Дипломная работа на тему "Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя"

ГлавнаяПедагогика → Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя":


Современный Гуманитарный Университет

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

Диагностика креат ивности школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя

Дипломная работа

Студента

группы ЗП-309-01

Карташовой В. С.

Научный руководитель

к. п. н, ст. преподаватель

кафедры общей психологии СГУ

Волов В. В.

Самара 2010г.

Содержание

Введение 1 Теоретический анализ проблемы диагностики креат ивности школьников и её учёт в педагогической деятельности учителя 1.1 Теоретические подходы к исследованию креативности в современной психологии 1.2 Методы диагностики креат ивности школьников 1.3 Учет креативности в педагогической деятельности учителя 2 Диагностика креативности младших школьников и предложения по ее учету в педагогической деятельности 2.1 Описание программы и методов исследования 2.2 Анализ результатов диагностики креат ивности школьников младших классов 2.3 Рекомендации для учителей по учёту креат ивности школьников Выводы Заключение Глоссарий Список использованных источников Приложения
Введение

Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения становится очень важной. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

В данных условиях необычайно актуализируется построение педагогических систем, создающих необходимые предпосылки для раскрытия и развития креативности каждого школьника.

Одним из условий развития креативности у школьников, особенно младших классов является подготовленность психологов и педагогов к работе в режиме поощрения развития креативности. Знания психологов и педагогов об особенностях работы по поощрению креативности, понимание феномена креативности в современных условиях, умение диагностировать креативность, способность создавать поле креативности в образовательном процессе, умение и стремление к взаимодействию в режиме поощрения креативности определяют подготовленность психолога и педагога.

Процесс развития креативного потенциала в детском возрасте сопряжен со сложностями выявления носителя этого ценного свойства. Распознавание креативности психологи и педагоги связывают с рядом трудностей: десинхрония в развитии творчески одарённых детей, сложности их идентификации, связанные с феноменом «скрытой креативности»; восприятие взрослыми взрослого креативного ребёнка как недисциплинированного, «трудного» и т. д.

Решение задачи развития креативного потенциала ребёнка связано с потребностью образовательных заведений в педагогах, эффективно преодолевающих данные сложности. Подготовленность психологов и педагогов работать в режиме поощрения креативности на данный момент является актуальной и востребованной.

Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение креативности, многообразие аспектов и подходов в определении природы креативности, в выделении условий реализации и развития креативных свойств личности значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. В частности, это относится к разработке проблемы развития креативности детей на разных возрастных этапах; определения механизмов проявления и формирования креативных свойств личности в разные возрастные периоды. Учитывая значение обучения, комплекса социальных факторов, влияние микросреды на развитие креативности, представляется важным изучение их роли в разные возрастные периоды.

Решение данных проблем имеет особое значение в отношении младшего школьного возраста. Это обосновано как рядом теоретических положений, раскрывающих целесообразность исследования креативности детей младшего школьного возраста (Л. С. Выготский, Ю. Э. Гильбух, Н. Е. Веракса, О. Н. Гарнец, В. Т. Кудрявцев, М. С. Семилеткина, Е. Л. Яковлева и др.), так и практической значимостью, которую приобретают в последнее время вопросы влияния особенностей микросреды на развитие креативности младших школьников.

На основании многочисленных исследований (В. Н. Дружинин, А. В. Брушлинский, Д. Б. Богоявленская, С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, Б. Г. Ананьев, Б. Г. Теплов, К. К. Платонов, А. Г. Ковалев, И. И. Ильясов, Н. Б. Шумакова, В. И. Панов, М. А. Холодная, В. С. Юркевич, И. В. Калиш, Ю. Д. Бабаева) установлено, что особенно актуальным для развития креативности является младший школьный возраст. С одной стороны наблюдается снижение творческой активности у детей, а с другой глубокие изменения, происходящие в психическом развитии младшего школьника свидетельствующие о широких возможностях творческого развития на данном этапе.

Заказать написание дипломной - rosdiplomnaya.com

Уникальный банк готовых успешно сданных дипломных работ предлагает вам написать любые проекты по необходимой вам теме. Оригинальное выполнение дипломных проектов по индивидуальному заказу в Екатеринбурге и в других городах России.

В работах других отечественных психологов и педагогов Г. А.Балла, М. И. Махмутова, Т. И. Шамовой и др. рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций. Авторы отмечают недостаточную теоретическую разработанность проблемы организации самостоятельной творческой деятельности учащихся.

В экспериментальных психологических исследованиях Р. М. Грановской, В. Н. Дружинина, Б. Б. Коссова, А. А. Леонтьева и др. рассматриваются вопросы развития креативных способностей учащихся, особенности их формирования в учебной и внеучебной деятельности. Вместе с тем отмечаем, что младшему школьнику для обеспечения эффективного продвижения в развитии креативных способностей необходимо освоение доступных видов творческой деятельности.

В связи со значимостью проблемы, актуальностью развития креативности у детей, в работе сформулированы цель, объект, предмет и гипотезы исследования.

Цель дипломного исследования – разработка диагностики креативности младших школьников.

Объект исследования – креативность личности младшего школьника.

Предмет исследования – диагностика креативности младших школьников.

Гипотеза исследования:

1. Креативность проявляется в беглости, гибкости и оригинальности принимаемого решения, данные факторы креативности младших школьников различаются по гендерному признаку.

2. Диагностика креативности учащихся младших классов имеет зависимость от уровня креативности их учителей, при этом мы предполагаем, что учащиеся младших классов, показавшие высокий уровень креативности не всегда отличаются высокой успеваемостью и примерным поведением.

Задачи исследования:

1.  провести теоретический анализ по проблеме диагностики креативности;

2.  подобрать диагностический инструментарий для проведения исследования;

3.  провести комплексное диагностическое исследование, анализ интерпретацию его результатов;

4.  по результатам диагностики разработать практические рекомендации учителям младших классов по выявлению и развитию креат ивности школьников.

Для решения исследовательских задач был использован комплекс различных методов:

1.  Организационные: анализ и обобщение литературы, определение экспериментальной группы;

2.  Эмпирические - наблюдение, тестирование (диагностика креативности творческого мышления Е. Е. Туник; классический вариант теста творческого мышления Е. П. Торренса; опросник для учителей Д. Джонсона, адаптированный Е. Е. Туник);

3.  Методы математической обработки данных: количественный и качественный анализ данных (корреляционные анализ, описательная статистика, расчет критерия Манна-Уитни).

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, опросник креативности Д. Джонсона, батарея тестов для изучения творческого мышления (Е. Туник), а также классическая методика П. Торренса, интервьюирование.

База исследования. Базой исследования была выбрана школа №148. В исследовании принимали участие учащиеся двух параллельных 2-х классов, получившие результаты по итогам батареи тестов для изучения творческого мышления. Исследование проводилось нами на базе МОУ СОШ №148 г. Самары. В исследовании принимали участие младшие школьники вторых классов. Выборка составила 47 человек: 2 учителя, 27 мальчиков и 18 девочек.

Структура работы. Диплом состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


1 Теоретический анализ проблемы диагностики креат ивности школьников и её учёт в педагогической деятельности учителя 1.1 Теоретические подходы к исследованию креативности в современной психологии

Отправной точкой дипломной работы стало исследование понятия «креативные способности», которые были соотнесены с такими понятиями, как «творческая деятельность», «методы организации творческой деятельности».

Анализ философской, психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований (В. В.Белич, Г. Я.Буш, Г. С.Батищев, Д. И.Говорун, А. Н.Леонтьев, Б. М.Теплов, А. И.Уман, В. С.Шубинский и др.) показал, что взгляды ученых на данные понятия неоднозначны.

Определяя понятие «креативные способности», мы разделяем мнение А. В.Хуторского, рассматривающего данное понятие как «комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов».[1]

Проблема определения компонентов, составляющих креативные способности учащихся, на сегодняшний день в психолого-педагогической литературе остается дискуссионной.

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

Среди них:

1) беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени;

2) гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую;

3) оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

4) любознательность - чувствительность к проблемам в окружающем мире;

5) способность к разработке гипотезы;

6) ирреальность - логическая независимость реакции от стимула;

7) фантастичность - полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

8) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

10) и так далее.

Е. П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:[2]

- легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;

- гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

- оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;

- точность выполнения заданий.

В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

И. Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.[3]

С точки зрения Д. Б. Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы.[4]

По В. Н. Дружинину, творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).[5]

Суть творческого мышления сводится, по Я. А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.

Я. А. Пономарев, В. Н. Дружинин, В. Н. Пушкин и другие отечественный психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления, и связано с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом.

Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания.

Второй признак творческого мышления - спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин.

Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.

Иное дело - оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и так далее.

С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

И. Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.[6]

Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность - «они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую».

Д. Б. Богоявленской была выделена единица измерения творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Главную роль в детермининации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.[7]

В. А. Крутецкий структуру творческого мышления представляет следующим образом:

­  способность к формализованному восприятию математического материала, схватывание формальной структуры задач;

­  способность к логическому мышлению в сфере количественных и качественных отношений, числовой и знаковой символики, способность мыслить математическими символами;

­  способность к совершенствованию процесса математических рассуждений и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами;

­  гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;

­  стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решения;

­  способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли;

­  математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы перехода к ним);

­  математическая направленность ума.[8]

Так же к творческому мышлению В. А. Крутецкий относит следующие «не существенные» компоненты: быстрота мыслительных процессов как временная характеристика; вычислительные способности; память на цифры, числа, формулы; способность к пространственным отношениям; способность наглядно представлять абстрактные математические отношения и зависимости.

Структура творческого мышления представлена в формуле: «математическая одаренность характеризуется обобщенным, свернутым и гибким мышлением в сфере математических отношений, числовой и знаковой символики и математическим складом ума».[9]

Итак, в отечественной психологии исследования творческого мышления теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с количественной стороны, но и качественной стороны. Тем не менее, все еще незначительно количество исследований в этой области.

Несмотря на различные трактовки в научной литературе выделенных компонентов креативных способностей, многие ученые отмечают, что для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развитие умения решать творческие задачи, предполагающие систематично и последовательно преобразовывать действительность, соединять несовместимое, опираться на субъективный опыт учащихся, что составляет основу системного, диалектического мышления, произвольного, продуктивного, пространственного воображения, применение эвристических и алгоритмических методов организации творческой деятельности учащихся.

Развитие креативных способностей учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми. Для выявления особенностей творческой деятельности учащихся нами были рассмотрены различные аспекты данного понятия, представленные в философской, психолого-педагогической литературе (В. И. Андреев, В. В. Давыдов, А. Г. Спиркин, Я. В. Пономарев, Л. С. Рубинштейн, В. П. Ушачев, И. Я. Лернер и др.).

П. Торренс дает следующее определение: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

В психолого-педагогическом словаре термин «креативность» означает творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Креативность в узком значении слова - это дивергентное мышление, отличительной способностью которого является разнонаправленность и вариативность поиска разных, в равной мере правильных решений относительно одной и той же ситуации. Креативность в широком смысле слова - это творческие и интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт, способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем, способность осознавать проблемы и противоречия, формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации, способность отказываться от стереотипных способов мышления.

В большинстве исследований при оценке креативности во внимание принимаются, как правило, первые два показателя: количество сформулированных идей и степень их редкости, сравнительное с ответами других. Со временем, однако, выяснилось, что указанные показатели дивергентного мышления отнюдь не являются однозначным свидетельством наличия креативности, как творческой, интеллектуальной способности. Так за нестандартностью или «редкостью « ответов могут стоять различные психологические явления: собственно оригинальность как проявление творчески-продуктивных возможностей исполнителя, оригинальничание, как проявление личностной гиперкомпенсации интеллектуальной несостоятельности, либо психическая неадекватность. И обострило положение дел в области исследования креативности и то обстоятельство, что показатели креативности (даже в их полном наборе) весьма слабо предсказывают реальные творческие достижения человека в его обыденной и профессиональной деятельности.[10]

Помимо тестов, для определения креативности используются специальные опросники со списками ситуаций, чувств, интересов, форм поведения, характеризующие творческих людей. Эти анкеты могут быть адресованы как самому испытуемому, так и окружающим его людям. Для анализа продуктов творчества используются оценки экспертов: учёных, художников, изобретателей. Стандарты таких оценок всегда основаны на общественном суждении.

Высокие показатели креативности отнюдь не гарантируют творческие достижения в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями. Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий, демонстрирует существенный рост креативности, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, высокая потребность к творчеству.

Существуют условия стимулирующие развитие творческого мышления. Среди них можно выделить: ситуации незавершённости или открытости, в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых; разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях; внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников. Препятствуют развитию креативности: избегание риска, стремление к успеху, во что бы то ни стало (амбиции); жесткие стереотипы в мышлении и поведении; конформность; неодобрительные оценки воображения, фантазии, исследования; преклонение перед авторитетами. Именно поэтому после проведения исследований и получения результатов, мною была проведена беседа с учителями о правильности поведения для раскрытия творческого потенциала детей, с указанием на учеников, особо проявивших себя при тестировании.

  1.2 Методы диагностики креат ивности школьников

Определение «одаренности» школьника - сложная задача, при решении которой необходимо использовать как результаты психологического обследования, так и сведения о школьной и внешкольной деятельности ребенка, получаемые путем опроса родителей, учителей и сверстников. Только такой комплексный подход к диагностике признается всеми научными концепциями при сохраняющейся дискуссионности вопроса о структуре и факторах развития одаренности.[11]

Многочисленные психологические исследования изменили первоначальные представления о высоком IQ (коэффициенте интеллектуальности) как о единственном критерии выдающихся достижений, продемонстрировали важнейшую роль творческого потенциала и личностной сферы, интересов и специальных способностей, а также окружения и обучения как условий развития одаренности.

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Она может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности, а также характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.

Творческие возможности школьника прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта, но творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском. Примером такого «озарения» служит открытие Д. И. Менделеевым периодической системы элементов во сне после 15-ти лет упорной и напряженной работы, Архимедом основного закона гидростатики.

Как и П. Торренс, большинство психологов включает в число обязательных признаков одаренности интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. При этом более благоприятным для прогноза развития одаренности и творческих достижений признается сочетание уровня развития интеллекта выше среднего с высоким уровнем творческого мышления, чем даже очень высокий уровень развития лишь одного из этих аспектов.

И, наконец, наблюдения за одаренными детьми продемонстрировали благотворное влияние на их развитие раннего знакомства с различными типами поведения, речи, обучения, которое способствует формированию более разностороннего взгляда на мир, более гибкого подхода к проблемам, актуализации разнообразных форм самовыражения.

Рассмотрим факторы определяющие содержание этого феномена «креативность».

1. Фактор беглости (скорости, продуктивности) отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания. Продуктивность может отличаться в разных батареях и в разных заданиях одной батареи. Этот показатель полезен, прежде всего, тем, что он позволяет понять другие показатели. Импульсивные, банальные и даже глупые ответы позволяют получить высокий балл по этой шкале. Однако такие ответы приводят к низким показателям гибкости, оригинальности и разработанности. Низкие значения беглости могут быть связаны с детальной разработанностью ответов в рисуночных заданиях, но могут также наблюдаться у заторможенных, инертных или недостаточно мотивированных испытуемых.

2. Фактор гибкости оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем. Иногда полезно оценить этот показатель в отношении к беглости, т. к. один и тот же показатель разнообразия может наблюдаться при неодинаковом общем количестве выдвинутых идей. Низкие показатели гибкости могут свидетельствовать о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации. Высокие значения предполагают противоположные характеристики, но чрезвычайно высокая гибкость может отражать метание испытуемого от одного аспекта к другому и неспособность придерживаться единой линии в мышлении. Интерпретация этого показателя одинакова в вербальных и невербальных тестах, однако его значения могут не совпадать. Гибкость во взглядах и действиях с образами не связана с легкостью смены аспектов в словесной сфере.

3. Фактор оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных. Те, кто получают высокие баллы по оригинальности, обычно, характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Они способны делать большие умственные «скачки» или «срезать углы» при поиске решения, но это не означает импульсивности, оригинальность решений предполагает способность избегать очевидных и тривиальных ответов.

При анализе бывает интересно соотнести показатель оригинальности с показателями беглости и разработанности. При этом могут быть обнаружены самые разнообразные варианты сочетаний.

Следует учитывать, что чрезвычайно высокая оригинальность ответов может наблюдаться при некоторых психических или невротических расстройствах. Поэтому еще раз следует подчеркнуть необходимость разностороннего обследования.

4. Фактор разработанности, детализации идей используется только для оценки фигурных тестов, но многие исследователи считают его довольно полезным. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.

Поскольку выполнение заданий ограничено во времени, бывает полезно соотнести этот показатель с показателем беглости. Человек, который детально разрабатывает каждую идею, очевидно, жертвует их количеством. Разработанность ответов отражает, по-видимому, другой тип продуктивности творческого мышления и может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как она проявляется.

5. точность – фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Проблемы творческого процесса продолжают разрабатываться в психологии до сих пор. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель – может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов (интеллектуальная активность Д. Б. Богоявленская) или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления в частности (А. В. Брушлинский). Различие между двумя аспектами творчества может быть представлено, с одной стороны, как творчество в области создания новых идей и, с другой стороны, - как творчество в их разработке — создании новых производств и видов деятельности. Так изобретатель (Томас Эдисон, Никола Тесла) предлагает оригинальный способ решения технической или другой проблемы, а предприниматель (Генри Форд, Ли Якокк) реально воплощает его и находит ему рыночное применение. Члены экипажа гоночной машины также распределяют между собой задачи: штурман намечает способ прохождения трассы, т. е. решает проблему теоретически, а пилот преодолевает препятствия на практике.

Развитие одарённости и творческие достижения, по мнению Торренса, требуют взаимодействия высокой креативности, высокой творческой мотивации и высокого уровня знаний и умений. В развитии творческого потенциала детей велика также и роль интеллектуального фактора. Несмотря на то, что в неотобранных популяциях корреляции между показателями интеллекта и креативности были низкими, а в популяциях с высоким интеллектом отсутствовали, развитие высокой креативности наблюдалось лишь при интеллектуальных способностях выше среднего уровня (при IQ не ниже 115-120 баллов).

Положение о существовании «интеллектуального порога» поддерживается многими психологами, считающими, что творчество возможно лишь при достаточной базе знаний и высоком уровне аналитико-синтетической деятельности и критического мышления. Однако, по мнению В. Н. Дружинина, уровень общего интеллекта служит не «порогом», а «верхним ограничителем», «потолком» творческих достижений человека. При этом использует или нет индивид данные ему от природы возможности, зависит от его мотивации, компетентности в избранной сфере творчества и от внешних условий, которые существуют в обществе, тогда как «нижний интеллектуальный ограничитель» определяется требованиями деятельности, в которой индивид проявляет свою творческую активность.

Связь между показателями интеллекта (по разным тестам) и креативности по тестам Торренса изучалась многими авторами.

Сложность, неоднозначность и изменчивость взаимосвязей между показателями интеллекта и невербальной креативности в период с семи до десяти лет были продемонстрированы М. С.Егоровой. Ею показаны, что даже если интеллект и креативность описывают отчетливо разные синдромы, то они всё же взаимодействуют в процессе развития, влияя друг на друга как непосредственно, так и опосредованно. Оказалось, что уровень интеллекта в семь и десять лет до некоторой степени зависит от уровня креативности в шесть и семь лет (соответственно), но не наоборот. Лонгитюдный метод позволил показать, что связи между креативностью и интеллектом не исчезают с возрастом, креативность и интеллект продолжают влиять друг на друга, но влияние это отсроченное и может быть замечено только при межвозрастном сопоставлении.[12]

На тех же принципах, что и тесты, Торренсом были разработаны упражнения для развития творческих способностей к порождению и обнаружению альтернатив, выдвижению оригинальных идей, пониманию сути проблемы, открытости новому, пониманию юмора. Однако такие упражнения, по мнению автора, могут играть лишь вспомогательную роль, тогда как эффективным методом является решение реальных проблем, интересующих учащихся.

Возвращаясь к рассмотрению связи интеллекта и креативности, хочется заметить, что в одних теориях креативность определяется как дивергентная или преимущественно дивергентная способность (процесс) и противопоставляется интеллекту, отождествляемому с конвергентными способностями. В других теориях креативность представляется важной характеристикой интеллекта или высшего уровня его развития. В ряде теорий, напротив, логические интеллектуальные способности включаются в структуру креативности как её необходимый компонент. Кроме того, многие психологи рассматривают уровень развития интеллекта как минимальный порог, необходимый для высокого развития креативности, тогда как другие считают этот уровень верхним порогом, ограничивающим её проявление и развитие.

Несмотря на различное понимание места и значения каждого из компонентов креативности и её соотношения с интеллектом, большинство психологов солидарны в представлении о том, что понятие творческие возможности неотделимы от понятия одарённость. Однако одарённость, творческий потенциал отнюдь не отождествляются с показателями тестов креативности. Эти тесты (как дивергентные, так и другие их виды) выявляют лишь те или иные предпосылки творческих способностей, связь которых с будущими достижениями в определённой степени подтверждена экспериментально.

Включая в структуру общих способностей интеллект, креативность и обучаемость, мы основывались на трехкомпонентной модели когнитивного процесса. Любой когнитивный акт должен включать в себя приобретение, применение и преобразование когнитивного опыта. Способность, ответственную за приобретение опыта, можно отождествить с обучаемостью, продуктивность применения опыта определяется общим интеллектом, преобразование опыта связано с креативностью.

Первоначально Д. Гилфорд включал в структуру креативности помимо дивергентного мышления способность к преобразованиям, точность решения и прочие собственно интеллектуальные параметры. Тем самым постулировалась положительная связь между интеллектом и креативностью. В экспериментах Д. Гилфорда выявилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении тестов, но не бывает низкоинтеллектуальных «креативов». Позже Е. П. Торренс сформулировал на основе фактического материала модель отношения креативности и интеллекта: при IQ до 120 баллов общий интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ свыше 120 баллов креативность становится не зависимым от интеллекта фактором.

В дальнейшем Н. Коган и М. Воллах критически проанализировали процедуру проведения тестирования в экспериментах Д. Гилфорда и Е. Торранса. Они видоизменили ситуацию тестирования (сняли соревновательность, отказались от временного ограничения решения задачи, отказались от критерия точности) и в результате получили независимость факторов креативности и интеллекта.[13] Несмотря на многие дискуссионные проблемы, наука (генетика, физиология, психология, социология) и реальная практика обучения многократно доказали не только наличие индивидуальных различий в успешности обучения, но и различие творческих возможностей детей, составляющее их индивидуальный творческий потенциал. Дифференциация детей в любом возрасте по их творческому потенциалу достаточно разнообразна – от умственной отсталости до высокой талантливости и общей одарённости. В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей, генетическим предпосылкам индивидуальных различий, психологии творческого учителя. Вместе с тем, до сих пор не существует методик комплектной диагностики, позволяющих определять общую и специфическую одарённость. Недостаточно изученным остаётся вопрос о дивергентном мышлении. На данном этапе пристальный интерес исследователей сместился от типа учёного осмотрительного, точного и критически мыслящего, к личности изобретателя, нестандартного, оригинального и остроумного, а способность к творчеству, долгое время считавшаяся в основном необходимой для создания произведений искусства, всё больше и больше признаётся также и основой научных достижений. Никакой текст в единственном числе не может претендовать на исключительную роль. Неэффективно и использование, даже с комплексом методик, одноразовой процедуры диагностики. Поэтому в систему диагностической программы должны быть положены различные методики и учтены различные уровни диагностики (таблица 1).

Таблица 1 - Сравнительная характеристика методик на различных уровнях диагностики креативности

--------------------------------------------------
Уровень | Методы исследования | Функция психологического моделирования | Прогнозирующая функция |
---------------------------------------------------------
1. компонентная диагностика | Срезы отдельных компонентов | Отдельные проявления и показатели индивидуальных проявлений | Малодостоверный прогноз |
---------------------------------------------------------
2. структурная диагностика | Срезы по нескольким компонентам | Связи, корреляции отдельных сторон процесса | Достоверность кратковременного прогноза |
---------------------------------------------------------
3. системная диагностика | Экспериментальные ситуации, генетический метод, комплекс методик, по всем компонентам психологические модели | Создание имитационной модели | Определение различных зон и перспективы развития личности |
--------------------------------------------------------- --------------------------------------------------   1.3 Учет креативности в педагогической деятельности учителя

Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные задачи.

Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

П. П. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.[14]

Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.

А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:[15]

­  паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;

­  доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;

­  сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;

­  доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

­  ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны;

­  неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;

­  формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;

­  стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;

­  высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;

­  индивидуализация - создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;

­  проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.

Для дальнейшей выделим три основных условия формирования творческого мышления, три стратегии:

1) индивидуализация образования;

2) исследовательское обучение;

3) проблематизация.

В современных социально-экономических условиях выявляется тенденция переориентации образования с типа «исполнителя», точно выполняющего действия по известному алгоритму, на тип «изобретателя», центрированного на нахождение новых, оптимальных путей в достижении цели.[16]

Учитель, стремящийся к развитию креативности учащихся, должен, прежде всего, обеспечивать условия благоприятные для творчества учащихся в классе, т. е. облегчать и стимулировать появление вопросов, новых ракурсов, идей.

В то же время, необходимо уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, связей; альтернативности и оригинальности в выдвижении гипотез; оценке разработанности идей.

Таким образом, опираясь на проведенный анализ литературы можно выделить следующий компонентный состав креативных способностей младших школьников:

-  творческое мышление;

-  творческое воображение;

-  применение методов творчества учащимися в процессе выполнения творческих заданий.

Сложившиеся к настоящему времени психологические подходы к данной проблеме имеют разные основания в определении сущности понятия «креативность»:

-  рассмотрение креативности как свойства всей личности;

-  понимание креативности как особенности интеллекта, уровня или свойства мышления, как способности, как потребности личности в поисково-преобразовательной деятельности индивида при условии активного взаимодействия с микросредой.


2 Диагностика креативности младших школьников и предложения по ее учету в педагогической деятельности   2.1 Описание программы и методов исследования

Первым этапом было проведение тестирования по методике диагностики креативности Е. Туник.

Вторым этапом было тестирование учащихся по классическому методу диагностики креативности Е. Торренса.

Третий этап - получение экспертных оценок учителей относительно креативности их учащихся.

Четвёртый этап – тестирование учителей по опроснику Д. Джонсона.

Пятый этап – интервьюирование учителей относительно уровня креативности, проявляющегося в повседневной жизни детей.

В настоящее время существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека.

Е. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Он предпочитал не использовать в названиях своих методик термин «креативность», обозначив их как батареи на вербальное, изобразительное и словесно-звуковое творческое мышление. Для снятия тревожности и создания благоприятной творческой атмосферы Е. Торренс называл свои методики не тестами, а занятиями.

Тест предназначен для испытуемых от 5 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.[17]

На выполнение каждого субтеста дается 10 мин., но, по мнению многих психологов, время выполнения задания можно не ограничивать, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Тест позволяет оценить: вербальную и образную креативность, а также отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность мышления, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам; прогноз школьной адаптации креативных учащихся, экспертиза и выявление обучающих программ, способствующих развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала личности.

Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно – творческих способностей. Модель креативности Торренса универсальна и соответствует психологическим реалиям в любой сфере человеческой деятельности. А основные показатели креативности – беглость, гибкость, оригинальность и разработанность – ярко проявляются и в художественной деятельности в различные периоды развития личности.

Еще одной методикой, используемой нами стала методика Е. Туник (см. Приложение Б).

Для обработки материалов исследования и извлечения из количественных данных информации, нами был проведен корреляционный анализ.

Корреляционный анализ проводился между показателями:

1. Результатов по методике П. Торренса и Е. Туник;

2. Результатов П. Торренса и экспертных оценок учителей;

3. Результатов Е. Туник и экспертных оценок учителей.

Корреляционный анализ проводился при помощи программы MS Excel 2003. Расчет коэффициента Манна-Уитни проводился нами при помощи программы Statistica Base.


2.2 Анализ результатов диагностики креат ивности школьников младших классов

Данные проведенного тестирования сведены в общую таблицу и приведены в Приложении 3. Нами были объединены результаты тестов Е. Торренса Е. Туник и экспертной оценки учителей.

Оценивая соотносимость тестов через коэффициент корреляции, мы обнаружили, что корреляция методов Торренса и Туник составила 0,51, тогда как корреляции метода Торренса с экспертными оценками и метода Туник с экспертными оценками составили соответственно 0,47 и 0,10. Это свидетельствует о том, что оценка уровня креативности более адекватна по совокупности методов Торренса и Туник, так как они тесно взаимосвязаны между собой, о чем говорит коэффициент корреляции.

В день тестирования, после представления нас ученикам, мы попросили учителей сесть на задние парты, достали детям подарки – сладости, дети расслабились и обрадовались. Дальнейшее наше общение продолжилось в весёлой, неформальной обстановке, что увеличило шансы на проявление креативности в тестах. Следовательно, можно сделать еще один вывод, что авторитарный стиль преподавания имеет место быть и влияет на проявление и развитие творческого потенциала.

Именно поэтому мы взяли за основу оценки уровня креативности у младших школьников методики Торренса и Туник и в процессе анализа сравнили их с экспертными оценками учителей.

Показатели, характеризующие творческое мышление и на которые мы опирались в своем исследовании следующие: беглость, гибкость и оригинальность мысли. Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания. Гибкость мыслительного процесса - это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи. Оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе. Анализируя результаты тестирования по методики Торренса можно заметить, что результаты распределились следующим образом (см. рис.1, Приложение В).

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Рисунок 1. Распределение результатов тестирования по методике Е. П. Торренса[18]

В среднем же по методике Торренса учащиеся набрали 153,91±10,98 баллов, что свидетельствует о среднем уровне креативности в классе. Исключение составляют четверо учащихся упомянутых выше, уровень креативности которых выше среднего.

Далее нами проводился анализ тестирования по методике Е. Туник (см. рис.2, Приложение В). Процент детей, набравших количество баллов выше среднего, составляет более 50%.. Средний балл по данной методике равен 235,24±12,65.

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Рисунок 2. Распределение результатов тестирования по методике Е. П. Торренса[19]

Далее нами был проведен анализ соотношения экспертных оценок с результатами тестирования по методикам Торренса и Туник. В результате анализа можно сказать, что диапазон оценок учеников с высоким уровнем креативности варьирует от 3 до 5. Также можно отметить, что одни и те же учащиеся набрали высокое количество баллов по обеим методикам (Торренса и Туник), что подтверждает высокую связь между этими методиками, отмеченную и коэффициентом корреляции.

Можно отметить, что большинство детей с затруднением отвечают на вопросы связанные с моделированием ситуации. То же самое можно сказать о заданиях на усовершенствование. С этими заданиями хорошо справились дети с высоким уровнем креативности. Анализируя структуру факторов креативности (см. приложение Г) можно отметить (см. таблицу 2, рис.3), что среди факторов креативности, исследуемых по методике Торренса преобладает фактор гибкости (51%). Следующим идет фактор беглости (24%), точности (15%) и оригинальности (10%).

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Рисунок 3. Распределение факторов креативности по методике Торренса среди учащихся 3-х классов

Таблица 2 - Распределение факторов креативности при исследовании креативности учащихся по методике Торренса

--------------------------------------------------
Ф. И.О. | Сумма |
---------------------------------------------------------
беглость | оригинальность | гибкость | точность |
---------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
---------------------------------------------------------
Данила Б. | 40 | 145 | 21 | 35 |
---------------------------------------------------------
Игорь Д. | 18 | 41 | 10 | 19 |
---------------------------------------------------------
Олег З. | 14 | 27 | 6 | 17 |
---------------------------------------------------------
Дима И. | 19 | 41 | 9 | 14 |
---------------------------------------------------------
Настя Н. | 27 | 69 | 17 | 24 |
---------------------------------------------------------
Мария П. | 31 | 106 | 19 | 29 |
---------------------------------------------------------
Софья П. | 29 | 92 | 18 | 27 |
---------------------------------------------------------
Слава Р. | 32 | 84 | 13 | 31 |
---------------------------------------------------------
Петр Р. | 28 | 55 | 14 | 19 |
---------------------------------------------------------
Андрей С. | 35 | 86 | 12 | 16 |
---------------------------------------------------------
Кирилл С. | 36 | 97 | 13 | 19 |
---------------------------------------------------------
Ефим С. | 19 | 64 | 8 | 15 |
---------------------------------------------------------
Дима С. | 38 | 69 | 14 | 18 |
---------------------------------------------------------
Костя С. | 22 | 44 | 13 | 14 |
---------------------------------------------------------
Юния Ч. | 16 | 39 | 10 | 33 |
---------------------------------------------------------
Михаил В. | 68 | 252 | 28 | 25 |
---------------------------------------------------------
Алиса А. | 26 | 82 | 16 | 33 |
---------------------------------------------------------
Антон А. | 12 | 29 | 12 | 11 |
---------------------------------------------------------
Никита Д. | 32 | 73 | 18 | 22 |
---------------------------------------------------------
Алишер Ж. | 44 | 78 | 37 | 24 |
---------------------------------------------------------
Игорь В. | 29 | 67 | 15 | 34 |
---------------------------------------------------------
Роман И. | 21 | 56 | 16 | 24 |
---------------------------------------------------------
Даша К. | 66 | 115 | 31 | 36 |
---------------------------------------------------------
Аркадий Л. | 30 | 75 | 13 | 28 |
---------------------------------------------------------
Ева Н. | 37 | 87 | 14 | 38 |
---------------------------------------------------------
Алексей Н. | 27 | 76 | 15 | 24 |
---------------------------------------------------------
Настя П. | 31 | 110 | 17 | 19 |
---------------------------------------------------------
Андрей Р. | 41 | 102 | 13 | 26 |
---------------------------------------------------------
Евгения С. | 26 | 60 | 19 | 21 |
---------------------------------------------------------
Павел С. | 36 | 116 | 11 | 30 |
---------------------------------------------------------
Юрий С. | 66 | 138 | 29 | 15 |
---------------------------------------------------------
Анна Ф. | 20 | 58 | 15 | 20 |
---------------------------------------------------------
Итого | 1016 | 2633 | 516 | 760 |
--------------------------------------------------------- --------------------------------------------------

В таблице 3 представлен анализ распределения факторов креативности по методике Е. Туник.

Таблица 3 - Распределения факторов креативности по методике Е. Туник

--------------------------------------------------
Ф. И.О. | сумма | сумма | сумма | сумма |
---------------------------------------------------------
беглость | оригинальность | гибкость | точность |
---------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
---------------------------------------------------------
Данила Б. | 96,91 | 213,00 | 42,00 | 351,91 |
---------------------------------------------------------
Игорь Д. | 56,21 | 78,00 | 33,00 | 167,21 |
---------------------------------------------------------
Олег З. | 50,01 | 91,00 | 21,00 | 162,01 |
---------------------------------------------------------
Дима И. | 38,76 | 43,00 | 24,00 | 105,76 |
---------------------------------------------------------
Настя Н. | 93,70 | 182,00 | 57,00 | 332,70 |
---------------------------------------------------------
Мария П. | 75,30 | 139,00 | 42,00 | 256,30 |
---------------------------------------------------------
Софья П. | 82,51 | 113,00 | 36,00 | 231,51 |
---------------------------------------------------------
Слава Р. | 88,03 | 132,00 | 24,00 | 244,03 |
---------------------------------------------------------
Петр Р. | 54,72 | 71,00 | 30,00 | 155,72 |
---------------------------------------------------------
Андрей С. | 58,95 | 99,00 | 42,00 | 199,95 |
---------------------------------------------------------
Кирилл С. | 72,20 | 151,00 | 24,00 | 247,20 |
---------------------------------------------------------
Ефим С. | 64,25 | 67,00 | 36,00 | 167,25 |
---------------------------------------------------------
Дима С. | 52,56 | 76,00 | 39,00 | 167,56 |
---------------------------------------------------------
Костя С. | 52,45 | 61,00 | 27,00 | 140,45 |
---------------------------------------------------------
Юния Ч. | 40,30 | 63,00 | 30,00 | 133,30 |
---------------------------------------------------------
Михаил В. | 89,60 | 252,00 | 54,00 | 395,60 |
---------------------------------------------------------
Алиса А. | 51,28 | 99,00 | 30,00 | 180,28 |
---------------------------------------------------------
Антон А. | 59,68 | 109,00 | 45,00 | 213,68 |
---------------------------------------------------------
Никита Д. | 75,69 | 119,00 | 42,00 | 236,69 |
---------------------------------------------------------
Алишер Ж. | 89,24 | 203,00 | 69,00 | 361,24 |
---------------------------------------------------------
Игорь В. | 62,90 | 94,00 | 51,00 | 207,90 |
---------------------------------------------------------
Роман И. | 72,83 | 134,00 | 42,00 | 248,83 |
---------------------------------------------------------
Даша К. | 100,17 | 164,00 | 60,00 | 324,17 |
---------------------------------------------------------
Аркадий Л. | 72,50 | 117,00 | 54,00 | 243,50 |
---------------------------------------------------------
Ева Н. | 68,62 | 179,00 | 48,00 | 295,62 |
---------------------------------------------------------
Алексей Н. | 66,02 | 102,00 | 45,00 | 213,02 |
---------------------------------------------------------
Настя П. | 69,88 | 182,00 | 63,00 | 314,88 |
---------------------------------------------------------
Андрей Р. | 85,60 | 159,00 | 42,00 | 286,60 |
---------------------------------------------------------
Евгения С. | 73,01 | 58,00 | 48,00 | 179,01 |
---------------------------------------------------------
Павел С. | 82,58 | 146,00 | 48,00 | 276,58 |
---------------------------------------------------------
Юрий С. | 74,70 | 117,00 | 54,00 | 245,70 |
---------------------------------------------------------
Анна Ф. | 78,64 | 109,00 | 54,00 | 241,64 |
---------------------------------------------------------
Итого | 2249,8 | 3922 | 1356 | 7527,8 |
--------------------------------------------------------- --------------------------------------------------

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Рисунок 4. Распределение фактов креативности по методике Туник среди учащихся 3-х классов

Как можно видеть из таблицы 4 и рисунка 5 распределение факторов креативности среди учащихся по методике Туник является прямо противоположным. Здесь ведущим является фактор точности (50%), далее следует фактор оригинальности (26%), беглости (15%) и гибкости (9%).

Таблица 4 - Распределение факторов креативности по методу экспертных оценок

--------------------------------------------------
Ф. И.О. | Сумма |
---------------------------------------------------------
беглость | гибкость | оригинальность | точность |
---------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
---------------------------------------------------------
Данила Б. | 5 | 5 | 5 | 5 |
---------------------------------------------------------
Игорь Д. | 4 | 4 | 3 | 3 |
---------------------------------------------------------
Олег З. | 4 | 4 | 4 | 4 |
---------------------------------------------------------
Дима И. | 2 | 2 | 2 | 2 |
---------------------------------------------------------
Настя Н. | 4 | 3 | 3 | 3 |
---------------------------------------------------------
Мария П. | 4 | 3 | 4 | 4 |
---------------------------------------------------------
Софья П. | 5 | 5 | 5 | 5 |
---------------------------------------------------------
Ф. И.О. | Сумма |
---------------------------------------------------------
беглость | гибкость | оригинальность | точность |
---------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
---------------------------------------------------------
Петр Р. | 4 | 3 | 4 | 4 |
---------------------------------------------------------
Андрей С. | 4 | 3 | 4 | 3 |
---------------------------------------------------------
Кирилл С. | 4 | 4 | 4 | 4 |
---------------------------------------------------------
Ефим С. | 4 | 3 | 3 | 3 |
---------------------------------------------------------
Дима С. | 5 | 4 | 4 | 4 |
---------------------------------------------------------
Костя С. | 5 | 4 | 4 | 4 |
---------------------------------------------------------
Юния Ч. | 3 | 2 | 3 | 3 |
---------------------------------------------------------
Михаил В. | 4,5 | 4,5 | 5 | 5 |
---------------------------------------------------------
Алиса А. | 4,5 | 4,5 | 5 | 5 |
---------------------------------------------------------
Антон А. | 4 | 3 | 4 | 4 |
---------------------------------------------------------
Никита Д. | 5 | 4 | 4,5 | 5 |
---------------------------------------------------------
Алишер Ж. | 5 | 4,5 | 4,5 | 5 |
---------------------------------------------------------
Игорь В. | 3,4 | 3,4 | 4 | 4 |
---------------------------------------------------------
Роман И. | 4 | 4 | 3,4 | 3,4 |
---------------------------------------------------------
Даша К. | 5 | 5 | 5 | 5 |
---------------------------------------------------------
Аркадий Л. | 3 | 3,4 | 4 | 4 |
---------------------------------------------------------
Ева Н. | 4 | 4 | 3,4 | 3,4 |
---------------------------------------------------------
Алексей Н. | 4,5 | 4,5 | 5 | 4,5 |
---------------------------------------------------------
Настя П. | 4 | 4 | 4,5 | 4 |
---------------------------------------------------------
Андрей Р. | 3 | 3 | 3,4 | 3 |
---------------------------------------------------------
Евгения С. | 4 | 4 | 4 | 4 |
---------------------------------------------------------
Павел С. | 4 | 4 | 4 | 4 |
---------------------------------------------------------
Юрий С. | 5 | 5 | 5 | 5 |
---------------------------------------------------------
Анна Ф. | 3 | 3 | 4 | 3 |
---------------------------------------------------------
Итого | 4,09 | 3,74 | 3,99 | 3,92 |
--------------------------------------------------------- --------------------------------------------------

Анализируя распределение этих же факторов по экспертным оценкам (см. таблицу 4) можно сказать, что у учащихся преобладает фактор беглости (4,09±0,13), далее следует фактор оригинальности (3,99±0,14), точности (3,92±0,14) и гибкости (3,74±0,13).

Изначально мы считали, что такие показатели, как беглость, гибкость и разработанность, находятся в прямой зависимости друг от друга, то есть прямо пропорциональны. Однако проведя корреляционный анализ данных, мы обнаружили, что существует прямая связь между беглостью, гибкостью и разработанностью (таблица 5).

Таблица 5 - Зависимость между факторами креативности

--------------------------------------------------
Факторы | беглость | оригинальность | гибкость | точность |
---------------------------------------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
---------------------------------------------------------
беглость | 1 |
---------------------------------------------------------
оригинальность | 0,83 | 1 |
---------------------------------------------------------
гибкость | 0,76 | 0,57 | 1 |
---------------------------------------------------------
точность | 0,28 | 0,31 | 0,24 | 1 |
--------------------------------------------------------- --------------------------------------------------

Таким образом, второклассники, решают задачу быстро, при этом предложенные ими идеи оригинальны. Но это не значит, что задача будет решена правильно. То есть второклассники, решая задачу, особенное внимание не уделяют качеству выполняемой работы.

Анализируя факторы с помощью описательной статистики мы выяснили следующее:

1)  дисперсия факторов оригинальности и точности составила при методе Торренса 2521 и 5351 соответственно, что свидетельствует о большом разбросе значений;

2)  при методе Туник наибольший разброс также отмечается у факторов оригинальности и точности с теми же значениями дисперсии;

3)  при методе экспертных оценок разброс факторов достаточно небольшой.

Для выявления связи между факторами креативности нами также использовался критерий Манна-Уитни.

Было обнаружено, что согласно U-критерию Манна-Уитни девочки обладают более высоким уровнем беглости и гибкости (p < 0,05) при тенденции к меньшим значениям оригинальности (p < 0,01). Тогда как у мальчиков показатели противоположные. Это согласуется с оценками учителей, которые отмечают, что девочки более усидчивы, но решают задачи по известным методам, тогда как мальчики пытаются решить задачу быстрее и зачастую используют нетрадиционные методы решения.

Можно сделать вывод, что методы диагностики креативности П. Торренса и Е. Туник являются надёжными и валидными, что показали многочисленные опытные исследования.

Оценка креативности этих методов является объективной и надёжной, а экспертная оценка учителей не полностью учитывает креативность учащихся. Возможно учителя, обученные в советские времена, навязывают свою точку зрения, пытаются подогнать под свои стереотипы и изначально в детях убивают творческое начало, а креативные действия определяют как маргинальные. С другой стороны, сама креативность имеет многозначный спектр проявлений: высокие творческие успехи часто сопровождаются слабым развитием моторики, навыков и мотивации общения, саморегуляции и др. В силу такой неоднозначности креативный ребенок часто воспринимается как неуправляемый, трудновоспитуемый. Одним из способов решения указанной задачи является деятельность педагога, который успешно идентифицирует и поддерживает креативного школьника, особо чувствителен и восприимчив к проявлениям креативности.

Таким образом, показателями креативности личности младшего школьника могут являться: ведущие мотивы деятельности; спектр интересов, выражающих эмоционально-положительное отношение к творческой активности; интеллектуальные показатели, выраженные в нали

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 626

Другие дипломные работы по специальности "Педагогика":

Метод языкового анализа на уроках русского языка

Смотреть работу >>

Использование образовательной технологии "Школа 2100" в обучении математике младших школьников

Смотреть работу >>

Организация учебного сотрудничества в процессе обучения младших школьников русскому языку

Смотреть работу >>

Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

Смотреть работу >>

Особенности организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей

Смотреть работу >>