Дипломная работа на тему "Специфика профессионального взаимодействия социального педагога с семьей"

ГлавнаяПедагогика → Специфика профессионального взаимодействия социального педагога с семьей




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Специфика профессионального взаимодействия социального педагога с семьей":


Содержание

Введение

Глава 1. Анализ теоретических подходов к процессу взаимо действия социального педагога и семьи

1.1 Характеристика теоретических подходов к функциям семьи в современном социуме

1.2 Семейная психолого-педагогическая культура как основа взаимо действия социального педагога и семьи

1.3 Основные цели, принципы, направления и содержание организации взаимо действия социального педагога и семьи

Глава 2. Эмпирические исследования взаимо действия социального педагога и семьи в Реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Курска

2.1 Методологические основы эмпирического исследования специфики профессионального взаимо действия социального педагога с семьей

2.2 Результаты эмпирического исследования специфики профессионального взаимо действия социального педагога с семьей

2.3 Социально-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений

Заключение

Библиографический список

Приложения

социальный педагог семья взаимодействие

Введение

Заказать написание дипломной - rosdiplomnaya.com

Уникальный банк готовых оригинальных дипломных проектов предлагает вам скачать любые работы по требуемой вам теме. Мастерское выполнение дипломных проектов по индивидуальному заказу в Саратове и в других городах РФ.

Актуальность проблемы дипломной работы определяется социальными условиями современного российского общества и обусловлена необходимостью преодоления противоречивых стереотипов восприятия, мышления и деятельности в целях конструктивного взаимо действия с социальной реальностью по оптимизации социальной жизни и реализации положительного потенциала социума.

Современный социум создаёт напряжённую ситуацию для семьи. В этих условиях особую значимость приобретают условия социально-педагогической работы с семьёй. Этот вид обеспечения высокого профессионального подхода входит в проблемную область теории, методики и организации социально-культурной деятельности (педагогики социально-культурной сферы), социального воспитания, социальной защиты и поддержки семьи. Особенно актуальной становится задача разработки таких социально-культурных условий системы взаимодействия по восстановлению собственного потенциала семьи, которая бы значительно снизила вероятность её десоциализации.

Научные исследования, практика профессионального взаимо действия с семьёй свидетельствуют о том, что важное значение здесь приобретает необходимость создания действенной системы социально-культурных условий взаимо действия социального педагога и семьи, т. к. некомпетентность в этом вопросе может ещё более осложнить внутрисемейные проблемы и негативно сказаться на участии семьи в решении проблем дальнейшего развития нашего общества.

Возникаетпротиворечиемеждупониманиемнеобходимостирезультативныхдействийповзаимодействиюсоциальногопедагогаисемьиинезнаниемусловий, путей, средств, методов, способовреализацииэтихрезультативныхдействий.

Степень научной разработанности проблемы. Ряд крупных отечественных исследователей в своих работах исследуют отдельные аспекты социального взаимодействия: общение, межличностное взаимодействие, межличностные отношения, контакт и др. Так, теоретические проблемы общения рассматриваются в фундаментальных работах Г. М. Андреевой, Я. Л. Коломинского, Б. Ф. Ломова и др. Вопросам, связанным с межличностными отношениями в различного рода группах, где наряду с общением и взаимодействием рассматриваются вопросы коммуникации, посвящены работы A. A. Будного, Е. С. Кузьмина, В. Н. Мясищева, Л. И. Новикова и др.

Освещение проблем развития контактов между людьми и формирования межличностных отношений, воспитания культуры общения вызывает интерес и у исследователей, изучающих различные аспекты социально-культурной и культурно-досуговой деятельности: А. И. Аверьянов, О. И. Даниленко, А. Д. Жарков, С. Н. Иконникова, Т. Г. Киселёва.

Вработах З. И. Никулиной, B. C. Садовской, Ю. А. Стрельцова анализируется феномен общения в клубных объединениях, их возможности в удовлетворении коммуникативных потребностей участников коллективов, роль руководителя объединения в организации общения, контактирования и пр.

Ряд исходных методологических вопросов, связанных с изучением брака, семьи в современной социологии и демографии, духовно-нравственных проблем семьи, культуры семейных отношений (что представляет для нас наибольший интерес), поставлен учёными А. И. Антоновым, И. В. Бестужевым-Лада, Э. К. Васильевой, А. Г. Волковым и др.

Как показал теоретико-методологический анализ исследования системы взаимо действия социального педагога и семьи, она становится значимой и приобретает особое звучание в настоящее время.

Объект дипломной работы-взаимодействие социального педагога с семьей как феномен реальной действительности.

Предмет дипломной работы-специфика профессионального взаимо действия социального педагога и семьи.

Цель дипломной работы – разработать модель профессионального взаимо действия социального педагога и семьи.

Для достижения этой цели решаются задачи:

1. Изучить характеристики понятий «взаимодействие», «социальноев заимодействие» в наиболее известных в отечественной и зарубежной науке теориях взаимодействия;

2. Выявить основные направления организации процесса взаимо действия социального педагога и семьи;

3. Определить специфику социальных условий взаимо действия социального педагога и семьи;

4. Эмпирически проверить эффективность профессионального взаимо действия социального педагога и семь;

5. Разработать методические рекомендаци по эффективной организации процесса взаимо действия социального педагога и семьи.

Гипотезой дипломной работы явилось предположение о том, что взаимодействие социального педагога с семьей в условиях социально реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Курска целесообразно осуществлять с применением диагностических методик ориентированных как на родителей так и на детей, а также реализацией личностно ориентированных технологий коррекционной работы.

Методологическая база дипломной работы. В решении задач дипломной работы автор исходил из основных положений психолого-педагогических концепций взаимодействия.

База дипломной работы. Работа велась с семьями воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Курска.

Автор дипломной работы принимал непосредственное участие в работе реабилитационного отделения в должности воспитателя и социального педагога, организатора досуговой деятельности.

Практическая значимость дипломной работы заключаетсявтом, что:

• выявлены социальные условия реализации и совершенствования целостной системы взаимо действия социального педагога и семьи, обеспечивающие дифференцированный подход к семье как к субъекту саморазвития и саморегуляции по созданию новых возможностей в освобождении потенциала самопомощи;

• определены условия, обеспечивающие повышение качества взаимо действия социального педагога и семьи; сформулированы принципы и методы этого взаимодействия как неотъемлемого компонента деятельности социального педагога.

Эффективность процесса взаимодействияс оциального педагога и семьи находится в прямой зависимости от становления семейного воспитательного потенциала на основе учёта общих тенденций развития социума, региональных, национальных, культурно-исторических традиций, посреднической партнерской деятельности специалиста в целях изменения педагогической ситуации в социуме, повышения семейной психолого-педагогической культуры, со действия саморазвитию личности, расширения парадигмы помощи, научно-методического обеспечения её функционирования.

Основное исследование прошло в четыре этапа:

Первый этап (с 1.08.09 по 26.10.09) заключался в изучении специальной литературы по теме «Специфика профессионального взаимо действия социального педагога с семьей», в выявлении социально-педагогических проблем в работе с детьми, в определении объекта, предмета, цели и задач, в формулировании рабочей гипотезы и разработке плана эмпирического исследования.

Второй этап (с 26.10.09 по 22.11.09) связан с осуществлением основной социально-педагогической работы по теме «Специфика профессионального взаимо действия социального педагога с семьей».

Третий этап (с 30.11.09 по 27.12.09) на данном этапе проводилась исследовательская работа, анализ и обобщение полученных данных.

Четвертый этап (с 20.01.10 по 1.04.10) заключался в составлении.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы (56 источников), приложения. Исследование проиллюстрировано семью рисунками, в работе представлено3 таблицы.

социальный педагог семья взаимодействие

Глава 1. Анализ теоретических подходов к процессу взаимо действия социального педагога и семьи

1.1 Характеристика теоретических подходов к функциям семьи в современном социуме

Семья – необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление, функционирующая как институт воспроизводства человека и его воспитания. Семья является тем социально-культурным образованием, где индивид получает первый опыт организации жизнедеятельности в основных её проявлениях – в производительной деятельности и быту. В семье он приобретает навыки общения и повседневного поведения, уроки будущей семейной жизни, представления о жизненных целях и ценностях, приобщается к нормам и эталонам культуры. В этом и состоит назначение семьи. Проблема семьи как сложного социального явления и социокультурной ценности служит объектом исследования многих наук. В соответствии со спецификой своего предмета каждая из них выявляет особые стороны ее функционирования и развития. Так, в философии семья рассматривается с точки зрения смысла, назначения, сущности, жизненных идеалов, любви, счастья, радости полноценного существования[1]. Социология сосредотачивает внимание на анализе семьи как общественного института, основанного на браке и выполняющего в обществе определённые функции, на исследовании причин нестабильности части браков и путей укрепления семьи. Медицина занимается вопросами охраны детства, материнства, планирования семьи. Правоведение исследует брачно-семейные отношения как объект права. Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи - потребительской, а иногда и производственной ячейки[2]. Семья в демографии рассматривается как первичная ячейка возобновления поколений, особенностью которой является изучение не отдельных семей, а совокупности семей, и не отдельных людей, а поколения в целом. Эта наука исследует такжеде мографическое развитие семьи, то есть все изменения в её составе, имеющие значение для воспроизводства населения.

В психологии ставятся вопросы полового созревания, формирования и развития детоцентричности, семейного благополучия, предбрачного ухаживания и мотивации брачного выбора, любви, совместимости и взаимной адаптации, взаимоотношений в семье, общения, рассматриваются стили семейного воспитания и их коррекции и др. В педагогических исследованиях идёт речь о воспитательном потенциале семьи, об общих основах и специфике семейного воспитания, семье как воспитательном коллективе, путях повышения педагогической культуры родителей[3].

Семья как социальный институт выполняет конкретные функции, то есть осуществляет определённые виды деятельности в системе общественных отношений. Вопрос о функциях семьи проблематичен и неоднозначно решается в отечественной и зарубежной науке. Наличие множества точек зрения свидетельствует о различных исследовательских подходах (философском, социологическом, психологическом, педагогическом). Классификации функций семьи многообразны, однако в них неизменно определяются следующие функции: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, организация досуга, воспитательная, отражающие общественное назначение семьи и охватывающие собой основные направления её жизнедеятельности, дающие интегральную оценку нравственной жизнеспособности общества.

Своими корнями функции уходят в потребности личностные и общественные. Потребность при этом является побудительным началом – она порождает функцию, а через функцию реализуется потребность. Это проявляется в названии функций: воспроизводство потомства, материальная взаимопомощь, совместная деятельность, взаимовоспитание, потребность личности в общении и самореализации.

Естьнеобходимостькороткоостановитьсянаихсодержании, рассматриваяэтифункцииваспектеихзначениядлясемейного воспитания.

Репродуктивнаяфункциясемьисостоитввоспроизводствежизни, продолжениичеловеческогорода. Семьяодновременнопринимаетучастиенетольковколичественном, ноивкачественномвоспроизводственаселения. Этопреждевсегосвязаносприобщениемновогопоколениякнаучно-культурнымдостижениямчеловечества (социализация, инкультурация, гоминизация),споддержаниемегоздоровья, спредотвращением«воспроизведениявновыхпоколенияхразличногородабиологическиханомалий».

Хозяйственно-экономическая функция семьи включает в себя следующие основные компоненты: участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, накопление частносемейного имущества и обеспечение его наследования, формирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности[4].

Весьма серьёзную роль в воспитании играет умело организованный досуг. Социальная роль его заключается в том, что он служит средством восстановления физических и духовных сил человека, подготавливает его к дальнейшей трудовой и общественной деятельности. Семейный досуг включает в себя: просмотр телепередач, слушание радио, чтение, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми; посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, проведение ежегодного совместного отпуска; туристические походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников.

Повышению роли досуга способствует благоприятный уклад семейной жизни: взаимное поддержание здоровья, жизненного тонуса, правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между её членами, планирование труда и отдыха.

Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. В семье воспитываются и взрослые, и дети Поэтому воспитательная функция имеет три аспекта: первый – передача взрослыми членами (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) детям накопленного социального опыта (семья как институт первичной социализации); второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена в течение всей его жизни; третий аспект – постоянное влияние детей на родителей (и других членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

В последнее время социологи и психологи, помимо традиционных, всё чаще отмечают коммуникативную функцию семьи. Можно назвать следующие ее компоненты: организация внутрисемейного общения; посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой коммуникации, литературой, искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер её восприятия.

Внутрисемейное общение оказывает сильное влияние на все стороны жизни семьи. Для него характерны особая доверительность, поиск моральной защиты и сопереживания, психофизиологический комфорт. Тенденции нового времени влекут за собой обогащение, умножение содержания функций. Так, К. Е. Игошев, Г. М. Миньковский[5] ведут речь о появлении производительно-трудовой (или экономической) функции. Авторы отмечают, что трактовка семейного труда только как хозяйственно-бытового (с акцентом на домашнее хозяйство) требует серьёзных корректив в свете современных социальных процессов[6].

Неоднозначность освещения данной темы в изученной нами литературе позволяет предположить: во-первых, высвечивается многомерность проблемы; во-вторых, в какой-томере, очевидно, имеет место смещение социальных ролей и функций семьи; в-третьих, эти исследования создают общие предпосылки для специальных исследований по семейной проблематике, имею тважное методологическое значение, так как позволяют определить не только направленность процессов, протекающих в современной семье, но дают возможность выявить ценностные ориентации, которыми руководствуются члены семьи в своем поведении, и в каком соотношении они находятся с ценностями, принятыми в обществе.

Таким образом, даже краткий обзор научной литературы в этой области позволяет констатировать сложность самого явления «семья», живущей по законам системно-функциональной достаточности, её наличное состояние в связи с теми изменениями, которые происходят в обществе и, естественно, находят своё отражение в семье, влекут за собой существенные сдвиги в структуре семьи, её потребностях и функциях.

Важнейшие перемены в развитии семьи и семейных отношений, как отмечает А. Г. Вишневский[7], следующие: видоизменение функций семьи, ее состава и размера; изменение структуры власти в семье и характера внутрисемейных отношений; изменение характера взаимо действия семьи с другими социальными институтами; изменение индивидуальных стратегий семейной жизни. Данные изменения можно оценивать с разных точек зрения, но все они имеют общую доминанту: в них отражается меняющееся соотношение личности и общества.

По мере развития общественных отношений обогащаются и семейно-брачные. Это ведёт к изменению содержания функций семьи. Одни из них усложняются, видоизменяются, как, например, воспитательная, психологическая функции. Другие становятся соподчинёнными (распределение функциональных обязанностей). Это отнюдь не означает отмирания любой из названных функций. Просто речь идёт о новом внутреннем содержании в жизнедеятельности семьи. Все они в качестве составных входят в уклад жизни семьи, отвечают её социально-нравственному назначению. От того, как понимают родители семью, каков семейный уклад, зависит направленность и характер семейного воспитания.

В современных условиях семью нужно рассматривать во всей совокупности присущих ей функций. Поскольку в реальной семейной жизни указанные выше функции и отношения выступают в единстве, слитно, находятся в органической взаимосвязи, то и воспитательный заряд, который они несут, выступает как целостный процесс воз действия семьи, семейных отношений на развитие личности ребёнка.

Семья в силу своей социально-биологической природы является первичным институтом социализации человека, опосредующим звеном между социальными нормами и процессом развития личности. Воспитательный потенциал семьи реализуется в функциях. Она воспитывает так, как функционирует. Однако для того, чтобы семья стала действительно стабильной, могла успешно выполнять свои социальнозначимые функции, необходимы серьёзное и всестороннее содействие семье, помощь и поддержка. Воспитательная функция семьи может быть представлена следующими компонентами:

- осознание родителями ответственности за воспитание; ориентация на общечеловеческие ценности; направленность воспитательных усилий в будущее и соотнесение их с требованиями, которые ставит перед ребёнком его дальнейшая жизнь;

- наличие у отцов и матерей психолого-педагогических знаний о задачах и методах воспитания детей; способность изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменениями обстоятельств жизни ребёнка;

- умение понять своего ребёнка и помочь, тепло относиться к нему; уважительное отношение к нему и его праву на самостоятельность; умение объективно оценивать своего сына или дочь;

- знание родителями своего ребёнка;

- регулярность контакта семьи и школы через посредничество социального педагога, взаимосотрудничество и взаимообучение; самоорганизация и саморегуляция родителей; самообразование и самовоспитание. В конечном итоге они являются показателями психолого-педагогической культуры семьи.

Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей—устойчивость его результатов. Так, позитивный характер воспитания родителями детей раннего и дошкольного возраста положительно потом отражается на их учёбе, трудовой деятельности. Отношения родителей между собой, ихотношение к детям, внутрисемейная атмосфера в целом-всё это является для детей незаменимой школой отцовства и материнства. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. Оно продолжается всю жизнь.

В семье три группы детерминант существенно влияют на личность ребёнка: среда, деятельность и семейное воспитание.

Социальная среда включает макро - и микросреду. Соотношение макро-и микросреды-одно из проявлений диалектики общего и особенного. Сущностью первой являются господствующие в обществе производственные отношения, а также те элементы общественной надстройки, которые выступают по отношению к формирующейся личности как объективные, не зависящие от её воли и сознания. Микросреда (микросоциум) есть непосредственное окружение человека, повседневно воздействующее на его сознание и поведение, важнейший фактор, ускоряющий или сдерживающий процесс самореализации личности. Характеристика конкретного общества формирует ту социальную среду, в которой существует семья. Избежать влияния среды на индивида невозможно[8].

Семья на всех этапах жизни человека –один из важнейших компонентов в микросоциуме. В качестве непосредственного социального окружения она обладает максимальными по сравнению с любым другим институтом воспитания возможностями для постепенного приобщения детей к нравственным ценностям, введения их в сложный и противоречивый мир.

Современная семья в силу определённых причин бедна по своим социальным целям, утилитарна, в функциональном отношении зачастую беспомощна, имеет место в ней сужение своего личностного начала, отмечается недостаток психолого-педагогической культуры, что и определяет, во многом, социальный уровень института семьи.

Отлучение детей от родителей в течение десятилетий и подмена семьи воспитанием в яслях-саду, школе-интернате привело к глубинным деформациям в психологии людей. Воспитание детей в семье низведено до примитивного уровня питания, одевания, наказания; отождествлено с назиданиями, поучениями. Сложность и в том, что в связи с обострением экономической ситуации условия жизни в настоящее время настолько неблагоприятны, что для большинства матерей и отцов работа в двух-трёх местах – явление необходимое, вопрос выживаемости. Это сокращает время общения с ребёнком, обедняет его социально-коммуникативные связи, мешает повышению образовательного и культурного уровня родителей. В итоге воспитательный потенциал семьи снижается, что наглядно подтверждается результатами данной дипломной работы.

Таким образом, семья выступает как специальный объект и субъект социально-педагогического воздействия и взаимодействия, когда профессиональные усилия социального педагога направляются на нейтрализацию её отрицательных влияний на детей, перестройку отношений в семье, создание основ формирования социальнозначимых культурных ценностей.

1.2 Семейная психолого-педагогическая культура как основавзаимо действия социального педагога и семьи

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами, которые исторически обусловливаются системой общественных отношений, национальными обычаями, традициями, культурой, в конечном итоге её укладом.

Развитие личности ребёнка в семье в решающей степени происходит под воздействием семейного уклада. В связи с этим заслуживает внимания вопрос о категориальном статусе понятия «семейныйуклад». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля под укладом понимается «устройство, учреждение, устав, порядок». В «Философском энциклопедическом словаре» слово «уклад» расшифровывается только как «целостная система производств, отношений определённого типа, образующая общественную форму производства».

Большинство педагогов, говоря об укладе, указывает его различные компоненты, но ещё нет единого мнения в определении семейного уклада и его структурных компонентов. Например, Г. Л. Могилевская[9] к основам семейного уклада относит совместный труд, дружелюбие, заботливость и уважение. Помнению Л. М. Николаевой, основой семейного уклада является нравственная позиция семьи, характеризующаяся сложившейся совокупностью интеллектуальных и нравственных норм, отношением родителей к жизни, труду, детям. Более близка к нашей дипломной работе точказрения Л. И. Маленковой о семейном укладе, о том, что в семье, как правило, складываются определённые отношения к ценностным ориентациям общества, которые реализуются в укладе жизни семьи: в быту и ведении хозяйства, организации праздников, в различных формах досуга, в общении с определённым кругом родных, друзей и знакомых семьи, в эстетическом оформлении интерьера[10].

Представляет определённый интерес по данному вопросу в содержательном аспекте позиция Р. Берне[11] в книге «Развитие Я-концепциии воспитания».Р. Берне, рассматривая вопросы формирования Я-концепции у детей, выделяет ряд факторов, относящихся к укладу семейной жизни: воспитательный стиль родителей; отношения между родителями; отсутствие одного из родителей вследствие смерти или развода; работа матери и связанный с этим еёс оциальный статус; размеры семьи и старшинство среди детей». Но в то же время он указывает, что они ещё не получили достаточного теоретического исследования. Нами предпринята попытка частично восполнить этот пробел, обосновать значимость семейного уклада как основы воспитательного потенциала семьи, его связи с психолого-педагогической культурой семьи.

Так, А. Г. Харчев отмечал, что «семейное воспитание зависит от многих обстоятельств, среди которых главную роль играет образ жизни и поведение родителей».

В. В. Бойко относит образ жизни семьи к факторам внутренней регуляции репродуктивного поведения, то есть постоянному стереотипу организации ее быта, досуга и ролевого поведения. В контексте адаптационного поведения родителей и рождаемости образ жизни семьи выступает в двух видах: с одной стороны, он зависит от числа имеющихся детей, а с другой – подчиняет себе репродуктивное поведение супругов.

Э. К. Васильева[12], рассматривая образ жизни семьи, включает такие компоненты: репродуктивно-воспитательную деятельность, ведение домашнего хозяйства, использование досуга, трудовую деятельность в сфере общественного производства, общественно-политическую деятельность, общение. По её мнению, уклад жизни –понятие более широкое и употребительное преимущественно по отношению к сложноорганизованным сообществам людей.

Другие исследователи пришли к выводу, что ведущим в формировании личности ребёнка является нравственнаяа тмосфера в семье, её стиль жизни.

В настоящее время условно выявлены три типа семейного уклада: благоприятный, педагогически противоречивый и неблагополучный и их взаимосвязь с психолого-педагогической культурой.

Сильными сторонами уклада семьи являются взаимная забота и уважение, общая слаженность семьи на позитивной эмоциональной основе, умелое педагогическое воздействие на детей. В данном случае семейная микросреда устраняла для ребёнка страх, боязнь наказания, способствовала его нравственному развитию.

Другой тип семейного уклада—педагогически противоречивый. Он характеризуется тем, что при наличии социально-ценностных ориентации семьи нравственная и трудовая атмосфера её является противоречивой, отношения между взрослыми и детьми складываются стихийно, вызывают ссоры и семейные конфликты, что мешает успешному воспитанию детей. Уровень психолого-педагогической культуры родителей в такой семье в основном средний[13].

Третий тип уклада семейной жизни - неблагополучный. Ему присущи не урегулированные отношения между членами семьи, обеднение социально-коммуникативных связей ребёнка, полное или частичное отсутствие педагогически целесообразной организации жизни взрослых и детей, нарушение правил поведения в быту, гипертрофия материальных потребностей и преобладание их над духовными, нередко накопительство, пьянство, аморальное поведение родителей. Уровень психолого-педагогической культуры родителей низкий или отсутствует.

Таким образом, в результате анализа отдельных компонентов уклада семьи выявилась зависимость между влиянием семейного уклада и развитием самостоятельности у детей как интегрального качества личности. Чем положительнее воздействие на детей уклада жизни семьи, тем успешнее идёт формирование самостоятельности, в целом процесс воспитания. Здесь налицовзаимосвязь между семейным укладом и психолого-педагогическойкультурой.

Возникает необходимость рассмотреть вопрос о семейной психолого-педагогической культуре, как об одном из основных компонентов семейного уклада, важнейшем критерии и основании системы взаимо действия социального педагога и семьи, касаясь вопроса о культуре вообще.

Философское понимание культуры, её многозначная трактовка, влияние на развитие личности, утверждение культуры в человеческих поступках представлены в подходах многих ученых.

Независимо от разных подходов к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура равно как через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.

Особенностью процесса функционирования культуры является то, что любой факт культуры является единством материального и идеального, так как материальная культура всегда является воплощением определённой духовной культуры, равно как и духовная культура может существовать только будучи овеществленно опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение.

При анализе различных концепций культуры в науке выявилось много противоречий в подходе к рассмотрению данного феномена. Несмотря на огромное количество этих исследований, пока ещё не выработаны единые представления о её природе. Различные попытки систематизации представлений о культуре-от расширительной «ценностной» до специальной «семиотической» выявили лишь различные аспекты её целостного бытия.

Психолого-педагогическая культура - это составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье.

В трудах таких видных отечественных и зарубежных педагогов, как Я. А. Коменский, Д. Локк, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, А. Н. Острогорский, В. А. Стоюнин, ставятся вопросы о культуре семейных отношений; ог лавенствующей роли родителей в формировании личности ребёнка; влиянии семейного уклада на детей; о пользе педагогической литературы для родителей в плане самообразования, расширения теоретических знаний в области семейного воспитания.

П. П. Блонский говорил о важности педагогического просвещения родителей и призывал создать родительские союзы, кружки, курсы, библиотеки, лектории. Поскольку родители являются первыми воспитателями детей, то, по его мнению, начинать семейное воспитание нужно с них. Он также настаивал на обязательных медицинских консультациях для вступающих в брак, чтобы снизить фактор риска, связанный соз доровьем будущих детей. Представляет интерес его идея о проведении «педагогических испытаний» будущих супругов-получение ими специального аттестата об уровне знаний по вопросам семейного воспитания.

Изучение многолетнего опыта школьно-семейного воспитанияв Павлышской средней школе даёт толчок для дальнейшего развития семейной психолого-педагогической культуры, ибо невозможно решить ни одной задачи обучения и воспитания, не заботясь о психолого-педагогической культуре родителей.

Современное состояние проблемы педагогической культуры семьи раскрывается в исследованиях Л. С. Алексеевой, И. В. Гребенникова, Ю. Я. Левкова, Т. В. Лодкиной, Е. И. Наседкиной, Ю. А. Петрова, В. Я. Титаренко, С. Н. Токаревой, В. В. Чечет, О. Н. Урбанской и др. По их мнению, основой совершенствования семейного воспитания является работа по повышению педагогической культуры родителей, важной составной частью которой выступает педагогическая подготовка отцов и матерей, включающая в себя целенаправленное научное просвещение. В этих работах выявляется взаимосвязь педагогического просвещения и самообразования, затрагивается вопрос о влиянии народной педагогики на семейное воспитание, подчёркивается, что высокий уровень педагогической культуры немыслим без сочетания сознательной родительской любви к детям с высокой требовательностью к ним.

Исследование семейной психолого-педагогической культуры предполагает выяснение ряда вопросов: определение её сущности, характерных признаков как целостного феномена.

Важное значение работ И. В. Гребенникова определяется, на наш взгляд, тем, что в них рассматривается педагогическая культура во взаимосвязи с проблемами семейного воспитания как специфическая особенность родителей, реализуемая ими в воспитательной деятельности, прослеживается зависимость между уровнем педагогической культуры и результативностью воспитательногоп роцесса.

Остановимся ещё на одном подходе, в определённой мере солидарном с И. В. Гребенниковым. Ю. Я. Левков, давая определение педагогической культуре, сосредоточивает внимание на «глобальной педагогизации социальных явлений, воспитательном мастерстве личности и управлении формированием личности»[14].

Влияние школы на семейное воспитание, по мнению И. В. Гребенникова, становится эффективным, если работа в этом направлении начинается до поступления ребёнка в школу и продолжается в течение всех лет обучения, если школа является инициатором этого процесса, широко привлекает родителей, если педагоги используют этико-педагогические требования в работе с семьёй учащегося. Он излагает принципы работы с родителями, базирующиеся в своей основе на принципах отечественной педагогики, но имеющие свою специфичность в соответствии с закономерностями и спецификой повышения педагогической культуры родителей. И. В. Гребенников определил структуру системы повышения педагогической культуры родителей, которая включает следующие звенья:

1)общее ознакомление всего взрослого населения с основами воспитания – через периодическую печать, радио, телевидение, на предприятиях, в учреждениях;

2)подготовка юношей и девушек к семейной жизни-в старших классах школы, в техникумах и профессионально-технических училищах;

3)подготовка молодожёнов и молодых родителей к воспитанию детей в клубах молодой семьи, создаваемых при Дворцах культуры, при вузах, домоуправлениях и так далее, а также на специальных факультетах народных университетов;

4)подготовка к материнству (и отцовству)-в детских и женских консультациях, в специальных лекториях, в процессе групповых и индивидуальных консультациях;

5)подготовка родителей к воспитанию детей дошкольного возраста в народных университетах, в яслях и детских садах;

6)подготовка родителей к воспитанию учащихся—в общеобразовательных школах, техникумах, профессионально-технических училищах, народных университетах;

7)подготовка общественников к работе с родителями-в университетах педагогической культуры, в системе семинаров, курсов; 8) подготовка учителей к воспитательной работе с родителями — в вузах, на специальных факультетах университетов педагогической культуры, в школах лекторов, на курсах, семинарах и т. д.[15]

Ю. Я. Левков назвал факторы, влияющие на формирование у родителей интереса к педагогическим знаниям:обновление, углубление и совершенствование имеющихся знаний; раскрытие важности, существенности изучаемого; опора на жизненный, в том числе и воспитательный опыт родителей; единство теоретического и практического в раскрываемом материале; практическаяз начимость педагогических знаний; сочетание продуктивных и репродуктивных методов в раскрытии материала; создание проблемных ситуаций; побуждение родителей к анализу собственного опыта; благоприятная эмоциональная обстановка; взаимное доверие, педагогический такт, педагогическая этика.

Условиями эффективного повышения педагогической культуры родителей, по мнению Е. И. Сермяжко, являются следующие: положительное отношение учителя к этой работе, такой же важной, как и весьучебно-воспитательный процесс; трудолюбие и овладение специальными знаниями по работе с родителями; выработка определённых умений и навыков; наличие необходимых средств, материальной базы. Автор констатирует, что пока большинство школ не располагает базой для работы с родителями и по сути дела эта работа сводится к их педагогическому информированию. С этим выводом трудно не согласиться. К сожалению, часто те требования, которые предъявляет к содержанию работы всеобуча родительская аудитория, расходятся с реальными возможностями современной массовой школы. Этот недостаток может быть частично устранён с помощью прессы и расширения выпуска научно-популярной литературы по педагогической тематике для самообразования родителей. Как отмечает Л. Н. Лесохина, характер воспитания в семье традиционен, зависит скорее от образа жизни семьи, чем от сознательной педагогической регуляции. Общество влияет на семейное воспитание опосредованно, через уровень образования и профессиональную квалификацию взрослых, путёму лучшения условий жизни семьи, через организацию досуга населения. Педагогическая пропаганда является средством влияния на семейное воспитание, а также несёт функции своеобразного «контроля», поскольку воздействует на общественное мнение, самосознание и самооценку родителей.

Чем динамичнее процесс живого общения, чем многообразнее аспекты и функции внутрисемейной деятельности, тем богаче культура всех членов семьи. Естественно, богаче и психолого-педагогическая культура родителей. Во многом психолого-педагогическая культура определяется взглядами родителей на воспитание, уровнем осознанности ими психолого-педагогических представлений, понятий, в конечном итоге, степенью зрелости их как воспитателей: они представляют себе задачи и способы воспитания, к каким результатам стремятся, какие ценности лежат в их отношениях с детьми, друг с другом, обладают ли родители способностью к самоанализу[16].

Учёт уровня семейной психолого-педагогической культуры позволит социальному педагогу дифференцированно работать с семьёй, привлекая разнообразные методы и средства.

Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы.

1. Социальный педагог по работе с семьёй (или семейный социальный педагог)-новый тип воспитателя, выполняющий роль посредника во взаимодействии (и сам активно взаимодействуя) личности, семьи, общества, призванный способствовать созданию педагогически целесообразного уклада жизни и повышению семейной психолого-педагогической культуры, при этом минимизируя своё вмешательство, и обеспечивать социально-педагогическую защиту семьи и ребёнка.

2. Деятельность по организации системы взаимо действия социального педагога с семьёй включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Социальный педагог при взаимодействии с семьёй выступает в трёх основных ролях: советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывает о развитии ребёнка и даёт педагогические советы по воспитанию детей; консультант-консультирует по вопросам семейного законодательства, вопросам межличностного взаимодействия в семье, информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью, разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребёнка в семье; защитник-защищает права ребёнка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое обращение с детьми) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Подход к семье как субъекту саморазвития и саморегуляции предполагает социально-педагогическую и психотерапевтическую деятельность. Суть социально-педагогической помощи и поддержки семьи заключается в деятельности и взаимодействии конкретных социальных служб, облегчающих взаимоотношения индивида со средой и помогающих ему справиться с проблемами и конфликтами. Социальный педагог способствует установлению контактов с такими службами. В социально-педагогической деятельности специалист стремится раскрыть роли, взаимообязанности членов семьи, побудить их к более адаптивному поведению. Социально-педагогическое взаимодействие с семьей открывает новые возможности в освобождении потенциала самопомощи, прекращения невротической односторонней коммуникациии создаёт необходимые условия для активизации субъектной позиции семьи. Одним из средств развития субъектности семь и служит её психолого-педагогическаякультура[17].

Используя понятие социально-педагогической деятельности (в тесной взаимосвязи с социально-культурной деятельностью), имеется в виду педагогическая деятельность в условиях дефицита и факторов риска, отражающихся на личности ребёнка и его семье, что находится в компетенции социального педагога и определяет сущность его работы.

1.3. Основные цели, принципы, направления и содержание организации взаимо действия социального педагога и семьи

Профессия социального педагога представляет собой одну из разновидностей профессий, относящихся к сфере социальной работы. Под социальной работой понимается «область деятельности общества, связанная с созданием условий и оказанием помощи населению в целях максимально эффективного осуществления процесса производства и воспроизводства человека»[18].

При определении сущности дефиниции социального педагога, взаимодействующего с семьёй, или семейного социального педагога, мы руководствовались понятиями «социальный педагог» и «специалист по социальной работе», разработанными авторским коллективом Уральского педагогического университета под руководством М. А. Галагузовой.

«Специалист по социальной работе - специалист, должностные обязанности которого состоят в выявлении на любом предприятии, в курируемом округе, семье отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной или иной помощи, охране нравственного, физического и психического развития, и осуществляется их патронаж. Устанавливает причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций по месту работы, учёбы, проживания и т. д., оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту».

«Социальный педагог - специалист, организующий воспитательную работу с детьми в разных социокультурных средах; изучает психолого-педагогические особенности личности и окружающей её микросреды, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти; способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья, выполнению всеобуча, пропаганде здорового образа жизни; создаёт условия для развития таланта детей».

К профессиональной компетенции социального педагога любого профиля предъявляются высокие требования. Он должен действовать не только педагогически, но и владеть другими формами социальных действий, в зависимости от ситуаций. Наряду спедагогической, в научной литературе называют политическую, административную, медицинскую и экономическую компетенцию.

Как показывает анализ специальной литературы по проблеме, профессиональные действия социального педагога преследуют следующие цели: выявление проблем и их причин; профилактика возникновения проблем; борьба с трудностями - индивидуальными и социально обусловленными; участие в создании позитивных общественных условий; организация индивидуальной, материальной и институциональной помощи; исследование образовательных способностей и подготовка к принятию участия в общественной жизни и к правильному восприятию социальных прав; подготовка к общению, ориентации, ответственности, уважению себя и терпимости; развитие творчества и продуктивности.

Главная цель социального педагога в его профессиональной деятельности - защита социальных прав и интересов человека, личности, семьи.

Профессия социального педагога имеет целый ряд специализаций по профилю деятельности: социальный педагог-руководитель детских объединений и организаций, социальный педагог-эколог, социальный педагог-валеолог, социальный педагог-воспитатель, социальный педагог по работе с семьёй и др. Основанием специализации может быть отдельная категория населения (инвалиды, сироты, беженцы). Специализация связана также с местом его работы (различные типы учебных заведений, детский дом, больница, церковь, предприятие, микрорайон, исправительно-трудовые учреждения, центры досуга, социально-психологические службы)[19].

В своей деятельности социальный педагог должен опираться на основные положения концептуальной платформы, разработанной специалистами Ассоциации социальных педагогов и социальных работников. Первое из них отражает превентивный, профилактический характер его деятельности, выраженный в формуле «Болезнь легче предотвратить» и нацеленный на выявление и устранение причин социальных проблем, а не их последствий.

Второе положение «От социальной помощи - к социальной защите, самозащите» означает установку на активизацию усилий самих клиентов (индивида, групп, общин), мобилизацию их потенциальных возможностей на решение собственных проблем.

Третье положение: главным, основным фокусом, приоритетной сферой социальной работы является семья, дом, община. Задача специалиста — содействовать оздоровлению отношений в семье и её микросоциуме по месту жительства.

Четвёртое положение: профессия социального педагога интересна, полиативна, онадолжнаопиратьсянамежведомственнуюсистемувзаимосвязанных служб, государственных учреждений, общественных организаций различного профиля, имеющих специфические возможности для комплексного решения проблем каждого человека, семьи и группы.

И наконец, пятое положение гласит, что социально-педагогической работе нельзя научить; социального педагога надо взрастить. Это связано не только с рядом этических особенностей деятельности социального педагога, отражающихся в профессиональных и личностных качествах, но и с принципами и специфическими средствами его деликатной работы.

Каждая специализация опирается на определённые принципы, отражающие специфичность той или иной деятельности социального педагога.

Обращение к научной литературе, изучение передового отечественного и зарубежного опыта деятельности социального педагога, обобщение и анализ собственного опыта как школьного социального педагога дают основание вывести принципы технологии его деятельности в системе взаимо действия с семьёй, что обусловлено задачами данного исследования.

Основополагающими принципами деятельности социального педагога по взаимодействию с семьёй являются следующие: гуманистический, личностно-деятельностный, принцип целостности жизнедеятельности и воспитания, принцип развивающего общения, принцип сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребёнка, к семье, принцип учёта новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечения допустимого и целесообразного посредничества во взаимодействии личности, семьи, общества; принцип милосердия. Их реализация является важнейшим условием высокой результативности взаимо действия социального педагога и семьи[20].

Остановимся несколько подробнее на сущности этих принципов, которые позволяют социальному педагогу профессионально взаимодействовать ссемьёй, регулировать взаимоотношения в системе «личность - семья - общество», обеспечивать интеграцию усилий целенаправленной помощи семье и детям.

Вся суть принципа гуманизма (от лат. - humanitas - человечность) заключается в признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Согласно этому принципу вся деятельность специалиста строится на поддержке человеческого достоинства, понимании его личностных проблем и готовности содействовать в их разрешении[21].

Личностно-деятельностный подход - не просто учёт индивидуальных особенностей ребёнка в воспитании. Это, прежде всего последовательное отношение к нему, как субъекту взаимодействия в контексте всей деятельности, в процессе которой осуществляется социализация личности, и отношение к семье как самоценности, защита создавишхся доверительных отношений, сохранение тайны. Все направления в системе взаимо действия социального педагога и семьи необходимо соотносить с таким показателем: в какой степени они способствуют развитию индивидуальности и защите прав и интересов ребёнка через побуждение его к деятельности, чтобы личность реализовала себя в деятельности, соответствующей её индивидуальным возможностям.

Сущность культурологического принципа заключается в целостности формирования человека как биопсихосоциокультурного существа - Сегодня происходит принципиальная переориентация общественного сознания на более углубленное понимание самоценности человека. Социальный педагог, делающий упор в своей работе на семью, способствует организации культуры жизнедеятельности, начиная от элементарных форм до сложных социальных и высших духовных.

Освоение духовного опыта человечества, одухотворённость собственной жизни - это то, что наряду с интересами и склонностями, увлечениями и профессией придаёт смысл человеческому существованию. Воспитание при таком подходе понимается как культурологическое осознание личности.

Принцип целостности жизнедеятельности и воспитания включает в себя целостность развития самой личности ребёнка и предусматривает согласованную деятельность различных организаций и лиц, занимающихся воспитанием детей, и лиц, призванных оказывать своевременную помощь детям. Этот принцип предполагает объединение усилий администрации школы, учителей, социальных педагогов, школьных психологов, врачей, юристов для создания воспитательной социокультурной среды, адекватной потребностям личности ребёнка, выработку непредвзятых рекомендаций, быстрое нахождение средств квалифицированной помощи семье, ребёнку по защите их личностных прав и предупреждению их нарушения.

Принцип развивающего общения - принятие человека другим, признание того, что другой имеет право быть таким, какой он есть, что позволяет социальному педагогу, работающему с семьёй, строить профессиональные отношения на партнёрской основе, формирует способность выдерживать и разрешать противоречия повседневности.

Принцип сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребёнка, к семье. Предъявлять требования к человеку - это значит уважать его и верить в него, видеть его сильные и слабые стороны, понимать его и помогать ему. Полное восприятие ребёнка, семьи социальным педагогом непременно выражается в доброжелательности, чуткости, внимании и теплоте отношений.

Принцип учёта новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечения допустимого и целесообразного посредничества в системе взаимодействия личности, семьи, общества[22].

И заключительным в ряду этих принципов является принцип милосердия, связанный с духом социальности, благотворительности, сострадания, с возможностью изменить ситуацию, стремлением защитить ребёнка, помочь ему утвердиться в жизни. Социальному педагогу необходимо проявлять терпимость, бескорыстность, доброту, веру во внутренние силы ребёнка.

Следование вышеизложенным принципам способствуетразрешению воспитательных противоречий, смягчению и устранению проблем, снятию трудностей в социуме, обеспечивает душевный комфорт ребёнку, помогает ему усваивать положительный социальный опыт, содействует воспитательной функции семьи[23].

Исходя из этих принципов, ставятся конкретные задачи в работе социального педагога, дающие возможность определить содержание его деятельности по эффективной организации процесса взаимодействию с семьёй.

Более подробно содержание этого взаимодействия, в контексте деятельности специалиста, отражено в квалификационной характеристике, состоящей из трёх блоков: а) должностные обязанности; б) что должен знать социальный педагог; в) квалификационные требования.

Любая, даже самая близкая, воспитательная цель предполагает педагогическую деятельность, специальные профессиональные действия педагога.

Не вдаваясь в данном случае в тонкости трактовки деятельности, остановимся на более или менее принятом в научном сообществе традиционной формулировке: «Это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования действительности (включая его семью) в соответствии с его потребностями, целями и запросами»[24]. Или: «Деятельность, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности».

Деятельность является важнейшей формой проявления активного отношения человека к окружающей действительности, к которой человек побуждается различными потребностями, интересами, склонностями, чувствами, сознанием долга, ответственности, выступающими в качестве мотивов. Любое занятие требует определённых умений и навыков, являющихся необходимыми внутренними предпосылками активности человека. Они дают ему возможность владеть своими силами, целесообразно ими пользоваться, экономить их, повышать продуктивность своей деятельности.

Педагогическую деятельность как способ и процесс социального воспроизводства человека рассматривает Л. А. Беляева в работе «Философия воспитания как основа педагогической деятельности». Под педагогической деятельностью понимается вид духовно-практической деятельности, существование которой обусловлено потребностями общества в социальном наследовании и воспроизводстве человека как субъекта общественных отношений[25].

Когда же используется понятие социально-педагогической деятельности, имеется в виду педагогическая деятельность в условиях дефицита и факторов риска, отражающихся на личности ребёнка и его семье. В самом общем виде социальные дефициты могут быть разделены на дефициты в условиях жизни (отсутствии семьи; родители, которые по разным причинам не могут выполнять свои функции и др.) и дефициты взаимодействия личности (ребёнка) с обществом (родителями, группами, социальными институтами). Факторы риска - болезни, эмоциональные и физические перегрузки, вредные привычки, криминогенный образ жизни и др.

Социальная деятельность также ставит своей одной из главных целей компенсирование указанных дефицитов и факторов риска, то есть имеет характер санкций и помощи. Оказание со стороны общества, в лице его социальных институтов, помощи индивиду в социализации, инкультурации и гуманизации является основной характеристикой социально-культурной деятельности.

В социальной деятельности в настоящее время происходит изменение базовых представлений о самой этой деятельности, которые выражаются сближением «кардинальных для новой парадигмы понятий «культура» и «взаимодействие»[26]. Наиболее объёмно данные изменения нашли отражение в научных публикациях специалистов кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств.

Теоретико-методологический подход Т. Г. Киселёвой и Ю. Д. Красилъникова позволил им сформулировать базовое определение социальной деятельности, которая «по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей»[27].

Общепризнанным в настоящее время является отражение в социально-культурной деятельности социопедагогического характера, то есть социально-культурная деятельность ёмко включает, как одна из разновидностей общей педагогической деятельности, следующие компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организационный и коммуникативный. Всё это правомерно относится, по нашему мнению, к деятельности социального педагогаповзаимодействиюссемьёйиквоспитательнойдеятельности родителей.

Здесь уместно привести основу формулировки социальной деятельности, данную H. H. Ярошенко, а именно: «...социальная деятельность практически обеспечивает превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяет социализирующие воспитательные процессы. На наш взгляд важно, что такое определение, имеющее явно педагогическое содержание, оставляет возможность для культурологического осмысления социальной деятельности».

Социально-культурная деятельность по своей сущности имеет еще один важный и особый контекст - анимационный по определению, придающий всей социально-культурной деятельности человекообразующую основу и реальную личностную и социальную ценность. Эта методологическая позиция нашла широкое отражение в работах Ю. А, Стрельцова, посвященных проблеме социокоммуникативного взаимо действия субъектов социально-культурного воспитания.

Поскольку любая деятельность осуществляется её субъектом, она включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.

Цель всей педагогической деятельности взрослых, как и социальной деятельности в целом, разрабатывается и формулируется на основе глубокого изучения тенденций общественного развития, предъявляющих комплекстребованийкчеловеку, сучётомегоприродныхи духовных возможностей. Структурнаяцельвоспитаниягуманной, демократической личности может быть рассмотрена как идеал, как общая стратегическая задача.

В качестве цели-идеала всегда будет сохранять своё значение и духовную ценность идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, её возможно более полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация. Цель - явление и категория, которые находятся в постоянном развитии[28].

Идеал и стратегические цели воспитания позволяют на более конкретном уровне развернуть тактические цели и задачи, представляющие собой систему конкретных направлений социально-педагогической деятельности. Назовём наиболее существенные из них; задачи умственного воспитания, эмоционального, нравственного, физического, трудового и политехнического, индивидуально-личностного, духовно-ценностного, гражданско-правового, экологического, культурологического воспитания.

Только социально здоровая, ориентированная на гуманистические ценности, семья может воспитать личность, всесторонне и гармонично развитую. Семья и дети неотделимы друг от друга, но в настоящее время они нуждаются в социальной поддержке и помощи.

Отсюда вытекают основные направления организации процесса профессиональной деятельности социального педагога по взаимодействию с семьёй. Важнейшим направлением из всего спектра направлений является работа с семьёй как институтом социального воспроизводства человека. Она включает в себя психолого-педагогическую диагностику проблем и трудностей конкретной семьи: семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, многодетной, семьи, имеющей детей-инвалидов, неполной, студенческой, семьи беженцев, семьи, имеющей в своём составе лиц, для которых характерен криминогенный образ жизни и др. В эту работу также входит оказание помощи семье в установлении в ней нравственной атмосферы, взаимопонимания и сотрудничества, психолого-педагогическое просвещение родителей, становление их педагогического сознания, в конечном итоге - формирование семейной психолого-педагогической культуры[29].

Технология организации процесса взаимо действия социального педагога и семьи основывается на принципе первичности личности, семьи по отношению к любым общественным институтам. Специалист обеспечивает допустимое и целесообразное «вмешательство» в процесс семейного воспитания.

Социально-педагогическая помощь семье - это очень интенсивное адресное обслуживание и консультация семьи. Она используется там, где другие формы не дают эффективных результатов. При этом социальные педагоги идут в семью, конечно, с добровольного согласия клиентов, чтобы иметь возможность наблюдать жизнь семьи и участвовать по мере необходимости в её повседневной жизни. Свои наблюдения они обсуждают с членами семьи и совместно ищут возможности решения существующих проблем. Следует подчеркнуть, что эта работа, как форма взаимодействия, возможна только с согласия всех членов семьи и требует длительного времени, так как только в продолжительном общении, перетекающим во взаимодействие, могут возникать действительно доверительные отношения, что должно рассматриваться как предпосылка для дальнейшей помощи и продолжения действенного взаимодействия.

Вторым основным социальным институтом, играющим наряду с семьёй огромную роль в воспитании и адаптации личности в обществе, является школа. Она должна оказывать решающее влияние на жизненную ситуацию детей в период школьного возраста. С одной стороны, школа конфронтирует с семейными проблемами подростков, с другой - они могут возникать или усиливаться в школе. До сих пор существующая практика подхода к данным феноменам часто приводит к изоляции социально обездоленных детей и подростков. Однако как раз эти ученики очень чётко дают понять, где они ожидают и готовы принять помощь. Наблюдается такая тенденция, что школа воспринимается этими детьми как центральное жизненное пространство, где они проводят свои свободные часы, ибо дома их ожидает дискомфорт: либо пустая квартира, либо тяжёлая атмосфера семьи, переживающей кризис.

Так как все дети должны посещать школу, тесное сотрудничество обеих этих инстанций представляет в своём роде шанс для своевременной и целостной помощи, для создания школьникам нормальных социокультурных условий развития. Взаимодействие школы и семьи удаётся реализовать через посредничество социальных педагогов в школе. Данная работа предоставляет школе важную возможность своевременно распознать проблемы своих детей, подростков и их семей, соответственно на них реагировать, а также подключить к совместной работе другие социальные службы и организации. Эффективность социально-педагогической работы и взаимодействия как важнейшей структуры этой работы зависит от того, какое место они занимают в школе.

В деятельности отечественных педагогов всегда были прогрессивные традиции, которые в сфере реального общения и взаимодействия проявлялись вподлинном человеческом бытии, свободе, самостоятельности взглядов и поступков. Готовность социального педагога строить свои взаимоотношения, взаимо действия с учащимися и родителями на общечеловеческих ценностяхсоздаёт нравственно-психологическое пространство свободногосамоопределения и самореализации личности школьника. Чем гуманистичнее взаимодействие школы и семьи, тем больше в нём диалектики, разнообразия педагогических подходов, инноваций.

В настоящее время разработана структура этоговзаимодействия, где выделяются три инновационных блока:

1)содержание образования, удовлетворяющее интересы и социальный заказ на него со стороны родителей и детей, как один из способов социализации личности ребёнка;

2) система воспитательной работы, в которой родители выступают партнёрами школы, эффективно используются возможности семьи в воспитании ребёнка, связующим звеном является семейный социальный педагог;

3) социально-педагогическая служба, обеспечивающая помощь и поддержку семье, ребёнку, содействующая повышению семейной психолого-педагогической культуры[30].

В основу положены следующие принципы:

- построениечеловеко-ориентированнойшколы, гуманно-личностный подход к ребёнку, партнёрские отношения с родителями;

- педагогизация окружающей среды, создание единой системы воспитания ребёнка в школе, семье, в социуме;

- адаптирующая педагогика, обеспечивающая взаимное сближение семьи и школы.

Направлением в системе деятельностного взаимо действия социального педагога и семьи является оказание помощи трудному ребёнку, подростку в решении проблем адаптации в обществе. В такой помощи нуждаются дети, оказавшиеся в неблагоприятных условиях, угрожающих их здоровью и развитию; жертвы жестокого обращения в семье, дети, находящиеся в состоянии длительного конфликта и отчуждения с родителями, друзьями, соседями, сверстниками, ставшими причиной дезадаптации. Эти группы отклонений представляют собой суммарный результат семе

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Специфика профессионального взаимодействия социального педагога с семьей". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 850

Другие дипломные работы по специальности "Педагогика":

Метод языкового анализа на уроках русского языка

Смотреть работу >>

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Смотреть работу >>

Организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку

Смотреть работу >>

Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

Смотреть работу >>

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей

Смотреть работу >>