Дипломная работа на тему "Церковь в социокультурном контексте белорусских земель в конце XVIII - начале XX вв"

ГлавнаяИстория → Церковь в социокультурном контексте белорусских земель в конце XVIII - начале XX вв




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Церковь в социокультурном контексте белорусских земель в конце XVIII - начале XX вв":



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Средневековая цивилизация арабов

Введение

Темой данной дипломной работы является «Средневековая цивилизация арабов».

Впервые термин цивилизация применил А. Шпенглер в работе «Закат Европы». Цивлизационного подхода придерживаются и другие представители школы Анналов – А. Тойнби в работе «Постижение истории», где он делит цивилизации на 5 групп, арабскую цивилизацию он относит к группе исламской. Семенни кова в работе «цивилизации в истории человечества» относит арабскую цивилизацию к мусульманской.

Нужно дать понятие определению «цивилизация» – оно намного шире, чем государство во времени и пространстве. Цивилизации сопоставимы и взаимодействуют друг с другом.

Целью данной дипломной работы является изучить средневековую цивилизацию арабов, возникновение ислама, рассмотреть его каноны и влияние на уклад и образ жизни средневековых арабов, а также этапы образования государства арабов.

Актуальность выбранной темы заключается ролевом значении влияния средневековой культуры арабов на социально-политическое состояние в рассматриваемый период, а также значение средневековой цивилизации арабов на современное государственное устройство арабов.

В своей дипломной работе, конечно, невозможно рассказать даже о сотой части тех удивительных событий и замечательных историй, что произошли на землях от Пиренеев до Инда (а именно на этой гигантской территории развивались события средневековой истории арабов) за 12 с лишним веков (V–XVII века).

В написании данной работы я основывалась на тех сведениях, что содержатся в литературе о средневековой истории арабов – трактатах, хрониках, энциклопедиях.

Опираясь на литературу, я попыталась описать религию, уклад жизни, каноны ислама арабского народа и другие виды их деятельности.

Данная тема заинтересовала меня прежде всего тем, что жизнь этого народа покрыта некой загадкой, сказочной мистикой. Огромное количество фактического материала, детальный показ различных сторон жизни арабского народа, той важной эпохи описывают множества документов и источников. В своей работе я использовала много дидактического материала и опиралась на источники. Для того, чтобы разобраться в изучаемой теме надо в первую очередь охарактеризовать источники и литературу. Я опишу один из главных документов, который использовался в данной дипломной работе. Так, например, великолепная книга «Золотые копи и россыпи самоцветов» является важным источником.

Ее автор – крупнейший ирано-мусульманский историк, писатель, географ и путешественник ал-Ма’с’уди. До наших дней сохранились два его произведения «Книга указания и наблюдения» и «Золотые копи и россыпи самоцветов». Значительная часть данных источников написана в яркой беллетристической манере, посвящена истории Аббасидской династии. В нашем виде эта часть «Золотых копий…» на русском языке издается впервые.

Заказать дипломную - rosdiplomnaya.com

Грамотное выполнение дипломных проектов на заказ в Новосибирске и в других городах РФ.

Другая очень важная книга, которая использовалась в работе, является трудом швейцарского востоковеда Адама Меца и называется она «Мусульманский ренессанс». Этот труд, написанный на основе ценнейших источников, описывает культурный рассвет мусульманского мира в конце X века. Данная книга показывает повседневную жизнь арабского халифата.

В своем труде я использовала различную литературу, но эти две данные книги составили основную часть дипломной работы.

Арабы – самый многочисленный на Земле народ, говорящий на семитском языке. Кроме арабского к семитской (семито-хамитской) группе языков принадлежат еврейский, сабейский (древний язык Южной Аравии), финикийский, аморейский, арамейский, амхарский (эфиопский) и некоторые другие. По одной из существующих теорий, в незапамятные времена предки современных семитов обитали в тех местах, где ныне расстилаются безжизненные пески величайшей в мире пустыни Сахара, а затем, в 5–6 тысячелетии до нашей эры, переселились на Аравийский полуостров.

Слово «арабы» происходит от общесемитского корня [‘RB], несущего значение «сухой, засушливый, пустынный». Стало быть, арабы – это «пустынники, жители пустыни». Любопытно, что сами арабы стали называть себя так только в VII веке нашей эры, когда в ходе завоевательных походов и создания халифата обитавшие на Аравийском полуострове племена, столкнувшись с другими народами, столкнулись с необходимостью обретения собственного имени, которое позволило им осознать свою общность и противопоставить себя другим народностям. До этого главным для каждого араба была принадлежность к своему племени и роду, а имя «арабы» использовали, в основном, соседние народы.

Существует у арабов, разумеется, и мифологическая версия их происхождения, согласно которой они являются потомками Исмаила (библейского Измаила) и Кахтана (Йоктана), сыновей Ибрагима (праотца Авраама). В средние века у арабов было очень популярно составлять генеалогии, которые отражали как реальные, так и мифические родственные отношения. Кстати, и сегодня многие арабы знают всю «цепочку» своих предков – вплоть до Адама.

1. Арабы до Мухаммеда

1.1 Средневековая культура арабов

Арабами была создана великая мировая держава, превосходившая своими размерами даже античную Римскую империю. Арабам не удалось, однако, поддержать единство своего халифата, и он мало-помалу распался на отдельные части.

У арабов происходило с большим блеском чисто культурное развитие, но и оно было недолговечно. В общем арабы сыграли только роль культурных посредников, оказавших влияние на западноевропейские народы при посредстве своих испанских и сицилийских единоверцев. Не забудем, что арабам мы обязаны нашими теперешними цифрами (индийского, впрочем, происхождения), алгеброй, многими знаниями и открытиями в областях естествознания и медицины, наконец, тем возбуждающим значением, какое имела их философия для средневековой схоластики на Западе, в которой таились зародыши всего дальнейшего отвлеченного мышления в Европе. Эпоха арабского владычества в Азии и Африке была кратковременной, и место их с XI в. заняли турки, которые принесли с собою во всемирную историю лишь одно варварство /Ахадов, 1988, с. 54/.

Таким образом, Азия с Африкой в мусульманском периоде в конечном подсчете результатов не прогрессировала, а регрессировала, и этою стороною своей истории Азия повлияла и на восточную половину истории – на Балканский полуостров, который только в XIX в. стал возрождаться к культурной жизни, на Венгрию, которая в XVI и XVII вв. тоже находилась под турецким господством, наконец, на Русь, точно так же долгое время бывшую под игом мусульманского народа, но уже не турок, а монголов.

Указание на монгольское иго приводит нас еще к одному важному перевороту в Азии, имевшему всемирно-историческое значение и, в частности, оказавшему громадное влияние на весь мусульманский мир. В XIII в. в Азии появился новый народ завоевателей, именно монголы, которые на несколько десятилетий объединили в одну большую деспотию чисто восточного характера громадную территорию, охватывавшую южную часть Сибири, Китай, Тибет, Среднюю Азию, Иран и большую часть Передней Азии, а в Европе почти всю восточную половину теперешней России. Это объединение в политическом отношении было очень непрочным, – менее даже прочным, чем арабское, – но важно было то, что большая часть монгольских завоевателей приняла магометанство: это, конечно, сильно содействовало его распространению в Азии. (Еще раз отметим, что ислам проник вообще и в Индию, и в Китай, стоявшие и в средние века как бы особняком и «в стороне от большой дороги всемирной истории»).

В широком смысле слова родина Мухаммеда – огромный Аравийский полуостров, по территории равный четверти Европы. Арабы называли его Островом арабов, так как вокруг него всюду плещется вода – Красное море, Индийский океан, Персидский залив, Мертвое море, реки Евфрат и Иордан.

С северо-запада на юго-восток вдоль Красного моря на полторы тысячи километров тянутся горы Хиджаза, от которых к северу и востоку отходят невысокие хребты. К морю эти горы круто обрываются. Узкую низменную прибрежную полосу, знойную и безводную, называют Тихамой. К долине Евфрата и Персидскому заливу горы Хиджаза спускаются полого – это огромное плоскогорье Неджд, здесь раскинулись каменистые степи и полупустыни с редкими оазисами. Дальше к северу и востоку лежат пустыни – Сирийская, которая простирается от берегов Евфрата, Нефуд и Дахна. Красные пески этих пустынь лишь в зимние месяцы, в период дождей, покрываются растительностью; летом они выгорают, и люди покидают их.

На юге Аравийского полуострова, вдоль побережья Индийского океана, влаги выпадает побольше. Здесь районы древней земледельческой цивилизации – Йемен, Хадрамаут, Оман.

Самые древние обитатели Аравийского полуострова были земледельцами, кочевого скотоводства, по-видимому, не знали и поэтому населяли только южные районы Аравии и оазисы центральной части полуострова.

В степях, полупустынях и пустынях люди стали жить постоянно только после того, как появилось кочевое скотоводство. Какие народы его «изобрели»? Когда и где это произошло? На все эти вопросы ответить невозможно. Ясно лишь, что оно возникло много позже земледелия. Оно требовало не столько физического напряжения, сколько высокого искусства, и было гораздо плодотворнее (производительнее) земледелия. Это давало силу кочевникам, на протяжении истории они часто покоряли земледельческие народы.

Прасемитические племена, от которых ведут свое происхождение арабы (это наименование можно перевести приблизительно как «бродяга» или «кочевник»), пришли на Аравийский полуостров, по-видимому, уже как кочевники. Они двигались вместе со стадами овец и коз, способных большую часть своей потребности в воде удовлетворять за счет свежего корма; с ними были верблюды, которые не только сами могут длительное время обходиться без воды, но и дают молоко – оно заменяет кочевникам воду в тех местах, где нет ни источников пресной воды, ни колодцев. «Не будь у них верблюдов, – замечает французский арабист Анри Ламменс, – половина кочевников погибла бы от жажды».

Вторгшиеся кочевники не только заняли девственные просторы степей и пустынь, но в конце концов покорили древние земледельческие племена и смешались с ними.

Остров арабов во все времена лежал в центре цивилизованного мира. Древний Египет и Вавилон, страна Хеттов и Палестина, эллинские государства и Персидская держава – все это было рядом, во всех этих странах арабы бывали – и как купцы с товарами, и как воины-наемники или союзники враждующих государств. Вторгались они в соседние страны и с целью грабежа. И в Аравию вторгались иноземные армии, подчиняли своему влиянию окраинные районы, но в центре полуострова удержаться не могли. Юг Аравии, Йемен и Хадрамаут, в первых веках нашей эры попадал в зависимость то от Эфиопии, союзницы Византии, то от Персии.

На севере Византия и Персия вели между собой непрекращающиеся войны, в которые вовлекали и арабов. Для Византии и Персии нужен был мир с соседними арабскими племенами, а не уничтожение их: уничтожить их или изгнать значило открыть свои границы для набегов племен Центральной Аравии, которые легко могли бы уходить с награбленной добычей в недоступные степи и пустыни (Арабская средневековая культура и литература. М., 1978, стр. 125).

Племена Центральной Аравии сохраняли полную независимость от кого бы то ни было. Они кочевали со стадами одногорбых верблюдов, овец и коз по степям и пустыням; в оазисах выращивали финиковую пальму, сеяли ячмень и пшеницу.

Аравийский полуостров во все времена пересекали важные торговые пути – через Южную и Западную Аравию шла торговля Дальнего Востока и Средиземноморья, – особенно оживлявшиеся, когда войны прерывали сухопутный Великий шелковый путь. Водный путь по Красному морю использовался мало, и Западная Аравия являлась узлом сухопутных дорог между Индией, Ираном, Эфиопией, Сирией и Палестиной. Караваны перевозили благовония и ткани из Южной Аравии; золотой песок, слоновую кость и рабов из Африки; оружие, зерно и растительные масла из Сирии; шелк из Китая; жемчуг с побережья Персидского залива. Вдоль караванных дорог возникли поселения со складами товаров, которые нужно было охранять, и постоялыми дворами, здесь же велась местная торговля и селились ремесленники. Кочевники снабжали караваны верблюдами и проводниками, вооруженной охраной. Они взимали с них налоги за проход по своей территории. Продавали торговцам шерсть, кожи и скот. Переселялись в города и поселки, становились торговцами. Поэтому кочевые племена в той или иной степени были заинтересованы, чтобы торговля шла бесперебойно и желательно по их территории.

1.2 Обычаи арабов средневековья

У кочевников веками и тысячелетиями сохранялся почти без изменений племенной строй. Племена делились на семьи и группы семей – кланы (роды). Глава самого многочисленного и могущественного клана являлся обычно и главой племени – шейхом. Власть шейха основывалась на его авторитете, а все сколько-нибудь существенные вопросы решал он совместно со старейшинами племени. Шейх ведал сношениями с другими племенами и предводительствовал на войне, за что получал четвертую часть добычи. Он принимал гостей – законы гостеприимства были священны. Арабы, как и все другие кочевые народы, славились своим гостеприимством. На гостя не распространялся закон кровной мести, смертельный враг, успевший прикоснуться к шатру, мог чувствовать себя в полной безопасности – он гость. Для него резали последнего барана и последнего верблюда – величайший позор плохо принять гостя! Гость – свидетельство известности и мудрости хозяина; гость – это источник вестей, осведомленность о том, что делается в мире, знания, нужные для мудрых и дальновидных решений. Человек, который много знает, – уважаемый в племени человек, к мнению его стоит прислушаться. Умный человек обратит полученные сведения на пользу племени, да и себя не забудет. В общем, для кочевника был смысл соблюдать священный долг гостеприимства.

Родовая организация

Другой священный долг племени – долг кровной мести. Око за око, зуб за зуб, кровь за кровь – если не соблюдается этот закон, ни один человек не может себя чувствовать в безопасности даже у себя дома. Поэтому и при нападениях на чужие караваны, и при грабеже скота старались по возможности крови не проливать. Ловко, быстро и бескровно совершить разбойный налет – вот это настоящее молодечество и удаль, достойная восхищения!

В племени каждый мужчина – воин. Только силой оружия племя удерживало за собой пастбища и колодцы, оберегало стада, женщин и детей. Конечно, заключали и договоры о вечном мире и дружбе – и исполняли их, пока сохранялось примерное равенство сил. Объединялись в союзы; нередко пытались упрочить союз родственными связями. Ослабевшие племена сливались друг с другом, входили в состав более сильных племен – название их часто навсегда исчезало из памяти людей.

Происходило и дробление – усилившиеся кланы или группы родственных кланов обособлялись в самостоятельное племя, нередко получая при этом название по своему общему предку, к имени которого прибавляли слово «бану» – сыны. Бану-Асад – сыны Асада – конечно, это племя включало не только прямых потомков реального или легендарного Асада, но и всех, кто был принят в состав племени, присоединился к нему.

Полноправный член племени был полностью свободен в том смысле, что никто, даже шейх или глава его собственного клана, не мог ему ничего приказать. Он никому не платил налогов, и даже сама мысль об этом должна была казаться ему странной и оскорбительной – налоги платят побежденные, как выкуп за свою жизнь и плату за свою трусость, а он свободен и готов защищать свою свободу с оружием в руках, кстати это оружие он всегда носил при себе; и все обязаны знать, что он никому не уступает в храбрости и не побоится сразиться с любым прославленным богатырем. Он был волен молиться любым богам и идти любым путем; даже во время войны он мог оставаться дома – не было ни полиции, ни армии, которые могли бы принудить его силой отправиться на войну или делать какую-нибудь работу. Короче говоря, его личная свобода не была ограничена ничем… кроме полной зависимости от своего племени. Если племя изгоняло его, он сразу же лишался вообще всех прав – становился хали, человеком вне закона. Закон был племенной, никаких общечеловеческих законов не было и быть не могло, так как не было той силы, которая стояла бы над всеми людьми и могла бы по своему произволу лишать человека жизни или брать его под защиту. Хали можно было обобрать, искалечить, продать в рабство, убить – все, что угодно. Он был ничей – всякий, кто «нашел» его или «подобрал», становился его владельцем /Васильев, 1998. Т. 1., с. 205/.

Так, в условиях полной свободы и столь же полной зависимости от племени или от клана протекала жизнь араба-кочевника, его бытие, то самое бытие, которое определяет сознание.

Согласно этому кодексу, идеальный араб должен быть благородным, бесстрашным в бою с врагами, непреклонным в выполнении долга кровной мести, верным слову, гостеприимным, щедрым, великодушным, почтительным к старшим; он должен невозмутимо переносить удары судьбы; не заискивать перед сильными и защищать слабых; заботиться о своей чести и чести своего племени; ради чести своего племени он должен быть готов на любой подвиг, на любое самопожертвование. К этим идеалам должен был стремиться араб, если хотел завоевать уважение своих соплеменников, они же внушались и детям. Пожалуй, если поставить вместо слова «племя» слово «родина», то все перечисленные добродетели и сейчас не потеряли своей ценности /Еремеев, 1990, с. 92/.

Араб был связан узами близкого или отдаленного родства практически со всеми членами своего племени, и степень родства представляла для него большой интерес. Близкие родственники – потенциальные союзники; на близких родственников в первую очередь падала обязанность кровной мести; степень родства определяла наследование имущества. Но наследовали не только имущество – по представлениям арабов, наследовали и благородство, и позор; считалось, что происхождение от благородного человека обеспечивает большие возможности для формирования благородного характера, чем происхождение от человека бесчестного и низкого. Поэтому арабы относились к своей родословной с той же серьезностью, что и к родословной своих верблюдов; нередко они точно помнили имена шести – восьми поколений своих реальных предков.

У всех кочевых народов женщина не считается равноценной мужчине. Ее роль в хозяйственной жизни кочевников очень невелика – домашнее хозяйство утомительно, но несложно; скотоводство – мужская обязанность почти исключительно; домашних ремесел, требующих женского труда, практически нет. Наконец, ее военная ценность равна нулю. Как мать и воспитательница детей, она полезна племени, однако степень этой несомненной полезности зависит от многих привходящих обстоятельств. Когда кочевое племя десятилетиями и веками занимает одну и ту же территорию, численность племени не может расти без ущерба для его благополучия. Чтобы расширить площадь своих пастбищ, племени нужны прежде всего мужчины-воины, а не женщины. Будут воины, будет и земля и богатство; будет богатство – будут и женщины для увеличения численности племени; свои и чужие, купленные или захваченные у врагов – в конце концов, это не столь уж существенно.

По всем этим причинам ценность женщины, с точки зрения племени, была невелика, и женщина находилась в подчиненном положении. До замужества ее судьбой распоряжался отец; после замужества – муж; если муж умирал – она переходила к его ближайшим наследникам. Муж имел право развестись с неугодной ему женой – без всякого повода с ее стороны; при этом нередко и приданое, полученное за женой, оставалось его собственностью. Он мог иметь неограниченное число жен и неограниченное число наложниц. Рождение дочерей считалось немилостью судьбы. В некоторых племенах новорожденных девочек иногда убивали – закапывали живыми в землю. Этот жестокий обычай поддерживался не столько религиозными представлениями кочевников, сколько нищетой и часто повторяющимся голодом. Но такая картина положения женщины в доисламской Аравии, пожалуй, чересчур мрачна. В любом обществе закон не определяет полностью взаимоотношения реальных людей, тем более семейные отношения.

Неограниченное многоженство допускалось, но большинство кочевников имело одну жену – не по соображениям высокого порядка, а из-за бедности. Впрочем, этих соображений «высокого порядка» просто не существовало – многоженство было естественным проявлением если не богатства, то, во всяком случае, прочного достатка, и в глазах кочевников участь жен в полигамной семье была завидной – ведь им и их детям меньше, чем другим, угрожала голодная смерть. Следует помнить, что даже представление об индивидуальной любви в современном ее понимании, как любви в значительной степени, если не преимущественно, духовной, практически отсутствовало – и не только у арабских племен.

Юридически бесправное положение женщины в семье мужа в реальной жизни чаще всего не было столь уж бесправным – ведь благополучие ее не было безразличным для ее родственников – мужчин, и это так или иначе приходилось учитывать. И наверное, стоило трижды подумать, прежде чем удалить жену, не совершившую серьезного проступка, а тем более удалить, удержав ее приданое, и тем самым не только порвать дружеские отношения, установленные с ее родом посредством брака, но и возбудить к себе неприязненное отношение, а то и вражду. Положение женщины и в семье, и в племени резко улучшалось после рождения сыновей, будущих работников и воинов, – уже с самой колыбели они защищали интересы матери /Фон Грюнебаум, 1981, с. 71/.

Наконец, у многих арабских племен сохранились и некоторые остатки матриархата – родство по женской линии считалось более существенным при наследовании имущества, чем родство по мужской линии, женщина нередко обладала таким же правом развода, как и мужчина, который при заключении брака поселялся в ее доме. Овдовев, женщина не становилась собственностью родственников покойного мужа – она наследовала часть его имущества и могла вернуться к своим родичам. Следует добавить, что женщины у арабов-бедуинов не закрывали лица и не вели жизнь затворниц – этого от них не требовали ни религия, ни обычай. В большинстве племен обычай строго требовал от женщины целомудрия в добрачный период и верности мужу после брака – большая свобода, носящая характер пережитков полиандрии (многомужества), была уже редким исключением.

Применение рабского труда не играло в хозяйстве кочевников важной роли. Рабы, и купленные и захваченные на войне, использовались преимущественно в домашнем хозяйстве; дети рабыни считались законными и свободными, наследовали часть имущества своего отца и становились полноправными членами племени. Сыном араба-кочевника и чернокожей рабыни из Эфиопии был знаменитый арабский поэт Антара, прославившийся не только поэтическим талантом, но и своей богатырской силой и неустрашимостью, своего рода арабский Илья Муромец, герой бесчисленных приключенческих романов арабского средневековья.

Язычество. При племенной жизни главное «божество» – само племя; поэтому боги и религиозные представления занимали сравнительно небольшое место в жизни кочевников. Арабы считали, что богов существует много. Чаще всего боги «жили» на определенной территории, во всяком случае их могущество в пределах своих владений проявлялось с наибольшей полнотой. Поэтому, в частности, каждое племя предпочитало иметь дело со своими собственными богами, за что и получало их покровительство. Кроме того, наличие собственных богов укрепляло единство племени и усиливало племенной патриотизм.

Арабы торговали и воевали с окружавшими их народами и хорошо знали религии этих народов – и иудаизм, и христианство, и зороастризм. Представители всех этих вероисповеданий жили в оазисах и городах, религиозной нетерпимости не существовало, никаких препятствий миссионерская деятельность не встречала. И однако, эти хорошо разработанные религиозные системы не оказали практически никакого влияния на верования кочевых племен – очевидно, племенной строй был несовместим с ними. Лишь в тех случаях, когда строй частично или полностью разрушался и появлялось неравенство и государственная власть, наблюдалось успешное распространение этих религий среди арабов.

Таким образом, средневековая культура арабов за века и тысячелетия выработала нравственный кодекс, в основе которого были личная свобода и племенной гуманизм.


2. Возникновение ислама

2.1 Жизнь и деятельность Мухаммеда

Великий пророк Мухаммед, основатель Ислама, родился в городе Мекке, на рассвет С июня 569 года. Он происходил из значительного рода корейшитов, который уже в те времена имел глубокие корни. В истории сохранились имена двух братьев – Хошима и Абд Хашим – прадед Мухаммеда был великим благодетелем Мекки. Город этот был построен на бесплодной, каменистой пустыни, и в те времена люди испытывали недостаток продуктов питания и питьевой воды.

Род Корейшитов, Хашим и его сын – дед Мухаммеда при помощи дипломатии и силы могли гарантировать безопасный перевоз дорогих товаров через пустыню.

Мекка с незапамятных времен славился как город-хранитель священного камня упавшего с неба – предмета великого почтения арабов. Ради поклонения этому священному камню арабы стекались из самых отдаленных местностей Востока. Охранение святого камня было доверено только самым почтенным арабам. После смерти Хошима эту патриотическую должность унаследовал его сын Абд-эль Матталиб, дед Мухаммеда /Сандыбаев, 1984, с. 39/.

Мухаммед был единственным сыном от этого брака, его рождение сопровождалось необыкновенными явлениями. Его мать при родах не испытывала никаких болей и страданий.

Через два месяца после рождения Мухаммеда умирает его отец. Горе и заботы матери Амине иссушили ее грудь. Она начала искать кормилицу для своего сына. Кормилицы в то время на воспитание брали детей только у очень богатых родителей очень высокую плату.

Наконец, одна женщина по имени Холима, жена саадитского пастуха сжалилась над беспомощной матерью и взяла к себе ребенка. Жила она в одной из пастушеских раскинутых среди гор.

Арабские писатели утверждают, что небесное благословение вознаградило Халиме за великодушие. Пока ребенок оставался под ее кровом, все кругом процветало. Вечно зеленые пастбища, умножались стада и табуны, никогда не высыхали колодцы.

Он дружил со своими молочными братьями шести и одиннадцати лет. Они играли на пастбище, помогали пасти овец, а иногда играли в военные игры – стреляли из лука, или, вооружившись нападали на мнимых врагов.

В Коране Мухаммед достаточно подробно описывает учение семи пророков, про самих пророков своими учителями. При этом Мухаммед никогда не называл себя автором Корана, а представлял Коран, как божественное откровение, которое полу представителей иноземных цивилизаций, от самого Бога.

В древних записях сохранилось описание внешности Мухаммеда: «Он был выше с роста, у него была стройная красивая фигура, а сам обладал небывалой мужской красотой, носил черную бороду, имел жгучие карие глаза. У него были изысканные манер вежлив при обращении с людьми. Он был настолько красив, что все женщины влюблялись в него с первого взгляда. Но он в течение всей совместной жизни со своей женой оставался ей верным мужем, другом, отцом семьи.

С раннего возраста Мухаммед встречался с самыми известными людьми Мекки. Это звездочеты, философы, писатели, лекари, знахари, летописцы – знатоки истории, культуры, религий различных народов. Затаив дыхание, он слушал их рассказы и задавал им наводящие, а порой, каверзные, «зажигающие» вопросы. Его собеседники восторгались любознательностью, выдержанностью и внимательностью этого мальчика, тем, что огромным интересом и уважением мог слушать их часами. При этом он никогда и не говорил слово «Знаю». Никогда он не показывал своих необыкновенных способ» глубоких знаний, а всем говорил, что он безграмотный.

Мухаммед, уже, будучи купцом, продолжал проповедовать благородную честную искренность в поступках. Он говорил: «О купцы! – ложь и обман сродни торговле, отдавайте сколько-нибудь на дела милосердия, как бы в искупление. Потому что Бога гневит обман, а милостыня смягчает Его гнев. Продающий негодную, скрывающий ее недостатки вызывает гнев Божий и проклятие ангелов».

Мухаммед отвергает слова, написанные в Новых Заветах: «Поступай с другими как поступали с тобой».

Он учил людей к доброте: «Если должнику трудно уплатить долг, жди или отдай милостыню»

Не пользуйтесь нуждой другого человека, чтобы получить себе выгоду, купи за бесценок.

Накорми голодного, посети больного, освободи невольного.

Не смотри гневно, не ходи по Земле бесцеремонно. Бог не любит гордых и тщеславных.

Ходи скромно, не возвышай голос, не издавай голоса осла.

Он всю свою жизнь искал истину, будучи уже солидным мужчиной-отцом, мог проявлять свои странности. На много дней уходил в арабские пустыни, в горы, ходил по пескам. Часто мучался от жажды, голодал, он искал истину. Никакие тяжелые испытания не могли его остановить.

Общался с разными людьми великой арабской пустыни. Между горами были не большие оазисы, клочки плодородных земель. Здесь трудолюбивые арабы разводили фруктовые сады, виноградники. Среди гор были хлебные поля и огороды. Они снимали два урожая в году. Землю от зори до зори обрабатывали самым примитивным трудом. На горных реках были построены водоподъемники. Вода по аркам подавалась на поля и огороды. Арабами были построены первые в мире ветряные мельницы с вращающими жерновами. Они день и ночь мололи зерно.

На пастбищах арабы разводили тонкорунных овец. Изготовляли во всем мире известные дорогие «персидские» ковры. Они отличались особым тонким орнаментом. Арабские секреты стойких, ярких красителей. Из шерсти, кожи изготовляли одежду, обувь продукцию вывозили в отдаленные страны востока. На пастбищах, в садах арабы занимались пчеловодством.

Мухаммед с восторгом наблюдал жизнь тружеников пустыни. С ними подолгу разговаривал, он возмущался: «Эти люди трудятся день и ночь, а половину урожая отдают своим господам, а сами живут в нищете» /Панова, Вахтин, 1991, с. 54/.

Однажды, он увидел свет, к нему явился Ангел в белой, блестящей одежде. Мухаммед был напуган и смущен, полагая что сошел с ума, или одержим злым духом. Через некоторое время он успокоился. Ангел развернул белое полотно, где были написаны Божественные послания ко всему человечеству Земли, которые в последствии были изложены в Коране. Когда Мухаммед прочитал послание, Гавриил воскликнул: «Ты Мухаммед, во истину пророк бога».

После этого случая Мухаммед непроизвольно начал декламировать божественные откровения, которые приходили ему всю жизнь, до самой смерти. Он постепенно уверовал в своем пророческом предназначении.

Наконец, он решился публично выступать перед родственниками своего племени. На холме Сафа, близ города Мекки собралась толпа, люди хотели выслушать важное сообщение Мухаммеда – известного «чудака».

Мухаммед, несмотря на угрозы и устрашения, продолжал свою священную деятельность и стал проповедовать простому люду. Это были торговцы, ремесленники, рабы господ.

Благодаря верным ученикам пророка, учение об исламе медленно, но распространялось по всей Аравии. С восторгом принимали его простые люди, в этой вере они видели пути прогрессивных великих перемен.

Враги Мухаммеда не дремали и решили его убить, уничтожить, стереть с лица земли за учение.

Угроза жизни пророка была огромной, ему приходилось уходить из города, скрываться в горах и пастбищах. Где бы он ни находился, он продолжал свое дело, проповедовал свои откровения.

Разъяренные корейшиты собрали народ Мекки и решали, какое наказание заслужил Мухаммед – враг и разрушитель существующих религий. Все единогласно решили поймать антихриста, привести его на площадь и устроить ему всенародную казнь. По одному человеку из каждого рода, из каждой религии должен был вонзить свой кинжал в тело самозванца.

Эти события для Мухаммеда оказались самыми тяжелыми днями в его жизни, тяжело переживала его любящая жена Хадича и его дядя Абу-Талиб. Они считали его добрым, честным человеком, борющимся за справедливость, были ему опорой и вдохновляли на правое дело.

В эти дни умирает его дядя Абу-Талиб – человек, заменивший ему отца. Через год умирает его любимая жена Хадича. После их смерти все богатства жены были разграблены бандитской шайкой корейшитов, а дом разрушен до основания, объявив Мухаммеда предателем своего племени и, считая, что он заслуживает такого наказания.

В пятницу, 22 июля 622 года Мухаммед с Абу-Бакиром приезжает в Мадину, его торжественно встречают жители всего города. Этот день с тех пор считается днем рождения Ислама, а пятница почитается, как священный день недели. С этого дня, по леитнему календарю начинается новое мусульманское летоисчисление.

В Мадине Мухаммеду было суждено возглавить первую мусульманскую общину, сообщества объединяли взаимные обязательства и взаимозащита. Община строилась на основе повиновения власти Пророка и вере Ислам.

Слово «мусульманин» означает «покорный Богу». Символом Ислама является единство и общество, основанное на идеалах справедливости, в противоположность об основанному на богатстве и силе.

Мусульмане верят, что есть только один бог, создатель опоры Вселенной, человечества. Смерть – это не конец существования, а лишь дверь в загробную жизнь /Матвеев, 2005, с. 103/.

Символом Ислама является полумесяц. Он устанавливается на манорах мечети и с указательным знаком, всегда направлен в сторону Мекки, город, где родился Мухаммед.

После ухода Мухаммеда из Мекки в городе началось моральное разложение населения, усилились грабежи, драки, которые иногда доходили до поножовщины. Такие вести ужасали пророка. Проповедники приглашали его в свой город в качестве советника. В начале он организовал отправку в Мекку своих последователей.

В 630 г. для защиты бедных и обездоленных во главе десяти тысячных войск отправляется в Мекку. При приближении войск Мухаммеда в городе возник стихийный очаг бедняков. Многие воины корейшитов бросали свое оружие и переходили на сторону противника. Оборона города рухнула. Он восстановил свое положение, в родном городе совершив почти бескровный переворот. В Мекке настала мирная трудовая жизнь.

Мухаммед – человек, никогда не знавший болезней, обладающий неисчерпаемой энергией, жизненной силой, в 63-летнем возрасте внезапно умирает. Полагают, что отравлен идейными врагами.

На могиле Мухаммеда была построена большая мечеть, куда с тех пор и по настоящее время мусульмане всего мира совершают паломничество.

Мухаммед завоевал огромные земли и богатства и при своей жизни мог бы стать богатым человеком того времени, но он жил скромно и умер в бедности.

В нем сочеталась божественная мудрость, человеческая простота, выдержанность, откровенность. Он понимал людские страдания, умел слушать и мнение своих собеседников. Мухаммед был бесконечно преданным своему народу.

После смерти Мухаммеда его последователи завоевали огромные территории Пиренейских гор до границ Индии. Их успешное наступление было остановлено христианами на границах Франции, вблизи города Пуатье в 732 году Карлом Мартелло. Эту битву христиане считают решающей в истории человечества. Дело в том, что народы Европы не оценили миролюбивую идеологию ислама, его не поддерживали, не принимали. Войска Мусульман испытала первое поражение.

Своим поразительным успехам арабы были обязаны вдохновляющему воздействии-религии Ислама.

Завоевание мусульман – единственный пример в истории, как кочевники, оседлые народы, навязали им свой язык и свою религию. При этом они никогда, насильственно не навязывали свою веру ислам. Люди принимали ислам добровольно, Коран как священную книгу. Признав бога могучим властелином вселенной.

Мусульманский союз религиозных государств просуществовал более двух – трех столетий. За это время они получили не бывалый прогресс и процветание. Затем некоторые разбогатели, из-за жадности поссорились, единое государство развалилось.

«Ислам» в буквальном переводе означает слово мир. Мусульмане под этим подразумевают покорность богу.

Ислам есть новая, обновленная, самостоятельно распространенная, религия на Земле (Их около 700 млн.). Все остальные религии являются приближенными религиями к истине. Христиан на Земле около 900 млн. человек, религия сегодня раздроблена на враждующие религиозные секты.

Образ бога описывается в сокращенном виде только в Коране в 112 суре:

Бог один, он создатель и опора вселенной, судья человечества.

Нет ему равных, он самый большой, самый могучий, самый добрый, присутствует повсюду, знает все.

В Коране Мухаммед с уважением описывает учение семи пророков. Они не были идолопоклонниками, Myхаммед считает, что они заложили основу религии Мира. Многие об этом не знают, утверждают, что Коран переписан от «Новых Заветов». Здесь возникает вопрос: кто, и что переписывал?

Было сказано, пророк Мухаммед отлично знал древнюю историю, ученье пророков. Он их считает своими учителями. Их ученье с уважением написано в Коране.

2.2 Каноны ислама

Исламская цивилизация – одна из самых молодых на Востоке. Она начала формироваться лишь в VII в. н. э. Колыбелью исламской цивилизации, впоследствии расширившей свои границы и охватившей множество государств, была Аравия. Большая часть Аравийского полуострова представляет собой пустыню; только по побережью простираются плодородные земли. Жители этих областей выращивали зерно, виноград, финики, пряности, разводили овец и верблюдов. Здесь располагались древние города, которые вели активную торговлю со странами Средиземноморья, Африкой и Индией. Здесь же возникли и первые зачатки государственности. Иным был образ жизни населения центра Аравийского полуострова – кочевников-бедуинов. Они занимались скотоводством и сопровождали (за определенную плату) по пустыне караваны или снабжали их своими верблюдами. Племена бедуинов враждовали друг с другом и совершали набеги на соседей. Таким образом, к VII в. Аравия в культурном и социально-экономическом отношении представляла собой довольно пеструю картину. Появление новой религии коренным образом изменило судьбы арабов, сыграв объединяющую и цивилизующую роль / Халедов, Грезневич, Большаков, 1982, с. 115/.

До принятия ислама арабы поклонялись различным божествам, в том числе луне и солнцу; был распространен культ предков. Но уже тогда особо почитался храм Каабы в Мекке, окруженный изваяниями племенных богов. Языческие верования подвергались мощным иноземным влияниям – прежде всего это касалось Северной и Южной Аравии, где с арабским населением мирно уживались христианские и еврейские общины. Идея единобожия ко времени появления ислама витала в воздухе: появилось много пророков – проповедников, которые пытались найти нового, истинного Бога. К их числу принадлежал и Мухаммед (570–632), заложивший религиозные основы будущей исламской цивилизации. Мухаммед относился с уважением и к иудаизму, и к христианству, обладающими, как он считал, бого-духновенными книгами. В Коране – священной книге ислама, содержащей откровения, которые были ниспосланы Мухаммеду, заметно влияние обеих религий. Это выразилось прежде всего в идее единобожия. Однако пророк считал, что иудаизм и христианство лишь предшествовали новой религии, в которой Бог дал полное откровение, отменив многое из того, что записано в Талмуде, Ветхом и Новом Завете. Догматика Корана очень проста. Спасение ждет тех, кто верит в Аллаха и его посланника Мухаммеда, через которого было дано Божественное Писание. Истинно верующий вверяет свою жизнь Аллаху, он должен быть добродетелен, в установленное время совершать молитвы, поститься и хотя бы раз в жизни предпринять паломничество в святые места – в Мекку. Каждому мусульманину вменяется в обязанность подавать милостыню, ибо блага земного мира нечисты и ими можно пользоваться только с помощью очищения – частичного возврата их Богу через подаяние. «Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать жертвований из того, что любите». Кроме того, верующие должны полностью вверять себя воле Аллаха: «С нами сбывается только то, что предначертал для нас Бог». Эта мысль, в различных вариациях не один раз повторяющаяся в Коране, укрепляет веру в предопределение – фатализм. Правда, позднее некоторые мусульманские богословы стали оспаривать этот догмат, отыскивая в Коране намеки на идею свободы воли человека. Однако в массовом сознании фатализм укрепился достаточно прочно, и это имело вполне определенные последствия: этика ислама в отличие, скажем, от конфуцианской, католической или тем более протестантской не ориентировала на активное пересоздание мира, принижала роль деятельного начала в человеке. В Коране разница между миром земным и небесным, в сущности, не так уж велика, потому что потусторонний мир предстает подчеркнуто плотским, материальным. Особенно это касается изображения мусульманского рая, в котором праведников ждут чувственные наслаждения. Вскоре после смерти Мухаммеда к основным положениям новой религии было добавлено еще одно, сыгравшее огромную роль во всей последующей истории исламской цивилизации. Это вера в то, что священная война (джихад), распространение ислама с оружием в руках, является религиозным долгом. В Коране действительно говорится об «истреблении неверных», но в основном Мухаммед советовал привлекать людей к исламу «мудрыми добрыми наставлениями». Тем не менее верх одержала концепция, согласно которой мусульмане должны вести войну с неверными до тех пор, пока те не покорятся исламу. Мусульмане, погибшие в такой войне, автоматически признаются достойными рая. Благодаря тем, кто сражается за религию, мусульманская община (умма) в целом может считать свой долг выполненным. Помимо духовных наград эта идея была весьма привлекательна и с точки зрения материальной: четыре пятых добычи распределялось между непосредственными участниками сражения, а остаток считался долей Бога и раздавался бедным.

Коран и пример Мухаммеда регламентирует повседневную жизнь мусульман, которая должна быть скромной, но чистой и опрятной. Он должен соблюдать пост. Не есть свинину, не употреблять алкогольных напитков. Разводы считаются отвратительным грехом. Мусульманин, это человек – верит в единство и могущество, совершает добрые дела и поступки /там же, 1982, с. 121/.

Вера в ИСЛАМ подразделяется на шесть пунктов:

1. Вера в Бога.

Он перед началом любой работы должен произносить слова на любом языке: «Аллаха милостивого, милосердного». Повторять несколько раз в день слова:» Бог о, могущий, его пророк Мухаммед».

Человек, верующий в Бога всегда чувствует опору и поддержку, не стра; одиночества и беспомощностью.

2. Вера в Ангелов.

Каждый мусульманин имеет своего Ангела – хранителя. Они людям дают всегда советы. Если человек руководствуется этими наставлениями, он не когда не совершит поступков.

3. Вера в Коран

Мусульманин считает Коран как книгу божественного откровения

4. Вера и знанья религии Ислам и его пророка Мухаммеда.

5. Вера в загробную жизнь.

6. Предопределение. Что касается только воинов погибших в боях за счастье мира, за справедливость. После смерти им прощается совершенные грехи, они пот Рай.

2.3 Ислам и его влияние на образ жизни мусульман

Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются, как можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.

Знание основ мусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разных странах традиционного распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабское звучание и смысл символа веры религии ислама: «нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха». Здесь кратко выражены два главных догмата ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущий бог – Аллах; своим посланником Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммада, через него бог передал людям текст священной книги – корана, его руками он основал общину верующих (умма). За 14 веков из небольшой группы Аравии она превратилась в многомиллионную массу людей разных национальностей, разных языков, разных социальных слоев и культурных ориентации.

Величие бога – Аллаха – выражено во многих формулах, хорошо известных всем мусульманам и част повторяемых ими в речи, молитвах, бытовых восклицаниях а также постоянно встречающихся в изящной вяз арабского письма, на памятниках мусульманской архитектуры в Азии, Африке, Европе и Америке: «Аллах акбар» – «Аллах самый великий!» и т. д.

Кратчайшее изложение главного догмата ислам содержится 112 суре (главе) Корана: «Во имя Аллах милостивого, милосердного! Скажи: «Он – Алла единственный, Аллах могучий. Не рождал и не был рожден и не было никого подобного ему, никогда». По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам, «неверные», среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль аль – китаб, т. е. «люди Писания» Согласно Корану они верят якобы в того же бога, что мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников Моисей (Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слов божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили Поэтому Аллах и направил людям Мухаммада, своег последнего пророка, с божьим словом – Кораном. Это был как бы последняя попытка наставить людей на праведны путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда всем людям будет воздано по их делам – они попадут в райские сады или в адский огонь.

Эти основы религии знает всякий мусульманин, и образованный и неграмотный. Почти всякий знает и «пять столпов» ислама, пять главных обязанностей верующего. Первый из них – молитва (салят). Молитва мусульман состоит из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных формул. Мусульманину предписано пять молитв в сутки; свершать их можно и дома, и в мечети и в поле. Молитве предшествует ритуальное омовение. Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа /Гриненко, 1999, с. 201/.

Мечеть (масджид) – и место моления, и помещения для религиозных школ, и центр религиозных проповедей и диспутов.

Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум). Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений. Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных, путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того, существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан и соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по значению праздником в исламе.

Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество – риба. Конечно, не все эти и другие правила строго соблюдаются, но время от времени, в частности в семидесятые годы нашего века, в различных мусульманских государствах усиливается контроль, за соблюдением культовых правил, например поста в рамадан.

Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой – если у него есть к тому физическая и материальная возможность), является хадж паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба – небольшое здание, в юго-западной угол которого вмурован «черный камень» (издревле хранящийся тут метеорит) – по преданию, посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения.

Паломничество совершается в месяце зу – ль – хиджжа, который, как рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надев специальные белые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.

Хаджж завершается праздником ид аль – адха, во время которого в память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных. Окончание хаджя является главным мусульманским праздником, который отмечается молитвами и жертвоприношениями по всему мусульманскому миру. Люди, совершившие хаджж, носят почетное прозвище хаджж или хаджжи и пользуются уважением родных в своих родных местах.

Пятой обязанностью мусульманина является закят обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманин предписывается еще и садака – добровольные пожертвования и милостыня.

На самом деле все эти социально – экономически регуляторы справедливости внутри исламской общины самого начала были и остались благими пожеланиями Закят быстро стал обычным государственным налогов садака шла на нужды религиозного культа, запреты в ростовщичество легко обходились оформлением дачи денег в рост как совместного финансового предприятия кредитора и должника.

Почти каждый мусульманин знает хотя бы несколько фраз из священной книги ислама – Корана, хотя многие значения этих фраз не понимают. Коран произносился и записан по-арабски. В ритуальных целях он используется в арабском оригинале. Для мусульман Коран – прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммаду, а через него ко всем людям. В проповедях Корана и простые мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизни общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.

Несмотря на обилие в исламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, среди всех мусульман существует довольно стойкое представление о принадлежности к единой общности людей, объединенных общей верой, общими традициями, общей начальной историей и общими интересами в современном мире /Ислам, краткий справочник, 1983, с. 37/.

Наиболее значительной и по сей день является система богословия, созданная аль – Ашари (10в). В 7 -10 вв. сложились и основные толки фикха, обычно трактуемого как «мусульманское каноническое право». Эти системы теоретических и практических принципов шариата праведного образа жизни мусульманина. Именно фикх стал основой социальной системы ислама. В настоящее время сохранилось, да и в средние века, относительно незначительное число людей знало тонкости догматики, а правила фикха всегда были обязательным предметом обучения в семье и в школе, предметом ученых и неученых споров и бесед, столь характерных для быта жителей мусульманских городских кварталах. В трудах по фикху, составляющих наиболее многочисленную группу средневековых арабских рукописей, регламентируются поведение в быту и в обществе, имущественные отношения, правила торговли, отношения в семье, брак.

С 6 – 7 вв. и по сей день концепция шариата – пути к богу через выполнение всех правил Закона – уживается с концепцией тарика, теоретической основой суфизма, согласно которой некоторые люди могут заслужить благоволение Аллаха и даже приблизиться к нему и познать его через состояние экстаза, венчающего жизнь, которая строится по особым, отличным от будничных правилам благочестия и аскетизма.

Каждое из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не так уж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия и смягчения в затруднительных случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть заменена песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, для путешественников, они могут и должны относиться позже соответствующее число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться любым удовольствиям.

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог – Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков – это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других – к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха – это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране – это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

Ислам является очень широкой по охвату системой социального регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина считаются религиозно значимыми.

Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем возрасте совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закрепляется чтением священных текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее время на практике многоженство встречается относительно редко, а в некоторых мусульманских странах оно несколько ограничено законодательством. Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвые в День Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и намерения.

Мужчины – мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы – шарфа, особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто девяти «прекрасных имен» считается благочестивой обязанностью.

Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т. п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства, нет.

В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина – подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины – право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.

В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных, призван как будто смягчать имущественные противоречия; однако частная собственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне законной, ростовщичество же осуждается: «Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (2: 276), что, по-видимому, является результатом компромисса между интересами торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.

Эти-то особенности мусульманства, порожденные самими условиями его возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе, преодолевая сопротивление родоплеменной аристократии, склонной к сепаратизму восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам довольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из кризиса: завоевание новых земель.

Таким образом, для понимания исторической социальной роли ислама важна проблема соотношения государства и духовенства. В исламе нет и церкви, служащей посредником между человеком и Аллахом, ни духовного сословия, обладающего особой благодатью ни духовная и светская власть в исламской теории, да отчасти и на практике нераздельны.

3. Складывание государства арабов

3.1 Начальные стадии государственности халифата

Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.

Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии – ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшие тенденции зарождения нового строя, получило название «ханифского» / Токарев, 1986, с. 85/.

Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухамммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям – иудаизму и христианству, но только подтверждает и уточняет их. Однако в тоже время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жестокость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно вопросах власти и права на власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неделима от власти светской и является основой последней, в связи с чем ислам требовал одинакового безусловного повиновения богу, пророку и тем, кто имеет власть.

В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют два периода: дамасский и багдадский, которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства.

Развитие арабского общества подчинялось основным закономерностям эволюции восточных средневековых обществ при определенной специфике действия религиозных и культурно-национальных факторов.

Характерными чертами мусульманского общества были доминирующее положения государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса городов, каких-либо свобод и привилегий.

Поскольку юридическое положение личности определялось вероисповеданием, на первый план выступили различия в правовом статусе мусульман и немусульман (зиммиев). Первоначально отношение к покоренным земмиевам отличалось достаточной терпимостью: они сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды. Однако со временем их приниженное положение становилось все более очевидным: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать тяжелый поземельный налог и подушную подать.

На первом этапе развития халифат представлял собой централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (иммат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно скоро власть халифа стала передаваться по завещательному распоряжению.

В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву, визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т. е. только исполняющие приказания халифа. В раннем халифате обычно практиковались назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией, особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами.

Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии – диваны. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого им жалования или размеров пожалований за военную службу. Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и других поступлений, с этой целью собирались необходимые статистические сведения. Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Более того это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции /Большаков, 1989. Т. I, с. 570–633/.

Система местных органов государственного управления на протяжении VII–VIII вв. Претерпевала значительные изменения. Первоначально местные органы власти в покоренных странах оставались нетронутыми, сохранялись и старые методы управления. По мере упрочения власти правителей халифата произошло упорядочение местной администрации по персидскому образцу. Территория халифата была разделена на провинции, управляемые как правило, военными наместниками – эмирами. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. Однако были и эмиры, назначенные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных территорий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников – наибов.

Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин – старшин (шейхов).

Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей.

Верховной судьей считался глава государства – халиф. В целом же суд был привилегией духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые также являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах.

Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, следили за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования. При вынесении решения кади руководствовались прежде всего Кораном и Сунной и решали дела путем их самостоятельного толкования. Судебные решения кади были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли те случаи когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решение кади. Немусульманское население подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства.

Большая роль армии в халифате определялась самой доктриной ислама. Основной стратегической задачей халифата считалось завоевание территории, не заселенной мусульманами, путем «священ

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Церковь в социокультурном контексте белорусских земель в конце XVIII - начале XX вв". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 437

Другие дипломные работы по специальности "История":

Российско-китайские отношения: история и современность

Смотреть работу >>

Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX веков

Смотреть работу >>

Советско-германские отношения в 1920 – начале 30-х гг

Смотреть работу >>

Польша от 1914 года к началу второй мировой войны

Смотреть работу >>

Социально-экономические аспекты традиционной структуры Казахстана в 20-30 годы ХХ века

Смотреть работу >>