Дипломная работа на тему "Методика использования графических средств компьютера в обучении изобразительной деятельности старших дошкольников"

ГлавнаяПедагогика → Методика использования графических средств компьютера в обучении изобразительной деятельности старших дошкольников




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Методика использования графических средств компьютера в обучении изобразительной деятельности старших дошкольников":


методика ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КОМПЬЮТЕРА В ОбучениИ изобразительной деятельности старших дошкольников

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Содержание

Введение

Глава 1.Обучение изобразительной деятельности

1.1 Психологические аспекты обучения детей изобразительной деятельности

1.2 Этапы формирования изобразительной деятельности старших дошкольников

1.3 Анализ образовательных программ по изобразительной деятельности в детском саду

1.4 Организация работы компьютерно-игрового комплекса

Глава 2. Методика проведения занятий

2.1 Обзор компьютерных графических средств по изобразительной деятельности

2.2 Организация учебного и игрового процесса

2.3 Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада

Заказать дипломную - rosdiplomnaya.com

Актуальный банк готовых защищённых на хорошо и отлично дипломных работ предлагает вам приобрести любые работы по требуемой вам теме. Профессиональное написание дипломных проектов под заказ в Ижевске и в других городах России.

Заключение

Литература

Введение

Поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеровРисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле. оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его ведущей практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютерРисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле. вместе с тем становится для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Использование компьютеровРисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле. в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным с точки зрения ребенкаРисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле. и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Министерство образования России обращает внимание на то, что новые информационные технологии (НИТ), являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не заменять их [9].

Компьютер как инструмент развития изобразительной деятельности детей на занятиях рисования необходим для творческой активизации процесса обучения. Уже с пяти лет дети успешно осваивают и используют компьютер как инструмент для рисования, игр, для развития творческого мышления. Компьютер хотя и является объектом технической среды, очень удачно входит в синтез с традиционной, природной средой обучения, значительно расширяет возможности для интенсивного, эмоционального введения ребенка в мир искусства и художественного творчества.

Основы информационной культуры значительно оптимизируют учебный процесс в целом, повышают интерес детей к обучению. Для этого создаются развивающие программы по изобразительному искусству для дополнительного образования. С детьми проводятся индивидуальные и групповые занятия с использованием одного или нескольких компьютеров. Преподаются основы рисунка, композиции, цветоведения.

Компьютер дает педагогу возможность широко использовать метод художественно-педагогической техники на каждом занятии: гармонично соединяются изобразительное искусство, литература, история искусств, музыка, благодаря чему дети выводятся через всестороннее эстетическое воспитание на путь самостоятельного творчества. Дети обучаются не только рисовать на экране дисплея, но и тиражировать свои рисунки, дополнять их композиции текстами собственных сочинений, создавая уникальные монохромные и многоцветные художественно-графические композиции.

Компьютерные программы по рисованию дают возможность детям использовать любой художественный материал: карандаши, фломастеры, тушь, перо, различные краски, разнообразные фоны; создавать рисунки, аппликации, фотоколлажи, заниматься графикой, живописью, дизайном. У педагога появляются большие возможности для творческих разработок, подготовки и изготовлению наглядных пособий, поурочных раздаточных материалов, создания методического фонда лучших детских рисунков, сохранив их все в памяти и воссоздать любой из них или, при необходимости, все одновременно.

Разработана оригинальная система использования компьютерных средств в дидактике детского сада. Она обеспечивает новое содержание игровой деятельности детей и требует создания определенных условий. В ее основе лежит метод эффективной организации среды и педагогического процесса на базе НИТ – компьютерно-игровой комплекс (КИК) [9]. КИК представляет собой многофункциональный набор компонентов, образующих «развивающую предметную среду» и методологию его использования.

Компьютерно-игровой комплекс в детском саду успешно функционирует, если он органически вписывается в общую систему педагогической работы, направленную на всестороннее, гармоничное развитие каждого ребенка.

В КИК необходимо работать творчески. Основная цель педагога – не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития, например памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу [9].

Поэтому, соединяя традиционные уроки рисования и возможности графических компьютерных средств, можно говорить о комбинированных уроках ИЗО, которые целесообразно проводить на КИК.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью совершенствования методики обучения изобразительной деятельности старших дошкольников с применением компьютерных программ.

Проблема исследования состоит в противоречии между возможностью использования графических средств компьютера в рамках существующих образовательных программ и недостатком методических разработок для компьютерного игрового комплекса для ДОУ.

Цель исследования Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.состоит в разработке методики проведения занятий по ИЗО с использованием графических средств компьютера.

Объектом исследования является процесс обучения изобразительной деятельностиРисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле. старших дошкольников на занятиях по рисованию.

Предмет исследования: процесс развития изобразительной деятельности старших дошкольников с использованием графических средств компьютера.

Гипотеза исследования:

Методика проведения комбинированных уроков рисования, включающая использование графических средств компьютера, будет способствовать эстетическому воспитанию и включению ребенка в процесс самостоятельного творчества.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

1.  Изучить опыт обучения ИЗО в дошкольных учреждениях, изучить существующие подходы и методики по рисованию.

2.  Выявить возможности и перспективы использования графических средств компьютера в обучении изобразительной деятельности старших дошкольников.

3.  Разработать систему задач и упражнений, адаптированную к использованию в условиях ДОУ в КИК на занятиях по рисованию в старшей группе.

4.  Осуществить экспериментальную проверку разработанного методического комплекса по обучению изобразительной деятельности в дошкольных учреждениях.

Методы исследования:

1)  анализ психолого-педагогической, методической литературы и графических средств компьютера по проблеме дипломной работы;

2)  анализ процесса обучения изобразительной деятельности;

3)  беседы с воспитателями.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны конспекты занятий по изобразительной деятельности с использованием графических средств компьютера.

Разработанные методические материалы по изобразительной деятельности внедрены в детском саду компенсирующего вида для детей с ограниченными речевыми возможностями № 321 Октябрьского района. В исследовании участвовали дети 5-7 лет в количестве 12 человек.

Глава 1. Обучение изобразительной деятельности

В данной главе будут рассмотрены: психология обучения рисованию детей от 2 до 7 лет (до-изобразительные и изобразительные стадии); обучение изобразительной деятельности в детском саду старших дошкольников; проведен обзор образовательных программ: Саккулиной Н. П., Комаровой Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», Л. В. Руссковой «Программа воспитания и обучения в детском саду» и программы Комаровой Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

1.1 Психологические аспекты обучения детей изобразительной деятельности

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Среди профессиональных педагогов, работающих с дошкольниками, распространено мнение, что чем раньше начать систематическое обучение детей рисованию, тем быстрее ребенок освоит навыки и умения, необходимые ему для отображения реальной действительности. При всей кажущейся привлекательности этой точки зрения, ее несостоятельность становится очевидной для всех, кто когда-нибудь пробовал заставить ребенка научиться рисовать. Глядя на подобные рисунки, психологу трудно поверить, что ребенок может так видеть и воспринимать окружающий мир, и невозможно отделаться от мысли, что его рукой водила рука взрослого. Чем больше взрослый будет добиваться внешней похожести детского рисунка на взрослое видение окружающего мира, тем более высокие психологические барьеры перед занятиями рисованием будут устанавливаться в психике малыша. Поэтому взрослым не рекомендуется вмешиваться в процесс выполнения той огромной интеллектуальной работы, которую совершает мозг рисующего ребенка.

Детские психологи выделяют две основные стадии развития детского рисунка: до-изобразительная и собственно изобразительная [17].

Первая ступень до-изобразительной стадии начинается на втором году жизни ребенка и характеризуется следующим интеллектуальным открытием малыша: карандаш, кисть с краской или просто собственный измазанный палец, если подвигать ими по какой-либо поверхности, оставляют на ней очень интересные следы. Начинаются первые хаотические движения этими предметами по любой подвернувшейся под руку поверхности, которые очень нравятся малышу, что связано с получением удовольствия от самого процесса движения. Ребенок может отвернуться в сторону и при этом с радостью продолжать свое занятие.

Вторая ступень до-изобразительной стадии наступает примерно через полгода, разумеется, если ребенку не мешали активно действовать на первой. В противном случае, развитие способности к рисованию отодвигается на более поздний период. На этой ступени у ребенка появляется способность устанавливать зрительный контроль за совершением своих движений, ребенок познает зрительно то, что делает его рука. Для взрослых произведения будущего художника продолжают оставаться хаотическими нагромождениями «каракулей», в то время как для ребенка установление зрительно-моторных координаций - это большое достижение, и его энтузиазм возрастает в несколько раз.

На этой ступени так же, как и на предыдущей, от родителей требуется только понимание и терпение, а также поставка оборудования для изобразительной деятельности: чем младше ребенок, тем более качественными материалами необходимо его обеспечить.

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

На третьей ступени до-изобразительной стадии, на которую ребенок переходит через шесть-двенадцать месяцев, он совершает следующее интеллектуальное открытие - оказывается, что у листа бумаги, на котором он «малюет», есть края. Малыш начинает учитывать эти границы и контролировать свое игровое поведение на листе бумаги.

На четвертой ступени до-изобразительной стадии в детском рисовании совершается интеллектуальный взлет: ребенок начинает интерпретировать свои «каляки-маляки». Малыш ощущает себя всемогущим. Он может изобразить все, что захочет: «папа едет на машине», «мама и Саша идут в магазин», «Юля катается на велосипеде».

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Стадия интерпретации наступает к двум с половиной - трем годам. Если в этом возрасте начать навязывать ребенку свои образцы правильного рисования, это может пагубно отразиться на развитии его уверенности в себе, помешать построению собственной картины мира, а значит, задержать психическое развитие ребенка и формирование его представления о своем месте в окружающем мире.

На стадии интерпретации взрослый нужен ребенку только как понимающий слушатель. Однако большинство детей этого возраста болезненно относится к вторжению взрослого в созданный ими мир, поэтому родителям лучше просто спрашивать кто есть кто и не пытаться показывать, как это надо нарисовать правильно, если ребенок об этом не просит.

Наступление изобразительной стадии в развитии детского рисунка происходит к трем с половиной годам и характеризуется появлением сначала «примитивных» людей-головоногов, животных, насекомых, хаотично разбросанных по всему листу.

К четырем годам наступает вторая ступень изобразительной стадии: ребенок делает важное мировоззренческое открытие - окружающий мир строго структурирован. В рисунках детей появляется линия земли - черная или коричневая полоса, зеленые травинки, белый снег, на земле в ряд располагаются персонажи рисунка, а над ними - линия неба. На этой ступени детям нравится передавать динамику различных людских и природных состояний: ребенок может нарисовать коричневую землю, а потом закрасить ее белой краской: «Зима наступила». Часто дети хотят в одном рисунке передать изменения погодных условий. Сначала ребенок рисует траву, цветы, себя в легкой одежде, синее небо, ярко-желтое солнце. А потом тучи набежали, дождь пошел - пририсовывается зонтик и резиновые сапоги. То, что ребенку эмоционально ближе, важнее, он изображает крупнее остальных объектов, например, цветок может быть больше дерева, мама в два раза выше папы, он сам - выше всех членов семьи.

К пяти годам дети знакомятся с довольно большим количеством цветов, не все их называя правильно, но охотно и разнообразно используя в рисовании и аппликации. В старшей группе, помимо уточнения знания названий цветов и обогащения цветовых представлений, ставиться новая задача – научить делить цвета на группы и сопоставлять эти группы между собой. Выполняя рисунок или аппликацию, дети могут определять, что будет светлого цвета, что темного, что яркого. Чтобы дети научились выбирать нужный оттенок цвета, они должны хорошо знать цвета красок в коробке акварели, в палитре красок гуашь, в наборе цветных карандашей, цветных восковых мелков или цветной бумаге.

К шести-семи годам дети уже понимают, что в рисунках, лепке, аппликациях можно изобразить различные предметы и явления. Изображения будут красивыми, интересными, если хорошо передана форма предметов и их частей, если они разнообразны по величине, цвету, расположению на листе бумаги. В «Программе воспитания в детском саду» указывается, что у детей шестого года жизни развивается способность анализировать и обобщать воспринимаемые предметы, выделять и сопоставлять их свойства (форму, высоту, длину, ширину, цвет). На этой основе становиться возможным учить детей передаче отношений предметов между собой, отношений частей предметов и их расположение относительно друг друга. С этой целью детей учат при обследовании предметов перед изображением сравнивать их между собою по свойствам, а так же сопоставлять части одного и того же предмета. В этом возрасте у ребенка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире.

Изобразительная деятельность взрослых и детей существенно различается. Если для взрослого главное - получить результат, т. е. изобразить что-то, то для ребенка результат имеет второстепенное значение, а на первый план выступает сам процесс создания рисунка. Дети рисуют с большим увлечением, много говорят и жестикулируют, но часто выбрасывают свои рисунки, как только они окончены. Кроме того, дети не запоминают, что именно они рисовали (например, если ребенку через два дня показать его же рисунок прыгающей девочки и спросить, что это такое, он может ответить, что это забор).

Еще одно важное отличие детских рисунков заключается в том, что они отражают не только зрительное восприятие, а весь сенсорный (главным образом, двигательно-осязательный) опыт ребенка и его представление о предмете. Поэтому иногда очень трудно догадаться, что малыш рисует. Характер изображений детей определяется тем, что выделяет для себя ребенок в предмете и что он знает о нем. Поэтому одежда изображенного человека может быть «прозрачной», потому что ребенок знает, что под ней находятся руки и ноги, а некоторые части тела, которые кажутся неважными (уши, волосы, пальцы и даже туловище), могут совсем отсутствовать.

У ребенка, как правило, нет потребности в наблюдении натуры (он почти не смотрит на предмет, который рисует), поэтому его рисование можно определить как рисование по представлению. Постепенно рисунки детей становятся все более похожими на изобразительную реальность. Но, как отмечает В. С. Мухина, детским рисункам присуща явная тенденция к закреплению традиционных графических образов, которые быстро превращаются в шаблоны. Распространенными шаблонами являются изображение домиков, деревьев, цветов и т. д. Подобные шаблоны обладают удивительной живучестью и передаются из поколения в поколение. Закрепление графических образов и превращение их в шаблоны представляют большую опасность для развития детского рисования. Ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных схем отдельных предметов. Поэтому в задачи обучения рисованию должно входить разрушение застывших шаблонов и стимулирование собственного творчества детей.

1.2 Этапы формирования изобразительной деятельности старших дошкольников

В детских садах, в соответствии с требованием программы, воспитатели учат детей создавать рисунки, лепить аппликацию, используя различные материалы: карандаши, краски, кисти, мелки, цветную бумагу, пластилин, глину, клей, ножницы и многое другое. При этом дети овладевают разными способами действия с материалами, умением сочетать их в изобразительной деятельности для получения более выразительных работ.

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

По самому своему характеру изобразительная деятельность требует развития у детей восприятия и ощущений, формирования наглядных представлений. Задача образного отражения действительности заключается, прежде всего, в том, чтобы передать в рисунках, лепки и аппликации такие характерные свойства предметов, как форма, величина, строение, цвет, положение в пространстве. Но получение детьми изображения, адекватного предмету, - только часть задачи образного отражения действительности. В него входит и выражение своего понимания, отношения к явлению, его творческая интерпретация. Однако все это оказывается возможным только при условии овладения умением создавать изображения, в которых облик предмета узнается и взрослыми и детьми.

В организации обучения изобразительной деятельности выделяется несколько следующих друг за другом этапов.

Прежде всего, организуется восприятие предмета в целом. Воспитатель знакомит с предметом, как таковым, давая ему общую характеристику, при этом подбирает яркие, образные слова, определяющие качества предмета. Например, показывая яблоко, он может сказать: «Посмотрите, дети, какое сочное, большое, румяное яблоко!»

После целостного восприятия предмета начинается обследование с анализом. Вначале выделяется самая крупная часть предмета, затем – более мелкие. Потом определяется форма крупных частей. После этого характеризуется строение предмета, его конструкция (как по отношению к основной, самой большой, части расположены все остальные).

Затем выделяется цвет предмета, но если цвет хорошо известен детям или если он не будет передаваться в изображении (лепка из глины, рисование черным карандашом), его можно не определять.

В заключении внимание детей вновь обращается к предмету в целом. Закончить процесс обследования нужно таким образом, чтобы дети могли прямо приступить к выполнению работы. Поэтому можно в конце обследования предложить детям подумать и сказать, с чего они начнут рисовать. Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, воспитатель может подсказать, что начинать надо с самой большой, или основной, части, к которой прикрепляются все остальные, например рисование машины лучше начать с кузова, а изображение живых существ (птички, зайчика, мишки) – с туловища.

Обследуя предмет под руководством воспитателя, дети постепенно усваивают способы такого обследования и могут делать это самостоятельно. В тех случаях, когда на занятиях невозможно показать предмет и дается только его изображение, нужно учить детей способам обследования картинки, которые, по существу, те же самые, что и при обследовании предмета. Усвоив эти способы, дети смогут применять их не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Это будет способствовать накоплению личного сенсорного опыта.

Важным моментом для последующего изображения является включение в обследование движения. Последовательное обведение контура предмета глазом, рукой, ощупывание его способствует четкому восприятию формы предмета, его частей. Движение руки по предмету организует восприятие, способствует уточнению представлений детей о форме предмета, его конфигурации.

Формирование изобразительных движений в процессе обучения рисованию включает обучение умениям правильно держать карандаши, кисти, мелки и правильно пользоваться ими. Производя то или иное движение в рисовании, ребенок испытывает мышечно-двигательные ощущения: он чувствует положение карандаша в руке, воспринимает движение им по бумаге. Одновременно происходит и зрительное восприятие. Ребенок не только ощущает само движение, но и воспринимает то изображение, которое возникает в результате движения рук: линии на рисунке. Постепенно, при обучающем воздействии педагога, ребенок начинает осознавать зависимость изображения, качества и характера линий от производимого движения: посильнее нажал на карандаш – получилась более яркая или толстая линия.

Воспитатель развивает наблюдательность и любознательность детей и наталкивает их на самостоятельные поиски способов изображения тех предметов, которые они раньше не рисовали и не лепили. Помощь педагога в этих самостоятельных поисках заключается, прежде всего, в наводящих вопросах, в предложении сравнить предметы (менее знакомые с известными).

У детей формируется обобщенные представления о том, что изображение предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений. Это очень важный момент в обучении изобразительной деятельности: без наличия такого обобщенного представления ребенок не сможет перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира.

Следовательно, в процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для целенаправленного восприятия, формирования представлений, развития воображения детей.

1.3 Анализ образовательных программ по изобразительной деятельности в детском саду

1) Программа Саккулиной Н. П., Комаровой Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Авторы данной программы считают, что эстетическое воспитание в детском саду создает предпосылки для последующего полноценного художественного развития каждого ребенка, в том числе для формирования изобразительного творчества. Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в рисовании, лепке, аппликации. Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю. С целью оказания педагогам помощи в обучении детей ИЗО и было создано методическое пособие «Изобразительная деятельность в детском саду: пособие для воспитателей», в котором раскрывается содержание и методы работы во всех группах детского сада, даются рекомендации по обучению детей рисованию, лепке, аппликации, по отбору программного материала для занятий, установлению последовательности и взаимосвязи их, по использованию разнообразных методов руководства деятельностью детей. В приложении имеются примерные планы и конспекты отдельных занятий.

Одна из главных особенностей предлагаемой методики заключается в том, что развитие детского творчества рассматривается во взаимосвязи обучения и воспитания. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности детей, представлению широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражения собственного личного опыта.

Важное условие развития ИЗО – овладение навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисования, лепки, аппликации, способов работы с ними. В данном пособии эти вопросы раскрываются при описании работы в каждой возрастной группе.

Большинство воспитателей знают, какие методы и приемы обучения ИЗО существуют, но не всегда умеют применять их на занятиях. В связи с этим авторы считают необходимым давать в тексте описания занятий, раскрывать использование отдельных методических приемов. Пособие написано с учетом исследований по ИЗО детей дошкольного возраста и достижений практики.

Исследования по сенсорному воспитанию, по формированию ручной умелости способствовали совершенствованию методики развития у детей изобразительных движений, овладению разнообразными способами изображения, созданию выразительного образа.

При написании пособия авторы учитывали материалы, позволяющие рассматривать занятия рисованием, лепкой, аппликацией как одно из наиболее эффективных средств подготовки детей к школе.

Предлагаемые в программе содержание занятий и методы неоднократно проверялись как в опытных, так и в массовых детских садах, а также на семинарах (краткосрочных и постоянно действующих), проводимых с воспитателями.

Программа состоит из пяти частей, в которых последовательно раскрывается методика работы с детьми по ИЗО в возрастных группах детского сада. В каждой части даются перспективные планы по всем видам ИЗО и конспекты занятий. Форма планов позволяет видеть взаимосвязь рисования, лепки, аппликации со всеми сторонами воспитательной работы: чтением, рассказыванием, знакомством с окружающей средой, музыкальными занятиями и др. Это особенно важно для начинающих педагогов, не умеющих еще охватить все стороны работы в целом, представить их во взаимосвязи, обеспечить наиболее полное решение всех задач воспитания в разных видах деятельности детей. Но данная форма вовсе не является обязательной для каждого воспитателя: она приводится для того, чтобы показать возможности перспективного планирования.

2) Русскова Л. В. «Программа воспитания и обучения в детском саду»

Важное значение для решения задачи по всестороннему развитию и воспитанию детей дошкольного возраста и подготовке их к школе имеет правильная и своевременная реализация «Программы воспитания и обучения в детском саду». Методические рекомендации окажут педагогам помощь в организации воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.

В пособии раскрывается методика воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. В центре внимания воспитателей, работающих с детьми раннего возраста, находятся задачи полноценного физического развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья, совершенствования зрительного, слухового, осязательного восприятия, формирования первоначальных навыков познавательной и предметной деятельности.

Ввиду того, что только в активной деятельности осуществляются усвоение ребенком знаний и умений, развитие его способностей, во втором разделе пособия — «Дошкольный возраст» — раскрывается содержание разных видов детской деятельности и методы руководства ими во всех возрастных группах.

Важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. В игре развиваются мышление, речь, воображение, память, усваиваются правила общественного поведения и воспитываются соответствующие навыки.

Основной формой обучения дошкольников являются занятия, которых детям последовательно и в системе дают соответствующие возрасту ребенка представления об окружающем мире: о мире чисел, изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве, музыке; формируют умения и навыки практической деятельности, а также первоначальные навыки учебной деятельности. В пособии раскрыта методика проведения занятий по всем разделам программы, освещены основные методы и приемы обучения на разных возрастных этапах.

В программе также даются рекомендации по эстетическому воспитанию: по ознакомлению детей с изобразительным и музыкальным искусством, по организации их самостоятельной художественной деятельности.

Проводятся занятия по декоративному рисованию, лепке, аппликации и конструированию. На занятиях ИЗО значительно обогащаются представления ребенка о цвете, изучается последовательность расположения цветов спектра. При обучении детей изображению с натуры, основное внимание уделяется на передачу соотношения предметов и их частей по величине – делается карандашом набросок основной формы, а затем только раскрашивается. Рассматривается изображение человека и животного в движении.

Старшие дети составляют узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы, расписывают свои работы из глины. Вводится асимметричная композиция, типа хохломской и жостовской росписей, когда завитки или цветы заполняют поверхность формы.

Дети обучаются различным способам создания выразительного образа. Важной задачей является развитие у ребенка чувства композиции, умения лепить скульптурные группы из 2-3 предметов. Совершенствуются умения детей в декоративной лепке.

В методических рекомендациях внимание педагогов обращается на то, что воспитательно-образовательная работа в дошкольном учреждении не должна быть ограничена рамками занятий. Воспитателю следует систематически побуждать детей к наблюдениям за окружающим (явлениями общественной жизни, природы) в процессе прогулок, бытовой деятельности. Он должен интересоваться всем, что волнует детей, привлекает их внимание, находить время и тему для беседы с каждым воспитанником.

Внимание педагога обращается на то, что задача всестороннего гармонического развития и воспитания ребенка дошкольного возраста может быть успешно решена при условии учета возрастных и индивидуальных особенностей, установления с воспитанниками доверительных взаимоотношений. Педагог не должен допускать подавления личности ребенка, его самостоятельности и активности.

3) Программа Комаровой Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

В программе изобразительная деятельность рассматривается как важное средство эстетического воспитания детей. Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.

Предлагаемые в этой методике занятия составлены на основе следующих положений:

1.  Занятия по изобразительной деятельности являются средством воспитания детей. Они развивают эстетическое восприятие, эстетические чувства, воображение, творчество, формируют образные представления.

2.  Занятия по рисованию, лепке, аппликации являются частью многогранной работы детского сада, поэтому изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы (знакомство с окружающим, игры, чтение книг, музыкальные занятия и др.) в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания.

3.  Особое значение имеет взаимосвязь занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой. Эта взаимосвязь диктуется спецификой изобразительной деятельности, стремлением детей обыгрывать предметы и изображения.

Исходя из этого, целесообразно использовать различные формы связи с игрой: предлагать детям создавать рисунки, лепку, аппликацию, которые затем могут быть использованы в игре, вводить в занятия игровые ситуации, игровые приемы обучения, предлагать детям отражать в своих работах образы детских игр: сюжетно-ролевых, подвижных, игр-драматизаций.

4.  Содержание, методика проведения и организация занятий по изобразительной деятельности должны быть направлены на развитие детского творчества. Для этого необходимо не только развитие эстетического восприятия, воображения, формирование образных представлений, но и овладение детьми разнообразным изобразительным материалом, различными обобщенными способами изображения, позволяющими передавать в рисунке, лепке, аппликации широкий круг явлений и предметов. Все это дает возможность детям свободно выражать свой замысел, вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим поискам и решениям.

5.  Занятия составлены с учетом преемственности между разными возрастными группами, между детским садом и младшими классами общеобразовательной школы.

Для более систематичного и планомерного руководства детской изобразительной деятельностью разработаны занятия на год для всех групп детского сада, начиная со второй младшей.

Занятия спланированы так, что в течение года одна и та же тема дается несколько раз в разных вариантах. Такая работа дает возможность упражнять детей в изображении наиболее сложных предметов, позволяет сформировать у них прочные навыки и умения.

Одна из задач обучения изобразительной деятельности состоит в том, чтобы развивать творческие возможности детей. Поэтому подобраны такие приемы руководства занятием, которые направлены на формирование активности, самостоятельности ребенка, овладение им обобщенными способами действия, позволяющими создавать изображения многих предметов. Этому помогает образное, эмоциональное объяснение педагога.

В каждой возрастной группе воспитатель привлекает детей к обсуждению выполненных работ с учетом их возрастных особенностей. Обсуждение надо проводить живо, эмоционально. Важно найти образные, яркие слова для характеристики изображенных детьми предметов и явлений, подчеркнуть их выразительность, а не ограничиваться простым перечислением. Если воспитатель дает образную характеристику детским работам постоянно, то дети постепенно научатся оценивать работы. Чтобы подчеркнуть выразительность изображений, можно использовать стихи, песни, прочитать их самому педагогу или предложить это сделать детям.

Важным условием успешного проведения занятий по рисованию, лепке, аппликации является связь их со всеми сторонами воспитательной работы. Поэтому при отборе тематического содержания следует учитывать, что дети будут наблюдать в окружающей жизни, какие события им предстоит пережить, о чем им будут читать, рассказывать и т. д.

Начиная со старшей группы, некоторые темы рекомендуется разделить на два занятия. Делается это для того, чтобы дети могли полнее выразить свои впечатления о том или ином событии, явлении, передать развернутый сюжет. Невозможность нарисовать, вырезать и наклеить все, что хотелось бы, снижает настроение ребенка, его интерес к занятию. Более того, недостаток времени часто приводит к формальному решению, иногда даже предлагаемому педагогом, который, зная, что более полного изображения дети создать не успеют, ограничивает их («Нарисуйте домик и около него елочку», «Нарисуйте два дерева»). Когда же на тему отводится два занятия, ребенок может и продумать замысел, и выразить его (на занятии по заданию решение тоже может быть разным), и создать более совершенное и полное изображение. Разумеется, делить на два можно лишь занятия сюжетного характера и по замыслу, разрыв в занятиях не должен быть большим, иначе интерес к теме может угаснуть.

Использование методических рекомендаций этого пособия позволяет педагогам развивать изобразительное творчество детей дошкольного возраста, формировать у них знания, навыки и умения, необходимые для образного воплощения предметов и явлений действительности.

К концу обучения в подготовительной группе у детей должно быть развито эстетическое восприятие. Они должны видеть и понимать красоту окружающей жизни, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. У детей формируются умения контролировать свои действия, добиваться улучшения изображения, оценивать и аргументировать оценку своих работ и работ других детей в соответствии с задачей изображения. Дошкольники задумывают интересное и разнообразное содержание своего рисунка, лепки и аппликации, дополняют изображение деталями, добиваясь выразительной передачи образов предметов и явлений, используя разнообразные средства выразительности.

Дети овладевают разнообразными формообразующими движениями, позволяющими рисовать, лепить и вырезывать различные предметы, составлять изображение по частям и слитно (в рисунке - слитной линией контура, в лепке - из целого куска, в аппликации - силуэтно).

У детей развивается чувство цвета, умение создавать изображения и декоративные композиции, по-разному решая их в цвете: разноцветные, в определенной цветовой гамме.

Дети учатся создавать узоры по мотивам народного декоративного искусства, расписывать лепку, создавать декоративные пластины.

1.4 Организация работы компьютерно-игрового комплекса

В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. И первым шагом в их реализации явилась разработка метода введения информационных технологий в систему дидактики детского сада как средства обогащения детской деятельности и самого педагогического процесса.

Разработана оригинальная система использования компьютерных средств в дидактике детского сада [9]. Она обеспечивает новое содержание игровой деятельности детей и требует создания определенных условий. В ее основе лежит метод эффективной организации среды и педагогического процесса на базе НИТ – компьютерно-игровой комплекс (КИК). КИК представляет собой многофункциональный набор компонентов, образующих «развивающую предметную среду» и методологию его использования. В состав КИК входят:

- компьютеры (5-7 для детей и 1 для педагога), снабженные оригинальной программно-методической системой развивающих, обучающих и диагностических игр «КИД/Малыш» и другими полезными программами; компьютеры размещаются на специально сконструированной эргономичной мебели и располагаются в компьютерном игровом зале;

- наборы твердых и мягких игровых предметных средообразующих модулей, обычные и нетрадиционные игры и игрушки, расположенные в игровом зале, который непосредственно примыкает к компьютерному;

- специальное оборудование для помещения, предназначенного для активных движений, занятий спортом и психологической разгрузки (спортивный зал).

Оборудование КИК соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим и психолого-педагогическим требованиям.

Компьютерно-игровой комплекс в детском саду успешно функционирует, если он органически вписывается в общую систему педагогической работы, направленную на всестороннее, гармоничное развитие каждого ребенка.

В КИКе должен работать специалист, знающий технические возможности компьютера, владеющий навыками управления им, четко выполняющий санитарные нормы и правила пользования компьютеров в учреждениях образования, хорошо ориентирующийся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающий этические правила их применения и владеющий методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, специалист должен хорошо знать возрастные анатомо-физиологические и психические особенности маленьких детей и воспитательно-образовательную программу в ДОУ.

Работать в КИК должен педагог с высшим или средним специальным педагогическим образованием, прошедший дополнительное обучение по новым информационным технологиям, либо специалист с техническим образованием, но с условием обязательного дополнительного образования по проблемам дошкольного воспитания.

Работа педагога в КИК включает следующие три направления:

1. Работа с детьми. Учитывая особенности детей, разбить их на подгруппы и постепенно приобщать к новой для них деятельности – компьютерным играм. Совершенствовать методику организации компьютерных игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также содержания развивающих компьютерных игр.

2. Работа с воспитателями. Организация постоянно действующего семинара–практикума для ознакомления воспитателей с условиями работы и программно-методическим обеспечением КИК, установления содержательных связей в воспитательно-образовательной работе с детьми.

3. Работа с родителями. Знакомство родителей с особенностями деятельности детей в КИК (выступления на родительских собраниях, организация открытых просмотров занятий, консультации, беседы).

Работа с детьми – ведущий раздел работы педагога КИК. Он требует большого педагогического мастерства, умения видеть каждого ребенка и руководить одновременно игрой целой подгруппы детей.

Построение каждой игры имеет свои особенности. Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей за компьютером, игру, гимнастику для глаз и др., длится 25 минут. При этом дети могут быть за экраном не более 15 минут. Учитывая, что одновременно занимаются 7 человек, для обслуживания одной возрастной группы требуется 2-2,5 час. Остальное рабочее время педагог КИК тратит на анализ результатов дня, подготовку следующего материала, работу с воспитателями и родителями. При таком расписании воспитатель КИК в течение недели может обслужить 4 группы, оставляя пятый день для методической работы, тем более что понедельник следует считать нежелательным днем для занятий детей на компьютерах. Возможны и другие варианты организации работы в КИК.

В КИК необходимо работать творчески. Основная цель педагога – не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития, например памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу. Педагог КИК – всегда исследователь. Он умело переключает внимание с поведения ребенка (его действий, эмоциональных проявлений, речи) на результаты, полученные в ходе игры, побуждая его к самостоятельному поиску путей и достижению поставленных в игре целей.

Педагог КИК ведет организационно-методическую работу. К этой работе относится оформление и ведение документации, помогающей планировать компьютерные игры. В ДОУ составлен четкий график занятий детей в КИК на неделю. Занятия с каждой возрастной группой проводятся 1 раз в неделю.

Особое место в организации работы КИК отводится санитарно-гигиеническим требованиям.

Основные гигиенические требования: к помещению; к рабочим местам в КИК и рабочей позе; к воздушной среде компьютерного зала; к освещению; к техническим параметрам ПК; к физическим и химическим факторам внутренней среды помещения, где размещаются компьютеры; к режиму развивающих занятий с использованием ПК; к программным педагогическим средствам.

КИК должен быть ориентирован на север, северо-восток, северо-запад. Поверхность пола ровная, обладающая антистатическими свойствами. Покрытие ковровыми изделиями не допускается. Площадь на одно рабочее место с ПК должна быть не менее 6 кв. м. Количество рабочих мест зависит от ее площади, но не должно превышать 12.

Не допускается вместо стульев использование кубов, табуреток, скамеек без опоры для спины. Стол и стул должны подбираться в соответствии с ростом детей. Ребенок должен сидеть за рабочим столом с ПК так, чтобы линия взора (от глаз до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась в центр или на 2/3 высота экрана. Оптимальное расстояние от глаза до экрана составляет 60-70 см, допустимое – не менее 50 см.

Для повышения влажности воздуха необходимо использовать увлажнители или устанавливать емкости с водой типа аквариумов. Для очистки от пыли ежедневно перед началом и после окончания занятий проводится влажная уборка, и протираются экраны выключенных дисплеев. КИК должны иметь естественное и искусственное освещение. Солнечные лучи и блики не должны попадать в поле зрения ребенка и на экраны дисплеев.

Не стоит принуждать детей «спокойно» сидеть за компьютером и спрашивать разрешения на любое перемещение. Ребенок должен быть совершенно свободен при выборе, с кем и когда ему работать, отвлечься или вообще уйти.

Уровень детского «шума» и дисциплинированность регулируются не прямыми «ценными» указаниями, а косвенными замечаниями, переключением внимания ребенка на другую задачу и проблемную ситуацию или другими демократичными методами (воспитатель КИКа, ЯщенкоА. Ф.).

Глава 2. Методика проведения занятий

В этой главе для описания методики проведения занятий по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста мы рассмотрим компьютерные графические средства по ИЗО с описанием и системными требованиями, разберем организацию учебного и игрового процесса в ДОУ и диагностику готовности детей к работе на компьютере.

Приведем примерные конспекты занятий в подготовительной группе детского сада, основанные на методике Комаровой Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» и методике Саккулиной Н. П., Комаровой Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», с использованием компьютерных графических средств.

2.1 Обзор компьютерных графических средств по изобразительной деятельности

--------------------------------------------------
Название, системные требования | Описание |
---------------------------------------------------------
Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.Несерьезные уроки: Учимся рисовать

Издательство: «Новый Диск» (http://www. nd. ru/)

Год выпуска: 2001 г.

Носитель: CD

Требования к системе:

Windows: 95/98/ME/2000/XP, Pentium 200 МГц, 16 МБ, 8-x CD-ROM

|

Серия программ для детей "Несерьезные уроки" включает 9 дисков. Каждый из них представляет собой сборник игр, обучающих буквам и цифрам, развивающих память, логическое мышление, математические навыки и творческое воображение.

Красочное оформление и сказочные персонажи делают игры занимательными, а обучение - ненавязчивым. Диски рассчитаны на детей разного возраста: от 3 до 16 лет. Малышам программы помогут подготовиться к школе, а детям постарше - развить навыки критического и логического мышления.

Учимся рисовать - развивающая программа для детей в возрасте от 5 до 10 лет.

Диск включает задания, развивающие творческие способности ребенка и позволяющие ему проявить фантазию при создании собственных изображений и коллажей. Подбор и смешивание красок в процессе раскрашивания картинок научат малыша работе с цветом

|
---------------------------------------------------------
Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле. Музыка и живопись для детей

Издательство: «Новый Диск» (http://www. nd. ru/)

Год выпуска: 2001 г.

Носитель: CD

Требования к системе:

Windows: 98/МЕ/2000/ХР, Pentium, ММХ, 200 MHz, 128 Mb, 4-x CD-ROM, 500 Mb

|

Три компьютерных программы в коллекционном сборнике "Музыка и живопись для детей". С помощью этих программ ребенок научится слушать и слышать музыку. Хорошо известные и получившие всеобщее признание программы издательства Alisa Studio теперь объединены в одном комплекте.

Диск "М. П. Мусоргский" знакомит с одной из лучших сюит великого русского композитора - "Картинками с выставки". Произведение, сопровождаемое множеством анимированных музыкальных образов, переносит ребенка в мир волшебства и классики.

На втором диске представлены музыка к балету "Щелкунчик" и альбом "Времена года" П. И. Чайковского. Сказочные музыкальные образы, выразительная мультипликация и картины художников прошлого века.

Одухотворенная анимация линий, живущих в программе "Сен-Санс: "Карнавал животных", переходит в великолепные картинки: бегущие антилопы, важно шествующие черепахи, кукующая в глубине леса кукушка и другие темы-образы.
Увлекательные обучающие задания на закрепление материала научат ребенка запоминать и узнавать музыкальные темы. Программы предназначены для детей 4-10 лет

Особенности игры:

- Оригинальные задания на развитие творческого мышления, художественной и музыкальной памяти.

- Великолепная анимация.

- Музыкальные темы-образы.

- Галерея живописных полотен русских художников.

- Увлекательные и познавательные комментарии

|
---------------------------------------------------------

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Мышка Мия. Юный дизайнер

Издательство: «Новый Диск» (http://www. nd. ru/)

Год выпуска: 2001 г.

Носитель: CD

Требования к системе: Windows: 98/Me/2000/XP, Pentium 233 МГц, MMX, 64 МБ, 6-x CD-ROM, 15 МБ |

«Мышка Мия. Юный дизайнер» - третья игра из серии обучающих компьютерных программ, созданных канадской компанией Kutoka Interactive по мотивам сказки про непоседливую мышку Мию.

На этот раз маленькая мышка приглашает всех в удивительный мир фантазии и творчества.

Программа познакомит ребят с огромным набором графических средств и научит их рисовать и разукрашивать. Малыши смогут мастерить поделки из готовых шаблонов и придумывать собственный дизайн шуточных открыток и объявлений. Занимательные задания, красочное оформление программы и загадки на смекалку не дадут детям заскучать. А постоянное общение с мышкой Мией превратит игру в увлекательное путешествие.

С программой "Мышка Мия. Юный дизайнер" ребенок создаст свои первые шедевры: это может быть веселая открытка, грамота для родителей или смешная поделка. Игра научит его реализовывать свою творческую фантазию, создавая при этом удивительные работы. Программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 12 лет.

Особенности игры:

- Задания на развитие фантазии, творческого мышления и формирование дизайнерских навыков.

- Большой набор графических средств (кисть, карандаш, перо, мелок, заливка и т. д.)

- Многообразие оттенков и форм.

- Готовые варианты смешных поздравительных открыток, конвертов, грамот, объявлений и т. д.

- Шаблоны для поделок из бумаги с инструкциями по их изготовлению

|
---------------------------------------------------------

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Обучение с приключением. Развивайка для малышей

Издательство: «Руссобит-М»

(http://www. russobit-m. ru/rus/index. shtml)

Носитель: CD

Требования к системе: Windows: Pentium III, 600 МГц (для Windows 98/2000/XP), 256 Мб, CD-ROM: 8-x

|

Специально разработанная программа "Обучение с приключением" рассчитана на развитие творческих способностей детей и на приобретение ими тяги к знаниям. Каждый из четырех дисков рассчитан на определенную возрастную категорию от 2 до 7 лет.

Интерактивное обучение - технология будущего: знания подаются легко, непринужденно и в игровой форме.

Разбираются такие понятия как форма и цвет, предметы одежды и времена года, основы математики и изобразительного искусства.

Особенности игры:

- Уроки рисования.

- Вырабатывание музыкального слуха.

- Задачки на логику.

- Развитие координации и восприятия.

- Несколько уровней сложности

|
---------------------------------------------------------

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Твинисы. Веселые нотки

Издательство: «Новый Диск» (http://www. nd. ru/)

Год выпуска: 2001 г.

Носитель: CD

Требования к системе: Windows 95/98/Mе/2000/XP, Pentium 166 МГц, 16 МБ, CD-ROM: 8-x |

Твинисы приглашают отправиться вместе с ними в занимательное путешествие по волшебному миру звуков. У детей появляется замечательная возможность соединить живопись и музыку - картинка, которую они нарисуют вместе с твинисами, тоже будет иметь свою мелодию. Ребенку предстоит столкнуться со звуками-загадками, найти выход из музыкального лабиринта и привести в порядок поющий сад.

Разделы программы:

- Звуки-загадки. Нужно угадать звуки, которые издают животные и музыкальные инструменты.

- Музыкальный мольберт. Каждый элемент волшебного рисунка звучит по-своему. Можно рисовать и слушать свою картинку.

- Поющий сад. У каждого цветка своя мелодия. Чем лучше уход за растениями, тем гармоничнее песня.

- Лабиринт. Чтобы послушать песенку, нужно собрать все ее нотки раньше, чем их съедят динозавры.

- Ансамбль. Можно петь с твинисами, играть на различных музыкальных инструментах и записывать песенку в собственном исполнении.

- Свисток. Нужно прослушать простую незатейливую мелодию и попробовать повторить ее.

- Танцы. У твинисов забавные танцевальные движения, которые можно повторять.

- Ладошки. Хлопать в ладошки вместе в такт музыке.

- Видеотека. Здесь можно посмотреть видеоролики с участием самих твинисов.

|
---------------------------------------------------------

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Конфетти Издательство: «Дока»

(http://www. doka. ru/about. htm)

Год выпуска: 2001 г. Носитель: CD Требования к системе: Windows 98/2000/XP, Pentium II 300 MHz, 32 Mb, звук HDD: 400 Mb4 DirectX.0 |

Эти игры помогут ребенку научиться логически мыслить, быстрее читать, различать формы и цвета, учиться рисовать, развить свою реакцию и быстроту мышления, тренировать активную память, приобрести богатые навыки работы с клавиатурой и мышью.

Всего на этом диске 11 игр, часть из которых имеет свои внутренние модификации и установки. Предусмотрена гибкая система изменения сложности и набора очков в каждом из наборов. Последние уровни сложности рассчитаны уже на взрослых, да и тем придётся нелегко.

Все игры разработаны с участием профессиональных психологов и преподавателей и способны доставить детям много часов удовольствия

|
---------------------------------------------------------

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Антошка. Приключения на Дне Рождения

Издательство: «Руссобит-М»

(http://www. russobit-m. ru/rus/index. shtml)

Носитель: CD Требования к системе: Windows: 95/98/2000/XP, Pentium, CD ROM: x-4, 16Mb RAM |

Одна из лучших детских игр из серии "Обучение с Приключением". У Антошки день рождения и он приглашает всех детей поиграть с ним сразу в шесть красочных, захватывающих и познавательных игр. В доступной игровой форме ребенок познакомится с такими понятиями как счет и цвет. Сыграет в несколько интереснейших головоломок, раскрасит массу картинок и поиграет в теннис со зверушками.

Особенности игры:

- Шесть захватывающих игр, развивающих реакцию, цветовосприятие и логическое мышление.

- Великолепная мультипликационная графика.

- Диалоги, озвученные профессиональными актерами.

- Приятное музыкальное сопровождение.

- Атмосфера мультфильма.

|
---------------------------------------------------------

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Учись рисуя

Издательство: «Akella»

(http://games. akella. com/)

Год выпуска: 2001 г.

Носитель: CD

Требования к системе:

Pentium 75 Mhz; 8 Mб RAM; Windows 95/98

|

Эта познавательная программа предназначена для детей от 3 до 8 лет. Используя интерес детей этого возраста к раскрашиванию картинок, она поможет ребенку научиться считать, писать, распознавать голоса зверей и птиц, звучание музыкальных инструментов.

Умные и добрые тролли познакомят малыша с флагами и столицами разных стран, научат распознавать время и логически мыслить.

"Учись рисуя" предлагает 15 различных тем для изучения, причем 9 из них имеют несколько уровней сложности. Для того, чтобы учиться было интереснее и веселее, программа содержит 8 игр, а тролль-сказочник читает стихи

|
---------------------------------------------------------

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Секреты живописи для маленьких художников

Издательство: «Новый Диск» (http://www. nd. ru/)

Год выпуска: 2001

Носитель: CD

Требования к системе: Windows 95/98/Me/2000; Pentium 166 МГц; 48 МБ ОЗУ; 500 МБ свободного места на жестком диске; CD-ROM/DVD-4-х

|

Оригинальный обучающий курс "Секреты живописи для маленьких художников", рассчитанный на детей 4-10 лет. В серию входят 3 диска: "Форма", "Линия" и "Фактура".

Эта обучающая программа в занимательной форме познакомит ребенка с основами рисования, научит использовать различные способы и инструменты для создания картин; самостоятельно ставить задачу; вычленять главное в художественном замысле; определять этапы его воплощения; планировать свои действия и импровизировать. Создатели курса учитывали особенности детской психологии, и потому процесс обучения доставит юному художнику море удовольствия.

Особенности программы:

- Анимированные уроки, напоминающие красочные мультфильмы.

- Широкий охват тем уроков, в число которых входит теневой театр.

- Увлекательные задания на закрепление полученных знаний и навыков.

- Развитие творческого мышления и фантазии

|
---------------------------------------------------------

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Азбука-раскраска

Пакет программ «Вундеркинд»

Год выпуска: 1998 г.

Носитель: CD

Требования к системе: Pentium 75 Mhz; 8 Mб RAM; Windows 95/98

|

Программа рассчитана на детей от 3 до 8 лет. Способствует изучению азбуки и развитию художественного воображения.

Работа с программой построена таким образом чтобы, на начальном этапе познакомить ребенка:

-с буквами русского алфавита, с их печатными заглавными и прописными образцами, и цифрами;

-с простейшими геометрическими фигурами и составленными из них картинками, их пропорциями и позиционированием на экране;

-с основными цветами: красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, коричневый, черный и их оттенками; узнает элементарные правила смешения цветов.

Аккуратно выполняя все упражнения, с помощью педагога ребенок должен научиться:

-различать все буквы русского алфавита;

-различать цифры от 0 до 9;

-свободно без напряжения работать с мышью;

-правильно передавать в рисунке форму, пропорции и цвет предметов.

|
--------------------------------------------------------- --------------------------------------------------

2.2 Организация учебного и игрового процесса

Для нормального функционирования и эффективного обучения детей с применением компьютерных программ существуют требования к организации учебного и игрового процесса [9,16]. Необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

I. Компьютерный зал.

1. Компьютеры, IBM класса, 4 или 5 поколения – 4-8 шт.

2. Компьютер, IBM класса, 6 поколения – 1 шт.

3. Принтер цветной струйный HP или EPSON – 1 шт.

4. Сканер планшетный, TWAIN стандарта – 1 шт.

Компьютеры должны быть объединены в локальную сеть, оборудованы приводами CD-ROM и звуковыми картами. На каждом мониторе MPRII должен иметься защитный экран, либо мониторы должны соответствовать стандарту ТСО-95, компьютерный зал имеет вентилятор, оформлен кактусами, имеет аквариумы с водой для поддержания воздушного режима. Мебель в зале модифицируется в зависимости от роста детей.

II. Игровой зал - зал для предкомпьютерной подготовки и послекомпьютерной релаксации.

1. Раздаточный материал на каждого ребенка.

2. Дидактические игры.

3. Разнообразные игрушки.

4. Средообразующие модульные предметы.

5. Магнитофон для проведения физкультурных минуток и релаксации.

6. Мягкая мебель.

Зал оформлен обилием разнообразных цветов.

III. Техническое помещение.

IV. Сан. узел.

Для определения готовности детей к работе на компьютере и усвоению программы проводится диагностика с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Она позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития [24].

Диагностика проводится 3 раза в год (Д. Павлов).

В начале года (август, начало сентября) определяется общий уровень развития ребенка.

а) Изучение личности:

1) изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха; изучение самоконтроля.

б) Изучение познавательной сферы:

2) оценка уровня общего психического развития;

3) изучение объема произвольного внимания;

4) изучение устойчивости и распределения внимания;

5) изучение зрительной и слуховой памяти;

6) изучение оригинальности воображения;

7) изучение словесно-логического, наглядно-схематического мышления;

8) изучение умственной работоспособности.

в) Изучение физического развития:

9) изучение скорости движений и уровня развития координации кисти;

10) изучение координации движений, взаимодействия руки и глаз.

В середине года (декабрь, январь) проводится диагностика развития речи:

11.) изучение грамматического строя речи;

12) изучение звуковой стороны речи;

13) изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми;

14) изучение коммуникативных умений.

В конце года (апрель, май) проводится диагностика для определения прогресса в развитии ребенка за год, уровень эмоциональной, интеллектуальной и физической готовности к школе.

а) Изучение личности:

15) изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого;

16) изучение целенаправленности деятельности.

б) Изучение познавательной сферы:

17) оценка уровня общего психического развития (сравнение с результатами первой диагностики);

18) изучение общей способности к обучению;

19) изучение устойчивости внимания;

20) изучение объема памяти;

21) изучение уровня сформированности наглядно-схематического мышления;

22) изучение словарного запаса, интеллекта, связанного с речью, со словеснологическим мышлен

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Методика использования графических средств компьютера в обучении изобразительной деятельности старших дошкольников". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 925

Другие дипломные работы по специальности "Педагогика":

Метод языкового анализа на уроках русского языка

Смотреть работу >>

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Смотреть работу >>

Организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку

Смотреть работу >>

Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

Смотреть работу >>

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей

Смотреть работу >>