Дипломная работа на тему "Иммиграционная политика Испании в конце XX - начале XXI веков"

ГлавнаяМеждународные отношения → Иммиграционная политика Испании в конце XX - начале XXI веков




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Иммиграционная политика Испании в конце XX - начале XXI веков":


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

"Иммиграционная политика Испании в конце XX - начале XXI веков"

Содержание

Введение

Глава 1. Исследования и источники

1.2 Исследования

1.2 Источники

Глава 2. Иммиграция в испанию в конце xx - начале xxi веков: основные тенденции и реакция общества

2.1 Основные тенденции иммиграции в Испанию

2.2 Отношение испанского общества к иммигрантам

Глава 3. Иммиграционная политика Испании в начале XXI века

3.1 Изменения в иммиграционном законодательстве в начале XXI века

3.2 Борьба с нелегальной миграцией

Заключение

Список использованных источников и литературы

Заказать дипломную - rosdiplomnaya.com

Новый банк готовых защищённых студентами дипломных проектов предлагает вам приобрести любые проекты по требуемой вам теме. Качественное выполнение дипломных работ по индивидуальному заказу в Новосибирске и в других городах РФ.


Введение

В настоящей работе мы исследуем иммиграционную политику Испании в конце XX - начале XXI веков. Можно с уверенностью утверждать, что выбранная нами тема актуальна по ряду причин. Во-первых, Испанская экономика, в последние десятилетия активно развивается, а значит, ей нужны рабочие руки, квалифицированные специалисты, отчасти привлекаемые из-за рубежа. Во-вторых, Испания, как государство, входящее в Европейский союз, сама стала очень привлекательна для огромного количества иностранцев (особенно из соседнего Марокко и Латинской Америки). Как неизбежное следствие наблюдается рост потоков иммигрантов на территорию Испании.

Следует отметить, что миграционные процессы, в целом, оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. Любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции, с этой целью оно осуществляет определенную миграционную политику, которая представляет собой политику, направленную на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или из нее. Не исключением в этом правиле является и Испания. В Испании выделяют три направления иммиграционной политики:

политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране;

политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи;

политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

В то же время следует заметить, что многие проблемы, связанные с миграционными процессами в Испании (рост нелегальной иммиграции, как следствие безработицы) еще требуют своего решения. Конечно, испанское правительство проводит определенные действия, например пытается регулировать поток нелегальных мигрантов, разрабатывает и вводит в действие определенные законы, однако сама ситуация с нелегальной иммиграцией пока меняется мало. Как следствие - в испанском обществе проявляется ксенофобия, действуют организации расистского толка, жители страны резко протестуют против иммиграции в Испанию и т. д. Все это в совокупности приводит к тому, что проблемы связанные с миграционными процессами в Испании, непосредственным образом воздействуют на жизнь этой европейской страны.

Объектом дипломной работы для нас выступит иммиграция в Испанию в конце XX - начале XXI веков, а предметом - политика правительства Испании в отношении иммиграции.

Хронологические рамки дипломной работы ограничены периодом рубежа XX-XXI веков и в основном включают в себя 1990-2005 гг.

Целью дипломной работы является исследование основных тенденций иммиграционной политики Испании в конце XX - начале XXI веков.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

изучить и проанализировать основные источники и наиболее значимые исследования по изучаемой нами теме;

проследить основные тенденции иммиграции в Испанию и выявить отношение испанского общества к иммигрантам;

рассмотреть изменения в иммиграционном законодательстве Испании в начале XXI века, а также ознакомиться с мерами борьбы с нелегальной иммиграцией.

Поставленные цели и задачи, сформировали структуру дипломной работы, которая состоит из введения, трех глав (по два параграфа в каждой), заключения и списка используемой литературы.


Глава 1. Исследования и источники 1.2 Исследования

Исследования по этому вопросу проводятся как отечественными, так и зарубежными авторами. Изучим основные результаты этой работы.

Исследованию процессов миграции как Испании в частности, так и Европы в целом, посвящена монография Э. Бигса "Европа нового и новейшего времени с 1789 года и до наших дней"[1]. В этом исследовании проводится обзор демографической ситуации в Европе в целом. Эта работа важна для понимания самой сути и причин миграции, автор прослеживает развитие стран Европы, описывает их внешнюю политику, приводит данные, как правительства разных стран борются с потоком нелегальной иммиграции. Э. Бигс, также описывает этапы экономической истории стран Европы. Из того, насколько экономически развито то или иное государство, логически следует ответ на вопрос - почему данное государство выбирается иммигрантами.

Отечественные исследователи также уделяют внимание Испании: книга Н. Е. Аникеевой "Испания в конце XX - начале XXI веков"[2], а также статья О. Ю. Чемакиной "Латиноамериканская политика Испании в начале XXI века"[3], тому подтверждение. В этих работах проводится обзор политической ситуации в Испании, изучаются вопросы внешней политики этой страны, раскрываются взаимоотношения Испании и ее бывших колоний, ныне независимых государств Латинской Америки и Африки.

В настоящее время, в самой Испании, также проводятся исследования по теме нелегальной иммиграции, способов борьбы и выявлению причин, способствующих притоку "нелегалов", выявляются последствия нелегальной иммиграции и. т. д. Однако в силу особенностей изучения демографических тенденций, многоступенчатости процесса поступления информации в органы власти Испании, тех факторов, что иммигранты учитываются только по признаку приобретения вида на жительство, а учет их основан на регистрации в консульствах Испании за рубежом, официальные исследования зачастую показывают совершенно неправдоподобные данные о количестве иммигрантов в Испании. Тем не менее, приведем данные, которые в 2004 году приводил уполномоченный правительства Испании по делам иностранцев Гонсало Раблес. По его данным, к началу 2004 года 1 647 011 иностранцев имели в Испании право на жительство (включая граждан ЕС), причем четверть из них 323 010 человек, обрели этот статус в 2003 году. Свои исследования о количестве иммигрантов в Испании ведут также избирательные органы Испании, Банк Испании, а также ряд газет (например, El mundo).

Для изучения нашей темы представляется важным дать краткий обзор также исследованиям по темам глобализации и глобальных иммиграционных процессов. Вопросы миграционных процессов рассматривают ученые и исследователи Германии, США, Великобритании и т. д. Так, например, Штеффен Ангенендт в журнале Internationale Politik[4] затрагивает вопросы беженцев, основные проблемы миграции, производит прогнозы ситуации, ставит вопрос о внутренней безопасности. Ученый исследует процесс формирования общества, которое складывается на пересечении разных социальных, политических и культурных пространств. Рассматривает мотивации и стратегии поведения иммигрантов, их социальные сети и идентификации, практики интеграции иммигрантов в "принимающее общество", а также обратное влияние, которое оказывает иммигрантский опыт на социальные нормы и институты общества. Обращает внимание на одно из последствий иммиграции - негативное отношения к иностранцам, расизм, национализм.

В целом, в исследованиях глобализации и глобальных иммиграционных процессов учеными выявлен ряд положительных аспектов иммиграции - приток рабочей силы, создание рабочих мест, развитие торговли, добрососедских отношений, развитие экономики, в частности, в сфере обслуживания. В Европе существуют центры миграционных исследований, которые постоянно ведут исследования, организует конференции и семинары, выпускает публикации по разным аспектам миграции. Пристальному вниманию подвергается трудовая миграция, которая представляет собой относительно новый вид мобильности населения, а ее развитие обусловлено тяжелой экономической ситуацией и разрушением прежней сферы занятости. Проводятся исследования по проблемам, с которыми сталкиваются представители национальных меньшинств и так далее.

Отдельно исследуются вопросы нелегальной иммиграции в Испании. Так, например, С. М. Хенкин, профессор МГИМО (У), в статье "Мировая экономика и международные отношения"[5] исследует данный вопрос. Он отмечает, что в начале XXI в. население стран Западной Европы заметно усложняется в этническом, расовом и религиозном отношениях. Во многом это связано с массовым притоком иммигрантов из мусульманских стран. Проблема сосуществования коренного населения с переселенцами становится первостепенной для жизнедеятельности, прочности и устойчивости западных социумов. Она вызывает острые дискуссии, в ходе которых высказываются диаметрально противоположные точки зрения - от пропаганды мультикультурализма и формирования новой идентичности, до призывов к изгнанию чужестранцев и утверждений о неизбежном конфликте цивилизаций. Хенкин отмечает, что Испания превратилась из страны эмиграции в страну иммиграции. Автор отмечает, что подавляющее численное превосходство арабов и берберов из Марокко (исторически испанцы называли мусульманское население Северной Африки маврами) легко объяснимо. Марокко - ближайший сосед Испании. Их разделяет Гибралтарский пролив шириной 14 км. Длительное время часть территории Марокко входила в состав испанских владений. Географическая близость и общее прошлое обусловливают развитие экономических, политических и культурных связей, равно как и мощные миграционные потоки. Проблематика мусульманской иммиграции в Испании рассматривается в статье преимущественно на примере переселенцев из Марокко. "Стаж" иммиграции из этой страны намного превосходит аналогичные показатели других стран - она началась в первые десятилетия XX в. Правда, еще в 1991 г. число марокканцев было незначительным - всего 41 тыс. официально зарегистрированных. [6] Большинство из них приехали сюда в основном в последние 10 лет. Поэтому исследование новейших тенденций в среде переселенцев сопряжено с определенными трудностями: имеющиеся данные зачастую фрагментарны и разрозненны. В статье Хенкин рассматривает юридический статус иммигрантов и отмечает, что пути проникновения переселенцев в Испанию различны. Одни из них попадают сюда, получив от властей страны вид на жительство или официальное разрешение на работу в различных сферах экономики. Другие проникают в качестве туристов, часть которых после истечения срока визы получает разрешение на работу и остается в стране на законном основании, а часть переходит на нелегальное положение. Наконец, широко распространено изначально нелегальное проникновение в Испанию. Отдельно профессор отмечает вопрос о нелегальных иммигрантах из Африки. Испания - единственная европейская страна, часть территории которой расположена в Африке (портовые города-анклавы на североафриканском побережье Сеута и Мелилья). Близко к этому побережью находится ряд принадлежащих Испании островов и архипелагов Средиземноморья. С 90-х годов страна испытала буквально "наплыв" североафриканских мусульман. Заканчивается исследование выводом о том, что остановить потоки переселенцев из Черной Африки невозможно.

После принятия в 1985 г. первого современного Закона "О свободах и правах иностранцев"[7] иммиграционное законодательство в Испании постоянно обновляется и корректируется, ставя своей целью упорядочить пребывание переселенцев в стране. Законодательство признает равенство многих прав и свобод легальных иммигрантов с коренным населением. Переселенцам предоставляется, в частности, право на жилище, защиту семьи, образование, гарантируются юридические услуги, защита прав малолетних, право на забастовку (хотя и ограниченное). Официально признаются различные общественные организации в защиту иммигрантов. Вместе с тем иностранцы, приехавшие из стран, не являющихся членами ЕС, не имели права участвовать в выборах. [8]

С начала XXI века законодательство Испании в отношении нелегальных иммигрантов, первоначально предоставлявшее им множество прав, заметно ужесточилось. В период второй легислатуры Народной партии (НП) (2000-2004 гг.) нелегалы лишились права на помощь в приобретении жилья, получении образования (кроме самого необходимого), на бесплатную юридическую помощь (за исключением случаев, связанных с высылкой или отказом во въездной визе). Создание ими ассоциаций, профсоюзов, проведение собраний и манифестаций требовали разрешений, установленных законом. Хозяева предприятий, использовавшие труд нелегалов, могли быть оштрафованы, а их предприятия закрыты. Опасаясь потерять контроль над расширявшимся потоком нелегальных иммигрантов, правительство НП усилило преграды для их въезда в страну, а также расширило возможности для депортации, если иммигранты нарушают закон.

Подход к решению проблем нелегальной иммиграции, предложенный правительством Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП), которое в марте 2004 г. сменило кабинет министров НП, поначалу выглядел более либеральным. Социалисты предприняли попытку разрешить проблему нелегальных переселенцев, сделать иммиграцию легальной и упорядоченной.

При изучении исследований по вопросам иммиграции в Испании, мы не можем не упомянуть о целом отдельном их пласте, который посвящен взаимодействию испанского коренного населения с мусульманскими мигрантами.

В самой Испании не зафиксировано проявлений массового социального протеста мусульман в форме насильственных действий, подобных тем, которые имели место во Франции и некоторых других европейских странах. По мнению испанского исследователя В. Переса-Диаса, "возможно, в глубине души мусульмане ощущают чувство превосходства, считая свою религию единственно истинной..., что автоматически превращает их в "верных", стоящих над "неверными". В современном испанском социуме... у них нет ощущения принадлежности к истинному человеческому сообществу". [9] Для мусульман, перебравшихся в Испанию, характерно также специфическое мироощущение, отличающее их от мусульман, живущих в других странах Европы.

В настоящее время самым влиятельным представителем антимавританского течения можно назвать известного итальянского политолога Дж. Сартори, взгляды которого получили в Испании широкую огласку и вызвали бурную полемику. Сартори полагает, что "ислам - крайность, наиболее далекая от европейского мышления из-за своего теократического видения мира. Его заповеди противоречат принципам плюралистической системы. Интеграция его приверженцев крайне сложна". В одном из выступлений Сартори назвал мусульман "антигражданами", утверждая, что "проблема состоит в исламе, а не в расизме". Сартори озабочен тем, чтобы спасти идентичность европейского государства-нации от внешней угрозы со стороны глубоко чуждой исламской культуры. "Если идентичность гостей останется нетронутой, тогда придется спасать идентичность хозяев", - пишет он. В этом свете реакция на неприятие мусульманами западных норм и ценностей рассматривается не как их дискриминация и проявление расизма, а как защита демократии. [10] Несколько иначе смотрит на проблему мусульманской иммиграции испанский исследователь Ф. Хименес Лосантос, также стоящий на антимавританских позициях. Этот автор считает, что Испании не обойтись без иммигрантов, но иммиграция должна быть селективной. По его мнению, двери в Испанию должны быть открыты латиноамериканцам, которые "говорят по-испански, исповедуют католицизм и легко ассимилируются". "Сотни тысяч трудящихся из Северной Африки должны ежегодно приезжать только на сезонные работы, имея билет туда и обратно. Массовый въезд их на постоянное место жительства вызовет расовые и культурные конфликты. Пока мы еще можем производить отбор среди иммигрантов. Если же мы этого не сделаем, они будут производить отбор среди нас. И жаловаться будет поздно", - пишет Хименес Лосантос.[11] Социальные исследования свидетельствуют, что в реальной жизни чаще преобладает сосуществование между иммигрантами и коренным населением. Коренные жители и представители других этнических групп живут параллельными мирами, открыто не враждуя, но и общаясь только по необходимости, не интересуясь друг другом и пребывая зачастую во власти предрассудков и стереотипов. Характерны высказывания жителей кварталов: "Мы сосуществуем, не смешиваясь", "Мы движемся к разобщенным общностям". [12] Эти исследования проводились испанскими авторами. Также они отмечают, что в Испании усиливаются настроения ксенофобии и расизма, подчас сопровождающиеся физической агрессией. Террористические акции в Мадриде 11 марта 2004 г. - самые крупные в истории Испании, в ходе которой выявился "магрибский след", только усилили антипатию к марокканцам.

Впрочем, необходимо отметить, что в исследованиях отношения к чужеземцам в испанском обществе традиция отторжения отнюдь не является определяющей. Исторически ей противостояло уважительное восприятие представителей других национальностей, вероисповеданий и рас, которому благоприятствовал сам многонациональный характер испанского государства. В период позднего франкизма (конец 50-х - первая половина 70-х годов), когда режим "открылся" внешнему миру и миллионы испанцев начали ездить за границу, а страну в массовом масштабе стали посещать иностранные туристы, и особенно на этапе демократии, после вступления Испании в ЕС, традиция толерантности окрепла. Немало испанцев относятся к иммигрантам дружелюбно, не забывая о том времени, когда сами зарабатывали на жизнь на чужбине, и сочувствуя тем из них, кто находится в некомфортных жизненных условиях.

Немало испанских ученых и публицистов активно полемизируют со сторонниками идеи "мусульманского нашествия" на Испанию. По их мнению, ислам способен трансформироваться и с его приверженцами вполне возможен конструктивный диалог. "Видеть в исламе то, что было установлено 14 столетий назад, и не считаться с тем, что в большинстве современных мусульманских стран гражданская и религиозная сферы разделены, хотя это и не признается, и созданы правовые системы по европейским образцам, свободные от исламского права, значит цепляться за абстрактное, далекое от реальности понимание этой религии," - отмечает испанский политолог Б. Лопес Гарсия. [13] Проводились опросы населения, они свидетельствуют о том, что соотношение между людьми, толерантными по отношению к иммигрантам, и отторгающими их, неуклонно меняется в сторону увеличения числа последних. Если еще в конце 90-х годов Испания опережала по степени толерантности страны как старой (Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Великобритания), так и недавней (Италия, Португалия, Греция) иммиграции, то теперь она приблизилась к среднеевропейским показателям. [14]

Таким образом, мы ознакомились с основными исследованиями по нашей теме. Теперь, на основании этого обзора, сделаем первые промежуточные выводы нашего исследования:

исследования по вопросу иммиграционной политики Испании конца XX-начале XXI веков, проводятся как отечественными, так и зарубежными авторами. Методологической основой для нашей работы послужила монография Э. Биггса "Европа нового и новейшего времени с 1789 года и до наших дней", а также работы Ш. Ангедендта;

отечественные ученые также уделили определенное внимание изучаемым нами проблемам. В качестве примеров можно назвать исследования Н. Е. Аникеевой, О. Ю. Чемакиной и С. М. Хенкина;

свои исследования процессов и сущности миграционных процессов в Испании ведут, также официальные ведомства этой страны, результатами этих изысканий становятся изменения миграционного законодательства этой страны, многочисленные дискуссии в самом испанском обществе. Здесь же необходимо акцентировать внимание на том, что в испанском обществе, в последние годы активно изучаются вопросы, связанные с проблемами мусульманской иммиграции в Испании.

Совокупность этих исследований и данных позволяют нам, в дальнейшем изложении, проанализировать те тенденции, которые имеют место быть в иммиграционной политики Испании на рубеже веков.

1.2 Источники

Перейдем к анализу источников, значимых для нашей дипломной работы. В начале изложения необходимо отметить, что, так как тема, хронологически, приближенна к современности, то и источников по данной теме относительно мало. Поэтому, в данной работе были использованы данные испанских и европейских интернет-сайтов, новостных порталов, и аналитических агентств.

Итак, в данной работе использованы следующие источники:

нормативно-правовые акты испанского правительства, посвященные аспектам иммиграционной политики;

статистические данные;

публицистические данные;

данные приводимые различными исследователями вопросов имеющих отношение к изучаемой теме.

Дадим краткую характеристику этим источникам.

Важной составляющей источниковедческой базы для нашей работы является нормативные документы.

В Испании, в настоящее время, остро стоит вопрос нелегальной иммиграции. Проводятся исследования по теме нелегальной иммиграции, способов борьбы и выявление причин, способствующих притоку "нелегалов". Для анализа данного вопроса взяты источники, в которых содержатся законодательные акты, выпущенные правительством Испании для ужесточения мер по борьбе с нелегальным потоком иммигрантов. [15]

Кроме этого, нами изучены отдельные статьи испанской конституции по вопросу предоставления вида на жительство, получения визы, по обеспечению защиты населения. Мы изучили испанскую Конституцию, так как нам важно проследить законы, регламентирующие поток нелегальной иммиграции[16].

Перейдем к статистическим данным. Основной массив их содержится в Интернете, прессе и разного рода статистических сборниках. Важные данные о экономической жизни Испании содержатся в ежегодниках ООН: Monthly Bulletin of Statistics[17], и International Trade Statistics[18]. Кроме того, для обзора проблемы миграции и беженцев в Европе использован материал из журнала Internationale Politik. Сверх этого, нами использовались различного рода официальные цифры, приводимые на официальных сайтах правительства Испании, генерального консульства Испании в Москве и т. д. Для понимания прав и обязанностей иммигрантов, а также для понимания политики предоставления убежища был взят материал из "Справочника Европы". Здесь изложены документы и договоры стран ЕС по предоставлению убежища, вида на жительство, права и обязанности граждан. Этот источник важен для нас и в том смысле, что позволяет проследить, откуда именно идет поток иммигрантов на территорию Испании.

Под публицистическим типом источников мы имеем ввиду, ряд материалов испанских сайтов, переводные материалы русских газет и русскоязычных сайтов, посвященных Испании, и также информацию с новостных порталов. Этот тип источников использовался нами при изучении вопросов российско-испанского сотрудничества (материал из журнала "Современная Европа") [19], для обзора взаимоотношений Испании со странами, откуда идет поток иммигрантов, для исследований взаимоотношений коренного и мусульманского населения Испании. Здесь были использованы статьи "Испаноязычное население США: демографические характеристики"[20], а также материалы из статьи О. Ю. Чемакиной "Латиноамериканская политика Испании в начале XXI века"[21]. По теме нелегальных иммигрантов использованы статьи авторов Перез-Диаз, Альварез-Миранда в журнале El Mundo. [22] По вопросу исламской интеграции материал взят из работы испанского исследователя Лопес Гарсиа "Ислам и национальная интеграция". По проблеме сосуществования коренного населения и иммигрантов был взят материал из работы испанских исследователей "Межэтническое сосуществование в аспекте глобализации и потока мигрантов" из материалов V Конгресса по вопросу иммиграции в Испанию. В последние годы раздражающим фактором в отношениях коренного населения и арабов-мусульман стала проблема мечетей. В испанской печати не раз сообщалось о выступлениях протеста против их строительства, которые инициировали испанцы, живущие поблизости[23]. Таково рода публикации изучались также. По вопросам интеграции мусульманского населения в Испании использован материал сайта http://demoscope. ru/weekly/2008/0339/analit06. php. [24]

К четвертому типу источников, а именно, к данным которые мы получили опосредованно, относятся данные разного рода исследований. Так, много фактологических данных приводится в книге С. М. Хенкина "Испания в начале XXI века". С помощью этого источника мы произвели обзор общей ситуации в стране, ее экономики, политики, международного положения;

Для анализа процесса иммиграции важно понимать внутриполитическое положение в Европе в настоящее время, поэтому мы использовали материал из книги Э. Биггс "Европа нового и новейшего времени с 1789 года и до наших дней". [25] Материал из данного источника необходим, поскольку нам важно проследить международную обстановку, динамику отношений между странами, уровень конфликтности, экономическое положение, изменения во внутренней и внешней политике, отсюда будут понятны причины иммиграции. В работе Э. Биггс рассмотрена тема внешней политики стран, Европы, отмечены также этапы экономического развития. Из того, насколько экономически развито то или иное государство, логически следует ответ на вопрос - почему данное государство выбирается иммигрантами. В данной работе автор прослеживает развитие экономики и сотрудничество между странами Европы.

Для анализа ситуации с мигрантами, также был взят анализ научного сотрудника научно-исследовательского института Германского общества внешней политики Штеффена Ангенендта. Автор затрагивает вопрос беженцев, как один из основных в современный период. А также основные проблемы миграции, производит прогнозы ситуации, ставит вопрос о внутренней безопасности. Исследуется процесс формирования общества, которое складывается на пересечении разных социальных, политических и культурных пространств. В фокусе исследования - мотивации и стратегии поведения иммигрантов, их социальные сети и идентификации, практики интеграции иммигрантов в "принимающее общество", а также обратное влияние, которое оказывает иммигрантский опыт на социальные нормы и институты общества. Также был переведен материал из журнала Global Transformations, где раскрываются проблемы процесса мировой миграции.

Для обзора и анализа внутренней и внешней политики Испании в конце XX - начале XXI в., также для обзора процессов внутри страны использована статья Н. Е. Аникеевой "Испания в конце XX - начале XXI в. ". [26] В данной статье освещены такие темы, как: послевоенный период, внешняя и внутренняя политика, Испания в НАТО, социально-экономическая система, российско-испанское сотрудничество, проблемы иммиграции.

В целом можно сделать вывод, что список источников на тему иммиграции в Испанию, с развитием процессов изучения этой темы еще будет пополняться.

Перейдем к выводам, которые мы сделали, изучая основные доступные источники по иммиграционной политики Испании XX - начала XXI веков:

в данной работе используются четыре основных типа источников: нормативно-правовые акты испанского правительства, посвященные аспектам иммиграционной политики; статистические данные; публицистические данные - материалы испанских сайтов, переводные материалы русских газет и русскоязычных сайтов, посвященных Испании, и также информация с новостных порталов; а также данные приводимые различными исследователями вопросов имеющих отношение к изучаемой теме;

в целом можно заметить, что основной массив источников почерпнут нами из разного рода интернет-сайтов, а также получен опосредованно - путем изучения фактологических данных, содержащихся в основных исследованиях по нашей проблематике;

список источников на тему иммиграции в Испанию, с развитием процессов изучения этой темы еще будет пополняться.

Завершая первую главу, отметим, что представленные в ней обзоры источников и исследований ни в коей мере не претендуют на исчерпывающий анализ. Напротив, мы осознаем, что перечень источников и исследований, не является полным, а скорее представляет собой описание того инструментария, который мы использовали для изучения иммиграционной политики Испании на рубеже веков. Однако именно это было основной задачей для настоящей главы.

В дальнейшем изложении, на основании анализа источников и научной литературы, мы изучим основные процессы, связанные с иммиграцией в Испанию и опишем мероприятия испанского правительства, связанные с решением миграционных проблем.


Глава 2. Иммиграция в испанию в конце xx - начале xxi веков: основные тенденции и реакция общества 2.1 Основные тенденции иммиграции в Испанию

В настоящей главе мы, на основании анализа географических, исторических, культурных и демографических факторов, проанализируем основные тенденции иммиграции в Испанское королевство.

Изучим, географическое положение Испании, как фактор, непосредственно влияющий на потоки мигрантов направляющихся в эту страну.

Итак, Испания, это государство на юго-западе Европы, которое занимает большую часть Пиренейского полуострова. Сухопутно, Испания граничит с Францией и Андоррой на севере, Португалией на западе, владением Британии Гибралтар на Юге. Кроме того, на севере Африки у Испании находятся две территории - автономные города Сеута и Мелилья, которые граничат с Марокко (отметим, что Марокко не признает право Испании на эти полуанклавы). Кроме того в состав Испании входят Балеарские и Канарские острова, которые находятся соответственно, в Средиземном море и в Атлантическом океане недалеко от Северо-западного побережья Африки, а также территория Ифни (полуанклав на территории Марокко) [27].

Данные факты очень важны для нашей работы, так как из них следует, что Испания единственная Европейская страна, которая граничит с Африкой (города Сеута и Мелилья и территория Ифни), что непосредственным образом формирует один из основных потоком иммиграции в Испанию - африканский. Причины для формирования этого потока лежат, в целом, на поверхности - африканские государства, принадлежат к числу самых беднейших и небезопасных государств в мире. Естественно, что с точки зрения эмигранта из Африки, Испания, кроме того, что она входит в Европейский союз и обладает развитой экономикой (сравнительно с экономиками большинства стран Африки), она также находится в непосредственной близости от Африки. Ряд ее территорий находятся непосредственно на "черном" континенте, а Гибралтарский пролив разделяющий Африку и Испанию в ширину, в некоторых местах всего 14 километров, то есть его довольно легко переплыть, даже без использования дорогой мореплавательной техники.

Также, считаем необходимым дать краткую характеристику некоторых, значимых для нашего исследования исторических факторов. Известно, что Испания была, некогда, одной из крупнейших мировых колониальных империй. В XV - XIX веках в состав колониальных владений Испании входили большинство современных государств Южной и Центральной Америки (в том числе Мексика, Аргентина, Чили, Боливия, Венесуэла, Куба, Уругвай, часть современных США и т. д.), отдельные территории в Африке (Марокко, Экваториальная Гвинея, Западная Сахара), а также в Азии (Филиппины). Основная часть этой империи (Латинская Америка) получили независимость в XIX веке, оставшаяся часть в веке XX (Испанское Марокко, Западная Сахара, Экваториальная Гвинея и др.). За Испанией остались лишь Канарские острова и некоторые города в Африке[28].

Однако культурное значение Испании для этих стран велико до сих пор. В большинстве этих государств испанский язык считается официальным, большинство верующих (особенно в Америке) придерживаются католичества (главной религии Испании). Кроме того, традиционно Испания проводит в этих странах активную внешнюю политику, а также поддерживает активные экономические связи. Естественно предположить, что ряд жителей бывших испанский колоний (которые отметим, зачастую имеют очень низкие экономические показатели и уровень жизни населения, в которых существенно ниже, чем в бывшей метрополии), рассматривают Испанию (члена ЕС, страну с относительно развитой экономикой, мировой туристический центр), как возможную страну для эмиграции. Эти факторы - исторический и культурный формируют еще один поток иммиграции в Испанию - из ее бывших колониальных владений.

Из значимых для Испании потоков иммиграции можно, также выделить потоки беженцев и трудовую миграцию (в том числе и из стран бывшего СНГ, Восточной Европы и Азии) [29]. Причины этой миграции населения лежат не столько, и не, сколько в географических, исторических и культурных факторах, которые мы осмотрели выше, сколько в глобальных демографических процессах, присущим большинству стран Западной Европы, в силу особенностей их экономического и политического развития.

Таким образом, можно выделить два основных географических потока иммигрантов в Испанию:

первый из них связан с иммиграцией в Испанию жителей Африканского континента;

второй связан с потоком мигрантов из бывших испанских колоний;

А также два потока, которые связаны не с географией, а с демографией и экономикой.

первый представляет собой трудовую миграцию;

второй - это беженцы

При рассмотрении этих основных потоков, можно заметить, что некоторые из них пересекаются: так мигранты из Африки вполне могут быть беженцами, а мигранты из Латинской Америки вполне могут представлять собой трудовых мигрантов. Однако, на наш взгляд, для логики работы, целесообразнее оставить это разделение, так как трудовые мигранты и беженцы в Испании, вполне могут быть и из других географических мест.

Для того, чтобы оценить величину этих потоков в совокупности приведем некоторые цифры. В 1982 году в Испании насчитывалось около 200 тысяч официально зарегистрированных иммигрантов, в 1993 году - 393 тысячи человек, в 2006 году - уже 4 миллиона человек (что составляло 9,3% из 43 миллионного населения самой Испании) [30]. Неофициальные цифры по подсчетам специалистов дают еще минимум миллион незаконных мигрантов[31]. За эти годы численность переселенцев выросла более чем в 20 раз. Важным демографическим фактором, также является тот факт, что иммигранты дают, в настоящее время около 90% прироста населения этой Европейской страны[32]. Если учесть, что для Испанского королевства, в целом характерны тенденции развитых Европейских стран - снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни[33], можно предположить, что иммигранты в дальнейшем будут играть все большую роль в экономической и политической жизни страны.

Рассмотрим теперь каждый из потоков подробнее.

Итак, поток мигрантов из Африки, в Испанию неуклонно растет. Эмиграция из Африки в Испанию началась еще в первые десятилетия XX века и идет до сих пор. В начале прошедшего века число иммигрантов их Африки было относительно невелико (к 1936 году, в котором, напомним, началась гражданская война в континентальной Испании их насчитывалось около 30 тысяч человек). После гражданской войны и установления франкистского режима этот поток временно ослаб (в силу жестких внутриполитических мер испанского диктатора - генерала Франсиско Франко). С 1975 года, после смерти Франко, Испания постепенно развивает свои демократические институты, улучшается экономическая ситуация и, как следствие, страна вновь становится привлекательной для иммигрантов из Африки. В конце 80-х годов выходцев из стран Африки (в основном мусульманского вероисповедания) насчитывалось около 175 тысяч, а в 2005 году - уже 512 тысяч человек[34]. Причем, отметим, что приведенные данные отражают только официальные показатели испанской статистики. По подсчетам специалистов, в том же 2006 году число нелегальных иммигрантов из Африки превысило 100 тысяч человек, что в сумме с официальными данными дает число более чем в 600 тысяч человек[35].

Разберем подробнее причины такой массовой иммиграции в Испанию из Африки.

Как уже было сказано выше, с Испанией непосредственно граничит Африканская страна - Марокко. До XIX века эта страна являлась владением Испании, в начале XX веке, в силу конфликта Испании и Франции она была разделена на две зоны ответственности - французскую (большую) и испанскую (меньшую). В 50-е годы в Марокко развилось широкое антиколониальное восстание, в результате которого Марокко получила независимость в марте 1956 года от Франции, а в апреле того же года от Испании. Однако Испания, в отличие от Франции оставила за собой несколько портовых городов - Сеуту, Мелилью и территорию Ифни. Таким образом, Марокко долгое время входила в состав испанских владений. Географическая близость, общие моменты истории обусловили развитие экономических, политических и культурных связей (которые несколько осложняют проблемы с принадлежностью испанских владений в Африке), а также обусловили мощные миграционные потоки. Марокканцев в общем числе иммигрантов из Африки примерно половина. Для другой половины мигрантов ив Испанию Марокко служит своего рода перевалочным пунктом. Эта страна имеет частично не демаркированные границы со своими соседями (большая часть из которых проходит по пустыне) и поэтому промежуточные мигранты относительно спокойно используют территорию Марокко как перевалочный пункт на пути к испанским городам анклавам. Кроме того, надо учитывать, что относительно близко к африканскому побережью расположены испанские острова, а ряд мигрантов пересекают Гибралтарский пролив на катерах и лодках. Несмотря на запретительные меры, как со стороны Испании, так и Марокко, множество африканцев прорываются на территорию Испании. По оценкам многих экспертов, остановить эти миграционные процессы, в силу именно географических факторов, пока не возможно.

Перейдем к другому мощному географическому потоку миграции в Испанию - иммиграции из бывших испанских колоний. Как уже было сказано, Испания некогда имела очень обширные колонии, которые, на обретение независимости, остались, культурно близки к Испании. В настоящее время, только за пределами Испании, на испанском языке говорят около 350 миллионов человек[36]. В странах Латинской Америки самая распространенная религия - перенятое у Испании католичество. Ряд из этих стран в настоящее время имеют не очень большие экономики, а уровень жизни их граждан зачастую бывает очень низким. В силу географической отдаленности поток мигрантов из этих стран имеет более цивилизованный вид. Часть миграции из бывших испанских колоний имеет даже культурный подтекст. Он связан с рядом случаев, когда дети богатых латиноамериканцев отправляют получать своих детей образование европейского качества, выбирая естественно Испанию. После получения образования часть из них остается в Испании на постоянное место жительства. Конечно такой поток, не слишком количественно выражен, однако, тоже имеет свое значение в контексте нашей темы. Другой поток иммиграции в Испанию из указанных стран имеет вид трудовой миграции. Часть приезжих в Испанию имеют статус своего рода политических мигрантов. Широко известно, что в Латинской Америке в XX веке, существовал ряд диктатур. Отчасти такая ситуация сохраняется и в веке XXI. Немалое количество политических беженцев находили новый дом именно в Испании.

Количество мигрантов - выходцев из стран Латинской Америки растет на протяжении с 80-х гг. XX века по наши дни. В 1989 году число официально зарегистрированных выходцев из Латинской Америки составляло порядка 150 тысяч челок, а в 2006 году - около 2 000 000 человек[37].

В течении значительного промежутка времени испанское государство, будучи особенно заинтересованным в сохранении тесных контактов со странами Латинской Америки и одновременно являясь членом ЕС, вынуждено было проводить двойственную политику в данной сфере. С одной стороны, Испания не ужесточала визовые и иные требования по отношению к гражданам Латинской Америки, как того требовало большинство европейских стран, с другой стороны, вынуждена была подчиниться требованиям Европейского союза и привести свое национальное законодательство в соответствие с европейскими нормами права.

Перейдем в уже затронутой выше теме трудовой иммиграции в Испанию. Как и в большинстве стран Европы в Испании присутствует определенная надобность в рабочих руках. Разберем основные причины и тенденции для этого потока миграции в Испанию.

Испания, после 1975 года начала активно развиваться экономически. Соответственно стране начали требоваться рабочие руки, квалифицированные специалисты. С этой целью было разработано особое миграционное законодательство (подробнее с которым мы ознакомимся в дальнейшем изложении). Миграционное законодательство страны, в целом ставит своей основной целью, регламентацию процессов трудовой миграции. Перечень желательных для испанского общества и экономики работников можно свести к нескольким основным категориям[38]:

работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную и неквалифицированную работу;

высококвалифицированные специалисты в отдельных редких отраслях науки и производства.

Начиная с 90-х годов XX века, трудовая миграция в Испанию, приобретает массовые масштабы. Основная масса трудовых мигрантов, прибывающих в Испанию, принадлежала к первой, описанной выше категории. Это естественно, исходя из того, что на этих мигрантах существовал своего рода "государственный заказ". Рабочая сила низкой квалификации должна была занять плохо оплачиваемые рабочие места, на которые местные работники претендовали неохотно. Однако, начиная с 2000-х годов, в Испанию нарастает миграция и квалифицированной и высококвалифицированной рабочей силы, причем принимающее из испанское общество, далеко не всегда имело в них необходимость, вполне довольствуясь предложением со стороны местных специалистов[39]. Приезжающие специалисты, соответственно занимали ниши, требующие гораздо меньшей квалификации.

Общее количество трудовых мигрантов (зарегистрированных официально) достигало около 4 миллионов человек, то есть значительную часть от всего населения Испании[40]. Спрос со стороны испанской экономики на трудовые ресурсы был этим количеством более чем исполнен и в Испанском обществе стали проявляться негативные настроения по отношению к мигрантам, в первую очередь это связано с тем, что трудовые мигранты стали "забирать" рабочие места у местных жителей. Подробнее причины и следствия негативного отношения испанского общества к мигрантам мы разберем в дальнейшем изложении.

Перейдем к беженцам. С точки зрения права беженцами считаются люди, которые покинули свою родину, опасаясь преследования по расовым, религиозным или национальным мотивам, в связи с политическими убеждениями или из-за принадлежности их к какой-то социальной группе. Беженцы в общем составе иммигрантов ив Испанию занимают относительно незначительное место (около 2% от общего количества мигрантов в 2005 году, или около 80 тысяч человек[41]). Основной приток этих беженцев идет из Африки (в основном Марокко и Западная Сахара), а также небольшое число политических мигрантов приезжали из Латинской Америки (Боливия, Венесуэла, Куба) [42].

Таким образом, подведем промежуточные выводы по данной части нашего изложения.

основные тенденции иммиграции в Испанию, связаны с синтезом географических, исторических, культурных и демографических факторов, характерных для современной Испании;

в 1982 году в Испании насчитывалось около 200 тысяч официально зарегистрированных иммигрантов, в 1993 году - 393 тысячи человек, в 2006 году - уже 4 миллиона человек (что составляло 9,3% из 43 миллионного населения самой Испании). Неофициальные цифры дают еще минимум миллион незаконных мигрантов в 2006 году;

Испания - единственная Европейская страна, которая граничит с Африкой, что непосредственным образом формирует один из основных потоком иммиграции в Испанию - африканский. Этот поток количественно заметен и неуклонно растет;

еще один географический поток мигрантов в Испанию идет из ее бывших колоний. Испания некогда имела обширные владения, которые, остались, культурно, экономически и политически близки к Испании. Ряд жителей бывших испанский колоний (которые зачастую имеют очень низкие экономические показатели и низкий уровень жизни населения), рассматривают Испанию (члена ЕС, страну с относительно развитой экономикой, мировой туристический центр), как предпочтительную страну для эмиграции;

Испания, после 1975 года начала активно развиваться экономически. Соответственно стране начали требоваться рабочие руки, квалифицированные специалисты. С этого момента и по настоящие дни, в Испанию неуклонно растет поток трудовых мигрантов. Уже к 2006 году, общее количество трудовых мигрантов (зарегистрированных официально) достигало 4 миллионов человек. Спрос со стороны испанской экономики на трудовые ресурсы был этим количеством исполнен и в Испанском обществе стали проявляться негативные настроения по отношению к мигрантам. Основные потоки трудовой миграции в Испанию шли со стороны Латинской Америки, Марокко, Алжира, а в последние годы отчасти и из бывших республик СССР и Турции;

беженцы в общем составе иммигрантов ив Испанию занимают относительно незначительное место (около 2% от общего количества мигрантов в 2005 году, или около 80 тысяч человек). Основной приток этих беженцев идет из Африки (в основном Марокко и Западная Сахара), а также небольшое число политических мигрантов приезжали из Латинской Америки (Боливия, Венесуэла, Куба).

Таким образом, мы изучили основные тенденции значимые для настоящей части нашего изложения. Как мы увидели уже сейчас, количество иммигрантов в Испанском обществе достаточно велико, а в дальнейшем их роль (в силу демографических факторов) будет только возрастать. Естественно, что испанское общество сформировало свое отношение к иммигрантам. Изучению этого отношения будет посвящена следующая структурная часть нашей работы.

2.2 Отношение испанского общества к иммигрантам

Испания - это многонациональное государство, которому в целом характерны идеи мирного сосуществования различных национальностей, идеи толерантности. Исторически Испания взаимодействовала с различными культурами и это в целом, сделало испанское общество достаточно терпимым[43]. Такие тенденции в испанском обществе, в целом сохранялись до конца XX века. Изменения в терпимости испанцев связаны как с постоянными террористическими атаками боевиков ЭТА (добивающихся независимости страны басков), так и с резким ростом числа легальных и нелегальных иммигрантов.

Как мы увидели в предыдущем изложении, число иммигрантов в последние годы достигло довольно значимого числа, в общей структуре населения Испанского королевства. Большой приток трудовых мигрантов в середине 2000-х годов в целом удовлетворил спрос со стороны испанской экономики на трудовые ресурсы и в Испанском обществе стали проявляться негативные настроения по отношению к мигрантам, которые забирали у местных жителей рабочие места, снижали общею стоимость труда. Ситуация обострилась с началом мирового финансового кризиса, который, как известно довольно сильно ударил по Испании.

Как было показано, выше при обзоре основных исследований и источников по нашей теме, в последние годы в Испании проводился ряд исследований и опросов граждан Испании по поводу их отношений к мигрантам. Результаты этой работы свидетельствуют о том, что соотношение между людьми, толерантными по отношению к иммигрантам, и отторгающими их, неуклонно меняется в сторону увеличения числа последних. Если еще в конце 90-х годов Испания опережала по степени толерантности страны как старой (Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Великобритания), так и недавней (Италия, Португалия, Греция) иммиграции, то теперь она приблизилась к среднеевропейским показателям[44]. В целом, основной итог массовой миграции в Испанию за последние 20-30 лет - рост негативного отношения испанцев к иностранцам, рост расизма и национализма.

В то же время, отношение к чужеземцам в испанском обществе отнюдь не исчерпывается традицией отторжения. Исторически ей противостояло уважительное восприятие представителей других национальностей, вероисповеданий и рас, чему благоприятствовал сам многонациональный характер испанского государства. Немало испанцев относится к иммигрантам дружелюбно, не забывая о том времени, когда сами зарабатывали на жизнь на чужбине, и, сочувствуя тем из них, кто находится в некомфортных жизненных условиях.

В целом отношение испанского общества к иммигрантам, можно разделить на несколько составляющих:

отношение к выходцам из мусульманских стран;

отношение к нелегальным мигрантам;

отношение к выходцам из Латинской Америки;

отношение к трудовым мигрантам;

отношение к беженцам.

Каждая из этих составляющих имеет важные особенности. Рассмотрим их подробнее.

К первой составляющей относится отношение к приезжим из Африки и из ряда мусульманских стран. Отношение это очень непростое. Связано оно, во-первых, с разницей между культур испанцев и приезжающих мусульман, во-вторых, с тем фактом, что именно выходцами из Африки совершается значительное количество преступлений. Всплеску негативного отношения к мусульманам способствовал, в частности "след" мавританских террористов во взрывах в испанском метро в 2004 году.

Следствием этого, стал тот факт, что в испанском обществе стали широко распространяться антимусульманские настроения. Одним из представителей антимусльманского течения является политолог Дж. Сартори, взгляды которого получили широкую огласку в Испании. Одно из основных положений его работ - это теория о том, что "ислам - это крайность, наиболее далекая от европейского мышления из-за своего теократического видения мира"[45]. По Дж. Сартори - заповеди ислама противоречат принципам европейской плюралистической системы. Интеграция приверженцев ислама в европейское общество, исходя из этих положений, очень сложна.

Одним из поводов для такого распространения идей политолога, послужил тот, факт, что мусульмане, как правило, не принимают характерные для традиционного испанскому обществу ценности и идеалы. Мусульмане высоко ценят свою культурную и национальную идентичность и, как правило живут обособленными кланами.

В испанском обществе, также широко распространены идеи другого исследователя - Ф. Хименс Лосантоса, который утверждает, что "сотни тысяч трудящихся из Северной Америки должны ежегодно приезжать только на сезонные работы, имея билет туда и обратно. Массовый въезд их на постоянное место жительства вызовет расовые и культурные конфликты. Пока мы еще можем производить отбор среди иммигрантов. Если же мы этого не сделаем, они будут производить отбор среди нас"[46].

В целом приведенные мнения - это скорее крайность. Испанское общество еще не настолько "измучено" мигрантами, чтобы в Испании наблюдались всплески национализма, расовые погромы или другие явления характерные для ряда других стран, с неконтролируемой нелегальной иммиграцией.

Для испанского общества скорее характерно сосуществование с приезжими. Коренные жители и представители мусульманских этнических групп живут параллельными мирами, открыто не враждуя, но и общаясь только по необходимости, не интересуясь друг другом и пребывая зачастую во власти предрассудков и стереотипов[47].

По мнению ряда общественных деятелей и ученых, ислам способен трансформироваться, а с его приверженцами вполне возможен конструктивный диалог[48]. В целом испанская модель взаимоотношений мусульманских переселенцев с коренным населением находится в процессе становления. Нельзя исключить, что в ходе дальнейшего развития она будет корректироваться и приобретет иные очертания. Мусульмане, - а их, по прогнозам, к 2025 г. будет более одного миллиона (то есть вдвое, а то и втрое больше, чем сейчас) [49], - так или иначе меняются в испанском социуме и сами в определенной степени меняют его.

Перейдем к другой важной составляющей в отношении испанского общества к иммигрантам. Мы имеем в виду нелегальных иммигрантов. Естественно можно возразить, что большинство из иммигрантов в Испанию из мусульманских стран - нелегалы, и нецелесообразно выводить это в отдельную составляющую. Заранее возразим. Конечно, число нелегальных мигрантов их Африки действительно велико, однако отношение к ним формируется скорее из-за их культурной несхожести с жителями Испании. В то время, отношение к нелегальным мигрантам формируется под влиянием других факторов. Кроме того, нелегальные иммигранты в Испанию приезжают не только из Африки.

Итак, основа отношения к нелегальным иммигрантам - настороженный интерес. Согласно испанским законам нелегальные иммигранты подлежат выдворению с территории страны, однако нельзя не заметить, тот факт, что многие из них в дальнейшем получают разрешение на работу, и, в конечном счете, остаются в Испании на законных основаниях. В числе нелегальных иммигрантов могут быть востребованные специалисты, кроме того большинство беженцев, вначале своего пребывания в принимающей стране имеют статус "нелегалов". Однако, в то же время, можно заметить, что массовый приток нелегальных иммигрантов ставит также уже упомянутые выше проблемы сосуществования коренного населения с переселенцами. Нелегальные иммигранты (причем совсем необязательно, что они обязательно приезжают из мусульманских стран - среди них много выходцев из Латинской Америки, стран восточной Европы и СНГ) [50] привносят в испанское общество элементы своей культуры, далеко не всегда принимаемые со стороны испанцев.

В целом отношение к нелегальным мигрантам (немусульманам) в испанском обществе гораздо более спокойное. Испанцы скорее доброжелательно относятся к этим людям, по своему "жалея" и сочувствуя им. Определенные проявления национализма и экстремизма по отношению к этой категории мигрантов, конечно, присутствует, однако не является определяющим.

Перейдем к описанию отношений испанцев к иммигрантам из Латинской Америки. Основные тенденции определяются культурной, языковой и исторической близостью между испанцами и жителями их бывших колоний. В целом, эти иммигранты гораздо легче находят свое место в испанском обществе, чем например мусульмане. Отношение к ним, в целом избавлено от проявлений национализма и нетерпимости (за редкими исключениями). Напротив, у той части испанского населения, которое протестует против въезда в Испанию мусульманских мигрантов широко распространено мнение, что "двери" для латиноамериканцев должны быть открыты, так как они "говорят по-испански, проповедуют католицизм и легко ассимилируются"[51].

Перейдем к описанию отношения испанского общества к трудовым мигрантам. Отношение это скорее избирательное - так трудовую миграцию из Латинской Америки, как мы увидели выше, скорее приветствуют, трудовую миграцию из Северной Африки скорее терпят, однако в целом, есть определенные моменты, которые характерны для формирования отношения испанского общества к трудовым мигрантам в целом[52].

В первую очередь, большое влияние здесь оказывает тот факт, что испанцы понимают всю важность трудовой миграции для страны - это приток рабочей силы, как следствие развитие торговли, сферы обслуживания, создание новых рабочих мест, развитие добрососедских отношений со странами эмиграции и т. д. [53] Так никаких протестов не вызывает когда в страну приезжают специалисты высокого класса, предприниматели приносящие в испанскую экономику свои деньги и т. д.

В то же время, уже в середине 2000-х годов предложение со стороны трудовых мигрантов, превысило спрос со стороны испанских работодателей, и как следствие, привело к перенасыщению ранка труда дешевой рабочей силой. Следствием стало снижение стоимости труда для местных жителей и тот, факт, что мигранты, как более дешевая рабочая сила, стали отбирать рабочие места у коренных жителей. Как уже было сказано выше, соотношение между людьми, толерантными по отношению к иммигрантам, и отторгающими их, в последние годы, неуклонно меняется в сторону увеличения числа последних.

Перейдем к отношению испанского общества к беженцам. В целом испанское общество понимает проблемы вынужденных переселенцев. Это связано с тем, что в XX веке в Испании сначала была разрушительная гражданская война, потом сорокалетний период диктатуры. Многие испанцы в эти годы были просто вынуждены уезжать со своей родины. Вернулись они лишь в 70-е - 80-е годы. Историческая память, в целом, заставляет испанское общество решать проблемы вынужденных переселенцев, которые теперь приезжают к ним. Большая часть беженцев получают виды на жительство и разрешения на работу, и продолжают находиться в Испании на законных основаниях. Испанское общество, в целом относится к ним толерантно[54].

Подведем основные итоги настоящей части нашего изложения:

Испания это многонациональное государство, которое исторически взаимодействовало с различными культурами и которому в целом характерны идеи мирного сосуществования различных национальностей, идеи толерантности. Такие тенденции в испанском обществе, в целом сохранялись до конца XX века;

большой приток трудовых мигрантов в середине 2000-х годов привел к тому, что в Испанском обществе стали проявляться негативные настроения по отношению к мигрантам;

соотношение между людьми, толерантными по отношению к иммигрантам, и отторгающими их, в последние годы неуклонно меняется в сторону увеличения числа последних. Основной итог массовой миграции в Испанию за последние 20-30 лет, это рост негативного отношения испанцев к иностранцам, рост расизма и национализма.

в целом, отношение испанского общества к иммигрантам, можно разделить на несколько составляющих: отношение к выходцам из мусульманских стран; к нелегальным мигрантам; к выходцам из Латинской Америки; к трудовым мигрантам; к беженцам. Каждая из этих составляющих имеет свои особенности;

к первой составляющей относится отношение к приезжим из Африки и из ряда мусульманских стран. Отношение это очень непростое. Мусульмане, как правило, не принимают характерные для традиционного испанского общества ценности и идеалы, высоко ценят свою культурную и национальную идентичность и, как правило, живут обособленными кланами. В отношении к мусульманам в Испании присутствуют разные, зачастую полярные мнения - от полного отторжения мусульманской иммиграции, до идей об ассимиляции мусульман;

отношение к нелегальным мигрантам (немусульманам) в испанском обществе гораздо более спокойное. Испанцы скорее доброжелательно относятся к этим людям, по своему "жалея" и сочувствуя им. Определенные проявления национализма и экстремизма по отношению к этой категории мигрантов, конечно, присутствует, однако не является определяющим;

Основные тенденции отношения испанцев к иммигрантам из Латинской Америки, определяются культурной, языковой и исторической близостью между испанцами и жителями их бывших колоний. В целом, эти иммигранты гораздо легче находят свое место в испанском обществе, чем например мусульмане. Отношение к ним, в целом избавлено от проявлений национализма и нетерпимости;

перейдем к отношению испанского общества к беженцам. В целом испанское общество понимает проблемы вынужденных переселенцев. Большая часть беженцев получают виды на жительство и разрешения на работу, и продолжают находиться в Испании на законных основаниях. Испанское общество, в общем, относится к ним толерантно;

для испанского общества, в настоящее время, скорее характерно сосуществование с приезжими. Коренные жители и представители других этнических групп живут параллельными мирами, открыто не враждуя, но и общаясь только по необходимости, не интересуясь друг другом и пребывая зачастую во власти предрассудков и стереотипов.

Сделаем общий вывод настоящей главы. Испанская модель взаимоотношений мусульманских переселенцев с коренным населением находится в процессе становления. Нельзя исключить, что в ходе дальнейшего развития она будет корректироваться и приобретет иные очертания.


Глава 3. Иммиграционная политика Испании в начале XXI века 3.1 Изменения в иммиграционном законодательстве в начале XXI века

Теперь, осмотрев основные тенденции иммиграции в Испанию, ознакомившись с ее основными потоками и проблемами, а также изучив отношение испанского общества к мигрантам, прейдем к рассмотрению действий испанского правительства, по отношению к иммигрантам.

В целом, ее можно свести к нескольким результирующим:

в первую очередь это законодательная регламентация условий и характера трудовой миграции;

во вторых это особенности политики испанского правительства по отношению к беженцам;

Перед подробным изучением этих пунктов, обратимся к теории. Любое государство, нуждающееся в привлечении рабочей силы, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику. Государственная миграционная политика, по сути, представляет собой политику, направленную на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из конкретной страны или в нее. Выделяют три направления иммиграционной политики[55]:

политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране;

политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи;

политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Перечень желательных работников варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к следующим категориям[56]:

работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную и неквалифицированную работу: строительные подсобные, сезонные, вахтенные работники;

специалисты новых и перспективных отраслей - программисты, инженеры, экономисты и т. д.;

представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи - узкие специалисты);

специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, писатели и др.);

крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Таковы общемировые тенденции, ознакомившись с ними, перейдем к особенностям миграционного законодательства Испании.

Самостоятельного органа исполнительной власти[57], в компетенцию которого входил бы весь комплекс вопросов в миграционной сфере, в Испании не существует. Функции регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы распределены между Министерством внутренних дел, Министерством труда и социальных вопросов и Министерством иностранных дел. Ведущим ведомством, обеспечивающим формирование и реализацию политики Испании в области миграции и координирующим эту работу, является МВД, а в его рамках - Управление по делам иностранцев, находящееся в структурном подчинении Департамента внутренней политики МВД. В его задачу входит организация контроля за миграционными процессами и ситуацией в области миграции, подготовка предложений по совершенствованию законодательства, определение приоритетных направлений миграционной политики. Практическая же работа с иммигрантами (выдача, продление разрешений на проживание, вопросы возвращения нелегальных иммигрантов и др.), развитие системы иммиграционного контроля, предупреждение и пресечение незаконной иммиграции, борьба с организованной преступностью в этой сфере возложена на Главный комиссариат по делам иностранцев (структурно входит в состав Департамента полиции МВД).

К компетенции Минтруда (Департамент миграции) относятся вопросы, связанные с предоставлением и продлением разрешений на трудовую деятельность, формированием политики в области социальной интеграции иностранцев.

Деятельность Министерства иностранных дел (Управление по делам иностранцев, входящее в состав Департамента по юридическим и консульским вопросам) в миграционной сфере сводится в основном к решению комплекса визовых вопросов.

В целях обеспечения надлежащей координации работы органов государственной администрации по регулированию процессов иммиграции в Испании создан Высший совет по иммиграционной политике с участием представителей центральной власти, автономных образований и муниципалитетов.

Перейдем к непосредственному изучению испанского законодательства.

Экономическое развитие Испании, которое повлекло за собой необходимость в привлечении рабочих рук из-за рубежа, в целом, началось в 70-х гг. XX века. Дальнейшее развитее Испанской экономики, вступление ее в ЕС привело к тому, что Испанское правительство стало, вынуждено вплотную заняться формированием национального миграционного законодательства. Первые шаги в этом направлении были сделаны в 1985 году, когда был принят закон "О Свободах и правах иностранцев"[58]. С этого периода иммиграционное законодательство постоянно обновляется и корректируется и ставит своей цел

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Иммиграционная политика Испании в конце XX - начале XXI веков". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 795

Другие дипломные работы по специальности "Международные отношения":

Россия в трудах российских и зарубежных аналитиков

Смотреть работу >>

Принципы международного морского, воздушного и космического права

Смотреть работу >>

Эволюция внешнеполитического курса России в отношении со странами Евросоюза с 1992 по 2007годы

Смотреть работу >>

Проблема регулирования трудовых отношений и социального обеспечения КНР в условиях построения общества "сяокан"

Смотреть работу >>

Роль внутренних факторов в формировании внешней политики Турецкой республики после Второй мировой войны (1945-1980 гг.)

Смотреть работу >>