Дипломная работа на тему "Способы организации современного урока географии"

ГлавнаяПедагогика → Способы организации современного урока географии




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Способы организации современного урока географии":


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ, ИНТЕГРАЦИИ, ИГРЫ, ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

1.1 ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

1.2 ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ИНТЕГРАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ГЕОГРАФИИ

1.3 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ГЕОГРАФИИ

1.4 Т ВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ – ОРГАНИЗАЦИОННО КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЕРЖЕНЬ УРОКА ГЕОГРАФИИ КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ГЛАВА 2. ВАРИАТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ГЕОГРАФИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ, ИНТЕГРАЦИИ, ИГРЫ, ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ВВЕДЕНИЕ

В условиях интенсивной логизации и технологизации учебного процесса в средней школе особенно остро встает вопрос о преподавании таких специфичных предметов, как география, и другие. Стремление дидактов, педагогов с помощью образовательных технологий добиться конкретного, заранее спланированного результата и зафиксировать его нередко становится сомнительным, когда речь заходит о восприятии учеником художественного произведения или о его оценке поступков персонажа.

Теория и методика обучения географии, решая целый комплекс насущных проблем, связанных с обновлением географического образования, поиском структуры как образовательного процесса, так и урока географии в частности, продолжает отстаивать предшествующий опыт, накопленный наукой, и активно осваивать новые педагогические технологии.

Все труднее современному учителю географии «подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя « (М. А. Рыбникова), так как нацеленность на качество знаний и умений в учебном процессе средней школы практически никак не соотносится с чувственной сферой развивающегося школьника.

Исследуемая в курсовой работе тема требует использования большого количества понятий из разных областей знания. Прежде всего, следует уточнить, что как синонимы берутся понятия «метод», «способ», «технология», которые намечают стратегические цели в организации урока географии, основаны на закономерностях учебного процесса, помогают четко определить желаемый результат, предъявить критерии для его достижения и выстроить модель урока, организовать деятельность учителя и учащихся. Они реализуются благодаря многочисленным методическим приемам, видам деятельности участников урока в каждой конкретной ситуации. В работе задействованы также такие понятия, как «интеграция», «дифференциация», »игра», «творчество» и связанные с ними «креативность», «коммуникативность», «способность» и ряд других в связи с литературно-творческой (художественной) деятельностью учителя и учащихся на уроке географии. Выбранные в качестве ведущих Способы организации урока, выбранные в качестве ведущих, как показывает теоретическое обоснование и практика их воплощения в средней школе, могут нередко пересекаться, взаимодействовать, что не противоречит их сущности как основного стержня, каркаса урока.

Методическую основу курсового сочинения составляют:

Заказать дипломную - rosdiplomnaya.com

Актуальный банк готовых защищённых на хорошо и отлично дипломных работ предлагает вам приобрести любые проекты по необходимой вам теме. Безупречное написание дипломных работ по индивидуальному заказу в Уфе и в других городах России.

- социальная обусловленность искусства и образовательно-воспитательного процесса обучения географии в средней школе;

- труды по теории урока как законченного целого, как урока в системе уроков М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина, М. А. Данилова, В. И. Стрезикозина, И. Т. Огородникова и особенно положения и классификация методов организации урока Ю. К. Бабанского;

- положения и идеи психологов по формированию творческого мышления, художественных способностей А. М. Матюшкина, А. А. Мелик-Пашаева, Кан-Калик, Я. А. Пономарева, Т. В. Кудрявцева и других;

- опыт методистов в создании уроков географии, предлагающих разные классификации (В. В. Голубкова, Н. И. Кудряшова), идея о творчестве и сотворчестве учащихся на уроке географии М. А. Рыбниковой;

- положения авторов, разрабатывающих новые педагогические технологии в обучении (С. Ю. Курганова, В. К. Дьяченко, И. Н. Закатова, Дж. Найта, И. С. Якиманской, Г. К. Селевко и др.).

Теория и методика обучения географии как частная педагогическая наука постоянно осмысляет опыт прошлого и современную тактику учительства страны.

Изменившиеся в настоящие годы содержание и цели географического образования предполагают обновление традиционных и поиск новых способов организации уроков географии. В связи с чем тема дискутируется и является актуальной.

Цель курсовой работы: исследовать ведущие способы организации современного урока географии. Задачи, реализующие поставленную цель в работе:

- осмыслить сущность интеграции как одного из основных способов организации урока географии;

- раскрыть суть дифференциации и ее возможности в построении уроков географии;

- рассмотреть игру как одну из форм организации урока географии;

- раскрыть особенности организации урока на основе коллективного творчества учащихся;

- разработать вариативные методики внедрения предложенных способов организации урока географии;

- обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.

В ходе разработки курсового сочинения была выдвинута следующая гипотеза: разрешить противоречия в сложившейся современной практике обучения географии возможно, если:

- использовать в организации урока такие технологии (способы), как интеграция, дифференциация, игра, творчество учащихся;

- учитывая возраст учащихся, разработать доступные вариативные методики реализации предложенных способов организации урока географии.

Новизна работы заключается в дискуссионности взгляда на проблемы современного урока географии как художественно-педагогического процесса, в методологическом обосновании и внедрении ведущих способов организации урока географии последних двадцати лет с учетом положительного методического опыта прошлого.

Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические положения по способам организации современного урока географии и сами разработки уроков могут быть использованы учителями в практике общеобразовательной школы, студентами-практикантами вуза.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ, ИНТЕГРАЦИИ, ИГРЫ, ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

1.1 ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

урок география методика

Существенные изменения, происходящие в географическом образовании сегодня, предопределены естественным стремлением общества к развитию, к моделированию как основному инструменту познания и практической деятельности человека. В связи с начавшимся в 80-е годы XX века процессами дифференциации и интеграции обучения идет поиск эффективных способов организации урока географии в этих направлениях.

Причины этого явления очевидны: реальностью стало вариативное географическое образование. В сознании учителей утверждается мысль о невозможности учить и развивать одинаково всех детей – генетически разных, с разными врожденными способностями. Усиление индивидуализации образования, поиск путей развития вариативных образовательных программ обучения и позволяет подойти к выполнению главной задачи в обучении географии: формировать у каждого ученика ключевые компетенции в интеллектуальной, гражданско-информационной и других сферах.

В «Педагогической энциклопедии» дифференциация определяется как «… организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению»

Вместе с тем «дифференциацию» рассматривают в значительно более узком смысле, а именно как разделение школы на потоки, иногда даже как формирование разных школ и классов.

Так, дифференцированное обучение географии первоначально предусматривало распределение учащихся по 3 потокам обучения: гимназические, общеобразовательные и классы коррекционного обучения. Между ними нет «стены» – школьники могли переходить из одного потока в другой после каждой учебной четверти на протяжении всего времени обучения в основной школе. Эти процедуры позволяли решать как задачи обучения географии с максимальной опорой на художественные склонности и способности сильных учащихся, так и сохранять мотивацию к освоению географии менее успешных ребят, у которых постоянно, на протяжении всего школьного обучения есть возможность переходить на более высокий уровень освоения учебного материала.

Гибкость процедуры распределения и перераспределения обучения географии по уровням обеспечивается:

- преемственностью содержания географического образования между разными уровнями обучения;

- результатами тестов, контрольных и других видов работ, которые подтверждают готовность ученика к переходу из одного уровня обучения в другой;

- специальными поддерживающими программами и элективными курсами, позволяющими каждому школьнику, который хочет перейти в гимназический класс, овладевает необходимыми для этого знаниями по географии достаточной глубины.

Безусловно, управляя этими сложными процессами, дирекция так расставляет педагогические кадры, что один и тот же учитель одновременно работает в классах всех 3-х уровней.

Одной из важных задач управления процессами дифференциации обучения географии является не только распределение учащихся по потокам обучения, но и их своевременное перераспределение в соответствии с учебными достижениями, географически-творческим развитием. Важное значение имеет разработка «координационной программы» (А. Б. Ланцова) действий педагогов и привлечение специалистов сферы географии, информатики и т. д. Основанное на этом сопровождение учащихся в условиях дифференцированного географического образования включает в последние годы целый пакет материалов: тестирование, «накопительную» систему оценивания, обеспечение доступа к универсальным образовательным ресурсам (Интернет) дома и в школе, участие в осуществлении проектов по географическим темам и многое другое.

Дифференциация как способ организации уроков географии – основное условие повышения потенциала современного школьника.

Если дифференциация реализовалась в начале 80-х годов в основном в селективной (углубленное изучение географии) форме, то в известных пределах.

Одновременно постепенно пробивало себе дорогу дифференцирование в элективной форме: ученикам давалась возможность выбирать дополнительные географические курсы на базе инвариативного ядра образования.

Элективная дифференциация представлена сегодня факультативными занятиями по географии, элективными курсами гуманитарной направленности близкими к ней.

Селективная дифференциация обеспечивает углубленное изучение географии и предполагает продвинутый уровень подготовки учащихся. При этом преимущественное внимание уделяется специфике географии как учебного предмета, знаниям, которые связываются с выбором учениками профессии учителя-географа. Таким образом, суть дифференцированного обучения географии состоит в том, чтобы обучать каждого ученика на уровне зоны его ближайшего развития (Л. С. Выготский).

Теоретико-методологическую основу дифференциации обучения географии составляют следующие положения:

- ученик – это человек, носитель духовного начала, свободный в своем выборе познания нацеленный на саморазвитие, самотворчество, самостановление;

- обновление видов учебной деятельности на уроке географии и во внеклассной, внешкольной работе должно способствовать творческому саморазвитию индивидуальной личности каждого ученика.

Современные педагогические технологии непрерывного развития позволяют больше индивидуализировать дифференциацию на уроке географии, расширяя диапазон творческих работ учащихся и включая их в образовательный компонент учебно-воспитательного процесса.

Особая забота учителя-географа – это развитие потребностей, читательских интересов, направленности личности каждого ученика. Регулятором этого процесса является мотивация, весомые для личности социальные устремления, выбор будущей сферы деятельности.

Личностно-ориентированный характер организации урока географии не противоречит главной идее гуманизации современного образования.

Дифференциация как способ организации урока географии предполагает разделение учащихся на группы по уровню развития способностей, то есть при дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в данном случае в объединении учащихся для совместной деятельности.

Не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения географии в выделенных группах на уроках. При современной наполняемости класса в 20-25 человек таким образом осуществляется учет индивидуально-типологических особенностей личности, ее креативные и коммуникативные способности.

Педагогический опыт работы в группах показывает, что в классах дифференцированного обучения географии удачными являются следующие условия контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся:

- создание для ученика условий успеха и уверенности;

- моделирование ситуаций, в которых он может выбрать уровень сложности и трудности контрольного задания;

- сотрудничество учителя и ученика;

- учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;

- тематический учет знаний;

- использование метода малых групп;

- соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;

- поощрение ученика и другие.

Информационные технологии и ИТК, прочно утверждающиеся в географическом образовании, требуют дополнить перечень критериев к уровню географического развития учащихся этой группы следующими:

- осознание роли информационных технологий для получения географического образования, личностно ориентированного обучения;

- желание использовать инновации на уроке, дома в освоении географии;

- выполнение ИТК в полном объеме, упорство в достижении максимальных результатов (количества баллов).

Кроме того, учащимися этой группы накоплен большой запас знаний, который активно пополняется за счет современных информационных ресурсов. Их читательский опыт широк, отличает этих учащихся не только желание читать, но и умение слушать, а также получать радость от результатов своего труда. Говорить о других дополнительных критериях развития этой группы, достаточно сложно из-за отсутствия каких-либо статистических данных на начало XXI века.

Вторую группу учащихся отличают следующие, на взгляд А. Б. Ланцовой, важные особенности географического развития:

- любовь к книге при низкой инициативе выбора

- недостаточно развитое воображение;

- склонность к фотографичности, конкретности (видение, прежде всего, предметного плана) восприятия в целом;

- ограниченность ассоциативных связей;

- низкий уровень сформированности видов практической деятельности с географическим явлением;

- стремление «пролистывать» книгу;

- аморфное восприятие географического текста и неумение сосредоточиться на главном в работе в классе и дома;

- желание работать по образцу, по аналогии;

- заниженная самооценка своих способностей и достижений в географическом развитии;

- неустойчивость интереса к познавательной деятельности в целом;

- средний уровень коммуникативных и креативных способностей.

Скорректировав требования, предъявляемые к уровню способностей учащихся этой группы с позиций новых образовательных технологий, следует добавить еще такие:

- недостаточное осознание преимущества получения информации по географии с помощью разнообразных инновационных ресурсов;

- формальный или развлекательный характер доступа к географическим данным;

- пренебрежение к тестовым заданиям, к выполнению ИТК, пропуск части «С» в экзаменационных тестах.

При целенаправленной и заинтересованной работе с детьми, умелом руководстве их самостоятельной деятельностью со стороны учителя-географа и других учителей учащиеся этой группы становятся более инициативными и быстро догоняют своих сверстников из первой группы по уровню географического развития.

Третью группу учащихся отличают следующие особенности в освоении географии:

- низкий уровень начитанности, ограниченность читательского опыта;

- эмоциональная «глухота»;

- отсутствие интереса, «пустые глаза»;

- отсутствие внимания к печатному или звучащему слову;

- непонимание и невосприимчивость его формы и содержания;

- нежелание учить

- низкий уровень коммуникативных и креативных способностей.

Несколько инфантильное отношение учащихся этой группы к окружающей жизни сказывается и на их отношении к новым информационным технологиям и их неограниченным ресурсам, что дает возможность выделить следующие особенности их географического развития:

- непонимание значимости инновационных технологий в получении разностороннего и качественного географического образования;

- нежелание (иногда отсутствие доступа) использовать информационные технологии в освоении географии;

- отсутствие старания, упорства в выполнении ИТК, других тестовых работ по географии;

- отсутствие устремленности на достижение высоких результатов в изучении географии на уроке и в самостоятельной деятельности.

При современной практике ведения урока географии в быстром темпе учащиеся этой группы, как правило, не успевают выполнять задания, раздражаются и теряют всякий интерес к предмету. Отставание учащихся день ото дня – серьезная проблема географического образования, так как эта группа детей наиболее многочисленная.

Однако дифференцированное разделение учащихся для результативной работы по географии на группы требует от учителя-географа личностно ориентированного обучения внутри группы. Так, для некоторых учащихся второй и всей третьей группы он готовит разнообразные карточки-информанты, предлагает образцы выполнения заданий и т. п. С каждым учеником внутри группы новые технологии обучения крайне необходимы.

Следует принять следующее определение сущности этого процесса: «…личностно ориентированное обучение – это высокоструктурированное обучение, отвечающее интересам каждого ребенка, позволяющее применить его ко всем детям, развивая их и давая им возможность чего-то добиться в жизни».Информационные технологии, внедряемые в географическое образование в настоящее время, еще очень далеки от каждого ученика, личностно ориентированного, личностно развивающего обучения этого ученика. Однако они способны помочь учителю-географу в продвижении на этом пути от создания индивидуальной программы географического развития до проведения ИТК. Творческие и другие виды заданий, выполненные учащимися в группе или индивидуально на уроке географии или дома, всегда могут быть представлены в электронном варианте для проверки учителем, для работы с ними в классе. Формы (жанры) уроков остаются при этом такими же разнообразными и яркими, как раньше. Интеграция в работе географа с учителем информатики в подготовке рисунков к уроку позволяет занести их в графический файл, а затем коллективно обсудить и отобрать лучшие работы детей. Урок подготовки на тему с помощью информационных технологий экономит время, обеспечивает каждому ученику доступ к отобранным учителем ресурсам, на этапе выбора темы знакомит с методическими рекомендациями каждому ученику. У него есть перспектива перейти из одной дифференцированной группы в другую.

Таким образом, считает А. Б. Ланцова, дифференциация и интеграция, как два взаимосвязанных «направления географического образования, остаются чрезвычайно востребованными в современном обществе; личностно ориентированное обучение требует от учителя-географа создания и внедрения в практику школы и для домашнего доступа индивидуальных электронных программ развития ученика, учитывающих его опыт и перспективы работы в дифференцированной группе»

Дифференциация помогает избежать искусственного сдерживания способностей «сильных» и одаренных учеников, характерного для советской школы. Замечено, что такой подход к дифференцированию по индивидуально-типологическому признаку, а не по степени успеваемости убеждает учителей и учеников в наличии яркой фантазии, богатого воображения, гиперотзывчивости и эмоциональности у слабых, нередко плохо успевающих, детей. Они активны в игровых видах деятельности на уроке, в то время как «хорошисты» и «отличники» бывают закомплексованы.

Важнейшим моментом в работе учителей дифференцированного обучения является корректировка и синхронизация тематического планирования, согласование поурочного планирования, уточнение критериев оценки внутри каждой группы.

Технология дифференцированного обучения в целом обеспечивает развитие у детей мотивации к получению качественного географического образования, к овладению разнообразными видами познавательной и творческой деятельности, предоставляет учителю-географу возможность работать с группами учащихся близкого уровня способностей, подготовки и мотивации к обучению.

Дифференциация диктует необходимость анализа учебных достижений и интересов не только группы, но и каждого учащегося, что позволяет более эффективно строить образовательный процесс на основе личностно ориентированного подхода и повышать качество образования.

Однако встречаются и негативные стороны в реализации этого способа организации урока географии. Нередко процесс дифференциации идет стихийно, неуправляемо, методом проб и ошибок из-за отсутствия или игнорирования перспективного планирования, прогнозирования достижений, отступления от программы индивидуального географического развития ученика. Сказывается на качестве знаний по географии грубый селективный отбор учащихся при наборе в так называемые элитные учебные заведения, особенно это было распространено в 80-е годы XX века.

До настоящего времени недостаточно видна психолого-педагогическая обоснованность форм, уроков географии и приемов дифференцированного обучения на занятии.

Значительные затруднения испытывает школьник при переходе из одного учебного заведения в другое, где дифференциация содержания географического образования базируется на иных основах, а на уроке географ не использует этот метод в организации урока.

Стихийная неуправляемая дифференциация в ряде случаев способствовала усилению неравенства учащихся и затрудняла получение ими полноценного среднего образования. На это указывает подобная практика использования на уроке географии в 80 – 90-е годы в школах Ленинграда и Москвы дифференцированной работы с учащимися в группах, в школах Краснодарского края в разновострастных группах.

1.2  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ИНТЕГРАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ГЕОГРАФИИ

В теории и методике обучения географии в последние годы активно исследуются и проверяются на практике новые способы организации урока. Практически не ограничены возможности использования в этих целях интеграции разных уровней. Интеграция (от лат. integer – целый) – восстановление, восполнение, объединение частей в целое, их взаимопроникновение, взаимодействие.

В российскую педагогику понятие «интеграция» пришло в 80-е годы и стало обозначать как форму межпредметных связей, так и разнообразные связи учебного предмета с другими учреждениями науки.

В связи с начавшимися в этот период процессами дифференциации обучения идея интеграции стала предметом интенсивных теоретических и практических исследований. Интеграция рассматривается как новый путь обучения географии, как эффективная форма организации урока. Она дает возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, исключает дублирование, а значит, освобождает учебное время для изучения другого явления. С практической точки зрения интеграция усиливает межпредметные связи, снижает перегрузки учащихся, расширяет сферы получаемой учащимися информации, круг общения (коммуникативные связи), подкрепляет их мотивацию в обучении.

Методологической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук, географии как учебного предмета, его связей со смежными видами. В этой связи интегрированным уроком можно считать любой.

Существует много видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям. Это целая область науки, которую условно можно назвать структурной методологией интеграции.

Интеграция как явление возникло на фоне своей противоположности – дифференциации наук и отраслей, рождению все нового и нового числа наук, отпочковывающихся от одного дерева. Углубление процесса дифференциации наук является одной из причин, ведущих к противоположному эффекту – стремлению к целостности.

В конечном счете, интеграция должна способствовать воссоединению целостности восприятия – единства мира и человека, живущего в нем и его познающего.

Интеграция как педагогическое явление тоже имеет свои давние традиции. Прежде всего, многие предметы издавна имеют интегративный характер. Чаще всего это была интеграция внутрипредметного уровня: школьный курс географии всегда являлся интеграцией науки о географии, читательской практики и опытов. Таким образом, основой для нынешнего процесса интеграции был длительный период установления межпредметных связей, давший школе новый взгляд на связь предметов, педагогику сотрудничества.

Интеграция в современной школе, по мнению Т. Г. Браже идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Это внутрипредметный и межпредметный уровни. Особенности отбора содержания на уроке географии при интеграции особый: интеграция материала из традиционных, классических предметов и включение в нее новых курсов, например, информатики, и т. д. На перекрестке этих подходов могут быть достигнуты разные результаты:

1.  Рождение абсолютно новых предметов (курсов).

2.  Появление новых спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких смежных предметов.

3.  Рождение циклов (блоков), объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования.

4.  Разовые интегративные уроки разного уровня и характера как пробы сил учителя в новом направлении.

Исследуя процесс интеграции, другой ученый, А. Католиков, видит два ее вида: горизонтальную интеграцию (объединение сходного материала в разных учебных предметах) и вертикальную интеграцию (объединение одним учителем в своем предмете материала, который тематически повторялся в разные годы обучения на разном уровне сложности).

А. А. Ятайкина, проанализировав структуру интеграции, предложенную названными выше авторами, в своей практической деятельности определила следующие уровни интеграции.

1. Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему). Этот уровень носит иллюстративно-описательный характер.

2. Проблемная интеграция (одну проблему учащиеся решают в процессе изучения ряда предметов). Возникает обобщенная ситуация, предполагающая различные пути решения.

3. Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех ее средств и методов).

4. Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).

Последний, диалектический уровень интеграции предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из различных областей знаний, синтез конкурирующих понятий. Если человек умеет видеть определенную тему – проблему – концепцию – мир в одновременном сопряжении различных их аспектов и оперирует уровнями мышления, - это наивысшая степень интеграции, позволяющая ему представить мир как целостную картину бытия.

Академик Ландау говорил, что человек в процессе познания природы может оторваться от своего воображения, он может открыть и осознавать даже то, что ему не под силу представить.

Теория и методика обучения географии, а, следовательно, и учебный предмет, теорию и историю географии пользуются разными средствами постижения, различными способами мышления. Если представить содержательность интеграции во взаимодействии всех ее аспектов, то она может выглядеть следующим образом: взаимопредложение, взаимодополнение, взаимосочетаемость, взаимозависимость.

Таким образом, интеграция – это объединение частей в единое целое. На уроке географии – это объединение различных предметов и объединение усилий разных сторон в целях географического развития учащихся. Интегрированные уроки по географии могут проводиться на нескольких уровнях: межпредметном (учителя разных предметов согласуют информацию, формулируют тему, цели и т. д.) и внутрипредметном. Исследователь А. Б. Ланцова выделяет и другие возможные уровни интеграции: взаимодействие учителя географии с сотрудниками научных учреждений. Таким образом, возможности интеграции как способа организации урока географии безграничны.

Окружающий ребенка мир расчленен, раздроблен на части и предметы. У подростка не остается сил и времени на постижение географии, способов взаимодействия с миром и людьми. Нужна модернизация урока – как основной формы обучения в школе. Десять из 29 общепризнанных видов уроков являются так называемыми нестандартными: урок-диспут, урок-форум, урок-диалог, и т. д. Нестандартным был назван и интегрированный урок. Этот термин появился на страницах педагогической печати, начиная с 80-х годов, и до сих пор вопрос интеграции в обучении является одним из часто поднимаемых в методических журналах.

Итак, очевидно, что интеграция предметов в современной школе – одно из направлений в активном поиске новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.

В современной школе по-прежнему очень важная сторона географического образования связана с механизмами передачи и обретения знаний. Учителя-географа, в своем большинстве уповающие на репродуктивные методы обучения – «выслушай (прочитай) – запомни, воспроизведи» часто жалуются на «плохую память своих подопечных», не подозревая, что по законам мышления и памяти «готовая» информация не может служить базой ни для ее запоминания, ни для понимания объекта изучения. На основании практического опыта ученые, физиологи и психологи утверждают: чтобы возникло подлинное знание, необходимо сознание, то есть глубокое понимание сути. Получающий информацию из вторых рук и тем самым освобожденный от необходимости думать самостоятельно, он неизбежно впадает в состояние духовной лености. Поэтому именно сегодня как никогда требуется привлечение новых подходов в преподавании географии. В организации урока географии интеграция является одним из способов пробуждения подлинного интереса к географическим текстам, к истории, способов формирования у подростков собственного мировоззрения.

Большим тормозом в формировании цельной гармонической личности остается «дробный» подход в практике обучения географии и другим предметам.

В обучении географии интеграция охватывает все новые сферы. Совсем недавно учительство получило возможность обучаться со всем миром, не выходя из класса, из дома. Речь идет о всемирной сети Интернет.

Интернет – открытая, никем не контролируемая среда общения. К публикациям в Интернете нужно относиться как к источнику фактических данных. Однако за точность и достоверность фактов, опубликованных в нем, не отвечает никто.

Интернет сделал доступ учителя-географа к информации простым. С развитием Интернета работа географа, сотрудничающего с учителем информатики, стала более интересной, эффективной и плодотворной, но отнюдь не более простой.

Создание в России единой образовательной информационной среды позволяет учителю географии использовать компьютер как техническое средство для доступа к тысячам других, хранящих огромное количество полезных учащимся ресурсов.

Первые шаги к созданию единой информационной образовательной среды уже сделаны. Появилось значительное количество Web – сайтов образовательной тематики по географии, по развитию речи. В свободное от уроков время учащимся на компьютере тоже есть, чем заняться. Например, выпускать газету. Благодаря компьютеру дети учатся излагать свои мысли, четко их выстраивать. Контролируют процесс создания школьной газеты учитель информатики и учитель географии.

Для подготовки учащихся к работе над газетой проводится их обучение по определенной методике. Эта методика предполагает обучение детей приемам редактирования и компьютерного набора текста статей, подлежащих распечатыванию. Работа, связанная с подготовкой на компьютере текстового материала состоит из следующих основных этапов:

- набор, форматирование и запись текста в файл на жестком диске ученического компьютера;

- копирование на дискеты файла с набранным текстом и его перенос на жесткий диск учительского компьютера;

- распечатка на принтере файла с набранным текстом для редакционной правки;

- внесение на компьютере исправлений по результатам редакторской правки в файл с текстом на дискете и на жестком диске учительского компьютера.

Опытно-экспериментальная работа показывает преимущество компьютерных программ и их огромную роль в обучении географии подрастающего поколения.

Качественно новая ступень в географическом образовании, личностно - развивающем обучении – это залог здорового развития общества как в информационном, так и в интеллектуальном плане.

Грамотное использование компьютерных программ на уроках географии, библиографических поисках учащихся, в создании ими собственных географических проб возможно только тогда, когда учитель географии постоянно повышает свой профессиональный уровень в области информационной культуры, умело сотрудничает с профессионалами в этой сфере.

Возможности новейших технологий в проверке знаний, в личностно ориентированное обучении географии учащихся, в применении знаний на практике очень велики и должны исследоваться последовательно и глубоко с целью применения их в педагогической деятельности.

Интеграция в построении учебного процесса с использованием компьютерных программ делает урок географии более интересным и плодотворным.

Компьютерные программы для повышения интереса к географии нужно использовать так, чтобы ученики стремились к самостоятельному поиску информации, умели отбирать, преобразовывать его.

Компьютер позволяет учащимся осуществлять такие операции, как поиск информации, просмотр, подробное изучение видеоряда, создание школьной газеты и др. Целенаправленное знакомство учащихся с компьютерными программами по географии позволяет им ощутить себя творческими личностями, владеющими новыми технологиями, участвовать в различных интернетконкурсах.

Таким образом, интеграция как способ организации урока географии является одним из ведущих, его возможности с каждым годом расширяются благодаря новым учебным технологиям, инициативе учителей смежных учебных предметов, их сотрудничеству с деятелями науки.

1.3  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКРЕ ОБОСНОВАНИЕ ИГРЫ КАК СПОСОБА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ГЕОГРАФИИ

Психологи и врачи, неоднократно проводя эксперименты, научные исследования, пришли к выводу, что игра побуждает мозг к действию, «к стимуляции». Шведский нейробиолог Холгер Хиден, проведя эксперименты на молекулярном уровне, пришел к заключению, что «мозг требует для своего полного развития, особенно в ранних стадиях, не только соответствующего питания, но и стимуляции. Нейроны, лишенные любого из этих факторов – но особенно стимулирующей “учебной среды”, - не могут вырабатывать РНК-белковое содержание, не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений, они становятся, образно говоря, пустыми мешками и в конечном итоге атрофируются»

В связи с этим важно, что игра формирует «учебную среду» мозга, игровая деятельность необходима человеку и с психологической, и с педагогической точек зрения. Она не произвольна, а целенаправленна и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Человеческая игра обусловлена множеством психолого-педагогических факторов: возрастных, личностных, инстинктивных, воспитательных и т. д. Игровая деятельность – это показатель интеллектуальных способностей личности и способ их развития, хотя нельзя забывать, что сегодня насаждаются и игры иного плана, развивающие в детях не столько творчество, сколько умственную пассивность и созерцательность. К таким играм относятся некоторые виды компьютерных игр: «Стратегия», «Квест», «3Д» - в основе которых лежит зрелищность, запрограммированность, подражательность, отсутствие творческого начала.

Обращение к научным исследованиям отечественных и зарубежных психологов, посвященным игровой деятельности, позволяет понять психологическую природу игры, обосновать ее педагогическое значение в жизни ребенка и использование ее в учебном процессе, а именно на таком специфическом предмете, как география.

Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей 19-го века, как В. Вундт, Г. Спенсер, Ф. Шиллер. Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства.

Для Шиллера игра есть эстетическая деятельность. Избыток сил, свободных от внешних потребностей, является лишь условием возникновения эстетического наслаждения, которое по Шиллеру, доставляется игрой. Введение Ф. Шиллером наслаждения как конституирующего признака, общего для эстетической деятельности и игры, оказало влияние на дальнейшую разработку проблем игр. Интерес Г. Спенсера к игре, как и у Шиллера, определен интересом к природе эстетического наслаждения. Однако проблему избытка силы, о которой говорит Шиллер, Спенсер ставит в более широкий эволюционно-биологический аспект. Для Спенсера различие между игрой и эстетической деятельностью заключается лишь в том, что в игре находят выражение низшие способности, в то время как в эстетической деятельности – высшие. Ближе всего к пониманию возникновения игры подошел В. Вундт. Он склонен считать источником игры наслаждение. Мысли, высказанные В. Вундтом, фрагментарны. «Игра – это дитя труда, - писал он. – Нет ни одной игры, которая не имела бы в себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу. Необходимость существования вынуждает человека к труду. А в нем он постепенно научается ценить деятельность своих сил как источник наслаждения». «Игра, – продолжает Вундт, – устраняет при этом полезную цель труда и, следовательно, делает целью этот самый приятный результат, сопровождающий труд»

Итак, зарубежные мыслители прошлого связали воедино два источника игровой деятельности – стремление к возвышенному, прекрасному, творческому и желание созидать, трудиться, творить.

Отечественный психолог Л. С. Выготский и его последователь Д. Б. Эльконин, исследуя природу игры, пришли к выводу о необходимости игровой деятельности при формировании личности, доказали, что игра является важнейшим средством воспитания интеллектуальных и познавательных способностей детей. Игра развивает мотивационно-потребностную, контролирующую, эмоциональную сферы ребенка. «…игра есть живой социальный, коллективный опыт ребенка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений» (16;125). Л. С. Выготский первым ввел научно обоснованное определение игры, включив в него и педагогический, и психологический, и трудовой аспекты. «…игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяет даже считать их полярно противоположными друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни» (16;128).

Эльконин Д. Б. продолжил, развил и расширил научные положения Выготского Л. С. об игровой деятельности. В книге «Психология игры» ученый провел исследования игровой деятельности, сделав выводы об особенностях этой деятельности на том или ином возрастном этапе формирования личности. Исследователь подчеркнул, что игра является одной из основных форм жизни ребенка, имеет ближайшее отношение «к потребностной сфере ребенка». «В ней [игре] происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым» (79;278). Игра, по мнению ученого-психолога, приводит к изменению позиции ребенка на новую позицию взрослого, в игре «развиваются общие механизмы интеллектуальной деятельности».

«Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самодеятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей» (79;288).

Итак, для Эльконина Д. Б. игровая деятельность является продуктивной деятельностью, способствующей развитию разных сфер личности ребенка. И в этом безусловна ее педагогическая польза. Исследованием природы игровой деятельности, ее особенностей в отечественной науке занимались П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. И. Фрадкин. Всех этих ученых объединяет главное – игровая деятельность – это не хаотичное, бесцельное бессодержательное явление в жизни ребенка, напротив, целенаправленная, серьезная форма деятельности, способствующая развитию различных сторон личности.

Выдающийся нидерландский мыслитель 20-го столетия Йохан Хейзинга утверждает, что понятие «человек играющий» выражает такую же существенную функцию, как «человек созидающий», что анализ любой человеческой деятельности до самых пределов сознания человека свидетельствует, что это не более, чем игра, что игра есть специфический фактор всего, что окружает людей в мире. Хейзинга во многих своих блестящих работах понятие игры настойчиво интегрирует в понятие культуры. Й. Хейзинга утверждает: «С давних пор шел я все определеннее к убеждению, что человеческая культура возникает и развертывается в игре, кА игра» (74;7). Ученый своей книгой «Человек играющий» доказывает, что творчество человека есть момент игры как момент истины. Рассматривая игровое действие в разных исторических пластах, Хейзинга приходит к важнейшим обобщениям: игра – необходимый способ социальной жизни, объективная основа нашего существования. Хейзинга связывает с культурой все архаические культовые действия, в которых, по его мнению, игры отражают христианские или иные религиозные идеи космических событий, а культ в своем драматургическом действии демонстрирует «замещающее представление». Этот вопрос рассмотрен Хейзинга в главе «Природа и значение игры как явление культуры» (74;41).

Определения, выводы Хейзинга актуальны и сегодня. «Игра как таковая перешагивает рамки чисто биологической или, во всяком случае, чисто физической деятельности. Игра – содержательная функция со многими гранями смысла. В игре «подыгрывает», участвует нечто такое, что превосходит непосредственное стремление к поддержанию жизни и вкладывает в данное действие определенный смысл. Всякая игра что-то значит. Если этот активный принцип, сообщающий игре свою сущность, назвать духом, это будет преувеличением; назвать же его инстинктом – значит ничего не сказать. Как бы к нему не относиться, во всяком случае этим “смыслом” игры ясно обнаруживают себя, это некий материальный элемент в самой сущности игры» (74;35).

Хейзинга определяет игру следующей формулой: «Игра есть добровольное действие или занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием “иного бытия”, нежели “обыденная жизнь”» (74;37).

Таким образом, в русле разрабатываемой проблемы важно, что:

- игра – это естественная форма деятельности человека с раннего детства до взрослости. Следовательно, в игровой деятельности проявляются качества и возможности личности;

- социальную природу игровой деятельности сближает с другими видами человеческой деятельности – искусством, трудом – стремление к творчеству, самореализации, желание обрести эстетический и жизненный опыт;

- социальная природа игры, ее внутренняя структура, динамика основных компонентов игровой деятельности определяют важное значение игры для развития ребенка;

- целенаправленность, динамичность игровой деятельности, отсутствие хаотичности, бесцельности в ней намечают конкретный подход к игровой деятельности человека в любой период жизни;

- познавательный, развивающий аспекты игровой деятельности позволяют целенаправленно и системно использовать ее в педагогической практике;

- игра, являясь одним из истоков искусства, в какой-то степени присутствуя в литературе в явном или скрытом виде, может быть использована при изучении художественной литературы в школе, т. к. игра формирует внимательного читателя, прививает ему эстетический вкус и развивает индивидуальность ребенка;

- игра является прекрасной формой формирования разносторонне и духовно развитой личности;

- планируя использование игровой деятельности на уроках литературы, педагог должен учитывать свойства игры и возрастные особенности личности.

В 70 – 80-ые годы советского периода В. Г. Маранцман, Т. В.Чирковская разрабатывали творческие методы изучения литературы, в частности использование уроков-драматизаций.

В этот же период О. И. Беловой, ученым-методистом, была разработана методика игровой деятельности на уроках литературы в 4-5 классах средней школы, в которой она создала типологию игр, предприняла попытку классифицировать их.

Интерес представляет классификация О. И. Беловой, данная ей в своей диссертации «Игра на уроках литературы как средство развития творческой активности школьников» и вступительная статья к книге «Игры на уроках литературы в 4-5 классах» (9). С точки зрения О. И. Беловой, все литературные игры объединены в две большие группы: читательские и исполнительские. Основой тех и других является чтение и изучение художественного текста, которые определяет характер деятельности учеников. В читательских играх выделяются словарные и стилистические. В исполнительских – интонационные этюды, этюды – импровизации, выразительное чтение, чтение по ролям, пантомимы, инсценировки. Исследования и выводы О. И. Беловой явились важным этапом в развитии методики игры на уроках литературы. В современной методической науке к игре на уроке литературы исследователи продолжают подходить по-разному.

Основываясь на научных трудах Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина и других ученых по теории игры, следует сформулировать понятие игры, которое ляжет в основу методических разработок. Игра – это форма познавательно-творческой деятельности человека, неразрывно связанная с искусством, содействующая активному приобретению ребенком общественно-социального и личного опыта, обнаруживающая аналогию с трудовой деятельностью, обусловленная возрастными особенностями ребенка.

В основу общих методических условий использования игры как способа организации урока литературы легли следующие свойства игры, отмеченные психологами, педагогами прошлого и сегодняшнего времени.:

1. Многофункциональность. Игра выполняет множество функций: познавательные, интеллектуальные, эстетические, эмоциональные, нравственно-воспитательные.

2. Коммуникативность. Игра развивает общительность, активность, внутреннюю свободу, помогает преодолеть возрастные психологические барьеры.

3. Адаптированность. Игровая деятельность планируется с учетом возраста, особенностей межличностных отношений в детском коллективе, создает неформальную обстановку, оказывает релаксирующее воздействие.

4. Целенаправленность. Игра учит ставить цели на определенном этапе развития, дает возможность увидеть перспективу.

5. Продуманность.

6. Подражательность.

7. Вариативность. Игра создает ситуацию выбора учителем и учеником форм деятельности, объединяет несколько видов деятельности: познавательную, трудовую и творческую.

8. Самоконтроль.

Таким образом, сами свойства игровой деятельности позволяют использовать игру в качестве эффективного педагогического средства организации урока литературы, разбивая привычные стереотипы школьной практики, давая простор детской и учительской фантазии.

1.4  Т ВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ – ОРГАНИЗАЦИОННО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЕРЖЕНЬ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

А. Н. Леонтьев ввел в психологию категорию «предметной деятельности» как фактора происхождения, функционирования и развития человеческого общественного и индивидуального сознания. Основу индивидуальности составляет конкретная структура «целокупных деятельностей» субъекта (48).

Опыт духовных и практических накоплений обеспечивается воспитанием, образованием и другими институтами социализации личности.

Деятельный подход в обучении литературе в настоящее время вновь, как в советской школе, начинает пониматься как формирование у учащихся умений работать с текстом. Кроме того, просматривается тенденция отказа от художественного произведения, от обязательного изучения русской классической литературы в средней школе (Стандарта). Любой текст как таковой и умение ученика работать с ним становится приоритетным.

Однако, отстаивая лучшее в опыте прошлых лет, стоит сказать, что литературно-творческая деятельность учащихся является одним из способов отражения сформированности индивидуальной художественно-эстетической культуры ученика. Современные молодые люди способны и реализовать все усложняющиеся социальные программы. Они «вписаны» в сложно дифференцированный макро - и микромир и связаны не только с непосредственно окружающей из средой, но также с глобальной социальной сферой и вселенско природной. Эти связи имеют и духовно-интеллектуальный, и деятельно-практический характер. Вопреки расхожему мнению о деградации стоит подчеркнуть, что интеллект подростков колоссально усложнился за счет количества многозначности воспринимаемой и перерабатываемой на практике информации, за счет развития активности творческого мышления во все усложняющейся структуре практической деятельности.

Вот почему так важно на уроке литературы, во внеклассной и внешкольной работе по предмету включить ученика в «диалог культур», другие сферы творческой деятельности, развивать его креативные и коммуникативные способности.

В качестве единой основы способностей и мотивации ко всем видам художественного творчества А. А. Мелик-Пашаев выделяет эстетическое отношение человека к действительности (52). Художественные способности интерпретируются им «не как совокупность компонентов, а как множественность проявления единого качества, характеризующего художника в целостно личностном плане», а «эстетическое обобщение» как «особый способ обобщения и классификации, отличный от рационально-логического и свойственный людям, обладающим развитым эстетическим отношением» (49; 4).

Положения А. А. Мелик-Пашаева чрезвычайно актуальны и представляют особый интерес в связи с темой дипломной работы. По его мнению, та область действительности, в которой человек – ребенок или взрослый – приобретает этот опыт расширенного, обновленного самосознания, как бы одновременно и вспоминает, и предвосхищает свои истинные возможности, становится для него пространством желанной и успешной самореализации. «Это определяет такую личностную позицию человека, такой тип отношения к миру в целом и к самому себе, который становится психологической первоосновой способностей к творчеству в данной области, частным случаем чего является “позиция художника”, художественное или эстетическое отношение к жизни» (49;11)

Важно замечание исследователя о том, что дети 6 – 10 лет обладают благоприятными психологическими предпосылками развития эстетического отношения и художественных способностей в целом и превосходят в этом отношении подростков и взрослых, не связанных с искусством и художественным творчеством. Нельзя не согласиться с автором в том, что при существующей практике обучения эти предпосылки остаются невостребованными и с возрастом утрачиваются, но при соответствующих психолого-педагогических условиях они успешно развиваются у многих детей.

Тесное сотрудничество А. А. Мелик-Пашаева с З. Н. Новлянской, Г. Н. Кудиной, создавших свою программу литературного развития учащихся 1-10 классов и воплотивших ее в практику школы, еще раз убеждает в правильности его выводов. Интересна его идея об интегрированном (без употребления этого термина) развитии эмоционального отношения детей к жизни на всех дисциплинах художественного цикла (50;51).

Изучение возможностей и условий целенаправленного развития эмоционального отношения у многих или у всех детей видится А. А. Мелик-Пашаеву, как важная психолого-педагогическая задача, а «при адекватных методах преподавания хотя бы части художественных дисциплин в общеобразовательной школе успешное художественное развитие оказывается возможным для многих, если не для всех детей» (49;31).

Психолого-педагогическое обоснование необходимости развития художественных и других способностей учащихся объясняет выбор творчества как способа организации урока литературы. С дошкольного возраста у детей накапливается опыт рецептивно-креативной деятельности. Художественные произведения, с которыми знакомятся дети «требуют» эмоционального отклика, осмысления. Учителя постепенно вовлекают учащихся в процесс «со-творчества» с писателем, предлагая разнообразные задания: подобрать эпитет, создать диалог и включить его в контекст произведения, подготовить пересказ от лица персонажа, написать сказку и многие другие. Эти задания творческого характера «разбивают» или с их помощью учителя литературы пытаются разнообразить, обновить сложившийся в практике опыт усвоения на уроке суммы знаний, фактов («нового материала»). По поводу художественного произведения и их авторов.

Однако творчество как способ организации всего урока литературы требует иной модели, в основе которой будет постановка художественной задачи и ее коллективное решение.

Проблема творчества как самореализации личности – одна из тех, которые постоянно привлекают внимание ученых различных областей знания: психологов, социологов, педагогов, а также учителей-практиков. О способности детей школьного возраста к творчеству говорила еще в начале XX века М. А. Рыбникова, прослеживая в практике работы эффективность предложенного пути – «от маленького писателя к большому читателю». Опыт Л. Н. Толстого, который она изучала в Яснополянской школе, позволил ей в трудные годы становления советской школы внедрить в уроки многочисленные творческие задания: «сказывание» сказок, составление произведения из фрагментов («Смерть чиновника» А. П. Чехова), сочинение по пословице, сочинение загадок, стихотворений и т. п. Сочинительство на уроке литературы М. А. Рыбниковой нередко соседствовало с игрой, соревновательностью.

В конце XX – начале XXI века наблюдается «взрыв» учительского интереса к опыту творческой работы с учащимися. В. Г. Маранцман в своей классификации методов обучения литературе выделил литературное творчество как один из основных. Этот метод положен в основу его «Программы литературного творчества учащихся», предложенной в 80-е годы XX века. Учителя литературы, осваивая новые педагогические технологии, разрабатывают методику подготовки и проведения коллективного творческого дела, коллективного сочинения, иллюстрирования сборника стихов поэта, создания литературного сценария, литературно-художественных диалогов и многие другие варианты содержания такого урока.

Таким образом, у данного способа организации урока литературы большие потенциальные возможности. При этом личностная, социально-психологическая совместимость всех субъектов художественной коммуникации или участников учебных ситуаций, связанных с искусством, в данном дипломном проекте не рассматривается. Однако можно предположить, что в классе на уроке творчества учителем создан здоровый нравственно-психологический климат, каждый участник художественной коммуникации находится в равных условиях, заинтересован в решении художественной задачи. Исходя из того, какой вид деятельности, рецептивно-креативный или собственно художественный, избирают учитель и учащиеся, можно использовать алгоритм, предложенный А. Б. Ланцовой на уроке развития речи, на уроке творчества школьников (47; 39-40). Данный алгоритм создания речевого произведения учеником или учениками соотносится с основной задачей урока на основе творческой деятельности, а также других перспективных способов организации урока литературы – развивать индивидуальный стиль мышления и речи подростка. Он дает возможность ученику самореализоваться, проявить свои художественные способности, поучиться у своих одноклассников фантазированию, художественному видению, воображению, образной памяти и многому другому, индивидуально или коллективно решить художественную задачу.

ГЛАВА 2. ВАРИАТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ, ИНТЕГРАЦИИ, ИГРЫ, ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ

2.1 ОПЫТ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ИЗУЧЕНИЯ РУССКИХ БЫЛИН В 6 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Система занятий охватывает изучение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и былины «Вольга и Микула Селянинович». На изучение этих фольклорных произведений отводится 4 часа. Тематика уроков следующая:

1 урок. Былина как один из видов устного народного творчества. «Славный богатырь святорусский» Илья Муромец.

2 урок. Героические страницы русской истории. Враги земли русской и ее бескорыстные мужественные защитники.

3 урок. Богатырь Илья Муромец – любимый герой русских былин.

4 урок. Богатырская сила на земле русской.

При проведении занятий воплощалась главная методическая идея: личностно ориентированное изучение русских былин повышает качество знаний учащихся, выводит их на новый уровень самостоятельной деятельности, воспитывает ответственность за свою работу и всей группы. Каждый урок в системе уроков по изучению былин решал собственные познавательные, развивающие и воспитывающие цели и задачи, которые были дифференцированы. Выполняя познавательные цели и задачи ученики 1-й группы давали определение былины, выделяли главные жанрообразующие признаки, понятия, систематизировали исторический материал. Вторая группа работала над образами Ильи Муромца и Соловья Разбойника, поэтому их внимание учитель обращал на взаимовлияние разных искусств (литературы, фольклора), на появление новых мультфильмов: «Алеша Попович и Тугарин Змей» и других.

Илья Муромец на основе такой работы являлось формирование умений синтезировать материал из разных видов искусства для создания образа русского богатыря (в данном случае Ильи Муромца по предложенному учителем плану). Кроме того, они участвовали в отборе основных признаков понятия «былина».

Участникам 3-й группы предлагалось вспомнить событийную сторону былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», найти постоянные эпитеты, сравнения, олицетворения и определить их назначение для создания образа Ильи.

Развивающие цели и задачи также были дифференцированы. Если участники 1-й группы, осваивая аналитико-синтетические виды деятельности, самостоятельно решали проблемные познавательные задачи и выходили на собственные оценки и суждения, то учащиеся других групп работали под руководством учителя, приобретая умения составлять характеристику, навыки устного словесного рисования, анализа своего ответа и ответа учеников своей группы и других групп.

Воспитательные цели и задачи для всех групп были едиными: воспитывать любовь к родной земле, интерес к русской истории, произведениям искусства, отражающим важные для русского государства события, а также формирование чувства гордости за Русскую землю и ее защитников.

Эти дифференцированные цели и задачи первого урока постепенно усложнялись путем сравнения былины с жанром народной сказки, стихотворением, через работу с эпизодами былин, благодаря составлению лексического комментария и другим интересным видам деятельности.

Индивидуальные задания были предложены одаренным детям, занимающимся в художественной школе (Школе искусств): подготовить рисунки к темам уроков. Ученикам с развитым художественным воображением давались задания по устному словесному рисованию. Один ученик делился впечатлениями от просмотра популярного мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Дифференциация как организационный «стержень» каждого урока и всей системы занятий по былинам позволяет прогнозировать поступательное движение в литературном развитии каждой группы учащихся и отдельного ученика внутри группы (41). Так, ученики 1-й группы на первом уроке составляют игру «Литературное лото», которая займет 3 – 5 минут, но потребует от ребят привлечь большой объем знаний и систематизировать их. Для одаренных и подготовленных участников этой группы такая работа по силам, она развивает их интеллект. Кроме того, эти ученики готовят план устного рассказа и сообщения на заданную тему. Дома ребята этой группы смогут самостоятельно составить словесный портрет героя, над которым работали 2-я и 3-я группы в классе. На следующем уроке учащиеся «погружаются» в более сложный вид работы с былиной: проводят наблюдение над лексическим составом произведения фольклора, выявляя характерные особенности. Групповая деятельность по предложенному заданию экономит время на уроке. С сообщением выступает один ученик, которого выбирают участники групповой работы. Вклад каждого ученика «озвучивается» в выступлении товарища. Его сообщение – пример для подражания, так как следующий раз перед классом отвечать придется другому участнику.

Домашнее задание по 2-му уроку этой группе носит проблемный характер: «Почему при описании внешности Ильи Муромца не используются гиперболы, так характерные для этого жанра?»

На всем занятии ученикам 1-й группы предстоит большая аналитическая работа – сравнение былины со сказкой. Так как такой вид деятельности учащимися еще не осваивался, руководит выполнением задания учитель. На 4-м уроке им предоставляется возможность самим сделать сопоставительный анализ, но в новой учебной ситуации – сравнивается стих и былина. Использование исследовательского метода обучения фольклору участников 1-й группы можно считать итогом в их развитии по данной теме.

Аналогично выстраивается работа со 2-й и 3-й группами, однако большее внимание уделяется не самостоятельной деятельности учащихся, а совместной с учителем.

Так, со второй группой готовится словесный портрет героя по плану, который предлагают ученики, а корректирует его учитель. Готовый план ответа по описанию портрета героя дает учитель ребятам 3-й группы.

Лексический комментарий былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» обе группы готовят вместе с учителем.

Совместная деятельность учащихся нередко при такой организации труда отводится на заключительный этап каждого урока, на котором, например, записываются жанрообразующие признаки былины, дается определение этого жанра устного народного творчества.

На уроке развития речи по теме «Богатырская сила на земле русской» методические рекомендации по жанру сочинения (описание, рассуждение, сопоставительная характеристика) даются каждой группе и отдельным ученикам внутри группы.

Сочинение-описание Ильи Муромца рекомендуется писать ученикам менее подготовленным, с низким уровнем литературного развития, склонным к фотографичности восприятия героя произведения фольклора и литературы. Кроме того, у них есть уже готовый план к образу Ильи. Сочинение в жанре рассуждения рекомендовано ученикам, склонным давать оценку поступкам героя, высказывать собственное мнение, делать умозаключения и т. п.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа по изучению русских былин позволяет увидеть основной организационный стержень урока, на который, постоянно варьируясь, «нанизывается» то групповая, то индивидуальн

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Способы организации современного урока географии". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 834

Другие дипломные работы по специальности "Педагогика":

Метод языкового анализа на уроках русского языка

Смотреть работу >>

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Смотреть работу >>

Организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку

Смотреть работу >>

Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

Смотреть работу >>

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей

Смотреть работу >>