Дипломная работа на тему "Особенности организации трудового воспитания детей в ДОУ"

ГлавнаяПедагогика → Особенности организации трудового воспитания детей в ДОУ




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Особенности организации трудового воспитания детей в ДОУ":


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Теоретические основы трудового воспитания

1.1 Воспитательно-образовательная работа в ДОУ

1.2 Историческое исследование видов трудовой деятельности детей

1.3 Проблема соотношения труда и игры

2. Процесс трудовой деятельности детей

2.1 Анализ организации педагогической работы в ДОУ

2.2 Трудовая изобразительная деятельность детей

2.3 Ознакомление с различными видами труда взрослых в воспитании трудолюбия

3. Овладение детьми навыками трудовой деятельности

3.1 Занятия ручным трудом для формирования технических навыков у детей

3.2 Коллективный и совместный самостоятельный труд в быту

3.3 Экспериментальное исследование трудового воспитания детей старшей группы детского сада

Вывод

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность работы – исследования в области детской психологии имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания. Оформление детской психологии как самостоятельной области знания началось в середине XIX под влиянием запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических исследований. В конце XIX – начале XX в. в детской психологии произошел переход от накопления эмпирического материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психологическом развитии ребенка (В. Штерн, К. Коффка, К. Бюлер, А. Бине, А. Гезелл, и др.). В области детской психологии проводили исследования А. Валлон, Р. Заззо (Франция), М. Вернон, О' Коннор (Англия), Дж. Брунер, Г. Стивенсон (США). Широкую известность получили исследования Ж. Пиаже и его сотрудников (Швейцария). В России основы детской психологии были заложены в трудах И.М. Сеченова, К.Д. Ушинского. Существенный вклад в ее развитие внесли работы П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского, В.М. Бехтерева. Важнейшие идеи и положения по детской психологии были сформированы в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконина, А.А. Люблинской. В современной психологии труда можно выделить следующие направления исследований: рационализация режимов труда и отдыха, воспитание положительной мотивации, психолого-педагогические вопросы трудового обучения. Общая психология изучает психологические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые), психологические свойства (способности, характер).

Выготский Лев Семенович (1896-1934) – отечественный психолог, разрабатывал различные проблемы детской психологии. Зона ближайшего развития – понятие, введенное Л.С. Выготским для характеристики связи обучения и психического развития. Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого. Наличие зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка. То, что первоначально делается ребенком под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием. Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка зону ближайшего развития, на те психологические процессы, которые начинают складываться у него в совместной работе со взрослыми, а затем функционируют в его деятельности. Зона ближайшего развития позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития.

Развитие деятельности оказывает решающее влияние на формирование психики. В процессе деятельности происходит совершенствование психических процессов, обогащение форм познания окружающей действительности, усвоение общественного опыта. Изменение деятельности ребенка приводит к развитию его психики, что, в свою очередь, создает предпосылки для дальнейшего формирования деятельности: игровой, продуктивной, элементов трудовой. Вначале игра носит процессуальный характер, близкий к предметным действиям. Позднее возникает сюжетно-ролевая игра, которая и становится ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, делает для него общественно значимыми сами предметные и орудийные действия, требует нового уровня овладения ими. В старшем дошкольном возрасте к самообслуживанию прибавляется посильный бытовой труд. Появление элементов трудовой деятельности связано с выработкой весьма сложных по своей структуре навыков.

Детская психология решающее значение в психическом развитии ребенка придает усвоению им исторически сложившихся форм человеческой деятельности. В этом процессе дети приобретают соответствующие знания и умения: у них формируются фундаментальные способности и качества личности.

Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий, позволяющих ориентироваться в соответствующей области действительности. По мере своего психического развития ребенок становится субъектом, способным самостоятельно действовать на основе сознательно поставленных целей. Психическое развитие ребенка – процесс, включающий моменты «самодвижения», возникновения и преодоления противоречий, закономерного перехода от одной качественной ступени к другой. Выделение качественного своеобразия различных ступеней развития и определение их возрастных границ являются задачей возрастной периодизации. Главное значение для характеристики ступеней развития ребенка имеют не количество усвоенных знаний и умений или особенности отдельных психических процессов, а специфическая для каждого возраста внутренняя позиция ребенка, его отношение к окружающему, а также своеобразие тех способов, при помощи которых ребенок открывает, познает новые стороны окружающего мира.

Объект исследования – трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Предмет исследования - формы и методы организации труда в дошкольном учреждении.

Цель – правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков. Активное участие и посильная помощь взрослым поддерживает у них жизнерадостное настроение и способствует закреплению культурного поведения, уважения к труду, помогают формированию положительных черт характера. Эмоциональную настройку детей, интерес к самостоятельным действиям надо поддерживать и закреплять играми, сказками, которые прививают необходимые навыки в увлекательной, творческой форме. Постепенно, в процессе воспитания и влияния окружающих у ребенка возникают и закрепляются определенные правила поведения, развиваются социальные чувства, устанавливаются различные отношения с окружающими, что является началом формирования морального облика, характера человека. В процессе развития и воспитания постепенно устанавливаются сложные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.

Основная гипотеза: предполагается, что целенаправленное систематическое руководство трудовой деятельностью дошкольников в условиях детского сада позволяет значительно расширить круг сведений и представлений детей об окружающем их мире предметов и отношений между людьми, обогатить сенсорный опыт детей, активизировать их речевое общение.

Задачи:

1.  Проанализировать научные теоретические положения по трудовой деятельности.

2.  Обработать практические рекомендации по улучшению развития трудовой мотивации деятельности детей.

Методы исследования:

-  теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы;

-  изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, тестирование, анкетирование, беседу;

-  теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ опыта с детьми и научное обобщение материалов исследования.

Исходными теоретическими положениями исследования выступают теории трудового воспитания (П.Р.Атутов, А.Н.Бондаренко, Р.С.Буре, Я.Л.Коломинский, М.В.Крулехт, Л.В.Куцакова, В.И.Логинова, А.С.Макаренко, Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева и др.); основу трудового воспитания детей дошкольного возраста составляет знание социальной действительности (Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов, А.П.Усова); этнопедагогические теории обучения и воспитания детей дошкольного возраста (Г.Н.Волков, А.А.Григорьева, Д.А.Данилов, Н.Д.Неустроев, И.С.Портнягин, А.Д.Семенова, К.С.Чиряев, З.Б.Цаллагова и др.).

Научная новизна исследования состоит в том, что: раскрыты сущность и содержание трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста;выявлены и экспериментальным путем проверены эффективные формы и методы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста, построенные на принципах народности, природосообразности, культуросообразности, естественности, целостности, направленности, связи труда с жизнью, наглядности, ретроспективности.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальных основ, прогностической модели трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста; в обосновании научных подходов к трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия, средства трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста могут быть реализованы педагогами в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Структура работы: работа состоит из 3 глав, заключения и списка использованной литературы.


1. Теоретические основы трудового воспитания

1.1 Воспитательно-образовательная работа в ДОУ

Как показано в работах К.Д. Ушинского[1], В.А. Сухомлинского[2]: роль и место труда в осуществлении умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания. В красоте трудового процесса ребенок утверждает свое моральное достоинство, чувство гордости - эстетические чувства – один из самых богатых источников чувств моральных: дети создают красоту. Соответствующие виды труда: выращивание цветов и уход за ними, изготовление вещей, практическая ценность которых определяется красотой и ролью в удовлетворении эстетических потребностей ребенка. Стремление детей к красивому – для идейного и интеллектуального обогащения труда, творческих замыслов.

Режим труда – педагогически целесообразная последовательность разных видов трудовой деятельности, обеспечивающая условия для всестороннего развития детей. Виды трудовой деятельности и процессы, которые играют важную роль: в осуществлении умственного, нравственного, физического воспитания, соотношение умственных и физических усилий в физическом труде, творческий замысел. Конструирование с помощью машинок, механизмов, установок. Использование технических средств в воспитании высокой культуры ручного труда[3].

Труд на обязательных занятиях по обработке материалов: бумаги, картона, пластилина, ткани, пластмассы – первый, очень важный этап трудового обучения, формирования умений и навыков. Например, из соломы дети плетут и вяжут сумочки, кошельки, стулья – игрушки, из пластилина – делают фигурки людей и животных. Ребенок должен отвечать за целость игрушек, за чистоту и порядок, где дети играют, вытирать пыль с игрушек, делать уборку. Создание материальной базы, обеспечивающей раннее включение детей в труд, разносторонность трудовой деятельности – это очень серьезная педагогическая проблема: покупка саженцев для опытного участка, музыкальных инструментов, художественной литературы. Соотношение учебных и воспитательных целей: знаний, умений, навыков. Воспитательные цели: нравственные понятия, убеждения, привычки, опыт, познавательный характер труда. Самообслуживание – простейший вид бытового труда, с него начинается трудовое воспитание. Самообслуживание – важный вид дисциплинирования человека, воспитание чувства долга перед другими людьми, ранняя обязанность, всеобщий труд, регулярный. Метод трудового воспитания ближе к методу обучения: общественно-хозяйственные и творческие цели труда. Пример и упражнение – методы трудового воспитания, общественные, эстетические, творческие цели труда. Коллективное трудовое задание: посадка цветов и деревьев – трудовой опыт для каждого ребенка, личный вклад в коллективное дело. Развитие деятельностного наблюдения, включает наличие качеств: умение понять познавательную задачу, принять план работы, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели, осваивать способы познания в новых условиях. В исследованиях Т. Комаровой: типов игровых обучающих ситуаций (ИОС) – включение сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников – обладает дидактическими возможностями. ИОС[4]: с привлечением игрушек – аналогов, кукол, изображающих литературные персонажи; варианты сюжета «Путешествие», игрушек опозноваемо-эстетических. ИОС: куклы, сюжетные игрушки, персонажи знакомых сказок: Буратино, Чиполино, Незнайка, Карлсон – привлекают интерес и внимание детей к дидактической цели занятия. С помощью сказок, рассказов, диафильмов, изучали влияние литературных произведений на игру, поведение дошкольников – Т.А. Макарова, Д.В. Менджеревская, Л.П. Бочкарева, О.К. Зинченко, А.М. Виноградова. По литературной биографии куклы – персонажа, косвенная форма обучения детей. ИОС – единственный вид игры – прямое обучение детей – варианты игры в путешествие, трудовое занятие, наблюдение: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку (на Северный полюс)», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю». Форма обучающей игры воспитателя с детьми, с дидактической целью: короткий и несложный сюжет, на основе сказочно-литературного произведения; с игрушками, атрибутикой, предметной средой; в содержании игры – дидактическая цель и воспитательная задача – сюжет, роли; воспитатель проводит и руководит всей игрой[5].

Исследования Р. Хартли показали драматургию игры, игры строительные, с водой, с графическими материалами, элементы предметно-игровой среды: сюжетно-образные игрушки, игровые материалы, средообразующие материалы (модули), компьютерно - игровые средства. Классификация игрушек: педагогических, эстетических, гигиенических. Игрушки выполняют функции: игровую, познавательно-обучающую, развивающую, коммуникативную, эстетическую, этническую, культурологическую, творческую. В 5-6 лет – происходит наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей.

1.2 Историческое иссл едование видов трудовой деятельности детей

В конце 80-х годов образовательные учреждения стали освобождаться от жесткого идеологического и административного контроля. Появилась возможность знакомства с разными подходами к обучению и воспитанию детей, стала доступной для изучения зарубежная литература. Разработаны совместные проекты. Реализация этого процесса определенным образом сказалась на изменениях, произошедших в отечественной системе дошкольного воспитания: осуществляется переход к вариативности программного обеспечения работы ДОУ.

Данные преобразования требуют переосмысления и изменения сложившейся системы подготовки педагогических кадров, обусловленную новой парадигмой образования[6].

В то же время кризисные явления отразились на состоянии системы образования, в частности, это выразилось в девальвации задач и практики воспитания. Общество на рубеже тысячелетий столкнулось с рядом социальных проблем развития подрастающего поколения: недостаточная подготовленность к самостоятельной жизнедеятельности; несформированность готовности к напряженной работе и ответственности за выбор средств достижения цели; приверженность определенной части молодежи к «легкой жизни», иждивенчеству; подверженность влиянию пропаганды культа силы и насилия, ведущейся средствами массовой информации .

Также остается дискуссионным возможность и целесообразность воспитания трудолюбия в дошкольных учреждениях. В.А. Петровский возражает против самого термина «трудовое воспитание», предлагая заменить его терминами «деловое воспитание» или «воспитание в деле». Однако для нашего исследования существенна позиция связывающая трудовое воспитание с развитием личности, с опорой на чувства ребенка, которая выражена в исследованиях Р.С. Буре[7], М.В. Крулехт[8], ТЛ. Куликовой, В.И. Логиновой,[9] А.Д. Шатовой и др.

Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности.

Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт - критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева[10], Д.В. Сергеева и др.). Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого и др.

Теоретическое обоснование трудового воспитания молодежи с выходом на практические рекомендации освещены в работах П.Р. Атутова, А.А. Ахматова, С.Я. Батышева, К.Н. Катханова, В.А. Полякова и др.

Вопросы творческого отношения школьников к труду, воспитания активности, нравственных качеств личности, оптимизации учебно-познавательной деятельности освещены в трудах ученых Ю.К. Бабанского, О.С. Богдановой, А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой, В.М. Коротова, Т.Н. Мальковской, И.С. Марьенко, Т.И. Шамовой, И.Ф.Свадковского и др. Они находят практическую реализацию в работе образовательных учреждений на современном этапе.

В работах ведущих психологов получила более четкое решение проблема личности, значение деятельности в процессе ее формирования (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Труды философов и социологов М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, И. Пригожина, Г. Хакена, И. Стенгерс, М. Хайдегера, А.П. Буевой, М.С. Кагана, Г.А. Чередниченко и др. представляют возможность рассматривать воспитание личности в деятельности с позиции синергетики.

К настоящему времени определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.); выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова); изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, ЯЗ. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.),* рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова), исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).

Немаловажное значение имеют исследования ЯЗ. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, СМ. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе.

Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако, проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана.

Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом[11].

Анализ опыта трудового воспитания выявил положительные тенденции: разработаны формы и методы организации различных трудовых дел и игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей. Вместе с тем, далеко не во всех дошкольных учреждениях осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, со-действия в игровой, трудовой и познавательной деятельности. Труд является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ. Встречаются трудности в подборе объектов трудовой деятельности, ограничена сфера труда дошкольников. Достаточно полного представления о сущности трудолюбия нет как у воспитателей, учителей, так и у родителей. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим направлением в образовательном процессе ДОУ[12].

Существуют и объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, усиливающий распад семьи, отток детей из дошкольных учреждений; снижение внимания к формированию трудолюбия (в сравнении с физическим, умственным, эстетическим развитием личности) со стороны родителей и воспитателей; стремление дошкольников к самоактуализации в детском сообществе при малом социальном опыте.

1.3 Проблема соотношения труда и игры

Проблемы труда в игре рассматривались Г.В. Плехановым: «Решение вопроса об отношении труда к игре,… игры к труду, в высшей степени важно для выяснения генезиса искусства». «Сначала настоящая война и создаваемая ею потребность в хороших войнах, а потом уже – игра в войну для удовлетворения этой потребности».

Характер новизны игры, в экспериментальных исследованиях Н.Л. Фугурина, М.П. Денисовой, Л.С. Славиной, Н.Д. Соколовой: детей старшего дошкольного возраста – в «семью» или «детсад» разные по характеру. Сюжетно-ролевые взаимодействия детей. Взрослый создает игровую ситуацию: цепочка игровых действий – «синтетическая методика формирования игры». Игры детей дошкольного возраста разрабатывались в работе Н.Я. Михайленко: роль или персонаж; ситуация, где реализация роли; действия – реализация роли; предметы в игре; отношение к другому персонажу[13]. Сюжеты игры: с одним персонажем; с несколькими персонажами и действиями; сюжеты с набором действий, отношения между персонажами. Развертывание и обозначение условий, и реализация условной игровой позиции; сюжетосложение – последовательность, целостность ситуации, обозначение, планирование. Ролевая игра – коллективный процесс, игра с правилами – групповая или парная. Режиссерская игра – индивидуальная – сюжет с помощью игрушек. Дидактическая – организуется взрослыми, для решения обучающей задачи. Дидактические игры – основная форма обучения в дошкольном возрасте.

Педагогическая ценность сказок народов нашей страны чрезвычайно велика. Помимо всех тех достоинств, которые вообще отличают сказку как образовательный и воспитательный материал, сказки народов РФ вносят большой вклад в дело интернационального воспитания юных граждан. Сказки знакомят детей с жизнью народов нашей страны, национальными обычаями, природой. Сказки народов РФ воплощают в себе идеи трудовой этики, мысль о том, что работа составляет основу жизни, что без нее нерадостно само существование человека. Жизненная мудрость как результат отраженного в сказках многовекового народного опыта в сочетании с художественным совершенством, ясностью и доступностью образных решений делает сказки благодатным педагогическим материалом. Сказки выражают буйную силу цветистой фантазии народов Востока – это словесное тканье родилось в глубокой древности; разноцветные шелковые нити его простерлись по всей земле, покрыв ее словесным ковром изумительной красоты. Вероятно, сказки должны были способствовать развитию некоторых ремесел: гончарного, кузнечного, ткацкого и прочих. Ручные ремесла переходят в искусство, как говорят нам музеи. Найдется и еще немало доказательств культурного влияния сказок[14].

Организация встречи с писателем – это важный метод приобщения детей к литературе, к искусству слова, средство воспитания у них уважения к человеческой мудрости, интереса к чтению – привычному, обыденному, но в сущности, по словам М.Горького и Р. Гаизатова, таинственному процессу «духовного слияния человека с великими умами всех времен и народов».

Книжка с картинками, быть может, самая первая в жизни ребенка. Ведь он – читатель совсем крохотный. Имя автора, пусть самого знаменитого, ему ничего не говорит. Книжка началась для него с рисунков, веселых, звонких, заманчивых, ярких.

 Эдвард Лир – любимец английских детей. Он сочинял для них шутливые истории, веселые небылицы. По его забавным азбукам с картинками дети, играя, учились читать. Сказки о животных и растениях. В игре происходит непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивные действия, учебная, общественно-полезная трудовая деятельность. Если художник сумел сохранить память детства, если, обращаясь к веселой фантазии, художник оказался, по слову Владимира Андреевича Фаворского, в одном пространстве со своим читателем, ребенок готов сто раз прослушать рассказ, вдоволь полюбоваться картинками. А потом, вполне возможно, вооружившись ножницами, взять и вырезать их из книжки все до единой. С понравившимися рисунками ребенок не захотел расставаться. Он вырезал их, чтобы долго еще в них играть, сочинять к знакомому рассказу новые концы и начала, по своей прихоти, воле, желанию располагать фигурки в разных неожиданных сочетаниях и комбинациях.

Как бы ни была справедлива народная мудрость – «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, все уже сделал Ян Амос Каменский», - тем не менее, год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы. Педагоги дошкольного образования ищут пути создания условий, в которых будут новые возможности для раскрытия способностей ребенка, его полноценного развития, организуют образовательный процесс таким образом, чтобы осуществлялось эффективное взаимодействие между семьей и педагогическим коллективом, в полной мере реализовались права ребенка.

методика труд воспитание ребенок


2. Процесс трудовой деятельности детей

2.1 Анализ организации педагогической работы в ДОУ

В основе воспитательно-образовательного процесса лежит «Программа воспитания и обучения» под редакцией М. А. Васильевой[15]. ДОУ осуществляет сотрудничество с культурными и образовательными учреждениями города, с детской поликлиникой, социальной службой.

Интерьеры ДОУ оформлены с учетом современного дизайна: картинами местных художников, эстампами, панно, выполненными творческой группой воспитателей, также детскими рисунками, поделками. Обоснование содержания дошкольного образования потребовало от педагогов изменения предметно-пространственной среды. Много инициативы и выдумки проявил коллектив детского сада, чтобы устроить пребывание детей в ДОУ уютным и комфортным. В групповых комнатах оформлены игровые многосекционные ширмы «Дом», мягкие диванчики, макеты-модули. Выделены игровые и предметные зоны для выбора деятельности по интересам и желаниям. Занятия проводятся по подгруппам с учетом возраста, сочетаются с дополнительным образованием. В основе воспитательно-образовательного процесса лежит «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, внедряются комплексные программы и технологии нового поколения. Коллектив творчески подошел к проблеме организации оздоровительной работы, физического развития детей. Комплексный подход к сохранению здоровья детей позволил снизить заболеваемость.

В ДОУ ежегодно функционируют: оборудованный современной техникой компьютерно-игровой класс, столовая, изостудия, «комната русского быта», кабинет дефектолога, физкультурный зал, методический кабинет, кабинет заведующей. По проекту в ДОУ имеется большой музыкальный зал, оформленный и оборудованный с учетом современных требований. Детский сад является постоянным участником федеральных, региональных городских конкурсов, неоднократно занимал призовые места. В работе с семьей педагоги ДОУ придерживаются правила: только союз с родителями может дать положительный результат в развитии каждого ребенка. На протяжении многих лет педагоги ДОУ публикуют статьи в местной печати, в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», газете «Дошкольное образование». Имидж ДОУ, созданный усилиями администрации и коллектива, влияет на активность родителей, возрастание интереса к ДОУ.

Как утверждают педагоги-исследователи: Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Саккулина, В.А. Флерина, из существующих детских видов деятельности именно художественно-эстетическая деятельность способствует творческой самоактуализации и самореализации ребенка. В силу своей специфики эта деятельность является естественной «школой творческого развития личности» - Н.Н. Поддъяков. При систематическом обучении старший дошкольник способен придумывать путь создания образа от возникновения до его воплощения. Это объясняется возросшими возможностями, развитием ассоциативной речи, предпосылками художественного мышления, творческим воображением, произвольностью всех психических процессов, осознанием своего «Я»: Л.С. Выготский, Е.И. Ерехеева, Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина[16].

Изобразительная деятельность занимает важное место, являясь для детей самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение. В дошкольном учреждении создана изостудия, которая дает возможность педагогу строить занятия с детьми индивидуально и по подгруппам, что создает условия для развития творческих способностей каждого ребенка. Сочетание зеленого уголка с образцами декоративно-прикладного искусства, детскими коллективными работами «Фантазия», «Волшебный лес», «Живописный букет», картинами педагогов дошкольного учреждения придает интерьеру изостудии загадочность, декоративную яркость, пробуждает у детей желание заниматься изобразительной деятельностью. Воспитание в детях чувства прекрасного, формирование умения замечать красивое в явлениях природы, в человеке и его труде, в произведениях искусства: живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства строятся на основе программы «Росток» А.В. Шестаковой, а также «Программе воспитания и обучения» М.А. Васильевой. Динамика занятий планируется педагогом от прямого обучения детей к выбору, к внесению ребенком дополнений, обогащающих содержание рисунка (старший дошкольный возраст). Для обогащения содержания рисунков детям предоставляются различные изобразительные средства: краски, гуашь, цветные мелки, пастель, кусочки ткани, цветная бумага, уголь, фломастеры, о чем свидетельствуют детские работы «Чудо-рыба », «Ферма» (смешанна техника с аппликацией), «Царевна-лебедь» (рисование с заранее заданным композиционным центром), «Живописный букет» (монотипа, смешивание основных цветов). Применение игровых приемов на занятиях по рисованию в зависимости от возрастных особенностей детей: игры – драматизации, внесение игрушек – персонажей: лягушка-путешественница, проказница мышка, веселый гном, беседы с детьми от лица персонажей, создание ситуаций образных сравнений – помогают раскрыть творческие способности ребенка, его наблюдательность, фантазию, воображение. Разнообразные воспитателем по изобразительной деятельности различные средства наглядности для развития цветного восприятия: цветная поляна, аквариумные рыбки, улитки, осьминог – игрушка способствовали усвоению детьми цветовых эталонов, знаний о цветах и оттенках, цветосочетаниях. Обучая детей способам изображения предметов, явлений, в качестве зрительного ряда педагог использует фонд детских рисунков, что позволяет детям рассказывать работы старших ребят и взвешивать свои возможности. Для создания произведения сюжетного и декоративного характера педагог организует коллективные работы, используя различные возможности материалов. Особую роль в становлении изобразительной деятельности детей играет развитие их художественного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Знакомство с народным промыслом помогает детям войти в мир прекрасного. Развить чувство декоративности, видеть и воспринимать неповторимое сочетание красок природы. Изобразительной деятельностью дети занимаются не только организованно, но и самостоятельно в детском саду и дома. Во всех детских группах оборудованы уголки творчества для самостоятельной художественной деятельности. В помощь родителям по организации самостоятельной изобразительной деятельности дома проводится семинар-практикум «Вместе творим чудеса» с применением различных материалов. О проявлении уважения к детскому творчеству, интереса к содержанию детских работ свидетельствуют постоянно действующие выставки[17]. Детские работы дополняют предметно-окружающую среду в группах, а также в холлах дошкольного учреждения. Развитие умения детей понимать язык искусства через собственную деятельность, через усвоение знаний, умений, навыков осуществляется педагогом, как на занятиях, так и в кружковой работе «Разноцветная палитра». Кружковая деятельность построена в форме индивидуальных и коллективных работ. Используя на занятиях разную технику, дети проявляют свои технические навыки и умения: изображение на мокром листе бумаги, наложение одной краски на другую, тонирование, кляксография. Выполнение совместных работ в технике коллажа с использованием детских рисунков, аппликаций, ткани, соленого текста помогают воспитать в детях умение работать сообща, выслушивать мнения других, находить пути воплощения замысла.

Одно из важных направлений работы ДОУ – трудовое экологическое воспитание, с использованием программы Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа», С.Н. Николаевой «Экологическое воспитание дошкольников». Благодаря творческому поиску педагогов в группах ДОУ создана нестандартная, развивающая, экологизированная игровая среда. Групповые уголки природы оборудованы с учетом совершенных требований: более 80% растений задействовано в педагогическом процессе. Комнатные растения классифицированы по разным потребностям к свету, влаги, по месту произрастания – растения южных стран, пустыни, нашего региона. Цветы оформлены в кашпо, в торшерах, в композициях. Круглогодично функционирует в группах огород на окне, позволяющий детям осуществлять поисковую деятельность. Оборудованные экспериментальные уголки «Маленький эрудит», «Хочу все знать», «Веселый лабиринт», схемы – карты, объемные макеты, дидактические игры природоведческого характера позволяют детям испытать радость экспериментирования, чувствовать себя первооткрывателями, вычленять простейшие закономерности. Исследовательская работа помогает развить у детей познавательный интерес, творчество, умение логически мыслить, обобщать. В систему работы с детьми включена разнообразная деятельность с литературными произведениями. Организуются игровые обучающие ситуации, разыгрываются интерактивные сюжеты с помощью кукол. Слушание и обыгрывание рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций помогает педагогам ввести детей в мир литературно-художественного искусства: КВН «Маленький сибирячок», «Лесная школа». Знания народных примет, результаты собственных наблюдений дали возможность детям прогнозировать погоду, составлять рассказы, делать зарисовки в «Календаре эмоционального состояния природы», принимать участие в городских конкурсах рисунка «Берегите Землю от пожара», «Люблю тебя, Земля», «Мир, который построил «Я»». Коллективные работы детей – тестопластинка, рисунки, коллаж, мозаичное панно – гармонично вписываются в оформление детского сада. Включение детей в практическую деятельность способствует формированию опыта, умений, навыков, экологически обоснованного взаимодействия с окружающей средой. Игровые площадки дошкольного учреждения озеленены деревьями и кустарниками, посаженными родителями и детьми.

Основной вид деятельности дошкольного детства – игра, игра творческая, это школа жизни для ребенка, его естественное состояние. В играх у детей воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, формируется коллективное самосознание, ответственность за свои дела. В игре ребенок самостоятельно ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются творческие, организаторские способности, инициатива, изобретательность. Игра – не только форма организации жизни ребенка, ведущая деятельность в развитии дошкольника, но и активный способ присвоения ребенком социального опыта. В дошкольном образовательном учреждении созданы благоприятные условия для развития игровой деятельности:

- встречи, дружеское общение с людьми труда в детском саду;

- рассказы о людях разных профессий;

- изготовление совместно с детьми игрушек и пособий для игр[18].

Творческий поиск и мастерство воспитателей позволили создать условия в группах для успешного развития каждого ребенка в процессе свободной игровой деятельности. Для этого совместно с родителями и детьми организована предметно-развивающая среда детских групп, освобождено пространство для творческих игр. Разнообразие игр, умелое руководство педагогами детскими позволяет добиться определенных результатов:

-  повышается творческая активность детей в игре;

-  дети самостоятельно распределяют роли, объединяются в игровые коллективы, действуют сообща, договариваются о сотрудничестве, решают спорные вопросы и конфликты, подбирают нужные для сюжета игрушки, они общительны, доброжелательны;

-  умеют импровизировать[19].

Следует обеспечить игре такое место в педагогическом процессе, чтобы она стала по праву ведущей формой организации «детского общества»[20].

Детское творчество есть в первую очередь самоопределение ребенка в сложной системе господствующих в обществе отношений. В творчестве он осваивает себя, свой опыт, опыт своих отношений с окружающим миром, с миром детей и взрослых. Для современной культурологи характерно понимание творчества как результата человеческой свободы, формы самоутверждения, самораскрытия, развертывания сущностных сил человека: Ц.Т. Арзаканьян, И.С. Злобин, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, В.В. Соколов. В то же время, подчеркивает М.С. Каган, определение сущности культуры через творческую способность человека таит в себе явную односторонность, ибо человеческая деятельность соединяет начала творческое и репродуктивное, креативное и традиционолистическое. Данное положение является весьма значительным для понимания сущности культуры вообще и культуры детства в частности, т.к. без усвоения ценностей, норм, способов культурной деятельности детское творчество состояться не может. Воспитательный момент выходит на первый план, важно подчеркнуть, что нужно ориентироваться не на воспитание личности, не на непосредственное воздействие на жизнь личности, ибо личность рождается только усилиями самого человека, а, как справедливо отмечает Библер, на формирование «человека культуры», способного работать со знаниями, с разными типами мышления, с идеями различных культур. Формирование «человека культуры» означает формирование в нем той культурной способности, а реальное использование ее будет вести ребенка и к формированию себя как личности. «Ступенчатость» становления личности, которая заключена в логике развития основных культурных сфер, может быть одной из методологических основ определения и планирования доминантных установок педагогического действия на разных этапах воспитания. Организация педагогической деятельности на основе знания логики культуры и построение архитектуры педагогического пространства в соответствии с логикой культуры позволит строить «социум культуры» и встроить в ее деятельность ориентацию на формирование «человека культуры»[21].

Наша литературная классика дает представления о стойкости человека, о труде, и в судьбе каждого из нас, и всего народа. Сам труд кует человека, сплачивает рабочих и крестьян в единый коллектив, живущий трудовыми успехами и неудачами, мечтой сделать страну прекрасной и счастливой. Проявляется творческое отношение человека к своему труду, увлеченность, труд – это счастье. В деятельности современного рабочего неизмеримо возросла доля умственного труда, т.е. это рабочий сложного, многостороннего и творческого труда. Общечеловеческий нравственный и исторический смысл всего строительства как пути развития современного общества. Каждый народ черпает из сокровищницы нашего искусства в первую очередь то, что наиболее близко и что помогает в решении собственных задач. Применение опыта на почве собственных национальных художественных традиций. Для 70-х годов характерно появление значительного количества стихотворений, в которых на новом историческом этапе по-новому осуществляется слияние крестьянской и рабочей ветвей нашей поэзии. Исповедуя сыновнюю преданность и деревне и городу, они утверждают нераздельность совместной цивилизации и прошлой духовной культуры народа. Ярко и самобытно проявились эти качества в поэзии Егора Исаева, М. Исаковского, А. Прокофьева, А. Твардовского и Я. Смелякова, эти поэты воспели образ труженика – рабочего и крестьянина – как творца всех ценностей на земле. О. Фокиной очень близко народно-поэтическое художественное сознание и своим органическим демократизмом языка и чувств, и естественным слиянием лирического переживания с общенародным эстетическим идеалом, выраженным в сказках, частушках, песнях, пословицах: «Зря, косарь, не коси…» Поэтесса использует жанр частушки в поэмах «Аленушка» и «Сыпь, снежок». Нередко все стихотворение: «Говорят, мое поле…», «Весенняя сказка», так построено, что нелегко отделить в нем сказочно-фантастическое и реальное, природа так же жива, как и человек, - типично фольклорный принцип олицетворения. История естествознания и техники богата примерами, которые свидетельствуют о неиссякаемом стремлении человека создать механизмы и устройства, подобные живым существам. Это стремление обусловлено многими причинами, и среди них не последнее место занимает естественное желание обзавестись помощником, способным заменить человека при выполнении сложной работы или существенно расширить его возможности. В наше время на смену забавным, довольно неуклюжим и малоэффективным автоматам пришли более простые по конструкции и очень практичные системы – работы и манипуляторы, причем их появление вызвано не только извечной тягой человека к созданию чего-то нового и необычного, но и насущными потребностями производства. Современные робототехнические устройства – это не просто усовершенствованные варианты их примитивных предшественников, в их основе лежит принципиально новая технология, получившая развитие лишь во второй половине ХХ века: вычислительная техника и информатика. Начавшиеся в конце 50-х г.г. обширные исследования в области разработки и использования привели ныне к созданию большого числа разнообразных конструкций, которые пользуются широким спросом в различных сферах человеческой деятельности. Работы обрели права «гражданства» и стали важным средством комплексной автоматизации промышленного производства. Роботы – манипуляторы проникают в сферу обслуживания и быт; они успешно заменяют человека на работах, связанных с пребыванием под водой, в космосе, в других тяжелых и опасных условиях. Огромный интерес вызывают у людей, прежде всего у детей, книги и фильмы о работах. Если тех привычек вещей, которых мы почти не замечаем, - чашек, стульев, платьев – коснуться волшебные руки художника – мастера, вещи «заговорят». Но на особом языке – языке красоты. Любой природный материал красив, но его красота открывается не сразу. Грубый и серый кусок глины не привлекает взгляда, но под ловкими руками гончара из этого мягкого, податливого материала рождаются облитые яркой глазурью нарядные чашки, вазы, кувшины. Плотные шерстяные ковры в Азии не только заменяли людям мебель и обои. Мастер, создавал ковер, порой воплощал в его узорах свою мечту. Яркие краски и орнаменты ковров, вызывают в нашей памяти, воображении волшебные сказки, пестрые восточные базары, ослепительную синеву неба, цветущие сады с фонтанами и дворцами. Декоративное искусство – это художественно выполненные посуда и мебель, облицовка домов, одежда и ювелирные изделия. Самую обычную вещь руки художника могут превратить в прекрасное произведение искусства[22].

Невозможно представить жизнь современного общества без печатного слова. Например, для дошкольников издается журнал – «А почему?». Детские журналы издаются во всех республиках, во многих краях и областях. Совсем недавно стали получать свой журнал «Колокольчик» якутские дети. В Японии издаются для детей различные журналы. Много интересных хорошо иллюстрированных детских журналов издается в США. Наиболее интересно детям изготовление аппликаций. В переводе с латинского слово аппликация означает «прикладывание». Действительно, картину или орнамент, выполненные этим способом, отличает то, что все они имеют подложку-основу, к которой прикладываются вырезанные из другого по цвету или фактуре материала элементы изображения. Наиболее допустимый и несложный метод закрепления на подложке элементов изображения с использованием клея ПВА. Для начала рисуют эскиз будущей аппликации, при этом надо добиваться максимальной выразительности рисунка при минимальном количестве используемых элементов изображения. Когда эскиз закончен, нужно расчертить на листе бумаги схему картины или орнамента и в соответствии с ней из лоскутков ткани, взрослый вырезает фрагменты картины. Дети соединяют лоскутки с фоном картины. Аппликации можно делать почти из всех материалов. Наиболее интересные результаты помимо тех, о которых уже было рассказано, дает использование природных материалов – соломки, сухих листьев и трав, бересты, коры сосны. Можно достичь больших успехов в труде самостоятельно, конечно при желании и некоторой настойчивости, если не отчаиваться при случайных неудачах. Взрослые играют в домики: профессия такая – в игрушки играть. Вдоль широких проспектов высятся многоэтажные дома. В стороне от них зеленеют скверы, парки, блестит озеро. Вот большой магазин, школа, поликлиника, кино. Это игрушечный город. Его домики из гипса или пластмассы, сверкающее озерко – простое стекло, скверы – бумажные. Во время своей игры «в домики» архитекторы передвигают макетоскоп по улицам, площади, проспектам. Когда город построят, в нем уже ничего изменить Нель. А на макете – пожалуйста[23].

По комнате течет река. Ее перегораживает плотина. Вдоль по реке плывут лодочки с горящими свечками. На обоих берегах хлопочут взрослые. Спросишь их: «Что это за речка?». Ответят: «Енисей», «Иртыш», «Ангара». И все будет точь-в-точь как на той настоящей речке: и очертания берегов, и скорость течения, и неровности дна. А еще станут сыпать в воду опилки. Где сплошные опилки, там на настоящей реке будут песчаные мели, на которых застрять корабли. Когда все проверят, только тогда разрешат строителям возводить плотину поперек настоящей реки.

Без конца можно было бы рассказывать детям о взрослых, которые забавляются игрушками: самолетиками, крошечными ракетами, маленькими луноходами. Да, взрослые не просто играют в игрушки. Они работают! И от каждой такой игры – работы большая польза.

Именно через чувство радости, испытываемое ребенком от похвалы за хорошо выполненное дело, через понимание значимости первых шагов в помощи взрослым, осознание необходимости выполнения своих обязанностей и формируется в дальнейшем трудолюбие – то прекрасное качество, которое должно быть присуще истинно культурному человеку. Поэтому не стоит забывать о явлении сензитивности: в воспитании трудолюбия сензитивным возрастом является старший дошкольный. Привыкнув с ранних лет выполнять поручения родителей, освоившись со своими обязанностями, ребенок будет воспринимать трудовые поручения так же, как необходимость есть, пить, дышать. А в дальнейшем, по мере развития трудовая деятельность станет для него естественной потребностью. Если же мы упустили этот период и попытаемся заняться трудовым воспитанием на более поздних этапах развития ребенка, то непременно столкнемся с трудностями: «не хочу», «потом сделаю», «а ты не сказала, что это надо было принести», «а я не знаю, как это убрать». И это совершенно естественно: привыкнув за многие годы – 6 лет для ребенка действительно много, к тому, что все домашние дела лежат на матери, ребенок станет сопротивляться такому вмешательству в его спокойную и праздничную жизнь. Предусмотрительность вполне обоснована, однако можно давать ребенку доступные поручения.

В одинаковой мере следует вовлекать в домашний труд и мальчиков и девочек. Итак, первая духовная потребность ребенка – потребность во впечатлениях постепенно становится основой формирования таких важнейших качеств как дисциплинированность, трудолюбие. И оказывается, что если ребенок получает возможность удовлетворять эту потребность – родители обеспечивают его необходимым минимумом игрушек, книгами, дают ему краски, карандаши, бумагу для рисования, позволяют включаться в труд – он не будет капризничать, раздражаться. Настроение его станет ровным, спокойным.

Потребность в общении появляется не только во взаимоотношениях ребенка со взрослыми. Дошкольник привлекает с удовольствием другого сверстника к игре: они вместе насыпают песок в ведерко, вместе катают мячик, вместе смеются, взявшись за руки. Известный педагог и врач профессор Е.А. Аркин подчеркивал, что «для детей дошкольного возраста общение со сверстниками необходимо: если трех-, четырехлетний малыш еще может удовлетворяться обществом кукол, игрушек и взрослых, пятилетний нуждается в товарищах». В совместных играх у детей развивается чувство товарищества, привязанности, взаимопомощи. Исследования психологов свидетельствуют о том, что в совместных играх у детей формируется целый ряд нравственно-ценных качеств. В игре ребенок приучается подчиняться правилам, распорядку игры и взаимоотношениям по ходу игры. В общении у детей формируется привязанность друг к другу, чувство симпатии, а потом и дружбы. Однако мы постепенно убеждаемся в том, что в дальнейшем это первое чувство симпатии к товарищу перерастает в привязанность, а главное – проникается нравственным и коллективистским содержанием. Если мы спросим у нашего шестилетнего сына, кому в группе он отдает предпочтение и почему, то в ответ услышим: «Мне Витя нравится, он никогда не бьет детей» или «Я буду теперь играть со Светой, она хорошо отвечает на занятиях и все знает, а Валериком я не играю, он очень неаккуратно ест». Именно моральная сторона поступка сверстника, его общее поведение, оценка его поведения окружающими взрослыми, отношение сверстника к другим детям по группе становятся объектом симпатии и антипатии ребенка. Такое соединение эмоционального и нравственного начала в дальнейшем, по мере роста ребенка, будет укрепляться в нем и зачастую определять дружеское отношение к товарищу. Общение детей, их взаимоотношения в коллективе определенным образом влияют на поведение ребенка. Оказывается, что формирование характера ребенка определяется не только условиями его жизни в семье, но во многом зависит и от взаимоотношений со сверстниками. Мы должны воспитывать в ребенке коллективизм, дружелюбие, оптимизм, заботу о другом.

Ребенок уже интересуется и работой родителей, ему важно знать, что делает мама, как работает отец, а разобравшись во всех тонкостях труда родителей, он будет более внимательным к ним дома – понимает, что они приходят с работы усталыми и дома нужно сделать все, чтобы не вызвать у них раздражения и волнений. Поэтому ребенок не позволит маме убрать после себя постель, не оставит на своем письменном столе беспорядок, не бросит грязную посуду неприбранной в кухне. Нередко дети в этом возрасте – настоящие помощники по дому, они вполне справляются с мытьем посуды, принимают участие в стирке белья, а если есть в семье сад, огород, родители вполне доверяют им довольно ответственные участки работы. Все это закрепляет важнейшее качество человека – трудолюбие. Кроме того, постоянная ситуация занятости, дефицита времени учит ребенка быть собранным, планировать свои действия. Такая собранность, умение ценить время, справляться со всеми делами четко и последовательно, привычка выполнять любое дело только на отлично – основа будущей дисциплинированности труда рабочего, инженера, ученого. Именно в детстве формируется умение делать работу так, чтобы потом не пришлось что-то поправлять, доделывать, совершенствовать. Такое умение выполнять работу тщательно, добросовестно, то есть качественно, развивается в семье благодаря домашнему труду. Надо думать, что ребенок в будущем – на производстве не допустит «халтуры» - привыкнет все делать добросовестно и качественно.

О разных профессиях ребятам рассказывают в стихах: Б.Заходер, М. Солдатенко, Г. Ладонщиков, В. Орлов, А. Говоров, А. Бродский, Е. Благинина, А. Жаров, Е. Серова, А. Седугин, С. Капутикян, А. Усманова, Л. Зеленская, А. Прокофьев, Е. Благинина, Л. Воронкова, Л. Делянц, И. Холин, А. Сурков, И. Махонина, Л. Забашта. Для мальчиков: стихи о строителях, о работе с молотком, рубанком, слесарными инструментами, о профессиях шофера, сапожника, токаря, кузнеца, машиниста, о том, как папа работает по дому, в поле работают – трактористы, комбайнеры. Для девочек: о работе портнихи, переплетчицы, об уборке по дому, стирке, о посадке на грядках помидоров, морковки, салата, сборе урожая, приготовлении обеда, выпечке булок, саек, калачей[24].

В шведской детской песенке, приводится в пример трудолюбивый Ниссе:

Хоть Ниссе ростом невелик,

Он все премудрости постиг:

Умеет он пахать и жать,

Умеет яблони сажать,

Он знает, как испечь пирог,

Как делать масло и творог,

Он может сапоги тачать,

Ребят умеет он качать,

Он знает, где грибы в лесу,

Он может выследить лису,

Он может строить, жарить, шить…

С таким легко на свете жить!

 На Филиппинах дети выращивают цветы и фрукты: папайя, ананасы, делают елочные украшения, сами искусственные елки, другие игрушки, которые взрослые продают. Многие уже с раннего детства например, учатся ремеслам: резкоделию.

Необходимо, чтобы увлечения детей сочетались с нормальным распорядком дня и отдыхом. Правильный подход к воспитанию – относиться к ребенку нужно: уважительно, внимательно, справедливо и с пониманием. Главная задача – вырастить гармоничную личность, которая будет способна на искренние глубокие чувства, сможет не только брать, но и отдавать, делиться своим внутренним богатством с другими, передавать опыт. В таком разнообразии игрушек, которое окружает современных детей, может запутаться и взрослый. По традиции девочки играют в кукол и мишек, а мальчики – в солдатиков и машинки. Но, скажем, в раннем возрасте детские игрушки одинаковы – мягкие кубики, мобили, утята и прочие яркие объемные и «говорливые» вещи. Ребенок старшего дошкольного возраста выбирает себе игрушку по вкусу и склонностям. Благо выпускается множество развивающих игрушек, знакомящих ребенка с повседневной жизнью и разными профессиями. Заставлять же ребенка интересоваться только «положенными» ему по полу игрушками бессмысленно.

Интересна новая коллекция игрушек «Защитники планеты», она развивает фантазию и воображение детей, а также навыки общения – ведь всегда интереснее играть с друзьями в коллективе ровесников. Вся команда доблестных защитников готова стартовать на орбиту в оборудованном по последнему слову техники космическом корабле, с настоящими взлетными огнями и двигателем, издающим характерные звуки. Игрушки едут на вездеходе – тягаче с подъемным краном, который проедет по пустыне и бездорожью, преодолеет любое препятствие, на санях, предназначенных для просторов Арктики, на скоростном скутере – скутер оснащен дыхательным аппаратом, на реактивном самолете и с ракетами в рюкзаке за спиной. Игра знакомит детей с достижениями в области науки и техники.


2.2 Трудовая изобразительная деятельность детей

Игра «приемы приклеивания деталей без разметки», развивает ассоциативное мышление, умение создавать образ по ассоциации с формой предмета. Игра воспитывает аккуратность, дисциплинированность, эстетический вкус. Оборудование для воспитательницы: образец изделия, природный материал, заготовка для основы; для детей: природный материал – листья, засушенные семена, картон, клей ПВА, клеенка, фартук, тряпочка для рук. Анализ изделия: из каких частей состоит зайка? – Ушки, туловище, голова, лапки, щечки, глаза, нос.

Стихотворение:

Серый зверек

Через палку скок,

Длинные ноги,

А хвост короток.

Нужно отобрать листья и семена. Разложить детали на заготовке. Продвинуть детали. Приклеить. Воспитательница объясняет детям, что гербарий – очень хрупкий материал, и работать с ним, и приклеивать его нужно очень аккуратно и осторожно. Индивидуально помогает ребятам.

Игра «правила составления композиций из засушенных соцветий из альбомной бумаги». Капельное наклеивание. Игра обучает детей составлять правильную композицию из засушенных соцветий, учит приему капельного наклеивания. Развивает у ребят глазомер, чувство формы, воспитывает аккуратность и бережливость. Оборудование для воспитательницы: образцы изделия, шаблоны вазы; для детей: альбомный лист для открытки, засушенные соцветия, клей ПВА, фальцовка, тряпочка, клеенка, фартук, папка для сушки композиции, простой карандаш. Самое главное, обратить внимание ребят, что цветы очень мелкие, поэтому клей наносить каплями. Это называется «капельное наклеивание». Альбомный лист согнуть пополам. Воспитательница обводит и вырезает вазы по шаблону, а дети приклеивают, отбирают нужные цветы в букет, примеряют детали к открытке, раскладывают детали букета, приклеивают цветы по одному каплей клея. Готовую открытку вкладывают в папку, сверху – пресс для просушки[25].

Изготовление технической аппликации: «Подводное царство». Занятие обучает детей рассматривать и изучать формы предметов. Развивает глазомер и творческие способности. Оборудование для воспитательницы: образцы – аналоги композиции из засушенных листьев: сова, жар-птица, бабочка, лист бумаги; для детей: цветной картон, гербарий, клей, тряпочка, клеенка, фартук. Разбирают из каких частей (деталей) состоит рыбка? – Туловище, хвост, жабры, глаза. Нужно выложить подходящие детали на основу, чтобы получились рыбки, и приклеить детали к основе. Дети выполняют самостоятельно, воспитательница помогает индивидуально.

Игра «работа с бумагой, правила складывания оригами».

Ознакомительная игра с основными геометрическими фигурами; обучающая самостоятельному изготовлению изделия. Игра развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, развивает память. Берется технический рисунок, образец изделия, шаблоны, также: цветная бумага, картон, фартук, клей, тряпочка, клеенка. Из обычного бумажного квадратика можно сделать тысячи самых разных фигурок. Складывание из бумаги – настоящее искусство, и называется оно оригами, японское слово, оно переводится как «сложенная бумага». Воспитательница с ребятами складывают из бумаги собачку: она состоит из двух частей – туловища и головы. Выбирается цвет изделия, два шаблона квадрата. Берется квадрат меньший по величине и делится пополам по диагонали, далее от сгиба слева и справа отгибаются вперед углы в виде ушей с висячими кончиками, сгибается внутрь средний угол и получается голова собачки. Глаза, нос, язычок приклеивают из цветной бумаги. Затем голову соединяют с туловищем с помощью клея. Когда заготовка готова, дети оформляют изделие: приклеивают бантик, галстук, цветочек.

Игра «приемы получения овальной развертки; изготовление из многослойной заготовки гофрированной бабочки». Занятие обучает детей способу гофрирования бумаги; развивает мелкую моторику рук, точность при разметке изделия, творческие способности. Для игры нужны: образцы изделия, линейка, простой карандаш, схема изделия, фальцовка, цветная бумага. Воспитательница показывает детям, как выполняется гофрирование: лист бумаги, сгибает два раза, вырезает полуовал, потом дети складывают овал гармошкой и с помощью линейки проводят линии. Работа требует внимательности и аккуратности, чем мельче, уже складки гофра, тем красивее изделие; вторая часть изделия делается также, только чуть меньше размером, детали соединяются. После занятия дети убирают рабочее место.

Составление плоской бумажной аппликации мозаичными фрагментами. Воспитательница разрезает бумагу, дети наклеивают детали из бумаги на бумажную основу. Задание развивает внимание, пространственное мышление, моторику рук. Требуются: образец изделия, шаблоны, технический рисунок, цветной картон, простой карандаш, цветная бумага, клей, клеенка, фартук.

Составление рисунка из кусочков цветной бумаги – в виде морской звезды. На образце изображена большая, пятиконечная морская звезда. Аппликация (мозаика) выполнена по контуру рисунка. Рисунок наносится по шаблону, дети приклеивают кусочки цветной бумаги по контуру, вплотную друг к другу.

Многоцветные резаные мозаичные аппликации: петушок. Обучение детей размечать по лицевой стороне заготовки рисунка, закрепление знаний в укладе мозаики. Развитие точности при разметке изделия, исполнительских умений, творческих способностей. В начале занятия воспитательница читает стихотворение и спрашивает ребят, о ком говорил автор:

Гордой поступью хожу,

За собой подруг вожу,

А усядусь на забор –

Сразу вижу целый двор.

О петушке. Воспитательница показывает очередность складывания бумаги, помогает детям перевести рисунок через картинку на картон дальше дети самостоятельно наносят мозаику на рисунок, на его контур, а затем на всю плоскость рисунка, используя разноцветную цветную бумагу.

Картонный поднос, украшенный картинками. Обучение детей изготавливать овальную выкройку для подноса, ознакомление с новым видом бумаги (самоклеящейся пленкой). Развитие усидчивости, глазомера, точности при разметке овальной выкройки. Воспитательница делает циркулем правильные круги заданного размера. Дети украшают подносы цветной самоклеящейся бумагой. Игра «роль салфетки в праздничной сервировке стола»: развивает у детей творческие способности, воображение, координацию движения

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Особенности организации трудового воспитания детей в ДОУ". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 782

Другие дипломные работы по специальности "Педагогика":

Метод языкового анализа на уроках русского языка

Смотреть работу >>

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Смотреть работу >>

Организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку

Смотреть работу >>

Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

Смотреть работу >>

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей

Смотреть работу >>