Дипломная работа на тему "Определение роли и места PR технологии в режиссуре театрализованного представления и праздника"

ГлавнаяМаркетинг → Определение роли и места PR технологии в режиссуре театрализованного представления и праздника




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Определение роли и места PR технологии в режиссуре театрализованного представления и праздника":


Введение

Главное предназначение театрализованного представления или праздника в том, что его можно рассматривать как масштабный проект по созданию положительного внутреннего и внешнего имиджа коммерческих компаний в целом. Но достижение этой цели возможно лишь при комплексном использовании методов PR и рекламы в рамках единой концепции и общего плана воздействия на мнения и отношения общественности, иными словами, при подготовке к празднику необходима организация и проведение PR-кампан ии. Представленная дипломная работа направлена на изучение данного вопроса.

Актуальность темы в том, что в современные корпоративные праздники вкладываются большие средства, силы, к их подготовке привлекаются специалисты различных отраслей и сфер деятельности. В современном Российском бизнесе все более явной становится тенденция делегирования ответственности за организацию корпоративных праздников специалистам по связям с общественностью. Праздники занимают все боле прочные позиции во внутрикорпоративной политике современных компаний, особенно крупных.

На сегодняшний день накопилось достаточно большое количество материала на тему проведения PR-кампании. Практически каждое издание, посвящённое проблемам PR и рекламы, содержит в себе информацию по этому вопросу. В настоящее время нет недостатка в литературе по вопросу организации и проведения кампании по связям с общественностью. В России появляются классические учебники, раскрывающие основы профессионализма, построенного на умении создавать адекватные информационные модели и делать их привлекательными для аудитории. Отечественная литература как бы на ощупь пытается обрисовать эту новую для России сферу. Поэтому книги, как думается автору дипломной работы, дают лишь поверхностное представление о направлении PR в деятельности режиссёра театрализованного представления. Представленная дипломная работа направлена на восполнение этого пробела. Он основывается на объективной необходимости определения места и роли праздников в деятельности по связям с общественностью и разработки технологии работы режиссера в этом направлении.

Объектом исследования дипломной работы выступают театрализованные представления и праздники.

Предметом исследования являются PR-технологии в деятельности режиссёра.

Целю дипломной работы является определение роли и места PR технологии в режиссуре театрализованного представления и праздника.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. дать характеристику историческим вехам развития связей с общественностью в контексте праздничной культуры;

2. рассмотреть систему связей с общественностью;

3. определить необходимость инновационных PR-технологий в деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников;

4. показать технологии связей с общественностью.

Теоретическая значимость и научная новизна дипломной работы заключается в том, что театрализованные представления и праздники в настоящее время всё чаще становятся способом рекламно-информационного воздействия на сознание людей.

Базовые аксиомы классического PR, сформулированные Сэмом Блэком, коротко обозначают эту суть как «установление гармоничных отношений между людьми», и, как следствие и условие таких отношений, - «открытость и полную информированность»[1]. По большому счету реализации этих двух «простеньких» установок, как считает Г. Г. Пашенцев, вполне хватает для повышения эффективности, достижения новых результатов и дальнейшего роста, как общества (в различных его проявлениях, - и отдельных фирм, и государств, и человечества в целом), так и каждого отдельного человека[2].

Практическая значимость дипломной работы неоспорима. Автор пытается синтезировать PR-технологий, которые могут стать эффективным способом реализации театрализованных представлений и праздников. Материалы дипломной работы могут быть использованы как методический материал.

Заказать дипломную - rosdiplomnaya.com

Новый банк готовых защищённых студентами дипломных проектов предлагает вам приобрести любые проекты по требуемой вам теме. Качественное выполнение дипломных работ по индивидуальному заказу в Новосибирске и в других городах РФ.

Методологической основой дипломной работы и её информационной базой являются учебно-методическая литература по режиссуре театрализованных представлений и праздников, отечественные исследования И. Л. Викентьева, Т. В. Козловой, Ф. А. Кузина, Г. Г. Пашенцева, Г. Г. Почепцова, Г. Тульчинского, А. Чумикова, М. Бочарова, И. Л. Викентьева, О. И. Карпухина и других, а также зарубежных исследователей Ф. Хенслоу, С. Блэка, Ф. Д.Д. Ядина и других. Кроме того, в работе используется электронные материалы сети Интернет, материалы СМИ.

Основное содержание дипломной работы состоит из введения, трёх глав, включающих параграфы, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на страницах. Список литературы включает в себя 35 наименований, обозначенных в тексте ссылками.

В соответствии с задачами дипломной работы автор счёл целесообразным начать работу с исследования развития связей с общественностью. Исследование этого вопроса не может принять окончательный вид без анализа исторического процесса. Круг проблем, сформированных задачами работы определяют логику содержания второй главы, где исследуется система связей с общественностью, инновационные технологии в контексте праздничной культуры. В третьей главе дипломной работы показаны PR-технологии связей с общественностью. Каждая глава сопровождается основными выводами, а дипломная работа в целом – заключением.

Глава 1. Исторические вехи в развитии связей с общественностью в контексте праздничной культуры

1.1 Становление связей с общественностью

Для удовлетворения своих потребностей индивиды и социальные группы устанавливают и постоянно поддерживают между собой различные взаимосвязи. Это требует осознания степени взаимозависимости социальных субъектов, необходимости их взаимодействия, а отсюда - и различного уровня социальных, политических и экономических компромиссов. Взаимосвязям и взаимодействию социальных субъектов всегда латентно присуща определенная степень конфликтности интересов, которая постоянно возрастает и обостряется в современных условиях.

Когда говорят о процессах взаимоотношений между индивидами и конфликтности их интересов, все более-менее понятно: исследованиям этих процессов посвящены разделы социальной науки под названием «человеческое или межличностное общение (связи)». Если коснуться сферы взаимосвязей между народами и странами мира, противоречий и конфликтов, возникающих между ними, то и тут существует определенная ясность: эти вопросы изучает наука, получившая название «международные отношения (связи)». Если же речь идет об отношениях и взаимодействии между отдельными организациями, между этими организациями и окружающими их группами общественности, то этими вопросами занимается теория и практика связей с общественностью - «паблик рилейшнз».

Наука и искусство установления контактов и поддержания доброжелательных отношений с общественностью - паблик рилейшнз.

Как известно, PR существуют столько, сколько существует общество, и берут свое начало в далеком прошлом, являясь составляющей частью жизни социума в целом и каждого индивидуума в частности.

Исследуя раскопки, первобытных стоянок, учёные выяснили, уже тогда были присущи главные элементы праздничного мероприятия: коллектив людей, объединенных общей идеей и событие, к свершению которого каждый из них, так или иначе, приложил руку. В первых социальных объединениях, вызванных борьбой за существование, конечно, кто-то выделялся из общей массы и брал на себя роль руководителя. Одновременно с этим возникает и первичная дифференциация членов сообщества по тем или иным признакам, в том числе и по качествам, проявленным в этой борьбе. Татуировки, рисунок на лице, знаки отличия, элементы одежды - это выражение индивидуальности, проявление комплекса качеств, обозначение степени участия в общественной жизни, отношения к определённой группе людей. Так, Ф. Д.Д. Ядин, рассказывая об истоках PR говорит, что когда финикийцы и викинги отправлялись на своих суденышках, чтобы исследовать и завоевать новые миры, их паруса были украшены птицами и животными, которые их идентифицировали. Когда много столетий назад войска отправлялись на битву, во главе них стоял король, щит которого украшала особая эмблема, которой мог пользоваться только он. Быть в те времена королем из-за этого было порой очень опасно. Одежда воинов была такой, чтобы все легко могли определить, к какой стороне относится каждый участник сражения. Но к тому времени короли уже могли оставаться дома, как сегодня это делают политические лидеры[3].

Отметим, что данные элементы носили религиозный, обрядовый или политический характер и серьёзно говорить о формировании связей с общественностью можно с момента возникновения государств древнейшей цивилизации в эпоху античности. Именно возникновение урбанистической культуры, диктовавшей всё возрастающую потребность в массовой коммуникации, послужило одним из веских оснований утверждения многообразных форм связей с общественностью. Кардинальные изменения в общественной жизни, вызванные экономическими факторами (процессами разделения труда, появлением частной собственности и пр.), социальные перемены, предопределили развитие связей с общественностью.

В процессе эволюции каждое государство не оставляло без внимания праздник, как средство утверждения своих идей, своих интересов, художественных и политических установок. При этом в каждой эпохе учитывалось, в каком направлении праздник будет воспитывать людей, какие качества при этом будут сформированы.

В античности многие исследователи, отметил Г. Г. Почепцов, обнаруживают первые проявления рекламного творчества, прообразы нынешней журналистики и публицистики, развитое искусство ораторских выступлений на общественных митингах, образцы монументальной пропаганды: практически все жанровые разновидности современного паблик рилейшнз. Известны древнеегипетские, древнегреческие исторические памятники, изображавшие правителей с помощью настенной живописи и скульптуры, верховным сановникам государства в этих изображениях придавались особые позы, их увековечивали с помощью каменных «портретов», память о них сохранялась с помощью специальных восковых масок и пр. Для прославления римских правителей использовались практически все средства искусства: статуи, бюсты, фрески, геммы, мозаики, изображения на монетах[4].

Помимо устных, письменных, предметно-изобразительных вариантов связей с общественностью, античное общество использовало и те разновидности коммуникации, которые в современности называют перформансными. Культура зрелищ, шествий, торжественных процессий, ритуальных праздников включала в себя обязательные элементы информирования и пропагандирования, целенаправленно способствовала формированию имиджа тех или иных деятелей, умело использовала рекламные приёмы. Так, весьма эффективным средством для привлечения народные массы на свою сторону был праздник, во время которого бедным даровались не только зрелища, но и бесплатный хлеб[5]. Охватывая практически все сословия, привлекая на помощь игровые возможности воздействия, а также позволяя удовлетворить как тягу к роскоши, так и элементарный голод, подобный праздник представлял собой эффективный способ повышения политического рейтинга правителя. А денежные подарки, благотворительные акции и прочие методы ещё более усиливали популярность политика, выбравшего для коммуникации с массами такой беспроигрышный вариант, как зрелище, шествие, праздник.

Античность оставила человечеству не только многообразие примеров развитой социальной коммуникации, но и теоретическое осмысление как связей с общественностью в целом, так и её коммуникативных граней. Античное общество сформировало множество каналов передачи смысла – от граффити и ораторского искусства до протагазеты и первых разновидностей рекламы.

Итак, историко-культурный анализ даёт возможность говорить о том, что акты связей с общественностью ещё в древности подчинялись определённым закономерностям организации, а их конструкции прослеживаются в современных вариантах паблик рилейшнз.

В средние века общественные отношения во многом были пронизаны теологической, религиозной мыслью. Развитие методов и форм связей с общественностью было приторможено. Однако в эпоху Средневековья есть несколько ярко выраженных коммуникационных особенностей, которые отмечает в своих исследованиях А. Я. Гуревич. Здесь отмечается установка скорее устного, нежели письменного взаимодействия. Это объясняется тем, что основная масса населения была неграмотной и потому доминировали сообщения произносимые, а не читаемые. Именно поэтому до нас дошло не так много источников, по которым можно было судить о коммуникативных особенностях того времени. К письменному документу, который в те времена мало кто мог прочитать, порой даже высказывалось особое недоверие, и специалисты по истории Средних веков не случайно обращают внимание на символическую и ритуальную природу многих посланий. Например, вместо верительной грамоты посол мог вручить ветвь мира или горсть земли, и смысл такого общения был предельно ясен для адресата[6].

Другой коммуникативной характеристикой данного периода является особая растянутость коммуникации во времени. Это объяснялось большой удалённостью между населёнными пунктами, а контакты нерегулярными и поверхностными. Эти факторы накладывали отпечаток на связи с общественностью того времени.

Весьма высок удельный вес коммуникационных элементов в таком популярном жанре средневекового массового взаимодействия, как церковная проповедь. Даже традиционные собрания высших чинов церкви нередко использовались лишь в качестве камуфляжа для дискуссии; специалисты отмечают, что «собрания епископов зачастую представляли собой политические собрания и имели политические задачи». Умело используя религиозную экзальтацию, риторические приёмы, систему метафор и образов, проповедники эффективно доносили до слушателей информацию о событиях, идеи власти, сообщения о результатах последних сражений. Сочетая информирование и пропаганду с приёмами религиозного воздействия на слушателей, подобная коммуникация служила мостом между правящими кругами и населением.

Среди прочих методов выделяется изобразительная коммуникация. Так, предшественниками жанра рекламного плаката специалисты считают настенные живописные картины, появлявшиеся в средневековых городах в эпоху социальных потрясений: восстаний, волнений, войн. Один из характерных примеров – восстание в Риме под руководством Кола ди Риенцо. Накануне его на стенах города появились апокалипсические сцены надвигающегося будущего Рима; одна из аллегорий изображала христианскую церковь в виде молодой девушки, одетой в белое. Призванные разжигать негодование народа, такие изобразительные обращения собирали вокруг себя множество горожан и несли весомую социальную нагрузку, совмещая функции агитации, пропаганды и рекламы[7].

Достаточно разветвлённой и активной в эпоху Средневековья оказалась перформанская разновидность коммуникационного взаимодействия.

Древние празднества в Олимпии, отметила В. И. Кузищина, следует изучать как комплексное явление, значение которого проявлялось в политическом и культурном развитии и религиозно-сакральной сфере жизни античной Греции. Собственно спортивные состязания были лишь одним, причем, возможно, не самой главным из его аспектов. Древние Олимпийские празднества стали одним из средств преодоления эллинами полисного партикуляризма и осознания ими своего культурно-религиозного единства; в связи с этим следует помнить, что история Олимпийских празднеств уходит в глубокую древность греческой истории (согласно античной традиции, 776 г. до н. э. - время не учреждения, а восстановления Олимпийских празднеств). Политическое значение Олимпийских празднеств проявлялось в обычае священного перемирия (экехерии), заключавшегося на время их проведения; тем самым Олимпийские празднества становились мощным фактором мира в эпохи затяжного военного противостояния между греческими полисами. Трудно переоценить то воздействие, которое Олимпийские празднества, в частности само создание архитектурного ансамбля в Олимпии, оказали на развитие древнегреческого искусства. Значение Олимпийских празднеств как культурно-исторического явления стало осознаваться знатоками античности со времени Возрождения; в XIX в. общегреческие Олимпийские игры становятся одним из проявлений национального самосознания молодого Греческого государства[8].

Античные бои гладиаторов, праздничные шествия и спортивные состязания, утверждавшие некогда силу и мощь древних правителей, теперь уступили место таким формам проявления престижа, как пиры и угощения, ставшие важнейшим средством установления социальных связей. На пирах обсуждались все дела. Проводились акции благотворительности в пользу бедных, имевшие не столько религиозно-нравственную, сколько социальную подоплёку. Во всех этих формах связей с общественностью, в которых очень сильны были ритуализированные, театрализованные поведенческие элементы, по мнению исследователей, «нетрудно увидеть агрессивную щедрость, стремление подавить своею широтой и победить со своеобразной социальной игре, ставкой в которой служит престиж и влияние»[9]. Таким образом утверждался имидж того или иного властителя.

Праздник в его сегодняшнем виде стал формироваться в интенсивно развивающихся капиталистических странах Европы и Америки на рубеже XIX-XX веков. Этот процесс шел параллельно с процессом демократизации общества в целом.

Разрыв со Средневековьем ознаменовали события в Европе: Английская буржуазная революция (1649 г.), Великая французская революция (1789-1794 гг.), война между Англией и её североамериканскими владениями, завершившаяся в 1789 г. образованием США. Началось массовое промышленное производство, произошёл переворот в духовной жизни и во взглядах людей на природу, общество и человека[10]. Степень влиятельности церковной политики уступает первенство влиянию государственного управления. Политическое самосознание общества становится особой формой общественного сознания.

Технический прогресс сделал принципиально иным типы коммуникации, позволил им многократно усилить свою мощь и степень влияния. Появился печатный способ передачи информации, что изменило коммуникационную картину мира, научило людей новым взаимоотношениям с пространством и временем. Сформировался институт журналистики, ставшей основным средством связей с общественностью.

Все названные коммуникационные процессы развития общества привели к окончательному формированию движущих элементов паблик рилейшнз, которые могут быть названы как механизм связей с общественностью.

Что касается социальной практики, то главной коммуникативной особенностью новой эпохи стал принципиальный поворот к преимущественно массовому типу информирования населения - именно этого требовали интересы оформившихся национальных государств, политических и экономических структур, образовательных учреждений. Возникновение книгопечатания стало насущным ответом на вызов времени. По мнению исследователей, основной социальной предпосылкой книгопечатания являлся массовый спрос на много экземпляров одновременно абсолютно идентичного текста. И в информировании населения, пропаганде, рекламе этот массовый спрос был особенно ощутим. Переориентация социальной коммуникации преимущественно на массовый способ взаимодействия является закономерностью развития общественных процессов, установившейся в Новое время.

По-прежнему значимыми оказались в эпоху Нового времени пер-формансные виды социальной коммуникации: шествия и демонстрации, благотворительные акции и ритуалы избрания на престол или в парламент.

Как и во многих развитых странах, где правительства принимали на себя инициативу в проведении эффективных социальных изменений, приемы паблик рилейшнз применялись в Европе и Америке и в сфере управления обществом.

В 1809 г. Британское казначейство назначило пресс-секретаря. В 1854 г. Министерство почт Великобритании в своем первом годовом отчете заявило о необходимости объяснения своих услуг общественности. Одним из первых активно применять тактические PR-приемы стало правительство Великобритании, которое пришло к власти в 1912 году. Лойд Джордж (Lloyd George), тогдашний канцлер казначейства, организовал группу лекторов для объяснения первой схемы пенсионного обслуживания по старости.

После Первой мировой войны правительство прибегало к PR-приемам для объяснения программ здравоохранения и жилищного строительства. В период 1926–1933 гг. одной из самых крупных PR-акций в Великобритании стали действия сэра Стефана Таллентса (Stephen Tallents), которые он предпринял по поручению Имперского совета по маркетингу. Используя кинофильмы, плакаты, организуя выставки, он истратил 1 млн. фунт стерлингов на то, чтобы фрукты и другие продукты империи стали лучше известны жителям Великобритании. В 1948 г. Таллентс стал первым президентом Института паблик рилейшнз (IPR). В наши дни медалью сэра Стефана Таллентса ежегодно награждаются люди, добившиеся особых успехов в сфере паблик рилейшнз. Ее вручает действующий президент IPR.

Знаменательно, что 1948 г. стал историческим годом как для британского, так и американского паблик рилейшнз. В этот год в Великобритании был основан Институт паблик рилейшнз (Institute of Public Relations in Britain), а в США – Общество паблик рилейшнз Америки (Public Relations Society of America).

На рубеже XIX-XX веков в России, как и в других странах, формировался институт праздника, однако, несколько в ином виде, скорее, в образе «клуба по интересам» и интересы эти были не профессиональными, а политическими. Возможно еще и оттого, что энергия и знания выросшего в своем интеллектуальном уровне рабочего класса не были верным образом использованы собственниками, и возникли революционные общества.

В XX в. праздник стал неотъемлемой частью жизни общества. Всенародные торжества, посвящённые различным годовщинам, государственным праздникам, дням города, начало учебного года и пр. Массовый театр улиц, больших сценических площадок успешно развивается до сих пор.

Следует остановиться на закономерностях, которые привели к возникновению PR именно как системы.

1. Политические.

Наличие развитого гражданского общества, в котором мнение граждан значимо для власть имущих и последние вынуждены бороться за привлечение этого мнения в свою пользу, т. е. наличие политической конкуренции.

2. Экономические.

Наличие развитого конкурентного рынка, участники которого вынуждены бороться за потребителя с множеством других рыночных субъектов, предлагающих аналогичные товары и услуги. Соответственно, экономической оболочкой существования и развития PR, как системы, является наличие частной собственности, на базе которой строиться конкурентный рынок.

3. Коммуникационные.

Для работы PR необходимым условием является наличие в обществе разветвлённых, развитых каналов массовых коммуникаций. Т. е. без возможности единовременного оповещения миллионов людей о чём бы то ни было, все гениальные разработки остались бы на бумаге. Если для России PR XX века был только политической отраслью, то с началом XXI века мы наблюдаем резкий рост бизнес-PR. Но всё зависит от того в какой кампании идет работа.

1.2 Праздники, как способ связей с общественностью

В сознании человека праздник ассоциируется, как отметил М Бахтин, с «временным вступлением в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник – это антитеза будням, обычной жизни, специфическая, кратковременная форма человеческого бытия.

Празднество (всякое) – это очень важная первичная форма человеческой культуры. Её нельзя вывести и объяснить из практических условий и целей общественного труда или из биологической (физиологической) потребности в периодическом отдыхе. Празднество всегда имело существенное и глубокое смысловое, миросозерцательное содержание.

В настоящее время в структуре современной культуре все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.

О. Немиро рассматривали праздник в рамках изучения праздничного города и искусства декорирования, С. Шубинский занимался изучением воспоминаний очевидцев праздников XVIII века, и в своих работах описывал эти действа. Так же изучением праздников занимались и такие исследователи как М. Пыляев, С. Тенив, Д. Струков. Они интересовались стилистикой маскарадных костюмов, обнаружение регламентирующие предприятия, образные аллегории и символы. Но, к, сожалению, труды этих ученых сейчас мало доступны. В рамках рассмотрения культуры XVII XVIII вв. многие исследователи тем или иным образом касаются маскарадов и карнавалов, например, Ю. Рябцев, А. Некраснова, А. Забылин, Костомаров и др[11].

Исследователь праздника, как феномена культуры, К. Жигульский справедливо писал, что «праздник в своей глубочайшей сущности – институт, необходимый для поддержания порядка во вселенной, такого, с которым они (люди) сталкиваются в своей повседневной борьбе за существование». Другими словами, праздник – неотъемлемый атрибут человеческого бытия.

Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными ориентациями. Издревле существовало общечеловеческая потребность в празднике. Праздник всегда выполнял весьма важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно-облагораживающую, выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения, восприятия свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог.

Праздник по своей сути всегда имеет оптимистический жизнеутверждающий характер; его содержательная сторона отличается выражено-духовной направленностью. Он всегда связан с идеалами красоты, свободы, равенства и справедливости. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей.

Особое значение в празднике приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм форм. Празднику всегда присуще игровое начало, яркая образность, зрелищность, ярмарочность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляют с ним. Праздник некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением. Психологический механизм воздействия праздника близок к катарсическому воздействию искусства.

Типология праздников многообразна. Принято выделять народные (национальные), религиозные, государственные, профессиональные, детские, спортивные и др.

Древнейшими формами народных праздников можно считать такие, как ярмарка и карнавал. И первая, и вторая восходят своими истоками к рынку. Если ярмарка связана с каким-либо церковным праздником или каким-либо весьма значимым светским событием, то в таких случаях обычный рынок превращается в праздничный т. е. в ярмарочный. Такой рынок обставлен торжеством и обогащен всяческими развлечениями.

Ярмарка, устраиваемая первоначально на церковной площади, имела свой знак - эмблему, которая представляла собой крест, куда вешались перчатки, меч, шляпа и щит - практические атрибуты средневековых светских рыцарей. В самой эмблеме сосуществуют два начала: религиозное в кресте и светское во всем остальном. Но крест может указывать на перепутье дорог, и в этом случае ярмарка - стечение всех дорог.

Уже тогда народ не имел возможности контролировать процесс, место и время проведения праздников: право на ярмарку давал король. Сама ярмарка – это временный город, но в ней участвуют два начала: сельское в виде производителей продукции, и городское - прежде всего покупателей.

Именно на ярмарке происходило взаимовлияние сельской и городской культур, но доминирующей была последняя. В XIX веке сохранялась традиция среди аристократов ездить на «балаганы» посмотреть на диковины. Ярмарка одновременно и труд, и развлечение для всех участников. Неслучайно купеческая пословица гласит: «Мешай дело с бездельем – с ума не сойдешь!» Ярмарка – своеобразный деловой клуб, где есть и делу время, и потехе час.

В отечественной традиции можно вспомнить Нижегородскую и Сороченскую ярмарки. Ярмарка была учебным полигоном, где феодальные отношения постепенно получали элементы буржуазных.

Праздничные характеристики ярмарки, как считают отдельные исследователи, связаны с мотивом жертвоприношения, осмыслением в его контексте «святого» торжественного торгообмена жертвами. Человек приносит жертву Богу, а он, в свою очередь, удовлетворяет просьбу человека.

Предтечей ярмарочного торга принято считать паломничество. Верующие отправлялись в путь для того, чтобы получить возможность увидеть какую-либо реликвию. Прибыв в пункт назначения, они хотели приобрести нечто памятное. Как правило, паломничество приурочивалось к какому-либо празднику, а к нему - ярмарка.

Другой формой народного праздника являлся карнавал, который на определенных этапах развития городской культуры является производным от ярмарки, отличающимся от нее тем, что в нем утрачивается пограничность между делом и бездельем. Он становится формой воплощения праздничного бытия человека.

В связи с выявлением сути карнавала обратимся к его лучшему знатоку – М. Н. Бахтину, который писал: «Карнавал – это зрелище без рампы и без разделения на исполнителей и зрителей. В карнавале все активные участники, все причащаются к карнавальному действу. Карнавал не созерцают и, строго говоря, даже не разыгрывают, а живут в нем, живут по его законам, пока эти законы действуют, т. е. живут карнавальной жизнью. Карнавальная же жизнь – это жизнь, выведенная из своей обычной колеи, в какой-то мере «жизнь наизнанку», «мир наоборот».

Это мир вне обычного ритма жизни, выпадение из повседневной традиции, выход в традицию праздника, мир вне деловой собранности и размеренности рабочих будней. Праздничный карнавал – выплеск эмоций.

Наиболее ярко карнавал проявился в культуре Средневековья, в связи с этим опять-таки у Бахтина читаем: «Можно сказать (с известными оговорками, конечно), что человек Средневековья жил как бы двумя жизнями: одной – официальной, монолитно серьезной и хмурой, подчиненной строгому иерархическому порядку, полной страха, догматизма, благотворения и пиетета, и другой - карнавально-площадной, вольной, полной амбивалентного смеха, кощунств, профанации всего священного, унижений и непристойностей фамильярного контакта со всеми и со всем. И обе эти жизни были узаконены, но разделены строгими временными границами». Но карнавал не исчез из культуры с уходом эпох Средневековья и Возрождения, а приобрел новые формы воплощения.

В настоящее время само понятие «праздник» более широко, чем представление, он не предусматривает локальные площади, а сосредоточен на широкой территории. Праздник - наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды истории способен пережить упадок, но не может исчезнуть совсем. С его утратой общество не решилось бы, по-видимому, одного из существенных компонентов своей человечности, во-первых, и, необходимого для своего нормального бытия источника, во-вторых. Ведь этот элемент культуры призван формировать и эстетически оформлять свободное время. И неслучайно всякий раз, когда какое-либо общество, класс или сословие сталкивались с проблемой досуга, они невольно обращались к нему за помощью.

Праздновать, значит свободно общаться и коллективно переживать идеальные устремления, которые на время как бы стали реальностью, и, следовательно, ощущать полноту жизни - индивидуальной и коллективной, пребывающей в состоянии гармонии с собой и окружающим социальным и природным миром. Иначе говоря, жизнедеятельность в ситуации праздника дает людям удовлетворение в той его форме, какая в будничных условиях подавляется и игнорируется. Благодаря этому, он приносит людям разрядку от той неприятной напряженности, которая накапливается в них в результате действий обыденного характера, и, вместе с тем, подлинное прикосновение к счастливой жизни.

Существуют различные типы праздников, но все они в большей или меньшей степени характеризуются общими признаками, из которых главными являются:

-  добровольное согласие в отношении принятия и выполнения правил праздничной жизнедеятельности.

-  несводимость ее к грубой материальной пользе.

Последнее не означает, что праздники есть какое-то чистое действие, лишенное практического смысла и целесообразности. Наоборот, он скорее говорит о том, что в основе праздника лежит целесообразная человеческая деятельность - творчество человека, или, если определить это конкретнее, моделирование типов и способов истинного человеческого общения в сфере свободного времени.

Взгляд на праздник, как на деятельность открывает возможность по-новому взглянуть на праздник, если кратко сказать - праздник коммуникация по поводу свободы. Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди ощущают более чем когда-либо свое материальное единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других.

Сценарий праздника построен на разноплановом действии - программном и импровизированном, предполагая творческое самовыражение каждого участника в разнообразных ролях и положениях.

Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми общими признаками, как:

-  абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника;

-  свободный выбор разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда;

-  необходимость каждому участнику иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;

-  разумная цикличность праздников, идущая от пропорциональности будничной практики и яркой праздничной событийности, главным образом учитывающей природный календарь и структуру рабочего года;

-  коммуникативный характер праздников, отражающих все стороны демократии свобод;

-  наличие в праздниках народных глубинных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церимониалов, символов и атрибутов принципиального характера.

Праздник также несет в себе функцию «фиксации успеха», он как бы «закрепляет» на оси времени последние достижения, позволяя «поднять их на щит» и, что немаловажно, продемонстрировать партнерам, конкурентам и самим себе во всей красе.

Кроме того, будни налаженного бизнеса, вне зависимости от его профиля, как правило, не дают возможности раздать, помимо «кнутов», должным образом оформленные «пряники». Вот почему момент чествования «передовиков производства» также является важным элементом корпоративного мероприятия, создающим мотивацию, как для самих «передовиков», так и для их коллег.

Главное преимущество PR-технологии праздников - прекрасная организация, предоставляющая участвующим в них работникам возможность свободного, беззаботного общения в кругу своих коллег и близких. Таким образом, PR - технологии праздников являются одним из самых эффективных способов налаживания системы внутрифирменных коммуникаций. Однако необходимо всегда помнить: ничто так не портит впечатление, как не вовремя поданный автобус, нехватка мест, недостаток призов, плохо работающие микрофоны. Поэтому во время подготовки к празднику важно продумать все детали.

Хороший праздник организован таким образом, что каждый ощущает себя участником этого события, и ни у кого не создается впечатления, что его заставляют что-то делать. Праздник заряжает всех сотрудников энергией, помогает преодолеть недопонимание между ними и забыть о неурядицах. Кроме того, праздник должен прорабатывать существующие в фирме конфликты и проблемы, а не подавлять их и не вытеснять. Само собой противоречие не исчезнет.

Чтобы создать действительно зрелищный и увлекательный праздник необходимо изучить специфические особенности в постановке, технологии, методике и организационных основах подготовки и проведении подобных мероприятий. Итак, основная особенность праздника - массовость. Она и определяет адекватную для него сценическую площадку.

Народным праздникам свойственна естественность, органичность, самостийность; государственные отличает высокая степень регламентированности, выраженная идеологическая направленность; религиозные являются отражением той или иной формы верований. Следует отметить, что наблюдается определенная близость народных и религиозных праздников, т. к. в этнонациональных культурах религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но народные праздники могут не исчерпываться религиозными, т. к. включают в себя и элементы светской культуры, например карнавальная и куртуазная культуры в рамках Средневековья и Возрождения. В исторической перспективе существует возможность превращения государственных праздников в народные.

Праздник является своеобразным зеркалом социальных противоречий. В нем находят свое отражение ущемление демократических форм жизни общества, забвение национальных традиций, крушение идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией, общественным сознанием, и объективными реалиями действительности. Эти противоречия воплощаются в комическом аспекте праздника, в его юмористических и сатирических формах. Праздник – старейшая и перспективная форма бытия культуры, которой в нашем обществе не научились пользоваться в полной мере и с позитивными результатами. Праздник ожидаем, но, как правило, быстротечен. Предвкушение праздника более продолжительно, чем сам праздник.

Что объединяет традиционные праздники у любого народа? Естественные желания людей в обществе неизбежно ограничиваются или вытесняются, в результате накапливаются агрессия и рассогласование. Человек, «прогибаясь» под общественные условности, напоминает натянутую пружину. Напряжение этой самой пружины необходимо время от времени ослаблять, эту задачу и помогают решать праздники. Нельзя не согласиться с мнением Т. В. Козловой, что праздник устанавливает баланс между требованиями рационально-ограничивающей реальности и иррационально-свободолюбивым подсознанием. Праздник заканчивается, и рассогласование накапливается вновь. Если вовремя не проводить гармонизирующих праздничных акций, разрушительные тенденции внутри личности или группы могут принять угрожающий характер. Еще одна важная функция праздника в культуре – изменение времени и пространства в контексте измерений. Жизнь «от праздника до праздника» свойственна и людям, и организациям. Праздник как «миг между прошлым и будущим» – сознательно или неосознанно – является моментом самопризнания: «Удалось - не удалось, достижение - поражение, лучше - хуже: чем раньше, чем у других, чем могло быть». Самооценка определяет решения о будущем - чего мы можем достичь, чего я достоин – новых высот и радостей или только повторения пройденного - и дай бог, чтоб не хуже. Не случайно, все древние праздники тесно связаны с магическими ритуалами. Идея преображения, перехода в новое качество - глубинная идея праздника. Древние общественные ритуалы (зажжение огней, воздвижение символа вверх, опасное испытание (инициация), символический раздел целого (пищи), объединение экстремальных усилий (соревнование), коллективное самовыражение (пение) обеспечивали сообщество и личность энергией для перехода в новое качество жизни[12].

Сегодня можно утверждать, что праздник может стать уникальным инструментом управления и развития культуры, способом трансляция организационных принципов, целей и ценностей. Праздник - ресурс развития общества. Он может работать на укрепление веры, помочь в создании единой системы ценностей и мотивации, создать новые связи в социуме через мифы, "ритуалы", символы. Праздник продолжается всего несколько часов, но если его правильно спланировать, благодаря особой энергии, специфическому переживанию времени и пространства во время праздника можно решить задачи, на которые в будни потребуются месяцы. Чтобы избежать многочисленных опасностей «бездумного массового веселья», спроектировать эффективный праздник, необходимо, как минимуму, определить его цели.

Цели праздника можно разделить на рациональные и иррациональные.

-  Рациональные:

1.  знакомство;

2.  формирование желаемого будущего;

3.  инициирование процесса;

4.  отстранение от прошлого, забот;

5.  следование традиции (часто с утерянным первоначальным смыслом);

6.  время препровождение (повеселиться от всей души).

-  Иррациональные:

1.  адаптация (необходимо, чтобы люди привыкли к чему-либо);

2.  интеграция, внутренняя и внешняя PR-акция.

Планируя праздник, важно учесть особенности россиян (российские праздники заряжены большей иррациональностью, чем это свойственно рациональному и прагматичному Западу).

Тематика театрализованных праздников, как правило, тесно связана с календарными событиями, жизнью фирмы, города, региона, их прошлым и настоящим, важными событиями, юбилейными датами, фестивалями.

Если тема отражает определенные жизненные явления, события, то их авторская оценка, главная мысль, позиция автора, пронизывающая все эпизоды и номера, являющаяся стержнем, благодаря которому праздник становится единой, логически законченной композицией. Идея и тема неразрывно связаны друг с другом, вместе составляя идейно-тематическую основу сценария.

Идейно-тематическая основа - это только одна из сторон творческой деятельности режиссера. Работа здесь направлена на то, что производится отбор содержания, расставляемые смысловые акценты в отдельных эпизодах и праздника в целом.

Глава 2. Система связей с общественностью

2.1 Инновационные PR-технологии в контексте праздничной культуры

Практика связей с общественностью даёт богатейший опыт. Проведено множество кампаний, примеров блестящих находок. В кампании по связям с общественностью, говорит С. Блэк, представляющей собой комплексное использование методов PR и рекламы, прежде всего, важен стратегический подход в воздействии на мнения и отношения людей, который значительно увеличивает вероятность достижения желаемых результатов[13].

Любой корпоративный праздник это мероприятие, направленное на формирование корпоративной культуры, продвижение имиджа компании (фирмы) среди сотрудников и партнеров. Т. В. Козлова отмечает, что это отличный способ выделиться из числа конкурентов. Корпоративная культура - это ценности, суждения и нормы поведения, разделяемые в учреждении и определяющие сущность компании. Корпоративная культура - это то, что учреждение на самом деле из себя представляет, аналог личности индивидуальности человека[14].

Задачами организации праздника, направленные на формирование корпоративной культуры являются[15]:

-  формирование традиций фирмы;

-  достижение лучшего понимания персоналом концепции фирмы и её истории, масштабов, достижений, целей и перспектив;

-  подведение итогов за определённый период, с выделением лучших сотрудников;

-  повышение сплочённости коллектива и его единства;

-  демонстрация заботы руководства о персонале;

-  укрепление связи между руководством и сотрудниками;

-  расширение дружеских и деловых связей между сотрудниками;

-  формирование патриотических чувств и позитивных эмоций у персонала фирмы;

-  укрепление связей между организацией и партнёрами и/или клиентами;

-  очередной информационный повод для заявления о себе в СМИ;

-  просто повод расслабиться и отдохнуть от трудовых будней.

Корпоративная культура представлена корпоративными праздниками, презентацией, промоушн-акцией.

По типу организации корпоративные праздники можно условно разделить на:

1. Концептуальные мероприятия.

Такого рода праздники встречаются нечасто и заказываются, обычно, компаниями либо имеющими сильную корпоративную легенду (тогда мероприятие строиться как «визуализация» этой легенды), либо фирмами, выражающими желание увидеть нечто совсем нетривиальное (попросту желающими удивить, поразить гостей). Отличительная особенность таких программных построений - масштабность и значительный бюджет.

Ярким примером концептуального мероприятия является «Серебряная калоша», которая вручается за сомнительные достижения в российском шоу-бизнесе. Организатором выступает радио «Серебряный дождь»

Музыкальный фестиваль «Крылья» - «Пивоварня Москва-Эфес» выступает в роли организатора грандиозного музыкального фестиваля на открытом воздухе «Крылья». Фестиваль стал одним из крупнейших культурных событий столичной жизни и завоевал популярность у публики. В нем принимают участие лучшие новые группы, ветераны российской рок-сцены, а также специально приглашенные зарубежные гости. В 2004 году фестиваль впервые состоялся в московских «Лужниках» сразу на двух сценах.

«Золотой граммофон» - организатор проекта РМГ (русская медиа группа) «Русское радио» концерт с участием звезд эстрады.

«Snikers-урбомания» - молодежный спорт-фестиваль проводимый компанией Snikers.

Положительной стороной является широкий резонанс, мероприятие надолго запоминаются. Однако данные акции требуют серьёзных финансовых вложений и длительный процесс подготовки.

2. Банкетные мероприятия.

Самый часто встречающийся тип организации праздника. Проводится в ресторанах, банкетных залах. Надо сказать, что в специфичных российских условиях организовать его так, чтобы консолидирующим фактором стал фактор корпоративности, а отнюдь не алкоголь, порой непросто. При выборе этого типа праздника особое внимание следует уделить программе банкета, разнообразив её включениями развлекательных мероприятий на корпоративную тематику: шутливые викторины по истории фирмы и блеф-туры по специфике занятий, несерьезные награждения «ярких» сотрудников фирмы забавными призами и тому подобное.

3 Загородные мероприятия.

К праздникам такого типа можно отнести, как выезды «на шашлыки» всем коллективом фирмы, так и развернутые «дни компании», которые могут занимать целый уикенд и обычно проходят в пригородных пансионатах. Как правило, все они проводятся не в банкетных условиях и включают в себя спортивные или околоспортивные состязания. Роль еды и алкоголя в этих мероприятиях не столь довлеющая, как в «банкетных» построениях.

4. Семейные мероприятия.

Этот тип корпоративных праздников, особенно в западно-ориентированных компаниях, именуют «Family Day». Отличительной особенностью таких мероприятий является приглашение членов семей сотрудников компании. Как и «загородные» мероприятия, «семейные», за редким исключением, проводятся на открытом воздухе. Правильно спланированное торжество такого типа включает в себя:

-  короткую экскурсию по производству (офису) - домочадцам сотрудников рассказывают и показывают где и как работают их родственники;

-  развлекательную либо соревновательную программу.

Причем следует упомянуть, что если мы не говорим об устройстве семейных стартов (типа «Мама, папа, я - спортивная семья»), необходимо разделить праздник на два потока: детская программа и взрослая программа. Пересечение и временное слияние этих «потоков» не исключается и даже желательно, но, важно понимать, что, по сути, это разные программы. Попытки построения компромиссной, сводной программы и для взрослых и для детей, особенно при количестве гостей, исчисляющимися сотнями, заранее проигрышны.

5. Развлекательные программы.

Чаще всего это классическое варьете (8-10 человек), шоу каскадеров (3 человека и более), шоу исторических клубов (рыцари, гусары), Африканское Перкашн-шоу, Травести-шоу, Таиландское шоу экзотических животных, стриптиз-шоу (женское и мужское), танец живота, Боди-арт, Пирсинг-шоу, Тату-шоу, игра на пиле, лилипуты, иллюзионисты, фокусники, жонглеры, акробаты, другие цирковые номера.

Презентация, от лат. praesentatio - представление. Ф. А. Кузин даёт следующее определение: презентация – это общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного, например: книги, журнала, кинофильма, телепрограммы, организации[16].

Итак, презентация есть представление общественности чего-то нового, с определенными целями.

Презентации бывают следующих видов:

-  Презентация общественной организации (фирмы, акционерного общества, корпорации и т. п.). Целями такой презентации являются: создание имиджа фирмы среди деловых кругов, создание или воссоздание благоприятного образа фирмы, реклама имени фирмы. По сути своей такая презентация является частью рекламной кампании организации.

-  Презентация товара. Цели такой презентации ясны: создание знания о новой марке, товаре или услуге на целевом рынке, ознакомление потребителей с новыми возможностями товара, расписания магазина и т. д., достижение предпочтения марке и т. п. Более ясно цели торговой презентации и презентации фирмы можно понять по таблице

-  Презентация проекта. Цель этого вида презентации - информирование людей о каком-либо проекте, определение обратной реакции к проекту, поиск заинтересованных в поддержке разработки и реализации проекта. Этот вид презентации наиболее требователен к форме подачи, содержанию и подготовке (см. ниже), т. к. предполагает убеждение аудитории в необходимости осуществления разработки или воплощения проекта.

-  Презентация объема и содержания выполненных работ (отчет). Цель - ознакомить, предоставить определенной узкой группе людей результаты работ. Такая презентация менее требовательна к выполнению определенных правил подготовки и вполне может быль спонтанной, если необходимые данные у вас под рукой и содержатся в полном порядке[17].

-  Презентация плана будущих работ. Такая презентация аналогична предыдущему виду презентаций, только объект здесь будущие работы организации или личности. Целями её могут являться: информирование определенного круга лиц о намеченных работах.

-  Смысл и назначение презентации - передача информации презентующим в форме убеждения определенному кругу присутствующих с перечисленными целями.

Это мероприятие почти всегда идеологически ориентировано на партнеров, потенциальных клиентов, прессу. Атрибуты: ведущий в смокинге, выступления с речами, фуршет и т. п., наличие развернутой развлекательной программы на таких презентациях редкость.

Но бывают исключения о которых говорит А. А. Альтшуллер, когда презентация (например, презентация нового магазина) рассчитана на «случайную публику», скажем на прохожих, оказавшихся рядом. При таком развитии событий упор делается на развлекательную программу с конкурсами, викторинами, розыгрышами. Грубо говоря, задачей здесь становиться - создать толпу, которая, сформировавшись, имеет свойство увеличиваться подобно снежному кому. Презентация в таком случае становиться заметным событием местного масштаба[18].

Промоушн-акции - эффективное средство продвижения различных товаров и услуг, комплекс мероприятий воздействующих на конечного потребителя[19]. Ким Сенг условно делит промоушн-акции на две основные категории (исключая специальные нестандартные акции):

Распространение листовок (иногда - образцов продукции) - при всей кажущейся «мимолетности» контакта подобная акция должна быть яркой, запоминающейся (яркая униформа промоутеров, красивые рекламные материалы), вызывать интерес, формировать позитивное восприятие продвигаемого продукта. В этом случае соотношение расходов и результатов зачастую себя оправдывает.

Акция - мероприятие организовывается как специальные мероприятия, могут быть широкомасштабными, требуют анонсирования и могут сопровождаться PR-поддержкой в СМИ. В учреждениях культуры наиболее приемлем игровой промоушн - продвижение продукции игровыми методами (лотереи, конкурсы, розыгрыши призов). Проводится как в самом учреждении, так и на улицах, концертах, праздниках и т. д. При проведении данного вида промоушн-акций часто используются СМИ для более обширного вовлечения целевой аудитории в проводимое мероприятие. Промоушн-акции, как правило, проводят в одном из следующих случаев:

-  для усиления роста и стимулирования продаж товаров и услуг в начало сезонного увеличения спроса и стабилизации уровня продаж в начале спада сезонности;

-  как метод конкурентной борьбы, когда необходимо защититься от конкурентной активности;

-  при запуске нового продукта, для создания первичного спроса;

-  как программа лояльности (лояльность учреждению, лояльность конечному потребителю).

После постановки задачи необходимо придумать саму коммуникацию т. е. то сообщение, которое убедит целевую аудиторию в том, что промотируемый товар или услуга являются наилучшим выбором для конкретно этого потребителя. Коммуникация должна содержать и рациональную составляющую, и эмоциональное воздействие.

Как мы видим, деятельность паблик рилейшнз в современном мире чрезвычайно многообразна. PR-технологии нынче в моде, но единство в многообразии удаётся соблюдать благодаря системе принципов, которыми руководствуется система связей с общественностью в своей деятельности. Система, обладающая, как и всякое законченное сложное образование, способностями к саморегулированию. Основные направления деятельности паблик рилейшнз представлены в Приложении 1. При анализе успешной PR практики выясняется, что существуют общие принципы, которыми руководствуются профессионалы.

2.2 Ивент-маркетинг

Всем нам хочется, чтобы наша работа была, как праздник, а вот как живется тем, для кого создание праздников - ежедневный труд? Последнее время популярность приобретают event-менеджеры - специалисты по организации мероприятий.

Понятие event (ивент), что означает «событие», уже давно прижилось в профессиональной среде. Ивент-менеджеры занимаются обучением сотрудников и организацией рекламных акций, проведением корпоративных мероприятий и т. п. То есть область их деятельности охватывает все то, что не так давно стало частью отечественного бизнеса. Кроме того, все чаще таких специалистов приглашают для подготовки традиционных домашних торжеств - свадеб, юбилеев и прочих семейных праздников. Поэтому одно из определений гласит, что ивент-менеджер - это менеджер по организации специальных мероприятий[20].

Такие специалисты востребованы в первую очередь еvent-агентствами (фирмы по проведению праздников и мероприятий). Они могут работать также в качестве внутреннего (штатного) ивентера. Обычно в них нуждаются достаточно крупные компании, где такой сотрудник числится в отделе кадров или в PR‑службе. Кроме того, находят себе работу и ивентеры-фрилансеры, то есть работающие внештатно. Как правило, отмечает Г. Тульчинский, они обладают хорошими организаторскими способностями, у них прочно налажены связи с представителями всех задействованных в процессе реализации проекта структур: сотрудниками кейтеринговых компаний, обеспечивающих питание (это могут быть, например, выездные рестораны); владельцами площадок - мест, где проводят мероприятия (будь то банкетный зал, пансионат или теплоход)[21].

Если смотреть со стороны, то часто возникает недоумение - зачем компании свой ивент-менеджер? Неужели, чтобы провести две корпоративные вечеринки на Новый год и день рождения фирмы, так необходим специальный работник? Но в обязанности внутреннего ивентера входит не только это. Чаще всего на его плечи ложится организация обучения персонала и проведение семинаров, рекламных и PR-акций.

Такая работа кажется со стороны несложной и интересной, но на самом деле на ивентере лежит огромная ответственность. Ему нужно заранее спланировать каждое мероприятие, потому что от момента возникновения идеи до момента ее воплощения проходит много времени. Да и сам процесс реализации замысла состоит из множества этапов, и от каждого из них зависит конечный результат. Сначала надо убедить руководство в необходимости того или иного мероприятия или акции, ведь каждое событие требует определенных затрат, поэтому его окупаемость должна быть очевидной. Далее следует согласовать бюджет, убедиться в том, что все организации, которые намечено подключить к осуществлению проекта, готовы выполнить требования качественно и в срок. Затем уже ивент-менеджер приступает к ежедневным обязанностям по подготовке мероприятия, контролирует деятельность персонала на каждом участке работы, сроки выполнения поставленных задач, расход средств. И здесь не обходится без сюрпризов, часто неприятных, а значит, всегда надо иметь в запасе какую-то страховку, дополнительный вариант на всякий пожарный. И самое главное, что, если в итоге все-таки не удастся избежать накладок, все знают, кого винить в промахе. И в то же время, если мероприятия прошло как по маслу, не было никаких нестыковок и все остались довольны, ивентера редко благодарят. Поэтому, нельзя не согласиться с мнением М. Гундарина, что такую деятельность вряд ли можно считать легкой. Однако есть люди, кому она по душе. Им нравится дарить праздник другим, пусть даже ценой собственных неимоверных усилий[22].

Внутренними ивентерами чаще всего становятся работники кадровой службы или PR-отдела фирмы. Порой бывает так, что сотрудник изначально на добровольной основе занимался проведением корпоративных праздников. Если организация расширяется или человек переходит в более крупную компанию на другую должность, то его опыт начинают использовать уже не только для того, чтобы устроить в рамках фирмы вечеринку, но и для других целей. В зависимости от того, на что больше была направлена его работа - внутренние мероприятия компании (тим-билдинг, обучение, праздники) или внешние (промоакции, рекламная деятельность), этого сотрудника зачисляют либо в отдел кадров, либо в рекламную или PR-службу фирмы.

Ивент-менеджер компании, распределяя отдельные участки работы между сотрудниками и приглашенными специалистами, отвечает за весь процесс в целом, за конечный результат. По большому счету ивент-менеджер агентства выполняет примерно те же функции - координирует процесс в целом. Разница между внутренним и приглашенным ивентерами заключается в том, что первый хорошо знает специфику своей фирмы, предпочтения персонала и руководства, в курсе каких-то традиций, контекстов. У второго - больше опыта в проведении различных мероприятий, ему приходится постоянно встречаться с новыми людьми, выполнять новые задачи, он должен уметь ориентироваться в предложенных обстоятельствах. Кроме того, ивент-менеджер агентства может не только организовывать мероприятия для компаний, но и устраивать традиционные семейные торжества: свадьбы, юбилеи, детские праздники. И это не обязательно малобюджетные проекты. К тому же в подготовке праздников есть своя специфика, и кому-то нравится работать напрямую с людьми. Поэтому каждый специалист выбирает для себя, где и как ему работать: в ивент-агентстве; в организации, где нужен штатный организатор мероприятий, или же самостоятельно[23].

Ивент-менеджеры вырастают из специалистов с самым разным образованием, поскольку официально такой профессии пока нет и обучение таких сотрудников практически не проводится.

Наиболее близкая отрасль - социально-культурная деятельность, занимаются которой выпускники институтов культуры, артисты, конферансье, сценаристы, режиссеры, организаторы культурно-массовых мероприятий. То есть представители творческих профессий, помимо разнообразных талантов обладающие организаторскими способностями и умением планировать и систематизировать деятельность - свою и других. Часто такие люди работают самостоятельно или в составе небольших творческих коллективов, где у каждого есть своя зона ответственности. При этом у них хорошо налажены связи с некоторыми смежными предприятиями. Распределяя задачи между партнерами (скажем, такие, как обеспечение питания гостей, украшение площадки, предоставление тентовых конструкций и прочее), сами они выполняют роли конферансье, ведущих, аниматоров.

Ивент-маркетинг становится все более популярным, и все больше компаний прибегают к организации мероприятий, реализуя свою маркетинговую стратегию. Это один из действенных инструментов формирования отношения к компании или ее продукту[24]. Часто в России используется дословный перевод английского термина «event marketing» - событийный маркетинг. Как следует из названия, в основе событийного маркетинга лежит событие, а чаще комплекс специальных мероприятий, организованных для продвижения товара или услуги. Можно сказать, что, с точки зрения целей бизнеса, специальное событие - это форма вовлечения человека в культуру бренда, корпоративной или другой общности через организацию его действий и переживаний.

Благодаря этому и достигается долговременный эффект ивент-маркетинга: событие давно закончилось, но его результаты шагают далеко за его пределы: они сказываются и до события, и много после его окончания, и даже косвенно воздействуют на тех, кто не попал в мероприятие, но входит в целевую группу. В чем же секрет? Просто товар из вещи или услуги превратился в часть стиля жизни его целевых потребителей, стал не просто модным, но и необходимым. Как это достигается на практике?

Существуют различные разновидности мероприятий, каждое из которых рассчитано на вовлечение определенного сегмента целевой аудитории, будь то отраслевые СМИ, потенциальные бизнес - партнёры, дилеры, конечный потребитель. По этому признаку в комплексе маркетинговых мероприятий можно выделить[25]:

1. мероприятие по запуску информации в прессе (press-launch);

2. мероприятие-презентация для приглашенных гостей (PR-launch)

3. промо-акции в HoReCa (отели, рестораны, бары) и долгосрочные соглашения по ивент-маркетингу с владельцами объектов размещения и питания

События, которые берутся за основу и составляют сюжетную основу маркетингового мероприятия, могут иметь различный характер: деловой (встречи на высшем уровне, конференции, конгрессы, выставки), обучающий (тренинги, семинары), спортивный (соревнования, турниры, конкурсы), развлекательный (концерты, шоу). В рамках базовых событий, в свою очередь, могут проводиться промо-акции, разработанные с учетом специфики целевой аудитории, ее интересов и предпочтений: консультации, дегустации, презентации, тест-драйвы. Наиболее подходящий формат специального события определяется исходя из задач клиента.

Очевидно, что спектр возможностей событийного маркетинга весьма широк, и существует очень много форм их использования. Поэтому у заказчиков иногда возникает вопрос: а в чем отличие шоу-маркетинга от событийного маркетинга, и вообще - не спонсоринг ли это обыкновенный?

С одной стороны, шоу-маркетинг можно рассматривать как самый яркий, эффектный, но и самый дорогой вид событийного маркетинга. Последний совершенно не обязательно может быть связан с индустрией развлечений. Событие может быть и строго академичным - бизнес-встреча, научная конференция. Главное, чтобы это событие было важным для целевой аудитории и создавало благодатную почву для общения с ней.

При участии в организации события в качестве спонсора, имя спонсора фигурирует в рекламно-информационной продукции мероприятия, афишах и биллбордах, в оформлении сцены и публикациях СМИ. Но люди все-таки приходят на событие, а не на спонсирующую его фирму. При всех несомненных плюсах спонсорства нужно иметь в виду, что у бренда в данном случае нет особого простора для действия, а порой он вообще не является действующим лицом.

Есть несколько особенностей, отличающих маркетинговые мероприятия от остальных[26]:

1. Марка должна тотально присутствовать в событии - на каждом шагу, везде и во всем, начиная с рекламной и сувенирной продукции и заканчивая самим сюжетом события. Посетитель ни на минуту не должен забывать, кто организовал его досуг. Еvent-мероприятие непременно имеет запоминающееся название, которое прочно ассоциируется с брендом.

2. Во время специальной акции с посетителями контактируют так называемые «послы марки»: они предлагают дегустировать продукт, если это что-то съедобное, подержать его в руках или опробовать в действии, если это, допустим, мобильный телефон или автомобиль, консультируют или раздают бесплатные образцы. Что позволяет потенциальному потребителю поближе узнать сам продукт, а на эмоциональном уровне - почувствовать заботу бренда.

3. Event-мероприятие должно привлекать аудиторию, идентичную целевой группе потребителей продукта.

4. Event-мероприятие должно нести ту же эмоциональную нагрузку, что и марка. Выбор неподобающего мероприятия может от

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Определение роли и места PR технологии в режиссуре театрализованного представления и праздника". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 806

Другие дипломные работы по специальности "Маркетинг":

Разработка маркетинговой технологии в торговых бизнес-процессах

Смотреть работу >>

Совершенствование управления фирмой на принципах маркетинга

Смотреть работу >>

Совершенствование управления фирмой на принципах маркетинга

Смотреть работу >>

Event-маркетинг на примере event-агентства «Апельсин»

Смотреть работу >>

Стратегическое планирование на предприятиях России

Смотреть работу >>