Дипломная работа на тему "Разработка учебно-методического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды""

ГлавнаяПедагогика → Разработка учебно-методического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Разработка учебно-методического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"":


Дипломная работа Разработка учебно-методического обеспечения по дисциплине “История костюма и моды” РЕФЕРАТ

Дипломная работа содержит 72 листа машинописного текста, 3 таблицы, 1 рисунок, 55 литературных источников, 4 приложения и 3 графических плаката.

Ключевые слова: ДИСЦИПЛИНА «ИСТОРИЯ КОСТЮМА И МОДЫ», РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ, ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ОХРАНА ТРУДА, ЗАТРАТЫ НА РАЗРАБОТКУ.

Целью работы являе тся - разработка учебно-методического обеспечения по дисциплине «история костюма и моды».

В результате выполнения дипломной работы было разработано следующее учебно-методическое обеспечение дисциплины: рабочая программа, перспективно-тематический план; методические указания выполнению лабораторно-практических работ; перечень лабораторно-практических работ; выполнены расчеты по затратам на разработку учебно-методического обеспечения; выполнены графические плакаты.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1.1 Анализ учебно-методической литературы и нормативной документации

1.2 Исследование межпредметных связей по дисциплине «история костюма и моды»

2 РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1 Разработка рабочей программы

2.2 Разработка перспективно-тематического плана

2.3 Обоснование использования наглядности и технических средств обучения для обеспечения учебного процесса по дисциплине «история костюма и моды»

2.4 Разработка методических указаний к лабораторно-практическим занятиям

2.5 Методическая разработка урока

Заказать написание дипломной - rosdiplomnaya.com

Уникальный банк готовых защищённых студентами дипломных проектов предлагает вам скачать любые работы по необходимой вам теме. Профессиональное выполнение дипломных проектов на заказ в Санкт-Петербурге и в других городах России.

3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ оценка и расчет затрат на разработку проекта

3.1 Общие положения

3.2 Расчет затрат на заработную плату

3.3 Расчет величины машинного времени

3.4 Затраты на расходные материалы

3.5 Смета затрат на разработку проекта

3.6 Определение предполагаемой цены методического пособия

4. экологичность и безопастность

4.1 Безопасность жизнедеятельности

4.2 Экология

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность деятельности педагога профессионального образования очевидна. Этим определяются высокие требования к нему. Профессия педагога профессионального образования еще только складывается. В ней много неопределенного и неизученного. Но широкий диапазон применения этой педагогической квалификации говорит о том, как сильно возрастает в ней потребность в условиях рынка. Педагог профессионального образования призван осуществлять любую педагогическую деятельность в системе профессионального образования, а так же во внегосударственной сфере подготовки рабочих.

Система профессионального образования в нашей стране прочно утвердилась как основная форма планомерной подготовки квалифицированных рабочих кадров и стала фактором формирования у них моральных и социальных качеств.

Видов деятельности, выполняемых педагогом профессионального образования много: профессиональное обучение как теоретическое, так и практическое; внеучебная воспитательная работа, общественная работа в коллективе; деятельность по организации производственного труда учащихся; методическая деятельность [4, с.146].

Под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога профессионального образования по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, осуществляющих регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или по циклу учебных дисциплин.

Специальные дисциплины в общей структуре содержания обучения квалифицированных рабочих в училищах системы профессионального образования занимают узловое место и имеют целью сформировать у учащихся систему знаний в объеме, необходимом для сознательного прочного и глубокого овладения профессией.

В основу определения вида деятельности взято содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обусловливающее их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогом профессионального образования, относятся:

-  анализ учебно- программной документации, методических комплексов;

-  методический анализ учебного материала;

-  планирование системы уроков теоретического и практического обучения;

-  моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

-  конструирование деятельности обучающихся по формированию технических понятий и практических умений;

-  разработку методики обучения по дисциплине;

-  разработку видов и форм контроля знаний, умений и навыков;

-  управление и оценку деятельности обучающихся на уроке;

-  проведение рефлексии собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

Освоение методической деятельности проходит через формирование методических знаний, умений. Умение-это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать на три группы.

Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессионального образования:

-  умением проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста;

-  умением подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы;

-  умением выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника;

-  умением проводить методический анализ локального отрезка учебной информации;

-  умением разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения, опорные конспекты;

-  умением располагать учебный материал на доске, оформлять решение электротехнических задач;

-  умением разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения;

-  умением разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений обучающихся;

-  умением разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности обучающихся;

-  умением проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.

Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала:

-  умение планировать систему уроков по изучаемой теле на основе методического анализа;

-  умение планировать учебную и учебно-производственную работу обучающихся по профессиональной деятельности;

-  умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции;

-  умение организовывать деятельность обучающихся на уроке и управлять ею;

-  умение применять методы теоретического и производственного обучения;

-  умение анализировать методические разработки.

Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения:

-  умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике;

-  умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения;

-  умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях [52, с. 6-8].

По окончании Российского государственного профессионально-педагогического университета мы получаем специальность педагог профессионального образования.

К видам деятельности, выполняемым педагогом профессионального образования, относятся:

-  профессиональное обучение как теоретическое, так и практическое;

-  внеучебная воспитательная работа;

-  общественная работа в инженерно - педагогическом коллективе и в коллективе обучающихся;

-  профессиональная ориентация обучающихся;

-  техническое творчество;

-  начальная опытно- экспериментальная деятельность исследовательского характера;

-  повышение собственной квалификации и самообразование и т. д.

Для выполнения этой большой и разнообразной работы от него требуются определенные знания и умения. Педагог профессионального образования должен обладать большим набором сугубо профессионально - педагогических умений: гностическими, идеологическими, дидактическими, организационно - методическими, коммуникативными, прогностическими, диагностическими, конструктивно- педагогическими, конструктивно - технологическими, производственно - оперативными.

Педагог профессионального образования – это квалификация, имеющая много специальностей, он может работать мастером производственного обучения и преподавателем специальных дисциплин. При изучении специальных предметов необходимо с одной стороны, совершенствовать те формы и методы, которые применяются при изучении общеобразовательных дисциплин, а с другой стороны, имея ввиду их большое прикладное значение и «выходы» на производственное обучение, широко использовать методы и методические приемы, характерные для производственного обучения.

Все это позволяет выделить значимость содержания, форм, методов изучения и дидактического обеспечения для специальных дисциплин при подготовке квалифицированных рабочих в училищах профессионального образования.

При работе над дипломным проектом нами проведен анализ специально - методической и психолого–педагогической литературы по дисциплинам: история костюма и моды, методика профессионального образования, методика преподавания специальных дисциплин, по педагогике и проблемному обучению; учебно - методическая документация.

Анализ литературы по дисциплине «История костюма и моды» показал, что отсутствует классический учебник для данной учебной дисциплины, все учебники не имеют достаточно полной учебной информации по отдельным темам.

Цель работы: разработать и внедрить методическое обеспечение по дисциплине «История костюма и моды».

Объектом работы является процесс обучения в профессиональном училище по дисциплине «История костюма и моды».

Предметом работы является разработка методического обеспечения по дисциплине «История костюма и моды».

Рабочую гипотезу можно сформулировать следующим образом: качественное методическое обеспечение учебного процесса по дисциплине «История костюма и моды» позволит повысить качество обучения обучающихся.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.  Провести анализ учебно - методической литературы и нормативных документов по данной проблеме;

2.  Провести исследование межпредметных связей по теме дипломной работы и способы их практической реализации;

3.  Разработать детальное методическое обеспечение по выбранной теме, а именно:

3.1.  Рабочую программу;

3.2.  Перспективно- тематический план;

3.3.  Методические указания к выполнению макета изделия на манекене;

3.4.  Методические указания к выполнению самостоятельной работы;

3.5.  Перечень практических работ;

3.6.  Урок по теме «Женский костюм 1950- 1980 гг.».

4. Обосновать использование технических средств обучения для обеспечения учебного процесса по дисциплине «История костюма и моды».

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1.1 Анализ учебно - методической литературы и нормативной документации

Анализируя специальную литературу по дисциплине «История костюма и моды» можно отметить следующее, что в последнее время появилось множество новых изданий, в которых изложены сведения о костюме, тканях, головных уборах, обуви, украшениях, особенностях кроя. Но к сожалению каждое из изданий включает в себя, только несколько этапов развития костюма какой - либо страны или эпохи. Это приводит к тому, что преподавателю приходится отбирать структурировать учебный материал из рекомендуемых учебников. Причиной также является недостаточная полнота учебной информации по отдельным темам в рекомендуемых учебниках, отсутствие единого учебника для дисциплины «История костюма и моды». В такой ситуации деятельность педагога связана с поиском информации в различных технических документах, журналах, специальной литературе и других источниках; отбором содержания формируемых понятий; ее переработкой и представлением формы, доступной для усвоения обучающимися [52].

В учебнике «Женская мода 20 века» Дзеконьска-Козловска А., раскрывает основные положения реформы женской одежды 20 века. Пособие написано в соответствии с требованиями учебной программы по истории костюма. Год издания учебника 1977, поэтому метод изложения материала устарел. Нет задач и заданий направленных на организацию и усвоение материала обучающимися.

В учебнике «История костюма» Каминская А. И. излагает историю костюма Древнего мира, западноевропейского костюма 5-20 веков, русского и советского костюмов. Главы книги знакомят обучающихся с развитием костюма от древности до 80-х годов 20 века. Обширный материал пособия посвящен рассмотрению эволюции костюма древнего Египта, Греции и т. д. до 20 века. Завершает книгу краткий обзор истории костюма последних лет 20 века. Данный учебник всего лишь предоставляет возможность обучающимся узнать историю развития костюма и взглядов прошлых столетий. А также раскрывает целостное представление о костюме древнего мира, что соответствует лишь части тем учебной программы, поэтому рекомендуем применять его в качестве дополнительной литературы.

В учебном пособии Мерцалова М. Н. «История костюма разных стран и народов» содержит основные сведения о костюме-крое, пропорциях, цвете, тканях, орнаментации, украшениях и т. д. Книга предназначена в качестве учебного пособия для обучающихся профессиональных училищ швейной промышленности. Предметное содержание реализуется в учебнике в виде текстов, иллюстраций. В данном учебнике отсутствует дидактический материал, не реализуется идея обучения по средствам постановки проблем, но стоит отметить, что автор излагает материал систематично и последовательно используя строгую научность изложения.

В учебнике «История костюма» содержится материал раскрывающий подробно костюмы разных времен и народов, просматривается связь костюма с искусством. Каждая тема включает теоретическое обоснование рассматриваемой учебной задачи и содержит контрольные вопросы для закрепления и повторения теоретического материала, даны задания с практическими упражнениями. Материал пособия увязан с содержанием таких учебных дисциплин, как «Основы композиции костюма», «Рисунок», «Технология изготовления одежды». Но только лишь часть данного учебного пособия соответствует действующей учебной программе, поэтому лучше его использовать как дополнительную литературу при подготовке к занятиям.

Учебник Коммиссаржевского Ф. Ф. «История костюма» знакомит подробно с развитием костюма от древнейших времен до костюма 17 века. В учебнике приведены многочисленные иллюстрации костюмов по каждой теме. Обучающимся предлагаются практические и творческие задания разного уровня сложности. Учебник содержит специальную систему визуальных знаков, которые помогут обучающимся лучше ориентироваться в материале учебника, и большое количество иллюстраций. Учебник можно использовать в качестве дополнительной литературы.

Анализ методической литературы показал, что в учебном пособии В. А.Скакуна «Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ» [40] лучше других рассматриваются задачи, содержание, формы и методы обучения общетехническим и специальным предметам в профтехучилищах. Значительное место уделено проблемному обучению, системе упражнений по развитию технического мышления обучающихся, лабораторно - практическим работам, применению современных технических средств обучения. Автор так же освещает вопросы подготовки преподавателя к занятиям, пути совершенствования его педагогического мастерства. Материал изложен систематично и последовательно, строгая научность изложения сочетается с простотой языка. Методическое содержание учебника включает в себя дидактический и справочно-ориентировочный компоненты. Вся информация относится к техническим дисциплинам. Она необходима для развития преподавателя, но нет конкретных рекомендаций для дисциплины «История костюма и моды».

В учебном пособии Жукова Г. Н. «Основы педагогических знаний мастера производственного обучения» [14] изложены сведения о подготовке мастера производственного обучения, приведены основные положения общей и профессиональной педагогики для студентов средних профессионально_ педагогических учебных заведений. Автор рассматривает системы образования в России, педагогические категории, методологические основы педагогики, педагогические технологии, обучение воспитания как составляющее педагогического процесса. В пособии автор раскрывает сущность процесса профессионального обучения и воспитания. Предметное содержание реализуется в пособии в виде текстов и схем. Методическое содержание учебника включает в себя дидактический и справочно-ориентировочный компоненты. Прослеживается связь содержания пособия с жизнью и практикой. Материал изложен систематично и последовательно, несет в себе научные факты, но не отражена информация о дисциплине «История костюма и моды».

В учебном пособии Эргановой Н. Е. «Основы методики профессионального обучения» [55] рассматриваются основные проблемы методики профессионального обучения с позиций авторского подхода к теории методической деятельности педагога, методическому проектированию и конструированию, феномен методической деятельности педагога профессиональной школы, взаимосвязь и взаимообусловленность методик и технологий профессионального обучения, что позволяет целостно представить современную модель методического знания. В то же время ярко выражен практический (на уровне технологии) характер предлагаемых методических разработок. Предложенные технологии конструирования различных средств обучения: предметно - знаковых систем, логических регулятивов обучающей деятельности педагогов и форм организации познавательной и учебно-производственной деятельности учащихся. Пособие содержит материал, который соответствует содержанию учебной дисциплины «Методика профессионального обучения».

Анализ нормативной документации показал, что сущность социального заказа на обучение закройщиков выражена в квалификационной характеристике. Она отражает тарификацию (присвоение класса, разряда, в зависимости от сложности работы, точности и ответственности исполнителя). Она дает исчерпывающую характеристику деятельности рабочего в конкретном и систематизированном виде и отражает формы и сроки подготовки. В квалификационной характеристике закройщиков так же должны быть отражены: психофизиологические особенности профессии, умственная деятельность связанная с сохранением и переработкой информации; моторные действия; особенности внимания; качества личности, способствующие успеху в работе; медицинские противопоказания.

Профессиональная характеристика служит основой для составления учебно–программной документации (учебный план, учебная программа), на основании которой, вносятся все количественные и качественные изменения в содержание образования.

Учебный план (прил. А) – официальный документ, отражающий объем и содержание обучения. Разделяют учебные планы: типовой и рабочий.

Типовой учебный план – это документ рекомендательного характера, устанавливающий перечень и объем учебных циклов и дисциплин применительно к профессии и специальности с учетом ступени квалификации, минимального (базового) срока обучения и определяющей степень самостоятельности региональных органов образования.

Рабочий учебный план – это документ, разработанный для конкретного образовательного учреждения с учетом выбранной специальности и требований государственного, регионального и местного компонентов образования.

В учебном плане перечень и блоки учебных дисциплин, их объем, последовательность изучения устанавливаются на основе ряда принципов, отражающих основные положения и закономерности формирования профессиональных знаний, умений, навыков. К ним относятся научность, систематичность, последовательность, реализация межпредметных связей. Согласно принципу систематичности все учебные планы имеют предметно – цикловую или блочно – модульную структуру, которая обеспечивает возможность формирования системы научных знаний, умений, и навыков, их логическую взаимосвязь.

Начальный этап работы с учебно–программной (см. прил. А) документацией дает исходную информацию для работы с другими учебно–программными документами. Данные о количестве часов, выделенных на дисциплину, и их распределение на полугодия позволяют преподавателю ориентировочно оценивать объем и сложность материала. О степени и значимости судят по виду итогового контроля знаний обучающихся (зачет).

В состав учебного плана входят:

-  график учебного процесса;

-  план учебного процесса.

График учебного процесса – это документ, который показывает длительность учебных полугодий, экзаменационных сессий, каникул, вида практик и их длительность, данные о распределении часов на различные виды обучения.

Структура учебных планов является основой для составления учебных программ, (см. прил. А) в которых находят свое отражение конкретные цели, задачи, принципы образовательного и профессионального обучения, содержание предмета.

В период анализа методической документации нами был изучен учебный план для подготовки рабочих по профессии «Закройщик». Согласно учебному плану на изучение дисциплины «История костюма и моды» отводится 60 часов.

1.2 Исследование межпредметных связей по дисциплине «История костюма и моды»

Одним из важнейших условий прочности и действенности формируемых у обучающихся знаний, умений и навыков является осуществление межпредметных связей в процессе преподавания дисциплины «История костюма и моды». Решение проблемы межпредметных связей играет важную роль при определении содержания, методов и организации учебного процесса. Взаимосвязь близких по содержанию дисциплин не только обеспечивает повышение качеств знаний обучающихся, но и способствует подготовке их к практике, развивает у них многосторонний научный кругозор, помогает выработки цельного материалистического мировоззрения [40, с.130].

Межпредметные связи - явление многогранное, разнохарактерное, разнофункциональное.

Для правильного понимания сущности межпредметных связей необходимо принимать во внимание, что они имеют две стороны, условно назовем их объективной и субъективной. Объективная сторона межпредметных связей находит отражение в определении содержания обучения и учитывается при разработке учебных планов и программ (см. прил. А), составлении учебников и методических пособий. Эта сторона межпредметных связей отражает принцип систематичности. И определяет такой подход к отбору и расположению учебного материала взаимосвязанных дисциплин в учебных планах и программах, при котором, знания полученные обучающимися при изучении одного или нескольких дисциплин, являются основой для изучения других, или закрепляются при их изучении. Так при изучении темы: «Русский костюм» по дисциплине «История костюма и моды» обучающиеся уже должны иметь понятия о фактуре ткани, характерных цветах для Киевской и Московской Руси, орнаментах, головных уборах, обуви, которые они рассмотрели на уроках дисциплины «Основы композиции костюма», а при изучении темы «Европейский костюм 18 столетия» обучающиеся должны опираться на знания, полученные при изучении дисциплины «Моделирование и художественное оформление одежды».

Межпредметные связи проявляются в единстве трактовки аналогичных понятий, раскрываемых в программах и учебниках взаимосвязанных предметов, в рациональном отборе учебного материала, в базировании его на одних и тех же основополагающих законах и теориях. Так в изучаемых дисциплинах «История костюма и моды», «Рисунок», «Основы композиции костюма», «Моделирование и художественное оформление одежды» присутствует единое название понятий (композиционный центр, асимметрия, ритм, контраст, нюанс, композиционный принцип, декоративное решение). Эта субъективная сторона межпредметных связей, осуществляемая преподавателем в процессе обучения обучающихся дисциплине «История костюма и моды».

В профессиональных училищах обучающиеся изучают большое количество специальных дисциплин «Рисунок», «История костюма и моды», «Основы конструирования и моделирования», «Материаловедение», «Технология изготовления одежды».

В большинстве случаев межпредметные связи используются как знания полученные обучающимися при изучении других дисциплин, для более полного и глубокого раскрытия данной дисциплины. Но их нужно трактовать значительно шире - как систему. Охватывать не только изучение взаимосвязанных дисциплин, но и всех дисциплин, следовательно, и деятельность всех преподавателей и мастеров, участвующих в учебном процессе.

2 РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1 Разработка рабочей программы

Задача курса «История костюма и моды»-расширение общего кругозора обучающихся, раскрытие их способностей, умение использовать различные элементы исторического костюма в современной одежде: цветовую гармонию, декор, крой. Знания по предмету помогут разобраться в истории различных периодов. Мода очень капризна и имеет свойства возвращаться назад. Предмет «История костюма и моды» поможет учащемуся различать традицию и новизну в моде.

В разделе: «Введение», раскрывается значение предмета в подготовке по профессии «Закройщик».

В разделе: «Костюм древнего мира», раскрываются характеристики стран Египта, Греции, Рима, Византии. Рассматриваются эстетические идеалы красоты, ткани, цвет, орнамент, основные виды и формы костюма, украшение, головные уборы, прически, обувь, элементы символики.

В разделе «Костюм средневековья» обучающиеся изучают: особенности исторического периода, быт и одежду варваров. Особенности романского стиля, его отражение в костюме. Образование новых форм европейской одежды. Готический стиль, его характерные черты. Рыцарство и его влияние на характер мужского костюма. Появление нового идеала женской красоты и отражение его в женской одежде. Декоративная косметика

В разделе «Костюм эпохи Возрождения» изучаются искусство эпохи Возрождения, реализм искусства. Итальянская одежда мужская и женская. Появление белья. Влияние итальянской культуры на формирование французской моды. Особенности развития культуры и искусства в Испании. Виды и формы мужской и женской одежды.

В разделе «Европейский костюм 17 столетия» рассматривается стиль «барокко», его характерные черты. Французский костюм 17 столетия. Виды отделки. Составные части мужского костюма. Женский костюм, новые элементы в конструкции. Влияние французской моды на формирование костюма других стран Европы.

В разделе «Русский костюм» изучается общая характеристика периода Киевской и Московской Руси. Эстетический идеал красоты и основные особенности костюма этих периодов, ткани, цвет, орнамент. Новые черты в одежде. Великокняжеские одежды, костюм дружины, городского населения. Украшения, головные уборы, обувь, прически.

В разделе «Европейский костюм 18 столетия» рассматривается стиль «рококо». Декоративное оформление одежды. Появление новых видов одежды. Изменение в покрое. Использование панье и карсетов в женском костюме. Прически, парики, декоративная косметика. Культура и быт Англии. Влияние английского костюма на французский.

В разделе «Костюм периода Французской буржуазной революции» обучающиеся изучают характеристику исторического периода, его влияние на эволюцию костюма. Демократизация костюма. Формы античного костюма в женской одежде. Элементы символики. Влияние английского костюма на мужскую одежду. Влияние французской моды на формарование Европейского костюма и его развитие в первой половине 19 столетия.

В разделе «Русский костюм 18 столетия» обучающиеся рассматривают характеристику преобразованной России в период Петра I. Реформы в области костюма. Введение в национальный костюм европейских форм. Костюм дворян. Одежда русского «рококо». Костюм горожан.

В разделе «Европейский костюм 19 столетия» раскрывается характеристика исторического периода. Развитие легкой промышленности Франции, ее положение на международном рынке. Выработка общего типа-«городского костюма». Стиль «ампир» в костюме. Силуэты женских костюмов 10-20-х годов. Создание мужского делового костюма. Изменение и формирование костюма 30-40-х годов. Стиль «бадермайер» в костюме. Особенности ткани, покроя и силуэтов 50-60-х голов. Мода и костюм 70-90-х годов. Зарождение стиля «модерн». Английский стиль в одежде.

В разделе «Особенности костюма 19 столетия в России. Народный костюм» изучается влияние европейской «городской» моды на формирование костюма 19 столетия в России. Костюм русского дворянства, чиновничества и крупной буржуазии. Костюм интеллигенции и русских рабочих. Русский народный крестьянский костюм. Национальный костюм губерний.

В разделе «Европейский костюм 20 столетия» рассматриваются основные исторические этапы периода. Социально-экономическая обстановка в Европе в конце 19 и в начале 20 вв., влияние на моду. Ведущие модельеры западно-европейского костюма, их роль в становлении и развитии моды 20 века. Расцвет стиля «модерн», отражение стиля в женском костюме. Новые линии, покрой. Распространение английского костюма как делового костюма женщины. Появление спортивного костюма. Английский стиль в костюме мужчин. Новый военный костюм, его влияние на костюм гражданский мужской и женский (1914-1917гг.). Европейский костюм 1920-30-х голов. Характеристика 40-х голов. Костюм 1950-60-х годов. Поиск новых пропорций и форм. Костюм 1970-х годов.

В разделе «Костюм периода становления СССР» рассматривается революция 1917 г. в России, ее влияние на развитие культуры. Революционная символика в костюме. Костюм периода НЭПа. Влияние западной моды. Костюм пролетарский, буржуазный, комсомольский и пионерский.

В разделе «Костюм и мода советского периода» изучается одежда народов СССР, национальные костюмы. Зарождение отечественного моделирования. Дизайнерские центры, организации, предприятия промышленности и сферы услуг. Модели одежды в разные годы советского периода. Факторы, влияющие на моду 50, 60, 70, 80-х годов. Мужской и женский костюмы. Конструктивно-декоративные особенности. Народные традиции и костюмы, их роль в формировании моделей одежды в советский период. Роль отечественных модельеров в развитии моды.

В разделе «Современный костюм» обучающиеся рассматривают современную моду отечественную и зарубежную, основные направления. Детальность отечественных модельеров. Работу зарубежных мастеров современной моды. Современный костюм: виды одежды мужской и женской. Ткани.

В результате изучения разделов дисциплины обучающиеся должны:

-  знать основные художественные стили и направления в одежде, историко-костюмную терминологию, основные виды и формы костюма;

-  владеть определенным объемом знаний в области культуры и искусства изучаемых государств;

-  уметь анализировать и безошибочно распознавать по элементам и характерным качествам костюма историческую эпоху.

В разработанную нами учебную программу входят: пояснительная записка, содержание программы, тематический план, задания к лабораторно-практическим работам и самостоятельным работам, вопросы для итоговой аттестации (см. прил. А).

В программе курса «История костюма и моды» просматривается связь с материалами следующих дисциплин: «Конструирование одежды». «Рисунок». «Основы композиции костюма». «Моделирование и художественное оформление одежды». «Технология изготовления одежды».

В содержании программы указана последовательность изучения разделов и тем, их название и содержание в обобщенном виде.

Тематический план (прил. А) включает название разделов, тем и количество часов отводимых на их изучение.

2.2 Разработка перспективно-тематического плана

Подготовительная работа преподавателя включает два основных этапа: перспективная подготовка - к учебному году, теме и текущая - к уроку. Содержание подготовительной работы на каждом этапе складывается из личной подготовки преподавателя, подготовки учебно-материальной базы и планирования учебного процесса.

Подготовка к учебному году включает изучение преподавателя квалификационной характеристики профессии, учебного плана, программы своего предмета, программы производственного обучения, а также других смежных предметов учебного плана.

Подготовка к изучению очередной темы учебной программы начинается, прежде всего, с того, что преподаватель определяет место данной темы в учебном процессе по курсу, содержание, а также количество отведенных на нее часов. Итогом перспективной подготовки к изучению темы является составление перспективно-тематического плана (см. прил. А).

Основой перспективно-тематического планирования является отражение в перспективно-тематическом плане системы уроков по теме, что позволяет развернуть ее содержание строго логическом порядке, когда учебный материал каждого урока базируется на знаниях и умениях обучающихся, полученных на предыдущих занятиях, являясь в то же время базой, основой для последующих уроков. Тщательно продуманная система уроков обеспечивает правильное развитие процесса обучения в пределах темы, рациональное сочетание работы по восприятию учебного материала, его осмыслению, закреплению и применению [39, с.97].

По дисциплине «История костюма и моды», нами был разработан перспективно-тематический план для первого курса обучения, по профессии «Закройщик» (прил. А).

В разработанном перспективно-тематическом плане системы уроков фиксируется так: указываются номера уроков по теме, количество часов на их проведение, темы уроков и краткое их содержание, а также цель каждого урока. Проставленная нами нумерация уроков позволяет лучше ориентироваться в своевременности их проведения и учитывать выполнение программы в часах

В процессе составления перспективно-тематического плана тему урока использовали как главную мысль (что должны изучить обучающиеся), содержание как основные вопросы, которые выражают сущность учебного материала, планируемого на урок, а цели уроков к теме намечены ориентировочно, для определения точного места каждого урока в системе уроков по теме. Так как конкретная рабочая цель урока, учитывающая все его задачи и условия проведения, определяется непосредственно перед уроком.

При составлении перспективно-тематического плана нами были зафиксированы объекты материально-технического оснащения по каждому уроку (учебно-наглядные пособия, кино - и диафильмы, задания для лабораторно-практических работ и т. д.). Нами были отражены межпредметные связи материала темы, выделена самостоятельная работа обучающихся на уроках, продуманы виды домашних заданий.

2.3 Обоснование использования наглядности и технических средств обучения для обеспечения учебного процесса по дисциплине «История костюма и моды»

В процессе преподавания дисциплины «История костюма и моды» при сообщении обучающимся учебного материала преподаватель широко использует один из важнейших принципов дидактики-принцип наглядности.

Принцип наглядности находит отражение в использовании преподавателям наглядных учебных пособий и аудиовизуальных технических средств обучения. Применение наглядности в процессе преподавания дисциплины «История костюма и моды» имеет ряд особенностей, связанных со спецификой их содержания и методики изучения. Особое значение имеет использование наглядных пособий, раскрывающих смысл различных: условных и схематических обозначений. Определенные особенности имеют использование схем, эскизов моделей.

Правильное и своевременное использование наглядных пособий при сообщении обучающимся нового материала, во время проведения уроков по дисциплине «История костюма и моды», имеет большое значение. Соблюдение требований к демонстрации наглядных пособий на уроках повышает их дидактическую ценность. По данным ЮНЕСКО, человек запоминает: слушая-15%, глядя-25%, слушая и глядя одновременно-65% информации. Но особенно эффективно одновременное восприятие информации для процессов долговременной памяти. Через 3 часа мы забываем 30% услышанной информации, 28% увиденного, только 15% одновременно услышанного и увиденного. Через 3 дня соответственно забываем 90, 80 и 35% информации [14, с.215].

Необходимо демонстрировать наглядное пособие тогда, когда в этом наступила необходимость по содержанию изучаемого материала и времени урока. Количество пособий, демонстрируемых на уроке, должно быть оптимальным для качественного усвоения учебного материала; не следует перегружать ими урок.

В процессе восприятия демонстрируемого нужно стремиться вовлечь, возможно, большее количество органов чувств обучающихся: зрение, слух, осязание.

Большое значение имеет правильное сочетание слова преподавателя и наглядности. Демонстрация любых наглядных пособий всегда сопровождается словом. Именно слово помогает направить внимание обучающегося на главное и существенное, отобрать изобилие наблюдаемых объектов. Перед демонстрацией пособия важно предварительно проинформировать обучающихся о том, что они будут наблюдать и с какой целью. Необходимо умело использовать «эффект новизны», поэтому не рекомендуется показывать наглядное пособие до момента его демонстрации.

Дидактические пособия нужно обязательно показывать в действии, побуждая обучающихся при рассмотрении их проявлять максимум мыслительной активности и самостоятельности.

Необходимо, чтобы наглядное пособие было хорошо видно всем обучающимся. Мелкие объекты лучше воспринимаются, когда они используются в качестве раздаточного материала. Однако не следует выдавать раздаточный материал во время объяснения, так как это отвлекает внимание обучающихся.

При изучении нового материала на доске следует записать тему, специальные термины. Надписи должны быть отчетливы, сделаны крупным шрифтом. Чтобы выделить отдельные термины, следует использовать цветные мелки.

Для преподавания учебной дисциплины «История костюма и моды» широко применяются технические средства обучения, что обусловлено исключительно сильным эмоциональным воздействием на обучающихся; повышения производительности и облегчения труда преподавателей и обучающихся в связи с непрерывным увеличением объема знаний и умений.

Эффективность технических средств обучения, в значительной степени зависит от того, насколько удачно они сочетаются с комплексом других средств обучения, применяемых на уроке.

Технические средства обучения должны использоваться в обычном учебном кабинете по ходу урока в органической связи и взаимодействии с другими дидактическими средствами и формами учебной работы. Только при этом сохраняются нормальные условия ведения урока, соблюдается логическая последовательность отдельных этапов учебного процесса, стимулируется активность обучающихся в восприятии, осмысливании и усвоении учебного материала, сообщаемого с помощью технических средств обучения.

Применение технических средств обучения влияет на методы организации познавательной деятельности обучающихся и руководства ею Слово преподавателя, несмотря на его огромное значение в учебном процессе, в данном случае перестает быть единственным источником информации.

Во время проведения урока по дисциплине «История костюма и моды» широко используют учебное кино, оно позволяет демонстрировать объекты в движении, анализировать и осуществлять переход от конкретного восприятия действительности к абстрактному. Учебный филь применяется как иллюстрация к изложению учебного материала преподавателем, а также, как средство самостоятельного его изучения обучающимися. При изучении дисциплины «История костюма и моды» учебное кино используется, как введение в изучение нового учебного материала, когда обучающиеся не имеют ясного представления о теме, которую начинают изучать, фильм помогает познакомиться с фактическим материалом, вызвать интерес, создать необходимый эмоциональный настрой. Он служит иллюстрацией к изложению материала преподавателя, что позволяет обучающимся представить, то, что излагает преподаватель.

Диафильмы, как учебное кино могут быть средством иллюстрации и первоисточником знаний обучающихся. При проведении дисциплины «История костюма и моды», диафильмы чаще всего используются как средство наглядности, и в этом случае к ним полностью относятся требования, предъявляемые к демонстрации плоскостных наглядных пособий. Преподаватель во время демонстрации диафильма может подробно комментировать материал, задавать вопросы обучающимся, отвечать на их вопросы.

При сообщении учебного материала использование диафильмов и диапозитивов приносит максимальный эффект в тех случаях, когда демонстрация органически сочетается с объяснениями преподавателя. Нецелесообразно сначала излагать весь материал, а затем показывать диафильм. Нельзя заменять систематическое изложение материала показом диафильма. Диафильмы можно демонстрировать отдельными кадрами, а также полностью, особенно в тех случаях, когда содержание и последовательность изображений в нем логично и полностью раскрывают изучаемый вопрос.

В настоящее время в ведении дисциплины «История костюма и моды», широко применяется видеомагнитофон. Он дает возможность записывать и воспроизводить на уроках в необходимое время показа мод. Ценность его применения в том, что с его помощью можно оперативно сделать несколько вариантов, записей, а затем отобрать для демонстрации наиболее удачные или характерные моменты. Применение использования данного технического средства обучения в значительной степени повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

В процессе обучения не только передаются знания обучающимся, но и осуществляется сложное воздействие личности преподавателя на них, в результате чего формируется их мировоззрение, нормы поведения, происходит становление характера. Поэтому центральной фигурой сложного и многогранного педагогического процесса был, есть и будет преподаватель. Все технические средства, в том числе и так называемые обучающие машины, - лишь орудие в руках преподавателя, увеличивающее возможности его воздействия [40 с.126].

2.4 Разработка методических указаний к лабораторно-практическим занятиям

Одним из основных звеньев обучения является применение знаний, в результате чего у учащихся формируются практические умения и навыки. В процессе изучения специальных дисциплин, решаются следующие задачи: практическое применение знаний, система повторения и выполнения домашней работы учащимися, проведения лабораторно-практических работ (прил. Б).

По задачам и месту в учебном процессе лабораторно-практические работы по дисциплине «История костюма и моды» являются важным средством связи теории с практикой. При этом знания закрепляются и совершенствуются, обучающиеся приобретают умения творчески их использовать для решения учебных и производственных задач. В ряде случаев лабораторно-практические работы служат источником новых знаний, способов деятельности, средством их расширения и углубления. Все это влияет на определение вида, тематики и содержания лабораторно-практических работ, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью обучающихся.

Во время изучения дисциплины «История костюма и моды» лабораторно-практические работы могут быть как иллюстративными так и исследовательскими.

Так, например во время выполнения практических работ по дисциплине «История костюма и моды» обучающиеся выполняют работы по уже известным им вопросам, после того как преподавателем установлены закономерности и причинно-следственные связи и проведены необходимые демонстрации. Поэтому эти работы являются иллюстрацией к уже изученному учебному материалу. Выполняя работы такого рода, обучающиеся еще раз углубляются в изучение данного вопроса, охватывают его полнее и всесторонне.

При изучении некоторых тем выполнение практической работы имеет иной характер. Результаты выполнения работы обучающимся предварительно не известны и практическая работа предшествует тем выводам, которые даются в учебниках и на уроке. Поэтому в результате лабораторно-практической работы учащиеся подводятся к новым знаниям или даже самостоятельно усваивают их.

От характера лабораторно-практической работы зависит методика ее проведения: способы руководства деятельностью обучающихся со стороны преподавателей, содержание инструкционных указаний, сложных заданий, последовательность выполнения отдельных операций.

В изучении данной дисциплины практические работы занимают различное место в учебном процессе. Они могут предшествовать изучению учебного материала на уроках В этом случае их задача - накопить факты, на которые преподаватель и учащиеся могут опереться при дальнейшем рассмотрении вопросов. Практические работы могут проводиться в непосредственной связи с изучением программного материала, облегчая учащимся его усвоение. Наконец, они могут следовать за изучением материала на уроках и включать наблюдения, имеющие целью подтвердить сообщенные сведения, закрепить усвоенное, научить применять знания на практике.

Преподаватель руководит процессом выполнения практических работ в форме инструктирования, основной задачей которого является создание у обучающихся ориентировочной основы деятельности для наиболее эффективного выполнения заданий.

По месту в учебном процессе и основной дидактической цели инструктирование разделяется на вводное, текущее и заключительное; по способу подачи информации - на устное и письменное.

В изучении дисциплины «История костюма и моды» каждая практическая работа только тогда дает положительные и ценные результаты, когда обучающимся ясна цель предстоящей работы, понятны пути, которыми они должны идти к цели. Обучающиеся должны представлять, в какой связи предлагаемая им работа находится с изученным материалом или какое значение она имеет для дальнейшего продвижения вперед. Поэтому в процессе вводного инструктажа раскрывается цель работы, определяется план ее проведения, даются необходимые инструктивные указания об организации работы.

Методика вводного инструктажа во многом зависит от характера и организации лабораторно-практической работы. В тех случаях, когда проводится лабораторно-практическая работа исследовательского характера, преподаватель подробно объясняет ее порядок, указывает, в какой последовательности производить, сравнивает полученные результаты, выявляет их зависимость, делает обоснование выводов.

Во время изучения дисциплины «История костюма и моды» руководство выполнением лабораторно-практической работы преподаватель осуществляет в форме текущего инструктирования в процессе обхода рабочих мест. При этом преподаватель контролирует ход работы, помогает обучающимся справиться с возникшими затруднениями, отвечает на их вопросы. Иногда он сам задает вопросы, чтобы проверить, насколько сознательно, обучающиеся выполняют работу. Преподаватель вмешивается в работу учащихся только в тех случаях, если видит, что она пошла явно по неправильному пути или обучающийся нарушает правила безопасности.

После выполнения всеми обучающимися лабораторно-практических работ подводят их итоги. При этом в ходе беседы преподаватель совместно с обучающимися анализирует результаты, делает сравнение, сопоставления, подводит обучающихся к определенным выводам [39, с.191-204].

Оценка за лабораторно-практическую работу выставляется с учетом: качества представленного отчета, текущих наблюдений за обучающимися (соблюдение правил техники безопасности, правильности выполнения трудовых приемов, правильностью организации рабочего места).

В основу предлагаемых нами практических занятий разработанных по дисциплине «История костюма и моды», положена утвержденная программа этого курса, с учетом современных направлений моды.

Разработанные практические работы способствуют глубокому освоению теоретических знаний, приобретению практических навыков при выполнении творческих заданий. Для выполнения работы обучающиеся должны повторить теоретический материал, используя конспекты уроков и рекомендуемую литературу, а также ознакомиться с основными сведениями о работе.

2.5 Методическая разработка урока

Урок-это основная организационная форма логически законченного, целостного, ограниченного временными рамками отрезка учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, методы, формы организации деятельности обучающихся, контроль результатов обучения. Выделенные элементы учебно-воспитательного процесса лежат в основе классификации уроков, которые в зависимости от основной цели подразделяются на: урок ознакомления с основным материалом; урок закрепления изученного материала; урок проверки знаний и умений.

В практике обучения обычно применяется комбинированный урок. В рамках этого урока осуществляется и ознакомление с новым материалом и его закрепление.

Типология уроков в зависимости от формы организации деятельности обучающихся представлена на рис.1.

Урок формирования теоретических знаний

Основные характеристики урока: деятельность обучающихся жестко управляется деятельностью преподавателя на всех этапах; учебный материал как правило не известен обучающимся; в структуре урока возможно выделение четких этапов:

-  актуализация опорных знаний и умений;

-  формирование новых понятий;

-  применение новых знаний.

Конструирование урока данного типа осуществляется следующим образом:

1.  Постановка цели урока

Цель урока – это результат, который преподаватель должен предвидеть в конкретных действиях учащихся. Поэтому она отражает систему изучаемых структур теоретических знаний и уровень усвоения материала.

2.  Планирование деятельности преподавателя и обучающихся на этапе актуализации

Актуализацию знаний можно провести, выполняя следующие операции:

-  опрос учащихся по предыдущему материалу;

-  решение задач с применением опорных понятий;

-  постановку демонстрационного эксперимента.

Для того чтобы провести опрос, необходимо сформулировать вопросы. Для решения задач на этапе планирования необходимо подобрать условия задач или составить их. Для постановки демонстрационного эксперимента необходимо выявить явление или процесс.

3.  Планирование формирования новых понятий и способов деятельности

Реализуя данный этап разработки урока, преподаватель обдумывает, как будет осуществляться знакомство с новым материалом и каким образом возможно обеспечение планируемого уровня сформированности знаний и умений.

Знакомство с новым материалом может осуществляться через: постановку учебной проблемы; организацию демонстрационного эксперимента; показ алгоритма решения типовых задач.

Обеспечение формирования планируемого уровня усвоения понятий может осуществляться по средствам: выдвижения гипотез; решения проблем; самостоятельного решения типовой задачи по известному алгоритму; построение схем; повторения объяснения преподавателя.

4.  Планирование этапа применения знаний

Этот этап можно провести, выполняя следующие операции: решение практических задач; решение задач с межпредметным содержанием; опрос обучающихся.

На данном этапе преподаватель подбирает необходимые задачи или тесты планируемого уровня.

При проектировании урока следует знать, во-первых, его функции. Воспитательная функция урока заключается в направлении его содержания, методов и средств на достижение цели и развития личностного потенциала обучающихся. Образовательная функция урока состоит в его способности формировать у обучающихся знания, навыки, умение, составляющие содержание профессионального потенциала будущих рабочих. Развивающая функция-нацеленность урока на развитие психологических качеств обучающихся.

Во-вторых, любой педагог должен знать типы уроков, выделяемые на основе ведущих дидактических задач организации познавательного процесса обучающихся. К дидактическим принято относить задачи, которые характеризуют логические операции учебной деятельности обучающихся и педагогической деятельности преподавателя.

В-третьих, необходимо знать виды уроков. Они определяются на основе различий применяемых методов и простых форм. Выделяют такие виды уроков как: урок-беседа; урок-лекция; урок-дискуссия; урок-семинар и т. д.

В-четвертых, педагогу следует знать об учебной деятельности и ее формах. Учебная деятельность-это деятельность обучающихся по усвоению знаний, а также деятельность педагога, создающая условия знаний и обеспечивающая умственное развитие обучающихся.

Различают три формы организации учебной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Фронтальная форма предусматривает работу педагога одновременно со всей учебной группой: спрашивать всех, беседовать со всеми, контролировать все и т. д. Групповая форма предусматривает разделение обучающихся на группы для выполнения определенных заданий, ее можно использовать, например, при лабораторных работах. Индивидуальная форма углубленная индивидуализация обучения, когда каждому обучающемуся дается самостоятельное задание. Все эти формы ценны по себе и применяться могут только во взаимосвязи. Урок не только организует процесс познания обучающихся и педагога, с его помощью идет управление познавательной деятельностью. Управлять - это значит ставить вполне достижимую цель перед процессом познания на уроке, отбирать и дозировать учебный материал, методы и средства преподавания и учения, регулировать и координировать учебную деятельность, контролировать ее. Выполняя эту работу педагог дозирует, направляет, усиливает, ускоряет процесс познания обучающимися опыта поколений.

План-конспект урока теоретического обучения

Урок по дисциплине «История костюма и моды»

Тема урока: «Женский костюм 50-80-х годов»

Дата проведения 18.12.03г.

Цели урока: научить учащихся обобщать. Анализировать и выделять главное в костюме, точно определять пропорции. Развивать глазомер. Формировать умение и навыки творческой поисковой деятельности. Воспитывать настойчивость в достижении цели.

Тип урока-урок изучения нового материала.

Методы ведения урока: монологический, диалогический.

Межпредметные связи: основы конструирования и моделирования, рисунок.

Ход урока

Таблица 2.1

Деятельность преподавателя и учащихся на уроке

--------------------------------------------------

Этапы урока

(затраты времени)

| Содержание учебного материала | Применяемые методы | Деятельность преподавателя на уроке | Деятельность учащихся на уроке |
---------------------------------------------------------
1. 1 – 2 | Проверка готовности к уроку. | Готовятся к уроку |
---------------------------------------------------------
2. 3 – 5 |

На прошлых занятиях мы рассмотрели костюм периода становления СССР, влияние революции 1917 г. на развитие. Обратили внимание на революционную символику в костюме. Вы уже имеете представление о костюмах периода НЭПа, пролетарском, буржуазном, комсомольском, пионерском. А сегодня мы подошли к изучению костюма и моды советского периода.

Итак, тема сегодняшнего урока: «Женский костюм 50 – 80-х годов». Наша задача сегодня – рассмотреть силуэтные формы, конструктивно-декоративные особенности костюма. Влияние народного костюма на создание моделей одежды в советский период.

| Монологический метод - сообщить учащимся тему урока сформулировать основную проблему содержание учебного материала | Объявление темы, цели урока. | Записывают тему урока. |
---------------------------------------------------------
3. 7 – 10 |

1. Появление каких новых жизненных условий повлияло на создание костюма?

Прогрессивное развитие техники, транспорта, спорта; массовое производство; массовое потребление, эмансипированное положение женщин.

| Диалогический метод – поставить проблемный вопрос перед учащимися. | Задает вопросы учащимся по предыдущей теме урока. | Отвечают на поставленные вопросы. |
---------------------------------------------------------

2. Кого называют пионерами нового костюма?

Н. Ламанова, В. Мухина, Н. Макарова, А. Экстер, Ф. Гореленкова.

|
---------------------------------------------------------

3. Какой эстетический идеал формируется в этот период.

В этот период формируется образ нового человека – борца, романтика, отрекшегося от старого мира, следующего идеалам гуманизма, правды, добра и красоты.

|
---------------------------------------------------------

4. Какая революционная символика использовалась в костюме?

Солдатская гимнастерка с широким ремнем, брюки, френч или кожанка, платье из холста или солдатского сукна, куртка, фуражка, платок, красная косынка, повязанная на лоб, ботинки, сапоги.

|
---------------------------------------------------------

5. Что из себя представляет костюм периода НЭПа?

Силуэт – узкий, удлиненный сзади – «птичий». Платье было с неровным зубчатым подолом.

Использовались дорогие ткани: парчу, шелк, мех. Шапочки плотно облегающие голову, а иногда закрывающие лоб и один глаз. Волосы коротко стригли. Женщины носили узкую остроконечную обувь с перепонками – застежками.

|
---------------------------------------------------------
4. 40–50 |

1950-е гг.

Советский костюм в эти годы отражал дальнейшее развитие силуэта прошлых лет и развитие ассортимента. Военизированный силуэт сменяет утвердившиеся в моде формы одежды. В силуэте подчеркивается высокая и широкая линия плеч.

Ведущий силуэт женской одежды конца 50-х гг. - прямой рубашечный, что имело огромное значение для развития массового производства. Широко использовались новые ткани из химических волокон.

| Показательный метод проиллюстрировать содержание проблемы примерами из истории. | Формирование новых понятий и способов деятельности. | Осмысление проблемы в истории развития моды. |
---------------------------------------------------------

В 1957 г. к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве советские модельеры создали яркие, красочные блузки, юбки, рубашки из недорогой ткани.

Расскажите об особенностях моды 50-х годов.

В 50-е годы в силуэте подчеркивается высокая и широкая линия плеч. Силуэт в одежде – прямой рубашечный. Ткани используются новые из химических волокон ярких цветов.

|
---------------------------------------------------------

1960-е гг.

Это время расцвета искусства советского костюма, совершенствования мастерства отечественных художников-модельеров. Именно в это время мир впервые услышал о В. Зайцеве, Л. Телегиной и о многих других молодых советских художниках.

К 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции создается коллекция моделей, отражающая героику революции, гражданской войны, покорение космоса, искусство народов СССР посредством: цвета, формы, орнамента. Используется взаимосвязь контрастных сочетаний цветов, модный силуэт, дополнения,

|
---------------------------------------------------------

кожаные пояса, шинели, полевые сумки.

В. Зайцев по мотивам русской народной одежды создает серию сарафанов. В эти годы создаются тематические модели: «Русь», «Космос», «Русская сказка», «Наталка-Полтавка» и др.

Успехи были достигнуты и конструкторами: они переходят к разработке моделей по одной конструктивной основе.

Расскажите об особенностях моды 60-х годов.

Мода 60-х годов носила тематический характер. При помощи цвета, формы, орнамента в одежде передавались мотивы русской народной одежды, гражданской войны, покорение космоса.

1970-е гг.

Это период промышленного моделирования костюма. Источником вдохновения для модельеров служат: явления природы, события общественной жизни, связь с классикой, народные художественные традиции, искусство, спорт.

В фольклорной одежде по-прежнему используются вечные ценности: натуральные ткани, выполненные вручную кружева, вышивка,

|
---------------------------------------------------------

кожаные изделия, украшения.

Орнаментация ткани расширяется и усложняется. Появляются: сюжетная живопись, растительный орнамент, элементы растительного и геометрического орнамента в сочетании, классический рисунок, витраж, мозаика.

Какие вечные ценности остаются неизменными в фольклорной одежде?

В фольклорной одежде остаются неизменными натуральные ткани, кружева, вышивки, кожаные изделия, украшения.

Какая орнаментация тканей присутствует в одежде 70-х гг.?

В одежде 70-х гг. присутствует следующая орнаментация ткани: сюжетная живопись, растительный орнамент, элементы растительного и геометрического орнамента в сочетании, классический рисунок, витраж, мозаика.

1980-е гг.

Мода 80-х – результат работы целых коллективов художников, технологов, конструкторов. В это время обновляется ассортимент тканей. Костюм расценивается как

|
---------------------------------------------------------

комплект одежды. Характерными чертами являются мягкость и пластичность форм, позволяющих свободно и легко двигаться, тонкость и благородство сочетаний цветов в одежде, соединение элегантнее.

Ведущими в женской моде остаются четыре основных силуэта: прямой, трапециевидный, полуприлегающий и прилегающий. Доминирует прямой силуэт. «Тюбик» - линия плеч может быть прямая, четкая, иногда плавная. Линия талии часто подчеркивается поясом. Рукава втачные, цельнокроеные, реглан, узкие, с отвернутыми манжетами или патами. «Рубаха» - рукава цельнокроеные, с ластовицей или свободной формы, пройма занижена, часто квадратная. Объем изделий небольшой, иногда более свободный и мягкий.

Трапециевидный – расширение книзу и высота подреза вверху у проймы, иногда спущенная линия плеч, защипы, складки или сборки, идущие от отрезных кокеток. Рукава-реглан, цельнокроеные, узкие или широкие, часто укороченные или с отвернутыми манжетами.

|
---------------------------------------------------------

Полуприлегающий силуэт небольшого объема, плавно облегающий фигуру. Рукава втачные, реглан, цельнокроеные, умеренной ширины.

Приталенный силуэт – умеренное облегание лифа по линии груди и талии, разнообразное решение юбок.

Какие черты являются характерными для одежды 80-х гг.?

Характерными чертами являются мягкость и пластичность форм, позволяющих свободно и легко двигаться, тонкость и благородство сочетаний цветов в одежде, соединение четкой классической линии с элементами женственности.

Какие силуэты являются ведущими в женской моде?

Ведущими в женской моде остаются четыре основных силуэта: прямой, трапециевидный, полуприлегающий и прилегающий.

Какая длина является важной особенностью в моде 80-х гг.?

Важной особенностью является новая длина: на 4-20 см ниже колена. Такая длина одежды

|
---------------------------------------------------------
5. 8 – 10 |

Закрепление полученных знаний

1.  Какой стиль присутствует в 50-е гг.?

Военизированный стиль.

2.  Ведущий силуэт женской одежды 50-х гг.?

Прямой рубашечный.

3.  Что отражает костюм 60-х гг.?

Костюм отражает героику революции, гражданской войны, покорение космоса, искусство народов СССР.

4.  Что является источником вдохновения для модельеров?

Источниками вдохновения служат: явления природы, события общественной жизни, связь с классикой, народные художественные традиции, искусство, спорт.

5.  Какая орнаментация тканей присутствует в одежде 70-х?

В одежде присутствует следующая

| Диалогический метод показать взаимосвязь рассматриваемого вопроса с ранее изученным материалом | Задает вопросы по изученному материалу. | Дают краткие исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. |
---------------------------------------------------------

орнаментация: сюжетная живопись, растительный орнамент, элементы растительного и геометрического орнамента в сочетании, классический рисунок, витраж, мозаика.

6.  Какие силуэтные формы являются ведущими в 80-е гг.?

Ведущими силуэтными формами 80-х гг. являются: прямой, трапециевидный, полуприлегающий и прилегающий.

|
---------------------------------------------------------
6. 5-8 | Домашнее задание: рассмотреть особенности моды 50 – 80-х гг. Что явилось базой для моды 80-х годов? | Монологический метод – сформулировать основные выводы по уроку | Подведение итогов урока, выставление оценок, задание на дом. | Слушают, анализируют, делают выводы. Записывают домашнее задание. |
--------------------------------------------------------- --------------------------------------------------

3

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Разработка учебно-методического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 614

Другие дипломные работы по специальности "Педагогика":

Метод языкового анализа на уроках русского языка

Смотреть работу >>

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Смотреть работу >>

Организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку

Смотреть работу >>

Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

Смотреть работу >>

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей

Смотреть работу >>