Дипломная работа на тему "Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства"

ГлавнаяМузыка → Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства":


Введение

Актуальность. На современном этапе развития, в условиях глобализирующегося мира, проблема национальных отношений является одной из важнейших. События 2010 г. о массовых выступлениях молодежи акцентировали внимание исследователей на проблему национализма и сохранения принципа толерантности в развитии общественных отношений.

В постсоветской России этнические общности столкнулись с определенными вызовами, активизировавшими некоторые компоненты их коллективного самосознания. В первую очередь это относится к нормативно-солидаристским составляющим, инициировавшим формирование и максимально широкое распространение этнических идеологий. Императивным стержнем почти всех таких идеологий, распространявшихся на территории СССР, были представления о будущем общности, скрывающем в себе угрозы и перспективы, а также неразрывно связанным с ним прошлым, воплощающем надежду на успешное преодоление препятствий и будущее благополучие.

Представления об основополагающих интересах этнической группы переместились у индивидов в практическую плоскость, иными словами, поступки, совершаемые членом группы, даже если они не затрагивают сферу внутриэтнических взаимоотношений, стали с ними соотноситься. Наивысшая степень этнической мобилизации, отмеченная в России на рубеже 80–90-х гг., характеризовалась не только индивидуальным усвоением определенных коллективно предписанных форм поведения, но и полным включением поведенческой составляющей в структуру этнической идентичности. По существу, это явилось временным возвращением к наиболее архаичным образцам социальной практики, предполагающим неразрывную связь поведения и сознания.

Мощный импульс, идущий со стороны практики, обусловил все возрастающий интерес как зарубежных, так и отечественных СМИ к проблеме национальных и общественных отношений.

Республика Татарстан является уникальной, это сосредоточение различных культур, традиций, концессий. Именно здесь накоплен богатейший опыт сосуществования различных народов, при этом со временем не утрачиваются исконно национальные традиции и уклады.

Целью данной работы является изучение национальных и общественных процессов Республики Татарстан в оценках СМИ.

Основными задачами работы являются:

- изучить СМИ как инструмент политики России и Татарстана,

- выявить особенности национальных и общественных процессов в Республике Татарстан и их отражение в СМИ

- провести контент – анализ СМИ по национальным проблемам Республики Татарстан.

Предмет исследования – печатные СМИ Республики Татарстан и частично СМИ федерального уровня (РФ).

Современные региональные конфликты, с одной стороны, можно рассматривать как проявление кризиса, отражающего общемировую тенденцию диффузии власти (количественное увеличение центров эффективной силы на мировой арене), с другой – как процесс обратный западному варианту глобализации, претендующему на универсальность.

Проблема региональной идентичности как причина межрегиональных конфликтов нала свое отражение в теоретических разработках таких ученых как: А. А. Борисенков, А. В. Глухова, А. Г. Здравомыслов, С. Я. Матвеева, Н. Косолапов, А. Минеев, А. Чичановский, С. Чугров, и других.

Заказать дипломную - rosdiplomnaya.com

Грамотное выполнение дипломных проектов по индивидуальным требованиям в Саратове и в других городах России.

Современное состояние исследований межэтнических отношений представляют научные и теоретико-методологические разработки, представленные в теоретических подходах и методических принципах к исследованию феноменов межэтнических взаимодействий. Среди них материалы:

1) содержащие исследования социальных аспектов межэтнических отношений – Л. М. Дробижева, О. А. Болдецкая, Л. Р. Низамова;

2) по изучению межэтнической напряженности и конфликтности – А. А. Борисенков; А. Г. Здравомыслов, Г. У. Солдатова, А. Чикановский;

3) по изучению культурно – психологических аспектов межэтнических отношений – Н. М. Лебедева, В. А. Тишков, С. О. Чугров.

Научная ценность этих работ заключается в постановке вопроса о проблемах и способах отношений между местным населением и мигрантами, их интеграции и адаптации в среде местных жителей.

В последнее время появляются исследования, направленные на изучение межэтнических отношений в рамках процессов глобализации. Среди таковых следует назвать работы: А. Дмитриева, Л. Гудкова.

В практическом смысле, большое значение в России имеет Центр исследования межнациональных отношений. Под руководством Л. Дробижевой. Данный Центр действует в различных направлениях исследования межэтнических отношений. Исследования Центра исследования межнациональных отношений направлены на изучение межэтнических отношений, этнической идентичности, процессов социальной дифференциации и адаптации этнических групп в трансформирующемся российском обществе, потенциала интеграционных трендов в полиэтническом пространстве РФ.

Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные методы теоретического и эмпирического познания: контент-анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, переход от абстрактного к конкретному, наблюдение, описание, сравнение.

Объем и структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы.

Практическое значение работы обуславливается систематизацией данных о состоянии и перспективах совершенствования объекта исследования.

1. СМИ как инструмент политики России и Татарстана 1.1 Роль СМИ в политике государства

Проблема взаимовлияния, сотрудничества и давления власти и средств массовой информации (далее СМИ) на сегодняшний день, является одной из значимых проблем. Изучение специфики политической власти не только актуально, но и необходимо научно – практически.

Власть есть способ осуществления влияния, подчинения, принуждения, побуждения в соответствии с фактическим балансом сил. В настоящее время, власть расценивается как сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и другом. СМИ выступают основным гарантом информационного обеспечения этого процесса, прежде всего, за счет максимально полного информирования граждан о всех наиболее значимых процессах и явлениях, происходящих в обществе, о позиции и действиях властей, их усилиях, направленных на решение волнующих граждан вопросов и проблем. Способствование интеграции общества путем его всестороннего информирования предполагает представление точек зрения различных общественных групп и сил.

Представление различных точек зрения, которые должны стать доступными аудитории, служит тому, чтобы они смогли увидеть свою позицию в ареале других точек зрения, соотнести свои интересы с интересами других сил и групп в целях обсуждения, согласования и выработке взаимоприемлемой позиции по тому, или иному вопросу (проблеме). СМИ не навязывают свое видение, свое решение проблемы, а обеспечивают диалог, обозначая вместе с тем и свою собственную позицию (если в этом есть необходимость), проявляя при этом терпимость к другим точкам зрения и не претендуя на роль арбитра, имея (в качестве сверхзадачи) цель в обеспечении конструктивного взаимодействия различных сил, работу на общий интерес, практическое решение проблемы.

Вторая составляющая демократического потенциала СМИ состоит в их возможности делать достоянием общественности все значимые факты отклонения от закона, норм общественной морали, антисоциальных действиях не только криминальных элементов, но и бизнес, и властных структур, тех или иных социальных институтов.

По отношению к властным структурам, критикуя их действия, не вписывающиеся в рамки закона, общественной морали или просто не эффективные, СМИ выступают в роли своего рода не парламентской оппозиции. В современных либеральных обществах такая оппозиционная роль СМИ расценивается очень высоко. Критика СМИ здесь чаще всего направлена на действия властей различного уровня.

Основная коллизия при этом состоит в том, что будучи институтом гражданского общества, признанными способствовать формированию и интеграции этого общества, защите его интересов перед властью и бизнесом, реально в силу сложившейся в обществе системе политических и экономических отношений они эту роль не выполняют, а выступают нередко в роли представителя интересов власти или бизнеса, при том, что интересы власти и граждан, бизнеса и граждан не обязательно противостоят друг другу. Но и не всегда совпадают.

Эта позиция имеет место не только в России, но и во всем цивилизованном мире и не может быть объяснена только недостроенностью российских рыночных отношений и институтов демократии.

Революция в глобальных информационных технологиях изменила формирование внешней политики многих государств.

Нынешний мир, насыщенный СМИ, не отменил необходимости сильного политического руководства. Пожалуй, эта необходимость даже усилилась. Не заменяют СМИ и конфиденциальную дипломатию. Быстрая передача информации и вездесущность СМИ, имеющих наготове массу вопросов, означают, что официальные лица должны принимать решения и публично высказываться по политическим вопросам быстрее, чем им хотелось бы. Просить СМИ и общественность ждать можно, но в этом случае официальные лица выглядят неподготовленными или нерешительными. Недостаток времени наряду с «информационной войной» противника могут привести к ошибкам.

Одно из наиболее интересных явлений информационного века – это демократизация доступа к средствам массовой информации, означающая рост числа групп, способных влиять на внешнюю политику. Как уже говорилось, политики и дипломаты не считают, что их места узурпированы. Однако теперь они должны делить политическую арену с неправительственными группами, включая правозащитные и группы по оказанию помощи, аморфные коалиции активистов, создаваемые по различным поводам, и даже армии повстанцев и террористов.

СМИ не формируют внешнюю политику. Но в информационный век последнюю нельзя формировать без СМИ.

На современном этапе развития СМИ играют особую роль во внешней политике и особенно в формировании общественного мнения в моменты вооруженных конфликтов. Сегодня в любом развитом государстве мира любое действие во внешней политике обеспечивается информационной подготовкой.

Отмечая растущую роль СМИ, увеличение ее ресурсов и возможностей воздействия на процессы, происходящие в обществе, политическую жизнь в том числе, например, П. Бурдье отмечает увеличивающуюся степень зависимости СМИ как от властных, так и бизнес структур. Символическая власть, которую олицетворяют СМИ и, которая раньше была независимой, отделенной от политической и экономической власти в современном мире все больше концентрируется в одних и тех же руках. Владельцы крупных корпораций приобретают средства массовой информации, они во все большей степени контролируют большие информационные группы, присваивая инструменты производства и распространения культурных благ. Объединяя разного рода средства производства «символической продукции»: телевизионные каналы, Интернет-компании, журнальные и книжные издательства, кино – и телестудии и т. д. – они предлагают одинаковую логику рынка для всех. Культурные блага, информация рассматриваются как любой другой товар, а, следовательно, их создание и распространение должны подчиняться общим экономическим регуляторам, главный среди которых – прибыль.

Последствием этого положения становится невидимая цензура, обращение СМИ к манипуляторским методам воздействия на аудиторию. «Чем лучше мы понимаем, как функционирует определенная социальная среда, – пишет П. Бурдье – тем яснее становится, что составляющие ее люди манипулируемы в той же степени, что и манипулируют. Они тем лучше манипулируют, чем больше манипулируемы и чем меньше отдают себе в этом отчет».

Манипулирование СМИ информацией осуществляется, прежде всего, тем, что выбирая для демонстрации (публикации, озвучивание) определенного рода факты и события и игнорируя другие (в частности, в силу того, что они не могут привлечь внимание широкой аудитории) СМИ, и прежде всего телевидение, фактически не отображает реальность, а ее конструирует, заставляя поверить в то, что именно является важным, значимым, а что, как бы, не существует, формируя таким образом определенную картину мира и мобилизуя социальные группы в поддержку тех или иных идей, событий.

Изменения, которые вызваны модернизацией коммуникативных систем ведут к тому, что производство и распространение информации меняет свою природу. Вместо печатного, рационального и постоянного текста появился сначала короткий и условный радийный текст. С появлением изображения, основанного на зрительном восприятии, на мгновении, символе и доминанте иррационального, можно говорить о настоящей революции.

Сегодня меняется сама парадигма структурирования общества, произошел переход от пирамидального мира организации власти к миру сетевому, то есть от вертикального, централизованного мира к миру децентрализованному, распыленному. Однако и в этом мире стоит вопрос о власти и собственности, потому что существует, например, собственность на средства производства общественного мнения.

Среди исследователей занимающихся проблемами масс – медиа, большой вклад в развитие понимания происходящих процессов развития информационных коммуникаций внес Герберт Маршалл Маклюэн. Его теоретические изыскания, относятся к 60–70 м годам ХХ в., когда телевидение еще не имело столько возможностей как сейчас, в связи с чем, данные теоретические положения нужно будет оценивать с точки зрений пророчеств Маклюэна, а также с точки зрения их преемственности в современный период развития телевидения и его влияния на многие процессы развития общества. Именно Маклюэн обратил внимание не только на технические характеристики телевидения, но и увидел изменяющуюся роль телевидения в жизни человека, общества, государства.

Если мы проведем аналогию с мнением Маклюэна на роль телевидения в политике, то заметим, что Маклюэн, еще в свое время, обращал внимание на то, что телевидение обладает огромными возможностями по формированию общественного мнения. «Телевидение – это такое средство коммуникации, которое отвергает резко очерченную личность и отдает предпочтение предоставлению процессов, а не продуктов» Маклюэн называет телевидение «застенчивым», «робким» гигантом. Однако следует отметить, что Маклюэн отражал реалии того времени в котором он жил, и телевидение середины ХХ в. существенным образом отличается от телевидения XXI в. Несмотря на то, что Маклюэн говорит о телевидении как о большой электронной деревне, роль телевидения того времени существенно отличается от роли телевидения современности.

В наши дни, телевидение еще больше проникает в различные сферы, вторгается в общественное мнение, медиатизирует политику. Важным аспектом современного телевидения является манипуляция сознанием людей.

Возьмем для примера медиатизацию политики и влиянию телевидения в продвижении политических идей, личностей. Осуществление процесса манипуляции общественным сознанием в рамках политического процесса предполагает широкое использование средств массовой коммуникации. Стратегической задачей государства в таких условиях будет являться контроль либо над средствами массовой информации, либо над самой информацией. В формирующемся информационном обществе массовая коммуникация оказалась важнейшим инструментом формирования политики и самопрезентации политических акторов.

Значимость происходящих изменений в содержании и формах взаимодействия властных структур, поля политики и СМИ может быть оценена в полной мере лишь с учетом того факта, что в современном мире коммуникация утрачивает статус сугубо технического процесса общения власти и общества, а сам факт ее существования все более превращается в эпицентр политики. Она во многом перестраивает структуру поля политики и предопределяет характер организации властных отношений.

Глобальные медиакратические тенденции последнего десятилетия показывают изменение роли и места телевидения в структуре политической коммуникации. В результате телевидение превращается в мощный ресурс легитимизации политической власти и способствует смещению политических процессов в медиа-пространство. В условиях возросшей публичности политическая борьба, борьба за власть ведется с помощью СМИ.

Эти факторы ведут к трансформации функций телевидения, вызывая рост манипулятивных тенденций в сфере осуществления функций информирования и социализации. Можно персонализацией, приоритетом негативных сюжетов и ангажированностью, данный подход может быть вполне результативным, особенно в краткосрочной перспективе. В дальнейшем подобная практика может вызвать ещё большую девальвацию авторитета власти и спровоцировать развитие кризиса легитимности. Тенденция замещения демократии медиакратией является серьёзной проблемой современной политической коммуникации.

Среди ведущих общественно-политических направлений функционирования СМИ необходимо отметить функции обеспечения общества как конкретной политической информацией, так и информацией в различных политических целях, по разным направлениям и для разнообразных политических процессов; политическое манипулирование информацией. Средства массовой информации служат для сбора, распространения информации; формирования общественного мнения; легитимности политических структур; выступают важным атрибутом оппозиционной политической деятельности; служат источником стабильности или нестабильности общества.

Коммуникационная политика государства включает:

– разработку и совершенствование законодательства, обеспечивающего не только свободу информации, но и защиту государственной информации от злоупотребления иных средств массовой коммуникации, как международных, так и национальных – независимой печати, радио и ТВ, принадлежащих частным организациям и владельцам;

– собственную коммуникационную деятельность государства: учреждение и развитие всех видов собственных СМИ;

– широкое развитие информационной государственной инфраструктуры (пресс-центров, служб «паблик рилейшнз» и т. п.);

– разнообразные формы, методы и способы влияния государственных органов на массовую коммуникацию, включая приемы инфильтрации государственной информации в массовую политическую коммуникацию.

Основные СМИ обычно контролируются государством, финансово-промышленными группами, различными кампаниями, богатыми собственниками, общественно-политическими организациями и т. п. В демократических государствах средства массовой информации имеют различных собственников, в авторитарных – находятся под полным государственным контролем. Большое значение имеют законы о деятельности СМИ, которые устанавливают правила их владения, функционирования и контроля за содержанием информационных потоков в обществе. Характер и направленность деятельности СМИ во многом зависит от политической ориентации их владельца, характера общества и соответствующих законов.

В последние годы говорится о необходимости защиты от информационного оружия, информационного терроризма, информационной войны. С появлением новых информационных технологий и организацией международного информационного обмена на новом уровне информационная составляющая в стратегии обеспечения национальной безопасности, по оценкам Совета Безопасности Российской Федерации, руководителей российских спецслужб и Минобороны России, вышла на первый план. По данным спецслужб, к началу XXI в. расходы на приобретение средств информационной борьбы за последние 15 лет увеличились в США в четыре раза и занимают там одно из первых мест среди всех программ по вооружению. Информационное противоборство в ходе ведения обычной войны начало переходить на новую, более высокую, стадию – информационной войны.

1.2 СМИ как инструмент политики

СМИ оказывают сегодня больше, чем когда бы, то ни было влияние на формирование сознания и поведение людей, становятся мощным инструментом влияния на институты власти. Понятия СМИ как четвертая власть приобретает новый смысл.

Информация всегда зависела от технического прогресса средств ее распространения. Современная информация сделала первый качественный рывок с развитием прессы, затем последовало изобретение телеграфа, радио, телевидения. Сегодня информация претерпевает настолько серьезные инновации в области электроники, информатики, спутниковой связи, что СМИ с трудом успевают следовать техническому развитию.

Эти количественные изменения ведут к тому, что производство и распространение информации меняет свою природу. Вместо печатного, рационального и постоянного текста появился сначала короткий и условный радийный текст. С появлением изображения, основанного на зрительном восприятии, на мгновении, символе и доминанте иррационального, можно говорить о настоящей революции в СМИ.

С политической точки зрения важно, прежде всего, то что изменив способ восприятия мира электоральные СМИ превратили политику, – во всяком случае публичную политику в медиа процессе, сделав его сердцевиной публичной политики, одновременно стимулировав и соответствующие изменения в коммуникативном процессе. Это привело к изменению места коммуникации в политическом процессе. Суть этого изменения состояла в том, что «акт коммуникации власти с массовым субъектом сам по себе начал определять формат политических отношений. Коммуникация стала системообразующим элементом политики и приобрела в ней новый онтологический статус, утратив былой вспомогательно-технический характер».

На современном этапе развития СМИ претендуют на монополизацию циркуляции информации в обществе и, во-вторых, на особую роль как системы, регулирующей действия человека. Если человек прошлого века был «социальной личностью», зависимой от влияния семейных и общественных связей, то в настоящее время СМИ стали претендовать на единственную роль источника информации, декодирующего окружающий мир. Это, прежде всего относится к «журналистской информации», касающейся повседневной жизни, распространение которой составляет сегодня основу газетного и теле-бизнеса. Освещение подробностей частной жизни «звезд» создает основу представления для многих о том, как надо жить. Однако не стоит видеть в этом некую «утрату идеального прошлого»: СМИ занимают всего лишь пустующую нишу, ответственность за появление которой они не несут, если общество является авторитетным и влиятельным для своих членов, воздействие СМИ является качественно другим: распространяемая информация проходит через фильтр ценностей этого общества.

СМИ выступают незаменимым средством распространения коммуникации как ценности. Особую роль здесь играет телевидение, благодаря экранизации коммуникативных ситуаций. Персонажи сериалов, например, демонстрируют зрителю, как надо вступать в коммуникацию и поддерживать ее. Современное западное телевидение (как, впрочем, и российское) характеризуется минимальным количеством передач, в которых не было бы игр, дискуссий и прочего участия публики. Огромная сила СМИ заключена в крайней гомогенности их технических средств и ценностей. В этом смысле, основная идея, распространяемая СМИ, – значение коммуникации, вокруг которой структурируется общество: коммуникация необходима, каково бы ни было ее содержание. Пожалуй, самый примечательный феномен современности – СМИ обращают внимание лишь на то, что пригодно для коммуникации при их посредничестве: хорошая информация – только информация, пригодная для коммуникации.

Интернет, другие магистрали информации создают новое общественное пространство, открытое для миллионов людей, вовлеченных в сообщество «глобальной деревни». Однако в рамках этого масштабного информационного потока каждый зритель общается лишь виртуально со своими «соседями» по Интернет, контактируя непосредственно только с экраном компьютера. По мере углубления этого процесса, коммуникация порождает не агору, не демократическое общество сознательных и свободных граждан, ответственно принимающих участие в политической жизни, а виртуальное пространство, населенное отдельными индивидуумами, запутавшихся в информационной паутине.

При всей упрощенности и ограниченности политического содержания сообщений современных СМИ, они все позволяют аудитории более или менее адекватно осознавать политические реалии. Упрощенность содержания этих сообщений в определенном отношении не зло, а благо, поскольку хотя бы на определенном уровне способствует пониманию политических реалий широкими слоями населения, фактически выключенных до этого из политического процесса.

СМИ способны оказывать наиболее значительное воздействие на массовую аудиторию.

Система СМИ выполняет важные социально-значимые функции:

– информационная – оперативное предоставление гражданам актуальных сведений о событиях и процессах общественной и политической жизни;

– социализации (в том числе политической) – формирование и поддержание культурных и политических стереотипов, норм поведения и т. п.;

– мобилизации общественного мнения;

– привлечение внимания к определенной социально-политической проблематике способно вызвать широкий общественный резонанс и привести к социальным последствиям;

– обратной связи общества и властных структур – СМИ могут являться средством выражения мнения общественности и инструментом давления на властные институты, побуждая их принимать адекватные меры;

– рекреационно-развлекательная.

С помощью СМИ создаются предпосылки для политической публичности, в рамках которой действуют политические акторы. В условиях публичности работа СМИ осуществляется под постоянным давлением со стороны различных внешних факторов, к которым относятся органы государственной власти, владельцы, аудитория СМИ. Этот список может быть существенно расширен за счет лоббистских групп, служб public relations, рекламодателей, общественных и политических организаций и т. д.

Таким образом, СМИ одновременно должны эффективно коммуницировать с многочисленными агентами – источниками противоречивых требований и ограничений.

Плюрализм, декларируемый СМИ, предполагает, что все возможные точки зрения и позиции не только могут, но и должны быть представлены обществу, стать доступ-

Осуществление процесса манипуляции общественным сознанием в рамках политического процесса предполагает широкое использование средств массовой коммуникации. Стратегической задачей государства в таких условиях будет являться контроль либо над средствами массовой информации, либо над самой информацией. В формирующемся информационном обществе массовая коммуникация оказалась важнейшим инструментом формирования политики и самопрезентации политических акторов.

Использование в политике телекоммуникационных систем привело к появлению как новых типов трансляции информации, так и новых форм коммуникации в сфере публичной власти. Процесс использования электронных СМИ в массовой политической коммуникации превратил политику в медиапроцесс, одновременно стимулировав и соответствующие изменения в процессе коммуникации, органически сочетавшиеся с виртуализацией политического пространства. В результате интенсивного развития сферы информационно-коммуникативных технологий и усиления политического влияния масс-медиа в России формируется новая форма организации публичной власти – медиакратия, характерная для переходных стран.

Медиакратия как форма организации власти базируется на преимущественном влиянии властных кругов и политических группировок, контролирующих массовые информационные обмены. Она предполагает широкое использование имиджевых стратегий и рекламных технологий, разрушающих барьеры между публичной и частной сферами жизни, социальными и культурными механизмами целенаправленного воздействия на поведение человека. Это может вести к девальвации механизмов коммуникации власти и только формирующихся структур гражданского общества.

«Современные средства массовой информации – институт, занимающий важное положение в системе формирования и обеспечения жизнедеятельности современного человеческого сообщества, – существенно изменили в последние годы жизнь каждого человека». СМИ сегодня охватывают все сферы общества, обладают широкими возможностями воздействия на сознание людей, играют основополагающую роль в процессе формирования общественного мнения, задают массам определенные стандарты и образцы жизни и поведения.

«С помощью СМИ создаются предпосылки для политической публичности, в рамках которой действуют политические акторы». В условиях публичности работа СМИ осуществляется под постоянным давлением со стороны различных внешних факторов, к которым относятся органы государственной власти, владельцы, аудитория СМИ. Этот список может быть существенно расширен за счет лоббистских групп, служб public relations, рекламодателей, общественных и политических организаций и т. д. Таким образом, СМИ одновременно должны эффективно коммуницировать с многочисленными агентами – источниками противоречивых требований и ограничений.

Газеты все еще остаются источником информации для многих слоев населения, несмотря на наличие довольно серьезной в современных условиях проблемы – доступности этого источника информации. Появление статьей о социально – экономической политике как правило актуализирует общественное мнение и формирует его.

Радио является также эффективным средством информационного воздействия. Особенно эффективно использование радиоматериалов, направленных на пенсионеров и домохозяек, а также представителей тех профессий, которые во время работы не выключают радио.

  2. Особенности национальных и общественных процессов в Республике Татарстан и их отражение в СМИ 2.1 Национальные и общественные процессы Республики Татарстан

Чтоб отчетливо понимать национальные и общественные процессы Республики Татарстан, в первую очередь необходимо понять политический статус данного региона. Национальные и общественные процессы в Республике Татарстан подчинены конституционно – демократическому развитию. Принципиальные особенности Татарстана как субъекта РФ вытекают из соответствующих положений конституционного законодательства РФ и Республики Татарстан.

Республика Татарстан на сегодняшний день является полноправным субъектом РФ. Конституция РФ устанавливает в ст. 65, что Татарстан находится в составе Российской Федерации наряду с другими республиками.

Россия – это не только соответствующие государственно-властные структуры и люди, их воплощающие. Россия – страна с богатейшей историей, с природными богатствами, с соответствующим менталитетом и прочными духовными связями. Это – данность, имеющая непреходящее значение.

Идея суверенитета составляет стержень «татарстанской национальной идеологии». Впервые она зазвучала в кругу политической элиты республики в 1968–1969 годах после создания Татарского общественного центра (ТОЦ).

На Татарстан, как и на другие республики, Конституция РФ распространяет положение о равноправии республик (государств), краев и областей (административно-территориальных субъектов России) между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами и о равных правах в сфере совместного ведения с Российской Федерацией. Право выхода республик, в т. ч. Татарстана из России не предусмотрено. Статус любой республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики, он может быть изменен только по взаимному их согласию. Законы и иные нормативные акты республик могут выходить за пределы правового регулирования Федерации только в сферах исключительного ведения республик.

Конституция Республики Татарстан, со своей стороны, устанавливает, что государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан; установлено гражданство Республики Татарстан; воинская обязанность исполняется на территории Республики, а вне ее – лишь на основе договорных обязательств. Республика самостоятельно определяет свой государственно-правовой статус. Законы Республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам Татарстана (о противоречии законам Российской Федерации не упоминается).

Республика Татарстан (далее РТ) заключает международные договоры, обменивается дипломатическими, консульскими и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций, руководствуясь принципами международного права.

По словам Президента РТ М. Ш. Шаймиева, за последние годы РТ «нашла путь, отвечающий интересам народа Татарстана. РТ ушла от крайностей в политике, сумев объединить граждан вокруг общих ценностей. В результате в республике сложилась система ценностей, которая включает в себя: общее понимание суверенитета Татарстана и федеративных отношений; необходимость развития языков и культур народов республики; соблюдение межэтнического и межконфессионального баланса интересов; признание демократических ценностей; укрепление свободы слова».

Суверенитет Татарстана был и остается базовым понятием, исходя из которого вырабатывается внутренняя политика, отношения с федеральным центром и внешние связи РТ.

По территории и численности населения сегодняшний Татарстан является «наследником» Татарской АССР, провозглашенной 27 мая 1920 года. В Татарстане на площади в 68 000 кв. км проживает более 3 млн. жителей, из них 52,9% составляют татары и 39,5% – русские. Административное деление республики, не раз менявшееся, также является наследием советской системы. Сегодня в республике насчитывается 6 экономических зон, 43 района, 19 городов, 22 поселка городского типа и 843 села. Такое районирование увеличивает в политической сфере представительство сельских жителей (в основном татар), тогда как 72% населения составляют горожане, а 38% проживает в Казани, населенной в основном русскими. Из 5,5 млн. татар Российской Федерации лишь 1,8 млн. (менее трети) живут в Татарстане. Более миллиона татар проживает в Башкирии, один миллион – в соседних республиках и областях Поволжья, Урала и Западной Сибири.

Статистические показатели уровня жизни в Татарстане сходны со среднероссийскими и говорят об отсутствии социальной дифференциации между татарами и русскими в Татарстане. Татарский язык распространен весьма широко: 98,5% татар Татарстана (и 80,5% татар диаспоры) назвали первым языком татарский.

Следует отметить, что «экономическая и политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов делают Татарстан привлекательным регионом для переселенцев. В настоящее время республика продолжает принимать значительные потоки мигрантов. И одна из главных проблем, с которой они сталкиваются на новом месте жительства. – это проблема социокультурной и психологической адаптации, представляющей собой процесс, связанный е переживанием перемен, культурных различий».

В РТ накоплен значительный опыт решения национальных проблем. Функционирующая в Республике Татарстан Ассоциация национально – культурных объединений (АНКО РТ) включает на сегодняшний день тридцать пять национально-культурных общин. Практически вес диаспоры зарегистрированы как юридические лица.

Общины оказывают поддержку многим национальным меньшинствам, проживающим в РТ, передают опыт.

Как показало время, статус республики отвечает интересам всех этнических групп республики, устремлениям мусульман, православных и других конфессий, различных социальных слоев.

Продолжая связывать свое будущее с Россией, политическая элита Татарстана сегодня стремится заложить основы для будущего диалога с Москвой. При этом приоритет отдается укреплению промышленной базы, финансовой поддержке аграрного сектора, созданию многоотраслевой экономики, а главное – созданию мощных банковских и финансовых структур, способных функционировать в условиях российского рынка.

Государственная религиозная политика Республики Татарстан в современных условиях определяется, прежде всего, становлением и развитием государственности татарского народа.

Как показывает мировой опыт, в процессе образования, становления или возрождения государственности необходима, наряду с другими составляющими, конфессиональная и психологическая общность, совпадение интересов населяющих страну народов, т. е. требуется наднациональная официальная идеология государства.

В Татарстане национальная официальная идеология основывается на следующих положениях:

– Конституцией РТ Татарстан объявлен государством, выражающим «волю и интересы всего многонационального народа республики» (ст. 1);

– татарский и русский языки признаны равноправными государственными языками Республики Татарстан (ст. 4);

– Республика Татарстан стремится к созданию национального капитала, не имеющего этнического «лица», и т. д.

Официальная религиозная политика в многонациональной и многоконфессиональной Республике Татарстан определяется, прежде всего, Конституцией РТ, законодательством РТ о свободе совести и деятельности религиозных объединений. Так, в ст. 29 Конституции РТ зафиксировано, что «граждане Республики Татарстан в соответствии со своими убеждениями имеют право свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой… Религия и религиозные объединения в Республике Татарстан отделены от государства».

Хотя современное национальное движение и национальное самосознание татарского народа развивается противоречиво, и в нем есть некоторые негативные аспекты, в целом, национальное движение и ислам в Татарстане отражают процессы демократизации и реформ в России, способствуют развитию татарской культуры и нации в условиях поликонфессиональной и многонациональной страны.

Согласно точке зрения В. Семенова, можно выделить различные группы по отношению к исламу: от политологов официальных властей республики до лидеров умеренного и радикального крыла национального движения. Основная идея официальных властей – татарстанизм, способный обеспечить межэтнический баланс в республике. Евроисламизм-джадидизм умеренного крыла может иметь перспективу, но в неопределенном будущем.

Лидеры радикально-религиозного крыла национального движения ратуют за проникновение ислама в политику, преследуя главным образом честолюбивые задачи прихода к власти с помощью религии.

Благодаря принятым политико-правовым актам и практическим мерам по сохранению стабильности в РТ в последние годы, удалось заметно продвинуть решение этнических проблем не только татарского и русского народов, но и других народов Татарстана. Главным ее итогом можно считать создание оптимального микроклимата в межэтнической среде.

Политика поддержки двух государственных языков – татарского и русского – является приоритетной на современном этапе развития.

Таким образом, основа суверенитета Татарстана – межэтническое, межконфессиональное, гражданское согласие, которое строится на свободном развитии языков и культур народов Татарстана, диалоге религий, взаимопонимании различных ветвей власти, сотрудничестве государственных органов и СМИ.

2.2 СМИ Татарстана в отражении национальных и общественных процессов

Мы уже отмечали в теоретической части, что на сегодняшний день, СМИ является одним из важнейших инструментов политики. Поэтому оценка СМИ Татарстана в отражении национальных и общественных процессов является неоднозначной. В этом же русле, рассматривать СМИ как механический инструмент передачи ценностей было бы упрощением. Значимые различия задают их институциональные характеристики, отношения собственности, учредители, не говоря уже о составе журналистского корпуса и читательской аудитории.

Структура информационного пространства Республики Татарстан состоит из множества конкурирующих разнонаправленных потоков. Так, в информационном поле Татарстана действуют федеральные каналы коммуникации, республиканские СМИ, районные и городские СМИ. Федеральные СМИ, телевидение и радио, охватывающие всю территорию республики, оказываются наиболее конкурентоспособными по сравнению с республиканскими и городскими СМИ, поскольку в России сложились прочные традиции моноканальности. Применительно к печатным изданиям, можно констатировать факт, что во всем мире в настоящий момент наблюдается тяготение аудитории к местным новостям. Однако общероссийские печатные издания продолжают удерживать прочное место в рейтингах, благодаря региональным приложениям к ним.

Следует отметить, что в РТ, в постсоветский период заметно выросло количество республиканских изданий. Если в 1985 г. выходило 147 газет и 14 журналов, то на 1 января 2001 г. в Татарстане выходит 419 периодических печатных издания. Из них: газет – 314 (74,9%), журналов – 85 (20,3%), прочих – 20 (4,8%). На русском языке выпускается 234 издания (55,8%), на татарском – 51 издание (12,2%), на русском и татарском языках – 105 изданий (25,1%).

Процесс демократизации и утвердившиеся рыночные отношения разрушили монополию государства на СМИ. Круг владельцев СМИ значительно расширился. Если в советское время идеологический дискурс, создаваемый СМИ, как правило, был консолидирован, то сегодня количество групп, имеющих доступ к СМИ, возросло и они, в разной мере, имеют возможность отстаивать или продвигать свои интересы в информационном поле, что способствует появлению конкурирующих дискурсов.

Множественность направления и плюрализм воззрений местных изданий позволяют предложить читательской аудитории широкий выбор непохожих друг на друга газет и журналов. А расположенность читателя к местной информации создает благоприятный фон для успешного развития региональной прессы.

По данным опроса исследователя А. Ф. Мирзануровой В целом по Республике Татарстан сложилась более благоприятная ситуация в сфере взаимодействия органов власти и СМИ, что находит свое выражение в доверии республиканским СМИ.

Модель взаимоотношений региональной власти в Татарстане с федеральными СМИ можно охарактеризовать как двустороннюю и ассиметричную, поскольку информационный поток движется в двух направлениях: в Татарстане распространяется продукт федеральных СМИ, из Татарстана федеральные СМИ получают информацию через сеть своих собственных корреспондентов. Однако российские СМИ передают информацию, исходя из собственных критериев отбора, и расставляют акценты по своему усмотрению. Региональная власть не имеет возможности контролировать этот канал и поэтому формирование имиджа через этот канал происходит стихийно. Зачастую эти потоки распространяют установки, противоречащие имиджу, который формируют региональные власти, выступая в роли информационных контрагентов.

Соответственно региональная власть как активный субъект коммуникации стремится к формированию собственных каналов коммуникации, в которых она могла бы выступать активным субъектом и, которые позволили бы продвигать имидж республики за пределы региона.

Агентство «Татмедиа» является государственным заказчиком по разработке, формированию и реализации республиканских целевых программ в сфере массовой коммуникации. Агентству были переданы функции в области регулирования рынка СМИ, закрепленные за Министерством связи РТ, включая распределение финансовых потоков.

С момента появления агентства бюджетные средства стали распределятся среди государственных СМИ достаточно строго. Каждое средство массовой информации должно отчитываться по доходам и расходам и обосновать получение дотаций. Финансирование государственных заказов осуществляется по принципу предоставления грантов. Исполнители государственного заказа определяются на конкурсной основе. Все СМИ, независимо от форм их собственности, претендуют на равных условиях на получение госзаказов. Для этого при агентстве создан специальный фонд. Победителя конкурса по государственному заказу определяет коллегия, созданная при «Татмедиа».

Налаживание коммуникационных связей крайне важно в системе федерального управления. Отсутствие информации о состоянии дел в курируемых отраслях или территориях и несовершенство их взаимодействия является одним их существенных недостатков управления. Кроме того, если важной задачей «Татмедиа» является продвижение имиджа Татарстана, то продвижением имиджа Российской Федерации на территории республики должен заниматься федеральный информационный центр.

Кроме печатных СМИ, следует также отметить и значение регионального телевидения.

Политическая и экономическая децентрализация актуализировала проблему расширения регионального телевидения. Сегодня существуют две стратегии развития телевидения Татарстана.

Первая стратегия нацелена на огосударствление. На сегодняшний день в г. Казани функционируют 7 телерадиокомпаний и телеканалов. А в Республике Татарстан зарегистрировано 19 телерадиокомпаний, телецентров малых городов и районов.

Параллельно с государственным ТВ в РТ открылись коммерческие телекомпании, такие, как «Эфир», «СТС-Казань», «Вариант». Одной из удачных и популярных коммерческих телекомпаний стала телекомпания «Эфир», которая доказывала свой профессионализм неоднократно на различных телевизионных конкурсах российского масштаба. Пользовались заслуженным успехом у своих телезрителей благодаря подготовке востребованных передач для местного населения такие местные студии, открывшиеся при администрациях городов или районов, как «Челны ТВ» (г. Набережные Челны), Телецентр «Зеленый Дол» (г. Зеленодольск), «Телекомпания НТР» (г. Нижнекамск).

Пытаясь быть лидером и образцом для местных телекомпаний в телевизионной профессиональной журналистике, ГТРК «Татарстан» была вынуждена расширять сеть вещания. Появились утренние, дневные передачи.

Татарстан является полиэтническим регионом, в котором проживают представители более чем ста национальностей, а государственными языками являются русский и татарский. И, в соответствии с Законом о языках, трансляции на национальном ТВ ведутся на двух языках. Был период вещания радиопередачи на чувашском языке при ГТРК «Татарстан». «На сегодняшний день специфика двуязычного вещания в полиэтническом регионе на примере РТ видится, прежде всего, в повышении значимости одной из функций телевидения интегративной и ее выходе на авансцену телевещания в целом».

Визитная карточка любого телеканала – информационная программа. На региональных телевизионных каналах информационные программы играют не менее важную роль, чем на федеральных. Именно в информационных программах региональных телекомпаний звучит голос местного руководства, дается оценка власти и состояния жизни населения региона. Спрос на информационную продукцию регионального вещания возрастает с каждым днем.

Работа информационной службы ТНВ непроста: необходимо рассказывать полно и интересно о жизни республики не только телезрителям Татарстана, но и телезрителям Турции, Финляндии, Швеции, Германии и т. д. Поэтому корреспонденты подходят к своей работе ответственно, ведь недаром девиз программы: «Сегодня новость – завтра история». Многие татары, проживающие за пределами Татарстана, не владеют татарским языком. С учетом этого в русскоязычных новостях отводится место и для освещения национальной тематики.

«Не менее важной региональной проблемой становится характер подачи новостей. Сегодня параллельно развиваются две тенденции: «жесткая» и «мягкая» манера поведения журналиста в кадре, – что очень четко проявилось на конкурсе региональных телевизионных компаний «Новости – время местное».

Почти во всех телерадиокомпаниях РТ транслируются местные информационные выпуски, выходящие с установленной периодичностью. Информационные выпуски на татарском языке в г. Казани готовятся в филиале ФГУП ВГТРК «ГТРК «Татарстан»», ТРК «Казань» и телерадиокомпании «Новый Век». Важно отметить, что они готовятся совершенно в разном ракурсе, темы не повторяются, не копируют друг друга, а наоборот, взаимно дополняют исходя из внутренней и внешней политики канала. «Надо отметить и то, что отнюдь не национальная самобытность отличает образ профессионализма в регионе.

Хотя в условиях диалога культур (татарской и русской) сформировался свой, свойственный только нашему региону, «татарстанский» менталитет».

В телекомпаниях райцентров, таких, как Тюлячи, Сабы, Актаныш, Мамадыш, новости и все передачи идут на татарском языке. В городе Альметьевске новостные передачи ведутся на русском языке. А в других телекомпаниях новости звучат на двух государственных языках.

Несмотря на прогнозы относительно уменьшения влияния этнических процессов на ход общественного развития, начало третьего тысячелетия продемонстрировали всплеск национальных движений и национализма. Особенно актуальное значение приобрели выступления в конце 2010 г. молодежи в националистическом плане в Москве, Санкт – Петербурге, Ростове – на Дону.

Можно констатировать, на современном этапе развития двойственное отношение к национализму. С одной стороны, национализм выступает в качестве неизменного «спутника» современного общества, с другой – является предметом перманентных дебатов в политической и академической среде.

Безусловная актуальность проблематики национализма, особенно радикальных проявлений, не могла не сделать его предметом многочисленных исследований. Однако terra incognita современных исследований национализма является проблема конструирования его в печатных СМИ.

Трудности, с которыми встречаются ученые при анализе национальной психологии, породили представление, что эта задача не может быть решена рациональным путем. Характерно высказывание Н. Бердяева: «национальность таинственна, мистична, иррациональна».

Тем не менее, попытки выявить характерные черты разных народов, восходящие еще к временам античности, не прекращаются и по сей день. Объясняется это не только стремлением познать, но и необходимостью понять, почему именно так, а не иначе складывается историческая судьба отдельных народов, почему именно такой, а не иной путь развития ими избран и т. п.

Сегодня многие авторитетные специалисты приходят к выводу, что избежать субъективизма в описании национального характера и национального типа личности можно лишь опираясь на эмпирические методы исследования. Если базовая модель этнического типа личности («этнофора») может быть сконструирована путем теоретической абстракции, то выявление реально существующих и достаточно широко распространенных «модальных» типов, требует масштабных, организованных на высоком научном уровне эмпирических исследований с использованием всего арсенала методов, накопленных этнологией, психологией, социологией и многих других наук. Даже если допустить, что такая задача будет не только поставлена, но и решена, возникает проблема интерпретации полученных данных, в том числе и с позиций социологического подхода.

Однако следует отметить, что для Татарстана межнациональное и межконфессиональное согласие стало неотъемлемой составной частью понятия «модель Татарстана». Это не только непреходящая ценность сегодняшнего дня, но и источник надежд на лучшее будущее, базис успеха реформ всех сторон жизни общества. Практика государственно-национальных отношений показывает, что в современных условиях требуется постоянный поиск оптимальных решений с учетом интересов всех взаимодействующих субъектов, взвешенный подход к новым явлениям в национальной сфере РТ.

Важной задачей нового этапа является проведение единой информационной политики федеральных органов, направленной на информирование граждан о порядке функционирования федеральных органов, демонстрацию результатов работы федеральной власти, ее популяризацию.

Тенденция ближайшего будущего – повышение активности государства. Правительственным структурам необходимы информационные кампании по пропаганде принимаемых решений. Строительство государственности в России обязательно актуализирует потребность создания диалога государства и формирующего гражданского общества.

2.3 Влияние зарубежных СМИ на формирование общественного мнения в Татарстане и в России

Интерес зарубежных СМИ к Республике Татарстан во основном вызывается наиболее знаковыми событиями в политической и общественной жизни, которые в той или иной мере представляют интерес для зарубежной печатной прессы. В частности, например, совсем недавно, 27 ноября 2010 г., в Казани произошла официальная встреча Премьер-министра Республики Татарстан Ильдар Халиков с журналистами – представителями зарубежных средств массовой информации в Российской Федерации, что вызвано интересом к информационным технологиям развивающимся в РТ, а также проведением в Казани Универсиады 2013 года.

Среди указанных проблем, которые интересуют зарубежные СМИ явилась и темп соблюдения принципов толерантности в столь многонациональном регионе, как Татарстан.

Следует отметить, что зарубежные СМИ эпизодически указывают в своих изданиях проблемы национального развития РТ, однако более глубокий интерес вызывают ознакомительные встречи зарубежных журналистов с представителями власти в рамках ознакомительных встреч, как это и было 27 ноября 2010 г.

Такие ознакомительные встречи с зарубежными журналистами формируют определенное мнение западных стран о Татарстане, начиная с освещения национальных взаимоотношений и заканчивая ролью суверенитета – таков круг тем, на котором делают акцент западные «акулы пера» во время визита в Татарстан. В 2005–2006 гг. в большей степени уделялось внимание в зарубежных СМИ проблемам взаимодействия религиозных миров. В частности, в контексте высказываний некоторых западных политиков в Татарстане имеются предпосылки обострения конфликта между исламским и христианским мирами. Существуют также темы среди иностранных СМИ, по которым мнения разделяются. Одна из них – введение латинской графики татарского языка. В республике конституционно закреплено равноправное действие двух государственных языков: русского и татарского. Когда принимался закон о переводе татарского языка на латинскую графику, у представителей татарской интеллигенции было к этому неоднозначное отношение, но тогда все-таки возобладало мнение сторонников латиницы.

В 2009–2010 г. зарубежную прессу, особенно западноевропейскую волнуют вопросы толерантности, национальной самоидентификации народа РТ. Это во многом связано с проблемами исламизации во Франции, Германии.

Таким образом, следует отметить, что в большей степени западные СМИ интересует проблема исламизации и влияния на российскую и мировую политику.

Если обратиться к электронным СМИ, например немецкий изданий, то следует отметить, что упоминания о национальных проблемах Татарстана довольно слабое, например анализ газеты Die Welt, показал, что например о проблемах исламизации всего написано две статьи в 1996 г. и 2007 г.

В 1996 г. в статье «Weitsicht regiert den nцrdlichsten Vorposten des Islam» рассматривались основные проблемы независимости Татарстана, его суверенизации.

В статье «Halbmond ьber dem Kreml von Kasan» газеты Die Welt от 19.09.2007 г. В статье говорится о переплетении исторических традиций между Москвой и Казанью, что плавно перетекло и в нынешние времена, когда Президент РФ и Президент РТ являются неотъемлемыми партнерами политического развития.

Немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung на своих страницах рассуждает об исламе в России. Журналистка Керстин Хольм представила свою точку зрения.

Она пишет: власти культивируют картину гармонического согласия между традиционными религиями – христианством, мусульманством, иудаизмом и буддизмом, при этом Московский Патриархат, представляющий упомянутую первой часть населения, явно задает тон и должен еще играть ведущую идеологическую роль.

Рассудительный российский ислам, который сами русские, а также западные политики расхваливают и считают европейским и перспективным, распространен в татарском регионе, расположенных вокруг Казани. Исторически он находится под влиянием националистического реформаторского движения джадидизма, сформировавшегося в девятнадцатом столетии.

Сегодня центром цивилизованного ислама в России является университетский город Казань, расположенный в восьмистах километрах к востоку от Москвы. В местном кремле древние соборы и стоящая рядом, построенная на деньги всего исламского мира сверкающая мечеть призваны символизировать мирное сосуществование религий.

Анализ американской прессы, в частности, например, мы проанализировали статьи известной газеты New York Times показал, также незначительное количество материала о национальной политике РТ.

Анализ New York Times показал, отражение национальной политики Татарстана в данной газете с 1992 г. по проблемам толерантности выпущено – 5 статей и 1 блог. Из 5 статей – 2 статьи за 1992 г. (1 ноября), 1 статья за 1998 г. (23 августа) 1 статья за 2008 г. (28 ноября), 1 статья за 2009 г. (15 октября).

В статье от 28 ноября 2008 г. New York Times, «Catholics, Orthodox and Muslims live peacefully together in Tatarstan» отмечается, что нас современном этапе развития, Республика Татарстан является центром религиозной терпимости – местом, где мусульмане, православные христиане и католики уважают традиции друг друга. Для внешнего мира, это доказательство многогранной религиозной идентичности Татарстана. (There are few spots on earth these days where religions mingle without rancor, or worse. But the Russian republic of Tatarstan has turned religious tolerance into its post-Soviet brand – a place where Muslims, Orthodox Christians and Roman Catholics mix and respect each other's traditions. For the outside world, the latest proof of Tatarstan's multifaceted religious identity came during an extraordinary appearance last month by the Muslim president of Tatarstan and a leading Russian Orthodox churchman at a conference in Jidda.)

Также в статье отмечено, что развитие многих противоречий в 90-е г. ХХ в. в постсоветскую эпоху не привело к религиозному фундаментализму. Москва, в свою очередь, «играет» татарской картой «и использует Татарстан как своего рода «витрину русского ислама». (The post-Soviet era has fostered a resurgent Tatar identity, but has not resulted in religious fundamentalism. Young women in miniskirts and skinny jeans mingle in the streets of Kazan with veiled women, and far outnumber the latter.

Moscow, has, in turn, «played the 'Tatar card» ' and used Tatarstan as «a kind of showcase of Russian Islam,» writes Aleksey Malashenko, a Russian expert on Islam with the Carnegie Moscow Center in a recent paper, «Russia and the Muslim World.»)

Таким образом, анализ зарубежной прессы о национальных и общественных тенденциях в Республике Татарстан показал, что проблемы в зарубежной прессе отражаются эпизодически, причем статьей очень мало. Стоит отметить, что в большей степени зарубежные СМИ обращают свои взоры на РТ в рамках ознакомительных встреч журналистов с представителями власти РТ. Анализ статей зарубежной прессы показал, что в большей степени прессу волнуют вопросы толерантности и исламизации в РТ. Практически во всех статьях прослеживается тенденция соотношения политики РТ с политикой Москвы (РФ).

  3. Контент-анализ СМИ по национальным проблемам Республики Татарстан

массовый информация общественный мнение

3.1 Программа исследования

Актуальность проблемы

Россия – страна многонациональная. Более половины её населения составляли и составляют нерусские народы.

Для современного российского общества, подвергшегося всестороннему реформированию, вполне естественным является ломка существовавшего прежде типа социальной интеграции, кризис ценностей, социальная неопределенность, кризис формальной регуляции и т. д. Подобная ситуация несет в себе потенциальную угрозу. В этой связи особую значимость и актуальность приобретает, не только выявление регионов РФ с этнической напряженность, но и анализ, выработка способов влияния на характер межэтнических отношений, что не возможно без дальнейшего изучения и выявления особенностей межэтнических отношений. Все это необходимо для формирования культуры мира, добрососедства, толерантности, что является залогом не просто мирного существования многонационального государства, но и его развития, культурного обогащения, через сотворчество и сотрудничество народов, населяющих его территорию.

На современном этапе развития, в условиях глобализирующегося мира, проблема межэтнических отношений стоит очень остро.

В России региональный вопрос весьма специфичен. Он впитал в себя и исторические особенности развития государства, и неисправимую масштабность и разноплановость региональных отличий и переходный характер современного российского общества.

Стремительный распад СССР вызвал обострение межнациональных отношений на постсоветском пространстве. В новых государствах общественное сознание переживает кризис национальной идентичности, одним из способов преодоления которого, является обращение к прошлому, историческим корням, что выступает как средство самоидентификации, как поиск ответов на вопросы «кто мы», «откуда мы». Но этом фоне усиливаются многочисленные предрассудки, подозрения, влияющие на межэтнические отношения.

В современных условиях, особое значение имеет сосуществование различных народов в РТ, что обусловлено наличием множества национальностей, культур, концессий, которые сосуществуют. Особую значимость для развития РТ сегодня играет фактор миграции. В условиях значительной депопуляции, зачастую единственным источником восполнения экономически активного населения являются приезжие. Но миграция являет и факторы дестабилизации принимающей социальной среды. Они – самые разные. Это и низкий уровень толерантности со стороны местного населения, и отсутствие понятной для общества миграционной политики, и сворачивание программ поддержки вынужденных мигрантов. Самостоятельным фактором напряженности является поведение самих приезжих, в частности, отсутствие адаптационных установок на интеграцию, проявление «прагматичной культуры».

Проблемная ситуация

Проблема национальных тенденций на сегодняшний день остается одной из самых важных. Это обусловлено как опасностью обострения межэтнических отношений, так и отношением коренного населения к другим этносам.

Объект и предмет исследования

Объект исследования – печатные СМИ Республики Татарстан и печатные СМИ Российской Федерации (федерального плана).

Предмет исследования – национальные и общественные тенденции в РТ.

Основные понятия

Ключевыми понятиями в данной работе являются «межэтнические отношения», «толерантность», национализм.

Межэтнические отношения – это субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, этническими общностями. В социальной психологии и этнопсихологии выделяются два уровня межэтнических отношений – личностный и групповой.

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Национализм – идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе.

Цель исследования:

Изучить печатные СМИ Республики Татарстан и российские федеральные печатные СМИ в рамках оценки национальных отношений в РТ и отражении их в СМИ.

Задачи исследования

определить основные тенденции в СМИ РТ и российских СМИ;

определить степень напряженности межэтнических отношений в РТ;

изучить разные факторы, влияющие на межэтнические отношения;

Гипотеза

Стабильность межэтнических отношений в РТ обуславливается как политикой России и РТ, так и отношением коренного населения к другим национальностям.

Отношение населения по отношению к другим национальностям следует обозначить как индифферентное.

Методический раздел

Методы сбора первичной социологической информации

Первичная информация собирается с помощью анализа печатных СМИ. Для этого берется определенное количество изданий РТ и российской прессы и анализируется.

При анализе республиканского информационного поля я сочетаю два метода – контент-анализ и дискурсивный анализ текстов. Первый метод помогал выявить интенсивность подачи этнической информации. Под этнической информацией понимается «информация об этнических особенностях жизни, появляющаяся в СМИ в разных формах… упоминания в публикациях представителей тех или иных этнических общностей, их обычаях, ценностях, явлениях, связанных с этнической психологией людей… освещение журналистами этнополитических и этнокультурных тем». Но все же основной акцент делался на интерпретативном прочтении публикаций. Задачи исследования требовали выявления смысловых конструкций, с помощью которых акторы придавали значимость тем или иным этническим категориям в формировании этнического самосозна

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Музыкально-информационное поле в эволюционных процессах искусства". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 703

Другие дипломные работы по специальности "Музыка":

Дмитрий Дмитриевич Шостакович. «Эпизод нашествия» из первой части Седьмой («Ленинградской») симфонии

Смотреть работу >>

Аспекты организации системы управления

Смотреть работу >>

Пианистическая реформа Ф. Листа

Смотреть работу >>

Особенности музыкальной памяти

Смотреть работу >>

Музыкальные способности и методы их развития

Смотреть работу >>