Дипломная работа на тему "Режиссура в культурно-досуговой деятельности"

ГлавнаяКультура и искусство → Режиссура в культурно-досуговой деятельности




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Режиссура в культурно-досуговой деятельности":


Режиссура в культурно-досуговой деятельности

Введение

Развитие культурно-досуговой деятельности всегда было неразрывно связано с развитием общества. Каждая историческая эпоха приносила свои новые требования, формы, построения в культурно-досуговую деятельность. Современная теория и практика этой деятельности обобщает в себе весь накопленный раннее опыт и анализ сегодняшнего состояния. Культурно-досуговая деятельность имеет тысячелетнюю историю своего развития. Массовые пр азднества Древней Эллады, средневековые мистерии, карнавалы, театрализованные шествия, пр азднества французской революции, русские народные гуляния – все это огромный опыт, который и теперь используется в современных массовых формах культурно-досуговой деятельности. Массовые праздники и представления были своего рода зеркалом общественных процессов. Не является исключением и настоящее время.

Богатство направлений культурно-досуговых деятельности, разнообразие содержания, использования выразительных средств дает неограниченные возможности специалистам социокультурной сферы. В современных условиях огромное значение для их деятельности является синтез знаний, профессионального мастерства, авторских концепций и социальных заказов общества.

К сожалению, в период конца 20 века - начала 21 века происходит существенное сокращение численности учреждений культуры, связанных с организации и проведением массовых форм досуга, имеющих воздействие на большую аудиторию, дающих возможность самореализации и развитию молодого поколения. К таким учреждениям относятся клубы, дворцы и дома культуры, дома творческих работников, ученых, молодежи, музыкальной культуры, технического творчества, национальные культурные центры и т. д. В 1992 году число учреждений культурно-досугового типа составляло 66 тысяч, в том числе в сельской местности 58 тысяч, в 2003г - стало соответственно 53,6 тыс. и 47 тыс.[1]

Создание специалистом СКС самостоятельной концепции, новой художественной интерпретации становится для него личностной сверхзадачей в данной работе, его собственным творческим исканием, предметом его искусства. Вот почему можно говорить об искусстве в культурно-досуговой деятельности, как об авторском искусстве. Педагогические навыки, творческий метод и культура специалиста проверяются и закрепляются на практике, поэтому ему необходим постоянный личный опыт. При отсутствии такого опыта все теоретические и методические знания будут утеряны.

Работа режиссера очень сложна, любая неудача может отразиться на большом количестве людей, поэтому необходим фундамент для повседневной творческой работы. Необходимо говорить о профессионализме режиссера, о подготовке квалифицированных кадров. Государственный стандарт определяет требования к специалисту социокультурной сферы, в том числе режиссера.

Массовые формы культурно-досуговой деятельности имеют большое значении, как художественно-педагогическая система, имеющая свои цели и задачи. Реализация этих задач находится в прямой зависимости от режиссуры и драматургии, и именно в этой плоскости лежат основные ошибки, допускающиеся при создании культурно-досугового проекта:

1.Недопонимание КДП именно как явления художественного искусства, недооценка его художественной красоты, перенасыщение докладами, речами, президиумом, сложившимися штампами.

2.Нетворческий, пренебрежительный подход к этому сложному виду искусства, отношение к нему как к второстепенному делу, не требующему специальных навыков и умений, механическое перенесение в КДП опыта драматургических произведений, наличие больших монологов и диалогов.

В преодолении этих недостатков большое значение имеет дальнейшее интенсивное развитие режиссерской культуры массовых форм досуга как особого, важного, действенного направления культурно-досуговой деятельности.

В процессе культурно-досуговой деятельности происходит формирование духовных, гуманистических качеств личности, обеспечивается преемственность и связь поколений. Э. В. Соколов пишет: « Обе стороны процесса культурной преемственности – передача и усвоение культуры – взаимообусловлены. Молодое поколение, чтобы нормально жить, развиваться, удовлетворять свои потребности, должно прилагать усилия для овладения культурным богатством общества; старшее поколение должно посвящать значительную часть своего времени и жизненной энергии делу воспитания и образования. Культурная преемственность осуществляется не автоматически. Для того, чтобы она происходила успешно, нужны усилия, необходима организация стройной и внутренне согласованной системы воспитания и образования, основанной на научном изучении форм, методов, направлений и механизмов развития личности».[2]

Умелый подбор выразительных средств, органическое включение в действие различных видов искусств, отдельных номеров, которые могут воплощать сюжет и развивать тему, тем самым влияя на культурную преемственность, являются сутью работы режиссера, которая в основе своей имеет педагогические функции: развивающую, образовательную и воспитательную.

Создание культурно-досугового проекта - долгий, многоэтапный процесс, который включает в себя все стороны творческой деятельности режиссера, процесс, имеющий свои отличительные особенности, но всегда направленный на решение педагогических задач. Содержание – самое главное в искусстве. От содержания все зависит, все ему подчиняется, содержанием все оправдывается. Только по значительности смысла, содержания, вложенного в сценарий можно отличить искусство от искусственности. Только наличие в КДП нового самостоятельного содержания, новой серьезной идеи делает это искусство – искусством авторским.

Культура режиссера является синтезом личности специалиста и действия художественно-педагогической системы.

В настоящее время все чаще и чаще возникает мнение о кризисной ситуации в социокультурной среде. Культуролог А. Я. Флиер определяет социокультурный кризис как нарушение баланса структурной упорядоченности локальной социокультурной системы, согласованности и взаимодополнительности в функционировании ее различных подсистем, эффективности взаимосвязей между ее компонентами, что в конечном счете ведет к понижению уровня социокультурной интегрированности и консолидированности сообщества, деградации нормативно-регулятивных функций культуры, разрушению ее соответствующих механизмов.[3]

В настоящее время, в переходный период мы лишились старой системы взглядов, идеологии, но не приобрели стержень, который бы держал все общество в единстве и стремлении к духовности и воспитанию. Задача специалиста культурно-досуговой деятельности – воспитание достойного гражданина своего Отечества. Одним из возможных методов такого воспитания являются массовые формы досуга, каждая из которых является художественно-педагогической системой и может влиять на всех участников и зрителей. Поэтому так важно рассматривать режиссуру в контексте культурно-досуговой деятельности.

Объект курсовой работе – основы режиссуры как социально-педагогическая система создания культурно-досуговых проектов

Предмет – культурно-досуговая деятельность как сфера деятельности специалиста СКС, направленная на постановку культурно-досуговых проектов.

Цель моей курсовой работы – выявить значение режиссуры в культурно-досуговой деятельности.

Заказать дипломную - rosdiplomnaya.com

Актуальный банк готовых оригинальных дипломных работ предлагает вам приобрести любые работы по желаемой вами теме. Оригинальное написание дипломных проектов под заказ в Туле и в других городах России.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1.  проанализировать учебную, методическую и научную работу по данной теме;

2.  проанализировать исторический аспект развития культурно-досуговой деятельности.

3.  охарактеризовать функциональное многообразие культурно-досуговой деятельности;

4.  рассмотреть режиссуру как основной метод художественно-педагогического воздействия в процессе культурно-досуговой деятельности.

5.  разработать проект режиссерского постановочного плана как художественно-педагогической системы.

Глава 1. Историко-педагогический аспект развития культурно-досуговой деятельности и характеристика ее функционального многообразия

1.1 История развития культурно-досуговой деятельности

Как известно, культурно-досуговая деятельность развивалась вместе с развитием общества, отвечая на все его исторические запросы. Рассмотрим историю развития культурно-досуговой деятельности, начиная от первобытнообщинного строя. В связи с отсутствием такой категории в эту временную эпоху, как «свободное время» не приходится говорить о культурно-досуговой деятельности в ее современном понятии, так как важнейшие виды духовной деятельности находились в зачаточной форме. Усложнение хозяйствования и коллективных связей привело к изменению мышления людей, что в свою очередь породило мифологическое сознание, многое из которого позже перейдет в религиозные системы, станут развиваться в искусстве. В данный период необходимо обратить внимание на существование магической практики, насыщенной обрядовыми технологиями, многие из которых имели массовый, коллективный характер.

Если говорить о Древнем мире, то у части свободных граждан появляется свободное время и досуг, труд и развлечение дифференцируются, становятся самостоятельными сферами жизнедеятельности человека и в большинстве случаев связаны с народной праздничной культурой – фольклором, народными праздниками. Досуг знати приобретает собственные формы, наполняется новым содержанием, в связи с чем появляются профессии, связанные с его организацией.

Основные направления досуговой деятельности в Древнем мире:

Древняя Индия – настольные игры, игры на досках, активные игры, состязания в силе, ловкости, сообразительности, существование бродячих трупп: музыкантах, сказителей, акробатах, жонглерах, фокусниках, заклинателей змей.

Древний Рим – пиры с приглашением клиентов (бедных граждан, создавающих фон), певцов, музыкантов, цирковых артистов, с многообразием блюд и тем для бесед, состязания гладиаторов.

Древняя Греция – спортивные состязания, Олимпийские игры, театры, зрелищно-развлекательные празднества

Древний Китай – развитие высокого профессионального циркового искусства по всем направлениям, будучи подлинно народным искусством.

Уже в Древнем мире зародились, а в средние века стали развиваться такие категории, как «философская мысль», «искусство», влияющие на общественное развитие.

В досуговой деятельности мусульманского мира в Средние века смешивались обычаи разных народов и религиозных традиций. Продолжается развитие в городах бань, что было продолжением обычаев Греко-римского мира. Мужчины увлекаются охотой, бегами, состязаниями, проводили беседы, нередко приглашая гетер. Живописи и театра не существовало в связи с религиозными запретами.

В Западной Европе досуговая деятельность строго регламентировалась религией и церковью. Позитивно – выработались принципы морали, досуг следовало проводить осмысленно. Но существовала так же народная, повседневная практика досуговых занятий ( календарные праздники, семейные события)

Заметно выделялся досуг феодально-рыцарской среды – охота, пиры, турниры. Жители городов проводили свое свободное время за разнообразными играми, музицированием, рукоделием, танцами. Средневековое общество, разделенное по слоям, сплачивалось в период массовых празднеств (Масленица, карнавал), которые приобретали общекультурное значение. – множество мастеров театра и цирка, синтез разного сознания.

Важно отметить –

- Период Ренессанса: постепенно, не отказываясь от религиозных убеждений, акцентируется внимание на активности человека, на познавании и переделывания окружающего мира. Изобретение печатного станка положило начало масштабного распространения книг, что ведет к развитию авторского творчества.

- Период Просвещения: снижается роль религии, утверждается общественная вера в силу науки, повышается уровень грамотности, появляются способы тиражирования произведений искусства. Стремительно происходит расслоение общества

- Новое время – развиваются общественные формы досуга, зародившиеся еще в древности. участники подразделяются на зрителей, слушателей и на исполнителей. Досуг становится самостоятельной сферой жизни человека. В формах досуга, связанных с использованием художественных образов получают распространение массовые формы.

В 20 веке благодаря техническим возможностям развивается индустрия развлечений: аудио - и видеопроекция, кино, шоу, развлекательные и тематические вечера, кино, телевидение, игорный и ресторанный, туристический бизнес. Досуг становится зависим от индустрии, промышленности, методов управления, экономически и финансовых вопросов организации досуга и участия в нем субъектов.

В постиндустриальном обществе человек становится уязвим перед машинным производством, меняется содержание свободного времени и его доля в жизни. Происходят начало развития цивилизации досуга.

В условиях переходного периода и социальной нестабильности, в которых находится в настоящее время наша страна, общество все чаще приходит к выводу о необходимости культурного просвещения и развития личности человека.[4]

Нам особо необходимо обратить внимание на тенденции развития культурно-досуговой деятельности в России.

В. Я. Суртаев пишет: «Воскрешение культуры и духа осуществляется посредством переосмысления пройденного пути и покаяния, через обращение к историческому опыту…Примером подобных культур может служить Древняя Русь, скинувшая иго и явившая расцвет своей культуры гениями А. Рублева, Ф. Грека, Пахомия Серба, Епифана Премудрова.»[5]

У славян существуют традиционные формы отдыха и богатый мифологический пласт культуры, свойственный язычникам (игрища, хороводы, рукоделие, гадания, обрядовые действа, пиршества

Принятие христианства вводит в досуг славян христианские праздники, а так же формы досуга, регламентируемые религией. Благодаря этому в обществе закрепляется отношение к труду как к душеспасительному занятию. Формируется подозрительное отношение к увеселениям. Но в народной культуре продолжают воспроизводиться фольклорные формы, обычаи, обряды, формы отдыха (коллективные формы отдыха, кулачные бои, медвежья потеха, соколиная охота). Необходимо отметить развитие скоморошества, устного народного творчества. Развлечения не выходили за рамки собственной культуры и развивались на базе традиций.

Как известно, образ жизни отражает не только определенный способ общественного производства, специфические черты той или иной общественно-экономической формации, но и культурно-эстетическое наследие каждого народа, социальное содержание жизни людей, формы их поведения, обычаи, нравы, которые соответствуют господствующему типу общественных отношений. Вековые чаяния и мечты о расцвете человеческой личности, о народном счастье, нашедшем яркое воплощение в фольклоре народов, удивительно созвучны идеям всестороннего гармонического развития человека. Именно поэтому так актуален сегодня воспитательный потенциал народных традиций и фольклора.[6]

В Киевской и Московской Руси досуг аристократии практически не отличался от досуга других сословий. Их дифференциация произошла при Петре 1. Новоевропейская ментальность, формы активности в Петровский период граничили с отрицание традиций Отечественной культуры. Но появляются дворянские клубы, проводятся ассамблеи, карнавалы, фейерверки, меняются формы празднования календарных праздников (Новый год), рождаются любительские творческие занятия, коллекционирование. Благотворительная деятельность. Дворяне получают возможность образования и отдыха за границей в Европе.

Широкие слои населения Российской империи досуг проводили за традиционными занятиями, не нацеленными на отдых. Потребности досуговой деятельности этих слоев удовлетворялись самообслуживанием на основе традиций и народных занятий, при этом развиваются народные промыслы (резьба по дереву, ручное вязание, набойка на ткани, создание детских игрушек, кружевоплетение и т. п.). На основе народных промыслов нередко создавались произведения искусства.

Развивающие формы досуга.

- Распространение грамотности.

- Общественные издания.

- Посещение общественных музеев, библиотек, театров.

- Чтение художественной литературы.

- Создание и развитие системы учебных заведений.

В России развитие общественного досуга связано с красочными, народными гуляниями и ярмарками. Глубокие же корни праздников, уходящие в эпоху «детства» человечества, свидетельствуют о том, что они выступают как одна из древнейших, первичных форм человеческой культуры. Такое своеобразие превращает отданное ему свободное время человека в ценность культуры, имеющую ярко выраженный личностный характер, делает это свободное время истинным богатством в системе других человеческих ценностей человеческого существования.[7]

На рубеже 19-20 веков массовые формы начинают интегрировать в себе множество новых форм. Распространяются цирковые, музыкальные, народные театры. Во время представлений зрители лакомились сладостями, покупали лубочные картинки. Накануне революции массовые формы досуга имели современный характер.

Праздник - это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Являясь органической составной частью социальной жизни общества, праздник соизмеряет с нею жизнь и деятельность каждого человека, выступает как средоточие свободной жизнедеятельности масс, обеспечивающее по отношению к отдельно взятой личности функцию разрядки, снятия эмоциональной напряженности.[8]

Возвращаясь к первым праздникам Советской России мы убеждаемся, что они неразрывно связаны с бытом народа и политическими отношениями внутри общества. Но, обращаясь к сценариям праздников тех лет, мы имеем дело с так называемыми «постановочными планами»

Ярким примером досуга масс 20-х годов прошлого столетия является В. Маяковский, чья «Мистерия – буфф».Как пишет О. И. Марков: « сценарии 20-х годов напоминают определенные схемы, описания сценического действия. Тем не менее, в самой драматургии мы обнаруживаем определенный поворот в осмыслении и показе реальности вещи в живом виде, то есть использование вещи как предмета игры в театрализованном действии. Таково неизменное участие кувалды и молотка…»[9]

Рождались новые виды и жанры этого творчества, появлялись множество любительских объединений, студий, кружков и клубов, но и складывались определенные противоречия, которые развились в дальнейшем. Хочется так же отметить присутствие в массовых досуговых формах 20-х годов прошлого столетия элементов праздников средневековых гильдий – демонстрация достижений, обыгрывание процесса труда и его орудий, гротеск, буффонада, метафора и символы. А главное глобальность замысла.

З0-е года характеризуются, наоборот, отсутствием этого. Основой форм досуга тех лет были огромные, воспевающие портреты вождей в буквальном и переносном смысле. Темой инсценировок были политические мотивы, доведенные до схематического описания. Но из праздников не исчезли характеристики народных площадных зрелищ и игрищ дореволюционного периода. Бертольт Брехт, чья театральная драматургия повлияла на развития «театров рабочей молодежи», в которых участники просто разыгрывали ситуации из своей жизни, быта и трудовой деятельности.

Великая Отечественная война приостановила развитие массовых форм досуга, но не остановила его. Самый большой элемент, приобретенные во время Великой Отечественной войны – это торжественные салюты, которые используются нами во всем их многообразии и по сей день.

С 50-х годов прошлого столетия начинается рост мемориальных праздников, праздников профессий, прославляющий труд, фестивали искусств, а так же новые достижения советского государства ( покорение космоса, освоение целины и т. п.). Рост этот продолжался в период 60-80 годов, и достиг своей кульминации во время открытия Московской Олимпиады в 1980 году главный режиссер – И. М. Туманов, который в своей работе собрал все достижения сценарной культуры того времени.

Необходимо сказать еще и о том, что в 70-е годы появляются публикации, дающие определение сценарию как сложном образовании, требующее специальных умений и навыков.

В 80-х годах 20 века характеризуются большим количеством богатых. Ярких, талантливых и массовых постановок: 60-летия образования СССР, 40-летия Победы, Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

На смену им в 90-х годах наблюдается повышенный интерес к традиционным, народным гуляниям, к церковным праздникам и фольклорным обрядам. Переходный период, слом советского государственного строя, духовная пустота отразились и на досуговой деятельности.

Известный исследователь Е. Г. Соколов пишет: «Во всех отношениях массовая культура для России ХХ – ХХI вв. – великое благо, может быть, величайшее из всех, когда-либо ниспосланных Богом на эту землю. Культурное напряжение, существующее сейчас в российском обществе, чревато последствиями. Необходимы страхующие системы разрядки, амортизаторы, механизмы снятия или переориентации импульсов противления. Масскульт – один из таких очень эффектных и прекрасно зарекомендовавших себя механизмов «социальной гармонизации». Он – гарант спокойствия и мира, довольства и благополучия, потому что «заботится о населении». И это правда. Приглядывается к человеку, руководит и направляет его каждый шаг, страхуя от неудач и подавленности. За мир приходится платить».[10]

1.2 Виды и типы культурно-досуговой деятельности

Изучая виды и типы культурно-досуговой деятельности необходимо раскрыть основные понятия, которые будут необходимы в дальнейшем.

Свободное время – доля суток, которая остается в распоряжении человека после ночного сна, оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды, трудовые функции, проезда к месту работы и обратно, приготовление пищи и ее употребления, приобретение вещей, воспитательные процессы.

Досуг – время, свободное от необходимого труда в сфере общественного производства и воспроизводства человеком жизненных функций.

Рекреация – восстановление.

Рекреационная активность – активность человека, соответствующая его потребностям, традициям культуры, поведенческим и оценочным стандартам социального окружения.

Рекреационный эффект – эффект, проявляющийся в чувстве бодрости и удовлетворения от проведенного отдыха в результате физиологического и психологического оздоровления, достижения душевного равновесия.

Культурно-досуговая деятельность – специфическая активность людей во время досуга, направленная на создание, воспроизведение, приумножение, передачу культурных ценностей.

Культурно-досугоая деятельность – целесообразно организованная и содержательно наполненная активность массы людей или конретной личности в свободное время.

Культура – целостный, устойчивый способ жизнедеятельности многих поколений конкретного сообщества.

Культура – высокий уровень владения людьми нормами, стандартами деятельности, закрепленной в той или иной области социальной практики

Культура – активное направление деятельности, аспект государственно практики, объект правого регулирования и т. д.

Досуговая деятельность – деятельность, развивающаяся в рамках культуры данного сообщества, организующаяся на основе общественно значимых норм и представлениях о художественно-эстетической активности и творчества в целом.

Культура досуга – проведение человеком свободного времени, сбалансированного по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполненного социально-значимым смыслом и согласованно с традициями данного общества и его современными требованиями.

Цель досуга – представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях.

Мотив досуга - не осознанная желание участвовать в той или иной досуговой деятельности, синтезирующее в себе потребности, рациональные цели, бессознательные влечения, неявные желания и комплексы человека.

Функции досуга – целостное предназначение и место в жизни.( компенсаторные, воспитательные, образовательные, рекреационно-оздоровительные, терапевтические

Культурный продукт – завершенная единица культурно-досугового производства (вещественные – книги, компакт-диски, кинофильмы и т. д., невещественные – нематериальные усилия, духовно-ценностные аспекты деятельности творческих работников).

Компоненты КДД:

1.  субъекты деятельности:

- основные (самодеятельные, организованные)

- организаторы (руководящий состав профессиональных организаторов, профессионально-творческий состав работников искусства и СМИ, специалисты, исполнители производители услуг, вспомогательный персонал. Представители власти, предприниматели в области КДД)

2.  культурно-исторические, художественные, духовные ценности.

3.  товары культурного назначения.

4.  природно-ландшафтные, биорастительные комплексы.

5.  материально-технические средства.

Направления культурно-досуговой деятельности:

1.  КДД, реализуемая человеком или группой лиц на основе этнонациональных традиций ( участие в праздниках, гуляниях и т. п.)

2.  Специально организованная КДД ( с помощью организаторов, творческой группы, бизнес-структур, общественных организаций и т. д.)

Главные ценности культурно-досуговой деятельности:

1.  воплощенные в прошлой культуре (народое искусство, фольклор, нравственные формы) в произведениях профессионального искусства, представляющие культурное наследие общества. – общенациональный уровень культурных ценностей, принадлежит всему народу, выступает источником духовного обогащения исторических поколений, нередко нуждается в правовой защите государства;

2.  тяготеющие к государственным и общественным формам собственности, общественно значимы, часто коммерчески не выгодны, развивают личность, обеспечивают нормы общественного потребления культурных услуг всем слоям населения;

3.  объекты негосударственной частной собственности коммерческого типа, выходят за пределы гарантированных культурных стандартов, основаны на коммерции, потребляются как индивидуально, так и массово, интегрируются в безубыточные виды культурно-досугового производства;

4.  привлекательные и ценные для отдельных культурных или общественно-политических групп населения, значимы для отдельных этносов, религиозных сообществ, выступают объектами частной общественной собственности (авторское право, предметы личных коллекций и т. п.).

Типы КДД:

- Культурно-художественная.

- Образовательно-развивающая.

- Природно-рекреационная.

- Санаторно-оздоровительная и туристическая.

- Спортивно-зрелищная.

- Самодеятельно-любительская

- Зрелищно-развлекательная.

Все выше перечисленное определяет функции учреждений культуры и особенности их деятельности, определяющие и основную характеристику учреждения.

1.3 Основные направления и виды деятельности учреждений культуры

Субъектом и объектом деятельности учреждений культуры является личность. Деятельность учреждений должна быть направлена на процесс реализации сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей.

Направления деятельности учреждений культуры:

1.  Деятельность, связанная с гражданским воспитанием.

2.  Деятельность, связанная с трудовым воспитанием.

3.  Деятельность, связанная с дополнительным образованием.

4.  Деятельность, связанная с эстетическим воспитанием.

5.  Деятельность, связанная с рекреационной функцией.

6.  Деятельность, связанная с экологическим воспитанием.

7.  Деятельность, связанная с укреплением здорового образа жизни.

В досуговой деятельности человек реализует первичные, социальные и культурные потребности в той или иной доминантной постановке, поэтому содержание деятельности учреждений культуры должно включать в себя: непосредственные переживания, впечатления и состояния в конкретном досуговом занятии, осмысление субъектом и объектом воспринимаемой информации, художественных образов, оценку качества услуг.

Успешная деятельность определяется и реализацией человеком своих устремлений, воплощения жизненной позиции.

Одно из главных направлений деятельности учреждений культуры связанно с обращением и осмыслением профессионального искусства и народной культуры, знакомством с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры народов мира.

Досуговая деятельность учреждений культуры должна формироваться на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов.

Типы учреждений культуры.

1.  Дома и дворцы культуры. Проводит широкую культурно-досуговую деятельность среди населения, ведет большую работу по оказанию методической помощи всем учреждениям культуры района. Универсальное учреждение в организации досуга народа.

2.  Парки культуры и отдыха – природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления. Деятельность основана на платной основе, что дает возможность для самостоятельного хозяйственного развития.

3.  Библиотеки – тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями (сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские). Областная библиотека помимо названных функций выполняет разработку теоретических и методических вопросов библиотековедения и библиографии, осуществление научно-методического руководства всеми массовыми библиотеками.

4.  Музеи – тип учреждения культуры, осуществляющий собирание, экспонирование материальных и духовных ценностей, ведет культурно-просветительскую работу. Организуют лекции, экскурсии, устраивают выставки, распространяют специальную литературу, занимаются научно-исследовательской работой.

5.  Кинотеатры – тип учреждения культуры, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению. бывают стандартные и передвижные.

6.  Центры досуга – тип учреждения культуры, занимающийся созданием оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.

7.  Культурные комплексы – комплексы, создающиеся на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйства из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи.

8.  Культурно-спортивные комплексы – новый тип учреждения культуры направленный на культурное обслуживание населения на основе интеграции культуры и спорта и всех видов управления сферой досуга.

9.  Молодежные центры досуга и кафе. Могут заниматься культурно-досуговой деятельностью для организации досуга и отдыха молодежи.

Форма собственности:

- учреждения федеральной собственности,

- учреждения субъектов РФ,

- учреждения муниципальной собственности,

- частные учреждения.

Вид учреждения культуры:

1.  производящие товары и продукты культурного назначения,

2.  оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрация, видео и фотосъемка), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые)

3.  осуществляющие торговлю культурными товарами и предметами искусства.

Целевая направленность:

1.  культурное просветительство,

2.  художественное творчество,

3.  развитие эстетических чувств,

4.  отдых,

5.  развлечение.

Способ хозяйствования:

- коммерческий,

- некоммерческий,

- смешанный,

Типы учреждений культуры:

- Библиотеки.

- Музеи.

- Природно-ландшафтные площадки.

- Парки культуры и отдыха.

- Спортивные площадки.

- Игровые площадки.

- Разнопрофильные культурные центры.

- Учреждения дополнительного профессионального образования: спортивные, музыкальные, художественные школы.

Инфраструктура культуры и досуга – комплекс учреждений, отраслей и организаций хозяйственной практики, которые создают условия их функционирования как экономической отрасли, обеспечивая ее существование.

Рассмотрим основные элементы инфраструктуры культуры и досуга:

1.  Производственный и сервисный комплексы тех отраслей хозяйства, которые обслуживают население в свободное время и создают условия для рекреации, индивидуального развития личности, развлечений.

- Исторические центры, культурные памятники, мемориальные территории.

- Отраслевые организации сферы культуры и искусства (библиотеки, кинотеатры, театры, музеи, выставочные залы, филармонии и т. п.)

- Развивающие организации, обучающие фирмы.

- Городские зоны отдыха (парки, скверы, пляжи).

- Рекреационные зоны вне города (национальные парки, санатории, курорты).

- Учреждения и фирмы, производящие услуги спортивно-оздоровительного, культурного и художественно-обучающего назначения (стадионы, фитнес-клубы, аквапарки, танцклассы)

- Турфирмы и связанные с ними перевозки, система гостеприимства.

- Тематические парки, игровые и культурно-досуговые центры.

- Рестораны, кафе.

- Модельный бизнес.

2.  Производство и трансляция культурно-досуговой информации, а также товары культурно-досугового и информационно-художественного назначения:

- Развлекательные телепрограммы, радиопередачи.

- Интернет.

- Артпродукты (подготовка и запись на пленку разного рода шоу, теле и радиопрограмм, музыкальнее диски, компьютерные игры).

- Редакционно-издательская деятельность (выпуск книг, журналов, газет).

- Производство товаров и техники культурно-спортивного назначения (спортивная одежда, сувениры, настольные игры, сценического оборудования и т. д.).

- Дороги, связь, транспорт.

- Профессиональные кадры и учреждения по их подготовке.

Индустрия досуга:

1.  индустрия товаров культурного назначения,

2.  индустрия туризма,

3.  индустрия аудио - и видеопродукции,

4.  индустрия развлечения:

- газеты, журналы, книги развлекательного содержания,

- киноиндустрия и производство видеопродукции,

- сеть кинопроката, телеканалы, радиостанции,

- музыкальная индустрия, производящая и продающая музыкальную продукцию,

- артбизнес (галереи, выставочные залы),

- организации концертов, туров, шоу-бизнес,

- игровой и игорный бизнес,

- театры, концертные организации, цирки,

- досуговые центры, клубы, развлекательные комплексы, дискотеки,

- модельный бизнес,

- парки,

- сеть общественного питания.

Глава 2. Режиссура как основной метод социально-педагогического воздействия культурно-досуговой деятельности

2.1 Театрализация как основной метод проведения праздников на современном этапе

Рассматривая театрализацию как один из наиболее эффективных каналов реализации и творческого развития социально-художественной активности масс, необходимо иметь в виду две важнейшие методологические позиции.[11]

Во-первых, являясь компонентом духовного мира личности, совокупностью ее психологических частей, направленности интересов, установок и волевых качеств, эта активность всегда проявляется в деятельности, прямо зависящей от сущностных качеств личности. В этом смысле деятельность выступает как важнейший показатель духовного мира, критерий любой воспитательной акции. Во-вторых, отмечая прямую и обратную связь между духовной сущностью личности и ее деятельностью, нельзя рассматривать последнюю статично, как сумму определенных действий и поступков. Любую разновидность деятельности, в том числе и социально-художественную, являющуюся сущностью театрализации, можно исследовать только в динамике. Динамический подход помогает выявить внутренние пружины деятельности, проследить их взаимодействие, т. е. дать основу методике. Такой динамический подход позволяет рассматривать театрализованное действие как идеологический процесс активизации его участников, помогающий превратить каждого присутствующего из пассивного наблюдателя в заинтересованное лицо, далее – в лицо, испытывающее потребность в приобщении к действию, и, наконец, участвующее в нем.

Многолетние наблюдения и анализ опыта проведения театрализованных праздников позволяет нам определить основные этапы процесса активизации их участников и соответствующие им уровни социально-художественной активности аудитории.

Первый этап охватывает время до праздника, т. е. процесс его подготовки и широкого информирования, постепенно втягивающий людей в орбиту будущего театрализованного действия. Педагогическая задача на этом этапе состоит в раскрытии социального значения праздника, возбуждении интереса и внимания людей к происходящему, создании вокруг него атмосферы взволнованности, готовности к восприятию. При этом на первое место выходит социальный момент значимости события, которое ляжет в основу театрализации. Очень важным деятельным моментом этого этапа является информирование о будущем празднике. Информационная кампания создает общественное мнение и определенную социально-нравственную атмосферу вокруг события, становящегося предметом театрализации.

Второй этап процесса активизации охватывает непосредственно проведение праздника, т. е. воплощение в жизнь сценария, включающего в себя такие основные композиционные части, как пролог, цель эпизодов, кульминацию и финал. Соответственно дифференцируются и проявления активности.[12]

На этом этапе художественная сторона превалирует над социальной, находясь в то же время в гармоническом сочетании с ней. По уровню социально-художественной активности масс можно выделить две группы в праздничной аудитории – участники зрители. Педагогическая задача состоит в превращении зрителей в участников театрализованного действия.

Третий этап процесса активизации участников праздника относится ко времени после театрализованного действия, когда стимулированная им активность, проявившаяся в финале самого мероприятия, дает себя знать в последующей социальной деятельности масс, особенно в отношении к труду, в его морально-этической оценке и осмыслении.

Основными приемами активизации массовой аудитории в процессе педагогически запрограммированного театрализованного действия являются:

-   вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова;

-   физическая активизация, побуждающая массы к движению и другим физическим действиям;

-   художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу участников и вызывающая их художественную самодеятельность.

Анализ общественного мнения показывает, что социально-культурная активность в результате точного педагогического воздействия театрализации проявляется также в готовности быть привлеченными к следующему празднику, но уже в роли более активного участника, а не зрителя.

На поведение (людей) участников массового праздника активно сказывается общественное настроение, порождающее своеобразный психологический климат и способствующее осознанию. Каждым своей причастности к общему торжеству. Общественное настроение – это умеренная эмоция, сохраняющая в силу энергии нервных процессов на весь период торжества. Именно в этом проявляется механизм мажорного состояния, без которого нет полноценного праздника.

Важное значение массового праздника как педагогической системы состоит в том, что объединяя различные формы культурно-просветительской работы, он становится средством познания действительности, способствует выработке и проявлению социально оправданной идейно-нравственной позиции по отношению к наиболее существенным вопросам жизни общества, формирует общественное настроение, воздействует на сознание участников[13]

Массовые праздники можно отнести к двойственным явлениям, сохраняющим исходный синкретизм художественного и утилитарного начал. Вместе с тем нельзя очевидно, недоучитывать, что праздник – явление комплексное и некоторые его составные части, например, массовое театрализованное представление, являют собой самостоятельные художественные ценности.

Если видеть массовое театрализованное представление как механическое объединение различных искусств, не приводящее к химической реакции слияния, или обычное зрелище, обычный концерт, лишь укрепленный в масштабах, под открытым небом, на площади, стадионе, в зеленом театре, тогда раз и при этом должен оставить глубокое эмоциональное впечатление.[14]

Массовое действо всегда тяготеет к театрализации. В нем благотворно действующие на общество идеи действительно заключены в художественную форму, т. е. прежде всего, действуют не рассуждением, а живым показом жизни в образах. Образное решение темы есть суть театрализации. Обогащая массовый праздник обрядностью, театрализация помогает возникновению у каждого его участника ассоциаций, близких к его собственным жизненным впечатлениям, его опыту, мировоззрению и тем самым активизирует, вызывает потребность к действию. Режиссер массового праздника – это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников, организации не спектакля, а именно массового действа, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула.[15]

Драматургия и режиссура массового праздника, как правило, основаны на конкретных фактах, на их осмыслении. Это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сценарии праздника, театрализованного концерта, массового представления не может быть обобщенных образов героев прошлого, настоящего, будущего. Напротив. Именно сочетание двух линий – документальной публицистики и художественной образности – придает сценарию масштабность, выразительность и глубину, их нельзя противопоставлять друг другу или взаимоисключать. Документальность не является особенностью только лишь массовых форм. Сценарий, основанный на документах, письмах, лекциях, сегодня чрезвычайно распространен в театре, кино, на телевидении и радио. Однако документальность наиболее присуща именно массовому празднику, происходящему на площадях и в парках культуры и отдыха, на улицах и в клубах. [16]

В основе большинства сценариев обычно лежат не драматургические построения, а те или иные режиссерско-постановочные приемы. Так называемый сценарный ход, призванный определять единство действия, стать стержнем предстоящего мероприятия, чаще всего строится либо на том или ином приеме конферанса. Скудность, а порой отсутствие сценария, нередко пытаются компенсировать всякого рода внешними эффектами, включением в представление или в праздник тех или броских костюмов. Театрализация жизненного материала, предполагающая прежде всего драматургическую его организацию, подменяется халтурой запеть, заиграть содержание. Поэтому сценаристу необходимо научиться не сливать воедино, а последовательно осуществлять две одинаково важные стадии работы: подбор материала и написание сценария. Эта задача особенно важна!

Драматургия массовых форм организации досуга основана обычно на реальных, конкретных фактах, которые в своем многообразии бесконечны и обладают богатейшими возможностями. Яркость, конкретность, эмоциональная насыщенность создают основу для психологического и педагогического воздействия на зрительскую аудиторию.[17]

Соотношение между воспитательными целями и средствами их достижений образуют основу сценария культурно-досуговой программы. Смыслом оптимального художественно-педагогического воздействия является совпадение результата с намеченной целью. Использование в сценарии документальных фактов служит педагогической цели, а так же усилению авторской идеи с целью наибольшего влияния на аудиторию.

Здесь возникает вопрос о соотношении художественного и документального материала в образном решении массового праздника. Использование в сценарии двух линий – художественной и документальной – придает ему масштабность, выразительность и глубину.

Использовать конкретные факты – это значит хорошо изучить жизнь конкретной человеческой общности, черпать из нее темы и сюжеты. Фактический материал нужен сценаристу и режиссеру массового праздника не как самоцель, а для того, чтобы доходчиво раскрыть людям важнейшие общественные вопросы. Именно отражение общих процессов в реальных делах интересных людей есть основное содержание документальной драматургии. [18]

Только образное решение превращает документ в произведение искусства. Знание живых прототипов тех образов, что воплощены в театрализованном представлении, или показ реальных героев усиливает в зрителях активное начало сотворчества.

В образном решении массового праздника линия художественных образов может не совпадать с документальной, быть как будто вторым планом, ассоциацией. Но и бывает по-другому, когда художественный и документальный материал синтезируется в рамках одного эпизода. Художественный материал может предварять или продолжать выступление реального лица.[19]

Документальность массового праздника во всех его проявлениях не беспристрастное изложение собранных фактов. Она предполагает их строгий отбор, обязательное стремление к непосредственному воздействию на жизнь аудитории, каждого человека в отдельности, активное утверждение норм морали и нравственности.

Рассмотрим основные этапы работы над сценарием театрализованного массового действия. Она начинается обычно с определения темы и идеи будущего представления или спектакля. Тема – это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных сценаристом и режиссером. Идея – это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.[20]

Нельзя, особенно в массовом празднике, имеющим в своей основе конкретную праздничную ситуацию, вызывающую личностные ассоциации у каждого, рассказывать о событии вообще. Пришедших на праздник людей не удовлетворит такой отвлеченный рассказ, становившийся нередко только « громкими» словами. В сценариях массового действа не хватает конкретного сюжета, т. е. основного, развивающегося по ходу действия события или цепи событий, расположенных в пространственно-временной связи.[21]

При всех специфических особенностях массового праздника самым важным и решающим фактором в нем, как и в любом другом виде искусства, является гражданская позиция режиссера, его личное отношение к избранной теме, способность отразить в спектакле не только факты, но и свое личное к ним отношение, свою убежденность.

Итак, поиски яркого, интересного сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием, важное драматургическое требование. Массовые праздники – это огромная сила, и относиться к ним надо с уважением и чувством ответственности.

Лишь с этой позиции необходимо говорить о многообразии способов решения темы, о тех выразительных средствах, которые используются при постановке театрализованного представления и из которых нужно отобрать самое важное, интересное, живое, чтобы придать ему черты подлинной художественности.[22]

Сюжет должен быть воплощен от события к событию. Наиболее распространенными способами такого построения сюжета для театрализованного действа является хронологический и ретроспективный.

Сюжетное действие только тогда называется действием, когда оно встречает противодействие в виде драматического конфликта. Конфликт-основа любого драматического произведения, определяющая сюжетное построение, композицию. Иначе он не сможет воплотить нужное действие, сделать яркими образы своих героев. Конфликт в драматургии массового праздника – это не всегда столкновение антогонистических сил, он может выражаться в преодолении трудностей, препятствий при осуществлении тех или иных положительных целей, в столкновении человека с окружающей средой.

Таким образом, удачно найденный и разработанный конфликт помогает выстроить сюжет. Движимое конфликтом сюжетное построение действия должно иметь так же сюжетный ход, красной нитью проходящий через все действие и цементирующий воедино отобранный сценарный материал.

Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающим одновременно замыслу сценариста и режиссера. Поиски такого хода являются специфичными для сценариста и режиссера массового действа.

Заданный драматургический ход, двигающий развитие сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы нанизывает все действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами, трагическое со светлым и радостным. Это находит выражение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из спектакля, кинофрагмент. Они чередуются с публицистическими выступлениями, массовым действием участников.

Когда выбрана тема сценария, определены идея и конфликт, драматургический ход и найден сюжет, речь идет о композиции. Под ней понимается реализация конфликта, сюжета в сценическом действии. Композиция есть организация действия, а, значит, соответствующее расположение материала. Если сюжет рождает действие, то композиция определяет его логику, темп, ритм, т. е. вносит в действие четкую организацию, дисциплинирует его.

Еще Аристотель выражал требование к драме, композиционной структуре произведения. Он писал, что в нем должны присутствовать как начало, середина, так и конец.[23] Это и сегодня главное требование к композиции любого драматического произведения, в частности сценария массового праздника.

В сценарии нужна экспозиция - действие, которое рассказывает о событиях, предшествующих возникновению конфликта. Оно обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно лаконичными, они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредотачивают внимание зрителей, подготавливают его к восприятию, настраивают на определенный лад.

Следующая часть – основное действие, т. е. изображение процесса борьбы, ее перепитии, цепей событий, столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчиняться следующим требованиям:

1.  Строгая логичность построения темы.

2.  Нарастание действия.

3.  Законченность каждого эпизода.

4.  Контрастность построения.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, так как наивысшей точкой является именно она. В момент кульминации находит выражение основная идея театрализованного представления. После кульминации должна наступить развязка, финал. Это то же важная часть композиции, ее отсутствие или нечеткость оставляют ощущение незавершенности. Распространенной формой финала являются объединенные выступления исполнителей, коллективное исполнение песни.

Чтобы выстраиваемый материал не страдал излишней пестротой, вылился бы в стройное произведение, новую композицию, важно обработать стыки между эпизодами, создать переходы от одного к другому. Это придает целостность совершенно разным элементам композиции. Как часть духовного наследия на многовековом пути их существования, народные праздники впитывали в себя и развивали идеалы добра и красоты, положительные знания о природе и человеке. В праздниках находили свое отражение этнические и эстетические нормы народного быта, участвуя в них, человек приобщался к народному творчеству для полной самореализации личностных качеств.

Русская народная драма и народное театральное искусство – интереснейшее и значительное явление культуры. Драматические игры и представления составляли органическую часть праздничного народного быта, будь то деревенские посиделки, духовные училища, солдатские и фабричные казармы или ярмарочные балаганы.[24]

Ф. М. Достоевский писал: « У нас в отдельных городах и губерниях действительно есть такие театральные пьесы, которые, казалось бы, никому не известны…, но которые сами собой откуда-то явились и составляют необходимую принадлежность всякого народного театра в известной полосе России… Я верить не хочу, чтоб все, что я потом видел у нас, в нашем острожном театре, было выдумано нашими арестантами. Тут необходима приемственность предания, раз установленные приемы и понятия, переходящие из рода в род и по старой памяти».[25]

География распространения народной драмы обширна. Своеобразные театральные « очаги» собиратели наших дней обнаружили в Ярославской и Нижегородской областях, русских селах Татарии, на Вятке и Каме, в Сибири и на Урале.

Народная драма, вопреки мнению некоторых ученых - естественное порождение фольклорной традиции. В ней спрессовался творческий опыт, накопленный десятками поколений самых широких слоев народа.[26]

На поздних порах этот опыт обогатился заимствованиями из профессиональной и лубочной литературы и демократического театра. Формирование известнейших народных пьес произошло в эпоху социальных и культурных преобразований в России конца XVIII века. С этого времени появляются и широко распространяются лубочные листы и картинки, которые были для народа и злободневной « газетной» информацией и источником знаний по истории, географии, и развлекательным « театром» с комическими героями.

Возникшая на стыке фольклорных и литературных традиций народная драматургия долгое время вызывала неприятие исследователей своей непохожестью на « классические» нормы фольклорной поэтики. Прежде всего это проявляется в речевом стиле. Особую роль играют в народной драме песни, исполнявшиеся героями в критические для них моменты или хором-комментатором совершающихся событий. Песни были своеобразным эмоционально-психологическим элементом представления. Они исполнялись большей частью фрагментарно, раскрывая смысл сцены или состояние персонажа. Обязательными были песни в начале и в конце представления. Песенный репертуар народных драм состоял преимущественно их авторских популярных во всех слоях общества песен.

Просуществовав относительно недолго, народные представления, городские и ярмарочные гуляния оставили неизгладимый след и отразились на творчестве многих людей искусства, как в театрализации, так и в других областях творчества. Но и для тех, кто имел счастья видеть эти праздники в живом бытовании, они служат бесценным источником тем, образов, приемов, являются сокровищницей народного юмора, примером смехового отношения к себе и к жизни, своеобразной культурой, которой так не хватает сегодня.

Возросший в наши дни интерес к народным театральным традициям проявляется в стремлении использовать их в современных массовых праздниках, гуляньях, развлечениях. Фольклорные драматические и исполнительские приемы многопланово входят в спектакли самодеятельных коллективов, любительского и профессионального театров.

Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях. Знакомя детей со сказками, мы приобщаем их тем самым к общечеловеческим нравственным ценностям, сохраняя особенные черты русского характера, это представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, трудолюбии.

Особо важными представляются следующие два момента.

- Эмоционально-образное воздействие на личность, дополняющее средствами театрализации преимущественно информационно-логическое, характерное для учебной деятельности.

- Уникальная воспитательная важность праздника, состоящая в обеспечении им широкой разнообразной самодеятельности и способствующая активному самовыражению личности ребенка, подростка, вызванному эмоциональной реакцией на конкретное событие.[27]

Понятие «театрализация» очень объемно. Оно включает в себя множество компонентов. В частности, это творческая, воспитательная работа, особенность которой состоит в художественном осмыслении того или иного события в жизни.

Драматургия театра позволяет автору смоделировать канву спектакля, не прибегая зачастую к конкретизации, что отвечает функциям театра как искусства больших социальных и художественных обобщений, собирательных образов. Драматургия театрализации выполняет конкретную социальную функцию художественного осмысления и оформления реального события или факта. Ее герои не могут быть вымышленными - это всегда конкретные люди. Здесь большое значение имеет правильный выбор героя, который был бы наиболее типичен, отвечал сути того или иного события, лежащего в основе театрализации. При этом типичность героев театрализации будет опираться на включение их в круг таких ассоциаций у собравшихся людей, которые вызвали бы у них потребность «примерить» судьбу этих героев на себя.

Культурно-досуговая театрализация предполагает наличие множества форм:

- обрядовые действия,

- митинги,

- шествия,

- парады,

- представления,

- инсценировки и другие формы театрализации.

спортивно-игровые формы:

- викторины,

- лотереи,

- дискотеки,

- конкурсы;

фольклорные формы.

Говоря о театрализации, мы имеем дело с социально-педагогическим явлением, синтезирующим новое художественное целое на основе ряда компонентов разнообразных видов человеческой деятельности и рождающим свою особую драматургию. В театрализованном празднике нет отдельно существующего номера или публицистического выступления и т. д., а есть художественно организованное, педагогически запрограммированное действие, представляющее собой особое, чрезвычайно сложное явление искусства.

В искусстве театрализованного праздника оригинальность, неповторимость сценария - первый залог успеха и заинтересованности участников праздника, обряда. Зрелищность является в них именно тем ключом, который открывает путь к сердцу каждого, превращает зрителей в соучастников действия.[28]

Искусство театрализованного праздника обладает необычайно большим зарядом действенности, предполагает активный контакт со зрителем, ищет эффективные пути воздействия на эмоции. Главным компонентом здесь выступает замысел сценария. Именно с него начинается выстраивание целостной драматургии театрализации.

Выбор формы, а затем жанра театрализации в первую очередь соотносится с его тематическим и идейным замыслом и целью. В любом случае форма - это структура мероприятия, организация материала и аудитории.

В сюжете художественно-массового мероприятия должны быть отражены характерные, интересные конкретной аудитории жизненные события, связанные между собой и последовательно развивающиеся.

Важным также является требование развития сюжета в сценарии, которое невозможно без точного определения конфликта и дальнейшей его разработки. Как правило, конфликт в художественно-массовых мероприятиях не выражен так ярко, как в пьесе, киносценарии.

Но разрешение конфликта еще не обусловливает развитие самого действия, ибо каждый сценарий театрализации должен иметь композиционное решение, монтаж материала. Четкое композиционное построение позволяет его упорядочить, логично изложить события, расположить основные части. Композиция - одно из основных средств художественной организации, помогающее выстроить документальный материал. Она включает в себя следующие элементы:

- экспозицию или пролог,

- завязку действия,

- само действие,

- его кульминацию и

- развязку, финал.

Экспозиция - вступительная, исходная часть сценария - дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях, жизненных обстоятельствах.

Если завязка подводит участников театрализованного действа к постановке проблемы, задает тон празднику, то основное действие сосредотачивает в себе весь круг событий, о которых сценарист ведет речь. Каждый из эпизодов основного действия имеет свою внутреннюю композицию, законченное драматическое построение, через которое красной нитью проходит идейный замысел сценария театрализации.

Высшей эмоциональной точкой развития основного действия является кульминация, заостряющая идею всего театрализованного действа, поставленную проблему. Это может быть самым сильным по своему эмоциональному действию художественный фрагмент, документальный материал, наконец, яркое церемониальное действие.

Кульминация в театрализации обычно перестает в финал, который несет особую смысловую нагрузку, ибо подает идею в концентрированном виде, подчеркивает живую связь времен, поколений. Финал поэтому должен превращаться в общее коллективное действие, окончательно разрушающее деление аудитории на зрителей и участников. Финалом, заключительным мощным аккордом может стать хоровое исполнение песен, скандирование, и др.

Определяя особенности драматургии театрализации, необходимо оговориться, что, несмотря на единые законы драматургии, в каждом из них должно присутствовать авторское «Я», творческая индивидуальность, гражданская позиция, личностные качества организаторов театрализованного действия.

Сочетание документальной публицистичности и художественной образности придает театрализованному сценарию масштабность, выразительность, глубину. К документальному материалу следует относить кино и видеофильмы, кадры, фотокадры, фонограммы и др.

Так, символическая образность предполагает поиск условно-знаковой темы, ассоциирующейся у участников театрализованного действия с идеей по содержанию и эквивалентной ей по форме.[29]

Историческая образность основывается на поиске ассоциаций, имеющих в своей основе близкие аудитории аналоги в прошлом. Сюда же относятся и фольклорные истоки, опирающиеся на народные традиционные основы, использующие аллегорические и мифологические персонажи, костюмировано, художественно-спортивные состязания.

Наконец, следует, остановится на персонифицированной образности, дающей возможность апробировать себе как личность в различных ролях, подражая избранным героем.

Большое значение в театрализации имеет соотношение художественного и документального материала.

Практика театрализованной драматургии показывает, что реализация воспитательных возможностей праздников находится в прямой зависимости от совершенства сценария как программы педагогического управления общностью участников и явления искусства. Именно в недооценке этих аспектов обнаруживаются ошибки, которые губительно сказываются на практике конкретных культурно-досуговых мероприятий, оставляя неудовлетворительными их участников.

В драматургии театрализованного праздника чрезвычайно важен момент неожиданностей, эмоциональных потрясений, хочется подчеркнуть еще раз, что драматургия театрализации - системный подход к анализу самой театрализации с педагогических и художественно-эстетических позиций.

Театрализация культурно-досуговых форм - организация в рамках праздника материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законом драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации.

2.2 Монтаж как основной метод организации материала в сценариях театрализованных праздников

Слово «монтаж» с французского переводится, как сборка, соединение. На данном этапе мы монтируем сценарий, начиная от монтажа единиц сценической информации (ЕСИ) и заканчивая непосредственно итогом работы.

Здесь хочется подробнее остановится на самом методе, так как монтажный метод является основным в работе над культурно-досуговыми программами.

Монтаж – это художественный метод соединения разножанрового материала. При помощи монтажа можно конструировать и выражать самые сложные ощущения. В культурно-досуговых программах соединяются песни, стихи, проза, видеокадры и т. д. Режиссеры должны уметь соединять из этого разнообразного материала монтажные фразы, из них – эпизоды, а из эпизодов, блоки и саму КДП.

Режиссер должен оперативно и на высоком идейном художественном уровне откликаться на те конкретные вопросы, которые в настоящий момент волнуют аудиторию.

Анализ и творческое обобщение практики по этому вопросу показали, что режиссер на пути к достижению художественно - педагогического воздействия часто использует уже известные произведения искусства, рассматриваемые и являющимися другими средствами (фактами, документами и т. д.)

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Режиссура в культурно-досуговой деятельности". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 1086

Другие дипломные работы по специальности "Культура и искусство":

Плетеная мебель "Детская кроватка"

Смотреть работу >>

Эволюция exercice классического танца

Смотреть работу >>

Проблема сущности культуры

Смотреть работу >>

Основные направления голландской живописи XVII века

Смотреть работу >>

Развитие корпоративной культуры социальных учреждений

Смотреть работу >>