Дипломная работа на тему "Образование Индийского Национального Конгресса и его деятельность"

ГлавнаяИстория → Образование Индийского Национального Конгресса и его деятельность




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Образование Индийского Национального Конгресса и его деятельность":


Дипломная работа по теме:

Образование Индийского Национального Конгресса и его деятельность

Содержание

Введение

Глава 1. Освободительная борьба народов Индии и образование Индийского Национального конгресса

1.1 Усиление колониальной эксплуатации и рост антиколониальной борьбы

1.2 Образование Индийского Национального конгресса. Два течения конгресса

Глава 2. Деятельность ИНК между двух мировых войн и после завоевания Независимости

2.1 ИНК в межвоенный период

2.2 Деятельность ИНК после завоевания независимости

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Индия одна из древнейших и величайших стран мира, которая всегда привлекала к себе внимание всего цивилизованного человечества. Страна это занимает настолько обширную территорию, что Индию, являющуюся самой крупной колонией, которая когда - либо существовала, с полным основанием называют субконтинентом. Она чрезвычайно богата самыми разнообразными природными ресурсами. Со своим 400 миллионным населением Индия является неисчерпаемым резервуаром человеческой энергии. На протяжении многих веков Индия была окружена в глазах европейцев ареолом сказочно богатой страны, к ней были прикованы алчные помыслы искателей приключений всех европейских стран. К ней же были обращены пытливые взоры мыслителей, искавших на Востоке разгадку величайших тайн мироздания.

Народы Индии еще в глубокой древности создали очень высокую и самобытную культуру, которая оказала немало влияния на развитие умственной жизни всех цивилизованных народов.

Суверенная Индия занимает особое место среди освободившихся государств афро-азиатского мира. В этой стране существует достаточно устойчивая система представительной демократии, причем эта система живет и действует на фоне распространенного кризиса парламентизма в развивающихся странах. Уникальность Индии так же состоит в том, что в ней наличествует продолжительная демократическая традиция. В последнее время широкие слои Индийского населения начинают активнее и действеннее участвовать в политической жизни, и это все больше отражается на общей ситуации в стране.

Основы современной Индийской политической жизни восходят к последней четверти прошлого века, когда начали возникать политические, правовые, идеологические и культурные предпосылки, в последствии способствовавшие развитию национально освободительного движения, которое в 1947 году увенчалось завоеванием независимости. В развитии этого процесса исключительно важная роль принадлежит партии Индийского Национального Конгресса и его лидерам. И моя работа посвящена этой политической партии.

В данной работе я поставил целью изучить образование Индийского национального конгресса и его деятельность в межвоенный и независимый период. В ходе работы я поставил вопросы следующим образом.

Первая глава: Освободительная борьба народов Индии и образование Индийского национального конгресса. Она состоит из двух параграфов, первый посвящен усилению колониальной эксплуатации и росту антиколониальной борьбы. Второй параграф образованию Индийского национального конгресса.

Вторая глава: Деятельность Индийского национального конгресса меж двух мировых воин и после завоевания независимости. Она то же состоит из двух параграфов. В первом рассматривается вопрос об Индийском национальном конгрессе в межвоенный период. Второй параграф: Деятельность Индийского национального конгресса после завоевания независимости.

Заказать написание дипломной - rosdiplomnaya.com

Актуальный банк готовых успешно сданных дипломных работ предлагает вам скачать любые работы по требуемой вам теме. Профессиональное выполнение дипломных работ под заказ в Казани и в других городах России.

Далее идет заключение и список использованной литературы.

В ходе работы были использованы труды русских индологов и авторов многих научных работ посвященных Индии. Их вклад в мировую индологию и заслуги в исследовании Индии очень велики.

Важное значение изучения истории национально-освободительного движения имеет выявления налаживающихся еще на кануне первой мировой войны, но до сих пор остававшихся почти не известными, первых контактов между борцами за освобождение Индии и некоторых других колониальных и зависимых стран. Эти первые контакты, очевидно, служили предвестником последующего формирования международного антиимпериалистического фронта борьбы угнетенных народов и революционного рабочего класса под воздействием Великой Октябрьской Социалистической революции.

Их изучением занимались такие авторы, как, Э. Н. Комаров, Б. П. Супрунович, А. С. Сарваров, С. В. Величкин, В. А. Панкратова, М. А.Плешова, М. Н. Егорова, Х. Крюгер, А. В. Райков, Н. Г. Пруссакова. В их работах осещены вопросы общественно – политической жизни современной Индии и истории национально освободительного движения, имеющим актуальное значение. Рассматриваются тенденции политического развития страны, изменения в расстановке партийных сил, региональные особенности социально – политической ситуации в различных штатах, а так же проблемы развития освободительной борьбы индийского народа, в частности идеология передовых общественно – политических течений, установление международных связей индийскими борцами за свободу в начале CC века.

Воздействие Великого Октября на исторические судьбы Индийского народа было громадным. Великий Октябрь коренным образом изменил соотношение сил на мировой арене: перед капитализмом встал еще не виданный и могучий антагонист – страна пролетарской диктатуры. Отныне мировой капитализм в своей политике по отношению к движениям угнетенных народов вынужден был считаться с этой новой силой. С этого времени успехи национально – освободительного движения приобретают необратимый характер.

Эти вопросы очень хорошо освещены в трудах Т. Ф. Девяткина, М. Н. Егорова, А. М. Мельникова.

Дезинтеграция колониальной системы и появление независимых национальных государств, обратили в реальность предвидение многих ученых социологов о превращении некогда отсталой «периферии» из объекта империалистической эксплуатации в важный фактор мирового революционного процесса. Политика освободившихся стран все сильнее воздействует на ход мирового развития. К таким государствам принадлежит и республика Индия, активная не зависимая политика которой оказывает стабилизирующее на общую динамику международных отношений. Политика Индии в CC веке все шире охватывает различные сферы деятельности общества, и все более активно влияет на социальные процессы. И это можно наблюдать в труде А. Г. Володина «Буржуазная оппозиция в социально – политической структуре Индии». В своей работе Володин рассматривает основные этапы и особенности становления буржуазного оппозиционный правительству блока в Индии. Особое внимание уделено внутренней дифференциации господствующих классов, Углублению противоречий общества, и т. д. На примере ряда штатов показана взаимодействие современных и традиционных факторов в формировании и эволюции политики партий буржуазной оппозиции.

Вступление Индии в 1947 году на путь независимости началось новая эпоха в истории ее народа. Перед страной встала историческая задача преодоления колониального прошлого и выбора пути в будущее. Основным содержанием исторического процесса в современной Индии является неуклонный прогресс в экономической, социальной, политической и культурных сферах, что в пред определит глубокие изменения в судьбах этой великой страны.

Очень много использовались труды А. М. Дьякова. Одно из них «Национально – освободительная борьба народов Индии и рабочее движение на первом этапе общего кризиса капитализма». В данной работе коротко, но очень четко освещены главные события периода капитализма. Тяжелое положение трудящихся масс в годы войны, большой груз военного долга, лицемерие английских правящих кругов в вопросе о независимости Индии, что создавала объективные предпосылки для бурного подъема антиимпериалистического освободительного движения. Внешние освободительные идеи Октябрьской революции, освещающие народам Индии путь к свободе и независимости. В 1914 году Индия как колония Англии была вовлечена в первую мировую войну. В годы первой мировой войны колониально приниженное положение Индии приобрел, открыто циничные формы. Английское правительство широко использовала для своих войск, действовавших в Африке, на Ближнем Востоке и отчасти в Европе, людские и материальные ресурсы Индии.

Рабочие испытывали двойной гнет: местной буржуазии и колониальных властей. Цена рабочей силы была значительно ниже ее стоимости.

Война наложила тяжелое бремя на широкие слои населения Индии. Индия должна была не только обеспечивать Англию солдатами и военным снаряжением, но оплачивать содержание своих войск за рубежом, снабжать их продовольствием, обмундированием и т. д. В Индии принудительно распределялся военный заем.

Алексей Михайлович Дьяков разделил на этапы национально-освободительное и рабочее движение и поэтапно их рассмотрел.

Также опираясь на монографию М. М.Кутина «Из истории национально-освободительного движения в Индии», где глубоко выявлены стратегии и тактика национальной буржуазии Индии, выявлена их характерная черта складывающееся в процессе исторического развития страны, отражающая в себе все особенности политической и экономической жизни народа.

В хронологическом отношении работа охватывает период с начала XIX века до образования Национального Конгресса. Историю национально-освободительного движения этого периода автор разделил на четыре этапа.

Первый этап – период возникновения национальных общественно – политических организаций до великого народного восстания 1857-1859 гг.

Второй этап – период спада национально-освободительного движения после восстания 1857-1859 гг. Как результат разгула террора английских колониальных властей. Хронологически он охватывает 1859 – 1870 – е года.

Третий этап (1870-1883-е года) характеризуются новым подъемом национально-освободительного движения в результате усиления химической эксплуатации Индии империалистическими методами. Это период массовых стихийных восстаний и создания первых политических ассоциаций после восстания.

Четвертый этап (1883-1885-е года) – период резко усилившейся политической активности национальной индийской буржуазии и интеллигенции, вызванной внутренней и внешней политикой британского империализма.

При написании монографии автор опирался на произведения классиков марксизма-ленинизма и советских исследователей по истории развития общественной мысли и национально-освободительного движения в Индии, использовал коллективные труды советских историков по новой истории Индии.

Не менее маловажно работа А. И. Левковского «Система управляющих агентств – орудие порабощения и эксплуатации нардов Индии английским империализмом». Здесь дана характеристика на национально-освободительное движение в Индии в XIX веке вплоть до образования индийского Национального Конгресса.

Работа написана на обширном материале английской и индийской печати и опровергает антинаучную версию некоторых английских буржуазных историков о том, что до создания в 1885 году Национального Конгресса в Индии не было национально-освободительного движения.

В работе М. Н.Егорова «Зарождение коммунистических движений в Индии» автор показывает предпосылки возникновения коммунистических движений в Индии, борьбу за свободу индийского народа и перечисляет коммунистические партии Индии.

Образование коммунистических групп, а затем и коммунистических партий, что явилось качественно новым этапом в истории, как рабочего, так и национально-освободительного движения этой великой страны. Только переход на позиции марксизма-ленинизма, овладение его теорией, стратегией и тактикой, организационными принципами могли обеспечить этот качественный скачок.

Вместе с тем образование коммунистических партий Индии явилось результатом глубоких измен международных условий. Важнейшим из этих изменений стала победа Великой Октябрьской социалистической революции в России – самое значительное событие XX в., великий рубеж в истории человечества. С победой Великого Октября революционное рабочее движение и национально-освободительная борьба угнетенных народов получила могучий оплот о лице первого в мире государства победившего пролетариата. Страна Советов стала центром притяжения освободительных движений – как тех, которые развертывались на капиталистическом Западе, так и тех, поднимались в колониальных и полуколониальных странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Великий Октябрь вызвал невиданный прежде подъем национально-освободительной борьбы угнетенных народов. Сразу после победы Октября колониальный и полуколониальный мир был охвачен огнем восстаний, антиимпериалистических войн, национально-освободительной борьбы. Индия, Китай, Индонезия, Иран, Афганистан, Турция, арабские страны вступили в новый этап антиимпериалистической борьбы. Широчайшие слои населения на Востоке увидели в великой революции, свершившейся в России, пример, которому нужно было следовать. Эта революция освободила народы России от эксплуатации и угнетения, впервые в мире предоставила угнетенным народам право на самоопределение, покончила с пережитками феодализма и средневековья, открыла путь к строительству нового общества. Октябрь явился поистине великим образцом для народов Востока, борющихся за свое освобождение.

Автор предлагаемой книги учел сложность процесса образования коммунистического движения в Индии и принял во внимание обе стороны этого исторического процесса.

Автору предлагаемой книги удалось воссоздать широкую и многообразную картину становления коммунистического движения в Индии, подготовки кадров будущей компартии, борьбы молодых индийских коммунистов за консолидацию своего движения на общенациональной основе, что и завершилось в декабре 1925 г. образованием Коммунистической партии Индии. Это был сложный процесс, в ходе которого его участники избавлялись от мелкобуржуазных националистических иллюзий. Разумеется, такой процесс должен был занять значительное время. Далеко не всем индийским коммунистам, принявшим участие в формировании Коммунистической партии Индии, удалось полностью избавиться от немарксистских наслоений и стать закаленными марксистами-ленинцами.

Поучительна судьба М. Н. Роя – одного из виднейших индийских коммунистов того времени, принимавшего непосредственное участие в работе руководящих органов Коммунистического Интернационала. Следует признать, что М. Н. Рой, несмотря на многочисленные левосектантские ошибки, сыграл на этом этапе истории индийского коммунистического движения определенную позитивную роль. В ту пору, когда молодые коммунисты Индии еще не выделялись из общего потока освободительного движения, он своей критикой национальной буржуазии, ее половинчатости и склонности к соглашательству объективно содействовал проведению четкой идейно-политической разграничительной черты между коммунистами и буржуазной демократией. В этом, несомненно, состоит заслуга М. Н.Роя. Однако он так и не смог избавиться от целой цепи ошибок левосектантского характера. Отражая устремления непролетарских слоев, считавших возможным одновременно покончить с национальным и социальным угнетением в Индии, он резко отрицательно относился к политике единого фронта, к стратегии союзов марксистско-ленинской партии и обнаружил также весьма серьезный националистический комплекс. В результате в конце 20-х годов он отошел от коммунистического движения и в дальнейшем принимал участие в общественной жизни Индии уже в качестве реформиста утопического толка. Политическая судьба М. Н. Роя во многом была предопределена его левосектантскими заблуждениями.

Предлагаемая книга – подробное историческое исследование. В рамках этого исследования автор вводит в научный оборот много документов. Часть материала впервые предоставлена Центральным партийным архивом ИМЛ при ЦК КПСС. Перед читателями этой книги возникает широкая картина борьбы первых индийских коммунистов за создание передового отряда индийских трудящихся – Коммунистической партии Индии. Шаг за шагом прослеживает автор историю этой трудной борьбы и тем самым показывает одну из славных страниц истории индийского рабочего класса, освободительной борьбы народа этой великой страны.

Глава 1. Освободительная борьба народов Индии и образование ИНК

1.1 Усиление колониальной эксплуатации и рост антиколониальной борьбы

Используя Индию в качестве рынка сбыта для своих промышленных изделий, выгодной сферы приложения капиталов, источника сырья, англичане наживали огромные прибыли. Однако основную массу доходов они получали от эксплуатации сельского населения страны. Индия является сельскохозяйственной страной. Поэтому проблемы национально-освободительной борьбы в Индии второй половины XIX в. невозможно осветить, не рассмотрев аграрного вопроса. «Именно в области аграрных отношений – пишет индийский экономист Пальм Датт, - обнаруживаются основы того социального строя, поддерживаемого империализмом, при котором задыхается народ».

Захватив огромные районы Индии, английские колонизаторы превратились фактически в верховных собственников земли, наживая огромные богатства на эксплуатации индийских крестьян.

К середине XIX в. английское господство окончательно разрушило старую экономическую основу индийского общества - сельскую общину. Производство сельскохозяйственного сырья на экспорт подорвало натуральную замкнутость индийской сельскохозяйственной общины и ускорило создание внутреннего капиталистического рынка.

Колониальные власти не только не заботились о дальнейшем развитии земледелия, но довели его до полного упадка.

Разрушение оросительной системы, перевод экономики на рельсы товарного хозяйства, рост эксплуатации во второй половине XIX в. - все это привело к разорению и обезземеливанию индийского крестьянства. С целью укрепления феодально-помещичьего землевладения и усиления эксплуатации населения английскими колониальными властями к 50-м годам XIX в. были проведены некоторые реформы, в результате которых в Индии окончательно сложились основные формы земельно-налоговой системы: заминдари, райятвари и махалвари, «служившие одной цели - консервации английскими колонизаторами феодальной эксплуатации индийского крестьянства».

Формы землевладения и землепользования, существовавшие еще в эпоху феодализма, англичане приспособили к потребностям колониальных методов эксплуатации.

Одной из основных и сложных форм земельно-налоговой системы, существовавшей в Бенгалии, Бихаре и Соединенных провинциях, была система «постоянного заминдари», введенная еще в 1793г. По этой системе земля переходила в руки заминдаров и они должны были вносить в казну 9/10 собранного ими в 1790 г. земельного налога, причем эта сумма фиксировалась неизменной «на вечные времена».

Однако по-прежнему верховным собственником земли оставалось колониальное государство. Частновладельческие права крестьян теряли свою силу. В лице новых заминдаров колониальные власти надеялись создать себе опору в порабощенной стране.

Заминдары имели право передавать землю по наследству и уступать ее другим лицам. Но в случае неуплаты налога в срок, их земли продавались. Общая сумма поземельного налога в 1871–1872 гг. в Бенгалии была определена в, 35 208 866 рупий, причем около 53% всего ежегодного дохода с земли англичане получали именно благодаря системе заминдари.

Колониальные власти, раз и навсегда установив определенные требования к помещикам-заминдарам, ничем не ограничивали их права по отношению к арендаторам. Индийские крестьяне-арендаторы были совершенно беззащитны перед произволом и вымогательством помещиков-заминдаров.

Опорой колониального правительства все более становились помещики нового типа - выходцы из среды ростовщиков, чиновников, купцов. По закону 1859 г. «О постоянной аренде», действие которого затем распространилось на все районы заминдарской системы, помещик уже не мог произвольно повысить ренту своим арендаторам и сгонять их с земли. Арендаторы же, сумевшие доказать, что в течение двадцати лет уплачивали ренту по неизменным ставкам, получали право на постоянную ренту. Но их число было незначительным. Земледельцы, арендовавшие участки непрерывно в течение двенадцати лет, получали право наследственной аренды.

С течением времени постоянные арендаторы получали право закладывать и продавать земли. Этим и воспользовались так называемые помещики нового типа, скупавшие земли «постоянных» арендаторов буквально за бесценок. Посвоему усмотрению они могли повышать ренту и в любое время прогнать субарендаторов. Закон 1859 г. давал помещикам фактически неограниченные возможности для усиления феодальной эксплуатации крестьянства и не облегчил положения индийских крестьян-арендаторов.

Характерной чертой сельскохозяйственных районов Индии с системой заминдари, особенно в Бенгалии, является наличие многочисленной прослойки различных феодальных субвладельцев - посредников. В отчете Б. Чаттерджи, сборщика налогов в Муршидабадском округе, за 1873 г. отмечалось: «Патни имеет много зависимых держании: дар-патнис, се-патнис, дарадар-патнис и т. д. Самые большие поместья сдаются в аренду одному или более патнидарам; под каждым патни-даром цветут дар-патнидары, под которыми в свою очередь находятся се-патнидары, а иногда есть и четвертый класс - дарадар-патнидары. Но это еще не конец...». Эти посредники не обладали правами земельных собственников, а являлись лишь получателями земельной ренты.

Распространенной формой индийского землепользования была система райятвари (от инд. «райят» - крестьянин-арендатор). Эта система охватывала часть Мадрасского и Бомбейского президентств, Центральные провинции и Ассам.

По системе райятвари государство являлось верховным собственником земли. Крестьянам, т. е. райятам, оставлялись участки, которые они обрабатывали ранее на условиях бессрочной аренды без права продажи. Таким образом, райят был одновременно частным собственником на землю и наследственным арендатором.

Как свидетельствует «Империал газетир оф Индия», 47% ежегодного земельного дохода английским колонизаторам давали районы системы райятвари.

По налоговой системе райятвари крестьяне должны были платить ренту-налог непосредственно государству.

К 70-м годам XIX в. в районах системы райятвари было введено законодательство, которое окончательно юридически закрепило частновладельческие права крестьян-райятов. Отныне они могли закладывать, дарить и даже продавать землю, но в то же время не являлись ее полными собственниками.

Жесточайшая колониальная эксплуатация привела к тому, что к 70-м годам XIX в. земли разорившихся райятов-крестьян все более концентрировались в руках помещиков и ростовщиков. Этот процесс особенно усилился с наступлением эпохи империализма. К. Маркс писал об этом: «Как в Бенгалии при «заминдарской системе», так и в Мадрасе и Бомбее при системе «райятвари» крестьяне... подвергались ужасающей пауперизации».

В донесении Штокингера, австро-венгерского консула в Бомбее, от 1883 г. говорилось, что «постоянно увеличивается число лиц, не имеющих поземельной собственности, обработанной земли не хватает всем и около 1/8 населения уже обратилось в поденщиков, которые трудами рук снискивают себе скудное пропитание».

Земельно-налоговая система «махалвари» (маузавар) - была широко распространена в Пенджабе, Агре (часть современного Уттар-Прадеш) и в некоторых других районах страны. Здесь, как и в районах райятвари, право верховной собственности на землю было признано за полноправными общинниками и представителями общинной верхушки.

Земельный налог по системе маузавари собирался с отдельных землевладельцев, как и в районах райятвари, но отвечала за своевременный взнос вся община по принципу круговой поруки. В Пенджабе, Агре и других районах с системой махалвари, также как и в районах заминдари и райятвари, шел процесс обезземеливания индийского крестьянства и концентрации земель в руках ростовщиков и помещиков.

В результате реформы налогообложения в 60–70-х годах XIX в., закрепившей частновладельческие права на землю к снизившей ставки земельного налога, во многих районах Индии завершился процесс становления частной феодальной земельной собственности. Однако большая часть пустошей, лесов, крупнейших ирригационных сооружений по-прежнему оставалась в ведении колониального государства. Кроме того, колониальные власти сохранили за собой право ограничивать некоторые группы помещиков в свободном отчуждении и наследовании их имений. Это порождало определенные противоречия между местными индийскими феодалами и английскими колонизаторами. Уменьшение доходов у некоторых индийских феодалов (в основном в тех районах, где земельный налог не был зафиксирован навечно и англичане в любое время могли изменить его ставки), конфискация колониальными властями некоторых феодальных землевладений и ликвидация привилегий у двух больших групп феодалов (имамдаров и джагир-даров), лишившихся своих земельных владений и денежных пожалований в результате аграрной политики англичан (в Бомбейском президентстве), - все это вело к росту оппозиционных настроений среди помещиков и мелкопоместной интеллигенции.

Образовавшееся в стране во второй половине XIX в. аграрное перенаселение явилось, прежде всего, результатом господства английского колониального режима, вся политика которого была направлена на торможение промышленного развития, на сохранение феодальных пережитков в сельском хозяйстве и превращение Индии в аграрно-сырьевой придаток метрополии. Голодные годы следовали один за другим.

За 1851 – 1875 гг. было отмечено 6 вспышек голода, унесших 5 млн. людей, а за период 1876 – 1900 гг. – 18 вспышек, стоивших Индии свыше 26 млн. человеческих жизней.

Поворот в английской колониалной политтике в сторону укрепления связей с феодально-помещичьим классом Индии проявился йже при проведении военной и административной реформы в 1861 г. Так, в колониальной армии был установлен порядок, способствовавший выдвижению на младшие офицерские должности представителей индийской феодальной верхушки.

При создании законодательных советов предусматривалось, что не менее половины их членов будет назначаться из числа лиц, не состоящей на государственной службе. На этом основании к участию в работе законодательных советов были привлечены представители индийской феодальной знати. Министр по делам Индии Ч. Вуд в речи, произнесенной в 1861 г. в палате общин, прямо заявил, что если в законодательные органы войдут индийские феодалы, то «последние более не будут считать себя людьми, отстраненными от управления делами собственной страны. Я уверен, - заключил министр, - ничто не сможет в такой степени способствовать расположению туземцев высокого ранга к нашей власти».

Программным документом этой новой политики явился манифест королевы Виктории от 1 ноября 1858 г., в котором в частности, говорилось: «Мы не желаем дальнейшего расширения наших территориальных владений…Мы будем, как свои собственные, уважать права, честь и достоинство туземных князей, наше твердое намерение предоставить защиту всем правам, связанным с наследственной земельной собственностью…». Таким образом, английские правящие классы отказывались от политики аннексии вассальных княжеств и сокращения земельных владений некоторых групп феодальных землевладельцев, которая проводилась в Дальхузи, и, наоборот, торжественно гарантировали землевладельческие права индийских феодалов.

Колониальные власти щедро одарили крупных индийских феодалов, активно поддержавших их в годы восстания. Многим феодалам Северо-западных провинций были присвоены почетные титулы раджей и наваба, вручены крупные денежные суммы, пожалованы земли и пенсии.

Вместе с тем английские колонизаторы укрепляли свой военно-политический контроль над княжествами. Русский ученый-индолог И. П. Минаев во время путешествия по Индии в 1880 г. записал в своем дневнике, что в княжествах английский «резидент значит все». В них были расквартированы отряды и даже целые соединения колониальной армии для подкрепления власти различного рода британских «резидентов» и «политических агентов» при княжеских дворах. Кроме того, английские гарнизоны дислоцировались в важнейших стратегических пунктах и контролировали основные коммуникации.

Англичане полностью сохранили различия в договорных отношениях княжеств с колониальным властями, в частности при установлении размеров выплачивавшейся князьями дани. Сохранилась и система вассальной зависимости мелких княжеств от более крупных, что порождало трения и споры между князьями. Это широко использовали колонизаторы для укрепления своего влияния в княжествах.

Англичане ревностно охраняли свои экономические и политические интересы в княжествах, не останавливаясь перед смещением неугодных им правителей. Так в 1875 г. был арестован, а затем лишен престола правитель Бароды Малхар Рао, ложно обвиненный в попытке отправить британского резидента.

Колониальные власти решительно отказались возвратить плодородную область Берар в центральной Индии, которая по договору 1853 г. между Ост-индской компанией и Низамом Хайдарабада была передана в управление англичанам якобы в возмещение расходов на содержание особых отрядов хайдарабадской армии, находившихся под командованием английских офицеров. Первый министр и фактический правитель княжества в 1853-1883 гг. Салар Джанк, используя внутренние и внешнеполитические затруднения англичан, начал проявлять некоторую самостоятельность. Однако все его попытки добиться сокращения численности британских оккупационных войск в Хайдарабаде, создание независимой от англичан компании по строительству железной дороги в княжестве и, наконец, возвращения Берара потерпели неудачу.

Обострение внутриполитической обстановки в Индии в конце 70-х начале 80-х годов, а также усиление англо-русских потиворечий в Средней Азии и Афганистане и англо-французских – в Бирьме и Юго-Восточной Азии заставило англичан предпринять новые шаги к укреплению связей с феодальными правителями индийских княжеств. В 1877 г. на специальном дарбаре в Дели, на котором присутствовали все индийские князья, королева Виктория была провозглашена императрицей Индии. Таким образом, индийские княжества становились непосредственно вассалами английского короля и, следовательно, включались в британскую империю.

Во второй половине XIX в. князья – самая важная прослойка феодально-помещичьего класса Индии – окончательно превратились в оплот английского колониального господства. Курс на упрочение союза с феодально-помещичьим классом проводился также и при осуществлении английской аграрной политики.

В 60-70-е годы XIX в. повсеместно, за исключением районов постоянного заминдари в Бенгальском и Мадрасском президентствах, был проведен земельный кадастр и пересмотр ставок земельного налога. При этом окончательно юридически оформлялись права различных групп феодальных помещиков как частных земельных собственников.

Окончательное оформление частновладельческих прав на землю и некоторое снижение ставок земельного налога было обусловлено не только необходимостью экономически укрепить феодально-помещичий класс Индии, опору колонизаторов, но и изменениями в системе колониальной эксплуатации страны. Эксплуатация Индии как источника сырья и рынка сбыта уже в 50-60-е годы становится важнейшей формой ее колониального ограбления. Усиление эксплуатации страны как аграрно-сырьевого придатка капиталистической Англии потребовало создания более благоприятных условий для роста сельскохозяйственного производства и особенно повышения его товарности, что было невозможно без закрепления частновладельческих прав на землю.

Первым значительным проявлением политики укрепления союза колониальных властей с феодально-помещичьим классом было возвращение аудским талукдарам их имений, отобранных англичанами после аннексии Ауда в 1856 г. Из 23522 деревень им было возвращено 23157.

Укрепляя феодально-помещичье землевладение, колониальные власти оказались вынужденными учитывать также интересы верхов сельской общины, принимавших активное участие в восстании.

При проведении земельного налогообложения верхушка общины, а также инамдары в именьях заминдаров в Северо-западных провинциях получали статус феодальных субвладельцев – посредников между крестьянами-арендаторами и помещиками-заминдарами.

В Ауде урегулирование отношений между талукдарами и субвладельцами этого типа было проведено при вице-короле Лоуренсе. В 1866 . был принят специальный закон, по которому доля ренты уплачивавшаяся субвладельцами талукдарам, не должна превышать размера земельного налога более чем на 10 %.

Сохраняя известное дробление владельческих прав между различными группами феодальных землевладельцев, англичане имели в виду расширение и укрепление социальной базы колониальной власти.

В Пенджабе пережитки характерного для феодализма разделения землевладельческих прав между различными категориями держателей земли было сохранено в форме института верховной земельной собственности. Талукдары и ала малики получали право взимать в своих владениях небольшой сбор с фактических собственников земли.

В этот же период было завершено оформление владельческих прав двух больших групп землевладельцев – имамдаров и джагирдаров.

Инамы были наиболее многочисленны в Бомбейской и Мадрасской провинциях. К началу 70-х годов в результате работы специально созданной комиссии по проверке владельческих прав имамдаров их отношения с колониальным государством были в подавляющем большинстве случаев урегулированы на основе уплаты в казну установленного навечно номинального налога.

Джагердары в отдельных районах превратились в землевладельцев привилегированного типа, уплачивавших земельный налог, как имамдары по пониженным ставкам. В Синде джигардары – ранее держатели условных пожалований – были утверждены англичанами в правах собственности на сохраненные за ними земельные владения. Однако большинство джигардаров, а также некоторые другие группы феодалов стали пенсионерами колониальных властей и были постепенно отстранены от участия в сборе земельного налога. Более того, в процессе работы комиссии по инамам и джагирам часть инамдаров и джагирдаров лишилась своих земельных и денежных пожалований. Это характерно было для тех районов, где колониальный режим подвергся наименьшему испытанию во время восстания 1857-59 гг. и где поэтому колонизаторы чувствовали себя относительно более прочно. Особенно уменьшилось число инамов и джагиров в Бомбейском президентстве. К 1872 году в результате работы специальной комиссии сохранились инами и джагиры, дававшие земельный налог соответственно 5,6 и 2,3 млн. рупий, а отбирались в казну дававшие 4 и 1,3 рупий.

Сокращение земельных держаний инамдаров и джигардаров явилось одной из причин недовольства и оппозиционных настроений среди части марадхских мелких и средних помещиков и помещичьей интеллигенции в последней трети XIX в.

Английские колонизаторы не ограничились сохранением большей части старого помещичьего землевладения. В 60-е годы на основной территории центральных провинций владельческие права на землю, помимо представителей старой феодальной знати - заминдаров, талукдаров и других, получили также лица, ответственные перед государством за внесение земельной ренты-налога, так называемой малгузары. В период перед английским завоеванием большинство из них было старостами сельских общин или откупщиками налогов. Таким образом, в этих районах Индии английские колонизаторы способствовали созданию новой прослойки помещичьего класса из числа тех, кто в феодальный период даже формально не обладал владельческими правами на основную часть принадлежавших теперь им земель.

Курс на укрепление частновладельческих прав индийских помещиков осуществлялся также при освоении пустошей и заброшенных земель. В связи с усилением эксплуатации Индии как аграрно-сырьевого придатка колониальной власти старались вовлечь в сельскохозяйственный оборот пустовавшие земли. Они сдавали их в аренды на льготных условиях, продавали в полную частную собственность с аукциона, предоставляли арендаторам таких земель право последующего выкупа арендуемых участков в полную собственность, что предполагало освобождение от уплаты земельного налога. Значительная часть этих земель перешла во владение новых помещиков, обладателей денежного капитала, часто выходцев из торгово-ростовщических слоев. Земли как помещиков – малгузаров, так и новых помещиков обрабатывались мелкими арендаторами – крестьянами.

Во второй половине XIX в. основными районами освоения земель путем расширения системы искусственного орошения стали Пенджаб и Синд. В Пенджабе в 80-е годы владельцам более ста акров принадлежала 40 % вновь орошенных земель, а в Синде в конце XIX начале XX в. помещикам – примерно 80 % земель в колонизуемых районах. И такая же политика проводилась и в Бенгале, где в 1888-1892 гг. в освоенных районах дельты Ганга между пятидесяти двумя владельцами было распределено 75 тыс. акров земли.

В 60-70-х годах в районах райятвари были завершены начатые еще до восстания 1857-59-х годах пересмотр и снижение ставок земельного налогообложения. В процессе поведения нового земельного кадастра были окончательно юридически оформлены частновладельческие права райятов.

Укрепление частновладельческих прав на земли в условиях усилившегося развития товарно-денежных отношений привело к тому, что земля приобрела ценность и стала интенсивно вовлекаться в рыночный товарооборот. Цены на нее росли довольно быстро, опережая общий рост цен на сельскохозяйственную продукцию. В Пенджабе, например, в 1870-90-х годах они увеличились в 3 раза. Покупка земли в условиях неразвитого капиталистического предпринимательства в стране представляло наиболее выгодную форму вложения денежных накоплений торгово-ростовщических и феодальных элементов.

В это время уже сложилась колониальная система империализма, возникшая в результате территориального раздела мира и борьбы за его передел. Борьбу вели различные группы монополий, добивавшиеся новых источников сырья, рынков сбыта, возможностей для вывоза капитала, сфер влияния и военных баз. Колонии существовали и раньше, даже до наступления эпохи капитализма, но процесс их приобретения в мировом масштабе начался только после завершения промышленной революции в развитых государствах Европы. Промышленный капитал, используя старые методы колониальной эксплуатации, захватил новые территории, чтобы сбывать свою продукцию. К середине XIX в. Великобритания завоевала Индию, часть Бирмы и намеревалась путем «опиумных войн» навязать Китаю полуколониальный статус. В 1882 г. Англия оккупировала Египет. Франция в 1847 г. аннексировала Алжир и во второй половине столетия прочно укрепилась в Индокитае. Америка тоже принимала участие в разделе мира, провозгласив своей монополией эксплуатацию латиноамериканских стран. Колониальная экспансия Германии (середина 80-х годов) имела следствием захват территорий в Африке и Тихом океане. В результате к 1900 г. главные колониальные державы поделили между собой 90,4% территории Африки, 98,9% Полинезии, 56,6% Азии и 27,2% Америки. Но те из них, которые из-за неравномерности развития капитализма пришли слишком поздно к дележу добычи, не соглашались принять сложившуюся ситуацию. Поэтому наиболее упорно за передел колоний боролись Америка, Германия, Япония и Италия. Империалистический конфликт начался с испано-американской войны 1898 г. и, в конечном счете, явился причиной первой мировой войны.

В начале нашего века 800 млн. населения подвергалось колониальному угнетению. В ответ на постоянно возраставшую империалистическую эксплуатацию в зависимых и полузависимых странах развернулись национально-освободительные движения, которые стали играть роль активного политического фактора. Возглавлявшие их молодая интеллигенция из средних классов и поднимающаяся буржуазия все более решительно выступали с требованием национального самоопределения.

Процесс развития политического сознания участников таких движений позитивно стимулировался международными факторами. Следует назвать, в частности, длившуюся веками освободительную борьбу ирландского народа, разгром Италии абиссинцами в 1896 г. Чрезвычайно важное значение имела победа Японии над Россией - великой европейской державой. Зависимые народы получили убедительное доказательство того, что азиатское государство может быть равным европейскому и даже превосходить его в военном и в политическом отношениях. Примерно в то же время внимание индийской общественности привлекло антиамериканское движение бойкота в Китае, явившееся могучим орудием в руках буржуазии. Необходимо также упомянуть буржуазные революции в Персии и Турции.

Огромное влияние на национально-освободительное движение в Азии оказала революция 1905 г. в России. Тот факт, что русскому народу удалось поколебать устои самодержавия и вырвать у царя некоторые уступки, вдохновил патриотические силы других угнетенных стран. Индийские националисты давно сравнивали британское колониальное правление с деспотическим правлением царя. События в России привели их к мысли, что методы, которые использовались в борьбе против самодержавия, могут быть применены также и в Индии.

Президентская речь, прочитанная Дадабхаем Наороджи на I сессии Конгресса в Калькутте в 1906 г., отражала глубокое воззрение:

1. «Нет сомнения, что индийские националисты пользуются большой поддержкой со стороны сил, действующих за пределами Индии».

2. О влиянии международных событий на Индию, Египет и французские колонии.

3. На М. К. Ганди, который в то время находился в Южной Африке, произвели большое впечатление формы борьбы, примененные в русской революции, в особенности всеобщая забастовка. Он призывал индийский народ «прибегнуть к русским средствам в борьбе против тирании».

Империализм пытался сбить революционную волну всеми средствами. Суровые репрессии обрушились на наиболее активные и прогрессивные силы освободительного движения. В целях его раскола колониальные власти обещаниями реформ привлекли на свою сторону либеральное крыло. В Индии, как и в других странах, сложилась ситуация, в которой вести антиколониальную агитацию и пропаганду легально оказалось невозможным. Радикальные политические общества вынуждены были уйти в подполье. Тем не менее они старались продолжать неравную борьбу против репрессивного аппарата империалистов, прежде всего против полиции и бюрократии, обратившись к прямым действиям, включая самопожертвование при совершении актов индивидуального террора. Многие активные участники и лидеры национального движения вынуждены были эмигрировать. Они уехали не для того, чтобы спастись от нависшей над ними опасностью расправы, а чтобы создать центры в других странах и оттуда бороться за национальное освобождение.

В заявлении, сделанном в Лондоне в 1908 г. соратником Б. Г. Тилака Г. С. Кхапарде, лидером экстремистского крыла в Бенгалии, и Б. Ч. Палом, свое решение уехать за границу они объясняли так: «Недавние события в Индии выявили стремление переместить центр руководящих сил индийского национального движения за географические пределы страны.

Наши программы запрещены, наша пресса практически задушена, наши выдающиеся деятели в тюрьме, и возможность руководить национальным движением на месте почти полностью исключена. Все это грозит тем, что (наше дело.- X. К.) Станет жертвой гневных страстей момента. Наш единственный шанс заключается в организации пропаганды за пределами Индии».

За рубежом патриоты, используя различные каналы, сумели организовать пересылку на родину революционной литературы, несмотря на строгий контроль англо-индийских властей. Редактор журнала «Банде матарам», вышедшего в Париже в марте 1910 г., с гордостью сообщал: «...центр тяжести в политической работе переместился из Калькутты, Пуны и Лахора в Париж, Женеву, Берлин, Лондон и Нью-Йорк».

Глубоким чувством проникнуты высказывания Вирендранатха Чаттопадхьяи о «долге изгнанников», опубликованные в издававшемся им в 1909 г. журнале «Тальвар». Он говорил, что политические эмигранты должны отказаться от жизненных удовольствий и комфорта и оставаться в небританских странах ради освобождения своей родины: «Именно этот факт оправдывает и делает необходимым наше присутствие в Европе. Здесь мы можем свободно излагать наши взгляды... Хиндустан ждет, что мы выполним свой долг. Не колеблясь, повинуемся мы этому призыву. С верой, надеждой, любовью в сердцах мы говорим Индии, такой древней, какой может быть только мать.

Что из того, что сыновья твои спят, забыв о битве?

В тиши ночи буря набирает силу.

Мать! Мы вернемся, едва, забрезжат первые лучи рассвета.

Ведь ночь должна скоро кончиться и обнажатся миллионы мечей».

Контакты с международным рабочим движением Индийские политические эмигранты встретились в Европе и Северной Америке со значительно более развитыми сравнительно с индийскими социальными условиями.

4. Журнал «Тальвар» вышел 20- ноября 1909 г. В качестве места издания был указан Берлин, чтобы дезориентировать английскую полицию. Вирендранатх Чаттопадхьяя, который позже стал секретарем по международным вопросам Лиги против империализма (основана в 19217 г. в Брюсселе), друг Джавахарлала Неру, родился 31 октября Ш80 г. в Хайдарабаде в семье доктора Агхорнатха Чаттопадхьяи. Вирендранатх был старшим братом Сароджини Найду - «индийского соловья» и прогрессивного поэта Хариндранатха Чаттопадхьяи. Поэтому его пристрастие к поэтическому творчеству не случайно. Зарождение национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах испугало империалистические державы и побудило их, несмотря на противоречия между ними, координировать свои силы для совместного подавления освободительной борьбы. Движение ихэтуаней в Китае в 1899 – 1901 гг. создало угрозу планам порабощения этой страны. Народное восстание было подавлено. Войска западных государств действовали под германским командованием с неслыханной жестокостью в соответствии с печально знаменитой речью императора Вильгельма II, обращенной против массового движения. Примерно в это же время появился империалистический лозунг «желтая опасность», который особенно быстро распространился после победы Японии над Россией.

Германский империализм был крайне активен в пропаганде идеи объединения усилий европейских держав в борьбе с антиколониальным движением. В 1909 г. «Дейче колониаль-цайтунг», рупор германских правящих кругов, стремившихся к приобретению новых территорий, писала, что английское правление в Индии должно быть поддержано не только «из-за заслуживающего одобрения итога неустанных реформаторских усилий, но и ради интернациональных интересов всех цивилизованных держав Запада, которые видят в нем подлинный бастион европейского престижа в Азии».

Еще более откровенно идеология превосходства белого человека заявила о себе в связи с визитом германского кронпринца в Индию в 1910 – 1911 гг. Его сопровождал, помимо других лиц, хорошо известный немецкий ученый Георг Вегенер, опубликовавший книгу «Современная Индия». Подобно другим участникам высокопоставленного кортежа, он пришел в восхищение от британского колониального правления и сделал следующий вывод: «...Индия – тот регион мира, где превосходство белой расы демонстрируется наиболее явно. Если азиатам удастся подорвать власть англичан, то всей белой расе на земле будет нанесен роковой удар. Так же и нам... Из чувства солидарности мы должны желать, чтобы Англия – упрочила свое правление в Индии, замечательное во многих отношениях...». Внимательно прочтя книгу Вегенера, В. И. Ленин с негодованием отметил: «...автор – реакционная сволочь».

5.Тенденция консолидироваться и объединять силы против поднимающихся народов проявилась в ряде международных событий, в которых Индия играла важную роль. В течение веков британская мировая стратегия концентрировалась «вокруг основной проблемы – господства над Индией». В 1905 г. был возобновлен британско-японский договор, призванный защитить английское владычество здесь от могущественного национального движения, которое показало свою растущую силу в свадешистский период. Предусматривалось, что Япония берет на себя обязательство поддержать Англию, если ее правлению будет что-нибудь угрожать.

6. В статье «Две опасности» журнал «Пенджаби» подверг критике этот лозунг, направленный против национального самоопределения азиатских народов. Отметив, что японцы полностью расквитались, автор статьи заключает: «Если только ожидания желтой опасности оказались достаточными, чтобы довести европейцев до состояния паники, то что же говорить азиатам, страдающим от реальной белой опасности, которая годами как кошмар давит их и высасывает из них жизненные соки».

7. Характерно, что Вегенер называет сочинение апологета британского империализма В. Чироля «чрезвычайно полезной книгой».

8. Здесь уместно вспомнить, что восстание индийского полка в Сингапуре - в феврале 1905 г. было подавлено с помощью японцев.

Соглашение между Францией и Англией в 1904 г. открыло еще большие возможности для сотрудничества двух держав в борьбе против антиколониальных выступлений. В 1910 г., например, британская разведка доносила: «Наши отношения с французской полицией великолепны...». Французское правительство не разрешило проведение в Париже конференции египетских националистов, поскольку «оно не хотело, чтобы Париж стал центром антибританской кампании».

Когда германский империализм попытался оккупировать Марокко в 1911 г., осуществляя так называемый «прыжок пантеры», была послана канонерка в порт Агадир в Северной Африке, принадлежавший Франции. Великобритания приняла сторону Франции. Взамен Англия попросила французское правительство утвердить закон о чужестранцах, который мог быть использован для изгнания из Пондишери всех тех, кто не был французским подданным. Только при условии, что пять почетных членов магистрата города, поручатся за иностранца, он мог остаться в Пондишери. Закон был направлен главным образом против видных деятелей индийского национального движения Субраманьи Бхарати, В. В. Айяра и Ауробиндо Гхоша, которые переехали в Пондишери, чтобы спастись от преследований полиции. Кроме того, эта французская территория была пунктом пересылки антибританской литературы в Индию. Вопреки надеждам английских колонизаторов трем изгнанникам удалось получить пять подписей.

Некоторое время спустя Великобритания сделала еще одну попытку ликвидировать центр индийского национального движения в Пондишери, предложив Франции обмен территориями в глобальном масштабе. Но тогда французское правительство не поддержало это предложение.

Наконец, как о последнем по счету, но не по важности факте следует упомянуть о политике международного банковского синдиката и объединенном фронте империалистических держав против демократического движения под руководством

Сунь Ятсена В. И. Ленин в своей статье «Горючий материал в мировой политике» (1908) писал, что буржуазные правительства, встревоженные усилением борьбы рабочего класса во всех капиталистических странах, объединялись «против всякого народного движения, против всякой революции и в Азии и особенно в Европе», подчеркивая тем самым объективную связь между борьбой пролетариата за социальное освобождение и национально-освободительным движением колониально угнетенных и зависимых народов против общего врага – империализма. В то же время Ленин указал на причину, по которой «буржуазные правительства всего мира» действуют коллективно против любого революционного движения.

1.2 Образование Индийского Национального конгресса. Два течения конгресса

Колониальные власти, напуганные ростом политической активности индийской буржуазии, поспешили убрать «либерального» вице-короля лорда Рипона и на его место назначили нового вице-короля лорда Дафферина (18841–888 гг.), прославившегося расправами над народом Египта.

С 1885 г. национальное движение в Индии принимает еще более широкий размах. Лозунги, провозглашенные два года назад, во время агитации за национальный фонд, были выдвинуты вновь на страницах индийских газет – стали появляться статьи, призывавшие создать новую индийскую национальную ассамблею для защиты политических интересов миллионов индийцев, независимо от веры, расы и касты.

В связи с тем, что каждая ассоциация выражала зачастую не всеиндийские, а интересы своей провинции, перед всеми ассоциациями Индии встала задача: объединиться и сотрудничать под руководством Всеиндийской ассамблеи, которая в структуре должна была напоминать британский парламент. Целый год на страницах индийских газет шло обсуждение плана создания всеиндийской национальной организации. Был выдвинут ряд предложений и поправок к плану, но сходились в одном: создание Всеиндийской ассамблеи является острой необходимостью, назревшим требованием дня.

Как же относились английские власти к активизации национального движения в Индии и к проектам создания всеиндийской единой организации? К 80–90-м годам стала очевидной постепенная утрата Англией промышленной гегемонии. В стране все более усиливалась безработица. Национально-революционное движение в Ирландии, конфликт с Россией в Средней Азии, война с Египтом - все это требовало колоссальных средств, в то время как бюджет Англии сводился с большим дефицитом. Было очень неспокойно и в самой Индии. Даже ничтожные уступки Рипона показались англо-индийской колонии европейцев в Индии чрезмерными, однако подавлять силой стремление индийцев к созданию своей всеиндийской политической организации было опасно. Надо было найти спокойный и безопасный выход.

Блант, крупный английский колониальный чиновник, путешествовавший в то время по Индии, писал: «Реформы, не революция - их девиз, они вбили себе в голову эти реформы. Не дадим же ему завтра превратиться в призыв к революции». Оценив внутреннее положение в стране, англо-индийское колониальное правительство было вынуждено пойти на некоторые уступки. Оно все более убеждалось в том, что для упрочения своего господства целесообразно содействовать политической консолидации индийской буржуазии, с тем, чтобы направить ее деятельность к тесному сотрудничеству с Англией. Причем, идя на показные уступки либеральной индийской буржуазии, английские колонизаторы провели ряд мероприятий, направленных на раскол национального движения по религиозной линии и разжигание национальной розни между индусами и мусульманами. Все чаще газеты сообщали с новых кровавых индо-мусульманских погромах. В июне 1884 г. стало известно об образовании в Калькутте ассоциации «Гоаракшини сабха» («Общество защиты коров»). Официально было объявлено, что ассоциация создана для улучшения условий жизни коров, как священных животных и их защиты. На деле это религиозное общество мелкобуржуазные демократы (впоследствии их возглавил Б. Г. Тилак) хотели использовать для защиты своих прав и интересов от посягательств английских колонизаторов, создать себе надежную опору среди индийского народа. Английским же колонизаторам основание этого общества послужило лишь поводом для новых кровавых индусско-мусульманских провокаций.

Вице-король Индии Дафферин продолжал политику своего преемника лорда Рипона, направленную на сближение с либеральной верхушкой индийского общества.

Опасаясь присоединения национальной буржуазии и интеллигенции к крестьянским движениям и роста их дальнейшей активизации, лорд Дафферин осуществил некоторые аграрные реформы. В то же время вице-король предусмотрительно решил взять под контроль все национальные организации. Разработкой проблемы создания легальной отдушины для деятельности индийской буржуазии и интеллигенции занялся Аллан Октавиан Юм, отставной английский чиновник, прослуживший в правительстве Индии 30 лет. Юм считал, что нужна такая политическая организация для индийской буржуазии, которая могла бы, путем дарования мелких реформ, создать иллюзию мощного национального парламента, сохранив при этом неприкосновенность колониального строя в Индии. Юм провел несколько бесед с видными политическими деятелями национального движения в Индии С. Банерджи, Д. Наороджи и др. Одновременно он консультировался с Дафферином о том, каким должен быть «открытый и конституционный источник для разрядки возрастающего возбуждения...». Осенью 1885 г. по возвращении из Англии, где он советовался с Рипоном, Брайтом и другими либералами, Юм начал подготовительную работу по созыву конференции, которая должна была получить название «Индийский национальный конгресс».

В конце 1884 г. английские колонизаторы решили с помощью крупных помещиков создать новую политическую организацию под названием «Национальный союз магараджи сэра Дожендры Мохана Тагора». Но эта попытка провалилась, так как встретила взрыв возмущения не только против англо – индийского правительства, но и против индийских помещиков.

В том же году в Мадрасе теософы провели конференцию, на которую прибыли 17 представителей от различных провинций Индии, чтобы «обсудить идею создания всеиндийской организации». Председатель теософов полковник Олко заявил, что эта конференция явится «зародышем будущего парламента в Индии». Однако, попытка южно–индийских либералов возглавить национальное движение в стране также потерпела неудачу. В это же время в Калькутте была основана организация «Индийский союз», которая должна была стать прообразом Индийского национального конгресса. Отмечалось, что «бесспорная лояльность к британской короне является основной целью этой организации». От имени индийских либеральных организаций Бенгалии, Махараштры, Мадраса по инициативе «Индийского союза» в Англию была послана делегация для передачи петиции в английский парламент с требованиями пересмотра системы колониального управления Индии и создания специальной комиссии для рассмотрения деятельности английских властей в стране.

В то время как бомбейские либералы вели подготовительную работу по организации всеиндийской конференции в Пуне, финансирование которой взяла на себя «Пуна сарваджаник сабха», бенгальские националисты, в свою очередь, тоже готовились к созыву всеиндийской конференции в Калькутте. Бенгальская буржуазия не хотела уступать руководство в национальном движении бомбейским либералам.

В конце декабря 1885 г. все подготовительные мероприятия по созыву конференции в Пуне были завершены, но в связи с тем, что в городе вспыхнула эпидемия холеры, конференцию решили перенести в Бомбей. «Ассоциация бомбейского президентства» приняла активное участие в организации конференции и представила в распоряжение оргкомитета помещение Санскритского колледжа. В это же время в Бенгалии (в Калькутте) также проходила всеиндийская конференция. Поэтому на бомбейской конференции была представлена очень незначительная делегация от Бенгалии. Калькуттская конференция являлась второй всеиндийской конференцией и на ней решались вопросы, имеющие общенациональное значение. На конференции были представлены три ведущие политические ассоциации Калькутты – «Ассоциация Британской Индии», выражающая интересы крупных землевладельцев, «Индийская ассоциация» и «Центральная мусульманская ассоциация» во главе с ее секретарем Амиром Али.

Делегаты съехались не только от разных президентств, но и от многих крупнейших городов Индии (Аллахабада, Бенареса, Мирута и др.). Всего на конференции собралось около 200 представителей индийской буржуазии и интеллигенции.

На повестке дня калькуттской конференции стояли следующие вопросы: 1) реконструкция законодательных советов, 2) рост военных расходов, 3) вопрос о поступлении индийцев на гражданскую службу, 4) реконструкция системы полицейского аппарата и др.

На первый взгляд, эти пункты мало, чем отличались от повестки дня Национальной конференции 1883 г. Но в задачи второй конференции входило и обсуждение вопроса о создании Всеиндийской ассамблеи.

Главные задачи конференции заключались в следующем:

1)направить общие усилия на развитие национального прогресса, ближе познакомиться друг с другом;

2) обсудить и решить, какие политические мероприятия необходимо провести в будущем году».

В резолюции конференции отмечалось, что «косвенно эта конференция будет представлять собой зародыш национального парламента и если должным образом руководить ею, то она через несколько лет будет служить опровержением тому ложному мнению, что Индия еще не готова иметь представительный институт».

Было решено, что конференция будет проводиться ежегодно поочередно в наиболее крупных городах. Конференция за три дня обсудила и приняла шесть резолюций: 1) реконструкция законодательных советов и участие в их работе выборных представителей индийской буржуазии и интеллигенции, 2) сокращение расходов колониальной администрации, 3) урегулирование вопроса о поступлении индийцев на гражданскую службу, 4) отделение судебных органов от административных в колониальном аппарате, 5) реконструкция полицейского аппарата, 6) отмена закона об огнестрельном оружии 1878г. В резолюциях конференции нашли выражение все основные требования либеральных буржуазно-помещичьих слоев.

Программа конференции очень сходна с программой I сессии Национального конгресса с той лишь разницей, что в программе конференции предлагались определенные практические меры, как, например, отделение судебных органов от административных и т. д.

Индийская пресса с восторгом встретила вторую всеиндийскую конференцию. Газета «Индиан нэйшн» писала: «Конференция открывает эру в истории индийского политического объединения». А «Индиан спектатор» отметила, что «вопрос о представительном правительстве в Индии становится теперь вопросом ближайшего будущего». Требования, выдвинутые либералами на калькуттской конференции мало чем отличались от требований, выдвинутых на конференции в Бомбее. Но бомбейская всеиндийская конференция была более представительной, чем Калькуттская. В ходе работы она была переименована в Индийский национальный конгресс; основанная и утвержденная на конференции общеиндийская организация получила то же название, I сессия Индийского национального конгресса. Большинство делегатов I сессии Индийского национального конгресса составляли члены провинциальных, законодательных советов, Верховного суда, муниципальных советов, редакторы и издатели крупнейших газет. Это были руководители и члены провинциальных ассоциаций.

Всего в работе сессии участвовало 72 представителя, причем, из них было два мусульманина (Р. М. Саяни и А. М. Дхариши – члены бомбейского муниципального совета, видные общественные деятели Бомбея). Конгресс должен был стать представительной ассамблеей всей Индии, «...фактически же, он не представлял никого, кроме правящих классов».

Президентом I сессии Национального конгресса единогласно был избран С. Банерджи, делегат от Калькутты - «замечательный политический деятель» Индии.

Президентский адрес Банерджи, в отличие от президентских адресов последующих сессий Конгресса, был краток. С. Банерджи выразил удовлетворение, что на I сессии Конгресса присутствуют представители крупнейших президентств, «выдающиеся люди этой страны, чье присутствие повысит вес и достоинство заседаний».

Цели и задачи Конгресса были сформулированы в следующих пунктах:

1) способствовать личному знакомству и дружбе между наиболее выдающимися деятелями Индии, находящимися в различных частях страны;

2) искоренить, путем личных контактов, провинциальные предрассудки в отношении к любящим страну людям, развивать и укреплять чувство национальной солидарности, которое зародилось в памятное правление лорда Рипона;

3) после окончания сессии издать отчет, в котором будет изложено мнение образованных классов Индии по наиболее важным и неотложным вопросам;

4) определить линии и методы работы индийских политических деятелей в течение ближайшего года».

Эти четыре пункта показывают, насколько умеренны были требования либеральной буржуазии. Она преследовала лишь одну цель - создание общеиндийской организации, поэтому в президентском адресе индийцы призывались к «национальной солидарности».

С. Банерджи прямо говорит, что судьбы Индии должны обсуждать лишь «образованные и обеспеченные классы», т. е. представители национальной буржуазии.

Всего на первой сессии Национального конгресса было обсуждено и принято единогласно 9 резолюций.

В первой резолюции отмечалось: «Конгресс искренне рекомендует, чтобы расследование работы индийской администрации, здесь и в Англии, было доверено королевской комиссии, адекватно представленной индийцами, чтобы свидетельские показания были собраны и в Англии, и в Индии».

Конгрессисты просили назначить смешанную комиссию из индийцев и англичан по расследованию работы индийской администрации.

Вторая резолюция касалась реформы Индийского совета при министре по делам Индии. В резолюции говорилось, что нынешний совет, состоящий из английских чиновников, должен быть распущен и взамен его создан новый, так как ни одна реформа индийцев, предложенная на рассмотрение Совета, не была пропущена ан

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Образование Индийского Национального Конгресса и его деятельность". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 410

Другие дипломные работы по специальности "История":

Российско-китайские отношения: история и современность

Смотреть работу >>

Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX веков

Смотреть работу >>

Советско-германские отношения в 1920 – начале 30-х гг

Смотреть работу >>

Польша от 1914 года к началу второй мировой войны

Смотреть работу >>

Социально-экономические аспекты традиционной структуры Казахстана в 20-30 годы ХХ века

Смотреть работу >>