Дипломная работа на тему "Творчество военных ансамблей в военно-патриотическом воспитании подростков"

ГлавнаяПедагогика → Творчество военных ансамблей в военно-патриотическом воспитании подростков




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Творчество военных ансамблей в военно-патриотическом воспитании подростков":


Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

Казахский Государственный Женский Педагогический Институт

Факультет музыкального образования и культуры

Дипломная работа

Тема: «Творчество военных ансамблей в военно-патриотическом воспитании подростков»

ФИО студента: Кан Эльмира

Алматы 2007

Содержание

Введение

Глава 1. Творчество военных ансамблей в воспитании подростков

1.1 История возникновения военных ансамблей песни и пляски

1.2 Основные направления в формировании личности у подростков

Глава 2. Военно-патриотическое воспитание подростков

2.1 Военно-патриотическое и культурное воспитание подростков и военнослужащих

2.2 Творческая деятельность военного ансамбля как пропаганда культурных исторических и военно-патриотических аспектов в воспитании

Заказать написание дипломной - rosdiplomnaya.com

Новый банк готовых защищённых студентами дипломных работ предлагает вам приобрести любые проекты по желаемой вами теме. Профессиональное написание дипломных проектов на заказ в Нижнем Новгороде и в других городах РФ.

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Культурно-досуговая работа является одной из сфер государственной деятельности, одним из проявлений воспитательной функции нашего государства. На протяжении десятилетий наша отечественная культура вынуждена была влачить свое полунищенское существование в жестких тисках авторитарно-бюрократической системы.

Кое-кто возразит в том плане, что как бы ни критиковали мы свое прошлое, но факт остается фактом: за семь послереволюционных десятилетий страна ушла далеко вперед от состояния одной из самых отсталых в Европе по уровню образования народа, преодолела вековую отторгнутость масс от достижений литературы, искусства, науки. Конечно, достижения могли быть гораздо внушительнее, не проигнорируй мы очень актуальную ленинскую мысль о том, что в условиях, когда вопрос о политической власти уже решен, на передний план в повседневной деятельности партии должны быть выведены «задачи культурные», поскольку именно как раз «уровень культурного развития всей народной массы» является и непременным условием успешных социально-экономических и политических преобразований, и воплощением главной цели – развитие личности. Эта наша нравственная глухота обернулась тяжелыми потерями как для общества в целом, так и для Вооруженных Сил — одной из важнейших его структур.

Дело дошло до того, что понятия «армия» и «культура» стали у нас трактоваться как несовместимые, противоречащие друг другу. Хотя такого рода утверждение конечно же несостоятельно. Армия у нас является не только могучей боевой силой, но и большой силой созидания, культуры. Именно она, Советская Армия, например, стала колыбелью знаменитых на весь мир дважды Краснознаменного ансамбля имени А. В. Александрова, Центрального академического театра Советской Армии, многих наших военных, духовых оркестров, демонстрировавших свое мастерство в различных странах мира.

Объект исследования – курсанты Алматинского военно-командного училища и учащиеся средней школы №51. Предмет исследования – военно-патриотическое воспитание.

На основе полученных знаний по педагогике, психологии, культурологи, музыки можно развить чувства прекрасного, формировать в учениках высокие эстетические вкусы, научить любить и понимать искусство. В своем развитии они должны опираться на народное искусство, использовать его богатство, его разнообразие, его глубину, чистоту, опираться на положительный опыт своих предшественников, трудом которых создавался и развивался жанр искусства. Наше искусство, наша культура должны быть достойны великого времени в котором мы живем.

На заре возникновения единого народа его стремлением было утвердиться на той земле, на которой они существовали. Защита своей территории накладывала отпечаток на быт каждого человека. В этот период каждый мужчина был воином, его достоинство определялось силой, храбростью и отвагой, а необходимыми качествами предводителя были мудрость и доблесть. Военная музыка существовала не только для того, чтобы доставлять воинам на войне эстетические удовольствия, но и чтобы поднимать воинственные эмоции, она «воодушевляла» на подвиг, дисциплинируя боевой дух, а кроме того, успокаивала взвинченную нервную систему и прогоняла страх, открывая свободный путь для храбрости.

Искусство самых древних времен рассматривалось как часть и средство воспитания, то есть известного длительного изменения нашего поведения и нашего организма. Уже давно выражалась мысль о том, что искусство как бы дополняет жизнь и расширяет ее возможности. Искусство есть необходимый разряд нервной энергии и сложный прием уравновешивания организма и среды в критические минуты нашего поведения.

Актуальность исследования. Жизнь давным-давно доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет, а сознательно пропагандировать в подростковом возрасте. Сегодня в армию приходит служить молодежь, существенно отличающаяся от предыдущих призывов своими общеобразовательными, социальными, моральными и психологическими характеристиками. Среди них еще немало проявлений невежества, поверхностных знаний, отсутствия благородства чувств. А это и есть те препоны, которые надо разрушить, если мы всерьез задались целью сформировать в каждом будущем воине всесторонне развитую личность, способную вершить большие дела во имя защиты нашего Отечества, причем не только по разуму, но и по сердцу.

Задача – провести военно-патриотическую пропаганду, подчеркнуть все великое и ценное в нашем историческом наследии, потому что веками наш народ воспитывался в духе высокой нравственности, генами нам переданы в наследство и чувство стыда, и сдержанность, и милосердие; раскрыть военную культуру и историю возникновения военных ансамблей песни и пляски и их предназначение. Доказать что творчество военного ансамбля несет в себе не только военно-патриотический, но и эстетический, культурный и нравственный характер.

Цель исследования – раскрыть, что Армия является не только хранительницей лучших традиций общества, но и наиболее чистым и возвышенным олицетворением духовности. И эти традиции глубокими корнями уходят в отечественную историю. Неслучайно многие гении русской и казахской культуры прошли через воинскую службу. Это значит, что Армия есть не только вооруженная, но и духовная сила. Подрастающее поколение не должно забывать о том, что их предки веками создавали культуру и историю, которые передавали из поколения в поколение, что их прадеды и деды - яркие примеры верности воинскому долгу и Отечеству.

Глава 1. Творчество военных ансамблей в воспитании подростков

1.1 История возникновения военных ансамблей песни и пляски

Основой военных плясок является народно-сценический танец.

Искусство народного танца - одно из древнейших. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, свой хореографический язык и пластическая выразительность. У каждого народа есть свой, наиболее характерный для него танец, в котором отразились черты его быта и истории. Нет более праздничного, жизнелюбивого вида искусства, чем народный танец, который с детской непосредственностью раскрывает свои чувства, вовлекает в свое веселье. Народный танец румянит щеки, зажигает кровь мышечной радостью. В нем таится такой заряд веселья и бодрости, который в состоянии опрокинуть все печали, заботы и страхи, нависшие над человеком наших дней. Обогащаясь и совершенствуясь, этот танец передается из поколения в поколение.

Зарубежные специалисты считают особенностью русской танцевальной культуры необычайную выразительность пластики и одухотворенность исполнения. Эти драгоценные качества народного танца были унаследованы и развиты русскими и советскими балетмейстерами. Создавая танцевальные ансамбли, они стремились, сохранив национальный колорит танца, ярче выявить его дух. В дореволюционной России сокровища народной хореографии не выходили за рамки одного национального района или даже одного села. Если собиранием народных песен, поговорок занимались редкие любители, то об изучении и популяризации народных танцев можно было только мечтать.

Великая Октябрьская социалистическая революция создала безграничные возможности для развития культуры народов СССР. В атмосфере дружбы народов, взаимного уважения национальных культур искусство народного танца достигло небывалого расцвета. Из лучших народных самодеятельных коллективов были созданы профессиональные ансамбли танца почти во всех союзных и автономных республиках, славящиеся ныне высоким техническим совершенством, глубоким изучением фольклорных подлинников. Они возникли в стране в разное время. Во многих республиках - на Украине, в Грузии, Белоруссии, Узбекистане - бытовала своя богатая и древняя танцевальная культура, свои формы национального сценического танца. А в Туркмении, народ которой до Октября вообще не имел своих танцевальных традиций, организаторам ансамбля пришлось начинать с азов, создавать стиль и манеру исполнения, присущие туркменскому народу.

Танцевальные ансамбли снискали всеобщую любовь и завоевали огромную популярность у зарубежных зрителей. Наряду с балетными коллективами, они несут искусство далеко за рубежи нашей Родины. Танец – вид искусства, для которого не существует языкового барьера, он служит великим средством общения людей. А общение - залог взаимопонимания и дружбы. „В танце - душа народа, - говорит Надежда Надеждина, художественный руководитель ансамбля „Березка". - Вдохновенное искусство хореографических ансамблей убеждает, что это действительно так. На языке танца они правдиво отражают образ народа и раскрывают его душу, живую и многогранную".

Народные танцы являются достоянием и богатством общества. Питательная среда для них неисчерпаема. Народные танцы не подвластны времени. Они являются своеобразным связующим звеном между современностью и историей человечества в целом и конкретного народа в частности. Не случайно в танцах многих народов до сих пор сохранились элементы древних ритуальных танцев. Конечно, со временем меняется техника и манера исполнения танца, появляются новые образы. Но основной замысел остается прежним - в особой пластической и образно - художественной форме выразить особые чувства, переживания человека, его поступки, любовь к жизни, к Родине. Через танец люди стремятся раскрыть душу своего народа, его самобытность, национальный колорит. В них отражаются социальные процессы, происходящие в обществе, взаимоотношения людей.

Народные танцы - основа сценичной хореографии. В мелодии каждого танца его пластических узорах, красках воплощается вся мудрость, все богатство фантазии, прелесть и своеобразие народного искусства.

Народно - сценические танцы по всей своей сути интернациональны, они соединяют наиболее любимые всеми народами виды искусства - пляску, музыку, игры, яркие национальные костюмы, дополняющие и подчеркивающие своеобразие его стиля, характера нации, быта.

Доступный и понятный каждому человеку, близкий людям самых разных убеждений, взглядов, темпераментов, такой танец приносит не только эстетическое наслаждение, но и способен объединить всех жителей планеты.

Создание танца чрезвычайно сложный процесс. Порой в основу композиции положены сказания, легенды, мифы. Движения рождается в результате самих неожиданных находок, житейских наблюдений.

При всем отличии танцев разных народов в них есть общие черты. Это прежде всего любовь к жизни, к ближнему человеку, к природе, к Родине и уважении к другой нации.

Народный танец, как и песня, является выражением мыслей, чувств и обычаев народа. В образах, отраженных в народном танце, выражаются лучшие черты национального характера, В танце народ показывает, каким должен быть человек, рисует те человеческие качества, которые считает достойными подражания. Все виды народного творчества участвуют в создании великолепной галереи живых и выразительных образов народного танца. В танце находят воплощение черты характера любимых героев народных сказок и былин,

Богатейший язык народного хореографического искусства состоит из движений своеобразных и неповторимых. Каждая национальность имеет в танце свою поступь, осанку, по-своему координирует движения рук, ног, корпуса, головы. Танец каждого народа является живой иллюстрацией его жизни, быта, труда, общественных взаимоотношений, исторически сложившихся условий.

В профессиональных танцевальных коллективах и специализированных учебных заведениях работают и учатся специально подготовленные и прошедшие профессиональный отбор люди, Но в каждом человеке заложена потребность в прекрасном, в самовыражении и творчестве. Поэтому возникает необходимость обогащения существующих систем обучения. Базами для массового воспитания молодежи являются общеобразовательная школа и ВУЗ. Все изучаемые в учебных заведениях предметы направлены на достижение главной цели - формирование гармонично развитой личности.

Родоначальником народно-сценических танцев является Ансамбль народного танца под руководством И. Моисеева, основанный в 1937 году. За год до этого в Москве проходил Всесоюзный фестиваль народного танца, который продемонстрировал богатство и разнообразие хореографического фольклора народов СССР. Для собирания и популяризации народного танцевального творчества и был создан ансамбль, первоначально состоявший из 30 танцоров, страстно влюбленных в народное искусство, и небольшого оркестра народных инструментов. Первый концерт молодого коллектива состоялся в 1937 году в Колонном зале Дома Союзов.

Для руководства ансамблем был приглашен 30-летний балетмейстер Большого театра СССР Игорь Моисеев. Уже в то время он был известен как тонкий знаток и большой ценитель национального хореографического фольклора. Игорь Моисеев предпринимал длительные поездки по республикам, изучал быт, нравы, обряды, народные танцы. Его многолетняя деятельность в области изучения народных танцев, их обработке и театрализации сыграла огромную роль в развитии советского хореографического искусства. Репертуарной основой молодого коллектива стал хореографический фольклор.

Изучая искусство, особенности быта и труда разных народов сохраняя основу народной хореографии, музыки и костюма, коллектив ансамбля обогащал свои постановки средствами драматургии, тонко продуманным ритмическим построением, танцевальной техникой, актерским мастерством.

В соответствии с образами и композицией танца обрабатываются народные мелодии - музыкальная основа танца, создается сценический вариант народного костюма.

В программах ансамбля свыше 200 танцев народов бывшей СССР и 100 народов мира, танцев, совершенно не похожих друг на друга. И каждый - это поэтическая картина народной жизни. Один из шедевров ансамбля - хореографическая картина „Партизаны". В обобщенной, символической форме балетмейстер и артисты показывают бесстрашие и большую внутреннюю силу советского человека - защитника своей Родины. Найден здесь и выразительный, точный художественный прием, создающий полную иллюзию стремительного движения отряда всадников, разработана каждая деталь: и черные бурки, и плавность хода, и жесты, и повороты, напоминающие боевые построения - все это подчинено главной идее, создает величественный образ народа, преградившего путь врагу.

Широко представлена в программах ансамбля хореография стран мира. Ансамбль исполняет словацкие, польские, венгерские, аргентинские, мексиканские, испанские, румынские, корейские, китайские, кубинские, французские танцы. Во время гастролей ансамбля в Италии в 1966 году газета Паэзе сера писала: „Трудно переоценить тот факт, что, приехав в Италию второй раз, советские танцоры показали итальянцам их собственный, забытый ими танец. Понадобился приезд Моисеева в Италию, чтобы возродить замечательную сицилийскую тарантеллу. На примере тарантеллы Моисеев наглядно показал, как на сырой и необработанной почве танцевального фольклора возникает законченное сценическое произведение, красочное и впечатляющее..."

Игорь Моисеев так определяет свои творческие устремления и задачи всего коллектива: „Мы идем по двум путям, - говорит он. - Во-первых, по линии творческой интерпретации танца, в основе которого лежит уже сложившийся народный танец с определенным сюжетом, установившимися формами и традициями. Во-вторых, по линии создания новых танцев на основе народных традиций, еще не воплощенных в танцевальные формы. Идея, тема, живущие в народной песне, игре, эпосе находят у нас свое хореографическое выражение. Одновременно мы стремимся воплотить в танце современный нам образ. Подлинность и достоверность характера, чувства - вот что лежит в основе наших исканий".

Если попытаться сформулировать главные требования, которые Игорь Моисеев предъявляет к артистам ансамбля, то они могут быть выражены весьма просто и коротко: наблюдательность, талант, труд, большой напряженный труд, труд, которым отмечен каждый день артиста. „Наблюдая Игоря Моисеева, - писала Литературная газета, - видишь, что искусство - это прежде всего труд, это бесконечная самоотдача, это беспощадная требовательность к себе и к людям, которые работают вместе с тобой".

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.Игорь Моисеев за постановки программ ансамбля и выдающуюся работу в области народного танца отмечен тремя Государственными премиями СССР. В 1967 году он удостоен высшей награды - Ленинской премии.

Газета Правда писала: „Балетмейстерский талант Моисеева живет в таланте танцоров ансамбля. Богатство его фантазии обязывает их уметь бесконечно много - помимо виртуозной танцевальной техники, они должны быть акробатами, жонглерами, актерами, умеющими убежденно и заразительно действовать на сцене. Ансамбль обрушивает на зрителя ураган радости, энергии, энтузиазма. И это всегда вызывает ответные токи любви, признания и благодарности".

За годы своего существования Ансамбль народного танца побывал более чем в 50 странах, восхищая зрителей самобытностью танцевального фольклора народов нашей страны и народов мира.

Краснознаменный Ансамбль песни и пляски – родоначальник художественных коллективов военного искусства. По его образцу в Российской армии созданы ансамбли песни и пляски военных округов, флотов, групп войск. Есть такие коллективы и в армиях стран СНГ. Нельзя не вспомнить и многочисленные ансамбли песни и пляски организованные в рабочих и сельских клубах, домах культуры, дворцах молодежи. А Краснознаменный ансамбль и по сей день остается флагманом этой могучей эскадры искусства. Ансамбль по-настоящему народен и любим народом.

Народный артист СССР, лауреат Государственных премий, генерал-майор, профессор Александр Васильевич Александров, подводя итоги своей деятельности, писал: "Сколько пережито и какой пройден путь от того времени, когда я был мальчиком в лаптях, до настоящего момента. Много было хорошего и плохого. А жизнь была сплошной борьбой, полная труда, забот, трудностей. Но я не сетую ни на что, благодарю судьбу за то, что моя жизнь, мой труд принесли какие-то плоды дорогой Отчизне и народу. В этом - большое счастье..."

Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова является не только крупнейшим военным творческим коллективом Вооруженных Сил, но и одним из выдающихся художественных коллективов России, завоевавшим всенародное признание у себя на родине и далеко за ее пределами. Ансамбль носит имя своего создателя и первого художественного руководителя народного артиста СССР, генерал-майора Александра Васильевича Александрова - выдающегося музыканта, профессора Московской консерватории, талантливого дирижера и композитора, написавшего музыку государственного Гимна СССР (в настоящее время Гимна Российской Федерации).

Первое выступление ансамбля состоялось 12 октября 1928 года на сцене Центрального Дома Красной Армии. В его составе тогда было 12 человек: вокальный октет, два танцора, баянист и чтец, но уже к середине 30-х годов ансамбль вырастает в большой художественный коллектив, способный исполнять не только солдатские песни и пляски, но и выдающиеся образцы советской и мировой классики. С началом войны ансамбль был разделён на четыре группы. Три из них отправлены в действующую армию. Четвёртая группа, в числе руководителей которой был и Борис Александров, осталась в Москве для обслуживания уходящих на фронт частей и для выступления по радио. Работы было много. Концерты по радио, грамзапись, записи для кинохроники и концерты для воинов. Неоднократно Борис Александров бывал на различных фронтах во главе концертных бригад. «Задачи нашей работы, - говорил он – были определены с самого начала: наш фронт – это военно-патриотическая музыка, в первую очередь песня. Мы стремились средствами своего искусства воспитывать боевой дух солдат, его патриотизм, стойкость…».

Бойцы благодарили артистов ансамбля за их искусство. "Ваши выступления воодушевляют нас, ведут в бой!" - писали они. Тогда, наверное, я впервые ощутил могучую силу воздействия песни. Вот почему я считаю себя не просто композитором, а армейским политработником, воспитателем.

В 1946 году, после смерти А. В. Александрова, его сын Борис Александрович становится художественным руководителем Краснознаменного ансамбля. Он не только сохранил все лучшее, что было заложено его отцом, но и повел коллектив дальше по пути совершенствования. Его гигантский опыт, вкус, умение по-своему раскрыть музыкальный и текстовой материал приводят к тому, что песни в исполнении краснознаменцев поражают порой и самих авторов.

Темы новых произведений композитору подсказывает сама жизнь. Однажды во время гастролей ансамбля в Белорусском военном округе он стал свидетелем торжественного принятия военной присяги. На плацу в развернутом строю вчерашние школьники, одетые в парадные мундиры, давали солдатскую клятву верности любимой отчизне. Вскоре состоялась премьера кантаты "Тебе присягаем, Отчизна".

В послевоенные годы Краснознаменный ансамбль во главе с Борисом Александровым шестьдесят восемь раз выезжал за рубеж, и ему восторженно аплодировали Австрия, Алжир, Англия, Афганистан, Бельгия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Голландия, Египет, Испания, Италия, Кампучия, Канада, Китай, КНДР, Куба, Лаос, Люксембург, Мексика, Монголия, Польша, Румыния, Франция, ФРГ, Чехословакия, Швейцария, Югославия, Япония.

В Париже Ансамбль был приглашён выступать в ночном гала-концерте с участием знаменитых артистов, весь сбор от которого шёл в пользу голодающих детей. Позже в адрес Ансамбля пришло благодарственное письмо за подписью директора фонда ЮНЕСКО: «Господин полковник Александров! Несмотря на огромную нагрузку, которую Вы несёте в Париже, Вы не отказались от участия в гала-концерте в пользу голодающих детей, организованном ЮНЕСКО. Участие хора Советской Армии способствовало великолепному успеху концерта, украсило его, придало ему нужное содержание и международный характер».

Восторженные отзывы рецензентов и зрителей всегда сопровождали выступления ансамбля, возглавляемого Борисом Александровым. В каждой командировке в войска, гастрольной поездке по стране или за её пределами своеобразным членом коллектива была книга отзывов, в которой отразилось отношение зрителей к русской народной и солдатской песне, пляске, творчеству артистов ансамбля.

В. П. Соловьёв-Седой говорил: «Борис Александров привёл ансамбль к вершинам мастерства, где удачно найденная, совершенная форма исполнения и глубокое содержание слиты в неразрывном единстве, покоряют художественной правдой. Ансамбль имени А. В.Александрова по-настоящему народен. И дело не только в том, что в его репертуаре десятки интересных обработок песен, принадлежащих А. В. Александрову и Б. А. Александрову. На народной основе стоит всё его искусство: сам жанр ансамбля зиждется на песенных и танцевальных традициях и по сути является порождением художественного творчества масс. Вместе с тем… ансамбль воплощает в своём творчестве нерушимое единство армии и народа».

С самого начала первостепенной задачей деятельности коллектива Борис Александрович определил военно-патриотическое воспитание молодёжи и пропаганду песен советских композиторов.

Составляя концертные программы, художественный руководитель и начальник коллектива заботился не столько об их развлекательности, сколько стремился достичь эффекта эстетического сопереживания, пробудить живой отклик аудитории, обогатить её эмоциональный мир. В каждой песне и танце раскрывалась их душа, особенности, глубина. Раскрывалась так, как режиссёр, создавая спектакль, раскрывает пьесу. И тут была не только огромная ответственность, но и огромное удовольствие для всего коллектива ансамбля – раскрывать свою душу. Газета «Правда» тех лет писала: «Выдающийся талант и энергия Б. А. Александрова – крупнейшего деятеля советской военной музыки, композитора и дирижера – способствовали значительному художественному росту коллектива, обогащению его репертуара героико-патриотическими произведениями, лучшими песнями советских композиторов разных поколений и солдатскими плясками».

А. Н. Пахмутова отмечала: «… сочинения Бориса Александрова – это словно рассказанная средствами музыки история «человека с ружьём» – от первых красногвардейских отрядов до могучих, оснащённых новейшей техникой войск наших дней». Закономерно, что армейская тема нашла отражение и в крупных сочинениях композитора. Серьёзным творческим достижением стала написанная в 1937 году знаменитая «Свадьба в Малиновке» (либретто на украинском языке Л. А. Юхвида, русский текст Л. А. Юхвида и В. Я. Типота), тогда же с большим успехом поставленная в Московском театре оперетты. Яркая мелодичность, народный колорит музыки этого жизнерадостного героико-патриотического спектакля, посвященного борьбе за власть Советов в годы гражданской войны, привлекли внимание многих советских и зарубежных театров и зрителей и отразили черты, характерные для всего творчества композитора в целом: интерес к героико-патриотической теме, народность музыкально-стилевых истоков (включающих крестьянскую, солдатскую, революционную и современную массовую песни), жанровую характерность, творческую индивидуальность и высокое профессиональное мастерство.

Состав ансамбля за более чем три четверти века своего существования постоянно обновляется, но славные его традиции бережно сохраняются и ныне. На закате своей жизни, осмысляя пройденный путь, Борис Александрович задавался вопросом: «К чему мы стремились все эти десятилетия? К высочайшему идейному звучанию, народности нашего репертуара. К тому, чтобы творчество ансамбля и в дни мира, и в дни войны укрепляло в людях и подрастающем поколении любовь к Родине… К тому, чтобы искусство наше было жизнеутверждающим…». И по сей день ансамбль следует этим славным традициям.

В памяти современников и потомков Борис Александрович Александров навсегда останется великим артистом, воином-политработником, педагогом, человеком, каждый день жизни и творчества которого был посвящён служению Родине.

Своими творческими достижениями Краснознаменный ансамбль обязан прежде всего художественному руководителю и главному дирижеру Герою Социалистического Труда, народному артисту СССР генерал-майору Борису Александровичу Александрову,- писал в "Правде" композитор Арам Ильич Хачатурян <...> - Выдающийся талант и энергия Б. А. Александрова - крупнейшего деятеля советской военной музыки, композитора и дирижера - способствовали значительному художественному росту коллектива, обогащению его репертуара героико-патриотическими произведениями, лучшими песнями советских композиторов разных поколений.

За всю историю ансамбль побывал с концертами во всех уголках России и более чем в семидесяти странах Европы, Азии, Африки, Америки и везде его выступления пользовались триумфальным успехом.

В настоящее время коллектив возглавляют: начальник ансамбля - заслуженный работник культуры Российской Федерации, полковник Леонид Малев; художественный руководитель и главный дирижер - народный артист Российской Федерации Вячеслав Коробко. Состав Ансамбля: мужской хор, который признан лучшим мужским хором мира - (главный хормейстер - народный артист России Юрий Ухов), оркестр - (дирижер - капитан 2 ранга Николай Кириллов) и смешанная танцевальная группа (главный балетмейстер - народный артист России Лев куликов). За многолетнюю историю ансамбля в нем выросла целая плеяда выдающихся артистов. Заслуги ансамбля отмечены высокими наградами Родины, а так же дипломом Международной выставки в Париже - "Гран При" (1937 г.), наградами за рекордные тиражи грамзаписей - "Золотые Диски" французской фирмы "Шан Дю Монд" (1964 г.), голландской "Н. О.С." (1974 г.) и "Золотой дискобол" (1961 г.), присужденный французской академией грамзаписи за лучшую пластинку года. За всю историю ансамбля 150 "александровцев" были удостоены почетных творческих званий (из них 59 человек трудятся в коллективе в настоящее время). В репертуаре ансамбля более 2-х тысяч произведений. Это песни отечественных композиторов, народные песни и танцы, солдатские пляски, духовная музыка, классические произведения русских и зарубежных композиторов, шедевры мировой поп-музыки. В свои 75 лет академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В.Александрова по-прежнему молод, он уверен в своих силах, в своих новых художественных открытиях и продолжает радовать своим искусством многочисленных поклонников, находясь на передовых рубежах Российского военного музыкального искусства. В день 75-летия ансамбля (12 октября 2003 г.) Президент Российской Федерации В. В. Путин обратился к коллективу со следующими словами: "Созданный Александровым первый в стране военный творческий коллектив - поистине уникальное явление Российской культуры. За эти годы он триумфально завоевал не только любовь соотечественников, но и самое широкое признание во всем мире.

Легендарная летопись ансамбля неотделима от истории России, ее Вооруженных Сил. Своим замечательным искусством "александровцы" поддерживали боевой дух воинов и на фронтах Великой Отечественной, и в "горячих точках" планеты. Всегда были участниками государственных торжеств.

И сегодня продолжая эти славные традиции, Вы выступаете и в самых отдаленных военных частях Российской Армии, и на крупнейших концертных площадках. Желаю Вам, дорогие друзья, здоровья и творческих успехов на долгие годы."

Ансамбль песни и пляски Черноморского флота принадлежит к числу старейших творческих коллективов Вооруженных сил Российской федерации. Созданный 18 марта 1932 года приказом наркома обороны СССР К. Е. Ворошилова, в настоящий момент он известен далеко за пределами флота и СНГ.

Примечательна история коллектива. Ни на один день не прекращалась творческая деятельность Ансамбля во время Великой Отечественной Войны. Он был с защитниками Одессы, перекопа, разделял тяжесть суровых дней обороны Севастополя, находился среди бойцов Новороссийска, Туапсе, десантников южных районов нашей страны, в Румынии и Болгарии. Всего в годы Великой Отечественной Войны Ансамблем дано более полутора тысяч концертов. Многие известные композиторы в различное время сотрудничали с Ансамблем. Коллектив являлся для них своего рода творческой лабораторией. Ими были созданы, а Ансамблем впервые исполнены песни о флоте, которые со временем вошли в золотой фонд российской военной песни. Среди них: «Ходили мы походами», «Севастопольский вальс» К. Листова, «Заветный камень» Б. Мокроусова, «Родной Севастополь» Е. Макарова, «Легендарный Севастополь», «Люблю я соленые ветры» В, Мурадели, «Севастопольские розы» В. Митькина, «Соленая песня», «Уходим в море» Г. Мовсесяна, «Боцман любит службу» Л. Лядовой и многие другие.

В последние годы Ансамбль многократно выходил в Средиземное море для культурного обслуживания личного состава, находящегося в длительном плавании. Большие концертные бригады Ансамбля выступали с концертами перед участниками ликвидации Чернобыльской аварии, а также в Авганистане перед воинами ограниченного контингента советских войск. С творческими отчетами коллектив Ансамбля многократно выступал в Москве, Ленинграде, Киеве, Иваново, Ульяновске, Ростове, Краснодаре, Одессе, Новороссийске, Черкассах, Кременчуге, Нижнем Новгороде, Херсоне, Волгограде, Днепропетровске, Запорожье, и Других городах. С визитами дружбы на кораблях Черноморского флота, а также на гастролях Ансамбль песни и пляски ЧФ РФ побывал в Болгарии, Румынии, Чехословакии, Югославии, Алжире, Эфиопии, Сирии, Англии, Бельгии, Голландии, Греции, Португалии, Франции, Швейцарии, Турции, Германии, Польше, Австрии, Люксембурге. Дании. Неоднократно Ансамбль ЧФ принимал участие в конкурсах военных ансамблей Вооруженных Сил и всегда занимал призовые места. В 1972 году он стал Лауреатом Премии Ленинского Комсомола УССР имени Н. Островского, трижды становился обладателем Гран-при в телевизионных хит-парадах народной музыки в Германии, записал семь компакт-дисков, в 1997 году стал лауреатом премии Автономной Республики Крым, а в 2000 году первый и на сегодняшний день, единственный из военных ансамбле ВС РФ был удостоен премии Министерства культуры РФ и Фонда им. П. Чайковского «Золотой Апполон». Репертуар Ансамбля обширен и многообразен. В программе присутствуют все жанры музыкального искусства. Русская и зарубежная классика: П. Чайковский кантата «Москва», М. Мусоргский-хор «Расходилась-разгулялась» из оперы «Борис Годунов», А. Бородин «Половецкие пляски» их оперы «Князь Игорь», Д. Верди «Буря» вступление к опере «Отелло», В. Моцарт «Ла Кримоза» из Реквиема, Л. Бетховен «Ода к Радости» из 9-й симфонии, А. Вивальди «Лето» из сюиты «Времена года», Бах-Гуно «Аве Мария», Дж. Россини ария Базилио из оперы «Севильский цирюльник» и многие другие. Матросские и солдатские песни и пляски, современные песни о Родине, Военно-морском флоте, такие как «С любовью к Родине» С. Туликова, «Нет земли родней» Л. Аедоницкого, «Российский океанский флот», «Свет вечного огня» Г. Мовсесяна, «Поклонимся великим тем годам» А. Пахмутовой, русские народные песни, украинские народные песни, а также немецкие, английские, польские, французские, итальянские народные песни. Старинные русские романсы, джазовые миниатюры и духовные произведения. Идти в ногу со временем, воспитывать своим творчеством зрителей в духе беззаветной преданности Родине, ее Вооруженным силам – такие задачи ставит перед собой сегодня Ансамбль песни и пляски ЧФ РФ. Ансамбль песни и пляски Ленинградского военного округа – уникальный, своеобразный и один из старейших творческих коллективов Вооруженных Сил России. Созданный 18 декабря 1929 года Ансамбль состоял из 10 энтузиастов - любителей хорового пения. С первых дней своего существования Ансамбль становится своеобразной творческой лабораторией песни, особенно армейского репертуара. На высоком уровне он представляет свое искусство за рубежами нашей Родины. 1963 год – двухмесячное турне по Кубе. В 1965 году Ансамбль был назван всемирно известным. «Восхитительно! Великолепно! Нет слов!», - писала парижская пресса о выступлении армейского творческого коллектива. В этом же году Австрия – Зальцбург. 1967, 1971, 1975, 1981, 1999, 2000 годы – с огромным успехом проходили гастроли в Финляндии и Швеции. В 1987 с успехом прошли совместные выступления Ансамбля со знаменитой французской певицей Мирей Матье во время ее гастролей в Санкт-Петербурге. В этом же году Ансамбль совершил триумфальное турне по Франции. 1989 год – Ансамбль стал лауреатом ХII Всемирного Фестиваля молодежи и студентов в Пхеньяне / КНДР/. В 1997 и 1998,2000, 2001 годах Ансамбль гастролировал по Испании. В 2001 году стал лауреатом Фестиваля наций в Ганновере, завоевал серебряную медаль Мирового конкурса фольклорных коллективов в городе Дижоне, где участвовало 32 страны. Позднее гастролировал по Франции, Германии, Португалии, Испании, Швейцарии, другим странам. Все выступления прошли с большим успехом. В годы Великой Отечественной войны артисты выступали на передовых позициях. В истории коллектива – поездки в Чернобыль, Афганистан и Чечню. Сегодня Ансамбль песни и пляски округа располагает одним из лучших культурно-репетиционных центров Вооруженных Сил РФ. В год юбилея он провел более 200 концертов. Ансамбль песни и пляски Северо-кавказского военного округа - один из лучших коллективов вооружённых сил России. Созданный в годы Великой Отечественной войны он с самого первого дня своего существования успешно работает в главном направлении - поднимает боевой дух солдат. Накануне концерта в городе практически не было расклеенных анонсов и афиш, но в зале практически не было свободных мест. У ансамбля песни и пляски СКВО своя преданная аудитория. За 62-летнюю историю ансамбль успел стать легендой. Репертуар - более тысячи произведений, каждый пятый участник коллектива - заслуженный артист. Меняется состав, но требования всегда одни и те же - высочайший профессионализм.

С 1943 года не меняется и главная цель. "Наша главная задача - помогать командирам частей, воспитательным структурам для поддержания морально-психологического духа личного состава и культурного воспитания", - говорит начальник ансамбля песни и пляски Северо-Кавказского военного округа Валерий Леонович.

Постоянный состав - 50 артистов. Отдельные группы - танцующие, играющие и поющие. Есть и переменный состав - 5-10 солдат срочной службы. Их тщательно отбирают, удостоверившись в музыкальных способностях. Но гордость коллектива - ветераны. Виктор Чернышев поёт в ансамбле почти 40 лет. Такому голосу могут позавидовать и молодые артисты. Это один из лучших коллективов вооружённых сил - так отозвалось об ансамбле руководство страны и Министерства Обороны после концерта в Москве в 2002-м году. Об этом свидетельствуют многочисленные дипломы и грамоты. Но лучшая награда, говорят сами артисты, видеть как во время концерта поднимается настроение у солдат в зрительном зале. Возникает чувство востребованности.

Ансамбль песни и пляски Среднеазиатского военного округа

В 1969 году приказом Министерства обороны был сформирован Среднеазиатский военный округ. Через год в 1970 году в апреле месяце по приказу командующего округа генерала Лященко Н. Г. был сформирован Ансамбль песни и пляски Среднеазиатского военного округа (САВО). Первым художественным руководителем и главным дирижером ансамбля был назначен заслуженный артист Казахской ССР Фоменков В. Д., который обладал большим опытом работы в сфере культуры и профессиональными, музыкальными знаниями. Состав ансамбля на первый концерт состоял из ста двадцати человек (из них в танцевальной группе были задействованы шесть девушек и восемнадцать мужчин). Первый концерт ансамбля состоялся 16 декабря 1970 года в военном гарнизоне города Отара. С этого числа началась творческая деятельность ансамбля. Первым балетмейстером ансамбля был назначен Вовчук Яков Романович, музыкальным руководителем Лисица Василий Калистратович. Штат ансамбля состоял из профессионально подготовленных артистов, выпускников консерватории, хореографического училища, а также из талантливых самодеятельных артистов.

Географии концертной деятельности ансамбля обширна: в состав Среднеазиатского военного округа входили три республики – Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Задачей ансамбля было культурно-патриотическое воспитание солдат, офицеров и их семей. В то же время ансамбль давал концерты для гражданского населения, ветеранов Великой Отечественной Войны, для целинников, школьников и студентов. Ансамбль принял участие в фестивале «Северное сияние» город Томск, а также с дружескими визитами побывал в городах: Владивосток с концертом для состава самого большого авианосца «Новороссийск», Чета, Новосибирск и другие города. Репертуар ансамбля был насыщен произведениями русских, казахских и зарубежных классиков, но основой программы были солдатские песни и пляски, отражающие не только героику Великой Отечественной войны, но и современную жизнь солдата: службу, отдых и шутки. Такие хореографические постановки как «На привале», «Армия на марше», «Победная», «Аврал и машинное отделение», «Парни бравые», «Два строя» и т. д. Кроме военных плясок репертуар ансамбля был насыщен танцами народов мира, к примеру, в танце «Содружество» танцевальная группа ансамбля исполняла чехословацкие, болгарские, румынские, венгерские, немецкие и польские танцы, тем самым укрепляя дружбу между странами.

За время деятельности ансамбля с 1970 года по 1989 год многие артисты были удостоены званий заслуженных артистов республик: Казахстана, Киргизии, Таджикистана (вокальная группа: Мурза Ю., Феногенов Г., Корнилов А., танцевальная группа: Вовчук Я. Р., Пожарников А. А., Шипилов Г. А.) Своими выступлениями ансамбль вызывал интерес у молодежи, тем самым прививая ей дисциплину, любовь к армии, воспитывал в духе преданности и любви к Родине и своему народу. В 1989 году 1 июня в связи с распадом Советского Союза Ансамбль Среднеазиатского военного округа был расформирован. В 1991 году в связи с выводом войск из Афганистана 40-я армия была дислоцирована в Казахстан, при ней сформировывается 27-й концертный ансамбль, который начинает свою творческую деятельность. Активность, целеустремленность и энергия его исполнителей дали хорошие результаты и через год 22 февраля после создания ансамбля состоялся первый отчетный концерт во дворце АХБК, после чего ансамбль начинает полноценную концертную деятельность, выступая перед трудящимися разных городов страны, тружениками сельского хозяйства, воинами войск. Постепенно от концерта к концерту, от репетиции к репетиции рос исполнительский уровень коллектива, ширился и совершенствовался репертуар. В составе ансамбля 25 человек (оркестр, вокалисты и балетная группа из 8 человек), ансамбль базировался в клубе Штаба Армии. Начальником и художественным руководителем был назначен выпускник консерватории им. Чайковского старший лейтенант Бондаренко Юрий Васильевич, который в данное время является начальником ансамбля Ленинградского военного округа. Главным балетмейстером стал заслуженный артист Казахской ССР Пожарников Александр Алексеевич. Тщательно сохраняя традиции военного искусства ансамбль стремится к созданию новых, современных форм и средств сценического воплощения. Обширный и разнообразный репертуар ансамбля включает в себя лучшие образцы русской зарубежной классики, современной и народной песни, танцы народов мира, солдатские песни и пляски. В программе ансамбля были поставлены такие танцевальные номера как: «Танец казахстанских воинов», «Пролог», «Афганский», «Кадриль», «Сказание о батыре», «Солдатская полька». На основе русских хлопушек, дробей поставлена вся хореография военных плясок. В связи формированием вооруженных сил Казахстана в 1994 году 27-й концертный ансамбль был переименован в ансамбль песни и пляски Министерства Обороны Республики Казахстан. Увеличился штат ансамбля в который вошли фольклорно-этнографическая группа «Сарбаздар», художественным руководителем которой стал Акелеев Сахан Далдиевич, вокально-инструментальный ансамбль «Каскат», созданный воином афганцем подполковником Стрельцовым Юрием Васильевичем. Обновился репертуар ансамбля, в танцевальной группе Пожарниковым А. А. были поставлены такие номера как «Алия» (посвященный подвигу героя ВОВ Алии Молдагуловой), «Барыня», восстановлен номер из репертуара САВО «Парни бравые», «Победная», балетмейстером Тлеубаевым М. Ж. были поставлены казахские танцы «Кос-алка», «Карлыгаш», «Балбраун», «Шашу». Гастроли ансамбля проходили не только по гарнизонам для военнослужащих, офицеров и членов их семей, а также давал концерты для воинов афганцев, школьников, студентов, ветеранов ВОВ. Участвовал на смотрах Центрального разведывательного батальона. В 1996 году в городе Актау принял участие на открытии Морского флота Республики Казахстан. В 2001 году на сцене хореографического училища танцевальной группой был дан концерт в целях военно-патриотического воспитания, а также привлечение молодых и талантливых кадров в состав ансамбля. Концерт прошел на высоком уровне и с большим успехом. Также ансамбль участвовал на открытии фестиваля «Жас улан» и являлся почетным гостем. Побывал на гастролях в Китае. Концерты оставили бурные эмоциональные впечатления, восторг и море аплодисментов. За время становления Республики Казахстан, как независимого государства, ансамбль притерпел значительные изменения. Начальником Центрального ансамбля был назначен майор Джумагалиев Жасболат Амнгалиевич, который внес изменения в состав ансамбля. Дополнительно были введены фольклорно этнографическая группа "Сарбаздар" и эстрадно-симфонический оркестр.

Руководствуясь необходимостью нового, современного подхода к эстетическому воспитанию молодежи, необходимостью поиска новых форм культурной и патриотической работы, руководством Центрального ансамбля было принято решение о подготовке ряда концертных программ с участием большого эстрадно-симфонического оркестра.

Выступления данного коллектива привлекли большое внимание знаменитых профессиональных музыкантов и средств массовой информации, как в республики, так и за ее пределами. В 2002 году коллектив провел ряд концертных выступлений, среди которых:

-участие в фестивале "Алматы-моя первая любовь"

-сольные концерты народной артистки Розы Рымбаевой в г. Астане, г. Алматы;

-концерт выдающегося французского композитора Мишеля Леграна и многих других.

В 2003 году на сцене Дворца студентов имени Джолдасбекова состоялся отчетный концерт танцевальной группы ансамбля.

Подобные концерты не только привлекают большое внимание общественности к армейскому творчеству, но и оказывают благотворное влияние на патриотическое, культурное воспитание молодежи и демонстрируют высокий профессионализм, повышая авторитет Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Многие музыканты ансамбля постоянно участвуют в различных конкурсах и фестивалях Республиканского и Международного значения, повышая тем самым свой профессиональный уровень и мастерство, придавая еще большую известность и авторитет Центральному ансамблю Министерства Обороны Республики Казахстан.

Кроме того, нами был выпущен первый компакт диск (CD) с патриотическими песнями на казахском языке, посвященный 10-летию Вооруженных Сил Республики Казахстан.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан "Об объявлении 2003 года годом Казахстана в России", в мае этого года Министерством обороны Республики Казахстан запланирована поездка Центрального Ансамбля в город Москву Российской Федерации, где будут продемонстрированы музыкальные и культурные ценности народов Казахстана, современные и классические произведения, отражающие сегодняшний уровень развития нашего государства. Сегодня в ансамбле работают именитые музыканты, певцы и талантливая молодежь. Есть лауреаты Республиканских и Международных конкурсов.

Центральный Ансамбль Министерства Обороны Республики Казахстан является художественно-творческим коллективом, призванным средствами музыкального, поэтического и хореографического искусства содействовать воспитанию у личного состава всех родов войск верности воинскому и гражданскому долгу, любви к своей Родине, чувства гордости за принадлежность к военным войскам, созданию в воинских коллективах здоровой морально-психологической обстановки, крепкой воинской дисциплины, формированию у воинов высоких нравственных качеств и эстетических вкусов.

Задачами художественно-творческой деятельности ансамбля являются пропаганда лучших образцов мировой и национальных культур, отображающих многовековые нравственные устои Казахстана и военные традиции, воспитывающие любовь к Отечеству, верность присяге, создание условий свободного развития гражданина и общества, удовлетворение духовных запросов военнослужащих и членов семей их семей, активное приобщение к художественному творчеству.

Художественно-творческая деятельность ансамбля

Ансамбль проводит концерты для военнослужащих и их семей, местного населения и населения регионов основного призыва молодежи в войска;

- пропагандирует лучшие произведения концертного репертуара средствами радио, телевидения, видео - и звукозаписи;

- оказывает методическую помощь командирам воинских частей по развитию художественной самодеятельности среди личного состава и членов семей военнослужащих в плане подбора репертуара, повышения исполнительского мастерства самодеятельных артистов, подготовке и проведении семинаров с руководителями кружков, смотров художественной самодеятельности;

- привлекает поэтов, композиторов и других деятелей искусства к созданию произведений, отражающих славные традиции нашего народа, современную жизнь и быт военнослужащих Казахстана, проводит подбор и обработку лучших произведений поэтического, музыкально-хореографического творчества.

Вся творческая и исполнительская деятельность ансамбля осуществляется на основе перспективного (годового) и текущего (месячного) планирования. Планы утверждаются заместителем командующего войсками, курирующего воспитательную работу.

Ансамбль в течение года обязан подготовить одну новую концертную программу, а также систематически пополнять свой репертуар новыми произведениями.

При необходимости, на период подготовки и отработки новой программы разрешается приглашать режиссера, балетмейстеров, художников, концертмейстеров, педагогов-репетиторов по вокалу, балету и других специалистов.

Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, призывников и допризывной молодежи при проведении специальных мероприятий по линии военкоматов, для находящихся на излечении в госпиталях военнослужащих, гражданского персонала, а также по гарнизонам ансамбль выступает бесплатно.

Концертные выступления могут быть с участием всего творческого состава ансамбля или с участием части творческого состава (бригадные).

Платные концертные выступления проводятся ансамблем на основании письменного договора с учреждениями культуры, воинскими частями, гражданскими организациями и учреждениями, по заявкам которых они проводятся.

Бесплатные концертные выступления проводятся на основании предписаний, выдаваемых органом военного управления, которому подчинен ансамбль.

Своеобразная музыкально сценическое выступление ансамбля, во время которого артисты не только исполняют произведения, но и совершают различные перестроения, используют танцевальные, а порой и акробатические элементы и даже поют. В этот момент концерт нужно не только слушать, но и смотреть, потому что это действительно яркое, красочное шоу. Подобные шоу программы широко используются при проведении музыкальных фестивалей и вызывают большой интерес и симпатии у зрителей любого возраста.

Этот творческий коллектив отличает высокий профессиональный уровень, слаженность, дисциплинированность. Именно участие ансамбля придает каждому мероприятию необходимую торжественность и парадность, поднимает настроение, способствует культурному воспитанию и повышению морального духа, и патриотизма у молодежи и личного состава вооруженных сил Республики Казахстан.

Основное предназначение ансамбля Министерства Обороны РК – достойно представлять вооруженные силы, как на мероприятиях государственного значения, так и на международном уровне.

1.2 Основные направления в формировании личности у подростков

Педагогика является относительно молодой наукой, но истоки ее, начала педагогических знаний, уходят в глубокое прошлое. Слово педагогика в переводе с греческого означает детоводство. Педагогами в древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев в школу. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено — так стали называть лиц, занимающихся воспитанием детей и имеющих для этого специальную подготовку. Таким образом, педагогика возникла как наука о воспитании подрастающих поколений. Такое представление о педагогике стало традиционным и сохранялось очень долго. Однако человеческое общество, постоянно развиваясь, предъявляло все новые требования к воспитанию и образованию людей, расширялись границы воспитания, возникала необходимость в специальных учебных заведениях для образования и целенаправленного воспитания взрослых людей.

Первые умения, которыми человек овладел в процессе труда, передавались потомству. По мере усложнения трудовой деятельности, накопления трудового опыта, а потом и знаний об окружающей жизни изменяется и само воспитание.

По мере совершенствования воспитания, особенно с возникновением школы, воспитательная деятельность становится особым видом профессиональной деятельности. Возникает особая профессия — педагог.

Зачатки педагогических знаний начинают формироваться вместе с возникновением воспитания и постепенно развиваются, совершенствуются. Они обобщаются и существуют в виде житейских правил, пословиц и поговорок. Многие из них сохранились до настоящего времени, передаются из поколения в поколение и составляют сокровищницу народной педагогики.

Предметом педагогики является изучение закономерности воспитания человека. Для того чтобы полнее и глубже определить предмет педагогики различают воспитание как объективное общественное явление и воспитание как специально организованную воспитательную работу, направленную на развитие человека. Она изучает цели, содержание, средства и методы воспитательной деятельности, характер тех изменений, которые претерпевает человек в ходе воспитания. В ходе воспитания происходит передача общественно-исторического опыта старших младшим. Важнейшей задачей воспитателя является формирование нового человека, строителя общества.

Личностью принято считать конкретного человека, члена данного общества. Чтобы стать личностью, человек должен достичь определенного уровня психического развития и быть в состоянии воспринимать себя как единое целое, отличное от других людей.

Личность характеризуется наличием определенных взглядов и отношений, собственных моральных требований, уровнем активности и рядом других важных свойств, которые складываются не сразу, Становление личности и ее совершенствование в ходе жизни, а также в результате развития и воспитания принято называть формированием.

Формирование свойств личности начинается с детского возраста и особенно интенсивно протекает в подростковом и юношеском возрасте, достигая своей относительной завершенности во взрослом состоянии. Дальнейшее совершенствование свойств личности продолжается на протяжении всей жизни. В развитии и совершенствовании личности большое значение принадлежит воспитанию.

Развитие личности — это, прежде всего, процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действительности, в отношении к окружающим явлениям, к людям, в познавательных процессах.

Развитие и совершенствование личности, особенно в детские и юношеские годы, происходит главным образом под влиянием воспитания. Но степень и характер воздействия воспитания во многом зависят от того, насколько воспитание учитывает закономерности развития. Таким образом, между воспитанием и развитием существует двусторонняя связь. Поэтому важно глубже рассмотреть закономерности развития личности.

В современном обществе проявляется большой интерес к изучению личности. Однако подход к пониманию природы личности, условий ее развития и формирования в современной науке далеко не одинаков.

«...Действительное духовное богатство индивида,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс,— всецело зависит от богатства его действительных отношений...» .

Человек постоянно познает природу, открывает в ней все новые и новые законы и заставляет природу служить себе. История развития общества — это непрерывный процесс развития и совершенствования трудовой деятельности, в которой развивается и совершенствуется сам человек. Он все больше узнает об окружающем мире, приобретает новые умения и навыки, у него возникают новые интересы и потребности.

Воспитание открывает перед человеком широкий круг знаний, знакомит его в определенной системе с окружающей жизнью. Оно обеспечивает образование в мозге человека огромного количества нервных связей и приводит к совершенствованию всей психической деятельности. В подростковом возрасте усиливается интерес учащихся к своей личности, а с ним и возможности самовоспитания. В юношеские годы интенсивно формируются собственные взгляды, стремления, идеалы. Они определяют поведение человека. Помочь ученикам правильно определить цели в жизни, направить их стремления, выработать принципы поведения соответствующие нормам морали, - важная задача воспитания.

Нравственное воспитание

С первого дня обучения детей в школе выявляется, что первоклассники приходят в школу с разными знаниями об окружающей жизни, имеют далеко не одинаковые моральные представления, черты характера, привычки. Они по-разному относятся к школе. Некоторые дети умеют дружно играть с товарищами, если надо, поделятся игрушками. Другие стараются держаться в стороне.

Эту разницу в развитии моральных качеств, общественных представлений, навыков и привычек поведения у учащихся должна преодолеть школа в процессе нравственного воспитания.

Школьное образование на нравственное воспитание подрастающих поколений оказывает большое влияние. Нравственное воспитание осуществляется в определенной системе. После окончания школы идет не столько приобретение новых качеств, сколько их совершенствование или исправление. Поэтому содержание нравственного воспитания детей за период школьного обучения должно быть очень емким, охватывать все области нравственности.

На первый план выдвигаются те черты, которые характеризуют отношение человека к обществу, его обязанности перед народом, перед обществом:

- любовь к Родине;

- добросовестный труд на благо общества;

- забота каждого о сохранении и умножении общественного

богатства;

- высокое сознание общественного долга.

Красота и благородство нравственного облика проявляются в новых взаимоотношениях между людьми, основанных на гуманизме и коллективизме. Поэтому нужно воспитывать у подрастающих поколений коллективизм и товарищескую взаимопомощь, умение жить по правилу: «Один за всех, все за одного», чувство дружбы (человек человеку — друг, товарищ и брат), сознательную дисциплину и культуру поведения.

Важным разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважения к старшим.

Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, тунеядству, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество.

Важное место занимают нравственные принципы взаимоотношений различных наций и народов:

- дружба и братство всех народов, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;

- братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами;

- непримиримость к врагам, дела мира и свободы народов.

Эти принципы определяют направление и содержание интернационального воспитания, включают учащихся в борьбу казахского народа за мир во всем мире, против расизма, человеконенавистничества.

Нравственное воспитание осуществляется во всех звеньях воспитательной работы с учащимися, на уроках, в процессе обучения и трудовой подготовки, эстетического и физического воспитания. Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, тогда они станут моральной нормой поведения ученика. Эти положения должны быть исходными при определении методики нравственного воспитания.

Эстетическое воспитание

Под эстетическим воспитанием подразумевается формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие способности правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве.

Задачи эстетического воспитания состоят в том, чтобы, знакомить учеников с образцовыми произведениями искусства, тем самым повышать культуру подрастающих поколений, развивать их художественный вкус, учить верному пониманию прекрасного.

Общество развивалось, на смену одному общественному строю приходил другой, менялись взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на пути его воздействия на человека. Но споры об эстетическом воспитании не утихали, творческая, ищущая мысль все глубже раскрывала его природу, пути воздействия на личность человека.

Эстетическое воспитание интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и техника. Более того, специалисты в области эстетического воспитания фиксируют резкий скачок, взрыв интереса к вопросам эстетического воспитания в современном мире.

Под эстетическим воспитанием понимается также воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.

В целостном процессе эстетического воспитания могут быть выделены важнейшие звенья, элементы целого. Одним из них следует считать формирование эстетического чувства, способности правильно воспринимать, оценивать прекрасное в природе, труде, общественной жизни и поведении людей.

Правильное восприятие и оценка прекрасного формируются на основе глубоких и разносторонних знаний искусства и жизни. Знания являются важнейшей предпосылкой формирования эстетических взглядов, вкусов.

Полноценное эстетическое воспитание нельзя себе представить без активного участия людей в создании прекрасного. Поэтому система эстетического воспитания включает в качестве составного элемента эстетическую деятельность детей и взрослых. Гармоническое развитие всех этих сторон — важное условие подлинного расцвета личности. Через систему знаний и образных воздействий растущий человек воспринимает, впитывает, совершенствует правильное отношение к людям, Родине, непреходящим культурным ценностям. Воспитание эстетического идеала, вкусов, оценок является вместе с усвоением знаний мощным фактором формирования мировоззрения, закаляет личность для активного участия в идеологической борьбе.

Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни не приходит само собой. Эту способность надо целеустремленно воспитывать.

Искусство в тесном единении с наукой на любой ступени обучения развивает умственные силы ребенка, формирует научные представления о мире. В эстетическом воспитании большое значение имеет принцип творческой самодеятельности школьников. В процессе художественного творчества ученик упражняет свои силы, развивает ряд ценных качеств личности. Сделать само детство красивым, научить детей видеть и создавать красивое в повседневной деятельности и преобразовывать, изменять жизнь к лучшему — в этом состоит одна из важных линий эстетического воспитания в современной школе.

Искусство воздействует на чувства человека через художественный образ, вызывает у него яркие переживания, способствует формированию разнообразных чувств. Подчеркивая значение чувств в эстетическом воспитании, без эмоционального отношения к действительности нет настоящего понимания прекрасного, а есть лишь резонерство и модные суждения.

В работе с учащимися необходимо использовать каждую возможность для занятий искусством, чтобы раскрыть им прекрасное в жизни, обогатить их духовный облик, побудить к активной общественной деятельности, к борьбе с тем, что мешает утверждению лучших человеческих идеалов в жизни. Воспитывать здоровые культурно-эстетические вкусы у учащихся, надо и через танцы. В занятиях танцами ученики удовлетворяют свою естественную потребность в движении, смене впечатлений и деятельности. Это стремление надо использовать для развития художественного восприятия, ознакомления их с красивыми танцевальными движениями, приучать их слушать музыку. Занятия танцами содействуют физическому развитию, приучают их правильно и красиво ходить. В процессе обучения танцам к учащимся предъявляются определенные требования в отношении их общей организованности, дисциплинированности, вежливой и дружеской формы обращения друг с другом, умения внимательно выслушивать указания педагога. Все это способствует воспитанию дисциплинированности и эстетики поведения.

Физическое воспитание

Физическое совершенство — это, прежде всего высокая степень развития у человека физических качеств, важнейшими из которых являются сила, выносливость, быстрота и ловкость. Кроме того, хорошо физически развитый человек должен в совершенстве владеть жизненно важными двигательными навыками: уметь правильно и легко ходить, быстро бегать, плавать, ходить на лыжах.

Подлинное физическое совершенство может быть достигнуто в результате физического воспитания человека с первых лет его жизни.

В школьном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического! развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организова

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Творчество военных ансамблей в военно-патриотическом воспитании подростков". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 564

Другие дипломные работы по специальности "Педагогика":

Метод языкового анализа на уроках русского языка

Смотреть работу >>

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Смотреть работу >>

Организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку

Смотреть работу >>

Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

Смотреть работу >>

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей

Смотреть работу >>