Дипломная работа на тему "Права человека"

ГлавнаяГосударство и право → Права человека




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Права человека":


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. История возникновения и развития института прав человека

1.1 Исторический аспект возникновения института прав человека

1.2 Учение о свободе – фундамент прав и свобод человека и гражданина

Глава II. Содержание и классификация основных прав и свобод

2.1 Основные (фундаментальные) права и свободы

2.2 Правовой статус индивида. Разграничение основных прав и свобод человека и гражданина

2.3 Гарантия основных прав и свобод

Глава III. Реализация основных прав и свобод человека и гражданина

3.1 Функции защиты прав и свобод международными органами

3.2 Проблемы практической реализации основных прав и свобод человека и гражданина

Заключение

Список использованной литературы

Введение

К сожалению, сейчас, в России, не часто вспоминают основополагающий конституционный принцип, зафиксированный в ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства".1 А поскольку практически не выполняется не только этот принцип, а и вопрос знания человеком своих естественных, а гражданином своих позитивных прав, остаётся открытым, я почувствовал необходимость в раскрытии этой темы.

Конечно, я не изменю социальную ситуацию в обществе. Но, имея представление о правах и свободах человека и гражданина, можно не только с очень большой степенью уверенности прогнозировать развитие того или иного аспекта правоотношений, но и передать эту уверенность тем, кого я знаю.

Цель моей дипломной работы состоит во всестороннем изучении основных прав и свобод человека и гражданина, и рассмотрении проблемы их реализации на современном этапе развития общества.

Заказать дипломную - rosdiplomnaya.com

Новый банк готовых оригинальных дипломных работ предлагает вам скачать любые проекты по желаемой вами теме. Мастерское выполнение дипломных работ на заказ в Новокузнецке и в других городах России.

Права человека неотделимы от социальной деятельности людей, от их общественных отношений. Права человека являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства и конфликтов. По своему существу они нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства. Такие права, как право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах и др., являются необходимыми условиями жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочно признаны и охраняемы государством.

Права человека, основанные на формальном равенстве, стали одним из главных ценностных ориентиров общественного развития, оказали огромное влияние на характер государства, сделались ограничителями его всевластия, способствовали установлению демократического взаимодействия между государственной властью и индивидом, освободив последнего от чрезмерной опеки и подавления его воли и интересов со стороны властных структур. Формирование правового государства невозможно без утверждения в общественном сознании и практике прав человека.

Поэтому, приступая к вопросу рассмотрения и изучения основных прав и свобод человека и гражданина, я поставил перед собой ряд задач :

- изучить историю возникновения института прав человека;

- установить влияние института прав и свобод на процесс развития общества;

- исследовать основные права и свободы человека и гражданина;

- классифицировать такие понятия как естественные, конституционные, основные, фундаментальные права человека;

- систематизировать основные права и свободы по свойствам; - выявить основные функции защиты прав и свобод международными органами;

- проанализировать основные (явные) нарушения личных прав и свобод человека и гражданина, а также пути решения проблем реализации личных прав и свобод человека и гражданина.

Объектом исследования дипломной работы являются права человека, их социальные корни, назначение. Это – одна из вечных проблем исторического, социального и культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли.

Предметом исследования данной работы являются нормативно-правовые документы и законы, внёсшие неоценимый вклад в развитие цивилизации и культуры, влияющие на процесс развития взаимоотношений в человеческом обществе, на проблему реализации основных прав и свобод человека и гражданина.

Структурно работа состоит из введения, трёх глав и заключения, изложенных на 94-х страницах машинописного текста.

При написании дипломной работы использовались важнейшие международно-правовые акты, законодательные акты, указы Президента Российской Федерации, работы ведущих учёных по исследуемой проблеме.

Полный список источников включает в себя 63 наименования.

Глава I. История возникновения института прав человека

Права человека – сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Само зарождение прав человека в V – IV веках до н. э. в древних

полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное лишение этих прав рабов было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая ступень такого развития добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это не стихийно, а в результате борьбы классов и сословий за свои права и свободу, за её расширение и обогащение.

Проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладание правами, расширение прав, фиксировавших положение человека в обществе.

1.1  Исторический аспект возникновения института прав человека

Данный аспект культурного прогресса можно проследить на возрастании гуманного начала в морали, праве, религии, философии по мере естественно-исторического развития общества. Античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной свободнее античного раба, а наёмный рабочий раннебуржуазного общества свободнее средневекового крепостного. И хотя развитие общества по пути свободы не было поступательным наращиванием только прогрессивных начал, исторический прогресс явление, само по себе, пробивающее дорогу через все случайности и хаотические нагромождения социального развития.

Известно, что правила поведения в первобытном обществе носили синкретический (лат. synkretismos – соединение) характер. Эти правила в научной литературе получили наименование "мононормы", поскольку они не могут быть дифференцированы и классифицированы как нормы религии, морали, обычного права. По своему характеру – это правила, выражающие устойчивые привычки, убеждающие своей целесообразностью. Они концентрировали стихийно складывающиеся представления о полезном и вредном для рода или племени и в конечном счете были связаны со становлением общественного труда. Целью таких норм было поддержание и сохранение кровнородственной семьи.

Родовые нормы содержали в зачаточном состоянии представление о добре и зле, так как они предусматривали правила взаимопомощи и взаимозащиты. Но в целом это были жёсткие предписания, продиктованные необычно трудными условиями существования человека, примитивному сознанию которого противостояли суровые силы природы, необходимость обороняться от враждебных племён. Поэтому и правила первобытного общества как мононормы, в которых ещё четко не проступают ни признаки морали, ни признаки религии, ни правовые свойства в силу синкретизма сознания первобытного человека, определяемого синкретизмом бытия, в наибольшей степени выражают их характер и социальное назначение – поддержание целостности общины, рода, орды.

Для мононорм характерным было то, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, т. е. закрепляли "первобытное равенство". Но суть этого равенства состояла в поглощении человека сообществом, в жесточайшей регламентации всей его деятельности, в консервативности и застойности форм, закрепляющих существующие связи и отношения. Эта нормативная избыточность, свойственна обществам с относительно бедной культурой, для которых важнейшей задачей является поддержание равновесия и общественного спокойствия.

Однако возникновение мононорм было свидетельством грандиозной эволюции человечества, вышедшего из животного царства. Сам факт появления норм – это признак сугубо человеческого бытия, его социальности. Через освоение мононорм культивировались формы поведения, которые были необходимы человеческому сообществу для дальнейшего прогресса. Ведь даже самые консервативные и жесткие социальные нормы пришли на смену стадным инстинктам и свидетельствовали об осознании человеческими сообществами особенности своего существования по отношению к остальному миру и необходимости поддержания и сохранения своей общности. В рамках первобытной морали, обычаев, традиций, ритуалов, выраставших из мононорм, происходило становление человеческой социальности.

Люди на практическом опыте убеждались в полезности и целесообразности определённых правил, запретов, предписаний.

На последнем этапе распада первобытнообщинного строя в эпоху классообразования возникают нормы права. Однако формирование норм права и прав человека явления разновременные. Правовые системы большинства регионов мира формируются в связи с крупными общественными разделениями труда, ростом его производительности, которые создали возможность появления избыточного продукта и сосредоточения общественного богатства в руках уже сформировавшейся привилегированной верхушки, осуществлявшей процесс управления в родовых организациях. Они были основаны преимущественно на методах насилия, принуждения, применявшихся носителями верховной власти по отношению к большинству общества. Уровень свободы был минимальный и охватывал, разве что, правящую верхушку. В таких условиях притязания индивидов на обеспечение нормальной жизнедеятельности были нереальны. Люди видели в представителях верховной власти либо ставленников Бога на земле, либо просто владык, требующих беспрекословного подчинения.

Специфичной разновидностью рабовладельческого государства была полисная форма, которая выступала в виде рабовладельческой демократии, тирании, аристократии. Полисная демократия породила первые ростки явления, которые могут быть названы правами человека. Это связано с возникновением определённого пространства свободы, которое создало условия для появления равных политических прав у лиц, являющихся гражданами.

В VI веке до н. э. афинский архонт Солон разработал Конституцию, закреплявшую некоторые элементы демократии и устанавливавшую право на привлечение к ответственности государственных чиновников.

Свой вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права.

В период средневековья свобода была крайне ограниченна, поскольку феодальное общество – общество всеобщей зависимости. Система внеэкономического принуждения, сословная иерархия, бесправие большинства порождали произвол, культ силы, систематическое насилие. Однако уже в этот период в Англии возникают попытки ограничения права монарха, соединения монархии с сословным представительством, стремление определить для владычества монарха правила, которым он должен следовать. Противостояние монарха, баронов, рыцарства, завершилось принятием Великой хартии вольностей 1215 года. В ней содержатся статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей, шерифов и констеблей, лиц, не знающих законов, либо не желающих их выполнять. Особое место занимает ст. 39 Великой хартии, предусматривающая применение наказаний по отношению к свободным не иначе как по законному приговору равных и по закону страны.

Петиция о праве 1628 года, относящаяся к периоду формирования буржуазного строя в Англии, возлагала определённые обязанности на короля, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился Хабеас корпус акт 1679 года, который ввёл понятие "надлежащей процедуры", установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прав личности положения.

Актом, закрепившим компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев, утверждением конституционной монархии, стал Билль о правах 1689 года. Билль отводил значительную роль парламенту, запрещал без его согласия приостанавливать действия законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны, содержать постоянную армию в мирное время. Наряду с этим Билль внёс неоценимый вклад в развитие прав человека, установив свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю.

Указанные нормативные акты – свидетельство первооткрыватель-ства Англии в области прав человека и в необходимом для их защиты разделении властей. Акт об устроении 1701 года учредил верховенство парламента в сфере законодательства, принцип несменяемости судей, запрет королевским министрам быть членами парламента. Эти нововведения стали возможными в связи с интенсивным развитием буржуазных отношений, усилением власти буржуазного сословия, требовавшего положить предел феодальному произволу и абсолютизму.

Дальнейшее развитие идеалов свободы и прав человека, нашедшее воплощение в исторических документах, произошло в США. Истоки этого явления заложены в философии просвещения, учениях древнегреческих философов, естественно-правовой доктрине, таких актах, как Великая хартия вольностей, Петиция о праве, Билль о правах, Хабеас корпус акт, которые были созданы в период становления буржуазного строя в Англии.

Учение естественного права было развито Томасом Пейном и Томасом Джефферсоном в их борьбе за победу буржуазно-демократической и антиколониальной революции. Идеи Пейна и Джефферсона были направлены не только на утверждение демократической государственности, но и на защиту неотъемлемых естественных прав человека. Трудно переоценить великий гуманный пафос Декларации прав Вирджинии 1776 года, провозгласившей: "Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они – при вступлении в общественное состояние – не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно: правом на жизнь и свободу со средствами приобретения и владения собственностью, правом на стремление к счастью и безопасности и их приобретение". Декларация прав Вирджинии 1776 года была первым государственным определением прав человека. Карл Маркс, оценивая этот исторический документ, писал, что Америка – это страна, "где возникла впервые... идея великой демократической республики, где была провозглашена первая декларация прав человека и был дан первый толчок европейской революции XVIII века".

Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости 1776 года, провозгласившей: "Мы полагаем самоочевидным те истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, что к ним относятся жизнь, свобода, стремление к счастью, что для обеспечения этих прав среди людей учреждаются государства, черпающие свои разумные полномочия в согласии управляемых".

Конституция 1787 года. не содержит перечня естественных неотъемлемых прав человека. Впоследствии, в 1789 году, были предложены 10 первых поправок к Конституции, составившие Билль о правах, ратифицированный в 1791 году.

Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII – XVIII веков, которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека.

Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека стала вторая половина XX века. После Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообщества.

Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актов, явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX века.

Как видно из изложенного, на становление прав человека решающее влияние оказала естественно-правовая доктрина, утвердившая приоритет прав человека и определившая новые параметры взаимоотношений между индивидом и властью. Характерно, что Билль о правах 1791 года был замешан на укоренившейся в умах американцев идее недоверия к государственной власти, которой органически присуще стремление к произволу и попранию прав подвластных. Эта идея диктовалась всем историческим наследием граждан молодой республики, в памяти которой еще не стерся произвол, чинившийся британской короной в отношении своих политических и религиозных противников. Поэтому все образовавшие Билль поправки составлены таким образом, чтобы ограничить власть государства по отношению к индивиду. Декларация прав и свобод человека и гражданина видит цель всякого политического союза в защите прав человека.

Такой подход революционный поворот в общественном сознании – индивид, ранее всецело подчинённый государству и зависимый от него, приобретает автономию, право на невмешательство государства в сферу свободы личности, очерченную правом, и получает гарантии государственной защиты в случае нарушения его прав и свобод.

Фоном развития идеи прав человека явились принципы свободы и равноправия. Фридрих Энгельс писал: "Должны были пройти и действительно прошли целые тысячелетия, прежде чем из первоначального представления об относительном равенстве был сделан вывод о равноправии в государстве и обществе и этот вывод стал казаться естественным, само собой разумеющимся".

В становлении прав и свобод человека, огромную роль сыграло идеологическое, доктринальное обоснование – учение о естественных прирождённых правах человека, которые независимы от усмотрения и произвола государственной власти; а цель последней обеспечение прав, предначертанных природой или Творцом. Господствовавшие до появления естественно-правовых идей этатистские воззрения (франц. etat – государство; направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития) ориентировали на подчинение индивида государству как верховной силе, наделённой правом распоряжаться судьбами людей по своему усмотрению, в то время, как, естественно-правовая концепция акцентирует внимание на автономии личности и её индивидуальности.

Иными словами, идея естественных прирождённых прав человека была призвана поставить заслон всевластию государства, препятствующего развитию свободы, индивидуализма и автономии личности, и заложила основы правового государства.

Высоко оценивая роль естественно-правовой доктрины в идеологическом обосновании буржуазных революций, становлении прав человека, нельзя сказать, что она была единственной и преобладающей в определении взаимоотношений личности и государства, в выдвижении приоритета прав человека по отношению к государственной власти. Ей противостоял и в значительной мере продолжает противостоять позитивистский подход к природе прав человека и взаимоотношениям государства и личности. Согласно этому подходу права человека, их объём и содержание определяются государством, которое "дарует" их человеку, осуществляя по отношению к нему патерналистские функции.

Так Б. Чичерин писал: "Учение о неотчуждаемых и нерушимых правах человека, которые государство должно только охранять, но которых оно не смеет касаться, есть учение анархическое. Необходимым его следствием является постановление французской конституции 1793 года, что коль скоро права народа нарушены, так восстание составляет не только для всего народа, но и для каждой части народа, священнейшее из прав и необходимейшую из обязанностей. При таком порядке каждый делается судьей своих собственных прав и обязанностей, начало, при котором общежитие немыслимо. В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признаётся законом, а установление закона принадлежит государству".

В XVIII в. происходит документальное закрепление естественно-правового понимания свободы.

В Декларации независимости США 1776 г. говорится: "Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых".

В Декларации прав человека и гражданина 1789 года (Франция) сказано:

"1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.

2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению".

Эти великие документы, действующие в своих странах и поныне, заложили фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель демократического правового государства. В тех странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданское общество), были достигнуты большие успехи в развитии экономики, культуры, науки и техники, социальной защиты населения.

Таким образом, институт прав и свобод закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это – сердцевина конституционного строя.

Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и её соотношении с государством.

1.2 Учение о свободе – фундамент прав и свобод человека и гражданина

Учение о свободе, составляющее фундамент прав и свобод человека и гражданина, постоянно развивается философами, политологами и юристами, пытающимися найти разумный баланс между свободой и социальной справедливостью, свободой и государственным регулированием. При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных положениях:

1. Все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав – главное назначение государства.

2. Свобода состоит в возможности делать всё, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех – основа свободы.

3. Границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, всё, что не запрещено, то дозволено.

4. Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы.

5. Ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Не случайно положение о правах и свободах вынесено в число первых, провозглашённых Конституцией. Место этого института обусловлено тем, что права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью государства и общества, целью функционирования всех государственных и общественных институтов и структур.

Термин "свобода" употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело – свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин "свобода" по существу тождествен термину "субъективное право", а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле этого слова.

В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам) – он остаётся свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.

Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направления и формы использования свободы. Эти права тоже носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается. Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания условий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, т. е. обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладёт конституция.

Глава II. Содержание и классификация основных прав и свобод

2.1 Основные (фундаментальные) права и свободы

Различие между понятиями "право" и "свобода" в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства. По своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Они очерчивают обеспечиваемые государством социальные возможности человека в различных сферах.

Вместе с тем понятие "свобода" в большей мере отражают самостоятельность личности, невмешательство в её внутренний мир: "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…"1 ; "каждому гарантируется свобода мысли и слова"2; "каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию"3. Понятие "право" в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определённых общественно-политических, хозяйственных структур (например, право участвовать в управлении делами государства, право

избирать и быть избранным).

Однако разграничение между правами и свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определёнными правомочиями также именуют "свободами". Различие в терминологии является скорее традиционным, сложившимся ещё в XVIII-XIX веках.

Необходимо внести ясность в понятие "основные", "конституционные" и иные права человека. Отсутствие строгости формулировок в ряде конституций несколько затрудняет ответ на этот вопрос. Некоторые авторы, в частности Е. А. Лукашева, считает, что "основные права индивида – это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст. 17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина".

На мой взгляд, необходимо выделить и классифицировать такие понятия как естественные, конституционные, основные, фундаментальные права человека. Во-первых, в соответствии с концепцией "естественных прав", которой я придерживаюсь, естественные права не зависят от того, закреплены они в Конституции, или нет. Поэтому следует развести эти понятия.

Предлагаю такую классификацию: естественные права, как принадлежащие от рождения, не зависящие от закрепления их в законах (такие как право на жизнь, на свободу, на достоинство личности); конституционные права, характеризующиеся закреплённостью их в Конституции; и иные права, которые могут включать полностью или частично естественные и конституционные, но необязательно, что они должны быть закреплены в Основном законе.

Для уяснения характера конституционного института прав и свобод следует учесть, что в него входят не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества и государства. Исходя из вышесказанного следует подчеркнуть, что конституционные права и свободы, составляя в принципе относительно небольшую часть всех прав и свобод, являются ядром правового статуса личности. Большое значение для определения прав и свобод человека и гражданина имеют не только внутригосударственные факторы общественных отношений, но международные факторы. В соответствии с ч.1 ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Взаимозависимость мира приводит к сужению сферы, в рамках которой каждое государство может действовать по своему усмотрению, независимо от других государств и мирового общественного мнения. Поэтому характер прав и свобод определяется не только природой конкретного государственно-организованного общества, в котором они реализуются, но и развитием человеческой цивилизации в целом, уровнем и степенью интегрированности международного сообществ.

Не все права закрепляет Конституция, человечество развивается, уровень науки и техники повышается, а законодательство всегда отстаёт от этого уровня, не многие законы пишутся на будущее, в основном ставится вопрос об урегулировании отношений, сложившихся в обществе на сегодняшний момент.

Для каждого должна быть обеспечена возможность апеллировать к праву, не вошедшему в конституционный перечень, а для судьи – возможность проверки соблюдения такого права. То, что неписанные права существуют, даёт понять ч.1 ст. 55 Конституции, которая излагает предпосылки признания таких прав: "Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина".2 Ясно, что если бы эти "другие", да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национального законодательства.

Многие конституционалисты отождествляют основные права с конституционными – такая трактовка не лишена смысла. Но даже по названию, если есть основные права, значит есть неосновные, нефундаментальные.

Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина) Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными и неотъемлемыми.

В то же время Конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного и должного в поведении каждого человека.

Понимание отношений человека и государства как правоотношений не означает полной зарегламентированности. Для человека смысл этих правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а для государства — в обязанности оказать эту защиту Одновременно человек и государство "выясняют отношения" по поводу конституционных обязанностей человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных формах требует (а порой принуждает) соблюдать эти обязанности. Но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав человек остается свободным.

Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:

· конституционно-судебный механизм (конституционный суд),

· судебная защита (суды общей юрисдикции);

· административные действия органов исполнительной власти,

· законная самозащита человеком своих прав,

· международно-правовой механизм.

Я придерживаюсь такой точки зрения, что основные, или фундаментальные права закрепляются в Конституции и международных договорах и отождествляются с конституционными. Но нельзя забывать, что существуют естественные права, не зависящие от позитивных, есть также и иные права, которые не ниже основных. Основные права являются стержнем правового статуса личности.

Человеку для нормальной жизнедеятельности необходимо больше прав, чем их закреплено в Конституции, все они необходимы для нормального взаимодействия с обществом и государством. Но все иные права являются вторичными по отношению к основным (конституционным) (например: право на защиту доброго имени (ст. 23 КРФ) вытекает из права на достоинство личности; право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23 КРФ), право на неприкосновенность жилища (ст. 25 КРФ) – части права на личную неприкосновенность; часть 1 ст. 22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого). Это основное право порождает целую систему прав, закреплённых в УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, УПК РФ и других нормативных актах.

Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства, важнейших международно-правовых актах по правам человека, являются правовой базой для производных, но не менее важных его прав.

Основные права являются субъективными. Это истина, которая сегодня очевидна, в ходе исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в начале XX века гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицом властных структур.

В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, которые также являются основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться. Это означает, что права и свободы человека перестали быть объектом только внутренней компетенции государства, а стали делом всего международного сообщества. Сегодня объём прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества, но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью интегрированности международного сообщества.

Принятие Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных нравах (1976 г.), Факультативный протокол № 1 и Факультативный протокол № 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного, но и международного права.

Согласно международному законодательству, все лица, проживающие в государстве – участнике пактов или на которых распространяется юрисдикция этого государства, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального либо социального происхождения, имущественного, сословного пли иного положения. Это обязывает все присоединившиеся государства привести своё национальное законодательство в соответствие с требованиями пактов. После присоединения создается правовая ситуация, при которой международно-правовые акты получают приоритет над внутренним законодательством. Поэтому гражданин, политические или гражданские права которого нарушены, может обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (ст. 2 Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах).

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает возможность человека обратиться в Европейский суд для защиты нарушенного права на тех же условиях – исчерпанности всех внутригосударственных средств защиты прав, предусмотренных национальным законодательством.

Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод определили тот универсальный набор основных прав и свобод, который в единстве призван обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида. Этот каталог прав возник не на пустом месте; он формировался на основе тысячелетнего опыта борьбы за свободу и социальный прогресс.

Любое основное право человека должно быть признано каждым государством-участником независимо от его конституционного закрепления. Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он закреплён в Конституции РФ.

Другим важным источников основных прав являются Конституции или Уставы субъектов Федерации.

Согласно п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, субъекты Федерации правомочны принимать нормы, защищающие права и свободы человека и гражданина. Субъекты Федерации, однако, лишены права самостоятельно регулировать дела в связи с посягательствами на основные права, т. к. этот вопрос, согласно п. "в" ст. 71 Конституции, отнесён к исключительной компетенции РФ

Основные права, гарантируемые Основными Законами субъектов Федерации, находятся на уровень ниже любой нормы федерального закона. Так как защита основных прав относится к совместной компетенции Федерации и её субъектов, то простор для создания собственных гарантий основных прав субъектами Федерации существует для них только в той мере, в какой те же самые права ещё не гарантированы Конституцией РФ. Если Конституция (Устав) субъекта гарантирует основное права, которое уже защищено Конституцией РФ, то применяться должна последняя.

22 декабря 1991 года была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, полностью соответствующая международным актам, принятым демократическим мировым сообществом:

- Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года;

-  Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1950 года;

-  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г.;

-  Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966г.

Таким образом, была воспринята общая концепция прав человека, принятая в этих международных документах. Подписав 10 июля 1992 года в Хельсинки декларацию "Надежды и проблемы времени перемен", Российская Федерация подтвердила свои обязательства соблюдать заключительный акт СБСЕ 1975 года в области прав человека.

Во исполнение этих обязательств 21 апреля 1992 года были внесены изменения в действующую в то время Конституцию (1978 года) – раздел II "Государство и личность" был заменен с незначительными коррективами, положениями Декларации прав и свобод человека и гражданина. Тем не менее, этого было недостаточно, так как данный раздел не был органично связан с остальным текстом Конституции.

Референдум 12 декабря 1993 года принял Конституцию РФ, действующую и по сей день.

Именно в ней по логике построения, первая статья провозглашает основы устройства общества, на которые опираются права и свободы человека и гражданина, члена этого общества, провозглашённые уже во второй статье Конституции, а вторая глава Основного закона Российской Федерации целиком посвящена этому правовому институту. "Человек признан источником своей свободы, существующей не по соизволению государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества"

Содержание главы 2 Конституции РФ соответствует общепризнанному в международном праве перечню прав и свобод. Новым шагом в приближении норм отечественного законодательства общепризнанным международным стандартам в области прав человека стало вступление России в Совет Европы 15 января 1996 года и принятие, в числе прочих, положения о необходимости ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, включая протокол № 6, касающийся отмены смертной казни в мирное время. Часть условий по вступлению в эту международную организацию Россия уже выполнила, часть – находится в стадии принятия, так этот процесс требует пересмотра некоторых нормативно-правовых актов.

Следуя положению "Всеобщей декларации прав человека", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года о том, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства", Конституция РФ 1993 года провозглашает, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения"1

Важно отметить, что Конституция признает права и свободы как основные, не предусматривая их деления на более и менее значимые. Тем самым подтверждается их равноценность.

Конституция определяет основные свойства прав и свобод:

-  Неотчуждаемость – т. е. ни одно из прав не может быть изъято государством или ограничено в объеме без указания этих ограничений (лишь в строго установленных случаях – на основе Конституции и закона). Кроме того, человек не может взять на себя ответственность пред кем бы то ни было не пользоваться своим правом или совокупностью прав (ст. 60 Конституции РФ).

Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Гражданин вовлечён в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных права и обязанностей, т. е. гражданство. Российское государство, зафиксировав права и свободы человека и гражданина в Конституции обязуется через деятельность органов власти, управления, суда, прокуратуры и т. д. осуществлять их реализацию и защиту. На мой взгляд, из данного положения и проистекает употребление двух терминов: "свободы" и "права" – первое связано с таким аспектом как невмешательство государства в свободное развитие личности, с её самостоятельностью, второе же подчёркивает обязанность государства осуществлять какую-то деятельность для их реализации.

-  Естественный характер – т. е. момент возникновения основных прав совпадает с моментом рождения человека.

Вместе с тем, осуществление прав и свобод индивида должно быть основано на принципе уважения чужих прав и свобод – это декларируется в ч. 3 ст. 17 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, так как ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу.

Таким образом, устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищён государством от посягательства на них. Тем не менее, говоря об основных правах и свободах нельзя не сказать, что в отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. "Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации"1 – данное положение определяет устойчивую правовую связь человека с государством, определённую международным Пактом "О гражданских и политических правах": "Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия…."2.

Таким образом, в современных условиях под основными правами человека, на мой взгляд, следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека, в частности в Международном Билле о правах человека, а также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейской социальной Хартии 1961 года.

Говоря о правах и свободах, мы в качестве субъекта рассматриваем человека и гражданина. Здесь прослеживается та же логика, что и в определении приоритетов при классификации прав и свобод – она отражена во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах по правам человека.

Ø  Личные права;

Ø  Политические;

Ø  Социальные и экономические права;

Ø  Культурные права1;

Эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, но в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.

Личные права и свободы включают: право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.

Политические права и свободы включают: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным и др.

Отражают возможность участвовать в политической жизни и осуществлении государственной власти. Однако этот критерий даёт возможность рассматривать многие из так называемых личных прав в числе прав гражданских и политических – например, право на свободу мысли и слова, получение, производство и распространение информации (ст. 29 КРФ). В качестве критерия выделения данной группы прав и свобод в относительно самостоятельную группу, думается, целесообразно рассматривать такое понятие как "гражданство", данное в Законе о гражданстве РФ. Кроме того, нужно отметить, что несмотря на естественность и неотчуждаемость этих прав, в полном объёме они могут быть осуществлены по достижении лицом, наделённым гражданством РФ 18 лет (ст. 60 Конституции РФ) – т. е. возраста полной дееспособности. Следует также отметить, что осуществление некоторые политических прав регулируется другими статьями Конституции. Так, депутатом Государственной думы может быть избран гражданин по достижению им возраста 21 года (ст. 97 КРФ), для избрания Президентом установлен возрастной ценз в 35 лет (ст. 81 КРФ). Такие ограничения оправданы тем, что, достигнув определённого возраста, гражданин осознает и предвидит последствия своих действий, обладает жизненным опытом и в состоянии нести обязательства, которые, как известно всегда сопутствуют правам. Политические права являются непременным условием реализации всех других прав граждан, поскольку они образуют основу системы демократии и выступают как средство контроля за властью.

Экономические и социальные права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на свободу предпринимательства, право частной собственности, право на отдых, на забастовку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище, на

охрану здоровья, Говоря о правах социально-экономических, необходимо отметить, что Конституция 1993 года Российской Федерации привнесла много нового в эту сферу жизни – личность стала экономически активной. Положения об экономических и социальных правах и свободах человека, изложенные в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года легли в основу статей Конституции РФ 1993 года. Помимо положений, регулирующих экономические права и свободы, большое количество норм регулируют социальную сферу. Можно сказать, что здесь речь в большей степени идет не только и не столько правах, сколько о гарантиях.

К числу культурных прав относятся : право на образование, на участие в культурной жизни, свобода творчества и др.

Осуществление этих прав и свобод человека в демократическом социальном государстве предполагает гарантии на свободу творчества (ст. 44 КРФ); право на защиту интеллектуальной собственности (ст. 44 КРФ); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 45 КРФ). Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полностью осуществить свои личные и политические права.

Особое место в системе прав и свобод человека и гражданина в российской федерации занимают так называемые "права по защите других прав". "Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство…."1 – это самое первое положение Конституции РФ утверждает, что Российское государство, приняв и подписав положения международных документов по правам человека взяло на себя обязанность и закрепило её конституционно гарантировать осуществление и законную защиту прав и свобод человека и гражданина в случае любого их нарушения.

2.2 Правовой статус индивида. Разграничение основных прав и свобод человека и гражданина

Теперь попытаемся разграничить права человека и гражданина. Понятие "основные права и свободы человека и гражданина" возникло в 18 веке, когда впервые прозвучало во французской "Декларации прав и свобод человека и гражданина" 1783 года. Эти две категории прав обычно упоминаются вместе, однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина – из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека (субъективные) являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин "гражданские права и свободы", синтезирующий обе группы прав и свобод.

Права индивида всегда связаны с удовлетворением его интересов в материальной и духовной сферах. Поэтому интерес выступает естественной движущей силой правовых связей человека, он определяет его отношение к использованию прав. Общество и государство далеко не нейтрально относятся к тому, как человек реализует закреплённые в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества.

Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов), в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Права гражданина обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).

Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю – только прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам без какой-либо дискриминации была зафиксирована в Уставе Организации Объединенных Наций. Однако потребовалась длительная борьба западных держав против сопротивления тоталитарных государств, прежде чем появились крупные международно-правовые акты в этой области. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года. (СССР и другие социалистические страны при голосовании воздержались).

Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей. В ней не делается различия между правами человека и правами гражданина, и все права трактуются как принадлежащие всем людям. Статья 1 гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства"1. Далее провозглашаются права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, другие личные права и свободы, а также экономические, социальные и культурные права, на которые человек вправе претендовать как "член общества" (право на труд, социальное обеспечение, образование и др.). Нормы этого документа имеют декларативный характер, а сам он не содержит механизма обеспечения этих норм. Однако Декларация сыграла и продолжает играть важную роль в утверждении прав человека.

В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новые важные акты – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР в 1973 году). В этих актах дается более детализированный перечень прав человека и гражданина, а, кроме того, Пактом о гражданских и политических правах предусматривается создание Комитета по правам человека, ответственного за соблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав, признаваемых в этом Пакте. В 1984 году аналогичный Комитет был создан по экономическим, социальным и культурным правам. Оба пакта составили своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государства-участники взяли на себя обязательство принять необходимые законодательные меры по обеспечению предусмотренных в пактах прав и свобод.

Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 года. В Конвенции и связанных с ней протоколах (их в настоящее время насчитывается одиннадцать) закреплены основные права и свободы, уголовно-процессуальные гарантии, имущественные и другие права. Для охраны этих прав и свобод учреждён Европейский Суд по правам человека, юрисдикция которого распространяется на все дела, касающиеся толкования и применения Конвенции. Участниками Конвенции являются члены Совета Европы (их сейчас вместе с Россией 39), который является межправительственной организацией. Согласно ст. 3 Устава этой организации каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами. Членом Совета Европы может стать также любое европейское государство, которое рассматривается как способное и стремящееся соответствовать положениям ст. 3 (в таком статусе, изложенном в ст. 4 Устава, в Совет в 1996 г. принята Россия).

Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека: Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др. Серьезные документы в этой области – конвенции и рекомендации – приняты специализированной организацией ООН – Международной организацией труда (МОТ).

Указанные международно-правовые акты послужили базисом для соответствующей главы в Конституции России. Часть 1 ст. 17 устанавливает: "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией". Такая формулировка означает, что любое из прав человека, перечисленных в международно-правовых актах, действует в России только в том случае, если оно зафиксировано в российской Конституции. Но, как отмечалось выше, среди основ конституционного строя действует правило о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15). Налицо очевидное несоответствие. Однако, учитывая, что статус норм, являющихся основами конституционного строя, выше, чем статус других норм Конституции, следует признать, что общепризнанные принципы и нормы международного права в области прав человека имеют в России прямое действие и не требуют механизма имплементации, т. е. закрепления через внутреннее законодательство.

Это тем более важно, что международно-правовые акты и конституция часто закрепляют по сути одинаковые права не в идентичных формулировках, что рождает различные толкования по поводу последствий. В Конституции РФ нет нормы, равносильной ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, в которой закреплено "право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни". К тому же со временем международное сообщество может принять акты о новых правах и свободах, включение которых в Конституцию России по каким-то причинам будет задерживаться или вообще признано нецелесообразным. Аналогичный вопрос встает в связи со вступлением России в Совет Европы – основные европейские конвенции содержат высокие стандарты по правам человека, что требует приведения в соответствие с ними внутреннего законодательства страны. Ясно, что права человека во всех таких случаях должны быть защищены, и формой этой защиты выступает прямое действие международно-правовых актов.

Процесс правовой интернационализации прав человека развивается быстро и в весьма эффективных формах, превращая гражданина государства в гражданина планеты. Фактически уже сейчас в силу признания международного права внутренним правом страны ни одно государство не должно отказывать человеку в каком-то субъективном праве на том основании, что оно не зафиксировано в конституции данного государства. Трудно предположить, что в России Государственная Дума откажется ратифицировать какой-либо международно-правовой акт, закрепляющий новые права и свободы, а гражданам будет отказано в этих правах по соображениям их отсутствия в Конституции. Это указывает на неуклонное сближение международно-правового и конституционно-правового институтов прав и свобод, что в перспективе может сделать последний излишним. Единый всемирный правовой статус человека и гражданина, несомненно, будет чертой будущей цивилизации.

2.3 Гарантии основных прав и свобод

"Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина…"1 – очень важная статья, которая определяет одну из сторон деятельности Президента РФ по гарантиям прав и свобод: реализации, как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту прав и свобод личности в целом, отдельных групп населения.

При Президенте России существует комиссия по правам человека, деятельность которой направлена именно на разработку концепций по обеспечению и защите прав и свобод человека.

Президент РФ 6 ноября 2004 года издал Указ № 1417 "О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека"

Говоря о гарантиях соблюдения прав и свобод человека и гражданина нельзя не упомянуть положение конституции, в соответствии с которым сам человек может выступать защитником своих прав и свобод

всеми способами, не запрещёнными законом (ст. 45 КРФ), обжаловать действия нарушающие права в суд (ст. 46 ч. 2), обращаться в международные органы (ст. 46 ч. 3).

Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают гарантии юридические, которые "охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина"2

Политические права составляют одну из сторон совокупности прав и свобод человека и гражданина, гарантируемых Конституцией Российской Федерации. Вместе они составляют систему, охватывающую все сферы существования человека и гражданина.

Политические права и свободы являются выражением принадлежности власти народу, реализацией народовластия.

Особенность их заключается в том, что осуществляются они не индивидуально, а в сообществе с другими гражданами.

Совокупность политических прав включает в себя следующие конкретные права и свободы:

Право на объединение

1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.1

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём.

Право на объединение – одно из политических прав, цель которого обеспечить возможность участия каждого в общественной и политической жизни, а также юридически установить создание разного рода общественных объединений.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.2

Право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование – важный элемент правового статуса гражданина Российской Федерации. Право на проведение публичных мероприятий – субъективное право граждан, имеющее целью оказать воздействие на органы государственной власти для решения вопросов жизнедеятельности общества (политических, правовых, социально-экономических, социально-

культурных и др.). Оно является важным элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства, как на общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления.

Граждане Ро

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Права человека". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 479

Другие дипломные работы по специальности "Государство и право":

Особенности квалификации оставления в опасности

Смотреть работу >>

Правовое регулирование эвтаназии в России и в зарубежных странах

Смотреть работу >>

Анализ нормы ст. 41 УК РФ об обоснованном риске с точки зрения теоретической обоснованности

Смотреть работу >>

Правовая защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Смотреть работу >>

Похищение человека: проблемы квалификации

Смотреть работу >>