Дипломная работа на тему "Мотивации до-музейного собирательства: исторический аспект, современность"

ГлавнаяКультура и искусство → Мотивации до-музейного собирательства: исторический аспект, современность




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Мотивации до-музейного собирательства: исторический аспект, современность":


Министерство культуры Российской Федерации


Кафедра культурологии и искусств

Рисунок убран из работы и доступен только в оригинальном файле.

Допустить к защите:

Зав. кафедрой ___________________

«___» __________ ___________2003 г.


Мотивации до-музейного собирательства:

1) исторический аспект; 2) современность


Дипломная работа студентки заочной формы обучения

______________курса ____________группы


Научный руководитель: __________ __________ _________________

__________ __________ _________________

Консультант: __________ __________ __________ _________________

 Рецензент: __________ __________ __________ ___________________


Санкт-Петербург

2003 г.


С О Д Е Р Ж А Н И Е:

Введение.. 3

Глава 1.Основные культурно-исторические особенности  до-музейного собирательства.. 6

1.1.Понятие коллекции и собирательства. 6

1.2.Собирание коллекций в древнем мире. 11

1.3.Собирательство в эпоху средневековья. 13

1.4.Собирательство в период расцвета культур – эпохи Возрождения. 19

1.5.Собирательство в эпоху Нового времени. 24

1.6.Особенности до-музейного собирательства русских коллекционеров. 27

Глава 2. Анализ мотиваций до-музейного собирательства.. 33

2.1.Понятие и сущность потребности, мотива и мотивации. 33

2.2.Мотивации до-музейного собирательства. 39

2.2.1.Сакральная мотивация. 40

2.2.2.Экономическая мотивация. 43

2.2.3.Мотивация социального престижа. 46

2.2.4.Мотивация групповой принадлежности. 48

2.2.6.Мотивация любознательности и исследования. 49

2.2.5.Собирательство как эстетическая потребность. 53

2.3. Анализ мотиваций создания современных частных коллекций. 56

2.4.Пути активизации собирательства. 62

Заключение.. 63

Библиография.. 64


Введение

Актуальность дипломного исследования. Собирание предметов известно на протяжении тысячелетий.  Исследователи выявили множество побудительных мотивов собирательства, которые могут быть неизменными, могут меняться и исчезать со сменой религиозной, эстетической и интеллектуальной систем ценностей в конкретные культурно-исторические периоды.

Каталог коллекций фантастических предметов был приведен еще в одной из первых энциклопедий - «Естественной истории» Плиния Старшего. Среди перечисленных предметов был олений рог, которому приписывалась сила отпугивать змей, зуб рыбы и амулет из скелета лягушки (ценились за их лечебные свойства), а также множество камней, которым приписывались магические силы.

На протяжении многих веков, руководствуясь различными мотивами и потребностями, философы, писатели, политики, религиозные деятели, цари, императоры, деятели культуры, предприниматели занимались собирательством предметов, на их взгляд представлявших государственный, эстетический, культовый, экономический или какой-либо еще интерес. Именно до-музейное собирательство и страсть человека к коллекционированию стали фундаментом создания крупнейших музеев мира.

До-музейное собирательство как специфическое социокультурное явление, формирование которого началось уже на ранних этапах цивилизации, у большинства народов характеризуется относительно ровным поступательным движением. Это объясняется стабильной объективной потребностью человечества в сохранении и трансляции культур прошлого. История собирательства красноречиво свидетельствует об ее положительном воздействии на общество. Коллекционная деятельность способствовала развитию науки, образования, искусства, осмыслению ценности природы и исторического наследия, формированию общекультурной среды. Кроме того, являясь продуктом своего времени, коллекции отражали экономические, социальные и политические условия тех обществ, в которых они создавались. Тесная связь собирательства с разными сторонами общественного развития, а также его вклад в духовную жизнь народов ставят изучение истории до-музейного собирательства в один ряд с ключевыми проблемами историографии и культуры.

Изучение исторического развития коллекционирования особенно актуально на постсоветском пространстве в силу возрастающего интереса к истокам национальных культур, переосмысления их содержания и форм. Знание истории становления и развития музейного дела, особенностей каждого из ее этапов имеет и чисто практическое значение, так как формирование политики в сфере музейного дела, прогнозирование его дальнейшего развития возможно лишь в историческом контексте. Всякий реалистический взгляд в будущее требует исторической ретроспективы, использования положительного опыта прошлого и, наконец, осознания допущенных ошибок.

Наш интерес к мотивации до-музейного собирательства обусловлен еще и тем, что сегодня научная концепция комплектования музейных коллекций претерпевает значительные изменения. Большие сложности возникают с разработкой и формулированием основной идеи того или иного музея. Комплектование музейных коллекций порой ведется хаотично, непродуманно, стихийно. В лучшем случае, в музей располагает развернутым планом комплектования музейного собрания. Эти проблемы обсуждаются на научно-практических конференциях. В связи с этим опыт, накопленный собирателями и коллекционерами на протяжении многих веков, приобретает особое значение.

Можно констатировать, что на сегодняшний день музееведение располагает методической литературой в области комплектования, сформирован понятийный аппарат (виды, источники, формы комплектования). Но очевидна слабость теоретической базы. Не достаточно разработок, посвященных проблемам мотивации до-музейного собирательства в различные культурно-исторические эпохи, в том числе мотиваций современного собирательства. Отечественные публикации на эту тему носят не систематический, фрагментарный характер.

Цель дипломной работы - изучить мотивации до-музейного собирательства в культурно-историческом и социально-психологическом контексте.

В задачи работы входит:

1.Показать основные культурно-исторические особенности до-музейного собирательства.

2.Выявить мотивации до-музейного собирательства, показать их культурно-историческую и социально-психологическую обусловленность.

3.Определить тенденции современного собирательства и пути активизации мотивационного процесса в до-музейном собирательстве.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных философов, писателей, ученых- искусствоведов, занимавшихся исследования культурно-исторических, социальных и психологических особенностей мотивации собирательства и  коллекционирования таких, как М.В.Алпатов, Л.Н.Баткин, Б.Р.Виппер, В.П.Грицкевич, А.А.Гужеловский, Е.П.Ильин, О.А.Кривцун, М.Я.Параделов, Н.Полунина, А.Фролов, Ф.И.Шмит, J.  Crook,  А.Wittlin и др., материалы периодических изданий: журналы «Петербургский коллекционер», «Искусствознание», «Русская галерея» и др.

Глава 1.Основные культурно-исторические особенности
 до-музейного собирательства

1.1.Понятие коллекции и собирательства

Прежде всего следует определить термин коллекция. В общем виде коллекция – это комплекс материальных предметов, естественных или созданных человеком (артефактов), которые содержатся временно или постоянно за пределами хозяйственного потребления и представлены для осмотра, окружены особым надсмотром, уходом в закрытом и приспособленном для этого месте.

Коллекции появились задолго до образования музея. Коллекции разного времени несли на себе отпечаток различных культурно-исторических эпох.

Коллекционерами можно называть группы высоко мотивированных  людей, испытывающих потребность в собирании материальных предметов различной эстетической, научной, образовательно-просветительной, культурно-исторической или какой-либо еще ценности.

По мнению Ю.Демиденко[1], современных коллекционеров условно можно разделить на «профессионалов» и «любителей». Профессионалами назовем тех, кто владел значительным объемом знаний, необходимым для произведения атрибуции вещи, практикой коллекционирования. Такое знание (практическое и теоретическое), так же как и образцы коллекционерской практики, обычно передавалось в семье. Поэтому коллекционерами-профессионалами были те, кто имел семейные традиции, в том числе связанные с коллекционированием произведений искусства и антикварных вещей. С другой стороны, профессионалами могут стать те, кто имел или имеет возможность приобретать антикварные вещи, и необходимые знания, образование, - представители так называемой «творческой интеллигенции», занимавшие элитное положение или входящие в государственные элитные организации. К любителям отнесем тех, кто не имеет нужного образования, но имеет вкус к старине или вкус к роскоши.

В понимании современного человека коллекционирование предметов связано прежде всего с антиквариатом. Что мы понимаем под данным термином?

В словарях русского языка (толковых и энциклопедических) слова с корнем «антик» имеют две смысловых коннотации. Первая из них связана с античностью, древнегреческой культурой. Она относится к проблеме происхождения слова и остается за пределами нашего анализа. Вторая связана с современными значениями и поэтому более интересна: антиквариат – старые, редкие художественные произведения или ценные вещи, которые являются объектом торговли и собирательства[2]. Другой текст, кодифицирующий слово «антиквариат» – президентский указ «О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей», - трактует его следующим образом: «… Под предметами антиквариата понимаются культурные ценности, созданные более 50 лет назад».

Дефиниции антиквариата, данные экспертами: антикварными торговцами, оценщиками, коллекционерами – также могут использоваться для выработки определения. В их суждениях относительно того, что можно считать антиквариатом, встречаются следующие категории: старости – «вещи, выпущенные до революции»; редкости, (уникальности) – «до наших времен дошел один»; несерийности, связанности с исторической эпохой или с историческими событиями – «он представляет эпоху», или с историческими, известными лицами; невозможностью воспроизводства «автор умер или владелец умер, завод, фабрика закрылись или перестали выпускать такие предметы; художественной ценности – «должна быть в антикварных вещах какая-то художественная ценность»; зависимости от спроса – «мы принимаем, все, что берут» и т.п.

Все эти категории являются взаимосвязанными, пересекаются между собой. К антикварным будут относиться и просто старые вещи, производство которых сегодня невозможно, и художественные произведения, и исторические памятники (или предметы, бывшие во владении известной исторической личности), не имеющие художественной ценности. Антикварными вещи делает «историчность». Физическое время также «антикваризует» предметы: новый автомобиль как товар теряет свою ценность или цену, однако со временем автомобили 30-х годов ХХ века перешли в категорию антикварных и ценность их возрастает с каждым годом.

В определении антиквариата также необходимо учесть категории, связанные с редкостью, уникальностью, невозможностью воспроизводства. Антикварная уникальность создается временем физическим и временем историческим (благодаря историческим событиям, людям, мастерам, школам). Редкость также связана с художественной ценностью. Произведение искусства – это то, что всегда уникально и неповторимо; художественная ценность есть объективная характеристика, которая позволяет вещи «отправиться в путешествие по времени». Таким образом, под антикварными можно понимать редкие вещи, которые являются таковыми благодаря времени (физическому или историческому), прошедшему с момента их производства, или художественной ценности и которые являются объектом коллекционирования и торговли.

Выделенные «объективные» характеристики редкости, старости, художественности, товарности и коллекционности актуализируются при определенных условиях. Используя терминологию Копытова[3], можно говорить о том, что антикварными становятся вещи, имеющие специфическую биографию. Попробуем проследить, как строится биография антикварных вещей. Первый контекст их использования может быть назван утилитарным. Все эти предметы непосредственно «вписываются» в эпоху. Они составляют «стилистическое единство» времени (как мебель, произведения искусства или бытовые предметы), говоря словами Зиммеля, «они тождественны времени»[4]. Это означает, что в утилитарном контексте вещи соответствуют эстетическим воззрениям времени, если мы имеем дело с произведениями искусства; представлениям о комфорте, если это мебель или другие бытовые предметы; являются «последним достижением техники», как радиоприемник, автомобиль или бинокль. Различные культовые предметы, как, например, иконы, используются по назначению. Если вещь антикварная благодаря «истории», то она изначально используется «историческим лицом» или представителями определенной эпохи, как, например, оружие в сражениях.

Антикваризация связана с тем, что происходит трансформация потребительной стоимости: вещи утрачивают утилитарный контекст использования. Заканчивается эпоха, появляются новые художественные течения, проходит мода на мебель или одежду, умирает их знаменитый владелец или автор, появляются новые достижения технического прогресса. Иначе говоря, нарушается стилистическое единство. Поэтому между двумя этапами может быть своего рода «провал» ценности или период девальвации, когда старые вещи превращаются в немодные, нефункциональные, некрасивые и т.п. Чтобы они вновь обрели ценность, должны появиться группы, заинтересованные в том, чтобы использовать их по-новому. В новом употреблении этих же предметов исчезает утилитарная функция (или она становится второстепенной), и на первый план выступает функция демонстрационная, символическая, функция создания истории, поддержания памяти и т.п. Эти вещи могут стать символами высокого социального положения и заимствоваться новыми элитами, использоваться для создания личной истории, новой идентичности. Они также могут превратиться в предметы коллекционирования, как старые замки или флаконы для духов. С появлением спроса вещи попадают на вторичный рынок, становятся объектом торговли. Появляются дилеры, торговцы, которые строят свой бизнес на разнице оценок, связанных с разными видениями этих вещей в разных социальных группах: в одних как «бесполезный хлам», в других как определенное символическое благо.

В нашей стране коллекционирование антикварных вещей имеет свою довольно сложную историю. Например, в советское время государство занимало отдельную позицию в ценностном определении антикварных вещей. Оно стремилось монополизировать владение произведениями искусства, в том числе антикварными вещами. Начало этой политике было положено серией декретов, вышедших в 1918 г. В результате имущество, принадлежавшее бывшим «эксплуататорским классам», перемещается во владение государства, старые символы высокого социального положения переходят к новым владельцам, перенявшим господствующие позиции. В руках государства эти вещи символизируют водворение нового строя, который сделал общенародным достоянием то, что раньше принадлежало избранным. Поэтому концентрация в частных руках старых ценных вещей, равно как и торговля ими, не приветствовались. Частная антикварная торговля рассматривалась как спекуляция. Государство стремилось прекратить ее с помощью репрессивных мер: изъятий частных коллекций, облав на антикварных дельцов, скупки антикварных вещей у населения. Осуществляя торговлю антикварными вещами «за рубеж», государство также стремилось монополизировать частную антикварную торговлю внутри страны. В период с конца 50-х до середины 60-х годов ХХ в. в Ленинграде существовало три государственных антикварных комиссионных магазина, принимавших вещи у частных лиц. Наиболее «интересные» и ценные из них стремились приобрести музеи. Цены в государственных магазинах обычно устанавливались ниже тех, которые были на черном антикварном рынке.

С попаданием антикварных вещей во владение государства некоторые из них (в тех случаях, когда мы говорим о государственных коллекциях) изымались из товарной сферы. Существовал (и существует до сих пор) запрет на любую продажу музейного имущества или каких либо других видов национального достояния. Этот запрет имел вид не только законодательных установок, но и морального осуждения. Это означало, что старые вещи, перестав быть товаром, хотя и имели символическую и демонстрационную функции, тем не менее, переставали быть антикварными.

Такое отношение к коллекционерам и коллекционированию существовало не всегда. Проанализируем культурные особенности собирательства как вида социальной деятельности в различные исторические эпохи.

1.2.Собирание коллекций в древнем мире

Собирательство и хранение материальных объектов уходит своими корнями в раннюю историю человечества. Еще в первобытном обществе люди начали создавать собрания предметов, отличающиеся своей редкостью или необычностью, которые были связаны с местами отправления религиозного культа. Они принадлежали группам людей, имевших общие интересы, но чаще всего отдельным людям. В глубокой древности человек и не думал отделять себя от природы, но это не значит, что он не стремился понять, объяснить мир, в котором жил. Видимо, одним из первых способов подобного объяснения стало перенесение человеком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий мир. Так родилась вера в то, что природа - живая. Камни, деревья, реки, облака - всё это живые существа, только непохожие на человека, как непохожи на него тигр, слон, медведь. И те, которые отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и недоступными людям свойствами. Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под силу крикнуть ни одному человеку.

Люди наблюдали, как из земли появлялись ростки, крепли, становились деревьями, - значит, кто-то заботился о том, чтобы вырастить для них съедобные плоды, кто-то населил земли, воды и небеса животными, рыбами, птица ми. Кто-то, наконец, произвёл на свет и самого человека. Чуткий, настороженный, внимательный, человек древнейших времён просто не мог не ощутить незримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь и смерть.

В те времена огромную роль в жизни людей играли различные фетиши. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела животного (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет, И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.

До наших дней дошло множество фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был оберегать своего владельца.

Фетишем иногда становилась часть чего-то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д.). Фетиш мог быть просто рисунком и даже татуировкой на теле.

Особая группа фетишей связана с распространённым у многих народов мира культом предков. Их изображения становятся фетишами, которым поклоняются. Иногда это идолы - человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а иногда предка изображает специальный знак, как это было принято, например, в Китае.

Ярким примером фетиша, связанного с культом предков, являются алэлы енисейских кетов. Алэл - деревянная кукла с большой головой, с руками, ногами, глазами из бусин или пуговиц, одетая в традиционную кетскую одежду из сукна и оленьих шкур. Обычно куклы изображают старух, которые призваны помогать семье во всех её делах. Они охраняют дом, следят за детьми и скотиной - оленями, собаками. Алэлы переходят от родителей к детям. При перекочёвках их возят в специальном берестяном туеске. По представлениям кетов, человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с ними обращаться. В противном случае членам семьи грозит гибель.

Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую очередь с тотемизмом[5].

Предметы жертвоприношения, выполненные из дорогого или недорогого материала и имевшие меньшую или большую степень художественной ценности, часто являлись фундаментом собирательства.

Собрания древних людей были, по сути, прототипами музея как социального института. В них стали прослеживаться свойственные музею две основные социальные функции - документирования действительности (она составляла основу коллекционирования) и образовательно-просветительная (получившая развитие значительно позже).

1.3.Собирательство в эпоху средневековья

Средние века - это эпоха, охватывающая примерно тысячелетний период (V- XV вв.), когда в мире господствовал феодальный строй. Уже не рабовладелец и раб, а феодал и крепостной крестьянин представляли основные классы феодальной эпохи. И переход к феодализму, и его развитие, и угасание совершались у разных народов по-разному, неравномерно и сложно. Это разнообразие отразилось на развитии культуры средних веков вообще и истории музейного дела в частности.

В этот период огромную роль в борьбе за власть сыграли собрания экономического характера.

С течением времени экономическая функция, которую выполняли сокровищницы, дополнилась функцией социального престижа, а хранимые предметы стали отождествляться с общенациональными событиями и выдающимися деятелями. Например, предметы императорской сокровищницы династии Габсбургов, находившейся в Венском замке, демонстрировались гостям. Не менее ценными сокровищницами владели саксонские монархи в Дрездене, а также герцоги Бургундские.

Истоки искусства народов Восточной Европы теряются в истории восточного славянского народа «антов», который еще в VI в. образовывал первые большие союзы в Поднепровье и совершал набеги на Византию. Со второй половине XI в. Восточная Европа вступает в период феодальной раздробленности. И так же, как и на Западе, средневековое славянское искусство обрело свое самостоятельное неповторимое лицо уже тогда, когда была нарушена неустойчивая централизация государственной власти. До этого культура Восточной Европы была высокой, но еще не вполне самобытной. Приняв в конце Х в. христианство, киевский князь Владимир принял и византийскую культуру, которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян. Славяне знали литье и чеканку, керамику и вышивку, владели тонким мастерством эмалей. Они производили искусные ювелирные изделия – бронзовые амулеты и украшения: звездчатые подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья), усыпанные «зернью», увитые сканью[6].

Киевское, Полоцкое, Новгородское княжества быстро выдвинулись в ряд передовых стран средневекового мира. Время княжения Владимира Красное Солнышко, Ярослава Мудрого, Всеслава Брячиславовича осталось как время процветания и славы этих земель. Князь Ярослав был выдающимся государственным деятелем, который «книгам прилепса… и собра писце многы и перекладаше от грек на словеньское письмо, и списана книг многы…». Киев, Полоцк и Новгород, помимо Византии и Скандинавии, сообщались со славянскими странами, с Францией, Германией, Англией, что оказывало влияние на торговые отношения и развитие их культур. В XI в. широко и богато обустраивались города, были заложены храмы Софии, начали составляться летописные своды[7].

Как на Западе, так и на Востоке церкви богато украшались, были своего рода культурными центрами. Софии Киевская, Полоцкая и Новгородская были украшены мозаиками и фресками работы выдающихся мастеров. Эти мозаики достойны стоять в ряду лучших творений византийского искусства, но в них есть и нечто новое: печать характера молодых мужественных народов, для которых культура Византии была отправной точкой, а не предметом слепого подражания.

Древнее восточнославянское искусство развивалось в общем русле средневековой культуры. Оно, так же, как и современное ему искусство Западной Европы, оставалось преимущественно церковным, преломляло впечатления жизни через призму христианской мифологии и соблюдало установленную иконографию. Оно также было и делом рук ремесленников, делом коллективным, артельным, его художественные принципы складывались как приемы искусного, «хитрого» ремесла, поэтому оно естественно входило в окружение и быт человека и составляло основу будущих собраний восточнославянских князей и царских династий.

Коллекции церквей имели как экономический, так и идеологический характер. В их составе были многие реликвии, которые пользовались уважением верующих и связывались с именами Христа, Матери Божьей, апостолов, святых и мучеников. Большинство реликвий были украшены золотом, серебром и драгоценными камнями. В храмах хранились также рукописи в роскошных обложках, дорогие восточные ткани.

В эпоху Средневековья возможности составления крупных собраний музейного характера даже для богатых людей были ограничены. Кочевой стиль жизни препятствовал накоплению предметов роскоши. Поэтому наиболее удобной вещью для знатных «путешественников» был реликварий – переносной ковчег для реликвий, который рассматривался как наиболее ценное украшение комнат, доспехов рыцаря, парадного зала короля. Реликварий можно было увидеть на крепостном валу во время осады крепости, путешественник держал его над собой во время грозы.

Многие реликвии дублировались в разных церквях Европы. Реликвиям приписывались лечебные свойства, они становились целью паломничества, им приносились жертвы. С обретением церковью экономической мощи сюда нередко стали попадать предметы собраний правящих династий. Основные художественные богатства во времена Карла Великого концентрировались в монастырях и при дворе короля. Главным образом это были иллюстрированные рукописи. Монументальной скульптуры и монументальной живописи, в сущности, почти еще не было. При дворе Карл Великий устроил школу, именуемую «Академией», он поощрял художников, желая восстановить связи с эллинистической культурой. После смерти большинство сокровищ, которые хранились в столице его империи – немецком городе Аахене, он разделил между 24 церквями и монастырями.

Следует отметить, что, являясь формой накопления материальных ценностей и средством идеологического воздействия, светские и церковные средневековые собрания не воспринимались современниками как объект эстетического наслаждения. Стремление к красоте ограничивалось идеологией, которая господствовала в средневековой Европе. Ее основные постулаты формировались богословами.

В феодальную эпоху трудно было провести четкую грань между родовыми и национальными коллекциями. Например, серии изображений монархов уже несли в себе мощную национальную идею. Древние строения свидетельствовали о прошлой славе, вызывавшей чувство гордости у многих поколений итальянцев, которые стремились к национальному единству. Слава Древнего Рима была идеологическим фундаментом, на котором создавались новые патриотические коллекции.

В создании средневековой культуры важная роль принадлежала народам Ближнего и Среднего Востока. Наряду с Византией арабские страны, Иран и Средняя Азия – очаги древних культур, были непосредственными преемниками и хранителями достижений античной культуры. Это определяло и формировало собрания в данных регионах.

В Северной и Центральной Аравии основную массу населения составляли кочевники-скотоводы, стремившиеся к захвату новых земель и торговых путей. Возникновение новых общественных отношений вызвало к жизни новую религию – ислам, провозгласившую культ бога Аллаха. Основателем ее был пророк Мухаммед. Первоначальное место пребывания Мухаммеда и его преемников - халифов (отсюда название государства - Халифат) были аравийские города Медина и Мекка, где в древнем мекканском храме Кааба хранился Черный камень – мусульманская святыня. В VII в. арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран, присоединив в VIII в. гигантскую территорию, включавшую на западе Пиренейский полуостровов и всю Северную Африку, а на востоке – Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии. В руках халифов оказались огромные земли и богатства[8].

Следует отметить, что собирательство в этих государствах носило почти исключительно религиозный характер. Появляются богатейшие гробницы мусульманских святых и мучеников. Наиболее известна усыпальница Имама Резы (VII в.) в Мешхеде в провинции Хорасан на северо-востоке Ирана, в которой обнаружены многочисленные ценные и высокохудожественные произведения искусства, почитаемые как священные реликвии (сейчас они хранятся в музее, который находится недалеко от усыпальницы).

В то время собирательство составляло экономическую основу влияния мусульманского духовенства на население Востока и благодаря ему в ряде центров мусульманской культуры возникли ценнейшие собрания художественных предметов (многие из них вошли в состав современных музейных коллекций).

Многие собрания складывались преимущественно из захваченных военных трофеев. После свержения династии Омейядов в XIII в. халифы и правящая знать, пришедшая вместе с династией Аббасидов, собирали дорогие ткани, оружие и изделия из стекла как символы своих побед. Художественные предметы демонстрировались вельможами в своих дворцах.

Правители Китая также собирали произведения искусства с целью их демонстрации. При императоре Чен-цзы во дворце под выставку портретов его министров была выделена комната, а император Ву заказывал картины и каллиграфические надписи в императорской академии. Эта традиция поддерживалась в Китае довольно долго.

Для истории культуры средневековой Японии также характерно возникновение собирательства. Его следует искать как в церковных общинах, которые основывались на принципе «служения вере», так и у частных лиц. Возраставшее богатство и влияние монастырей сопровождалось развитием искусств.

Таким образом, анализ исторических фактов свидетельствует о том, что основы музейной деятельности начали формироваться уже в Древнем мире, а корни ее уходят в палеолит. Происходило собирание, хранение и демонстрация публике музейных предметов, в которых наряду с экономическими и эстетическими аспектами видели объекты изучения.

С падением Римской империи цивилизация в Европе утеряла многие античные традиции, в том числе и традиции демонстрации произведений искусства и их осмотра. Идея музея едва поддерживалась в обществе, разделенном на отдельные общины, которые были заняты прежде всего экономическими и социальными проблемами. Члены правящих династий собирали изделия из благородных металлов и драгоценных камней, руководствуясь преимущественно тем, что при необходимости их легко можно было сделать средством платежа. Наиболее ценные изделия концентрировались в первую очередь в сокровищницах и культовых учреждениях.

Анализ литературы показывает, что первые домузейные собрания несли на себе отпечаток общественных отношений, отражали духовные, культурные и идеологические интересы правящей верхушки и нередко служили средством укрепления ее власти.

1.4.Собирательство в период расцвета культур – эпохи Возрождения

Возрождение, или Ренессанс, - период расцвета культур Западной и Центральной Европы в XIV-XVI вв. Это было время больших перемен в экономике, политике, культурной жизни европейских стран. Эти перемены сопровождались обновлением культуры – расцветом точных и естественных наук, литературы на национальных языках и особенно изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии – Флоренции, Милане, Венеции (XIV в.), это обновление охватило затем и другие европейские страны (конец XV-XVI вв.).

Культура Возрождения носила светский, антиклерикальный характер. Ей были присущи такие черты, как гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, его «возрождению». Творчество деятелей Возрождения было проникнуто верой в безграничные возможности человека, его волю и разум, отрицанием католической схоластики и аскетизма. Гуманистические тенденции определяли направление развития искусства. Ему был присущ пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия и др.

Духовные искания присущие эпохе Возрождения широко освещены в работах таких авторов, как М.В.Алпатов, Б.Р.Виппер, И.Е.Данилова, М.Т.Петров, В.И.Рутенбург[9] и др. Они подчеркивают тот факт, что в период Возрождения изменяется и отношение к искусству. Находившееся ранее на положении ремесла, оно теперь приравнивается к наукам, а произведения рассматриваются как результат духовной творческой деятельности.

В отличие от Средневековья, когда главными заказчиками произведений искусства были церковь и крупные феодалы, теперь их круг расширяется и изменяется социальный состав. Это и цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные лица – как знать, так и бюргеры.

Эпоха Возрождения сыграла важнейшую роль и в становлении музея как социального института.

По мнению английского музеолога Дж. Крука[10], современный музей является производным трех феноменов человеческой цивилизации – гуманизма эпохи Возрождения, просветительства эпохи Просвещения и демократизации общества в XIX в. Музей, близкий к современному пониманию этого слова, возник именно в эпоху Возрождения в Северной и Средней Италии. В эпоху Возрождения наряду с термином «музей» были широко распространены такие понятия, как галерея, кабинет и пинакотека. Если в Древней Греции (Афины) пинакотека обозначала хранилище картин на досках, то в эпоху Ренессанса – собрание живописи в целом. В Мюнхене такое название по сей день носят две известные картинные галереи – Старая и Новая пинакотеки.

Галереей называли длинное высокое помещение, которое служило для расположения картин и скульптур. Например, часть дворца Медичи во Флоренции в XVI в., построенного для Козимо Старшего Медичи и известного как «галерея статуй», представляла собой узкий коридор с большими окнами.

Кабинетами обычно называли прямоугольные помещения, заполненные чучелами зверей, ботаническими коллекциями, предметами декоративно-прикладного искусства, антикварными вещами. Например, при проектировании в Лондоне дворца Уайтхолл (1611) для принца Уэльского Генриха архитектор Иниго Джонс предусмотрел помещение - «кабинет» для хранения коллекций.

В зарубежных источниках и исследованиях встречаются и другие названия коллекций предметов и мест их хранения. Король арагонский Алонсо, правивший в Неаполе, хранил картины фламандских мастеров в отдельной обособленной комнате дворца под названием «пенетралии» (от лат. Пенетрицио – проникновение).

Термин «музей» стал применяться не только к частным коллекциям, но и к книгам, которые содержали полную информацию в области тех или иных научных знаний. Так, в книге «Музей металлов», опубликованной в 1600 г., исследователь природы и коллекционер Улиссе Альдрованди из Болоньи собрал сведения о металлах, а немецкий доктор М.Б. Валентини в книге «Музей музеев» (1704) сделал обзор химических материалов.

Испанский термин «гвадоропа» и итальянский «гардароба» также обозначали хранилище предметов.

Собрания предметов получали и иные названия. Например, рабочий кабинет и помещение для открытого хранения назывались «скритойа». В описи имущества дворца Медичи во Флоренции упоминалась скритойа, находившаяся вблизи Большого зала, в котором хранилась посуда из редких пород камня, рог единорога и другие ценные предметы[11].

Понятие «роратека» происходило от латинского «рорус» - редкий.

Вполне естественно, что ранним музейным собраниям давались разные названия, поскольку они возникали в разных странах, при разных обстоятельствах и выполняли разные функции. Общее название для них сформировалось значительно позже.

Пробуждение интереса к классическим древностям сочеталось с возникновением нового типа собирательства. Источники рассказывают о богатом жителе города Тревизо (Венецианская республика) Оливьеро Форце, который собирал древние медали, монеты, рукописи и мраморные изделия. Сохранился список предметов, которые коллекционер хотел приобрести в 1335 г., и где он упоминает коллекции, существовавшие в то время в Венеции[12].

В XV в. коллекции произведений искусства создаются в среде крупных буржуазных семей во Флоренции. Ведущее место среди них занимала коллекция семьи Медичи – известных меценатов, способствовавших развитию культуры Возрождения.

В эпоху Возрождения частные коллекции составлялись светскими и духовными правителями, учеными и др. Дворяне, духовные лица высокого сана, богатые банкиры, купцы приобретали и заказывали картины, скульптуры, чучела редких животных. Врачи (провизоры), специалисты горного дела собирали предметы минерального, растительного и животного мира, которые были необходимы для их практики. Представители средней и мелкой буржуазии, ограниченные в средствах, формировали коллекции раковин, монет, медалей, натуральных и этнографических материалов из экзотических стран. На смену гордому собирателю-аристократу приходил завзятый коллекционер-буржуа.

Коллекции того времени в большинстве своем состояли из разнородных предметов произведений искусства, объектов природы, научных инструментов, рукописей и др. Вместе с тем в ряде случаев наблюдалась их направленность, т. е. Профилизация.

Социальные цели ученых-коллекционеров и собирателей-аристократов различались. Первые создавали овеществленные классификационные схемы и располагали предметы своих собраний в  последовательности: человек – животное – растение. Все они использовали предметы своих коллекций в научных и образовательных целях.

Коллекционеров, живших на рубеже Средневековья и Возрождения интересовали магические камни, которые якобы обладали волшебной силой, в том числе силой избавления от болезней. Так, в коллекции Жана Беррийского наряду с предметами, которые наделялись магической силой, хранились научные препараты. Механические инструменты свидетельствовали о рациональности мышления, желании продвинуть вперед человеческие знания, а челюсть змеи или проповедь святого Иоанна, записанная мелкими буквами на клочке пергамента, использовались как заклинание против злых сил.

Описи коллекций XV-XVI вв. являли собой вариант книги римского ученого писателя Плиния Старшего «Естественная история» - своеобразной энциклопедии естественнонаучных знаний античности, содержащей также сведения по истории искусства, истории и быту Рима.

Знатные собиратели XVI в. создавали из своих коллекций так называемое «студиоло» - модель микрокосма, в котором отражались все части большого мира. Целью аристократических коллекций было воссоздать реальный мир в миниатюре, создать то место, где бы монарх либо высокопоставленный аристократ мог символически объявить господство над всей природой и обществом. Наиболее ярко эта идея проявилась в «студиоло» Франческо Медичи.

Таким образом, со всей определенностью можно констатировать, что музей как социальный институт сформировался в XV-XVI вв. в Италии. Этому содействовал духовный переворот, известный под названием Возрождение. Он начался в ходе социально-экономических перемен в Италии и был связан с техническим прогрессом, развитием самостоятельности городов, республиканским строем правления, независимостью сословия предпринимателей от феодалов, повышением интереса к роли личности в традиционных общественных структурах. Освобожденные от жестоких монархических отношений люди эпохи Возрождения проявили широкий интерес к самопознанию, к прошлому и природному миру.

Важная черта нового европейского мышления, проявившаяся в коллекциях XVI в., заключалась в новом осмыслении сущности свободного времени. Итальянский ученый и архитектор раннего Возрождения Леон Баттиста Альберти в своем произведении «Перспективы» писал о свободном времени как о средстве обогащения жизни наукой и искусством. Коллекция предлагала идеальную возможность проведения свободного времени в изучении многих курьезных вещей.

Расцвет изобразительного и прикладного искусства первоначально в Италии, а потом и на севере от Альп, выявление в ходе раскопок произведений античной культуры, находки в монастырских библиотеках произведений древних авторов, малопонятные вещи, привезенные с других континентов, - все это приводило к накоплению предметов музейного значения, и в результате к созданию на их основе первых музейных собраний. Предметы этих собраний систематизировались, описывались и выставлялись для показа отдельным любителям и знатокам искусства, древности, мира природы, что свидетельствовало о преобразовании до-музейных собраний в ранние музеи.

Коллекционеры продумывали классификацию и расположение предметов в экспозициях. В 1565 г. Самуэль фон Кихеберг предложил свой вариант группировки коллекционных предметов, который, безусловно, повлиял на дальнейшие классификационные схемы собраний. Он разделял материалы музеев на исторические, художественные, естественнонаучные и технические.

В собрании императора Рудольфа II в замке Градчаны (Прага) четко выделялись три раздела – природа, искусство и знания[13].

Все ранние попытки классификации музейных предметов не были лишены своеобразной логики. На их основе разработаны современные системы классификации музейных фондов.

1.5.Собирательство в эпоху Нового времени

В XYII столетии Европа вступает в эпоху Нового времени. Эта стадия культуры ознаменовалась, прежде всего, возникновением общества принципиально нового типа, не скованного жестко традицией и каноном. Художественное сознание послевозрожденческих эпох формирует уже гораздо большее число факторов, чем это было в предыдущие столетия. Интенсивно развивается как само художественное творчество, по-прежнему оказывающее существенное влияние на художественные установки современников, так и публичное обсуждение проблем искусства. Вопросы предназначения искусства, эволюции художественного вкуса, иерархии искусств становятся достоянием художественной критики, разрабатываются и самими мастерами искусства. Постепенно, но неуклонно искусство конституирует себя как самобытная и вполне самостоятельная сфера духовного созидания[14].

Теперь, чтобы идентифицировать себя с определенными культурными и социальными группами, требуется сделать выбор, т.е. самому избрать круг ценностей, наиболее созвучный собственной индивидуальности.

Новые культурные условия расширяли и возможности индивидуального начала в художественном творчестве, возможности формирования авторских стилей, утверждение собственного художественного видения.

Искусство Нового времени отличается богатством художественных накоплений, традиций; оно настолько утвердилось как достаточно самостоятельная сфера деятельности, что уже впрямую не связано ни с культовыми целями, ни с этическими, ни с политическими.

Движение в природе, открытое наукой XYII века и разрушившее иллюзорно-стройную возрожденческую систему мироздания воцаряется во всех видах искусств.

Например, во Франции первой половины XVIII в. на формирование коллекционерских вкусов большое влияние оказала образованная буржуазия. Тут складывались два направления в собирательстве. Одно из них продолжило традиции формирования комплексных коллекций, другое, поддерживаемое учеными и эрудитами, содействовало формированию специализированных коллекций[15].

В XVIII в. период политической консолидации и экономического подъема переживала Великобритания. Увлечение собирательством охватило имущие слои этой страны. Ее тогдашние владения приносили немалые прибыли и давали возможность дворянству и разбогатевшей буржуазии строить большие загородные дома, а молодым дворянам чаще, чем раньше, совершать поездки на континент с обязательным включением в их программу посещение Италии.

В сознании британца знание древней средиземноморской культуры ассоциировалось с принадлежностью к высшим слоям общества. Многие загородные особняки в стране строились в стиле известного архитектора эпохи Возрождения А. Палладия. Их владельцы коллекционировали картины, скульптуры, гравюры с целью украшения своего жилья. Величественные загородные резиденции Великобритании того времени сочетали в себе все лучшее из архитектурных и художественных стилей прошлого. В отдельных домах устанавливались древние мраморные статуи.

В 1732 г. в Лондоне было создано «общество дилетантов» (любителей), в которое вступали богатые люди, побывавшие в Италии и рассматривавшие классическую античную культуру как предпосылку их благополучия. Общество сыграло, безусловно, большую роль в исследовании античных памятников Греции и Леванта, которые находились под османской властью и были закрыты для большинства европейских антикваров. Лондон стал центром торговли произведениями искусства, подобно Парижу и Амстердаму. В городе часто устраивались аукционы, публиковались их каталоги, существовало немало антикварных магазинов.

Немецкий искусствовед Иоганн Винкельман утверждал, что «единственный путь для нас стать великими, если это вообще возможно, - усваивать античность». Он изучал античную коллекцию кардинала А. Альбани на вилле Альбани, где в специально построенном для собрания древностей помещении собирались любители искусства[16].

Перемены, произошедшие в собирательстве и музейном деле Западной Европы, нашли свой отзвук на восточной части континента. В последние десятилетия царствования Петра I Россия выходит на европейскую арену как держава, поддерживающая не только прочные торговые, дипломатические, экономические, но и культурные связи с ведущими странами Европы. Во второй половине XVIII в. с утверждением в стране политики просвещенного абсолютизма эти связи получили дальнейшее развитие.

1.6.Особенности до-музейного собирательства русских коллекционеров

Сведения о до-музейном собирательстве в России мы обнаруживаем в работах А.И.Фролова, Л.В.Чижовой, Е.А.Шиманского и др.[17]

Одним из ярких свидетельств до-музейного собирательства на Руси является Оружейная палата. Во времена Ивана III, когда Кремль был заново построен, на Соборной площади появился Казенный дом, каменное здание, куда поступали самые ценные изделия и драгоценности. Были среди них вещи заморские, привезенные из далеких стран, были и сделанные в Москве, в мастерских, располагавшихся в каменных палатах Кремля. Одна называлась Золотой, другая - Серебряной, самая большая мастерская называлась Оружейной. Оружейники делали сабли, ножи, пики, кольчуги, пистолеты, шлемы, одним словом, оружие и доспехи для царя и его приближенных.

В Золотой и Серебряной палатах делались царские венцы, кольца, серьги и другие украшения, драгоценная посуда.

Оружейная палата, объединенная с другими палатами и Конюшенным приказом, стала хранилищем старого оружия, одежд, посольских даров, конского убранства.

Теперь в ней выставлены те реликвии, которые некогда хранились в палате Ивана Калиты, в сокровищнице Ивана Грозного, Алексея Михайловича. Если богатства Ивана Калиты умещались в сумке, то Ивану Грозному понадобилось 450 саней, чтобы перевезти казну в Новгород.

Здесь собрано оружие, которое бывало в бою, и оружие, служившее парадным украшением князей и царей начиная с XII в. Среди них шлем князя Ярослава, отца Александра Невского, кольчуга Ермака, дарованная ему за покорение Сибири воеводой Петром Ивановичем Шуйским, чаша Юрия Долгорукого, основателя Москвы, выкованная из серебра. Здесь же хранятся рыцарские доспехи, изделия византийских мастеров. Есть здесь и такие образцы оружия, которым более полуторы тысячи лет.

До-музейное собирательство в России во многом связано с таким социальным явлением как меценатство. История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения.

С середины XVIII в. Санкт-Петербург и его пригороды входят в число ведущих музейных центров Европы. Большую часть художественных коллекций Петр I разместил во дворце Монплезир в Петергофе и в Летнем дворце в Санкт-Петербурге.

По примеру императора его вельможи украшали свои дворцы произведениями искусства. Однако коллекции произведений искусства в России того времени воспринимались как часть украшений дворцов либо «курьезы», поэтому о самостоятельной российской художественно-музейной практике до середины XVIII в. говорить еще рано.

В середине XVIII в. по заказу Елизаветы Петровны дворцовое ведомство заказывает и приобретает произведения искусства, которые все еще носили характер дворцового интерьера, играли орнаментальную роль. Художник Г.Х. Грот приобрел для Екатерининского дворца в Царском Селе 115 картин за границей.

В 40-60-е гг. XVIII в. формируются богатые коллекции фарфора из Китая и Японии в «китайском зале» Царскосельского дворца. А в Ораниенбауме был построен специальный Китайский дворец (архитектор А. Риннальди), украшенный в китайском стиле.

При Екатерине II дворцы продолжают пополняться художественными ценностями, приобретенными за границей, но им придается уже новый смысл. Именно в это время в России наступает период расцвета коллекционирования и собирательства.

Иметь богатейшее в Европе собрание произведений искусства стало целью императрицы. Большую часть собрания Екатерина II разместила в своей основной резиденции – Зимнем дворце. Дворец, построенный в 1754-1762 гг. по проекту Франческо Барталомео Растрелли как императорская парадная резиденция, определил неповторимый архитектурный облик ансамбля на берегу Невы и его ведущее место в панораме города.

В 1785 г. в Эрмитаже уже было 2 658 картин. Кроме того, собрание Екатерины II пополнялось произведениями современных ей художников, выполненными по ее заказам.

Собрание пополнялось также за счет гравюр, медалей и монет. Предметом восхищения придворных являлись резные камни (геммы), особенно античные камеи. В Эрмитаж поступали художественные изделия из драгоценных металлов, фарфора, хрусталя, жемчуга. В «естественнонаучном кабинете» были расположены коллекции минералов, собранных в России П. Палласом, а также редкие рукописи и книги.

Век Екатерины выдвинул одного из известнейших деятелей Российского государства графа, а затем князя Александра Александровича Безбородко статс-секретаря Екатерины, а впоследствии канцлера Российской империи. Он был известен как крупный коллекционер и меценат. Ему принадлежала картинная галерея исключительной ценности, которую, по словам многих, едва ли удавалось собрать частным лицам. Коллекция картин князя послужила впоследствии основой знаменитой Кушелевской галереи Академии художеств. Внук князя, граф Николай Александрович Кушелев-Безбородко (1834-1862) завещал это собрание Академии художеств с условием, чтобы галерея была постоянно открыта для художников.

Известна была своим широким меценатством и благотворительностью фамилия Демидовых. Так, Прокопий Акинфиевич Демидов (1710-1788) жертвовал значительные суммы на строительство коммерческих и народных училищ.

Еще более известными по своему происхождению и по размеру состояния были Строгановы. Граф Александр Сергеевич Строганов (1734-1801) составил галерею картин, написанных известными художниками, собрал дорогие коллекции эстампов и медалей. Особое внимание он обращал на устройство библиотеки, которую по числу в ней редких изданий можно было считать одной из первых в Европе.

Блестящую память о себе оставили графы Румянцевы. Николай Петрович Румянцев (1754-1826) собирал древние отечественные рукописи и издавал их. Но особую известность приобрел устройством огромной библиотеки, которая была доступна для всех. По завещанию он передал ее, а также множество коллекций и разных редкостей, для учреждения музея, оцененного вместе со зданием в миллион рублей, который носит его имя. Позднее музей был переведен из Петербурга в Москву. Фонды Румянцевского музея послужили основой Российской государственной библиотеки.

Одним из богатейших вельмож екатерининского и александровского времени известным своим меценатством был Николай Борисович Юсупов (1751-1831). Он собрал у себя в имении Архангельское галерею древних мраморных статуй, картин, большую библиотеку, которые были одними из лучших в России.

В царствование Николая I все чаще встречаются видные коллекционеры и меценаты из числа крупного чиновничества. Один из них Федор Иванович Прянишников (1793-1867) «министр почт», как его называли современники. Он был одним из первых собирателей русской живописи, его собрание находится сейчас в Третьяковской галерее. Прянишников поддерживал молодых художников и помог юному Репину, внеся по его просьбе плату за поступление в Академию художеств.

В это же время в частной практике собирательства активизировалась деятельность по выявлению книг из общего издательского потока с целью обеспечения особых условий их хранения и использования.  

Много и справедливо написано о меценатстве российских купцов, субсидировании ими художественных начинаний, собирании коллекций. Однако переход меценатства от известных дворянских фамилий (Шереметевых, Юсуповых, Мещериных, Белосельских-Белозерских, Тенишевых) к купечеству не был безболезненным. Поначалу сам факт собирательства и вложения денег не на привычные благотворительные цели, - строительство церквей и больниц, - а в «какие-то картинки» вызывал резкое осуждение в самой купеческой среде.

Заметный след в истории русского до-музейного собирательства оставлен Павлом Третьяковым. Современников восхищали его природный ум и требовательный вкус. Он покупал картины нередко вопреки мнению критики, запрету цензуры, давлению признанных авторитетов. Если работа оказывалась у Третьякова, то для художников это было равнозначно общественному признанию. Он пользовался особым доверием живописцев, ему первому они показывали свои новые произведения в мастерских или на выставках, часто накануне вернисажа.

История Третьяковской галереи неразрывно связана Товариществом передвижных художественных выставок, и именно передвижники представлены здесь наиболее полно. Созданное в 1870 году Товарищество объединило художников, тяготевших к реалистическому изображению событий, образов и характеров российской жизни и ее прошлого. Они были убеждены в том, что задачей искусства является служение «серьезным интересам народа», и задумали знакомить со своим творчеством русскую провинцию. Третьяков разделял их убеждения, и в то же время морально и материально поддерживал художников. Во многом благодаря Третьякову передвижники смогли сохранить идейную и творческую самостоятельность. Купец первой гильдии, имеющий льнопрядильную фабрику в Костроме и магазин на Ильинке в Москве, Третьяков самым усердным образом занимался собирательством, отдавая этому занятию много времени и сил.

На I-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где экспонировалось 47 работ, Третьяков приобрел А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (1871), Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1870). Полотно И.Н. Крамского «Христос в пустыне» (1872), купленное еще у него в мастерской, было представлено на 2-й передвижной выставке. О ней Третьяков говорил, что «это самая лучшая картина в нашей школе за последнее время»[18].

Решив еще в 26- летнем возрасте составить завещание, в котором половину своего состояния (150 тысяч рублей) даровал на организацию в Москве «художественного музеума или общедоступной художественной галереи», сопровождал его почти мольбой: «Прошу вникнуть в смысл желания моего, не осмеять его, понять…»[19].

Образованные слои купечества, не чуждые бескорыстных побуждений, тянулись к жизни интеллектуальной, интересовались созданиями науки, искусства, искали знакомств в среде художественной интеллигенции.

Занятия меценатством не проходили бесследно – известно, сколь точной была художественная интуиция и вкус у Саввы Мамонтова, Сергея Щукина. Природное чутье, непрерывное самообразование привели к созданию С.И. Щукиным уникальной коллекции французской живописи. Все они вместе – театральный музей А.А.Бахрушина, собрания икон С.П.Рябушинского, Щукинский и Морозовский музей современной живописи, галерея русского искусства П.М.Третьякова - позже заложили основы национального художественного достояния России.

Глава 2. Анализ мотиваций до-музейного собирательства

2.1.Понятие и сущность потребности, мотива и мотивации

Приступая к анализу мотиваций до-музейного собирательства, мы не можем обойти вниманием проблему определения мотива и мотивации в научных публикациях. Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях личности стал обсуждаться в психологии сравнительно недавно, в первой четверти ХХ века. Очевидно, первой работой, специально посвященной потребности, является книга Л.Брентано (1921). Он определил потребность как «всякое отрицательное чувство, соединенное со стремлением устранить его при помощи удаления вызывающей его неудовлетворенности».[20] С тех пор появилось много различных точек зрения на ее сущность – от чисто биологических до социально-экономических и философских. К первым можно отнести представления З.Фрейда и Г.Холла о «драйве». К последним же относятся представления В.С.Магуна[21] о потребностях как отсутствии блага и Д.А.Леонтьева[22] - как отношении между личностью и окружающим миром.     

На наш взгляд, наиболее правильным является определение потребности у  В.А.Василенко: потребность – это заложенная в нас природой и обществом программа жизнедеятельности.[23]     

Заслуживает внимания и точка зрения В.И.Ковалева.[24] Он пишет, что возникновение у человека потребности связано с «присвоением», принятием им нужд общественного развития. Например, потребность в труде возникает вследствие осознания общественной необходимости, важности труда для каждого человека для общества, государства. Требования общества к каждому своему члену выступают в роли мотивационных заданий; после принятия человеком они становятся долговременными мотивационными установками, которые в определенных ситуациях актуализируются и превращаются в мотивы поведения и деятельности.

Далее обратимся к определению сущности мотива. Существует множество определений мотива. Среди исследователей данной проблемы можно назвать целый ряд известных российских авторов (Е.Н.Баканов, В.А.Иванников, А.Г.Ковалев,К.К.Платонов, С.Л.Рубенштейн, А.Н.Леонтьев, К.А.Абдульханова-Славская, и многие другие[25]). Большинство ученых определяет мотив как субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленная цель, которая направляет и объясняет его поведение. То есть, мотив – это нечто, что находится внутри человека и во внешней среде, которое его побуждает к некоторым действиям или бездействию. Отсюда вытекает, что мотивация – это процесс сознательного выбора личностью того или иного типа поведения. Конечно, у человека могут быть неосознанные мотивы, но линию трудового поведения он выбирает более или менее осознанно. 

По мнению Х. Хекхаузена[26] мотив включает в себя такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д. При всех различиях в оттенках значения этих терминов указывают на «динамический» момент направленности действия на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе ценностный момент и которые субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели. При таком понимании можно предположить, что мотив задается таким целевым состоянием отношения «индивид-среда», которое само по себе желательнее или удовлетворительнее наличного состояния.      

Не только по выбранной проблематике, но и по уровню и дифференцированности теоретических и методических подходов психология мотивации и по сей день представляет довольно пеструю и разнородную картину. Многие исследователи не идут дальше чисто описательного уровня, боясь подвергнуть теоретические конструкты опасности разбиться об эмпирию, поэтому фрагментарность подходов к психологическому исследованию мотивации, скорее, является правилом, чем исключением.     

Только в зарубежной психологии существует около 50 теорий мотивации. В отечественной психологии определение мотива тоже довольно разнопланово. Л.И.Божович[27] рассматривает в качестве мотива чувства, переживания, идеи, К.К.Платонов[28] подразумевает под мотивом психические процессы, состояния и свойства личности и т.д. 

Анализ литературы показывает, что направления научных исследований мотивации можно сгруппировать следующим образом.

Редукция потребности: гомеостатические теории мотивации. Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности – Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но и сделала ум человека изощренным, позволила приобрести речь, язык и привычку к труду.[29]      

Основные положения гомеостатических теорий мотивации сводятся к следующему. Если бы все человеческие потребности были удовлетворены, люди оказались бы в состоянии, подобном летаргическому сну.      

Источником мотивации является стремление организма сохранить внутреннюю среду, свободную от разрушительных влечений. Фрейд утверждал, что, если не давать выхода инстинктивным побуждениям, они приведут к болезни. Этолог К.Лоренц[30] добавил к этому, что сильные влечения будут разряжаться в любом случае, если не посредством внешнего стимула, то спонтанно с помощью некоторого внутреннего механизма. Подобное объяснение мотивации называют гидравлической моделью (классическая этологическая модель поведения). Э.Фромм,[31] придав позиции Фрейда гуманистическое направление, утверждал, что цель развития человеческого характера – преодоление противоречия между физиологическими и собственно человеческими потребностями.       

Индукция потребности: активационные теории мотивации. Если сторонники теорий редукции потребности считают гомеостаз, или отсутствие влечений, тем идеалом, к которому стремится организм, то защитники активационных теорий рассматривают в качестве предпочтительного состояния средний, а не минимально возможный уровень влечений. Преимущество активационных теорий в том, что они объясняют состояния, при которых активация (повышенная потребность) становится желательной, например, в спортивных соревнованиях. Гомеостатические теории заставляют думать, что каждый индивид стремится вступить на путь наименьшего сопротивления.       

Гедонистические теории мотивации рассматривают в качестве первичной мотивации удовольствие. Согласно теории Фрейда, сама природа человека такова, что, сознательно или нет, он стремится к удовольствию и избегает страдания. Фрейд назвал это «принципом удовольствия». Экспериментально показано, что крысы действуют энергичнее ради вкусной пищи независимо от того

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Мотивации до-музейного собирательства: исторический аспект, современность". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 502

Другие дипломные работы по специальности "Культура и искусство":

Плетеная мебель "Детская кроватка"

Смотреть работу >>

Эволюция exercice классического танца

Смотреть работу >>

Проблема сущности культуры

Смотреть работу >>

Основные направления голландской живописи XVII века

Смотреть работу >>

Развитие корпоративной культуры социальных учреждений

Смотреть работу >>