Дипломная работа на тему "Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения"

ГлавнаяПедагогика → Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения":


Министерство Образования и науки Российской Федерации

Федеральное Агентство по образованию

ГОУ ВПО «Череповецкий Государственный Университет»

Институт педагогики и психологии

Кафедра Коррекционной педагогики и специальной психологии

Тема: «Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения»

Выпускная квалификационная работа

Череповец

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.

1.1 Понятие просодической стороны речи

1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе

1.3 Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи

2.1 Цель, задачи и организация экспериментального исследования

2.2 Методическое содержание экспериментального исследования

2.3 Результаты экспериментального исследования особенностей просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Заказать дипломную - rosdiplomnaya.com

Актуальный банк готовых успешно сданных дипломных проектов предлагает вам скачать любые проекты по желаемой вами теме. Качественное написание дипломных работ по индивидуальным требованиям в Перми и в других городах России.

Глава 3. Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией.

3.1 Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения

Заключение

Библиография

Введение

Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи, или звуковая ее культура. Основными компонентами произносительной стороны речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем).

Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической абилитации детей с нарушением речи. В связи с этим, становится актуальной проблема реабилитации и адаптации таких детей в современном обществе. Особую роль в процессе общения лиц с нарушениями речи играют невербальные средства общения. Ограничение вербальных возможностей приводит к компенсаторно-большему использованию невербальных средств для достижения ребенком коммуникативной цели. В литературе (Е. С.Алмазова, В. А. Артемов[2], Е. А.Брызгунова[7], Н. И.Жинкин[13], А. Р. Лурия, О. С. Орлова и др.) [31] неоднократно подчеркивается значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки высказывания. Мелодико-интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным. В логопедии развитию интонационной стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, чем формированию речевых звуков. Между тем особенности развития интонации при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения. Большинство проблем, с которыми сталкиваются дети в процессе общения, возникает в контексте резко выраженных трудностей реализации ритмико-интонационного оформления высказываний. Это обусловлено тем, что нарушение просодической организации речевого потока оказывает негативное влияние, как на развитие устной разговорной речи, так и на усвоение письма и чтения. Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка. У детей с речевой патологией данная проблема приобретает особую актуальность, т. к. кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодия несет еще и компенсаторную нагрузку.

Исследование проводилось на базе МДОУ № 12 «Ромашка» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата г. Вологда с детьми старшего дошкольного возраста.

Таким образом, целью нашего исследования является выявление особенностей просодической стороны речи и разработка методических рекомендаций по формированию просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи.

Объектом исследования являются особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.

Предметом исследования являются методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что у детей с нарушением речи при патологии опорно-двигательного аппарата, имеет место ряд особенностей просодической стороны речи: темпо-ритмическая организация речи, трудности изменения голоса по высоте, расстройства паузации и т. п.; а также предположение о том, что использование ряда упражнений, направленных на развитие компонентов просодики, будет способствовать совершенствованию речевых навыков у детей и окажет положительное влияние на формирование просодической стороны речи.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и коррекции просодической стороны речи.

2.Выявить особенности просодической стороны речи у детей в онтогенезе.

3.Выявить особенности просодической стороны речи у детей с нарушениями движений. Дать характеристику детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Дать анализ речевых нарушений у детей с НОДА.

4.Провести экспериментальное исследование по выявлению особенностей просодической стороны речи у детей с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения.

5.Проанализировать результаты теоретического и экспериментального исследования.

6. Разработать методические рекомендации по преодолению просодических нарушений у детей дошкольного возраста.

Глава 1. Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения

1.1 Понятие просодической стороны речи

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь – развивается постепенно. Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи, или звуковая ее культура. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, т. к. именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения.

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи. Основными компонентами произносительной стороны речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем).

Воспитание звуковой культуры речи – многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения. Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку четкой дикции.

Важным качеством детской речи является выразительность. « Вы разительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», - писал Н. С. Рождественский.[24]

Формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности. Это умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании.

В связи с воспитанием звуковой культуры речи следует говорить о фонетико-интонационном аспекте выразительности. Интонационно-звуковая выразительность важна для связной речи. От того, как ребенок владеет произношением звуков, и какие просодические единицы использует, будет зависеть стиль его связной речи. Выразительная речь зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр – сами по себе, вне языка ничего не обозначают, не кодируют действительность, но без них не может существовать речь: из звуков речи составляются морфемы, из звуков речи и просодем составляются слова, просодемы придают соединению слов смысл предложения. Следовательно, звуки речи и просодемы – «строительный материал» устной речи.

Звуковые единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл.

Другие звуковые единицы, просодемы, - надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов.

Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с ее содержательной стороной, большое значение для восприятия ее слушателем имеет просодическая сторона речи. Просодия, по мнению Н. И.Жинкина[13], является наивысшим уровнем развития языка. Просодическое оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает совокупность целого ряда показателей, таких как психофизиологические, ситуационные, потребностно-мотивационные и экстралингвистические. Этот комплекс в конечном итоге и определяет акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом. По классификации В. А.Лабунской[31], просодика является одним из видов невербальных средств общения. А. М.Антипова[31] считает, что невербальные средства являются мощными факторами, которые помогают коммуникации и выполняют все функции вербальных средств и выделяет следующие функции невербальных средств коммуникации:

- структурирования текста;

- усиление значений вербального текста;

- усиление ритма речи;

- передача основных коммуникативных значений: вопросительности, утвердительности, императивности, восклицательности.

Особую роль играют невербальные средства в процессе общения лиц с нарушением речи.

Основной составляющей просодии является интонация. Вопросами изучения русской интонации занимались как языковеды, так и психологи. Следует отметить работы Гвоздева А. Н., Жинкина Н. И. [10]. По мнению Жинкина Н. И., просодия является наивысшим уровнем развития языка. Нарушение же просодической организации речевого потока оказывает негативное влияние, как на развитие устной речи, так и на усвоение письма и чтения. Она играет большую роль в речи. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она усиливает значение слова. Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Она представляет собой одну из важнейших сторон устной речи. Под интонацией понимают одно из основных фонетических средств оформления высказывания как совокупность просодических компонентов, участвующих в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения. Все эти компоненты – звуковая оболочка речи и звучания, материальное воплощение содержания, смысла речи. Они взаимосвязаны и реально существуют в единстве.

Исследования последних лет показывают, что замысел говорящего отражается не только на выборе соответствующих лексико-грамматических и синтаксических конструкций. Но он является основополагающим фактором интонационного членения. В силу этого интонационное членение нельзя считать результатом только голосовых модуляций, которые отражают смысловую структуру высказывания. Интонационное членение тесно связано с ритмом моторной реализации высказывания. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов. Значительно сниженная интонационная выразительность может затруднить восприятие, что влияет на понимание смысла воспринимаемой речи.

Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Все эти компоненты участвуют в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения. Некоторые просодемы довольно легко охарактеризовать.

Акустическими коррелятами интонационных характеристик являются изменения интенсивности и частоты основного тона голоса, а также длительности отдельных фонетических элементов. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа. Можно показать просодему – различие высоты тона звука. Для этого нужно просто сопоставить интонации двух однословных предложений – повествовательного и вопросительного: «Да?» - «Да». В вопросительном предложении гласный ударного слога звучит на более высокой ноте, чем тот же гласный в повествовательном предложении. Просодему силы голоса можно определить как «громко», «тише», «тихо». Движение голоса по звукам разной высоты составляет мелодику речи.

Дополнительной артикуляционно-акустической окраской голоса является тембр («цвет голоса»). Слово тембр употребляется в двух значениях:

1. Окраска голоса чтеца, сопровождающая его речь независимо от его желания. Своеобразие индивидуальной окраске голоса придают и физические данные (сопрано, альт, тенор, бас), и психические особенности каждого человека (доброта, озлобленность и т. д.) Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр голоса является таким же индивидуальным, как отпечатки пальцев.

2. В теории выразительного чтения слово тембр употребляют в значении «окраска, преднамеренно придаваемая чтецом своему голосу для выражения различных чувств». Просодема тембра голоса (в значении «эмоциональная выразительность» - выражение голосом радости, горя, ликования и т. д.) не поддается описанию. Способность чтеца модулировать свой голос по тембру – значимое качество, и развитие этого качества путем упражнений способствует совершенствованию культуры речи.

Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между собой темпо-ритмической организацией речевого потока.

Темп речи принято определять как скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи может также определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту. В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся. Стабильный темп речи может реализоваться только на коротких отрезках сообщения.

Темп речи зависит от того, быстро или медленно мы проговариваем ударные слоги в словах, входящих в предложение (безударные слоги в русском языке всегда проговариваются очень быстро независимо от темпа всей речи). Речь детей, страдающих скороговоркой, легко нормализуется, если их научат протягивать ударные слоги в словах.

Темп речи взрослого человека может убыстряться и замедляться в соответствии со смыслом и стилистическими задачами.

Размеренный темп речи характеризует интонацию перечисления. Изменение темпа речи, наблюдаемое на протяжении одного предложения, в некоторых случаях имеет грамматическое значение: убыстренным темпом произносят вводные слова. Например, слушая предложения: « Он может быть в саду. » и «Он, может быть, в саду», мы понимаем, что в первом случае может быть – сказуемое, а во втором – вводное слово. Смысл подчеркивается разницей в темпе речи, которым произносится может быть. Но чаще темп речи указывает на эмоциональное состояние говорящего: его напряженность, увлеченность излагаемыми событиями (быстрый или постепенно убыстряющийся темп речи), намерение растолковать что-либо слушающему, сосредоточить его внимание на том, о чем идет речь (замедленный темп). Живая речь непременно должна быть разнообразна по темпу. Ничто так не обесцвечивает ее, как однообразие темпа. Различают быстрый темп речи и медленный, плавный и прерывистый. Для быстрой речи характерно редуцирование гласных «скрадывание», пропуск некоторых звуков. Особенности медленной речи заключаются в том, что слова выступают в полных формах. Темп в речи выполняет не только самостоятельную функцию, но главным образом служит усилителем выразительности остальных элементов интонации.

Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин - как ускорение, так и замедление – мешают восприятию смысловой стороны высказывания. Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи – ритма.

Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Нормальный ритм является следствием правильного соотношения основных процессов в коре головного мозга – возбуждения и торможения. В речи он выражается в относительном сохранении единства и соблюдении правильного словесного ударения, которое в основном организует ритмическую структуру речи. Ритм речи чрезвычайно сложен. Нарушение его затрудняет, искажает речь. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его «скелет», что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи.

Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

В настоящее время можно говорить о таких понятиях, как темпо-ритмо-интонационное членение речи, которое возникает не в результате звуковой аранжировки, готовой лексико-синтаксической структуры высказывания, а в процессе текущего формирования мысли и ее вербализации. Темпо-ритмо-интонационное членение пронизывает все фазы построения высказывания, начиная от намерения говорящего и включая лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание).

В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма, т. е. отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Она имеет физиологическую целостность и отграниченность и выступает как ритмический период устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией. В прозе синтагма в среднем включает 2-4 слова, а в стихе – 2-3 слова. Она произносится на одном речевом выдохе и представляет единый артикуляционный комплекс.

Синтагму, произносимую на одном речевом выдохе, без пауз в процессе беспрерывной артикуляции, можно связывать с понятием плавности речи. Другими словами, плавная речь характеризуется единым артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом выдохе. В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

Речевой поток разделяют паузы. Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. При этом акустическим коррелятом паузы является падение интенсивности голоса до нуля, а физиологическим – перерыв в работе артикуляционных органов. Самые короткие паузы связаны с особенностями произношения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед «взрывом». В среднем они длятся 0, 1 сек. В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых «дыхательных пауз». Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, т. к. членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек. В контекстной устной речи, в отличие от чтения, паузы встречаются не только на границах синтагм, но и внутри них. Их продолжительность очень вариативна. Эти паузы получили название пауз хезитации. Существует несколько гипотез относительно пауз хезитации. Считается, что эти паузы характеризуют период напряженной умственной деятельности, связанной с решением мыслительной задачи («что сказать?»), а также с осуществлением планирования высказывания на лексико-грамматическом уровне, т. е. длительность пауз отражает мыслительную активность говорящего в процессе внутреннеречевого планирования высказывания.

Умение правильно интонировать предложение связано с умением пользоваться паузами. Пауза обязательна между предложениями. Часто она нужна и внутри фразы. Пауза служит, во-первых, для отделения одной синтаксической единицы от другой, во-вторых, для выражения особенностей связи между ними. Паузой можно по-разному разделить предложение на словосочетания. Например: «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать». Умение правильно членить фразу на такты способствует понятности речи, ее смысловой прозрачности. Пауза употребляется также для передачи различных эмоциональных состояний говорящего. По длительности паузы различны. Короткие паузы отделяют в предложении фразы. Средние по длительности паузы отделяют предложения и носят название логических пауз. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность, стройность. Иногда длительная пауза перерастает в психологическую («красноречивое молчание»). Пауза любой длительности и значения органически входит в ритмическую структуру речи. Речь занимает какое-то время. Мы произносим звуки разнообразной длительности. Звуки соединяются в слова, слоги, т. е. в ритмические группы. Одни группы требуют краткого, отрывистого, другие растянутого, плавного произношения. Одни притягивают ударения. Другие произносятся без ударения. Между словами и сочетаниями слов делаются остановки – паузы, тоже разные по времени. Все это вместе составляет темп и ритм речи – движение речи, скорость протекания ее во времени.

Все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека.

Представляется важным также изучение особенностей восприятия и элементарного осознания детьми логического ударения во фразе, предложении. Ударение – это выделение теми или иными фонетическими средствами одного из слогов в составе слова или целого сочетания. Средства эти усиление голоса, повышение тона в сочетании с увеличением длительности, силы голоса, громкости. Ударение в слове относится к числу надлинейных явлений звуковой стороны слова. Русское словесное ударение отличается большей длительностью произношения гласной в ударном слоге. Ударный слог произносится и с большей силой сравнительно с безударным. Существуют еще фразовое и логическое ударения.

Логическое ударение – это выделение слова наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Формирование осознания логического ударения является необходимым для эффективного воспитания звуковой культуры речи, для развития интонационной стороны речи. Для литературных норм русского языка характерно, что логическое ударение падает на слово (или слова) в конце предложения. Для разговорной речи характерно иное. Как отмечают языковеды, в этой речи все важное, новое интонационно выносится как можно ближе к началу предложения. Ясно, что обстоятельная работа над логическим ударением – задача школьного обучения. Однако, формирование первоначальных представлений о логическом ударении, о его роли в построении смысла высказывания должно быть также заботой и исследователей в области методики развития речи дошкольников. Логическое ударение (актуальное членение предложения) показывают детям на фоне законченных интонаций и тренируют навык выполнения незаконченных интонаций (смысловых отрезков распространенного предложения).

Членение текста на интонационно-смысловые отрезки (фразы) помогает осмыслению предложения, уточнению его содержания. В любом отрезке одно из слов фразы слегка выдвигается вперед: голос на ударном слоге усиливается. Обычно при произнесении последнего слова фразы. Это и есть фразовое ударение.

Перечисленные элементы интонации (просодемы) дети учатся вычленять из цельной интонации предложения и выполняют их также не изолированно, а в предложении. Само предложение (законченность мысли) дети учатся понимать по интонации. Различают интонацию законченности и незаконченности. Дети усваивают две интонации законченности: повествовательную и вопросительную.

Незаконченных интонаций шесть:

1.Интонация перечисления (« И к царевне наливное, молодое, золотое прямо яблоко летит ») Чтобы выполнить эту интонацию, надо уметь ставить логическое ударение.

2.Интонация противопоставления («В третий раз закинул он невод, - пришел невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой – золотою».)

3.Интонация звательности (« Чего тебе надобно, старче?»)

4 .Интонация предупреждения, или интонация двоеточия («…Не губи ты нашу душу: выплесни ты нас на сушу!»)

5.Интонация вводности (« Вот пошел он к синему морю (помутилось синее море), стал он кликать золотую рыбку…»)

6.Интонация обособления («Но царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась – и расцвела, белолица, черноброва, нраву кроткого такого»).

Все описанные фонетические и фонологические средства русского языка используются в связной речи одновременно. От того, как ребенок произнесет звуки речи (с энергичной, четкой артикуляцией или вяло, невнятно), какие из возможных просодем выберет (тихо – громко, быстро – медленно, изобразит тембром голоса добрые чувства или враждебные), будет зависеть стиль его связной речи, ее эмоциональная окраска.

Законченная интонация оформляет предложение, т. е. законченную мысль. В основе законченной интонации лежит мелодия – восходящее движение тона к ударному слогу того слова, на которое падает логическое ударение, и нисходящее к концу предложения. В русском языке существуют две основные законченные интонации: повествовательная и вопросительная. Они различаются тем, насколько высоким тоном произносится «пик» предложения – ударный слог слова с логическим ударением. В повествовательном предложении на «пик» приходится менее высокая нота, чем в вопросительном.

В русской речи различают шесть основных видов незаконченной интонации. Ниже даны краткие описания этих интонаций.

Интонация перечисления. Смысловые отрезки с интонацией перечисления имеют место в простых предложениях с однородными членами, в сложносочиненных и некоторых видах бессоюзных предложений. Интонация перечисления – это такая интонация, при которой после каждого однородного члена делается пауза и на каждое из них ставится логическое ударение.

Интонация вводности. С интонацией вводности произносятся вводные слова и предложения, в некоторых случаях – обращения. Эта интонация характеризуется тем, что вводное слово (предложение) произносится убыстренным по сравнению с членами предложения темпом, без логического ударения, не выделяется паузами.

Интонация обращения. Может быть двух типов. Обращение, стоящее в середине и конце предложения, может произноситься пониженным тоном, убыстренным темпом по сравнению с другими членами предложения, без логического ударения. Обращение, стоящее в начале, редко в конце предложения, может произноситься с усиленным логическим ударением и глубокой паузой, отделяющей его от членов предложения, - такая интонация называется звательной.

Интонация обособления состоит в том, что обособленные члены предложения отделяются от основной части предложения паузами (первая пауза меньше второй) и имеют собственное логическое ударение, на которое приходится повышение тона голоса.

Предупредительная интонация (или интонация двоеточия) состоит в том, что фраза делится на две части. Первая часть произносится сравнительно низким тоном почти на одной ноте, после чего делается глубокая пауза. Произнесение второй части начинается более высоким тоном, мелодика предложения соответствует его синтаксической конструкции. С интонацией предупреждения произносятся такие синтаксические конструкции:

- сложное бессоюзное предложение, части которого находятся в отношениях причинных и пояснительных;

- предложения с однородными членами, которым предшествует обобщающее слово;

- предложения с прямой речью, в которых слова автора предшествуют прямой речи.

Интонация противопоставления. Эта интонация характерна:

- для бессоюзных сложных предложений со смысловыми отношениями: противительными, условными, временными;

- для сложносочиненного предложения с противительными союзами и союзом и со значением внезапности действия;

- для простого предложения с пропущенным членом;

- для предложения с составным именным сказуемым, в котором пропущена глагольная связка.

На письме интонация противопоставления обозначается тире. Ее приметы:

- деление фразы на две части, между которыми очень продолжительная пауза (задержка течения речи) ;

- резкое повышение тона на конце первой части фразы перед паузой;

- вторая часть фразы тоже начинается с высокой ноты, тон постепенно понижается к концу.

Правильное восприятие и воспроизведение речи обеспечивается, прежде всего, за счет развития физического слуха, речевого слуха, а также слухового внимания.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Четкое и правильное произношение возможно благодаря нормальному функционированию физического и речевого слуха, полноценному строению, слаженной работе артикуляционного и голосового аппаратов, а также речевого дыхания.

Физический слух – это способность слышать окружающие звуки.

Речевой слух – это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи. Хорошо развитый речевой слух – необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты:

- фонематический слух,

- звуковысотный слух,

- восприятие темпа речи и голоса,

- ритмический слух.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, интонацию.

Звуковысотный слух – способность воспринимать и различать изменения голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи.

Восприятие темпа речи и громкости голоса – способность на слух воспринимать скорость и громкость речевого высказывания.

Ритмический слух – способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, определять место ударения в нем.

Сформированность компонентов речевого слуха находится в тесном единстве с развитием слухового внимания, т. е. способности дифференцировать на слух звучание различных слов, определять место и направление звука. Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, направляя волевые усилия на отдельные ее стороны: громкость, скорость, правильность.

Воспроизведение речи невозможно без правильного речевого дыхания. Речевое дыхание – это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата, предохраняет его от переутомления, способствуя сохранению плавности речи, правильному использованию интонационных средств выразительности, соблюдению пауз и т. д. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной нарушения плавности речи, ослабления громкости голоса, в некоторых случаях ускорения темпа речи, неправильного использования интонационных средств выразительности, нечеткого произношения слов.

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков и владение средствами речевой выразительности для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Вывод

Просодия, является наивысшим уровнем развития языка. Просодика является одним из видов невербальных средств общения. Основной составляющей просодии является интонация. Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:

- мелодику – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;

- темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;

- ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих из качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);

- фразовое и логическое ударения – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;

- тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса), – звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т. д.);

- пауза – временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей;

- сила голоса – смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.

При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, но может изменяться и смысл высказывания.

Восприятию интонации способствует хорошо развитый речевой слух. Развитие речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление и т. д.), интонационную выразительность.

Интонационной выразительности, сохранению плавности речи, поддержанию соответствующей громкости речи, четкому соблюдению пауз способствует правильное речевое дыхание.

У нормально развивающихся детей не наблюдается резких нарушений просодической стороны речи. Несмотря на относительную легкость восприятия и воспроизведения просодики у дошкольника, все же у него наблюдаются и его несовершенства, как результат недостаточного развития центральной нервной системы.

1.2 Овладение просодической стороной речи в онтогенезе

Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для формирования речи и всех ее компонентов.

Устная речь предполагает наличие голоса, и уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Крик является первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию, которая в дальнейшем оформляется как сигнал недовольства. Ко 2-3-му месяцу жизни крик ребенка значительно обогащается интонационно. Интонационное обогащение крика свидетельствует о том, что у ребенка начала формироваться функция общения.

К 2-3-м месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции – гуление. В период гуления, помимо сигналов неудовольствия, выраженных криком, появляется интонация, сигнализирующая о состоянии благополучия ребенка, которая время от времени начинает носить выражение радости. Если в моменты эмоционального общения ребенка со взрослым мимика и интонация последнего радостны, то дети отчетливо повторяют мимические движения (эхопраксия) и подражают голосовым реакциям (эхолалия).

Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка – лепет. В этот период лепетных звуков появляется признак локализованности и структурация слога. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги. Постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования. Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с ритмическими движениями ребенка.

В лепет понемногу начинают проникать слова, интонации, и ритм речи взрослых, не выходя, однако, из рамок эхолалии.

Со второго полугодия первого года жизни возникает общение на основе понимания ребенком интонации голоса, мимики, жестов, движений и действий взрослого. В попытках вербальной коммуникации дети в 10-12 месяцев жизни уже воспроизводят наиболее типичные характеристики ритма родного языка. Временная организация таких доречевых вокализаций содержит элементы, аналогичные ритмическому структурированию речи взрослых.

Этап первичного усвоения языка охватывает период от 9 до 18 месяцев. На этом этапе совершенствуется слуховое восприятие, появляются первые элементы восприятия ритма. Большую роль в целях коммуникации на этом этапе играют мимика, жест и особенно интонация; начинает развиваться интонация просьбы.

Нельзя не отметить, что в начальный период развития речи интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова получают семантическую смысловую нагрузку. При этом дитя еще не улавливает звукового состава слова, а охватывает его звуковой рисунок, интонацию, ритм, как более простые элементы слова.

Речевой слух начинает развиваться рано. В 5-6 месяцев ребенок реагирует на интонации, несколько позднее – на ритм речи.

Первые слова появляются к концу первого года жизни. Раннее восприятие ребенком слов осуществляется на основе ритмико-мелодической структуры. Н. Х. Швачкин (38) отмечал, что в начальный период развития речи «интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова получают … смысловую нагрузку». Фонематический состав слова не воспринимается. Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Даже когда произносится всего лишь слог или одно слово, тон, голос, интонация заменяют другие части предложения.

Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи вообще. Особенно доступна им выразительность интонации. Еще не понимая ни одного слова, ребенок безошибочно различает в речи взрослого интонации ласки, одобрения, порицания, гнева.

Опыт свидетельствует, что дети без усилий усваивают все просодемы. Особенно легко им даются модуляции тембра голоса (вспомним, что они еще в младенческом возрасте различают в интонациях голоса взрослого ласку, угрозу, и т. д.) Многие дети перенимают просодемы почти без обучения. Может быть, поэтому и не ставился вопрос о методических средствах обучения дошкольников элементам интонации. В науке о языке наименее изучен вопрос об интонации различных типов предложения и, следовательно, о просодемах, об участии их в модулировании артикуляционных органов.

По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими.

Артикуляторная программа в онтогенезе формируется таким образом, что безударные слоги в процессе устной речи подвергаются компрессии, т. е. длительность произнесения безударных гласных значительно редуцируется. Ритмической структурой слова ребенок овладевает постепенно. В дошкольном возрасте ребенок плохо управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту. Только к концу четвертого года жизни появляется шепотная речь.

Дети младшего возраста говорят медленно, потому что им трудно справиться с выговариванием звукосочетаний и слов. Темп речи вначале медленный, а затем ускоряется по мере овладения беглой речью, особенно же при эмоциональных состояниях. Чаще, чем у взрослых, у маленьких детей существует тенденция более короткие слова произносить медленнее и наоборот, особенно в эмоциональной речи.

В этом возрасте дети искажают слоговой состав слова. При синтезе слова решающую роль играет сила слогов, как звуковых раздражителей. Ребенок, подражая услышанному слову, улавливает и сам произносит вначале только первый или только ударный слог. Неударный же слог, особенно предударный, часто сильно искажается или совсем опускается. Нередко все слово заменяется одним из его слогов, независимо от их количества, затем присоединяется к нему второй по силе слог, часто - последний, и, наконец, вводится в слово более слабый слог. Таким образом, физиологический закон силы звуковых раздражителей определяет первоначальный ритм детской речи – преобладание хорея (установлено Швачкиным[49]) Для сохранения правильной структуры слова важен неторопливый темп речи, плавность выговаривания.

У детей дошкольного возраста наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения. Но степень развития слухового сосредоточения у детей старшего возраста достаточна, чтобы привить им чуткость к слоговой структуре слова, сформировать навыки в правильной постановке ударения в слове.

По мере развития навыков владения артикуляционным аппаратом создаются предпосылки для формирования естественного темпа речи. У нормально развивающихся детей не наблюдается резких нарушений в ритме речи. Несмотря на относительную легкость восприятия и воспроизведения ритма речи у дошкольника, все же у него наблюдаются и его несовершенства как результат недостаточного развития центральной нервной системы. Иногда неправильный ритм речи возникает в результате подражаниям окружающим. Ребенок говорит то быстро, то резко замедляет темп речи даже в пределах одной фразы, даже слова; пропускает, недоговаривает из-за этого слоги в слове, слова во фразе, меняет ударения. Это «своеобразие» ритма с возрастом обычно исчезает.

В период становления монологической речи характерно появление пауз хезитации. Пауза хезитации отражает мыслительную активность говорящего, связанную с поиском адекватной лексемы или грамматической конструкции. Помимо пауз, появляются повторения слогов, слов или словосочетаний – физиологические итерации.

Этот период сопровождается определенными особенностями речевого дыхания. В возрасте 3-х лет механизм речевого дыхания находится в фазе начального становления. В этом возрасте ребенок может произносить отдельные слова и фразы в любую фазу дыхания, как во время вдоха, так и во время выдоха, а также в период паузы между ними. Это может внешне выражаться в «захлебывании» речью. В5-6 лет в норме формируется контекстная речь, т. е. самостоятельное порождение текста. В это время можно наблюдать «сбои» речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания.

При слушании дети воспроизводят во внутренней речи не только слова, фразы и предложения, но и интонацию во всех ее компонентах, в том числе мелодику.

Дети усваивают интонационные рисунки предложений различных конструкций только по подражанию. Разумеется, детям не нужно объяснять особенности просодем, составляющих ту или иную законченную интонацию. Им просто предлагают послушать эту интонацию и запомнить. Дети усваивают ее бессознательно, вместе с лексическим и грамматическим содержанием образцов. Усвоив образец, они перенесут его интонацию на любое предложение той же конструкции. В разных возрастных группах работа по усвоению законченной интонации усложняется: в средней группе дети работают над произнесением простых предложений, сначала менее, а потом более распространенных. В возрасте шести лет переходят к усвоению повествовательных и вопросительных интонаций сложных предложений.

Повествовательной интонацией дети овладевают спонтанно, без специального обучения. Еще не умея произносить отдельные слова, малыш «умеет произносить» повествовательное предложение, т. е. его интонацию. Это происходит к концу второго – началу третьего года жизни. К этому же времени ребенок начинает задавать вопросы: « что это?», «кто это?». Значит и вопросительная интонация доступна детям третьего года жизни. Но для полного ее усвоения детей надо тренировать в модуляции тона по высоте тона.

Интонационная сторона речи, как составная часть звуковой культуры речи, формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

В начальный период формирования речи развитие основных компонентов речевого слуха идет неравномерно. Так, на первых этапах речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несет звуковысотный слух. Дети умеют узнавать изменения голоса:

-по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи (плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый);

- тембру (отличают по голосу мать и других близких);

-правильно воспринимают ритмический рисунок слова, т. е. его акцентно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога) в единстве с темпом речи.

В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование фонематического слуха, т. е. способности четко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.

Интонационно невыразительная речь может быть следствием сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неправильного речевого воспитания, различных нарушений речи (например, дизартрии, ринолалии и др.)

Вывод: Раннее восприятие ребенком слов осуществляется на основе ритмико-мелодической структуры. В начальный период развития речи «интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова получают … смысловую нагрузку». Фонематический состав слова не воспринимается. Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Даже когда произносится всего лишь слог или одно слово, тон, голос, интонация заменяют другие части предложения.

У детей дошкольного возраста наблюдаются следующие закономерности развития просодической стороны речи:

- Ритмической структурой слова ребенок овладевает постепенно.

- В дошкольном возрасте ребенок плохо управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту.

- Темп речи вначале медленный, а затем ускоряется по мере овладения беглой речью.

- В этом возрасте дети искажают слоговой состав слова.

- У детей дошкольного возраста наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения.

- Дети усваивают интонационные рисунки предложений различных конструкций только по подражанию.

Интонационная сторона речи, как составная часть звуковой культуры речи, формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Дети умеют узнавать изменения голоса: по высоте, тембру, правильно воспринимают ритмический рисунок слова в единстве с темпом речи.

Многие дети перенимают просодемы почти без обучения. В науке о языке наименее изучен вопрос об интонации различных типов предложения и, следовательно, о просодемах, об участии их в модулировании артикуляционных органов.

У нормально развивающихся детей не наблюдается резких нарушений просодической стороны речи. Несмотря на относительную легкость восприятия и воспроизведения просодики у дошкольника, все же у него наблюдаются и его несовершенства, как результат недостаточного развития центральной нервной системы.

В патологических случаях изложенные закономерности нарушаются.

1.3 Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии

Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической абилитации детей с нарушением речи. В связи с этим, становится актуальной проблема реабилитации и адаптации таких детей в современном обществе. Сформированность коммуникативной деятельности дошкольников с указанной патологией является показателем успешности проводимых мероприятий. Многие авторы (Э. С. Калижнюк, А. В. Кроткова[17], И. Ю.Левченко и др.) [31] указывали на важность усвоения коммуникативных умений для развития личности, овладения им нормами социального поведения и формирования его эмоционально-волевых процессов. Особую роль в процессе общения лиц с нарушениями речи играют невербальные средства общения. В. А. Ковшиков, исследуя речевую коммуникацию детей с нарушением речи, замечает, что, пытаясь компенсировать дефицит вербального языка, дети широко используют для построения текста другие формы языка, а именно: звуковую имитацию, звуки-псевдослова, интонацию, указательные, изобразительные, символические жесты, а также и другие виды жестов – эмоциональные, ритмические, жесты – призывы.

Таким образом, ограничение вербальных возможностей приводит к компенсанаторно большему использованию невербальных средств для достижения ребенком коммуникативной цели. А. М.Антипова [22] считает, что невербальные средства являются мощными факторами, которые помогают коммуникации и выполняют все функции вербальных средств. В литературе (Е. С.Алмазова, В. А. Артемов, Е. А.Брызгунова, Н. И.Жинкин, А. Р. Лурия, О. С. Орлова и др.) [31] неоднократно подчеркивается значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки высказывания. Мелодико-интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным.

Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка. У детей с речевой патологией данный вопрос приобретает особую актуальность, т. к. кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции интонация несет еще и компенсаторную нагрузку.

В последние годы в логопедической практике обнаруживается интерес к использованию так называемых невербальных средств общения или форм коммуникации. В отечественной логопедии основное внимание традиционно уделялось формированию и развитию обычной, преимущественно устной, экспрессивной речи улиц с разной речевой патологией. О развитии неартикулируемых средств общения говорилось либо как о негативном явлении в контексте псевдокомпенсации, либо как о вспомогательном компоненте речевого общения. Особую роль играют невербальные средства в процессе общения лиц с нарушением речи.

Неартикулируемые средства общения в логопедии можно рассматривать в импрессивном и экспрессивном плане как:

- традиционные средства первичной коммуникации, предшествующие формированию языковых средств общения и являются необходимой базой для их развития;

- традиционные дополнительные средства коммуникации, усиливающие эффект произносимой речи;

- традиционные или нетрадиционные основные средства коммуникации, полностью или частично замещающие произносимую речь;

Одним из неартикулируемых средств общения является интонационная сторона речи. В логопедии развитию интонационной стороны речи пока уделено значительно меньше внимания, нежели формированию речевых звуков. Между тем особенности развития интонации при патологии речи необходимо изучать, так как она не только теснейшим образом связана со всеми со всеми компонентами языка, но и является существенным, относительно независимым элементом речевого поведения.

Исследования по изучению особенностей просодической стороны речи проводились в МДОУ №12 компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Основные направления работы МДОУ №12:

- охрана, укрепление физического и психического здоровья детей;

- предельно возможное восстановление нарушенных функций опорно - двигательного аппарата;

- создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

- формирование общих способностей и целостной личности каждого ребенка.

Дошкольное учреждение посещают дети с 1.5 до 7 лет со следующими диагнозами:

- деформация позвоночника и шеи,

- сколиозы 1 и 2 степени,

- кривошея,

- травма позвоночника,

- деформация нижних конечностей,

- врожденный вывих тазобедренных суставов,

- дисплазия,

- косолапость,

- приведенные, уплощенные плоско - вальгусные стопы,

- детский церебральный паралич.

Целью воспитания и образования в ДОУ компенсирующего вида является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

Работа по реабилитации, воспитанию и обучению в ДОУ является комплексной и основывается на знании лечебной педагогики.

Лечебная педагогика – это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение, лечение и коррекцию различных отклонений в развитии, нервно-психических и соматических нарушений.

Дошкольное учреждение является одновременно лечебным и воспитательно-образовательным, где отработан медико-педагогический процесс, согласованность действий медицинского и педагогического персонала, отлажено выполнение ортопедического режима. Под ортопедическим режимом подразумевается комплекс мероприятий реабилитационно-восстановительного лечения, который включает в себя:

- организацию общего и индивидуального режима,

- полноценное питание,

- медикаментозное лечение, лечебную гимнастику,

- лечебное плавание,

- массаж, физиотерапию,

- ортопедические мероприятия,

- стимуляцию двигательного, психического и речевого развития.

Дети, имеющие функциональные нарушения костно-мышечной системы, нуждаются в строгой индивидуализации режима, физических нагрузок и двигательной активности. От организации правильного индивидуального ортопедического режима зависит успех всей лечебно – педагогической, коррекционной работы, обеспечивающей оптимальное физическое, психическое и речевое развитие ребенка.

Дети, страдающие заболеваниями опорно – двигательного аппарата, как правило, имеют ограничения в выполнении определенных движений. Кроме основного – ортопедического диагноза, некоторые дети имеют и сопутствующие заболевания, что оказывает влияние на индивидуальное развитие ребенка. Но, несмотря на наличие специфических трудностей развития детей с различными ортопедическими диагнозами и осложняющими заболеваниями, у них выявляются и некоторые общие проблемы нервно- психического развития, в том числе речевые нарушения.

Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической абилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Двигательные нарушения органического характера, такие как ДЦП, парезы, ограничивают движения детей, а зачастую лишают возможности самостоятельно передвигаться без поддержки взрослого. Ограничение движений, поля зрения обедняет восприятие окружающего, приводит к недостаточности произвольного внимания, всех психических процессов, познавательной деятельности, нарушение речи, в том числе и нарушение интонационной стороны речи. В отечественной литературе вопрос взаимодействия двигательной и речевой функции хотя и имеет большое значение, но в настоящее время детально не изучен и научно не подтвержден.

Т. о., при детском церебральном параличе начальный этап речевого развития задержан. У ребенка с трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим действием. Задерживается развитие восприятия и воспроизведения ритма. Не развивается интонационная сторона речи.

Двигательные нарушения функционального характера, такие как осанки, сколиозы, деформации стоп не мешают свободному передвижению детей, но имеют определенные ограничения различных видов движений для каждого вида заболевания. Многие дети моторно неловки, плохо ориентируются в пространстве, для них характерна быстрая утомляемость. Несмотря на наличие специфических трудностей развития и обучения детей с разными диагнозами, у них выявляются и некоторые общие трудности и закономерности нарушенного нервно-психического развития. Это, прежде всего, низкая умственная работоспособность, недостаточность моторных функций, отставание в развитии пространственных представлений. Кроме двигательных, у детей наблюдаются и речевые нарушения.

Актуальным становится вопрос: «Существует ли прямая зависимость между развитием двигательной и речевой функциями?». Отечественная литература (авторы М. М.Кольцова, М. Н.Руднева, Л. В.Фомина[51]) указывает на то, «что процесс формирования моторной речи зависит от участия двигательной сферы в целом, тем более, что невропатология располагает обширным фактическим материалом, показывающим связь функции речи и двигательного анализатора». Вопрос взаимодействия двигательной и речевой функции хотя и имеет большое значение, но в настоящее время детально не изучен. Можно предположить, что речевая патология у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата выступает как вторичное нарушение.

В исследованиях Л. В.Фоминой и М. М.Кольцовой[51] найдены средства стимуляции развития речи детей и сделан вывод, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, а вот с уровнем развития общей моторики он совпадает не всегда.

Однако, практика показывает, что у детей, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата, и, как следствие, ограничения двигательной функции, уровень речевых нарушений очень высокий.

По средним статистическим данным МДОУ №12 за период с 2000 – 2005 г. г., из общего количества детей раннего возраста, поступающих в ДОУ компенсирующего вида, около 85% имеют задержку речевого развития. На момент начала работы с логопедом (3-5 лет) – 99% детей имеют нарушения звукопроизношения. При обследовании речи у детей с нарушением ОДА в МДОУ №12 выявлены следующие нарушения речи: ФФН, ОНР, дизартрия, моторная алалия, заикание.

Особо следует выделить группу детей с ДЦП и связанные с этим заболеванием нарушения речи. Английский специалист Виола Кардвел [30] отмечает, что у 73% детей с ДЦП речевые расстройства возникают вследствие нарушений слуха, зрения, движений, интеллекта и ограничения речевой практики.

У дошкольников с церебральным параличом могут встречаться любые нарушения речи, известные в логопедии. Формы речевых нарушений у детей с церебральным параличом многообразны. Целесообразно выделить следующие формы речевых нарушений у этих детей: дизартрия, алалия, вторичная задержка речевого развития – нарушение темпа развития речи в связи с тяжелой двигательной недостаточностью; общее недоразвитие речи; заикание; нарушения письменной речи. Речевые нарушения у детей с церебральным параличом редко встречаются в изолированном виде. Например, наиболее частая форма речевой патологии – дизартрия может сочетаться с любой из представленных выше форм речевой патологии. В то же время есть ряд речевых расстройств, которые также как и ДЦП, обусловлены органическим поражением центральной нервной системы и поэтому встречается особенно часто у этой категории детей. К таким нарушениям речи относятся дизартрия и алалия, которые представлены разными формами и выражены по-разному. Для дошкольников с ДЦП характерно отставание в развитии всех компонентов языка. Отмечается, что выраженные нарушения звукопроизношения, малый словарный запас ограничивают устную речевую практику детей, препятствуют развитию наблюдений над различными явлениями языка и в итоге неблагоприятно сказываются на развитии всех сторон речи, в том числе и интонационной выразительности. Е. М.Мастюкова, М. В.Ипполитова [20] отмечают, что одной из характерных особенностей устной речи детей сДЦП является недоразвитие ее интонационной стороны. Их речь мало выразительна, монотонна. Интонации удивления, восклицания, вопросов, спокойного повествования выражены слабо.

Исследователи речи у детей с ДЦП (Е. Н.Винарская, Е. М.Мастюкова, [24,25], И. И.Панченко, Л. А.Данилова, О. В.Правдина)[31] выявили следующие особенности интонационной стороны речи. Нарушение корковой регуляции голосовой функции проявляется в недостаточной модулированности голоса, сужении его диапазона. Наблюдается громкое начало речевого потока в связи с усиленным выдохом, затухание голоса, связанное с ослаблением воздушной струи, наличие хлюпающих призвуков и носовой оттенок голоса. У детей с дизартрией при церебральном параличе нарушаются уже базовые компоненты речевой коммуникации: такие как дыхание, голос, интонация. Это препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности (Е. Ф.Архипова, Е. Н.Винарская, Е. М.Мастюкова[24,25], И. И.Панченко, О. Г.Приходько, К. А.Семенова, Г. В.Чиркина, М. Б.Эйдинова и др.).[31]

В настоящее время, в научно - методической литературе имеются лишь единичные исследования состояния дыхания и голоса при дизартрии и влияния их нарушения на развитие коммуникативной деятельности у дошкольников с церебральным параличом. Однако работа в этом направлении ведется.

В. Т. Сорокина в своем исследовании поставила следующую цель: выявить особенности мелодико-интонационной стороны речи как операционно-технического средства коммуникации у дошкольников с церебральным параличом. По данным исследования, большинство детей (77-93%), адекватно воспринимали мелодику интонации, но испытывали трудности при ее воспроизведении. Для остальных (6-7%) адекватное понимание интонационных конструкций и правильное их повторение было недоступно.

У детей

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 910

Другие дипломные работы по специальности "Педагогика":

Метод языкового анализа на уроках русского языка

Смотреть работу >>

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Смотреть работу >>

Организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку

Смотреть работу >>

Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

Смотреть работу >>

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей

Смотреть работу >>