Дипломная работа на тему "Капитуляция Японии и завершение войны на Тихом океане"

ГлавнаяИстория → Капитуляция Японии и завершение войны на Тихом океане




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Капитуляция Японии и завершение войны на Тихом океане":


Введение

На протяжении всего XX столетия в арабском мире продолжались поиски и выработка адекватных особенностям региона концепций общественного развития, которые овладели бы умами большинства населения и смогли бы оказать наиболее позитивное воздействие на ход истории на Ближнем и Среднем Востоке. В рамках этого процесса выделялись два идейных течения: религиозное, на основе которого сложилась доктрина панисламизма, и национальное, в котором исходным пунктом служило представлен ие об арабах как о единой нации, получившее название панарабизма. Оба эти течения нашли своих сторонников как в правящих кругах, так и в среде широких народных масс в различных странах Ближнего Востока и Северной Африки. Многие положения этих доктрин легли в основу программ политических партий, созданных в первой половине XX века, а также практических действий или политических деклараций многих правительств арабских стран и региональных организаций.

Вопрос объединения арабского мира, волновавший многих арабов со времен развала Османской империи, в годы второй мировой войны в условиях послевоенного подъема национально-освободительной борьбы арабских народов приобрел еще большую остроту. Целенаправленный интерес к нему проявляли арабские политические силы самого различного толка.

В поддержку идеи арабского единства в мае 1941 г. выступило и английское правительство, которое надеялось таким образом укрепить свои позиции на Ближнем Востоке. Британские правящие круги считали, что с помощью подобного политического шага станет возможным и решение такой сложной проблемы, как проблема Палестины - ключевого вопроса ближневосточного урегулирования, связанного с обеспечением права арабского народа Палестины на самоопределение и создание собственного независимого государства.

Вместе с тем тяготение к единству особенно перед лицом угрозы западного политического и экономического давления постоянно являлось частью национальных умонастроений в широких народных массах арабского мира.

Стержнем палестинской проблемы является вопрос о национальных правах более чем четырехмиллионного палестинского народа и, прежде всего его праве на самоопределение и создание собственного государства.

Крайне резко обострившаяся обстановка на Ближнем Востоке в самом начале XXI века еще в большей степени выявила те трудности, которые стоят на пути осуществления мечты палестинцев создать собственное государство. Одновременно кровавые события высветили в очередной раз значительный раскол в арабском мире в отношении Израиля и различия в подходах к судьбе палестинцев.

Проблема палестино-израильских отношений с самого своего зарождения вышла далеко за пределы ближневосточного региона. Она стала неотъемлемой частью мировой политики. В ходе ее развития на протяжении более чем 50 лет нашли отражение основные тенденций мирового развития, начиная с окончания второй мировой войны. Имеются в виду противостояние двух социально-экономических систем в условиях «холодной» войны, сложившейся в рамках ялтинско-потсдамской системы мироустройства и постялтинской конфигурации международных отношений. На ситуации на Ближнем Востоке сказывались и геополитические устремления Советского Союза и вашингтонская политика «отбрасывания коммунизма» и сменивший ее курс на «ядерное сдерживание» Москвы. В обстановке на Ближнем Востоке как в капле воды отразились постконфронтационные процессы, возникшие в результате краха на рубеже 80-х - 90-х годов XX века коммунизма, как системы общественно-политического и социально-экономического устройства, и особенно тенденции к сближению и образованию антитеррористической коалиции государств мира в начале XXI века. Логика исторического развития требует, таким образом, новых подходов в оценке событий, происходивших на Ближнем и Среднем Востоке в течение второй половины XX века. Особенно важно это становится в аспекте истории международных отношений и внешней политики.

Глобализация охватывает весь мир, все страны, хотя не все они играют одинаковую роль в этом процессе. Участвуя в международных организациях, они принимают совместные решения, высказывают свое мнение. Конечно, приходится уступать давлению более сильных, более развитых стран, но тем не менее и эти последние нередко испытывают на себе влияние менее • мощных соучастников международных организаций. Пример тому - позиция многих непостоянных членов Совета Безопасности ООН при обсуждении резолюции, внесенной США и Великобританией незадолго до начала военной операции против Ирака 2003 г.

С учетом тенденций, развивающихся в арабском мире, научное изучение проблемы арабского единства в контексте палестинского урегулирования представляется крайне важным и актуальным. Поэтому и тема нашего исследования является актуальной.

Теоретическое осмысление причин и иных обстоятельств конфликтности в районе Ближнего Востока уходит корнями в глубокую древность. Древние рукописи и предания донесли до нас разногласия, вражду и конфликты проживавших здесь племен и народов. Однако только сейчас теоретический интерес к событиям в регионе приобрел системный характер при доминирующей роли конфликтологического знания.

Процессы возникновения и развития арабо-израильского конфликта анализируются с применением системного подхода, различных типологий, позволяющих определить специфику конфликта и уровень противостояния различных задействованных в нем сил. При исследовании стратегий, форм и методов различных факторов конфликта, их взаимодействия между собой и другими структурами используется сочетание хронологического и проблемного подходов.

Объектом исследования являются этнополитические конфликтные отношения арабо-израильского конфликта предстают в историческом развитии и современном состоянии как сложный и специфический феномен региональной и мировой политики.

Заказать написание дипломной - rosdiplomnaya.com

Специальный банк готовых оригинальных дипломных проектов предлагает вам скачать любые проекты по желаемой вами теме. Высококлассное выполнение дипломных работ по индивидуальному заказу в Казани и в других городах России.

Предметом исследования является институциональный аспект арабо-израильского конфликта как существенный фактор его исторической и нынешней природы, определяющий специфику современного состояния и противоречия его развития.

Цель исследования определяется избранным объектом и предметом исследования и состоит в выявлении и всестороннем анализе арабо-израильского конфликта, его регулирующие факторы в современном мире.

Достижение основной цели исследования предполагает решение ряда конкретных задач:

проанализировать историю арабо-израильского конфликта, ределить основные конфликтогенные факторы и проблемы арабо-израильских отношений;

определить основные структурные элементы арабо-израильского конфликта в их иерархическом единстве;

выявить основные этапы исторического процесса арабо-израильского конфликта;

определить потенциал и условия реализации регулятивных функций арабо-израильского конфликта

Научная новизна исследования:

определены основные конфликтогенные факторы и структурные
элементы арабо-израильского конфликта;

выявлены объективные и субъективные трудности и проблемы
мирного урегулирования арабо-израильских отношений в ситуации
затянувшегося полифакторного конфликта;

осуществлен критический анализ конкретных политических инициатив и правовых актов мирового сообщества, направленных на урегулирование арабо-израильских отношений и стабилизацию социально-политической и межэтнической обстановки в регионе.

Источниковую базу исследования составляют:

документы, принятые ООН, другими международными и государственными структурами относительно ситуации на Ближнем Востоке и арабо-израильского конфликта;

монографические исследования проблем этнополитологии, теории конфликта, истории арабо-израильских отношений;

публикации в прессе, посвященные арабо-израильскому конфликту и позициям задействованных в нем сторон;

информационно-аналитические материалы, включая Интернет-
источники.

Литературу поданному вопросу можно разделить на три группы.

Первую группу составляют работы в которых изучаются основные тенденции развития арабского мира на протяжении XX века, межарабских отношений. Значительный интерес представляют работы российских ученых (Дьякова Н. Н.[1], Тузмухамедова Р. А.[2] , Оганисяна Н. О.[3], Беляева И. П.[4], Примакова Е. М.[5], Милоградов П. В.). В своих монографиях эти авторы затрагивают проблемы взаимоотношений государств в современном мире. Большой интерес представляет работа историка Котлова Л. Н.[6] "Иордания в новейшее время". В ней весьма подробно разбирается английская политика после второй мировой войны, борьба политических группировок в различных арабских государствах вокруг проекта "Великой Сирии", роль иорданских правящих кругов в планах объединения арабских государств. Для характеристики политической жизни в арабском мире в XX в. большое значение имеет монография Эмиля Тума[7]13. Автор всесторонне анализирует ситуацию в арабских странах до 1970 г. Особенно интересна вторая часть работы, освещающая проблемы освободительной борьбы в арабских странах в свете объединительных движений в регионе. Большой интерес представляет работа историка Котлова Л. Н."Иордания в новейшее время". В ней весьма подробно разбирается английская политика после второй мировой войны, борьба политических группировок в различных арабских государствах вокруг проекта "Великой Сирии", роль иорданских правящих кругов в планах объединения арабских государств.

Для характеристики политической жизни в арабском мире в XX в. большое значение имеет монография Аль Рахаби. Автор всесторонне анализирует ситуацию в арабских странах до 1970 г. Особенно интересна вторая часть работы, освещающая проблемы освободительной борьбы в арабских странах в свете объединительных движений в регионе.

Проблеме интеграционного движения в арабских странах посвящены работы Левина З. И., в которых наиболее подробно изучен весь спектр подходов к арабскому единству, а также неоднородность идейных и политических концепций единства, а соответственно степень заинтересованности в выборе форм для интеграции.

Довольно значительный материал для анализа событий на Ближнем Востоке составляет арабская научная и публицистическая литература, посвященная общим проблемам новейшей истории и политического положения в целом на Арабском Востоке. Арабские историки и политические деятели в своих научных трудах часто обращаются к изучению вопросов, связанных с интеграционным движением.

Вторая группа работ посвящена истории арабских государств, проблемам ее формирования т развития на протяжении изучаемого периода.

Проблеме интеграционного движения в арабских странах посвящены работы Левина З. И.[8], в которых наиболее подробно изучен весь спектр подходов к арабскому единству, а также неоднородность идейных и политических концепций единства, а соответственно степень заинтересованности в выборе форм для интеграции.

Из российских авторов, непосредственно затрагивавших деятельность межарабской организации ЛАГ, которой, при ее создании, отводилась роль "инструмента" для будущего арабского единства, прежде всего, следует назвать, Щербакова Ю. Н[9]., Луцкого В. Б.[10],

Один из важнейших источников по истории с 1945 по 1955 гг. являются труды Бутроса Б. Гали, долгое время изучавшего проблемы конфликта, ее институтов, анализом их деятельности.

Третья группа работ посвящена анализу решения палестинской проблематики. Среди известных российских авторов, специализирующихся на ближневосточной проблематике, в аспекте анализа арабского единства и судьбы Палестины, наиболее известны труды Луцкого В. Б., который одним из первых исследовал политический аспект арабского интеграционного движения.

Вопросом ближневосточного урегулирования занимались многие российские востоковеды и историки, но особо следует отметить Григорьева В. В. Давыдкова P. M., Егорина А. З., Копина B. C., Кудрявцева А. В и другие. Из работ переведенных на русский язык и рассматривающих палестинскую проблематику в системе многополярного мира заслуживает внимания коллективные работы Моше Даяна и Шабтай Тевета, и Дауда Эль-Алами.

Среди известных российских авторов, специализирующихся на ближневосточной проблематике, в аспекте анализа арабского единства и судьбы Палестины, наиболее известны труды Луцкого В. Б.[11], который одним из первых исследовал политический аспект арабского интеграционного движения.

Вопросом ближневосточного урегулирования занимались многие российские востоковеды и историки, но особо следует отметить Григорьева В. В.[12], Давыдкова P. M.[13]и другие, в работах которых содержится богатейший фактический материал, касающийся развития и современного состояния палестино-израильского конфликта, различных его сторон и аспектов, непосредственных впечатлений и свидетельств участников событий, а также позиций и высказываний, участвующих в конфликте политиков и лидеров различных структур.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Палестино – израильский конфликт в контексте истории

1.1.Исторические предпосылки палестино - израильского конфликта

Государство Израиль появилось на политической карте мира в мае 1948г.,однако подготовительная работа по созданию еврейской государственности велась задолго до этого. На протяжении долгих столетий для евреев, рассеянных по разным странам мира, было свойственно стремление к возврату в «землю обетованную», где когда-то было их государство. Это движение носило религиозно-политический характер. В конце XIX — начале XX в. в соответствии с программой первого конгресса Всемирной сионистской органи­зации (ВСО), созванного в 1897 г. в Палестине, создавались первые поселения евреев. Сионизм (возвращение в Сион), древнее движение: за возрождение еврейского народа на своей исторической родине», в это время приобрел характер полити­чески организованного движения. Тогда же в Палестине появились первые сионистские политические партии, которые послужили основой для формирования будущей многопартий­ной системы Израиля[14].

В 1920 г. было установлено британское колониальное управле­ние в Палестине, которое открыло широкие возможности для сио­нистского проникновения в страну и развития социально-эконо­мической структуры будущего государства. К концу Второй мировой войны более 80% всей палестинской промышленности составлял еврейский сектор.

Однако стремление еврейской общины к национальному и го­сударственному суверенитету натолкнулось на упорное сопротив­ление палестинских арабов. Арабы во главе с их религиозными ли­дерами категорически отказались обсуждать саму возможность раздела Палестины. Уже 30-е гг. были отмечены ожесточенными политическими конфронтациями и вооруженными конфликтами между еврейскими и арабскими общинами. В послевоенное время, особенно в 1947 г., они переросли в настоящую войну, охватившую большую часть страны. В такой обстановке британское правитель­ство вынуждено было передать вопрос о будущем статусе Палести­ны на рассмотрение ООН.

29 ноября 1947 г. Генеральная ассамблея ООН большинством голосов (при редчайшем обоюдном согласии СССР и США) про­голосовала за отмену английского мандатного режима в Палестине в мае 1948 г. и создании на ее территории двух независимых госу­дарств - арабского и еврейского. Тогда же был создан представи­тельный орган еврейского населения — Народный совет. Ровно в час истечения британского управления в Палестине в ночь с 14 на 15 мая 1948 г. Народный совет провел свое заседание, на котором один из ведущих политических лидеров Д. Бен-Гурион зачитал Декларацию независимости, провозглашавшую создание государ­ства Израиль.[15]

Сразу после провозглашения государства Израиль армии в со­седних арабских стран вторглись на его территорию. Началась пер­вая арабо-израильская война. В ней Израилю, опирающемуся на помощь США, удалось не только отразить наступление арабских сил, но и присоединить к своей территории 6,7 тыс. кв. км, отведен­ных ООН под арабское государство, а также Западную часть Иеру­салима. Восточную часть города и западный берег реки Иордан за­няла Иордания, Египет — сектор Газа. Около 900 тыс. палестинских арабов вынуждены были покинуть районы своего проживания, за­хваченные израильтянами, и перейти на положение беженцев в со­седних арабских странах. Так вместе с рождением государства Из­раиль возникла одна из самых болезненных проблем современности — палестинская проблема.

После окончания первого арабо-израильского конфликта про­изошло оформление основ государственности. Почти все чины вре­менного правительства, выдвинутые ранее Народным собранием, получили министерские портфели в первом правительстве Израи­ля. Народное собрание перешло на положение израильского пар­ламента — кнессета. Таким образом, налицо очевидная преемствен­ность законодательных и исполнительных органов бывшей общины и нового государства.

1.2.Национально - освободительное движение палестинского народа в 1948 -1967гг.

Палестинская война 1948—1949 гг. и ее последствия. Сразу после провозглашения государства Израиль 14 мая 1948 г. на территорию Па­лестины вступили войска Трансиордании, Ирака, Египта, Сирии и Ли­вана. Войну Израилю объявили также Саудовская Аравия и Йемен. Арабские государства намеревались остановить территориальную экс­пансию сионистов и не допустить претворения в жизнь резолюции Ге­неральной Ассамблеи ООН № 181 (II) от 29 ноября 1947 г. (о разделе Палестины). Немалую роль в инспирировании конфликта сыграла политика Англии и США, стремив­шихся первая—к сохранению, а вторые—к установлению контроля над стратегически важным районом Ближнего Востока.[16]

В начальный период военные действия развивались в пользу араб­ских армий. К концу мая—началу июня Арабский легион Трансиорда­нии и иракские войска заняли значительную часть Восточной Палести­ны, включая арабский сектор Иерусалима; один отряд из состава еги­петского экспедиционного корпуса продвинулся до Исдуда (Ашдода), находящегося примерно в 30 км южнее Тель-Авива, а другой—через Биршебу (Беэр-Шеву) достиг южных подступов к Иерусалиму. 11 июня при посредничестве ООН было достигнуто перемирие. Израиль исполь­зовал его для организационного и военно-технического укрепления сво­их сил. Несмотря на старания посредника ООН в Палестине Ф. Бернадотта, 8 июля военные действия возобновились. В период до второго прекращения огня 18 июля израильские войска заняли почти весь се­вер Палестины[17]

По мере продолжения конфликта положение арабской стороны все более осложнялось действием таких факторов, как противоречия в арабском лагере и предательская политика монархических режимов Трансиордании и Египта, препятствовавшие координации военных уси­лий, а также превосходство израильской армии в организованности и вооружении.

В ответ на поддерживаемые Великобританией маневры короля Трансиордании Абдаллы, направленные на удержание в составе ко­ролевства занятой Арабским легионом восточной части Палестины, в контролируемой египтянами Газе в сентябре 1948 г. было провозглаше­но создание палестинского правительства во главе с Ахмедом Хильми. Его признали все члены Лиги арабских государств, кроме Трансиордании. Последняя инспирировала созыв в Иерихоне национального палес­тинского конгресса, провозгласившего 1 декабря 1948 г. Абдаллу ко­ролем Палестины.

В середине октября 1948 г. израильские войска возобновили наступ­ление, сосредоточив главные усилия на южном направлении. К концу декабря им удалось окружить часть египетских войск возле г. Фаллуджа, оттеснить основные силы египтян в район Газы и, развивая нас­тупление в Негеве, вступить на территорию Египта. На севере израиль­тяне вторглись в Ливан. 7 января 1949 г. военные действия в Палестине были прекращены[18].

В феврале—июле 1949 г. при посредничестве ООН на острове Ро­дос были подписаны временные соглашения о перемирии между Израи­лем, с одной стороны, и Египтом, Ливаном, Трансиорданией и Сирией— с другой. Система перемирий должна была действовать до «окончатель­ного политического соглашения» об установлении мира в Палестине. В апреле 1949 г. Согласительная комиссия ООН по Палестине с целью урегулирования спорных вопросов созвала в Лозанне конференцию представителей арабских стран и Израиля. Выраженная израильской стороной в мае 1949 г. готовность подписать Лозаннский протокол, опре­делявший в качестве основы для дальнейших дискуссий резолюции Ге­неральной Ассамблеи ООН по Палестине, объяснялась тем, что именно в то время решался вопрос о приеме Израиля в ООН. Все последующие попытки Согласительной комиссии добиться сдвига в решении палестин­ской проблемы потерпели неудачу, в первую очередь из-за отказа Из­раиля уступить захваченные в ходе войны территории и разрешить ре­патриацию беженцев. Система родосских соглашений, таким образом, не была подкреплена дальнейшими шагами к заключению мира[19].

В тот период палестинский вопрос включал следующие аспекты: территориальный вопрос, вопрос о статусе Иерусалима и проблему па­лестинских беженцев. Большую часть территории, отведенной для араб­ского государства согласно резолюции ООН о разделе Палестины (око­ло 6,7 тыс. кв. км из 11,1 тыс. кв. км), захватил Израиль. Остальные па­лестинские земли в соответствии с соглашениями о перемирии должны были перейти под контроль ЛАГ. В июле 1951г. король Абдалла, обвиненный в тайных переговорах с Израилем о раз­деле Палестины, был убит в Иерусалиме членом палестинской террори­стической организации «Аль-Джихад аль-мукаддас» («Священная вой­на»)[20].

Израиль, не ограничившись оккупацией в ходе военных действий за­падной (новой) части Иерусалима, в январе 1950 г. в нарушение резо­люции ООН № 181 (II), предусматривавшей предоставление городу международного статуса, объявил Иерусалим своей столицей и перевел в него кнессет и большинство правительственных учреждений.

Наиболее острой и драматичной стороной палестинской проблемы стало положение беженцев.

По данным ООН на июнь 1950 г., беженца­ми стало 960 тыс. из 1350 тыс. палестинских арабов. Большинство их оказалось на соседних с" Израилем палестинских территориях: 425 тыс.—на Западном берегу р. Иордан и 225 тыс.—в секторе Газа, а остальные сразу же перебрались в арабские страны, в том числе 130 тыс.—в Ливан, 85 тыс.—в Сирию, более 80 тыс.—на Восточный берег Иордана[21][22].

Положение основной массы беженцев было исключительно тяже­лым: бросив дома, землю и имущество, они остались без крова и без всяких средств к существованию. Экономика предоставивших беженцам убежище арабских стран, прежде всего Иордании, принявшей наиболь­шее их число, не была способна обеспечить даже самым необходимым сотни тысяч обездоленных людей. На первом этапе помощь им оказыва­лась по линии Международного комитета Красного Креста, Лиги Об­ществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирной организа­ции здравоохранения (ВОЗ), Продовольственной и сельскохозяйствен­ной организации ООП (ФАО) и ряда других международных организа­ций, а также учрежденного в ноябре 1948 г. специального фонда ООН для помощи палестинским беженцам. С 1950 г. заботу о них взяло на себя Ближневосточное агентство ООН для помощи [палестинским бе­женцам] и организации работ (БАПОР), решение о создании которого было принято на IV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1949 г. Более 400 тыс. беженцев были размещены в 54 специальных ла­герях БАПОР (в Иордании—25 лагерей, в Ливане—15, в секторе Га­за—8 и в Сирии—6).

Располагая ограниченными финансовыми возможностями, БАПОР не могло полностью справиться с задачами трудоустройства, социаль­ного и материального обеспечения беженцев. Достаточно отметить, что в начале 60-х годов стоимость продовольственного пайка, выдаваемого на одного жителя палестинского лагеря, не превышала 7 ам. центов в день, а жильем БАПОР сумело обеспечить лишь 39,1% беженцев. По­иски жителями лагерей других источников существования часто оказы­вались безрезультатными. С годами численность палестинских изгнан­ников возрастала. В результате естественного прироста (в среднем 3,2% в год) и притока новых беженцев с контролируемых Израилем террито­рии к июню 1967 г. 1345 тыс. человек.[23]

1.3.Палестинское движение сопротивления в 1967 – 1974гг.

Израильская агрессия 1967 г. Начав 5 июня 1967 г. при поддержке США агрессию против арабских стран, целями которой ставились свержение прогрессивных режимов в Египте и Сирии, подавление Па­лестинского движения сопротивления и новые территориальные захва­ты, Израиль оккупировал все остававшиеся после войны 1948—1949 гг. под арабским суверенитетом палестинские территории, где проживало 1256 тыс. палестинцев (900 тыс. — на Западном берегу р. Иордан и 356 тыс.—в секторе Газа). Как и во время войны 1948—1949 гг., с оккупированных земель изгонялось местное арабское население.[24]

На захваченных землях была сразу же создана израильская воен­ная администрация, которой были приданы и политические функции.

На основании «чрезвычайных законов» военные власти вводили на оккупированных территориях комендантский час, практиковали поли­тику «коллективной ответственности», разрушение жилых домов, взя­тие заложников, производили аресты, выборочную депортацию лиц, подозреваемых в сочувствии Палестинскому движению сопротивления, ограничивали свободу передвижения и т. п. Репрессии на оккупиро­ванных территориях отличались массовостью. По данным члена ЦК компартии Израиля адвоката Ф. Лангер, известной своими выступле­ниями в защиту прав арабского населения, через тюрьмы израильских оккупационных властей с 1967 по 1975 г. прошло около 40 тыс. палестинцев.

Израильские власти сразу же приступили к «освоению» оккупиро­ванных территорий, конфискации земель и созданию на них израиль­ских поселений, число которых к 1977 г. достигло 48. Эти меры, как и планы израильских правящих кругов относительно судьбы захвачен­ных арабских территорий, преследовали цель создать условия для их аннексии и окончательно лишить палестинский народ возможности реализовать свое неотъемлемое право на самоопределение на палестин­ской земле. Так, выдвинутый вскоре после войны 1967 г. «план Даяна» представлял собой схему полного поглощения Израилем территорий Западного берега и Газы, а также Голанских высот и части Синая. При сохранении военного присутствия Израиля он предусматривал проведение «политики открытых мостов» (с Иорданией) с прицелом на осуществление в будущем через Западный берег экономической и по­литической экспансии в арабский мир и комплекса социально-эконо­мических мероприятий, которые позволили бы «переварить» эти тер­ритории и присоединить их в будущем к Израилю. Способствовать этому должно было усиленное заселение оккупированных территорий израильтянами, превращение их с экономической точки зрения в при­даток Израиля. Появившийся в 1968 г. «план Аллона» тактически отличался от проекта Даяна. В соответствии с ним Израиль сохранил бы под своим господством важнейшие районы Западного берега, сек­тор Газа, арабскую часть Иерусалима, Голанские высоты и еще ряд пунктов. Густонаселенные арабские районы И. Аллой предлагал пере­дать под управление короля Иордании при сохранении над ними из­раильского военного контроля[25].

Становление Палестинского движения сопротивления (1967—1969). Созданная войной 1967 г. ситуация, когда палестинская проблема вновь приобрела приоритет в арабском мире, переживавшем первое время после поражения период замешательства, открыла перед Фатхом и другими палестинскими группировками возможности расшире­ния масштабов партизанских операций. Вооруженная борьба этих ор­ганизаций во время вынужденной пассивности арабских армий быстро завоевала общеарабское признание и высокую популярность. Борющи­еся палестинцы из беженцев превратились в героев арабского мира[26].

Состоявшаяся 30 нюня 1967 г. на оккупированном Западном берегу нелегальная конференция Фатха приняла решение о развертывании партизанской войны. Однако вооруженное сопротивление оккупантам на Западном берегу, продолжавшееся с конца августа по декабрь 1967 г., потерпело поражение, в первую очередь из-за большого нера­венства сил, отсутствия у Фатха опоры на местное население, а также непригодности природных условий для ведения партизанской войны. Фидаи Фатха были вынуждены отступить на Восточный берег р. Иор­дан. Но Фатх выиграл в политическом отношении: несколько месяцев борьбы, когда арабские страны еще не оправились от поражения, вы­соко подняли престиж организации в арабском мире. Укреплению бо­евого духа палестинского сопротивления и росту его престижа еще более способствовало отражение в марте 1968 г. палестинскими парти­занами и подоспевшими регулярными частями иорданской армии попытки крупных воинских подразделении израильтян овладеть иордан­ским городом Караме, где располагались базы Фатха и других орга­низаций.[27]

Именно со времени боя при Караме произошло стремительное рас­ширение массовой базы палестинского движения, представленной главным образом палестинцами в Иордании, Ливане, Сирии и других странах «палестинской диаспоры». Организации сопротивления, преж­де действовавшие полулегально или в подполье, получили возможность открыто создавать в арабских странах свои базы, учебные лагеря, уч­реждения, органы печати, набирать и вооружать добровольцев. Спустя всего три месяца после боя при Караме Фатх насчитывал в своих ря­дах не менее 15 тыс. человек.[28]

Подъем Палестинского движения сопротивления способствовал срыву планов капитулянтских буржуазно-помещичьих группировок на Западном берегу во главе с мэром Хеброна шейхом аль-Джабари и бывшим иорданским министром Мусалламом, которые в конце 1967 г. выступили за «федерацию арабской Палестины с Израилем»[29].

Стремительный рост вширь и активизация деятельности ПДС со­провождались возникновением новых и дроблением существовавших организаций. После июньской войны 1967 г. началось формирование отрядов «Ас-Сайки» («Молнии»)—военной секции организации «Авангард народно-освободительной войны», которая была создана в 1966 г. и представляла собой фактически палестинскую ветвь сирий­ского филиала Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ). В октябре 1967 г. в результате слияния партизанской секции ДАН «Молодые мстители» с организацией «Герои возвращения» и Па­лестинским фронтом освобождения образовался Народный фронт ос­вобождения Палестины (НФОП) во главе с Жоржем Хабашем. НФОП и отколовшиеся от него организации3 составили леворадикальную часть ПДС. Самостоятельными группами ПДС стали также Фронт палестинской народной борьбы во главе с Бахджатом Абу Гарбийей и ряд других организаций. В 1969 г. сторонники иракского филиала ПАСВ образовали Арабский фронт освобождения. Будучи едины в по­нимании целей освободительной борьбы палестинского народа, как они сформулированы в Палестинской национальной хартии, все эти организации различались, и подчас значительно, по своей политической направленности, методам борьбы и тактическим установкам. Идеоло­гическая и организационная раздробленность ПДС являлась следстви­ем как социальной разнородности рядов движения, так и воздействия на него различных сил в арабском мире.[30]

По мере того как ПДС брало на себя всю полноту ответственности за судьбу палестинского народа, его руководство осознавало необхо­димость консолидации движения. Тенденция к объединению входящих в ПДС группировок выразилась в стремлении организаций фидаев установить свой контроль над ООП и в создании таких органов, как Командование палестинской вооруженной борьбой (1969 г.) и Объеди­ненное командование палестинского сопротивления (1970 г.), с тем чтобы они, не нарушая самостоятельности отдельных организаций, выполняли роль представителя и координатора всего движения. В де­кабре 1967 г. окончательно дискредитировавший себя в ходе и после израильской агрессии Шукейри был вынужден уйти с поста председа­теля исполкома ООП. Движение за обновление ООП возглавила самая влиятельная и авторитетная организация сопротивления — Фатх, —выдвинувшая лозунг замены «кабинетных революционеров» руководи­телями вооруженной борьбы. Из центральных органов ООП и состава членов НСП удалялись сторонники Шукейри и лица, известные сво­ими безответственными заявлениями и бездеятельностью. В результа­те на V сессии НСП в феврале 1969 г. организации ПДС, добившись численного преобладания среди членов совета, установили контроль над руководящими органами ООП. На пост председателя исполкома ООП был избран представитель Фатха Ясир Арафат.[31]

По подсчетам западных экспертов, общая численность бойцов в во­оруженных формированиях ПДС к лету 1970 г. достигала примерно 50 тыс., из которых 20—25 тыс. состояли в организациях фидаев и в Армии освобождения Палестины, в том числе в Фатхе — 10 тыс., в «Ас-Сайке» — 7 тыс., в АОП —5 тыс., в остальных организациях — от нескольких сотен до 2—3 тыс., в вооруженной милиции—20 тыс. чело­век. Ввиду подавления израильскими оккупантами внутренних очагов партизанского движения на Западном берегу (к началу 1968 г.) и в Газе (к лету 1972 г.) и отсутствия прочных связей ПДС с населением оккупированных территорий партизанские акции (засады, минирова­ние дорог, нападения на посты и гарнизоны, ракетные и минометные обстрелы через линии прекращения огня) с территории соседних с Израилем арабских государств стали основным видом действия фида­ев[32].

Несмотря на тяжелые потери в условиях постоянно совершенство­вавшихся Израилем методов антипартизанской борьбы (до 80% участ­ников рейдов на оккупированные территории), организации ПДС в 1968—1970 гг. неуклонно наращивали масштабы операций. Руководи­тели партизанской борьбы исходили из того, что действия ПДС повы­шают морально-политический уровень армий и населения арабских стран, готовят почву для активного сопротивления на оккупированных территориях, держат в постоянном напряжении израильскую армию, обостряют внутриполитические разногласия в Израиле и наносят ущерб его экономике, в частности туризму. Зимой 1969/70 г. израильтяне, стремясь покончить с ПДС, бросили авиацию, артиллерию, танковые и десантные части против основных баз фидаев в Иордании, вынудив их отойти на 50—70 км к востоку от р. Иордан. Аналогичные действия были предприняты Израилем весной 1970 г. на юге Ливана[33].

ПДС в Иордании и Ливане. Поражение ПДС в Иордании. Особен­ностью палестинского сопротивления как национально-освободительно­го движения стало то обстоятельство, что его территориальная и опе­ративная база находилась вне Палестины — в Иордании, Ливане и Сирии. Если в отношениях с прогрессивным режимом в Сирии у ПДС в тот период не возникало серьезных проблем, то военно-политическое присутствие палестинского движения на территории Иордании и Ли­вана приводило к постоянным трениям и конфликтам с местными влас­тями. Зажиточные слои населения Иордании и Ливана, а также иму­щие группы среди самих палестинцев выражали недовольство матери­альным ущербом от усилившихся налетов Израиля и деятельностью отдельных фракций ПДС. Наиболее серьезные вооруженные столкно­вения произошли в Иордании в ноябре 1968, феврале и июне 1970 г. и в Ливане в апреле и октябре 1969 и в марте 1970 г.[34]

Сложная обстановка в арабском мире, характеризовавшаяся акти­визацией реакционных сил, требовала от палестинского сопротивления сплочения рядов, совершенствования форм борьбы за осуществление поставленных им целей. Х сессия НСП (апрель 1972 г.) отвергла «план Хусейна» и укрепила политическое и военное единство ПДС (при со­хранении организационной и идеологической самостоятельности входя­щих в него организаций), создав Комитет по объединению, в котором важную роль играли представители массовых палестинских организа­ций. Было достигнуто единство в области информации (в соответствии с решением сессии в июне 1972 г. было создано Палестинское инфор­мационное агентство — ВАФА). Обсудив положение на Западном бе­регу, сессия поставила задачу «создания единого широкого националь­ного фронта, включающего все силы, ведущие борьбу на палестинской территории»[35].

Линия Х сессии НСП на создание широкого фронта сопротивления на оккупированных территориях была подтверждена принятой XI сес­сией совета в январе 1973 г. политической программой, в которой под­черкивалось, что вооруженная борьба является «не единственным спо­собом освобождения»[36].

Таким образом, к середине 1973 г. внутри ПДС сложились необхо­димые предпосылки для последующей серьезной трансформации курса движения. Давая оценку деятельности ПДС в начале 70-х годов, пред­ставители коммунистических партий Алжира, Судана, Сирии, Ирака, Иордании и Ливана на своем совещании в сентябре 1973 г. отметили:

«Палестинское сопротивление за последнее время осуществило важные изменения в своей политике... Проявилось отчетливое понимание ха­рактера нынешнего этапа как в отношении палестинской проблемы и задач арабского освободительного движения, так и в отношении свя­зей с социалистическими странами и всеми прогрессивными силами мира»[37].

Арабо-израильская война 1973 г. Победа реалистического направле­ния в ПДС. Дальнейшие значительные сдвиги в деятельности ПДС связаны с четвертой арабо-израильской войной в октябре 1973 г. Во­зобновление военных действий явилось прямым следствием неурегулированности положения на Ближнем Востоке после израильской агрес­сии 1967 г., упорного нежелания Израиля вывести войска с оккупиро­ванных арабских территорий, признать законные права палестинского народа. Палестинские фидаи приняли активное участие в боях на фронтах и в тылу противника, потеряв при этом не менее тысячи чело­век убитыми. На оккупированных территориях и даже в самом Изра­иле десятки тысяч палестинцев, следуя лозунгу ПНФ «Арабский рабо­чий на израильской фабрике равен одному израильскому солдату на фронте!», бойкотировали поездки на работу. Израильским властям не удалось превратить их в резерв рабочей силы, сменяющий израиль­ский персонал в военное время.

В результате октябрьской войны, доказавшей способность арабских государств противостоять агрессии, перед арабским национально-осво­бодительным движением появилась объективная возможность добить­ся политическими средствами вывода израильских войск с оккупиро­ванных территорий и обеспечения национальных прав арабского наро­да Палестины. Вслед за прекращением военных действий открылась перспектива мирных переговоров, местом которых была определена Женевская конференция[38].

В ноябре 1973 г. общеарабское совещание в верхах в Алжире (Иор­дания в совещании не участвовала) приняло решение продолжать борьбу за освобождение оккупированных арабских территорий и вос­становление полных национальных прав палестинского народа и при­знало ООП «единственным законным представителем палестинского народа». Перед ПДС встала необходимость выработки такой позиции по отношению к решению палестинской проблемы, которая, с одной стороны, отвечала бы реальностям ближневосточной обстановки, а с другой — максимально удовлетворяла бы национальным чаяниям па­лестинцев. В ходе развернувшихся с ноября 1973 г. дискуссий в палес­тинских кругах наметился в целом позитивный подход к возможности политического урегулирования ближневосточного конфликта.

Реалистический подход ООП к складывавшейся после октябрьской войны ситуации формировался и под воздействием неуклонно возрас­тавшей политической активности населения оккупированных террито­рий. Создание ПНФ открыло возможности для использования различ­ных форм сопротивления, а результаты войны возродили веру местно­го населения в освобождение своих земель и вызвали подъем патри­отических настроений. На оккупированных территориях преоблада­ющим стало стремление к получению независимости. ПНФ энергично поддерживал идею создания национальной власти на любой части палестинской территории, освобожденной либо военным путем, либо в процессе политического урегулирования, которая была выдвинута ру­ководителем ДФОП Наефом Хаватмой еще в августе 1973 г.[39]

XII сессия НСП способствовала укреплению международного прес­тижа ООП. Этапным событием в этом плане стало подтверждение ре­шения Алжирского совещания 1973 г. о признании ООП единственным законным представителем палестинского народа совещанием глав арабских государств и правительств в Рабате в октябре 1974 г. На этот раз к общеарабскому решению присоединилась Иордания. На Рабатском совещании результаты XII сессии НСП получили официаль­ное одобрение всего арабского мира[40].

Резким контрастом призыву к миру, выдвинутому руководителем ООП, прозвучали заявления лидеров Израиля в связи с обсуждением «вопроса о Палестине». В них была подтверждена официальная изра­ильская позиция категорического непризнания национальных прав па­лестинского народа. Израиль не только в принципе отверг возможность участия ООП в процессе ближневосточного урегулирования, но и продолжал, ссылаясь на резолюцию № 242 Совета Безопасности ООН, сводить палестинскую проблему к вопросу о беженцах. Его представи­тели утверждали, что ПДС является «движением террористов». Во время работы сессии Генеральной Ассамблеи Израиль вновь на прак­тике продемонстрировал свой антипалестинский курс, прибегнув к вар­варским бомбардировкам лагерей беженцев в Ливане и жестоким реп­рессиям против палестинских масс на Западном берегу и в Газе, открыто выражавших свои симпатии ООП и требовавших освобожде­ния оккупированных территории. С официальной израильской позицией полностью солидаризировались США[41].

1.4.Палестинское движение сопротивления в 1974- 1981гг.

Роль ООП в борьбе против поэтапной дипломатии США в 1974— 1975 гг. В 1974 г. свое участие в решении арабо-израильского конфлик­та политическими средствами ООП обусловила требованиями учета в ходе урегулирования национальных прав арабского народа Палестины и своего права выступать в качестве единственного законного предста­вителя палестинского народа. Однако позитивные моменты, появившиеся на Ближнем Востоке после октябрьской войны 1973 г., так и не были реализованы из-за позиции, занятой Соединенными Штатами. Вашингтон не стремился к установлению прочного и справедливого мира в регионе, а рассчитывал «размыть» укрепившееся во время вой­ны арабское единство, направить процесс урегулирования арабо-израильского конфликта в русло сепаратных переговоров с каждой араб­ской страной в отдельности, изолировать арабские страны от Совет­ского Союза. При этом американская дипломатия, возглавлявшаяся государственным секретарем Г. Киссинджером, намеренно отодвигала палестинскую проблему на второй план[42].

Курс Вашингтона на заключение частичных соглашений, оторван­ных от процесса всеобъемлющего урегулирования, проявился с особой четкостью, когда США летом 1974 г. попытались осуществить развод войск Израиля и Иордании вдоль р. Иордан. Имея аннексионистские планы в отношении Западного берега р. Иордан, израильские лидеры фактически заблокировали предложенный Соединенными Штатами ва­риант, выдвинув в июле 1974 г. так называемый план окончательного урегулирования с Иорданией, согласно которому Израиль сохранил бы арабский сектор Иерусалима, значительную часть Западного берега, а между возвращаемыми Иордании участками располагались бы из­раильские войска. Этот план был отвергнут королем Хусейном. Ва­шингтону пришлось отказаться от мысли сделать Иорданию участни­ком сепаратной сделки после Рабатского совещания, на котором Ам­ман присоединился к общеарабским решениям о статусе ООП.

В сентябре 1975 г. США добились подписания Египтом и Израилем второго синайского соглашения, которое в отличие от соглашений о разводе войск между Израилем и Египтом (январь 1974 г.) и между Израилем и Сирией (май 1974 г.) носило сепаратный характер и было полностью оторвано от коренных проблем ближневосточного урегули­рования. В качестве платы Израилю за готовность подписать это со­глашение США, в частности, приняли на себя обязательство согласо­вывать с Тель-Авивом свою стратегию и тактику в отношении Женев­ской конференции, не признавать ООП и не вступать с ней в перегово­ры, пока ООП в одностороннем порядке не признает Израиль.

Принципиальный подход ООП в 1974—1975 гг. к процессу урегули­рования был одним из тех факторов, которые мешали американской дипломатии превратить частичные сепаратные соглашения в единствен­ный метод урегулирования арабо-израильского конфликта. Противо­действие ПДС ближневосточной политике США осуществлялось как в активных, так и в пассивных формах. Активные формы включали про­пагандистскую деятельность по разоблачению антиарабской сущности египетско-израильских сделок, проведение кампаний по мобилизации официальных и общественных кругов арабского мира для отпора по­пыткам США изменить баланс сил в регионе, а также дипломатиче­ские маневры исполкома ООП, имевшие целью использовать межараб­ские противоречия в интересах палестинского сопротивления. ООП развернула энергичную кампанию протеста во всем арабском мире против выраженного президентом Садатом в июле 1974 г. согласия признать за Иорданией право выступать от имени жителей Западного берега. Эта кампания уже через два месяца вынудила Египет офици­ально отказаться от своей позиции. Противодействие палестинцев сыграло определенную роль и в решении Садата приостановить перегово­ры с Израилем в марте 1975 г. В сентябре ООП решительно осудила подписание Египтом второго синайского соглашения, расценив его как противоречащее решениям общеарабских совещаний в Алжире и Ра­бате и попирающее права палестинского народа. Деятели ООП отме­чали, что заключение этого соглашения выводит Египет из фронта общеарабской борьбы за ликвидацию последствий израильской агрес­сии. Однако ПДС не смогло развернуть широкую кампанию по разоблачению и срыву второго синайского соглашения, поскольку к тому времени движение оказалось вовлеченным в начавшуюся в 1975 г. гражданскую войну в Ливане[43].

Не ограничиваясь критикой поэтапной дипломатии США, ООП вы­двинула конкретные предложения по решению палестинской пробле­мы. Эти предложения (они были изложены ее официальным наблюда­телем при ООН в декабре 1975 г.) предусматривали полный уход Из­раиля с Западного берега и из Газы, создание палестинской нацио­нальной власти на этих территориях, решение вопроса о репатриации беженцев, покинувших в 1948 г. пределы израильского государства. Логическим следствием претворения в жизнь этих мер должно было стать признание Израилем законных национальных прав палестинско­го народа. Предложения предусматривали возможность присоедине­ния ООП к Женевской конференции, но обязательно в качестве пол­ноправного участника. Предварительным условием для этого должно было стать признание ООП Соединенными Штатами. Особого внима­ния заслуживает тот факт, что в предложениях ООП отсутствовало максималистское требование ликвидации Израиля и создания единого государства на территории всей Палестины[44].

Все более крепла и выдвигалась на первый план борьба на окку­пированных территориях, ставшая одним из главных аспектов деятель­ности ООП. Наряду с акциями вооруженного сопротивления там раз­вернулось широкое массовое движение (забастовки, акты протеста, де­монстрации, восстания), которое с ноября 1974 г. охватило арабскую часть Иерусалима, Эль-Халиль, Наблус, Дженин, Рамаллах, Тулькарм и другие города Западного берега. Требование к израильским властям признать ООП единственным законным представителем палестинского народа стали открыто поддерживать не только входящие в ПНФ проф­союзы, культурные и религиозные ассоциации, но и представители бур­жуазии. Наибольшего накала руководимые ПНФ выступления рабо­чих, студентов и торговцев достигли в ноябре 1975 — июле 1976 г., ког­да Израиль попытался создать марионеточную администрацию окку­пированных палестинских областей. Демонстрации, забастовки и столкновения с карателями проходили под палестинскими флагами и лозунгами поддержки ООП. Проведенные 12 апреля 1976 г. на Запад­ном берегу муниципальные выборы окончились полным провалом израильских ставленников и блестящей победой Национального блока, объединившего коммунистов, демократические и патриотические силы. Блок получил 72,3% всех голосов и 75—80% всех мест в 24 муниципа­литетах Западного берега.

Стремясь лишить ПДС опоры на оккупированных территориях, из­раильские власти усилили террор против активистов и сторонников ПНФ. На Западном берегу и в Газе в тюрьмы были брошены новые тысячи палестинцев. Выступления палестинцев беспощадно подавля­лись израильской армией. Но, несмотря на репрессии, деятельность ПНФ продолжалась в различных формах. Борьба палестинцев на ок­купированных территориях начала получать поддержку демократиче­ского движения в самом Израиле. Осуществление Тель-Авивом расист­ских проектов «иудаизации» районов с арабским населением путем дальнейшей экспроприации арабских земель наталкивалось с конца 1975 г. на действенный отпор. Одним из его проявлений явился круп­ный успех Коммунистической партии Израиля в декабре 1975 г. в Назарете, когда мэром этого самого крупного в Израиле арабского горо­да был избран член ЦК КПИ, известный арабский поэт Тауфик Зайяд. 30 марта 1976 г. арабы Израиля провели День земли—демонстрации и забастовки протеста против намерения властей конфисковать у араб­ских жителей еще не отнятые у них земли. Эти выступления были под­держаны забастовкой солидарности населения Западного берега и Газы[45].

Несмотря на неблагоприятную обстановку, сложившуюся на Ближ­нем Востоке в результате дипломатической активности США, ООП твердо придерживалась принятых на XII сессии НСП принципиальных установок по вопросам ближневосточного урегулирования. В связи с отходом Египта от согласованных общеарабских позиций руководство ООП предприняло шаги к сближению с Сирией, возглавившей проти­водействие арабских стран израильской агрессии. В марте 1975 г. бы­ло принято решение о создании совместного сирийско-палестинского военного командования и общего политического руководства. Хотя эти решения не вылились в конкретные формы, палестинскому сопротивле­нию была оказана тем самым морально-политическая поддержка пе­ред лицом попыток США, Израиля и Египта подменить комплексное урегулирование в регионе частичными сепаратными договоренно­стями

1.5. Палестина в современных условиях

На сегодняшний день можно сказать, после парламентских выборов, завершившихся безогово­рочной победой террористической группировки ХАМАС, Пале­стина оказалась на пороге гражданской войны. Между отрядами проигравшего выборы движения ФАТХ и исламистами идут на­стоящие бои - пусть пока еще они и носят локальный характер.

Руководство ФАТХ ответило, что в новое правительство не вой­дет, а станет «лояльной оппозицией». Рядовые же фатховцы опол­чились и против ХАМАС, и против своих вождей. В свою очередь Израиль предъявил палестинцам ультиматум. Исполняющий обя­занности премьера Эхуд Ольмерт озвучил три условия, без выпол­нения которых диалог с любыми палестинскими властями будет невозможен. Во-первых, ХАМАС должен немедленно разору­житься и публично отказаться от насилия. Во-вторых, признать право еврейского государства на существование. В-третьих, со­блюдать весь комплекс соглашений, подписанных ранее Израилем и палестинцами[46].

По словам госсекретаря США К. Райс, спонсоры ближнево­сточного мирного процесса (Соединенные Штаты, ООН, Россия и ЕС) едины во мнении: ХАМАС обязан сделать выбор - быть тер­рористической или политической организацией. В декларации 1988 г. о создании ХАМАС записано: «Наш путь - джихад. Сио­нистский враг должен быть уничтожен».[47] Подчиниться мировому сообществу - значит упразднить собственный устав, отказаться от главной цели, т. е. от войны с Израилем до победного конца. Сей­час исламисты озабочены решением двух проблем. Они не имеют контроля над силовыми структурами, которые подчиняются ФАТХ, а значит, могут превратиться в опору оппозиции. Кроме того, радикалам угрожает международная изоляция, они могут лишиться финансовой помощи от ЕС и США. А без этих денег па­лестинская администрация нежизнеспособна. «Мы не будем помо­гать правительству, которое желает уничтожить Израиль - нашего союзника и друга», - заявил американский президент Джордж Буш.[48]

Палестинская автономия - крупнейший получатель между­народной финансовой помощи: с 2001 по 2005 г. ей было перечис­лено 5 млрд. долл., т. е. 30 долл. на душу населения ежегодно. От Европейского союза автономия получила в прошлом году 280 млн. € (341 млн. долл.). США выделили ей 313 млн. долл. ~ 225 млн. долл. через американское Агентство международного развития и 88 млн. долл. через Фонд ООН. В 2006 г. США заложи­ли в бюджет предоставление помощи автономии в размере 234 млн. долл. Что касается других государств, то, к примеру, Ка­нада выделила палестинцам в 2005 г. 20,5 млн. долл., Япония -50 млн. долл., арабские страны (включая Кувейт, Алжир, Египет и Саудовскую Аравию) - 67 млн. долл., Китай - 50 млн. юаней (чуть больше 6 млн. долл.). Между тем, как заявил представитель Все­мирного банка на палестинских территориях Найджел Роберте, скоро автономию может охватить финансовый кризис. У властей не будет средств для выплаты зарплаты своим служащим, что при­ведет к росту безработицы, которая уже сейчас составляет 20%.[49]Происходящие сегодня серьезные перемены как на Ближнем Востоке, так и в мире, вынуждают непосредственных участников событий и заинтересованные стороны искать пути к миру и сотрудничеству. Движение к миру, настоятельная потребность в котором осознается большинством участвующих в конфликте сторон, наталкивается, однако, на серьезные трудности как объективного, так и субъективного свойства.

Глава 2. Институционализация палестино – израильского конфликта в современных условиях

2.1Нормализации арабо-израильских отношений

В настоящее время ближневосточный конфликт разделился на несколько блоков, каждый из которых строит свою политическую линию вокруг стержневой проблемы взаимоотношений Израиля и той или иной арабской стороны. Решающая роль в этих взаимоотношениях принадлежит институту политики и процессу ее институционализации.

Первые годы после палестинкой войны палестинцы находились в состоянии шока, растерянности и замешательства. Апатия и политическая индифферентность были характерными для их настроений. Политические партии палестинцев распались, их лидеры сошли с политической арены. После окончания Палестинской войны среди молодых арабов было широко распространено убеждение, что в борьбе за свои права палестинцы при поддержке других арабских стран должны найти и организовать необходимые силы, чтобы объединиться и единым фронтом выступить в защиту палестинского дела[50]. Реализацией этого убеждения стало Палестинское движение сопротивления (ПДС).

Основными вехами становления Палестинского движения сопротивления можно считать образование ФАТХ («ФАТХ» на арабском языке означает «победа»), ставшей ядром ПДС и создание организации освобождения Палестины (ООП), возникшей в 1964 году. В январе 1965 года — начало военных операций ФАТХа, затем принятие Палестинским национальным советом, собравшимся в Каире, Палестинской национальной хартии (1968 год), учреждение центрального комитета ПДС и подчинение ему Армии освобождения Палестины (1970 год).

Высшим органом ПДС и ООП является национальный совет. Доминирующей организацией в ПДС всегда был ФАТХ, бойцы которого составляли 90 % численности фидаинов, то есть жертвующих собой в борьбе. Вначале ООП возглавлял Ахмед апь-Шукейри, затем Яхья Хаммуда, а с 1969 года — Ясир Арафат[51].

Одна из иллюзий палестинских борцов, с которой им вскорости пришлось расстаться, проистекала из убеждения, что ни одно правительство арабских стан не будет возражать, если фидаины пожелают обосноваться в какой-либо из них и превратить ее в базу вооруженной борьбы против Израиля.

Однако в сентябре 1970 года иорданский король Хусейн ликвидировал военное присутствие палестинцев, их отряды передислоцировались в Ливан, ставший до 1982 года основной базой палестинского сопротивления. Они обосновались на юге Ливана, что вызвало недовольство коренного населения, считавшего присутствие палестинцев бедствием для себя. Но настоящая беда обрушилась на палестинцев в Ливане, когда в 1982 году Израиль предпринял вторжение в эту страну (Война 1982 года, операция «Мир Галили»). Поводом для вторжения явились артиллерийские обстрелы, ракетные атаки и террористические акты предпринимаемые отрядами ООП в отношении израильских поселений.

Израильская армия быстро захватила юг Ливана, уничтожила «Фатхленд» и заняла столицу Ливана Бейрут[52]. Необходимо отметить, что на стороне Ливана сражались сирийские войска в составе пяти дивизий. Столкнулись в противоборстве самые мощные на Ближнем Востоке вооруженные силы. С обеих сторон в сражении участвовало более 200 тысяч человек, около 3000 танков, свыше 3000 орудий и минометов, около 900 самолетов. Вооружали Сирию и разрабатывали стратегию войны Советский Союз и советские военные советники, которые были даже в каждой сирийской дивизии. И неизвестно каков был бы исход сражений, если бы США не потребовали от сирийцев отвести свои войска из Ливана, что и было сделано[53].

Палестинцам пришлось также уйти из Ливана и обосноваться в Тунисе. В начале 1985 года войска Израиля вышли из Ливана, оставив лишь ограниченные силы в пограничном районе, служащем зоной безопасности.

Покинув арабский Восток, вооруженные силы ООП потеряли всякую возможность вести борьбу. В новых условиях, осознав, что ни на арабский мир, ни на СССР, ни на ООН рассчитывать не приходится, Арафат принял стратегическое решение: он сделал ставку на уже стихийно начавшееся народное восстание на оккупированных палестинских землях. Со временем оно переросло в подлинное гражданское восстание против Израиля, получив название интифада (в переводе с арабского — восстание). Это было восстание особого рода, без применения огнестрельного оружия. Зрелище палестинских юнцов, забрасывающих камнями израильских солдат и стреляющих из рогаток, неизбежно должно было привлечь внимание международных средств массовой информации к проблемам Палестины[54].

С началом интифады ситуация в регионе принципиально переменилась. Палестинцы выступили как самостоятельная сила, требовавшая создания собственного государства.

Арафат в полной мере использовал новую ситуацию. 12 ноября 1988 года в Алжире открылась чрезвычайная сессия палестинского национального совета, на которой была принята Декларация независимости1. В арабском мире ООП была признана единственным представителем палестинского народа. Она имеет свои представительства более чем в 80 странах, обладает статусом постоянного наблюдателя при ООН с правом участия в работе Генеральной Ассамблеи ООН и в работе всех международных конференций, созываемых под эгидой ООН. Большим политическим успехом всего палестинского дела, способствовавшим повышению авторитета ООП, явилось обсуждение палестинского вопроса на XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на которой выступил Ясер Арафат: «Я призываю вас, — сказал он, — дать моему народу создать национальный независимый суверенитет на нашей собственной земле. Сегодня я пришел сюда с оливковой ветвью в руках и с винтовкой борца за свободу. Давайте не позволим оливковой ветви мира упасть из моих рук. Война бушует в Палестине, однако, именно в Палестине родится Мир»[55].

Безусловно, самой яркой фигурой палестинского движения является Ясир Арафат. Мухаммед Абдель Рауф Арафат аль-Кудва аль-Хусейни (прославившийся под именем Ясир Арафат) родился в 1929 году в Каире в семье выходцев из Палестины, в богатой и аристократической семье (по матери). С 4 лет жил в доме дяди — муфтия Иерусалима, и на всю жизнь запомнил погром, устроенный там однажды британскими солдатами. В 16 лет Арафат вернулся в Каир и включился в борьбу с колонизаторами — организовывал поставки оружия в Палестину. Тогда же начал учиться в Каирском университете на инженера. После провозглашения в 1948 году Государства Израиль Арафат бросил учебу и ушел на первую войну с евреями. Сражался в Газе. После поражения арабов хотел ехать учиться в Америку, но государственный департамент США не дал ему визы, и он остался в Каире. Там Арафат сошелся с радикальной исламской организацией «Братья-мусульмане» и основал Союз палестинских студентов.

В Синайской кампании 1956 года Арафат командовал отрядом палестинских подрывников в египетской армии. После войны отправился в Кувейт заниматься строительным бизнесом. Там основал «Движение за освобождение Палестины» («Фатх») и переехал в Иорданию. В 1968 году во время атаки израильской армии на палестинские лагеря в Иордании отряд под командованием Арафата в местечке Аль-Карама отбил атаку. К лидеру «Фатха» пришла почти мировая известность. Год спустя его выбрали председателем исполкома ООП.

В сентябре 1969 года Арафат поднял палестинское восстание против иорданского короля Хусейна, которое было подавлено (в историю это событие вошло под названием «черный сентябрь»). Палестинцы потеряли около 5 тыс. убитыми и десятки тысяч ранеными. Арафат бежал в Ливан. После разгрома восстания он отказался от открытых террористических методов и перешел к дипломатии. В 1972 году он выступил перед Генассамблеей ООН, получив признание как лидер палестинцев.

В последние несколько лет Арафату пришлось перенести несколько тяжелых ударов. Сам Арафат дважды едва не погиб: сначала, когда против него взбунтовалась часть его собственных сил в северном Ливане, затем - когда израильские самолеты бомбили его штаб-квартиру в Тунисе. Арафата не удалось ликвидировать ни израильтянам, ни сирийцам, ни ливанским маронитам, иорданским королевским гвардейцам[56].

При участии Ясира Арафата происходила и эволюция Палестинского движения сопротивления. В корне изменились отношения ПДС к израильским левым силам — от полного отрицания любых элементов или организаций, созданных в Израиле, вне зависимости от их характера, до решения Национального Совета Палестины в марте 1977 года о контактах с израильскими левыми силами и первой официальной встречи делегации ООП с делегацией Коммунистической партии Израиля весной 1977 года. Это отражало усиление классового элемента в ПДС, а так же подчеркивало самостоятельный характер этого движения. Сообщение о первой встрече делегаций ООП и Коммунистической партии Израиля вызвало резкую критику со стороны реакции. Давая отпор этой критике, генеральный секретарь Демократического фронта освобождения Палестины Наиф Хаватма сказал, что решения 13-й сессии Национального совета Палестины, на основе которых была организована эта встреча, является большой победой демократических сил в Палестинском движении сопротивления над разного рода шовинистическими реакционными идеями. Генеральный секретарь ДФОП отметил, что встреча в Праге свидетельствует о готовности ООП осуществлять широкие контакты с антисионистскими силами в Израиле с целью подлинно демократического движения палестинской проблемы. Решения 13 сессии ИСП, отметил Н. Хаватма, свидетельствуют о верности и зрелости нашей идейной и политической линии[57].

Помимо ООП политические усилия на территории Палестины институционализировались в деятельности ряда других организаций, многие из которых стали проводить радикальную политику, граничащую с терроризмом.

Около 1980 года зародилась на территории Ливана партия Аллаха — Хезболла. В современном виде организация создана в 1982 году в Баальбеке, куда прибыли несколько сотен «стражей исламской революции». Здесь было провозглашено создание военно - политической организации ливанских шиитов. При разногласиях в организации вопрос передавался на решение имаму Хомейни, позже — его преемнику. При создании был провозглашен джихад против сионизма и империализма. Цель организации — уничтожение Израиля. Неотъемлемой часть деятельности организации становится терроризм, в том числе и международный. Численность организации составляет 2 200 человек. Боевики организации подвергаются интенсивной идеологической обработке, им внушается, что мученическая смерть во имя Аллаха искупит их собственные грехи и грехи членов их семей[58].

В 1988 году несколько радикальных исламских группировок объединились в движение исламского сопротивления — «Хамас» (по-арабски означает — «рвение»). На протяжении своей истории эта организация пыталась выступать в качестве альтернативы ООП. Деятельность «Хамас» осуществляется на трех уровнях: легальная религиозная пропаганда, полулегальное политическое руководство и нелегальная сеть боевых звеньев. «Хамас» изымает средства у богатых и перераспределяет их среди бедных, привлекая их на свою сторону. Из них рекрутируются герои, готовые носить на себе заминированный пояс[59].

Для израильтян «Хамас» является чисто террористической организацией. Однако многие палестинцы относятся к этой организации совсем по-другому.

В начале своего пути «Хамас» представлял интересы меньшинства, но сегодня движение является одним из ключевых игроков в палестинской политике. Представители движения открыто обвиняют администрацию Ясира Арафата в коррупции и неправильной управленческой политике. Многие почитают за героев боевиков-самоубийц - молод

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Капитуляция Японии и завершение войны на Тихом океане". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 438

Другие дипломные работы по специальности "История":

Российско-китайские отношения: история и современность

Смотреть работу >>

Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX веков

Смотреть работу >>

Советско-германские отношения в 1920 – начале 30-х гг

Смотреть работу >>

Польша от 1914 года к началу второй мировой войны

Смотреть работу >>

Социально-экономические аспекты традиционной структуры Казахстана в 20-30 годы ХХ века

Смотреть работу >>