Дипломная работа на тему "Охрана интеллектуальной собственности"

ГлавнаяГосударство и право → Охрана интеллектуальной собственности




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Охрана интеллектуальной собственности":


Содержание

Введение

1. Понятие и формы охраны интеллект уальной собственности в международных отношениях

1.1 Понятие и виды интеллект уальной собственности. Понятие охраны интеллект уальной собственности

1.2 Формы охраны интеллект уальной собственности в международных отношениях

1.3 Объекты международной правовой охраны интеллектуальной собственности: основные признаки и особенности

1.4. Субъекты международно-правовой охраны интеллектуальной собственности

2. Двусторонние международные соглашения об охране интеллектуальной собственности

2.1 Юридическая природа двусторонних международных соглашений об охране интеллект уальной собственности

2.2 Содержание двусторонних международных договоров по охране интеллект уальной собственности

2.3 Соотношение международного и национального права с точки зрения охраны интеллект уальной собственности

3. Международное сотрудничество в сфере охраны интеллект уальной собственности

3.1 Краткий исторический обзор возникновения и развития авторского права как средства международной охраны интеллектуальной собственности

3.2 Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

3.3 Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве

3.4 ВОИС и развитие международной системы охраны интеллект уальной собственности

Заключение

Список литературы

Введение

собственность интеллектуальный конвенция охрана

Для повышения высокого экономического и социального уровня и повышения благосостояния различных слоев общества каждая страна нуждается в развитой и хорошо налаженной системе интеллект уальной собственности.

Охрана интеллект уальной собственности способствует использованию и дальнейшему развитию местных изобретательских и творческих талантов и достижений, поддержанию и сохранению национального потенциала в сфере интеллектуальной деятельности, привлечению инвестиций, стабилизации экономического положения, при котором как отечественные, так и иностранные инвесторы могут быть уверены, что их права интеллект уальной собственности соблюдаются. Наличие в государстве современной международной системы охраны интеллект уальной собственности является необходимым элементом зрелой государственности. Создание именно такой системы имеет особое значение для России - государства со значительным научно-техническим интеллектуальным потенциалом.

Несмотря на то, что в Российской Федерации создана определенная нормативно-правовая база в сфере охраны интеллект уальной собственности, однако национальное законодательство все же требует определенной модернизации и усовершенствования, решения проблем, возникающих при использовании объектов интеллектуальной собственности, как с юридических, так и с экономических позиций.

При создании национального законодательства в сфере охраны интеллектуальной собственности в России максимально учитывается многолетний опыт и практика патентных ведомств зарубежных стран. Так, на основе общепризнанных международных норм было разработано законодательство об охране прав на такие объекты промышленной собственности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, сорта растений, топографии интегральных микросхем, а также об охране прав на указание происхождения товаров. Россия активно сотрудничает с ВОИС по разработке, совершенствованию и введению гармонизированных требований относительно предоставления правовой охраны объектам промышленной собственности, авторского права и смежных прав.

Таким образом, всё более актуальными становятся вопросы международной правовой охраны интеллект уальной собственности.

Актуальностью проблем международно-правовой охраны интеллект уальной собственности с помощью заключения и исполнения различных международных соглашений, а также присоединением России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений объясняется возросший в последнее время интерес к выбранной для исследования теме: она получила освещение в трудах таких авторов, как Б.С. Антимонов, М.М. Богуславский, Э.П. Гаврилов, М.В. Гордон, Ю.Г. Матвеев, В.И. Серебровский, Е.А. Флейшиц, и других.

Цель данной работы состоит в проведении правового анализа международных соглашений по охране авторских и смежных прав и научном исследовании их роли в формировании внутреннего законодательства Российской Федерации, изучении актуальных проблем, закономерностей и тенденций развития международного сотрудничества в сфере охраны интеллект уальной собственности, устранении пробелов, существующих в отечественной юридической науке в области исследования правового регулирования отношений по охране интеллектуальной собственности.

Реализация поставленной в данной работе цели исследования потребовала решения следующих принципиальных задач:

1)  проведение анализа правовой природы и эволюции права интеллект уальной собственности;

2)  осуществление анализа понятия интеллект уальной собственности,

3)  исследование особенностей и тенденций международной правовой охраны интеллект уальной собственности на современном этапе;

4)  рассмотрение основных двусторонних и многосторонних международных соглашений в области охраны интеллект уальной собственности;

5)  проведение анализа современного состояния внутреннего законодательства Российской Федерации в области охраны интеллект уальной собственности;

6)  исследование вопросов, касающиеся основных элементов правоотношений по охране интеллект уальной собственности: субъекты и

объекты международной правовой охраны интеллектуальной собственности, критерии предоставления и содержание такой охраны;

7)  определение целей и механизмов охраны интеллект уальной собственности в соответствии с положениями национальных законов и международных соглашений;

8)  разработка конкретных практических рекомендаций по совершенствованию правовой охраны интеллект уальной собственности на уровне многосторонних конвенций, двусторонних международных соглашений и внутреннего законодательства.

Объект исследования представляет собой общественные отношения в сфере интеллект уальной собственности и их международно-правовое и национальное законодательное регулирование.

Предметом исследования являются нормы гражданского и международного частного права, с помощью которых осуществляется международная правовая охрана объектов интеллект уальной собственности (в узком смысле).

Работа состоит из введения, трёх глав, включающих одиннадцать параграфов, заключения и списка использованной литературы (библиографии).


1. Понятие и формы охраны интеллект уальной собственности в международных отношениях

1.1 Понятие и виды интеллект уальной собственности. Понятие охраны интеллектуальной собственности

В современном мире интеллектуальная, творческая деятельность приобретает все большее значение в самых разнообразных сферах человеческой деятельности. От того, насколько значительным является интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит успех решения поставленных перед ним задач. Наука, культура и техника могут динамически развиваться лишь при наличии соответствующих условий, к которым относится и правовое закрепление определенных правил использования результатов интеллектуальной деятельности, — произведений литературы, искусства и науки, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и других объектов интеллект уальной собственности.

В настоящее время наметились два основных подхода определению рассматриваемого понятия. Одни ученые приветствуют закрепление в законе этого понятия и не видят в использовании законодателем термина «интеллектуальная собственность» никаких элементов ненаучного подхода. По мнению других, этот термин является в сущности неточным и ненаучным, в связи с чем и не должен применяться в правовых нормах, имеющих практическую направленность[1].

Происхождение выражения «интеллектуальная собственность» обычно связывается с французским законодательством конца XVIII века и, в частности, с теорией естественного права, которая приобрела свое наиболее последовательное развитие в трудах французских философов - просветителей (Вольтера, Дидро, Гельвеция, Гольбаха, Руссо). Согласно этой теории право творца любого творческого результата, пусть то будет литературное произведение или изобретение, является его неотъемлемым естественным правом, возникает из самой природы творческой деятельности «и существуют независимо от признания» этого права государственной властью[2]. Во вступительной части к французскому патентному закону от 7 января в 1791 г. отмечалось, что «любая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца»[3].

Под «собственностью», в обычном значении этого слова, понимают общественные отношения, которые исторически сложились, относительно присвоения или распределения вещей, материальных предметов, которые и являются объектами собственности.

Важнейшей характеристикой собственности является то, что ее владелец может использовать свою собственность так, как он желает, и никто другой не может законным образом использовать его собственность без его разрешения. Законодательное урегулирование таких экономических отношений создает «право собственности», которое гарантируется авторитетом государства.

Понимание собственности как имущественных отношений, которые дают ответ на вопрос «Чья это вещь?», характерно для большинства стран континентальной Европы. Однако существуют принципиальные отличия между материальными и нематериальными продуктами интеллектуальной деятельности как объектами присвоения.

Материальную вещь можно физически захватить и удерживать, то есть установить над ней физическое господство, что и называется владением. Владение вещью — необходимая предпосылка пользования этой вещью, и распоряжаться вещью может только тот, кто ею владеет.

Интеллект вещи не производит, и потому результаты интеллектуальной деятельности не являются объектами отношений собственности в классическом понимании.

Невозможно установить физическое господство над идеей, произведением науки литературы, искусства, изобретением и другими результатами интеллектуального труда; ими нельзя владеть, однако их можно использовать одновременно в разных местах и разными лицами, чего нельзя делать с материальной вещью. Не будучи в чьем-то владении, результат интеллектуальной деятельности экономически будто и не принадлежат никому, не имеет «естественного» владельца.

В общеупотребительном понимании «интеллектуальная собственность» — это право на результаты умственной деятельности человека в научной, художественной, производственной и другой сфере, которое является объектом гражданско-правовых отношений в части права каждого владеть, пользоваться и распоряжаться результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, будучи благом невещественным, сохраняются за его творцами и могут использоваться другими лицами лишь по согласованию с ними, кроме случаев, отмеченных в законе[4]. При этом процесс интеллектуальной деятельности как таковой (за исключением организационных и иных предпосылок творческого труда) право не регулирует. Лишь после завершения процесса творчества созданием новых результатов в сфере науки, техники, литературы и искусства, вступают в действие нормы права, обеспечивающие общественное признание соответствующего объекта, устанавливающие его правовой режим, а также охрану прав и законных интересов его творца. Сами же объекты интеллект уальной собственности не являются объектами имущественных прав. Любое изобретение (полезная модель, промышленный образец и тому подобное) — это решение задачи, раскрытие сути нового объекта техники, которое становится товаром лишь тогда, когда оно имеет потребительскую стоимость.

Интеллектуальная собственность имеет двойную природу. Право, возникающее у создателя на достигнутый результат интеллектуальной, творческой деятельности, подобно праву собственности, которое оказывается у лица, трудом которого создана материальная вещь. Право на результат творческой деятельности обеспечивает его хозяину исключительную возможность распоряжаться этим результатом по своему усмотрению с устранением третьих лиц от вмешательства в исключительную сферу правовладения, может передаваться другим лицам (или предоставлять разрешение на его использование) и по целому ряду признаков принадлежат к имущественным правам и в самом деле подобно праву собственности.

Параллельно с экономическим присвоением результатов интеллектуального труда существуют отношения духовного присвоения, которое получают юридическое выражение в праве авторства. Автор владеет совокупностью личных неимущественных (моральных) прав, которые не могут отчуждаться от их владельца в результате самой их природы. И если в отношениях экономического присвоения определяется «Кому дозволено использовать данное произведение промышленным или коммерческим образом? », то в отношениях духовного присвоения содержится ответ на вопрос «Кто творец этого произведения?»[5].

Имущественные и личные права тесно переплетены, то есть образуют неразрывное единство. Эта связь проявляется в том, что в результате использования объектов интеллект уальной собственности появляются материальные объекты, то есть имущество и право собственности на его.

В 1967 г. в Стокгольме была подписана Конвенция, основавшая Всемирную организацию интеллект уальной собственности (ВОИС), в соответствии с которой к интеллект уальной собственности относятся права на:

- литературные, художественные и научные произведения;

- исполнительскую деятельность артистов, звукозапись, радио- и телевизионные передачи;

- изобретения во всех сферах человеческой деятельности;

- научные открытия;

- промышленные образцы;

- товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения;

- защиту от недобросовестной конкуренции;

- а также все другие права, которые принадлежат к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной сфере.

Средства индивидуализации юридических лиц (знаки для товаров и услуги, фирменные наименования и тому подобное) не является результатами творческого труда. Поскольку правообладателям отмеченных объектов гарантируется исключительное право на их использование, то правовой режим таких объектов по ряду моментов приравнивается к режиму результатам интеллектуальной деятельности и они также включаются в понятие «интеллектуальная собственность»[6].

Другими словами, выражение «интеллектуальная собственность» по своей сути не более, чем выражение «логическая абстракция», используемое в ряде международных конвенций, в законодательстве, в научной литературе и в практике многих стран для обозначения совокупности исключительных прав на результаты интеллектуальной и, прежде всего, творческой деятельности, а также на приравненных к ним по правовому режиму средств индивидуализации юридических лиц.

Интеллектуальная собственность представлена тремя видами - самостоятельными институтами, которые образуют соответственно авторское право и смежные права, право на объекты промышленной собственности и право на нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности.

Авторским правом и смежными правами регулируются отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием литературных, музыкальных и художественных произведений, творений кинематографии, а также научных трудов, среди которых необходимо выделить программу для ЭВМ и базы данных. Английским языком авторское право отражается термином «копирайт» (copyright) . Значение этого понятия заключается в том, что только автор произведения или его правопреемник имеет право дать разрешение на изготовление копии произведения, например, книжки или кинофильма[7].

Авторское право и смежные права должны способствовать созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивать правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепления за авторами прав на использование созданных ими произведений и получение доходов и тому подобное.

Смежными правами (правами, смежными с копирайтом) называют права на такие объекты как: исполнительская деятельность артистов, фонограммы, постановки, передачи организации, эфирного и кабельного вещания и тому подобное. Объединение в одном институте двух отмеченных групп правовых норм объясняется тесной взаимозависимостью возникновения и осуществления смежных прав и прав авторов созданных произведений, а также регулированием соответствующих отношений единым законодательством.

Промышленная собственность является частью интеллект уальной собственности и непосредственно касается произведений человека в любой сфере его деятельности. Объектами промышленной собственности являются изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуги, фирменные наименования, географические указания происхождения товаров и тому подобное.

Выражение «промышленная собственность» достаточно условно, поскольку непосредственно в промышленности применяют в основном изобретения, полезные модели и промышленные образцы, которые в отличие от сферы материального производства (товары, промышленная продукция) будут объективироваться в описаниях, расчетах, чертежах, которые могут быть тиражированы и переданы в промышленное производство. Знаки для товаров и услуги, фирменные наименования, географические указания происхождения товаров, которые относятся к объектам промышленной собственности, представляют интерес прежде всего для коммерческих целей. Термин «промышленная собственность» используется потому, то изобретения, полезные модели, промышленные образцы и т.д., оцениваются прежде всего с позиции промышленной значимости, экономической эффективности, получения прибыли во время их использования в производственной деятельности[8].

Право на объекты промышленной собственности регулирует имущественные, а также связанные с ними неимущественные отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием этих объектов. Однако, если в произведениях науки, литературы и искусства, основная ценность и предмет правовой охраны — их художественная форма и язык, которые отображают их оригинальность, то в объектах патентного права ценность составляет само содержание тех решений, которые найдены их создателями. В отличие от формы авторского произведения, которая фактически неповторима и может быть лишь заимствована, решение как продукт, способ или внешний вид изделия, может быть разработано независимо от его первого творца и другими лицами.

Названные составляющие - авторское право и смежные права, а также промышленная собственность не исчерпывают собой всего содержания понятия «интеллектуальная собственность». Кроме традиционных объектов, которые охраняются авторским правом и смежными правами, а также правом промышленной собственности, правовой охране подлежат немало результатов интеллектуальной деятельности, как, например, сорта растений, топографии интегральной микросхемы, коммерческая тайна (секреты производства, в частности ноу-хау) и тому подобное. Их относят к нетрадиционным объектам интеллект уальной собственности, поскольку они являются, как правило, результатами творческой деятельности человека.

Любая собственность нуждается в охране. Интеллектуальная не является исключением. Однако способы охраны права на объекты интеллект уальной собственности специфичны. Если материальный объект собственности достаточно поместить под "замок" или приставить к нему сторожа, то для охраны объектов интеллектуальной собственности такие средства непригодны. Основным способом охраны в этом случае является выдача автору или другому субъекту права объекта интеллектуальной собственности охранительного документа: патента или свидетельства.

Суть охраны прав на объекты интеллект уальной собственности заключается в том, что автор (создатель) объекта интеллект уальной собственности или другое признанное законом лицо получает от государства исключительные права на созданный объект интеллект уальной собственности на определенный период времени. Эти права регламентируются специальным охранительным документом.

Автор, который получил охранительный документ, например патент, чувствует себя уверенно, поскольку его права охраняются законом. Теперь он может раскрыть данное изобретение для широкого круга лиц на предмет «использования ими этого объекта на законных основаниях». Если бы автор не имел охранительного документа, то он, скорее всего, не раскрыл бы данное изобретение, никто бы не смог воспользоваться им и предмет изобретения остался бы неизвестным. Кроме того, закрепление охранительным документом присвоения личных (неимущественных), а также имущественных прав способствует использованию объекта интеллект уальной собственности, и это, по-видимому единственный способ получения выгоды автором в результате использования объекта интеллект уальной собственности самостоятельно с получением преимуществ над конкурентами или путем разрешения третьим лицам использовать объект интеллект уальной собственности за лицензионные платежи.

Часто охрану интеллект уальной собственности отождествляют с ее защитой и пользуются термином «защита прав интеллект уальной собственности»[9]. По нашему мнению, необходимо различать эти два понятия на том основании, что, во-первых, охрана и защита интеллект уальной собственности имеют разные цели, а во-вторых, осуществляются разными организационными структурами. Охраной (оформлением прав с выдачей охранительного документа) занимаются патентные органы, а защитой (в случае нарушения этих прав) - административные и судебные органы.

1.2 Формы охраны интеллект уальной собственности в международных отношениях

Осознание необходимости международной охраны прав на использование объектов интеллект уальной собственности как, с одной стороны, источника научно-технического, культурного прогресса человечества, а с другой - ценного продукта человеческой мысли, формировалось в течение столетий. Однако обеспечить охрану прав на объекты интеллект уальной собственности одновременно в разных странах не представлялось возможным, поскольку в этих странах действовали разные законы в этой сфере.

Охрана прав интеллект уальной собственности осуществляется в предусмотренном соответствующими правовыми нормами порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты и охраны. В юридической литературе под формой охраны понимается «комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов»[10].

Произведения литературы и искусства благодаря международному культурному сотрудничеству становятся культурным достоянием всех стран; лучшие произведения каждой нации обогащают мировую культуру в целом. При этом, по справедливому замечанию М.М. Богуславского, «фактические пределы использования произведений, в отличие от юридических, ничем не ограничены»[11]. Данное противоречие осложняется такой особенностью международного авторского права, как его территориальный характер -проблема, уже упоминавшаяся выше. Авторы и иные субъекты авторских и смежных прав заинтересованы в преодолении территориального характера данной подотрасли права, т.е. в распространении своих субъективных прав на защиту за пределы отдельно взятого государства.

В условиях суверенного равенства государств преодолеть территориальный характер авторского права возможно, лишь соблюдая право каждого государства определять в соответствии со своей культурной и экономической политикой условия признания авторских прав на произведения иностранных граждан.

В международной практике существует три способа, с помощью которых права интеллект уальной собственности, первоначально возникшие в одном государстве, получают затем признание в другом:

1)  признание авторских прав, первоначально возникших в другой стране, на основе взаимности.

2)  заключение двусторонних соглашений между государствами.

3)  заключение многосторонних соглашений.

Исторически раньше других сложилась практика предоставления охраны прав иностранных граждан на основе взаимности, причём требование взаимности прямо фиксировалось во внутреннем законодательстве государств; в отдельных странах (например, во Франции по закону 1852 г.) права иностранцев охранялись и без требования взаимности. Действующее законодательство ряда государств и в настоящее время допускает возможность признания авторских прав, возникших за пределами соответствующего государства, на основе взаимности.

Позднее начали заключаться двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав: в XIX в., а в ряде случаев и в XX в., двусторонние обязательства в области авторского права выражались в форме отдельных статей или приложений к торговым договорам; затем возникла необходимость в заключении самостоятельных двусторонних соглашений, специально посвященных регулированию всех или отдельных вопросов авторского права в отношениях между государствами. В качестве примера участия РФ в таких соглашениях можно сослаться на ныне действующие Соглашение между Правительством Королевства Швеция и Правительством СССР о взаимной охране авторских прав от 15 апреля 1986 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР в области охраны прав интеллектуальной собственности, подписанное в Пекине 25 апреля 1996 г., и др.

В конце XIX в. появилось первое многостороннее соглашение в области авторского права - Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г.; государства, подписавшие эту конвенцию, образовали так называемый Бернский союз. В середине XX в. было заключено второе основное многостороннее соглашение в этой области -Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. Оба этих соглашения охватывают большое количество государств, численность которых продолжает расти: если первоначальный состав Бернского союза (1886 г.) ограничивался десятью государствами, то в Женевской межправительственной конференции 1952 г., на которой и была принята Всемирная конвенция, принимали участие представители пятидесяти различных стран; в 1972 г. число участников конвенций превысило 60; в 1997 г. в Бернской конвенции участвовало уже 91 государство, а во Всемирной конвенции - 81, причём участниками Всемирной конвенции является ряд государств, не участвующих в Бернской конвенции (в частности, страны американского континента). РФ в настоящее время является участником и Бернской (с ноября 1993 г.), и Всемирной (в качестве правопреемника СССР, присоединившегося к ней 27 мая 1973 г.) конвенций.

Кроме многосторонних конвенций общего характера, таких как Бернская и Всемирная, в области авторского права и смежных прав заключён также ряд других международных соглашений:

а) специального характера:

• Римская конвенция по охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания, заключённая в 1961 г.;

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, подписанная в Женеве в 1971 г.;

•  Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе в 1974 г.;

б) региональных соглашений (это многочисленные панамериканские конвенции, ряд европейских соглашений, а также Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, подписанное в Москве в 1993 г. государствами - участниками СНГ).

Заключение многосторонних международных соглашений уменьшило значение двусторонних, но они, как отмечал А. Троллер, «не отодвинули их полностью в сторону»[12]: большое значение, например, имели до присоединения США к Всемирной конвенции соглашения и заявления о взаимности, которые были заключены или которыми обменялись США со странами - членами Бернского союза. Двусторонние соглашения могут заключаться как государствами, не участвующими в многосторонних соглашениях, так и участвующими в них; они также могут быть заключены, с одной стороны, государством - участником многостороннего соглашения, а с другой -государством, в этом соглашении не участвующим, - никаких ограничений на сей счёт не предусмотрено.

Итак, наиболее важная роль в наши дни принадлежит многосторонним соглашениям общего характера, но это не означает, что в современном мире не применяются другие формы охраны авторских и смежных прав -предоставление охраны на началах взаимности и заключение двусторонних соглашений: очевидно, каждое государство выбирает тот или иной вид международной охраны авторского права в зависимости от культурной политики, экономических, исторических, юридических и иных условий и особенностей данной конкретной страны.

Российская Федерация уже участвует в ряде основных международных конвенциях об охране авторских прав, в частности, в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (с ноября 1993 года); во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 года - с 27 мая 1973    года, в редакции 1971 года-с 13 марта 1995 года); в Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (с 13 марта 1995 года), а также в Конвенции 1974        года о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (с 13 марта 1995 года).

С 26 мая 2003 г. Российская Федерация также участвует в Международной конвенции по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания (Римской конвенции 1961 г.), с некоторым запозданием реализовав своё обязательство перед Европейским Союзом присоединиться к конвенции до конца 2002 г., нашедшее отражение и в Соглашении 1997 г. о партнёрстве и сотрудничестве, устанавливающем партнёрство между Европейскими сообществами и учреждающими их государствами с одной стороны и Российской Федерацией, с другой стороны. Поскольку положения данной конвенции с определёнными изменениями вошли в Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), присоединение к ней должно стать необходимым шагом для вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО).

На сегодняшний день Российская Федерация не участвует в Договоре ВОИС по авторскому праву 1996 г., который развивает положения Бернской конвенции и отдельно упоминает о таких объектах авторского права, как компьютерные программы (статья 4) и компиляции данных или другой информации («базы данных»), представляющие собой результат интеллектуального труда (статья 5); Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ) 1996 г. (текст договора составлен с учётом таких реалий современности, как возможность интерактивных сообщений по запросу через систему Интернет или Web-TV) и Договоре о международной регистрации аудиовизуальных произведений (FRT) 1989 г. (он учреждает международный регистр аудиовизуальных произведений для регистрации заявлений в отношении аудиовизуальных произведений и прав на них).

Скорейшее присоединение Российской Федерации к этим международным соглашениям стало бы важным шагом на пути совершенствования охраны интеллект уальной собственности на территории России.

Международная система охраны промышленной собственности направлена на обеспечение правовой охраны таких объектов этой формы собственности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, сорта растений, географические указания (указания источников и наименование мест происхождения товаров и услуг), фирменные наименования, а также недопущения недобросовестной конкуренции.

Такие объекты промышленной собственности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг имеют общий признак, заключающийся в том, что их охрана осуществляется в виде предоставления исключительных прав на использование. Недопущение недобросовестной конкуренции прямо не касается исключительных прав, однако оно направлено против таких методов конкуренции, которые противоречат честной практике в промышленных и торговых делах.

Международная система охраны авторского и смежных прав в свою очередь способствует развитию литературы, науки и искусства путем обеспечения правомерного использования и распространения литературных, музыкальных, художественных, фотографических, аудиовизуальных и иных произведений, компьютерных программ, программ вещания.

1.3 Объекты международной правовой охраны интеллектуальной собственности: основные признаки и особенности

В статье 2 Соглашения по торговым аспектам прав интеллект уальной собственности (ТРИПС) «Характер и сфера действия обязательств» отмечается, что «для целей этого Соглашения термин «интеллектуальная собственность» означает все объекты интеллект уальной собственности, которые подпадают под действие разделов 1-7 Части ІІ»[13]. Таким образом, к объектам интеллект уальной собственности в Соглашении ТРИПС принадлежат:

- авторское право и смежные права;

- товарные знаки;

- географические значения;

- промышленные образцы;

- патенты;

- компоновка (топография) интегральной микросхемы;

- неразглашаемая информация.

Рассмотрим признаки и особенности использования прав интеллект уальной собственности по отмеченным объектам.

Сразу следует отметить, что ТРИПС не дает определения ни авторского права, ни смежных прав. Общепризнано, что авторское право является юридическим термином, который обозначает права, предоставленные авторам литературных и художественных произведений. К числу произведений, охватываемых авторским правом, относятся: романы, поэмы, пьесы, справочные издания, газеты и компьютерные программы; базы данных; фильмы, музыкальные и хореографические произведения; такие произведения изобразительного искусства, как картины, рисунки, фотографии и скульптуры; произведения архитектуры, а также рекламная живопись, географические карты и чертежи.

В Соглашении определено, что страны-члены ВТО должны придерживаться Статьи 1-21 Бернской конвенции (в 1971 г.) и Приложения к ней относительно выполнения норм по защите авторского права и смежных прав. Исключительно важным является и положение этой Статьи 9 о том, что охрана авторского права распространяется на высказывания, а не на идею, процедуру, способы действия или математическую концепцию, как таковую[14].

Авторское право и смежные права является необходимыми условиями развития творчества, предоставляя авторам стимул в форме общественного признания и справедливого материального вознаграждения. Система охраны прав интеллект уальной собственности обеспечивает авторам гарантию распространения их произведений без риска несанкционированного изготовления копии или пиратства, что в свою очередь, обеспечивает более свободный доступ населения страны мира к культурным ценностям, знаниям, а также гарантирует им высшее качество объектов авторского права.

За последние десятилетия пределы применения авторского права существенно расширились, что является следствием информатизации мирового общества и обусловило внедрение новых методов распространения разнообразных произведений с помощью средств глобальной связи, таких как спутниковая связь и компакт-диски. А появление возможности распространения произведений через Internet создало новую проблему в сфере авторского права.

На сегодня страны-члены ВТО пришли к согласию, что компьютерная программа в выходном или объективном коде охраняется подобно литературным произведениям в рамках Бернской конвенции (в 1971 г.). Кроме того, это касается и компиляции данных или другой информации в электронной или другой форме. Однако такая охрана не распространяется собственно на данные или информацию и не касается никакого авторского права, которое уже существует на сами данные или информацию.

Для обеспечения гибкости национальной торговой политики странам позволяется применять определенные ограничения, исключения и предостережения относительно прав исполнителей, производителей фонограмм и телерадиовещательных компаний в рамках Римской конвенции. Ограничение и исключения могут применяться также относительно исключительных прав, правда, если это не будет мешать нормальному использованию произведения и не приведет к избыточному вреду законным интересам владельца прав (ТРИПС, с.341, 342)[15].

Происхождение товарного знака ведет к далекому прошлому, когда ремесленники воспроизводили свою подпись или «знаки» на созданных ими художественных или бытовых изделиях. Со временем эти знаки постепенно оформились в современную систему охраны и регистрации товарных знаков. Они помогают потребителям идентифицировать, выбирать и покупать изделия или услугу, происхождение и качество которых засвидетельствованные товарными знаками, которые лучше всего отвечают их потребности.

Соглашение ТРИПС определяет товарный знак, как «любое обозначение или соединение обозначений, с помощью которых можно отличить товары или услугу одного предприятия от товаров или услуги другого предприятия»[16].

Возможность создания товарных знаков практически неисчерпаема. Товарный знак может состоять из одного слова, буквы или цифры, или любого их соединения. Он также может состоять из рисунков, символов, звуковых сигналов, таких как музыка или звуки человеческого голоса, запахов или цвета, используемых в качестве различительных признаков.

Статьи 15 и 19 Соглашения ТРИПС регламентируют основные требования относительно регистрации товарных знаков в странах-членах ВТО. Так, любые обозначения (слова, буква, собственные имена, цифры, изображающие элементы и комбинация цветов, а также любое соединение таких обозначений) имеют право быть зарегистрированными как товарные знаки. Основными положениями относительно регистрации товарных знаков является: отсутствие препятствий регистрации в зависимости от характера товаров или услуги, для которой должен использоваться товарный знак;

требование визуального восприятия обозначения, как условие регистрации товарного знака; возможность отказа в регистрации на основаниях, которые противоречат положением Парижской конвенции (в 1967 г.); возможность отмены регистрации торговой марки, осуществленной при условии ее использования, только после длительного срока ее неиспользования без весомой причины (в течение по крайней мере трех лет); обязательность публикации товарных знаков до их регистрации, или сразу после нее; предоставление возможности представления возражений против регистрации товарного знака.

В Соглашении ТРИПС также предусмотрены требования относительно охраны прав (Статьи 25-26) на промышленные образцы. При этом в документе не дается определение промышленного образца, а только отмечается, что страны-члены должны «обеспечивать охрану независимо разработанных промышленных образцов, которые являются новыми или оригинальными»[17].

Под промышленным образцом понимают элементы оформления, дизайна, эстетичные аспекты изделия. Образец может состоять из трех измеримых компонентов, таких как форма или поверхность какого-то изделия или двухмерных компонентов, таких как рисунок, линия и цвет. Промышленные образцы применяются в широком спектре промышленных изделий и произведений ремесленного творчества - от технического и медицинского оборудования до часов, ювелирных украшений и других эксклюзивных изделий, от кухонной посуды и бытовых электроприборов до транспортных средств и архитектурных объектов, от рисунков на ткани до товаров для отдыха и спорта.

Для предоставления охраны на промышленный образец, в соответствии с национальным законодательством большинства стран, он должен иметь внешне привлекательный вид. Это значит, что промышленный образец главным образом имеет эстетичную природу и не допускает охрану технической особенности того изделия, частью которого он является. За счет использования элементов промышленных образцов изделие приобретает внешнюю и потребительскую привлекательность, в результате чего растет и коммерческая стоимость изделия, а также возможность его реализации, на рынке.

Если промышленный образец охраняется, то его владелец – физическое или юридическое лицо, которое зарегистрировало образец, обеспечивает себе исключительное право на защиту от несанкционированного копирования или имитации образца третьими лицами. Это способствует получению справедливой прибыли на вложенный капитал. Эффективная система охраны также приносит пользу потребителям и обществу в целом, обеспечивая добросовестную конкуренцию и соблюдение правил торговли. Кроме того, охрана промышленных образцов содействует экономическому развитию, активизируя художественное творчество в промышленности и производстве, а также в традиционной сфере искусства и художественных промыслах, что способствует оживлению коммерческой деятельности и экспорту национальной продукции.

В большинстве стран для предоставления охраны в соответствии с законодательством о промышленных образцах его необходимо зарегистрировать. Для этого образец должен иметь новизну или оригинальность. Каждая страна может установить свой порядок регистрации. В общем случае «новый» значит, что аналогичный или подобный образец до этого не существовал. При регистрации промышленного образца выдается удостоверение о регистрации. Страны-члены ВТО определили, что срок защиты прав относительно промышленных образцов должен быть не меньше, чем 10 лет.

В Соглашении ТРИПС предусмотрено, что в зависимости от конкретного национального законодательства и от самого образца, промышленный образец может стать объектом охраны как произведение искусства в соответствии с законодательством по авторскому праву. В некоторых странах охрана того же объекта может осуществляться параллельно: как промышленного образца и как произведения искусства. В других странах авторское право и охрана промышленных образцов взаимно исключают друг друга: если владелец выбирает один вариант охраны, он не может одновременно воспользоваться другим.

Страны-члены ВТО могут предусматривать ограниченные исключения относительно охраны промышленных образцов при условии, что такие исключения не будут противоречить нормальному применению промышленных образцов и не будут наносить вред законным интересам владельцев образцов, с учетом интересов третьей стороны.

Появление операций по купле-продаже патентов и лицензий повлекло создание патентного права, то есть право исключительного пользования. Основными принципами функционирования патентной системы является:

- право на изобретение, то есть возможность монопольного использования или распоряжения изобретением в течение действия патента;

- патентная защита значит, что изобретатель или обладатель патента имеет право запрещать кому-либо другому использовать изобретение, а также может привлекать к ответственности нарушителей своих патентных прав;

 - изобретения, сделанные изобретателями, которые работают на фирме по найму, называются «служебными» изобретениями и принадлежат фирме, отсюда – разница между понятиями «изобретатель» и «патентовладелец»;

- новизна (техническое решение признается изобретением только тогда, когда оно неизвестно во всей стране мира), изобретательский уровень (изобретение должно превышать уровень обычного инженерного решения), возможность практического приложения (коммерческая ценность);

- территориальная ограниченность патентных прав – действие патента только на территории страны, которая выдает его; кто-либо за рубежом может использовать это изобретение, сделав открытие во второй раз (параллельно), а для предотвращения этого необходимо патентовать изобретения в стране, в которых потенциально может быть повторено изобретение или которые заинтересованы в его использовании. Правда, в последнее время заключена серия международных соглашений, которые дают возможность получать патенты, которые действуют в нескольких странах сразу, а в странах ЕС создана Европейская патентная система, которая предусматривает подачу заявления на патент в одной стране, а получение пакета патентов, которые действуют во всех странах – членах ЕС.

Таким образом, патент на изобретение – это документ, который выдается изобретателю или организации и удостоверяет монопольное право использования изобретения его обладателем[18]. В Соглашении ТРИПС отмечается, что изобретение может быть зарегистрировано (с получением патента), если оно отвечает следующим требованиям: является новым, имеет изобретательский уровень, является промышленно пригодным.

Патентная охрана значит, что изобретение не может быть изготовлено, использовано, распространено или продано в коммерческих масштабах без согласия патентообладателя. По окончании срока действия патента, охрана заканчивается и изобретение переходит в общественное пользование, то есть владелец больше не имеет исключительных правь на изобретение, которое становится открытым для коммерческого использования другими лицами.

1.4. Субъекты международно-правовой охраны интеллект уальной собственности

В теории права принято считать субъектами охраны тех лиц, кто наделен охраняемыми правами и тех, кто такую охрану осуществляет.

Таким образом, субъектом охраны интеллект уальной собственности может выступать любой человек (физическое лицо) независимо от гражданства, постоянного места жительства, рода занятий и других личных факторов, субъектами охраны могут быть и юридические лица, и государства, и международные объединения в том числе.

Прежде всего нас интересуют субъекты права интеллект уальной собственности, которых принято делить на две основные группы. Первые - это создатели интеллектуальной собственности. Создателями могут быть только физические лица - люди, чьей творческой работой создается интеллектуальная собственность. Вторую группу субъектов составляют как физические, так и юридические лица, которые сами не создавали объектов права интеллект уальной собственности, но они стали субъектами этого права в силу закона или договора. Субъектами права охраняемой интеллект уальной собственности могут быть и государства в лице его уполномоченных органов.

Исходя из норм действующего международного и национального законодательства об интеллект уальной собственности, субъектами охраны интеллектуальной собственности могут быть прежде всего авторы произведений в области науки, литературы и искусства, а также любых научно-технических достижений, заявители, работодатели и правопреемники.

Действующее законодательство авторами признает лишь создателей произведений в области науки, литературы и искусства, а также создателей промышленных образцов. В данном контексте термин "авторы" будет употребляться в широком смысле этого слова, т.е. создатели любых объектов интеллект уальной собственности.

Автором может быть только человек, который сознательно создает тот или иной объект интеллект уальной собственности. Перечислить авторов в сфере интеллектуальной деятельности просто невозможно, ведь каждый человек что-то творит. Однако в таком пересчете и нужды нет. Авторская дееспособность не совпадает с общей гражданской правоспособностью. Гражданской дееспособностью признается способность физического лица к совершению определенных юридических действий. Авторская - это способность быть автором любого результата интеллектуальной творческой деятельности, которая не зависит от возраста и, следовательно, от четкого осознания значения своих созидательных действий[19]. Автором, создателем может быть несовершеннолетнее физическое лицо. Истории развития науки, литературы, искусства, техники известно немало случаев, когда авторами тех или иных достаточно серьезных результатов интеллектуальной деятельности были и есть дети - малолетние по возрасту. Малолетние и несовершеннолетние физические лица, которые создали объекты интеллектуальной собственности, признаются не только авторами своих произведений, у них возникает и право на эти результаты интеллектуальной деятельности. Более того, у таких лиц возникает комплекс прав на любые результаты интеллектуальной, творческой деятельности, начиная от оформления прав на эти результаты.

Автором любого творения считается только тот, кто своей собственной творческой работой создал тот или иной результат интеллектуального творчества. Именно творческий характер работы создателя, воплотившийся в произведении, - это единственный и универсальный критерий для возникновения права авторства на произведение.

Субъектами охраняемого авторского права могут быть не только авторы, но и другие лица, которым принадлежит право на любой объект интеллект уальной собственности по закону. Это по общему правилу юридические лица, но не исключено, что ими могут быть и физические лица. Речь идет о работодателях. Право интеллектуальной собственности к нему не переходит от автора, а он при определенных условиях признается субъектом этого права независимо от воли автора.

Субъектами международно-правовой охраны интеллект уальной собственности бесспорно являются заявители. В подавляющем большинстве заявители становятся субъектами собственности на результат интеллектуальной, творческой деятельности, который ими заявляется как объект интеллект уальной собственности. Но они остаются субъектами правоотношений в сфере охраны интеллект уальной собственности и в тех случаях, когда по тем или иным причинам субъектами права собственности (или исключительного права на использование) они не стали.

Субъект права на заявку своего творения вступает в разные правоотношения с другими субъектами, в том числе и в гражданско-правовые.

Заявителем может быть физическое и юридическое лицо. Но следует подчеркнуть и то, что признание права на любое произведение в области науки, литературы и искусства не требует выполнения каких-либо формальных требований. Право на произведение признается самим фактом его создания и предоставления ему объективной формы.

Следовательно, для признания права на произведение науки, литературы и искусства не нужно подавать заявки. Однако авторы, которые этого желают, имеют право определенным образом зафиксировать свои права на созданное ими произведение. Для возникновения и осуществления прав на произведение, предусмотренных действующим международным законодательством, не требуется выполнение каких-либо формальностей. Но лицо, которое имеет авторское право, для оповещения о своих правах может использовать знак охраны авторского права. Этот знак в виде латинской буквы С в круге - ©, имени лица, которое имеет авторское право, и года первой публикации произведения, - помещается на каждом экземпляре произведения[20].

Лица, имеющие авторское право или какую-либо исключительное правомочие на произведение, для засвидетельствования авторства на обнародованное или не обнародованное произведение, факта и даты опубликования произведения имеют право зарегистрировать эти сведения.

Подытоживая изложенное, можно сделать следующие выводы: заявителями на получение охранного документа могут быть творцы объектов интеллект уальной собственности, созданных их творческим трудом. Заявителями также могут быть любые другие физические и юридические лица, к которым право на подачу заявки перешло в силу закона или договора. Заявителями могут быть также представители по делам интеллектуальной собственности (патентные поверенные). Фактически заявителем может быть любое физическое или юридическое лицо, которое намерено получить правовую охрану объекта промышленной собственности при условии, что указанное лицо имеет право на получение охранного документа.

Комплекс мероприятий по международному сотрудничеству в сфере охраны интеллект уальной собственности координирует Всемирная организация интеллект уальной собственности (ВОИС), которая является одной из 16 специализированных учреждений Организации Объединенных Наций. Предшественником ВОИС было Объединенное международное бюро по охране интеллект уальной собственности (BIRPI), созданное в 1893 году на базе объединения Международных бюро Парижской и Бернской конвенций. Более подробно деятельность и задачи ВОИС будут рассмотрены в продолжении настоящей работы, а сейчас остановимся на деятельность других субъектов в сфере международной охраны интеллект уальной собственности - региональных международных организаций.

Европейская патентная организация (ЕПО) основана в 1973 году согласно подписанной в Мюнхене Конвенции о выдаче европейских патентов (Европейская патентная конвенция). В 1975 году в Люксембурге была принята Конвенция о европейском патенте для общего рынка (Конвенция о патенте Содружества). Целью Европейской патентной конвенции является упрощение делопроизводства по патентным заявкам в странах Европы, то есть вместо нескольких патентных заявок на разных языках, подаваемых в патентные ведомства разных стран, появилась возможность подать одну заявку на одном языке в одно патентное ведомство - Европейское патентное ведомство (ЕВП) с целью получения патентов в нескольких европейских странах. Благодаря Конвенции пакет патентов на одно и то же изобретение, полученных в государствах-членах общего рынка, может быть превращен в единый европейский патент.

С 1996 года функционирует созданное в рамках Европейского Союза Общество товарных знаков (ОТЗ), целью которого является гармонизация национальных законов стран ЕС по вопросам охраны знаков для товаров и услуг с целью установления правил для упрощения и облегчения процедуры международной регистрации знаков для стран-участниц.

В рамках Общества действуют единые правила составления заявки, проведение экспертизы и регистрации знаков, а также порядка уплаты сборов, действующих на территории всех стран-участниц ЕС. Заявки на международную регистрацию товарных знаков по процедуре ОТЗ могут быть представлены в компетентные национальные ведомства страны-участницы по охране промышленной собственности, в Ведомство по гармонизации внутреннего рынка, расположенное в г. Аликанте (Испания), или Ведомство по товарным знакам стран Бенилюкса.

 2. Двусторонние международные соглашения об охране интеллект уальной собственности

2.1 Юридическая природа двусторонних международных соглашений об охране интеллект уальной собственности

Международные договоры Российской Федерации занимают особое место среди источников международного частного права. Несмотря на то, что это один из старейших видов источников, до сегодняшнего дня некоторые авторы считают, что международный договор не следует относить к источникам международного частного права, аргументируя это тем, что источниками данной отрасли российского права могут быть только юридические формы, характерные для внутреннего (национального) права. Например, высказывается суждение о том, что «международный договор не является юридическим источником международного частного права. Однако он играет большую роль в развитии международного частного права. В нём формулируются нормы, которые впоследствии становятся нормами международного частного права того или иного государства. В результате договор является важным этапом в их создании. Причём в современных условиях развитие международного частного права на договорной основе приобретает всё большее значение, охватывая практически все сферы гражданских правоотношений, осложнённых иностранным элементом»[21]. Такие доводы следует признать недостаточно убедительными, поскольку в п. 4 ст. 15 Конституции прямо указано, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы». Аналогичное положение закреплено и в федеральном Законе от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», а также в ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации. Большинство авторов указывает на бесспорность включения международных договоров Российской Федерации в число источников международного частного права: «Основной закон Российской Федерации – Конституция включает международные договоры в состав правовой системы РФ, и нет никаких препятствий для включения международных договоров в состав источников МЧП»[22]; «Заключение международных конвенций, широкий охват регулируемых ими вопросов привели к тому, что в ряде областей основным источником международного частного права становится международный договор. Эта тенденция характерна для экономического и научно-технического сотрудничества, регулирования железнодорожных, воздушных, автомобильных перевозок, авторского и патентного права»[23]; «Международные договоры, как мы видим, являются источниками не только международного частного права, но и источником российского гражданского права»[24].

Двусторонние международные договоры по авторскому праву, как уже отмечалось выше, исторически предшествовали многосторонним соглашениям (конвенциям) в данной сфере. С появлением таких актов, как Бернская и Всемирная конвенции, данная форма охраны авторских прав во многом отошла на задний план, но не прекратила своего существования: сотрудничество в области науки и культуры проводится на основе тесной взаимосвязи и сочетания его многосторонних и двусторонних форм, что позволяет полнее учитывать национальные интересы и специфику отдельных стран и обеспечивать гибкость и оперативность в решении интересующих их проблем.

Деление международных соглашений на многосторонние и двусторонние не является искусственным или условным: различия между ними, обусловленные спецификой сферы международных отношений, поистине огромны.

Прежде всего, и это очевидно, в двусторонних международных соглашениях находит выражение воля только двух государств, в то время как многосторонние соглашения не только предполагают изначально значительно большее число договаривающихся стран, но и, по общему правилу, являются открытыми, то есть допускают присоединение к ним новых участников в дальнейшем. При этом в случаях, если в текст многосторонних конвенций вносятся изменения или дополнения, участники таких конвенций, а равно и страны, вновь присоединяющиеся к ним, могут воспользоваться принадлежащим им специфическим правом, вытекающим из государственного суверенитета, и объявить о действии в отношении них старой редакции данного соглашения. Так, СССР в 1973 году присоединился к Всемирной (Женевской) конвенции 1952 г. в её первоначальной редакции, хотя на тот момент уже существовала редакция 1971 г.

Что касается двусторонних международных соглашений, то они в принципе не рассчитаны на присоединение к ним в будущем новых участников, и, как уже отмечалось, всегда выражают волю только двух подписавших такое соглашение стран. Не вызывает сомнений, что согласование воли двух субъектов представляет несоизмеримо меньшую трудность, нежели согласование зачастую весьма противоречивой воли многочисленных участников многосторонних соглашений (в особенности соглашений, носящих всемирный характер, как Женевская и Бернская конвенции), в которых просто неизбежны компромиссы.

По единодушному признанию исследователей и практиков, более компромиссный характер из двух названных конвенций носит именно Женевская. На наш взгляд, причину этого следует искать в своеобразии исторических ситуаций, в которых принималась Бернская и Женевская конвенции, в первоначальном составе стран-участниц и в тех задачах, которые возлагались на каждую из конвенций. Так, Бернская конвенция была подписана в 1886 году, когда интеграционных процессов в Европе (в современном их понимании) даже не намечалось, и тем более не шло речи о всемирном соглашении об охране интеллект уальной собственности. При этом первоначально в ней участвовали всего 10 государств, причём семь из них относились к числу передовых западноевропейских стран с господством в обществе либеральных ценностей (приоритет прав и свобод человека, свободное развитие личности, достижение общественного блага через благо отдельных членов общества, включая собственников, авторов, и т.д.), и только три (Гаити, Либерия и Тунис) - к числу развивающихся стран. Очевидно, что при разработке первоначального текста данной конвенции тон задавали именно европейские государства, преследовавшие одну главную цель - охрану прав и интересов авторов и издателей, и существенных расхождений в их интересах не было, возникали лишь мелкие противоречия, связанные с различиями во внутреннем законодательстве. Вообще, считается общепризнанным, что впервые вопрос о включении в Бернскую конвенцию «специальных положений, отражающих интересы независимых развивающихся государств, был... рассмотрен в Браззавиле в 1963 году на Конференции по авторскому праву в Африке. Рассмотрение вопроса было продолжено на Стокгольмской конференции 1967 г. по пересмотру Бернской конвенции, где был разработан «протокол, относящийся к развивающимся странам»[25]. Как следствие этого, Бернская конвенция содержит значительное число материально-правовых норм. Напротив, Женевская конвенция принималась в 1952 году, когда уже стало распространённым явлением подписание конвенций, охватывающих значительное число стран, относящихся к различным регионам, к разным правовым системам, имеющих в основе жизнедеятельности общества различные уклады экономики, различную идеологию и т.д., и изначально задумывалась как всемирная (что отразилось и в её названии). В разработке её первоначального текста принимали участие представители 50 государств, включая развивающиеся, которые оказывали на нормотворческий процесс не меньшее влияние, чем западноевропейские страны.

Двусторонние же соглашения компромиссны лишь постольку, поскольку возникает потребность в компромиссе между двумя странами - как правило, близкими по укладам экономики, политическому режиму и идеологии и т.д., а следовательно, не имеющими существенных противоречий в своей воле. Благодаря этому двусторонние соглашения как источник международного публичного и международного частного права открывают широчайшие возможности для детального регулирования отношений между договаривающимися странами, включая принятие материально-правовых норм. Поэтому данный вид международных соглашений не стоит недооценивать и следует признать весьма перспективным.

Решение на основе полной добровольности вопросов взаимной охраны авторских прав призвано способствовать дальнейшему углублению научного и культурного сотрудничества между государствами и улучшению его организационных форм, повышению моральной и материальной заинтересованности творцов произведений науки, литературы и искусства в развитии этого сотрудничества[26].

Двусторонние международные договоры, т.е. соглашения между двумя государствами, устанавливающие права и обязанности этих государств в области авторских правоотношений, являются достаточно важным источником международного авторского права: в ряде случаев они устанавливают общие

нормы, обязательные для участвующих в договоре государств, и, таким образом, предупреждают возможность возникновения коллизий по затронутым в договоре вопросам между законодательствами этих государств, или же содержат определённые и обязательные для участников договора правила разрешения этих коллизий. Вместе с тем, важно подчеркнуть, что двусторонние соглашения в сфере авторского права, в отличие от многосторонних конвенций, об

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Охрана интеллектуальной собственности". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 684

Другие дипломные работы по специальности "Государство и право":

Особенности квалификации оставления в опасности

Смотреть работу >>

Правовое регулирование эвтаназии в России и в зарубежных странах

Смотреть работу >>

Анализ нормы ст. 41 УК РФ об обоснованном риске с точки зрения теоретической обоснованности

Смотреть работу >>

Правовая защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Смотреть работу >>

Похищение человека: проблемы квалификации

Смотреть работу >>