Дипломная работа на тему "Особенности педагогических условий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста"

ГлавнаяПедагогика → Особенности педагогических условий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Особенности педагогических условий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста":


Содержание

Введение

Глава 1. Особенности педагогических условий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Художественно-эстетическая творческая деятельность

1.2 Формирование технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

1.3 Условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Вывод по главе I

Глава II Подготовка воспитателя к руководству изобразительной деятельностью

2.1 Изучение искусства и практическая подготовка воспитателя

2.2 Повышение художественных знаний и практических умений

Вывод по главе II

Заказать написание дипломной - rosdiplomnaya.com

Актуальный банк готовых успешно сданных дипломных работ предлагает вам скачать любые проекты по необходимой вам теме. Правильное написание дипломных проектов по индивидуальным требованиям в Казани и в других городах России.

Глава III Экспериментальное исследование педагогических условий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

3.1 Методы диагностики по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

3.2 Методика проведения занятий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе эксперимента

3.3 Методы диагностики по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента

Выводы по главе III

Заключение

Список литературы

Введение

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

Тема «Педагогические условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста» является актуальной, так как в процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.

Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик — стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т. д. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще недостаточно для создания изображения. Знакомство с предметом, который будет затем изображен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Например, внимательно рассмотрев березку, толщину ствола, направление веток, цвет того и другого, следует вновь подчеркнуть ее стройность, тонкость ветвей, их плавный изгиб. При этом снова возникает эстетическое чувство.

Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать их красоту, использовать образное сравнение.

Развитие эстетических чувств. При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у детей дошкольного возраста легко возникает волнение, в котором в неосознанном, зачаточном виде проявляется и эстетическое чувство. Малышей волнует яркий цвет, блестящая поверхность; старших привлекает повторность элементов, симметрия в расположении частей, конструктивная стройность предмета, выразительность силуэта. Эстетические чувства у детей с возрастом становятся более глубокими и осознанными. По мере развития и обогащения представлений дети воспринимают уже более сложные свойства явлений: разнообразие форм, богатство цветов, цветовых сочетаний.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составные элементы. Так, можно выделить чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний: яркие звезды на темном небе, золотисто-желтые цветы одуванчиков в зелени травы, темное пальто и яркая (или светлая) шапочка. Чувство ритма возникает в том случае, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей, например ветвей дерева, комнатных растений. Эстетическое чувство может быть вызвано цельностью, гармоничностью формы предмета, например глиняных и керамических изделий. Чувство пропорции, конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек.

В эстетическом чувстве одна из его сторон — чувство цвета или формы — может быть наиболее ярко выраженной. Развитие этих чувств непосредственно связано с тонкостью ощущений (цветовых, пространственных, двигательных). Чем тоньше дети различают цвета и оттенки цвета, тем более глубоко они могут испытывать радость от восприятия красивых цветосочетаний. Развитие чувства цвета, формы на занятиях возможно лишь при хорошем знании детьми цветов и форм предметов и явлений.

Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о произведениях искусства).

Однако не только интерес к содержанию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять работу лучше, стремиться достигнуть выразительности образа. Большое значение имеет и воспитание у них желания сделать работу понятной и интересной для других. А возникает оно уже на четвертом году жизни. Дети испытывают удовлетворение от того, что их работа понравилась, что товарищи выразили свое одобрение, отметили ее. Но положительную оценку педагог дает по заслугам, т. е. за действительно хорошее качество, выразительность, красоту. Конечно, при этом не следует забывать о возможностях возраста.

Воспитание у детей стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы доставить радость другим,— задача педагога. Воспитатель должен руководить всеми процессами детской художественной деятельности, связанными с созданием выразительного образа: от эстетического восприятия самого предмета, формирования представлений о его свойствах и общем облике до воплощения замысла в рисунке, лепке, аппликации и пр.

Технологическая направленность различных сфер деятельности человека, введение в стандарт образования образовательной области «Технология» явились причиной пересмотра традиционных подходов к трудовому обучению и воспитанию детей разного возраста.

Важнейшими проблемами технологического образования являются: проблема управления познавательной деятельностью обучающихся, содержание и средства формирования технологических знаний и умений.

Вопросы становления и развития системы технологического образования рассматривали П. Р. Атутов, А. В. Бердышев, М. Б. Павлова, Д Питт, В. А.Поляков, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др. Проблеме совершенствования дошкольного трудового обучения и воспитания посвящены исследования Р. С. Буре, М. В. Крулехт, В. И. Логиновой, Н. М.Конышевой, В. И. Романиной, Д. В. Сергеевой. Отдельные вопросы организации трудового обучения и воспитания в разных видах детской деятельности дошкольников рассматривали А. Р. Лурия, Г. П. Калинина, Г. С. Коротаева, Л. А. Парамонова, О. А. Сафонова, М. Н.Силаева, Н. Ф. Тарловская, Л. А. Топоркова, Л. И. Цеханская и др.

Управление развитием познавательной деятельности детей с помощью моделей изучали П. Я.Гальперин, Н. Ф. Талызина, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер. Анализ практических и умственных действий, осуществляемых в характерных для дошкольников видах деятельности, позволил авторам сделать вывод, что наглядное моделирование дает возможность осуществить переход от процессов с внешними вещественными предметами к процессам, протекающим в умственном плане.

Цель: Изучить педагогические условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Объект: условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Предмет: педагогические условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Гипотеза: уровень развития технических навыков и умений зависит от условий их формирования.

Задачи:

1.Рассмотреть особенности педагогических условий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

2.Раскрыть основы подготовки воспитателя к руководству изобразительной деятельностью

3.Подобрать методы диагностики по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста на

4. Провести экспериментальное исследование педагогических условий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста, проанализировать полученные результаты и сделать выводы

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные имеют отношение к успешному обучению детей старшего дошкольного возраста и вносят определенный вклад в изучение закономерностей формирования технических навыков и умений старших дошкольников, что способствует более эффективному развитию художественно-эстетических навыков и умений.

Практическая значимость: результаты данного исследования могут оказать помощь педагогам в организации учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, имеющей своей целью благоприятные условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста.

Глава 1. Особенности педагогических условий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

1.1Художественно-эстетическая творческая деятельность

Определим два компонента педагогической модели формирования и развития художественно-эстетической потребности, художественно-эстетического сознания, обосновав их необходимость — расширение знаний о специфике, структуре искусства и способах построения художественного образа и формирование способности восприятия художественного образа искусства на основе развития эмоционального мира и сенсорной культуры ребенка.

Необходимо отметить, что художественные знания и опыт эмоционального восприятия могут закрепляться и развиваться, пройдя процесс становления, только в деятельности, не существуют вне деятельности, а реализуются, формируются и актуализируются только в ней и через нее. «Именно потребление создает потребность и это означает, что вне деятельности, деятельностного общения с искусством никакая художественная потребность сформироваться не может».

Опыты психологов показывают, что «точно и аккуратно воспринимаются прежде всего те особенности предмета, которые включаются в структуру деятельности». Анализ массового опыта работы показывает, что в настоящее время деятельность идет рядом с обучением, чего оказывается явно недостаточно для решения задачи формирования и развития духовного мира личности [9, c. 292].

Возникает мысль о необходимости построения всего учебно-воспитательного процесса на принципе сквозной художественно-творческой деятельности, когда обучение ведется на основе деятельности самих детей и через нее (в ней), когда не система занятий по искусству и деятельность, а система занятий по искусству в деятельности. Ведь только в самостоятельной деятельности личность ребенка может развиваться эффективно и адекватно. В самом общем виде деятельность трактуется как «активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности». Как специфический человеческий способ отношения к миру, деятельность представляет собой процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу (в том числе и свою собственную), делая тем самым себя деятельностным субъектом.

Деятельность понимается при этом как динамическая система взаимодействий с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта c предметной действительности. Философы выделяют несколько способов отношения человека к миру: теоретический, практически-духовный, оценочное отношение человека к действительности [32, c. 81-82]. И все эти виды деятельности должны находиться в поле зрения педагога в процессе формирования личности дошкольника вообще, его духовного мира и художественных потребностей в частности. Эти виды деятельности выражаются в общении с произведениями искусства и приобретении знаний об искусстве, в формировании в процессе общения с искусством способности адекватного видения художественного образа как основы художественно-оценочного отношения к искусству и вовлечении в активную художественно-творческую деятельность. Человек овладевает при помощи действия определенными предметами внешнего мира, чтобы удовлетворить свои потребности. Предметы его потребностей — это необходимые для проявления и утверждения его сущностных сил предметы. Поэтому весь процесс удовлетворения потребностей есть практическое отношение между субъектом и объектом, суть которого состоит в присвоении первым второго. Посредством деятельности (через нее и в ней) формируется и сама художественная потребность, которая, в свою очередь, стимулирует следующий, более высокий этап деятельности (новые потребности). Поэтому значение деятельности в развитии личности переоценить невозможно.

Пути решения проблемы развития личности, намеченные П. П. Блонским, Л. С. Выготским, развернул и углубил А. Н. Леонтьев, который писал, что «в изучении развития психики ребенка следует исходить из развития его деятельности, так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни...» [14, c. 55]. Деятельность ребенка — одно из необходимых условий усвоения и освоения окружающего мира и самого себя (себя в нем), так как только в активной деятельности можно познать себя и свои внутренние силы (что я могу? что я умею? зачем я? и т. д.).

Элементы художественно-эстетической деятельности, где главный — гармонизация мира — присутствуют в любом материальном и духовном производстве. Исторически они оформились в особую форму сознания - искусство, являющимся наиболее концентрированным выражением художественно-эстетического отношения человека к миру и самому себе. В художественной деятельности преобладает, как замечает А. И. Буров, эмоционально-образное начало, а ее функция состоит в формировании отношения человека к действительности с точки зрения норм красоты (совершенство, гармония) и художественно-эстетического идеала как видения и переживания дисгармонии сущего и должного (как в окружающем мире, так и в себе самом) и стремления к преодолению этого разрыва [41, c. 35]. Опираясь на работы П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин пришел к выводу о существовании двух групп ведущей деятельности, поочередно доминирующих в процессе онтогенеза [25, c. 17-18].

1 группа — виды деятельности в системе «ребенок — общественный взрослый (в подростковом возрасте — сверстник)», в которых происходит «интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми».

2 группа — виды деятельности в системе «ребенок — общественный предмет», внутри которых происходит усвоение способов действий с предметами.

Преобладание ведущей деятельности 1 типа создает основу для преимущественного развития на данном этапе мотивационно-потребностной сферы личности, а в художественно-эстетическом плане — для развития художественных действий, компонентов, ориентации, интересов, направленности, потребностей. В следующем периоде при доминанте видов деятельности 2 группы и на их основе «осуществляется формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционально-технических возможностей», т. е. идет накопление и развитие специфических способностей, становление художественно-эстетического сознания (восприятия, ощущения, чувства, вкусы, идеалы, ценности). При организации деятельности необходимо учитывать два типа зависимостей, о которых говорит А. И. Буров [42, c. 50]:

•  зависимость общего развития личности от социальной позиции ребенка;

•  зависимость художественно-эстетического развития личности от воздействия ведущей деятельности в ходе онтогенеза.

Если деятельность — ведущий фактор развития и саморазвития личности, то педагогическая задача заключается в:

•  создании необходимых условий для деятельности детей в обозначенной проблематике с учетом ведущей деятельности и зависимостей;

•  обеспечении разнообразной художественно-творческой деятельности (как субъективации, так и объективации) как основы для художественно-эстетического развития личности и ее художественного сознания.

При этом будем учитывать следующее. В социологии управления выделяют 2 основных способа воздействия на личность: прямой (манипуляторский) и косвенный (воздействие через создание некоторых новых связей личности со средой, за счет изменения среды). В массовой практике детских садов, школ, как показывает анализ их деятельности, доминирует именно первый способ воздействия на личность — прямое воздействие: сделайте..., нарисуйте..., откройте..., приготовьте..., и т. д., тогда как именно второй способ — косвенный — вынуждает личность саму формировать в себе некоторые функциональные органы для восстановления прежних обменных связей со средой. И поскольку первый способ несколько прямолинеен и не свободен от диктата воспитателя, педагога (а мы знаем, что все навязываемое, привносимое со стороны — не мое, вызывает естественное сопротивление), оптимальным может считаться только второй путь: весь процесс взаимодействия с личностью вообще, воспитания художественных потребностей тем более необходимо строить на основе активной самостоятельной художественно-творческой деятельности самих детей, идя от их интересов, желаний, возможностей, потребностей... Следовательно, идеальная педагогическая модель воспитания художественной потребности в процессе художественно-эстетического воспитания — сквозная художественно-творческая деятельность детей, в процессе которой можно решать поставленные задачи: формирование и развитие эмоционального мира детей, развивать их сенсорную культуру на основе знаний о специфике искусства, обогащать опыт отношений, развивать навыки и способности деятельности и общения с миром художественной культуры.

С этой точки зрения под художественно-творческой деятельностью мы понимаем процесс активного взаимодействия детей с искусством, миром художественных ценностей на основе самостоятельного общения с ним в ходе решения художественно-творческих задач различного характера [40, c. 50-53].

Деятельность создает потребность, в деятельности потребность закрепляется и вызывает к жизни новые потребности. А потребность, в свою очередь, порождает способности, «обслуживающие» эту деятельность, следовательно, чем шире и разнообразнее деятельность, тем шире и разнообразнее способности личности. Поэтому именно в организации сквозной художественно-творческой деятельности можно эффективно решать обозначенные задачи художественно-эстетического развития детей. Именно самостоятельная деятельность, связанная с искусством, деятельность творческого характера (самостоятельный поиск на занятии, выступление, участие в оформлении, сочинительство и т. д.) позволяет активно формировать и развивать художественно-творческие потребности. При этом художественно-творческая деятельность должна быть организована именно на принципе ее сквозного характера и постепенного повышения уровня ее самостоятельности (от возраста к возрасту) и осуществляться на базе общения (активного общения) с искусством в атмосфере поиска, создания атмосферы совместных переживаний, общей радости. Здесь наиболее продуктивная форма общения — диалоговая, ибо деятельность человека всегда включена в общение, которое «создает» и «составляет специфическое условие жизни человека в обществе»,8 и, главное, потому, что общение — это познание себя через другого. С другой стороны, наблюдения за детьми (в процессе их совместного общения по поводу искусства) показывают динамику развития художественно-эстетической потребности (при внимательном наблюдении) и общего духовного развития личности: совместные общения, обсуждения, переживания обогащают детей, процесс развития их способностей и возможностей протекает более эффективно и убыстренно, активно формируется художественное сознание и отношение к искусству как к духовной ценности, быстро приобретаются навыки анализа художественного образа, происходит корректировка личностных установок и идеалов и т. д.

В развитии личности решающими являются следующие факторы [14, c. 22]:

-   деятельность;

-   психическое развитие;

-   интеллектуальное развитие;

-   социальное развитие (в основе — общение);

-   духовное развитие (как расширение «Я»-концепции и не только).

Личность формируется в деятельности и вне деятельности нет никакого развития. Это исходная посылка. В деятельности, как педагогически моделируемой, так и самостоятельной, личность реализует себя, развиваясь целостно, в единстве интеллектуального, эмоционального, психологического, социального и духовного (причем духовный параметр — системообразующий). Целостность человека, как отмечается в литературе, — это прежде всего взаимосогласованность его жизненных проявлений, естественность сочетания социальных качеств, соответствующих прогрессу. Отечественная психология выдвинула ведущий тезис о единстве сознания и деятельности. Формируясь в деятельности, сознание в деятельности, поступках, поведении и проявляется (С. Л. Рубинштейн). С. Л. Рубинштейн утверждал, что фундаментальное значение для человека имеет сознание не только как знание, но и как отношение. Познание и отношение находятся в единстве: отношение всегда базируется на познании, а познание не существует вне отношения. Отношение же формируется в деятельности. Интересно замечание, что когда в отражении реальной действительности преобладает познавательное начало, мы имеем дело с научно-творческой деятельность; когда преобладает отношение — мы имеем художественно-эстетическую деятельность. Наша задача — формирование именно художественно-творческой деятельности, художественно-эстетического сознания и отношения, таким образом, в основе педагогической работы на основе искусства лежит формирование отношения к искусству как к духовной ценности [19, c. 75-78].

Человек — целостная структура, очень сложная, самодостаточная, способная к саморазвитию; целостность человека означает, что личность одновременно и осмысливает воспринимаемый материал, и чувствует его, и вырабатывает к нему личностное отношение, «пробуя» себя в нем. Об интеграции в развитии сущностных сил личности писал в своих лекциях по психологии Л. С. Выготский, подчеркивая осмысленность наших восприятий, целостность восприятия, связь воображения с сознанием, мышлением, чувствами, волей. Л. С. Выготский говорит и о своеобразном отношении между процессом эмоций и процессом мышления, в результате которого создается особый сплав, который он называет мечтательной формой воображения. Этот сплав эмоций, мышления, сознания и воли ведет личность к художественному переживанию, к катарсису. Идея развития всех высших функций — восприятия, памяти, мышления, эмоции, воображения, воли — сочеталась у Л. С. Выготского с идеей, согласно которой взаимоотношения каждой из функций не остаются постоянными, но непрерывно меняются, образуя подвижные и изменчивые межфункциональные структуры, системы, т. е. целостность. Это показывает, что личность развивается комплексно, целостно, в связях и взаимосвязях всех ее психических структур, интегративно, а эффективно и адекватно это может происходить лишь в самостоятельной (т. е. собственной, идущей от личности) творческой деятельности, ведущей личность по пути духовного становления... [32, c. 128-130]

Это принципиальные посылки, которые должны лежать в основе поиска путей художественно-эстетического воспитания детей, воспитания художественных потребностей и построения педагогической модели их развития. Поэтому процесс художественно-эстетического воспитания и воспитания художественно-эстетической потребности представляется нам при его организации сочетанием трех взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообусловленных условий (компонентов):

•  расширение художественно-теоретических знаний в области искусства со стороны его структуры, специфики (языка) и художественного образа;

•  развитие способности адекватного восприятия художественного образа;

•  организация художественно-творческой деятельности, построенной на принципах ее сквозного характера и постепенного повышения уровня ее самостоятельности.

При этом художественно-творческая деятельность — доминирующая в педагогической воспитательной системе. Выпадение какого-либо звена ведет к издержкам в педагогике потребностей, не развивает художественно-эстетическое сознание, не формирует личностного отношения к искусству как к духовной ценности, не закрепляется в сознании и практике ребенка. Разрыв в связях приводит к неполному, искаженному восприятию художественного произведения и эстетических явлений, протекает аномально, что находит выражение в видении чисто формальной, внешней, эмоциональной стороны художественного образа, художественного произведения и т. д. В то же время социально-психологические исследования показывают, что «эмоциональный фактор вне контекста теоретического и сенсорного компонентов остается на уровне житейских эмоций, обеспечивая лишь изображение, фабулу и событийное содержание изображаемых эпизодов, лишая тем самым отношение к произведению художественной специфики» (Е. П. Крупник). Следовательно, только в гармонизации этих трех компонентов — педагогическое условие повышения эффективности процесса художественно-эстетического воспитания и педагогики художественно-эстетический потребности; опора на эти три компонента — залог успешной работы.

Итак, основываясь на положениях, что:

—художественно-эстетическая потребность, как всякая духовная потребность представляет собой отражение и отношение субъекта к объекту, являясь высшей из всех человеческих потребностей и способствующей духовному формированию и развитию личности, гармонизации ее внутреннего мира и осознанию мира внешнего и своего «Я» в нем;

—личностную основу художественно-эстетической потребности составляют, интересы, знания и способности личности к общению с искусством и умение мобилизовать и интегрировать их для творческого решения задач в процессе активной художественно-творческой деятельности;

—основными параметрами, характеризующими художественную потребность, являются запас и объем художественно-теоретических сведений об искусстве со стороны его специфики и художественного образа, творческая активность, ценностные ориентации, осознание своих потребностей;

—современная наука показывает, что структура психики соответствует структуре деятельности человека, модель которой может быть представлена состоящей из двух элементов:

—деятельность субъекта, направленная вовне: познание; оценка; труд; общение;

—деятельность субъекта, направленная вовнутрь: самопознание; самосознание; самооценка; самоактуализация; самообщение (Я—Я) [7, c. 94-96]

И эти планы, деятельности взаимосвязаны: действуя, человек не только разворачивает свои сущностные силы, но и строит, обогащает, развивает их, осознает их. Иначе говоря, все перемены в структуре человеческой психики определяются переменами в структуре его деятельности, поэтому вне деятельности никакое воспитание и развитие неосуществимо, и наоборот, чем разнообразнее, насыщеннее и самостоятельнее деятельность школьника, тем адекватнее и эффективнее осуществляются процессы становления человека и его личности, успешное художественно-эстетическое воспитание и педагогика художественно-эстетических потребностей возможна при таком построении педагогического процесса их формирования и развития, которое основано на:

—включении ребенка в активную художественно-творческую деятельность на основе принципа сквозного характера этой деятельности и принципа постепенного повышения уровня самостоятельности в ней; обеспечении внутреннего настроя личности через создание атмосферы общей радости, совместных переживаний в процессе общения с искусством;

—формировании способности адекватного восприятия художественного образа на основе развития эмоционального мира и сенсорной культуры детей и формировании отношения к искусству как к духовной ценности;

—изучении специфики и структуры искусства (языка искусства) и проникновение в особенности и способы создания его художественных образов в процессе организованного коллективного общения с ним и в процессе индивидуального общения; при этом в основу организации
художественно-эстетической педагогической работы должен быть положен принцип комплексирования искусств [20, c. 83-85].

Комплексное использование выделенных психолого-педагогических условий способствует, как показывает опыт, повышению эффективности художественно-эстетического воспитания и педагогики художественно-эстетических художественных потребностей детей, а значит, их целостному духовному развитию.

1.2 Формирование технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.

Лепка. В лепке следует развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, получать поделки разнообразной формы.

Дети постепенно учатся отщипывать маленькие комочки глины от большого, скатывать их прямыми движениями (палочки, цилиндры и т. п.), кругообразными (шарики, ягодки, мячи и т. д.). Их учат различным приемам лепки: сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения, лепить по частям и из целого куска, использовать стеки. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предмета (выпуклости, углубления).

Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет создавать разнообразные предметы, изображать несложные сценки из жизни, из сказок [39, c.88-90].

Рисование. Прежде всего необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелок в руке. Сами они этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображения.

Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами: между большим и средним, придерживая сверху указательным (рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш, кисть или мелок и т. п.), рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных, энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и всего изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести ее как всем ворсом, так и концом его для получения широких и тонких линий.

Дошкольники учатся правильно закрашивать изображения (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую — с просветами). Дети приобретают умение регулировать длину штрихов, линий, что необходимо для изображения предметов, их частей и фактуры.

Они осваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цвета, использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разную технику (простой карандаш и краски — гуашь, акварель; цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т. п.).

В старшей группе впервые вводится рисование акварельными красками, закрепляются способы работы гуашью. Дети знакомятся также со способами рисования цветными восковыми мелками, простым и графитным карандашами; учатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, фигуры овальной формы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка. Отрабатываются легкое, без излишнего напряжения движение карандашом и кистью, умеренный нажим на бумагу карандашом и регуляция нажима для получения оттенков цветов, рисование концом кисти тонких линий, более широких полос боковой стороной ворса; вырабатывается умение произвольно изменять силу нажима на карандаш для получения цвета разной интенсивности.

Дети овладевают ритмом движения при повторности однородных действий (равномерное поднимание и опускание руки при рисовании волнистой линии, дуг, обрамляющих круги или овалы, при нанесении мазков, точек); учатся сохранять равномерность движения по размаху, нажиму и направлению штрихов при закрашивании частей рисунка.

Дети учатся пользоваться палитрой (это могут быть крышка металлической коробки, кусок пластического стекла, маленькое блюдце). На палитре краску разводят водой, чтобы получить светлый тон, или смешивают с другой. Так получают цвет или оттенок того или иного цвета. Если акварелью рисуют большие плоскости, то покрывают их жидкой, краской светлого тона сверху вниз. Как только краска просохнет, поверх нее рисуют более темными и яркими тонами.

Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет свободно реализовывать творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки [29, c. 75-76].

Аппликация. Детей младшего возраста учат наклеивать готовые геометрические фигуры и изображения на бумагу. При этом показывают приемы намазывания их клеем, наложения на бумагу. Наклеиваемое изображение плотно прижимается салфеткой.

Начиная с 4—4,5 лет дети учатся правильно держать ножницы и резать ими бумагу. В процессе работы участвуют обе руки: левая держит и поворачивает листок бумаги правая действует ножницами.

Воспитанники овладевают следующими приемами: резание бумаги по прямой, наискось; закругление углов; вырезывание округлых предметов, одинаковых изображений и частей из бумаги, сложенной вдвое; силуэтное вырезывание на глаз и др. Дошкольники должны создавать аппликации и предметные, сюжетные и декоративные композиции.

Прочное овладение техническими навыками и умениями требует длительных и систематических упражнений. Хорошее владение техникой изображения делает процесс создания рисунка, лепки, аппликации свободным и приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности и развивает творческие возможности.

Упражнения в технике изображения проводятся не изолированно, а в процессе решения изобразительных задач на каждом занятии с детьми, не мешая творческой работе, а помогая и способствуя ей [5, c. 92-95].

Определение уровня усвоения программы. Воспитателю очень важно знать, как дети усваивают определенные программой воспитания и обучения знания, навыки и умения. Ответ он получит с помощью анализа каждого занятия, отмечая, кто хорошо справляется с заданием, какие трудности испытывают некоторые дети, какая помощь им потребуется, кто не справляется с работой. Для того чтобы провести такой анализ, воспитатель внимательно следит за работой детей на занятии, а затем просматривает готовые изображения. Записи после каждого занятия помогут проанализировать результаты по кварталам, а затем и за год.

По окончании квартала сравниваются программа, дневниковые записи и работы детей.

Критерий усвоения детьми знаний, навыков и умений — выполнение ими требований программы по разным направлениям: скажем, овладели ли дети приемами изображения предмета — передачей формы в рисунке, лепке, аппликации; научились ли рисовать предметы прямоугольной формы, четко передавать углы; кому это еще не удается или удается не всегда; как передают величину и строение предмета (правильно ли располагают части по отношению друг к другу); как, например, рисуя (или с помощью аппликации), располагают части грузовой машины, автобуса или троллейбуса (окна по средней линии, колеса за или перед передней дверью и перед задней дверью) в зависимости от конструкции того предмета, который рассматривали; какова, относительная величина всех частей.

Оценивается и уровень овладения техническими навыками и умениями: как, например, дети средней группы осваивают в первом квартале навыки резания бумаги по прямой; умеют ли закрашивать изображения слитными движениями кисти сверху вниз или слева направо, не водя кистью туда-обратно, не выходя за пределы контура. И так по каждому виду деятельности, по каждому типу изобразительных задач [31, c. 77-79].

Индивидуальные различия в освоении умений. Знания, навыки и умения, указанные в программе, должны усвоить все дети группы. Одни воспитанники усваивают материал легче и скорее, другие — медленнее и с большим трудом. Индивидуальные различия сказываются не только в темпе, но и в том, что некоторые лучше осваивают одни умения, а некоторые—другие; одни отчетливее передают форму предмета, другие — более чутки к цвету и создают более богатые и красивые цветосочетания; одним лучше удается лепка, другим — рисунки; третьи довольно ловко вырезывают фигурки ножницами. Чтобы ребенок овладел всеми разделами программы, получил разносторонние знания и умения, педагог отмечает сильные стороны каждого ребенка.

Трудности в овладении теми или иными навыками вызываются отставанием развития движения рук, слишком малым двигательным опытом. Нередко мешает и неумение малыша сосредоточиться, напрячь усилие для совершения действия, проявить упорство в достижении результата. Задача педагога — учить каждого ребенка проявлять себя в играх и труде, во взаимоотношениях со сверстниками. Только после этого можно выяснить причину его неудачи, оказать действенную индивидуальную помощь, скажем, развивать движения на занятиях, в играх, труде, организовать в игровой форме дополнительные упражнения (рисование на песке и грифельной доске, изготовление поделок из природного материала на прогулке, вырезывание и склеивание атрибутов для игр, лепка из глины предметов для игр и т. п.). Эффективен и такой прием, как расчленение сложного действия (например, с ножницами) на более простые и отработка каждого из них отдельно (сначала учить правильно вставлять пальцы в кольца ножниц, сжимать и разжимать рычаги, потом — складывать полоску бумаги вдвое, соединять ровно углы и вставлять ее в раскрытые концы ножниц). Чуткое, внимательное отношение воспитателя поможет малышу быстрее справиться с затруднениями. Совершенно недопустим раздраженный тон, так как он вызывает нервозность у ребенка, неуверенность в своих силах.

Индивидуальные различия у детей проявляются и в том, как они осваивают и передачу цвета предметов и явлений, их форм, конструкций и т. п. Многие дети обладают большой чувствительностью к цвету. Яркие цвета волнуют, вызывают чувство удовольствия. Вот почему малыши отдают предпочтение любимым цветам и рисуют красками [28, c. 103-105].

Индивидуальную работу с детьми тоже надо планировать, чтобы она носила не случайный, а планомерный характер.

1.3 Условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия.

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их.

Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

В детском саду организуются зоны и специальные помещения для самостоятельной художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, художественно-игровой и т. д. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование.

Второе условие — насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного народного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т. д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Третье условие — активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная деятельность и стойкий интерес к ней), так как создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.

Четвертое условие — индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих условий для эстетического развития каждого ребенка) [9, c. 220-223].

Среда, в которой ребенок живет и развивается оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно - богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т. д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. Теория «белой скатерти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать не только аккуратность, но и потребность в эстетическом окружении, мы должны исключить неэстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе - все это создает эмоциональное настроение, приучает к красивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Так, в дошкольном учреждении, если среди чашек (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают ее и стремятся поставить себе или в крайнем случае другу, выражая тем самым ему свою любовь.

Эстетика обстановки - это то, что должно быть постоянно, а не от случая к случаю (по поводу прихода гостей).

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. И дело не только в том, чтобы речь была правильной, необходимо, чтобы она была образной, интонационно богатой и доброжелательной (и здесь обнаруживается тесная связь, эстетического с этическим); Старенькая прабабушка может произносить какие-то слова неверно, по-своему, но речь ее полна пословиц, шуток, ласкова - и именно это будет воспитывать в ребенке интерес к образности и красоте родного языка.

Эстетика быта - это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль - все это противоречит законам красоты. Родители, как правило, много внимания уделяют одежде своего ребенка, особенно когда он еще маленький. Но всегда ли они помнят о том, что было сказано выше. Эти требования относятся не только к праздничной, уличной, но и к каждодневной, домашней одежде. Если мама позволяет себе дома ходить в грязном халате, забывает причесаться, то трудно будет приучить ребенка быть всегда опрятным (разве только, если сработает механизм «от противного», и то это может произойти в более старшем, не дошкольном возрасте).

Итак, эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности [44, c. 210-215].

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию следует понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, навыки и умения преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснение, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, рисование, лепка и т. п.), то выделяются методы наглядные, словесные, практические [27, c. 95-97].

Методика преподавания органически связана с самой сущностью преподаваемого предмета, со знанием объекта воздействия, т. е. того человека, растущего, развивающегося, к которому она применяется. Руководствуясь этим указанием применительно к образному характеру изобразительной деятельности, следует выделить игровые приемы обучения.

Приемами обучения в советской дидактике называют отдельные детали, составные части метода. Например, показ иллюстраций или предмета в процессе изображения с целью уточнения представлений ребенка о форме, величине, цвете или других качествах предмета (если он в чем-то затрудняется) является приемом обучения.

Методы и приемы обучения находятся в диалектическом единстве и могут переходить один в другой. Так, показ нового способа изображения относится к методам, а показ ребенку знакомого способа изображения у доски или индивидуальный показ педагога в процессе занятия тому, кто в этом нуждается (например, ребенку, с трудом осваивающему способ изображения или пропустившему много занятий и забывшему тот или иной способ), можно назвать приемом обучения.

Выбор методов и приемов проведения того или иного занятия зависит от ряда обстоятельств. Прежде всего педагог определяет цели и задачи конкретного занятия, в данном случае обучение рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Отбор методов требует учета специфики вида деятельности, а также знания возрастных особенностей детей и уровня их овладения конкретной деятельностью [28, c. 58-63].

Рисование, лепка, аппликация и конструирование включают два рода действий: внешние, т. е. движения, производимые руками при выполнении рисунка, вырезывании, лепке фигурки, создании постройки, и внутренние: восприятие предмета или картинки, продумывание того, что и как следует делать, представление того, что должно получиться, и т. д. Методы обучения должны быть направлены на руководство как внешними, так и внутренними действиями, обеспечивающими выполнение задания педагога и развитие детского изобразительного творчества [43, c. 18-19].

Для того чтобы педагог имел возможность выбрать наиболее эффективные методы, он должен знать разные классификации. В последние годы разработана новая классификация методов (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Она включает методы обучения: 1) информационно-рецептивный; 2) репродуктивный; 3) исследовательский; 4) эвристический; 5) метод проблемного изложения. Следует сразу отметить, что метод проблемного изложения, по мнению дидактов, не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим лишь для старших школьников [15, c. 112].

Как же используются названные методы в обучении дошкольников изобразительной деятельности?

В рисунке, лепке дети изображают предметы и явления окружающего мира отображают содержание музыкальных и литературных произведений. Поэтому деятельность воспитателя должна быть направлена на организацию и обеспечение восприятия и понимания этого содержания. С этой целью воспитатель применяет информационно-рецептивный метод (рецепция — восприятие), который иногда называют объяснительно-иллюстративным. Он организует наблюдение с детьми, обследование предметов, игрушек, готовых построек, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях.

В процессе наблюдений, рассматривания предметов, картин, иллюстраций, обследования дети знакомятся с предметами и явлениями окружающей действительности. К проведению такого занятия воспитатель серьезно готовится: он выбирает объект; решает, как к нему лучше подойти, чтобы детям были хорошо видны все его части; продумывает вопросы, помогающие направить внимание детей на те стороны объекта наблюдения, которые нужно будет передать в изображении.

Учитывая тот факт, что дошкольники не в состоянии долго и сосредоточенно рассматривать предмет, целесообразно проводить короткие по времени наблюдения, но необходимо возвращаться к предмету 2—3 раза, постепенно расширяя о нем представления.

Строительство — типичная картина современного пейзажа. Дети имеют возможность наблюдать, как возводят здания, как трудятся строители. Ознакомление с изменением облика наших городов, поселков, улиц также требует систематичности и последовательности. Только при этих условиях у детей сложатся ясные, отчетливые представления и они смогут отразить их в своем творчестве.

Особой организации требуют наблюдения, цель которых — познакомить детей с окружающей природой. Изменения в природе протекают медленно. Чтобы у ребят сложились отчетливые представления, потребуются длительные систематические наблюдения, которые проводятся на прогулках и экскурсиях.

Необходимо активизировать внимание детей во время наблюдений: посредством вопросов, предложений попросить рассказать о том, что они видят, дать характеристику предметов и явлений. Живая, эмоциональная обстановка, несомненно, пробудит эстетические чувства детей (педагог подчеркивает красоту наблюдаемых явлений, предметов: четкость, пластичность, изящество формы, яркость, разнообразие или сдержанность, строгость цвета и т. п.). Тогда полученные знания и представления будут более осознанными и глубокими [20, c. 65-70].

Особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения [37, c. 10].

Обследование — это организованный педагогом процесс восприятия предмета. Организация заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно изобразить его в рисунке, лепке, аппликации. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предмета, которые важны для его изображения (форма, величина, строение и цвет). Педагог учит детей воспринимать. Самостоятельно они не владеют этим процессом. Форма, строение, цвет прежде всего воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предмета, как объемная форма, величина, качество поверхности (шероховатость, гладкость), требуется наряду с рассматриванием и ощупывание — осязательное восприятие.

Воспитатель, начиная обследование, обращает внимание детей на предмет в целом, подчеркивая его эстетические качества. («Посмотрите, какая у нас нарядная, красивая кукла»,— говорит он. Или: «Вот какой серый пушистый зайчик прискакал к нам».) Дав возможность полюбоваться игрушкой (предметом), педагог подводит детей к анализу воспринимаемого предмета, выделению его свойств: форма основной части, ее величина, форма и величина других частей, их расположение по отношению к главной части (строение предмета), цвет. Цвет можно выделять не всегда, а лишь в тех случаях, когда надо познакомить с ним, закрепить знания детей, когда цвет нужно передать точно. Если же цвет хорошо знаком, или передача его не обязательна (например, в лепке), если дети могут выбрать цвет по своему желанию, то называть его при обследовании предмета не следует. В заключение обследования педагог вновь обращает внимание на целостный облик предмета.

Обследование оказывается эффективным только во взаимосвязи
со словом, указывающим детям, на что смотреть и что воспринимать. Воспитатель помогает ребятам определить форму предмета,
Цвет, знакомит с их названиями, направляет на сравнение форм,
пропорций, обобщение свойств предметов. При этом он обязательно
активизирует внимание детей: спрашивает, предлагает называть,
определять, сравнивать.

При рассматривании предмета на помощь слову привлекается жест: воспитатель обводит рукой форму предмета, как бы рисуя его контур; охватывает ее руками, нажимая на места углублений, как бы вылепливая ее. Дети, следуя взором за движениями рук воспитателя, яснее будут представлять себе возможный процесс изображения. Затем педагог предлагает всем воспитанникам жестом в воздухе показать форму предмета — «обрисовать» его контур или (что очень важно при лепке) двумя руками как бы показать массу и объем его.

Только активизация детей в процессе обследования обеспечит эффективность занятия. Обследование надо закончить так, чтобы детям было понятно, как приступить к созданию изображения. Целесообразно спросить детей, с чего они начнут рисовать (лепить, вырезывать и наклеивать, а если обследовалась постройка для последующего конструирования, то конструировать) [2, c. 20-22].

Такой переход к процессу создания изображения подводит детей к элементарному планированию работы. Уже во второй младшей и средней группах воспитатель, рассказывая и показывая детям последовательность ее этапов, приучает их действовать в определенном порядке. Вопросы и напоминания в процессе создания изображения помогают вспоминать и уточнять порядок работы. Если воспитатель постоянно уделяет этому внимание, тогда в старшей и подготовительной группах дети постепенно овладеют этим умением и сами будут планировать очередность действий, определять их наиболее целесообразную последовательность.

Так же как обследование предмета, игрушки, проводят и обследование картинки, иллюстрации (в том случае, если нельзя рассмотреть, например, пароход, людей, животных в натуре, в движении и т. п.), образцов народного декоративно-прикладного искусства. Обследуются элементы, составляющие узор, их расположение на предметной форме, цвет отдельных элементов и цветовые сочетания.

Готовые образцы, созданные воспитателем, в обучении изобразительной деятельности применяют крайне редко — лишь в тех случаях, когда нет возможности показать детям предмет, игрушку или иллюстрацию. Изготовленный воспитателем (а не художником) образец не имеет художественной ценности, следовательно, не может служить целям эстетического воспитания. Чаще готовый образец применяют в обучении конструированию. Образец, по которому будет создаваться постройка, нужно обследовать с детьми.

Знакомство с новыми приемами (способами) изображения также происходит при помощи информационно-рецептивного метода.

Показ способов действия играет важную роль в обучении детей рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Малыши только начинают овладевать изобразительной деятельностью. Они должны освоить, как правильно пользоваться инструментами и материалами (кистями, карандашами, стекой, ножницами, красками, цветными карандашами, восковыми мелками и др.).

Дети не знают способов передачи формы предмета в рисунке, аппликации, лепке, не знают, как нужно поставить кирпичики, чтобы постройка приобрела устойчивость. Чтобы они овладели формообразующими движениями руки (направленными на передачу в рисунке, лепке, аппликации формы предмета), способами создания изображения, им нужно показать эти способы и объяснить. Однако делается это не на каждом занятии, а лишь тогда, когда тот или иной прием (способ) изображения встречается впервые.

Постоянный показ способов изображения лишает ребят активности, приводит к пассивному повторению воспринятого. Педагог учит детей соотносить новые сведения, способы действия с темп, которые они узнали, усвоили раньше, устанавливать взаимосвязь нового с уже известным. Опираясь на тех детей, которые хорошо осваивают новые приемы, воспитатель вызывает их к доске для напоминания нужного приема. Предварительно предлагает всем вспомнить, что они уже рисовали, лепили, вырезывали, и показать руками в воздухе, как это делали. Такие приемы обучения способствуют формированию общих способов действия, пригодных не для одного случая. В результате дети приобретают возможность самостоятельно изображать широкий круг предметов и явлений действительности. Создается основа для развития творчества [25, c. 93-97].

Показ способов изображения может быть полным, когда воспитатель последовательно создает изображение. Например, знакомя детей с приемом вырезывания одинаковых форм, деталей из бумаги, сложенной гармошкой, воспитатель показывает способ складывания полоски бумаги в 3—4 раза гармошкой, затем процесс вырезывания (кружочков, листочков), хотя эти приемы уже знакомы детям. В заключение он демонстрирует, что получилось. В некоторых случаях, когда нужно напомнить лишь какую-то часть сложного приема, педагог прибегает к частичному показу. Так, на следующем занятии, когда потребуется сделать несколько одинаковых предметов, способ вырезывания которых они освоили ранее, воспитатель показывает лишь, как складывается бумага, а остальное дети выполняют самостоятельно. Частичный показ позволяет педагогу активизировать воспитанников, использовать имеющийся у них опыт.

Показывая способы изображения, воспитатель, как правило, пользуется теми же инструментом, материалом, которые дают детям. Однако в некоторых случаях прибегают к помощи другого материала: например, когда демонстрируют не способы изображения, а варианты композиции, примерное расположение фигур на листе (воспитатель мелом на доске отмечает, как по всему листу расположить деревья, дома, людей, при этом сами изображения дает лишь в общих чертах). Разумеется, такой показ возможен лишь в старшей и подготовительной группах, в остальных группах материал для показа у воспитателя должен быть тот же, что и у детей. Как напоминание способов действия, направления линий при рисовании, формообразующих движений педагог может использовать жест, движение, обвести предмет по контуру, которые должны быть произведены отчетливо, чтобы видели все дети. И не только сам, но и привлечь детей: кто-то обведет предмет по контуру у доски, затем все вместе покажут это движение в воздухе. В результате каждый ребенок до того, как начнет рисовать, сделает жест рукой и вспомнит нужное формообразующее движение, что облегчит выполнение задания. Важно, чтобы это движение было точным. Если же педагог заметит, что кто-то действует беспорядочно, он подходит к ребенку и предлагает воспроизвести требуемое действие отчетливо и проследить взглядом за движением руки.

Объяснение, рассказ, любое слово педагога, обращенное к детям, должны быть эмоциональными, чтобы вызвать у них положительный отклик, пробудить эстетические чувства. Этому будет способствовать образная характеристика предметов и явлений с использованием эпитетов, сравнений, стихотворных и песенных текстов. Вместе с тем педагог так проводит беседу, разговор с детьми, чтобы они не просто вспомнили те предметы и явления, которые им предстоит передать в рисунке, лепке, а установили бы связь данной темы с тем, что они изображали ранее, вспомнили бы способы изображения, которыми овладели.

Словесные приемы обучения используются и в процессе занятия: уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы, если дети что-то забыли, предложение вспомнить, дополнить изображение и т. п. И в ходе занятия педагог может прибегнуть к образному сравнению («Деревья пухом зеленеют», «Как молоком облитые, стоят сады вишневые»), что, несомненно, направит внимание детей на выразительное решение изобразительной задачи.

Особое значение приобретает слово педагога, когда он анализирует детские работы. Его задача — вызвать радость у ребят создавших рисунки, лепку, аппликации или поделки из бумаги, природного материала. Он подчеркивает удачные находки, интересный замысел, сходство с изображаемым предметом, выразительность изображения.

Вместе с тем слово педагога должно вызывать у детей желание размышлять вслух, развивать в них умения давать образную характеристику собственным работам, замечать ошибки, намечать пути исправления.

Анализ работ педагог проводит дифференцированно в зависимости от возраста детей и характера выполненного изображения (предметное, сюжетное или по замыслу).

Чтобы знания упрочились, а воспринятые способы действия превратились в навыки и умения, необходимы упражнения в тех или иных действиях. Деятельность педагога, направленная на закрепление знаний, выработку навыков и умений, определяется как репродуктивный метод.

Подбор заданий, их последовательность, обеспечивающая повторение, упражнение, осуществляет воспитатель.

Упражнения проводят во всех группах детского сада, однако их содержание и форма меняются в зависимости от возраста.

По мере развития у детей изобразительных способностей однообразные действия перестают интересовать их. Вместе с тем воспитанники старшей группы начинают понимать, что необходимо научиться чему-то. Поэтому педагог может давать специальные упражнения в начале занятия (1—3 мин).

Полезны некоторые упражнения с карандашом или кистью (бумага не нужна). Так, для развития умения свободно держать карандаш или кисть педагог в начале занятия предлагает сделать рукой несколько свободных движений в воздухе сверху вниз, слева направо, не сжимая пальцами карандаш. Старшие дошкольники поймут значимость упражнений и будут старательно выполнять их, пока не достигнут желаемого результата. В подготовительной к школе группе упражнения могут быть индивидуальные. Так, многократных упражнений требует освоение движения при рисовании двойного завитка, предметов сложного контура, а также вырезывание симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, вырезывание по криволинейному контуру и др. Детям нужно дать возможность упражняться, скажем, в рисовании козликов слитным движением (простым карандашом). Когда изображение будет получаться, можно приступать к созданию композиций [25, c. 102-105].

Упражнения в вырезывании хорошо проводить в начале занятия. Прежде чем приступить к изображению симметричных предметов (которые вырезываются из бумаги, сложенной вдвое), дети по предложению воспитателя учатся вырезывать сначала из простой, а затем уже из цветной бумаги. Здесь важно одно: вызвать активность у детей, желание овладеть действием. С самого начала каждый ребенок должен понять, как ему следует действовать. Осуждать за непонимание, а также за медленное освоение навыка недопустимо.

Продумывая упражнения и систему заданий, направленных на формирование изобразительных навыков и умений, следует помнить, что буквальное повторение одних и тех же заданий детям скучно и не приводит, как правило, к успеху. Другое дело, если задача всякий раз несколько усложняется, предстает в другом варианте.

Специфика изобразительной деятельности состоит в том, что одни и те же навыки, умения, способы действия отрабатываются при выполнении разных изображений. Так, формообразующее движение, необходимое для рисования предметов круглой формы, будет совершенствоваться и закрепляться при рисовании любых предметов такой формы. Этим обеспечивается и вариативность упражнений. Вместе с тем данное обстоятельство предоставляет возможное при использовании определенной методики формировать у детей обобщенные изобразительные навыки и умения (с помощью которых можно изображать разные предметы и явления), что позволит детям самостоятельно, не ожидая показа педагога, передавать в рису

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Особенности педагогических условий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 672

Другие дипломные работы по специальности "Педагогика":

Метод языкового анализа на уроках русского языка

Смотреть работу >>

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Смотреть работу >>

Организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку

Смотреть работу >>

Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

Смотреть работу >>

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей

Смотреть работу >>