Дипломная работа на тему "Музей В. Высоцкого в библиотеке: проблемы моделирования"

ГлавнаяКультура и искусство → Музей В. Высоцкого в библиотеке: проблемы моделирования




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Музей В. Высоцкого в библиотеке: проблемы моделирования":


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методические подходы к созданию музея в библиотеке       

1.1 Научная концепция музея в библиотеке как документ

1.2 Музей в библиотеке: опыт создания и функционирования

1.3 Музейные технологии: специфика их использования в условиях музея в библиотеке

Глава 2. Музей Высоцкого: проблемы моделирования

2.1 Музей Высоцкого: характеристика деятельности

2.2 В. Высоцкий как объект музея в библиотеке

2.3 Концепция модели музея В. Высоцкого в библиотеке: обоснование содержательной структуры

Заключение

Литература

Приложения

Приложение 1. Анкета для работников библиотеки

Приложение 2. Социальный опрос посетителей музея

Приложение 3. Концепция музея В. Высоцкого

Приложение 4. Экспертная карта библиотекаря

ВВЕДЕНИЕ

Современные библиотеки обязаны идти в ногу со временем и отвечать на все запросы общества — это аксиома деятельности библиотек. Новая экономическая и социокультурная ситуация стимулирует появление различных форм библиотечных учреждений, значительное расширение их функций. Библиотеки продолжают выполнять просветительскую, образовательную, информационную функции и являются досуговыми центрами. При этом они становятся центрами правовой и деловой информации, осуществляют информационное обеспечение государственных структур и органов местного самоуправления.

Наиболее распространенным «вторжением» в смежные отрасли культуры является создание музеев в библиотеках.

Музей осуществляет связь времен, дает человеку уникальную возможность окунуться в прошлое и познакомиться с настоящим. Одним из важнейших его функций являются информационно-познавательная и образовательно-воспитательная. И в настоящее время наиболее актуальной остается проблема осмысления образовательной специфики музея.

Однако, библиотеки, создавая музеи, не прогнозируют его функционирование в общественной и библиотечной среде, его дальнейшее развитие. Об этом свидетельствуют следующие публикации — Д. Чаликовой, Н. Свиридовой, Л. А. Петровой, И. Бикбулатова и др.

Для разработки концепции нами была выявлена и изучена литература по организации, функционированию и моделированию музеев и мини-музеев. Была изучена база для моделирования: социокультурная ситуация в регионе, деятельность музеев, регламентирующие документы. Так же мы выявили музеи им. Высоцкого в других городах. Узнали, в виде чего они существуют и как функционируют. Для изучения всех документов, литературы и процессов деятельности мини-музеев большей частью мы опирались на работы Т.В. Абалимовой, С. Матлиной, Д. Чаликовой и некоторых других. В основу концепции мы заложили технологии из работы Т.В. Абалимовой «Литературный музей в библиотеке: проблемы моделирования».

Перечисленные выше обстоятельства определили объект, предмет, а также цель и задачи нашего исследования.

Объектом настоящего исследования является литературный музей в библиотеке. В нашем случае это музей им. В. Высоцкого.

Предметом исследования — моделирование музея Высоцкого. Основу модели музея составляет научная концепция музея.

Цель исследования разработать модель музея в библиотеке (на примере музея им. В. Высоцкого).

Таким образом, значимость нашей работы выступает в виде своеобразного концептуального пособия по созданию музея в библиотеке для библиотечных работников.

В ходе исследования нами были реализованы следующие задачи: выявлена литература по теме исследования; изучена база для моделирования: социокультурная ситуация в регионе, деятельность музеев, регламентирующие документы; подобрана литература по моделированию музеев; выявлены музеи им. В. Высоцкого в других городах и в виде чего они существуют — в основном это были Центры-музеи; разработана модель музея на примерах других музеев — персональных, музеев в библиотеках и обычных музеев; осуществлена экспертная оценка модели и ее доработка по замечаниям.

В процессе работы была создана модель музея в виде концепции литературного музея, которая основывается на следующих методах:

- Метод терминологического анализа.

- Метод операционализации понятий.

- Метод анкетирования (опрос).

- Метод моделирования.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и четырех приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические основы моделирования музеев — концепция музея как документ, место музея в библиотеке, общность и специфика музейных и библиотечных технологий.

Вторая глава посвящена проблемам моделирования музея им. В. Высоцкого, обоснованию содержательной структуры.

Заключение содержит выводы о проделанной работе.

Список использованных источников отражает источники, посвященные теме данного исследования.

В качестве приложения даются концепция музея им. В. Высоцкого, анкеты и экспертные карты по оценке разработанной концепции.

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ МУЗЕЯ В БИБЛИОТЕКЕ

1.1 Научная концепция музея в библиотеке как документ

Разработка научной концепции — одна из важнейших частей концептуального подхода к проектированию экспозиции музея. Нами было выявлено несколько понятий научной концепции, рассмотрим их подробнее.

Конце́пция, или конце́пт, (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.[4]

Концепция — способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности .[6]

Концепция — ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, внезапное рождение идеи, основные мысли художественного или другого мотива.[14]

Концептуальная модель — совокупность представлений оператора о целях и задачах трудовой деятельности, состоянии предмета труда системы «человек-машина» и собственных способах, управляющих воздействий на них.[25]

Научная концепция музея — всестороннее обоснование целей и задач, создания, функционирования и развития музея, а также вытекающих из этих целей и задач способов и средств их реализации.[27]

Термин концепция – трактуется сегодня неоднозначно. В нашей работе мы будем ориентироваться на понятие из терминологического словаря Ю.А. Стариковой. Ведь научная концепция является составной частью концепции музея в целом. К сожалению, в практике работы современных музеев, как правило, эти важные документы отсутствуют на формальном уровне.

Следует отметить, что существуют общие и частные научные концепции. Концепции музейных технологий, например: концепция экспозиции, концепция фондовой работы, относятся к общим, т. к для всех музеев они одинаковы. К частным же относятся концепции музея в целом. Потому что музеи различны по своей структуре.

В разработке научной концепции музея могут быть реализованы два подхода — новаторский, когда музей переживает определенный кризис и ищет выход путем создания новой концепции, кардинально переосмысляет накопленный материал, и традиционный, в случае наличия у музея четкого осмысления своих задач и культурной роли в обществе. Отталкиваясь от общей концепции, типа и профиля музея.

Музеи в библиотеках бывают разными. Обычно, условно их разделяют на исторические и условные. В нашей работе мы создаем концепцию литературного музея. Назначение литературного музея — быть лабораторией, помогающей изучению творчества писателей. С этой целью в них собираются материалы, дающие возможность наблюдать процесс создания литературных произведений, раскрывать социальные корни и классовую направленность творчества писателя, определять его место в современной ему борьбе классовых сил в литературе. Экспонатами литературных музеев являются разные виды рукописей, издания его сочинений, карикатуры, критика и рецензии, газетные и журнальные статьи, официальные документы; иконография писателя, портреты друзей и врагов, плакаты, карикатуры, иллюстрации к текстам, сценические воспроизведения, виды местностей, связанные с творчеством писателя и другой изобразительный материал; вещевой материал.[23]

Проанализируем документацию некоторых музеев в табличной форме.

Таблица 1. Анализ документов концептуального характера

Основные разделы и их наполнение | Дом Н. В. Гоголя (г. Псков) | Музей В. Высоцкого на Таганке (г. Москве) | Комната-музей им. Ф. Шафигуллина (г. Зеленодольск) | Музей романа В.А. Каверина «Два капитана» |
---------------------------------------------------------

Общие положения:

- правовая база

- связь с другими организациями

-читательское назначение

|

+

+

+

|

+

+

+

|

+

+

+

|

+

+

+

|
---------------------------------------------------------
- назначение, цели и задачи | + | + | + | + |
---------------------------------------------------------
Научно-просветительская работа: проведение культурных акций | + | + | + | + |
---------------------------------------------------------

Структура музея:

Фондовые, экспозиционные, выставочные, научные отделы,

отдел информатики и электронно-вычислительной техники, организационно-хозяйственная служба

|
+ |

+

_

|

+

_

|
+ |
---------------------------------------------------------

Основные параметры музея:

документирование, экспонирование,

научная и научно-просветительская деятельность.

|
+ | + | + | + |
---------------------------------------------------------
Обоснование значимости музея: миссия музея | + | + | + | + |
---------------------------------------------------------

Информационная д-ть музея:

RP, реклама,

сайт

|
+ | + |

_

+

|
+ |
--------------------------------------------------------- -------------------------------------------------- Научная концепция музея включает в себя основные положения. В таблице 1. проведен анализ некоторых литературных музеев по концептуальным положениям, но мы должны заметить, что не все положения присутствуют в данных музеях, возможно по причине их не опубликования. Деятельность данных музеев более подробно представлена во втором параграфе первой главы.

Концепция дома музея им. Н.В.Гоголя продиктована самими обстоятельствами жизни Гоголя, это попытка показать, проследить не только жизненный и творческий путь Гоголя, а ещё и показать влияние его наследия творческого, влияние его личности на, скажем так, мировой культурный процесс. Это музыка, это живопись, это кино, это огромный пласт искусств, которые реализовали творческий потенциал Гоголя.[51]

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.Нами так же была рассмотрена программа развития комнаты-музея им. Ф. Шафигуллина на 2000—2001 г.

Назначение и цели:

1. Создать на базе комнаты-музея при национально-краеведческом филиале № 42 Зеленодольской ЦБС центр местного краеведения и пропаганда творчества татарских писателей. Осуществлять на базе комнаты-музея обучение библиотекарей системы музейному делу.

2. Осуществлять материально-техническое перевооружение музея и библиотеки с учетом современных требований к обслуживанию ее пользователей. Осуществлять комплектование библиотеки литературой по краеведению, литературоведению и музееведению».

3. Осуществлять досуговые и нетрадиционные формы работы с читателями и пользователями библиотеки-музея.

Программа предлагает:

1. Составить «Положение о комнате-музее писателя Фаиля Шафигуллина при библиотеке-филиале № 42 Зеленодольской ЦБС Республики Татарстан».

2. Составление сводного краеведческого каталога или картотеки, отражающей фонды музеев, частных лиц, школ и библиотек города и района.

3. Создание методического пособия, библиографического указателя по краеведению.

4. Пополнение фонда музея новыми экспонатами.

5. Создание буклета музея или путеводителя по музею.

6. Создание клуба или любительского объединения.

7. Оснащение видео-экскурсоводом комнаты-музея.

8. Создание видео-фонда выставок и мероприятий музея и видеофильма о музее и писателе совместно с ТВ Зеленодольска.

9. Проведение обучающих семинаров и «круглых столов» для библиотекарей системы с приглашением сотрудников научно-методического отдела Государственного Объединенного музея Республики Татарстан и музея народного творчества и этнографии Зеленодольска.

10. Совместные мероприятия с городскими музеями (музеи народного творчества и этнографии, музеи завода им. Серго, музей татарского просветителя Каюма Насыри при школе № 10).

11. Использование этнографического уголка в пропаганде народного творчества, промыслов и ремесел, в проведении фольклорных вечеров и праздников.[12]

Работа с читателями и пользователями библиотеки-музея им. Ф. Шафигуллина:

Форма | Наименование | Дата |
---------------------------------------------------------
Экскурсии по музею | «Жизнь и творчество писателя Фаиля Шафигуллина» (на тат.и рус. яз.) | по мере необходимости |
---------------------------------------------------------
Презентации книг Эльмиры и Фаиля Шафигуллиных | «Тагын бер мэртэбэ нурланып яз килде...» («Мир творческой семьи») | ежегодно |
---------------------------------------------------------
Вечер одного экспоната | «Из сокровищниц ГОМ республики Татарстан» | ежегодно |
---------------------------------------------------------
Выставка-просмотр | «Карлыгачлар килгэч тудын син...» («И вновь наступила весна...») — творчество Ф. Шафигуллина | апрель-май2000—2001 г. |
---------------------------------------------------------
Штрихи к портрету | «Шаян пэйгэмбэр» («Юморески») — юмор в творчестве писателя | март 2000 г. |
---------------------------------------------------------
Литературная встреча | «Мэхэббэтнен жиде тосе» («Какая она любовь?») — встреча с поэтессой Э. Шарифуллиной, вдовой писателя | май 2000 г. |
---------------------------------------------------------
Вечер памяти писателя | «Сагыналар сине дусларын...» («Ты в памяти друзей всегда...» — встреча с членами Союза писателей Татарстана | ежегодно в мае |
---------------------------------------------------------
Час юмора | «Фаил Шафигуллин тынгысыз рэссэм калэме» («Беспокойное перо писателя») | октябрь 2000 г. |
---------------------------------------------------------
Литературные чтения | «Фаил Шафигуллин доньяны рэссэмча курэ иде...» («Мир глазами Ф. Шарифуллина») | ноябрь 2000 г. |
---------------------------------------------------------
Вечер фольклора | «Хуш килэсен, Науруз!» «Сабан-туй» «Каз омэсэ» |

март 2001 г.

июнь 2001 г.

ноябрь 2001 г.

|
---------------------------------------------------------
Библиотечно-музыкальные посиделки | «Так бывало в старину…» (Традиции и обычаи народов Поволжья) | сентябрь 2001 г. |
---------------------------------------------------------
Час искусства | Заочное путешествие по залам Государственного Объединенного музея РТ | февраль 2001 г. |
---------------------------------------------------------
Шафигуллинские чтения | «Намус, кешелеклелек хэм егетлек жырчысы» («Совести, мужества и человечности певец») | май 2001 г. |
---------------------------------------------------------
Вечер одного экспоната | «Передано в дар музею» | апрель 2001 г. |
--------------------------------------------------------- --------------------------------------------------

В Пскове по инициативе клуба «Два капитана» и псковской общественности принято решение о создании музея романа В.А. Каверина «Два капитана». Была разработана концепция создания экспозиции музея, создан попечительский совет.

Цели проекта:

■введение нового культурного объекта-музея романа «Два капитана» в экскурсионные маршруты города;

■сохранение дома псковских губернаторов как культурного центра города;

■организация коммуникативной среды, формирующей «психологию успеха» у подростков, ориентации подростков на профессию спасателей;

■развитие международных связей библиотеки.

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.Методы осуществления проекта.

Для 1 этапа:

1. Провести организационное собрание попечительского совета и партнеров проекта. Организовать публикации в местной печати — декабрь 2000 г.

2. Создать электронную базу данных «Феномен романа «Два капитана».

3. Заключить договор со школой № 2 о создании на базе библиотеки информационного блока материалов по обучению школьников профессии спасателей.

4. Создать электронную базу данных «Человек в экстремальных ситуациях: научные исследования и художественная интерпретация».

5. Создать в Интернете сайт «Музей романа «Два капитана».

6. Установить через Интернет связь с городами, имеющими памятники литературным героям.

7. Прослушать сотрудникам всех отделов библиотеки курс лекций «Псков — город Каверина».

Для 2 этапа:

Организация музейно-экскурсионной среды.

1. Продолжить дополнительный сбор материалов для музейной экспозиции, дня чего организовать командировки сотрудников библиотеки в литературные архивы Москвы (ЦГАЛИ), в Санкт-Петербург в музей Арктики и Антарктики.

2. Продолжить структурирование и атрибутацию экспонатов, разработать тематико-экспозиционный план.

3. Разработать экскурсионное сопровождение на русском, английском и немецком языках.

4. Создать подростковую группу экскурсоводов на базе клуба «Два капитана», для проведения экскурсий по экспозиции музея романа.

5. Заключить с Псковским экскурсионным бюро договор о включении музея романа «Два капитана» в экскурсионные маршруты города.

6. Разработать экскурсионный маршрут «Псков на страницах литературных произведений» с включением экспозиции музея романа «Два капитана».

7. Провести презентацию музея для местного сообщества.

8. Выпустить буклет, посвященный истории романа «Два капитана» и экспозиции музея.

Организация коммуникативной среды

1. Разработать методику проведения интерактивной игры для подростка «Экспедиция на Северный полюс». Провести игру с членами клуба «Два капитана».

2. Создать силами членов клуба и читателей библиотеки издательский макет книжки-игрушки для подростков «Пропавшая экспедиция капитана Татаринова», «Поиск пропавшей экспедиции». Предложить книжку-игрушку для издания местным или центральным издательствам.

3. Продолжить заседания клуба «Два капитана» на основе встреч с людьми, добившимися успеха в профессиях, связанных с экстремальными ситуациями: подводниками, моряками, пожарными, спасателями, путешественниками, воздухоплавателями и т. д.

4. Провести областной конкурс творческих и исследовательских работ учащихся школ по теме — «Человек в экстремальной ситуации» совместно с областным Центром развития одаренных школьников.

Для 3 этапа:

1. Провести на базе библиотеки читательскую конференцию для подростков «Человек успеха: какой он?» по творчеству В. Д. Каверина.

2. Провести Каверинские чтения к 100-летию со дня рождения В. Д. Каверина.

Для 4 этапа:

1. Провести на базе библиотеки Интернет-конференцию городов, имеющих памятники литературным героям.

2. Пригласить представителей городов, имеющих памятники литературным героям на празднование 100-летия В. Д. Каверина. Заключить договоры о творческом сотрудничестве между Областной детской библиотекой им. В. Д. Каверина и учреждениями-хранителями памятников литературных героев в других городах.

3. Внести предложение о создании международного объединения или ассоциации городов, имеющих памятники литературным героям.

Ожидаемые результаты

Создание музея романа В.Д. Каверина «Два капитана» в Областной детской библиотеке им. В.Д. Каверина.

Развитие международных связей города Пскова в целом и Областной детской библиотеке им. В.А. Каверина в частности.

Создание на базе Дома губернатора регионально-значимого социокультурного объекта, влияющего на повышение престижа библиотеки.

Создание коммуникативной среды, способствующей ориентации школьников на профессии, связанные с экстремальными ситуациями.

Создание Музея вошло в план мероприятий, проводимых к 1100-летию со дня первого упоминания Пскова в летописи, и профинансировано Министерством культуры РФ и Администрацией области. Торжественное открытие состоялось 18 апреля 2002 года, накануне дня рождения писателя и IV Всероссийских Каверинских чтений. Под звуки детского духового оркестра первые посетители переступили порог музея и оказались в удивительном мире — мире Литературы, Творчества, Истории.

Задачи музея

1.1 Оказание методической и практической помощи по вопросам создания и функционирования литературно-краеведческого музея в библиотеке.

1.2 Функционирование отдела в режиме площадки для проведения исследований и постановки экспериментов в соответствии с Положением об организации научно-исследовательской и экспериментальной работы.

1.3 Оптимизация интереса к чтению художественной литературы как к процессу, способствующему формированию личности и развитию творческого начала, познанию истории страны.

1.4 Раскрытие процесса создания литературного произведения на примере романа «Два капитана».

1.5 Организация коммуникативной среды, способствующей формированию нравственных идеалов у подрастающих поколений.

1.6 Развитие интереса к литературному краеведению.

1.7 Разработка и апробирование нетрадиционных методов работы по формированию культуры чтения

Содержание работы музея

1.1 Организация мастер-классов и встреч юных литераторов с писателями, деятелями культуры.

1.2 Проведение региональных конкурсов детского литературного творчества.

1.3 Участие в повышении квалификации; издание методических материалов.

1.4 Исследовательская деятельность по разысканию материалов, относящихся к периоду пребывания семьи Зильберов и В. А. Каверина в Пскове, к истории создания романа «Два капитана» (прообразы литературных героев, история освоения северных морских путей и т. д.).

1.5 Обработка, изучение, хранение и введение в научный обиход полученных материалов.

1.6 Проведение научно-практических конференций, семинаров, чтений.

1.7 Создание базы данных на традиционных и нетрадиционных носителях информации.

1.8 Разработка концепции создания и функционирования литературно-краеведческого музея в детской библиотеке, формирования коммуникативной среды, методики интерактивного общения с посетителями и апробирование нетрадиционных методов экскурсионной работы в библиотеке.

1.9 Организация экскурсионного обслуживания жителей города и туристов и подготовка группы детей-экскурсоводов.

Уникальность проекта состоит в том, что это первый в России музей одного литературного произведения, который окажет влияние на социокультурную среду города, расширит международные связи и поможет привлечь зарубежные инвестиции.

Для местного сообщества проект актуален тем, что это первый в городе литературный музей при библиотеке. Работа клуба интегрирует интерес подростков к профессиям, связанным с экстремальными ситуациями. Библиотека становится центром информационной поддержки для программы подготовки школьников к профессии спасателей.[15]

Итак, проанализировав деятельность некоторых литературных музеев, мы пришли к выводу, что все рассмотренные музеи имеют как плюсы, так и минусы. Считаем, что при разработке своей концепции будем опираться на опыт данных музеев. 1.2 Музей в библиотеке: опыт создания и функционирования

Переход в новое тысячелетие для многих публичных библиотек стал переходом и в качественно новое состояние, для которого характерны не только расширение содержания деятельности и традиционных функций, но и изменение их социально-культурной роли. Порою, сама жизнь создает новую модель библиотеки, определяет ее место в обществе и предназначение. Таким феноменом уходящего столетия явились музеи в библиотеках. Особое место среди всех библиотек занимают библиотеки-музеи (или библиотеки, в чью структуру входит музей). Библиотеки-музеи бывают разные. Условно их можно разделить на литературные и историко-краеведческие. Сейчас уже определение больших музейных коллекций, организованных при библиотеках имеет понятие «мини-музей», которое было признано с одобрением всеми библиотекарями республики Татарстан. Создание «мини-музеев» считается престижным, так как положительно влияет на имидж библиотеки, способствует росту ее авторитета, как в данном населенном пункте, так и в масштабах района.

Можно ли назвать появление музеев в библиотеках инновацией? И да, и нет. В инноватике хорошо известна формула, согласно которой категорию новизны характеризуют не столько временные, сколько качественные изменения.[19]

Появление музеев в библиотеках событие не случайное. Создание музея — всегда начало большой работы.

Несмотря на финансовые проблемы, библиотеки стремятся широко использовать современные технологии, способствующие повышению творческого потенциала читателей. Библиотечные работники края наряду с подготовкой различного рода программ стали разрабатывать такие формы обслуживания, которые могли бы не только усилить общественную значимость библиотек, но и привлечь внимание «власть предержащих».

Музей как инновационная форма — это более высокий, во многом профессиональный подход в устройстве экспозиции — в нём достаточно большое собрание материалов. Всё это позволяет более конкретно, на примерах вести просветительскую деятельность.

Библиотеки становятся более интересными, привлекательными и для новых, потенциальных читателей. А их стремление создать новую модель учреждения позволяет и раскрыть творческий потенциал его сотрудников, и содействовать их профессиональному росту, и определять перспективы дальнейшей деятельности, направленной на ее востребованность в местном сообществе.

Музей будет служить не только источником привлечения новых слоев, выявляя уникальность библиотек, но и формировать новую мотивацию традиционных посетителей.

Если библиотека располагает достаточным помещением, библиотекарь увлечен краеведением, если музейная функция не будет преобладать над основной функцией библиотек — информационной, то музеи имеют полное право на существование.

Музейный образовательный процесс в современном его понимании строится на принципе диалога. Это создает условия для активного включения индивида в процесс творческого саморазвития, который потребует от него полной активизации всех сфер высшей нервной деятельности. Образовательный процесс в музее сочетает рациональный и ценностный аспекты, и являются творческой деятельностью, состоящей из нескольких этапов:

I этап — накопление историко-культурного опыта, эмоциональных, впечатлений от общения с подлинными предметами, образов, возникших в сознании в ходе «переживания» музейных предметов, чувственного опыта познания прошлой действительности, тактильных ощущений. А так же опыта самопознания, познания личных возможностей, своего творческого потенциала и, как следствие, — нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

II этап — осознание музея как культурно-исторического феномена. Формирование образа музея в сознании.

III этап — осмысление музейного предмета, предполагающее сочетание чувства, разума и действия. На этом этапе создается предпосылка к диалогу с ушедшими культурными реальностями.

Образовательные возможности музея реализуются в большей степени благодаря развитию такой научной деятельности и практической, как музейная педагогика, включающая в себя как представление музейной информации, управление процессом ее восприятия, так и изучение эффективности ее воздействия на музейную аудиторию.

Сравним функции музея в библиотеке и самостоятельного музея.

Таблица 1. Сравнительный анализ функций самостоятельного музея и музея в библиотеке

Музей | Музей в библиотеке |
---------------------------------------------------------

Сбор материалов

Хранение фондов

Научно-исследовательская работа

Научно-фондовая работа

Комплектование музейных фондов

Учетная деятельность

Экспонирование

Реставрация

Просветительная деятельность

Издательская деятельность

Методическая работа

Культурно-образовательная д-ть

|

Сбор материалов

Хранение фондов

Исследовательская работа

Учетная деятельность

Комплектование музейных фондов

Экспонирование

Культурно-просветительная деятельность

Издательская деятельность

Методическая работа

|
--------------------------------------------------------- --------------------------------------------------

Литературные музеи можно условно разделить на следующие:

■музей писателя;

■музей книги;

■музей литературного персонажа;

■музей литературного жанра.

Итак, рассмотрим деятельность данного жанра музеев на примере деятельности некоторых конкретных музеев.

Например, Дом Н.В. Гоголя на Никитском бульваре, хранящий память о последних годах жизни писателя, — единственный сохранившийся дом в Москве, где Николай Васильевич Гоголь жил продолжительное время: с 1848 по 1852 гг. Теперь в этих стенах открыт единственный в России музей великого классика и действует научная библиотека. Музейное пространство охватывает всё здание со всеми его помещениями, но основная экспозиция размещается на первом этаже особняка. Здесь собраны подлинные исторические предметы и произведения искусства, а также вещи, принадлежавшие Н.В. Гоголю. Фонд музея содержит уникальные коллекции: изобразительные материалы, редкие книги и документы, бытовые предметы, фотоматериалы, археологические находки. В коллекции изобразительных материалов есть редкие и малоизвестные портреты Н.В. Гоголя, а в собрании редких книг и документов можно назвать, прежде всего, рукопись — список «Авторской исповеди» Н.В. Гоголя (1853), прижизненные издания «Арабесок» (1835), «Мёртвых душ» (1846), «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1847). Экспозиция рассчитана на самые разные категории посетителей: специалистов-филологов, творческих работников, студентов, школьников и пенсионеров. На базе музея для всех желающих проводятся экскурсии и лекции. Для иностранных гостей разработан аудиогид на четырёх языках. Научная работа Дома Н.В. Гоголя включает в себя проведение ежегодных международных Гоголевских Чтений, изучение источников о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, а также музейных реликвий, исследовательские экспедиции и методические разработки. Результаты научных исследований публикуются в виде печатных изданий. Дом Н.В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека осуществляет комплексное музейное и библиотечно-информационное обслуживание населения в полном объёме. Для посетителей всегда открыты двери нотно-музыкального отдела, читального зала, абонемента и справочно-библиографического отдела. В читальном зале можно не только заказать книгу, но и найти нужную информацию в Интернете. Обширный и разнообразный фонд абонемента традиционно предоставляет книги для чтения на дом. Специалисты справочно-библиографического отдела помогают осуществлять поиск изданий по каталогам и картотекам. Местоположение Дома Н.В. Гоголя уже много лет привлекает студентов близко расположенных учебных заведений: Московской Государственной Консерватории им. П.И. Чайковского, Высшего музыкального училища при МГК, РАМ им. Гнесиных, РАТИ. Фонды библиотеки-музея позволяют пользоваться ею как учебной. Нотно-музыкальный отдел был и остаётся очень популярным среди учащейся молодежи, которая приходит сюда целыми группами. Особенно много студентов занимается здесь после лекций. В среднем каждый день особняк на Никитском бульваре посещают более 400 студентов. В Доме Н.В. Гоголя проводятся различные культурные акции: встречи в рамках Литературно-музыкальной гостиной, проекты цикла «Усадебный театр», календарные праздники, концертные программы, конференции, лекции и семинары.[50] Музей романа В.А. Каверина «Два капитана» в г. Псков собрал большой экспозиционный материал: ■Письма В.А. Каверина ■Документы из семейного архива Кавериных ■Книги морской тематики ■Картины художников-маринистов ■Переписка с внучкой Ф. Нансена Марит Греве, экипажем атомной подводной лодки «Псков», записи встреч клуба с моряками и исследователями. Музей расширяет международные связи, влияет на социокультурную среду города, интегрирует интерес подростков к профессиям, связанным с экстремальными ситуациями, например к профессии спасателей. В музее создан попечительский совет, состоящий из: ■Комитета по культуре Псковской области; ■Еврейского культурного общества, Псковского отделения; ■Псковского фонда культуры. Создана база информационного обеспечения музея с помощью PR-кампании, разработана деятельность музея: экскурсионное сопровождение на трех языках; сбор дополнительного материала для фонда; разработан экскурсионный маршрут по городу, создана презентация музея; организована коммуникативная среда клуба на основе музея; и установлены партнерские связи с другими регионами, имеющими литературные музеи. Все это делается с помощью работников библиотеки. Таким образом, функционирование библиотеки музея изначально неотделимо от деятельности музея.

С 1996 г. в Псковской областной библиотеке работает подростковый клуб «Два капитана», в заседаниях которого принимают участие члены Псковского морского собрания, школьники-кадеты, пограничники Псковской флотилии, моряки-подводники, полярные исследователи.

Членами клуба и библиотекарями собран большой экспозиционный материал, включающий: письма В.А. Каверина; документы из семейного архива Кавериных; книги морской тематики; картины художников-маринистов; переписку клуба с внучкой Ф. Нансена Марит Греве, экипажем атомной подводной лодки «Псков»; записи встреч членов клуба с моряками и исследователями.

Раз в два года проводятся областные Каверинские чтения, издано методико-библиографическое пособие «Капитаны живут среди нас».[15]

Комната-музей татарского писателя Ф. Шафигуллина в городе Зеленодольск (1999 г. открытия) представляет собой так называемый мини-музей. Основой фонда этого музея явились личные вещи и книги из библиотеки писателя, предоставленные вдовой, поэтессой Эльмирой Шарифуллиной. В экспозиции собраны все произведения писателя, рецензии на них, переписка с родными и друзьями, фотографии, рисунки. Под музей выделено 2 комнаты. В первой комнате расположена экспозиция, рассказывающая о литературной жизни города и района в разные годы. Здесь представлена информация и портреты писателей земляков, просветителя татарского народа Каюма Насыри. Вторая комната полностью посвящена жизни и творчеству Фаиля Шафигуллина. Экспозиция состоит из пяти разделов: ■Карашамский период. ■Вдали от Родины. ■Зеленодольский период. ■Казань. ■Память. Одна из экспозиций воспроизводит внутренний интерьер татарской деревенской избы конца 30-х годов XX века. Ежегодно в мае проходят Шафигулинские чтения, а также фольклорные вечера и праздники. Предполагается создание видео-фонда выставок и мероприятий, а также создание буклетов и путеводителей.[12]

В филиале № 13 ЦБС Казани успешно работает литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству современной татарской поэтессы Гульшат Зайнашевой. Поэтесса несколько лет назад ушла из жизни, оставив после себя не только большое литературное, но и музыкальное наследие, так как она была автором стихов многих популярных татарских песен. Библиотекари нашли общий язык с родственниками Гульшат Зайнашевой, в результате их сотрудничества появился литературно-музыкальный мини-музей, проводятся интересные мероприятия.[2]

Все вышеназванные библиотеки продолжают исследовательскую и поисковую работу по темам своих экспозиций, привлекая в эту интересную работу и читателей. Мероприятия, проводимые библиотеками, тесно связаны с созданными экспозициями и поэтому всегда вызывают живейший интерес со стороны посетителей библиотек. Одним словом, музеи в составе библиотеки намного усиливают информационную и образовательную, культурно-просветительскую и воспитательную функции библиотек.

Перечисляя достоинства музейных экспозиций в библиотеках, нельзя не остановиться и на проблемах. Можно назвать следующие основные проблемы данных мини-музеев:

- в зданиях библиотек не предусмотрены специальные помещения для музея, музейные экспозиции в основном занимают небольшие площади в читальных залах или в фойе библиотек;

- не использовано специальное музейное оборудование, требующее больших материальных затрат;

- мини-музеи организованы усилиями исключительно сотрудников библиотек, тогда как в создании музейной экспозиции должны участвовать профессиональные экспозиционеры, художники, дизайнеры.

Возникновение названных проблем связано с тем, что музейные экспозиции в библиотеках в большинстве случаев создаются по инициативе творчески мыслящих сотрудников библиотек, которым для получения финансовой поддержки трудно обосновать руководству района или города значимость, «духовную рентабельность» своего проекта. Очень редко, но бывают и такие случаи, когда инициатором строительства библиотеки-музея выступает администрация города. Однако вышеназванные библиотеки нашли оптимальный путь развития. Впереди — новые поиски, эксперименты, творческая работа, без которых невозможно осуществлять интересные проекты.[17]

К сожалению, библиотеки сталкиваются с некоторыми проблемами:

■отсутствует единая концепция создания музея;

■отсутствует единая правовая база оформления музея в библиотеке;

■также нет единого регламентирующего документа, подтверждающего сведения о том, какие источники должны находиться в фонде музея-библиотеки.

Наш музей будет содержать «изюминку» — мы планируем включить в концепцию музея — переписку и встречи с современниками, друзьями и родными В. Высоцкого, а также устраивать экспозиции, посвященные данным лицам.

1.3 Музейные технологии: специфика их использования в условиях музея в библиотеке

Технология — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов производства.[48]

В классификацию музейных технологий входят:

- Организация музейного фонда и его учет;

- Экспозиционно – выставочная деятельность:

- Культурно-образовательная деятельность;

- Информационная деятельность:

- Научная, научно-исследовательская деятельность;

- Музейный посетитель;

- Музейные кадры;

- Уставные документы;

- Профиль музея;

- Музейно-педагогическая программа;

Выделим сходства и различия музейных и библиотечных технологий.

Таблица 1. Сравнительный анализ технологий самостоятельного музея и библиотеки

Музей | Библиотека |
---------------------------------------------------------

Сбор материалов

Хранение фонда

Обслуживание посетителей

Просветительная деятельность

Научно-исследовательская работа

Научно-фондовая работа

Комплектование музейных фондов

Учетная деятельность

Экспонирование

Реставрация

Методическая работа

Культурно-образовательная деятельность

Издательская деятельность

|

Сбор материалов

Хранение фонда

Обслуживание читателей

Научная обработка и организация каталогов

Комплектование фондов

Учетная деятельность

Справочно-библиографическая деятельность

Научно-методическая деятельность

Культурно-образовательная деятельность

|
--------------------------------------------------------- --------------------------------------------------

Технологии музеев и библиотек схожи, хотя в музейных технологиях есть заметные дополнения. Проанализируем же выше перечисленные музейные технологии.

Музейный фонд — совокупность всех принадлежащих музею музейных предметов с относящимися к ним научно-вспомогательными материалами.

Содержание фондов должно соответствовать профилю музея. В основе работы музея находится собрание музейных предметов, которые концентрируются в фондах музея, поэтому от их функционирования зависит вся его работа. Входящие в фонды музея предметы могут находиться в хранилище, в экспозиции или на временном хранении в другом музее, учреждении. Термин «музейный предмет» был сформулирован и введен в употребление в научных кругах в 1930-х гг. исследователем Н. М. Дружининым.

Музейный предмет — извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. М. п. является носителем социокультурной и естественнонаучной информации — аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью, частью национального достояния.[27]

Несмотря на зависимость содержания фондов музея от его профиля, в каждом музее оно индивидуально. Это обусловлено сущностью музейного документирования и воплощается в конкретных предметах. Например, в фонды исторических отделов разных краеведческих музеев входят идентичные музейные предметы, имеющие общеисторическое значение. Однако предметы, документирующие исторический процесс, характерный именно для данной территории, будут иметь свои особенности.

Фонд музея при библиотеке включает в себя предметы, в основном относящиеся к объекту исследования данного музея. Объект исследования или тема музея может быть разной. Музеи в библиотеках могут работать над созданием экспозиции музея посвященного какому-либо определенному человеку — писателю, поэту, артисту данного края. Фонд музея будет содержать:

книги, сборники стихов и рассказов данного автора; фотографии или портретные картины; какие-либо личные вещи; статьи об авторе из журналов и газет; награды

Музей в библиотеке может быть посвящен, какому-либо городу, который во время войны пережил блокаду. Фонд этого музея будет включать:

книги; журналы и газеты того времени; открытки; плакаты; пластинки; предметы быта блокадной поры

Если же это музей в детской библиотеке, он должен иметь определенную тематику. Будет ли он краеведческий, литературный, персональный бытовой, художественный или какой-либо другой.

В фонд музея детской библиотеки будут входить: детские книги; журналы и газеты; фотографии; видео- и аудиокассеты; диафильмы; рисунки; игрушки

Все эти музеи в библиотеках находятся непосредственно рядом с посетителями. Посетители — мало изученная сфера деятельности музея. Представляют собой определенные социальные группы общества. Необходимо иметь точные сведения о них, сделать так, чтобы посещение музея для них было не только приятным, но и познавательным.[31] Придя в библиотеку, читатель может так же ознакомиться с фондом действующего в ней музея и повысить свой культурный уровень.

Обязательно надо изучать фонд музея: просматривая каждую, книгу, разглядывая иллюстрации.

В то же время источниками знаний не должны быть только книги: необходимо изучать художественное и историческое наследие вашего города или местности. Нельзя упускать ни малейшей возможности посещения других музеев, где бы они ни находились.

Организации фондов должны придерживаться следующих требований:

- содержать профильные музею музейные предметы;

- находящиеся в фондах музейные предметы должны соответствовать уровню развития профильной науки и музееведения;

- фонды должны постоянно, целенаправленно и непрерывно пополнять их;

- фонды должны быть научно организованы.

В деятельности конкретного музея, музейные предметы играют неодинаковую роль. Основная их часть используется самим музеем. Входящие в фонды предметы взаимосвязаны между собой общими признаками, принадлежностью к одному и тому же историческому периоду, событию, явлению, типу источников. Они могут быть родственны по материалу, устройству, теме, сюжету, по месту и времени создания, социальной среде бытования, авторской принадлежности, по отношению к определенному лицу. Связи предметов важно учитывать при научной организации фондов, т. к. ценность информации, которую несет группа взаимосвязанных предметов, выше, чем ценность простой суммы информации отдельно взятых предметов. Именно потому предметы и группируют на основе научных принципов.

Совокупность музейных предметов, связанных общность

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Музей В. Высоцкого в библиотеке: проблемы моделирования". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 755

Другие дипломные работы по специальности "Культура и искусство":

Плетеная мебель "Детская кроватка"

Смотреть работу >>

Эволюция exercice классического танца

Смотреть работу >>

Проблема сущности культуры

Смотреть работу >>

Основные направления голландской живописи XVII века

Смотреть работу >>

Развитие корпоративной культуры социальных учреждений

Смотреть работу >>