Дипломная работа на тему "Астральные культы Причерноморья"

ГлавнаяКультура и искусство → Астральные культы Причерноморья




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Астральные культы Причерноморья":


МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ

Дипломная работа на тему:

Астральные культы в Причерноморье.

Выполнил

исторического факультета

V курса гр.

Магнитогорск, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ---------- ---------- ---------- ---------- ------------------- 3

Глава Ι. Космогонические идеи в астральных культах

Причерноморья и их истоки. ---------- ---------- ------------14

Глава ΙΙ Астральные культы на территории

Причерноморья ---------- ---------- ---------- ------------------ 26

Заказать дипломную - rosdiplomnaya.com

Уникальный банк готовых оригинальных дипломных работ предлагает вам приобрести любые работы по желаемой вами теме. Грамотное выполнение дипломных работ по индивидуальным требованиям в Самаре и в других городах России.

1.Культы астральных божеств

§ 1 Культ Аполлона

§ 2 Культ Афродиты

§ 3 Культ бога Митры

§ 4 Культ Мена

§ 5 Культ богини Ма

2. Святилища астральных божеств. ---------- ---------- ---------------74

§ 1 Святилище Аполлона

§ 2 Святилище Афродиты

§ 3 Святилище Митры

§ 4 Святилище Мена

§ 5 Святилище богини Ма

3. Характер астральной символики в мелкой пластике. ---------- 81

Заключение. ---------- ---------- ---------- ---------- ---------------88

Список литературы ---------- ---------- ---------- -----------------92

Приложение.

Введение.

Актуальность исследования. Духовные аспекты культуры являются такими же важными для понимания человеческого опыта в целом, как и материальная культура. Современное Российское многокультурное общество, как часть всего человечества, нуждается в знании разнообразных концепций мировосприятия.

Поскольку религиозно – духовные общности играют заметную роль в функционировании государств, постольку, знание и понимание путей формирования религий способствует лучшей социально - психологической адаптации личности в быстро меняющейся среде, построению картины личного мировоззрения и духовному росту, а также способствует воспитанию чувства национальной и родовой принадлежности. Помогает ориентироваться в современном многообразии культурно – духовного пространства, борьбе за обладание ресурсами, политическую власть, территориальную и культурную целостность. Исследование астральных культов в Причерноморье позволит глубже понять специфику общественной и духовной жизни жителей данного региона. При этом необходимо учесть, что из-за скудности сведений античных авторов о жизни Причерноморья исследование астральных культов приобретает совершенно исключительное значение.

Географические рамки исследования: Северное, Западное и Восточное побережье Чёрного моря, а именно – Понт, Боспорское царство, со столицей в Пантикопее, Херсонес, Фанагория, а также Ольвия и Горгиппия, Танаис и побережье Малой Азии.

Хронологические рамки: для исследования взят период с VІІ века до н. э. по ІV век н. э.

Состояние разработанности проблемы. В современной науке археологические данные помогают ответить лишь на некоторые вопросы о происхождении и сущности религии древних народов в целом, и проявлений местных культов и ритуалов, в частности.

Результат любой научной работы предполагает практическую пользу, в какую бы форму она не вылилась. Популяризация исторических исследований астральных культов, в процессе подготовки преподавателей истории для общеобразовательных школ – одно из средств, в период всеобщей глобализации, сохранять и развивать свою неповторимость и целостность народной культуры. Люди адаптируются к окружающей их среде через материальные аспекты жизни и духовные параметры. Образование, в том числе историческое, может помочь в формировании и развитии мировоззрения современного человека. Это положение особенно актуально на данный момент, т. к. и в современной духовно – культурной среде нередки случаи, когда, опираясь на религиозные традиции прошлого, человек лесурсами. в ( граударств ( гражья является частью культуры античного мира, но в то же время испытала на себестановиться приверженцем «догматов», пополняет ряды людей формально относящихся к жизненному процессу, формально выполняющих свои социальные и семейные роли, чувствующих и думающих по предписанным правилам.

Наслоение культур в Северном Причерноморье от второй половины 7 в. до н. э. до 4 в. н. э. позволяет наиболее ярко проследить традиции культурной преемственности и развития религий. Как в процессе существования и развития, в Астральные культы Причерноморья вносились социально – необходимые черты, которые в свою очередь обратно влияли на характер верований.

Наиболее ярко представить и переосмыслить культурно – историческое наследие в сравнении с современной духовно - культурной средой помогает культурологический подход к историческому исследованию. Аспект объективности при этом вносит нумезматический материал, который не позволяет потеряться в многочисленных догадках и гипотезах, а говорит языком археологической неумолимости.

Культура Северного Причерноморья является частью культуры античного мира, но её особенность в смешении и взаимовлиянии культур местных народов. Астральные культы отражают глобальные вопросы мироздания. Исследование астральных культов, определение их места в прошлом и настоящем требует рационального переосмысления всего исторического контекста. Подобные попытки предпринимались уже античными философами.

Так, Софисты, стоики видели в астральных культах персонификацию функций богов. Эпикурейцы считали астральные культы откровенной поддержкой жрецов и правителей, Платону была ближе философско-символическая сторона культов. Эвгемерическое толкование предполагало обожествление исторических деятелей. Далее, в эпоху Возрождения, астральные культы как часть мифологии, интерпретировались как выражение чувств и страстей человека в «морально – поэтических аллегориях» [1]

Историография.

Истории Причерноморья, посвящены, большое количество публикаций как общих, так и частных, посвящённых отдельным божествам, периодам и странам. При этом стоит отметить, что очень мало обзорной литературы, посвященной общей истории развития астральных культов всего Причерноморья.

Античные географы и историки оставили описания существования астральных культов на территории Причерноморья. Это «История» Геродота, перипл Псевдо – Скилака, периэгесса Псевдо-Скимна, «География» Страбона, «Естественная история» Плиния Старшего, «Описание населённой земли Дионисия, «Географическое руководство» Клавдия Птолемея, «Библиотека» Аполлодора, перипл Арриана. Известно, что Арриан был жрецом Деметры и Персефоны, сочетая эту культовую деятельность с высокими должностными чинами, а также с занятиями философией, риторикой, военным делом и литературой.

В 18 веке важное место в изучении астральных культов занимают исследования Дж. Вико. Версия «божественной поэзии» и своеобразие форм мышления. Эта философия примечательна тем, что в зачаточном состоянии содержит почти все направления в изучении мифологии.

Деятели французского Просвещения рассматривали культы как систему обмана и суеверие (Б. Фонтенель, Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескьё и др.) Такой взгляд с позиций современности представляется прагматичным и больше характеризует состояние сознания самих авторов подобной идеи, как очень «обмирщённое», направленное на государственно-политические аспекты бытия. Напротив, эстетическую сторону культов подчёркивали Ф. В. Шеллинг и И. Г.Гердер.

Интересны лингвистическая концепция (А. Кун, В. Шварц, В. Манхардт, М. Мюллер, в России – Ф. И.Буслаев, А. Н.Афанасьев, А. А.Потебня и др.) и эволюционистская школа (Э. Тайлор, Э. Лэнг, Г. Спенсер и др.) второй половины 19 века. В первом случае интересен опыт использования научного сравнительно – исторического индоевропейского языкознания и отношение к богам как к солярным символам. В антропологической школе исследования велись по средствам сравнительной этнографии архаических племён с цивилизованным человечеством. Возникновение культов, однако, сводилось к чисто рациональным логическим размышлениям.

Выходец из этнической школы Дж. Дж. Фрейзер видел в культах древнейшую универсальную форму мировоззрения, часть отмирающего магического ритуала.

Дальнейшие исследования астральных культов в двадцатом веке выдвигают социальную и индивидуально – психологическую идеи. Западных учёных интересует специфика мифологического мышления. Интересны исследования в этой области французского этнолога Леви – Брюля. Символическую теорию разработал немецкий философ Э. Кассирер, рассматривая культы как автономную систему наряду с искусством и языком. Такой взгляд представляется искусственно отделённым от других областей познания действительности и самой окружающей действительности.

Некоторые специалисты в области античности считали, что культы вообще не имеют познавательной цели, а являются совпадением общей идеи и чувственного образа. На настоящий момент такой взгляд представляется иррационально – односторонним.

Структурно – антропологическая теория французского этнолога К. Леви – Стросса легла в основу исследований лингвистов – структуралистов В. В. Иванова и В. Н. Торопова. Учёные используют опыт мифологической фольклористики и анализ бинарных оппозиций.

Академик В. Н. Дёмин и академик В. М. Кандыба выдвигают гипотезу полярного происхождения астральных культов, опираясь на общий генезис языков и этносов. Эта теория требует системного анализа, сопоставления результатов археологических экспедиций и представляется слишком спорной и сложной для дипломного сочинения.

Столетие назад русский учёный Латышев описал общее развитие греческих культов. В простом и интересном по форме изложении Латышев дал характеристику культов, описал алтари, жертвенники и храмы. Несмотря на вековой перерыв, эти работы представляют научный интерес и служат хорошим источником информации.

Большой вклад в изучение истории Причерноморья в целом и астральных культов в частности внесли советские археологи и историки.

В 30 - 50-е годы начались систематические раскопки центров Северного Причерноморья: Боспора, Херсонеса Таврического, Ольвии. С середины 30-х годов развернулись работы крупных археологических экспедиций под руководством В Д. Блаватского и В. Ф. Гайдукевича в районе Пантикапея, М. М. Кобылиной — в Фанагории, Г. Д. Белова и С. Ф. Стрежелецкого — в Херсонесе, Л. М. Славина — в Ольвии, в результате которых в научный оборот вошел обширный археологический материал, пополнивший и знания об астральных культах Причерноморья.

Новые исследования позволили решить важные вопросы культурного развития Причерноморья в древнейшей истории, в обобщающих трудах В Ф. Гайдукевича: «Боспорское царство» (1949), Г. Д. Белова «Херсонес Таврический, историко-археологический очерк» (1948), С. Ф. Стрежелецкого и Л. М. Славина (1961), «Древний город Ольвия» (1951), «Фанагория» М. М. Кобылиной (1956) и др.

Следует сделать акцент на том, что исследования астральных культов велись в рамках исследования общего исторического контекста и редко были посвящены собственно теме астральных культов.

Предметом систематического изучения ведущих советских ученых были культурные и религиозные влияния окружающей скифской и сарматской периферии, а также полисов Балканской Греции, Малой Азии и Италии. Исследованиями в этой области занимались С. А. Жебелев и А. И. Тюменева, В. Д. Блаватский и В. Ф. Гайдукевич, Д. П. Каллистова и В. Н. Дьякова. Советские ученые опирались на глубокую разработку истории Северного Причерноморья, которую провел в последние 12 лет своей жизни С. А. Жебелев. Его многочисленные исследования были изданы отдельным сборником «Северное Причерноморье. Исследования и статьи по истории Северного Причерноморья античной эпохи» (1953).

Серьезным вкладом в историографию этого региона был выпуск серии «Причерноморье в античную эпоху» под редакцией В. Н. Дьякова. В этих монографиях изучались разнообразные моменты истории всего Северного Причерноморья.

Многочисленные труды В. Д. Блаватского, возглавлявшего работы по археологическому обследованию Харакса, Фанагории, Пантикапея, сельских поселений Таманского полуострова, имеют значение для разработки различных проблем культуры и многих других вопросов истории Северного Причерноморья.

В работе Цветаевой Г. А. «Рим и Боспор» можно почерпнуть сведения о распространении астральных культов на территории Боспора и о влиянии их на римскую политику.

Голубцова Е. С. исследовала религиозные верования жителей сельских районов Малой Азии. Ф. Имхоф-Блумер, А. Болдуин, Зограф А. Н. систематизировали нумезматический материал.

Алексеева Е. М., Русяева А. С., Сапрыкин С. Ю внесли свой вклад в исследования Понта, Боспора и Малой Азии.

В монографии Анохина В. А. исследуется монетное дело Боспора от возникновения чеканки в 6 в. до н. э. до её прекращения в 4 в. н. э. Впервые был обобщён нумезматический материал из крупнейших мировых собраний или рассеянный по различным публикациям. Систематизация монет позволила подойти к решению ряда спорных проблем истории Боспора.

Л. К. Галаниной была составлена сводка штампованных украшений эллинистических эпох первых веков нашей эры из Курджинского кургана. И. И. Гущина публикует аналогичные изображения на бронзовых бляшках 1-2 вв. н.э. из Бельбекской долины в Крыму и называет представленное на них женское божество Афродитой или Великой богиней – матерью.

Попытки изучения астральных культов предпринимались этнологами, психологами, философами, этнографами и филологами в современной науке и до сих пор наполнены историографическими мифами и жаркими дискуссиями. Антиковедение на рубеже тысячелетий предлагает междисциплинарные и новые методики исследования: информатику, подводную археологию и создание компьютерной базы данных.

В итоге следует отметить монографию «Херсонес Таврический в середине I в. до н. э. – VI в. н. э» созданную специалистами Украины и России, которая является синтезом обширной источниковедческой базы и фундаментального историографического корпуса. Авторы монографии: Владимиров А. А., Зубарь В. М., Журавлев Д. В., Крыжицкий С. Д., Русяева А. С., Русяева М. В., Скржинская М. В., Сорочан С. Б., Храпунов Н. И. Издание монографии было осуществлено Институтом археологии НАН Украины и Национальным заповедником «Херсонес Таврический» в содружестве со специалистами, работающими в Академиях наук РАН, вузах и музеях, Украины и России. Монография состоит из двух частей. В первой рассматривается наряду с историей Херсонеса религиозные представления херсонеситов, их культура и искусство в середине I в. до н. э. – третьей четверти III в. н. э.

Из зарубежных исследований следует отметить Теодора Моммзен, который уделил много внимания проблеме трансформации римской религии. Проникновению и распространению восточных астральных культов.

У. М.Калдер проводил исследования археологических находок областей Малой Азии в аспекте распространения астральных культов. А. Ломонье изучал истоки культа Зевса, и сделал интересные выводы о существовании святилищ в платановых рощах и даёт подробное их описание. У. Баклер и У. К.Гутри внесли свой вклад в исследования культа Артемиды в сельских районах Малой Азии. Нильсон исследовал культы Причерноморья, а именно – культ матери Лето и Кибелы. Л. Згуста – исследовал культы сельских общин Малой Азии. Ф. Ле Ба и В. Ваддингтон издали малоазийские надписи и дали сводку эпитетов бога Мена.

В завершение краткого историографического анализа следует отметить, что в целом историографические источники касаются в основном смежных аспектов данной проблемы. На этом фоне особенную ценность приобретают работы Абрамзона М. Г., где со скурпулёзным анализом исследуется нумезматический материал с астральной символикой.

В настоящем дипломном сочинении автор опирается на достаточно исследованные предметы, подтверждённые археологическими находками, использует подход к этому временному периоду как к переходному этапу, включающему и завершающему античность и начинающему новый период культурной истории человечества.

Процесс познания человеком реальности происходит не только рациональными способами, но и эмоциональным восхищением Красотой, поэтому в данной работе расставлены акценты на психологических моментах особенностей восприятия древних; а так же на найденных предметах искусства, т. к. для объективности важна и иррациональная сторона вопроса; исследуются космогонические идеи астральных культов, их влияние на социум.

Целью любого исследования, в конечном счёте, является расширение сознания людей в представлениях о мире, Космосе, себе самих. «Конечно, в самом принципе исторической реконструкции заключена определённая доля погрешности и упрощения, помнить о которой …призывал современного историка Герман Гессе: «Разумеется, необходимо вносить в историю порядок, ..всякая наука, прежде всего систематизация, упорядочение и в то же время упрощение, некоторое переваривание для духа того, что неперевариваемо…Пусть тот, кто занимается историей уважает непостижимую правду, реальность, неповторимость происходящего»[2]

Цель дипломной работы – исследование астральных культов на территории Причерноморья.

Задачи исследования:

- Обзорный анализ синкретических астральных культов, их происхождение и взаимное влияние;

- раскрыть социально - политическую основу существования астральных синкретических культов;

- выяснить культовый и мифологический характер астральных божеств в их многообразных ипостасях;

- рассмотреть нумезматические материалы как объективный источник;

- раскрыть характер астральной символики в мелкой пластике;

- выяснить причины расцвета и упадка астральных культов;

- выявить культовый и мифологический характер астральных божеств;

- какова роль астральных культов в жизни людей в данный исторический период.

Источники:

Нарративные.

Сравнительно мало дошло до наших дней литературных данных об астральных культах на территории Причерноморья. Астральные культы являются одной из самых трудных проблем классической историографии из-за достаточно большой территории их распространения, синкретизма религий, бурных событий исторической среды, а также множества и разнообразия их функций. На некоторые функции астральных божеств находим указания ещё у Гомера: «На берег вышла богиня прекрасная. Ступит ногою,-

Травы под стройной ногой вырастают. Её Афродитой,

«Пенорождённой, ещё «Кифереей» прекрасновенчанной

Боги и люди зовут, потому, что родилась из пены»;

Аристофана и Ликофрона, у Плутарха (Избранные жизнеописания, т.1,М., Правда,1990).

Эпиграфические.

К эпиграфическим источникам, являющимися вторыми по своей важности относятся посвятительные надписи на каменных глыбах и вотивных дарах. Эпиграфические источники практически отсутствуют. Достаточно трудно найти сведения об эпиграфических источниках в источниках для широкой печати. В работе используются описания эпиграфических источников исследователями истории Причерноморья.

Археологические.

В настоящее время археологические источники раскопок в Причерноморье представляют богатый материал для исследований, который периодически пополняется. Алтари и жертвенники, храмы, некрополи и курганы, статуи и статуэтки богов служат хорошим источником для систематизации всего накопленного научного материала.

Нумизматические.

Особого внимания заслуживают монеты как важный источник астральной символики. Астральные в широком смысле (лунарные и солярные) божества, покровители городов, сельских районов и родов изображались на монетах в символах, с использованием атрибутов или просто миниатюрного портрета.

Методологическую основу исследования составили принципы историзма, системности, всесторонности и объективности, системный подход, законы и категории диалектики, культурологические обобщения. Использованы общенаучные методы познания: конкретно-исторический, сравнительный, логический, системный, описательный.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Глава 1. Космогонические идеи в астральных культах Причерноморья и их истоки.

Государственные законы повсюду имеют в виду лишь внешнюю, обрядовую сторону религии, предоставляя внутреннюю, сознанию и совести каждого гражданина. В этих условиях в астральных мифах Причерноморья происходили, с течением времени, изменения космогонических идей.

Поскольку Астральные мифы о происхождении солнца, звёзд, луны являются очень древними, космогонические идеи в них включают в себя пространственно- временные параметры вселенной, условия в которых протекает существование человека, знания о том, как возникла вселенная. Пространство, в астральных культах - пластично и персонифицировано – это отражает состояние сознания древних греков.

"Греческий "космос",- покоился в пространстве, выявляя присущую ему меру.[3]

Высшей ценностью (максимум сакральности), в космогонических идеях, обладает та точка в пространстве и времени, где совершился акт творения, координаты, задающие схему развёртывания всего, что есть в пространстве и времени, организующими весь пространственно – временной континуум. Календарный ритуал также соотнесён с ними. Космологический код в архаичных культурах обладает особенно большими «разрешающими» способностями; постоянно прослеживается тенденция к персонификации (отец – небо, мать-земля); солнце и месяц в сюжете небесной свадьбы.

Космологические идеи в астральных культах часто начинаются с того, что предшествовало творению; поэтапное возникновение и развитие Космоса, а также продолжение этого процесса.

Элементы или стихии – как правило, огонь, вода, воздух, земля, к которым добавляется иногда пятая стихия, условно соответствующая эфиру, - образует первичный материал для строения космоса. Смешанные и неразделимые в хаосе эти стихии разъединяются и «очищаются». Это разъединение стихий – один из элементарных космогонических актов, которые совершаются при космогенезе. Основными космогоническими актами считаются:

- установление космического пространства;

- создание космической опоры - мировой горы, мирового дерева, укрепление на небе Солнца;

- наполнение пространства конкретными объектами (ландщафт, люди, растения, животные), абстрактными сущностями;

-сведение всего сущего к единому, и выведение всего из единого. Порядок сотворения мира соответствует следующей идеальной схеме: хаос, небо и земля, солнце и месяц, звёзды, время, растения и животные, человек, дом, утварь и т. д.

Космогонические идеи описывают становление мира как результат последовательного введения основных бинарных оппозиций, причём идеи в культах греческого происхождения отличаются от идей в культах восточного происхождения.

Порядок творения иногда подчёркивается числовыми показателями, примерно следующего вида: « один объект на первом шаге порождает два объекта» - «два объекта на втором шаге порождают три объекта» - «три объекта на третьем шаге» и т. д. В целом космогонические идеи соответствуют сюжетной схеме, в которых движение осуществляется от прошлого к настоящему, от божественного к человеческому, от космического и природного к культурному и социальному, от стихий к артефактам, от внешнего и далёкого к внутреннему и близкому. Широко распространён мотив биологического порождения космических объектов, богов и людей творцом и часто связан со сменой поколений богов.

Космогонические идеи прослеживаются в астральных культах – о созвездиях, звёздах, планетах (в широком смысле – лунарные и солярные мифы). В типологически ранней группе Астральных культов звёзды или созвездия часто представляются в виде животных, часто речь идёт об охоте на животных (этот мотив прослеживается в культе Артемиды – Дианы, охотницы). Этимология имени которой, возможно «медведица».

Характерная черта Астральных культов – наличие нескольких космических персонажей, воплощаемых расположенными рядом созвездиями. Чаще всего встречается мотив объяснения многих (обычно 12) созвездий, посредством астрального мифа, в которых выступает такое же число животных. Дальнейшее развитие таких астральных мифов приводит к построению системы соответствий между 12 созвездиями и таким же числом животных. На этой основе было выделено 12 знаков зодиака, позднее перенятое греческой традицией (зодиак – от греческого «животное»). На основе космогонических идей греками и переселенцами различных этносов по различным причинам, в астральных культах Причерноморья, была построена закономерная картина движения небесных светил, описывающихся посредством астральных персонифицированных божеств.

Космогонические идеи в астральных культах Причерноморья являются продолжением индоевропейской мифологии.

Стоит отметить, что изучение астральных культов часто ведётся по произведениям изобразительного искусства и скульптуры,( не говоря уже о керамике и бытовых предметах), но искусство лишь иллюстрирует религию, объясняет или комментирует её и «тем самым предполагает свою вторичность по сравнению с неким образцом». В Причерноморье, как и собственно, в Греции искусство является и само по себе мифотворческим и на этом уровне уже можно говорить о привнесении в культ бытовых, «профанных» элементов, но иногда и об очищении астрально-культовых традиций. Происходит взаимное влияние мифологии и искусства, а также социальных мотивов.

«Мы располагаем большим количеством примеров, когда божество с определённым именем или мельчает с веками, теряя свои функции. Постепенно, сходит на нет, или же «отбирает» функции других богов, становится многозначным, выдвигается на видное место в пантеоне».[4]

Например, культ Афродиты – богини любви и красоты малоазийского происхождения. По версии, описанной Гомером, родилась из крови оскоплённого Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену, отсюда народная этимология её имени «пенорождённая» и одного из её прозвищ – Анадиомена – «по явившаяся на поверхности моря». Идеи культа Афродиты близки внутреннему содержанию культа финикийской Астарты, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исиде. Этимология имени не ясна.

В Сев. Причерноморье малоазийские черты богини сближают её с богиней – матерью и Кибеллой. Далее, рождение Афродиты из крови Урана было забыто. Спутники Афродиты – Эроты – первоначально космические божества, порождения хаоса, затем всего лишь создание Афродиты, подчёркивающее самостоятельную созидающую силу богини любви. Космогонические идеи в культе Афродиты со временем теряются, и сила её распространяется только на сферу любви, приобретая всё более кокетливые черты. Возникает противопоставление Афродиты Урании («небесной», в связи с происхождением от неба - Урана) и Афродиты Пандемос («всенародной» дочери Зевса и малозначительной Дионы). По свидетельству Геродота, Афродиту Уранию почитало и коренное население Причерноморья – скифы, видимо ассоциируя её с богиней матерью. Космогоническая идея культа Афродиты, изначально подразумевает рождающую женскую энергию, которая вышла и появилась из ничего (хаоса), из пены.

Классический образ официального астрального культа Сев. Причерноморья Аполлона включает архаические и хтонические черты. О неиндоевропейском происхождении образа свидетельствует то, что этимология имени Аполлон неизвестна в греческом языке.

С течением времени, Аполлон приобретает множество функций, прорицателя, блюстителя гармонии космической и человеческой. Образ Аполлона как Солнца, соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.

Основное символическое содержание этого культа, хотя и подвергалось с течением времени определённым изменениям, носило, в общем, одинаковый характер во всех местах его почитания в Северно-Западном Причерноморье. Космогонические идеи в культе Аполлона могут быть объяснены представлениями индоиранцев о Солнце, вечно вращающемся вокруг горы. Сурья, как и Хвар, не по своей воле совершают прогулку слева направо, а по указанию создателя мира сего, и не может сойти круга. Даосократик Эпопид связывал Аполлона также с движением Солнца по Эклиптике: «Аполлон называется Лонсием, так как он выводит поклонный круг, двигаясь с Запада на Восток». В своих пифийских трактатах Плутарх, бывший жрецом Аполлона в Дельфах, подчёркивал, что Аполлон не равен Солнцу, Аполлон - персонификация эманации Бога Света, тем не менее, пророк Аполлона Орфей, поклонялся ему как Солнцу. В одном орфическом гимне Аполлон прямо назван « Солнцем, взмывающем ввысь на золотых крыльях». Орфини вообще понимали Аполлона как символ солнечного объединения всяческих множеств ….В культе Аполлона присутствует не только персонификация Солнца, но поклонение Аполлону связано ещё и с огнём. Всё сферическое и вообще шарообразное подобно Космосу и Солнцу. Геродот связывает происхождение культа Аполлона с Египтом, где Гор – Аполлон являлся, якобы, сыном Осириса – Диониса и Исиды - Деметры. Аполлон связывался своим рождением и с такими хтоническими существами, как Силен, Пан и т. д. Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и тёмных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Диониса, хотя это божества – антогонисты: один по существу бог светлого начала, другой – бог тёмного и слепого экстаза. После 7 в до н. э. образы этих богов сближаются. Можно говорить о деградации образа Аполлона, об утрате первоначального внутреннего содержания. На более поздней ступени архаики Аполлон – охотник и пастух, из массового поклонения Аполлону напрочь исчезают космогонические идеи, и это божество когда-то подобное Солнцу начинает выполнять бытовые нужды верующих в него.

Содержание культов с течением времени постоянно претерпевало изменения. Так, Аполлон архаический, классический и эллинистический довольно сильно отличаются друг от друга, оставаясь при этом одним божеством и нередко сохраняя отдельные свои архаические черты до конца античности.[5]

Сестра – близнец Аполлона Артемида. Этимология имени не ясна. Возможны варианты «медвежья богиня», что наводит на мысль о созвездии Большой Медведицы. Артемида, бесспорно астральный культ - родилась на острове Астерия. Древнее представление об Артемиде связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини Луны Селены и богини Гекаты. Происхождение культа связано с малоазийскими корнями (в войне с Троей Артемида воюет на стороне троянцев). В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы, считалась олицетворением Луны.

Идея бога - Солнца, наряду с культом Аполлона присутствовала в Сев. Причерноморье в культе бога Митры, - с авестийского «договор», «согласие». Митра – древнеиранский мифологический персонаж. Имя его восходит к индоевропейскому корню, имеющему значение состояния мира, дружбы и симпатии. В Митре персонифицируется абстрактное понятие договора. Эта связь Митры с договором изначально выражала космогоническую идею - гарантию соответствия космическому закону. «Он следит за ним тысячью восприятий, десятью тысячами глаз, тысячью ушей, десятью тысячами шпионов», здесь можно провести аналогию с христианским «каждый волос на голове вашей сочтён». Эпитет Митры «выпрямитель линий» подчёркивал его функцию различения добра и зла, правды и лжи. В этом смысле Митра – божество, определяющее некую морально – нравственную границу. Митра – устроитель природного космоса, он связан с водами, солнцем, дождём, он «дающий жизнь» и «дающий сыновей», судья над душами умерших, наделяет счастьем и телесным здоровьем. В «Авесте» эпитеты Митры – «исполненный собственного света», «сияющий», «блестящий». Митра – бессонный, всегда бодрствующий бог (как и солнце).

Культ Митры образовался, из комбинаций Иранских представлений с Семитской теологией, и с определёнными элементами, позаимствованными из местных культов Малой Азии и др. Идентифицированный с Солнцем, Митра приобрёл титул: «непобедимый», превращавший его в самого могущественного бога. Митра был отождествлён с Гелиосом, как Анахита – Астара с Афродитой.[6]

Было широко распространено почитание Митры на Боспоре в ипостаси непобедимого бога Солнца, господина судьбы и повелителя природы[7] Его атрибуты – три шара – астральная символика, подчёркивающая происхождение Космоса (трёх из одного).

Бог Мен – лунное фригийское божество, широко распространённое в 1в. н.э. в Северном Причерноморье. Мен был божеством одновременно и небесным и хтоническим. Общей чертой астральных культов Причерноморья являются сохранившиеся элементы хтонизма.

Поскольку у античного человека не было возможности выразить космогонические идеи научными терминами, постольку он пытался выразить их доступным ему словарным запасом и образами природы. Следствием этого явилась персонификация идей. «Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве конкретно – чувственных и одушевлённых образов». Важнейшей чертой астральных культов является символизм.

На примере Причерноморья доказано, что мифологические сюжеты перенимались одним народом у другого. Заимствованный миф получал осмысленное место в жизни и мировоззрении воспринимающего народа в соответствии с его конкретными условиями жизни и достигнутым им уровнем развития.

«Диффузность, нерасчленённость первобытного мышления проявилась в неотчётливом разделении в мифологическом мышлении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и её атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа. Т. е. происхождения и сущности».[8]То, что в научном подходе является сходством, в астральных культах выступает как тождество. Одни символы заменяются другими.

В эпоху эллинизма, случайность и стихийность имела выражение в категории материи и персонифицировалась в богине случая Тюхэ. На развитие этой идеи, безусловно, повлияли бурные социально – экономические перемены в тех областях, где был распространён культ этой богини. (Горгиппия) Эту мысль подтверждает и тот факт, что эквивалентом Тюхэ в Риме была Фортуна – божество счастливого случая (в условиях стабильности и расцвета Римской империи), в то время как идея культа Тюхэ – любой случай и даже своевольная мстительность. Напрашивается вывод: поскольку в условиях постоянных войн, человек не в силах был отвечать за свою судьбу самостоятельно, то и характеру почитемого божества Тюхэ присваивались черты своеволия и случайности.

Говоря о космогинических идеях в астральных культах Причерноморья можно констатировать переход одних и тех же идей из культа в культ, ввиду общности «религиозной жизни больших этнических массивов Причерноморья, которая создавалась постепенно в результате передвижения населения, начиная с эпохи неолита и бронзы».[9]

Космогонические идеи в астральных культах Причерноморья характеризуют представления людей в античную эпоху о структуре окружавшего их мира. Так на фрезках анапского склепа символика и трёхъярусность соответствует трём мирам индоевропейской мифологии. Дерево несёт идею сакрального образа мира; на уровне корней – царство мёртвых, нижний ярус космоса; посредники между низом и верхом – плывущие черепахи – символы долголетия; на уровне растущих стволов деревьев в средней зоне космоса развивается земная жизнь.

Сцены с подвигами Геракла означают вечную борьбу добра и зла. Сцены «благого терзания» во имя необходимой смены жизни и смерти отражают философию искусства кочевых народов южнорусских степей античной эпохи. «Мифологизированная идея вечного умирания как залога жизни, смены Луны и Солнца, дня и ночи переданы сакральными символами: деревьями и лучистыми кругами».[10]

Древний грек водил среди гор стада овец и сидел на холмах в молчании звездных ночей. Он был свободен и имел уединение - эту школу великих душ. Небо, камни и овцы были постоянно перед его глазами. Так греческие козопасы, блуждая по Аркадии, научились слышать голоса нимф и Пана.

«Созерцание индийцев и мысль эллинов далеко продвинулись в поисках Реальности. Они преодолели корыстно-магический соблазн древних верований, а жизненные идеалы из мира внешнего перенесли в область Духа». [11]

Как видим, истоки многих причерноморских астральных культов восходят к древнеиранским верованиям и в свою очередь к арийской Авесте.

Хотя значительная часть Авесты была записана на рубеже н. э. и даже в средние века, но в ней содержалось немало такого, что пришло из глубокой древности. Эти архаические ее пласты вводят в знакомый уже нам мир. Там фигурируют арийские боги неба, огня, земли, солнца, вод: Агура, Митра, Хаома, Нима. Это не кто иные, как Асура, Митра, Сома, Яма арьев. Очевидно, мифы о них в Авесте есть отголоски тех времен, когда предки иранцев составляли одно целое с арьями, двигающимися на Индостан. Даже само название Ариана (Иран) происходит от слова "арья" и религиозные традиции долгое время напоминали о родстве обеих его ветвей.

В связи с астральными культами Причерноморья необходимо отметить две особенности веры иранцев. Первая черта-огнепоклонство. Неугасимый огонь был у обитателей Ирана и его окраин старым священным символом. Чистое пламя заменяло сакральные изображения и знаменовало вечный свет Божественного. Огонь почитался космической стихией, подобно тому, как у других народов - вода.

Вторая черта-сохранение наряду с пантеоном, культа верховного Бога. У индоариев Его называли Асура-Дьяушпитар, а впоследствии, отождествленный с богом неба Варуной, Ураном, Перуном, он стал именоваться "Асура.

Вишваведа"- Господь Всеведущий. В одной из частей Гат мы слышим голос "Души Быка" (существа, символизирующего мирных крестьян – астрологического персонажа Зодиакального созвездия Тельца), которая жалуется Мазде на беды, причиняемые набегами врагов. "Душа Быка" ждет, что Мазда пошлет в мир человека, который принесет людям Ашу, или Арту,- праведный порядок. Но в то же время она сомневается в том, что слово пророка окажется действенным, если его не поддержит рука царя или князя.

Дуализм Отца и Матери, Неба и Земли восходит к отдаленным первобытным временам. В некоторых случаях он носил мирный, гармонический характер, и следы его можно видеть в учении китайцев о Ян и Инь и в "противоположностях" Эмпедокла. Но более распространенным стал дуализм, выраженный в мифах о борьбе богов. Стихийные божества Океан и Хаос мыслились как одна из сторон этой битвы. Против них выступали силы творчества и порядка: Зевс воевал с титанами, Аполлон - с Тифоном и т. д.

Стройный божественный порядок иногда представлялся и безличным. У греков он назывался - Дике, у арьев - Рита, у иранцев - Арта. Возможно, в Причерноморье эти идеи нашли отражение в культе Артемиды.

Через два-три поколения после смерти Заратустры арийские боги возвращаются в опустевший пантеон. В V веке Геродот пишет, что персы, почитая небесного Зевса (Агурамазду), приносят жертвы также солнцу, луне, огню, земле, воде и ветрам.[12] А в надписи персидского царя Артаксеркса II (IV в. до н. э.) рядом с Агурамаздой упомянуты Митра и богиня Анахита. Следует отметить, что некоторые особенности мифологического мышления, сохраняются в массовом сознании рядом с философским и научным знанием, и по сей день.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие заключения:

- космогонические идеи присутствуют в астральных культах Причерноморья разных этносов; повторяют друг друга в разных традициях и мифологиях, сливаясь в синкретических культах и, порождают новый вид вероисповеданий;

- космогонические идеи деградируют с течением времени, внутреннее содержание теряется в условиях массового поклонения, культы приобретают элементы «профанности»;

- космогонические идеи в разное время воспринимаются по-разному, что говорит об изменении состояния сознания в связи с развитием цивилизации;

- истоки космогонических идей астральных культов исходящие из индоиранских представлений и ранее из арийской «Авесты», связаны с представлениями о зодиакальных созвездиях.

Глава 2. Астральные культы на территории Причерноморья.

Развитие астральных культов на территории Причерноморья не имеет себе аналогов в истории религий. Этот период истории по праву можно назвать как периодом интенсивного духовного поиска, так и периодом небывалого падения религиозных воззрений. Это вносит противоречия и сложность в исторические исследования и объясняет тот факт, что вокруг этой темы до сих пор кипят жаркие научные споры.

История развития астральных культов, в настоящий момент, можно назвать историей эллинизации и романизации, историей возникновения синкретизма. Анализировать этот процесс невозможно без привлечения памятников искусства, этногеографических истоков культов, астрологической символики.

Первые зачатки религиозных воззрений эллинов и первоначальные формы их верований находятся за пределами исторического исследования и восходят до той отдаленной поры, когда их предки жили еще в Азии, не выделяясь из общей семьи арийцев (сами эллины относили установление богопочитания к временам пеласгов).[13] Известная нам религия исторических времен, представляет собою политеистическое обоготворение сил природы, и не слишком далека от своего первоначального характера. Еще в исторические времена культ был связан преимущественно с такими явлениями общественной и частной жизни, которые носили ясные признаки своего происхождения из патриархального быта древнейших времен.

Все сказания о богах, которыми так богата греческая религия, свидетельствуют о таком мировоззрении, которое приписывало жизнь природы действию олицетворенных сил, хотя и отличающихся от материальных элементов природы, но, соединенных с нею и не стоящих вне или выше ее; это силы самой природы, на которые только перенесено представление личности и действия которых являются выражениями воли олицетворенных существ.

Распространившаяся с Востока универсальная астрологическая символика повлияла на религиозные воззрения переселенцев и местного населения. Религиозные воззрения народа, столь богато одаренного духовными силами, не могли остаться на одном уровне развития: чем более в человеке развивалось сознание свободы своей личности, чем яснее он сознавал себя существом, действующим по своей воле и склонностям, тем скорее должно было видоизмениться и его первоначальное представление об олицетворенных силах природы. Они стали представляться ему также свободными, одаренными собственной волей человекоподобными существами, из коих каждое действует, прежде всего, в той области, которая, так сказать, специально ему присвоена и находится в его ведении, но, тем не менее не настолько тесно связано с нею и ею ограничено, чтобы не могло переступать ее и проявлять свою свободную деятельность в других областях. Такова, в сущности, степень развития религиозных верований в Причерноморье.

Формы культов не лишены были всякого значения, в основании их, лежали религиозные идеи; однако нет никаких свидетельств о том, чтобы существовали постоянные, прочные традиции или жреческие учения, которые бы передавались из поколения в поколение и были при случае преподаваемы общине или отдельным лицам; каждому предоставлялось объяснять себе формы культа по собственному разуму.

Внутренней религиозной потребности оставалось или искать утешения в философии, разделившейся к тому времени на множество сект, или предаться суеверию, всевозможные проявления которого легко уживались на этой почве, или, наконец, обратиться к религиям Востока, которые при всех своих грубых заблуждениях и крайностях все-таки имели внутреннее содержание, хранили в себе идеи. [14]

В античных городах Причерноморья, корни которых тянулись в малоазийские греческие города, различные восточные культы были распространены очень рано. Со времени Митридата получил распространение культ Митры, Изиды и Сераписа. Усилилось почитание Кибелы, в Горгиппии изготавливали терракоты с её изображениями. Прежние греческие боги уже редко почитались в их «чистом» виде, распространился, как и в Римской империи, культ синкретических божеств: культ Изиды – Афродиты, о чём говорит находка в Горгиппии бронзовой головки Изиды – Афродиты со змеёй в головном уборе. Изида почиталась римлянами как владычица загробного мира. Культ её был популярен в римских провинциях на Дунае в 1 – 3 вв. н. э. [15] Женское божество, олицетворяющее производящие силы природы, также в это время синкретично. Культ этой богини слился с культом Афродиты – Урании, Афродиты Апатуры.

Появление на Боспоре в 1 –е века синкретических культов было связано с появлением римских войск, с влиянием римской империи. Наряду с типично римскими божествами в частях, стоящих в Херсонесе, почитались божества восточные и фракийские. Пребывание фракийских солдат оставило после себя рельефы фракийского типа с изображением фракийского всадника, Митры, влияние дако-фракийских культов и обычаев сказалось и на гражданском населении Херсонеса. Военные сюжеты в искусстве приобрели большое значение.

«Кроме богов восточных, синкретических, в римское время особое распространение получают культы «практические», связанные с

основными занятиями населения торговлей, мореплаванием; наварх Панталеонт ставит статуи Афродите Навархиде, а в Горгиппии – большом торговом порту и городе крупных судовладельцев в начале 2 века строят храм Афродите Навархиде «судоначальнице».

Римское влияние на античные города Северного Причерноморья – так же сказывается установлением культа римских императоров. «Культ императоров в Риме был введён Августом для укрепления диктаторского режима. Культ был заимствован из стран Востока, где в эллинистических монархиях были обожествлены правители. После смерти Августа все последующие императоры обожествлялись.[16]

В самой Греции, в период начавшейся колонизации Причерноморья древнейшие и священнейшие обряды уже или совсем не исполнялись, или же их исполнение отдавалось на откуп, тогда как разные второстепенные празднества, если с ними было соединено какое-нибудь угощение народа, совершались с величайшей пышностью. Внешним образом обряды культов все более и более развивались и увеличивались, так что в Афинах, например, праздники занимали два месяца в году,[17] а в Таранте в эпоху его процветания было больше праздников, чем будней. Вследствие такого извращения религиозные верования должны были все более падать и заменяться или равнодушием, или полным неверием. Этот упадок религии сказался, в том, что обоготворение стало распространяться не только на умерших великих деятелей, но и на живых людей, и, благодаря особенно восточным влияниям, эта деморализация развилась до такой степени, что новые пышные праздники сплошь и рядом учреждались в честь римских императоров, правителей или полководцев, и значительнейшие города Малой Азии высоко ставили честь называться чистильщиками храма какого-нибудь императора, а императорские статуи казались страшнее статуи Зевса Олимпийского.[18] Даже там, где рядом с такими культами удерживалось древнее богопочитание, оно состояло главным образом в пышных жертвах и дарах, которыми тщеславие богачей старалось привлечь к себе внимание и благодарность избалованной черни, да в состязаниях.

В Причерноморье, народ, принимая инородных богов, связывал их со своими собственными представлениями о богах. В колониях легче устранялись все предания, нравы и обычаи, не соответствовавшие новым условиям быта.

Жрецы культов, имея частые сношения и с греками и с другими народами, обладали большими географическими сведениями. Овладев новой местностью, колонисты строили город и при помощи комиссии землемеров делили землю на равные участки, выделив предварительно священные участки для богов. Во многих колониях, основание которых последовало по совету Дельфийского оракула, пользовался особым уважением Аполлон, как покровитель колоний. [19]

Как замечает исследователь ранних форм религии С. А. Токарев, австралийские аборигены обращались за помощью к богам в том случае, если был, например, неурожай злаковых культур, «не родных» для местных климатических условий, и никому не приходило в голову призывать на помощь богов для урожайности финиковых и кокосовых пальм. Вера на помощь богов начиналась в том деле, где люди не справлялись сами.[20]У колонистов с освоением новых земель было связано много проблем. В условиях постоянной военной угрозы и малознакомой местности им просто необходима была помощь богов! В штормовую погоду неопытные кормчие, плохо знавшие этот район, нередко налетали на гибельные для кораблей скалы «в непогоду это пространство представляет собой сплошной водоворот»[21], недаром первые греки назвали Чёрное море Понтом Агсинским (Негостеприимным морем). Иногда в мифах отражены реальные случаи кораблекрушений, наряду с множеством условностей, символики и аллегорий. По первоначальным впечатлениям Страбона «это море было недоступно для плавания и называлось Аксинским из-за зимних бурь и дикости окрёстных племён»[22]

О духе того времени ярко свидетельствует знаменитая «херсонесская присяга» начала 3 в. до н. э.: «Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями олимпийскими, героями, владеющими городом, территорией и укреплёнными пунктами херсонесцев..» и т. п.

Переселенцы перенесли в Северное Причерноморье культы греческих богов и, прежде всего Аполлона. Богов изображали на монетах, им воздвигали алтари и жертвенники, сооружали храмы. В священной округе храма, а также на агоре ставились посвящения богам, как от отдельных лиц, так и от коллегий (например, стратегов, ситонов, членов фиаса и т. п.). Посвятительные надписи на мраморных и известняковых базах и плитах, на алтарях, жертвенниках и даже на сооружениях, например, надпись на архитраве храма Аспурга, а также граффити и дипинти, статуи и статуэтки богов служат хорошим источником для суждения о культах.

Многовековая история Ольвии одного из крупнейших античных городов Причерноморья насыщена важными и интересными военно-политическими событиями, связанными со скифскими, сарматскими, гетто-фракийскими племенами.

С V по II вв. до н. э. включительно в Ольвии, Херсонесе и городах Боспора известны посвящения астральным греческим божествам, но с некоторыми отличиями. Так, в Ольвии более всего Аполлону Дельфинию, Аполлону Врачу, Афродите-Понтии (покровительнице мореплавания), Плутону и Коре и самофракийским богам. В Херсонесе доминировал культ богини Девы Парфенос, есть посвящения Афине-Спасительнице. В городах европейского Боспора этого времени — более всего посвящений Аполлону Врачу, Артемиде, Афродите. В городах азиатского Боспора особенно много посвящений Афродите Урании, владычице Апатура, Артемиде, Аполлону Врачу. «Специфической особенностью пантеона северопричерноморских культов является наличие культа Ахилла Понтарха и богини Девы. В основе почитания этих божеств, вероятно, лежат сильно эллинизированные варварские культы»[23]

В Горгиппии были распространены все основные культы эллинского мира в различных ипостасях. По доступным материалам сложно проследить развитие в городе каждого культа и его специфику. Официальный характер почитания существовал, примерно для 20-ти культов. В этом городе культы поддерживали незыблемость правящих династий. Наряду с Посейдоном, Гераклом, Афродитой, Гермесом, Деметрой и Корой-Персефоной, почитались и Великая богиня-мать, Кибела, Атис, Артемида, Зевс, Гелиос, Аполлон, Мен, Дионис, Пан-Сатир, Бог высочайший, римский император.[24]

«В Горгиппии также поклонялись Тюхэ, Афине, знали Эрота, Персея, горгон, Сфинкса, Гарпократа, Изиду, Сераписа».

Всё это подтверждает сильную эллинизацию городской культуры. Главным аспектом культовых представлений являлась идея хтонизма, умирания и воскрешения, плодородия. Эта направленность видна в почитании Геракла, Кибелы, Тюхэ; ведущей является в поклонении Афродите, Деметре и Коре-Персефоне, Великой богине-матери, Атису, Артемиде, Изиде, Дионису. Синкретизм мифологических представлений в Горгиппии очевиден, что объясняется многоэтническим составом населения и активными экономическими связями.

Был также известен иконографический образ Деметры с маленькой Корой на плече. Голова Коры в венке эллинистического времени, найденная у хутора Благовещенского в Анапском районе, аналогична ольвийским изображениям Коры эпохи эллинизма. Деметра с эпиклезом Куротрофос была почитаема в Северном Причерноморье. Статуэтки Куротрофос отнесены к первым векам нашей эры. Повсеместно фигурки богини исполнены нечётко. По характеру росписи и грунта можно судить о культовом использовании статуэток для приношений во время отправления культа.

Малоазийская богиня Кибела почиталась в Горгиппии с 4 в. до н. э. Этот образ заимствован из малоазийских центров и получил развитие в позднебоспорском искусстве. Доказательством этого служат находки мелкой пластики, которые будут рассмотрены в работе позднее и более подробно. Принадлежность Кибелы к астральным культам доказывает сопровождающий её Лев – астрологический символ Зодиакального созвездия, также являющийся символом Солнца, власти, а, следовательно и царей. Кибела, в этой связи выступает как владычица небесного свода.

Наряду с Кибелой в городе почитался её супруг Аттис, популярный в Северном Причерноморье с 1-го века до н. э. Аттис – олицетворение весеннего пробуждения растительности «наделённый чертами хтонизма»[25]. В Горгиппии был известен образ стоящего бога во фригийском колпаке с обнажённым животом и сирингой.

Артемида Эфесская как образ великого женского божества почиталась в Горгиппии, Пантикопее и Гермонасе, очевидно со второй половины 4 в. до н. э. Культ Артемиды Эфесской был привнесён колонистами, возможно ионийцами. По свидетельству Павсания, «храм Артемиды в Эфесе выглядел колоссально и великолепно. Множество разного народа молило здесь богиню о защите. Ритуалом культа был выезд жрицы и жертвоприношения на алтаре животных, диких зверей.

В Горгиппии также почиталась египетская синкретическая богиня Афродита – Изида. Заслуживает внимания то, что одежда и прическа богини характерны для римских императриц конца 2 – начала 3 века. По всей видимости, это изображение отдавало дань культу обожествлённого римского императора, т. к. со времени Котиса 1 боспорский царь становится верховным жрецом культа римских императоров. Несмотря на это жители города ставили посвящения общеэллинским богам. Это доказывает, что императорский культ в Боспорских полисах не имел большого значения, а был лишь демонстрацией лояльности к Риму.

Общим для восточных провинций стал обычай совмещать отправления культов императора с наиболее почитаемыми в городе богами.[26]

Посвятительные надписи первых веков нашей эры отличаются от предшествующих. В Ольвии больше всего посвящений Аполлону Простату (защитнику), а также «милостивым богам» — Асклепию, Посейдону, Серапису и Исиде. В херсонесских лапидарных надписях - посвящения Гелиосу, Афродите Немесиде, непобедимому Митре, в связи с воздействием культов, принесенных римскими солдатами.

От имени государства жрецами совершались культовые обряды, но догматических установлений не было. В храм могли входить только жрецы. В храме стояла статуя божества, столы для даров и фимиатерий для воскурения благовоний. Все священнодействия происходили перед храмом на священном участке. На алтаре совершались жертвоприношения. Приносили в жертву домашних животных, употреблявшихся людьми в пищу — быков, овец, коз, свиней, петухов и кур. Бескровные жертвоприношения состояли из плодов, печений и возлияний чистого вина, меда и молока. В честь божества устраивались празднества. Они заключались в исполнении гимнов хором и солистами, двигающимися вокруг алтаря под аккомпонемент кифары или флейты, иногда с пляской. В состав праздневств входили состязания: музыкальные, гимнастические и конные. Культовые действия нашли свое отражение в изобразительном искусстве, особенно в посвятительных рельефах и терракотовых статуэтках. В Ольвии найдена мраморная плита, посвященная богу Внемлющему (конец III — начало-II в. до н. э.). На ней изображены пять ситонов перед алтарем. Стоящий впереди жрец совершает возлияние. На передней стороне алтаря изображен предназначенный для жертвоприношения баран. Герой Внемлющий представлен возлежащим на ложе перед столиком с явствами, около него сидит женщина с ритуальным круглым сосудом. Этот рельеф является произведением местного скульптора, образ героя близок фракийским изображениям.

Наряду с храмами, особенно популярным среди населения божествам, воздвигались святилища. Святилище Деметры в Нимфее VI—III вв. до н. э. было расположено на берегу моря среди скал. В святилищах и около них обычно много находок — приношений. Еще в древности, когда скапливалось много приношений, их сбрасывали в фависсы — иногда в расщелины скал. Внутри святилища Деметры были найдены три больших сероглиняных сосуда, вокруг них — громадное количество обломков амфор, киликов, блюд, лутериев, кувшинчиков, светильников. Большинство сосудов были сероглиняные привозные и местные, много расписных, в том числе чернофигурные аттические килики; обломки ритуальных сосудов в форме ритонов для культовых возлияний

В святилище фракийских богов в Ай-Тодоре II—III вв. н. э. были найдены три алтаря из известняка с посвящениями главному богу римской армии «Юпитеру Высочайшему. И по темам, и по стилю изображений они полностью аналогичны фракийским, таково изображение бога Диониса в виде обнаженной мужской фигуры в венке из листьев и гроздьев винограда, с небридой, переброшенной через левое плечо; в левой руке его жезл, в правой кисть винограда; у ног пантера и козлоногий Пан, из земли вырастают две могучие виноградные лозы. Есть и другие плиты с изображением Диониса, а также бога Митры, убивающего быка, Гермеса, маленький мраморный рельеф с изображением Гекаты. Известно несколько плиток с изображением Артемиды»[27].

Наряду с государственными культами существовали домашние культы особо почитаемых богов

Алтари VI—V вв. до н. э., открытые в городах Северного Причерноморья, были просты, как, например, монументальный алтарь в Ольвии — четырехугольный в плане с более или менее высокими вертикальными стенками, на широком основании. Этот же тип алтаря сохранился и позднее: таков алтарь IV в. до н. э., открытый в Большой Близнице. Этот алтарь был вместе с тем и жертвенником (алтарь-эсхара). На верхней его поверхности видно отверстие, через которое кровь жертвенных животных стекала внутрь алтаря. Углы алтарей уже в VI в. до н. э. иногда завершались акротериями: в Пантикапее было найдено такое завершение алтаря в виде завитка волюты[28] в Фанагории — тонко исполненная волюта IV в. до н. э. со следами розовой краски на глазке.

На Боспоре и в Горгиппии, вплоть до 3 в. н. э. поддерживался культ царей, который носил династический характер. Цель его распространения – придать легитимный характер правящей династии была в духе эллинистических монархий.

Постоянные войны эллинистической эпохи, падение старых полисов, нестабильность мира способствовала распространению и популярности культа богини Тюхэ – богини судьбы и случая. Тюхэ, в это время была покровительницей как частных лиц и царей, так и городов и акрополей. Её имя впервые упоминается в гомеровском гимне о Деметре, где она названа спутницей Коры. В классический период Тюхэ ещё не была известна как богиня, а считалась лишь самой могущественной из Мойр и лишь в новой эллинистической комедии (в связи с военно-политическими событиями), ей присваиваются божественные атрибуты. Тюхэ Менандра всем управляет и всё изменяет. В античном мире Тюхэ была довольно популярна. Культовые места богини были распространены по всей Элладе. В периоды социальной стабилизации богиня приобретала статус Фереполис « городу счастье и помощь несущей»[29] и появился даже совместный храм Тюхэ и Доброго демона. Игральные кости в прорицалище Тюхэ являлись символом игры судьбы жизнями людей.

Культ Тюхэ сохранил и черты хтонизма соответствующих Артемиде – Гекате, Деметре, Коре, связанных с Плутоном, дарующим произрастание плодов и возобновление жизни.

В Северном Причерноморье – районе постоянной экономической, социальной и политической активности образ Тюхэ, как и образы других божеств терпел постоянные изменения. В 1 в. до н. э. – 1в. н.э. Тюхэ изображается с атрибутом Великой матери – с фиалой и в калафе.

В Горгиппии почитался Зевс как бог, олицетворяющий небо, источник дождя и света. При Рескупориде 2 (68-91г.) на Боспоре существовал фиас Зевса и Геи Спасителей (т. е. неба и земли). Находками в Горгиппии подтверждены как сотерические, так и хтонические черты бога.

Официальным в Горгиппии культом был и культ Гелиоса. Его солярные символы: шестилучевая звезда – солнце и полумесяц определяются иногда как символы Гелиоса – Нерона, иногда как обожествлённого Аспурга в образе Митры-Гелиоса. Отличие Гелиоса Северного Причерноморья в символике - (шестилучевая звезда и полумесяц) – солярных символах сарматской династии на Боспоре с иранскими истоками. Иранский солярный символ – шестилепестковая розетта, в другом исполнении – круг с вписанным в него крестом. Солярные символы связаны с культами Гелиоса, Аполлона, Адониса, Пана, Мена, Озириса, Бала, Митры, Сабазия.

В ипостаси солнечного бога почитался в Горгиппии бог Мен, изображавшийся верхом на петухе. Петух, как известно является астрологическим знаком некоторых гороскопов. Лунарные божества – силены и Пан нашли своё место в верованиях горгиппийцев, как и Бог высочайший, несший идею монотеизма. Локальные эпитеты Бога отражают особенности местных культов верховного божества. Интересно, что будучи одним из главных культов на Боспоре, монотеистический культ Бога высочайшего не изменил «представления о генеалогии царствующей на Боспоре династии, которая по прежнему считала себя происходящей от Посейдона и Геракла. Но, приобщение богу в виде всадника даровало власть, как и приобщение Великой богине-матери.

О ряде культов Горгиппии представления в настоящее время отрывочны. Есть подтверждения того, что в Горгиппии был известен Сфинкс и на протяжении большого промежутка времени почиталась Афина в ипостаси Промахос, а также знаменитая Афина Парфёнос Фидия. Часто Афина изображалась с фигуркой Ники на вытянутой ладони левой руки. Находит подтверждение в археологических раскопках и миф о Персее, обезглавившем Медузу горгону. Культ Сераписа, созданный при Птолемеях объединял культы греческого Зевса и египетского Озириса, был связан с культом Изиды и Гора-Гарпократа. На территорию Северного Причерноморья и Малую Азию культ Сераписа проник в 3 в. до н. э. «Таким образом, в Горгиппии были распространены все основные культы эллинского мира, их почитали здесь в различных ипостасях.

Чем религия выше, тем уверовать в нее труднее. Религиозные представления жителей сельской общины Малой Азии были непосредственны и наивны, о чём свидетельствуют такие посвящения как «богу и кометам»[30]или непосредственные обращения к богу, например: «такой-то - Зевсу».

В некоторых областях Малой Азии и Фригии поклонялись Плутону в ипостаси подземного божества.

Сельские жители считали, что боги помогают им в сельскохозяйственных и военных делах. Обожествлялись силы природы. Так в честь бога Солнца воздвигались храмы, создавались религиозные общества, фиасы. Ставились надписи в честь Гелиоса, иногда изображая его рядом с греческими богами Зевсом или Аполлоном. Известны обращения к богу Солнца как к хранителю могилы. До наших дней дошли свидетельства поклонения богу Солнца в эпиграфике многочисленных клятв и проклятий. Например, жители Пафлагонии верили в богов, олицетворявших силы природы - Земли и Солнца.

Помимо культа Солнца, существовал и культ Луны, Селены, связанный с культом бога Мена.

Обожествлявшие силы природы сельские жители поклонялись и речному божеству, что было естественно и важно в засушливой Фригии. Жители верили, что божество – покровитель деревни разделяет их интересы, поэтому каждая община имела своего бога-покровителя. Боги с местными этниконами имели карийские, лидийские, фригийские корни.

Наиболее древним и распространённым в Малой Азии был культ Матери богов. Во Фригии – в ипостаси Ангдистис. Страбон называет Великой Фракийской богиней. Известна четырёхликая матерь богов во Фригии и Галатии; в ипостаси Анаит, с ярко выраженными восточными чертами, культ богини Кибелы. Этот культ являлся как общегосударственным, так и локальным с многочисленными местными этниконами. Символом матери богов был лев – знак зодиакального созвездия августа – месяца сбора урожая.

Символом Зевса Спасителя был орёл. Возможно, орёл был священной птицей в верованиях сельских общин. Религиозные представления тесно переплелись и неплохо друг с другом уживались.

Зевсу Величайшему, З

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Астральные культы Причерноморья". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 482

Другие дипломные работы по специальности "Культура и искусство":

Плетеная мебель "Детская кроватка"

Смотреть работу >>

Эволюция exercice классического танца

Смотреть работу >>

Проблема сущности культуры

Смотреть работу >>

Основные направления голландской живописи XVII века

Смотреть работу >>

Развитие корпоративной культуры социальных учреждений

Смотреть работу >>