Дипломная работа на тему "Древнейшие цивилизации Мезоамерики"

ГлавнаяИстория → Древнейшие цивилизации Мезоамерики




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Древнейшие цивилизации Мезоамерики":


Введение

Актуальность темы. В настоящее время наблюдается общественный интерес к доколумбовым цивилизациям Центральной и Южной Америки, таким как майя, ацтеки и инки. Актуальность исследования обуславливается интересом современного общества к мифологии и религии древних цивилизаций, в частности к мифам и предсказаниям о конце света. Вокруг этих цивилизаций всегда существовал ореол мистики, созданный недостатком сведений и непониманием движущих сил тех или иных процессов. Каждая из культур несет в себе изученный и еще изучаемый огромный культурный пласт, выраженный в творениях архитектуры, свидетельствах письменности, в останках ремесленного искусства, а также в дошедшем до нас языке. Сталкиваясь, каждый раз с древней культурой Латинской Америки, мы находим много интересного в ней и еще больше неразгаданного и окруженного ореолом мистики. Эта область истории и культуры практически не изучается как на уровне школьной программы, так и на уровне программ высших учебных заведений. Это обусловлено тем, что проблема изучения Нового Света до недавних пор заключалась в «закрытости для глаз и умов ученых всего мира» самой Латинской Америки. С большими препятствиями и интервалами в перерывах велись и ведутся работы, связанные с раскопками и поисками архитектурных сокровищ. Только в последнее время, за исключением литературных сведений, расширен доступ к территориям и местам, связанных с обитанием на них древних племен и народов. Между тем, благодаря открытию Южной и Центральной Америки, в обиход всего человечества прочно вошли картофель, табак, бобы, томаты, кукуруза, какао, а также хинин, эхинацея и каучук. Об этом же свидетельствует и обилие слов, взятых из индейских языков: географические названия, названия растений, с которыми европейцы впервые познакомились в Америке, названия животных, рыб, птиц, предметов, воспринятых у индейцев.

Как зародились, развивались и погибли эти цивилизации? Какая у них была повседневная культура? Чего они достигли в области архитектуры, скульптуры? Какие научные познания они открыли, не имея связи со всем остальным миром? Каким богам поклонялись? Ради чего жили и умирали?

Если начать искать ответы на эти вопросы, то откроется целый мир нового и загадочного, что мы попытались отразить, исследуя тему «Культура древних цивилизаций Южной и Центральной Америки».

Объектом дипломного исследования является культура древних цивилизаций Южной и Центральной Америки – инков, ацтеков и майя.

Предметом исследования – достижения инков, ацтеков и майя в разных областях культуры и их влияние на современный мир.

Степень изученности проблемы. Научных трудов казахстанских учёных по данной теме нами не обнаружено. В основном изучением цивилизаций инков, ацтеков и майя занимались зарубежные и российские учёные.

Так, историю древних культур доколумбовой Америки изучали американцы, канадцы и испанцы. Научный интерес к проблеме появляется не ранее середины XIX века. Вызван он был открытием руин древних городов майя американским путешественником и дипломатом Джоном Ллойдом Стефенсон [1].

Большинство исследований носило чисто описательный характер и являлось результатом многочисленных путешествий и экспедиций в глухие районы Мексики, Гватемалы и Гондураса. Археологические раскопки были незначительными и низкими по качеству. В первую очередь интерес вызывали наиболее эффектные архитектурные сооружения и каменная скульптура. В частности именно в это время были проведены первые раскопки Теотиуакана (А. Батрес) и научное исследование древних городов майя (Т. Малер, А. Тоззер). Дж. Вайяну принадлежит самая полная до настоящего времени обобщающая работа по истории ацтеков [2]. Важное значение имели работы канадского археолога Р. Мак-Нейша в 50-х – 60-х годах, особенно на территории мексиканского штата Чиапас. Большой вклад в изучение культуры майя внес археолог Альберто Рус [3].

Одним из важнейших направлений зарубежной историографии являются исследования истории и культуры инков, которыми занимались такие крупные исследователи, как М. Андерс, Т. д’Алтрой, М. Ростворовски, Г. Эртон, А. Демарест, П. Дювиоль [4-9] и другие.

Российская историография доколумбовых культур Мезоамерики берет свое начало в конце 50-х – начале 60-х годов XX века. Несмотря на относительную молодость, отечественная американистика добилась весомых результатов в решении многих важнейших проблем древней истории этого региона. Активной разработке были подвергнуты вопросы истории майя. В первую очередь здесь следует отметить исследования Ю. В. Кнорозова [10], добившегося больших успехов в дешифровке иероглифической письменности майя. Общая характеристика искусства и культуры майя в классический период содержится в целом ряде статей и в монографии Р. В. Кинжалова [11]. В. И. Гуляев [12] акцентирует внимание на решении важнейших проблем цивилизации майя: происхождение, характере общества и причинах гибели классических городов-государств. По истории ацтекской цивилизации ценные исследования были проведены в области социально-классовой организации, организации земледелия и некоторых проблем развития ацтекской культуры такими исследователями, как Р. В. Кинжалов и В. Е. Баглай [13]. Изучением проблемы связи древних цивилизаций Нового Света занимался В. А. Башилов [14].

Несмотря на отчетливый интерес к древней истории Мезоамерики, многие ее проблемы пока остаются за пределами разработок российских американистов. Особенно это касается ряда культур классического периода. Единственной обобщающей работой, охватывающей весь спектр классических цивилизаций Мезоамерики, является монография В. И. Гуляева «Древнейшие цивилизации Мезоамерики» [15].

Не остаются в стороне от разработок российских исследователей и вопросы истории инков. Среди наиболее значимых трудов середины 70-х годов XX века следует отметить монографии И. К. Самаркиной «Община в Перу» [16] и Ю. А. Зубрицкого «Инки-кечуа» [17]. Определенное влияние на оценку характера инкского общества на различных этапах его существования оказал господствовавший в тот период формационный подход к оценке исторического процесса.

Современная американистика – динамично развивающаяся отрасль исторической науки. И хотя в истории древнейших цивилизаций Центральной и Южной Америки остается еще немало нерешенных проблем, успехи ее очевидны. Цивилизации майя, ацтеков, инков заняли достойное место в ряду цивилизаций Древнего мира, а их дальнейшее изучение позволит глубже понять закономерности мирового исторического процесса.

Целью дипломной работы является изучение процесса образования цивилизаций инков, ацтеков и майя и своеобразия их культур.

Заказать дипломную - rosdiplomnaya.com

Новый банк готовых защищённых студентами дипломных проектов предлагает вам написать любые работы по необходимой вам теме. Правильное выполнение дипломных проектов под заказ в Екатеринбурге и в других городах РФ.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- дать общую характеристику Нового Света как уникальной исторической и культурной лаборатории, в которой зарождались и развивались цивилизации инков, ацтеков и майя;

- исследовать особенности цивилизации инков;

- рассмотреть административно-территориальное и общественное устройство империи инков;

- раскрыть достижения цивилизации ацтеков;

- определить влияние религиозных верований в культуре ацтеков на повседневную жизнь и развитие искусства;

- исследовать исторические условия зарождения и становления культуры и искусства племён майя;

- рассмотреть письменность, астрономию и религию майя как одно целое ядро данной цивилизации.

Хронологические рамки дипломного исследования охватывают следующие периоды зарождения, развития и заката рассматриваемых цивилизаций:

майя – I – X вв. н. э.;

ацтеки – XII – XVI вв. н. э.;

инки – XIII – XVI вв. н. э.

Территориальные рамки дипломной работы по цивилизации Инков включают территорию от южных районов современной Колумбии до Аргентины, то есть часть Эквадора, Колумбии, Перу, Боливии, Аргентины и Чили. Особое внимание при этом уделяется инкской столице Куско и крепости Мачу-Пикчу.

Территория обитания цивилизации Ацтеков – от Северной Мексики до Гватемалы и от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива, то есть практически вся территория современной Мексики. Особое внимание уделяется столице ацтеков Теночтитлан (современный город Мехико) и религиозному центру Теотиуакан.

Культура майя охватывала современные мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, а также территорию современной Гватемалы, Белиза и Западную часть Сальвадора и Гондураса. Особое внимание уделяется самым крупным городам майянской цивилизации – Ушмаль, Паленке, Чичен-Ица и Тикаль.

Теоретическое и практическое значение работы состоит в том, что материалы и выводы дипломной работы позволяют представить культуру древних цивилизаций Южной Америки не только как нишу в мировой истории, но как одну из мировых загадок. Основные положения и выводы имеют значимость для углубления знаний по истории Нового Света и могут быть использованы при чтении курсов «Культурология», «Всемирная история», «Культура средневековья» и др. а также при подготовке методических указаний, рефератов и докладов.

Структура дипломной работы. В соответствии с поставленной целью и задачами, представленная дипломная работа состоит из следующих структурных элементов – введения, четырех разделов, десяти подразделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

1.  Открытие древних цивилизаций Америки

1.1 Общая характеристика Нового Света как уникальной исторической и культурной лаборатории

К тому времени, когда испанские корабли появились у восточного побережья Нового Света, этот огромный континент, включая острова Вест-Индии, был населен множеством индейских племен и народностей, находившихся на разных уровнях развития. Большинство из них были охотниками, рыболовами, собирателями или примитивными земледельцами; лишь в двух сравнительно небольших областях западного полушария – в Мезоамерике и Андах – испанцы встретили высокоразвитые индейские цивилизации. На их территории родились наивысшие культурные достижения доколумбовой Америки. К моменту ее «открытия», в 1492 г., там жило почти две трети всего населения континента, хотя по своим размерам эти области составляли лишь 6,2% общей его площади [18, с.453]. Именно здесь находились центры происхождения американского земледелия, а на рубеже нашей эры возникают самобытные цивилизации предков науа, майя, сапотеков, кечуа, аймара и других.

В научной литературе эта территория получила название Срединная Америка или Зона высоких цивилизаций. Она подразделяется на два района: северный – Мезоамерика и южный – Андская область (Боливия – Перу), с Промежуточной зоной между ними (южная часть Центральной Америки, Колумбия, Эквадор), где культурные достижения хотя и достигли значительной степени, но так и не поднялись до вершин государственности и цивилизации. Приход европейских завоевателей прервал всякое самостоятельное развитие аборигенного населения названных областей. Только теперь благодаря труду нескольких поколений археологов мы начинаем, наконец, понимать, какой богатой и яркой была история доколумбовой Америки.

Новый Свет представляет собой и уникальную историческую лабораторию, поскольку процесс развития местной культуры происходил в целом самостоятельно, начиная от эпохи позднего палеолита (30 – 20 тыс. лет назад) – времени заселения континента из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску – и до тех пор, пока ему не был положен конец нашествием европейских завоевателей. Таким образом, в Новом Свете прослеживаются почти все основные стадии древней истории человечества: от первобытных охотников на мамонтов до строителей первых городов-центров раннеклассовых государств и цивилизаций. Уже простое сопоставление пути, пройденного коренным населением Америки в доколумбовую эпоху, с вехами истории Старого Света дает необычайно много для выявления общеисторических закономерностей.

Требует некоторых разъяснений и сам термин «открытие Америки» Колумбом, часто встречающийся в исторических работах как советских, так и зарубежных авторов.

Не раз справедливо указывалось, что этот термин неверен фактически, поскольку до Колумба берегов Нового Света достигали с востока римляне, викинги и др., а с запада – полинезийцы, китайцы, японцы и так далее. Нужно учитывать также, что этот процесс взаимодействия и взаимообмена двух культур не был односторонним. Для Европы открытие Америки имело колоссальные политические, экономические и интеллектуальные последствия.

Итак, в конце XV – начале XVI в. в западном полушарии встретились два мира, совершенно не похожие друг на друга и стоявшие на различных стадиях культурно-исторического развития: если наиболее передовые цивилизации индейцев по своему уровню соответствовали в Старом Свете самым архаичным формам государств Древнего Востока, Европа уже миновала к тому времени Ренессанс и переживала период антифеодальных революций. И, тем не менее, американским аборигенам было чем поделиться с пришельцами из своих культурных достижений, накопленных за тысячелетия самостоятельного развития. Благодаря открытию Южной и Центральной Америки, в обиход всего человечества прочно вошли картофель, табак, бобы, томаты, кукуруза, какао, а также хинин, каучук и так далее. Об этом же свидетельствует и обилие слов, взятых из индейских языков: географические названия, названия растений, с которыми европейцы впервые познакомились в Америке, названия животных, рыб, птиц, предметов, воспринятых у индейцев.

Индейские цивилизации Нового Света сумели достичь своего апогея без важнейших технических достижений древности, к которым относились выплавка железа и стали, разведение домашних животных (особенно тягловых и вьючных), колесный транспорт, гончарный круг, плужное земледелие, арка в архитектуре и так далее. В Андской области обработка цветных металлов, золота и серебра производилась еще во II тыс. до н. э., и к моменту прихода европейцев инки широко использовали в своей практике не только бронзовое оружие, но и бронзовые орудия труда. Однако в Мезоамерике металлы (кроме железа) появились уже на закате цивилизаций классического периода (I тыс. н. э.) и использовались главным образом для изготовления украшений и культовых предметов. Быстрый прогресс археологических исследований важнейших центров Срединной Америки в сочетании с усилиями лингвистов, этнографов, историков, антропологов и др. позволяет сейчас, пусть в самой общей форме, проследить основные этапы развития древней цивилизации в Новом Свете, выявить ее характерные черты и особенности. Речь пойдет, конечно, только о наиболее выдающихся индейских цивилизациях Мезоамерики и Андской области [18, с. 455].

Особая культурно-географическая область – Мезоамерика (или Месоамерика) – представляет собой северный район зоны высокоразвитой цивилизации Нового Света и включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса. В этой области, отличающейся разнообразием природных условий и пестрым этническим составом, к концу I тыс. до н. э. произошел переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому государству, что сразу же выдвинуло местных индейцев в число наиболее развитых народов Древней Америки. На протяжении свыше полутора тысяч лет, которые отделяют появление цивилизации от испанского завоевания, границы Мезоамерики претерпевали значительные изменения. В целом эпоху цивилизации в пределах этой культурно-географической области можно разделить на два периода: ранний, или классический (рубеж н. э. – IX в. н. э.), и поздний, или постклассический (X–XVI вв. н. э.).

В I тыс. н. э. в зону высоких культур Мезоамерики не входила Западная и Северо-Западная Мексика. Северная граница цивилизации проходила тогда по р. Лерма и совпадала с северными пределами культуры Теотиуакана. Южные рубежи Мезоамерики были одновременно и южной границей цивилизации майя, проходившей по р. Улуа в Западном Гондурасе и река Лемпа в Западном Сальвадоре. В постклассическое время западные (государство тарасков) и часть северных (Сакатекас, Касас-Гранд) областей Мексики также входят в пределы Мезоамерики, значительно расширив тем самым общую ее территорию.

Структура типичного города-государства в доколумбовой Мезоамерике X–XVI вв. и на Древнем Востоке отличается поразительным сходством: метрополия и ее сельскохозяйственная округа, находящаяся от города на расстоянии 15 км. Столица – основное политико-административное, культовое н экономическое ядро города-государства, это прежде всего место пребывания правителя и его приближенных, а также храма главного городского божества и связанного с ним жречества. Здесь же находились представители знати, воины, торговцы, чиновники, ремесленники и так далее Однако основную массу городского населения составляли, вероятно, общинники, занимающиеся различными видами сельскохозяйственного производства. Данные письменных источников кануна конкисты и ряд бесспорных археологических признаков (некоторые мотивы классического искусства, заупокойные храмы и гробницы с особо пышным ритуалом) свидетельствуют о наличии у майя обожествления царя. Это косвенно указывает на существование уже в то время деспотической формы правления. Религиозные представления пронизывали все стороны жизни общества древних майя. Пантеон божеств майя был весьма обилен и сложен, как и в других раннеклассовых обществах. Характерной чертой религиозных воззрений народов Мезоамерики было представление о том, что вся история вселенной делится на определенные периоды или циклы, сменяющие друг друга. Каждый из этих циклов имел своим правителем то или иное божество и заканчивался мировой катастрофой: пожаром, потопом, землетрясением и др. Текущий мировой цикл должен также закончиться гибелью Вселенной. Древнемайяские культы характерны сложными и изощренными ритуалами, целью которых было, как и во всех других религиях, умилостивление божеств и получение от них различных благ [15, с.10]. Понятно, что жрецы занимали почетное место в обществе народов Центральной Америки, причем они составляли специальные корпорации, в которых господствовала строгая иерархия: от верховного жреца до юношей-прислужников. Жрецы занимались исследованием окружающего мира, накапливали научные знания. Развитие научных знаний у майя достигло значительного уровня, хотя в большинстве они были тесно связаны с религией.

Древние майя уделяли большое внимание календарю и летоисчислению, изучению математики, астрономии, медицине и истории. Кроме того, у них имелись некоторые практические знания по географии, геодезии, метеорологии, климатологии, сейсмологии и минералогии. Однако все эти отрасли положительных знаний были тесно переплетены с религиозными учениями о демонах, божествах, знамениях и предсказаниях. К тому же накопленные знания излагались на запутанном и перегруженном мифологическими намеками языке. Большим достижением майя в области математики была разработка в период последних веков до нашей эры позиционной системы счета и математического понятия нуля. Оба эти понятия являются крупнейшими шагом вперед в истории математического мышления, ведь в Индии они были разработаны приблизительно в VIII в., а в Европу попали только в XV в. [15, с.346].

Наиболее широко известной областью культуры майя является архитектура и изобразительное искусство, тесно связанные с определенной датой или астрономическим явлением. Здания строились через определенные промежутки времени – 5, 20, 50 лет. Каждое строение носило функцию не только жилья или храма, но и календаря.

Значительного развития достигла у майя литература. Такие литературные жанры, как эпические предания о судьбах тех или иных племен, мифы и сказки, трудовые, военные и любовные песни, загадки, пословицы были выработаны уже в глубокой древности. До нашего времени сохранился знаменитый эпос «Пополь-Вух», в котором рассказывается о создании мира и о подвигах двух божественных близнецов.

Доколумбова Мезоамерика представляла собой мозаику народов, языков и культур, однако для нее характерны многие общие культурные элементы. К ним относятся: иероглифическое письмо, иллюстрированные книги (кодексы), календарь, жертвоприношение людей, обрядовая игра в мяч, вера в жизнь после смерти и трудный путь умершего в потусторонний мир, ступенчатые пирамиды и прочее. Долина Мексики занимает особое место в Мезоамерике, ибо здесь формировались и развивались древнейшие культуры средней части Мексики. Здесь возникло самое крупное в регионе Мезоамерики государство ацтеков, упоминавшееся во многих испанских хрониках как подлинная империя, здесь находилась его столица Теночтитлан, вызывающая изумление конкистадоров своим величием, красотой и удобствами городской жизни (она насчитывала тогда 300 000 жителей).

В ацтекской культуре две идеи божества противостояли друг другу в результате конфронтации двух религиозных традиций: тольтекской традиции, уходящей глубоко в прошлое культур Мезоамерики, и ацтекской традиции, которая еще не утратила духа религиозной племенной ментальности воинственных кочевников. Таким образом, религиозные цели переплетались с устремлениями ацтекского государства, представляющего собой великолепно организованную имперскую машину. Удивление конкистадоров, которые столкнулись с этим почти магическим миром ацтекской культуры, не имело границ. Бесконечное число пирамид, скульптур и фресок, богатство храмов, переполненных золотом, алмазами и редкими перьями, казалось им скорее сном, нежели явью [15, 398].

Немаловажное место в культуре ацтеков принадлежало календарю, выражающему ацтекское видение космоса. С ним были связаны понятия времени и пространства, присущие тогдашней эпохе, в нем нашли отражение представления о богах и сферах их деятельности, а также обязательные ритуалы. На более высоком уровне культуры находились инки, создавшие гигантскую империю в Южной Америке. Один из Инков – Тупак Юпаки – сумел на практике осуществить доктрину, согласно которой весь мир, все народы должны были объединиться под мудрой властью инков. Именно поэтому он предпринял целый ряд грандиозных военных походов, в результате которых достиг возможного для индейцев Перу максимума. Мечи инков звенели теперь повсюду: в северной и южной части Южной Америки, в джунглях реки Мараньон и у берегов Тихого океана. Тупака Юпанки, пожалуй, можно сравнить лишь с одним-единственным полководцем Старого Света – Александром Македонским. В итоге многочисленных военных походов он воплотил в жизнь идею своего отца о мировом господстве, при нем завершается военная экспансия инков [14, с.16].

В южноамериканской империи инков исключительную роль играло золото. Оно выполняло в этой «золотой стране» самые различные функции, кроме одной – не было средством платежа. Инки прекрасно обходились без денег, ибо одним из основных принципов общества инков являлся принцип самообеспечения. Вся империя, включая айлью и провинции, представляла собой как бы единое натуральное хозяйство. Однако существовала и внешняя торговля, обеспечивавшая привилегированные слои общества различными предметами роскоши, недоступными или даже запретными для простого народа.

Мощь правителей империи инков помимо армии и юстиции опиралась также и на религию. Религиозные воззрения, равно как и сама религия, разумеется, не были творением только инков. Поклонение Солнцу в Перу и все, что с его культом связано, уходит корнями в доинкскую историю. Инки же лишь приспособили религиозные представления предшественников к своим практическим целям. В соответствии с их религиозными воззрениями Солнце занимало главенствующее положение среди богов и управляло всем надземным миром, а поэтому «сыновья Солнца», то есть владыки Куско, естественно, были призваны управлять ходом жизни на земле. [14, с.102] Из этого логически следовало, что порядок, установленный «сыновьями священного Солнца», являлся священным, хотя бы уже потому, что он освещен божественным происхождением правителей страны четырех сторон света. Золотое богатство Куско достигает своего апогея во время правления Уайна Капака (нач. XVI в.). Этот Инка облицовывает золотом не только стены своих собственных дворцов и стены храмов небесного отца – позолота наносится буквально на весь город.

Все бесценные произведения золотого искусства в городе Куско были разграблены конкистадорами из экспедиции Писсаро. Для того, чтобы разделить награбленную в Куско добычу, бесчисленные великолепные произведения искусства инков, за небольшим исключением, были переплавлены. Тем не менее все добытое испанцами бесконечно большое золотое и серебряное море оказалось лишь частицей истинного богатства Куско, остальное исчезло в тайниках и до сих пор не обнаружено.

Таким образом, древние цивилизации Нового света развивались по своей траектории, непохожей ни на один путь развития цивилизаций Старого света. Своеобразным очарованием обладают культуры доколумбовой Америки – культуры майя, ацтеков и инков, тесно связанные общностью городской цивилизации. Все это говорит о том, что Новый Свет – это уникальная историческая и культурная лаборатория, в которой создавались необычные по своим характеристикам цивилизации инков, ацтеков и майя. Чем они похожи и в чем их различия? На эти вопросы невозможно ответить, не рассмотрев особенности истории, культуры и быта этих народов каждого в отдельности.

2. Особенности культуры племени инков

2.1 Зарождение и падение цивилизации инков

История цивилизации инков начинается с 1200 г. до н. э. Самая выдающаяся культура на этом этапе – Чавин. Следующие культуры были Паракас, Мочика, Ика-Наска вплоть до 1200 г., когда появляется культура «золотой империи». Именно этот период развития культуры инков с 1200г. по 1572 г. рассматривается в дипломной работе [19, с. 34].

XIV–XVI веках на западном побережье Южной Америки распространилась власть могущественной “золотой империи”. Благодаря руководству талантливых архитекторов и инженеров общественная жизнь инков достигла очень высокого уровня. Территории государства охватывала все земли от южных районов современной Колумбии до Аргентины и достигала протяженности 5000 км [17, с. 11]. Инки считали, что они завоевали почти весь мир, а те земли, что еще оставались за пределами их государства, не представляли, по их мнению, никакой ценности. Однако в другой части света никто даже и не знал о существовании их государства.

Кто же такие инки? Каково их происхождение? О происхождении этого народа рассказывают легенды. Бог Солнца Инти с печалью наблюдал жизнь людей на земле: ведь они жили хуже диких зверей, в нищете и невежестве. Однажды сжалившись над ними, Инти послал к людям своих детей: сына Манко Капака и дочь Мама Окльо. Дав им посох из чистого золота, божественный отец велел обосноваться там, где посох без труда войдет в землю. Произошло это неподалеку от селения Пакари-Тамбо, лежащего у подножия холма Уанакаури. Во исполнение божественной воли Солнца его дети остались и основали город, который назвали Куско. Людям, обитавшим там, они дали религию и законы, мужчин научили возделывать землю, добывать редкие металлы и обрабатывать их, а женщин – ткать и вести домашнее хозяйство. Создав государство, Манко Капак стал его первым Инкой – властелином, а Мама Окльо – его супругой.

Суровые природные условия (кислородная недостаточность, низкое атмосферное давление, малая плодородность земель) и быстрый рост населения обусловили необходимость борьбы за выживание и расширение занимаемой территории. При этом инки переселяли коренных жителей завоеванных территорий во внутренние области государства, а их земли заселялись выходцами из центральных районов империи; в качестве государственного языка вводился язык кечуа. Когда началось восхождение культуры инков, все предшествующие выдающиеся цивилизации Южной Америки сошли с арены истории или стремительно приближались к закату. В период своего расцвета на ее территории проживало 15-16 млн. человек.

Инки были великим государством доколумбовой Америки, или, как называли свою страну сами инки, Тауантинсуйу или «Земля четырех частей». Последнее название связано с тем, что страна делилась на четыре провинции: Кунтинсуйю, Кольясуйю, Антисуйю и Чинчасуйю со столицей в городе Куско. Индейское племя языковой семьи кечуа. Потомки народа, поселившегося в долине Куско, расположенной на высоте более 11 000 футов над уровнем моря, инки начали развивать свою культуру только после 1200 г. н. э. Хотя столица Куско постоянно росла, их власть оставалась довольно ограниченной. Тогда в 1438 году Пачакути Инка Юпанки захватил престол. Называя себя «Сотрясающим землю», он со своими войсками совершил поход по всем Андам, завоевывая одни государства, ведя переговоры с другими, стараясь объединить несколько соседних стран в единую могущественную империю. Пачакути перестроил Куско, превратив столицу в город с прекрасными каменными дворцами и храмами. Его провинциями управляло многочисленное дисциплинированное, отлично функционировавшее чиновничество, стоявшее на защите интересов государства. Его преемник, сын Топа Инка, который пришел к власти в 1471 году, нанес такой сокрушительный удар по чиму, что обеспечил себе полный контроль над всем этим обширным регионом, простиравшимся от Эквадора до самого сердца Чили [19]. Укрепив свою власть, инки добились небывалого взлета культуры. По разветвленной дорожной сети маршировали армии, и осуществлялась торговля [14, с. 34].

Из тумана легенд и мифов инки выступают около 1438 г., когда они победили соседний народ чаика. Организатор этой победы, сын правителя Куско – Виракочи Инка – принял верховную власть, а вместе с ней имя Пачакути. Историчность его личности сомнений не вызывает. Дальнейшая экспансия инков развертывалась преимущественно в южном и юго-восточном направлениях. В середине XV века инки вмешались в борьбу между вождями аймара и в результате сравнительно легко подчинили себе район вокруг озера Титикака. Здесь инки завладели колоссальными стадами лам и альпак. Пачакути объявил животных царской собственностью. Отныне армии Куско не испытывали нужды в транспортных средствах, одежде и продовольствии.

Совместно со своим наследником Тупак Юпанки Пачакути организовал большой северный поход, в ходе которого инкское государство окончательно утвердило свой статус империи, стремящейся к объединению всей древнеперуанской ойкумены. Инкская экспансия на плоскогорье близ Титикаки вплотную приблизила их к конфронтации с царством Чимор. Правитель последнего – Минчансаман – тоже стал расширять свои владения. Однако как горцы, так и обитатели низменности старались оттянуть открытое столкновение. Те и другие испытывали трудности, когда попадали в непривычную ландшафтно-климатическую зону. Тупак Юпанки повел армию в горный Эквадор, где пришлось вести изнурительную борьбу с местными племенами. Инки пробовали делать вылазки на приморскую равнину Эквадора, но жаркая болотистая земля оказалась малопривлекательной для людей, привыкших к горному воздуху. К тому же ее многочисленное население активно сопротивлялось. В конце 60-х – начале 70-х годов XV века было принято решение о нападении на Чимор. Победа осталась за инками, хотя заключенный царством Чимор мир был относительно почетным для последнего. Лишь после разразившегося вскоре восстания прибрежное государство было окончательно разгромлено. Чимор лишилось всех владений за пределами Моче, да и в самой этой долине обосновались инкские военные посты [14, с.45].

После смерти Пачакути Тупак Юпанки отправился в новый поход. Без особого труда им были подчинены мелкие государства и племена центрального и южного побережья Перу. С упорным сопротивлением инки встретились лишь в небольшой долине Каньете, южнее Лимы. Еще легче, чем захват южного побережья Перу, прошло покорение тысячекилометровых пространств к югу от Титикаки. Небольшие группы скотоводов, земледельцев и рыбаков в местных оазисах не были в состоянии оказать его армии заметного сопротивления. После южного похода Тупака Юпанки империя достигла своих естественных границ. Были объединены под одной властью народы, жившие на плоскогорье в горных долинах и в оазисах Тихоокеанского побережья. Инкские правители пытались раздвинуть рубежи своего государства также и на восток. Преемник Тупака Юпанки Уайна Капак одержал победу над племенами чачапоя в Восточных Кордильерах. Однако дальше к востоку – в Амазонию – инки продвинуться не смогли. Восточная граница была единственной, которая нуждалась в постоянной защите. Здесь инки возвели серию крепостей, а на территории современной Боливии эти крепости даже были соединены тянущейся по гребням гор каменной стеной протяженностью почти 200 км.

При Уайне Капаке (1493-1525 гг.) империя инков достигла апогея развития. После его смерти вспыхнула междоусобная война двух претендентов на инкский престол – Атауальпы и Уаскара, закончившаяся победой Атауальпы. Этой борьбой воспользовался Писсаро, заманивший Атауальпу в ловушку. Взяв с Атауальпы огромный выкуп золотом, испанцы затем казнили его и возвели на трон младшего брата Уаскара Манко Капака. Последний вскоре поднял восстание, но не смог отвоевать Куско и увел своих сторонников на северо-запад от столицы, где в труднодоступном горном районе создал так называемое Новоинкское царство. Последний его правитель был казнен испанцами в 1572 году [17, с.56].

В 1524 году Франциско Писсаро вместе с Диего де Альмагро и священником Эрнандо де Люке организовывает экспедицию по неоткрытым территориям Южной Америки. В 1527 году Писсаро попадает в город инков Тумбес. От местных жителей он узнает о большом количестве золота и серебра украшающие сады и храмы в глубинах их земель. Примерно в это же время умирает Уайна Капака (Сапа Инка). И среди его приближенных начинается борьба за власть. При помощи хитрости и силы трон захватывает один из сыновей Уайна Капака Атуальпа. В 1532 году Писсаро с Альмагро вернулись в Тумбес вместе с 160-тью хорошо вооруженными авантюристами. На месте когда–то цветущего города они застали лишь руины. Он сильно пострадал от эпидемии, а потом и от гражданской войны. В итоге Писсаро отправляется ко двору Атауальпы. Узнав о передвижении белых людей внутри его страны, Атауальпа приглашает их к себе в гости. Со слов посла он понял, что испанцы выглядят и настроены дружелюбно. Во время встречи с послом Писсаро сделал подарки монарху и много говорил о мире. Писсаро разместил своих людей на открытом пространстве, на главной площади города Кахамарк. Он отправил Эрнандо де Сото засвидетельствовать своё почтение Атауальпе, с тем, чтобы тот попытался соблазнить его своим предложением, встретиться лично. Атауальпа соглашается нанести визит Писсаро в Кахамарке. Писсаро же следуя примеру Кортеса, который завоевал могущественную империю ацтеков с помощью похищения императора, начал готовить свою засаду [20, с.35].

На рассвете Писсаро разместил своих людей в строениях вокруг площади. На закате к площади приблизился императорская процессия. Атауальпу несли 80 слуг на деревянных носилках, инкрустированных золотом и со всех сторон украшенных перьями попугаев. Они пришли без оружия. На площади они увидели лишь одного доминиканского монаха в сутане с крестом в одной и Библией в другой руке. По закону Испании, захватчики обязаны были предоставить возможность дикарям принять «истинную веру». Атуальпа в оскорбительных словах отказывается, и Писсаро, практически без потерь, захватывает правителя инков в плен. Поняв, что белых людей манит золото, он решил откупиться, предложив за свою свободу наполнить комнаты, в которых он находился, золотом, а так же дважды «набить серебром индейскую хижину». Вместо освобождения Атауальпа таким предложением подписал свой смертный приговор. Приказав, сорвать всё золото в Куско, и доставив его испанцам, он лишь разжёг их страсть к драгоценному металлу. Инки не воспринимали золото и серебро как что-то ценное. Для них это был просто красивый металл. Золото они называли «потом Солнца», а серебро «слезами Луны». Для них ценными были ткани, так как на их изготовление уходило много времени [17, с.86].

На заседании совета, возглавляемого самим Писсаро, было решено сжечь Атауальпу. Писсаро понимал, какие выгоды ему сулит местный правитель под испанским контролем. Он остановил выбор на сыне Уайны Капака – Манко Инке. Когда испанцы прибыли в Куско, их встречали как доброжелателей, восстановивших законную правящую ветвь инков, хотя все мумии до их появления были надёжно спрятаны. Но бесчинства, творимые испанцами, привели к тому, что Манко наотрез отказался от сотрудничества и предпринял попытку покинуть Куско. Испанцы вернули его в столицу, закованным в цепи. В итоге Манко снова, но уже удачно, сбегает. Как только он выбрался за пределы Куско, он призвал свой народ к мятежу. Дело кончилось осадой Куско, которая продолжалась почти целый год. Безнадёжность осады стала ясна, когда из Испании прибыло подкрепление. После провала осады Куско Манко увёл с собой в густые джунгли 20000 своих соотечественников. Там они за короткий срок возвели новый город Вилькабамба. Из этого города инки порой совершали набеги на завоевателей, нападая на сторожевые посты. В 1572 году испанцы решили покончить с этим последним оплотом, как свидетельством прежнего могущества туземцев [20, с.112]. Добравшись до Вилькабамбы, они на месте города нашли лишь пустынные развалины. Защитники, перед тем как покинуть город, сожгли его. Испанцы продолжили погоню, проникая всё дальше и дальше в джунгли. В итоге ими был захвачен последний вождь инков Тупак Амару. Его привезли в Куско и отрубили голову на городской площади. Так пресеклась династия правителей инков.

В Испанию было вывезено огромное количества золота и серебра. Предметы искусства, как правило, переплавлялись перед вывозом. Самые прекрасные изделия доставлялись ко двору Карла V, затем они были выставлены для всеобщего обозрения в Севилье. Когда Карл начал испытывать нехватку в средствах для проведения военных кампаний, было велено переплавить эти выдающиеся произведения инкского искусства. Итогом пятидесятилетнего пребывания испанцев стало сокращение коренного населения – на три четвери. Многие умерли от болезней, завезённых из Старого Света, а многие от каторжного труда.

Таким образом, великая империя инков погибла от руки более хитрого и могущественного противника – испанцев. Культура народа, захватившего огромные территории, строившего великолепные сооружения, имевшего хорошо организованное войско, была уничтожена до основания. Осталось совсем немного археологических доказательств ее существования. В основном мы знаем о культуре инков из записей испанцев. Цивилизация инков развивалась быстрыми темпами. Буквально несколько десятилетий им хватило для того, чтобы достигнуть столь высокого уровня: четкий аппарат управления, организованная армия, города с могучими сооружениями. Инки так же, как и ацтеки, пришли на земли, где до них уже существовали древние цивилизации, и тоже имели не так много времени перед вторжением испанцев, чтобы сплотить вокруг себя только что побежденные народы. Сравнивая их с другими цивилизациями, сразу обнаруживаешь, что в жизни и религии инков было намного меньше мистики и философии, чем у ацтеков или майя. Зато у инков были большие организационные способности, направленные на создание одной из самых консолидированных теократических империй в истории человечества. Если ацтеки прославились своим богатым наследием в виде философских трактатов и знаний в области астрономии, то инки достигли непревзойденного уровня урбанизации, включая сложную транспортную систему, которая связывала их высокогорную столицу Куско со всем регионом Анд.

2.2 Административно-территориальное и общественное устройство государства

цивилизация майя ацтек инки

Инки называли свое государство Тауантинсуйю – «Земля четырех частей» [17, с. 31]. Действительно, империя была разделена на четыре части (суйю) – провинции. Они не были административно-территориальными единицами в современном смысле. Скорее они были символическими областями, олицетворявшими четыре стороны света. Территория Чинчасуйю распространялась на центральные и северные прибрежные и горные районы, вплоть до северной границы, которая разделяет сегодня Эквадор и Колумбию по реке Анкасмайо. Вторая провинция – Кольясуйю – была расположена к югу и охватывала плоскогорье, часть Боливии, север Аргентины и северную половину Чили. Третья – Антисуйю – лежала на востоке в области амазонской сельвы. Четвертая – Контисуйю – простиралась на запад, вплоть до океана. Средоточием этих четырех частей, точкой отсчета был Куско, расположенный на высоте 3000 метров над уровнем моря. В свою очередь, провинции подразделялись на округа, которыми управлял назначенный Инкой чиновник. В округ входило несколько деревень. Каждой из них принадлежал один или даже несколько родов. Род владел строго определенной площадью угодий. Из общинной земли каждый мужчина получал надел (тупу), а женщина – только его половину.

Вся земля в империи делилась на три части: поля общины, «земля Солнца» (доход с нее шел на содержание жрецов и жертвоприношения), а также поля государства и Инки, предназначенные для снабжения государственного аппарата, воинов, строителей, самого Инки и его свиты, на случай стихийных бедствий, а также в фонд вдов, сирот и стариков. Земли жреческого фонда и государства обрабатывались свободными жителями в свободное время, после того как были возделаны наделы семей. Этот дополнительный труд назывался «минка». Он воспринимался как необходимый, посильный и священный вклад каждого в общее дело.

Население, в основном, было сконцентрировано в городах, насчитывавших тысячи жителей и включавших прекрасные храмы и дворцовые ансамбли. Высокоцентрализованное государство находилось под управлением наследственной аристократии, чья власть была персонифицирована в лице Великого Инки, считавшегося сыном солнца. Он вступал в брак со своей собственной сестрой. Остальная знать управляла регионами огромной империи. На следующих после аристократии ступенях власти располагались жрецы, чиновники и главы общин. Далее следовал класс городских художников, врачей, архитекторов и ремесленников, и в самом низу стояли временно призванные в армию солдаты и гонцы. Многочисленный класс жрецов и жриц посвящал себя общему религиозному культу героя Виракочи и бога солнца Пачакамака.

Уровень жизни рядовых общинников и их семей был почти одинаков (количество питания, одежды, качество домов и утвари). Не было голодающих бедных. Кто не мог работать, обеспечивался государством необходимым минимумом. Социально-политическая организация инков была весьма оригинальной и вполне соответствовала своим целям. Первичной и основной ячейкой общества инков была семья во главе с отцом, которого называли пурек. Высший уровень государственного управления представляли четверо суйююк-апу, являвшиеся верховными руководителями четырех суйю. Над ними стоял лишь Сапа Инка («Единственный Инка») – владыка всего Тауантинсуйю, единодержавный координатор ее жизни, имевший еще один официальный титул Интип Чурин («Сын Солнца»). Считалось, что он сошел на землю для того, чтобы выполнить волю Солнца. Подданные Сапа Инки также называли себя «инки» и читали себя «богоизбранным» народом. На троне в Куско мог находиться только муж королевской крови. Будущий Инка долго готовился к трудной роли: он постигал тайны бытия, изучал религию, различные науки и кипу – узелковое письмо. Его также обучали хорошим манерам и воинскому делу.

В империи имелось две группы знати: столичная и провинциальная. В Тауантинсуйю в категорию аристократии также можно было попасть за выдающиеся заслуги в военной области, за исключительные инженерные способности и за дарование в науке, искусстве, литературе. В империи были категории, которые оставались за пределами социальной структуры общинного сектора. Это янакона, акалья, камайок и митмак, причем принадлежность человека к одной из этих категорий могла сочетаться с принадлежностью к другим. Простой подданный Тауантинсуйю мог обрести моральную поддержку, прежде всего в семье и общине (айлью), создаваемой по мужской линии. В состав айлью входило несколько семей, живших рядом друг с другом и занимавшихся коллективным трудом. В большом поселке могли проживать несколько общин, каждая из которых занимала свой комплекс огороженных стеной строений. Каждая община почитала своих предков и имела право на определенное место на главной сельской площади во время проведения праздников.

Чтобы обеспечить продовольственные нужды империи, инкам пришлось по-новому подойти к использованию земли, и они успешно справились с этим, создав террасы на склонах гор, выпрямив русло некоторых рек, засыпав либо осушив болота, направив воду в пустынные районы. Сельскохозяйственные террасы инков (анденес) сохранились в огромном количестве. Они позволили сделать земледелие возможным там, где о нем прежде не могли и мечтать. Сегодня в Перу, благодаря инкским анденес, регулярно обрабатывается около 6 миллионов акров земли [21].

В инкском обществе никто не имел права проводить время в праздности. Даже беременные женщины редко освобождались от повседневной черной работы. Будущим матерям позволялось не ходить на поля только на поздних стадиях беременности, но в остальных случаях они были обязаны заниматься всеми работами, пока хватало сил. Тем не менее, с точки зрения инков, дети являлись ценным пополнением в семье, как будущая дополнительная рабочая сила. Поэтому аборт по закону карался смертной казнью, которой подвергалась как сама мать, так и все сопричастные ее преступлению. Хотя инки требовали, чтобы трудились все, они принимали во внимание способности человека и состояние его здоровья. Больным и немощным не приходилось зарабатывать себе на жизнь. Все необходимое – еду и одежду – они получали с государственных складов. Им поручались такие задания, которые они могли выполнять в соответствии со своим физическим состоянием. В то же время прагматический до крайности режим инков не допускал, чтобы немощные отвлекали сильных и здоровых жителей страны от труда для обеспечения себе особого ухода. Поэтому по закону человек, лишенный работоспособности из-за физического изъяна, мог создать семью только с таким же инвалидом.

Старики также пользовались у государства особым вниманием. Считалось, что человек достигает старости в возрасте приблизительно пятидесяти лет. Такие люди уже не считались полноценными работниками, и их освобождали как от трудовой повинности (миты), так и вообще от налогообложения. Однако, до тех пор, пока они совсем не лишались физических сил, старикам предписывалось выполнять задания, не требовавшие особых усилий: они собирали хворост в лесах, присматривали за грудными детьми, готовили пищу, гнали чичу, плели веревки и канаты, оказывали посильную помощь при уборке урожая [14, с.115].

В империи инков имелись постоянные четыре армейских соединения по 40000 человек, командование которых подчинялось правителю всего народа. Армия инков была самой многочисленной в доколумбовой Америке. Это была, главным образом, «гражданская» армия. Все годные к воинской службе мужчины в возрасте от 25 до 50 лет должны были отбывать воинскую повинность в течение пяти лет. Каждая провинция поставляла как рядовых, так и «офицерский» состав. Каждый проходил тщательную военную подготовку с 10 до 18 лет. Подготовкой руководили профессиональные военные, обычно из низшего офицерского состава, которые обучали своих воспитанников владению оружием обороны и нападения, знакомили с основами рукопашного боя, обучали преодолевать водные препятствия, осаждать вражеские укрепления, подавать дымовые сигналы и другим полезным на войне вещам. После завершения длительной военной подготовки молодые люди в своей айлью, в присутствии государственного инспектора сдавали нечто вроде выпускных экзаменов по военному делу. Военной подготовке не подлежали больные и калеки. Когда начиналась война, молодежь общины, прошедшая длительное военное обучение, отправлялась на поле боя с тем подразделением, к которому она была приписана на основе административной структуры империи. Структура инкской армии в точности соответствовала административно-организационному устройству государства и общества. Армия инков отличалась высокой дисциплиной: смертная казнь грозила даже за отлучку без ведома военачальника. В бою, помимо обычного оружия, применялось и психологическое – различные устрашающие звуки, дикий крик, звуки флейт, сделанных из костей побежденных врагов и грохот деревянных барабанов с натянутой на них человеческой кожей. Следует также отметить, что инки нередко одерживали победы силой слова, то есть посредством дипломатических переговоров, во время которых «сыновья Солнца» предлагали противнику подчиниться добровольно. Инки не убивали пленных без нужды. Пленных брали для расширения империи и получения новых подданных.

Неотъемлемой частью жизни была религия. Инки поклонялись Солнцу, которое, однако, было не главной культовой фигурой, а лишь одной из ипостасей единого, всемогущего и вездесущего бога. Концепция такого вероучения складывалась постепенно в Тауантинсуйю, именно там завершался процесс перехода от политеизма к монотеизму. Существовало поразительное сходство между «религией Солнца» инков и католичеством, которому предстояло заменить древнюю веру: похожие на монастыри дома для незамужних женщин, пышные праздничные процессии с изображениями богов и святых, высоко поднятых над головой для всеобщего обозрения, и даже процедура причастия, во время которой жрецы церемонно вкушали еду и чичу. Подобно католикам-прелатам, жрецы-инки были исповедниками, но их услугами не пользовались ни император, ни его ближайшие родственники, которые каялись в совершенных грехах непосредственно самому Инти, богу Солнца. Такое сходство между двумя религиями только помогало миссионерам-католикам выполнять возложенные на них задачи [17, с.51].

Тело умершего верховного правителя подвергали мумификации, и мумии служили предметом поклонения. В каждой семье и каждом роду почитались собственные умершие родичи. Сохранявшиеся благодаря процессу мумификации, одетые в царственные наряды, их трупы восседали на тронах во дворцах, принадлежавших владыкам при жизни. Властителям прислуживали словно живым, стараясь предупредить любое их желание, удовлетворить любую потребность, «кормили», «поили» и всячески ублажали. Усопших императоров носили на паланкинах для того, чтобы они имели возможность «ходить» друг к другу в гости, посещать живых инков, которые не только поклонялись своим предшественникам, но советовались с ними по самым насущным вопросам. Время от времени царские мумии выносили на центральную площадь Куско для участия в тех или иных торжественных церемониях. Таким образом, большая часть ресурсов империи, «принадлежала мертвецам». Данный факт говорит о теократическом характере государственности в Тауантинсуйю. В качестве знака императорской власти он носил на голове маскапайчу – повязку из тончайшей шерсти красного цвета, украшенную перьями корикенке (редкая разновидность сокола, обитающего в Андах).

Археологические находки доказывают, что в религии инков существовали детские жертвоприношения богам. На вершине вулкана Льюльяйльяко (6739 метров) в Андах (северо-западная Аргентина) в 1999 году были обнаружены тела троих детей исследователем National Geographic Йоханом Райхардом. (см. приложение) Они прекрасно сохранились: их кожа и волосы были исследованы учеными. В 25 метрах от вершины горы исследователи раскапывают захоронение инков. Сначала маленький связанный мальчик (7 лет), вторая старшая девочка (15 лет), третья девочка (6 лет) обугленная. В ходе научного исследования мумии держали в постоянном холоде, пытаясь сдержать разложение. Какими были жертвоприношения инков? Жестокими или же милосердными? В записях испанцев есть упоминание о том, что дети прошли почти 1600 км до места своей гибели. Этот поход начался в Куско. Возможно, их матерей тоже взяли в поход, чтобы повысить их шансы на выживание. Каким же образом эти пятисотлетние тела так хорошо сохранились? Причина тому – идеальные условия, в которых они были похоронены. Сочетание вулканического пепла, температур, близких к нулю и влажности остановило процесс разложения. Бактерии не выживают в таких условиях. Современные технологии помогли узнать, как эти дети умерли. А испанские письменные источники помогли пролить свет на то, почему эти дети были выбраны (см. приложение А). Правители инков считали, что дети, самые чистые и невинные существа на свете, являются самым идеальным подношением богам. И раз этого хотели боги инков, у родителей не оставалось выбора. Родителям говорили, что показывать свою боль непозволительно. Слезы и другие выражения горя считались дурным тоном. Инки считали, что дети, принесенные в жертву, сами становятся богами. Старшая девочка была выбрана задолго до своего последнего похода. В числе прочего, инки славились и своим институтом избранных женщин. Они назывались «девами Солнца». Посланники Великого Инка ездили по всей империи и отбирали юных девочек. Избранных доставляли в хорошо охраняемые здания, где они давали обет целомудрия. Некоторым девочкам суждено было стать жрицами бога Солнца, некоторые становились наложницами правителя инков или женами его придворных. Другим же была уготована «высшая» участь. Делать такие приношения богам мог только правитель инков. Только он мог сказать, какая девушка будет принесена в жертву. По волосам девушки команда экспертов определила, что подготовка к жертвоприношению началась за несколько месяцев до паломничества. И первое событие случилось за год до гибели девушки. Ее перевели на другое питание: картошку и овощи сменила пища элиты – кукуруза и животные белки. Девушку откармливали, готовя к участи на вершине вулкана. Самую младшую девочку прозвали «Девочка-молния». Ее лицо обуглено, потому что в нее попала молния. Разряд молнии проник на глубину более 120 см. возможно разряд прошел сквозь серебряную пластину, прикрепленную ко лбу девочки. Мальчик был смертельно ранен и поэтому связан. Возможно, он начал капризничать. Девочек напоили чичей, поле чего они впали в кому и уже не проснулись.

Непросто провести детей до шестнадцати лет 1600 км и взобраться на гору высотой в 6700 метров. Инки сделали это при помощи отличной организации и инфраструктуры. Что побудило инков идти так далеко, ради жертвоприношения? Есть теория, что в тот год была сильная засуха, а гора Льюльяйльяко самая большая, инки считали, что ее пик управляет погодой. На подъем в гору ушло три-четыре дня. На высоте более 6000 метров над уровнем моря инки ощущали недостаток кислорода, возможно у них были галлюцинации и головные боли. Чтобы помочь детям справиться, взрослые давали им жевать листья коки – психостимулирующее растение. Вместе с их телами были захоронены около сотни ценных предметов. Они были хорошо подготовлены для жизни после смерти (см. приложение А).

В Тауантинсуйу законы были неписаными, но они все подразделялись на гражданские и уголовные. Недопустимы были богохульство, безбожие, безделье, лень, ложь, кража, прелюбодеяние и убийство. Вопрос о виновности решали судьи – руководители общин и представители знати. В основе законов лежали четкие принципы: в качестве соучастника по каждому делу проходили чиновники, отвечавшие за десятичное подразделение; наказывался подстрекатель преступления, а не его исполнитель; правонарушение, совершенное аристократом, считалось более тяжким проступком, нежели такая же провинность простолюдина (такое дело рассматривал сам Верховный Инка). В качестве наказаний применяли изгнание, бичевание, пытки, публичное порицание, но самой распространенной мерой была смертная казнь (повешение, четвертование, забивание камнями). Лица, угрожавшие безопасности государства, помещались в камеры, кишащие ядовитыми змеями или хищными животными. Села, в которых они жили, сравнивали с землей, а жителей казнили. При таких суровых законах преступность в стране была крайне низкой [17, с.151].

В итоге можно отметить, что цивилизация инков имела необычайно четкую социальную структуру, которая заботилась о своих гражданах. При помощи этой структуры правитель мог контролировать империю, практически не сходя с места. Говоря о социальных различиях в Тауантинсуйю, следует отметить, что они определялись происхождением и личными заслугами. В отличие от ацтеков инки вели войны не для того, чтобы получить человеческие жертвы для реализации мессианской идеи поддержания жизни Солнца, но для расширения империи и получения новых подданных – дополнительной рабочей силы.

2.3 Тайна городов империи и повседневная культура горожан

Жемчужиной инкской культуры был город-крепость Мачу-Пикчу (см. приложение Б). В переводе с языка кечуа – «Старая гора». Это был город удивительной истории и неразгаданных тайн. Испанские конкистадоры, захватившие в XVI веке территорию современного Перу, так и не смогли обнаружить эту крепость, в которой укрылись инки, не желавшие подчиниться иноземному господству. В течение более трехсот лет он был в полном смысле слова «потерянным городом» – никто не подозревал о его существовании. Считают, что последние обитатели Мачу-Пикчу скончались к началу XVII века, а открыт он был Хайрамом Бингемом только 24 июля 1911 года. Произведенные под руководством этого американского ученого в течение четырех лет раскопки и работы по очистке территории от растительности позволили увидеть построенные на горном склоне сотни каменных зданий и множество других сооружений – лестницы, переходы, пещеры. Все это и образовало хорошо защищенный город-крепость, о происхождении которого споры продолжаются до сих пор. Бингем не только открыл Мачу-Пикчу, но и вывез из Перу 3 тысячи золотых изделий инкской цивилизации, хранящихся ныне в музее Йельского университета (США) [22, с.8].

Этот город весьма необычен. Расположенный в котловине горной цепи Вилкабамба, на высоте 2900 метров над уровнем моря, он был последним из поселений, построенных столь высоко, в ущелье, тянущемся вдоль рек Юкау и Урубамбы, к северу от Куско. За пределами Мачу-Пикчу Урубамба устремляется вниз, в джунгли, а вершины гор скрыты от глаз пеленой тропических туманов. Во времена инков значительная часть речной долины была сложна для заселения и сооружения террас для земледелия. Их горизонтальную поверхность выравнивали, укладывая булыжниками, а затем засыпали землей – так создавалась плоскость, пригодная для земледелия. Инки сооружали террасы и для строительства своих домов. Крепость расположена на вершине неприступного утеса по берегу реки Вильканотой и окружена многометровой стеной из громадных каменных блоков. Вдоль стены – здания, которые тесно прижаты друг к другу. Их разделяют узкие проходы и многочисленные лестницы.

Долгое время оставалось невыясненным, к какой эпохе относится строительство города. Одни ученые относили время постройки еще к доинкской эпохе, другие считали Мачу-Пикчу вершиной строительной деятельности именно инков. Вначале 1980-х здесь обнаружили склеп, в котором, как предполагают, был захоронен Инка Манко – вождь крупнейшего индейского восстания против испанцев. Дискуссии специалистов продолжаются, а тем временем дата основания Мачу-Пикчу перестала быть загадкой для ученых. С помощью датировки радиоуглеродным методом и ряда других исследований, проведенных в последнее время, сотрудники Национального института культуры Перу определили, что город-крепость начали строить в 1450 году, когда у власти был Верховный инка Пачакутек (1438 – 1471) [22, с.15]. Тем самым были опровергнуты как теории, приписывающие Мачу-Пикчу более чем тысячелетнюю историю, так и версии, исходящие из предположения, что крепость построили для противодействия волне испанских завоеваний.

Теперь считается, что загадочный город строили с целью дать приют примерно тысяче человек, в которых нуждался Пачакутеку, именуемый «великим строителем» и считающийся основателем империи инков. Исследования выявили, что Мачу-Пикчу был административным центром новой земледельческой зоны, продвинутой в направлении джунглей. Однако по причинам, не выясненным до сих пор, инки покинули город так же, как соседние горы Хуайяна-Пикчу и Эль-Мандор, где тоже обнаружены следы древней культуры.

Из всех городов, сооруженных инками, Мачу-Пикчу – один из красивейших. Он целиком построен из местного гранита. Иногда глыбы разбирали на прямоугольные блоки, которые подгоняли друг к другу столь идеально, что поверхность выглядит совершенно гладкой. Есть здесь и дома, построенные из многоугольных, очень плотно пригнанных друг к другу глыб. Их обтесывали, укладывали на землю и облицовывали каменными плитками. Некоторые дома, по-видимому, предназначенные для простых ремесленников, построены из пирки – камня, обмазанного глиной. Храмы, дома и дворцы окружены ступенями сельскохозяйственных террас. Исследователи считают, что Мачу-Пикчу был административно-экономическим центром, задачей которого, в частности, было контролировать торговлю кокой для Куско. Возможно, отсюда в джунгли отправлялись экспедиции для ее сбора.

Особое впечатление производит выделяющийся изяществом комплекс жилых помещений, получивший название «Царская группа». Есть мнение, что это – уменьшенный вариант гигантских царских дворцов в Куско и в других центрах империи инков. Его каменная архитектура особенно изысканна, а в помещении, которое предположительно служило спальней Сапа-инки, имеется проточная вода.

После того, как Хайрам Бингем обнаружил руины Мачу-Пикчу, долгое время бытовало представление, будто город не простирается далее известных границ. Никому не приходило в голову вести раскопки в окрестностях, и это было ошибкой. В декабре 1982 года группа перуанских археологов, с трудом продираясь сквозь густые джунгли, вышла на крутой горный склон, откуда открывался вид на пенящиеся стремнины реки Урубамбы. Примерно посередине пятисотметрового обрыва, над которым высится Мачу-Пикчу, ученые обнаружили новые террасы, по всей видимости, сельскохозяйственного назначения, а также ритуальный комплекс с тридцатью захоронениями. Эти объекты занимали примерно такую же площадь, что и сам город. Экспедиция обнаружила следы сложной градостроительной композиции. От четырех строений вниз спускались 70 террас. А примерно на удалении километра перед группой исследователей предстала площадь в форме почти правильного круга. В поперечнике он имел около десяти метров. Вокруг площади расположились пять небольших домов и одно отдельно стоящее здание покрупней. Круг был обнесен каменной стеной, служившей одновременно задней стеной примыкавших домов [22, с.59].

Из-за своей необычной структуры поселение, карабкающееся в гору, было названо Кильяпата. На кечуа, языке инков, это означает «выше Луны». Кечуа до сих пор распространен на огромной территории стран Андского субрегиона (Перу, Боливия, Эквадор), а также в меньшей степени в Колумбии, Аргентине и Чили. Всего на этом языке говорят свыше 10 миллионов человек. Любопытно, что всего несколькими метрами ниже Кильяпаты проходит знаменитая «Тропа инков», по которой тысячи пеших пилигримов каждый год следуют в Мачу-Пикчу. Однако разглядеть с нее остатки древнего поселения было невозможно – их надежно упрятали джунгли. Поскольку склон горы в этом месте очень крут, террасы возводились поистине монументальные. У некоторых из них стены достигают высоты 5 – 6 метров, а горизонтальная поверхность имеет свыше 9 метров в ширину. Плоские камни, встроенные в стену террасы, образуют своеобразную лестницу, ведущую вверх, если не к Луне, то к самым высоким этажам. Для сравнения замечу, что высота большинства террас в Мачу-Пикчу всего полтора метра.

Отталкиваясь от названия Кильяпата («Выше Луны»), участок террас с захоронениями был окрещен «Часкапата» («Над звездами»). Сохранившийся в обоих местах слой гумуса свидетельствует, что на протяжении веков они оставались неприкосновенными. Кильяпата, расположенная на высоте 2460 метров над уровнем моря, включает 70 каменных террас шириной до 5 метров, связанных между собой ступенями и обрамленных галереями и дренажными каналами. Главный, выложенный камнем, канал шириной 10 метров спускается по склону холма к центральной лестнице, которая делит на две части 50-метровые террасы. От магистрального канала к каждой из террас расходятся более мелкие ответвления. Рядом – складские постройки и ритуальное строение с нишами в форме трапеции. Входом оно обращено к долине реки Урубамба – месту, считавшемуся у инков священным. Особую ценность этой находке придает то обстоятельство, что она украшена орнаментом, ранее неизвестным в инкской архитектуре. «Близость Часкапата к местам омовения, а также к самому Мачу-Пикчу наводит на мысль, что этот комплекс служил для «окончательного очищения» перед вступлением в священный город.

Блестящим примером градостроительного искусства инков является их столица – город Куско. Куско был столицей и символом империи – сказка из камня и золота. Здесь находились резиденция Инки, главные органы власти, ритуальный центр и городские службы. Это был важный хозяйственный и культурный пункт, в котором распределялись средства

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Древнейшие цивилизации Мезоамерики". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 514

Другие дипломные работы по специальности "История":

Российско-китайские отношения: история и современность

Смотреть работу >>

Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX веков

Смотреть работу >>

Советско-германские отношения в 1920 – начале 30-х гг

Смотреть работу >>

Польша от 1914 года к началу второй мировой войны

Смотреть работу >>

Социально-экономические аспекты традиционной структуры Казахстана в 20-30 годы ХХ века

Смотреть работу >>