Дипломная работа на тему "Особенности организации досуга в Японии"

ГлавнаяКультура и искусство → Особенности организации досуга в Японии




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Особенности организации досуга в Японии":


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава I Общая характеристика японского общества…………………………..8

1.1  Социально-экономическая характеристика Японии……………………8

1.2  Японское общество………………………………………………………16

1.3  Тенденция развития культуры Японии…………………………………42

Глава II Особенности организации и содержании досуга в Японии………..51

2.1      Роль и место досуга в жизни Японцев…………………………………51

2.2      Типы учреждений культуры и досуга в Японии………………………64

2.3      Традиции организации досуга в Японии……………………………….96

2.4      Содержание современного досуга Японии…………………………...111

Заключение…………………………………………………………………….135

Список использованной литературы…………………………………………138

Приложения

Введение

Тема дипломной          работы: «Особенности организации досуга в Японии».

Актуальность этой темы выражается в том, что у многогранного и многообещающего опыта Японии есть немало факторов, которые могут иметь для нашей страны самый непосредственный интерес, могут помочь нам в решении многих проблем. Пристального внимания заслуживают и те черты традиционного уклада, мировозрение и национальной культуры Японии, которые оказались сочетаемыми с растущим техническим прогрессом, а в ряде случаев способствующих ему.

На взгляд автора эта тема актуальна еще и тем, что Япония после второй мировой войны, встала на перепутье. Была разрушена национальная идея колониальной, патриархальной Японии. И в государстве не имеющих собственных природных ресурсов, возродилась не только экономика, ставшей образцом для многих развивающихся стран, но и укрепилась вера в свой народ. Япония тех лет очень похожа на Россию сегодня, с ее междоусобными войнами, кризисом власти, ростом недовольства населения. Когда множество авторов пытаются написать государственный гимн, то есть государство переживает, в очередной раз, свое рождение. Идет поиск национальной идеи, и мы думаем, что позитивный японский опыт пригодится нашей стране. Ведь именно в культурных ценностях сохранен опыт поколений, сила любой нации.

Социальная значимость дипломной работы заключается в исследовании опыта организации досуга в Японии.   Автор приходит к выводу о необходимости использования положительного опыта Японии в организации досуга населения, в культурно-досуговой деятельности современного российского общества.

Целью нашей работы является исследование особенностей культуры и досуга Японии.

Задачи работы:

1.  определение специфических особенностей японской истории и культуры;

2.  освещение социально-экономического развития;

3.  раскрытие содержания культурно-досуговой деятельности Японии;

4.  проследить становление и развитие досуга;

5.  выявить индустрию досуга и культуры.

Предметом исследования является исторические и современные аспекты культурно-досуговой деятельности  и досуга в целом.

Объектом исследования является содержание досуга в Японии и виды его организации.

Используемые методы работы  анализ статей из газет и журналов, специальной научной литературы, научно-публицистической, художественной литературы, монографии. Также мы обратились к огромным информационным ресурсам Интернет. Использовались как коммерческие сайты, так и сайты посольства Японии в Москве, сайты журнала «Япония сегодня».

Цели и задачи определили структуру данной дипломной работы. Структура дипломной работы начинается с введения и заканчивается заключением и приложениями. Основная работа выполнена в двух главах.

Первая глава называется «Общая характеристика японского общества». В первом параграфе этой главы говорится о географии страны, муниципальных образованиях, дана краткая характеристика японских островов. Здесь рассказывается об экономике Японии, раскрывается такое словосочетание как «японское экономическое чудо», отражены особенности японского менеджмента, как строятся деловые отношения и почему японский бизнес субсидирует культуру.

Во втором параграфе «Японское общество» рассказывается об этнографии японцев и этногенезе японского народа, основы традиционной экономики, в каких сферах в основном заняты японцы, из чего состоит традиционный японский дом, также описывается политическая система, религия японцев.

Третий параграф данной главы «Тенденции развития культуры» рассказывает о формировании национального характера японцев. За счет чего японцы обладают однородной культурой, к чему привела долгая изоляция Японии. Также здесь раскрываются тенденции развития культуры, в зависимости от чего происходят изменения в культуре и культурно-досуговой деятельности. Рассказывается о том, на что ориентированы современные японцы, что, занимает больше времени работа или досуг.

Вторая глава называется «Особенности организации и содержание досуга в Японии». В первом параграфе этой главы «Роль и место досуга в Японии» говорится об индустрии досуга, материально технической базе сферы культуры. Дано понятие о сложившейся конъюнктуре рынка, взаимоотношения с различными отраслями промышленности. Также описаны религиозные традиции и обряды, которые послужили основой как для досуга в целом, так и для театральной сферы. Рассказывается о системе управления культурой – инфраструктуре управления культурно-досуговой деятельности. Также описаны искусственные зоны отдыха с компьютерными эффектами и искусной имитацией обстановки. Потому что настоящая природа уже не в силах удовлетворить всевозрастающие потребности к отдыху.

Во втором параграфе «Типы учреждения культуры и досуга в Японии» рассказывается о деятельности учреждений культуры в Японии. Раскрыты театральная жизнь Японии, описаны все театральные жанры, начиная с традиционных форм и заканчивая привнесенными извне европейской цивилизацией. Раскрыта деятельность парков – это Диснейленд с аттракционами и шоу-постановками, но существуют и парки с традиционными формами досуга. Выставки, дающие представлений о самобытности японских мастеров прошлого и настоящего.

В третьем параграфе этой главы «Традиции организации досуга в Японии» рассказывается о традиционных видах проведения досуга, занимающем большое место в жизни японцев. По сей день, существуют клубы любителей чая, проводятся состязания составителей ароматов – кодо. До сих пор гейша остается идеалом самой искусной собеседницы. Также здесь рассказывается о материальной культуре Японии, об универсальной и сохранившейся до наших дней японской одежде кимоно, о прообразе современных парков развлечений – Ёсивара, описывается чайная церемония известная в Японии как «Яною», являющейся эстетическим обрядом свойственным японской культуре, которая определяет порядок и процесс чаепития.

В четвертом параграфе данной главы «Содержание современного досуга в Японии» говорится о видах японского досуга, получивших наибольшее распространение.

Наряду, с играми, существовавшими в Японии еще до Рождества Христова, завезенными из других стран существуют суперсовременные – «Виртуальная страна» яркое тому подтверждение. Каждый месяц в Японии не менее трех праздничных дней, отмечаются как религиозные, так и светские праздники. Также здесь рассказывается об особенностях спортивной жизни японцев, какое место в жизни японцев занимает туризм, раскрыты конъюнктурные особенности японского туризма как бизнеса. Мода занимает большое место в жизни и досуге японцев: в японском модельном бизнесе существуют как традиционные, так и современные формы одежды.

По мнению автора, данная структура исследования наиболее полно раскрывает тему дипломной работы.

Глава I. Общая характеристика японского общества

         Данная глава состоит из трех параграфов: социально–экономическая характеристика Японии, японское общество, тенденции развития культуры. Они наиболее полно раскрывают особенности японского общества, раскрывают принципы существования той или иной исторически сложившейся социокультурной ситуации.

1.1  Социально-экономическая характеристика Японии

 География Японии. Здесь отражены составляющие географического положения Японии, описаны все административно-муниципальные единицы, префектуры, так как Япония островное государство дан перечень основных островов и их краткое описание.

         Япония – страна восходящего солнца – страна древнейшей культуры, поражающая удивительным сочетанием черт традиционного быта с высочайшим уровнем научно-технического развития, открывающим пути в будущее. Привлекает к себе огромный интерес. Сегодня Япония – это мистическое искусство сада камней, новейшие электронные технологии, это зеленые парки в которых около старинных буддийских храмов, как и много сотен лет тому назад, бродят пятнистые олени, и гигантские мега полисы с их многомиллионным населением; это эстетика чайной церемонии и скоростные поезда, мчащиеся под проливами, соединяющими японские острова. Япония – это задумчивые пруды, в которых плещутся золотисто- красные карпы, это и богатейшая коллекция и экспозиция современных выставочных залов, музеев, уникальные собрания исторических раритетов, хранящиеся в сокровищницах синтоистских и буддистских храмах, это и шумные международные торгово-промышленные, научно-технические и  культурно-исторические выставки с их многочисленными посетителями. В этой многоликости Японии ее особая притягательность.(7, с.3)

Япония делится на 8 районов. 47 префектур и 3300 муниципальных образований.

Территория современной Японии заселялась на протяжении всей ее истории. При этом в течение долгого времени Япония была раздроблена и отдельные части страны жили самостоятельной жизнью. Нельзя также забывать, что Япония расположена в нескольких климатических поясах.

Все это обеспечивает значительное климатическое, природное и культурное разнообразие страны. Каждый район и каждая префектура отличается от других достопримечательностями, кухней, диалектом японского языка. Ниже мы расскажем об особенностях каждого из восьми районов страны.

Столицами префектур, кроме особо указанных, являются одноименные города.

Район Хоккайдо состоит из одной одноименной префектуры и занимает самый северный из больших японских островов, который носит это же название. Столица префектуры -город Саппоро.

Хоккайдо - самая северная японская префектура. Здесь самые холодные зимы в Японии. Средняя зимняя температура на Хоккайдо - минус 6°. Летом, однако, средняя температура около 25°.

Население префектуры - около 6 млн. человек. Остров соединен с Хонсю 54-километровым подводным туннелем

Экономика Хоккайдо основана на сельском хозяйстве. Только здесь в Японии в промышленных количествах выращивают овощные культуры - картофель и лук. а также разводят молочных и мясных коров и овец. В других частях Японии луга быстро зарастают джунглями.

Другая важная отрасль - рыболовство. Север Хоккайдо чрезвычайно богат редкими и деликатесными видами рыб и морских растений и животных.

Хоккайдо - важный центр "природного" туризма. Многие японцы приезжают на остров, чтобы полюбоваться лугами и полями летом и покататься на лыжах зимой. (См. Приложение 2).

Район Тохоку расположен на севере острова Хонсю и включает в себя шесть npeфeктyp: Аомори. Иватэ (столица - Мориока). Мияги (столица - Сэндай). Акита. Ямагата и Фукусима.

Население района - около 10 млн. человек

Как и Хоккайдо, район Тохоку сравнительно холоден. Его экономика также основана на сельском хозяйстве, на сей раз - на выращивании риса и фруктовых культур.

Множество туристов привлекают как дубравы Тохоку. гак и многочисленные красочные фестивали, которые провозятся в его крупнейших городах.

Район Тюбу расположен в центре острова Хонсю и включает в себя девять префектур: две со стороны Тихого океана - Сидзуока и Aйmu (столица - Нагоя). три горные префектуры -Яманаси (столица - Кофу). Нагана и Гифу, и четыре префектуры со стороны Японского моря - Фукуи. Исикава. Тояма и Ниигата.

Население района - около 21 млн. человек.

Префектура Айти славится своей машиностроительной промышленностью, префектура Сидзуока - традиционным японским сельским хозяйством.

Горные префектуры района Тюбу славятся своими овощами и производством высокоточной техники - видеокамер, часов и так далее.

Префектура Ниигата известна своими рисовыми плантациями. Все четыре префектуры, расположенные со стороны Японского моря, развивают традиционную японскую промышленность - производство бумаги, текстиля и так далее. (см. Приложение № 2)

Район Канто расположен на востоке острова Хонсю и включает в себя префектуру Токио и еще шесть префектур: Ибараки (столица - Мито). Тотиги (столица - Уцуномия). Гумма (столица • Маэбаси). Сайтама (столица - Урава). Тиба и Канагава (столица - Иокогама}.

Население района - около 40 млн. человек.

Район Канто - индустриальный, правительственный и учебный центр страны. Здесь находятся почти все правительственные учреждения, крупнейшие университеты, а также множество заводов и предприятий. Также, впрочем, здесь развито сельское хозяйство.

Район Кинки расположен на западе острова Хонсю и включает в себя семь префектур: Mm (столица - Цу). Сига (столица - Ооцу). Нара. Вакаяма. Киото. Осака и Хёго (столица -Кобз).

Население района - около 23 млн. человек.

Район Кинки - бывший политический и экономический центр страны. Здесь расположены две древние столицы Японии - Киото и Пара, до сих пор представляющие, поэтому огромный интерес для туристов.

Экономический центр района - город Осака, еще в древние времена ставший важным торговым и индустриальным центром страны. Основные отрасли его промышленности -кораблестроение и выплавка стали.

В центре района Кинки находится крупнейшее в Японии озеро Бива.

Район Тюгоку расположен на западе острова Хонсю и включает в себя пять префектур: префектуры Окаяма и Хиросима со стороны внутреннего моря Сэто. отделяющего Хонсю от острова Сикоку. Тоттори и Симан) (столица - Мацуэ) - префектуры, расположенные со стороны Японского моря, и префектуру Ямагути. которая граничите обоими морями.

Население района - около 8 млн. человек.

Вдоль берега моря выстроена мощная химическая и сталелитейная промышленность. Ее центром является город Хиросима, отстроенный заново после знаменитой атомной бомбардировки.

Район делится пополам горами Тюгоку. Та его часть, которая прилегает к Японскому морю, развивает сельское хозяйство и животноводство.

Район и остров Сикоку делится на четыре префектуры: Кагава (столица - Такамацу), Токусима. Эхимэ( столица - Мацуяма) и Кати.

Население района - около 4 млн. человек. Остров соединяется с Хонсю мостом Сэто Охаси длиной около 12 км.

Климат на острове тропический, поэтому, помимо химической и сталелитейной промышленности, на равнинах Коти выращиваются многочисленные овощные культуры, а в море ловится множество видов тропических рыб.

Район и остров Кюсю делится на семь префектур: Фукуока. Сага. Нагасаки. Ойта. Кумамото. Миядзаки. Кагосича. Также в состав этого района входит префектура и остров Окинава (столица - Наха).

Население района - около 15 млн. человек.

Северный Кюсю - район тяжелой промышленности и выращивания риса. Также на Кюсю множество вулканов, вокруг которых разбиты национальные парки.

Центр туризма и рыболовства па острове - город Нагасаки, один из крупнейших японских портовых городов.

Окинава - самая южная префектура Японии. В основном этот остров известен своим прекрасным субтропическим климатом и крупной военной базой США, споры о необходимости существования которой продолжаются с самого ее создания.

До конца XIX века на территории Окинавы находилось королевство Рюкю. бывшее пересечением дальневосточных торговых путей. Поэтому культура и традиции Окинавы значительно отличаются от культуры и традиций "основной" Японии.(2)

На взгляд автора месторасположение японских островов коренным образом повлияло на исторический ход событий, а в конечном итоге и на формировании досуга в целом. (См. Приложение 1)

Экономика Японии. Бурное послевоенное развитие Японии привело к тому, что эта азиатская страна превратилась в экономическую супердержаву и один из трех центров силы современ­ной индустрии наряду с США в Западной Европой. Доля ее в мировом валовом продукте, в 1985г. составила 10%, США — 22, а всех остальных государств, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),—31%. Среднегодовые темпы прироста, производства в 90-х годах в Японии была более высокими и стабильными (4,1%),.чем у ее конкурентов: в США — 2,2%, а в остальных наиболее развитых капиталистических странах мира - от 0,7 до -1,6%.

По мнению японских и западных специалистов, к началу 90-х годов Япония обладала более совершенной производственной и технической базой, нежели США и страны Западной Европы, что в свою очередь давало ей определенные, преимущества в развитии новейшей технологии.

Япония является третьей после США и ФРГ торговой державой мира. Хотя основная часть ее общественного продукта реализуется на внутреннем рынке, функционирование японской экономики без внешнеторгового обмена невозможно. Экспорт Японии в 1997 г. составил 211 млрд. долл., а импорт – 110 млрд.долл.

Говоря о причинах высоких темпов количественного и качественного роста  японской экономики, необходимо принять во внимание сложную гамму исторических, культурно-этнических, социальных, политических и международных факторов, оказывавших постоянное воздействие на этот процесс.

Нельзя игнорировать, прежде всего, специфику исторического и культурного развития народа. Относительно изоляции Японии от исторических центров Восточной и Западной цивилизации привела к тому, что японцы старались и не без успеха заимствовать различные аспекты чужих, более передовых культур и затем приспосабливать их к своим традиционным ценностям.

В то же время, чтобы не допустить растворения японцев в более передовой цивилизации, правящие круги страны на протяжении всей ее истории активизировали националистические концепции о превосходстве традиционной японской культуры, ее особой духовности, мессианской роли японской нации.

Однако сама идея следования более передовой модели экономического и культурного развития продолжала рассматриваться японскими политическими и деловыми кругами, как наиболее эффективный путь для возрождения Японии. Такой моделью со Второй мировой войны они избрали США – наиболее сильную в экономической и военной области мировую державу. США пошли на предоставление Японии как своему союзнику на дальнем востоке новейшей технике и технологии, не предполагая, что тем самым способствуют быстрому возрождению и укреплению экономического соперника. Американская помощь сэкономила Японии огромные материальные и финансовые ресурсы, самое главное время необходимое для проведения научных разработок и создания новой технологии. Япония импортировала не только лицензии и технологии, но и американские концепции управления, маркетинга, контроля над качеством продукции, теории сотрудничества, труда и капитал. Причем они не просто заимствовались, а приспосабливались к специфике японской традиционной культуры, характеру взаимоотношений в обществе и на производстве, отношением японцев к труду и к  коллективу. (11, с.3).

Можно сделать вывод, что страна, не обладающая никакими полезными ископаемыми была и остается мировым лидером производства, России был бы очень полезен опыт Японии тех лет.

Менеджмент по-японски. Здесь автор раскрывает национальные особенности организации деловых переговоров и организации деловой активности. Что это все корнями уходит в обрядовые праздники, культурно-досуговую деятельность.

Вся система японского менеджмента – пожизненный найм, продвижение по службе  и оплата труда в зависимости от возраста и стажа, разделение трудящихся на рабочую аристократию и рабочих занятых на выполнении простейших операций.

Японские предприниматели обратились к основополагающему моральному принципу стародавней общины, нашедшему выражение в конституции принца Сетоку, первом японском юридическом документе. конституция открывалась статьей, гласящей: “Гармония – превыше всего, всякого поощрения и похвалы достойно пресечения  неправедного неповиновения”. Во многих важных кабинетах Японии, почти везде в раме на стене каллиграфически выписаны тушью на рисовой бумаге иероглиф “ва” – “гармония”, “согласие”. (52, с.196).

В Японии не действет принцип “дружба дружбой, а служба службой”. Деловые отношения строятся обязательно на фундаменте личных отношений, знакомств, взаимных услуг. Сделка подписывается за столом переговоров, но сами переговоры идут за столом увеселительных заведений, в перерыве между возлияниями горячительных напитков и беседами на отвлеченные темы с гейшами или быстро их вытесняющими “хостэс” – хозяюшками. Сопровождающие застолье традиционными танцами, песнями, и стихами. Гейши становятся редкостью – сказывается сложность и длительность их подготовки.

Приглашать партнеров домой не принято. Да и не приведешь полу знакомого человека в свой дом. Немаловажно и финансовые соображения. Прием дома оплачивается из семейного бюджета, а кутеж в ресторане идет за счет фирмы и будет отнесен в графу “представительские расходы”. (45, с.77).

Почему же бизнес в Японии субсидирует культуру? Особенности национальной традиции - добровольная деятельность на общее благо и специфика общественной жизни в стране. Другие же действуют из коммерческих побуждений. Стремление корпорации создать имидж и рекламировать свою продукцию, используя налоговые льготы.

Однако при всех различиях очевидно: в области, где раньше действовали небольшие издательские фирмы, бедные в финансовом отношении культурные ассоциации стали вкладывать крупные корпорации огромные средства. (23, с.143).

Вывод: у Японии с Россией очень много общего. Общее ведение деловых переговоров, но также много различий, объяснимых с точки зрения национальных традиций.

1.2 Японское общество

 Этнография японцев. Здесь представлены основные народности, населяющие японские острова.

Японцы – нахондзин (самоназвание) народ, основное население Японии, живут также в США (Калифорния, Гавайские острова), Канаде, Бразилии, Перу, Аргентине и других странах Америки, Европе, Азии и Австралии, численность 121, 5 млн. человек, в том числе в Японии 119,9 млн. челове5к, США – 715 тыс. человек, Бразилия – 650 тыс. человек, Перу – 60 тыс. человек, Канаде – 40 тыс. человек, Аргентине – 30 тыс. человек. Относится к особой переходной расовой группе, говорят на японском языке, имеющем диалекты и говоры. Современный литературный язык – хедзюнго. Первые памятники письменности относятся к 6 - 8 векам.

Японцы – в основном синтоисты и буддисты: есть христиане и последователи синкретических религий, сложившихся на основе синтоизма и буддизма. Сохраняются отдельные этнографические группы. Большим своеобразием диалекта и некоторых особенностей культуры (костюма, обычаев) прочно сохраняющихся в сельской местности, на отдаленных островах, отличаются рюкюсцы, в средние века представлявшие собой народность со своей государственностью их этнографическая группа распадается на более мелкие подгруппы соответственно отдельным группам островов архипелага. Этнографическим своеобразием отличается крестьянское население некоторых других мелких островов и изолированных горных долин Японии.

Специфическое этнографическое явление представляет собой официально именуемые буракумин (сокр. от токусю баркумин – жители особых поселков) это потомки так называемых людей подлых профессий: кожевников, мусорщиков, скоморохов и другие которые в феодальной Японии стояли вне сословий, выделялись в бесправную группу и жили в специальных поселках (там они и живут по сей день). В Японии насчитывается около 600 этих поселков, а общая численность буракумин составляет 2 – 3 миллиона (преимущественно в юго-западе Японии). По расовому типу и по диалекту они не отличаются от окружающего населения официально давно уравнены в правах с остальными Японцами. Но их дискриминация сохраняется во всех сферах общественной и производственной жизни.(32, с.210)

 Японцы сформировались как группа племен в середине первого тысячелетия до н.э. в результате переселения носителей энеолитической культуры яеи с южнокорейского полуострова на Японские острова, населенные до того айнскими и частично австронезийскими племенами в процессе смешения пришельцев с более древним населением возобладал язык первых, воспринявший элементы австронезийского субстрата. К четвертому веку н.э. сложением первого обще японского государства (царство Ямато) завершилась консолидация древ неяпонских племен в народность, которая развилась, испытывая влияние, более древних и развитых цивилизаций Азии (Китай, Корея, Индия). В дальнейшем, силу изолированного положения, японская народность прошла своеобразный отличный от народов материковой Азии. Основа традиционной экономики – пашенное, полевое рисосеяние. Выращивают также чай, овощи, цитрусовые, фрукты, развито шелководство и рыболовство. Современные японцы заняты в основном в сфере обслуживания и в промышленности. Живут в городах. В быту сохраняется традиционная культура, преобладает планировка сельских поселений. Для традиционного одно, двухэтажного каркасного столбового дома характерны раздвижные стены из рам, оклеенных вощеной бумагой или плотным картоном, пол приподнят на небольших сваях. Крыша высокая, черепичная или соломенная. Большая часть поверхности пола покрыта циновками из рисовой соломы. Японцы, как правило, не пользуются кроватями, а столы, стулья, кресла ставят только в гостиной. В основном японцы дома сидят на полу, на плоских подушечках, обедают за очень низкими столиками и спят на матрацах. Одежда современного японца, преимущественно европейская, национальный костюм (кимоно)  мужчины носят только дома и на отдыхе. Женщины, особенно домашние хозяйки, могут носить кимоно и повседневно и в качестве выходной праздничной одежды, но не на работе. С европейской кухней японцы знакомы хорошо, но более распространена национальная пища. Основу ее составляет пресный вареный рис, который едят палочками из больших пиал, закусывая приправами, положенными на отдельные тарелочки. Приправы также, как и супы приготавливаются из соевых бобов, тушеных, квашеных или маринованных овощей, также рыбы. Японцы употребляют много разнообразной рыбы, устриц, осьминогов, кальмаров, причем нередко в сыром виде. (35, с.540).

Япония — одно-национальная страна Японцы составляют более 99% ее населения. По расовому облику, достаточно однородному, японцы представляют специфический вариант тихоокеанской ветви большой монголоидной расы.

Из небольшого числа национальны? меньшинств, имеющихся в стране, наиболее многочисленны корейцы — около 600 тыс. человек. Они были ввезены в Японию в качестве рабочей силы в годы второй мировой войны и расселены в городах Центральной и Южной Японии. На острове Хоккайдо, в основном в сельской местности, в округе Хидака и отчасти в других округах, проживает около 16 тыс. айнов. Официально считаясь ран попранными гражданами Японии, и; практике айны подвергаются дискриминации. Поэтому основная часть айно) стремится скрыть свою национальную принадлежность и максимально у под о биться по образу жизни японцам, раствориться среди них. Большая часть молодежи говорит по-японски, айнский язык помнят только старики. Такая ситуация сложилась в течение последних десятилетий, а и начале XX в. айны еще полностью сохраняли спой уклад жизни, язык, духовную и материальную культуру.

Сейчас айнский народный костюм, обрядность, танцы можно увидеть на Хоккайдо лишь в качестве аттракциона для туристов, чем зарабатывает себе на существование часть айнского населения.

Среди отдельных этнографически: групп большим своеобразием диалекта и некоторыми особенностями культуры (народным костюмом, обычаями), особенно прочно сохраняющимися в сельской местности на отдельных островах отличаются жители Рюкю. В средние века они представляли особую народность со своей государственностью, а сейчас влились в японскую нацию в качестве ее особой этнографической группы, которая, в свою очередь, делится на ряд более мелких подгрупп соответственно отдельным группам островов архипелага. Этнографическим своеобразием, особыми обычаями отличается и крестьянское население некоторых других мелких островов и изолированных горных долин Японии. В этом отразилось влияние, как расчлененного рельефа страны, так и ее многовековой феодальной раздробленности.

В основу обще японского государственного стандартного литературного языка (кокуго, или хёдзюнго) легли диалекты равнины Канто в окрестностях Токио. Этим языком сейчас владеет почти каждый японец. В то же время в стране имеются три большие группы диалектов, распадающихся на множество говоров. Каждый из диалектов имеет значительные фонетические и лексические особенности и па слух малопонятен носителям других диалектов. Сфера употребления диалектной речи ограничена семей побитовым общением и неуклонно сужается.

Система современной японской письменности очень сложна. Ее основу составляют китайские иероглифические знаки, каждый из которых обозначает определенное корневое понятие. Этими знаками записываются как заимствованные слова китайского происхождения (большей частью составленные из двух и более знаков), так и корни собственно японских слов. Таким образом, каждый знак имеет одно или два китайских чтения (измененных по законам японской фонетики, но восходящих к тем древнекитайским диалектам, из которых заимствовано включающее данный знак слово) и одно или несколько близких по значению исконно японских чтений. Какое из чтений следует выбрать в каждом конкретном случае, следует из контекста. Первоначально китайскими знаками пользовались для письма на древнекитайском языке, который долгое время был основным письменным языком для текстов делового и научного содержания, подобно латыни в средневековой Европе. Для записи исконно японских текстов, первоначально мифов и песен, использовались так же китайские знаки, но уже сообразно не их значению, а звучанию, т. е. каждый знак использовался для записи одного слога в собственно японском слове. Упрощаясь и изменяясь, слоговые знаки составили японскую слоговую азбуку «кана», состоящую из 50 слоговых знаков и существующую в двух вариантах — округлом (хирагана) и угловатом (катакана). И современном японском тексте корни большинства слов пишутся иероглифами, грамматические окончания и служебные слова — «хираганой», заимствованные слова европейского происхождения — «катаканой», хотя встречаются и тексты, почти сплошь написанные «хираганой».

Система латинской транскрипции японского языка (ромадзи) хорошо разработана, но имеет ограниченное применение, в основном на станционных  вывесках, дорожных   указателях   и   других   надписях, адресованных   скорее   иностранцам, чем японцам. (42, с.234).

Можно сделать вывод - Япония почти одно-национальная страна, но составляющих у японского народа много. За тысячи лет формирования Японии сложилась одна нация, ассимилировав мелкие народы. Из этого следует большая однородность досуга, так как многообразия в обрядности нет.

Японское общество. Здесь рассматриваются основные социальные процессы, основные составляющие японского общества, образ жизни японцев, особенности строения японского жилища.

Япония занимает первое место по продолжительности жизни. Она составляет 78 лет для мужчин и 84 года для женщин. Хотя в начале 40-х годов она колебалась в районе 50-ти.

Молодые японцы, заводя семьи, обычно переезжают из дома родителей. Поэтому большая часть семей не живут вместе с бабушками и дедушками. Последняя японская мода в домашнем строительстве - строить "двойные дома", то есть два дома с раздельными входами, но на одном фундаменте, и селиться: дети - отдельно, родители - отдельно, но все рядом.

Женятся и выходят замуж японцы обычно лет в 30. когда получают работу, которая может обеспечивать им материальную самостоятельность.

Наиболее состоятельные люди Японии - пожилые, потому что у них большие сбережения, которые практически не на что тратить. Именно бабушки и дедушки - основной источник карманных денег для детей. И именно по этой причине японцы начинают активно путешествовать по миру уже в преклонном возрасте.

До недавнего времени было принято, чтобы женщина, выходя замуж, увольнялась с работы и становилась домохозяйкой. В настоящее время все больше и больше женщин продолжают работать и делать карьеру, и после замужества. Некоторые возвращаются к работе, закончив воспитание детей.

До сих пор наиболее привлекательной профессией для маленьких девочек остаемся профессия невесты (для мальчиков - игра в футбол). В целом, до достижения подросткового возраста, девочки в Японии ориентированы достаточно "женственно". Тем не менее, некоторые женщины в современной Японии занимают значительные посты и в бизнесе, и в политике. Многие женщины владеют собственным бизнесом, обычно в сфере услуг и общественного питания.

В большей части японских семей не более одного-двух детей. Поэтому общее население Японии в настоящее время сокращается и стареет, поскольку все больше стариков доживает до весьма преклонных лет.

Основное средство передвижения в больших городах - общественный транспорт (метро и автобусы). Тем не менее, двое из каждых трех японцев имеют водительские права и собственную автомашину. Права на вождение мотоцикла можно получить с 16 лет. Автомобиля - с 18 лег. Между городами японцы предпочитают перемещаться, но железной дороге системы скоростных поездов - Синкансэн.

Помимо законопослушных граждан, в Японии есть и преступники. Организованная преступность представлена кланами якудза. Якудза контролируют незаконный и сомнительный бизнес (игорный бизнес, проституцию) и занимаются рэкетом. Многие павы якудза тесно связаны с крупным бизнесом и политикой. В последнее время численность якудза сокращается, как и сама японская экономика пережинающая кризис.

Якудза можно отличить от прочих японцев по многочисленным татуировкам, недостающим пальцам на руках и манере одеваться в стиле персонажей американских боевиков. Бывшим якудза очень трудно устроиться на работу, простые японцы их не любят и боятся. Людям с татуировками запрещен вход во многие бани.

Неорганизованная преступность часто состоит из молодежных шаек, пытающихся добыть деньги на дорогую технику и одежду, которые им не покупают в нужном количестве родители. Обычно они занимаются грабежами и кражами.

До войны в японских городах жило 40 процентов населения. Теперь эта цифра приближается к 80 процентам. Однако японский горожанин — это чаще всего житель пригорода, куда его вытесняет дороговизна зем­ли. Если раньше окраины из тесно сгрудившихся дере­вянных домиков тянулись на полчаса езды от центральных районов, то теперь тянутся на два-три часа.

Нужно, впрочем, отметить, что японцы перенесли в города общинные традиции села, тесные связи между соседями. И проявляются они не только в том, что жи­тели данного переулка испытывают чувство долга по отношению к местному торговцу, а он, в свою очередь, приберегает лучшие товары для постоянных покупате­лей. Видимо, именно из-за стойкости таких общинных связей рост городского населения Японии не сопровож­дается ростом преступности, как в других капиталисти­ческих странах. В Токио в среднем происходит дна ограбления в день против шести в Лондоне и двухсот в Нью-Йорке. Опираясь на поддержку населения, япон­ская полиция раскрывает 90 процентов убийств (их происходит пропорционально населению в шесть раз меньше, чем в США) и 77 процентов ограблений (которых совершается в сто раз меньше, чем в США). (35, с 188)

Убийства в Японии сравнительно редки, но бывают весьма жестоки, поскольку обычно совершаются без применения огнестрельною оружия. Самое распространенное орудие убийства - нож.

Полиция в Японии предпочитает улаживать мелкие конфликты, не доводя дело до суда. При аресте полицейские обычно полагаются не столько на оружие (которое, тем не менее, носят), сколько на владение боевыми искусствами. Участковые -инспектора стараются знать всех, кто живет на их участке, регулярно ходят по домам и выясняют, нет ли каких проблем с соседями. Дружба с участковым инспектором - нормальная практика в современной Японии (особенно в сельской местности и в пригородах).

Около 60% японцев живут в собственных домах. Остальные либо снимают жилплощадь, либо живут в домах, которые им предоставляет фирма, в которой они работают, или правительство. Есть, разумеется, и бездомные, но их не так много.

Большая часть частных домов находится в пригородах крупных городов или в сельской местности. Чтобы добраться до работы, японцы ездят на электричках.

Большая часть улиц в Японии не имеет названий. Адрес дома в таких случаях указывается описательно ("третий дом от развилки после супермаркета") или в соответствии с нумерацией внутри квартала. Нумеруются дома по порядку постройки, так что проблема ориентирования в городе и нахождения нужного здания стоит очень остро. В современные автомашины для этого ставят специальные спутниковые навигационные системы.

Средний размер дома/квартиры в Японии - 5 комнат. Это три спальни, гостиная и кухня/столовая. Жилая площадь такого дома - около 90 кв. м. Для частных домов это. соответственно. 6 комнат и около 120 кв. м жилплощади. В Токио, где цены на жилье существенно выше, квартиры и дома меньше в среднем на одну комнату.

Абсолютное большинство японских детей имеет собственную комнату (для каждого ребенка).

Традиционное японское жилье строится из дерева и бамбука. Окон в таком доме нет их заменяют раздвижные стены-сёдзи. На деревянный или бамбуковый каркас такой стены прикрепляется плотная японская бумага.

В летнее время, когда в Японии очень жарко и влажно, стены раздвигаются, чтобы дом проветривался. Зимой же. когда становится холоднее, стены сдвигаются так. чтобы создать небольшие внутренние комнаты, которые легко обогревать жаровнями.

Пол традиционного японского дома покрывается татами - квадратными соломенными магами. Площадь одного татами - около 1.5 кв. м. Площадь комнаты измеряется количеством помещающихся в пей гагами. Периодически татами чистят и заменяют.

Чтобы не пачкать пол, в традиционных японских домах не носят обуви - только белые носки-таби. Обувь же оставляют при входе в дом на специальной приступочке-гэнкан (она делается ниже уровня пола).

Спят в традиционных японских домах нa матрацах-футонах. которые утрем убирают в шкаф-оси-ирэ. Также в комплект спальных принадлежностей входит подушка (раньше в качестве таковой часто использовалось небольшое полено) и одеяло.

Едят в таких домах, сидя на футонах. Маленький столик с едой ставится перед каждым из едоков

В одной из комнат дома обязательно должен быть альков-токонома. В этом углублении помещаются предметы искусства, которые есть в доме (графика, каллиграфия, икебана), а также принадлежности культа - статуи богов, фотографии умерших родителей и так далее.

В современных японских домах практически всегда есть, как минимум, одна комната в традиционном стиле. Остальные же комнаты обычно делаются в европейском стиле, с деревянными полами, коврами, кроватями, столами, стульями и гак далее.

В современных японских домах ходить в таби холодно (пол не обогревается), по тому японцы носят тапочки. Для туалета есть специальные тапочки, чтобы не разносить грязь. Вообще, японцы очень скрупулезно относятся к личной и домашней гигиене.

В японских ваннах и банях не принято мыться. Они предназначены для того, чтобы расслабиться в горячей воде после трудного дня. Залезать в ванную и идти в баню принято только после предварительного мытья под душем. Обычно по вечерам ванну принимает вся семья, причем в одной воде - она в Японии весьма дорогая. Обычно вода в ванне нагревается до 40°.

В целом японское жилье хуже и дороже, чем в большинстве европейских стран и Америке. Многие современные японские дома дизайном и качеством постройки напоминают хрущевские пятиэтажки, а по уровню удобств могут даже быть хуже их. Впрочем, в японском климате, что ощущается не так сильно, как в российском.

Домашний уют в Японии создает не сам дом. а то. что в нем имеется. Поэтому японцы любят покупать дорогую технику и электронику, модную одежду и так далее. В результате многие японские квартиры захламлены, от чего японцы очень страдают.

Многие японцы заводят домашних животных - кошек, собак, рыбок, небольших птиц. Бывают и более экзотические питомцы - мыши, лягушки, черепахи. Новая мода в Японии - "виртуальные питомцы тамаготи. Они популярны не только у детей, но у многих взрослых (особенно у молодых женщин). (4)

Наиболее важным теоретиком социальной структуры Японии следует считать Т.Наканэ – профессора социальной антропологии Токийского университета. Она считает, что японское общество построено на основе «вертикального принципа», согласно которому определяющими отношениями между людьми и различного рода группами в обществе являются отношения между вышестоящими и нижестоящими, то есть отношения господства и подчиненения. Такие отношения, по мнению Т.Наконэ образуют уникальную структуру японского общества от чего оно коренным образом отличается от классового общества. (25, с.175).

Можно сказать, что система японского общества, хоть и опирается на традиционные факторы его социального устройства, но вписывается в общую концепцию построения постиндустриального социума.

Япония – конституционная монархия. Согласно действующей с 1947 года Конституции император (с 1989 года – Акихито) является “символом государства, единства нации”, его статус определяется “волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть”. Высший законодательный орган – парламент, состоящий из двух плит – палаты представителей (500 депутатов) и палаты советников (252 депутата). Срок полномочий депутатов палаты представителей – 4 года, палаты советников – 6 лет (с переизбранием половины состава каждые три года). Исполнительная власть осуществляется кабинетом министров с премьер министром, избираемым парламентом. С июля 1993 года до октября 1996 года японское правительство формировалось на коалиционной основе (ЛДП, СДП, Саки гаке, независимая). (См. Приложение 5)

Религия японцев. Здесь дается представление о двух исторически сложившихся типах религиозного мировоззрения господствовавших в разные периоды истории.

В Японии исторически укрепились и доныне продолжают господствовать две религии: синтоизм и буддизм. Первая – чисто национальная, вторая – занесена в Японию, как и в Китай извне. Взаимоотношение между обеими религиями развивались чрезвычайно сложно.

Старая традиционная религия японцев, которая раньше не имела определенного названия, стала, в противовес буддиз­му, называться ками-но-.мити, дословно — «путь ками», то есть «путь (местных) богов», или, по-китайски, син-то (то же значение); последнее слово вошло и в европейские языки.

Синтоизм подвергся сильному влиянию буддизма. Син­тоистские жрецы постепенно организовались в замкнутую наследственную касту. В подражание буддистским храмам начали строиться и синтоистские храмы, хотя и более про­стые; синтоисты стали делать изображения богов. Будди­сты ввели обряд трупосожжения (в древности умерших в Японии зарывали в землю). Обе религии начали постепен­но сближаться. Внутри буддистских храмов отводили угол­ки для синтоистских богов — ками; иногда этих ками даже просто отождествляли с буддистскими божествами. С дру­гой стороны, и синтоистский пантеон пополнялся буд­дистскими божествами. В IX в. возникли секты санно и рё-бу, стремившиеся слить воедино буддизм и синтоизм. Чис­тых буддистов, как и чистых синтоистов, в Японии остава­лось мало. Однако остались следы антагонизма между обеими религиями: например, в синтоистских храмах запрещалось произносить слова, относящиеся к буддист­скому культу (Будда, пагода, монах и пр.).

 «Переворот Мейдзи» 1867—1868 гг., восстановивший светскую власть микадо и покончивший с засильем старой феодальной знати, привел к полному официальному признанию синтоизма. Это было вполне естественно, так как именно синтоизм проповедует божест­венность императорской власти. Микадо попытался даже совершенно запретить буддизм и объявить синтоизм единственной религией Японии (1868). Но из этого ничего не получилось: буддизм сильно укрепился среди народных масс. Тогда было решено более резко разделить обе ре­лигии: из синтоистских храмов были удалены буддистские изображения и принадлежности. Но и размежевание ре­лигий не удалось: слишком уж крепко они срослись. В 1889 г. в Японии была объявлена свобода вероиспове­дания.

С этого времени чистый синтоизм получил значение придворного императорского культа: официальные празд­ники, обряды — синтоистские. В быту же народа обе рели­гии переплетаются: например, рождение детей сопровож­дается синтоистскими обрядами, ребенка поручают покро­вительству синтоистских божеств; погребальный же культ целиком в руках буддистских бонз. Есть и некоторое географическое размежевание культов: традиционный центр синтоизма — провинция Идзумо, где, как гово­рят, каждый камень связан с синтоистскими мифами и легендами; другая синтоистская провинция — Сацума, где буддистские бонзы в прошлом скомпрометировали себя нелояльностью к местным князьям. В остальных провин­циях Японии более силен буддизм, который в Японии далеко не един, а раздроблен на множество школ и сект.

Крупную роль в синтоизме играет семейно-родовой культ предков, напоминающий конфуцианский в Китае. Считается, что каждый умерший превращается в ками

 (общее название для всех духов и богов), и глава семьи, глава рода совершает ежедневные моления им и приносит жертвы. В каждом доме имеется семейный алтарь — ками-дана — с небольшим шкафчиком для табличек умер­ших (китайское влияние).

Объектом публичного культа служат многочисленные духи и божества, местные и общенародные. Этих божеств и духов великое множество: в текстах говорится о «800 мириадах», то есть о 8 миллионах ками (число «8» — свя­щенное у японцев). Наиболее чтимые из них: Аматерасу (богиня солнца) (см. Приложение 3), Суса-но-во (бог бури), Инари («рисовый человек», покровитель земледелия; изображается с двумя охапками рисовых колосьев и часто с лисицей). Видное место в синтоистском пантеоне занимают знаме­нитые императоры и другие выдающиеся лица древности. Почитанием пользуются также священные места, особенно горы: среди них на первом месте — вулкан Фуд­зияма. Сохранились следы древнего культа животных; особенно лисицы, обезьяны и т. п. Синтоистские храмы отличаются от буддистских большей простотой. На­ружная ограда их всегда имеет ворота (тории) с высокой поперечной балкой. В главном святили­ще храма (хондэн) хранятся фетиши — эмблемы божеств: зеркало, меч и др., а также гохеи — белые бумажные ленты на бамбуковых палочках — замена священного дерева с развешанными на нем жертвенными лоскутками. К наиболее известным синтоистским храмам (в округе Идзумо, в Ямада, провинции Изе и др.) сходятся в определенные дни десятки тысяч паломников.

Синтоистские жрецы — каннуси — передают свою дол­жность по наследству, от отца к сыну, но они обычно зани­мают одновременно и какие-нибудь светские должности. Жрецы делятся на восемь рангов. Высший из них — саишу — занят лицами княжеского происхождения.

Синтоистский культ очень прост: он сводится к произ­несению молитвенных формул — норито — и принесению жертв (рис, овощи, рыба и т. п.). Но в нем есть и черты шаманизма: обряды, при которых жрец доводит верующих до состояния исступления, чтобы они могли общаться с бо­жеством. Важную роль в синтоистском культе играет обря­довая чистота: ничто нечистое не должно касаться священ­ного места; соприкоснувшийся же с нечистотой человек должен подвергнуться очистительному обряду. Дважды в год 30 июля и 31 декабря устраиваются всенародные очистительные церемонии (мацури). Нечистым же в синтоизме считается кровь, и все связанное со смертью. Этика синтоизма проста. Главной моральной заповедью храмового синтеизма считается, что характерно для земледельцев, порча плотин, ирригационных сооружений, а также чрезмерная жестокость к животным в современной жизни Японии религиозность проявляется в соблюдении традиционных обрядов, особенно домашних. Публичные религиозные церемонии привлекают многих. Религиозного фанатизма нет, нет и враждебности между различными конфессиями.(48, стр.234).

Автор делает вывод, что несмотря на глубокую религиозность Японцев, Япония остается светским государством. В Японии также отсутствуют любого рода дискриминации по религиозной принадлежности.

История Японии. По нашему мнению здесь раскрываются основные аспекты истории Японии от буржуазной революции Мэйдзы до послевоенного периода.

Указ о строительстве Тодайдзы был издан императором в Сему 15 апреля 743 года. В то время монах находился не в Хэйдзе, а в местности Апарака к северу от Нара, куда он был вынужден бежать в разгар мятежа, поднятого одним из Фудзивара с целью возвести на престол более послушного и воле императорского клана члена императорской фамилии. Не случайно идея сооружения Тодайдзы родилась в то время. Великий Восточный храм замышлялся как главный культовый центр буддизма, долженствовавший защитить императорский двор в эпоху смут и политических неурядиц, обеспечить мир и спокойствие в государстве. Решили начать сооружение грандиозной статуи Будды Вайрочано (по японски будда – великое солнце) присутствующего повсюду во вселенной (см. Приложение 4). И вот громадная статуя наконец отлита. Нетрудно вообразить себе какое потрясающее впечатление произвел на японцев того времени вознесшийся на более чем шестнадцатиметровую высоту гигант, с какими трепетными взорами смотрели на него современники. Ведь только лицо Будды было около пяти метров от уха до уха. Длина его вытянутой ладони составляла 3,7 метров средний палец достигал двух метров. Даже урна – глаз мудрости во лбу был больше нормальной человеческой головы, а в ноздри мог легко заползти взрослый человек.

Вес пьедестала статуи, исполненного в форме цветка лотоса, составил 130 тонн. Всего же на сооружение статуи большого Будды пошло около 444 тонн меди, 82 тонны олова, и много –золота. (41 с.180).

Эпоха Мэйдзи (1868 – 1912). В 1867-68 гг. эра Токугава закончилась с реставрации Мэйдзи, император Мэйдзи покинул Киото и переселился в новую столицу – в Токио, его власть была восстановлена, политическая сила переместилась из сегуната Токугава в руки небольшой группы знатных самураев. Новая Япония решительно начала в экономическом и военном смыслах догонять Запад. Огромные реформы прошли по всей стране новое правительство мечтало сделать Японию демократической страной с всеобщим равенством. Границы между социальными классам введенными сегунатом Тогукава были стерты. Правда, самураи были недовольны этой реформой, потому что потеряли все свои привилегии. Реформы также включал введение прав человека, например, в 1873 году была объявлена свобода религии.

Ради стабилизации нового правительства все прежние феодалы-даймё должны были вернуть все свои земли императору, получив взамен солидные денежные компенсации. Это было сделано уже к 1870 году, и затем последовал передел страны на префектуры.

Система образования реформировалась сначала по французскому, а затем по германскому типу. Среди этих реформ было и введение обязательного обучения. Примерно после 20-30 лет такой интенсивной западизации правительство прислушалось к консерваторам и националистам: принципы конфуцианства и синтоизма, включая и культ императора, были внедрены в программы образовательных учреждений.

Рост в военном направлении в эру европейского национализма имел высокий приоритет для Японии. Ведь, как и другие азиатские государства, Японию вынуждали подписывать невыгодные соглашения силой. Была введена всеобщая воинская повинность, новая армия была построена по типу прусской, и флот был выстроен по типу британского флота.

Для более быстрого преобразования Японии из сельскохозяйственной страны в индустриальную многие японские студенты были отправлены на Запад изучать науки и языки. Также в Японию приглашались иностранные преподаватели. Много денег было вложено в развитие транспорта и средств связи. Правительство поддерживало развитие бизнеса и промышленности, особенно монополий - дзайбацу, японских олигархий.

До Второй мировой войны легкая промышленность росла быстрее, чем тяжелая. Условия труда на фабриках были плохими, и вскоре появились либеральные и социалистические движения, давящие на правящую группировку Гэнро, состоящую из ближайших сподвижников императора - новых японских "олигархов".

Япония получила свою первую Конституцию в 1889 г. Появился парламент, но император сохранил свою независимость: он стоял во главе армии, флота -  исполнительной и законодательной власти. Однако основная политическая власть осталась в руках членов Гэнро - император Мэйдзи соглашался с большинством их действий. Политические партии пока не имели достаточного влияния в первую очередь из-за конфликтов между их членами.

Конфликт между Китаем и Японией в отношении Кореи привел к японо-китайской войне в 1894-95 годах. Японцы победили и захватили Тайвань, но под влиянием Запада были вынуждены вернуть другие территории Китаю. Эти действия подтолкнули японскую армию и флот ускорить перевооружение.

Новый конфликт интересов в Китае и Манчжурии, на этот раз с Россией, привел к русско-японской войне в 1904-05 годах. Япония так же выиграла эту войну, завоевав при этом некоторые территории и международное уважение. Позднее Япония усилила свое влияние на Корею и присоединила ее в 1910 году. Эти военные успехи привели к небывалому подъему национализма.

В 1912 году император Мэйдзи умер, и эра Гэнро закончилась.

Милитаризм и Вторая мировая война. Во время правления слабого императора Тайсё (1912 - 1926) политическая власть постепенно переходила от олигархов из Гэнро к парламенту и демократическим партиям. В Первую мировую войну Япония присоединилась к Антанте, но сыграла весьма незначительную роль в противостоянии германским войскам в Восточной Азии. После войны экономическая ситуация в Японии ухудшилась. Великое землетрясение в Канто в 1923 году и Всемирный экономический кризис в 1929 только приблизили страну краю пропасти.

Одним из путей решения проблем Японии была территориальная экспансия: после войны западные страны имели колонии по всему миру.

В 1930-е годы военные установили почти полный контроль над правительством, в то же время сохраняя независимость от него. Их политические враги были убиты, коммунизм преследовался. Идеологическая обработка и цензура в образовании и средствах массовой информации были ужесточены. Позднее офицеры армии и флота заняли много важных правительственных кабинетов, и даже пост одного из премьер-министров.

Главной целью экспансии Японии был Китай. Ранее японское правительство вынуждало Китай совершать экономически и политически невыгодные для него действия. К тому же, много японцев ранее эмигрировали в Китай, особенно в Манчжурию.

В 1931 году японская армия оккупировала Манчжурию. и в следующие года, марионеточное государство Манчжоу-го было объявлено протекторатом Японии. В том же году японские ВВС начали бомбить Шанхай, якобы защищая японцев, живущих в Китае, от антияпонского движения.

В 1933 году Япония вышла из Лиги Наций, так как ее жестко критиковали за действия в Китае.

В июле 1937 года началась Вторая японо-китайская война. Небольшой инцидент перерос в полномасштабные военные действия, причем армия действовала независимо от более умеренного правительства Японии.

Японские войска оккупировали целое побережье Китая и зверствовали по отношению к местному населению, особенно после взятия Нанкина. Однако китайское правительство не сдавалось, и война продолжалась до 1945 года.

Следующим шагом Японии было завоевание Юго-Восточной Азии и установление "Великого пояса азиатского процветать", а также освобождение Северо-восточной Азии от европейцев. В 1940 году Япония оккупировала французский Индокитай (Вьетнам) и присоединилась к Оси (союзу Германии и Италии). Эти действия ускорили разгорание конфликта между Японией. США и Великобританией, устроивших Японии нефтяной бойкот. Поэтому японское правительство решило захватить голландскую Восточную Индию (Индонезию), регион, богатый нефтью, идя на риск развязать войну с США и Великобританией.

В декабре 1941 года Япония напала на США в Перл-Харборе и за полгода распространила свой контроль на огромную территорию - до границы Индии на западе и Новой Гвинеи на юге.

Поворотной точкой в Тихоокеанской войне была битва при атолле Мидуэи в июне 1942 года. После расшифровки перехваченных сообщений японской армии военные силы США смогли победить и нанести армии противника огромный урон. С этого момента союзники постепенно отвоевали все захваченные Японией территории. В 1944 году начались мощная бомбардировка Японии, и в отчаянии японцы начали использовать против союзников, летчиков, самоубийц, камикадзе. Последние сражения шли на Окинаве в 1945 году. 27 июля 1945 года союзники предложили Японии подписать Потсдамскую декларацию о капитуляции, угрожая продолжить уничтожение ораны. Но военные министры и не думали сдаваться. Даже после того, как США сбросили две атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа, и после объявления Советским Союзом войны Японии 8 августа.

Послевоенный период. После Второй мировой войны Япония была полностью разорена. Все крупные города (исключая Киото), промышленность, транспортные и информационные сети были сильно повреждены. Оккупация Японии силами союзников началась в августе 1945 года и закончилась в апреле 1952 года. Генерал Мак-Артур был главнокомандующим. Операция оккупации главным образом была разработана США.

Территория Японии после войны напоминала 1868 год - без Курильских островов, оккупированных Советским Союзом, и островов Рюкю, включая остров Окинава, находящихся под контролем США.

Остатки японской армии были уничтожены. Заседания военного трибунала продолжались до 1948 года. Свыше 500 военных офицеров совершили самоубийство сразу после капитуляции Японии и сотни других были приговорены к смерти решениями трибунала. Однако император Хирохито не был объявлен военным преступником.

Целью Мак-Артура было установление стабильной демократии. Поэтому в 1947 году вступила в силу новая Конституция. Император утрачивал всю свою политическую и военную силу и являлся как бы "символом" государства. Гарантировались всеобщее избирательное право и права человека. Мак-Артур децентрализовал экономику путем разбиения финансовых групп и других крупных компаний, реформировал системы образования и полиции. Земельная реформа устранила крупное землевладение. Кроме того, четко разделились роли государства и синтоизма. Также Японии было запрещено начинать войны и даже иметь свою армию.

Военное сотрудничество Японии и союзников было выгодным обеим сторонам. Поток критики начал нарастать только после того, как США усилили действия по защите своих интересов в холодной войне: пересмотрев свое отношение к коммунизму, расположили дополнительные военные базы на островах Японии, и принуждали Японию основать собственные силы обороны страны в нарушении Конституции. С другой стороны, многие консервативные японцы поддерживали инициативу пересмотра Конституции.

Оккупация закончилась с вступлением в силу в 1952 г. мирного договора. Вскоре правящей партии консерваторов под руководством премьер-министра Ёсиды было предъявлено обвинение в подрывной деятельности против государства и десятки тысяч человек, приверженцев коммунизма, были смешены с занимаемых ими постов в правительстве, промышленности и прессе. В 1954 г. были основаны Японские Силы самообороны, и в том же году прошел крупный показательный военный парад.

После войны с Кореей экономика Японии быстро восстанавливалась. Уровень экспорта повышался и вскоре дисбаланс в торговых отношениях с партнерами, особенно с США, привел к конфликту. Экономика росла во многом благодаря политике находящейся в то время у власти Либерально-

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Особенности организации досуга в Японии". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 580

Другие дипломные работы по специальности "Культура и искусство":

Плетеная мебель "Детская кроватка"

Смотреть работу >>

Эволюция exercice классического танца

Смотреть работу >>

Проблема сущности культуры

Смотреть работу >>

Основные направления голландской живописи XVII века

Смотреть работу >>

Развитие корпоративной культуры социальных учреждений

Смотреть работу >>