Дипломная работа на тему "Защита авторских прав в сети Интернет"

ГлавнаяГосударство и право → Защита авторских прав в сети Интернет




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Защита авторских прав в сети Интернет":


Оглавление

Введение…………………………………………………………… ..............….....2

Глава I. Особенности реализации авторского права в сети Интернет……...…6

§1.1. Интернет как всемирная сеть интеллектуальной собственности…..........6

§1.2 Содержание авторских прав в сети Интернет………………….…….......19

Глава II. Механизм защиты авторских прав в сети Интернет…………....…..26

§2.1 Действующее законодательство в области защиты авторских прав в Интернете и правовые проблемы……………………...........26

§2.2 Способы защиты авторских прав в сети Интернет…………………........42

Заключение……………………………………………………….…… ................73

Библиография………………………………………………………….................78


Введение

Исследование правовых проблем, порожденных научно-техническим прогрессом, приобрели актуальность уже в 50-70-е годы XX века. Сегодня трудно найти сферу человеческой деятельности, которую бы не затронуло появление глобальных телекоммуникационных систем. Самая распространенная из них — сеть Интернет.

В современную эпоху, называемую «информационным обществом», мы являемся свидетелями бурного развития интеллектуальной деятельности человека. Эта деятельность имеет значение не только для человека, но и для социального и экономического развития любого государства. Она является составной частью безопасности государства, поскольку недостаточный интеллектуальный потенциал, являющийся, как правило, следствием недостаточного развития нормативно-правовой базы, которая ведет к неконкурентоспособной экономике, следовательно к слабому государству. Изменяются общественные процессы, в нашу жизнь давно прочно вошли такие понятия, как компьютер, программное обеспечение, Интернет. Библиотеки и архивы уступают место электронным библиотекам, которые созданы повсеместно. Электронные банки данных, содержащие огромное количество произведений литературы, науки, искусства, вполне умещаются на жестком диске компьютера или web-сайте. Обслуживаются они, как правило, одним человеком. Интернет - понятие глобальное не только в географическом, но и в социально-правовом смысле этого слова. Он, в той или иной степени, затрагивает самые разные сферы жизнедеятельности современного человека, в том числе и гражданско-правовые отношения. Интернетом пугают, рисуя образ некого компьютерного вора, для которого нет ни каких преград, и готового похитить всю "информационную собственность", призывая принять самые жесткие правовые меры по защите от него. Интернет восхваляют и рисуют идеальный информационный мир, в котором нет границ и непонимания между жителями этого виртуального пространства, и государству рекомендуется не вмешиваться и позволить ему существовать по своим особым законам. Дискуссия о правовом регулировании Интернета приобретает все большую остроту, и уже законодатели давно заниматься этими проблемами.

Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что защита авторских прав в Интернет до сих пор не получила достаточного освещения в юридической литературе. Защита же авторских прав в Интернет с помощью современных компьютерных технологий, прежде всего, зависит от того, насколько грамотно используются их возможности. В настоящее время остро стоит необходимость регулирования вопросов защиты в Глобальной сети, регламентации Интернета, как наиболее важного элемента новых информационных технологий. Серьезное внимание на данную проблему теоретики и, особенно, практики стали обращать относительно недавно, когда Интернет прочно вошел в жизнь человека. Таким образом, следует отметить, что данная проблема в целом представляет собой «белое пятно», она практически не исследована, хотя в последние годы и теория, и практика признают необходимость ее урегулирования.

Целью данной работы является формирование целостного представления о защите авторских прав в сети Интернет, о выявление основополагающих моментов в правовом регулировании защиты авторских прав в сети Интернет. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

- определение понятия Интернета как всемирной сети интеллектуальной собственности;

- раскрытие содержания авторских прав в сети Интернет;

- выявление пробелов и определение перспектив развития российского законодательства в области Интернета в условиях развития Глобальной сети.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с использованием объектов авторского права в открытых информационных системах.

Предмет исследования — положения доктрины, законодательства и судебной практики о защите авторских прав в процессе их реализации в сети Интернет.

Методами исследования являются метод изучения научной литературы, нормативно-правовой документации по данной теме, метод изучения и обобщения отечественной и зарубежной практики, метод сравнения, синтеза.

Нормативной базой дипломной работы являются действующие Международные соглашения в области авторского права, право Европейского Союза, законодательство Российской Федерации, законодательство зарубежных стран и судебная практика указанных выше соглашений.

Теоретической основой послужили монографии, учебники, учебные пособия, справочники российских и зарубежных авторов, таких как, Арнольд П. ,Бабкин С.А, Вершинин, А.П., Гульбин Ю., Дмитриев С. В., Дозорцев В., Ивлев А. Н., Калятин В.О., Кемрадж А.С., Наумов В.Б., Погуляев В., Рузакова О. А., Семилетов С. И., Сергеев А. П., Холмогоров В., Шершеневич Г.Ф., статьи из правовых журналов «Юрист», «Закон», «Интеллектуальная собственность. Авторское право» и др., результаты практической деятельности ряда организаций, занимающихся реализацией прав авторов в Интернет, а также статьи, материалы информационной сети Интернет, справочные правовые системы "Консультант Плюс", "Кодекс".

Положения выносимы на защиту:

- Признать Интернет объектом гражданского права;

- Ввести в Гражданский кодекс Российской Федерации понятие «Интернет-услуги» - услуги, оказание которых осуществляется путем передачи или приема данных по каналам Интернет;

- Сосредоточить в руках государства управление сетевыми коммуникациями либо реальных рычагов воздействия на компании, в ведении которых находятся компьютерные сети (введения цензуры в интернете на публичный уровень, привлечение телевидения, контроль содержания Интернет-ресурсов через фирмы, организации или частных лиц, создание новой структурной единицы - подкомитета - в Госдуме по Интернету).

Структура диплома состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографии. В первой главе дается определение Интернета как всемирной сети интеллектуальной собственности, рассматриваются различные точки зрения по поводу данной категории, раскрывается содержание авторских прав в сети Интернет. Вторая глава представляет собой анализ действующего законодательства, перспективы развития и проекты единого сетевого закона, проблемы, стоящие перед законодателем.


Глава I. Особенности реализации авторского права в сети Интернет

§1.1 Интернет как всемирная сеть интеллектуальной собственности

Возникновение и развитие сети Интернет способствовало резкому расширению информационных возможностей личности и общества. На настоящий момент сеть Интернет представляет собой средоточие всевозможной информации и в перспективе, очевидно, станет основным источником информации в мире.

Несомненно, что, с позиций общественной пользы, чем больше в сети Интернет публикуется литературных и музыкальных произведений, фильмов, программного обеспечения и баз данных, тем лучше, поскольку технологии и сервисы сети Интернет дают возможность оперативно и с минимальными экономическими затратами предоставлять требуемый объект большому количеству пользователей, способствуя тем самым развитию личности и общества. Зачастую, однако, при публикации или размещении тех или иных объектов в сети Интернет нарушаются или создаются условия для нарушения авторских прав, и становится очевидным, что свобода информационного обмена может идти не только во благо, но и во вред.

Можно сколь угодно долго и убедительно заявлять о целесообразности свободного распространения результатов творческой деятельности в новом информационном обществе, однако до той поры, пока, возможно, в чем-то логичные конструкции использования

Никто сегодня не будет спорить с утверждением, что Интернет – это явление. Явление состоявшееся, полезное с одной стороны и вредное с другой. По статистике в одной только России проживает более 40 млн. пользователей Интернета.1" 1"[1] Среди пользователей мировой информационной паутины можно выделить тех, кто использует информационную сеть для поиска и получения необходимых платных и бесплатных сведений и услуг, и тех, кто не только ищет, читает, покупает, играет, но и сам создает веб-страницы, выставляя информацию в сеть. Информационные ресурсы Интернет включают информацию в виде электронных документов разных типов – текстовые, аудио- и видеоматериалы, графические объекты, базы данных, программы и прочее. Как правило, цель представления информации в Интернет – довести ее до сведения других пользователей. Уникальность Интернета состоит в том, что можно в любое время дня и ночи, однократно или многократно знакомиться с материалами, размещенными в Сети, копировать их, отсылать кому-нибудь при условии, что у вас есть выход в Интернет.

И вот тут то и возникает проблема. Проблема авторского права в сети Интернет. Сказано и написано на эту тему много, но «туман» до сих пор не рассеялся. Одни считают, что Сеть нужно подчинить обычным законам, другие говорят, что авторские права в Интернете – категория виртуальная, доказывать их не стоит, да и не получится. То есть разброс мнений – от верховенства закона в сети Интернет - до полной свободы действий. На сегодняшний день нормы, регулирующие деятельность в мировой информационной паутине отсутствуют. Поэтому чаще всего нарушаемые права в сети Интернет – это права на объекты интеллектуальной собственности, в частности, авторские права физических и юридических лиц.

В некоторых национальных законах об авторском праве существуют положение о том, что любое копирование материала без ведома правообладателя недопустимо. Но очевидно, что загрузка информации из Интернета на каждый персональный компьютер не может происходить с ведома правообладателя. В том и состоит сложность создания правовых норм регулирования деятельности в Интернете, что необходимо сочетание свободы доступа к информации и информационной безопасности.

Аудитория Интернет постоянно увеличивается. Если в 2006 г. Число постоянных пользователей глобальной сети в России составляло 5 млн. человек, то к концу 2007 г. –уже более 15 млн. человек.2" 2"[2]

С помощью компьютеров изготавливаются документы, в том числе те, которые служат формой авторских произведений.3" 3"[3] На основе компьютерных технологий организована и система Интернет, которая способна выступать и как средство ведения коммерческой деятельности, и как объект этой деятельности. Применительно к электронной коммерции встает вопрос о защите авторских прав при осуществлении маркетинговой политики в Интернете, использовании авторских разработок при создании сайтов и баннеров

Проблема авторского права в Интернете, его соблюдения и защиты требует серьезного рассмотрения. До сих пор не выработана однозначная и единая для всех стран позиция. И это неудивительно, поскольку Интернет как глобальная компьютерная сеть — относительно новое средство коммуникации, переживающее этап бурного развития. Совершенно очевидно, что законодательство не всегда и не везде поспевает за стремительным движением новых технологий — вследствие этого возникает множество задач, которые еще ждут своего окончательного решения.

С помощью Интернета активно формируется мировое информационное пространство. В нем уже действуют крупные информационные конгломераты, объединяющие системы создания информации (издательские дома, редакции газет и журналов, телесети, телестудии) и сети ее распространения (кабельные, телефонные, компьютерные, спутниковые). В Интернете сосредоточена деловая, образовательная, развлекательная информация, электронные газеты и журналы, базы данных практически по всем областям человеческой жизнедеятельности, электронная почта, электронные библиотеки, информационные ресурсы государственных и частных учреждений и компаний.

Особенность регулирования информационных отношений в Интернете определяется в первую очередь особенностью представления информации в электронном виде. В виртуальной среде меняются физические свойства носителя, на котором отображается информация (при отображении информации на экране компьютера нет твердого носителя) и, как следствие, возникают новые юридические особенности и свойства информации как объекта правоотношений. Среда в Интернете в целом не может иметь самостоятельные права и нести обязанности. Среда Интернета не является ни зарегистрированной организацией, ни юридическим лицом. Тем не менее, ресурсы в Интернете принадлежат на правах собственности разным субъектам: каналы связи — телекоммуникационным компаниям; компьютерное оборудование — пользователям; информация — ее собственникам; техника и программное обеспечение поддержки магистральных сетей — их владельцам.

Что мы видим, попав в Интернет? Например, библиотеку Мошкова по адресу: http://www.lib.ru. Около 30 тыс. полных текстов книг. Разные люди по всей стране сканируют, распознают и присылают в библиотеку Мошкова электронные тексты книг (например, полное собрание сочинений А. и Б. Стругацких), которые бесплатно «выставляются» в Интернете вопреки действующему закону об авторском праве6" 6"[6].

Знакомство с деятельностью других интернетовских библиотек (например, «Публичной библиотеки», имеющий сайт по адресу: http://www.public.ru, активно работающей в режиме открытого доступа пользователей и предоставляющей бесплатно полнотекстовые документы из своих фондов) показывает, что претензии за нарушение авторских прав суды, как правило, признают несостоятельными. Так, 16 марта 2001 г. Московский арбитражный суд отклонил иск Издательского дома «Коммерсантъ» к ЗАО «Публичная библиотека» о запрете публикации на сайте статей журналиста газеты Глеба Пьяных и взыскании в его пользу компенсации за нарушение авторских прав.

Положение усугубляется тем, что в России до настоящего времени не утверждены основополагающие законодательные акты, в числе которых — законопроекты «О правовом регулировании глобальной сети Интернет», «Об информации персонального характера» и др.

Не только печатные источники, но и информация, получаемая по каналам Интернета, охватывается законодательством об авторском праве. К такой информации относятся новости, программное обеспечение, рассказы, сценарии, графика, картины и даже электронная почта. Пользователь, не учитывающий указанный момент, может вследствие этого столкнуться с серьезными трудностями.

Многие произведения не только впервые публикуются в сети Интернет, но и размещены единственно там. Данная сеть все чаще становится «сферой конфликтов» для авторов и правообладателей.8" 8"[8]

Далеко не всегда пользователи Интернета, разработчики соответствующих сайтов, провайдеры, если даже они добросовестны, знают о требованиях авторского законодательства и нередко нарушают его.

При рассмотрении одного из дел Арбитражный суд г. Москвы признал, что ООО «Познавательная книга плюс» нарушены права ООО «Промо-Ру» и взыскал с нарушителя соответствующую компенсацию. Было установлено, что ответчик заимствовал с сайта истца ряд научно-популярных и исследовательских статей, исключительные права на которые принадлежали истцу (ООО «Промо-Ру), и издал на их базе книгу «Реклама в Интернет».9" 9" title="">[9]

Это дело является первым из рассмотренных российским судом дел в области споров, связанных с нарушением авторского права в сети Интернет. Правовая защита авторского права как комплекса отношений, возникающих в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства применительно к сети Интернет столкнулась с проблемой надлежащего обеспечения доказательств.

В деле по иску ООО "Промо-Ру" к ООО "Познавательная книг Плюс" в первых двух инстанциях на основании представленных доказательств был сделан вывод, что "факт создания Т. Бокаревым переданных истцу по договору объектов авторского права подтверждается доказательствами даты создания страниц с текстами, принадлежащих автору на 07.05.99 г., то есть задолго до даты подписания ответчиком в печать книги А. Высоткина (27.06.99 г.), представленными компанией "Агама", являющейся автором поисковой системы "Апорт" в российском Интернет; доказательствами размещения на сайте, принадлежащем Т. Бокареву, объекта авторского права, переданного в дальнейшем истцу задолго до передачи ответчиком в печать книги А. Высоткина; доказательствами размещения в журналах "Yes!" №1, весна 1999 г., "Инфобизнес" 15.09.98 г., Экспресс Электроника №11 1998 статей Т. Бокарева". На основании чего 10 декабря 1999 года Арбитражным судом города Москвы было вынесено решение по делу NА40-45003/99-51-443 ООО "Промо-Ру" против ООО "Познавательная книга плюс" о нарушении авторских прав. Ответчик воспользовался рядом научно-популярных и исследовательских статей, размещенных на сайте истца и основываясь на их содержании издал в июле 1999 года книгу А. Высоткина "Реклама в Интернет". Причем исключительные права на статьи принадлежали только истцу. По утверждению представителей истца данная книга более чем наполовину представляла собой дословно скопированные с сайта материалы, права на которые принадлежат последнему. Однако доказательство указанной позиции осложнялось тем, что хотя автор "спорных" текстов, передавший права "Промо-Ру" - Т. Бокарев, опубликовал некоторые их своих работ в периодической печати в 1998-1999 годах, большая часть его произведений была представлена в электронном виде и размещена в сети Интернет. Истец предоставил суду свои доказательства, относящиеся к "электронным аналогам" материалов книги и подтверждающие, по мнению истца, авторство Т. Бокарева в виде подтверждения хостинг-провайдера сайта "Промо-Ру" - Интернет-провайдера "Зенон" и компании "Агама", владельца одной из крупнейших поисковых систем в российском сегменте Интернет "Апорт", которая в числе трех известных российских поисковых систем предоставляет услуги по свободному доступу к сервису для поиска информации в сети Интернет. Программное обеспечение поисковой системы "Апорт" в целях обеспечения своего сервиса определяет и фиксирует деятельность подключенных к Сети серверов. По свидетельству указанных организаций, во временном отношении файлы, по содержанию соответствующим предоставленным истцом "спорным" материалам, созданы раньше заявленного ответчиком срока. Предоставленные доказательства были признаны судом соответствующими принципам относимости и допустимости. В итоге, по решению суда от 10 декабря 1999 года ответчику было заявлено требование об изъятии из гражданского оборота экземпляров книги А. Высоткина "Реклама в Интернет" и взыскано с него суммы компенсации истцу и расходов по госпошлине. Суд обосновал свое решение ст. ст. 14, 15, 16, 17, 49 Закона "Об авторском праве и смежных правах".

8 февраля 2000 г. апелляционная инстанция Арбитражного суда города Москвы оставила решение по делу N A40-45003/99-51-443 без изменений, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения. Однако в кассационной инстанции 15 марта 2000 года решения предыдущих инстанций были отменены и дело было направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию по основанию недостаточной обоснованности решения: не была выяснена правовая природа договора между автором Т. Бокаревым и ООО "Промо-Ру" о уступке истцу прав на созданные им произведения, не было определено, соответствует ли договор требованиям Закона "Об авторском праве и смежных правах", так как императив ст. 30 данного Закона гласит, что имущественные права на охраняемые произведения могут передаваться правообладателем только по авторскому договору. Как видно из материалов первых двух инстанций суды не разграничивали договор уступки прав с авторским договором, что и было справедливо указано в кассации.

19 апреля 2000 года Арбитражный суд города Москвы повторно рассмотрел в первой инстанции дело по иску ООО "Промо-Ру" к Издательству ООО "Познавательная Книга Плюс" и вынес иное решение - отказать ООО "Промо-Ру" в иске. Основанием для такого решения послужило то обстоятельство, что суд посчитал, что поскольку истцу прямо не передано право на публикацию произведений, то требования о защите авторских прав удовлетворению не подлежат. В соответствии с п. 2 ст. 31 Закона "об авторском праве и смежных правах" необходима прямая передача по авторскому договору права на использование произведения, чего не было подтверждено в договоре Т. Бокарева и ООО "Промо-Ру". Однако, на мой взгляд, следовало бы рассмотреть и другие обстоятельства дела и не создавать мотивацию решения только в вышеизложенное положение. Не было достаточно точно определено время создания произведений, не рассматривалась принадлежность данного сайта Бокареву Т.А. или истцу, не была квалифицированно подтверждена экспертным или иным установленным законом способом относимость и допустимость документов, полученных из сети Интернет через сведения баз данных поисковых систем. Во всяком случае, материалами дела не было подтверждено должное рассмотрение этих обстоятельств.

Помимо традиционных проблем реализации и защиты авторских прав (например, проблемы плагиата) в связи с Интернетом встают и совершенно новые задачи. Одни из них касаются международного аспекта (у Интернета практически нет границ), другие связаны с уточнением и даже реформированием самого авторского законодательства под влиянием изменяющихся представлений о некоторых категориях авторского права (контрафактность, служебное произведение).10" 10"[10]

Авторское право защищает дизайн и содержание Интернет-стараницы, в том числе: ссылки, оригинальный текст, графику, аудиофайлы, видеофайлы, HTML и другие языковые ряды, списки Web-сайтов, составленные организацией или отдельным гражданином, и все остальные уникальные элементы материала.

Возникает ситуация, когда на единственной странице могут существовать десятки различных авторских прав. При этом для каждого копирования необходимо согласие обладателя авторских прав.

Поэтому если у вас возникло желание скопировать информацию с Web-сайта, прежде всего следует обратить внимание на сообщение об авторском праве, размещаемом на самой странице. В этом сообщении должно быть четко сказано, можете ли вы копировать данный материал и вставлять его в другие документы, разрешается ли загружать материал из сети, распечатывать его и насколько широко это можно сделать.

Если такое сообщение об авторском праве отсутствует или если та операция копирования, которую вы собираетесь совершить, не предусмотрена сообщением об авторском праве, вам следует получить специальное разрешение. Для этого можно воспользоваться электронной почтой и отослать запрос на адрес разработчика интересующей вас Интернет-страницы. Очень часто получить такое разрешение не составляет труда. Особенно это касается тех случаев, когда материал является частью рекламной страницы. Однако существуют и случаи отказов в разрешении, в частности если речь идет об информации, касающейся собственности. Британские специалисты утверждают, что запрашивание подобных разрешений должно практиковаться даже в школах.11" 11"[11]

На некоторых сайтах используются специальные технологии для контроля за операциями, производимыми пользователями. Так, многочисленные сайты дают возможность распечатывать страницы, но деактивируют команды «вырезать», «вставить», «сохранить как».

Копирование информации начинается с момента просмотра страниц. Оно осуществляется в оперативную память компьютера, во временные файлы браузера и сети. Если у вас уже имеется разрешение войти на определенную защищенную (скажем, паролем) страницу, тогда с полной уверенностью можно утверждать, что эти копии разрешены. В то же время нет четких оснований считать, что сегодня в этой проблеме существуют четкие правила.

Распечатка страницы, по сути, также требует предварительного разрешения со стороны обладателя авторских прав. Однако такой вид копирования уже может быть разрешен, — стоит лишь обратиться к пометке об авторском праве, расположенной на данной Интернет-странице.

Следующий важный этап защиты и соблюдения авторского права в Интернете — возможность создания выхода с одной Интернет-страницы на другую или создание гипертекстовых ссылок. Создавая гипертекстовую ссылку, вы не создаете копии как таковой, но можете позволить кому-либо сделать копию с материала, к которому вы подсоединены. Язык HTML представляет собой возможность добавить изображение с другого сайта к собственной Интернет-странице таким образом, что оно будет казаться пользователю частью вашей странички. Копированием в полном смысле этого слова такие действия назвать нельзя, но де-факто такая операция напоминает кражу.12" 12" title="">[12]

Закона о гипертекстовых ссылках пока не существует. В этой ситуации можно лишь посоветовать руководствоваться принципами вежливости и порядочности. Прежде чем присоединиться к другому сайту, следует предупредить об этом его разработчика через электронную почту.

Создавая страницу в Интернете, вы не имеете права:

• размещать на ней содержание чужих сайтов;

• копировать и размещать информацию из различных Интернет-ресурсов для создания собственного документа;

• копировать и объединять информацию из различных Интернет-ресурсов для создания собственного документа;

• без разрешения включать в свой документ чужие электронные материалы, такие, как электронная почта;

• изменять текст или редактировать чужую цифровую корреспонденцию, изменяя таким образом смысл;

• копировать и вставлять чужие списки на свою страницу;

• копировать и вставлять логотипы, иконки и другую графику с других сайтов на свою страницу без соответствующего разрешения.

Таким образом, множество аспектов проблемы авторского права в сети Интернет ждут своего окончательного решения, а возрастающая интеграция информационного сервиса и Интернета требует повышенного внимания к таким аспектам авторского права, как электронное копирование информации, ее распечатывание, создание гипертекстовых ссылок.

В настоящее время происходит переоценка подхода к правовому регулированию Интернета, дискутируются вопросы о новой отрасли законодательства — информационном праве, которое закрепляет правовую охрану информации в электронных сетях.

Представляется, что ряд проблем может быть снят уже сегодня при активном участии в их решении государства. Известно, что Интернет негласно относится к сфере, лежащей за пределами юрисдикции государства, случаи принятия каких-либо ограничений обычно воспринимаются международной общественностью как посягательство на естественную свободу обмена информацией во всемирной «паутине». Однако в отношениях с собственными гражданами и организациями всякое государство как суверен не лишено возможности вводить правила, устанавливать ограничения.

Многие юристы признают, что в условиях Интернета наиболее эффективной является не правовая, а программная защита. 13" 13"[13] Не случайно в авторском законодательстве сегодня имеются специальные нормы (ст. 1299, 1300 ГК РФ), предусматривающие возможность и юридическое значение технической и информационной защиты авторских прав.

Техническими средствами защиты авторских прав признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.

В отношении произведений не допускается:

1) осуществление без разрешения автора или иного правообладателя действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав;

2) изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

Информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

В отношении произведений не допускается:

1) удаление или изменение без разрешения автора или иного правообладателя информации об авторском праве;

2) воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведений, в отношении которых без разрешения автора или иного правообладателя была удалена или изменена информация об авторском праве.14" 14"[14]

В конечном счете данные проблемы привели к постановке вопроса о праве «виртуального пространства». Подчеркивается, что речь идет не о чем то несуществующем, вымышленном (виртуальном), а о вполне обычном праве, нормы которого должны комплексно регулировать общественные отношения, складывающиеся в Интернете. И хотя мы пока далеки от создания такой системы норм, она фактически уже складывается. И тут нет ничего удивительного, поскольку формирование новых правовых институтов, суботраслей и вообще правовых структур непосредственно предопределено значением для общества соответствующих связей и накоплением достаточного обслуживающего правового массива. Однако говорить о самостоятельности такой отрасли права пока оснований нет.

В результате все приходит к единственно возможному выводу - сам по себе Интернет как компьютерная сеть не является каким-либо новым объектом права, который можно было бы поставить в один ряд, например, с регулированием исключительных прав, права собственности или деликтной ответственности. Не может быть Интернет в строгом смысле и объектом гражданского права подобно имуществу, информации или правам на результаты интеллектуальной деятельности. Впрочем, это не исключает возможности появления в будущем неких факторов социальной жизни, которые благодаря развитию Интернета потребуют специфической регламентации в рамках отдельного отраслевого (или более частного) регулирования. Подобно тому, как сто - двести лет назад выявилась социально значимая проблема, связанная с охраной прав авторов литературных произведений, что к настоящему времени привело к созданию целого нормативного массива, относящегося к так называемым исключительным правам "интеллектуальной собственности". К сожалению, пока еще преждевременно предполагать, что именно может потребовать столь принципиального изменения точки зрения на Интернет в целом как на возможный объект права.

§1.2 Содержание авторских прав в сети Интернет

Ст. 1225 ГК РФ приводит примерный перечень произведений, являющихся объектами авторского права. Это, в частности литературные произведения (включая программы для ЭВМ); драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения. 16" 16"[16]

Основной собственностью, которой может обладать фирма или частное лицо в интернет – это интеллектуальная собственность, а точнее два основными её объекта: доменное имя как товарный знак (имя сайта например: site.ru) и авторские права на текстовое содержание (контент сайта). Текстовое содержание имеет очень большое значение, так как именно оно привлекает к сайту необходимых посетителей и поисковые машины, приводящие этих посетителей на интернет ресурс. Авторские права на статью, созданную Вами или Вашими сотрудниками для интернет ресурса, возникают сразу же после её написания и принадлежат автору не зависимо от того, была ли она опубликована или нет.

Согласно ГК РФ части 4 произведение создается творческим трудом автора. Изначальным обладателем всех авторских правомочий является автор – физическое лицо. Авторское право складывается из двух групп правомочий: прав личного неимущественного характера и исключительных прав на использование произведения (так называемые имущественные права). Перечень данных прав представлен в статье 1229 ГК РФ. К личным неимущественным правам ГК РФ относит: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора Данная группа прав носит абсолютный характер. Абсолютность состоит в том, что они принадлежат автору независимо от имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки имущественных (исключительных) прав в полном объеме (ст.1229 ГК РФ). Они не могут быть переданы, отчуждены, не переходят по наследству и прекращаются в момент смерти их обладателя. Любые соглашения о передаче имущественных прав ничтожны. После смерти автора защиту данных прав осуществляет наследник. Исключительные имущественные авторские права на использование произведения означают право их обладателя осуществлять самому, разрешать или запрещать другим лицам определенные действия, перечень которых закреплен в статье 1229 ГК РФ и включает в себя право воспроизводить произведение (право на воспроизведение); распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение); импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт); публично показывать произведение (право на публичный показ); публично исполнять произведение (право на публичное исполнение); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю); переводить произведение (право на перевод); переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку); сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения). В отличие от прав неимущественного характера имущественные права переходят по наследству и могут передаваться по авторскому договору. Посмотрим, как происходит реализация данных прав применительно к сети Интернет. 18" 18" title="">[18]

Нужно отметить, что относительно личных неимущественных прав в науке гражданского права нет споров, то есть общепризнанно, что гражданин, создавший произведение, является его автором, следовательно, обладает всеми личными неимущественными правами по отношению к своему произведению. Это в полной мере относится и к автору Интернет-сайта. Дискуссии имеют место в отношении имущественных прав.

Итак, право на воспроизведение. Ст. 1292 ГК РФ под данным правом понимает изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением. Следовательно, владелец сайта, размещая на нем соответствующую информацию, которая представляется в «электронной форме и записывается на носитель информации сервера, на котором размещается соответствующий сайт» реализует свое право воспроизведения. В. Наумов понятие электронной формы аргументирует следующим образом: «ГК РФ указывает на следующие объективные формы: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее); звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее); изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее); объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее); в других формах. Наличие в данной норме при описании каждого из видов форм словосочетания «и так далее» не позволяет однозначно определить, к какому из видов отнести размещение информации в сети Интернет, поэтому воспользуемся понятием “электронная форма”»

Право на распространение. ГК РФ не дает точного определения данного права, но принято считать, что оно относится к введению экземпляров произведения в гражданский оборот, прежде всего путем продажи. Причем распространению подлежит ограниченное число копий произведения

В следующую группу правомочий можно объединить права на разрешение сообщения (включая показ, исполнение, передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам, а также право на доведение до всеобщего сведения. Согласно ГК РФ сообщать - показывать, исполнять, передавать в эфир или совершать иное действие (за исключением распространения экземпляров произведения или фонограммы), посредством которого произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания становятся доступными для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от их фактического восприятия публикой. Право на доведение до всеобщего сведения было внесено в ГК РФ вместе с 4 частью, для этого появились веские причины. Во-первых, передача данных в Интернет имеет существенные особенности, связанные с многообразием используемых средств, с возникающими дополнительными возможностями, интерактивностью коммуникации. Применение предусмотренного ранее Законом об авторском праве правомочия – «сообщения для всеобщего сведения по кабелю» было не достаточно21" 21"[21]. Под доведением до всеобщего сведения ГК РФ понимает сообщение произведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору. Отсюда вытекает вторая причина – данное понятие уже используется в договорах ВОИС – Всемирной организации интеллектуальной собственности, его включение в ГК РФ необходимо для интеграции и унификации международного и российского законодательства, а также данное правомочие позволяет более точно отразить использование охраняемых объектов в Интернете.

Таким образом, автор в сети Интернет обладает практически всеми исключительными правами на сайт как объект авторского права. Если пользователь намерен в коммерческих целях использовать в своей деятельности авторское произведение (в том числе с применением Интернет технологий), в частности, заимствованное из сети "Интернет", то в соответствии с ГК РФ пользователь обязан заключить с правообладателем (автором или третьим лицом) авторский договор в письменной форме. Несоблюдение данного положения ГК есть прямое и существенное нарушение авторских прав, которое, как показывает судебная практика Российской Федерации и других стран, может повлечь материальную, административную и даже уголовную ответственность, а критерий - коммерческое или некоммерческое использование авторского произведения - в определении нарушений авторского права для суда является очень важным условием

Глава II. Механизм защиты авторских прав в сети Интернет

§2.1 Действующее законодательство в области защиты авторских прав в Интернете и правовые проблемы

Вторым по значению нормативно-правовым актом, регулирующим общие вопросы правового режима функционирования информационных сетей, определяющим систему правоотношений в данной области, является Гражданский кодекс Российской Федерации. В частности, в статье 128 части первой ГК «Виды объектов гражданских прав» перечислены: «вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага», часть 4 Гражданского кодекса, которая регулирует отношения, связанные с авторским правом, вступившая в силу с 1 января 2008 года. Предыдущим нормативным актом являлся Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». В данный момент утратил силу в связи с введение в действие четвертой части ГК РФ.24" 24" title="">[24] Интернет - сайт, как объект авторского права, предоставляет информацию, которая и является объектом гражданского права. Но необходимо различать «информацию» как термин обыденной жизни и как правовую категорию. Термин «информация» как правовая категория первоначально был представлен в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02 1995 №24-ФЗ (утратил силу с 9 августа 2006 года на основании Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ).25" 25"[25] Данный закон, называемый авторами "базовым", призван был положить начало формированию новой отрасли законодательства. Статья 2 данного закона дает понятие информации - это «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».

В Российском законодательстве термин «Интернет» сегодня встречается весьма часто. Его можно обнаружить в трех Кодексах – Налоговом (подп. 25 п.1 ст. 264), Арбитражном процессуальном (подп. 9 п.1 ст.247) и Кодексе РФ об админ6истративных правонарушениях (ст. 5.5), а также в десяти федеральных законах. Однако ни в одном из названных документов термин не расшифрован. Не удалось обнаружить искомой дефиниции также и в Указах Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ.

Определение понятия «Интернет» можно обнаружить в двух законопроектах, не внесенных в Государственную Думу.

Проект Федерального Закона «О регулировании российского сегмента сети Интернет (Об использовании глобальных общедоступных информационно-телекоммуникационных сетей, Об обмене документами в российском сегменте сети Интернет)», разработанный Комитетом по информационной политике Государственной Думы Российской Федерации, использовал следующее определение: «глобальная общедоступная информационно-телекоммуникационная сеть (интерсеть) – совокупность автоматизированных информационных систем, связанных единой трансграничной телекоммуникационной сетью» (ст.1).

Появившийся несколько позднее Проект Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет» содержал более короткую дефиницию: «совокупность общедоступных информационно-телекоммуникационных сетей, взаимодействие между которыми обеспечивается применением межсетевого протокола с одноименным названием» (ст.2).

Приведенная информация позволяет сделать несколько выводов. Российский законодатель, а равно высшие органы исполнительной власти, всячески стремятся избежать легального (нормативного) определения термина «Интернет».

В настоящее время Россия имеет ряд двухсторонних соглашений по вопросам защиты прав авторов, и существенным продвижением вперед в этой области стало присоединение России в 1994 году к Бернской конвенции «Об охране литературных и художественных произведений» и Всемирной конвенции «Об авторском праве».

Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» является старейшим актом в области охраны авторских прав (она была заключена в 1886 году). В дальнейшем она неоднократно изменялась и редактировалась, и на сегодня это наиболее регламентированный международный акт, обеспечивающий защиту интересов авторов (в том числе и программ для ЭВМ в странах, где по национальному законодательству они защищаются авторским правом) в иностранных государствах. Основополагающими принципами Бернской конвенции являются принципы национального режима и минимальности прав.26" 26"[26]

Всемирная конвенция об авторском праве была подписана в Париже ещё аж в 1952 г. (к этой редакции Россия присоединилась в 1973 г.) и была пересмотрена одновременно с Бернской конвенцией в 1971 г. (в этой редакции Россия присоединилась только в 1995 г.). Всемирная конвенция строится на принципе национального режима с менее жесткими правовыми рамками для стран-участников и имеет дополнительный раздел – «специальные положения», относящийся к развивающимся странам.

Для обеспечения более эффективной защиты прав авторов и правообладателей в этой сфере 14 июля 1967 г. была заключена Стокгольмская конвенция об учреждении всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). В соответствии со ст. 2 Конвенции, "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а так же все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая является учреждением ООН, ответственным за функционирование международной системы защиты интеллектуальной собственности, и разрабатывает соответствующие правовые вопросы, относит к интеллектуальной собственности информацию, которая может быть представлена на материальном носителе (как, впрочем, и на веб-сайте, который в свою очередь является виртуальным носителем) и распространена на неограниченном количестве копий.

Организация была создана в целях содействия охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих случаях во взаимодействии с любой другой международной организацией; обеспечения административного сотрудничества Союзов.

В 2000 году в России в сфере защиты авторских в сети Интернет реально функционируют: Российское авторское общество (РАО) - некоммерческая общественная организация, созданная авторами для реализации и охраны авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности. Общество действует на основе принципов добровольного и равноправного членства и демократического самоуправления. РАО осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации, в соответствии с Уставом РАО, зарегистрированном в Министерстве юстиции РФ 30 сентября 1993 г. 27" 27" title="">[27], Союз Операторов Интернет (СОИ) – некоммерческая организация, созданная в целях координации деятельности организаций, работающих в российском сегменте сети интернет, Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву - ведет свою историю от июня 1998 года, когда Генеральный директор ЮНЕСКО и ректор Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова подписали Соглашение о ее создании. За прошедшие годы Кафедра стала региональным центром международного сотрудничества по проблемам интеллектуальной собственности и информационного права на всем пространстве СНГ и Балтии, создав свои филиалы в ряде субъектов Российской Федерации и другим отраслям права интеллектуальной собственности и некоторые другие организации, существующее скорее виртуально, нежели реально. Однако официально.28" 28"[28]

Фонд развития Интернет-культуры начал Web-депонирование сайтов и Интернет-публикаций, что позволит защитить авторские права в сети Интернет. "Мы не предотвращаем пиратское копирование и использование информации, так как в сети Интернет это невозможно осуществить в принципе. Мы даем возможность авторам законным образом бороться с последствиями такого воровства", - именно так декларируют свою цель сами создатели этого проекта.

Фонд развития Интернет-культуры берет на себя роль "независимого свидетеля" для конкретной электронной публикации. Фактически, Фонд собирает "вещественные доказательства" в виде копии сайта на компакт-диске, которые впоследствии могут быть использованы для защиты авторских прав. Отметим, что эта услуга - платная, хотя и весьма недорогая. В свете первых судебных процессов о защите авторских прав в Интернете такой проект может оказаться достаточно популярным у авторов сайтов, обеспокоенных проблемой плагиата.

На семинаре, который проходил в Сеуле, по проблеме защиты авторских прав в Интернете эксперты из Соединенных Штатов, Японии, Китая и Финляндии, а также исполнители и бизнесмены обсуждали способы борьбы против веб-сайтов и технологий, которые позволяют распространять музыкальные произведения бесплатно. В частности, музыкальная индустрия теряет миллионы долларов из-за пользователей Интернета, которые предпочитают обмениваться записями между собой вместо того, чтобы покупать диски в магазине. Возможные меры против "музыкальных пиратов" включают в себя шифрование записей, жесткий контроль над соответствующими веб-сайтами и введение более жестких законов для защиты авторских прав. По словам корреспондента компании «Би-би-си», представители музыкальной индустрии признают, что остановить пиратство будет нелегко из-за темпов развития новых технологий и глобального масштаба Интернета.30" 30"[30] Но музыкальная индустрия страдает в последнюю очередь. А в первую – информационная, когда информация становится абсолютно доступной любому пользователю сети. Выполнив такие несложные операции, как копирование и вставка текста, любой желающий станет обладателем той или иной информации. Исключая, пожалуй, flash-технологию, с помощью которой можно обеспечить небольшую степень защиты представленной на сайте информации. Однако процесс комплектации текстов в формат flash довольно трудоёмкий и крайне нерациональный. Особенно в том случае, если речь идёт об объёмных текстах (например, свод законов или же содержание книги в цифровом виде). А тексты небольшого объема, как правило, прочитываются целиком, легко усваиваются и поэтому не требуют дословного сохранения.

Институт интеллектуальной собственности, и авторское право в частности, имеет достаточно большую историю развития как в Российской Федерации, так и других странах. Прослеживая и исследуя развитие законодательства в разных странах, можно обнаружить, что применение традиционных правовых механизмов и их некоторое обновление, обусловленное внедрением и применением новых информационных технологий, не решает всех проблем, которые возникают в процессе становления информационного общества. Процессы информатизации создали возможности для активизации творчества самых широких слоев населения. Все больше и больше стало приобщаться людей и особенно молодежи к творчеству, интеллектуальный труд становится определяющим фактором экономики государств. Человеку в таком обществе необходима, с одной стороны, охрана его прав на результаты интеллектуального творчества и труда, которое обеспечивается авторским правом, а с другой стороны, для реализации творческого потенциала личности в любой деятельности человеку необходим свободный доступ к самой разнообразной информации как по роду своей деятельности, так и в других смежных областях, общение с коллегами; переписка, обмен деловой информацией, достижениями и результатами исследований, получение другой информации, а возможно, и ведение бизнеса. Именно в таком противоречии и проявляются правовые проблемы защиты авторского права в Интернете, решение которых позволит ускорить прогрессивное развитие общества.

Существует также довольно простая и эффективная система выявления противоправных сайтов. В Интернете есть такое понятие, как "логи". Это протоколы работы компьютерных сетей, в которых указаны интернет-адреса компьютеров, которые связывались через Интернет. А по этим компьютерным адресам можно вычислить и адреса физические, поскольку все они зарегистрированы за какими-то лицензированными операторами. Они не имеют отношения к правоохранительным органам, но с их помощью провайдер всегда может "выдернуть" нужную для правоохранительных органов информацию. Это как на телевидении, где по закону вышедший в эфир сюжет на случай судебного иска нужно хранить в архиве год. В Интернете же, чтобы вывести на чистую воду преступников, достаточно воспользоваться "логами".

Но они нужны только тогда, когда необходимо через суд доказать, что через тот или иной сайт осуществлялась преступная деятельность. Внутреннее законодательство каждой страны предусматривает различные виды наказания за распространение той или иной информации. Что касается России, то в отечественном законодательстве есть статьи Уголовного кодекса, по которым хозяев сайта, а также авторов электронных текстов и видеопродукции можно привлечь к административной и уголовной ответственности за распространение контрафактной продукции, за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни, за распространение порнографии.

Законным и единственно возможным выходом из сложившейся ситуации, как считают в российских спецслужбах, могло бы стать принятие единого для всех стран закона об Интернете. Два года назад на международном совещании была предпринята попытка принять конвенцию о киберполиции, которая бы регулировала все отношения в виртуальном пространстве.

Будапештская конференция, по замыслу ее организаторов, должна была доказать, что на фоне бурно развивающегося киберпространства необходимы совместные усилия всех стран по наведению элементарного порядка во Всемирной паутине и установлению единых "правил игры" в ней. Она рассматривает вопросы координации усилий правоохранительных органов по борьбе в киберпространстве.31" 31"[31]

Авторское право предполагает защиту имущественных и неимущественных прав автора. Причем неимущественные права, а именно право на авторство, на имя, на отзыв, на обнародование и на защиту репутации, позволяют непосредственно удовлетворить моральные интересы автора и не имеют прямой экономической выгоды. Имущественные права (копирайт) защищают исключительные права автора на произведение - его интеллектуальную собственность. Автор всегда заинтересован в том, чтобы его произведение не стало источником дохода третьих лиц или объектом плагиата. Но чрезмерное ограничение доступа к авторским произведениям, в том числе ограничения экономического характера, тормозит развитие общества, сдерживает экономическое развитие страны, что не всегда в интересах государства и самого автора. 32" 32" title="">[32]

Существует мнение, что в Интернете невозможно обеспечить правовую защиту авторских прав из-за отсутствия ограничений на свободное копирование и сложности ведения контроля за копированием и использованием произведений. Очевидно, что способы защиты авторского права в Интернете ничем не отличается от традиционных способов защиты. Сущность нарушений авторского права в Интернете такая же, и защита его от нарушений осуществляется теми же способами, предусмотренными национальным законодательством, в том числе в судебном порядке в рамках гражданского, административного или уголовного разбирательства. Отличие лишь в том, что простота копирования и нематериальная сущность объектов авторского права в Интернете не позволяет так же просто решить проблему обеспечения доказательств нарушений авторского права. Бремя защиты авторских прав лежит, как правило, на самом авторе или на правообладателе авторских прав, и они, прежде чем помещать произведение в Интернет, должны априорно предпринимать некоторые дополнительные действия по защите своих авторских прав. Выявленное конкретное нарушение авторских прав предполагает конкретные действия автора или правообладателя по защите, для чего, в принципе, достаточно действующего законодательства Российской Федерации. Естественно, что некоторые действия по защите авторских прав при нарушениях, связанных с использованием Интернета, намного сложнее.

Хотя приоритет в авторском праве не столь важен, тем не менее одной из самых главных проблем защиты авторских прав является отсутствие легальной процедуры, признанной всеми субъектами права, обеспечивающей возможность зафиксировать с привязкой к хост-серверу факт размещения электронных документов с авторскими материалами, время их размещения и другие реквизиты, а также обеспечивающей целостность таких документов и защиту от несанкционированного изменения, что позволило бы проводить аутентификацию (аутентификация документа - проверка реквизитов документа, целостности, подлинности документа и его электронно-цифровой подписи.) и идентификацию (идентификация документа - определение адресной информации источника и автора документа, фактов отправки, оснований и времени отправки документа) таких документов и решило бы проблему обеспечения доказательств в защиту авторских прав в сети "Интернет".

Российская судебная практика по делам о защите права интеллектуальной собственности в сети Интернет почти сразу же стала одной из наиболее связанной с проблемами и противоречиями. Причин сложности и запутанности достаточно много: юридическая сложность самого института "интеллектуальная собственность", отсутствие отдельного правового регулирования сети Интернет, несоответствие и несовершенство нормативной базы в области охраны авторских прав, отсутствие специальной квалификации судей по делам о защите права интеллектуальной собственности в сети Интернет. Все это определяет сегодняшнюю неоднозначность и нередко слабое судебное квалифицирование сложившихся споров в этой сфере.

В силу первичности распространения сети Интернет на Западе, проблемы правового регулирования Сети были выявлены там ранее и гораздо раньше чем у нас сформировалась судебная практика. Но в силу того, что до сих пор в тех же Соединенных Штатах и крупных европейских государствах остались неурегулированными многие вопросы национального и международного уровня, правовое регулирование сети Интернет, как технологии негосударственного вненационального, точнее сказать общемирового характера, требует дальнейшего развития. Хотя уже сейчас международная судебная практика насчитывает десятки сотен судебных прецедентов, с их анализом и выявлением общих тенденций, которые потом были заложены в основу проектов будущих законов.

В Российской Федерации на сегодняшний день известно не более десяти судебных прецедентов, связанных с использованием сети Интернет. Почти все споры сосредоточены вокруг института интеллектуальной собственности, что неудивительно: содержание всей сети Интернет состоит из различных информационных источников, содержащих объекты авторского права: программ для ЭВМ, баз данных, аппаратно-программного обеспечения информационных ресурсов, систем адресации и передачи информации. Данные перечисленные объекты имеют прямое или косвенное отношение к институту интеллектуальной собственности и чрезвычайно уязвимы в силу открытости доступа подавляющего большинства ресурсов, свободы копирования и, что очень важно, наличия значительной экономической ценности. Повторю, что технология сети Интернет по своей сути оказалась максимально незащищенной от неправового использования.

Почти до конца 1999 года судебные прецеденты в РФ отсутствовали вообще. Это вполне естественно: активное использование сети Интернет в России началось лишь не более семи-восьми лет назад. Вследствие этого российская часть сети Интернет отстала и отстает в развитии от р

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Защита авторских прав в сети Интернет". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание
опытному автору»


Просмотров: 873

Другие дипломные работы по специальности "Государство и право":

Особенности квалификации оставления в опасности

Смотреть работу >>

Правовое регулирование эвтаназии в России и в зарубежных странах

Смотреть работу >>

Анализ нормы ст. 41 УК РФ об обоснованном риске с точки зрения теоретической обоснованности

Смотреть работу >>

Правовая защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Смотреть работу >>

Похищение человека: проблемы квалификации

Смотреть работу >>