Дипломная работа на тему "Клубная деятельность как способ формирования гражданско-правовой культуры старших школьников"

ГлавнаяПедагогика → Клубная деятельность как способ формирования гражданско-правовой культуры старших школьников




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Клубная деятельность как способ формирования гражданско-правовой культуры старших школьников":


Содержание

Введение

Глава 1. Гражданско-правовая культура и становление гражданского общества в России

1.1 Проблемы и тенденции становления гражданского общества в современной России

1.2 Гражданско-правовая культура личности и её становление

1.3 Гражданское образование детей и подростков: отечественные и зарубежные практики

1.4 Клубная деятельность и формирование гражданско-правой культуры личности

Глава 2. Исследование клубной деятельности как способа формирования гражданско-правовой культуры старших школьников

2.1 Методологические основы исследования процесса формирования гражданско-правовой культуры подростков участвующих в клубной деятельности

2.2 Анализ результатов исследования

Заключение

Список использованных источников

Приложения

290126837">Введение

Воспитание гражданина является одной из приоритетных целей образования. Человек, разделяющий демократические ценности, обладающий высоким уровнем правовой экономической и политической культуры, является важнейшим условием в решении задачи становления правового государства, гражданского общества в России. Особое место уделяется воспитанию молодежи - становлению гражданско-правовой культуры молодых людей.

Недостаточный уровень развития правового государства, институтов и традиций гражданского общества, проявления экстремизма и ксенофобии, политическая пассивность и правовая некомпетентность населения являются факторами, сдерживающими национальное развитие, угрожающими национальной безопасности России. Все это обуславливает необходимость разработки государственной политики в отношении образования, направленной на воспитание демократической гражданственности и механизмов последовательной реализации такой политики.

Воспитание гражданина в современных условиях определяется задачами подготовки населения к жизни в правовом государстве и гражданском обществе. Смещается акцент с интересов государства на интересы личности и общества.

Гражданское образование в России должно создать предпосылки для становления гражданина нового формирующегося общества и правового государства.

Именно поэтому, приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном), является развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания через их участие в деятельности молодежных и детских общественных объединений, молодежных парламентов, правительств, органах студенческого самоуправления, а также клубах гражданско-правовой направленности.

Цель дипломной работы:

Изучение влияния клубной деятельности старшеклассников на формирование гражданско-правовой культуры, принятие демократических ценностей у её участников.

Объектом исследования являются клубы старшеклассников гражданско-правовой направленности (на примере клуба молодого избирателя "Мы - россияне", город Абакан).

Предмет исследования - процесс становления гражданско-правовой культуры старшеклассников

Гипотезы нашей работы заключаются в следующем:

Становление гражданско-правовой культуры старшеклассников в процессе клубной деятельности будет наиболее эффективным если:

-  управление клубом будет строиться на демократических началах;

-  деятельность в клубе предполагает образовательный компонент, возможность самореализации подростка, вовлечение членов клуба в исследовательскую деятельность, анализ и рефлексию собственного опыта;

-  в клубе будут условия и возможности для применения на практике полученных знаний;

Задачи дипломной работы:

1.  Изучение литературы по исследуемому предмету.

2.  Анализ документов клуба

3.  Исследование уровня гражданско-правовой культуры среди школьников-участников Абаканского клуба молодого избирателя "Мы - россияне", а также исследование образовательной среды клуба.

290126838">Глава 1. Гражданско-правовая культура и становление гражданского общества в России 290126839">1.1 Проблемы и тенденции становления гражданского общества в современной России

Впервые термин "гражданское общество" был введен Гегелем в его работе "Философия права". Он предложил рассматривать общество как диалектическую совокупность отношений между семьёй, гражданским обществом и государством.

Гегель считал, что гражданское общество включает в себя религию, семью, сословие, государственное устройство, право, мораль, долг, культуру, образование. Гражданское общество представлялось более высокой ступенью цивилизации, к которой должно прийти человечество. Гражданское общество Гегель противопоставлял дикости, нецивилизованности, неразвитости. В центре всей общественной системы он ставил человека. Его деятельность направлена на удовлетворение собственных потребностей, естественных и общественных. В то же время, личность может удовлетворять свои потребности, только находясь в определённых отношениях с другими людьми.

Карл Маркс заменил нечёткий, по его мнению, термин Гегеля "гражданское общество" на такие категории, как способ производства, производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, общественно-экономическая формация. Эти понятия легли в основу советского обществоведения, а концепцию гражданского общества заменила советская политическая экономия. [18]

В современной трактовке гражданское общество понимается как один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований, объединенных специфическими интересами, реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государства. [17]

Президент фонда "Либеральная миссия", научный руководитель Государственного университета - Высшая школа экономики, директор экспертного института Е.Г. Ясин понимает гражданское общество как совокупность свободных людей, готовых отстаивать свои права и свободы, умеющих пользоваться ими, склонных к солидарности, к тому, чтобы откликаться на беды других, и готовых активно действовать в интересах общества или каких-либо общественных групп. [16]

Л.М. Алексеева, председатель Московской хельсинской группы, считает, что гражданское общество - это конгломерат структур, не имеющих отношения к власти. [16]

Г.Г. Дилигенский пишет, что гражданское общество представляет собой совокупность отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на неё воздействовать. Необходимым условием функционирования такого общества служит существование автономных социальных акторов и типа личности, определяемого такими чертами, как достаточная автономность от государства, способность конструктивно взаимодействовать с другими личностями во имя общих целей, а также способность подчинять частные интересы общему благу, выраженному в правовых нормах. [20]

Таким образом, на основе предложенных понятий, можно сделать вывод, что основной отличительной чертой гражданского общества является независимость от государства. Можно говорить о том, что гражданское общество это некое образование, созданное гражданами как противовес государственному влиянию. Оно может включать в себя как отдельных граждан, так и целые социальные институты.

С точки зрения гражданского общества, политическая свобода опирается на широкое использование гражданами своих социальных и гражданских свобод, на существующие в стране демократические ценности, на уверенность в своих силах. При условии, что закон государства защищает право граждан вступать в ассоциации во имя общих гражданских целей и формировать группы, отражающие их общие мнения, ценности и интересы, можно говорить о развитии демократии в стране. [2] Гражданское общество является гарантом от всех видов государственного деспотизма. Также оно защищает от посягательств на права человека со стороны власти, препятствует росту коррупции в стране.

Гражданское общество начинает себя активно проявлять тогда, когда власти пытаются в чем-то ущемить традиционные права граждан. Если же все идет по правилам, если в стране созданы условия зрелой демократии, то гражданское общество может никак себя не проявлять.

Наличие и развитость гражданского общества служит критерием демократичности того или иного государства. Традиционно в странах западноевропейского типа существует сильное гражданское общество, созданное столетиями борьбы населения за свои права. В странах Востока структуры гражданского общества очень слабые или отсутствуют вовсе. Это связывают с различиями западного и восточного менталитета: западный менталитет основан на идеях индивидуализма и прав человека, а восточный - на подчинении личности государству и власти.

Важной составляющей сильного гражданского общества является свободная пресса, как один из способов борьбы со злоупотреблениями власти. Уровень свободы прессы хорошо коррелирует с уровнем развития демократии. По этой причине, гражданское общество всегда уделяет большое внимание любым фактам ограничения свободы слова и последовательно борется с попытками цензуры в средствах массовой информации. [19]

Как показывает практика, формирование гражданского общества, независимо от того, в какой именно стране оно происходит, невозможно без солидарности, доверия, толерантности, чувства личной безопасности и ответственности граждан.

гражданский правовой культура клубный

Без определенного уровня доверия людей друг к другу, к основным общественным институтам, гражданское общество не может развиваться. Доверие растет по мере укрепления гражданского общества, и его уровень становится индикатором развитости гражданского общества.

В докладе о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2008 год отмечается низкий уровень социального доверия. Согласно данным доклада, 59% россиян считают, что с людьми нужно быть осторожнее, тогда как только 33% доверяют другим. [21]

Ответственность же граждан, которая является важнейшей предпосылкой для развития гражданского общества, в основном проявляется в семье, на работе, тогда как на уровне населенного пункта, страны она очень небольшая. Россияне не чувствуют ответственности за происходящее в стране, так как им недостает каналов действенного влияния, чтобы реализовать чувство ответственности на практике.

Что касается толерантности-стремления и способности к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в каком-то отношении от превалирующего типа жителей данного региона или не придерживаются общепринятых мнений, то тут россияне декларируют сравнительно большую терпимость к различным этническим группам, чем к социальным, таким как преступники, психические больные, меньшинства и прочие. В целом 47% россиян в той или иной степени можно назвать толерантными людьми и 53% - в той или иной мере интолерантными. [21]

Недостаточное удовлетворение потребности россиян в безопасности является препятствием для вовлечения граждан в такие практики гражданского общества как добровольчество, благотворительность, участие в деятельности некоммерческих общественных объединений. Каждый второй россиянин (50%) не чувствовал себя в безопасности в последнее время.

Уровень информированности населения о некоммерческих организациях и других общественных инициативах достигает 52%. Причем, самый высокий уровень 77% отмечается среди респондентов с высшим образованием, среди жителей мегаполисов и тех, кто оценивает свой уровень жизни как высокий. [21]

Анализируя опыт общественной работы среди молодежи, можно зафиксировать отчужденность от активной общественной жизни. Более 60% молодых людей (равно как и основная часть населения) в ней вообще не участвовали, тогда, как опыт остальных носит несистемный, случайный характер. Но, нельзя говорить об особой пассивности, инертности молодежи. Задача активизации участия в общественной деятельности расширение вовлеченности в гражданские инициативы − задачи, касающиеся всего российского общества. Равнодушие, индивидуализм, неверие в возможность оказать влияние на решение социальных проблем - вот причины низкой гражданской активности молодежи.

Итак, согласно докладу Общественной палаты РФ о состоянии гражданского общества в Российской Федерации на 2008 год, степень общественной активности россиян остается невысокой. Граждане слабо участвуют в осуществлении эффективного контроля решений власти, в подготовке и принятии принципиальных решений - тех, от которых зависит судьба значительного количества людей. Что касается Независимых Некоммерческих Организаций (НКО), которые, по сути, являются ядром гражданского общества, то, несмотря на то, что накоплен значительный опыт по взаимодействию с органами государственного управления и сформулированы заслуживающие внимания рекомендации по ключевым вопросам улучшения деятельности институтов власти, зачастую этот опыт не находит себе применения.

В том же докладе Общественной палаты выделяются следующие характеристики развития гражданского общества в России:

1.  Усиление активности и влияния государства в разных сферах гражданского общества. Главной целью государственной политики в отношениях с гражданским обществом сегодня является попытка установить контроль за деятельностью негосударственных институтов. Такая политика проявляется в периодическом изменении законодательства, в создании и поддержке органов, фактически представляющих интересы гражданского общества, цензуре средств массовой информации, а также в выборе социальных приоритетов.

2.  Развитие диалога государства и институтов гражданского общества в рамках законотворческого процесса. Поскольку НКО не наделены правом законодательной инициативы, то основным форматом их участия в законотворческом процессе является общественная экспертиза законопроектов. Она осуществляется через экспертные советы при министерствах и ведомствах, а также при комитетах Государственной Думы и Совета Федерации путем участия в общественных слушаниях, особенно мероприятиях Общественной палаты Российской Федерации. За последние годы, названные формы взаимодействия государства и гражданского общества стали весьма действенными.

3.  Системное развитие благотворительности. Систематизация благотворительной деятельности является позитивной тенденцией. Появление альтернативных государству дополнительных долгосрочных источников финансирования важных социальных и общественных проектов позволит решить множество проблем и будет способствовать развитию страны в целом.

4.  Усиление личной активности граждан в общественной жизни. Активная общественная позиция граждан является залогом развития гражданского общества. Толчком к активизации граждан, как правило, становятся те кризисные моменты, которые переживает государство на данном этапе. Таким активизатором стал перестроечный этап, финансовый кризис 1998 года. Вероятнее всего, экономический кризис будет способствовать активизации позиции граждан по защите собственных прав. Работа организаций, оказывающих правовую помощь населению, может стать востребованной и получить поддержку населения. Одновременно во время кризиса возрастет необходимость взаимопомощи населения, но, скорее всего, будет использоваться не столько финансовая поддержка, сколько другие формы помощи.

За последние три-четыре года можно выделить два типа гражданской общественной активности, ставшие наиболее заметными. Во-первых, это действия, связанные с защитой собственных прав. К примеру, движения обманутых вкладчиков и соинвесторов, марши защитников автомобилей с правым рулем, протесты жителей против точечной застройки и тому подобное. Широкое распространение данной формы общественной активности связано с угрозой, направленной на личные права или собственность граждан. Также, кроме публичных выступлений, широкое распространение получила практика обращений в суд.

Во-вторых, − это участие граждан в благотворительности. Движения добровольцев, частные пожертвования организациям, в том числе через Интернет, появление организаций, созданных для работы с частными пожертвованиями, − лишь некоторые примеры подобной активности. Если еще несколько лет назад сбор подарков для детей из детского дома был ограничен кругом сотрудников или друзей, то в настоящий момент и компании, и средства массовой информации активно привлекают желающих и предлагают удобные форматы оформления пожертвований.

Очень популярными стали акции экологов, которые предлагают почистить парк или изготовить кормушки на зиму для птиц. Число сторонников таких организаций, как Всемирный фонд дикой природы или Гринпис, за последние годы вырос в несколько раз.

Данная тенденция является, безусловно, позитивной. Вовлечение граждан в коммуникации, общественную деятельность и, в конце концов, в создание общественных объединений и участие в их работе должны стать одними из главных приоритетов гражданского общества России.

Помощь в развитии данной тенденции способны оказать общественные организации; средства массовой информации, которые могут распространять информацию о возможностях приложения своих усилий и об опыте такой работы; компании, поддерживающие добровольчество своих сотрудников, а также государство, разрабатывая соответствующее законодательство на федеральном и региональном уровнях.

5.  Развитием профессионализма НКО при общем снижении их количества. Одним из показателей уровня развития гражданского общества является число некоммерческих и общественных организаций разных типов.

Снижение количества общественных организаций можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, незначительное число инфраструктурных институтов говорит о слабом интересе граждан к организации собственной жизни и участии в жизни общественной. С другой стороны, существует ряд объективных факторов, препятствующих массовому вовлечению россиян в некоммерческую деятельность. Среди таких факторов, например, постоянная нехватка квалифицированных кадров и в бизнесе, и в государстве.

Следующая распространенная причина − это нехватка инфраструктуры гражданского сектора с точки зрения обучения, передачи опыта от одних организаций другим, ограниченные возможности стажировки, в том числе и в других странах.

В современном некоммерческом секторе существуют разнообразные курсы для сотрудников НКО. Возросло число разнообразных конференций, профессиональных изданий и публикаций в Интернете. Увеличился их объем, улучшилось качество.

Отмечается тенденция роста уровня экспертного и профессионального. Возрастает качество экспертизы законопроектов, в работе над которыми принимают участие представители Общественной палаты Российской Федерации, умение отойти от проблем узкого сектора - все это говорит в пользу гражданских организаций.

Другим важным подтверждением развития профессионализма сектора является совершенствование саморегулирования в НКО.

Одной из важнейших задач гражданского общества России в современных условиях является общественный контроль. Его следует наладить в социальной сфере, поставить на службу в борьбе с коррупцией и правовым нигилизмом должностных лиц, бизнеса и рядовых граждан. Именно институты гражданского общества могут улучшить состояние правового образования и просвещения в России. [21]

Гражданское общество имеет сложную структуру, которая включает в себя: хозяйственные, экономические, этнические, религиозные и правовые отношения. Гражданские связи представляют собой отношения конкурентности и солидарности между юридически равноправными партнёрами.

Условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан общества экономической самостоятельности на базе частной собственности. Гражданское общество - это общество цивилизованных рыночных отношений.

Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества. Гражданское общество - это основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества.

Гражданское общество организуется после разделения сфер влияния между государством и гражданином. Сужение тотальной власти государства осуществляется через введение неотъемлемых прав человека по определенным неполитическим категориям. Категориями неотъемлемых прав считаются право на труд, на национальные культурные ценности, на исполнение религиозных обрядов, на свободу обмена информацией, свободу самореализации. Все спорные вопросы между гражданами решаются независимым судом. Система равенства в потерянных свободах решает проблему ограничения нежелательных для общества тенденций. Выборность в высшие органы ограниченной государственной власти осуществляются всеобщим голосованием.

Гражданское общество не возможно без граждан, обладающих высоким уровнем гражданско-правовой культуры. Без личностей, обладающих знаниями своих прав и свобод, способных защищать их, а также помогать в этом другим.

290126840">1.2 Гражданско-правовая культура личности и её становление

Как мы уже отмечали в предыдущей главе, одним из главных условий функционирования гражданского общества являются непосредственно сами граждане. Именно они создают Независимые Некоммерческие Организации, ассоциации, движения, объединения, являющиеся институты гражданского общества. Сильное и активное гражданское общество невозможно без граждан, обладающих определенным уровнем гражданско-правовой культуры, который позволял бы им ориентироваться в правовом поле и совершать правомерные поступки, активно участвовать в решении проблем общества, отстаивать свои права и свободы.

При рассмотрении понятия культура зачастую его соединяют лишь с сознанием и относят сугубо к духовным явлениям.

Культура охватывает все элементы общественного сознания, обнаруживает и воспроизводит себя на познавательном, эмоционально-волевом и ориентационных уровнях его формирования, проявляет себя в определенном типе восприятия и понимания, отношения и поведения в политическом процессе. [6] Как показывает опыт, видеть в культуре лишь духовность, соединять её лишь с сознанием, значит существенно её обеднять. Задуманное, осмысленное и сконструированное в сознании не имеет значения для других пока не воплощено в практику, пока не приобрело материального закрепления, позволяющего использовать соответствующий продукт сознания. Для культуры нужна прочная взаимосвязь между сознанием, с одной стороны, поведением и деятельностью - с другой. Лишь объективное воплощение субъективности сознания может свидетельствовать о его актуальности, действенности, результативности.

Чтобы всё созданное людьми приобретало общественный смысл, признание, измерение, оценку, воспроизводилось в определенных объемах и определенном времени, необходимы достаточно прочные и надежные институты, которые поддерживали бы, стимулировали и гарантировали всё рациональное и эффективное. Институты были и являются тем "стержнем", который удерживает достижения культуры, передает их из поколения в поколение и формирует ткань исторического движения. [8]

Для того чтобы определить понятие гражданско-правовой культуры человека, целесообразно будет разделить его на определение гражданской культуры и правовой.

Термин "правовая культура" был сформулирован лишь в 60-80-е годы XX века, несмотря на то, что история правовой культуры насчитывает не одну тысячу лет.

Разработка этого понятия осуществлялась в основном с прикладных позиций, и, по мнению И.А. Крыгиной, без учёта социально-философского аспекта проблемы. Так, например, Л.А. Ершова акцентировала внимание на проблеме правовой культуры должностных лиц, а Г.Б. Мирзоев подчёркивал важность правовой культуры адвоката. Рассматривая понятие "правовая культура" в более широком аспекте, В.И. Каминский и А.Р. Ратинов показали, что это система овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. [13]

Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов. [13]

Правовая культура представляет собой с одной стороны один из видов культуры, с другой - связана с правом, выступает в этом качестве правовым явлением, создающим условия для формирования и реализации правовых норм.

"Правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей", - пишет один из ведущих исследователей в области правовой культуры в России М.Б. Смоленский, и это определение в полной мере отражает суть правой культуры. [13]

Выделяют правовую культуру в широком значении и правовую культуру личности. Правовая культура в широком смысле - это система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. В этом значении она является составной частью культуры общества и включает в себя систему норм, правоотношения, правовые учреждения и т.д. [7]

Правовая культура личности выражается в субъективно выработанном индивидом уровне овладения правом в своей деятельности, а так же в правосознании индивида, то есть в совокупности представлений, взглядов, чувств, в которых выражено отношение к действующему праву.

С конституционно-правовой точки зрения правовая культура представляет собой динамическое единство правовых ценностей, установок и образцов поведения, составляющих одно из средств функционирования и развития правовой и политической системы общества. По своему содержанию правовая культура - это конкретно-историческая система способов жизнедеятельности в сфере права, которые обуславливаются характером накопленных знаний, представлений, норм и традиций правовой жизни и складываются из реально достигнутого уровня массового правосознания.

И.Г. Смолина пишет, что правовую культуру, как один из видов культуры, можно выразить в следующей структуре основных её элементов:

-  знания, убеждения, идеи, установки, ценностные ориентации - все, что характеризует направление, содержание и результаты сознания;

-  практическое поведение и деятельность людей в соответствии с продуктами сознания и общественно признанными идеалами, ценностями и целями жизни людей;

-  установленные обществом и государством институты, принципы, нормы, правила, стандарты и тому подобное. [14]

А.Р. Ратинов пишет: "Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идёт в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек "с молоком матери" впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания". [15]

Таким образом, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.

Уровень правовой культуры современного россиянина остаётся на невысоком уровне. При этом выдвигается тезис о безуспешности или торможении построения правого государства, когда правосознание граждан и элиты оперирует по большей части псевдоправовыми категориями. В этой связи надежды возлагаются на позитивное развитие правосознания и оформление правовой культуры. [13]

Роль правовой культуры общества мало чем отличается от роли культуры вообще. Интересней в этом плане обратиться к правовой культуре личности.

Так, в частности, существует мнение, что "вопреки обыденному представлению ни позитивные, ни негативные санкции сами по себе не в состоянии обеспечить выполнения должного и воздержания от запретного поведения, ибо между поведением и санкционированием нет механической связи типа "стимул - реакция". Нужно иметь в виду относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности, её конкретное содержание, характер усвоенных ценностей, норм, установок и ориентации, опосредовавших разные стороны социальной действительности, и в частности её правовую сферу. Поэтому действенность санкций зависит как от их объективного характера (значения), так и, в большей мере, от их субъективного смысла". [13]

Иными словами исследования показывают, что тот или иной человек не совершает противоправных действий в большей степени не потому, что предвидит соответствующее наказание, а именно потому, что сам считает этот поступок недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, системе ценностей и так далее. В этом, собственно, и проявляется относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности.

Выходит, что правовая культура в деле регулирования социальных отношений и стимуляции правомерного поведения играет куда большую роль, чем количество содержащихся в нормах права запретов или суровость наказания за их нарушение.

Для правомерного поведения в большинстве случаев достаточно усвоение индивидом социальных ценностей и общих правовых принципов.

Оценивая важную роль правовой культуры в регулировании социального поведения, нетрудно уяснить её роль в противодействии социальным недугам.

Очевидным становится, что если ставить целью, к примеру, снижение уровня преступности, неизбежно напрашивается вывод о необходимости, в первую очередь, повышения уровня правовой культуры, прививания уважения к социальным нормам и ценностям.

Важно так же отметить роль правовой культуры в деле борьбы за субъективные права. Высокая правовая культура личности обуславливает нетерпимость к любым нарушениям законности и правопорядка вообще, в том числе, и к нарушению субъективных прав граждан.

Таким образом, правовая культура несёт на себе не только функцию аккумулирования и наследования правовых ценностей, но и, через субъективизацию правовых ценностей, сама по себе, наряду с нормами права, выступает важным регулятором социальных отношений.

Подводя итог можно констатировать, что:

-  Правовая культура является неотъемлемой частью культуры вообще, а овеществлённые и идеальные элементы правовой культуры суть элементы культуры общества;

-  Важным методологическим аспектом изучения правовой культуры является выделение правовой культуры общества и правовой культуры личности;

-  Учитывая обилие определений понятия "правовая культуры" в современной науке можно говорить о том, что процесс формирования единого и общепризнанного значения понятия "правовая культура" далёк от завершения;

-  Правовая культура должна рассматриваться не только как совокупность элементов относящихся к сфере права, но и как важный регулятор социальных отношений как таковой;

-  Особенности отечественной правовой культуры не только не умаляют её значение в жизни общества, но, напротив, актуализирует необходимость изучения правовой культуры, необходимость разработки методов её повышения, в частности прививания осознания права как важнейшей социальной ценности.

Как мы уже отмечали ранее, понятие гражданско-правовой культуры, рассматриваемое в нашей работе, включает в себя понятие правовой и гражданской культуры. Рассмотрев особенности правовой культуры в предыдущем параграфе, мы переходим к рассмотрению понятия гражданской.

До выхода труда Г. Алмонда и С. Верба "Гражданская культура" в 1980 году, гражданскую культуру западные теоретики рассматривали только в контексте политической культуры. [9]

В книге Алмонда и Вербы гражданская культура рассматривается на собственных основах, как производное от трех типов политических культур: приходской, где нет конкретизации политических ролей и где ориентация не конкретизируется (гражданин - "прихожанин"); подданнической культуры, где отношение к политической системе в целом является пассивным ("подданный"); культуры участия, в которой члены общества четко ориентированы на систему в целом ("участник").

Алмонд и Верба пишут, что для эффективной и стабильной демократии, для сохранения баланса политической системы от гражданина требуются быть активным, но, в то же время, пассивным, включенным в процесс, однако не слишком сильно, влиятельным и при этом почтительным к власти.

Бездеятельность обычного человека наделяет властью принимать решения правительственные элиты. Однако власть элиты должна сдерживаться. Противоположная роль гражданина как активного и влиятельного фактора, обеспечивающего ответственность элит, поддерживается благодаря его глубокой приверженности нормам активного гражданства, равно как и его убежденностью, что он может быть влиятельным гражданином.

Как отмечают авторы, участие гражданина в неформальных политических дискуссиях и участие в каких либо организациях еще не означает активного участия в общественной жизни, однако делает такое участие более вероятным.

Таким образом, гражданская культура поддерживает баланс между властью и ответственностью.

Включенность граждан в дела общественные и их пассивность является цикличным явлением. Как уже отмечалось выше, общество повышает свою гражданскую активность в спорные моменты, когда остро стоят общезначимые для всех вопросы, в периоды стабильности граждане склонны не проявлять внимания к политике. Постоянная включенность сделала бы сложным сохранение баланса, к такому результату привело бы и полное отсутствие включенности и активности. Баланс может поддерживаться длительное время лишь в том случае, если разрыв между активностью и пассивностью не слишком широк.

Как пишут авторы, для сохранения равновесия между властью и ответственностью в демократии, помимо уравновешенной активности и пассивности, необходим баланс между верой индивидов в свою политическую компетентность и осознанием того, что таковой нет.

Алмонд и Верба пишут: "Наиболее поразительной чертой гражданской культуры, является ее разнородный характер. Есть здесь и политическая активность, но ее не так много, чтобы получить возможность разрушить правительственную власть; наличествуют вовлеченность и преданность, но они смягчены; имеются и разногласия, но они умеряются. Кроме того, политические ориентации, образующие гражданскую культуру, тесно связаны с общесоциальными и межличностными ориентациями. В рамках гражданской культуры нормы межличностных отношений, общего доверия и доверия по отношению к своему социальному окружению пронизывают политические позиции и смягчают их. Смешение позиций, характерное для гражданской культуры, полностью "подходит" для демократической политической системы. Оно по многим своим параметрам наиболее соответствует такой смешанной политической системе, какой является демократия". [22]

Рассматривая пути передачи гражданской культуры от поколения к поколению, пути её формирования на примере США, Великобритании, авторы отмечают, что в гражданском образовании этих стран превалирует ориентация на рационально-активистскую модель поведения, которая является лишь компонентом гражданской культуры.

Гражданская культура-это культура, характеризующаяся определенной долей непоследовательности и уравновешенных противоположностей. Одну из важнейших частей гражданской культуры составляет набор позиций, касающихся доверия по отношению к другим людям, - многослойный, иногда противоречивый набор, который трудно передать при помощи прямого обучения.

Гражданская культура передается в ходе социализации индивида, как стихийной, так и направляемой и контролируемой извне. В семье, в группе сверстников, в школе, на рабочем месте, в политической системе как таковой индивид приобретает политические ориентации. Воспринимая политические ориентации и поведение предыдущих поколений, каждое новое поколение вбирает в себя гражданскую культуру.

Гражданская культура - это политическая культура умеренности. Она предполагает знакомство с вопросами политики при невысоком уровне включенности в неё. Еще одной важной особенностью развития гражданской культуры является то, что при развитии ориентации на политическое участие, старые типы, такие как ориентация прихожанина и подданного не вытесняются, а соединяются с ней.

В книге Алмонда и Вербы рассматривается гражданская культура демократических стран, которая развивалась на протяжении длительного периода, при постепенных политических изменениях, в относительно бескризисных условиях. Но в странах, где такое длительное развитие невозможно, наиболее очевидным заменителем времени могло бы быть обучение.

Путем обучения могут быть развиты многие важные компоненты гражданской культуры. Оно может дать индивидам навыки политического участия. Людей можно научить тому, как получать информацию; их можно познакомить со средствами массовой информации; им можно дать знания о формальных политических структурах, равно как и о значении правительственных и политических институтов. Посредством обучения можно передавать и сформулированные нормы демократического участия и ответственности.

Однако формальное обучение может создать лишь некоторые компоненты гражданской культуры, тогда как при прививании социальных ориентаций, при воспитании доверия и уважения, при формировании той самой разнородности, о которой речь шла выше (смеси активности и пассивности, включенности и индифферентности) школьное обучение не в состоянии стать адекватным заменителем времени.

"Одним из путей дополнения процесса формального обучения может стать развитие других каналов социализации. Существование многочисленных каналов способствует внедрению смешанного типа позиций, характерного для гражданской культуры. Оно увеличивает разнообразие передаваемых политических ориентаций, а прохождение через множество органов социализации может научить индивида выполнять одновременно несколько различных ролей. А это позволяет систематизировать и уравновешивать его политические ориентации. Способность же выполнять значительное число ролей представляет собой главный компонент гражданской культуры.

В подростковом возрасте освоение ролевого поведения обеспечивает успешную включенность в социальные отношения, поскольку это возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой ситуации или позиции на протяжении всей послед жизни.

Важнейшими органами социализации являются семья, рабочее место, добровольные ассоциации, также, это могут быть также клубы по интересам, общественные организации. По мере изменения и развития подобных институтов в новых странах, имеющиеся там каналы социализации в направлении гражданской культуры, возможно, будут расширяться.

Однако даже появление названных выше новых каналов социализации может оказаться недостаточным для развития гражданской культуры. Такие каналы могут воспитывать позиции, направленные на участие, однако их способность вырабатывать социальное доверие и эмоциональную привязанность к системе более проблематична. Если, например, эти каналы существуют в расколотой на составные части политической системе, то воспитанное с их помощью отношение к ней может оказаться отчуждением, а межличностное доверие нельзя будет перевести на язык доверия, имеющего отношение к политике. Значит, требуется процесс, с помощью которого у индивидов могло бы выработаться чувство общей политической идентичности, которая бы включала общую эмоциональную приверженность системе, равно как и чувство идентичности с другими гражданами. Участия и познавательных навыков недостаточно для создания политического сообщества, где граждане доверяют и могут сотрудничать друг с другом, и где их приверженность политической системе глубока и эмоциональна.

Таким образом, проблема заключается в том, чтобы наряду с навыками участия, которые могут быть воспитаны с помощью школы и других органов социализации, необходимо развивать эмоциональную приверженность политической системе и чувство политической общности.

Чтобы новые государства могли создать гражданскую культуру, им потребуются как объединяющие их граждан символы и системное чувство, которые были даны Мексике ее революцией, так и существующие в Германии когнитивные навыки.

Отправление правительством своих обязанностей также имеет решающее значение для роста гражданской культуры. Как показывает опыт Германии и Мексики, развитие устойчивой политической приверженности может зависеть от способности политической системы, особенно на стадии ее становления, добиваться результатов, которые соответствуют ожиданиям членов системы. Только таким образом может возникнуть и поддерживаться устойчивое и сбалансированное чувство приверженности системе". [22]

Если суммировать всё вышесказанное, то можно выделить ключевые компоненты гражданско-правовой культуры личности:

-  чувство доверия к другим членам общества;

-  политическая осведомлённость;

-  способность выполнять значительное число социальных ролей;

-  приверженность к существующей политической системе и чувство идентичности с другими гражданами ("прихожанин");

-  участие в политических процессах ("участник");

-  рационально-активистская модель поведения;

-  знание своих прав и поведение в соответствии с правовыми нормами;

-  способность реализовывать и отстаивать свои права;

290126841">1.3 Гражданское образование детей и подростков: отечественные и зарубежные практики

Гражданское образование служит выполнению главной задачи политики - научить граждан "искусству жить вместе".

Платон

Как уже отмечалось выше, становление гражданско-правовой культуры личности происходит двумя путями. Первый, характерен для государств с большим историческим опытом демократии, таких как Великобритания, США. Он предполагает передачу гражданско-правовой культуры от поколения в поколение в ходе социализации индивида, как стихийной, так и направляемой извне. Второй путь - это становление гражданско-правовой культуры путем формального обучения граждан некоторым её компонентам, а также в ходе социализации в различных дополнительных институтах социализации. В основном он характерен для государств, где развитие демократии и гражданского общества являются первоочередными задачами, которые не терпят отлагательств, где нет времени на постепенное и плавное развитие. К таким странам можно отнести и Россию. Можно отметить также, что существующие пути развития гражданско-правовой культуры не являются взаимно исключающими друг друга. Как в одном, так и в другом случае возможно заимствование некоторых стратегий формирования гражданско-правовой культуры.

Остановимся на термине "гражданское образование". Этот термин традиционно используется в большинстве стран, но в Австрии используют термин "политическое образование", Т. Калтсоунис предлагает использовать термин "демократическое гражданское образование", аргументируя это тем, что речь идет не о всевозможных ценностях, умениях и знаниях гражданина, а о тех, которые принципиально важны для воспроизводства и развития демократических механизмов. [3]

В. Бобрович дает следующее определение гражданскому образованию. Гражданское образование (от англ. civic education) - важнейший компонент более общего процесса социализации, в ходе которого происходит постепенное вовлечение индивида в социум. [26] Ключевым моментом здесь является именно вовлечение в жизнь общества, раскрытие для индивида значимости тех процессов, которые протекают в нём, а также возможностей для участия и изменения, этих процессов.

П.П. Симоненко под гражданским образованием понимает целостную систему формирования нравственной, правовой и политической культуры учащихся, что дает основу для развития правовой активности личности, наделенной гражданским самосознанием, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой отстаивать и защищать их. [27]

В Государственной программе "Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 гг." гражданское образование - это общественно-государственная, социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование социально-политической компетентности, демократической культуры. Цель гражданского образования - формирование гражданских качеств личности на основе адаптации ценностей демократии к ценностям отечественной культуры.

Гражданское образование ориентировано на обучение основам жизни в демократическом обществе и правовом государстве, правам человека и свободам человека и гражданина, культуре мира, воспитание толерантности, социальной активности и ответственности. [1]

Что касается целей гражданского образования, то тут наблюдается некоторое различие. Так, в Австрии "существенными задачами являются воспитание у австрийцев демократического сознания, общеевропейского мышления и открытости миру, в основе которой лежит понимание насущных проблем человечества". В Нидерландах гражданское образование нацелено на "оснащение учащихся историческими и политико-управленческими знаниями, представлениями и навыками, благодаря которым они сейчас и позднее, выступая в качестве членов различных жизненных систем, в качестве потребителей и производителей и в качестве граждан государства и всего мира, смогут принимать участие в исторически сложившихся исторических структурах". [28]

В Нидерландах в процессе гражданского образования учащиеся приобретают:

-  умение мыслить в категориях времени и изменений;

-  знания, представления и навыки в отношении исторических структур, процессов, личностей и событий, имеющих значение для современных явлений, тенденций, и вопросов регионального, национального, европейского и мирового уровня;

-  знания, представления и навыки касательно развития и функционирования современной политической системы Нидерландов во взаимодействии с обществом;

-  представления о собственном участии в общественных явлениях;

-  способность оценки и сознание собственных и чужих ценностных установок по отношению к общественным явлениям, тенденциям и вопросам;

-  умение самостоятельно проводить простые исследования, с целью приобретения или применения знаний и представлений в области вышеназванных аспектов.

Политическое образование в Австрии распространяется на три области: историческое знание о различных формах политической, культурной и экономической жизни; способность понимания политических, культурных и экономических взаимосвязей и навык их критического осмысления; воспитание готовности к ответственным поступкам, политической активности.

В организации гражданского образования большинство из национальных систем выбирают один из вариантов - создание специального учебного курса или включение проблем гражданского образования в традиционные предметы. Некоторые страны используют и то и другое. Так, в Австрии политическое образование представлено как особый учебный предмет только в определенно ориентированных типах школ, а не в общеобразовательных школах. Политические партии в Австрии опасаются, что одна из групп сможет "захватить" этот предмет и будет проводить свою идеологию. В Голландии гражданское образование входит в два предмета. Первый можно перевести как "граждановедение", а второй - история. В Англии многие учебные заведения предлагают учащимся хорошо организованные интересные курсы, но это те школы, которые сделали гражданское образование центральной темой всех учебных предметов. Во Франции в 1989 году принята программа по гражданскому образованию, а также большое количество проблем поднимается на уроках истории. [28]

Гражданское образование - это не только знание, но в большей степени умения и навыки, которые являются основой любого социального действия и необходимы для гражданской жизни в демократическом обществе. Это так называемый инструментальный подход (в школьные программы включаются специальные занятия по развитию мышления, методологии научного исследования, коммуникации). Группа исследователей из Висконсинского университета разработала специальный вариант программы по гражданскому образованию с акцентом на формировании навыков. В качестве стержневого умения они выбрали способность влиять на общественные дела. Британское министерство образования аналогично формулирует задачи гражданского образования. Обобщение различных навыков и умений, встречающихся в национальных документах, которые необходимо совершенствовать, делает И.Д. Фрумин:

-  понимающая коммуникация;

-  разрешение конфликтов и ведение переговоров;

-  понимание результатов социальных исследований (включая социологические) и проведение простейшего социального анализа;

-  представление и использование результатов собственной работы в кооперации с другими;

-  выявление, фиксация и работа с предубеждениями, выраженными в текстовой форме и в изобразительных формах, в том числе умение различать, воспроизводить и использовать стили "пропаганда", "фактическое описание", "аналитическая информация";

-  проектирование и организация коллективной работы;

-  принятие решений;

-  сбор информации; [3]

Развитие гражданского образования в западных странах в настоящее время претерпевает значительные изменения. Кроме перехода от прямого преподавания к межпредметному, инструментальному подходу, происходят еще некоторые изменения. Педагоги истории и обществознания Голландии, США, Германии заявляют, что они ориентированы не столько на передачу знаний, сколько на передачу способов дискуссии и информации. Это подтверждает и разработка некоторыми европейскими странами и США "мыслительной учебной программы", но реализация такой программы требует не только добавления нового объема знаний, но и соединения описательного и рефлексивного знания. Во многих странах появились специальные программы по обучению школьников разрешению конфликтов и ведению переговоров. Важное направление - развитие навыков социальной коммуникации, учителям рекомендуется отслеживать эти навыки на разных предметах. Особое место занимают навыки организации социального действия и взаимодействия. При организации гражданского образования остается востребованным и эффективным проблемно-поисковый подход, преимущества которого очевидны: он обеспечивает условия активизации учения, вводит школьников в реальный жизненный контекст, отражает принципы открытого общества.

Вопросы воспитания при организации гражданского образования также важны. Для реализации задач трансляции ценностей и даже формирования особых личностных качеств зарубежными педагогами используются многие внеурочные практики. Это, прежде всего участие в работе школьных институтов демократии и участие в решении конкретных социальных проблем региона. В сравнительном исследовании К. Хан подчеркивается, что там, где школы вводят участие школьников в самоуправлении как обязательную и регулярную практику (как в Дании и США), ученики демонстрируют высокий уровень социальной заинтересованности. В Великобритании и Германии школьное самоуправление слабее и слабее политические устремления школьников [3].

В США к внешкольным практикам относятся программы на базе Центра Гражданского Образования. Центр своими корнями уходит в междисциплинарный Комитет Гражданского Образования, основанного в 1964 в Университете Калифорнии, в городе Лос-Анджелес. Комитет был основан для разработки более эффективных школьных программ гражданского образования для в начального и среднего звена. В 1981 Центр был утвержден как независимая некоммерческая организация.

Внутренние программы Центра осуществляются в каждом штате, в округе Колумбия, в Американской Самоа, в Гуаме, в Содружестве Пуэрто-Рико, Соединенных штатах островов Виржинии. Интернациональные программы центра включают сотрудничество с более чем 40 другими странами. Миссия центра - продвигать просвещенную и ответственную гражданственность, основанную на демократических принципах и активность, вовлеченную в демократическую практику в США и других странах. Центр управляет большим разнообразием курсов, учительских тренингов и общественных программ.

Основные цели центра - помощь его студентам развить:

повышенное понимание институтов конституциональной демократии и фундаментальных принципов и ценностей, на которых они основаны;

способности, необходимые для участия как эффективные и ответственные граждане;

готовность использовать демократические процедуры для принятия решения и управления конфликтом;

Центр гражданского образования старается развить просвещенную гражданственность, работая над повышением учительского и студенческого понимания принципов, ценностей, институтов и истории конституциональной демократии.

Для нашей работы интерес представляет программа We the people…The Citizen and the Constitution (англ. - Мы - люди… Гражданин и Конституция). Это национально признанная программа гражданского образования, фокусирующаяся на истории и принципах конституции США и Билля о Правах для студентов, возраста средней школы и выше. Программа управляется при содействии национальной службы координаторов в каждом штате и округе страны.

Учебный план We the people не только увеличивает понимание студентами институтов американской конституционной демократии, он также помогает обнаружить современную актуальность Конституции и Билля о правах. Заключительный этап программы - симуляция слушания в конгрессе, в котором студенты демонстрируют свои знания, умения, как они оценивают, принимают и защищают позиции в исторических и современных конституциональных вопросах. На уровне высшей школы, классы имеют возможность принять участие в национальных соревнованиях локального уровня, уровня штата и государства.

Также, интересна программа Центра Project Citizen (англ. - Проект гражданин). Целые классы студентов или членов молодежных организаций работают совместно для выявления актуальных проблем общества. Они исследуют проблему, оценивают альтернативные решения, разрабатывают свои собственные решения и создают план политического действия, чтобы заручиться поддержкой местных или государственных авторитетов. Участники разрабатывают портфолио своей работы и представляют свой проект на симулируемых законодательных слушаниях коллегии гражданского сообщества.

Каждый год, лидеры каждого штата по программе Project Citizen назначают один типовой портфолио с их штата, чтобы отправить на ежегодную национальную выставку.

Независимое изучение эффектов Project Citizen программы показывает, что она имеет значительное влияние на гражданские знания молодых людей, их гражданские умения и на их склонность к участию в гражданской и политической жизни. [30]

Важная роль гражданского образования в России констатируется в законе РФ "Об образовании", законах субъектов федерации, иных нормативных актах, а также в Концепции модернизации российского образования на период до 2010. [31]

Отличительной чертой российского гражданского образования является разнообразие подходов к его содержанию.

В соответствии с первым подходом, содержание гражданского образования определяют проблемы общественной жизни. Именно они составляют содержания учебных дисциплин. Курсы, в основу которых заложена данная идея, носят четко выделенный воспитательный характер.

Яркими представителями такого подхода являются такие творческие коллективы, как научно-выставочный центр (НВЦ)"Гражданин" под руководством Я. Соколова, творческий коллектив педагогов "Гражданский форум" (г. Брянск), Центр гражданского образования города Самары под руководством В.П. Пахомова (проект "Гражданин").

Суть второго похода в отождествлении предмета гражданского образования с политико-правовым курсом с уклоном вправо. Согласно этой концепции, гражданское образование - это интеграция трех дисциплин: права, этики и политологии. Основный смысл этого подхода заключается в том, что ученик, изучая отдельные темы правоведения и политологии, продвигается к освоению основных наук. Поборниками правового подхода являются проектные группы Фонда правовых реформ (г. Москва), "Живое право" (г.С. Петербург), авторы О.В. Мушинский, А. Никитин, Е. Певцова.

Третий поход определяет гражданское образование как смешанное. Суть такого подхода состоит в том, что содержание гражданского образования представляет собой интеграцию общественных дисциплин. В рамках этого направления существуют еще несколько концептуальных моделей гражданского образования: интегративная, политологическая, системная. Согласно интегрированному подходу, гражданское образование не является самостоятельной образовательной системой, а является одним из специфических направлений обществоведческого образования. Гражданское образование в данном контексте понимается как интегративный курс социально-политических и правовых наук - "Человек и общество". Данную точку зрения поддерживает авторский коллектив под руководством Л. Боголюбова, автор А.И. Кравченко, Нижегородский гуманитарный центр, автор С.А. Морозова.

Приверженцы политологического подхода (О. Кишенкова, Н. Воскресенская, Н. Давлетшина, Р. Мухаев), ключевым положением для определения содержания гражданского образования определяют понятие "гражданское общество" и полагают, что цель гражданского образования состоит в подготовке учащихся к ответственной и осмысленной жизни, к плодотворной деятельности в демократическом, правовом государстве, гражданском обществе.

Сторонники системного подхода считают, что содержание гражданского образования, в отличие от обществоведческого, не может быть нейтральным к процессу восприятия, усвоения его учащимися, оно призвано активно и целенаправленно воздействовать на сознание ученика, на его умение критически мыслить, творить, оценивать и тому подобное. Таким образом, гражданское образование - это личностно-ориентированное образование, направленное на развитие социальных свойств школьника.

Четвертый поход предполагает, что гражданское образование должно изменять уклад школьной жизни, создавать правовое пространство школы. Примерами такой деятельности являются Школа "Самоопределение" Тубельского (г. Москва), школа "Универс" (г. Красноярск). [33]

В настоящее время к существующим направлениям можно добавить еще несколько новых специфических концептуальных моделей гражданского образования, прежде всего, институционально-ценностный подход, где гражданское образование рассматривается в единой системе воспитания, образования детей и взрослых, включая официальное и неформальное образование. Интерес представляет опыт работы города Красноярска, где оно реализуется через различные формы образовательного процесса: через учебный предмет "Граждановедение" или циклы информационно-обучающих мероприятий для взрослых; через общественно-полезную деятельность, через демократический образ жизни коллектива. В городе реализуются три программы гражданского образования: "Школа в демократическом обществе", "Создание непрерывного образования работников местного самоуправления", "Формирование гражданской политики в третьем секторе".

Таким образом, сегодня существует множество различных определений понятия "гражданское образование", трактующих его либо как процесс формирования граждан демократического общества с различным набором компетенций и мотиваций, либо как различные направления работы школы, направленные на формирование гражданских качеств у школьников, либо как целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание подростков, комплексную дисциплину, являющуюся частью социальных наук или выходящую за их рамки.

состояние их гражданской ответственности, знание своих прав и обязанностей, умение применять их, а в случае необходимости, умение защищать, отстаивать свои права и права других людей;

владение учащимися "искусством нормального человеческого поведения", воспитание социально активных граждан, умение общаться, критически думать, разрешать социальные конфликты;

осознанное восприятие норм гражданского поведения и гражданской деятельности, основанное на добровольном их выборе, и личная вовлеченность в общественную жизнь.

Результатом гражданского образования должно стать: самоутверждение индивидов в качестве суверенных членов общества; их личная, политическая и экономическая ответственность; утверждение человеческого достоинства; участие в гражданских делах неформальным и эффективным способом; содействие функционированию конституционной демократии. [34]

Основными компонентами результата, к которому стремится гражданское образование, являются, на наш взгляд, гражданские знания, гр

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Клубная деятельность как способ формирования гражданско-правовой культуры старших школьников". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 652

Другие дипломные работы по специальности "Педагогика":

Метод языкового анализа на уроках русского языка

Смотреть работу >>

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Смотреть работу >>

Организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку

Смотреть работу >>

Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

Смотреть работу >>

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей

Смотреть работу >>