Дипломная работа на тему "Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе кружковой работы"

ГлавнаяПедагогика → Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе кружковой работы




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе кружковой работы":


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахстанско-Российский Университет

Кафедра «Педагогики и психологии»

Дипломная работа

тема: «Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе кружковой работы»

Студентка: гр. УПП-301

Кузнецова А. Е.

Научный руководитель

Аналбекова К. Т.

Караганда – 2008

Содержание

Введение

Глава I. Теоретический обзор пр облемы развития творческого воображения

1.1 Особенности развития творческого воображения у детей с особыми образовательными потребностями

1.2 Специфика организации и проведения кружковой работы в специализированном детском доме для детей с ограниченными возможностями развития

Глава II. Экспериментальное исследование пр облемы развития творческого воображения у детей с задержкой психического развития

2.1 Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития

2.2 Организация кружковой работы по развитию творческого воображения у детей с задержкой психического развития

Выводы

Заключение

Рекомендации

Заказать написание дипломной - rosdiplomnaya.com

Новый банк готовых защищённых студентами дипломных работ предлагает вам приобрести любые работы по желаемой вами теме. Безупречное выполнение дипломных проектов по индивидуальному заказу в Волгограде и в других городах РФ.

Список литературы

Приложения

Введение

«Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал. Мы должны сформировать кадровый задел для высокотехнологичных и наукоемких производств будущего. Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, творчески, по-новому, мы не сможем создать…общество максимальных возможностей».

Н. А.НАЗАРБАЕВ.

Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству может выступать в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и так далее. Масштаб творчества может быть различным, но во всех случаях происходит возникновение и открытие чего-то нового.

Творчеством созданы науки и искусство, сами формы жизни людей. Творчество в труде – это не редкость, не исключение, а наиболее естественное полноценное выражение человеческих возможностей./3,3/

Как показали исследования Л. С.Выготского, С. Л.Рубинштейна, Д. Б.Эльконина и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности /6,57/.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую – либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. С уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет кружковая работа. Отсутствие освещение вопроса развития творческого воображения школьников с ООП в процессе кружковой работы позволило говорить об актуальности исследования проблемы.

Данную проблему следует изучать в настоящее время, так как вопрос социализации воспитанников детских домов, их интеграции в общество стоит очень остро. Этим предопределен выбор темы исследование – «Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе кружковой работы».

Цель работы:

Изучение проблемы значимости кружковой работы как одного из оптимальных средств для развития творческого воображения у воспитанников детского дома для детей с ограниченными возможностями в развитии.

Объект исследования:

Дети подросткового возраста с задержкой психического развития воспитывающиеся в детском доме с ограниченными возможностями в развитии.

Предмет исследования:

Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития – воспитанников детского дома с ограниченными возможностями в ходе кружковой работы.

Гипотеза исследования:

Если на должном уровне будет организованно кружковая работа, то в значительной мере возрастет уровень творческого воображения у воспитанников детского дома с задержкой психического развития.

Исходя из цели нашего исследования были сформулированы следующие задачи:

- Определить особенности формирования и развития воображения с задержкой психического развития;

- Выявить тенденции развития творческого воображения у детей с задержкой психического развития в ходе кружковой работы;

- Разработать рекомендации по организации кружковой работы с детьми с задержкой психического развития в условиях детского дома с целью развития их творческого воображения.

Методологическая и теоретическая значимость исследования

Состоит в том, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности (Л. С.Выготский, С. Л.Рубинштейн, Д. Б.Эльконин).

Практическая значимость исследования состоит:

- в реальной возможности использования наработанной методики изучения проблемы и диагностики

- использования рекомендаций в ходе кружковой работы с целью развития творческих задатков воспитанников детского дома

- использование разработанной системы занятий на практике.

Методы исследования :

- анализ научно-методической литературы

- констатирующий эксперимент

- развивающий эксперимент

Структура дипломной работы:

состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка, приложения. В 1 главе дается теоретическое обоснование проблемы. Во 2 главе представлены методика и результаты экспериментального исследования. В заключении сделаны выводы и даны рекомендации. План, таблицы, диаграммы прилагаются.

Глава . Теоретический обзор пр облемы развития творческого воображения

Под воображением понимают познавательный психический процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования и конструирования или любой другой деятельности до ее начала. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Образы воображения создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, причем сочетаются черты не случайные, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные. Преобразования могут протекать как акцентирование, заострение каких – либо сторон в виде их преуменьшения или преувеличения, а также как типизация – выделение существенного в группе однородных явлений и воплощение их в конкретном образе. В зависимости от степени активности различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о творческом и воссоздающем воображении /8,260/.

Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира.

Опорой для создания образа служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове.

Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда ребенок затрудняется найти в своем опыте объяснение, какому – либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как подчеркивал Л. С.Выготский «эти два процесса развиваются взаимосвязано».

Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И1 решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом.

Кроме того, что воображение значительно расширяет границы познания, оно позволяет ребенку, участвовать в событиях, не встречавшихся в обыденной жизни. Это «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать окружающее, природную, предметную и социальную действительность.

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего не может.

Творческий характер зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте.

Воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношению что – либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым, обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический опыт педагога заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Накопление знаний и опыта – это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезным грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять в нужную сторону, подчинять их определенным целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения ребенка-это развитие направленности воображения.

Как известно, универсального метода не существует. Все методы используются в определенном сочетании, композиции, которая в конкретной педагогической ситуации может дать наибольший эффект и которая определяется педагогом с учетом целого ряда факторов: целей и задач воспитания, возраста детей, их индивидуальных особенностей, уровня подготовки, содержания учебного предмета, мастерства педагога и другие /9,22/.

Отбор и композиция методов и приемов обучения и воспитания должны максимально способствовать художественно – эстетическому развитию – формированию творческих способностей, творческой деятельности и отвечать особым образовательным потребностям учащихся и специфике коррекционно-педагогической работы.

Использование метода творческих заданий у детей с проблемами в развитии находится в прямой зависимости от степени развития их творческого воображения. Чем в большей степени развит творческий компонент воображения, тем более эффективным будет применение творческих заданий.

В дошкольном возрасте у детей с отклонениями в развитии наблюдается отставание в развитии творческого воображения. Коррекция отклонений в развитии данной психической функции дает положительный результат в том случае, когда работа педагога в этом направлении носит целенаправленный характер и организуется в два этапа.

Первый этап – пропедевтический, где формируется предпосылки творческого воображения.

Второй – основной, в процессе которого формируются самостоятельные творческие проявления детей в художественной деятельности.

Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушения в психическом развитии.

В художественно – творческой деятельности ситуация успеха достигается в результате определенных художественно – эстетических действий, связанных с выполнением тех или иных видов художественного творчества. Это может быть рисунок, поделка из бумаги, глины, дерева и так далее. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое он дает ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Он должен видеть положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Взрослый помогает ребенку преодолеть страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный не уверенностью в себе. Помощь педагога направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы и способности. Необходимо поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.

Создание ситуации успеха обеспечивается открытой и скрытой помощью взрослого. Например, открытая помощь может выражаться в применении словесной инструкции, в показе способов передачи образа, в поддержке, ободрении: «Давай попробуем сделать это вместе» или «Не получится ничего страшного, можно попробовать еще раз».

Скрытая помощь может быть в виде незаметных подсказок в контексте слова, обращенного к ребенку. Например:

- Именно ты можешь передать образ лисы в своей поделке.

- Всем понравится, если именно ты сделаешь эту поделку.

Для развития творческого воображения детей необходимо использовать в работе игры и упражнения, стимулирующие развитие воображения, ассоциативности через чувственно – эмоциональное постижение окружающего. Надо использовать эстетическую игру, которая способствует расширению и осознанию эмоционально – чувственного опыта детей. Через удовольствие создает условия для развития способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы. Это позволяет ребенку познавать окружающий мир природы, науки, искусства всеми органами чувств, иметь личностное восприятие, суждение об изучаемом явлении, предмете и на основе этого наиболее полно усваивать информацию о нем.

При проведении игр и игровых упражнений, а также в процессе эстетической игры использовать произведения искусства, учитывая эмоционально – чувствительный опыт каждого ребенка и группы в целом; использовать в работе наряду с традиционными способами создания изображения – нетрадиционные /7,13/.

Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что родители и педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Талант, выращенный на почве сомнения, себялюбия, тщеславия и гордыни, несет зло и разрушение не только окружающим, но и, в конце концов, самому человеку.

Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относится к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач ему необходимо сочувствие и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка. Необходимо чаще оставлять ребенка одного и позволять ему самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека со стороны родителей может заглушить творчество.

Взрослые не должны бояться проявить свою индивидуальность в общении с ребенком. Это поможет оценить ему в себе творческую личность, содействуя его более глубокому самопознанию. Необходимо одновременно учить ребенка, уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.

Атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей ребенка, помогает ему избежать возможного общественного напоминания, и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было запущенно, иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло.

Все эти воспитательные установки призваны помочь ребенку развить творческие способности и подсказать, взрослым как лучше понять ребенка и взглянуть на мир чистыми детскими глазами.

1.1 Особенности развития творческого воображения у детей с особыми образовательными потребностями

Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

Процесс трудового воспитания тесно взаимосвязан с развитием сенсорно – персептивной сферы ребенка с ограниченными умственными возможностями. Для того, чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог – психолог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового» обучения, который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываются и прививаются социально – бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни.

В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов, совершенствует мелкую моторику рук /9,18/.

Творческий труд занимает большое место в системе реабилитационной работы. Здесь ребенок выступает в роли создателя чего – либо нового, полезного и красивого.

Эти дети под руководством опытных педагогов могут добиться больших успехов в изготовлении мягких игрушек, расписных тарелок, композиций из природных материалов. Осуществляется связь эмоциональных состояний с конкретными ситуациями, которые могут повториться или встретиться ребенку в жизни. «Проигрывая» состояние через поделку, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции. На образном уровне он держит «себя в руках», учится адекватно выражать свои чувства.

Все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.

Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).

Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка /11-54/.

Содержание и методика проведения, и организация кружковых занятий должны быть направлены на развитие детского творчества. Для этого необходимо не только развитие эстетического восприятия, воображения, формирование образных представлений, но и овладение детьми разнообразными способами выполнения своих работ, позволяющими передавать в них широкий круг явлений и предметов.

Все это дает возможность детям свободно выражать свой замысел, вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим поискам и решениям. Такие занятия должны быть направлены на формирования активности самостоятельности ребенка, овладение им обобщенными способами действия. Все это развивает творческие возможности детей.

Творческое воображение школьника с особыми образовательными потребностями опирается на конкретную действительность и не может от нее оторваться. Чтобы вообразить, например, тропический лес, или какого – либо, зверя из жарких стран, надо посмотреть картину, а не только выслушать рассказ о них.

У детей с особыми образовательными потребностями творческое воображение чрезвычайно важно развивать. Учащиеся должны представить себе не только то, что существует или существовало, но и то, что не было.

Задача в этом возрасте заключается в том, чтобы научить учащихся переходить от сказочных, фантастических образов к реальным, жизненным образам.

Творческое воображение развивается при выполнении таких заданий, которые связаны с собственными «выдумками» и «открытиями» детей, например, при сочинении на свободную тему и так далее.

Подросток воображает себя героем космоса, в своем воображении он летит на другую планету. Это уже не ситуация сказки, а ситуация мечты, которая необычайно близка к действительности, она вполне может осуществиться. Такая мечта – часто подготовка к будущей деятельности. Перед подростком открывается мир необычайного и в то же время вполне достижимого. Подростку хотелось бы сделаться героем, совершающим замечательные подвиги, показывающим исключительную волю, смелость, выдержку и находчивость. Но школьник не может этого пока еще сделать в своих мечтах наша действительность убеждает его в том, что все мечты рано или поздно сбываются.

Хорошо, когда школьники обсуждают прочитанное, на классных собраниях или просто вечером, в свободное время. К их высказываниям надо прислушиваться. Ни в коем случае не следует пренебрегать их мечтательных суждений. Напротив, следует всячески поддерживать и поощрять таких детей с особыми образовательными потребностями в их стремлении совершать великие дела. Однако тут необходимо иметь известное терпение и педагогический такт для того, чтобы умело руководить воображением подростка.

Воображение подростка меняется с возрастом. Оно становится более реалистичным и критичным. Тем не менее страсть к романтическому не проходит. Но эта романтика уже связывается не столько с совершенно необычным, сколько с тем ,что является новым, замечательным, но вполне доступным в условиях нашей действительности. Мир фантазии становится более подкрепленным миром действительности. А если принять во внимание те совершенно необыкновенные успехи, которые делает наука в наши дни, то такое развитие воображения полностью оправдано.

Интерес подростков к самым разнообразным видам творческой деятельности литературной, театральной, изобразительной, конструкторской – стимулирует развитие творческого воображения. Особенно сильно и своеобразно проявляется творческое воображение в создании образов будущего, вместе о больших жизненных целях.

1.2 Специфика организации и проведения кружковой работы в специализированном детском доме для детей с ограниченными возможностями развития

ЗНАЧЕНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках.

Практика работы с детьми с особыми образовательными потребностями показывает, что рациональная организация внутри школьной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию детей, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития /9,22,23/.

Наиболее результативной кружковая работа может стать для детей 4-8 классов, так как они уже в определенной мере владеют необходимыми навыками коллективной работы. У этих детей более четко определились интересы и наклонности.

Кружки для детей могут быть самыми разнообразными. Однако прежде всего следует подумать о создании таких кружков, занятия в которых помогали детям подготовленными вступать в самостоятельную жизнь.

Сюда относятся кружки, ставящие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, всестороннего физического и эстетического воспитания. Можно осуществлять работу кружков по различным общеобразовательным предметам /5,66/.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ ТВОРЧЕСКИМ ТРУДОМ

Создавая красивые вещи своими руками, видя результат своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить по законам красоты.

В ходе работы творческим трудом дети учатся составлять различные орнаменты, выполнять сюжетные аппликации, работать с «бросовым» и природным материалами; изготавливать сувениры и украшения.

Во время занятий творческим трудом решаются следующие задачи:

- Коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы и величины.

- Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать.

- Знакомство детей с различными видами искусства и направлениями декоративно – прикладного искусства.

- Воспитание активного эмоционально – эстетического отношения к видам искусства; развитие интереса к духовному миру человека.

- Развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни.

Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка «работают», осуществляется комплексное воздействие на личность.

Внеурочная работа строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Внеурочная работа дает воспитателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.

При организации внеурочной работы воспитатель должен соблюдать следующие принципы:

-выдерживать общую направленность занятий;

- обеспечивать добровольность выбора учащихся, содержание и методов занятий с учетом личных склонностей детей;

- осуществлять массовость внеурочной работы, вовлекать в нее большинство учащихся;

-опираться на самостоятельную творческую инициативу детей, учитывать пожелание детей;

-иметь общественно – полезную направленность всех выполняемых работ;

-подчинять все виды внеурочной работы общим учебно-воспитательным целям и задачам.

В содержание кружковой работы целесообразно включить изготовление поделок из бумаги, ткани, различных материалов. Эти работы не должны дублировать изделия, выполняемые детьми в классе /10-109/.

ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВ

Целесообразна такая организация педагогического коллектива, при которой воспитатели или учителя в школе ведут кружок или оказывают практическую помощь в организации своему коллеге, ведущему занятия. Этому важному участку воспитательной работы следует уделять серьезное внимание. Необходимо заинтересовать детей, стремиться передавать им свой опыт, знания и умения, которые необходимы его воспитанникам в жизни.

Конкретное содержание работы кружков определяется с учетом местных условий, пожеланий учащихся, подготовленности самого воспитателя.

Работа начинается с изучения детских интересов, комплектования членов кружка, выбора актива или старосты, подготовки материалов и инструментов.

Занятия обычно проводятся один раз в неделю по 1-у часу. На первых занятиях дети знакомятся с оборудованием, выполняют практические задания по образцу, чертежу. На последующих занятиях детям даются задания вносить дополнения и изменения в поделки. Когда у детей накопится достаточный материал, можно давать им задания самостоятельно изготовить поделки /10-112/.

Интересным и полезным массовым видам организации кружковой работы являются конкурсы по изготовлению игрушек, изделий прикладного искусства. Такие конкурсы имеют большое воспитательное значение. Содержание конкурсов может быть самое разное. Это могут быть поделки из ткани, папье-маше, бумаги, природных материалов, бросового материала.

В зависимости от целей и сложности изделий конкурс может проходить в течение нескольких дней /5,69/.

Примерные темы отдельных конкурсов:

-Изготовление самодельных игрушек;

-Изготовление елочных игрушек из природного материала;

-Оформление собранных за лето коллекций;

-На лучшее панно из засушенных листьев и цветов;

-На лучшую композицию из разных материалов и другие конкурсы.

Выставка должна привлекать внимание не только экспонатами, но и самим оформлением. Поэтому при ее организации следует четко продумать назначение выставки, расположение экспонатов, общее оформление. Каждая работа должна иметь табличку с указанием фамилии и имени ее автора /5,93/.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С задержкой психического развития НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА

Индивидуальная работа учащихся осуществляется по специальному плану учителя или воспитателя. По рекомендации воспитателя дети могут сами изготовлять поделки.

Перед началом работы воспитатель проводит вводную беседу, рассказывая о целях и задачах предстоящего трудового задания. Дети в общих чертах проектируют образцы будущих изделий, устанавливают их элементы, какие требуются для работы материалы и инструменты. Часть изделий дети выполняют из своих материалов, используют открытки, цветные нитки, собранные природные материалы и так далее. Объекты для индивидуальной работы подбираются таким образом, чтобы дети их могли изготовить самостоятельно, без помощи воспитателя. Для индивидуальных поделок используются те же материалы, которые дети обрабатывают на занятиях – кружках. Но, по содержанию, форме и отделке эти поделки не должны повторять то, что делается на уроках /10-11/.

Иногда дети не могут выполнить до конца задание, например, раскрасить изделие из бумаги или оформить поделку из ткани. Поэтому завершение таких работ может быть поручено некоторым детям в качестве индивидуального задания. Такие задания требуют проведения продуманного инструктажа. Например, поручая детям завершить отделку изделий: украсить их узорами, аппликацией – необходимо проинструктировать детей, как лучше и проще это сделать /5,67/.

ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ КРУЖКА

Воспитателям и учителям надо стремиться максимально расширять кругозор детей доступными видами практической деятельности во внеурочной обстановке в занимательной форме воспитывать и прививать жизненно необходимые навыки и привычки

Работа кружков проводится во 2 половине дня. В зависимости от образовательного учреждения – наличия помещений, режима и распорядка работы – организационные формы могут быть различными. Однако следующие условия должны быть обязательны:

- занятия кружков должны проводиться не ранее чем через 2-3 часа после окончания учебных занятий;

-если занятие кружка проводится после подготовки домашних заданий, то и здесь предварительно должно быть отведено время для отдыха;

-как правило, не следует проводить кружковую работу в вечерние часы (после ужина).

Исключения могут составлять такие занятия, на которых дети делают какие-либо поделки, и эта работа не требует дополнительной мыслительной нагрузки и усвоения новых операций и приемов.

Одно занятие кружка продолжается не более 1 часа. Во время работы следует организовать небольшой перерыв либо для всей группы, либо для отдельных учащихся /5,69/.

Количество учащихся в одном кружке (за исключением хоровых) не должно превышать десяти, но могут быть кружки в составе 3-5 человек. Так же могут быть кружки малочисленными, более сложные для основной массы детей. Это, например, кружки художественной обработки дерева, металла, вышивки и вязания, на которые способна лишь небольшая часть детей.

Надо правильно организовать работу кружка. Прежде всего, надо четко определить время и место работы каждого кружка и узнать. Сколько детей, из каких групп будут в это время заниматься.

Занятия каждого кружка следует, проводит не чаще одного раза в неделю, но и не реже одного раза в две недели.

Имеет большое значение, и организованная работа по комплектованию кружков. Она предполагает глубокий анализ способностей и склонностей детей и терпеливую деятельность педагогического коллектива, с тем, чтобы очень тактично помочь ученику или воспитаннику выбрать именно тот кружок, в котором могут наиболее полно раскрыться его способности и проявиться склонности, или тот кружок, который поможет ему в компенсации того или иного дефекта развития. Эту работу проводят без всякого нажима, не вызывая чувства протеста, так, чтобы совет, который дают ученику педагоги, он воспринимал как свое собственное желание.

Конечно, есть дети, которые с упорством будут настаивать на том, чтобы заниматься в таком кружке, который им заведомо не по силам. В таких случаях не следует настаивать на своих рекомендациях, а записать ребенка в тот кружок, в который он хочет. Практика показывает, что подобные ситуации не так уж часты. Вместе с тем пребывание детей в любом кружке вреда ему не принесет. В процессе работы ребенка можно привлечь к выполнению отдельных, более легких заданий, либо же через определенное время заинтересовать работой в другом кружке. В любом случае очень важно, чтобы дети почувствовали, что каждый из них вполне самостоятельно принял решение заниматься в таком кружке, в котором он хочет /5,71/.

Каждый ребенок может участвовать не более чем в одном – двух кружках. Естественно, что кружки с первых дней их работы не могут быть укомплектованы полностью стабильным составом детей. В процессе занятий возможен переход детей из одного кружка в другой. С соответствующим желанием детей следует считаться и всегда удовлетворять его в тех случаях, когда для него переход в другой кружок целесообразен.

В общей системе воспитательной работы следует отвести определенное место и время для систематической информации всех учащихся школы о работе кружков. Это могут быть различные тематические мероприятия, которые организуют и проводят члены того или иного кружка, вечера-отчеты кружковцев о своей работе, выставки поделок, изготовленными участниками кружков. Подобные мероприятия являются эффективной формой агитации и могут способствовать вовлечению в кружковые занятия детей, еще не участвующих в кружковой работе. В то же время такая гласность положительно влияет на закрепление у детей уже сложившегося желания заниматься в кружке, а всякие поощрения в процессе проведения этих мероприятий делают желание заниматься кружковой работой более устойчивым и способствуют формированию у ребенка стремление и далее совершенствовать приобретенные им в кружке умения и навыки /10-112/.

Уже в самом начале деятельности в кружке детям надо в общих чертах рассказать, чем будут заниматься, чему научатся и какую, затем полезную работу они смогут сделать.

Один из видов полезной для школы деятельности – изготовление наглядных пособий или помощь в их создании. Вряд ли целесообразно создавать специально кружок по изготовлению наглядных пособий. Этим весьма полезным и крайне необходимым делом может заниматься каждый кружок как одним из видов своей деятельности /5,72/.

Педагоги должны видеть в практической деятельности детей на общую пользу огромный источник эффективного воспитательного воздействия. В труде у детей воспитывается чувство коллективизма, умение трудиться для других и ощущать радость от этой работы. В связи с этим очень важно, придавая работе общественно – полезный характер, создавать передачу в методический кабинет изготовленных детьми пособий в торжественной обстановке.

Также велико коррекционно-воспитательное значение кружков. Здесь в процессе работы у детей с задержкой психического развития преодолевается чувство скованности, неуверенности в своих силах, чувство неполноценности.

Организуя работу кружков, не следует забывать, что они решают проблемы эстетического воспитания, являющегося составной частью общей системы воспитания.

Во время работы в любом кружке, где дети делают что – то своими руками, должны четко соблюдаться требования:

- работу надо выполнять чисто и аккуратно. Следует систематически и последовательно прививать детям вкус к простому, удобному и красивому /5,74/.

Глава II. Экспериментальное исследование пр облемы развития творческого воображения у детей с задержкой психического развития

С особыми образовательными потребностями.

II-1 Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития.

Целью экспериментального исследования является выявление уровня развития творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития.

Практическая часть работы состоит из 3 этапов:

I этап – констатирующий эксперимент;

Цель: диагностика уровня сформированности творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития.

II этап – развивающий эксперимент;

Цель: развитие творческого воображения у детей через кружковую работу.

III этап – повторный констатирующий эксперимент

Цель: сравнить результаты и выявить динамику развития творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития.

В конце каждого этапа работы проводился анализ полученных данных.

Базой для проведения исследования являлся областной детский дом для детей с ограниченными возможностями в развитии.

В эксперименте принимали участие дети группы № 12 в количестве 15 человек с диагнозом задержкой психического развития.

В констатирующем эксперименте была поставлена цель – установление точных данных о состоянии развития творческого воображения у детей данной группы.

Для определения уровня развития творческого воображения были использованы следующие диагностические методики:

1)  методика «Придумай рассказ» (Немов Р. С.);

2)  методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.).

Все методики были адаптированы для детей подросткового возраста с задержкой психического развития. Учитывая особенности детей, все методики проводились индивидуально.

В процессе эксперимента соблюдались следующие требования:

1.  Игровой характер тестирования.

2.  Соблюдение стандартности процедуры тестирования: одинаковая бумага, карандаши, фломастеры, одинаковая инструкция.

3.  Дифференцированный подход к детям в зависимости от индивидуальных качеств личности ребенка.

Все задания направлены в первую очередь на оценку развития воображения у детей и степень его развития. Задания позволяют судить об общем уровне интеллектуального развития ребенка.

Задание № 1 «Придумай рассказ».

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо в течение одной минуты, а затем пересказать его в течение второй минуты. Это может быть какая-либо история или сказка.

Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:

1)  скорость придумывания рассказа;

2)  необычность, оригинальность сюжета;

3)  разнообразие образов, используемых в рассказе;

4)  проработанность и детализация этих образов;

5)  эмоциональность образов.

По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов, в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше.

Скорость придумывания рассказов оценивается:

2 балла – если ребенку удалось придумать рассказ не более, чем за 30 секунд.

1 балл – если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты.

0 баллов – если ребенок за 1 минуту так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета оценивается:

2 балла – если сюжет рассказа придуман самим ребенком, оригинален.

1 балл – если ребенок привносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя

0 баллов – если ребенок просто механически пересказывает то, что когда-либо он видел.

Разнообразие образов оценивается:

2 балла – если в рассказе имеется 4 и более персонажа (вещи, события).

1 балл – если в рассказе используется 2-3 персонажа.

0 баллов – если в рассказе говорится только об одном персонаже.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производится следующим образом:

2 балла – если объекты, упомянутые в рассказе характеризуются тремя и более признаками.

1 балл – если, кроме названия, указываются еще 1-2 признака.

0 баллов – если персонажи в рассказе только называются и никак дополнительно не характеризуются.

Эмоциональность образов в рассказе оценивается так:

2 балла – если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоционально.

1 балл – если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели слабо эмоционально реагируют на рассказ.

0 баллов – если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

4-7 баллов – средний;

2-3 балла – низкий;

0-1  балл – очень низкий.

Задание № 2 «Нарисуй что-нибудь»

Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей, предлагается нарисовать все, что захочется. На выполнение задания отводится 4 – 5 минут.

Качество рисунка оценивается по следующим критериям:

--------------------------------------------------
10 баллов | Ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображении. Детали и образы рисунка тщательно проработаны. |
---------------------------------------------------------
8-9 баллов | Ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунков проработаны неплохо. |
---------------------------------------------------------
5-7 баллов | Ребенок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определенное эмоциональное впечатление. |
---------------------------------------------------------
3-4 балла | Ребенок нарисовал что-то очень простое, неоригинальное. Фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны. |
---------------------------------------------------------
0-2 балла | За отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии. |
--------------------------------------------------------- --------------------------------------------------

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

5-7 баллов – средний;

3-4 балла – низкий;

0-2  балла – очень низкий.

Данные I констатирующего эксперимента.

1.  Методика «Придумай рассказ»

Числовые выводы по первой констатации в процентах


--------------------------------------------------

Уровень развития

| Количество детей (%) |
---------------------------------------------------------
Очень высокий | 0 |
---------------------------------------------------------
Высокий | 0 |
---------------------------------------------------------
Средний | 13,3% - 2 человека |
---------------------------------------------------------
Низкий | 60% - 9 человек |
---------------------------------------------------------
Очень низкий | 26,6% - 4 человека |
--------------------------------------------------------- --------------------------------------------------

2.  Методика «Нарисуй что-нибудь»

Числовые выводы по первой констатации в процентах

--------------------------------------------------
Уровень развития | Количество детей (%) |
---------------------------------------------------------
Очень высокий | 0 |
---------------------------------------------------------
Высокий | 0 |
---------------------------------------------------------
Средний | 20% - 3 человека |
---------------------------------------------------------
Низкий | 60% - 9 человек |
---------------------------------------------------------
Очень низкий | 20% - 3 человека |
--------------------------------------------------------- --------------------------------------------------

Вывод:

У детей с задержкой психического развития развитие воображения находится на низком уровне развития. Фантазия развита слабо. Для школьников с задержкой психического развития характерно недоразвитие творческого воображения, мелкой моторики рук, замедленность движений, недостаточная эмоциональность в придумывании рассказов. Дети выдали низкий уровень оригинального и необычного сюжета, образов, используемых в рассказе, эмоции выражены слабо. Детали в рисунках не очень хорошо проработаны. Образы в рассказе никак дополнительно не характеризуются. Кроме названия образа указывались всего по 1-2 признакам. В рассказе использовался только 1-2 персонажа. Скорость придумывания рассказов – 1 минута. Некоторые дети не могли эмоционально преподнести свой рассказ. Слушатели слабо реагировали на него.

В рисунках дети придумывали себе сюжет сами. Некоторые срисовывали с книг. Сюжеты были не новыми, но в некоторых рисунках были элементы творческой фантазии. Такие рисунки оказывали эмоциональное впечатление на детей.

Некоторые дети показали очень низкий уровень. Они нарисовали простые и неоригинальные сюжеты. Детали в сюжете не очень хорошо проработаны. Фантазия просматривалась слабо. Дети рисовали без особого интереса, способность фантазировать находится на низком уровне.

Во время I констатации соблюдали индивидуальный подход к детям. Так как у детей разный уровень развития личностных качеств подходили к этому индивидуально. Одним нужна была словесная инструкция, другим надо было немножко помочь. Все дети принимают помощь воспитателя.

Эти данные говорят о необходимости проведения организованной коррекционной - развивающей работы, индивидуально с каждым ребенком. Такая работа проводилась в ходе кружковой деятельности. Эта работа проводилась систематически и целенаправленно под руководством воспитателя.

2.2 Организация кружковой работы по развитию творческого воображения у детей с задержкой психического развития

Экспериментальное исследование пр облемы развития творческого воображения у детей с задержкой психического развития содержало и развивающий эксперемент (2 этап), заключающий в анализе системы кружковой работы, способствующей развитию творческого воображения у воспитанников.

Целью развивающего эксперимента является развитие творческого воображения в ходе кружковой работы.

Кружковую работу мы проводили 2-3 раза в месяц по субботам или воскресеньям. В кружке занимаются дети в количестве 15 человек с диагнозом задержкой психического развития.

В ходе работы кружка были поставлены такие цели:

Коррекционные

Развитие творческого воображения, мелкой моторики рук, художественного восприятия цвета, формы, развитие внимания, памяти, мышления, фантазии.

Образовательное

Формирование у детей понятия формы, цвета. Учить детей искать новое применение старым предметам, знакомым вещам. Формировать умение переносить свои мысли и образы в поделки.

Воспитательные

Воспитывать трудолюбие и аккуратность в работе. Воспитывать познавательный интерес к творчеству. Учить детей получать удовольствие от своего труда.

Задачи кружка:

-  научить детей делать разнообразные поделки из разных материалов;

-  учить детей правильно использовать цвета, форму, соотносить их с той целью, которую поставил для себя;

-  научить аккуратно пользоваться иголкой, ножницами, клеем, бумагой, нитками, красками, лаком, тканями и так далее;

-  учить детей готовить свое рабочее место перед работой и убирать его после работы.

На первом занятии кружка в начале учебного года мы знакомим детей с темами кружка, с оборудованием, какие поделки будем делать, что нового они узнают. На занятиях кружка закрепляем знания детей о правилах хранения оборудования, инструментов, о правилах безопасности труда.

В осенний период мы делали такие поделки:

-  изготавливали картины к осеннему празднику из засушенных листьев. Рамку для картины делали из папье-маше или дети изготавливали на занятиях столярного кружка.

В ходе выполнения этой поделки ставили такие цели, как развитие усидчивости, терпеливости. Расширение понятия о технике папье-маше. Развитие творческого воображения и фантазии.

Рамку и саму картину дети выполняли сами на занятиях в столярной мастерской под руководством учителя труда. Сам сюжет дети составляли сами, учились пользоваться лаком, при этом учили их соблюдать навыки безопасности.

-  «Сладкая игрушка»

На этом занятии дети делали «игрушки» из продуктов по типу «козулей» - расписных пряников. Дети с огромным удовольствием участвовали в их изготовлении.

-  «Паутинка»

Изготовление игрушек из ниток. Учились аккуратно обращаться с клеем, нитками.

В зимний период у нас начинается интенсивная подготовка к Новому году. Мы делаем игрушки для елки, украшения для комнат, игровой комнаты, учебной, икебаны из природного материала, открытки, новогодние газеты.

В ходе этих занятий ставим такие цели, как – расширение представления детей о природном материале, о бросовом и способах их применения. Развиваем воображение, фантазию. Воспитываем желание творить, создавать что-то оригинальное, красивое, аккуратное.

Эти новогодние поделки и украшения мы изготавливаем из старых коробок, фантиков, бутылок от шампуня, веток, пенопласта, ткани, меха и так далее.

После занятий проводим выставку поделок, игрушек, новогодних открыток. Отмечаем самые оригинальные, аккуратные, красивые работы.

Мы с детьми освоили новую технику лепки – из соленого теста. Из соленого теста изготавливали небольшие вазы. Эти занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений, воображения.

На занятиях кружка мы с детьми занимаемся много поделками из папье-маше. Получаются красивые вазы, чайный сервис с казахским орнаментом. На этих занятиях развиваются воображение, художественный вкус.

В ходе кружковой работы с детьми мы выполняли картины из разных видов круп – гречневой, ячневой, кукурузной, фасоли, гороха. Рамки для картин дети выполняли сами, а сюжет придумывали вместе. На таких занятиях развивали фантазию, усидчивость, аккуратность, терпение.

Ко дню Святого Валентина делали вместе с детьми валентинки, мелкие подарки девочкам. Подбирали необходимый материал, распределяли его.

К Наурызу мы с детьми изготовили чайный сервис из папье-маше, разукрасив его казахским орнаментом.

Дети любят шить мягкие игрушки. Мы вместе с ними придумываем игрушку, подбираем необходимый материал. Делаем раскрой игрушки – глаза, уши, хвост и т. д. Учим детей, сшивать аккуратно края поделки, аккуратно обращаться с ножницами, иголками. Такие занятие развивают воображение, фантазию, внимание. Воспитывается усидчивость, терпение, аккуратность.

В конце учебного года проводится итоговое занятие, где подводятся итоги всей работы детей. Выбираются самые трудолюбивые, активные дети, которые хорошо занимались весь год. Выставляются все поделки, проводятся конкурсы и заканчивается все это чаепитием.

Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, чем сложнее доводить начатое дело до конца. Поэтому перед нами в ходе кружковой работы встала первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. Для того, чтобы дети могли совершать трудовые операции мы знакомим их со свойствами различных предметов и веществ: бумаги, ткани, дерева и других.

Для того, чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог - психолог должен обладать огромным терпением. Мы старались с детьми отрабатывать каждый компонент трудового процесса, придерживаясь принципа «пошагового обучения». Следили за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах, способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.

В ходе кружковой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности.

Внеурочная работа строится по принципу добровольности. Сначала не все дети хотели заниматься в кружке. Но постепенно, увидев результаты творческих работ, заинтересовались остальные. Мы старались вовлекать больше детей. И постепенно в работе кружка стали, заняты все дети группы.

При организации кружка мы соблюдали следующие принципы:

-  обеспечивали добровольность выбора детьми содержания занятия, при этом учитывали личные склонности детей;

-  распределяли работы между детьми с учетом того, у кого, что лучше получается (у кого-то получается шить аккуратнее, у кого-то склеивать).

Начиная работать, мы опирались на творческую инициативу и пожелания детей. Выслушивали разные мнения, советы и потом придумывали вместе тему для занятия.

Некоторые поделки имели общественно-полезную направленность. У нас в детском доме проводятся различные конкурсы. И поэтому мы всегда участвуем в них и выполняем поделки для этих конкурсов. Такие виды работы воспитывают у детей чувство организованности и ответственности.

В ходе кружковой работы дети выполняют поделки из разных материалов: бумаги, ткани, проволоки, бросового материала.

В ходе работы с бумагой дети учатся склеивать, скручивать, учатся аккуратно и тщательно производить разметку и измерения, так как от этого зависит качество работы.

На занятиях по пошиву игрушек дети пользуются эскизом, шаблоном, делают раскрой ткани. Это все развивает ориентировку в пространстве, мелкую моторику. Дети любят шить игрушки, при этом сами выбирают, что будут шить. Мы им помогаем делать раскрой по ткани и вырезыванию деталей.

Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. Особенно, когда дети видят результаты своей работы. Необходимо при этом тонкое и чуткое руководство педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка. Поэтому мы даем возможность детям выражать свой замысел, побуждаем к творческим решениям.

Но обязательно учитываем особенности детей, их интерес и желание творить.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности.

В ходе кружковой работы мы составляли различные орнаменты (чайный сервиз, ваза), выполняли сюжетные аппликации из кусочков ткани (различные коллажи), изготавливаем сувениры и украшения (делаем бусы из бумаги).

В ходе кружковой работы мы помогаем детям преодолеть робость, неуверенность, затруднения. Помогаем преодолеть страх перед новым заданием. Наша помощь направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы, способности. Необходимо поддерживать в них оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.

В группе мы стараемся создавать атмосферу благожелательности, сочетать уважение и требовательность.

Во внеурочное время дети больше раскрываются, рассказывают о себе, испытывают потребность поделиться своими впечатлениями.

Несмотря на то, что далеко не все дети способны внести реальный вклад в общее дело, каждому мы даем поручения по выполнению работы. Стараемся показать, чтобы каждый ребенок почувствовал себя полезным и относительно самостоятельным. При этом подчеркиваем важную общественную значимость поручения, чтобы укрепить у детей веру в себя, его положение в коллективе.

Всю кружковую работу мы проводим в коллективной деятельности. Это помогает детям сформировать такие качества личности, как общительность, терпение и уважение друг к другу, умение уступать. Именно в процессе коллективной деятельности у школьников формируются и коллективные связи и отношения.

В коллективе мы стараемся учить детей умению критиковать и воспринимать критику, создавать атмосферу доверия и требовательности.

В отличие от массовой школы формирование коллектива у детей с общими образовательными потребностями происходит более своеобразно. Организации коллектива предшествовало изучение учащихся уровня их развития, взаимоотношений между ними и положения каждого из них в коллективе.

Для этого проводилось несколько видов – «Социометрия», «Кактус», «Сложи руки на груди и я скажу кто ты» и т. д. Тесты взяты из книги Рогова «Настольная книга психолога». Это помогло выявить, какие отношения между детьми в группе, положение каждого ребенка в коллективе.

Это было необходимо, чтобы выявить личностные качества каждого ребенка, его отношение к другим. Все эти тесты значительно облегчили выбор формы работы, помогли найти использование приемов для каждого ребенка. Это помогает использовать индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку.

На первых порах работы кружка старались воспитывать чувство ответственности за порученное дело. Организовывали работу так, чтобы обеспечить детям самостоятельность в выполнении поделок, обязательно учитывая при этом их индивидуальные особенности.

Знание особенностей каждого ученика помогает подобрать меры воспитательного воздействия по отношению к самому, казалось бы, безнадежному ученику. Надо, чтобы у ребенка появилась уверенность в своих силах и тогда он начнет активно участвовать в работе кружка. Постепенно требования можно повысить, то есть применить другой подход.

Самым распространенным методом изучения учащихся является метод педагогического наблюдения. Поэтому мы практикуем и общее наблюдение за группой, и наблюдение за отдельными учениками, а также за различными сторонами личности. Проводим много индивидуальных бесед. Результаты изучения учащихся является метод педагогического наблюдения. Поэтому мы практикуем и общее наблюдение за отдельными учениками, а также за различными сторонами личности. Проводим много индивидуальных бесед. Результаты изучения учащихся фиксируются в дневниках наблюдения, которые заводятся на каждого ребенка при поступлении его в детский дом, отмечаем и хорошее, и плохое – как дети реагируют на замечания, как ведут себя в группе и т. д.

Постепенно мы повышаем требования к детям, опираясь на их приобретенные знания, умения и навыки. Для тех детей, которые научились шить – даем задания посложней. Или, сначала дети делали одну простую операцию – постепенно делают несколько видов работы. Стараемся делать это ненавязчиво и постепенно, чтобы дети не уставали и выполняли задания с желанием.

С помощью кружковой работы возможно и корригировать отклонения в эмоционально-волевой сфере у детей с общими образовательными потребностями. Некоторые дети бывают с неадекватным поведением и по-разному реагируют на слова воспитателя. В разных видах работы по-разному ведут себя. Стараемся сдерживать их эмоции и держать под постоянным контролем их поведение.

Включение в активную жизнь кружка всех воспитанников с учетом их интересов, психофизических и творческих возможностей является одним из важнейших условий развития коллективной деятельности. Дети приучаются быть организованными, вежливо обращаются друг к другу, уступать друг другу. Развитие мелкой моторики рук в ходе кружковой работы помогает овладению навыками самообслуживания, способствует развитию речи и мышлению детей. Расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с ними.

Атмосфера, созданная в ходе кружковой работы, благоприятствует проявлению творческих способностей ребенка, помогает ему избежать возможного общественного непонимания и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было затушено, иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло.

На своих занятиях мы занимаемся аппликацией – наклеивание вырезанных из цветной бумаги или тканей изображений на основу. Они тоже создают благоприятные условия для детского творчества. Чтобы успешно использовать эти условия, необходимо предоставить ребенку самостоятельность при выполнении операций: либо изготовление отдельных вырезаемых изображений, включая и создание предварительного рисунка, либо их последующее размещение на листе. Все это зависит от того, как ребенок владеет техникой аппликаций.

Вначале дети трудно справлялись с такими заданиями – выбрать и создать тему для аппликации. Но постепенно детям давали задания с усложнением и они справлялись. Сначала им давали задания – выбрать сюжет. Затем был выбор тканей или бумаги. Дети подбирали ткани для задуманного сюжета и сами раскладывали их.

Старались с детьми установить эмоциональный контакт, создать благоприятную ситуацию для поставленной задачи, сформулировать общую задачу, эмоционально образно описать результат действия. Это нужно для того, чтобы дети смогли рассказать о том, чтобы дети смогли рассказать о том, что они сделали, какой получилась поделка, описать ее. Но иногда словесная инструкция оказывалась недостаточной для установления устойчивого и содержательного контакта. Основная задача: дети не только посредством слуха, но и зрительно должны воспринимать действия воспитателя. Мы старались сначала показать детям, какие действия они должны выполнить, рассказать и показать способ выполнения. Наибольший эффект контакта, когда поделка начинает приобретать какой-то знакомый образ. Здесь важно создать образ будущего действия. Вместе с тем этот образ должен быть незавершенным, что позволяет привлечь детей к действию для получения конечного результата.

Работа с бумагой, тканью заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение.

Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастными особенностями детей задания и поощрения взрослого, учитывая индивидуальные особенности детей. Необходимо также добиваться, чтобы выполненные поделки имели красивый, аккуратный вид, чтобы дети экономно расходовали материал. Например, после работы с цветной бумагой остается много обрезков, которые можно использовать для украшения других поделок. Можно их складывать в специально предназначенные коробки ли конверты.

Сначала дети расходовали бумагу или ткань очень расточительно. Вырезая по шаблону из целого куска бумаги или ткани, клали его на середину листа. Оставалось много обрезков, из которых ничего нельзя сделать. Постепенно приучали детей экономить материал. Дети старались раскладывать шаблоны так, чтобы можно было вырезать несколько шаблонов. Следили за тем, чтобы обрезки не выбрасывали, а использовали их еще для чего-нибудь.

Например, при шитье игрушек из ткани. Вырезали части игрушек из ткани. Оставшимися обрезками набивали туловище игрушки. Это очень помогало детям. Они старались быть экономными, бережливыми, не раскидывали обрезки где попало. Некоторые дети даже следили друг за другом, делали замечания, если кто-то выкинул обрезки. Мы следили за тем, чтобы дети не грубили друг другу, уважали свой труд и труд других, общались друг с другом спокойно, без злобы и раздражения, не обижали словами, учились адекватно выражать свои чувства. Необходимо иметь большое терпение и уважение друг к другу. Через свои поступки старались показать все это детям

3 этап. Повторный констатирующий эксперимент.

Цель:<

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Развитие творческого воображения у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в ходе кружковой работы". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 684

Другие дипломные работы по специальности "Педагогика":

Метод языкового анализа на уроках русского языка

Смотреть работу >>

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Смотреть работу >>

Организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку

Смотреть работу >>

Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

Смотреть работу >>

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей

Смотреть работу >>