачивая наружу, при этом опираясь на вытянутый подъем другой ноги. Бедра, по мере отведения ноги назад, поднимаются над полом.

Методические рекомендации: прогиб корпуса допускается только в грудном отделе позвоночника; то же исполнить в ускоренном темпе - броском ноги назад.

17. И. п.: сесть на пол, ноги максимально развести в стороны:

- обхватить ладонями ступни ног с внутренней стороны.

Методические рекомендации: подтягиваясь руками, стремиться лечь на пол грудью.

18. И. п.: Лечь на живот, кисти рук под подбородком, ноги чуть шире второй позиции: прогнуться назад, руки развести в стороны, ноги поднять вверх. Зафиксировать позу, затем возвратиться в И. П.

Методические рекомендации: во время исполнения движения колени и стопы вытянуты, большие ягодичные мышцы подобраны; прогиб выполняй, в грудном отделе позвоночника.

19. И. п.: упор лёжа на вытянутых отвесных руках. Корпус ровный, живот подтянут, ноги чуть разведены, стопы вытянуты:

- перенос руки по кругу развернуться лицом вверх и т. д. несколько раз.

Методические рекомендации: движение выполнять с продвижением вправо, затем влево.

20. И. п.: упор лёжа на вытянутых отвесных руках, корпус ровный, живот подтянут. Ноги слегка разведены, стопы вытянуты:

- переставляя руки и передвигаясь попеременно вперед, подтягиваем за ними тело и ноги.

Методические рекомендации: во время перемещения поясничный отдел позвоночника не проваливается. Спина остается ровной.

21. И. п.: сидя на полу, стопы соединить вместе и подтянуть к себе, колени раскрыты в стороны. Стопы обхватить руками, спина ровная, живот подтянут:

- повернуть голову вправо, подтянув живот и расправив плечи; гнуться назад в грудном отделе позвоночника.

Методические рекомендации: голову назад не запрокидывать.

22. И. п.: лечь на спину, руки за головой: вытянутые ноги поднять перед собой, раскрывая их в сторону (на шпагат), пальцами сокращённых стоп коснуться пола. В обратном порядке вернуться в исходное положение; то же исполнить с вытянутыми стопами

23. И. п.: лечь на спину, ноги вытянуты, руки вдоль корпуса:

- одновременно: поднимая ноги, сгибая их в коленях и подтягивая к груди, быстро сгруппировавшись, сделать кувырок назад через правое (левое) плечо.

Методические рекомендации: при исполнении движения необходимо в высшей точке подъёма корпуса над полом склонить голову в ту или другую сторону.

24. И. п.: лечь на спину, руки за головой (или в стороны ладонями вниз):

- поднять вперед правую (левую) ногу, отвести её в сторону. Затем возвратить её пяткой вперёд и опустить в исходную позицию.

Методические рекомендации: во время отведения работающей ноги в сторону, вторую ногу сильно разворачивать пяткой и бедром вперёд - наружу

25. И. п.: лёжа на груди, руки вытянуть вдоль корпуса:

- подбрасывая одновременно обе ноги (колени и стопы вытянуты), закрепить мышцы спины. Опуская ноги, спину подать назад, производя раскачивающие движения.

Методические рекомендации: сохранять равновесие.

26. И. п.: лечь на спину, руки за головой (или свободно раскрыты в стороны), колени и стопы вытянуты:

- правую ногу поднять вперед на высоту 45°. Удерживая ее в одной точке, корпус развернуть на бок, чтобы нога осталась в стороне.

В обратном порядке вернуть в исходную позицию, то же с другой ноги.

Методические рекомендации: зафиксировать поднятую ногу несколько секунд.

27. И. п.: Лёжа на спине обхватить согнутые в коленях ноги обеими руками:

- не распуская рук перекатываться по полу.

Методические рекомендации: сохранять равновесие.

28. И. п.: сесть на пол. Левая нога согнута (заложена сверху на правую ногу) колено сильно отведено в сторону:

- левой рукой обхватить пятку левой стопы с наружной стороны, а правую руку положить сверху на подъем. Силовое действие обеих рук позволит гнуть стопу, увеличивая эластичность ее мышц.

Методические рекомендации: сохранять равновесие, следить за дыханием.

29. И. п.: сесть на пол, корпус слегка откинут назад, упор на вытянутые руки. Ноги чуть разведены:

- не касаясь пола, обе ноги одновременно завести на левую сторону, поворачиваясь. на правом бедре. Правую ногу согнуть в колене (под углом в 45° по отношению к корпусу), а левую с согнутым коленом завести назад. Голову повернуть вправо и левое уxo прижать к полу. В обратном порядке вернуться в И, П.

Методические р

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Влияние полоролевых стереотипов на ценностные выборы подростков в аспекте здоровьесбережения". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 553

Другие дипломные работы по специальности "Педагогика":

Метод языкового анализа на уроках русского языка

Смотреть работу >>

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Смотреть работу >>

Организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку

Смотреть работу >>

Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

Смотреть работу >>

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей

Смотреть работу >>