Дипломная работа на тему "Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня"

ГлавнаяПедагогика → Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня":


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский Государственный университет им. Е. А. Букетова

Социальный факультет

Кафедра социальной адаптации и педагогической коррекции

Дипломная работа

на тему: «Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня»

Выполнила:

студентка гр. ДФ-332

Деньгина Ольга Валерьевна

Научный руководитель:

декан социального факультета, к. м.н., доцент

Ахметова Н. Ш.

Караганда 2008
Содержание

Введение

1. Роль этнопедагогики в развитии личности дошкольников с общим недоразвитием речи

Заказать написание дипломной - rosdiplomnaya.com

Специальный банк готовых успешно сданных дипломных работ предлагает вам скачать любые проекты по необходимой вам теме. Правильное написание дипломных проектов по индивидуальному заказу в Туле и в других городах РФ.

1.1 Особенности понятий нормы и нарушений речи

1.2 Характеристика детей с ОНР

1.3 Нравственность как основа формирования гармонически развитой личности дошкольников с ОНР

1.4 Проблема нравственного воспитания в Казахстане

1.5 Основные пути и условия формирования нравственных представлений у дошкольников с ОНР

1.5.1 Пословицы, сказки, песни как средства нравственного воспитания

1.5.2 Игра, традиции, искусство как факторы нравственного воспитания

2. Экспериментальное изучение особенностей усвоения детьми с ОНР нравственных представлений

2.1 Методики и результаты констатирующего эксперимента

2.2 Методики и результаты формирующего эксперимента

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

нравственность нарушение речь этнопедагогика

Введение

Нравственность – это приобретение личности, ее осознаваемая свобода и ответственность.

Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого важного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

То все – знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, к радости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств – составляет понятие нравственности. Без нее человек не может жить среди других людей.

Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, тотальное отношение к людям разных национальностей. Справедливости ради следует отметить, что в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме. Появляются исследования по воспитанию патриотических чувств. Преимущественно это этнопедагогические исследования. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности (Е. А. Казаева), краеведения как средство патриотического воспитания (Л. А. Кондрыкинская) и некоторые другие.

Великий мыслитель казахского народа Абай Кунанбаев говорил: «Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным, и не будет жить позорно».

В послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030» в разделе «Миссия Казахстана» изложены основные идеи воспитания детей в духе сохранения самобытности в сочетании со стремлением к цивилизации: «К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центрально-азиатским Барсом… Это будет Казахстанский Барс с присущим ему элитарностью, независимостью, умом, мужественностью и благородством, храбростью и хитростью. Он не будет ни на кого нападать первым… Но если под угрозой окажутся его свобода и жилище, его потомство, он будет защищать их любой ценой… Он будет мудр в воспитании потомства… заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении…Они будут одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками. Они будут патриотами своей мирной, процветающей, быстрорастущей страны, известной и уважаемой во всем мире».

Поэтому уже сегодня перед дошкольными учреждениями стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому Казахстанцу.

Время быстротечно. Наши сегодняшние малыши – это завтрашние хозяева страны. И поэтому необходимо уже сегодня заботиться о воспитании маленьких граждан Республики Казахстан. Одним из важнейших факторов воспитания гражданственности и патриотизма в любом обществе являются уважение к своему народу и своей земле.

Поэтому вышеуказанное и позволяет считать выбранную тему актуальной.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи III уровня КГКП я/с №6 «Алданыш» в количестве 20 человек.

Предмет исследования: усвоение детьми нравственных норм и представление посредством использования элементов этнопедагогики.

Цель исследования: выявить уровень формирования нравственных чувств и представлений у детей с общим недоразвитием речи.

Соответственно цели были определены следующие задачи исследования:

-  Углубленное изучение теоретических основ по данной проблеме.

-  Раскрытие специфики нравственного воспитания посредством народной педагогики.

-  Выявление уровня нравственных чувств и представлений у дошкольников с ОНР.

-  Выявление наиболее эффективных форм и методов воспитательно-образовательной работы.

Методы исследования:

-  Анализ литературы поданной теме.

-  Констатирующий эксперимент.

-  Формирующий эксперимент.

Рабочая гипотеза: Мы предполагаем, что использование элементов этнопедагогики в воспитательно-образовательном процессе будет способствовать формированию нравственных черт и качеств личности у дошкольников с ОНР III уровня, таких как доброжелательность и отзывчивость, гостеприимство и уважение к старшим, сочувствие и забота о младших.

Структура дипломной работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, методических рекомендаций и приложения.

Первая глава отражает теорию проблемы, а также раскрывает основные пути и условия формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня нравственных представлений. Здесь также раскрыта проблема нравственного воспитания в Казахстане.

Вторая глава дает представления о практической части исследования и содержит материалы по изучению особенностей нравственного воспитания дошкольников с ОНР III уровня в КГКП я/с №6 «Алданыш». В этой же главе представлены методики исследования, которые способствовали выявлению уровня сформированности нравственных представлений у старших дошкольников с ОНР III уровня. Кроме этого представлены практические разработки по данной теме: занятия, игры, беседы с использованием элементов этнопедагогики, которые позволили сформировать у дошкольников нравственные представления. Эта работа позволила получить эффективные результаты.

В заключении представлено обобщение по формированию у дошкольников с ОНР III уровня нравственных представлений через элементы этнопедагогики в виде выводов и методических рекомендаций.

1. Роль этнопедагогики в развитии личности дошкольников с общим недоразвитием речи 1.1 Особенности понятий нормы и нарушений речи

Важным в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности.

При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

1.  Они не соответствуют возрасту говорящего;

2.  Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

3.  Связаны с отклонениями функционировании психофизиологических механизмов речи;

4.  Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

5.  Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

6.  Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Такая характеристика позволяет отдифференцировать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее временных нарушений у детей и взрослых, от особенностей речи, обусловленных территориально – диалектными и социокультурными факторами.

1.2 Характеристика детей с ОНР

Общее недоразвитие речи – различные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнение и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует.

Дети не используют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. В их речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного. Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания.

Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Второй уровень речевого развития. Возрастает речевая активность ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.

Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, союзами, предлогами. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни.

Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов. Словарный запас отстает от возрастной нормы. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными конструкциями.

Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм, дети могут ориентироваться на морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение.

Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Характерным является недифференцированное произношение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качество, признаки, состояния предметов и действий.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечается аграматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

1.3 Нравственность как основа формирования гармонически развитой личности дошкольников с ОНР

В формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. Особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Формирование основ моральных качеств человека начинается уже в дошкольном возрасте. О т того, на сколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей с ОНР. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или недоброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношение к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Руководя деятельностью детей, педагог формирует у них такие важные черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Исследования показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей с ОНР: в разных видах деятельности успешно формируется некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи заключается в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. Чувства – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувства, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир. «Ничто – ни слово, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наше чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», – говорил К. Д. Ушинский.

Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Воспитанию нравственных чувств в истории русской, казахской и зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.

Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Взрослые завоевывают любовь детей и своим отношением к труду, своей идейной убежденностью, преданностью Родине. Дети начинают подражать старшим, у них возникает желание быть похожим на того, кто затронул их чувства, вызвал симпатию. Кроме этого педагог заботиться о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков.

Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия. Одним из таких способов воздействия является народность в воспитании. Под народностью понимается своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.

Система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость. Народное воспитание призвано развивать у детей чувство национальной гордости, сочетающееся с уважением к другим народам. Оно воспитывает у детей чувство долга перед Родиной, приучает их всегда ставить общие интересы выше личных.

Однако не следует преувеличивать прочность чувств, сформированных в дошкольном возрасте, но вместе с тем нужно помнить, что именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие личности человека.

1.4 Проблема нравственного воспитания в Казахстане

В условиях глобализации современной цивилизации и развития электронных технологий важнейшим фактором мирового влияния становится культура, которая рассматривается сверхдержавами в качестве важнейшего механизма включения тех или иных регионов в сферу своего влияния.

Мировое сообщество вступает в новую фазу, в которой доминирующим фактором глобальной политики и фундаментальным источником конфликтов будут не политические и экономические разногласия, а, прежде всего, культурно-этнические различия и противоречия. Объективное или субъективное неравенство партнеров по культурному диалогу является предпосылкой геополитических влияний.

В этой связи в настоящее время усиливается борьба за духовное влияние и раздел мирового пространства. Сегодня стратегическая цель геополитической экспансии мировых лидеров в отношении развивающихся стран – сделать их себе подобными по политической и экономической системе, социальному строю, идеологии, психологии, культуре. Все это породило понятие духовной безопасности как системы условий, позволяющей культуре и обществу сохранить свои жизненно важные параметры в пределах исторически сложившейся нормы, ибо выход за рамки нормы под воздействием различного рода факторов (и, прежде всего, культурного, ценностно-нормативного характера) ведет к дезорганизации и, в конечном счете, – к национальной катастрофе, то есть распаду общества как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовных оснований.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что одним из действенных механизмов реализации геополитических задач, и, прежде всего, в плоскости духовной безопасности, является нравственно-духовное воспитание.

Нравственно-духовное воспитание – важнейший механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, идеалов и смыслов жизни, форма и содержание, которого детерминированы спецификой «национально-культурного мира», образуемого историей, языком, философией, литературой, традициями, психологией.

Реализация задач нравственно-духовного воспитания рассматривается в качестве важнейшего условия сохранения отечественной культуры как целостного явления и главной предпосылки духовной безопасности общества, ибо лишь «культурное самостояние» есть залог величия народа и независимости.

Казахский народ – один из тех народов, который ценит и дорожит родственными отношениями. У этого народа каждое отношение имеет свое негласное обоснование, заложенное в определенных нормах взаимоотношений (обычаях, традициях), предполагает определенную последовательность тех или иных действий, их внешнее проявление через обряд, ритуал.

Таким образом, в аспекте этнического воспитания развитие личности как субъекта этноса есть ее формирование в процессе жизнедеятельности и динамического освоения системы этносоциальных ролей в течение жизни. Показателем гармоничности развития личности как субъекта этноса является степень освоения ею системы этносоциальных ролей в соответствии с возрастом и полом, в диалектическом единстве с системой социальных ролей в обществе, в трудовом коллективе, как гражданина, семьянина, труженика.

В послании Президента страны народу «Казахстан – 2030» в разделе «Миссия Казахстана» изложены основные идеи воспитания детей в духе сохранения самобытности в сочетании со стремление к цивилизации: «К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центральноазиатским Барсом… Это будет Казахстанский Барс с присущими ему элитарностью, независимостью, умом, мужественностью и благородством, храбростью и хитростью. Он не будет ни на кого нападать первым… Но если под угрозой окажутся его свобода и жилище, его потомство, он будет защищать их любой ценой… Он будет мудр в воспитании потомства… заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении… Они будут одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками. Они будут патриотами своей мирной, процветающей, быстрорастущей страны, известной и уважаемой во всем мире».

Поэтому в целях приоритетного развития системы образования Президентом подписан Указ, которым 1999 год объявлен Годом образования и здоровья детей. Были приняты Государственные программы «Дети Казахстана», «Ауыл мектебі мен балабакшасы», направленные на социальную защиту детей.

Эти задачи находят свое отражение в Законе «Об образовании». В разделе II «Система образования» статьи 8 «Задачи системы образования» отмечено: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине – Республике Казахстан, понимание сущности и значения государственных символов, уважение к народным традициям, … воспитание в духе дружбы между народами, осознание прав и обязанностей личности перед семьей, народом…; создание условий для изучения истории, культуры, обычаев и традиций казахского и других народов Республики».

Поэтому сегодня уже перед дошкольными учреждениями стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому казаху.

1.5 Основные пути и условия формирования нравственных представлений у дошкольников с ОНР

Казахстан во все времена и эпохи был «перекрестком миров», где встречались разные народы и культуры. Наша земля хранит и помнит историю всех, кто жил здесь когда-то. В Казахстане приоритет отдается человеку как личности. Обеспечиваются права и свободы граждан независимо от национальной принадлежности. Главным богатством страны являются люди – их знания, профессионализм и трудолюбие. Все эти качества понадобятся малышу в будущем. А будущее начинается сегодня и так важно в жизни, чтобы внутренний мир маленького человека был красивым и богатым.

Мудрость веков: «Самая святая птица – хлеб, самое святое имя – человек».

Дети, потомство всегда были в центре внимания кочевников, семьи и каждого отдельного человека. Дети – суть и смысл будущей жизни, и семья без наследников, грубо говоря – семья без будущего. Человек, передавая через детей цепочку жизни, живет «тысячи лет». «Дом, в котором есть дети – это праздничный базар, шумный и веселый, а дом без детей – все равно, что молчащая могила – мазар», – говорили наши далекие предки. Всю свою историческую жизнь проведения на конях в постоянном кочевье, тысячи раз умирая, и тысячи раз возрождаясь, кочевники с особым вниманием относились к своему потомству. Все делали для того, чтобы воспитать сильных, умных, красивых, добропорядочных детей.

Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Поэтому начинать надо с национального – пословиц, сказок, песен.

1.5.1 Пословицы, сказки, песни как средства нравственного воспитания

Пословицы – один из древнейших жанров народной поэзии. Это краткое поэтическое изречение. Красочность и точность языка пословиц, умение остроумно вставить их в разговорную речь высоко ценятся в казахском народе. В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент». Пословицы любого народы – это нравственный кодекс. Они обобщают нормы народной морали, говорят о том, что, прежде всего, ценится в человеке.

Пословицы – не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и требуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего – осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам.

Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, исполняют образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности – положительные или отрицательные.

В пословицах главное – этическая оценка поведения человека и народной жизни в целом. Пословица – выкристаллизовавшееся веками общественное мнение народа, нравственная оценка им всех случаев жизни. И педагогические мысли народа несут на себе печать народной нравственности.

Объясняя детям с ОНР нравственный идеал пословиц, мы даем представление о настоящем человеке, связываем его образ с образом героя, храбреца. Каким же должен быть герой? Пословицы ясно отвечают на этот вопрос. «Ермер» – храбрецы – они мужественны, благородны, верны своему слову. Честь для них дороже жизни. Любовь к Родине и народу горит в их сердцах. Они, вместе с тем, щедры и великодушны, скромны и сдержаны. «Честь героя – честь народа».

Много народных пословиц и о том, каким должен быть хороший человек. Он должен быть трудолюбив, отзывчив, гостеприимен, чистосердечен, честен, деловит, прост и строг к себе. Плохой человек – праздный гуляка, лентяй, болтун, лгун, клеветник, не помнит добра. «От хорошего – доброе слово, от плохого – сор». «Хороший идет за делом, дурной – за угощеньем».

По содержанию пословицы мудры, по форме прекрасны, употребляются они умно, умело, уместно. Основное же назначение их в нравственном воспитании. Ум как бы оказывается между прекрасным и нравственным, контролируется ими.

Тысячелетние достижения человеческого духа сохраняют свою непреходящую ценность, причем сокровища любого из народов обогащают общечеловеческую духовную сокровищницу. И в настоящее время в освоении духовных приобретений прошлых поколений дети народов выступают как дети человечества.

Сказки – наиболее популярный жанр устного народного творчества любого народа. Существенной особенностью этого жанра является то, что это повествовательный, сюжетный художественный рассказ, в котором происходит много удивительного и зачастую невероятного. Но при всей своей фантастичности и диковинности событий и ситуаций все сказки теснейшим образом связаны в своей основе с подлинной действительностью, с бытом и хозяйством, с историей. Мир, раскрывающийся в сказках, необычайно пестр, многолик и многообразен.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и Родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке – не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны.

Таким образом, сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения.

Песни. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Их роль в воспитании огромна, пожалуй, ни с чем не сравнима. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры, похороны и т. п. Жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость.

Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее преимущественно мать. Назначение колыбельных песен убаюкать, усыпить ребенка. Творцами колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей. Большинство колыбельных песен раскрывают огромную силу, прежде всего материнской любви. Но одновременно они внушают любовь к детям всем, кто исполняет их в процессе заботливого ухода за ребенком, то есть так или иначе стимулируют воспитание; особенно это важно в тех случаях, когда за маленькими детьми присматривают дети постарше. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще не понятны, но нежность, вложенная в мелодию, и слова пробуждает их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для предыдущих воспитательных воздействий. Колыбельная песнь – величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок – еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.

Песни – эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, причем дело не только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания: они призывают к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению и т. п.

В песне опоэтизированы национальные традиции и обычаи, приводятся пословицы и благопожелания. Песня, при всем многообразии средств народной педагогики, занимает особое место. Ее поют все то мала до велика. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Она сопровождает человека от рождения до смерти. Воздействуя на чувства человека, она одновременно влияет на его сознание и поведение.

1.5.2 Игра, традиции, искусство как факторы нравственного воспитания

Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры – уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Игра – это материализация сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это – драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человека.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, волю и стремление к победе. Многие передовые представители культуры (К. Д. Ушинский, Г. А. Виноградов, Е. А. Покровский) призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка.

Народные игры являются неотъемлемой частью нравственного и интернационального воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Балапандар», «Ақ қасқыр – байланган қасқыр»). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, что требует от детей активной умственной деятельности.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия детей и поведение, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «балапандар», коршуны должны ловить лишь отставших цыплят. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявлении чувства коллективизма, слаженности действий.

Особой группой в казахских народных играх выделяются конные игры. С незапамятных времен на различных праздниках и торжествах проводились игры именно с участием лошадей: «Байга», «Көкпар». В этих играх испытывались сила, смелость, удаль участников, воспитывались нравственные основы личности.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем разнообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью все более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия.

Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, народов, людей, ибо человечество – это единый космический этнос, вселенская личность, народ – это историческая личность, индивид – целостный образ человека, человеческая личность.

Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими и этносоциальными условиями. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, то есть с исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. У казахского народа существует более 150 обычаев и традиций. Многие из них пришли к нам из разных эпох и цивилизаций. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных обрядов. Существует система обрядности, в которой тонкой линией прослеживается единство воспитательных задач: уважение к старшим, почитание родных, уважение к женщине, стремление к достойному, честному образу жизни, гостеприимство.

Искусство как фактор воспитания свидетельствует об общей устремленности народа к прекрасному. Искусство – от словесного творчества до самой ничтожной бытовой мелочи, – обогащая народную жизнь, пронизывая все поры народного существования, способствует укреплению народных традиций.

В процессе воспитания и обучения дошкольников народная педагогика всегда большое значение придавала использованию различных видов искусства. Изделия казахских народных мастеров очень красочны и нарядны. Они через века пронесли умение создавать разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, передавая свое мастерство из поколения в поколение, щедро внося в них узорное решение, удивительную красочность, нарядность.

Украшая свой быт, труд или игру ребенка, в художественной деятельности человек старался привить ему любовь к прекрасному, развить у него художественный вкус.

Знания и представления о казахском прикладном искусстве – это народная память сохранения духовного наследия, связывающая настоящее, прошлое и будущее.

2. Экспериментальное изучение особенностей усвоения детьми с ОНР нравственных представлений 2.1 Методики и результаты констатирующего эксперимента

Опытно-экспериментальная работа проводилась в специализированном детском саду №6 «Алданыш». В эксперименте участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи.

Целью констатирующего эксперимента было изучение и выявление уровня сформированности нравственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также умение применять знания моральных норм в реальной жизни.

Основными задачами констатирующего эксперимента были:

-  Изучение особенностей выполнения нравственных норм в различных видах деятельности.

-  Установление уровня сформированности нравственных чувств и представлений у старших дошкольников с ОНР.

В ходе констатирующего эксперимента были использованы следующие методы:

-  Изучение психолого-педагогических характеристик детей данной группы.

-  Наблюдения в различных видах деятельности.

-  Беседы с детьми и педагогами.

В эмоциях и чувствах отражаются непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Но постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Поэтому целью методики №1 «Что такое хорошо и что такое плохо» было изучение эмоционального отношения ребенка к моральным нормам.

Методика проводилась с каждым ребенком индивидуально.

Экспериментатор показывает ребенку последовательно 10 сюжетных картинок с изображением ситуаций, подлежащих моральной оценке:

1.  Мальчик несет сумки, мама идет рядом, улыбается.

2.  Мама несет сумки, а мальчик ест мороженое.

3.  Мальчик сломал куклу, девочка плачет.

4.  Мальчик дарит девочке цветы.

5.  Девочка рвет книгу.

6.  Девочки подклеивают книги.

7.  Мальчик сидит в автобусе, бабушка стоит рядом.

8.  Мальчик уступает бабушке место в автобусе.

9.  Девочки, ссорясь, тянут куклу.

10.  Девочки играют.

И дает следующую инструкцию: «Я сейчас тебе буду показывать картинки, а ты внимательно посмотри и скажи хорошо это или плохо». В протоколе фиксируются имена детей и правильность ответа (правильно – плюс, неправильно – минус).

Целью методики №2 было изучение социальных эмоций и чувств, т. е. представлений детей о дружбе, доброжелательности, заботливости, уважении к старшим, сочувствии, отзывчивости.

Методика №2 поводилась индивидуально в две серии в две серии.

Первая серия: Экспериментатор задает ребенку вопросы:

1.  Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2.  Можно ли обижать животных? Почему?

3.  Нужно ли делиться игрушками? Почему?

4.  Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты сломал? Почему?

5.  Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6.  Можно ли драться? А если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Для анализа были выделены следующие уровни:

Высокий уровень – полное и четкое представление о моральных нормах.

Средний уровень – правильное, но недостаточно четкое представление о моральных нормах.

Низкий уровень – неправильное представление о моральных нормах.

Вторая серия: Экспериментатор предлагает ребенку закончить ситуацию:

1.  Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитательница ей сказала: «Маша, ты сделала свою работу. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила…Что ответила Маша?

2.  Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя сказал … Что сказал Петя?

3.  Катя и Гуля играли в игру «Ястребы и ласточки». Катя убегала, а Гуля догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Гуля сказала … Что сказала Гуля?

4.  Оля и Айнур играли в игру «Юрта». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть!». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», – сказала Оля. А Айнур сказала …Что сказала Айнур?

5.  Алмаз играл дома в «байгу». Он бегал и кричал: «Но! Но!» В другой комнате мама укладывала его младшую сестренку Алию. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Алмазу и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Алия никак не может заснуть». Алмаз ей ответил…Что ответил Алмаз?

6.  Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сказал Саша?

Для анализа были выделены следующие моменты: а) правильность ответа ребенка; б) мотивация ответа.

Оценивалась эта серия методики по тем же уровням:

Высокий уровень – полное и четкое представление.

Средний уровень – правильное, но не достаточно четкое.

Низкий уровень – неправильное представление о моральных нормах.

Целью методики №3 «Моделирование жизненных ситуаций» было определение умения применять знание о моральных нормах в реальных жизненных ситуациях.

Было разыграно несколько ситуаций, которые бы позволили нам судить о нравственных представлениях детей, умении применять знания моральных норм в реальной жизни.

Ситуация №1. «На прогулке».

Участки для малышей и старших детей расположены рядом. Мяч малыша покатился на участок старших. Ребенок бежит за ним.

Ситуация №2. «Помощники».

Мальчик, выполняя поручения воспитателя, подклеивал книгу. Вдруг клей нечаянно падает и разливается.

Ситуация №3. «Скорая помощь».

Воспитатель ведет занятие. Помощник воспитателя жалуется на плохое самочувствие и ложится на кровать. Посуда немыта, столы неубраны. Что делать?

Нас интересовало, как дети поведут себя в этих ситуациях.

Анализ результатов эксперимента. Как указывалось выше, в обследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: группа №2 – экспериментальная и группа №1 – контрольная. Анализ данных по каждой группе проводился в сравнении.

Методика №1. Материалом для анализа послужили ответы детей при оценки ситуаций, изображенных на картинках.

Было установлено, что у детей как группы №1, так и группы №2 недостаточно сформирована оценка моральных норм. Представления о моральных нормах находятся примерно на одном уровне. Это видно из таблицы 1.

Таблица 1. Эмоциональная оценка моральных норм

--------------------------------------------------
группа | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
---------------------------------------------------------
№1 | 75% | 65% | 70% | 90% | 70% | 75% | 65% | 90% | 80% | 90% |
---------------------------------------------------------
№2 | 75% | 70% | 75% | 90% | 75% | 80% | 70% | 90% | 85% | 90% |
--------------------------------------------------------- --------------------------------------------------

Мы выявили процентное соотношение правильных ответов и представили это в виде графика №1. Например, рассматривая картинку №2, на которой мама несет сумки, а мальчик ест мороженное, 13 детей из группы №1 оценили ситуацию как «хорошо», что составило 65% от общего количества, а в группе №2 – 70%. Рассматривая картинку №5, на которой девочка рвет книгу, 14 детей из группы №1 оценили ее как «плохо», что составило 70%, а в группе №2 – 75%. Анализ данных позволил составить график №1

Сравнивая это графики, мы пришли к выводу о том, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР без предварительного обучения не всегда могут дать правильную оценку поступкам героев.

Методика №2. Первая серия методики состояла из шести вопросов, ответы на которые позволили нам определить уровень сформированности у детей с ОНР таких нравственных представлений, как дружба, доброжелательность, справедливость, правдивость, сочувствие.

Анализ и сравнение ответов показал, что большинство детей группы №1 и №2 имеют средний и низкий уровень развития нравственных представлений, то есть имеющиеся нравственные представления у детей неправильные либо правильные, но недостаточно четкие. Это видно из таблицы 2.

Эмоциональная оценка моральных норм (до обучения)

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Таблица 2. Уровень развития нравственных представлений (дружба, доброжелательность, справедливость, правдивость), выраженный в процентном соотношении

--------------------------------------------------
группа | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
---------------------------------------------------------
№1 | 20% | 50% | 30% |
---------------------------------------------------------
№2 | 20% | 55% | 25% |
--------------------------------------------------------- --------------------------------------------------

При анализе ответов детей мы обращали внимание на правильность ответа и на его мотивацию.

Ответы детей на некоторые вопросы были недостаточно аргументированы или аргументация носила личную выгоду. Так на вопрос: «Нужно ли делиться игрушками? Почему?». Никита, Карина, Максим ответили: «Чтобы потом они поделились со мной». А на вопрос: «Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты сломал? Почему?» большинство детей сказали, что признаться надо, но не объяснили почему. Другие сказали, что признаться не надо, потому что будут ругать. На вопрос: «Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?» Оксана ответила: «Мама не купит куклу», Яна: «Дети потом не будут играть», Артур: «Это плохо». На вопрос: «Можно ли обижать животных?» Антон ответил: «Нет, могут укусить».

Таким образом, мы установили, что представления детей группы №1 и группы №2 о таких нравственных качествах, как доброжелательность, справедливость, дружба, правдивость незначительно отличаются друг от друга и находятся на одном уровне. Это видно из графика №2.

Представление детей о социальных эмоциях и чувствах (до обучения)

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Анализируя вторую серию методики – «Закончи ситуацию», целью которой было определение наличия у детей таких нравственных представлений как уважение к старшим, забота о младших, взаимопомощь, сочувствие, мы пришли к выводу о том, что большинство детей имеют средний и низкий уровень развития этих представлений (таблица 3).

Таблица 3. Уровень развития нравственных представлений (уважение к старшим, забота о младших, взаимопомощь, сочувствие), выраженный в процентном соотношении

--------------------------------------------------
группа | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
---------------------------------------------------------
№1 | 25% | 45% | 30% |
---------------------------------------------------------
№2 | 20% | 45% | 35% |
--------------------------------------------------------- --------------------------------------------------

При анализе ответов детей мы обращали внимание на правильность ответа. Так, заканчивая ситуацию №1, 15 детей из группы №2 ответили: «Я пойду играть», и лишь 5 детей – «Я помогу Свете». В ситуации №2 13 детей ответили: «Отдай мою машину», 2 ответили: «Заберу сам», 5 ответили: «Пусть поиграет!». Ситуация №3 вызвала сострадание лишь у 9 детей. Они ответили: «Не плачь!». Другие ответили: «Не надо было быстро бегать» или «Не будем больше играть в эту игру». В ситуации №4, оценивая заботу о младших, 16 детей ответили: «Не уходи, пойдем играть». А 4 ребенка сказали: «Иди, поиграй в другую игру». Ситуация №5 вызвала у детей некоторое раздумье. 8 детей ответили: «Хорошо, я буду играть тихо», а 12 детей сказали: «Идите спать в спальню» или «Идите на улицу». Ситуация №6 вызвала у детей сильные переживания. Всем детям было очень жалко котенка. Все захотели взять его домой, погреть и накормить. Однако 5 детей добавили: «А потом отнесу тебя домой к маме».

Результаты второй серии методики в группе №1 схожи с результатами анализа группы №2. Дети также заканчивают ситуации, ориентируясь на личные побуждения. В ситуации №1 такие ответы: «Пойду, поиграю в другую игру» (14 детей), «Помогу Свете» – 6 детей. В ситуации №2 12 детей ответили: «Это моя машина, отдай!», 3 ответили: «Ну ладно, поиграй», а 5 сказали: «Все хотят играть». Ситуация №3 вызвала в этой группе массу эмоций. Ответы были следующие: «Не надо бегать быстро», «Тебе больно?», «Это плохая игра!». В ситуации №4 были такие ответы: «Ну ладно, пойдем!» или «Иди, поиграй с другими». В ситуации №5 2 ребенка ответили: «Я буду хороший!», 10 детей: «Пусть быстрее засыпает!», а 8 сказали: «Хорошо!». По 6 ситуации были следующие ответы: «Пойдем, я тебя согрею», «Не плачь, где твоя мама?».

Таким образом, анализ результатов позволил нам составить график №3.

Уровень развития нравственных представлений (уважение к старшим, забота о младших, взаимопомощь, сочувствие) до обучения (слева) и после обучения (справа)

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Контрольная группа №1. Экспериментальная группа №1 и №2.

Проанализируем методику №3 «Моделирование жизненных ситуаций».

Ситуация №1«На прогулке».

Дети группы №2, не обращая внимания на малыша, берут мячик и начинают играть в футбол. Малыш требует мяч, дети убегают дальше. Малыш плачет.

Дети группы №1 – увидели закатившийся мячик на участок, взяли его и принесли воспитателю. Когда подошел малыш, они не обратили на него внимания, продолжали играть в игры.

Ситуация №2 «Помощники».

Реакция детей группы №1 и №2 была одинакова: одни дети побежали жаловаться воспитателю, другие стали смеяться.

Ситуация №3 «Скорая помощь».

В группе №2: несколько детей побежали в спальню за няней, остальные зашумели. У них возник вопрос: «Кто помоет посуду?». Ответ не заставил себя ждать: «Вы, Ольга Валерьевна».

В группе №1: Дети услышали состояние помощника воспитателя и стали рассказывать о своих болезнях и ранках. Некоторые дети даже показали свои раны.

Таким образом, мы определили, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеются определенные нравственные представления, однако они недостаточно четкие. В реальных жизненных ситуациях дети не используют имеющиеся у них знания и умения. Они не способны эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать.

Общие выводы. Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют знания и представления о нравственных нормах. Но имеющиеся представления не достаточно дифференцированы и не всегда содержат вербальные обозначения тех или иных понятий. Вследствие чего дети не способны самостоятельно выделить сферу человеческих отношений, регулируемую нравственными принципами.

Ориентация на самого себя, на собственные силы, недостаточность жизненного опыта не позволяют дошкольникам адекватно реагировать на ситуацию, требующую проявления сочувствия, доброжелательности, отзывчивости, внимательности. Это проявляется в том, что старшие дошкольники с ОНР осознавая потребность какого-либо действия (помочь, пожалеть), оказываются не в состоянии выполнить.

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы видим необходимость в наиболее целенаправленной и последовательной организации усвоения детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста нравственных представлений, базирующихся на знаниях, содержащих в себе гуманистические идеи и требования. В связи с этим мы обращаемся к народной педагогики. Использование элементов народной педагогики в воспитательно-образовательном процессе будет способствовать формированию нравственных качеств личности: доброжелательности и отзывчивости, заботливости и сочувствия, гостеприимстве, заботе о младших и уважении к старшим и др. С целью проверки данной гипотезы нами были разработаны и проведены занятия по знакомству дошкольников с обычаями и традициями казахского народа, организованы игры, направленные на формирование у детей нравственных представлений.

2.2 Методики и результаты формирующего эксперимента

Правильность гипотезы необходимо было подтвердить на практике. С этой целью был проведен формирующий эксперимент. Эксперимент проводился на базе КГКП я/с №6 «Алданыш» г. Караганды. Здесь была отобрана группа детей с диагнозом общее недоразвитие речи, за которыми осуществлялось наблюдение.

Необходимо отметить, что во время эксперимента параллельно с педагогическим воздействием, осуществляемым со стороны экспериментатора, продолжалась воспитательная и коррекционная работе, а так же обучение педагогами данной группы.

В формирующем эксперименте ставилась цель:

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста с ОНР нравственные чувства и представления под средством использования элементов этнопедагогики.

Задачи формирующего эксперимента:

1.  Установить средства и факторы этнопедагогики, способствующие успешному процессу формирования нравственных представлений.

2.  Учить детей понимать и применять знания моральных норм в реальной жизни.

При разработке методики формирующего эксперимента мы установили, что найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в народных истоках. Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Поэтому в формирующем эксперименте основное педагогическое воздействие было направлено на знакомство дошкольников с национальными обычаями и традициями, с народными играми, со сказками, пословицами, поговорками.

При организации деятельности (игры, занятия) в условиях формирующего эксперимента учитывалось следующее:

-  Психофизические особенности детей с ОНР.

-  Социальные условия жизни детей.

-  Особенности формирования игровой и учебной деятельности детей с ОНР.

Остановимся на методики формирующего эксперимента.

Для формирования у дошкольников с ОНР нравственных представлений мы, прежде всего, изучили природные, культурные, социальные и экономические особенности нашего края, познакомились с обычаями и традициями казахского народа, подобрали ряд иллюстраций, макетов, подготовили атрибуты для игр: дастархан, сундук, бейсик; одежду для ряженья: камзолы, платья, тюбетейки и др. Атрибуты старались изготовить яркие, чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их.

Так как основными факторами нравственного воспитания являются игра, обычаи, искусство, то свою работу мы начали со знакомства детей с ОНР с обычаями и традициями казахского народа. Ведь именно на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем разнообразнее традиции, тем духовно богаче народ. У казахского народа существует более 150 обрядов. Но в работе с детьми с патологией речи мы использовали семейные обряды, связанные с рождением ребенка, а также бытовые обряды, включающие игровые и обряды праздников.

В начале учебного года нами был разработан перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с общим недоразвитием речи с обычаями и традициями казахского народа. В течение учебного года мы ежемесячно знакомили дошкольников с одной традицией, после чего обыгрывали эту традицию в сюжетно-ролевых играх для уточнения и обогащения представлений о быте казахского народа, а также о нравственных нормах проведения.

Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с ОНР с обычаями и традициями казахского народа

--------------------------------------------------
|

Название обряда

|

Месяц

|

Задачи нравственного воспитания

|
---------------------------------------------------------
1 | Укладывание в колыбель | октябрь | Воспитывать заботливое отношение к ребенку, его здоровью и жизни, доброжелательность к окружающим. Побуждать принимать участие в обряде, знать последовательность действий, их смысл и значение. |
---------------------------------------------------------
2 | Суинши – радостная весть | ноябрь | Воспитывать желание доставить радость окружающим, отзывчивость. Учить понимать смысл обряда и выполнять его. |
---------------------------------------------------------
3 | Перерезывание пут | декабрь | Воспитывать уважение к национальной культуре, к людям, старшим по возрасту. Разъяснить смысл обряда, научить последовательно действовать, выполняя его. |
---------------------------------------------------------
4 | Наречение имени | январь | Воспитывать уважение к старшим, имени и личности каждого человека. Побуждать использовать элементы обряда в сюжетно-ролевых играх. |
---------------------------------------------------------
5 | Посвящение в наездники | февраль | Познакомить с содержанием и смыслом обычая. Воспитывать уважение к мальчикам и людям старшего возраста, мужественность, ответственность, Воспитывать интерес и уважение к национальным казахским обычаям. |
---------------------------------------------------------
6 | Праздн

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 550

Другие дипломные работы по специальности "Педагогика":

Метод языкового анализа на уроках русского языка

Смотреть работу >>

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Смотреть работу >>

Организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку

Смотреть работу >>

Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

Смотреть работу >>

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей

Смотреть работу >>