Дипломная работа на тему "Развитие творческих способностей учащихся третьего класса коррекционной школы VIII вида на основе кружковой работы с природным материалом"

ГлавнаяПедагогика → Развитие творческих способностей учащихся третьего класса коррекционной школы VIII вида на основе кружковой работы с природным материалом




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Развитие творческих способностей учащихся третьего класса коррекционной школы VIII вида на основе кружковой работы с природным материалом":


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«Развитие творческих способностей учащихся третьего класса корр екционной школы VIII вида на основе кружковой работы с природным материалом»

Шуя 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Научно-методические основы развития творческих способностей учащихся 3 класса корр екционной школы VIII вида на занятиях кружка при работе с природным материалом.

1.1  Как мы понимаем способности.

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с особыми образовательными потребностями

1.3 Возможности коррекционно-развивающего обучения детей с особыми образовательными потребностями.

1.4 Трудовое обучение младших школьников в корр екционной школе VIII вида.

1.5 Кружковая работа с природным материалом как форма и метод развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями.

1.6 Общий вывод по главе

Глава 2. Система коррекционно-развивающей работы по формированию творческих способностей учащихся.

2.1 Исследование творческих способностей детей корр екционной школы VIII вида.

2.2 Коррекционно-развивающая работа с учащимися 3 класса с особыми образовательными потребностями по формированию и развитию творческих способностей на занятиях кружка «Умелые руки».

2.3 Общий вывод по главе

Заключение.

Заказать дипломную - rosdiplomnaya.com

Новый банк готовых защищённых студентами дипломных работ предлагает вам скачать любые проекты по нужной вам теме. Мастерское выполнение дипломных проектов на заказ в Уфе и в других городах РФ.

Введение

Начатки творческой силы существуют почти у всех…надо лишь создать для проявления её подходящие условия.

Шацкий С. Т.

Развитие творческих способностей школьников приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески.

Доказано, дети с особыми образовательными потребностями развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятельности, так и к развитию ребёнка в целом.

Анализ имеющихся исследований личности ребёнка с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у него накапливается определённый жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоционально-эстетические впечатления могут стимулировать ребёнка заниматься творчеством.

В программе специальной корр екционной школы VIII вида по технологии, утвержденной Министерством просвещения, реализуются основные задачи реформы, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения.[5] Труд учащихся специальной корр екционной школы VIII вида как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.

Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

Природный материал — кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и обязательно разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.

Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям с отклонениями в интеллектуальном развитии. При работе с природным материалом не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Именно поэтому назрела осознанная необходимость организации кружка «Умелые руки» на базе специальной корр екционной школы VIII вида, как один из методов развития творческих способностей детей, что и говорит об актуальности выбранной темы.

В нашей дипломной работе речь пойдет о развитии творческих способностей учащихся третьего класса специальной корр екционной школы VIII вида на основе кружковой работы с природным материалом. Руководитель кружка должен научить третьеклассников доступным приёмам ручного труда при работе с природным материалом, самостоятельно ориентироваться в задании, предварительно планировать ход работы над изделием, контролировать свою работу.

В процессе трудового обучения в целом осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. У многих методистов, таких как Ф. П. Филенко [48,49], И. К. Щеблыкин [54], В. И. Романина [54], Ч. К. Гульянц [9], И. Я. Базик [8], Павлова Н. П [34]. и других, разработаны системы заданий, практические приёмы, методические идеи по формированию у детей творческого мышления. В нашей работе представлены их методические рекомендации, адаптированные к учащимся специальной корр екционной школы VIII вида. Это обусловлено их психологическими особенностями. Я изучила работы таких авторов, как Л. С. Выготский [7,8], С. Я. Рубинштейн [44], Дульнев Г. М [14]. и др., в которых рассматриваются особенности развития творческих способностей, познавательных процессов и речи у детей с особыми потребностями, и сделала следующие выводы:

1. особенность развития детей в младшем школьном возрасте с особыми потребностями заключается в том, что творческие способности и познавательные процессы у них сформированы в большинстве своем на очень низком уровне.

2. коррекционное развитие – это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций. В ходе корр екционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.

Актуальность проблемы указывает на необходимость изучения роли кружковой работы с природным материалом на развитие творческих способностей учащихся третьего класса специально-корр екционной школы VIII вида

Цель работы – изучить развитие творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями.

Для достижения цели решались следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу.

2. Изучить особенности развития воображения, наблюдательности, пространственной ориентировки, моторики руки учащихся 3 класса специальной корр екционной школы VIII вида.

3. Оценить уровень развития творческих способностей учащихся экспериментальной группы на начальном этапе эксперимента.

4. Разработать занятия кружка на основе природных материалов по повышению уровня развития творческих способностей.

5.- Провести сравнительную диагностику развития творческих способностей на конечном этапе эксперимента у детей экспериментальной и контрольной группы.

Объект исследования – уровень развития творческих способностей у учащихся 3 класса с нарушением интеллекта.

Предметом исследования является процесс развития творческих способностей на занятиях кружка «Умелые руки».

Процесс исследования определяется следующей гипотезой: специально-разработанные занятия кружковой работы с природным материалом дадут возможность повысить уровень развития творческих способностей учащихся 3 класса специальной корр екционной школы VIII вида.

Практическая значимость определяется необходимостью разработки рекомендаций, которые могут быть использованы на практике как руководителями кружков, так и родителями детей с особыми образовательными потребностями.

В разработке дипломного проекта использовала следующие методы: метод наблюдения, метод эксперимента, анализ педагогической и психологической литературы, обобщение опыта передовых дефектологов.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Кулебакской специальной корр екционной школы VIII вида с сентября по март месяц 2006-2007 г. Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Научно-методические основы развития творческих способностей учащихся 3 класса корр екционной школы VIII вида на занятиях кружка при работе с природным материалом

1.1 Как мы понимаем творческие способности

Л. С. Выготский в книге «Воображение и творчество» писал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко придти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или в меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития.»[7, c.90].

Никто не будет отрицать, какое огромное значение для всей жизни человека имеет сохранение его прежнего опыта, насколько оно облегчает его приспособление к окружающему миру, создавая и вырабатывая постоянные привычки, повторяющиеся в одинаковых условиях.

Но для того, чтобы плуг, бывший сперва простым куском дерева с обожженным наконечником, превратился из бесхитростного ручного орудия в то, чем он стал теперь после долгого ряда видоизменений, кто знает, скольким воображениям пришлось над ним поработать? Подобным же образом тусклое пламя сучка смолистого дерева, являвшееся грубым первобытным факелом, приводит нас сквозь длинный ряд изобретений к газовому и электрическому освещению. Все предметы обыденной жизни, не исключая самых простых и заурядных, являются, так сказать, кристаллизованным воображением». [7, с.6]

Уже из этого легко видеть, что наше обыденное представление о творчестве также не вполне соответствует научному пониманию этого слова. В обычном представлении творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники. Мы охотно признаем и легко узнаем творчество в деятельности Толстого, Эдисона и Дарвина, но нам обычно представляется, что в жизни рядового человека этого творчества нет совсем.

Однако, как уже сказано, такой взгляд является неправильным. Можно сказать, что как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительные молнии, но и в лампочке карманного фонаря, так и творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев.

И как прав Л. С. Выготский, который возражает против того, что творчество – удел избранных. Именно из этого вывода, сделанного замечательным психологом, проистекает возвышенная и оптимистическая педагогическая идея, связанная с воспитанием творческих способностей не только у нормальных детей, но и у детей с особыми образовательными потребностями.

Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики—это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. [7, с.7]

Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей. Ребенок, который, сидя верхом на палке, воображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью, ребенок, который в игре превращается в разбойника, в красноармейца, в моряка, — все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества.

Конечно, в своих играх они воспроизводят очень многое из того, что они видели. Всем известно, какая огромная роль в играх детей принадлежит подражанию. Игры ребенка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и тем не менее эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности.

Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, а творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.

Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинакова у ребенка и у взрослого, потому что все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок.

Мы видели, что воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Чем же отличается воображение ребенка от воображения взрослого и какова основная линия его развития в детском возрасте? До сих пор существует еще мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода.

Дети могут из всего сделать все, говорил Гёте, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у взрослого человека, принималась часто за свободу или богатство детского воображения..[7, с.26]

Это и послужило основанием для того, чтобы утверждать, будто фантазия в детском возрасте работает богаче и разнообразнее, чем у зрелого человека. Однако взгляд этот не находит в себе подтверждения при научном рассмотрении этого вопроса.

Мы знаем, что опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека, интересы его проще, элементарнее, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. Воображение у ребенка, как ясно уже из этого, не богаче, а беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.

Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. По мере приближения к зрелости начинает созревать и творческое воображение.

Рибо в своем исследовании творческого воображения дал кривую, приводимую здесь, которая символически изображает развитие воображения и которая позволяет понять своеобразие детского воображения. [7, с. 27]

Основной закон развития воображения, который представляет эта кривая, формулируется так: воображение в своем развитии проходит через два периода, разделенные критической фазой. Кривая IM представляет ход развития воображения в первый период. Она круто поднимается вверх и затем довольно долго держится на достигнутом уровне. Линия RO, проведенная пунктиром, представляет ход развития интеллекта, или рассудка. Это развитие начинается, как видно из чертежа, позже и поднимается медленнее, потому что требует гораздо большего накопления опыта и более сложной его переработки. Только в точке М обе линии — развитие воображения и развитие разума — совпадают.

Из чертежа легко увидеть, что развитие воображения и развитие рассудка очень расходятся в детском возрасте, и эта относительная самостоятельность детского воображения, его независимость от деятельности рассудка, является выражением не богатства, а бедности детской фантазии.

Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском смысле этого слова, т. е. чего-то такого, что является ненастоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше, чем у взрослого человека. Однако не только материал, из которого строит воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого.

Из всех форм связи с реальностью, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только реальностью элементов, из которых оно строится. Как и у взрослого, выражен и реальный эмоциональный корень воображения ребенка; что же касается до двух других форм связи, то они развиваются только с годами, очень медленно и очень постепенно. С момента встречи двух кривых воображения и рассудка в точке М дальнейшее развитие воображения идет, как показывает линия MN, параллельно линии развития рассудка ХО. То расхождение, которое было характерно для детского возраста, здесь исчезло, воображение, тесно соединившись с мышлением, идет теперь с ним в ногу.

«Обе эти интеллектуальные формы, — говорил Рибо,— стоят теперь друг перед другом как соперничающие силы». Деятельность воображения «продолжается, но предварительно преобразившись: оно приспособляется к рациональным условиям, это уже не чистое воображение, а смешанное». Однако так бывает не у всех, у многих развитие получает другой вариант, и это на чертеже символизируется кривой MN1, быстро опускающейся вниз и знаменующей упадок или свертывание воображения. Творческое воображение приходит в упадок — это самый общий случай. Это, однако, лишь регресс, но не уничтожение, потому что творческое воображение не исчезает совершенно ни у кого, оно делается только случайностью. А особенно богато одаренные воображением составляют исключение.[7, с.27-29]

Таким образом, с раннего детства мы должны создать такие условия, при которых каждый ребёнок накопил бы богатый опыт, что даст возможность повысить уровень его воображения и творческих способностей.

1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников с особыми образовательными потребностями

Основная идея всей современной педагогики заключается в том, что отсталому ребёнку воспитание нужно в большей степени, чем нормальному.

Выясним, что собой представляют дети с особыми образовательными потребностями и какие особенности психики данных детей необходимо учитывать в их воспитании и обучении.

Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности и личности, вызванное органическим поражением коры головного мозга. [4]

Отклонения в интеллектуальном развитии - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие ВПФ.

Исследования вышеуказанных ученых показали, что у детей с особыми образовательными потребностями имеются грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю и личность в целом.

Для данных детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, или не испытывают вообще, так как в период младшего школьного возраста у таких детей преобладает игровая деятельность. В результате эти дети получают неполные и, возможно, искаженные представления об окружающем.

Восприятие школьников с особыми образовательными потребностями характеризуется: замедленной, сниженной подвижностью нервных процессов, сужением объема воспринимаемого материала. Узость, ограниченность восприятия мешают учащимся ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке, долго не могут уловить смысл происходящего и зачастую оказываются дезориентированными.

Глядя на какой-либо объект, аномальные дети не стремятся основательно разобраться в его свойствах и особенностях; у них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими объектами; они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и искаженными.

В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.

Существенным препятствием в познании явлений и изменений в природе учащимися вспомогательной школы является характерное для многих из них (особенно в младших классах) отставание в физическом развитии (патологическая замедленность, нарушение зрительно-двигательной координации, расстройства мышечного тонуса, нарушение общей и мелкой моторики). Эти недостатки отрицательно влияют на воспитание детей, особенно во время проведения уроков и занятий во внеурочное время.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. А мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у детей с особыми образовательными потребностями недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.

В результате нарушенного анализа они затрудняются определить связи между частями предмета; устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет; при анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки.

Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов: выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.

Ярко проявляются специфика операций сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез – а они нарушены. В итоге они проводят сравнение по несущественным признакам и часто – по несоотносимым.

Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Мыслительные операции развиваются медленно и с трудом. Для мышления ребёнка с отклонениями в интеллектуальном развитии характерна конкретность, ригидность (плохая переключаемость с одного вида деятельности на другую), некритичность.

Дети с отклонениями в интеллектуальном развитии обычно начинают выполнять работу, недослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия.

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение) у таких детей имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития.

Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи; у них позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. Оно у ребенка замедленно, требуются многократные повторения.

В процессе обучения запоминание может существенно улучшиться, но никогда не достигнет нормы.

Как отмечают Л. С. Выготский [7,8], М. С. Певзнер[4], слабость памяти детей с отклонениями в интеллектуальном развитии проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения. Воспроизведение – процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности.

Из-за непонимания логики событий воспроизведение детей с отклонениями в интеллектуальном развитии носит бессистемный характер. Им свойственны незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания, что приводит детей с отклонениями в интеллектуальном развитии к ошибкам при воспроизведении.

У данных детей чаще, чем у детей в норме, наступает состояние охранительного торможения, выражены недостатки внимания: сужение объема внимания, малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. С возрастом, под влиянием обучения и воспитания, объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются.

Для успешного обучения таких детей необходимо достаточно развитое воображение. У детей с отклонениями в интеллектуальном развитии оно отличается неточностью и схематичностью, так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны – и поэтому формирование воображения идет на неблагоприятной основе.

У детей с отклонениями в интеллектуальном развитии также отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. У аномальных детей страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, также снижена потребность в речевом общении. [14]

Также умственная отсталость проявляется и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей: недоразвитие эмоций, отсутствие оттенков переживаний, неустойчивость эмоций.

Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Все отмеченные особенности психической деятельности таких детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития.

1.3 Возможности коррекционно-развивающего обучения детей с особыми образовательными потребностями

Психология деятельности глубоко изучена дефектологами Г. М. Дульневым [14], Б. И. Пинским [37] и др. Отмечая несформированность навыков учебной деятельности, следует прежде всего отметить недоразвитие целенаправленности деятельности, а также трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Аномальные дети приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью.

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомогательной школы высших психических функций посредством коррекционно – развивающего обучения.

Ж. Филипп и Поль-Бонкур ввели в научный оборот термин коэффициент приспосабливаемости, исходя из того, что процесс воспитания по существу является процессом приспособления к общественной жизни. По мнению авторов, конечная цель воспитания подобных детей – преодоление задержки в их развитии и исправление недостатков последнего.

В олигофренопедагогике трактовка вопросов коррекционно – развивающего обучения в разные временные периоды изменялась. Так, в работах А. М. Граборова (30-40-е г. г.) неоднократно указывалось, что труд «обеспечивает психическое развитие ребёнка с особыми образовательными потребностями».

Позже, в «Книге для учителя вспомогательной школы» - 1995 года Г. М. Дульнев [14] включает задачу развития личности ребёнка в число основных принципов обучения.

В большинстве публикаций 60-70-х годов развитие учащихся с особыми образовательными потребностями не рассматривается как самостоятельный дидактический принцип, этот вопрос обсуждается в них в связи с коррекционными задачами обучения. Во многих учебно–методических работах, адресованных педагогам вспомогательной школы, в качестве специфической целевой установки обучения выделяется не развитие ребёнка, а коррекция его недостатков. Но в одной из последних фундаментальных работ по олигофренопедагогике («Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе», под редакцией В. В. Воронковой, Москва,1994) воспитывающая и развивающая направленность обучения снова отнесена к числу основных дидактических принципов (автор главы - Е. А. Ковалёва). [5]

Целью корр екционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовке к жизни и труду.

Образование включает в себя три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса - воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно.

Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так же как и общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.

Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.

Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций.

Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.[24]

В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта. В ходе корр екционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.

Вся система коррекционно – педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Коррекция - является основой, органическим стержнем всей учебно – воспитательной работы в специальной школе и в системе специального образования.

Цели и задачи обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные.

Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для детей с особыми образовательными потребностями эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.

Цель коррекционно – воспитательной работы с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми вспомогательной школы:

1. Задача развития детей вспомогательной школы в процессе обучения.

Максимально возможное развитие может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий:

1.Проблема ранней коррекции аномальных детей чрезвычайно важна. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями в дошкольном возрасте должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправленности действий, на упорядочение поведения, контактности. Коррекционное обучение детей с отклонениями в интеллектуальном развитии в раннем возрасте нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу.

2.Второе условие для благоприятного развития ребёнка – правильная организация его семейного воспитания.

3.Применение адекватных программ и методов обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии соответствующих возможностям и целям их воспитания, - важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

Все обучение должно проводиться методом предметно – практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и должно быть направленно на выработку пусть примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.

2. Задача коррекционно–воспитательной работы — нравственное воспитание, формирование правильного поведения.

Необходимость социальной адаптации детей вспомогательной школы, общение со средой нормальных людей ставит перед специальными учреждениями серьезные задачи нравственного воспитания, выработки у них общепринятых норм поведения.

Часто наблюдаемые у детей вспомогательной школы негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания, эти отрицательные черты – обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий: неустройство быта, беспорядок требований, плохой пример, отсутствие четкого режима. Поэтому для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии ещё важнее, чем для здорового, спокойная обстановка, систематичность требований – всё, что создает и закрепляет у детей необходимые привычки.

3. Задача трудового воспитания и обучения.

Задача трудового воспитания и обучения играет главную роль во всей системе корр екционной работы с детьми вспомогательной школы. Основная задача этого важного раздела работы – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств.

Умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных учреждений отмечается положительная динамика в развитии детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Но все же они никогда не достигнут уровня развития, характерного для нормы.

1.4 Трудовое обучение младших школьников в корр екционной школе VIII вида

Ещё полвека назад В. А. Сухомлинский писал: « Детское сердце чутко к призыву творить красоту… важно только, чтобы за призывом следовал труд.» [57, с.3].

Включение детей с отклонениями в интеллектуальном развитии в трудовую деятельность с самого начала развития олигофренопедагогики признавалось одним из главных условий их подготовки к самостоятельной жизни, но роль труда понималась неодинаково. В одних случаях труд рассматривался как средство физического, умственного и нравственного воспитания, в других — как средство активизации учебной деятельности. Видный русский дефектолог В. П. Кащенко считал труд подобных детей в первую очередь средством удовлетворения потребности растущего организма в мышечной деятельности.

Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для детей с особыми образовательными потребностями. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Большое значение в определении трудовых возможностей аномального ребенка и профиля доступного ему вида труда имеет его физическое развитие, развитие его общей и ручной моторики. Правильно организованное трудовое обучение благоприятно влияет на физическое развитие детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.

Задачи трудового воспитания и обучения следующее:

1. Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя;

2. Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье или специальном учреждении умение выполнять несложные виды этого труда;

3. Соответствующая трудовая подготовка детей с отклонениями в интеллектуальном развитии должна дать возможность этим лицам после окончания обучения материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.

В годы становления отечественной вспомогательной школы многое для развития в ней трудового обучения сделал А. Н. Граборов. Он справедливо отмечал, что труд школьников с особыми образовательными потребностями способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.

Однако работы олигофренопедагогов 30-40-х годов (как и более ранние), указывая на главенствующую роль трудовой деятельности в деле обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, не раскрывали того, каким же должен быть труд учащихся. Фактически в этих работах проводилась мысль о том, что общественно полезный труд, независимо от его методической организации, имеет коррекционно-развивающее и воспитательное значение. В то время эта идея была положена и в основу практики трудового обучения во вспомогательных школах.

Исследования 60-х годов, проведенные в НИИ дефектологии, показали, что развитие ребенка с особыми образовательными потребностями нельзя рассматривать как побочный результат его труда (Г. М, Дульнев [16,22]). Эффективное развитие возможно только в таком труде, который специально организован для решения этой педагогической задачи. Практика работы вспомогательных школ убедительно подтвердила это положение.

Трудовое обучение, как и любое другое обучение имеет свою методологию.

Из словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение и беседы, иногда применяется рассказ учителя.

Речь учителя в беседах, объяснениях и рассказе должна быть продуманной, четкой, предельно ясной, объем учебного материала — небольшим, сложность — оптимальной для данной группы учащихся.

Рассказ — это повествовательное изложение учебного материала. Для него характерны образность, эмоциональность, стройность.

Побуждая детей к активному слушанию, учитель обращается к ним с вопросами, делает начало рассказе интригующим, указывает на значимость и пользу сообщаемых сведений, т. е. прибегает к приемам, активизирующим внимание учащихся.

Учитель выбирает наиболее выигрышный для данного материала способ изложения. Побуждая к активной мыслительной деятельности, учитель сопоставляет явления, предлагая искать различия и сходство между ними. Таким образом рассказ сочетается с другими словесными методами — объяснением и беседой, а также наглядными и практическими методами.

Беседа — это совместное обсуждение учебного материала педагогом и учащимся. Во время беседы учащимся приходится обдумывать вопросы, следить за высказываниями товарищей и готовить свои ответы — такая активизация мыслительной деятельности учащихся на занятиях является главным достоинством беседы. В беседе учащимся отводится более активная роль, чем при рассказе, поэтому как метод обучения она наиболее применяема на уроках труда во вспомогательной школе.

К любой беседе учитель заранее готовит вопросы, продумывает ее ход и завершение. Если вопросы ставятся так, что можно ограничиться ответами «да» или «нет», беседы не получится.

Проводя беседы систематически, учитель приучает школьников к свободному, достаточно аргументированному высказыванию своих мыслей по обсуждаемым вопросам.

Объяснение — это краткое доказательное изложение учебного материала.

Для того чтобы школьники с отклонениями в интеллектуальном развитии восприняли объяснение учителя, нужны убедительные обоснования. Педагогу приходится постоянно помнить, что внимание учащихся надо стимулировать.

Объяснение в большинстве случаев сочетается с показом трудовых действий, с демонстрацией различных наглядных пособии, с пробными действиями учащихся. Педагог обращается с вопросами к ученикам, просит повторить приведенные им доказательства. Объяснение, а также показ действий с одновременным объяснением иногда следует повторить.

Словесные методы в трудовом обучении в чистом виде применяются редко, обычно они сочетаются с наглядными и практическими.

Наглядные методы. К наглядным методам обучения относятся учебная демонстрация, опыты, наблюдения.

Во вспомогательной школе учебная демонстрация обязательно сочетается со словесными методами. На уроках трудового обучения демонстрируются различные средства наглядности: натуральные образцы объектов труда и их изображения, инструменты, станки, машины и их изображения, различные инструкционные карты и тактильного кинестетического восприятия ее (практические методы).

Наблюдение — это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения.

На уроках труда учащиеся рассматривают образцы изделий, различные наглядные пособия, наблюдают за действием учителя при показе им трудовых приемов, за технологическим процессом во время экскурсий.

Важным моментом в организации наблюдений является обсуждение его результатов, при этом надо суметь подвести учащихся к правильным выводам и обобщениям, показывая логический ход мысли. К полученным - результатам наблюдений нужно многократно возвращаться, это послужит основой для прочного усвоения знаний.

Наглядные пособия, выпускаемые для других типов учебных заведений, должны быть приспособлены к особенностям восприятия и мышления школьников с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Для одного занятия по труду обычно требуется много разнообразной наглядности. Учитывая повышенную отвлекаемость учащихся специальной корр екционной школы VIII вида, на каждом этапе занятия учитель демонстрирует только те наглядные пособия, которые необходимы для проработки данного учебного материала. Пособия, с которыми работа закончена и которые не потребуются на последующих этапах занятий, убираются.

Работа с наглядными пособиями носит активный - характер. Учащиеся не только рассматривают демонстрируемую наглядность, но и активно действуют с ней.

В трудовом обучении широко применяется инструктаж, который представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц, схем и т. д. Особенность инструктажа во вспомогательной школе состоит в необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием последовательности действий и объяснением структуры приема.

Практические методы. Из практических методов в трудовом обучении используются различные упражнения и лабораторные работы, модели, приборы, диапозитивы и диафильмы, а также учебные фильмы. Всё вышесказанное относится как к занятиям на уроках, так и к занятиям кружка.

Таким образом, эффективное развитие возможно только в таком труде, который специально организован для решения коррекционных задач.

1.5 Кружковая работа с природным материалом как форма и метод развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями

Надежда Константиновна Крупская в одной из своих работ обращала внимание на то, что «…Надо сделать так, чтобы труд был и интересный и посильный, и в то же время, чтобы это был творческий труд, а не только механический». [25, c.299].

Полученные на уроке труда умения и навыки в работе с природным материалом и инструментами дети могут совершенствовать во внеучебное время в кружках.

Кружок – это центр детского творчества. Именно в кружке возможно учитывать и максимально удовлетворять индивидуальные запросы учащихся, развивать личность, воспитывать любовь к природе, искусству, творческому процессу. Содержание работы кружка может быть разнообразным, важно только, чтобы оно не дублировало, а дополняло соответствующие разделы и темы программ трудового обучения.

В кружках желательно объединять учащихся, которые имеют определенный интерес к данному виду практической деятельности и желание заниматься в данном кружке. Но в нашем случае такое желание нужно возбуждать у школьников специальной корр екционной школы VIII вида разными средствами: перспективой самостоятельного изготовления красивых вещей, возможностью приобрести полезные знания и навыки и др.

Во многом интерес учащихся к работе в кружке поддерживается и развивается в ходе занятий. Поэтому занятия нужно планировать и проводить так, чтобы учащиеся узнавали новое, успевали выполнять намеченную часть практической работы, их изделия действительно были красивы и нравились всем, обстановка была спокойной и доброжелательной, обеспечивалась свобода общения учащихся друг с другом и с руководителем.

Очень важно, чтобы руководитель кружка совместно с учащимися составлял план работы. При его составлении педагог должен увлечь кружковцев перспективой изготовления изделий, которые они сами выбрали из предложенных руководителем. В плане также предусматривается сбор природного материала, экскурсии на различные выставки, парк, лес, луг.

В кружке педагог решает следующие задачи:

1.  развитие творческих способностей учащихся.

2.  расширение художественного кругозора;

3.  развитие и углубление интересов учащихся;

4.  развитие коммуникативных навыков на основе совместной творческой деятельности;

5.  развитие мелкой моторики;

6.  развитие речи учащихся, обогащение активного словаря школьников;

7.  организация досуга учащихся.

8.  укрепление физического и психического здоровья.

Все эти и многие другие задачи успешно решаются при организации кружка на основе работы с природным материалом.

Сказочна и разнообразна природа. Какие богатые чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести no-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в ребёнке.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Кружковые занятия не просто трудовой процесс, а создание художественных произведений, имеющих глубокое смысловое содержание.

Нужно стремиться воспитать тонкую и чувствительную душу ребёнка, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном.

Задача состоит в том, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, а однажды войдя в неё, больше с ней не расставались.

А. С. Макаренко обращал внимание на важность использования природного материала в творческой деятельности ребёнка. Он писал: "...В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии".[25]

В процессе систематического труда рука ребёнка с особыми образовательными потребностями становится более уверенной, точной, а пальцы - более гибкими. При изготовлении поделок постепенно накапливаются специальные умения и навыки. Недаром В. А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".[8]

Художественное творчество с использованием природного материала слагается из нескольких компонентов: изучения материала, определения скрытых возможностей данного материала, определение художественного замысла будущей поделки и непосредственное осуществление этого замысла путём практического создания поделок.

Каждая поделка имеет свой замысел как по внешнему виду, так и по смысловому содержанию, по идейности. Очень часто дети с отклонениями в интеллектуальном развитии не могут найти сюжет для своей будущей работы и связать его с внешней формой. Роль руководителя занятия подсказать интересную мысль и выразительную форму.

Сочетать глубокую идейность с увлекательной формой – такова главная задача руководителя кружка, рекомендующего ту или иную тему поделки. В детских поделках эта идейность может выражаться примитивно, но такая примитивность наиболее доходчива до детского сердца.

Где же брать темы, сюжеты для творчества? Главным источником для детских сюжетов является литература: сказки, стихи, басни, рассказы. Можно брать сюжеты из жизни. Однако никогда не следует связывать творчество детей строго определёнными формами. Взяв за основу идею руководителя, ребята могут выполнить её в самых разнообразных формах. педагогу не стоит препятствовать свободно рождающейся творческой инициативе ребёнка. Только в нашем случае каждая инициатива должна быть проконтролирована.

Поиск творческой идеи, замысла – исключительно важный путь в развитии у детей с особыми образовательными потребностями наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления, это не случайное обретение удачной мысли, а сложный творческий процесс, обусловленный требованиями воспитательного процесса в кружке.

Часто возникает вопрос, что является первичным и что вторичным: идея, замысел или материал, который своими формами, внешним видом подсказывает идею, сюжет, форму, внешний вид будущей работы. Иной раз замысел есть, а материал, подходящий для его осуществления, найти очень трудно. Часто на поиски его уходит много времени, а решение приходит внезапно.

Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы природный материал звучал в работе благодаря своему характерному естественному виду с минимальным вмешательством в это дело рук человеческих. В результате наблюдений дети устанавливают, что природа сама по себе является прекрасным скульптором, остается только угадать в ее причудливых созданиях что-либо похожее на предметы окружающего мира и постараться усилить, подчеркнуть это сходство. Например, желудь. Он тем и хорош, что очень удачно передает форму тела маленького человечка. Маленький древесный гриб может идеально предстать в виде головы лягушки.

А из чего лучше сделать бушующее море в работе по сказке о золотой рыбке? Ясно, что старика можно сделать из согнутой шишки, а берег из куска толстой коры, чтобы он походил на размытые морем скалы, а вот из чего сделать море? И оказалось, что если волны сделать из бересты, то они будут прекрасно смотреться как волны, хотя материал нисколько не прозрачен и не похож на воду.

Но бывает и наоборот. Попалась поврежденная кем-то еловая шишка. Выросла она скрюченной, ни дать ни взять, фигурка сгорбленной старостью и нелегким трудом старушки. Это — рождение творческого замысла. Вслед за этой шишкой последовала маленькая сморщенная шишка для старушечьей головы и т. д.

Таким образом, в творческой практике иной раз созревший замысел нуждается в необходимом материале, а другой раз материал своими формами рождает замысел.

Поход за природным материалом – это не просто увлекательная прогулка, в которой дети идут при руководителе гурьбой и бездумно созерцают окружающую их природу. Подготавливая экскурсию, руководитель чётко формулирует её задачи, цели, маршрут.

Во время сбора природного материала руководитель побуждает ребят внимательно вглядываться в окружающую их природу. Постоянно должны звучать вопросы: "На что похоже? Что напоминает?", которые могут помочь натолкнуть детей на мысль. Организованный таким образом сбор материала даёт возможность детям активно воспринимать его форму, цвет, запахи, развивает у ребят любознательность, наблюдательность, любовь к родной природе.

Обязательно ребятам надо напомнить правила сбора материала и бережного отношения к родной природе.

Материал собран, начинаем работу по изготовлению поделок. Её следует начинать с напоминания техники безопасности (см. приложение ). Затем ребята получают инструменты и рабочие материалы. После этого руководитель обсуждает план работы на это занятие. Образцы, которые ребята будут делать, он предварительно изготавливает сам, чтобы дети смогли их внимательно рассмотреть. Одновременно он рассказывает, из каких деталей состоит та или иная поделка, из каких материалов их надо делать.

Прежде всего ребёнка нужно обучить анализировать образец поделки. В ходе анализа внимание направляют на её внешние характерные особенности (цвет, форма, величина ), части, на материал, из которого она сделана и из какого ещё может быть изготовлена. Правильный и разносторонний анализе структуры готовой поделки является важным звеном в работе.

Затем анализируется процесс изготовления игрушки. Уточняются основные этапы работы: что за чем, из какого материала, какие инструменты нужны. По мере накопления опыта можно переходить к схематической зарисовке игрушки. При создании игрушек руководитель рекомендует комбинировать природный материал.

В кружке имеются широкие возможности формирования творческих навыков кружковцев путём внимательного и всестороннего обсуждения их поделок. Дети есть дети и потому каждый член кружка хочет, чтобы его работа привлекла внимание товарищей, чтобы она им понравилась. Поэтому надо каждой работе уделять внимание, обсудить её. Такое внимание к работам детей особенно важно в нашем случае и имеет большое воспитательное значение.

Когда дети научатся делать простые по конструкции игрушки, им можно предлагать более сложные поделки, с большим разнообразием природного материала, композиции. Их продолжают учить анализировать будущую игрушку по её рисунку, а потом рисунок заменяют моделью. С помощью модели дети выясняют характерные признаки и части игрушки, которую им предстоит сделать.

В работе с детьми используются загадки о самом природном материале, о будущих игрушках; пословицы и поговорки о труде, что обогащает словарный запас учащихся, развивает мышление (см. приложение).

Особое внимание следует обратить на дисциплину в кружке. Она должна быть сознательной и высокой и строиться на желании ребят участвовать в работе кружка.

Подготовка материалов, инструмента к работе, уборка помещения после занятия – всё это дело рук самих детей, дежурных по кружку и зависит от их дисциплины.

Актуальна на данный момент популяризация детского творчества, которая должна быть широкой и всесторонней, чтобы юные зрители заинтересовались им, чтобы у них появилось желание взяться за это увлекательное дело. С этой целью надо устраивать постоянные и временные выставки работ кружковцев, например, выставка "Природа и мы".

Оборудование таких выставок и дежурство на них осуществляется силами участников выставки. На таких выставках обязательно должны быть книги отзывов, в которых посетители смогут написать свои впечатления об увиденном и свои пожелания юным участникам. Такие отзывы очень ценны для ребят, как элемент вдохновения их на новые творческие свершения. А какое счастье для педагога видеть на лицах этих детей искреннюю радость, удовлетворение результатом своего труда и труда своих товарищей.

Все поделки из природного материала, разнообразные по технике изготовления и материалу, необходимому для работы, можно разделить на следующие группы: конструирование из природного материала; аппликация из природного материала; лепка из глины.

Конструирование — это художественная техника создания изделий путем соединения деталей друг с другом.

В конструировании игрушек, фигурок сказочных героев, животных, человека используется самый разнообразный природный материал. Найти его можно повсюду: в лесу, в поле, на огороде, в парке. Это шишки, желуди, солома, корни, ветки, ракушки и многое другое.

Труд с использованием лесных материалов — один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором они учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту этих материалов. Именно поэтому труд с лесными материалами так привлекает к себе детей всех возрастов.

Сказочный мир лесных человечков, диковинных животных, птиц и готовые композиции дарит нам лес. Нужно только разглядеть будущие изделия…

Поделки из шишек

В России растет много деревьев, приносящих осенью великолепные плоды — шишки - один из самых распространенных материалов, используемый в поделках.

Применяются шишки ели, сосны, пихты, лиственницы, кедра, кипариса, можжевельника, тиса, ольхи. Собирать шишки надо до того, как они раскрылись. Для того, чтобы шишки не раскрылись ( если это нужно), их надо покрыть жидким столярным клеем.

По форме и фактуре шишки прекрасно подходят для изготовления деталей разных поделок, например туловищ и головок человечков, мордочек животных. Мелкие шишки используются как лапки животных, зеленые маленькие шишечки — как птенчики в гнезде.

Практически все шишки хорошо поддаются обработке. При изготовлении поделок шишки пилят, режут, сверлят и склеивают.

Много радости и восторга вызывают поделки из шишек у младших школьников с особыми образовательными потребностями.

Игрушки и поделки из желудей.

Наша местность богата дубовыми рощами, они каждую осень одаривают нас своими плодами – желудями, которые являются великолепным поделочным материалом, будучи свежими, они легко поддаются резанию, сверлению.

Если пофантазировать, то можно устроить целый «Желудевый город» и заселить его придуманными «желудевыми» жителями, зверями и птицами. Можно сделать для человечков желудевый чайный сервиз, тогда с ними ребятишкам можно будет играть, также как, например, с куклой Барби и ее друзьями.

Поделки из орехов.

Очень нравится детям работать с орехами и их скорлупой. Для работы подходят все виды орехов. Чаще всего используются грецкие орехи, лесные (фундук), реже — кедровые, миндаль, арахис, фисташки. Сюда же можно отнести и косточки различных фруктов и ягод: персиковые, абрикосовые, вишневые, сливовые, хурмы. Лучше всего заготовить орехи разных видов и размеров, так как это расширит возможности в изготовлении поделок. Орехи могут использоваться как основной и как дополнительный материал для изготовления отдельных деталей.

Скорлупа грецкого ореха – это тельце уточки, рыбки, бабочки, совы; при изготовлении ёлочных игрушек. Очень оригинально смотрится новогодняя ёлка, украшенная только такими игрушками. А как похожа скорлупка грецкого ореха на панцирь черепахи!

Семена-крылатки.

На клене, ясене и липе осенью созревают семена-крылатки — необходимый для поделок материал. Заготавливают семена-крылатки, когда они созрели, но еще имеют зеленоватый цвет и скреплены попарно. Если их собрать в этот период, то они сохраняются в «рабочем» состоянии долгое время.

Хранить семена-крылатки надо в картонной коробке, отдельно от другого сырья, и следить за тем, чтобы они не пересохли, не потрескались.

Без семян-крылаток в творчестве из природных материалов не обойтись. Уши зайчиков и белок, хохолки на головах птиц, крылья, хвостовое оперение, прозрачные крылышки стрекоз, величавые журавли, воздушные юбочки – всё это удивительные семена-крылатки.

Аппликация — это художественная техника создания изделий путем присоединения деталей к фону.

Аппликация — один из самых распространенных и привычных видов работ в начальной школе. Для неё используют солому, бересту, тополиный пух, семена-крылатки, птичьи перья, срезы веток дерева, яичную скорлупу, чешуйки шишек, зёрна, шпон, желуди и другие природные материалы.

Аппликационные работы способствуют развитию художественного видения природы, закреплению представлений о симметрии и асимметрии, совершенствованию представлений о выразительной композиции, развитию чувства формы, ритма, соотношения частей и целого.

При работе над аппликацией у учащихся развиваются такие психические процессы, как внимание, мышление, воображение и др. а также глазомер, моторика рук, координация движений, формирование представлений о приемах рациональной работы, совершенствование приемов разметки, вырезания, работы с клеем и ножницами. Работа над аппликацией помогает воспитывать аккуратность и терпеливость, развивать творческие способности учащихся.

Аппликация из срезов веток

Аппликация из срезов веток доступна даже дошкольнику.

Нарезанные руководителем срезы веточек разных деревьев и кустарников будут неодинаковыми по размеру, цвету коры и древесины. У тополя серовато-зеленая кора, у веточек березы — черная, у черноплодной рябины — красно-коричневая; у ольхи — розовато-перламутровая древесина, у бузины — темная.

Форма срезов зависит от направления лезвия ножа во время их нарезки. Если держать нож под прямым углом, то получатся круглые срезы, а если под острым углом, то овальные. Чем острей угол между веточкой и ножом, тем длиннее будут овалы.

Для фона аппликации можно использовать плотную цветную или рисовальную бумагу. Более серьезные и трудоемкие работы требуют для фона фанеры или ДВП, которые можно покрыть морилкой или обработать несколько раз крепким раствором марганцовки, затонировать тушью или гуашью. Материалом для фона может стать картон или шпон.

После подготовки фона необходимо сделать на нем разметку изображения и наклеить срезы по контуру детали, полностью заполняя деталь.

Наклеенные в один или несколько слоев один на другой, срезы создают изящные растительные композиционные оперения птиц, чешую сказочных драконов и украшают шкатулки, вазы, панно, карнизы и т. д. на подкладной доске.

Поделки из птичьих перьев.

Декоративные панно, открытки, закладки для книг и другие самоделки можно изготовить из перьев петухов и кур, попугаев и канареек, лесных и певчих птиц.

Собранные птичьи перья нужно рассортировать по величине и цвету и хранить отдельно от других природных материалов.

Если перья высохли, потеряли вид, то, прежде чем начать мастерить поделку, нужно размочить их в горячей воде и работать с влажными.

Перья птиц — очень благородный и податливый в работе материал, что очень важно для детей с особыми потребностями. Их можно окрашивать в цвета любых оттенков. Из перьев них получаются прекрасные цветы, птицы, бабочки, листья. С помощью ножниц, пинцета и разведенного желатина (вместо клея) перьям можно придать любую форму.

Композиции из семян.

Для поделок подходят любые семена трав, злаков, цветов. Все они различаются по форме, размерам и цветам, и именно это позволяет создавать оригинальные панно и картины, которые завораживают детей.

Зимой, весной и в начале лет

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Развитие творческих способностей учащихся третьего класса коррекционной школы VIII вида на основе кружковой работы с природным материалом". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 645

Другие дипломные работы по специальности "Педагогика":

Метод языкового анализа на уроках русского языка

Смотреть работу >>

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Смотреть работу >>

Организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку

Смотреть работу >>

Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

Смотреть работу >>

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей

Смотреть работу >>