Дипломная работа на тему "Разработка учебно-методических рекомендаций по моделированию одежды для студентов направления "Технологическое образование""

ГлавнаяПедагогика → Разработка учебно-методических рекомендаций по моделированию одежды для студентов направления "Технологическое образование"




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Разработка учебно-методических рекомендаций по моделированию одежды для студентов направления "Технологическое образование"":


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический

университет имени Н. Г. Чернышевского»

Технолого-экономический факультет

Кафедра теории и методики преподавания технологии и предпринимательства

Разработка учебно-методических рекомендаций по моделированию одежды для студентов направления «Технологическое образование»

Выпускная квалификационная работа

Выполнил: студентка 4 курса

дневного отделения

Карандась Наталья Евгеньевна

Чита, 2010 г.

Содержание

Введение

Глава І. Теоретические основы обучения студентов технологического образования моделированию

1.1 Место и роль учебного курса «Моделирование одежды» в системе подготовки учителя технологии

1.2 Дидактическое сопровождение учебного процесса при моделировании одежды

1.3 Анализ методического обеспечения учебного курса «Моделирование одежды»

Глава ІІ. Методические особенности обучения моделированию одежды студентов направления технологическое образование

Заказать написание дипломной - rosdiplomnaya.com

Специальный банк готовых защищённых на хорошо и отлично дипломных проектов предлагает вам написать любые работы по нужной вам теме. Качественное выполнение дипломных работ по индивидуальным требованиям в Самаре и в других городах РФ.

2.1 Основные теоретические и практические сведения о моделировании и оформлении основы женского платья

2.2 Основные формы и методы организации занятий по моделированию основы женского платья

2.3 Определение содержания и структуры учебно-методических рекомендаций по моделированию для студентов технологическое образование

Заключение

Библиография

Введение

Важнейшими процессами, определяющими качество одежды при ее проектировании, является моделирование и конструирование. Их следует рассматривать в тесной связи друг с другом, учитывая то обстоятельство, что модели одежды, разрабатываемые художниками по проектированию костюма, не могут быть грамотно решены без знаний современных методов конструирования одежды. Поэтому при профессиональной подготовке специалистов по специальности «Технологическое образование» в высших учебных заведениях одним из основных элементов в содержании является курс «Моделирование и художественное оформление одежды».

Целью данного курса является подготовка будущих специалистов как к процессу проектирования швейных изделий для промышленного производства, так и к процессу изготовления одежды по индивидуальным заказам. В курсе «Моделирование одежды» рассматриваются общие сведения об основе художественного конструирования костюма, технические средства художественного проектирования костюма, классификация одежды, формы одежды, роль, линии, симметрия и асимметрия, композиционный центр, образ в костюме, декоративно-функциональных элементов композиции костюма на силуэт, формы костюма.

При разработке учебно-методических рекомендаций учитывалась связь моделирования и художественного оформления одежды с другими дисциплинами, которые обеспечены специальной литературой и учебниками. Важными звеньями в цепи взаимосвязанных проблем швейного производства являются методика конструирования и технология изготовления швейных изделий. Пособие знакомит с практическими основами разработки моделей женского платья при проектировании их различного назначения, что развивает у учащихся образное мышление, фантазию, совершенствует вкус и творческие способности, дает профессиональные навыки и знания, необходимые для художественного проектирования женского платья, развитие направление моды и моделирование одежды.

Объект: процесс подготовки будущих учителей технологии.

Предмет: разработка дидактического сопровождения для изучения технологии моделирования одежды студентами направления «Технологическое образование».

Цель: разработать учебно-методические рекомендации и альбом по моделированию основы женского платья, а также создание готовых эталонов изделий к альбому.

Задачи:

1)  Рассмотреть теоретические основы обучения студентов технологического образования моделированию одежды и проанализировать виды дидактического сопровождения учебного процесса при изучении моделирования одежды.

2)  Выявить основные формы и методы организации занятий со студентами по моделированию одежды.

3)  Определить структуру и содержание учебно-методических рекомендаций по моделированию основы женского платья.

Практическая значимость: учебно-методические рекомендации по моделированию основы женского платья, разработанные для студентов технологического образования, учителей технологии, преподавателей практикума по швейному производству.

В бакалаврской работе с помощью различных методов исследования решаются поставленные задачи. Изложены основные теоретические сведения о моделировании и художественном оформлении одежды, определили место курса «Моделирование одежды» в системе подготовки учителя технологии, а также рассмотрели основные формы и методы обучения. Проанализировав литературу по данной теме, мы смогли доказать актуальность нашей темы в современном мире.

Глава I. Теоретические основы обучения студентов технологического образования моделированию одежды

1.1.  Место и роль курса «Моделирование одежды» в системе подготовки учителя технологии

Основным документом, регламентирующим образовательные процессы в стране является Закон Российской Федерации «Об образовании», принятый в 1992 году, измененный и дополненный в 1996 году. Он содержит 58 статей, относящихся к государственной политике в области образования, системе образования и её управлению, социальным гарантиям реализации прав граждан на образование, международной деятельности в области образования.

В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке: 1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ; 2) максимальный объём учебной нагрузки обучающихся; 3) требования к уровню подготовки выпускников. По сути дела в этих трех компонентах и сосредоточены государственные образовательные стандарты. То есть образовательными стандартами не являются ни учебные программы, ни учебники или пособия, как это иногда считают. Наоборот, программы и пособия должны разрабатываться в соответствии с государственными стандартами.

Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются не реже одного раза в десять лет. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом и является основной объективно оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Учебный план – нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специалиста, последовательность, интенсивность и сроки изучения учебных дисциплин, основные формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний и умений учащихся. В учебном плане содержание обучения раскрыто в виде перечня учебных дисциплин и основных видов производственной практики. Учебный план составляется с учетом формы обучения [очной, очно-заочной (вечерней), заочной] и уровня базовой подготовки [основного среднего или среднего (полного) общего образования].

В нём определяется максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям.

Основная образовательная программа направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов в области технологического образования, способных к самостоятельной творческой реализации научного и профессионального потенциала в области технологической подготовки учащихся. Выпускники готовы вести научно-исследовательскую работу по данному направлению в различных общеобразовательных учреждениях; решать новые образовательные задачи, возникающие в связи с развитием процесса гуманизации и демократизации школы, в том числе: проектирование образовательных учреждений допрофессионального профиля; организация разработки школьных образовательных стандартов, их программно-методическое обеспечение, осуществление контроля за соблюдением общеобразовательных стандартов; организация платных образовательных услуг в учебно-образовательных учреждениях; рациональное использование материальных и финансовых ресурсов в условиях рынка [6, С. 20]. Образовательная программа соответствует Государственному стандарту и имеет все необходимые структурные элементы. Она скоординирована с программой подготовки бакалавров по направлению 540500 – «Технологическое образование» при очной форме обучения – 4 года.

Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра технологического образования, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний и образовании; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; владеть современными методами исследований, которые применяются в области технологического образования; конструировать, реализовывать и анализировать результаты процесса обучения технологических дисциплин в различных типах учебных заведений, диагностировать уровень обучаемости учащихся, затруднений, возникающих в процессе обучения; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими) выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты [9, С. 63]. Выпускники по направлению 540500 Технологическое образование подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации:

-  научно-исследовательской;

-  организационно-технологической;

-  преподавательской;

-  коррекционно-развивающей;

-  культурно-просветительской.

Общие требования к основной образовательной программе подготовки бакалавра:

1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебно-исследовательской и педагогических практик, программы итоговой аттестации.

2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3. Обязательный минимум содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна иметь следующую структуру:

цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл ДПП – дисциплины профильной подготовки;

ФТД – факультативные дисциплины;

ИГА – итоговая государственная аттестация

5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

Основным методолого-теоретическим подходом является подготовки бакалавра, как специалиста, эксперта, способного к самостоятельному выявлению, творческому анализу и решению проблем технологического образования.

Учебный план построен с учетом требований Государственного образовательного стандарта, дисциплины, входящие в соответствующие блоки отражают специфику образовательной программы и учитывают практико-ориентированную направленность в подготовке специалистов по данному направлению.

К числу профессиональных задач, которыми должны уметь решать бакалавры технологического образования отнесены:

1.  Исследование конкретной образовательной ситуации, выявление образовательных возможностей, достижений, потребностей и проблем детей и подростков;

2.  Проектирование, реализация и оценка результатов педагогического процесса, ориентированного на конкретных детей; строящегося на правовых основах; опирающегося на современные педагогические технологии, в том числе, информационные;

3.  Сотрудничество со всеми субъектами педагогического процесса и социальными партнерами образовательного учреждения;

4.  Использование имеющихся возможностей образовательной среды и постоянное их обогащение;

5.  Постоянное профессионально-личностное самосовершенствование [6, С 15].

Учебно-исследовательская и технологические практики позволят бакалавру: овладеть методами проектирования и моделирования образовательных процессов обучения в области технологического образования; работать в качестве специалиста (эксперта) по технологии обработки ткани и пищевых продуктов в образовательных учреждениях, в сфере бытового обслуживания или на производстве.

Итоговая аттестация предполагает сдачу Государственного экзамена и защиту бакалаврской работы по соответствующему профилю.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению 540500 технологическое образование, отводится 300 часов для изучения дисциплины «Практикум по швейному производству» - дисциплина профильной подготовки (ДПП. 04). Здесь изучают такие разделы, как основы художественного конструирования костюма; творческий процесс, технические средства художественного проектирования костюма; классификация одежды; самостоятельный анализ модели; фигура человека; конструирование пояса; основы композиции костюма; форма, ритм, классика; базовые графические основы, формы одежды; симметрия и асимметрия; композиционный центр; образ в костюме; графическое силуэтное решение костюма; влияние декоративно-функциональных элементов композиции костюма на силуэт [9, С. 78].

В учебном плане по направлению 540500 технологическое образование на «Практикум по швейному производству» по плану дневного обучения отведено 300 часов, 128 часов аудиторных, 128 часов на лабораторные работы, на самостоятельную работу студентов – 172 часа. На четвертом курсе в седьмом семестре контрольная точка – зачёт, в восьмом – экзамен и курсовая работа.

В результате изучения содержания дисциплины студенты должны знать:

- назначение и устройство применяемых ручных инструментов,

приспособлений, машин и оборудования;

- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;

- профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, создание изделий из них, получением продукции.

А также должны уметь:

-  рационально организовывать рабочее место;

-  выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

-  находить и устранять допущенные дефекты, проводить разработку учебного проекта изготовления изделия;

-  распределять работу при коллективной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения для получения технологических сведений из разнообразных источников информации; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и различных инструментов; обеспечения безопасности труда; построения планов профессионального образования и трудоустройства.

1.2 Дидактическое сопровождение учебного процесса при моделировании одежды

Общие нормы организации учебного процесса, называются принципами (от лат. principium — основа, начало) обучения и которые определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целей обучения.

Понятно, что важнейшие принципы, присущие учебному процессу вообще, присутствуют, в частности, в преподавании практикума по швейному производству. А так как этот процесс имеет свою специфику, необходима более ясная трактовка определений [11, С. 45].

Дидакты разных ветвей педагогической науки по-разному подходят к понятию принципов. Одни считают их нормой, определяющей методы дидактической работы педагога. Другие полагают, что в разных дидактических системах могут действовать различные принципы обучения, считая это свидетельством самостоятельности этих систем. Сторонники такого подхода считают, что преподавателю достаточно придерживаться в своей работе представлений о самых общих закономерностях, наделяя принципы качеством универсальности для всех предметов на всех уровнях дидактической работы.

Под принципами обучения мы будем понимать руководящие положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации.

По существу, это нормы дидактического поведения, соблюдение которых позволяет преподавателю ознакомить студентов с основами систематических знаний о мире, развивать их познавательные интересы и способности, формировать их мировоззрение, а также приобщать к самообразованию.

Очевидно, если цели обучения определяют – чему следует учить, то принципы обучения устанавливают как это следует делать.

Генезис (возникновение, происхождение) принципов обучения связан с развитием педагогики напрямую. Однако необходимо отметить, что наряду с принципами, составляющими непреходящую основу и относящимися исключительно к процессу обучения, привносились и такие, что были обусловлены текущими идеологическими соображениями [11, С. 47].

Совсем недавно во всей учебно-воспитательной работе, главенствующая роль отводилась коммунистически воспитывающему принципу, когда огромное внимание уделялось идейной направленности учебного материала. Такой же отпечаток накладывался на все остальные принципы. Вот цитата, выхваченная прямо из учебника: «Связь теории и практики — одно из важнейших положений марксистско-ленинской теории познания». Самое интересное в этой идеологической зашоренности то, что умение пользоваться знаниями на практике всегда было важным постулатом дидактики и никогда не оспаривалось.

Поэтому правомерен вопрос: является ли число принципов обучения постоянным, замкнутым? Вот как на него отвечает видный польский педагог В. Оконь: «На этот вопрос осторожный исследователь, предвидящий по следующие, все возрастающие возможности, связанные с развитием процесса обучения, дает отрицательный ответ. Ведь известно, что наше познание неограниченно и, следовательно, можно предположить, что не все уже исследованные законы и закономерности, касающиеся процесса обучения, получили свое отражение в следующих из этих законов и закономерностей нормах... и что со временем мы можем узнать новые законы, управляющие обучением и требующие введения новых принципов».

Действительно, мы являемся свидетелями того, как инновационные, интенсивные, компьютерные технологии врываются в образовательный процесс, не только ускоряя и обогащая процесс профессионального формирования людей, но и высвечивая пока не изученные его стороны. Повсеместная разработка и внедрение интеллектуальных, наукоемких технологий неизбежно приведет в недалеком будущем к созданию невиданного доселе мира - и технического, и социального. В настоящее время в практикуме по швейному производству число дидактических принципов относительно стабилизировалось:

- принцип наглядности;

- принцип систематичности и последовательности знаний;

- принцип доступности и посильности;

- принцип сознательного в активного участия студентов в процессе обучения;

- принцип прочности знаний студентов;

- принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.

Специфика преподавания практикума по швейному производству потребует от педагога интерпретации общих норм в обучении, потому добавим еще два важных, на наш взгляд, принципа:

- принцип научности обучения;

- принцип оперативности знаний студентов.

Все эти руководящие положения, на основе которых необходимо будет строить учебный процесс, тесно взаимосвязаны. Проводя каждое конкретное занятие, следует одновременно учитывать требования ряда дидактических принципов и создавать условия для комплексного осуществления.

Классификация принципов. Рассмотрим кратко особенности каждого принципа в практике по швейному производству.

Принцип наглядности. Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» сформулировал «золотое правило» наглядного обучения, согласно которому в чувственном восприятии преподносится все, что только можно предоставить для восприятия чувствами, а именно: «видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запах – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять не сколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...» [9, С.70]. Правда, тот же Я. А. Коменский предупреждал, что чувственное восприятие представляет собой лишь начальную ступень познания и следующий этап познания – абстрактное мышление [18, С. 106]. Преподавателю практикума по швейному производству на занятиях по моделированию женского платья приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную, символическую и графическую. Споры об использовании этого принципа шли еще со времен Эразма Роттердамского (1467— 1536). В педагогике известен термин «вербальное обучение», т. е. замена предметов обозначающими их словами. Фрэнсис Бэкон (1561— 1620) сформулировал принцип наглядности так: вначале вещь, познанная сама по себе, и только потом уже говорение об этой вещи.

С тех пор дидактика заметно обогатилась, и мы сейчас используем как преподносящий, так и поисковый характер обучения, учитывая психофизическое развитие студентов.

При преподавании практикума по швейному производству обязательно с соблюдением двух важнейших дидактических правил, связанных с принципом наглядности

1. Прямое изучение действительности, т. е. изучение, основанное на наблюдении, измерении и различных практических видах деятельности, должно быть исходным пунктом учебной работы со студентами в тех случаях, когда они еще не располагают таким запасом наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемой на темы.

2. Чтобы студент смог приобрести верные, прочные и оперативные знания путем непосредственного изучения определенных предметов, явлений и процессов, его познавательной деятельностью следует умело руководить, т. е. обеспечить его системой соответствующих указаний и сконцентрировать его внимание на важнейших сторонах изучаемого предмета.

С психологической точки зрения различают предметную, изобразительную и словесную наглядности.

Предметная наглядность в практикуме по швейному производству предполагает непосредственное восприятие производственных объектов (машин, образцов изделий, сырья и т. д.), приемов работы.

Изобразительная наглядность осуществляется с помощью учебно-наглядных пособий и средств наглядности: моделей и макетов, учебных таблиц, технологических карт, диапозитивов и диафильмов, телевидения, видео - и кинофильмов.

Под словесной наглядностью понимают яркую, образную, живую речь педагога, вызывающую у студентов конкретные представления.

Таким образом, необходимо учесть, что даже рациональное использование принципа наглядности не приводит к исключению из процесса обучения слова (устного или письменного). В правильном сочетании слова, видов и средств наглядности заложен успех многих занятий практикума по швейному производству.

Принцип систематичности и последовательности. Успех любой деятельности решающим образом зависит от систематичности в работе по достижению поставленной цели. Особенно это важно на практикуме по швейному производству.

Принцип систематичности предполагает соблюдение строгой логики в обучении, с тем чтобы студенты последовательно овладевали знаниями, умениями и навыками. Он требует, чтобы переход к изучению нового материала осуществлялся лишь после того, как будет усвоен предшествующий материал. Характерно, что это дидактическое правило охватывает групповые занятия со студентами. И хотя данный принцип находит отражение в построении программ, учебной и методической литературы, преподавателю практикума по швейному производству целесообразно придерживаться следующих дидактических правил:

1. При изучении конкретного раздела (например, моделировании женского платья) необходимо расчленить материал по занятиям, стараясь сделать эти «порции» равномерными.

2. Важным условием успешности в ознакомлении учащихся с новым материалом является предварительное определение достигнутого ими уровня знаний и систематическое использование этих знаний.

3. Очень важно на каждом занятии установить его, так сказать, содержательный центр и на его фоне и в связи с ним представить систему практических действий, производных знаний и умений.

4. С первых занятий практикума по швейному производству нужно приобщать студентов к самостоятельной работе, стремясь создать ситуацию, когда они сами выясняют пробелы в своих знаниях и сами восполняют их.

Часто бывает, что при объяснении нового материала какой-то студент не уяснил этот материал сразу. Все поняли, а он – нет. А время занятий спрессовано, нужно идти дальше по плану. И все таки делать этого нельзя! Если вы видите в студенте личность, отнеситесь к нему с уважением, объясните еще раз, по-другому. Будет польза и для всех остальных, а главное, не будет пробела в последовательном фундаменте знаний у вашего студента, не говоря уже о том, что такой проявленный между делом гуманизм не остается незамеченным студентами.

Следует отметить еще одну обязанность преподавателя практикума по швейному производству, связанную с правильным осуществлением принципа систематичности и последовательности. Этот принцип требует и от самого педагога систематичной подготовки к занятиям, тщательного анализа темы каждого занятия, осуществления постоянного контроля и объективной оценки результатов обучения. При таком подходе больше вероятности того, что работа будет действительно успешной.

Принцип доступности и посильности. Я. А. Коменский, который считал доступность материала таким же важным условием успешного учебного процесса, как и наглядность, сформулировал следующие дидактические правила:

1. В обучении следует переходить от того, что студенту близко, к тому, что до сих пор было ему чуждо.

2. В обучении следует переходить от легкого к более трудному.

Строгое соблюдение этого дидактического правила является залогом успеха любой учебно-воспитательной работы независимо от уровня, на котором она ведется.

Предъявление к учащимся непосильных для них требований подрывает веру в собственные силы, снижает желание учиться, воздвигает серьезные психологические барьеры на пути достижения учебных целей. Слишком низкий уровень требований отбивает интерес к учебе, не мобилизует усилия студентов. Вот почему педагог должен хорошо знать своих студентов, должен интересоваться их работой, чтобы, объяснив причины возникающих трудностей, помочь их преодолеть.

З. В обучении следует переходить от уже известного к новому, неизвестному.

Здесь следует сделать оговорку. Переходя от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному, мы ни в коем случае не подразумеваем, что обучение нужно сделать легким. Оно становится таковым для студентов само, если учтены уровень развития студентов, их возрастные и индивидуальные особенности. Преподаватель практикума по швейному производству может, умело дозируя учебный материал, планомерно наращивать трудности в работе, последовательно приучая студентов к их преодолению.

4. В процессе обучения нужно учитывать различия в скорости индивидуальной работы и в продвинутости в учебе отдельных студентов.

Принцип сознательного и активного участия студентов в процессе обучения. Это один из самых «молодых» принципов в дидактике. Был введен с целью выработки у студентов активной жизненной позиции. В то же время делается акцент на вектор этой активности: как использовать ее для достижения поставленных целей и задач обучения, учитывающих как потребности общества, так и индивидуальные потребности каждого студента.

Разработка принципа сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения практикума по швейному производству выработала ряд дидактических правил. Мы приводим лишь заслуживающие особого внимания.

1. Педагог должен знать индивидуальные интересы студентов и развивать их таким образом, чтобы во все большей мере учитывались объективные потребности общества.

Следование этому правилу позволяет добиться осознания – прежде всего самим студентов как общих, так и частных целей и задач обучения. Когда занятие практикума по швейному производству строится интересно для студентов, а тема проекта выбирается им самостоятельно, то формируются ценностные мотивы в учебе, выступающие необходимым условием ее успешности. В результате программные цели становятся для студентов как бы своими собственными.

2. Педагог должен ставить студентов в ситуации, требующие от них умения анализировать.

В мире технических творческих задач, окружающих человека на каждом шагу, нет и не может быть полного перечня всех вариантов решений. Следовательно, поиск ответа в каждой отдельной ситуации сводится к сопоставлению, анализу, привлечению аналогий из уже имеющегося учебно-практического или бытового опыта использованию различных теоретических знаний. Научить чему-нибудь можно тогда, когда создаются ситуации заставляющие студентов мыслить. Кроме всего прочего, опыт показывает, что удовлетворение от успеха, достигнутого за счет собственных усилий, - способствует приобретению богатых, прочных и оперативных знаний.

3. Педагог должен создать условия, содействующие приобщению студентов к коллективным формам работы.

При преподавании практикума по швейному производству очень важно развивать творческое групповое мышление. Оно предполагает выработку неожиданного взгляда на сложившуюся природу вещей, стремление к пониманию других и заинтересованности в их идеях. Коллективные - формы работы воспитывают уважение к чужим мнениям и настойчивость в реализации своих. Сотрудничество в области решения задач представляет очень ценное завоевание современной дидактики. Человеку всегда приходится участвовать в распределении обязанностей, координации индивидуальных усилий, руководить самому и подчиняться распоряжениям других. То же, ставшее привычным в ВУЗе, в том числе на занятиях практикума по швейному производству, формирует определенные социально-нравственные нормы, готовит будущих членов общества.

Принцип прочности знаний студентов. Этот принцип важен не в прямом восприятии слова «прочен» как «вечен». Память человека избирательна: мы не - запоминаем всего, а помним лишь то, что для нас особенно важно и интересно, да еще и часто повторяется. Видный психолог и педагог СА. Рубинштейн утверждал, что запоминание и воспроизведение во многом зависит от отношения личности к материалу. Кстати, психологи, уподобляющие нашу память кошельку, в который можно поместить только семь монет, оценивают объем информации, воспринимаемой человеком за один раз, в семь «кусков». Причем есть два основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Именно последняя, оценивая информационную ценность, интересуется смыслом и отбирает все необходимое для будущего из кратковременной.

Можно привести ряд дидактических правил для реализации принципа прочности знаний: это и упражнения, нацеленные на закрепление проработанного ранее материала, и частота его повторения, и систематизация, и опытная проверка. Но в условиях нарастающих информационных потоков, информационной насыщенности, если исходить из главной задачи практикума по швейному производству – подготовить к будущей трудовой деятельности – то, представляется, подходы к прочности знаний могут изменяться. Актуальна целенаправленная деятельность преподавателя практикума по швейному производству по выработке умения поиска и нахождения нужной информации. Когда студент с первых же занятий отсылается к справочной таблице и это становится привычкой, нормой, у него вырабатывается ценный профессиональный навык.

Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью. На занятиях практикума по швейному производству нет четкого деления занятий на чисто теоретические и чисто практические. Теоретический материал распределяют между отдельными занятиями так, чтобы обеспечить непосредственный переход от изучения теоретических сведений к практической деятельности. Таким образом, органическое единство вытекает из самого содержания разделов программы.

Что же касается связи обучения с жизнью, то здесь следует принимать во внимание следующее обстоятельство. ВУЗ не должен обязательно готовить студентов к определенной профессии – в изменившихся социально-экономических условиях эта профессия может быть не востребована. Гораздо важнее сформировать у студентов качества мобильности, умения гибко приспосабливаться к требованиям трудовой деятельности на различных рабочих местах.

Принцип научности обучения. Представляет собой многостороннее сочетание самых различных технологических направлений. Но все они связаны с конкретными производственными процессами, со строго определенными техническими представлениями, отраженными в стандартах страны (и мира). Преподаватель практикума по швейному производству не должен отходить от принятых научных и технических определений. Это непросто, особенно если учесть, что сложные для восприятия студентов аспекты нужно научиться излагать, не выхолащивая научную ценность материала. Кроме того, студенты, подготавливаемые к жизни, должны владеть общепринятой технической терминологией и общетехническими категориями.

Грамотно использовать принцип научности в своей работе сможет только высококомпетентный профессионал. Именно такой специалист просто, понятно и доступно объяснит студенту сложную технологическую ситуацию, найдя предельно доходчивые примеры. При этом нельзя допускать употребления изживших себя терминов или производственно-бытовой лексики.

Вот почему специфика профессиональной деятельности педагога требует политехнической подготовки, которая бы позволяла передать свои знания и умения студентам при обучении основам наук в технологическом образовании.

Принцип оперативности знаний студентов. Оперативные знания играют в образовании современного человека настолько важную роль, что необходима целенаправленная деятельность по обучению студентов умениям пользоваться имеющимися знаниями. Это достигается полнее всего в проектной деятельности или курсовой работе. Студенты должны планомерно и сознательно использовать приобретенные знания, а это требует от них как можно более полной самостоятельности мышления и деятельности. Студенты должны постигнуть новую для них ответственность перед самим собой, ответственность за собственное будущее.

Когда он самостоятельно решает задачу, отличную от тех, что уже решал он – в поиске. В результате приобретаются новые знания и умений. Такие оперативные знания существенно отличаются от пассивного, книжного обучения. Появляются умения четко сформулировать задачу, проанализировать возможные варианты, самостоятельно обосновать, а затем и выбрать оптимальное решение. Есть разные методики поиска решений творческих задач: от мозгового штурма (брейнсторминга) до теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В итоге приобретаются умения делать выводы, проводить доказательства и проверки, объединять эти рассуждения с практическими действиями. Это представляет собой необходимые условия оперативности знаний.

1.3 Анализ методического обеспечения курса «Моделирование одежды»

Методическое обеспечение по каждой дисциплине оценивается по следующим показателям: программы, учитывающей требования стандарта, достаточного количества обязательной учебной литературы, дополнительной учебной литературы, тематического и календарного планирования, требований к уровню усвоения студентами учебного материала, разработанных методик преподавания учебной дисциплины, учитывающих специфику контингента студента.

Любое обучение базируется на научно обоснованных методиках, проверенных эффективных методах работы и четкой организации учебного процесса. Краткосрочная форма обучения (корпоративное обучение, повышение квалификации, индивидуальные занятия и т. п.) нуждается в продуманном и адаптированном методическом обеспечении.

Учебно-методический комплекс (УМК) — совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (блока дисциплин) плана подготовки студентов по одной из специальностей (направлению) [21].

Учебно-методический комплекс (УМК) является одним из средств, позволяющих достичь необходимого качества подготовки и профессиональной переподготовки в очной (дневной), очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения. УМК позволяет эффективно организовывать и поддерживать самостоятельную работу студента и сохранять преемственность в преподавании учебных дисциплин.

Любой УМК необходимо разрабатывать в соответствии с законом РФ «Об образовании», законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ГОСТ Р ИСО 900 – 2000, Приказом

Минобразования РФ «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения» (№ 864 от 12.11.99г.), Стандарта высшего профессионального образования [25, С. 22].

Учебно-методический комплекс по специальности (направлению) (УМКС) представляет собой комплект нормативных и методических документов, определяющих цели, содержание, объём, временную последовательность, организацию и методику подготовки специалистов (бакалавров, магистров).

УМКС является документационным основанием для организации и планирования учебного процесса. Выпускающие кафедры являются ответственными за комплектование, обновление и хранение УМКС по профессиональным образовательным программам, реализуемых на кафедрах.

Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД) — это набор учебных изданий, учебно-методических и справочных материалов, выполненных в печатном виде, необходимых и достаточных для организации учебного процесса по конкретной дисциплине учебного плана.

Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены УМКД. Учебные издания должны соответствовать ГОСТ 7.6-2003 «Издания. Основные виды, термины, определения».

Изданием являются авторские материалы, прошедшие редакторскую правку, согласованную с автором, напечатанная типографским способом или представленная с помощью одного из языков программирования.

Учебно-методический комплекс по специальности (направлению) содержит утверждённые в установленном порядке следующие документы:

- государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности (направлению);

- учебные планы специальности (направления) всех форм обучения (очного, очно-заочного, заочного);

- комплект рабочих программ дисциплин учебного плана;

- сведения о базах практики и программы всех видов практики;

- программа итогового государственного экзамена (междисциплинарного или по отдельной дисциплине);

- экзаменационные билеты к итоговому государственному экзамену;

- примерную тематику дипломных проектов (работ);

- требования к бакалаврской работе;

- сведения о трудоустройстве выпускников;

- сведения о специализированных аудиториях и компьютерных классов и паспорта этих помещений по форме, установленной положением «Об учебно-методическом кабинете»;

- Перечень документов УМКС.

Учебно-методический комплекс по дисциплине включает:

- учебную (рабочую) программу по дисциплине;

- материалы по теоретической части курса: (учебник; учебное пособие);

- материалы по практической части курса:

– учебно-методическое пособие (методические рекомендации);

– практикум;

- формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля:

– варианты контрольных работ, тесты;

– экзаменационные билеты;

Кроме перечисленных элементов, учебно-методический комплекс может содержать дополнительные материалы, такие как:

- конспекты;

- рабочие тетради;

- хрестоматии;

- задачники;

- примерные темы рефератов, эссе;

- презентации курсов;

- обзорные лекции;

- видеоматериалы;

- дидактические материалы.

Элементы учебно-методического комплекса по специальности (направлению) и учебно-методического комплекса по дисциплине:

1.  Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению – основной документ, определяющий концепцию обучения по всем дисциплинам учебного плана.

2.  Учебные планы направления всех форм обучения – конкретный перечень дисциплин федерального и национально-регионального (вузовского) компонентов, дисциплин по выбору, а также факультативных дисциплин, распределение часов по видам занятий в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы. Учебные планы подписываются заведующими кафедрами, обеспечивающими учебный процесс, деканом факультета, начальником учебно-методического управления, проректором по учебной работе и утверждается ректором;

3.  Учебные программы – учебные издание, которые определяют содержание, объем, порядок изучения и преподавания учебной дисциплины (в целом или по ее частям);

4.  Программы всех видов практики – методические документы, раскрывающие цели, задачи, содержание и методы практической подготовки студентов. Программа разрабатывается кафедрой, за которой закреплен данный вид практики, согласовывается с заведующим кафедрой и утверждается Учебно-методическим советом вуза;

5.  Учебник – учебное издание, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины (её раздела, части), соответствующее учебной (рабочей) программе; [21]

6.  Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник [21];

7.  Учебно-методическое пособие – учебное пособие, содержащее материалы по методике изучения, преподавания учебной дисциплины (например, пособие по выполнению курсовых работ; пособие по изучению дисциплины студентов различных форм обучения; методические рекомендации – это издания, содержащие комплексы кратких, четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания);

8.  Конспекты лекций – учебные издания, дополняющие или частично заменяющие учебник, представляющие собой содержание курса лекций, читаемого преподавателем по данной дисциплине;

9.  Рабочие тетради – учебные издания, имеющие особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студентов над освоением учебного предмета;

10.  Хрестоматии – учебные издания, содержащие литературно-художественные, исторические или иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины;

11.  Практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, соответствующие усвоению материала (лабораторный практикум; практикум к семинарским и практическим занятиям; практикум, включающий сценарии деловых и ролевых игр; практикум по различным видам спорта) [21];

12.  Задачники – практикум, содержащий учебные задачи;

Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины для студентов:

- технологическая карта по изучению дисциплины (распределение курса на семестры, количество лекционных, практических и лабораторных занятий в каждом семестре, количество контрольных и курсовых работ, форма отчетности).

- краткая программа теоретического курса с вопросами для самостоятельной подготовки к экзамену (зачёту), список литературы, образцами экзаменационных и зачётных тестов.

- тематика практических (семинарских) занятий с вложенным материалом используемым на занятиях, и алгоритмами выполнения (решения) предложенных заданий.

- перечень тем лабораторных работ (если они предусмотрены планом).

- контрольные работы (методические указания по их выполнению со ссылками на необходимую справочную литературу, требования к оформлению контрольных работ).

Лабораторный практикум по дисциплине:

- формулировка цели лабораторного занятия;

- план проведения занятия;

- используемое оборудование и материалы;

- алгоритм проведения эксперимента;

- алгоритм обработки экспериментальных данных;

- исследование физического процесса с использованием математических моделей;

- сравнительный анализ результатов эксперимента;

- выводы, заключение;

- техника безопасности при выполнении работы;

- форма отчёта по лабораторному занятию.

Практикум к семинарским и практическим занятиям по дисциплине:

- формулировка цели занятия;

- перечень знаний и умений для достижения цели со ссылкой на учебную литературу;

- упражнения, задания для работы на занятии;

- материалы к используемой форме обратной связи (материалы для самоконтроля, тестовый материал).

Хрестоматия:

- набор текстов-первоисточников, предоставленных в

хронологическом или тематическом порядке;

- словарь, содержащий термины и слова, необходимые для чтения и понимание текстов;

- список основной и дополнительной литературы.

Следует отметить, что дидактика как наука не стоит на месте. Она постоянно развивается, наполняясь новым смыслом и содержанием.

Для изучения раздела «Моделирование одежды» дисциплины швейное дело из выше перечисленного, по-нашему мнению, лучше всего использовать учебно-методические рекомендации.

Пособие знакомит с теоретическими сведениями, развивает у учащихся образное мышление, фантазию, совершенствует вкус и творческие способности, дает профессиональные навыки и знания для развития направления моды и моделирования одежды.

Глава ІІ. Методические особенности обучения моделированию одежды студентов направления технологическое образование

2.1 Основные теоретические и практические сведения о моделировании и оформлении основы женского платья

Моделирование одежды относится к декоративно-прикладному виду искусства, целью которого является оформление предметов быта людей. Термин «моделирование» происходит от слова «модель», то есть образец, и означает создание модели, образца. Слово же «модель» происходит от итальянского слова modello, имеющего значение «образец» [14, С. 61].

Одежда является одним из важнейших предметов широкого потребления, поэтому моделирование её одно из важнейших видов прикладного искусства.

Процесс профессиональной подготовки играет важную роль и представляет собой объединение различных образовательных циклов. С одной стороны студент должен получить художественное образование, овладев соответствующими знаниями навыками (научиться рисовать), с другой – ему нужно изучить такие учебные дисциплины как технология швейного производства, конструирование и моделирование, материаловедение, которые обеспечат необходимый уровень инженерно-технической подготовки.

Искусство моделирования одежды в отличие от других видов декоративно-прикладного искусства, занимающихся художественным оформлением среды обитания человека, направлено на формирование внешнего облика самого человека, где костюм играет активную роль. С помощью костюма можно выявить или подчеркнуть, сделать более яркими те или иные внешние черты человека, зрительно увеличить или уменьшить рост и объем фигуры, придать другое соотношение частям тела, скрыть или приглушить недостатки телосложения. Цветом костюма можно также изменить оттенок кожи, увеличить интенсивность цвета глаз, волос, лица. Более того, в костюме проявляется индивидуальный стиль человека, его характер, темперамент, духовное и умственное развитие, воспитание, эстетический вкус, общая культура.

Чтобы создать одежду, гармонирующую с образом человека, модельеру нужно не только безупречное знание фигуры человека, ее пластики и пропорций, знание законов и правил гармоничного сочетания отдельных частей одежды, но и умение наблюдать и изучать стремления, интересы, вкусы и требования, которыми живет общество, умение прогнозировать модные тенденции, а также знание технологии изготовления одежды.

Когда говорят о моделировании как об искусстве, предполагают, что костюм – это произведение искусства. И если применительно к прошлым временам этот вопрос решен, то принадлежность современного костюма к предметам искусства часто подвергается сомнению. Такое отношение объясняется тем, что время произвело отбор – в музеях находятся лучшие образцы костюма, отражающие существенные индивидуальные и общественные черты прошедших эпох. На них мы учимся как на произведениях искусства. И сегодня не все, что создается художниками-модельерами, можно отнести к произведениям искусства. К ним можно причислить только те вещи, которые обладают чертами искусства, то есть предметы, которые созданы по законам красоты [7, С. 96].

Костюм тогда становится произведением искусства, когда он обладает признаками-качествами, определяющими истинное изящество, утонченность построения формы, которые основаны на элегантности замысла и отличаются чистотой исполнения. Основной закон красоты – это гармония. И в костюме она должна проявляться во всем. Гармоничными должны быть взаимодействие формы и содержания костюма при полном их соответствии друг другу. Законы гармонии должны определять взаимодействие формы костюма с его предполагаемой функцией. Форме костюма должен соответствовать материал. А композиционное решение, выбор средств композиции должны быть в соответствии с поставленной задачей.

И главное – необходимо, чтобы костюм сливался с образом человека, оттенял его внешние и внутренние черты.

История возникновения платья. Платье – одна из распространенных разновидностей одежды, обязательно с длинными полами, укрывающими тело и верхнюю часть ног. В прошлом были мужские и женские платья, но по мере дифференциации мужской и женской одежды, платье стало характерной чертой женского гардероба.

Развивалось из древних плащей и накидок как результат эволюции кроя, усовершенствование материалов и увеличения разнообразия одежды. К середине XV века женское платье обрело предельно высокую линию талии, остроугольный, утончающий фигуру выреза, отделанный широким воротником, узкие длинные рукава, и ассиметрично задрапированную (с левой стороны) юбку, которая, расширяясь книзу, сзади переходила в длинный шлейф [4, С. 80].

Более современное платье появились в США в разгар «сухого закона» в процессе демократизации вечернего платья. Рассчитанного на очень юную особу, оно едва закрывало колени, следовало последним веяниям моды и шилось из дорогих, но не роскошных тканей. К ним прилагались специальные аксессуары – маленькие сумочки, расшитые стеклярусом, открытые туфельки в цвет платья, длинные перчатки, шляпки. В настоящее время платья являются неотъемлемым атрибутом формального дресс-кода, для вечеринок, семейного торжества, нового года и так далее.

В начале столетия новаторский дизайнер Коко Шанель (Coco Chanel) (Рис.1) сделала первые купальники из джерси, изобрела пляжные сандалии и стерла границу между одеждой для богатых и бедных, упростив моду с помощью ставшего нарицательным «маленького черного платья». Она же сделала брюки частью собственного гардероба. Вся мода 20-х годов была построена на развлечениях, шампанском, чарльстоне, этот период был назван декадансом. Силуэт удлинялся. Реальные изменения в крое - более покатая линия бедер, все более женственное, приталенное. Женское белье тоже поменялось: появились грации. Начиная с 27 по 29 года, в моде присутствовал геометрический стиль. [23]

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

В 30-х такие звезды Голливуда как Марлен Дитрих и Кэтрин Хэпберн в костюмах, скроенных наподобие мужских, и Джин Харлоу, любительница сексуальных вечерних платьев, оказали большое влияние на моду. Именно тогда произошел переход к четким линиям и простым формам конструктивизма. В моделирование одежды пришел косой крой, сложный по исполнению, но идеально подчеркивающий изгибы женской фигуры. Косой крой, особенно при использовании тяжелого, тягучего шелка, смотрится неизменно эффектно.

В 30-40 годы в моду вошли расклешенные платья пизанского стиля. Рукавчики-фонарики - новость 30-х годов. Влияние на моду - волна историзма, викторианства связано с коронацией Георга VIII, который 1 месяц спустя отрекся от престола. Тем не менее, вся английская и викторианская эпохи возвратилась в моду. В эпоху больших социальных потрясений, какими были фашистские диктатуры, люди с удовольствием читали и смотрели исторические романы, что находило отражение в костюме. Все историческое, старинное вошло в моду.

Силуэт 37 года - накладные плечики, много вошло в моду от военной шинели (шляпки с козырьком). Все военное постепенно возвращается в моду. Так же модна была вышивка в народном стиле, коротенькие рукавчики, приталенные платья, закрывающие колени. Образ - женщина, позитивная во всех отношениях. В модных журналах часто встречаются женские лица с мушками. Мода эпохи 30-х, эпохи джаза и чарльстона предлагает платья рельефного кроя с заниженной талией, облегающие бедра с подвижным

нижним краем юбки за счет годе. По-разному решаются модные блузки. Они могут быть не только типа мужской сорочки, но и более женственными - с драпировками, рюшами или жабо. Мода предлагает большое разнообразие блузок. Наряду с облегающими предлагает свободные, с большими V-образными вырезами, с расширяющимися внизу присборенными рукавами, «рукавами-тюльпан». Очень актуальны шарфы-галстуки или шарфы-банты в стиле Ив-Сен Лорана. Прически и одежда, созданные в Голливуде, тут же распространялись по всему миру.

В 1932 году модельер Адриан (Рис.2) создал, платье из белого органди с затянутой талией, расширенными плечами и пышными рукавами. Фасон завоевал такую популярность, что только в крупнейшем универмаге Нью-Йорка «Мэйсис» было продано полмиллиона такие платьев. Голливудские кинофильмы всячески старались подчеркнуть естественные формы женского тела. Плечи делали более широкими, а бедра задрапировывали. Для этого использовали материалы, скроенные по косой. Однако в 1930 году ведомство Уилла Хэя, выступило с запрещением показа обнаженного тела на телеэкране. Орлиный взор Хэя упал и на открытые платья и платья с низким вырезом. Голливудским режиссерам пришлось переключиться на другие, более безопасные части тела. Тут же криком моды стали платья с открытой спиной и с воротником в виде ошейника.

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Рис.2 Адриан

Для того, чтобы привлечь к спинам больше внимания, на них вешали бусы или жемчужные нити. Внизу прикрепляли искусственные цветы или бант. Шапарелли зашла еще дальше и стала делать турнюр. На обнаженные плечи женщины накидывали целую шкурку лисы, иногда даже две. Чрезвычайно модными были чернобурки, но самыми ценными считались песцы.

В поисках вдохновения кинематограф обратился к античности. Тяжелый креп и матовый атлас собирали в складки так, чтобы они ниспадали подобно складкам на древнегреческих скульптурах. Эта техника впервые была разработана Алексой Бартон, которая делала складки и придавала такую форму джерси, шелку и шерсти. Женщины стали ходить с обнаженными ногами. В начале 40-х Вторая мировая война заставила женщин занять рабочие места, а мужчин и прийти на оборонные заводы. Комбинезоны стали частью моды. 44 год - эпоха высоких шляп. Новый мех 40-х годов - норка. Немецкие женщины сделали тюрбаны очень популярными. Их делали из шарфов, завязывая их наверх. Парижская мода 44 года продолжала традиции послевоенного времени: накладные плечи, короткое платье до колен. После войны - новый всплеск моды, появилось очень много модных домов. Самым главным элементом была сексапильность, обнаженная грудь, подчеркнутая талия. Тогда же появилась обувь на платформе, танкетке, толстом каблуке. Маленькие шляпки, широкие плечи. «Адриана» – один из самых знаменитых голливудских художников, сдавал костюмы для артистов переднего плана. Качественно разрабатывал верхнюю часть костюма, а не силуэт. В 1947 на мир моды свалилась бомба под названием «New Look» Кристиана Диора (Рис.3). Он дал женщинам то, что они хотели - перемен в моде. Они опять могли обольщать, стать мирными жителями, а не генералами в юбках. Длинные пышные юбки, осиные перетянутые талии платья без плечиков, с покатым торсом были реакцией на «мужскую» моду начала 40-х. Пропагандировавшаяся форма требовала жесткой основы, что символизировало возврат классического женского силуэта – в форме песочных часов.

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Рис. 3 Кристан Диор

Особый интерес вызывают костюмы, тяготеющие по образным решениям к моде 40-х годов. С жакетами, стянутыми в талии поясами, напоминающими военные ремни, с прямоугольными расширенными плечами, с глухими застежками под горло. Сходство с военной формой достигается с помощью металлической фурнитуры - различными пряжками, застежками. Жакеты комбинируются с прямыми, чуть расширенными юбками до коленей по типу военных. [23]

Строгая геометрия костюмов смягчается меховыми горжетками. Рядом с суровостью 40-х мода предлагает и суперженственные варианты костюмов с короткими жакетами до бедер, сложного кроя, со скругленными, очень женственными воротниками и регланом, с крупными вытачками, чтобы подчеркнуть идеальное приталивание. Узкий лиф, маленькая пройма, акцентирование тонкой талии сочетаются с довольно свободными в области бедер юбками с одной встречной складкой или вообще без складок. Во все времена платье было и есть самый женственный и соблазнительный предмет в женском гардеробе. Они могут быть строгими, романтичными, сексуальными и даже вызывающими. Главное, чтобы не были скучными: даже самые предсказуемые классические формы украшают оригинальным декором и дополняют стильными аксессуарами.

Нежность. Дизайнеры воспевают романтику и юный возраст: короткие платья нежных пастельных оттенков украшены воздушными рюшами и пышными бантами. Актуальны двухслойные платья с прозрачной верхней частью. Цветовая палитра романтичных платьев: нежно-розовый, телесный, желтый, оливковый, кремовый, белый. Пастельные цвета вошли в моду как альтернатива ярким.

Цветы и яркие рисунки (Рис.4). В моде платья на поверхности которых расцветают прекрасные сады: цветочные принты. Так же громко звучит восточная тема: пестрые рисунки а-ля «турецкий огурец» и яркие пояса, инкрустированные крупными бусинами и полудрагоценными камнями. В моде графические рисунки: абстрактные полоски, зигзаги и плавные линии.

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Рис. 4 Цветы и яркие рисунки

Акварель. Рисунки в технике акварели – в основе самых остро-модных платьев и аксессуаров. Дизайнеры используют лёгкие растушёвки акварелью по шёлку, хлопку и тафте. Встречаются прорисовки чернилами и аппликации из ткани.

Асимметрия. Один из главных трендов летней моды - платье с открытым плечом в греческом стиле, которое дизайнеры предлагают носить с сандалиями-гладиаторами на плоской подошве или с соблазнительными босоножками на высоком каблуке.

Также актуальна асимметричная линия низа или асимметричный декор.

Полёты в космос. Стильные вечерние платья отделаны блестящими кристаллами или пайетками, блеск которых завораживает, словно сияние звёзд на ночном небе. В моде сложные формы с асимметричными складками и фигурными оборками. Главный тренд - открытые плечи. Короткие платья могут быть пышными или облегающими, макси-платья, как правило, подчеркивают изгибы женского тела.

Модная цветовая гамма вечерних платьев: черный, пастельный, красный, желтый, темно-синий. Популярны блестящие поверхности. Дизайнеры предлагают разбавлять однотонные вечерние платья контрастными аксессуарами: например, черное с белыми туфлями, красное с фиолетовыми, телесное с черными.

Страсть (Рис.5). В этой теме на первый план выходят платья красного цвета: ультракороткие или максимально длинные с чувственным декольте и летящими многослойными юбками. Также популярны модели с прозрачными вставками и смелыми вырезами.

Основные силуэты: прилегающий, с подчеркнутой линией талии и прямой, немного зауженный к низу (как правило, в коротких платьях). Актуальна трапеция, характерная как для мини, так и для длинных платьев. Мода давно не диктует одну стандартную длину для всех. Длина представлена двумя противоположными направлениями.

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Рис. 5 Страсть

Это платья-мини, которые могут быть совсем короткими, или до колена. И вторая тенденция - это платья максимальной длины, выполненные из легких струящихся тканей.

Популярны легкие струящиеся материалы и мягкие формы. Самые нежные ткани: шелковый атлас, шифон, вискоза, хлопковый трикотаж.

Новые 80-е, 70-е. Переосмысленная и реализованная по-новому, мода 80-х во всей красе предстала перед нами в качестве основного тренда сезона. Яркая и резкая, она создавалась для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность.

Платья-саронги с открытыми сандалиями, психоделические принты, цвет морской волны, скульптурные формы, юбки-колокола, клеш, широкие пояса и босоножки на плетеной подошве, экологичные материалы – все это 70-е и, к слову сказать, они многим к лицу!

«Свисающие» тенденции. Забудьте об устаревших, прошлосезонных платьях, а-ля спецовка и шагните в весну с модными тенденциями в мире моды. Свисающие бархатные платья уже однажды были на пике популярности, а именно в 1920-х годах в период великой американской депрессии. Они четко отражали тогдашнее настроение. Благодаря нынешнему кризису, они вновь собираются завоевать сердца многих женщин. Одевая такое платье в купе с «квадратным» пиджаком, вы станете объектом, притягивающим всеобщее внимание. Такое сочетание будет наиболее актуально этой весной.

Способы моделирования. Предмет профессиональной деятельности дизайнера в области костюма – это поиск, проектирование новых форм в одежде и воплощение их в дальнейшем в материале, другими словами, моделирование формы костюма. Таким образом, моделирование можно определить как способ и приемы создания какой-либо объемной формы из плоскости ткани.

За всю историю развития костюма, насчитывающую тысячелетия, придуманы и реализованы в материале самые разнообразные формы

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Разработка учебно-методических рекомендаций по моделированию одежды для студентов направления "Технологическое образование"". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 575

Другие дипломные работы по специальности "Педагогика":

Метод языкового анализа на уроках русского языка

Смотреть работу >>

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Смотреть работу >>

Организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку

Смотреть работу >>

Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

Смотреть работу >>

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей

Смотреть работу >>