Дипломная работа на тему "Особенности изучения лирического произведения в старших классах"

ГлавнаяПедагогика → Особенности изучения лирического произведения в старших классах




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Особенности изучения лирического произведения в старших классах":


Оглавление

Введение

Глава 1. Лирика как содержательный компонент литературного образования школьников

1.1 Особенности лирики как литературного рода

1.2 Особенности восприятия и анализа лирического произведения учениками

1.3 Проблемные ситуации при изучении лирического произведения

Глава 2. Лирика как предмет школьного изучения

2.1 Интерпретация творчества С. Есенина в литературоведении

2.2 Методические системы изучения поэзии Есенина в школе

2.3 Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Тема. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века

Тема. Слово о Есенине и его судьбе. Образ родины в лирике поэта

Тема. Люблю природу русскую

Тема. Тема любви в лирике Есенина

277326699">Введение

Анализ художественного произведения с учетом его родовой и жанровой специфики - одна из активно разрабатываемых проблем методической науки. Значительный вклад в ее решение внесли М.А. Рыбникова, З.Я. Рез, В.Г. Маранцман, М.Г. Качурин.

Понимание своеобразия лирики будет способствовать осмыслению и других литературных родов, так как лирический элемент присутствует и в драме, где диалог, является непосредственным выражением мыслей, чувств, ощущений персонажа, и в эпосе, о котором М. Пришвин написал: “Не лирика ли является в писаниях тем золотом, которое определяет их прочность и ценность? И эпос есть ничто иное как скрытая лирика” (Цит по: Камянов, 1978, с.5). В свою очередь, лирика содержит в себе элементы и драмы, и эпоса. Качественные и количественные характеристики этого элемента определяют характер лирического произведения, его своеобразие, неповторимость.

Одним из самых ярких русских лириков является С. Есенин. Значение Есенина для русской культуры и истории определяет место, которое должно занимать преподавание его творчества в русской школе. Есенин - великий русский национальный поэт, чье неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории. Это положение ныне не нуждается в доказательстве. Очевидно и то, что любовь к России и особенности национального самосознания роднят Есенина с Пушкиным. Используя слова И. Ильина о Пушкине, можно сказать, что Есенин тоже "был живым средоточием русского духа, его истории, его путей, его проблем и больных узлов".

Благодаря складу своего таланта и вниманию к духовному миру каждого человека и противоречиям эпохи, Есенин достигает такого масштаба и неоднозначности в отражении собственных переживаний и событий жизни, которые придают его произведениям не только глубоко национальный, но и общечеловеческий характер. Проникновенный лирик и крупный эпический поэт, Есенин во многом предвосхитил художественные открытия мировой литературы XX века: синтез разнообразных жанров в лирике, поэме и драме, тяготение к иносказанию, притче и др.

Развивая богатые духовные традиции русской литературы, Есенин обогащает их народной верой в словесную магию, в "божественный глагол" и выступает смелым реформатором русского языка и литературы, раскрывает богатство и многозначность живого русского слова. Образ - "основа русского духа и глаза... - говорил поэт. - Я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически, так же, как мои страсти и чувства" [Есенин, 223 - 224.].

Вышедшее в свет Полное собрание сочинений Есенина, работы известных исследователей Ю.Л. Прокушева, О.Е. Вороновой, А.Н. Захарова, Е.А. Самоделовой, М.В. Скороходова, Н.Г. Юсова, Ю.Б. Юшкина серьезно расширили и углубили представление о жизни и творчестве великого русского национального поэта и о его месте в истории русской литературы XX века. Более того, изучение творчества Есенина на академическом уровне существенно изменило общую картину истории литературы XX века и наше представление о ее вершинах и литературном процессе. Поэтому содержание и методика преподавания литературы XIX века и жизни и творчества Есенина в общеобразовательной школе нуждаются в серьезном обновлении.

О Есенине очень много написано, его все знают, он поэт-легенда. Нет человека, который не знал бы стихотворений "Береза", "Шаганэ ты моя, Шаганэ!", поэмы "Анна Снегина". С творчеством Сергея Есенина дети знакомятся еще в начальных классах, изучение его творчества продолжается в среднем и старшем звене классов. На изучение творчества поэта отводится немного часов, но материал для изучения очень обширный. Рассмотреть этот процесс в полном объеме сложно, поэтому мы остановились на возможностях постижения лирики как литературного рода в старших классах на примере поэзии С. Есенина,

Предметом нашего исследования стала лирика как компонент школьного литературного образования.

Объектом изучения - творчество С. Есенина в старших классах.

Цель работы:

Осмыслить логику и определить содержание уроков по изучению жизни и творчества С. Есенина в старших классах.

Цель требовала постановки и решения ряда задач:

изучить литературоведческие источники по исследуемой проблеме;

Обратиться к теории литературы и выявить своеобразие лирики как литературного рода;

проанализировать и систематизировать материал по теме "Изучение творчества Сергея Есенина в школе, в том числе, программы по литературе с целью наблюдения изучения творчества Сергея Есенина в школе.

Структура работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка используемой литературы.

277326700">Глава 1. Лирика как содержательный компонент литературного образования школьников

277326701">1.1 Особенности лирики как литературного рода

Анализ художественного произведения с учетом его родовой и жанровой специфики - одна из активно разрабатываемых проблем методической науки. Значительный вклад в ее решение внесли М.А. Рыбникова, З.Я. Рез, В.Г. Маранцман, М.Г. Качурин.

Задача данного параграфа выявить особенности лирики как литературного рода, которые следует учитывать при организации учебного процесса по литературе.

Понимание своеобразия лирики будет способствовать осмыслению и других литературных родов, так как лирический элемент присутствует и в драме, где диалог, является непосредственным выражением мыслей, чувств, ощущений персонажа, и в эпосе, о котором М. Пришвин написал: “Не лирика ли является в писаниях тем золотом, которое определяет их прочность и ценность? И эпос есть ничто иное как скрытая лирика” (Цит по: Камянов, 1978, с.5). В свою очередь, лирика содержит в себе элементы и драмы, и эпоса. Качественные и количественные характеристики этого элемента определяют характер лирического произведения, его своеобразие, неповторимость.

Лирика как литературный род в своих крайних проявлениях тяготеет, с одной стороны, к эпосу, содержание которого - события, факты, сюжет как события и факты. С другой - к музыке, где внешняя “событийность" уступает место внутренним движениям человеческой души, когда ее содержанием становятся даже не мыли, а - чувства, порыв, эмоция. Эмоция в чистом виде есть музыка.

Как бы лирика ни понималась и ни определялась исследователями разных эпох, направлений и школ, общим местом является признание в лирике эмоциональной доминанты как “высокой степени суггестивности текста” или “сгущения смысла”. Эта особенность максимально сближает ее с музыкой как искусством “интонируемого смысла", т. е искусством, содержание которого составляет эмоция.

Личностное начало, внутренний мир художника в поэзии проявляются с особой силой. Кажущиеся абстрактными размышления автора или выплескиваемые им эмоции - это непосредственное выражение навсегда запечатленного в строках состояния. Новалис уже в 18 веке писал: “Поэзия на деле есть абсолютное реальное. Это средоточие моей философии. Чем больше поэзии, тем ближе к действительности” (Литературная теория немецкого романтизма, 1934, с.121). Эта реальность действительности в поэзии столь велика, что приобретает мистический характер: “Чувство поэзии имеет очень много общего с чувством мистического. Это чувство особенного, личностного, неизведанного, сокровенного, должного раскрыться, необходимо-случайного... ” (Там же, с.123). В лирике с особой силой высвечивается личностное, субъективное, с одной стороны, с другой - осознается значимость и ценность объективно существующего мира, всех его проявлений, от глобальных исторических событий до мгновений бытия.А. Кушнер пишет: “Лирика играет на повышение всех ценностей, разглядывает как драгоценность каждую крупицу жизни" (Кушнер, 1989, с.307).

Лирическое произведение и музыка - виды искусства не просто тяготеющие друг к другу, а дополняющие одно другое, часто существующие в неразрывном сплаве, например, песенное, вокальное искусство. В книге “Музыка в мире искусств” М.С. Каган так пишет о лирической поэзии: “... она является не “чистой" формой искусства слова, а переходной, синтезирующей его (слова - Г. А) качества с качествами музыки..." (Каган, 1996, с.50).

Характер отношений лирики и изобразительного искусства сложный, многогранный, при этом диалогическая сущность их связи очевидна. Лирический пейзаж в поэзии и лирический пейзаж в живописи нередко выступают по отношению друг к другу как интерпретация одного вида искусства другим, то же можно говорить о жанре портрета в этих видах искусства, о жанровых сценах на полотнах передвижников и в произведениях, например, Некрасова, Островского.

Понять и ощутить своеобразие лирики в процессе ее изучения в школе поможет привлечение других видов искусства, выявление характера их взаимосвязи.

Возможности изучения лирики в старших классах будем рассматривать в нашей работе.

Изучение литературы с опорой на опыт собственного творчества в области других видов искусства - одно из условий постижения лирики Необходимо показать сходство и отличие поэтического текста и музыки, живописи на разных уровнях: содержательном, идейном, эмоциональном

Обращение к лирике, по выражению Г.Д. Гачева, “выход в иное измерение”. Каким образом школьник на разных этапах его развития входит в это “иное измерение" и как помочь ему в этом вхождении?

277326702">1.2 Особенности восприятия и анализа лирического произведения учениками

Отношение к лирике школьника-читателя на разных этапах его развития разное.

На последнем этапе (в старших классах), важно подвести читателя к осмыслению того, что произведение есть отражение авторского миропонимания, а его творчество отражение процесса формирования, изменения взглядов. Художник всегда ведет диалог с прошлым, настоящим, этот диалог обращен и в будущее, которому принадлежит современный читатель и который может и должен осознать себя как участник этого диалога. Осознание тех или иных граней диалога, его уровней (от художественного приема до идеи) в конечном итоге может способствовать пониманию специфики искусства, особенностей конкретного художественного явления, которые обусловлены принадлежностью к роду, жанру, направлению, что обеспечит сочетание объективного и глубоко личностного начал в восприятии искусства и формированию целостного мировоззрения подрастающей личности.

Как показывают исследования, проводимые учеными среди учебных заведений страны, ученики читать лирические произведения не любят, уровень восприятия лирических произведений у них низкий, умения пользоваться теоретико-литературными понятиями, связанными с лирикой как родом литературы, оставляет желать лучшего.

Критические статьи, и заметки о лирике, ученики почти совсем не читают и не смотрят литературные передачи.

А ведь изучение лирики в школе составили органическую часть воспитательного процесса. Многие литературоведы, методисты, которые занимались и занимаются изучением лирики, Рез В.Я., Медведев В.Л., Маранцман В.Г. отмечали, что лирика - тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека.

Нужен ли, возможен ли анализ лирического стихотворения и если нужен, то, как при изучении лирики сочетаются логическое и эмоциональное начало, как добиться, чтобы "алгебра" анализа не убила, не разрушила гармонию целого - эти вопросы неизбежно встают перед учителями, безусловно, перед методистами, которые работают над этой проблемой.

Школьная практика свидетельствует, что многие стихотворения без соответствующих комментариев просто не будут понятны, ряд других будет понят однозначно, узко. Это относится к таким, например, стихотворениям, как "Пророк" А.С. Пушкина, "Поэт и гражданин" Некрасова Н.А. и многим другим.

Требуют усилий для понимания и другие поэты, вообще всякое истинное искусство. С другой стороны, скрупулезный анализ таких стихотворений, как "Прощай, немытая Россия..." Лермонтова М.Ю. или "Все в тающей дымке..." Рыленкова Н., рассчитанных на мгновенный эмоциональный отклик читателя, убивает непосредственность восприятия.

И, наконец, любому лирическому стихотворению противопоказан анализ, сопровождающийся постановкой десятков вопросов, которые подчас направляют учеников на прозаический пересказ текста, а главное - разрушают целостное восприятие стихотворения.

Дело, стало быть, не в том, нужен ли анализ, а в его направлении, мере и конкретных формах. Чтобы наметить принцип и приемы аналитической работы над лирикой, необходимо отчетливо осознать своеобразие художественной природы лирического произведения, особенности лирического образа, основных компонентов лирического стихотворения - композиции, языка, стиха. Наблюдения над художественной формой помогут ввести учащихся во внутреннее содержание лирического произведения, раскрыть строй мыслей и чувств поэта.

Одна из задач учителя заключается в том, чтобы раскрыть мир лирического стихотворения во всем многоцветье красок и отзвуков. Ученики должны понять, что для каждого художника характерно свое, оригинальное видение мира, и когда мы читаем произведение, важно определить, чем этот поэт не похож на других, чем он обогатил наше представление о жизни.

В старших классах, разумеется, происходит определенный сдвиг в эстетической подготовке учеников. Под влиянием школьного анализа критерии оценки лирических стихотворений становятся глубже и многограннее. Одним из важнейших элементов восприятий и оценки стихотворения становится наблюдение над его общественным звучанием.

Подчас ученики применяют одни и те же формулы к характеристике разных художественных явлений и тем самым уравнивают, нивелируют их содержание. О художественных достоинствах стихотворений или не говорят ничего, или говорят крайне бегло, невнятно, обнаруживая слабую осведомляемость в вопросах теории литературы и недостаточно развитый эстетический вкус.

При изучении лирической поэзии в школе, как одна из основных задач возникает задача познакомить учащихся со спецификой лирики как особого рода литературы. Помочь восприятию таких особенностей лирики, как ассоциативность, метафоричность. Выработать объективные критерия оценки лирического произведения, вооружить учеников определенными навыками его анализа.

Анализируя художественное произведение, исходим из того, что оно является звеном единой художественной системы. Но система эта включает в себя не только литературу, она охватывает всю сферу искусства - и изобразительное искусство, и музыку, и искусство театра и кино и. д.

При этом поэзия особенно близка двум видам искусства изобразительному искусству и музыке. Близость эта обусловливает внимание к пластической к музыкальной выразительности лирического произведения. Но близость эта обусловливается также возможностью при изучении лирики, широко обращаться к образам родственных поэзий искусств.

При изучении лирики очень хорошо использовать произведения изобразительного искусства. При сопоставлении стихотворения и картины мы выясняем, какие мысли и чувства они вызывают, находим слова стихотворения, которые соответствуют содержанию и настроению картины, устанавливаем, как замысел поэта и художника воплотился в образах, колорите, языке произведения.

Отбирая произведения живописи, нужно считаться и с такими особенностями лирического образа, как экспрессивность и музыкальность. Этими качествами, в частности, отмечены картины Ч. Левитана, Ф. Васильева, и именно потому возможно широкое обращение к ним при изучении лирики.

Очень эффективно при изучении лирических произведений обращаться к музыке. Общность сфер поэзии и музыки прекрасно осознавали и сами поэты. В лирике 18-19 в. слово певец было синонимом слову поэт.

Конечно, знакомя учеников с музыкальными произведениями, педагог должен соблюдать чувство меры. Цель его - проявить при помощи музыки то музыкальное начало, которое входит в содержание каждого стихотворения.

Возможны разные формы этой работы. Прослушивание музыкальных произведений на вступительных занятиях позволит настроить учащихся на определенную музыкальную волну.

Другая форма применения музыки - мелодекламация, чтение стихов на музыкальной основе. Особенно большое значение при изучении лирики имеет обращение к романсам на стихи поэта.

Таким образом, наблюдения над произведениями живописи и музыки помогут учащимся войти в художественный мир лирических стихотворений, дадут представление о стиле того или иного поэта, поставят его творчество в связь с историей русского искусства.

Из всего выше перечисленного напрашивается вывод, что, начиная изучать с ребятами лирическое произведение, перед учителем встают очень сложные вопросы: Как же сделать в процессе обучения анализ лирического произведения наиболее эффективным? Как активизировать восприятие детей средних классов в ходе анализа лирических произведений?

На эти и другие вопросы мы и постараемся ответить в нашей выпускной квалификационной работе.

277326703">1.3 Проблемные ситуации при изучении лирического произведения

Средства создания проблемной ситуации во многом зависят от рода литературного произведения. Читательское восприятие лирики обнаруживает особенно тесную связь общего уровня литературного развития и постижения данного стихотворения. Ученики с низким уровнем литературного развития даже при верных эмоциональных реакциях не могут перевести их в понятийный план, и это препятствует полноценному освоению идейного содержания. Работа воображения и осознание художественной формы стихотворных текстов хуже всего воспринимаются учащимися. У развитых учеников при восприятии лирики особенно заметна заостренность личностного отношения к произведению1. Стихотворение требует читательского присоединения к лирическому герою, эмоционального вхождения в ситуацию произведения, поэтому при чтении и анализе лирики возникают особые трудности: читатель-школьник либо не откликается на проблему и ситуацию стихотворения, либо подменяет их своим жизненным опытом. Неподключение и переключение - характерные крайности восприятия лирики, которые предстоит преодолеть в школьном анализе, чтобы личная ассоциация непременно возникала при чтении, но не заслоняла собой поэтического содержания стихотворения. Трудности перенесения идейного содержания стихотворения в план личных ассоциаций связаны с неразвитостью видения, однолинейным пониманием поэтического образа. Создание проблемных ситуаций с помощью различных музыкальных воплощений стихотворения или исполнений его чтецами содействует многогранности истолкования поэтического текста.

В старших классах проблемные ситуации создаются не только и рамках одного произведения. Задачи историко-литературного курса диктуют необходимость обращения к таким вопросам, как художественное своеобразие писателя, эволюция его мировоззрения и творческой манеры. Проблемные ситуации, связанные с этими целями, сложны и требуют от учеников сочетания концепционности, широты мысли и точности, пристальности взгляда. Это особенно трудно, когда речь идет об изучении лирики. Разговор о поэтическом своеобразии стихотворения в школе до сих пор иногда сводится к поискам эпитетов, метафор и сравнений. Поэтический образ не раскрывается во всей его многозначности, позиция поэта суживается до пределов одного стихотворения. В разборе поэтов лишь цитируют, но не открывают. Стихотворение в сознании школьников после такого анализа распадается на отдельные строки, слова, не сливающиеся во властный лирический поток. Между тем стихотворение - сложное поэтическое целое, в котором все взаимосвязано, взаимозависимо.

Открыть настроение произведения, обнаружить переливы чувства, найти причины его изменчивости, выявить сквозные, центральные образы - в этом, пожалуй, состоит один из основных путей в постижении мысли стихотворения. Внимание к поэтическим образам, раскрытие художественных средств должно неизменно вести к прояснению мысли, выявлению настроения, течения чувств в стихе. Только такой подход убедит учеников, что стихотворение - единый и прекрасный в своей стройности организм.

Итак, первая задача проблемных ситуаций при изучении лирики - показать стихотворение как поэтическое целое, как динамическую систему, в которой все взаимосвязано, взаимозависимо. Увидеть единство стихотворения - одно из важнейших усилий школьного анализа. В лирике единство поэтического произведения обозримо, и это создает благоприятную основу для постановки общего проблемного вопроса и разрешения проблемной ситуации в цепочке вопросов, подчиненных общему. Важно только верно определить тайну стихотворения, найти связь вопросов, позволяющих разрешить ее.

Лирическое стихотворение - самостоятельный, но не замкнутый в себе мир. Поэтому вторая задача при изучении лирики состоит в преодолении изолированности произведения от всего творчества поэта. Надо выходить за пределы произведения, проверять свое впечатление от одного стихотворения сравнением с другими произведениями поэта.

Сопоставление разных стихотворений одного поэта может обнаружить общие, присущие именно ему черты видения жизни и художественной манеры. И в то же время стихотворения разных периодов творчества открывают эволюцию мировоззрения и художественного метода поэта.

277326704">Глава 2. Лирика как предмет школьного изучения

277326705">2.1 Интерпретация творчества С. Есенина в литературоведении

Изучением жизни и творчества Сергея Есенина занимались и занимаются многие литературоведы, среди них Мешков Ю.А., Захаров А.Н., Павлов Ю. М, Занковская Л.В., Влащенко В.И., Шубникова-Гусева Н.И. и другие.

Сергей Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии 21 сентября (2 октября) 1985 года. С двух лет он был отдан на воспитание деду по материнской линии, большому знатоку церковных книг. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Они доводились Сергею дядьями. Сергей потом писал: "Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя - дядя Саша - брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах".

У Сергея Есенина было замечательное, настоящее, золотое детство. И юность была яркая - с множеством стихов, с влюбленностями, с мечтами. Геннадий Иванов говорит, что "никто в русской поэзии не писал так пронзительно об ушедшей молодости, как Есенин. Об этом вообще мало писали великие поэты. У Есенина это одна из основных тем. Но, может быть, острота боли и нежности поэта происходит еще от наложившегося интуитивного ощущения, что не только "отзвучавшие в сумрак" года молодости уходят, но сама Россия уходит. Такая Россия, которой никогда уже больше не будет. Как и молодости". [Иванов, 519]

Удивительной, не подвластной обычным человеческим меркам, была судьба Есенина. За тридцать лет он успел так много, словно прожил огромную жизнь. Изменчивость созданного им поэтического мира тоже выглядит беспримерной. Оставаясь самим собой, этот художник вместил в себе одно словно бы несколько поэтов. Исключительная широта внутреннего диапазона, столкновение несходящихся крайностей присущи ему как мало кому еще в истории русской литературы.

Когда весной 1915 года совсем еще юный Есенин приехал в Петроград, это явление поразило многих, но только самые проницательные наблюдатели увидели тут начало поистине дивной будущей судьбы.

Успех молодого поэта был стремительным и громким. Он начинал, что было вполне естественно, как певец дорогого ему крестьянского мира.

Александр Дмитриевич Андреев в своей книге "Есенин" показал юность поэта, его первые, но уже размашистые шаги в советскую поэзию, его первые уроки жизни, встречи с представителями рабочего класса Москвы и мальчишеское увлечение революционной романтикой. Легенда основана на документах о Есенине, на записках современников, разговорах с людьми, знавшими его лично.

Эпиграфом к книге служат слова А.С. Пушкина "Перед ним молва бежала, Быль и небыль разглашала". По моему мнению, именно эти слова раскрывают всю творческую суть Есенина.

Изучением жизни Сергея Есенина занимается Сергей Петрович Кошечкин. Он является составителем книги "Жизнь Есенина", которая представляет собой хронологический рассказ родных, друзей, знакомых Сергея Есенина о жизни поэта, истоках его патриотической лирики, о связях поэта с видными писателями-современниками. Среди авторов воспоминаний: Е. и А. Есенины, М. Горький, Н. Тихонов, С. Городецкий, Вс. Рождественский, П. Чагин, В. Качалов, А. Миклашевская и другие.

С.П. Кошечкин является автором вступительной статьи книги, в которой он дает краткую биографию поэта и рассказ о его творчестве. Главная мысль статьи заключается в словах Кошечкина: "Читая Есенина, читаешь автобиографию души художника, видишь движение характера во времени, само время. Тихая радость первых встреч с окружающим миром; робкие мысли о неустроенности жизни; милосердие к слабым, бедным, униженным; томление по "нездешним перелескам"; предчувствие небывалой грозы; восторг в дни революционной бури; ожидание скорого "мужицкого" рая и крушение этих надежд; растерянность и тяжкое похмелье в "Москве кабацкой"; минуты счастья с любимой женщиной; обретение веры в новые "путеводительные светы" и горькое сознание: "остался в прошлом я одной ногою…"; трагические раздумья о несовершенстве действительности и собственной души - ни о чем не умолчал поэт. Ничего не скрыл - ни хорошее, ни плохое, все выкладывал, как на духу: "Себя вынимал на испод". Распахнутость до конца: "Вот такой, какой есть…" Раздумывая о себе, он рассказывал о мире, в котором жил, и его раздумья были раздумьями о нем самом". [Кошечкин, 19]

В книге Станислава Юрьевича и Сергея Станиславовича Куняевых "Сергей Есенин" прослеживаются сюжетные линии, до сих пор не разработанные в литературе: Есенин и Троцкий, Есенин и Сталин, Есенин и семья Романовых. По-новому освещены взаимоотношения поэта с Зинаидой Райх, Айседорой Дункан и другими спутницами жизни, роль Есенина в становлении русского национализма 1920-х годов.

Л.В. Занковская своей статье "Характерные черты стиля Сергея Есенина" раскрывает характерные черты стиля поэта до революции и после.

По ее мнению "поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций. Примером тому могут быть и более ранние произведения на исторические темы: "Песнь о Евпатии Коловрате", "Марфа Посадница", "Ус" и др. Целый ряд фольклорных жанров: былины, частушки, загадки, обрядовые, лирические, исторические песни, сказки и т.д. - получали свою собственную жизнь в его стихотворениях. Многие герои его исторических поэм гораздо ближе к фольклорным прототипам, нежели реально существующим личностям. Его персонажи жизненны, "укоренены". Добро и красота - суть их натуры и их жизни. Крестьянский мир не просто описан Есениным, поэт "заглянул ему в душу" и увидел "нежность грустной русской души", увидел героическое в нем, запечатленное исторической песней и былиной. Патриотизм Есенина глубоко органичен, он тоже - от истоков отцов. В нем отражается все, что составляет его сущность: это мать, родственники, родная земля, "шестая часть земли" - Русь. В "Персидских мотивах" у героя "в душе звенит тальянка", и "как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий". [Занковская // Литература в школе. - 2004. - №1]

В дореволюционной поэзии Есенина прослеживается прямое воздействие на поэта народной поэтической культуры.

Для этого периода стиля Есенина характерно образование устойчивых эпитетов с помощью существительных (что присуще для народного эпоса) типа: "Схимник-ветер шагом осторожным / Мнет листву по выступам дорожным".

Сердце-вещун, мать-голубица, сокол-ветер, березка-невеста, де вица-вьюга, лес-хороводник, туча-борода, месяц-ягненок и др. - вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества, секреты которого он знал досконально: "Это все есть у народа, - говорил он. - Мы тут только наследники народа. <... > Это только надо найти, услышать, прочитать, осмыслить".

"Уже в ранних стихах Есенина природа воспринимается как живое существо, способное во всем уподобляться человеку. В мировой и русской литературе метафора - явление едва ли обязательное, но в творчестве Есенина - это особенность его стиля, унаследованная от народно-поэтических традиций.

"Широко использует Есенин также принцип загадки, в 1918 году он создал около 30 стихотворений, в которых почти столько же загадок или близких к ним метафор. А в "Пугачеве" (1921) более 40 построенных по этому принципу образов" [Л.В. Занковская // Литература в школе. - 2004. - №1].

Л.В. Занковская обращает внимание на то, "что в поэтической образности Есенина важное место занимает цветопись; владение этим искусством досталось как драгоценное наследство от устной речевой стихии, от иконописи, "умозрения в красках" (Е. Трубецкой) - источника познаний изобразительных средств, из интереса и внимания ко всем сторонам человеческого бытия, свойственного его художественной натуре. Но главным учителем и кладезем цветовой гармонии для поэта была русская природа: "Я учусь, я учусь моим сердцем / Цвет черемух в глазах беречь".

Его чуткое импрессионистическое мировидение, умеющее постичь значительное в малом, мастерски вычленяло из синкретических картин (они постоянно присутствуют в его поэзии) индивидуальное, не нарушая при этом внутреннего единства:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке -

Зеленое вымя сосет.

Зрительное восприятие художника угадывало, улавливало во всем неповторимость, сказочность ("Хаты - в ризах образа"; "Обняв трубу, сверкает по повети / Зола зеленая из розовой печи"). В области световой эстетики Есенину принадлежит, пожалуй, первое место среди поэтов-современников.

Отличительная особенность есенинской цветописи - мажорность, четкость, импрессионистическая точность, осязаемость. Краски у него всегда живые, как все в природе; динамичные Соответствующие даже мгновению, времени суток и месяца; мелодичные, броские, звучащие, что кажется удивительным при почти элегической тональности его стихов.

Богатство есенинского радужного спектра возможно сравнить лишь с красками природы. Поэт оперирует всеми цветами, окружающими его: синим, голубым, золотым, желтым, зеленым, коричневым, черным, белым, розовым, малиновым, вишневым, алым, огненным и т.д. ("О красном вечере задумалась дорога"; "Вечером синим, вечером лунным"; "Алый мрак в небесной черни / Начертил пожаром грань" и др.)". [Л.В. Занковская // Литература в школе. - 2004. - №1]

В последующие годы (1919-1923) в стиле Есенина наблюдается своеобразный "взрыв образности", что не могло не сказаться на его цветовой гамме: она становится необычайно "объемной", еще далее расширяются ее границы, углубляется оттеночный эффект: желтый, златой, златохвойный, рыжий, ржавый, кровавый, окровавленный, красногривый, багряный, черный, вороний и т.д. ("Заметался пожар голубой"; "Льется дней моих розовый купол. / В сердце снов золотых сума"; "И мне в окошко постучал / Сентябрь багряной веткой ивы"). В "Пугачеве", где дается изображение оренбургских степей, песчаных пустынь Востока, преобладают цвета желтый, золотой, медно-красный ("... степей твоих медь"; "Прыгают кошками желтыми / Казацкие головы с плеч"; "... заря красным всадником мчится").

В дальнейшем (1924-1925 годы) доминантой его поэзии становятся пастельные тона: серый, синий, желтая позолота, янтарный, лимонный, сиреневый и др. ("Отцвела моя белая липа, / Отзвенел соловьиный рассвет"; "Несказанное, синее, нежное... "; "Но и все ж вовек благословенны / На земле сиреневые ночи").

Природа у Есенина, по словам Л.В. Занковской, следует законам жизни: она поет, звенит, переливается всевозможными опенками звучания ("В роще по березкам белый перезвон"; "А у низеньких околиц / Звонко чахнут тополя"; "Хвойной позолотой / Взвениеает лес"). Эпитет его многомерен и, интегрируя в себе живописное и музыкальное, имеет, как правило, полихромный и полифонический оттенок ("звонкий мрамор", "белый перезвон", "звенящая рожь" и т.д.). [Л.В. Занковская // Литература в школе. - 2004. - №1]

Единство цвета и звука у Есенина используется и в стихах, передающих различные ситуации из мира животных:

В холмах зеленых табуны коней

Сдувают ноздрями златой налет со дней;

В синюю высь

Глядела она, скуля.

Также Л.В. Занковская указывает в своей статье, что инверсии, используемые в тексте, создают свои собственные фонационные, силлабические и стилистические акценты, необходимые, усугубляющие выразительность его стиха.

Разнообразие, красок и цветовых эпитетов, как и звуковых, способствует рождению новой внутренней формы, в которой смысловое органично сливается с живописным, симфоническим и собственно поэтическим.

Отношение к С. Есенину было сложным и неоднозначным.

Когда гроб с телом Есенина был перевезен в Москву и установлен в Доме печати, на решетке ограды появилось белое полотно с надписью: "Тело великого русского национального поэта Сергея Есенина покоится здесь".

31 декабря состоялись похороны, но прежде, чем отнести Есенина на Ваганьковское кладбище, гроб с его телом был трижды обнесен вокруг памятника Пушкина на Страстной площади, символизируя связь его поэзии с пушкинской традицией.: "Мы знали, что делали, - вспоминал об этом Ю. Либединский, - это был достойный преемник пушкинской славы".

В 1926г.М. Горький в письме к А.П. Чапыгину делился впечатлениями о прочитанном первом томе стихотворений Есенина: "Какой чистый и какой русский поэт".А. Серафимович тогда же сделал запись о Есенине: "Это был великий художник. С огромной интуицией, с огромным творчеством, единственный в наше время поэт. Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших, самых интимнейших, - ни у кого из современников... Чудесное наследство".

Но очень скоро зазвучали и негативные оценки творчества поэта. В сентябре 1926г. "Комсомольская правда" напечатала статью под названием "Развенчайте хулиганство", в которой Есенина представили идеологом и выразителем хулиганства. Там же утверждалось, что стихи поэта, особенно "Москва кабацкая" - это 2лирика взбесившихся кобелей", что "уже прошел первый угар, вознесший этого свихнувшегося талантливого неудачника чуть ли не в великие национальные поэты"...А. Крученых выпустил три книжки, в которых развивал мысль о том, что Есенин - "поэт самоубийства", что "внутренняя жизнь Есенина в последние годы была только дорогой к смерти". Волна суицида (через год на могиле поэта застрелилась его друг Галина Бениславская, были и другие драматические случаи) усугубила напряженность вокруг имени поэта.

Лишь после смерти Сталина произведения Есенина стали возвращаться к читателю в полном объеме. Из воспоминаний Н. Петровой мы узнаем, как в 1954г. в Москве артистом Н.Л. Барминым впервые была исполнена программа "Сергей Есенин".

В 1950г. в Париже Г. Иванов составил и выпустил книгу стихов С. Есенина. В статье, предпосланной сборнику, составитель писал о Есенине:

"Он мертв уже четверть века, но все связанное с ним, как будто выключенное из общего закона умирания, умиротворения, забвения, продолжает жить. Живут не только его стихи, а все "есенинское", Есенин "вообще". И это же необычайное свойство придает всем, даже неудачным, даже совсем слабым стихам Есенина особые силу и значение. И заодно заранее лишает объективности наши суждения о них. Беспристрастно оценят творчество Есенина те, на кого это очарование перестанет действовать. Возможно, даже вероятно, что их оценка будет много более сдержанной, чем наша. Только произойдет это очень не скоро. Произойдет не раньше, чем освободится, исцелится физически и духовно Россия. В этом исключительность, я бы сказал, "гениальность" есенинской судьбы. Пока Родине, которую он так любил, суждено страдать, ему обеспечено не пресловутое "бессмертие", - а временная, как русская мука, и такая же долгая, как она, жизнь".

Полвека спустя, мы вновь повторяем эти слова...

277326706">2.2 Методические системы изучения поэзии Есенина в школе

Изучению творчества Сергея Есенина в школе уделяется не много внимания. Этой проблемой занимаются Н.И. Шубникова-Гусева, М.А. Бондаренко, Г.Э. Голышева и др.

В своей статье "Творчество С.А. Есенина в школе" доктор филологических наук Наталия Игоревна Шубникова-Гусева раскрывает проблемы изучения творчества С. Есенина и указывает на то, что очень мало программных часов отводится на изучение творчества одного из великих поэтов Серебряного века русской поэзии.

В этой статье Шубниковой-Гусевой на материале нормативных документов по литературе для школы за семь последних лет обращается внимание на основные методологические и методические вопросы содержания литературного образования и воспитания и системной направленности в изучении литературы, а также проблемы изучения жизни и творчества Есенина и формирование навыков выразительного чтения и интерпретации текста.

Исходными в определении того нового, что имеется и что должно быть в нормативных материалах, являются, с одной стороны, цели литературного образования в школе, с другой - новейшие научные разработки в изучении истории литературы XX века и, в частности, жизни и творчества Есенина (например, Полное собрание сочинений С.А. Есенина, о котором так основательно пишет Ю.Л. Прокушев).

В настоящее время имеется множество самых разнообразных, в том числе вариативных и экспериментальных, программ по литературе. Учителю очень сложно ориентироваться в них и выбрать для себя наиболее подходящую. На это обращают свое внимание Н.И. Шубникова-Гусева и М.А. Бондаренко.

Шубникова-Гусева в своей статье говорит о том, что "жизнь и творчество Есенина даже в самых авторитетных, утвержденных Министерством Российской Федерации, программах представлено довольно скупо и невыразительно. В этих условиях успех преподавания во многом зависит от личности учителя, его литературного вкуса, его умения анализировать художественное произведение и подготовить школьника к самостоятельному эстетическому восприятию. В обязательном, минимуме содержания общеобразовательных программ по литературе, утвержденных Министерством РФ (2002), перечислено несколько лирических стихотворений Есенина и ни одной большой поэмы ("Русь", "Письмо матери", "Не бродить, не мять в кустах багряных... ", "Спит ковыль. Равнина дорогая... ", "Сорокоуст", "Русь советская" и "Шаганэ ты моя, Шаганэ!." из "Персидских мотивов"). По сравнению с обязательным минимумом, который был принят в 1999 году, стоит отметить существенно новый момент, который состоит в том, что за счет стихов "О красном вечере задумалась дорога... ", "Мы теперь уходим понемногу..." и "Пушкину", где особенно жаль сокращения последнего стихотворения, в обязательный школьный минимум включены "Сорокоуст" и "Страна советская". Досадно, что в этом минимуме не нашлось места "Анне Снегиной". [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

Шубникова-Гусева обращается к программе под редакцией В.Я. Коровиной (2001). "Здесь на уровне первой ступени первого, концентра учащиеся знакомятся только с четырьмя стихотворениями; в V классе - по теме "О родине и родной природе" рекомендуется "Береза" С.А. Есенина. В VI классе - "Мелколесье. Степь и дали", "Задремали звезды золотые…" и "Пороша". [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

Шубникова-Гусева обращает внимание на то, что "стихотворение, изучаемое в VI классе, называется не "Задремали звезды золотые... ", а "С добрым утром!". Название, указанное в программе, не встречается в автографах поэта. Приводить же вместо авторского заглавия первую строчку произведения неуважительно по отношению к есенинскому тексту." [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

К сказанному она добавляет, что "стихотворение "С добрым утром!", довольно слабое, автор не включил в трехтомное, подготовленное им в 1925 году Собрание стихотворений. Гораздо уместнее предложить учащимся V и VI классов стихи "Поет зима - аукает..." ("Воробышки", 1910), "Сыплет черемуха снегом..." (1910), "Вот уж вечер. Роса..." (1910), "Черемуха" (1915) или "Закружилась листва золотая..." (1918), которые еще при жизни поэта вошли в состав ряда сборников, антологий, книг для чтения и детских альманахов". [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

Знакомство с творчеством Есенина в V классе начинается со стихотворения "Береза" (1913): "Белая береза / Под моим окном / Принакрылась снегом, / Точно серебром". Это первое из известных печатных выступлений поэта. Оно было опубликовано в первом номере детского журнала "Мирок" за 1914 год и подписано псевдонимом - "Аристон". Так назывался получивший распространение механический музыкальный ящик. Источниками происхождения псевдонима являются стихотворения Г.Р. Державина "К лире" и А.С. Пушкина "К другу стихотворцу". В обоих этих стихах авторы называют Поэта, Певца "Аристоном" или "Аристом". С пушкинским стихотворением есенинскую "березу" роднит и то, что это дебюты двух великих поэтов в печати. В 1914 году, когда было опубликовано первое стихотворение Есенина, исполнилось ровно сто лет со дня первого печатного выступления Пушкина. А Есенин, как известно, очень хорошо знал жизнь и творчество своего великого предшественника.

Шубникова-Гусева рекомендует шестиклассникам, - "Вот уж вечер. Роса... ". Она говорит, что "Есенин обозначил его в Собрании, которое готовил во второй половине 1925 года, как "самое первое". На беглый взгляд оно действительно кажется простым и безыскусным, но рассчитано на внимательного и чуткого читателя. Перед нами знакомые приметы деревенской природы, увиденные глазами влюбленного в нее человека. Он стоит у дороги, "прислонившись к иве", а его взор падает то на блестящие капельки росы на листьях крапивы, то на крышу родной избы или уходит вдаль за реку. Кажется, время остановилось и все замерло вокруг. Но едва заметным штрихом, первыми словами: "Вот уж вечер" - намечено движение времени. Поэтому вся зарисовка в целом воспринимается как картина наступающей летней ночи.

В этом большом природном мире, похожем на большой светлый храм ("свет большой", "березы стоят, как большие свечки"), человек чувствует себя как дома: "Хорошо и тепло, / Как зимой у печки". Все эти сравнения не только религиозны, но и естественно "природны", даже живописны. Например, белый цвет березовой коры и кудрявая листва действительно напоминает большие свечки.

Поэт как будто играет повторами: повторяет определение "большой", а также "как зимой" и "как свечки"; "за рекой", "за опушкой"; использует тавтологию "где-то", "вдали", "вдалеке" и тем самым естественно создает спокойное умиротворенное настроение. Особенно своеобразна последняя строфа стихотворения, на которую стоит обратить внимание. Неожиданное определение "мертвая" к слову "колотушка" (деревянный молот или закругленная палка), которой машет сонный сторож. И еще более неожиданное, казалось бы, несовместимое по смыслу сочетание наречия и глагола "видно" - "стучит" (разве можно видеть стук?), которое расширяет панораму мира, увиденную глазами художника. Человек, стоящий у дороги, с трудом может увидеть сторожа, машущего колотушкой, и он как бы довоображает картину и звук колотушки кажется ему мертвым на фоне живой песни соловья.

Одновременно школьников стоит кратко познакомить с жизнью и творчеством великого поэта XX века. В настоящее время в программе, изданной "Просвещением" (2001), рассказ о жизни и творчестве Есенина ни в V, ни в VI классе не запланирован, хотя был бы очень уместен и имел большое воспитательное значение (особенно детство, любовь к природе, страсть к чтению, учеба в Спас-Клепиковской учительской школе и на академическом отделении историко-философского цикла Народного университета им. А.Л. Шанявского в Москве и т.д.).

В VII классе в разделе по литературе XX века, где дается краткий рассказ о Маяковском (2 часа), а также "Необычайное приключение..." и "Хорошее отношение к лошадям", уроки о Есенине также не запланированы, но в разделе "Тихая моя родина. Стихотворения о родине" (1 час) Есенин встречается в перечне предлагаемых имен среди А. Прокофьева, М. Исаковского, Н. Заболоцкого, А. Яшина и Н. Рыленкова. Очевидно, что творчество Есенина, для которого чувство родины было главным, должно быть дано здесь гораздо полнее.

Знакомство с жизнью и творчеством поэта, "штрихи к портрету" впервые кратко обозначены лишь в IX классе. Слово о поэте (2 часа, одинаково с А. Блоком, В. Маяковским и М. Цветаевой): "Вот уж вечер. Роса... ", "Гой ты, Русь, моя родная... ", "Край ты мой заброшенный... ". "Разбуди меня завтра рано... ", "Отговорила роща золотая... ", "Письмо к женщине", "Шаганэ ты моя, Шаганэ!", "До свиданья, друг мой, до свиданья...". Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина". [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

"В XI классе для изучения творчества Есенина отведено пять часов и названы следующие произведения. "Русь", "Песнь о собаке", "Не бродить, не мять в кустах багряных... ", "Я покинул родимый дом... ". "Я последний поэт деревни... ", "Не жалею, не зову, не плачу... ", "Письмо матери". "Мы теперь уходим понемногу…", "Заметался пожар голубой... ", "Собаке Качалова", "Возвращение на родину", "Персидские мотивы" (другие стихотворения по выбору учителя или учащихся). Поэмы "Анна Снегина" и "Черный человек".

В соответствии с программами литературного образования "Просвещения" построены учебники по русской литературе XX века и методические советы, подготовленные этим издательством [Русская литература XX века: Учебник для 11 класса / Под ред.В.П. Журавлева: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2001; Русская литература XX века: Практикум / Под ред.В.П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2000; Литература в 11 классе: Методические советы / Под ред. В.П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2000.].

Между тем принцип концентризма, осуществляемый в этой программе, предполагает последовательное возвращение к творчеству Есенина и даже к одному и тому же произведению в разных классах. Так, школьники IX класса должны знакомиться не только с романом "Евгений Онегин", но и с поэмой Есенина "Анна Снегина" (1925). [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

В программе, изданной "Мнемозиной", творческое наследие Есенина рекомендуется для чтения, бесед и изучения еще в меньшем объеме. В XI классе предлагается только лирика: "Не бродить, не мять в кустах багряных... ", "Не жалею, не зову, не плачу... ", "Мы теперь уходим понемногу... ", "Письмо матери", "Письмо к женщине", "Русь советская", "Неуютная жидкая лунность... ", "Спит ковыль. Равнина дорогая..." и другие стихотворения (по выбору учителя пять-шесть стихотворений). Лучшая и единственная из обозначенных в этой программе поэм Есенина "Анна Снегина" дается лишь для самостоятельного чтения [Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5-11 классы. - М.: Мнемозина. 2001.].

"Единственной программой, где упоминается поэма "Пугачев", которая принесла Есенину европейскую известность, является программа издательства "Дрофа" ["Программно-методические материалы: Литература: 5-11 классы / Сост. Т.А. Калганова. - М.: Дрофа, 2000. С.286. В Программе 2002г. (издательство "Просвещение") также рекомендована поэма "Пугачев"]. Можно согласиться с доводами многих возможных оппонентов, что "Пугачев" довольно сложен для восприятия, метафорически насыщен, очень своеобразен и требует от учителя особого умения говорить о сложном доступно и понятно. Но если в теории литературы творчество Есенина изучается в рамках темы "Имажинизм", то без краткого рассказа об этой поэме не обойтись. В целом программа издательства "Дрофа" выгодно отличается от программ, подготовленных "Просвещением", по содержанию и структуре в части изучения жизни и творчества Есенина. Здесь поэт изучается в VII, IX и XI классах более основательно". [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

По мнению Г.Э. Голышевой, "не менее важен вопрос о проблематике и современном прочтении жизни и творчества Есенина в школе. Материал по этому вопросу дают тематика и развертки программ (аннотации), которые составлены так, чтобы учитель мог правильно ориентироваться в материале, составить план, конспект урока, найти оптимальный путь изучения художественного произведения или творчества писателя." [Голышева // Литература в школе. - 2004. - №2. С.3.]

За последние семь лет заметны новые штрихи в характеристике творчества Есенина. Кроме лиризма и живописности образов, народно-поэтических традиций в его поэзии, понятия о параллелизме и обращения к природе как форме поэтического самовыражения [Программа по литературе: 5 - 11 кл. / Под ред.А.Г. Кутузова; Программа по литературе: 5-11 кл. / Под ред.Г.И. Беленького. - М.: Просвещение. 1995.] добавились идея "узловой завязи" природы и человека, сквозные образы поэтики Есенина, поэтика есенинского цикла "Персидские мотивы" и жанр лирической поэмы.

Между тем явление Есенина было закономерно, предопределено самой жизнью и ростом национального самосознания России. Неизбежность вспышки на русском поэтическом небосклоне звезды необычайной величины и яркости, Поэта, который нашел бы слова и краски для выражения смертной любви россиянина к бедной своей Родине, Поэта, который обладал бы нездешней силой "корявого и хитренького мужичонки", Поэта, который каким-то чудесным способом добыл бы затонувшее в недрах ее болот и суглинок Слово - поющее "золото", и заговорил бы "на новом языке", предсказал Александр Блок [Блок А.А. Девушка poзовой калитки и муравьиный царь // Собр. соч.: В 6т. - Л.: 1960 - 1963. - Т.5. - С.14.]. И не случайно новый поэт вышел из недр народных, из деревни, которая, как позже скажет Есенин, была "единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны" "узловой завязи самой природы" и народного мышления.

"Историческая заслуга Есенина состоит, прежде всего, в том, что поэт раскрыл свое трагическое время, наиболее остро отразил разлад, противоречия и заблуждения эпохи. Иными словами, Есенин является одним из тех писателей, которые ярко отразили тему революции и Гражданской войны". [Голышева // Литература в школе. - 2004. - №2. С.3.]

Однако именно в рамках этой темы произведения Есенина в большинстве программ вообще не обозначены. Даже в программе, выпущенной в "Просвещении" (2001), Есенин в этой теме не значится. Здесь перечислены только "Железный поток" А. Серафимоаича, "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова, "Конармия" И. Бабеля, "Россия, кровью умытая" А. Весело-го, "Разгром" А. Фадеева.

"Отношение Есенина к революции, действительно, вызывает немало споров. Сам поэт в автобиографической заметке "О себе" (1925) писал: "В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном". Правда, годом ранее о том же событии сказал более сдержанно: "Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно". [Голышева // Литература в школе. - 2004. - №2. С.3.]

В ряде программ все творчество Есенина рассматривается в рамках имажинизма [Программы по литературе для 5 - 11 классов с углубленным изучением литературы (1020 часов) / Коллектив авторов Санкт-Петербурга, 2001/Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства.]. Однако творчество поэта никогда не ограничивалось рамками этого литературного течения.

"На изучение жизни и творчества поэта в рамках имажинизма отведено 4 часа. Для сравнения напомним, что на изучение творчества Маяковского в этой же программе выделено 5 часов в подразделе "Футуризм" и в теме революции и Гражданской войны "Ода революции" и "Левый марш" - еще 1 час, таким образом - 6 часов. Конкретно рекомендовано всего четыре стихотворения Есенина: "Гой ты, Русь моя родная... ", "Песнь о собаке", "Отговорила роща золотая... ", "Русь уходящая" (другие по выбору учителя).

Одной из важнейших задач учителя является формирование навыков выразительного чтения и интерпретации текста. Умение анализировать художественное произведение, истолковать прочитанное, внимательно задумываясь над каждым словом и задавая вопрос, почему поэт сказал так, а не иначе, - одно из самых важных." [Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2]

277326707">2.3 Изучение жизни и творчества С. Есенина на завершающем этапе литературного образования

Эпиграфом к общей теме "Сергей Есенин. Жизнь и творчество" могут стать слова А. Серафимовича "Это был великий художник. С огромной интуицией, с огромным творчеством, единственный в наше время поэт. Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших, самых интимнейших, - ни у кого из современников... Чудесное наследство".

Тема 1. "Я последний поэт деревни…" (поэт и революция) (материалы к уроку)

Важнейшим вопросом при изучении жизни и творчества поэта является его отношение к революции. Учитель может рассказать о сложном и неоднозначном отношении поэта к революции, которое проявилось у поэта в 20-е годы. Важно показать, что Есенин как крупный художник сумел передать в своей поэзии предчувствие нового, а также драматические коллизии и переживания "последнего поэта деревни".

Первым откликом на Февральскую революцию явилось стихотворение "Разбуди меня завтра рано..." (1917). Оно начинается с обращения к матери и рисует символическую картину ожидания пришествия светлого гостя - явления Христа. Приметы дорогого гостя связаны с окружающим миром природы: "след широких колес на лугу", "золота" дуга, которую "треплет ветер", и шапка-месяц. Ожидание рассвета будущего дня, когда кобылица "игриво взмахнет" красным хвостом, передает мечты о будущем: автор надеется стать "знаменитым русским поэтом", который воспоет высшие ценности жизни, мать, дающую человеку жизнь, светлого гостя и дорогие приметы своего родного дома: "Воспою я тебя и гостя, / Нашу печь, петуха и кров... / И на песни мои прольется / Молоко твоих рыжих коров".

Предчувствие нового выражено также в стихотворении "Я по первому снегу бреду..." (1917). Передавая робкую надежду на обновление мира, поэт совмещает самые чистые первые приметы разных времен года: первый снег выпадает в начале зимы, а упоминание ландышей соотносит вспыхнувшие силы с весенними цветами. С ожиданием встречи с дорогим гостем связаны первые приметы наступающей зимы (в природе) и весны (в душе человека). Не случайно эти приметы окрашены в белый цвет, который является для Есенина цветом мечты и любви.

В 1917 году Есенин встретил революцию вдохновенно. Он был тогда счастлив. С женитьбой на З.Н. Райх ("милой Зикан") в июле 1917 года поэт связывал романтические надежды на свой дом и семейный очаг. "В эти месяцы, - вспоминал его друг В.С. Чернявский, - были написаны одна за другой все его богоборческие и космические поэмы о революции. <... > Он был весь во власти образов своей "есенинской Библии". <... > "Пророк Есенин Сергей" с самой смелой органичностью переходил в его личное "я" [Чернявский B. C. Три эпохи встреч (1915-1925) // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. - Т.1. С.220.]. "Есенинская Библия" состояла из десяти маленьких поэм: "Певущий зов", "Отчарь", "Октоих", "Пришествие", "Преображение", "Инония", "Сельский часослов", "Иорданская голубица", "Небесный барабанщик" и "Пантократор", в которых Есенин воспел творение нового мира. Революционные поэмы Есенина довольно сложны для восприятия школьников, но учитель может кратко сказать о них, раскрывая тему революции в творчестве поэта.

"В 20-е годы отношение поэта к революции стало неоднозначным. Поэт справляет "панихиду" по дорогому деревенскому миру ("Я последний поэт деревни…", - и "Сорокоуст", 1920), выражает не только свою боль, но и боль многих-многих жителей России, страны по преимуществу аграрной. Прощание с деревянной деревней не сводится к противостоянию деревни и города или протесту против наступления "железного гостя", новой технической эры паровозов и тракторов, как считали современники поэта. В каждой строчке выражена пронзительная боль от погибели традиционного уклада русской жизни, целого мира русской духовности, когда высшей ценностью являлось все живое - "милое родное звериное". [Гулин // Литература в школе. - 2001. - №5]

Поэту бесконечно дороги все приметы его родной земли, но больше всего ее великий народ, который без жалоб и слез переносит все великие беды и страдания и живет верой в ее лучшее будущее.

Сравнивая есенинскую "Русь" с лермонтовской "Родиной", исследователи видят перекличку двух поэтов в попытке разгадать свою странную любовь к России (ср. "Но я люблю - за что, не знаю сам..." (Лермонтов); "Но люблю тебя, родина кроткая, / А за что - разгадать не могу..." (Есенин). Близки друг к другу картины, где Лермонтов и Есенин рисуют народную Русь в праздник и в часы короткого отдыха:

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с гиканьем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Лермонтов

 

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров,

А как гаркнут ребята с тальянкою.

Выйдут девки плясать у костров.

Есенин

"Русь" сразу привлекла внимание критиков не только непосредственным проникновением в те события, какие выпали на долю многострадальной Родины, но и свежим, необычным языком, от которого веяло ароматом полей и лесов. Здесь немало незнакомых или забытых русских слов и образов, которые поэт возвращает современному читателю: в погорающем инее, застреха, бласт. Учитель может растолковать их школьникам, пользуясь заметками самого поэта [Шубникова-Гусеева, 20.].

Одно из наиболее известных и любимых читателями произведений "Отговорила роща золотая..." традиционно воспринимается исключительно как произведение о природе. На самом деле это стихотворение лирическое и философское. Природа стала помощницей поэта в его раздумьях о жизни и смерти, о творчестве и бессмертии.

Стихи построены на своеобразном приеме - "олицетворении наоборот", когда то, что происходит с живым миром природы, отождествляется с состоянием человека. Здесь Есенин использует характерный для лирики его зрелого творчества прием кольцевой композиции, который придает переживанию, выраженному в стихе, завершенную форму - повторение начальных и завершающих строк в измененном виде, когда варьируется вторая часть кольца. Такое движение мысли и переживания логически вытекает из всего предшествующего развития темы, становится ответом на поставленный в начале вопрос, объясняет ее или опровергает высказанный ранее тезис:

 

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

……………………………………

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

В первой строфе дана обобщенная картина поздней осени, которая передает печальное настроение лирического героя: "Отговорила роща золотая / Березовым, веселым языком, / И журавли, печально пролетая, / Уж не жалеют больше ни о ком".

Во второй строфе содержится своеобразная формула жизненного пути человека: "Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - / Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. / О всех ушедших грезит конопляник / С широким месяцем над голубым прудом".

Затем появляется одинокий герой ("Стою один среди равнины голой..." - "один" и "голая" равнина - почти тавтология, вызывающая чувство предельного одиночества), который говорит о том, что ему "в прошедшем ничего не жаль". Эти слова явно соотносятся с первой строфой, где журавли "не жалеют больше ни о ком". Далее слова "не жаль" повторяются еще два раза: "Не жаль мне лет, растраченных напрасно, / Не жаль души сиреневую цветь".

Но удивительно - эти настойчивые повторы не убеждают. Невозможно не жалеть тех лет, которые растрачены напрасно. Кульминационные незабываемые строки стиха: "В саду горит костер рябины красной, / Но никого не может он согреть". Кажется, в словах "никого не может" - высшая степень безысходности. И здесь возникают другие, противоречащие этим отрицаниям слова, слова утверждения того, что роща не может отговорить навсегда и человек не может не жалеть о прошедшей молодости. Ничто не проходит бесследно: "Не обгорят рябиновые кисти, / От желтизны не пропадет трава".

И когда лирический герой сравнивает себя с облетевшей рощей ("Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова... "), мы понимаем, что эти стихи о том, что и его поэзии суждена жизнь, такая же вечная, как окружающей его природе, потому что на смену осени и зимы всегда приходит весна.

"В стихотворении "Край ты мой заброшенный..." (1914) дается новый взгляд на деревню, лишенный всякой благостности и покоя:

 

Край ты мой заброшенный.

Край ты мой, пустырь,

Сенкос некошеный.

Лес да монастырь.

Избы забоченилисъ,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гатъ.

Кажется, в этом стихотворении нет загадки. Есенин кропотливо и предметно рисует картину заброшенного пустынного края. Бедный среднерусский пейзаж: лес, монастырь да избы, вросшие в землю. Гать - насыпь, плотина. Кругом безлюдье и безмолвье. Тревожное движение происходит лишь в приро

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Особенности изучения лирического произведения в старших классах". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 887

Другие дипломные работы по специальности "Педагогика":

Метод языкового анализа на уроках русского языка

Смотреть работу >>

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Смотреть работу >>

Организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку

Смотреть работу >>

Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

Смотреть работу >>

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей

Смотреть работу >>