Дипломная работа на тему "Почерковедческая экспертиза"

ГлавнаяГосударство и право → Почерковедческая экспертиза




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Почерковедческая экспертиза":


Аннотация

Представленная работа выполнена на тему «Почерковедческая экспертиза». Работа выполнена на 131 листе с использованием 89 источников литературы. Данная тема выбрана в силу своей актуальности в современной действительности. В работе были рассмотрены вопросы: история и современные тенденции проведения почерковедческих исследований, основы почерковедческой экспертизы, особенности методики исследования измененного почерка. Работа состоит из введения, трех глав, заключение, списка использованных источников и приложений.


The Summary

The submitted work is executed on a theme «Examination of handwriting». Work is executed on 131 sheets with use 89 so urces of the literature. The given theme is chosen by virtue of the urgency in the modern validity. In work questions have been considered: a history and modern lines of carrying out of researches of handwriting, a basis of examination of handwriting, feature of a technique of research of the changed handwriting. Work will consist of the introduction, three chapters, the conclusion, the list of the used sources and appendices.


Содержание

Введение

1. История и современные тенденции проведения почерковедческих исследований

1.1 Становление исследований письма и почерка

1.2 Основные задачи и методы исследования почерка на современном этапе

2. Основы почерковедческой экспертизы

2.1 Понятие и свойства почерка

2.2 Понятие идентификационных признаков почерка

2.3 Значение неидентификационных признаков почерка в почерковедческом исследовании

2.4 Методика проведения почерковедческой экспертизы

3. Особенности методики исследования измененного почерка

3.1 Порядок исследования естественно и умышленно измененного почерка

3.2 Исследование рукописных текстов, исполненных левой рукой

3.3 Исследование текстов, выполненных с подражанием почерку другого лица

Заключение

Список использованных источников

Приложение А. Количество экспертиз, проведенных судебно-экспертными учрежденьями Министерства Юстиции в 2001 году

Приложение Б. Количество экспертиз, проведенных Экспертно-криминалистическим отделом г. Бузулука за период 2004 - 2006 годов

Приложение В. Заключение эксперта


Введение

Известно, что для правильного разрешения каждого уголовного дела суд должен установить фактические его обстоятельства, имевшие место в действительности. В значительной мере установлению объективной истины способствует привлечение в деле экспертов, когда для разрешения возникших по делу вопросов необходимы специальные знания. Производство экспертизы как способ установления и истолкования фактов занимает не последнее место при расследовании и рассмотрении дел судом. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (далее - УПК РФ) заключение эксперта входит в круг доказательств по уголовному делу.[1]

Среди криминалистических экспертиз, проводимых экспертно-криминалистическими подразделениями ОВД по назначению следственных и судебных органов, значительный процент составляют экспертизы, связанные с исследованием различного рода документов, в частности экспертизы, имеющие целью установить лицо, исполнившее рукописный текст (запись) или подпись в конкретном документе.

За последние годы значительно возросло число преступлений в кредитно-финансовой сфере, массовый характер приобрели хищения денежных средств с использованием подложных документов, поддельных банковских гарантий, «отмывание» денег, добытых преступным путем. В настоящее время при расследовании преступлений, совершенных в сфере экономики, изымаются сотни и даже тысячи документов – вещественных доказательств, причем органы следствия не всегда могут ограничить круг вероятных исполнителей. Объектами исследования в таких случаях становятся рукописные записи и подписи, выполняемые в накладных, нарядах, отчетах, удостоверениях личности и так далее. При рассмотрении гражданских дел также нередко оспаривается достоверность записей и подписей в договорах, расписках, доверенностях, завещаниях, а также иной деловой и личной переписке, так как согласно Гражданско-процессуальному кодексу Российской Федерации заключение эксперта является доказательством при рассмотрении гражданского спора.[2] Специальный федеральный закон более подробно устанавливает права и обязанности экспертов.[3] Поэтому рассматриваемая тема «Почерковедческая экспертиза» является актуальной в современной действительности.

В настоящее время почерковедческая экспертиза является одной из самых часто проводимых экспертиз при расследовании уголовных дел и при рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде. Так в 2001 году в целом по Российской Федерации общее количество криминалистических экспертиз составило 124064, в том числе почерковедческих - 9864, технических экспертиз документов – 5274, трасологических -15104, баллистических – 4827, криминалистических экспертиз материалов, веществ и изделий – 21746 (приложение А). А в 2002 году общее количество экспертиз возросло почти в 2 раза и составило – 240676.[4]

В практике Экспертно-криминалистического отдела по западной зоне с местом дислокации в г. Бузулуке (далее – ЭКО г. Бузулука) почерковедческие экспертизы проводились и проводятся в основном в рамках расследований по уголовным делам, возбужденным по фактам мошенничества, присвоение и растрата, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, незаконное получение кредита, превышение должностных полномочий, подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков. Значительно реже почерковедческие экспертизы могут проводиться по уголовным делам, возбужденных по факту других преступлений, например, по ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) - кража, если на месте происшествия обнаружены рукописные тексты, записи, исполнитель, которых неизвестен и по предположению органов предварительного расследования могут иметь отношение к делу, по ст. 163 УК РФ - вымогательство, если незаконное требование вымогателя и угрозы жизни, здоровью, деловой репутации, чести, достоинству, причинения имущественного вреда выразились в письменной форме.[5] По данным ЭКО г. Бузулука количество почерковедческих экспертиз в 2004 году составило 98, в 2005 – 144, с января по март 2006 года – 27 экспертиз почерка (приложение Б).

Изучение материалов дел оперативного учета и уголовных дел, заведенных в отношении лиц, совершивших экономические преступления, приводит к выводу, что из всех видов криминалистических экспертиз наибольшие трудности у оперативных сотрудников органов внутренних дел возникают при подготовке и назначении почерковедческих экспертиз и исследований записей и подписей. Этой позиции придерживаются 63 % опрошенных сотрудников МВД России.[6]

В настоящее время в оперативно-розыскной и следственной практике довольно часто возникает необходимость исследования большого количества рукописных записей, подписей (при предоставлении на экспертизу большого количества документов), выполненных от имени различных лиц, на предмет их подлинности и о выполнении их проверяемыми (подозреваемыми). Даже в самых полных методических рекомендациях о назначении почерковедческих экспертиз и исследований невозможно предусмотреть все вероятные ситуации, возникающие в процессе расследования по уголовному делу либо оперативной проверки (разработки) по поводу идентификации записи (подписи) или лица, ее выполнившего. Поэтому необходимо при назначении указанных экспертиз (исследований) в каждом конкретном случае консультироваться с экспертами-почерковедами.

В исследовании использовались методы анализа и синтеза, систематизации, обобщения, историко-правовой, конкретно-социологический и статистический методы.

Объектом данного исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе проведения почерковедческих исследований.

Предмет исследования – законодательные акты, регулирующие порядок производства почерковедческой экспертизы, следственная и экспертная практика.

Основная цель исследования - выявить проблемы в деятельности эксперта-почерковеда и наметить пути их решения.

При написании данной работы использовались теоретические разработки Орловой В.Ф., Соколовского З.М., Винберга Л.А., Шванковой М.В. и других.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


1. История и современные тенденции проведения почерковедческих исследований

1.1 Становление исследований письма и почерка

Экспертиза письма и почерка непосредственно связана с появлением и распространением письменности и имеет длительную историю своего развития. Еще в древнем Риме во время правления императора Юстиниана судебные споры о подлинности документов решались с помощью экспертизы письма.

Самым древним направлением в исследовании почерка является графологическое. Оно появилось во II веке н. э. Особенности в почерке Октавиана Августа были замечены Савронием Трангвиллем. Император Нерон сказал об одном человеке из своей свиты: «Его почерк показывает, что он может быть предателем». Графология также получила распространение и в Древнем Китае. Китайский философ и художник Кюо Дже-Хсу (период Сан) сказал: «Почерк безошибочно показывает, кому он принадлежит — человеку благородного происхождения или низкого происхождения».[7]

Первая работа по графологии — учении о распознавании по почерку характера человека — была написана итальянским врачом Камилло Бальди в 1622 году и называлась «О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму». В 1872 году аббат Гипполит Мишон, автор термина «графология» в своей работе «Тайны письма» проанализировал особенности, с его точки зрения, почти всех качеств человека, отраженных в почерке, и составил каталог их зависимости. Мишон и его последователи утверждали, что по почерку можно определить характер, наклонности, качества и недостатки, словом, весь облик человека. Это направление исследования почерка нашло широкое применение в странах Европы и Америки. Не отрицая, что письмо есть движение руки, зависящее от деятельности мозга, Мишон и его последователи высказывали «научные» принципы, закономерности этого метода исследования.[8] Приведем некоторые из них:

1) Положение строчек. Строчки, идущие вверх, говорят о горячности, энергии, жажде власти; опускающиеся вниз характеризуют физическую и моральную слабость, отчаяние, печаль, таким почерком пишут обыкновенно больные.

2) Наклон букв. Наклоненные буквы (вправо) свидетельствуют о чувствительности, и эта черта проявляется тем сильнее, чем больше наклон букв. Почерк без наклона присущ хладнокровному человеку; левонаклонный свидетельствует об отсутствии чувствительности, часто о притворстве. Почерк прямой указывает на непоколебимую энергию и стойкость. Почерк извилистый, неровный говорит о гибкости характера, изменчивости убеждений. Такие люди умеют, когда нужно, легко поменять свои убеждения.

3) Связность почерка. Связь букв между собой имеет большое значение – это указывает на связность идей, последовательность, рассудительность. Отрывистый почерк свидетельствует о порыве души, о характере поэтическом или художественном.

4) Правильность букв говорит о спокойном уравновешенном характере. Сжатое письмо указывает на склонность к экономии, бережливости. Чем больше буквы сжаты, тем сильнее выражены эти наклонности. Размашистый почерк служит верным показателем широкой, щедрой, даже расточительной натуры и так далее.

Наиболее реакционным направлением в графологии явилось учение главы антропологической школы уголовного права Ломброзо, изложенное в работе «Руководство по графологии». Ломброзо рекомендовал некоторые особенности почерка использовать для определения так называемого «прирожденного преступника». В частности, он разделил почерки преступников на две большие группы: почерк убийц, разбойников, грабителей и почерк воров. Это наивное, идеалистическое по своей сущности, реакционное по политической направленности течение неоднократно подвергалось необоснованной критике со стороны советских и российских криминалистов.[9]

В начале ХХ века графологи значительно усовершенствовали анализ почерка. В своих многочисленных экспериментах они стали использовать данные других наук, например медицины, в частности диагностики. В 1935 году эксперт-почерковед Альфред Кафнер, работавший в министерстве юстиции Австрии, после ряда наблюдений пришел к выводу, что между раковым заболеванием и почерком есть прямая связь. Кафнер изучил более 35000 подписей и на основании их анализа утверждал, что может предсказать раковое заболевание по почерку срочностью до 97% (на основании микроисследования штрихов).

В 30-х годах венгерские графологи изучили почерки более 2000 детей с ненормальной психикой в возрасте от 10 до 18 лет. В процессе анализа рукописей были установлены закономерности в отклонении почерка в зависимости от состояния психики. Исследователи предложили лечить детей (изменять психику ребенка) посредством определенных изменений почерка (так называемая графотерапия). Они считали, что почерк может возбудить нервы человека или успокоить их.

По подсчетам американских графологов более 500 фирм США используют анализ почерка для определения профессиональных свойств человека, вновь принятого на работу или продвигаемого по службе. Европейские фирмы начали использовать графологию с начала XX века. В ФРГ, Дании, Франции фирмы используют графологию для определения профессиональной пригодности. В настоящее время графологию преподают в ФРГ, в университетах Гамбурга, Мюнхена и других. Новейшие курсы читаются в университетах Берна, Цюриха (Швейцария) и ряде других стран Европы. В США курс графологии читается в Нью-Йоркском университете, в Социальной школе исследований. В некоторых университетах графологию изучают после завершения курса психологии; в других — ее читают как часть медицинского курса.[10] На наш взгляд данное направление в почерковедческих исследованиях имеет большое значение для розыска преступника, когда нет каких-либо других данных о нем, кроме рукописного текста, предположительно выполненного его рукой.

В России первые сведения о проведении экспертизы письма и почерка относятся к началу XVII века. Однако первые в истории России криминалистическое исследование документов начали проводить в 1836 году, когда было создано первое судебно-экспертное учреждение в органах внутренних дел Царской России, которое называлось Медицинский Совет при Медицинском департаменте. Судебное исследование документов наиболее часто проводились такими академиками, как Д.И. Менделеев, Н.Н. Зинин, ЮФ. Фрицше, Буринский Е.Ф. и другие. Так, в 1868 году Е.Ф. Буринским было выполнено 78 различного рода исследований документов, в том числе 29 – сравнение почерков.

По Русскому Своду законов сличением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма — секретари присутственных мест, учителя чистописания и другие. Основное качество, определяющее эксперта, заключалось в умении красиво писать. Таким образом, первым направлением в исследовании письма в России явилась каллиграфическая экспертиза. Процесс каллиграфического исследования сводился лишь к выявлению сходства или различия внешнего начертания отдельных букв в сравниваемых рукописях. Естественно, что такое механическое сопоставление строения письменных знаков без учета обстоятельств, влияющих на формирование письменно-двигательного навыка, приводило к грубейшим ошибкам.

Каллиграфическое направление в экспертизе документов подвергалось резкой критике со стороны ведущих ученых. Так швейцарский ученый Рейсе писал: «Для графических экспертиз чаще всего приглашаются каллиграфы, как будто достаточно уметь учить детей чистописанию для того, чтобы справиться с одной из самых сложных и трудных экспертиз, требующей серьезных познаний по физиологии, химии и фотографии».[11]

Е.Ф. Буринский следующим образом оценивал «научность» этого метода исследования: «Нам, в нашей практике приходилось видеть одного почтенного содержателя типолитографии, который при исследовании одного и того же документа в разное время (в коммерческом суде, у судебного следователя на предварительном следствии, на судебном следствии) давал иногда позабыв об учтивости, три совершенно противоположных заключения о том, кем писана исследуемая рукопись. При этом каждое из них высказывалось с такою уверенностью, что самому эксперту становилось стыдно за себя, когда стороны предлагали ему вопрос о том которое же из его разных мнений следует считать окончательным». [12]

Давая заключения, в основе которых нет никаких научных положений, каллиграфы в конце концов потеряли в глазах суда всякое доверие. Псевдонаучность этого метода очень метко охарактеризовал профессор Е. Ф. Буринский, который отмечал, что правосудию приходилось бороться как с подделывателями, так и с фантазией каллиграфов. По нашему мнению следует согласиться с Буринским, поскольку в основе каллиграфического направления нет каких бы то ни было научных положений. Каллиграфическое исследование прежде всего опиралось на субъективное мнение эксперта, на его фантазию.

Одним из направлений исследования письма и почерка стал приметоописательный (сигналетический) метод, который появился благодаря статье известного французского криминалиста А. Бертильона «Сравнение почерков и графическая идентификация», опубликованной в 1897 году. Данный метод разработал сам Бертильон и описал в своей работе. В основе данного метода лежат признаки-приметы почерка, аналогичные признакам, разработанным А. Бертильоном для описания внешности по методу «словесного портрета». Приметоописатели, сравнивая рукописи, основное внимание обращали на более броские признаки. При описании признаков почерка анализу подвергались форма, размер, положение, наклон элементов, письменных знаков в целом, расположение строк, интервалов между словами и строками и другие.

По нашему мнению, в отличие от каллиграфического направления в экспертизе письма и почерка метод приметоописателей явился шагом вперед по пути развития судебного почерковедения. Основной заслугой этого метода явилась разработка некоторых признаков почерка. Положительным также было применение специальных сравнительных фототаблиц, на которых иллюстрировались признаки почерка, положенные в основу того или иного вывода эксперта.

Однако мы присоединяемся к мнению Л.А. Винберга в том, что в целом этот метод не приемлем для экспертизы письма и почерка. Основная ошибка приметоописательного метода заключалась в том, что его авторы механически, без учета особенностей формирования письменно-двигательного навыка, перенесли методику «словесного портрета» на почерк.[13]

Разновидность приметоописательного метода - графометрический метод. В переводе на русский язык термин «графометрия» означает «измерение почерка». Попытки научно обосновать графометрическии метод впервые были предприняты французским криминалистом Э. Локаром. Сущность этого метода состояла в стремлении заменить субъективное мнение исследователя экспериментальными данными, полученными от измерения различных характеристик почерка. В общих чертах метод исследования, предложенный Э. Локаром, сводился к измерению ряда величин в сравниваемых почерках. Измерялись относительные величины (относительная высота строчных букв и так далее), направления, находящие свое выражение в угловых величинах, перерывы и другие. Потом замеры величин в каждом исследуемом почерке откладывались на графике в виде кривой и полученные кривые сопоставлялись друг с другом. Совпадение кривых свидетельствовало о выполнении сравниваемых рукописей одним лицом, расхождение — о выполнении рукописей разными лицами. Предложенный Э. Локаром графометрический метод исследования явился шагом вперед к более глубокому познанию природы почерка.[14]

Этот метод, по признанию самого Э. Локара, страдал многими существенными недостатками, препятствующими применению его в том виде, в каком он был предложен. Мы согласны с мнением Локара, так как данный метод - очень трудоемкий, учитывает только количественные характеристики, что может привести к экспертной ошибке. А в экспертной практике не допустимо использование методов, которые слишком трудны, требуют огромного умственного напряжения, а также о которых заранее известно, что их использование может привести к экспертной ошибке.

Положительной стороной указанного метода явилась разработка некоторых особенностей почерка (размер, разгон, наклон, связность и так далее), которые нашли свое отражение в современной классификации признаков почерка. Мы считаем, что данный метод, несмотря на имеющиеся недостатки, вполне имеет право на существование среди других методов исследования почерка, которые применяются и по сей день. Так, например, в последнее время элементы графометрического метода находят применение в математических методах исследования.

Таким образом, в процессе становления исследований письма и почерка учеными были разработаны различные методы их исследования. Это такие методы, как графологический, каллиграфический, приметоописательный, графометрический. Однако не все из вышеназванных методов применяются экспертами для исследования почерка в настоящее время. Например, каллиграфический метод страдал псевдонаучностью, поэтому постепенно перестал использоваться почерковедами для исследования почерка. Разработка и использование приметоописательного метода дали толчок к дальнейшему развитию судебного почерковедения. Графометрический метод был весьма трудоемким методом исследования почерка, однако разработка некоторых особенностей в рамках этого метода нашло свое отражение в современной классификации признаков почерка. Использование графологического метода позволяет установить личностные и физиологические характеристики исполнителя исследуемого текста. Данный метод широко используется при исследовании почерка и по сей день.

1.2    Основные задачи и методы исследования почерка на современном этапе

Работы современных графологов представляют определенный научный интерес для российских ученых-почерковедов, занимающихся решением задач неидентификационного характера: установление необычных условий выполнения рукописи, состояние человека в момент написания текста, установление пола, возраста, профессии. Вследствие консерватизма судебной, политической системы СССР криминалистические знания развивались медленно, слабо использовались достижения науки и техники.

Весь многолетний период развития советской криминалистической экспертизы письма, по определению В.Ф. Орловой,— это процесс научного исследования закономерностей письма и почерка на базе комплекса знаний различных областей науки в первую очередь естественного профиля в целях создания, совершенствования методики криминалистической экспертизы почерка.[15] Почерковедам, как никаким другим специалистам в области криминалистической экспертизы, повезло в содружестве с учеными других специальностей. В настоящее время почерк является объектом исследования не только криминалистов и судебных экспертов, но и медиков, физиологов, психологов и других специалистов. Например, влияние перегрузок, состояние невесомости изучается в космической медицине и с помощью исследования почерка.

Основная задача экспертизы почерка — установление исполнителя рукописного текста, подписей. Эта задача решается в процессе криминалистического идентификационного исследования. Настоящий период развития судебного почерковедения характеризуется активным привлечением данных различных, преимущественно естественных, наук для раскрытия закономерностей формирования письменно-двигательного навыка, письменной речи. Так, ВНИИ МВД РФ, институты и лаборатории судебных экспертиз Министерства юстиции РФ занимаются исследованием анатомических, физиологических основ письма; изучаются анатомические характеристики письменно-двигательного навыка при образовании элементов почерка; физиологические процессы, лежащие в основе управления движениями, воспроизводящими элементы письменных знаков и их сочетаний. Исследуется координация движений при дифференциации рукописей по темпу письма. Используются данные физиологии и психологии: для обоснования устойчивости элементов почерка; для выявления корреляции характеристик личности и графических признаков. В экспериментальных исследованиях применяются средства электромиографии для определения темпа письма. Для изучения процесса формирования элементов почерка применяются средства электрофизиологического исследования двигательного аппарата.

Основоположник судебного почерковедения Е.Ф. Буринский писал, что почерковедческая экспертиза только тогда перестанет быть субъективной, когда в процессе исследования будут производиться различные измерения с помощью специально для этих целей разработанных и изготовленных инструментов. Этот тезис Е.Ф. Буринского открывал перед почерковедами новые пути к исследованию почерка. Мы полностью согласны с его мнением, так как целью почерковедческой экспертизы является установить исполнителя исследуемой рукописи или подписи, но провести ее невозможно, опираясь только на знания эксперта. Необходимо при исследовании почерковых объектов использовать измерительные приборы. Но так, как мы живем в веке стремительно развивающихся компьютерных технологий, становиться вполне возможным в целях изучения и идентификации исследуемых материалов использование специально предназначенных для этого компьютерные программы. Возможно, уже существуют такие программы, но пока в экспертных подразделениях они не используются, в частности для идентификации почерка, что в значительной мере затрудняет и затягивает производство почерковедческой экспертизы.

Однако мы считаем, что в концепции Буринского есть некоторые недостатки. Говоря о необходимости объективизировать метод измерения почерка, он не дает никаких научных рекомендаций, позволяющих сделать это. Практические предложения Е.Ф. Буринского сводились к указаниям об измерении некоторых величин: угла направление строки, размаха почерка или амплитуды, разгона, напряжения почерка.

В определенной степени графометрический метод Э. Локара в настоящее время — эпоху научно-технического прогресса — «натолкнул» исследователей на применение в судебном почерковедении математических методов исследования, к которым в первую очередь относится использование в экспертизе письма и почерка аппарата проективной геометрии. Полученные в результате раздельного исследования графические характеристики почерка, которым исполнен исследуемый документ, образцы почерка лица, подозреваемого в его исполнении, сопоставляются таким образом, чтобы их координатные оси совпадали. Затем через одноименные точки графических характеристик исследуемых признаков проводятся лучи. Если они пересекаются в одной точке, то оба пучка лучей проективны, следовательно, записи исполнены лицом, образцы почерка которого представлены для сравнения. Если прямые, проведенные через одноименные точки, не пересекаются в одной точке, то здесь отсутствует проективное соответствие. Такое несоответствие свидетельствует о выполнении сравниваемых почерков разными лицами. К сожалению, этот метод имеет существенные недостатки, заключающиеся в том, что при разметке признаков не исключается возможность довольно значительной инструментальной ошибки. Небрежное исполнение чертежа влияет на объективность результатов исследования. Во избежание указанных ошибок в настоящее время ведется экспериментальная работа по внедрению оптико-механических приспособлений для безошибочной разметки исследуемых признаков.

Одним из методов графического анализа является графическое усреднение письменных знаков. Этот метод используется экспертами-почерковедами для получения сведений о пространственном размещении движений руки исполнителя при образовании букв и их элементов. Названный способ, по мнению его авторов, дает возможность получить результаты высокой точности без применения специальной сложной техники. Графическое усреднение состоит из трех стадий: формировка букв по размеру, совмещение сформированных по размеру букв и получение усредненного письменного знака.[16] Такое исследование предполагает обязательный анализ нескольких письменных знаков, так как нередки случаи, когда одноименные усредненные буквы в рукописях одного и того же лица (например, при умышленном изменении почерка) не совпадают. Наибольший эффект метод усреднения может дать при исследовании сходных почерков. Однако следует учитывать, что этот способ не имеет самостоятельного значения и его результаты оцениваются в совокупности с другими полученными данными.

Другим методом графического анализа является графический дисперсионный анализ письменных знаков. Так же как и метод графического усреднения, он позволяет экспертам-почерковедам получить данные о пространственном размещении движений руки исполнителя подписи. Сущность этого способа заключается в сопоставлении буквы спорной подписи со совмещенными друг с другом сформированными одноименными буквами, взятыми в образцах предполагаемого исполнителя. Названный метод является дополнительным способом исследования почерка (подписи). Результаты его применения оцениваются в совокупности с данными, полученными иным путем.[17]

Наряду с ручными способами в почерковедческих исследованиях за последнее время все большее применение получают машинные методы анализа признаков в сравниваемых почерках (подписях). Почерк определенного лица в целом, а также отдельные письменные знаки, в совокупности составляющие индивидуализирующий комплекс, являют собой образ. Задача исследователя состоит в обучении электронно-вычислительной машины распознаванию по некоторому количеству письменных знаков почерка данного лица в массе разных почерков.[18] Но мы считаем, что использование новейших достижений почерковедческой науки и электронно-вычислительной техники для идентификации почерка не достаточно оценено практиками. Это одна из проблем почерковедческой и других видов экспертиз, и причина этой проблемы в недостатке финансирования экспертно-криминалистических подразделений.

С целью отыскания объективных критериев оценки признаков в почерковедческих исследованиях многое делается по статистической обработке почерков. Основная цель экспериментов в этой области — установление частоты встречаемости ряда признаков. Разработаны и на практике применяются в экспертных учреждениях методики частоты встречаемости идентификационной значимости определенных признаков почерка.

Все эти исследования сводятся к отысканию объективных критериев качественной оценки признаков (совокупности признаков) количественными вероятностно-статистическими методами. Процесс почерковедческого исследования направлен не только на решение идентификационных задач. При исследовании рукописей нередко решаются вопросы, связанные с установлением условий, в которых выполнялся спорный документ, установлением факта написания текста умышленно измененным почерком, левой рукой. Определенные признаки письма информируют эксперта о выполнении рукописи лицами, перенесшими травмы мозга, находившимися в момент написания текста в состоянии повышенной возбудимости или торможения, состоянии алкогольного опьянения. Так, например, у лиц с расстроенной центральной нервной системой координация движений при письме снижается, темп письма резко спадает, появляются угловатые движения, некоторые буквы выполняются в зеркальном изображении и так далее.[19]

В настоящий период ученые-криминалисты ведут активные исследования в области судебного почерковедения. Достигаются определенные успехи в данной области. За последние пятнадцать лет не появилось каких бы то ни было существенных новых разработок в данной области криминалистических знаний. В основном используются методики, разработанные советскими учеными-криминалистами. Во многих региональных экспертно-криминалистических отделах используется старое, приобретенное еще в советские годы оборудование, которое, конечно же, не вечно и рано или поздно придет в негодность. Мы считаем, что такая ситуация обусловлена экономическим и политическим кризисами последних лет, которые возникли после распада СССР. По нашему мнению успех дальнейшего развития почерковедения — в тесном творческом взаимодействии специалистов различных областей знания, в использовании новейших достижений науки и техники, а также в поддержке со стороны государства.


2. Основы почерковедческой экспертизы

2.1 Понятие и свойства почерка

Почерк — это зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык.

Из положений теории идентификации известно, что для установления тождества объекта необходимо, чтобы он обладал свойствами отображаемости, индивидуальности, относительной устойчивости.

В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык. Под навыком психология понимает систему регуляторных процессов, сложившуюся в индивидуальном опыте человека и позволяющую устойчиво и стандартно выполнять определенные действия. Из этого определения видно, что навык формируется в результате определенных целенаправленных действий человека, которые носят целостный характер. Навык создает устойчивость и индивидуальность в выполнении человеком необходимых действий.[20]

Формирование письменно-двигательного навыка происходит одновременно с обучением письму. Это процесс начинается задолго до поступления ребенка в школу еще в раннем дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте у ребенка формируется понятие о письме как средстве общения между людьми и как способе фиксации своих мыслей. В период дошкольного возраста ребенок контролирует не только некоторые свои движения, но и внимание. Формирование сознательных целенаправленных движений у него во многом зависит от условий выполнения графических упражнений, отношения родителей и воспитателей дошкольных учреждений к этим занятиям детей.[21]

В зависимости от целей и содержания задач, поставленных перед обучающимся процесс формирования письменно-двигательного навыка расчленяется на четыре этапа: элементное, буквенное, связное и рукописное письмо.[22]

Элементное письмо является начальным этапом. Основная цель здесь состоит в ознакомлении ученика со звуковым составом слов, графическими обозначениями звуков, с требованиями, предъявляемыми к форме письменных элементов, правилами соединения букв, гигиеническими, техническими правилами письма. Чтобы научиться хорошо выполнять графические элементы, ученик должен в первую очередь овладеть техническим навыком, быть знакомым с гигиеническими правилами письма. Процесс письма может происходить при различной позе пишущего, разном положении корпуса, головы, рук, пера по отношению к бумаге и бумаги по отношению к столу. Наблюдения школьных врачей свидетельствуют о том, что некоторые недостатки физического развития ребенка во многом зависят от степени нарушения им гигиенических правил письма. Такими недостатками могут быть искривления позвоночника, частичная потеря зрения, неодинаковая острота зрения правого и левого глаза и другие, которые влияют на формирование письменно-двигательного навыка.

Второй этап овладения письменно-двигательным навыком — буквенное письмо. Здесь основное внимание ученика сосредоточено на правильном изображении букв. Он должен научиться четко соединять элементы и правильно располагать их относительно друг друга. К этой стадии обучения письму ученик приходит уже с некоторым запасом знаний в выполнении элементов письменных знаков, им в определенной степени усвоены технические навыки письма. Для буквенного письма характерно преобладание зрительного контроля за выполнением письменных знаков. Этот контроль выражается в том, что нарушения правил изображения одних и тех же букв и элементов не повторяются систематически.

А.И. Винберг, анализируя эту стадию формирования письменно-двигательного навыка, отмечал, что «отсутствие у обучающегося письму графических и технических навыков, изменчивость в изображении букв, наличие недостаточно координированных движений плохо управляемой руки, быстрая утомляемость в результате значительного мышечного напряжения, скованность всех движений, замедленных и мало выработанных — все это позволяет утверждать, что по существу здесь выступает понятие почерка. Под почерком разумеется система выработанных движений.»[23]

Следующий этап формирования письменно-двигательного навыка — связное письмо. Здесь внимание ребенка сосредоточено на правильном связывании элементов письменного знака, на соединении букв слова, а также на соблюдении правил расстановки письменных знаков относительно линовки. Ученик старается выполнить буквы одинаковыми по размеру, нажиму, наклону. В процессе связного письма закрепляются и автоматизируются навыки, приобретенные на первых двух стадиях обучения.

А.Р. Лурия, давая оценку процессу формирования письменно-двигательного навыка у ученика начальной школы, отмечал, что эти первые шаги по пути дифференцировки примитивно подражательной графики у него еще очень бедны и слабы. Они отражают лишь ритм фразы; ребенок еще не умеет отличать графически содержание предъявленного ему понятия. «Мы ждем от него второго шага,— пишет А.Р. Лурия,— когда графика его начинает отображать не только внешний ритм предъявленных ему слов, но и их содержание: тогда знак приобретает назначение».

Следующей стадией формирования письменно-двигательного навыка является скорописное письмо. В отличие от предыдущих на этом уровне (уже усвоены технические и графические навыки) учащийся имеет возможность сосредоточить внимание полностью на смысловой стороне, на содержании письма. На первый план выступают усвоение навыков письма, смысл и содержание. В этот период у ученика формируются и орфографические навыки. Он одновременно с выбором содержания текста подыскивает необходимые слова, формулировки. Особенностью скорописного этапа формирования почерка является целостность этого процесса. Человек при написании слов не разбивает их на составляющие звуки, чем быстрее он пишет, тем более связным становится его почерк. Технические и графические навыки пишущим, как правило, не осознаются. Е.В. Гурьянов по этому поводу писал: «Каждое изменение состояния мышц, любое их сокращение или расслабление под воздействием импульсов, поступающих из двигательных нервных центров, вызывает ответные импульсы, ведущие из нервных окончаний в мышцах, суставах, сухожилиях и связках по чувствительным нервным путям в сенсорные нервные центры головного мозга – эти поступающие из периферии импульсы осознаются человеком в форме так называемых кинестетических ощущений или ощущений движений».[24]

Индивидуальность почерка, а точнее индивидуальность письменно-двигательного навыка человека, у которого уже сформировался такой навык, выражается в специфических изменениях и дополнениях или сокращениях по отношению к стандартной прописи. Возникают эти особенности постепенно в процессе обучения письму и зависят от многих причин.

Обстоятельства, влияющие на формирование индивидуального письменно-двигательного навыка, можно разделить на два вида: субъективные, обусловленные анатомическими, физиологическими и психологическими особенностями обучающегося письму, и объективные.

Основную роль в формировании письменно-двигательного навыка при обучении письму играют обстоятельства субъективного характера, так как в конечном итоге благодаря ним почерк каждого человека индивидуален. В свою очередь обстоятельства субъективного характера можно разделить на две группы:

1) анатомические особенности пишущего: строение руки (длина костных рычагов, степень подвижности суставов и развитости мышц), строение глаз и особенности зрения (конвергенция - сведение осей глаз для улучшения восприятия объекта, аккомодация - способность глаза различать предметы, находящиеся от него на различных расстояниях, инокулярность - особенность зрения, от которой зависит определение расстояния между наблюдаемыми объектами и их взаимное размещение и другие), недостатки зрения (астигматизм - один из недостатков роговой оболочки глаза или хрусталика, близорукость, дальнозоркость, косоглазие и другие);

2) психофизиологические особенности обучающегося письму. Восприятие письменного знака - это сложный длительный процесс, в основе которого лежит формирование слухоречедвигательного и зрительного представлений о письменных знаках, образуемых ими в словах, предложениях. Запоминание строения письменного знака в целом и его элементов. Эта задача может быть успешно решена только при многократных упражнениях с буквами. Также необходимо учитывать, что формирование почерка заканчивается к 25—30 годам. В этот период влияют многочисленные факторы: избранная профессия, условия письма и другие. Многочисленными экспериментами психологов и физиологов показана прямая зависимость формирования письменно-двигательного навыка от типа нервной системы человека.[25]

Обстоятельства объективного характера также активно влияют на формирование письменно-двигательного навыка обучающегося письму.

К таким обстоятельствам относятся в первую очередь посадка и условия выполнения рукописи.

К обстоятельствам объективного характера можно отнести и условия, в которых проходит процесс обучения письму. Так, недостаточная освещенность помещения может привести к формированию упрощенного по построению почерка. Состояние бумаги, на которой выполняется текст, выбор пишущего прибора также являются факторами, влияющими на формирование письменно-двигательного навыка.

Следующим признаком почерка является устойчивость. Благодаря автоматизации процесса письма в результате многократных повторений длительных упражнений письменно-двигательный навык человека становится настолько устойчивым, что даже сознательные попытки изменить свой почерк не приводят к положительному результату.

Физиологической основой формирования письменно-двигательного навыка в свете учения академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности являются системы временных связей, образующиеся в результате многократных упражнений. И.П. Павлов, анализируя временные связи и их отношения к психологическим процессам, отмечал: «...временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет и то образование соединений всевозможных действий, впечатлений или из букв, слов и мыслей. Какое было бы основание как-нибудь различать, отделять друг от друга то, что физиолог называет временной связью, а психолог ассоциацией? Здесь имеется полное слитие, полное поглощение одного другим, отождествление».[26]

При формировании почерка наиболее стойкими к изменениям во вне будут зрительно-двигательные образы письменных знаков в целом и их элементов, образовавшиеся в нервных центрах учащегося на начальных этапах обучения письменно-двигательному навыку. Благодаря стереотипности движений при письме, возможна идентификация личности по почерку.

Вместе с тем, несмотря на относительную устойчивость почерка конкретного лица, в нем (почерке) под воздействием различных обстоятельств могут наступить различные изменения. Недаром И. П. Павлов, называя системы временных связей стереотипами подчеркивал их динамичность, выражающуюся в изменчивости в зависимости от обстоятельств объективного и субъективного характера. «Образованные условные рефлексы,— отмечал И.П. Павлов,— представляют собой в высшей степени чувствительную величину – потому при обыкновенных жизненных условиях подлежат постоянным колебаниям».[27]

В криминалистической литературе по судебному почерковедению к причинам, изменяющим почерк относят неправильную позу, непривычное держание пера, необычный материал или иные непривычные условия письма, различные травмы рук, глаз, нарушение нервного, физического состояния пишущего, усталость, различные нервные заболевания, выполнение рукописи левой рукой, при обычном письме правой рукой выполнение рукописи особым образом, в непривычном темпе, старательно или поспешно, с подражанием почерку другого лица, с подражанием печатному шрифту или специальным шрифтам.

Устойчивость письменно–двигательного навыка, сохраняемость его особенностей при письме даже в необычных условиях зависит от следующих причин: степени формирования письменно-двигательного навыка, особенностей нервного аппарата управления движениями человека. Сохраняемость особенностей движений пишущего при письме в различных условиях, устойчивость (стереотипность) их воспроизведения — свойства почерка, необходимые для идентификации личности.

Особенностью проявления динамического стереотипа письменно-двигательного навыка является его вариационность. Вариационность — одно из свойств сформировавшегося письменно-двигательного навыка – эта особенность почерка есть результат приспособляемости письменно-двигательного навыка к отмеченным выше обстоятельствам объективного и субъективного характера. В связи с тем, что у пишущего может быть несколько вариантов почерка, в криминалистической литературе вариант, сформировавшийся в процессе обучения письму в школе и в дальнейшей жизни, принято называть основным. Этот вариант чаще всего встречается при написании различных документов, записей и другого. Остальные варианты почерка, появившиеся у человека позднее в результате различных обстоятельств объективного и субъективного характера, принято называть дополнительными. Ими, например, могут быть скорописная маскировка, выполнение рукописи с подражанием печатному шрифту, с подражанием почерку другого лица, выполнение левой рукой и так далее.

Так, например, при сравнительном исследовании почерка, которым выполнена рукописная запись в бланке страхового полиса, представленного на экспертизу, с образцами почерка Воронина, были установлены сходства и различия некоторых общих и частных признаков. Однако выявленные различающиеся признаки почерка эксперт определил, как устойчивые и существенные. Данные различающиеся признаки образовали индивидуальную совокупность, которая явилась достаточным основанием для того, чтобы исследуемая рукописная запись выполнена не Ворониным П.Ю., а другим лицом с подражанием почерку Воронина П.Ю. Из рассматриваемого примера видно, что лицо, выполнившее исследуемую запись, пыталось повторить почерк Воронина, в частности придать почерку вид печатного шрифта – у Воронина стилизованный почерк, то есть схож с печатным шрифтом. Однако почерк исполнителя записи имеет более сильный наклон в правую сторону, чем у Воронина, снижены темп письма и координация движений, нажим более сильный, чем у Воронина, написание отдельных букв также различно.[28]

Таким образом, вариационность почерка как одна из форм приспособляемости письменно-двигательного навыка к различным условиям (объективного и субъективного характера) не является препятствием для идентификации личности. В то же время вариационность всегда должна рассчитываться как при исследованиях идентификационного, так и неидентификационного характера.

Подытожив выше изложенное, следует сказать, что почерк, как система зафиксированных в рукописи письменных знаков, обладает свойствами индивидуальности, относительной устойчивости, сохраняемости и вариционности. Это означает, что абсолютно любой почерк, естественно при наличии достаточного количества исследуемого и сравнительного материала, можно идентифицировать, то есть установить его исполнителя.

2.2 Понятие идентификационных признаков почерка

Факт индивидуальности и относительной устойчивости почерка позволяет лишь ставить вопрос об идентификации личности. Но знания только свойств сравниваемых объектов недостаточно для идентификации личности. Необходимо выявить и изучить в исследуемых почерках все части, стороны, элементы, которые в своей совокупности позволяют эксперту установить тождество или различие.[29]

Такими приметами, показателями, с помощью которых эксперт устанавливает личность по почерку, являются признаки, особенности письменно-двигательного навыка, отобразившиеся в рукописи. Ввиду того, что идентификация личности по материально-фиксированным отображениям (письму) устанавливается по признакам, их классификация имеет большое практическое значение для решения конкретных задач, стоящих перед почерковедческой экспертизой.[30]

Признаки принято делить на существенные и несущественные. Чтобы познать объект, составить представление о нем, надо установить, выделить наиболее существенное. Другими словами, необходимо определить его сущность, которую в свою очередь невозможно установить без выделения наиболее существенных признаков. При таком делении признаков нужно помнить, что существенное для наших целей – не всегда существенно для самого объекта. Все зависит от того, какие цели мы преследуем при изучении того или иного объекта. Эксперта-почерковеда при установлении исполнителя спорного документа в процессе исследования почерка, прежде всего, интересует графика выполнения письменных знаков.

При делении признаков на существенные и несущественные следует помнить, что все признаки, с помощью которых мы в процессе идентификации решаем вопрос о тождестве или различии, являются для наших целей существенными. Такие признаки в криминалистике называются идентификационными. Но существенность тех или иных признаков для целей идентификации не устанавливается заранее для каждого объекта. Прежде необходимо исследовать текст спорного документа, образцы почерка конкретного лица, затем определить по каким существенным признакам мы будем устанавливать личность. Разработанные методики почерковедческой экспертизы могут лишь подсказать общее направление хода исследования. Выбор существенных признаков в каждом конкретном случае будет строго индивидуален. Эксперт устанавливает лицо, исполнившее рукопись по определенной совокупности существенных признаков. Для другого почерка эта совокупность признаков будет иной. Существенные признаки могут быть заранее определены только для установления определенных классификаций: рода, вида, группы. Там эксперт имеет дело не с единичным объектом, а с группой объектов. В связи с тем, что степень существенности тех или иных признаков можно заранее определить только для той или иной конкретной группы почерков для установления определенных классификаций. Такие признаки следует считать безотносительно существенными. Для некоторых групп почерков безотносительно существенные признаки будут различными. Так, безотносительно существенными признаками для отнесения почерков в группу высоко выработанных являются: высокая степень выработанности, ускоренный темп движений, высокая степень непрерывности фиксируемых движений (связность) и другое.

Деление признаков на относительно существенные и безотносительно существенные необходимо каждый раз при изучении различных сторон объекта при постановке самой проблемы исследования. Но при идентификации личности по почерку деления признаков на относительно и безотносительно существенные недостаточно.

Большое практическое значение для почерковедения имеет деление признаков на общие и частные. Следует разграничивать общие признаки, выражающие наиболее общие черты, присущие всем однородным объектам и служащие для установления определенных классификаций; и общие признаки, характеризующие конкретный почерк в целом. Круг общих признаков, с помощью которых устанавливаются определенные классификации, намного шире круга общих признаков конкретного объекта. Их количество увеличивается в результате перехода при установлении классификаций некоторых частных признаков объекта в соответствие с общими признаками, почерка, с помощью которых из общей массы выделяются почерки упрощенного строения, причинами которых являются недостаточность координации движений, неоднородность, неравномерность протяженности направления движений, их пространственной ориентации, выпрямление формы движений (возвратные, угловатые движения, выпрямляются дугообразные), сокращение протяженности, заключающейся в утрате элементов и их частей и количества движений; увеличение непрерывности движений и другое. В данном случае общие признаки выражают наиболее общие черты, свойственные группе почерков упрощенного строения. Но такие признаки почерка, как неоднородность и неравномерность протяженности движений, направление движений, их пространственная ориентация, выпрямление форм движений, сокращение протяженности движений и другие являются в свою очередь частными признаками почерка конкретного лица, так как они характеризуют отдельные части, элементы определенного целого (почерка).[31]

Такое дифференцирование общих признаков имеет принципиальное значение для определения групповой принадлежности, установления тождества объекта. Так общими признаками для дифференцирования почерков по степени выработанности являются точность, темп движений при выполнении письменных знаков, степень непрерывности фиксируемых движений и другие. Отсутствие этих признаков в исследуемом почерке не позволит эксперту определить степень выработанности, но не помешает (конкретных обстоятельствах) установлению исполнителя рукописи. В экспертной практике такие случаи встречаются при исследовании крайне ограниченного объема почеркового материала, например, цифрового письма, кратких текстов и так далее.

Общие признаки почерка делятся на три группы:

1)      характеризующие пространственную ориентацию (размещение) движении;

2)      отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка;

3)      отражающие структуру движений по их траектории.

Наличие и особенности проявления первой группы признаков во многом зависят от глазомера пишущего. Они дают возможность эксперту судить о навыке пишущего, определенным образом размещать текст относительно краев листа, частей текста относительно друг друга и различных ориентиров. Рассмотрим особенности этой категории общих признаков почерка.[32]

Размещение самостоятельных фрагментов документов — заголовков, обращений, дат, подписей, резолюций изучается относительно основного текста и срезов листа бумаги, на котором исполнена исследуемая рукопись. В рукописях разных лиц заголовки, обращения могут размещаться на определенном расстоянии от первой строки основного текста, слева, справа или в центре листа бумаги. Даты, подписи и резолюции также могут быть расположены на различном расстоянии от основного текста, в различном положении, то есть по центру, справа, слева.

Такие признаки, как наличие или отсутствие полей, их размер, форма, конфигурация линий полей, рассматриваются относительно левого и правого срезов листа бумаги предыдущей строки. У каждого человека при письме вырабатываются определенные навыки по размещению начальных и заключительных движений. Их положение в строке рукописи образует левые или правые поля, или те и другие. Поля считаются малыми, если расстояние от левого (правого) среза листа бумаги до начальных (заключительных) движений в каждой строке не превышает одного сантиметра, средние - от одного до трех сантиметров, большие - три сантиметра. По форме площадь полей может быть прямоугольной или трапециевидной. Это зависит от расстояния начальных и заключительных движений в каждой строке текста. Конфигурация линий полей в зависимости от различных изменений расстояний от срезов листа бумаги до начальных (заключительных) движений при выполнении строк на протяжении всей рукописи может быть прямой, вогнутой, выпуклой, ломаной, извилистой.[33]

Размер красной строки или размещение начального движения в первой строке абзаца относительно начала предшествующей строки и других строк зависит от расстояния, на которое отступила рука пишущего от левого среза листа бумаги. Размер красной строки считается средним, если расстояние от начала первой строки абзаца до начального движения в остальных строках этого же абзаца будет приблизительно два с половиной — три сантиметра, малым, - если это расстояние не превышает двух сантиметров, большим, — если три сантиметра и более.

Размер интервалов между строками может быть изучен только при исследовании рукописи, выполненной не на линованной бумаге. Размер интервалов между строками определяется относительно высоты строчных букв. Большим интервалом считается, если расстояние между строками больше высоты двух строчных букв; средний - равен двойной высоте строчной буквы; малый - равен или несколько больше высоты буквы.

Размер интервалов между словами – еще один признак, определяющий пространственную ориентацию. Малый интервал равен ширине одной буквы; средний — двойной ширине букв; большой интервал превышает ширину двух букв. Размещение линии письма относительно бланковой строки может быть над линовкой, под линовкой, совмещаться с линовкой. Направление линии письма в строке может быть горизонтальным — параллельным горизонтальному срезу листа бумаги; поднимающимся и опускающимся.Форма линии письма в строке бывает: прямая, выпуклая, вогнутая, извилистая, изломанная (ступенчатая).[34]

Размещение движений при выполнении знаков препинания относительно предшествующего слова, относительно линии письма или линии строки и положение знака переноса слов относительно линии строки бывает различным. Размер интервала между знаком препинания и предшествующим словом считается большим, если превышает ширину двухэлементной буквы; средним — в пределах ширины такой буквы; малым — меньше ширины. Знаки препинания в рукописях могут находиться на линии письма или бланковой строки, либо выше или ниже ее. Знаки переноса слов относительно линии строки могут располагаться в рукописи на линии строки или ниже ее, параллельно линии строки или под углом к ней.

При сравнительном исследовании рукописных записей в бланке доверенности на распоряжение и управления автомобилем от имени Нарушева Н.М., с образцами почерков Нарушева Н.М. и Хатоева О. М. лишь с образцами почерка Хатоева О.М. установлены совпадения всех общих и всех частных признаков почерка, позволяющие сделать вывод, что данные записи выполнены не Нарушевым, а Хатоевым. Так, например, установлено совпадение таких общих признаков, как размещение линии письма относительно линии линовки – смешанное (на линовке, или над линовкой), форма линии письма в строке – извилистая и ряда других признаков.[35]

К признакам второй группы относятся выработанность почерка и степень сложности движений, отражающиеся на строении его в целом. Анализ этой группы общих признаков почерка позволяет эксперту установить степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка пишущего. Степень выработанности — один из основных показателей уровня овладения человеком письменно-двигательным навыком. О степени выработанности, этом сложном признаке почерка, исследователя информируют темп и координация движений при письме. Темп выполнения рукописи может быть быстрым, средним и медленным. Следует отметить, что темп движений при письме может быть привычным и измененным. Он может меняться у человека в зависимости от целей и задач, стоящих перед пишущим. Чем сложнее движения, отображенные в строении почерка, тем медленнее темп письма и наоборот. Исходя из этой зависимости, можно заключить, что в группе высоковыработанных почерков самыми медленными по темпу исполнения письменных знаков будут усложненные почерки; самыми быстрыми — упрощенные. Под координацией движений при письме понимается степень согласованности движений пишущего при выполнении элементов письменных знаков, букв и при их связывании. В зависимости от уровня овладения письменно-двигательным навыком — темпа и координации движений — различаются мало-выработанные, средневыработанные и высоковыработаниые почерки. Маловыработанный почерк характерен для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка остановилось на начальных стадиях обучения письму в школе (1—4 классы). Средневыработанными считаются почерки с еще не сформировавшимся письменно-двигательным навыком. Такие почерки характерны для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка закончилось в школьный период на стадии освоения связного и быстрого письма, или для учеников в этот период обучения письму. Высоковыработанными почерками обладают лица, у которых сформировался письменно-двигательный навык. Для высоковыработанного почерка характерен быстрый темп письма, автоматичность и высокая координация движений. Соответственно для маловыработанных и средневыработанных характерны низкие и средние темп и координация движений.[36]

 Сложность движений, как один из общих признаков почерка, характеризует специфику сформированности письменно-двигателыюго навыка, его приспособляемость к быстрому темпу письма. Высоковыработанные почерки по степени сложности движений в целом подразделяются на: простые, упрощенные и усложненные. В простых почерках система движений, направленная на выполнение элементов письменных знаков, букв и слов, соответствует установленным стандартным прописям. У лиц, обладающих упрощенным по строению почерком, система движений намного проще, чем система движений, необходимая для выполнения письменных знаков, предусмотренных общепринятыми прописями. Усложненные почерки характеризуются значительным по отношению к установленным прописям (простому по строению почерку) количеством движений при выполнении (связывании элементов) письменных знаков, букв и слов.

При сравнительном исследовании рукописной записи в бланке страхового полиса с образцами почерка Джамписова М.И., установлены совпадения всех общих и всех частных признаков почерка, позволяющие сделать вывод о том, что данная запись выполнена именно им. Наряду с другими общими признаками почерка, установлено совпадение по степени выработанности почерка – в исследуемой записи и экспериментальных образцах почерка Джамписова степень выработанности ниже средней, то есть выработанность почерка малая.[37]

Встречаются рукописи, элементы письменных знаков и буквы в которых выполнены специальными шрифтами. Такие почерки называются стилизованными. Движения, выполняемые пишущим в плоскости листа бумаги, характеризуются по их форме, направлению, наклону, размеру и разгону. Движения, выполняемые пишущим в вертикальной плоскости, в результате которых происходит отрыв пишущего прибора от линии бумаги, анализируются со стороны их непрерывности (связности) и распределения усилий (нажима). Эти признаки относятся к третьей группе признаков.

Движения, выполняемые пишущим в плоскости листа бумаги, характеризуются по их форме, направлению, наклону, размеру и разгону. Движения, выполняемые пишущим в вертикальной плоскости, в результате которых происходит отрыв пишущего прибора от линии бумаги, анализируются со стороны их непрерывности (связности) и распределения усилий (нажима). Эти признаки относятся к третьей группе признаков.

В почерках различных людей письменные знаки, их элементы могут выполняться и соединяться также другими движениями: петлевыми, угловатыми, извилистыми. Встречаются рукописи, где письменные знаки и их элементы выполняются и соединяются различными (смешанными) по форме движениями.[38]

В зависимости от направления дугообразных движений почерки разделяются на левоокружные — движения против часовой стрелки и правоокружные — движение по часовой стрелке, смешанные – сочетающие как левоокружные, так и правоокружные движения. Наклон почерка определяется положением вертикальной оси большинства письменных знаков относительно линии строки письма. В зависимости от этого различаются почерки: с правым наклоном, где элементы письменных знаков расположены относительно линии строки под углом 65 градусов и более; с косым правым наклоном - под углом не менее 50 градусов; без наклона - вертикально; с левым и со смешанным (неравномерным) наклоном.[39]

Разгон почерка определяется отношением протяженности движений по горизонтали к протяженности движений по вертикали, то есть представляет собой отношение ширины письменных знаков к их высоте и расстоянию между ними. В зависимости от соотношения этих величин почерк по разгону бывает средним - расстояние между элементами письменных знаков и буквами колеблется в пределах от 1/2 высоты буквы до целой, размашистым (большим) по разгону - расстояние между элементами письменных

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Почерковедческая экспертиза". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 675

Другие дипломные работы по специальности "Государство и право":

Особенности квалификации оставления в опасности

Смотреть работу >>

Правовое регулирование эвтаназии в России и в зарубежных странах

Смотреть работу >>

Анализ нормы ст. 41 УК РФ об обоснованном риске с точки зрения теоретической обоснованности

Смотреть работу >>

Правовая защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Смотреть работу >>

Похищение человека: проблемы квалификации

Смотреть работу >>