Дипломная работа на тему "Психолого-педагогические особенности детей при обучении основам танцевального искусства в условиях современного образования"

ГлавнаяПедагогика → Психолого-педагогические особенности детей при обучении основам танцевального искусства в условиях современного образования




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Психолого-педагогические особенности детей при обучении основам танцевального искусства в условиях современного образования":


Оглавление

Введение

1. Теоретический анализ значения хореографии и его воспитательный аспект в формировании и развитии гармоничной личности с учетом возрастных особенностей

1.1 Возрастные физиологические и психологические особенности развития детей младшего школьного, среднего и подросткового возрастов

1.2 Значение хореографи и в формировании эстетического, духовно-нравственного развития личности

Глава 2. Практические исследования методов и приемов хореографи и в формировании и развитии личности

2.1 Роль руководителя в организации учебно-воспитательного процесса

2.2 Методика работы с детьми младшего, среднего и старшего школьного возрастов

Заключение

Список литературы

Введение

В современных условиях по мере продвижения страны по пути прогрессивных преобразований в области экономики, политики, культуры, становится все более очевидным, что решение этих масштабных задач возможно лишь при изменении личностных качеств современного человека.

Современные преобразования требуют конкретных действий. Поэтому сегодня особое внимание должно быть уделено детям и соответственно всем социальным институтам, имеющим отношение к их образованию и воспитанию. Необходимо отказаться от стереотипа в понимании значимости каждой из этих систем, по которому школа – дает знания, спортивный коллектив - развивает физически, художественный - эстетически, трудовой - воспитывает отношение к делу. В современных условиях как никогда актуально звучит мысль А. С. Макаренко о том, что человек не воспитывается по частям.

Каждая общность, членом которой является ребенок, должна на основе специфики своего функционирования развивать его разносторонне, обеспечивать гармоничное соответствие всех его личностных качеств.

При таком понимании проблемы очевидным становятся те неповторимые возможности, которыми обладают творческие хореографические коллективы детей.

Природа хореографического коллектива, основанная на коллективных действиях, включающая органический синтез пластических, музыкальных, изобразительных и других средств художественной выразительности, создает реальные предпосылки развития различных качеств детей - как художественно-эстетических, так и нравственных.

Заказать написание дипломной - rosdiplomnaya.com

Актуальный банк готовых защищённых студентами дипломных работ предлагает вам скачать любые проекты по требуемой вам теме. Высококлассное написание дипломных работ на заказ в Волгограде и в других городах РФ.

Однако, гармоничное развитие ребенка (согласие интеллекта и чувств, умственных и физических качеств, раскрепощенности и осознанной дисциплины и т. д.) возможно лишь при внутренней целостности художественно-педагогического процесса, когда каждый художественный прием педагогически инструментирован, а каждая педагогическая задача решается средствами, свойственными художественной специфике занятий.

Целенаправленная педагогическая деятельность педагогов по формированию определенных черт и качеств ребенка должна быть всегда ориентирована на определенную возрастную группу, в соответствии с возможностями и особенностями которой могут выдвигаться конкретные воспитательные задачи и выбираться определенные средства и методы воспитательного воздействия.

Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нормальные условия развития ребенка нарушаются, в результате чего в последующие периоды свое основное внимание и усилия взрослые вынуждены будут сосредоточить на коррекции. Этим и определяется актуальность выбранной темы. Поэтому правильный учет возрастных особенностей, своевременное создание благоприятных для психологического и духовного развития ребенка условий, не жалея на это сил и средств - и экономически выгодно, и нравственно оправданно.

Тема: "Психолого-педагогические особенности детей при обучении основам танцевального искусства в условиях современного образования".

Цель исследования выпускной квалификационной работы заключается в раскрытии возрастных психологических и физиологических особенностей детей направленных на становление и развитие гармоничной личности в условиях современного образования.

Объектом исследования является детский вокально-хореографический ансамбль"Макпал" Дворца школьников г. Жезказгана

Предметом исследования является придание гармоничности развитию ребенка на основе художественных и педагогических начал в деятельности детского хореографического коллектива.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть хореографическую деятельность как объект исследования своеобразной педагогической системы.

2. Выявить возрастные характеристики и психологические особенности участников хореографического коллектива как объекта педагогического воздействия.

3. Изучить характер межличностных отношений и обосновать роль руководителя в становлении и развитии гармоничной личности.

4. Обобщить практический опыт работы.

Методы исследования:

1. Метод теоретического анализа материала по данной проблеме.

2. Метод наглядности, систематичности и метод лонгетюдного наблюдения.

3. Метод анализа и обработки результатов.

Глава 1. Теоретический анализ значения хореографии и его воспитательный аспект в формировании и развитии гармоничной личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

1.1 Возрастные, психолого-педагогические и физиологические особенности развития детей младшего школьного, среднего и подросткового возрастов

Основной целью воспитания является освоение социального опыта формирующейся личностью, ее всестороннее гармоническое развитие, которое в свою очередь несет на себе печать возрастных и индивидуальных особенностей. Их необходимо учитывать в педагогическом процессе и использовать соответствующие формы, методы и средства воспитания.

Возрасту присущи характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов и интересов, социальные проявления, а вместе с тем свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно проходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать, вперед осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Развитие идей о факторах формирования личности с учетом возрастных особенностей в процессе воспитания, нашло отражение в прогрессивной философской и психолого-педагогической мысли последующих эпох. (Э. Роттердамский, Я. А.Коменский, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, А. Дистерверг, К. Д.Ушинский, Н. Г.Чернышевский, К. Маркс, З. Фрейд, Д. Дьюи, Э. Торндайк, Н. К.Крупская, П. П.Блонский, А. С.Макаренко, Л. С.Выготский, Э. И.Моносзон, Л. И.Божович, С. Л.Рубинштейн, В. В.Давыдов и др.)

В истории возрастной психологии было много попыток построить периодизацию психологического развития человека.

Первое обоснование онтогенеза на отдельные возрасты дал П. П.Блонский, отметив наличие особых, так называемых "переходных возрастов", представляющих в педагогическом отношении значительные трудности (например, подростковый возраст).

Л. С Выготский называет возрастом целостное динамическое образование, структуру, определяющую роль и удельный вес каждой частичной линии развития. Л С Выготский пишет: "Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между ребенком и окружающей средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту". Понятие социальной ситуации развития акцентирует важное соотношение: среда ("прежде всего социальная") и отношение ребенка к этой среде.

В теории деятельности А. Н.Леонтьева возраст определяется через ведущую деятельность и место человека в системе общественных отношений.

Сравнивая определение возраста, данное в культурно-исторической теории и теории деятельности, заметим, что в первом случае возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями, а во втором – отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.

В настоящее время в качестве эталона возрастной периодизации жизни индивида остается, возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной физиологии в г. Москве в 1965 году. В качестве предпосылки для построения данной периодизации взяты биологические изменения человека, что не может в полной мере отразить содержание возраста человека. Как отмечал Б. Г.Ананьев, возраст человека всегда есть конвергенция биологического, исторического и психологического времени. Общество интенсивно развивается, меняется его социальная структура, набор социальных институтов, в которых, в частности происходит взросление. Соответственно меняется и представление о ребенке, о взрослом, относящемся к какой-либо социальной структуре. Эти перемены приводят к размыванию возрастных ориентиров, в результате чего приходится преодолевать множество преград, решая задачи развития и воспитания ребенка.

Рассмотрим подробно особенности психического и физиологического развития детей возраста младшего школьного возраста. Этот возраст является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка.

Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус – он становится учеником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.

Если в предшествующие годы возрастного развития основным видом деятельности была игра, то теперь на первое место, в его жизни выходит целенаправленная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.

Во-вторых, существенные изменения происходят в психической сфере ребенка.

Под влиянием выполняемой ребенком деятельности изменяется характер функционирования его памяти. Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память, и вместе с этим изменяется структура мнемических процессов.

Данный возраст по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Ж..Пиаже, характеризуя данный период развития ребенка, называет его стадией конкретных операций. Мышление все больше становится похожим на мышление взрослого. Умственные операции ребенка приобретают большую развитость – он уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные. Формируется также мысленное представление о последовательности действий.

Говоря о развитии восприятия, по мнению А. В.Запорожца, пик развития приходится на период от раннего к дошкольному возрасту. В это время под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза. В школьные годы эта способность ребенка постоянно совершенствуется и достигается весьма высокой ступени развития. Ребенок в состоянии, воспринимая абстрактные образы придать им соответствующий характер. В это же время у детей происходит также формирование индивидуальных различий в представлении.

Существенные изменения наблюдаются в качественных характеристиках внимания ребенка. Оно становится произвольным, однако, не сразу.

Следует отметить, что развитие внимания у детей в этом возрасте вызвано не только биологическими причинами, но в первую очередь той деятельностью, которой занимается ребенок.

Развитие эмоциональной сферы напрямую связано с переменой образа жизни ребенка, расширением круга общения. Характерной особенностью младшего школьника является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное.

В среднем школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости – возрастает умение ребенка владеть своими чувствами.

В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию.

Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию эмоционального развития ребенка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации. Но при этом ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых.

В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка данного возраста представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного обучения. (Реан А. А., КоломинскийЯ. Л. 1999)

В возрасте от 6 до11 лет мотивационную сферу ребенка характеризует постепенный переход от аморфной одноуровневой системы побуждений к иерархическому построению системы мотивов, а также тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования поведения ребенка.

В возрасте 10 лет в мотивации общения ребенка наблюдается довольно резкая перемена направленности его интересов – от взрослых к сверстникам, причем общение носит в основном гомосоциальный характер.

Возникновение просоциального поведения, мотивированного моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками, является также одной из важнейших особенностей этого периода.

В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, выделяют два вида мотивов: познавательные и социальные мотивы. Познавательные мотивы порождаются самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Среди социальных мотивов можно выделить такие мотивы, как статусный мотив, мотив хорошей отметки, мотив утверждения себя в коллективе, стремление к превосходству и признанию сверстниками.

Этот возраст характеризуется бурным развитием потребности в двигательной активности и в исследовании запретных зон.

Развитие Я-концепции характеризуется тем, что у детей в начале среднего детства имеется ожидание и устремленность на самоактуализацию своей личности. Перспективы дальнейшей жизни ребенка расширяют сферу его осознания себя. Значительное место в Я-концепции растущего ребенка занимает образ тела и его внешность.

Взаимодействие эмоционального и когнитивного компонентов в самооценке ребенка на этапе среднего детства неоднозначно. Наиболее высокий уровень развития когнитивного компонента соотносится либо с адекватно высокой, либо с явно заниженной самооценкой, с выраженной неудовлетворенностью ребенка собой. Самооценка ребенка сказывается на степени успешности его успеваемости, и наоборот, уровень успеваемости оказывает существенное влияние на формирование его самооценки.

В конечном же итоге основная цель развития Я-концепции заключается в том, чтобы помочь ребенку самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения.

Поведенческие особенности ребенка определяются переменой образа жизни в связи с поступлением в школу, кружки, секции. Ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Наряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют также и в трудовой деятельности. Достаточно много времени они заняты и игрой.

Ориентация детей в своем поведении на взрослых во 2-4 классе заменяется ориентацией на коллектив сверстников. В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками, которое способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба.

Таким образом, младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Подростковый возраст и его особенности. По многим сторонам развития и поведения подростка педагогическая практика считает этот возраст трудным. Не стоит зацикливаться только на трудностях и проблемах.

В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности.

Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдается в интеллектуальной сфере.

В этот период происходит формирование навыков логического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Следует отметить, что в старших классах развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие детей.

Развитие эмоциональной сферы протекает бурно. Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте наблюдается наличие "подросткового комплекса", который демонстрирует перепады настроения подростков – порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.

В старших классах самопознание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне.

Для эмоциональной жизни в данный период характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного, чувства трагического, чувства юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Коренные преобразования происходят в строении мотивационной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

В мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется потребность в принадлежности к какой-нибудь группе.

Существенные преобразования происходят и в характере мотивации учебно-познавательной деятельности подростков.

Ведущим мотивом в средних классах является стремление подростка завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. В старших классах учебно-познавательная деятельность подростков начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений.

Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. Обнаруживаются четко выраженные гендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков.

Другой особенностью мотивационной сферы подростков является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.

Подростковый период очень важен в развитии Я - концепции, в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.

В этот период у молодых людей активно формируются самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я – концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.

Актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.

В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному.

Следует отметить, что ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.

Возрастные физиологические особенности детей. Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Знание возрастных физиологических особенностей необходимо для определения эффективных методов обучения двигательным действиям, для разработки двигательных навыков, развития двигательных качеств, для определения содержания кружковой работы.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 – 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности.

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30 – 45 %.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

Скелет. Опорно-двигательная система человека включает скелет и мышцы, которые в ходе индивидуального развития существенно изменяются. Наиболее сильные изменения претерпевает позвоночный столб.

Примерно к 12 годам форма грудной клетки приближается к взрослым. Окостенение кисти завершается к 11 - 12 годам. Этот факт необходимо учитывать в педагогической практике, так как кисть у детей утомляется значительно быстрее. Сращение тазовых костей начинается с 5 - 6 лет.

Для черепа детей характерно преобладание мозгового отдела над лицевым. В целом, костная система детей характеризуется более высокой эластичностью, подвижностью и ростом, что предполагает более высокую податливость при воздействии внешних факторов, в том числе - физических нагрузок.

Мышечная система. В ходе индивидуального развития (онтогенеза) различные мышечные группы развиваются не одновременно (гетерохронно). Наиболее интенсивно мышечная масса нарастает с началом прямохождения, в 15 лет она составляет примерно 33%, в 18 лет соответствует уровню взрослого.

Прежде всего, развиваются мышечные группы, наиболее необходимые ребенку на данном периоде жизни. Формирование двигательных навыков прямо зависит от развития двигательных качеств. Между этими параметрами существуют сложные прямые и обратные, положительные и отрицательные взаимоотношения.

Формирование двигательных качеств, как и других органов и систем, в онтогенезе происходит неравномерно и гетерохронно. Например, установление выносливости в значительной мере определяется слаженной работой дыхательной, сердечно - сосудистой, двигательной и нервной систем, а развитие силы мышц наиболее тесно связано с ростом костной и мышечной систем, а также с двигательными центрами. Каждому возрасту свойственен определенный уровень развития двигательных качеств. Наивысшие достижения в силе, быстроте и выносливости достигаются в разные сроки.

Наиболее высокий темп развития относительной силы наблюдается от 6 до 11 лет.

Наибольшая эффективность развития скорости одиночных движений установлена в 9 - 13 лет. Значительное увеличение продолжительности работы характерно для возраста от 10 до 14 лет.

Способность к пространственной дифференцировке движений заметно возрастает у детей 5 - 6 лет. Наибольший рост этого двигательного качества наблюдается в 7 - 10 лет, в 10 - 12 лет она стабилизируется.

Под влиянием физических нагрузок все показатели двигательных качеств значительно улучшаются, развиваются раньше и превышают соответствующие показатели в своих возрастных группах.

В упражнениях на выносливость у детей несколько раньше стабилизируются некоторые показатели работоспособности, показатели дыхательной и сердечно - сосудистой систем.

От возраста также зависит утомление. В период утомления двигательные качества у детей угнетаются в большей степени, чем у взрослых. Дети вынуждены прекращать физическую работу при меньших сдвигах гомеостаза. При умеренной аэробной работе в период развивающегося утомления у детей и подростков более выражена дискоординация вегетативных функций.

Возраст влияет и на характер восстановительных процессов после физической нагрузки. После непродолжительных физических нагрузок восстановление работоспособности и вегетативных функций у детей происходит в более короткие сроки. Но при продолжительных, утомительных и продолжающихся нагрузках восстановительные процессы у детей протекают медленнее.

В ходе физической активности у детей физиологические сдвиги, как правило, более выражены. Таким образом, в зависимости от конкретных условий среды процесс развития может быть ускорен или замедлен, а его возрастные периоды наступать раньше или позже и иметь разную продолжительность.

1.2 Значение хореографи и в формировании эстетического, духовно-нравственного развития личности

Рассмотренная нами периодизация психического развития ребенка связана с анализом процесса формирования его деятельности и сознания. Как такая периодизация относится к развитию личности ребенка? При поиске ответа на этот вопрос следует отметить, что в психологии до сих пор отсутствует единый подход к определению сущности понятия личности человека (по этой проблеме ведутся дискуссии). Попытку свести воедино разные подходы к проблеме личности предпринял Б. Ф.Ломов. "Несмотря на различие трактовок личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выявляется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному как динамическая тенденция" (С. Л.Рубинштейн), "смыслообразующий мотив" (А. Н.Леонтьев), "формирующее отношение" (В. Н.Мясищев), "основная жизненная направленность (Б. Г.Ананьев), "динамическая организация сущностных сил человека" (А. С.Прангишвили).[23, 31]

Направленность действительно в определенной степени характеризует общий подход ряда психологов к пониманию личности; при этом следует помнить о том, что направленность связана, прежде всего, с мотивационной сферой человека, о чем в свое время писал С. Л Рубинштейн: "Проблема направленности – это, прежде всего в динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь, определяясь ее целями и задачами".[33,632]

Попытку выявить специфическое содержание личности предпринял А. В.Петровский. Личность, с его точки зрения, выступает как идеальная представленность индивида в других людях, как его "инобытие" в них (и, между прочим, в себе как "другом"), как его персонализация. "Если бы мы сумели зафиксировать существенные изменения, который данный индивид произвел своей реальной предметной деятельностью и общением в других индивидах, и в частности в самом себе как "другом", что формирует в других идеальную его представленность – его "личность", то мы получили бы наиболее полную его характеристику именно как "личности".[31, 234]

Л. И.Божович много лет специально изучавшая процесс формирования личности в детском возрасте, в своих последних работах сформулировала ряд положений, относящихся к тем центральным психологическим образованиям, которые, с ее точки зрения, характеризует личность ребенка от одного года до семнадцати лет. Личностным новообразованием первого года жизни ребенка являются "мотивирующие представления", которые освобождают его от "диктата" внешних воздействий и превращают его в субъекта деятельности. Центральным новообразованием у ребенка трех лет является "система я" и рождаемая его потребность действовать самому. У ребенка семи лет – личностным новообразованием служит сложившаяся у него внутренняя позиция, когда ребенок начинает переживать себя в качестве социального индивида. В подростковом возрасте таким образованием является способность ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, а в юношеском возрасте (15-17 лет) – осознание своего места в будущем, своей "жизненной перспективы".[4,30]

В своих обобщающих работах Л. И.Божович называет "личностными новообразованиями" то, что сама же обозначает как субъект действий и отношений, его осознания себя социальным индивидом, его самосознание, выраженное во "внутренней позиции". Все это реальные психологические новообразования (другое дело, с какими возрастами они соотносятся), однако в действительности они связаны с формированием субъекта деятельности, сознания и самосознания, общественного индивида. "Личностными" же все это Л. И.Божович называет по традиции, идущей в частности еще от Л. С.Выготского, который писал о термине "личность". "То же, что принято обычно называть личностью, является не чем иным, как самосознанием человека, возникающим именно в эту пору: новое поведение человека становится поведением для себя, человек сам, осознает себя как известное единство.[9, 227]

Задача дать определение психологическому понятию "личность" трудна, Что было отмечено еще А. Н.Леонтьевым, который писал: "Серьезные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином "личность".[22,187] Естественно при подобных трудностях возникают причины для использования термина "личность" как расположенного с другими близкими ему терминами: "субъект деятельности", " общественный индивид", "сознание", "самосознание". Все это приводит к мысли о том, что сущность личности человека связана с его творческими возможностями, с его особенностью создать новые формы общественной жизни. Основная потребность человека как личности – потребность создания мира и самого себя. В связи с этим можно сказать, что "личностный уровень психологической организации индивида – это способ совпадения со своим будущим, при помощи творческих действий".[28,51]

Актуальность проблемы формирования духовного облика личности человека непреходяща. По мысли поэта, педагога М. Жумабаева "без духовности, без обогащения внутреннего мира невозможен дальнейший процесс развития человечества".

Явления красоты, возвышенного, прекрасного имеют для каждого человека огромное значение.

Сущность человека едина, целостна, все стороны его жизни – идейно-политическая, нравственная, эстетическая – находятся в органическом единстве и развиваются во взаимосвязи. Единство видов воспитания определяется единством конечной цели каждого из них – формирование всесторонне развитой гармонической личности.

Один из видов воспитания – эстетическое, имеет универсальный характер, т. е. касается всех видов искусства, всех форм человеческой деятельности, отношения к природе, общественным явлениям и к человеку.

В. Н.Шацкая определила предмет эстетического воспитания как, "воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлении искусства".[30,6]

В психологии и педагогике проблема развития имеет центральное значение, она является лейтмотивом всех разделов педагогики – обучения, воспитания, дидактики. Методику " чем выше человек поднимается в своем развитии, чем цивилизованнее становится он, т. е. чем человечнее становится его жизнь, тем больше перевес берут эти частные стремления каждого органа к самостоятельному развитию своих сил и наслаждению своей деятельностью" - писал Н. Г.Чернышевский.[44,367]

Эстетическое воспитание осуществляется при явном преобладании отношения и, следовательно, эмоционального фактора, поэтому так важна его роль в формировании творческой личности.

Работать с детьми – значит ежечасно, ежедневно, из года в год, отдавать ребенку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него личность, развитую всесторонне и гармонично. Так мы понимаем долг каждого, кто посвятил себя работе с детьми. Работа эта включает в себя и образование, и воспитание в семье и школе, и конечно, художественное воспитание ребенка.

Приобщать маленького человека к миру Прекрасного, привить с самых ранних лет хороший вкус, закладывая эти добрые основы, которые помогут ему, вырасти человеком с тонким чувством изящного. Человеком, чья душа открыта навстречу всем проявлениям творческого таланта, - задача чрезвычайно важная, и столь же сложная.

Эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Об эстетики поведения, или культуре поведения много говорил В. А.Сухомлинский: "Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом – утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому". В культуру поведения он включает и культуру общения: так же общение в детском коллективе. "Сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений на эстетическое развитие личности заключается в том, что опыт общения, даже если он не достаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это переживание "себя среди людей", стремление занять желаемое положение среди них, является внутренним стимулом формирования личности. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищенности, как назвал его А. С.Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создает благоприятную атмосферу для развития творческих задатков школьников, обнажает красоту отношений друг к другу. Умение дружить, взаимопомощь, порядочность, верность, доброта, чуткость, являются основой прекрасных эстетических отношений.

Эстетическое развитие личности происходит под воздействием воспитания и является составной частью общего психологического развития, обогащает содержание эстетических качеств личности. Эстетическое воспитание предполагает ориентацию обучения школьников на общечеловеческие ценности через национальную культуру, приобщение их к ценностям национальной культуры.

Хореография, как никакое другое искусство, способна гармоническому развитию ребенка, формирует его художественное "я". Хореография ненавязчиво, мудро воспитывает и образовывает. Она развивает много способностей. Чувство ритма, координацию, пластику, грацию…укрепляет волю. Помогает становиться организованным, целеустремленным человеком, с сильным характером и чувством долга. Способствует физическому развитию организма. Движения, прошедшие длительный отбор временем, безусловно, оказывает положительное воздействие на здоровье детей.

Цель обучения хореографии – эстетическое развитие ребенка, привитие ему эстетического вкуса. Задача педагога – помочь ребенку ощутить свободу, раскованность в движении, дать ему возможность полнее развернуть свою индивидуальность, показать заложенные в нем возможности.

Рассмотрим духовно-нравственное воспитание.

Детство – это пора формирования нравственности. От того насколько успешно в этом возрасте осуществляется весь процесс закладки моральных качеств, зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.

В процессе совместной деятельности и повседневного общения дети приобретают опыт нравственного поведения, активно реализуют в поступках свои моральные убеждения, свои нравственные чувства.

Исследования ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективный характер, у детей возникает чувство товарищества и дружбы.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников заключается в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения.

Н. А.Зотов, рассматривая воспитательные возможности школьников, выводит определенную "доминанту" нравственных качеств, свойственных тому или иному школьному возрасту.

В младшем школьном возрасте формируются отзывчивость сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

В среднем школьном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируется чувства к родному краю.

В старшем школьном возрасте на основе развивающихся нравственных чувств воспитываются чувства собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям.

Нравственное воспитание проникнуто идеями дружбы, мира и сотрудничества между подростками, братской солидарности и взаимоуважения, гуманности. Важным принципом нравственного воспитания является воспитание детей в коллективе. Коллектив является действенным средством воспитания у ребенка чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности и взаимопомощи, т. е. основных принципов взаимоотношений между людьми. Коллектив – это школа формирования общественной направленности личности ребенка. В коллективе ребенок получает возможность проявить свои знания, отношение к окружающим, к деятельности: стремление оказать помощь, добиться результата, позаботиться о сверстниках, проявить доброту, трудолюбие.

Коллективизм – нравственное качество, проявляющееся в чувстве товарищества, принадлежность коллективу, долга перед ним, умение при необходимости подчинять личные интересы в общении с другими людьми, накапливает опыт сотрудничества, сопереживания.

Воспитание школьников в духе дружбы между народами, уважение к людям всех национальностей – одна из задач воспитания подрастающего поколения.

Специфика интернационального воспитания заключается в формировании особого аспекта сознания и поведения человека нового общества, формировании у него определенных принципов, идеалов и убеждений, воплощающихся во всех видах его деятельности и формах общения. Интернациональное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, так же уважением к другим народам. Следует поддерживать и развивать чувства дружелюбия и симпатии у школьников по отношению к детям других национальностей. Выделение этого направления приобретает особую важность потому, что состав коллектива многонационален. Необходимо знакомить детей с трудом, бытом, искусством разных народностей.

Дружеское общение в быту, в труде, в играх являются первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям. Чувства патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это любовь к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста: "Все начинается с детства" - как нельзя больше относится к этому вопросу.

Многие отечественные педагоги, в том числе Н. А.Добролюбов, Д. И.Писарев, трактовали патриотизм как любовь к человечеству. По мнению Н. А.Добролюбова, первоначально патриотизму, как и чувству любви, присущ эгоизм, проявляющийся в стремлении ребенка овладеть чужим благосостоянием и получить при этом удовольствие. Но при нормальном развитии ребенок постепенно осознает, что притеснение чужой личности и присвоение ее собственности превращает его в одинокое существо, назначение которого "поедать все окружающее", а значит, отчуждает его от всех остальных. В связи с этим педагог заключал: "Сознание такого положения тяжело, потому что противно природным инстинктам человека".

Глава 2. Практические исследования методов и приемов хореографи и в формировании и развитии личности

2.1 Роль руководителя в организации учебно-воспитательного процесса

Социокультурная ситуация в Казахстане в начале XXI века сопровождается сменой общественного порядка, остротой политических, социально-экономических и духовно-нравственных проблем. Деформации ценностей, произошедшие в эпоху перестройки в нашей стране, привели к забвению многих ценностей: духовного подвижничества, гуманности, многих добродетелей. Образование утратило свою основную составляющую – деятельность по развитию нравственных ценностей человека. За последние годы государство ориентирует общеобразовательную школу, общество на воспитание подрастающего поколения как приоритетную задачу. Демократическое государство ставит своей задачей создание таких педагогических условий для свободного нравственного поиска и развитие нравственных ценностей, при которых происходит активный поиск гуманистических основ человеческого существования.

В этих условиях остро стоит проблема создания отечественной концепции воспитания.

Отсюда повышается ответственность педагога в выработке новых подходов и приоритетных направлений, принципов и технологий воспитании нравственных ценностей.

Следует отметить, что деятельность общеобразовательных учреждений зависит от творческой деятельности всего педагогического коллектива и активности каждого преподавателя, в том числе и педагогов хореографии. Именно он, являясь проводником высокой культуры, во многом определяет содержание духовой жизни всего школьного коллектива.

Проблемами коллектива занимаются философы, социологи, социальные психологи, педагоги. В развитии педагогической теории коллектива внесли свой вклад П. П.Блонский, Л. С.Выгодский, Н. К.Крупская, П. Н.Лепешинский, В. И.Сорока-Росинский, С. П.Шацкий и другие.

У истоков создания стройной теории личности в коллективе стоит А. С.Макаренко, который считал главным результатом воспитания личности в коллективе ее общественную направленность.

Современные исследователи проблемы коллектива отрабатывают различные подходы к ее изучению. Так Л. С.Новикова исследует наиболее эффективные пути управления детским коллективом как инструментом разностороннего развития личности каждого ребенка. Научное направление, представленное Т. Е.Конниковой, связывает главную функцию коллектива с нравственным развитием школьника. Р. С.Немов, А. Г.Кирпичник придают большое значение систематической оценке деятельности детского коллектива.

Для эффективной работы с детским коллективом требуются определенные профессиональные качества педагога. Наличие профессионально-значимых качеств позволяет педагогу эффективно управлять педагогическим процессом, в нужное время вносить необходимые коррективы, направленные на его совершенствование.

Современные преобразования требуют от педагога готовности к работе в новых условиях, способности адаптироваться к педагогическим инновациям и быстро реагировать на современные и перспективные процессы социального и экономического развития общества. Иными словами возрастает потребность в педагогах высшей квалификации, владеющих высокой культурой, способных организовать учебно-воспитательный процесс на уровне современных требований.

От общей культуры и знаний педагога во многом зависит мировоззрение, моральный и эстетический принципы его учеников: все хорошее, как и все плохое, что есть в преподавателе, переходит к ним. Педагог танца, как и всякий другой воспитатель, обязан служить примером для своих учеников. Он должен понимать, что одна из главных задач в работе с детьми состоит в воспитании достойных граждан нашей страны, для которых устойчивый моральный облик является основой их жизни и деятельности.

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.

Цель воспитания – это то, к чему стремится общество, на достижение чего направляются его усилия.

Долгое время цели воспитания рассматривались с позиции идеала человека, гармонично развитого, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Несомненно, эту позицию надо рассматривать в качестве идеальной цели воспитания. Однако выделение такой цели в качестве единственной приводит к тому, что практический результат воспитательной работы существенно отличается от поставленных целей.

На сегодня ближе то определение цели воспитания, которое предусматривает оказание помощи для достижения собственными силами воспитанника возможного для него совершенства, т. е. стать нравственно развитой и практически деятельной личностью. (К. Смирнов).

Таким образом, формирование личности ребенка осуществляется в условиях педагогического процесса. Для того чтобы правильно организовать педагогический процесс, педагогу необходимо понимание его теоретических основ, видение компонентов этого процесса: целей, задач, содержания, средств, форм, методов. Средства, формы, методы составляют движущий механизм реализации деятельности участников педагогического процесса, за счет чего и происходит формирование личности.

Теоретическая разработка модели педагогического процесса дает возможность определить, как достигается собственно воспитательный результат. В традиционном представлении, особенно в массовой практике, принято считать, что существуют две самостоятельные области деятельности педагога – обучение и воспитание. Попытки рассмотреть возможности обучения в воспитательном плане чаще всего связываются либо с содержанием изучаемого материала, либо с воздействием на формирование у ребенка настойчивости, целеустремленности, ответственности и т. д.

Бесспорно, определенный воспитательный эффект заложен уже в содержании учебных программ. Содержание, в свою очередь, направлено на формирование физических, эстетических, нравственных, трудовых качеств ребенка.

В качестве методов, для эффективности занятий хореографией следует постоянно ориентироваться на основные принципы дидактики (сочетание сознательного и эмоционального, теоретического и практического, последовательности, наглядности, творческого подхода к изучаемому материалу).

"Универсальное искусство обучения всех всему", так трактовал дидактику чешский педагог Я. А.Коменский. Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли и И. Ф.Гербарт, И. Г.Песталоцци, А. Дистерверг, К. Д.Ушинский, Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, В. Лай и др.

Хореография дает широкий простор для использования в процессе занятий всех названных принципов обучения и воспитания, и чем гармоничнее они увязаны в материале и разнообразной деятельности учащихся, тем эффективнее будет результат работы с учащимися.

Сочетание эмоционального и логического является непременным условием ведения уроков, репетиций, постановочной работы. Например, разучивание движений закрепляется легче в том случае, когда они от непроизвольного рефлекса подражания проходят стадии прочувствования и осознания, закрепляясь, таким образом, и в мышечном ощущении ("отпечатываясь" в качестве стереотипа в коре головного мозга). Выученные таким образом движения надолго остаются в памяти и значительно легче поддаются интерпретации в различном танцевальном образе.

В педагогической практике следует шире использовать сочетание обобщенного и единичного, характерного движения, изучения на занятиях той или иной выразительной пластики помогает в создании конкретного образа. Такой прием расширяет представление детей об искусстве танца, о связи условных движений с реальными движениями жизни.

Наглядность - это основа обучения и совершенствования хореографических движений. Активно действующие во время хореографических занятий зрительный, мышечный и слуховой анализаторы помогают ученикам воспринять и запомнить движение, уточнить, исправить его рисунок, мышечно проверить равновесию и силу, распределить во времени.

Большое значение имеет образное слово – метафора, логические объяснения. Показ, аннотация, снова повторный показ с объяснением можно считать основным приемом педагогического процесса в занятиях хореографией.

Чтобы добиться эффективности исполнения движения, необходимо учитывать постепенность восприятия его учениками. Однако многое будет зависеть и от педагога: насколько точно он может показать движение, вычленить в нем главное, заострить внимание на кардинальных пунктах движения и донести их до сознания учащихся. Методика профессиональных учебников, несомненно, должна явиться главным ориентиром для педагогов-хореографов, занимающихся, в хореографических коллективах.

Системность преподавания, при использовании в методике разнообразных форм работы с детьми, является важным компонентом педагогического процесса. Принцип системности реализуется на основных этапах развития умений, знаний и навыков.

Так, на первом уроке ставится задача формирования в учениках основ грамотности, конкретно выражающейся в правильной постановке корпуса, ног, рук, головы, в соблюдении танцевальной осанки в движениях, близких практике детей – шаге, беге, подскоке. Одновременно ставится задача ознакомления учеников с элементами музыкальной азбуки, соотношением движений с ритмом, мелодией и характером музыки. Необходимо практиковать создание определенных образов животных, птиц, что в дальнейшем может развиться в обобщенные понятия мягкости, тяжеловатости, полетности и т. д. На этом же начальном этапе необходимо познакомить ребят с национальной музыкой и танцем в пределах элементарных движений. На последующих этапах занятия сосредоточиваются на осознании уже полученных навыков и ознакомлении с элементами классического, бального и народного танца, с основными правилами и закономерностями данного вида хореографии. Далее происходит последовательное накопление танцевального опыта, приобретение автоматических навыков в таких танцевальных движениях, как переменного шага, ритмизованного шага, припадания, некоторых ключевых дробных движений.

Навык сложных координаций ног, рук, корпуса и головы, которые необходимы для исполнения этих движений, позволяет быстро освоить детям и незнакомые движения народного танца той же степени трудности. Это дает возможность более свободного использования танцевальной лексики для раскрытия содержания танца.

Системность проявляется в методике разучивания движений, элементах соревновательности – какая группа сделает лучше, показать ребят, хорошо освоивших движение, разбудить воображение детей образным показом движения.

Для более старших интерес представляет работа над техникой движений, над определенной сложностью танцевального номера. Примитив же действует расхолаживающе.

Принцип доступности следует понимать в физиологическом и психологическом плане. Существует вопрос о "барьерах" нагрузок, которые вредны детям и подросткам, о последствиях неправильно поставленного корпуса и ног (как опоры), о доступности движений, основанных на тех или иных координациях (однонаправленных, разнонаправленных, симметричных, асимметричных, разноплоскостных и т. д.). Принцип доступности возникает также на основе различия психологии возрастных групп учащихся (репертуар, соответствующий интересам детей).

Доступность предусматривает разучивание упражнений и движений методом фиксации отдельных положений, этапов движения, фаз, которые отрабатываются отдельно.

Метод сравнения и контраста движений, каждое из которых еще яснее подчеркивает характер другого движения (например, фондю – тающего, фраппе – ударяющего). Необходимо использовать метод утрированно-отрицательного показа в контрасте с идеальной формой движения. Помогает восприятию движений и метод физической помощи (подойти и поправить ученика), после чего ученик мышечно проверяет правильное положение.

Для более доступного обучения следует использовать метод целостного упражнения. Здесь нужно пойти от упрощения отдельных частей фаз движения. Эту методику следует применять при новых и быстрых вводах, когда ученику следует иметь главные ориентиры – поворот через правое-левое плечо, повторение движения в новом направлении, прыжок с двух ног на одну, с одной на другую, на двух ногах и т. д. Однако только последовательность обучения приносит должный результат.

Принцип последовательности является одним из основных в хореографической работе. "Только те дети, которые прошли с самого первого шага основы хореографического обучения, воспитания, образования, развиваются правильно, становятся людьми любящими и понимающими хореографическое искусство. Всякий наскок, перепрыгивание через этапы наносит ущерб развитию детей". (Боголюбская М. С.)

Большое значение имеет цель и задачи каждого урока, а также средства их осуществления. Скажем, существует общая цель усвоения навыка выворотности ног, но это не значит, что учащимся надо все время повторять о выворотности. Очень важно сосредоточить внимание на путях приобретения выворотности в каждом отдельном движении, используя знания правил движения учениками в сочетании с раскрытием некоторых простейших законов биомеханики, которые необходимо проверить правильным внутренним мышечным ощущением (развернутого в сторону бедра и коленного сустава, повернутый ан деор пятки ноги, прямого корпуса, подтянутых мыщц живота, активно опущенного плеча опорной ноги). Урок должен содержать закрепление пройденного материала. Эти уроки, как правило, строятся без усложненных комбинаций и ритмического разнообразия, а сосредоточивает внимание учеников на последовательности мышечных ощущений, основанных на правилах; повторение необходимо считать основой, закрепляющей движение. Однако педагогическая практика давно учитывает возможности утомляемости мышечных ощущений, поэтому, повторяя те или иные движения, мы ставим перед учащимися все новые и новые дополнительные задачи.

При освоении нового материала, необходимо опираться на уже закрепленные танцевальные навыки, в противном случае обучение будет сводиться к механическому "натаскиванию" без всякого выхода разучиваемых движений в другие комбинации.

Навык следует считать закрепленным (с учетом требований к определенному этапу), если он не разрушается при изменении движений в темпе и ритме, в перемене направления и интерпретации движения в соответствии с новым содержанием и музыкой.

Говоря о многообразии методов обучения, надо сказать, что выбранные педагогом методы в значительной мере характеризуют учебно-познавательный стиль и дидактическую систему работы педагога, свидетельствуют о его индивидуальности и инновационно-творческом подходе к формированию личности, способной к непрерывному процессу самосовершенствования к активному преобразованию казахстанского общества с гуманистических и демократических позиций.

Хореографический коллектив – одна из распространенных форм обучения и воспитания, специфика работы которого достаточно сложна. Педагог-хореограф должен совместить задачи эстетического обучения и нравственного воспитания детей с балетмейстерской работой и со все возрастающими, часто неумеренными требованиями к выступлению детей на концертах. Работа в хореографическом коллективе имеет свою специфику, с которой не может не столкнуться каждый руководитель творческого коллектива. Это ограниченное время (два раза в неделю), различные способности учащихся, наличие разных возрастов, степень подготовки учащихся, постоянное пополнение и частичный отсев основного состава.

В рамках этих "предлагаемых обстоятельств" необходимо выбрать оптимальный путь для достижения разнообразных сложных задач.

Для этой цели следует сочетать задачи тренировки танцевального аппарата с развитием музыкальных, актерских и творческих способностей.

Использовать дополнительные методы, способствующие наилучшему восприятию движений классического танца, не указанные в профессиональной методике.

Необходимо "сжатие" движений "классической системы", чтобы при применении минимума ее элементов можно было достигнуть максимума грамотности, танцевальности, музыкальности, выразительности. Следует иметь ввиду, что если максимум и минимум усвоения движений зависит от времени занятий ученика в коллективе, то грамотность и прочность опирается на качество приобретенных знаний и навыков.

Несомненна ущербность "скоростного" усвоения элементов классического танца, что часто ведет к танцевальной безграмотности.

При создании репертуара возможно сочетание и окраска классических движений элементами народных, современных танцев, выразительной и изобразительной пластикой.

В постановочной и тренировочной работе следует применять для усиления выразительности упражнения и движения, основанные на пластике.

Таким образом, деятельность педагога рассматривается как процесс решения важных профессиональных задач.

Говоря о личностных качествах педагога, П. Ф.Каптерев отмечал, что "личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения". К этим качествам он относил, прежде всего, профессиональную подготовку и личный учительский талант.

Кроме этого, педагогу необходимы нравственно-волевые качества – беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость, добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинное уважение и любовь к детям, вера их потенциал.

Говоря о сфере межличностных отношений А. С.Макаренко, в свое время сказал, что "дефективность личности связана с дефективностью ее отношений в обществе". Следовательно, основные воспитательные механизмы процесса надо искать в плоскости тех отношений, которые складываются у детей. В педагогическом процессе для учащихся значимы два основных вида отношений: взаимоотношения между педагогом и учениками; взаимоотношения учеников друг с другом. Это два взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга воспитательных механизма.

В младшем школьном возрасте притягательными и значимыми для ребенка оказываются его отношения с педагогом. Преобладающее значение отношения педагога к ученику не случайно: слишком много значит учитель в жизни маленького ученика, слишком велик для него авторитет знаний учителя, его опыта мудрости, слишком зависим, он в своих успехах от того, с каким учителем встретился. Постепенно у ребенка накапливается свой объем знаний, умений, навыков, формируется устойчивый круг общения, снижается значимость отношений с учителем, но не исчезает полностью даже в старших классах.

Как установлено рядом исследователей (А. С.Макаренко, Т. Е.Коннинова, Л. И.Новикова, М. Н.Шульц и др.), в деловом сотрудничестве педагога с учащимися необходимо равновесие между предоставлением самостоятельности детям и тактичной помощью и обучении их способам деятельности. Тогда дети доверяют знаниям, опыту педагога, идут к нему советоваться, так как уверены в безусловном уважении со стороны старшего (даже к их ошибкам и оплошностям!) и умелой тактичной помощи.

Вот это и составляет суть, основу воспитательного влияния взаимоотношений педагога и учащихся, от которых зависит, как будет ребенок, относится к занятиям, к педагогу, его примеру, взглядам, убеждениям, жизненным принципам.

Второй воспитательный механизм педагогического процесса не менее важен. Это взаимоотношения между учащимися. Н. К.Крупская в своих статьях неоднократно высказывала мысль о воспитательной роли отношений в детском коллективе. А. С.Макаренко был более конкретен: "работа педагога должна заключаться в наибольшем приближении к первичному коллективу… его работа должна заключаться в возбуждении требований коллектива к отдельной личности".

Педагог-хореограф должен учитывать существующие в коллективе реальные отношения между воспитанниками. В самих этих отношениях, если даже они складываются, не зависимо от нас, многое может быть с успехом использовано в воспитательном плане. Оптимизация этого процесса связана с совершенствованием содержания и структуры хореографической деятельности детей в коллективе, со специальной организацией их коллективного общения как особого вида деятельности, с целенаправленным воспитанием у ребенка культуры личностного восприятия друг друга, с организацией индивидуальной помощи в процессе обучения, саморегуляции поведения и социально полезного самоутверждения в коллективе.

Сущность воспитательного механизма, связанного с взаимодействием учащихся между собой, состоит в том, что этот механизм, как и первый, возникает и действует только тогда, когда есть деятельность. Коллективная и тщательно организованная деятельность в хореографическом коллективе создает предпосылки для формирования отношений делового сотрудничества и ответственности.

Таким образом, общее между первым и вторым воспитательным механизмами позволяет сделать очень важный вывод. Если для формирования детского коллектива, основного инструмента воспитания, педагог может организовать активное взаимодействие детей с окружающей средой через хореографическую деятельность, то при организации коллективной деятельности ему необходимо профессионально грамотно использовать общение детей между собой.

Процесс включения ученика в систему коллективных отношений, неоднозначный, нередко противоречивый. Дети, будущие члены коллектива отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями и многими другими качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.

Первый год обучения в хореографическом коллективе особенно трудный для ребёнка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

Наблюдения за группами младших школьников показали, что социально-психологическая адаптация происходит по-разному: у значительной части детей (50-60%) - в течение двух-трёх месяцев обучения; другим детям (около 30%) требуется больше времени для привыкания. У благополучно прошедших адаптацию преобладало хорошее настроение, активное отношение к процессу обучения, большое желание посещать занятия, добросовестно выполнять требования педагога. Они постепенно привыкали к коллективу, легко шли на контакт, приобретали друзей, то есть включались в складывающиеся в коллективе межличностные отношения. Это, так называемая, "скрытая программа социализации", благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребёнка, формируется его представление о себе и том, что думают о нём другие.

Вначале дети как будто избегали непосредственных контактов друг с другом, каждый был "сам по себе". Связь между ними происходила с помощью

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Психолого-педагогические особенности детей при обучении основам танцевального искусства в условиях современного образования". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 653

Другие дипломные работы по специальности "Педагогика":

Метод языкового анализа на уроках русского языка

Смотреть работу >>

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Смотреть работу >>

Организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку

Смотреть работу >>

Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

Смотреть работу >>

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей

Смотреть работу >>