Дипломная работа на тему "Авторское право: современное правовое регулирование"

ГлавнаяГосударство и право → Авторское право: современное правовое регулирование




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Авторское право: современное правовое регулирование":


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА

Юридический факультет

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

АВТОРСКОЕ ПРАВО: СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

по специальности 030501 «юриспруденция»

(гражданско-правовая специализация)

Автор:

студентка 5 курса

очно-заочной формы обучения

группы 05-ВЮр

Мелконян Г.Б.

Научный руководитель:

кандидат юридических наук, доцент

Климова Г.З.

Сочи 2008


Оглавление

Введение

Глава 1. Общая характеристика авторского права как гражданско-правового института

1.1 Становление и развитие авторского права в России

1.2 Понятие и структура авторского правоотношения

1.3 Понятие и виды объектов авторского права

Глава 2. Авторские права на произведения науки, литературы и искусства

2.1 Система и классификация авторских прав

2.2 Личные неимущественные авторские права

2.3 Имущественные авторские права

2.4 Договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор как способ реализации исключительного авторского права

Глава 3. Особенности правового регулирования и защиты авторских прав

3.1 Сравнительный анализ нового российского законодательства об авторском праве

3.2 Особенности гражданско-правовых способов защиты авторских прав

3.3 Ответственность за нарушение авторского законодательства

Заключение

Библиографический список

215983567">Введение

«Основной проблемой для авторского права в любую эпоху, на любом этапе технического развития было нахождение и поддержание "неустойчивого равновесия" между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции»1" 1"[1].

Авторское право вызывает большой интерес, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Содержание авторского права представляет собой сложное сочетание имущественных и личных неимущественных интересов правообладателя. Указанные интересы или права находятся в тесной взаимосвязи хоть и отражают разные аспекты правового регулирования. Разделение на группу личных и имущественных прав характерно и для других правовых институтов, но только в авторском праве роль личных прав столь значительна. Этот дуализм и вызывает сложности в реализации и защите авторских прав.

Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Но эти правила в настоящее время часто нарушаются. Бурное развитие на рубеже XX-XXI веков новых технологий ставит перед авторским правом новые проблемы, нуждающиеся в специальном регулировании. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права и смежных прав является воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, а также фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности в сети Интернет и сети сотовой связи. И эти проблемы в России возрастают уже в масштабах национального бедствия. Поэтому в условиях проводимых социально-экономических реформ, сопровождающихся нестабильностью экономических правоотношений, вопросы защиты авторских прав приобретают особо важное теоретическое и практическое значение.

На данном этапе в России проходит становление законодательства в сфере интеллектуальной собственности. В соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" "Российская газета", № 289, 22.12.2006 была принята часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), которая включает один раздел VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации", состоящий из 9 глав. Данная часть Гражданского кодекса вступила в действие с 1 января 2008 года.

С принятием Четвертой части ГК связываются надежды на переход регулирования отношений в этой области на новый уровень рассвета науки авторского права2" 2" title="">[2].

Процесс мировой глобализации и стремление России к активному участию в нем, а так же возможное скорое вступлению во Всемирную торговую организацию показывает необходимость совершенствования и приведения к мировым стандартам механизм регулирования такой важной, современной и быстро развивающейся отрасли права как право интеллектуальной собственности и авторское право в том числе. Современное построение грамотного регулирования данных отношений, будет определять и показывать в немалой степени значимость государства на политической карте мира в будущем. Все это говорит о чрезвычайной актуальности выбранной темы исследования.

Объектом изучения данной дипломной работы являются правовые нормы, регулирующие авторское право.

Предметом исследования являются правовые отношения, возникающие в сфере реализации авторских прав и их защиты.

Цель работы – исследование современной правовой базы и проведение сравнительного анализа законодательства в области авторского права.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1.  Рассмотрение истории становления и развития авторского права;

2.  Изучение понятия и структуры авторского правоотношения (субъекты и содержание авторских прав);

3.  Изучение понятия и видов объектов авторского права;

4.  Анализ системы и классификации авторских прав, в том числе детальное рассмотрение личных неимущественных и имущественных авторских прав;

5.  Исследование возможности реализации исключительного авторского права через договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор;

6.  Сравнительный анализ нового российского законодательства об авторском праве;

7.  Рассмотрение особенностей гражданско-правовых способов защиты авторских прав;

8.  Изучение проблем, связанных с ответственностью за нарушение авторского законодательства.

Теоретической основой дипломной работы послужили исследования отечественных правоведов советского и современного периода, которые проводились Б.С. Антимоновым, М.М. Богуславским, Э.П. Гавриловым, М.В. Гордоном, В.П. Грибановым, И.А. Грингольцем, В.А. Дозорцевым, И.А. Зениным, В.Л. Ионасом, О.С. Иоффе, В.А. Кабатовым, В.И. Корецким, Л.А. Красавчиковым, Л.А. Лунцем, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, А.П. Сергеевым, В.И. Серебровским, М.А. Федотовым, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой и другими. Так же анализ правового регулирования авторских отношений в новом законодательстве, который приводился в работах И.А. Близнеца, К. Б. Леонтьева, В.Ф. Яковлева, П.В. Крашенинникова, А.Л. Маковского и многих других авторов.

Среди кандидатских диссертаций, связанных с проблематикой дипломного исследования, следует упомянуть работы М.В. Опариной «Авторское право в системе интеллектуальной собственности и ответственность за нарушение авторских прав» (М., 2002); С.А. Барышева «Авторский договор в гражданском праве России, Франции и Швейцарии: сравнительно-правовой анализ» (Казань, 2002); Д.В. Сологуба «Тенденции развития института авторского права в России» (М., 2004); С.М. Мирзояна «Охрана авторских прав в России и в США: сравнительно-правовой анализ» (М., 2004); Р.В. Авдонина «Содержание авторских прав в российском гражданском праве» (М., 2005); Расходникова М.Я. «Театральная постановка как объект авторского права» (М., 2008)

Несмотря на множество научных трудов, посвященных анализу правового регулирования авторских прав, в настоящее время, с учетом происходящих изменений, как в нормативном правовом регулировании, так и правоприменительной деятельности появилась необходимость в исследовании ряда новых аспектов.

Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, анализ, синтез и сравнение, Так же использована судебная практика Верховного Суда РФ и Президиума ВАС РФ.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Общая характеристика авторского права как гражданско-правового института

215983569">1.1 Становление и развитие авторского права в России

Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений.

Однако автор произведения оставался как бы «в стороне», что обусловило необходимость защиты его прав. Появляются понятия: права автора, права издателя, права книготорговца. Со временем в большинстве европейских государство права названных субъектов урегулируются властью.

Лишь в конце XVII в. был принят первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим законодательным актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны принятый 10 апреля 1710 г3" 3"[3].

Интересно заметить, что первые акты, направленные на разграничение прав авторов и книготорговцев (а именно Статут королевы Анны) были приняты под давлением предпринимателей, а не владельцев авторских прав. Так, до принятия Статута королевы Анны право издания книг имели только члены старейшей гильдии издателей и книготорговцев Stationer’s Company. Наконец закон признал собственником произведения его автора, но это было вызвано не столько заботой о благополучии авторов, сколько давлением группы предпринимателей, желающих разрушить монополию Stationer’s Company на издание и распространение книг4" 4" title="">[4].

Таким образом, и в европейских странах, и в России авторское право первоначально возникло как право на использование литературных произведений. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив в себя музыкальные, художественные и другие виды произведений.

Право интеллектуальной собственности на международном уровне свое закрепление получило уже в 19 веке. В 1886 г. Правительствами европейских стран Германии, Франции, Бельгии, Англии, Испании, Италии, Швейцарии была подписана Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений5" 5"[5]. Россия присоединилась к Бернской конвенции только в 1995 г.

Последующее общемировое признание авторского права происходит с принятием Всеобщей декларации (1948), ст. 27 которой гласит: «Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

В 1952 г. В Женеве подписывается Всемирная конвенция об авторском праве (Россия участвует в Конвенции с 1973 г.)6" 6"[6] Ст. 1 Всемирной конвенции расширяет перечень объектов охраны авторского права, в качестве которых теперь признаются литературные, научные и художественные произведения – письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, живописи, графики и скульптуры. Устанавливается и минимальный срок действия авторского права, после смерти автора в 25 лет (ст. 4).

В последующем неоднократно принимались международные нормы, общую цель которых можно определить как создание условий по соблюдению прав интеллектуальной собственности.

Конституционное право большинства зарубежных стран также сориентировано на защиту результатов интеллектуальной деятельности. Преимущественно такие нормы содержатся в Конституциях, принятых во второй половине 20 века, когда проблема государственного признания объектов авторского права, их интернациональной охраны была остро поставлена на повестку дня перед всеми державами мира.

Законодательство России в этом вопросе не является исключением. Так ст. 44 Конституции РФ закрепила охрану авторского права, а также свободу интеллектуального творчества в соответствии с реалиями сегодняшнего дня (литературного, художественного, научного и других его видов). 7" 7"[7]

В России регулирование отношений, связанных с воспроизведением и распространением литературных произведений, также как и в Европе возникло не в целях защиты интересов издателей и книгопродавцев или, тем более, авторов. Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством.

До 1771 г. книгоиздательское дело считалось в России государственной монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Что касается частных типографий, которые могли бы печатать книги на русском языке, то их устройство было разрешено лишь Указом от 15 января 1783 г., отмененного спустя 13 лет в качестве слишком либерального.

Как отмечают исследователи авторского права конца 19 – начала 20 веков, русские законы представляли привилегии исключительного издательства некоторым юридическим лицам публичного характера, ученым корпорациям, академии наук8" 8"[8].

Доминирующее положение государства в сфере книгопечатания сохранялось в России до середины XIX в. Первый закон, закрепивший права на использование литературных произведений за авторами, появился лишь в 1828 г. в качестве специальной главы Цензурного устава9" 9"[9]. Однако непосредственно авторскому праву было посвящено всего пять статей (оные были дополнены правилами). Только в своде законов более позднего издания нормы авторского права стали приложением ст. 420 т. X ч. 1, но и здесь, несмотря на стремление к дифференциации сохранились положения, согласно которым, автор, напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался авторских прав. Кроме того, авторское право по-прежнему было подчинено комитетам и инспекторам по делам печати.

Экономические интересы правительства России и отсутствие хорошо организованных авторских обществ, которые в свою очередь, могли бы защищать экономические интересы русских авторов, были причиной того, что Россия отказалась в XIX в. от присоединения к Бернской конвенции. Не помогли обращения к обществу ряда русских и зарубежных писателей

В 1830 г. был принят Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», фактически признавший авторские права правами собственности.

Событием и даже феноменом стало принятие 20 марта 1911 года Положения об авторском праве. Новый закон, по замечаниям его современников, впитал в себя «современные принципы права вообще и авторского права в частности, блещущий цветами новейших правовоззрений Запада»11" 11"[11].

В первые годы после Октябрьской революции явно прослеживаются попытки упразднить интеллектуальную собственность вообще. Декретом «О государственном издательстве» принятым 29 декабря 1917 г., специальной комиссии предоставлялось право устанавливать ограниченную сроком (5 лет) государственную монополию на произведения некоторых авторов. Декретом «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» (26 ноября 1918 г.) в собственность государства переходили произведения целого ряда писателей и композиторов.

В период НЭПа принимается (30 января 1925 г.) Закон «Об основах авторского права», замененный 16 мая 1928 г. Основами авторского права. Признавались права авторов на произведения (пожизненно, с переходом к наследникам на срок 15 лет после смерти автора), предусматривалось использование произведений только по договору с автором.

Законодательство СССР об авторском праве в 60-80 гг. было представлено Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года, типовыми авторскими договорами, разделами "Авторское право", содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в РСФСР – статьи 475-516 ГК), многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре. Это законодательство было излишне зарегламентировано и содержало значительные изъятия из сферы авторских прав. Вместе с тем, оно неплохо обслуживало административно-командную систему, существовавшую в СССР12" 12"[12].

К началу 90-х гг. в Российской Федерации начинается постепенная смена законодательства. Так 3 августа 1992 года на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Раздел IV Основ ("Авторское право"), предусматривал новую регламентацию авторских прав, а также вводил правовую охрану смежных прав.

Сегодня в Российской Федерации не только гарантируется свобода творчества, но охраняются права на его результаты. До недавнего времени связанный с ней круг отношений регламентировался целым пакетом специальных законов об охране авторского права (Патентный закон13" 13"[13]; Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров

Однако с принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 г. №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» они утратили силу с 1 января 2008 г. Указанные правоотношения регулируются гражданским законодательством (ст. 1225 – 1551 ГК РФ)18" 18"[18]

В качестве основных задач (функций) современного российского авторского права чаще всего в юридической литературе называют две следующие задачи. С одной стороны, авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование созданных ими произведений и получение доходов и т. д. С другой стороны, задачей авторского права считается создание условий для широкого использования произведений в интересах общества. Иными словами, повышение уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствовать использованию их произведений в целях образования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними. Указанные задачи авторского права тесным образом связаны с его принципами.

Принципы авторского права – это его основные начала, отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью. Они пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Возникают в судебной практике случаи, когда трудно определить является вновь созданное произведение самостоятельным или является производным из другого19" 19"[19]. Не будучи закрепленными, в конкретных статьях закона, принципы авторского права выводятся из анализа всей совокупности авторско-правовых норм. Знание принципов позволяет ориентироваться в авторском законодательстве, правильно толковать и применять на практике отдельные его нормы, а также решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем законодательстве. К числу основных принципов российского авторского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относятся следующие.

Во-первых, принципом авторского права может и должен считаться принцип свободы творчества, который прямо закреплен ст. 44 Конституции РФ. Данный принцип, лишь недавно наполненный реальным содержанием, пронизывает все авторское законодательство и конкретизируется в целом ряде его норм. Так, свобода творчества несовместима с цензурой произведений науки, литературы и искусства. В настоящее время цензура в России запрещена в законодательном порядке. Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет все произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинств и способа выражения. В этих же целях закон не ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективной форме. Творцы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения, создаваемых ими понятий или художественных образов, а также самостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, придании произведению окончательной формы.

Во-вторых, принципом авторского права является сочетание личных интересов автора с интересами общества. Хотя данный принцип, безусловно, проявляется и в других институтах права интеллектуальной собственности и гражданского права в целом, в авторском праве он имеет особое значение. В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Определение разумных границ этой монополии на протяжении веков являлось одной из главных проблем авторского права. В настоящее время уже никто не утверждает, что авторы должны иметь неограниченный контроль за использованием своих произведений. Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и общества в целом. Законы демократического общества не только гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры.

Общество в равной степени заинтересовано как в свободном доступе к творческим произведениям своих членов, так и в том, чтобы создаваемые произведения эффективно охранялись нормами авторского права. В этой связи в авторском законодательстве России, как и в законодательстве других стран, за авторами закрепляется широкий круг исключительных личных и имущественных прав, устанавливается, что произведения могут быть использованы, по общему правилу, лишь на основании договоров с их авторами на согласованных с ними условиях, определены сроки действия субъективного авторского права и т. д. В то же время с учетом интересов общества установлены случаи, когда произведения могут свободно использоваться указанными в законе заинтересованными лицами.

В-третьих, в качестве одного из принципов российского авторского права может быть выдвинуто положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По российскому авторскому законодательству, личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя, право на неприкосновенность произведения не переходят по наследству, что в случаях так называемого «свободного» использования произведений обязательно указание имени автора и т. д. Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона.

 

215983570">1.2 Понятие и структура авторского правоотношения

Первые определения авторского права появились с возникновением самой категории авторского права и означали, прежде всего, принадлежность авторского права тому или иному лицу. Поэтому, на наш взгляд, на этапе становления, авторское право можно определить как – право извлекать выгоды из созданий умственного труда20" 20"[20]. Иначе авторское право – господство лица над произведением21" 21"[21].

В современном понимании авторское право раскрывается посредством ряда определений. Авторское право – это, во-первых, ряд правомочий автора, то есть субъективное право автора. Во-вторых, авторское право – совокупность норм направленных на регулирование авторских правоотношений.

Авторские правоотношения – отношения предполагающие множество участников. В них участвуют, с одной стороны, авторы произведений и их наследники, с другой стороны – организации, заинтересованные в их использовании (издательства, театры, киностудии и т.д.).

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В соответствии с этим различаются и субъекты (носители) авторского права – частные лица, государственные и местные организации и т.д.

Субъекты авторского права, в широком понимании, – это лица участвующие в авторских правоотношениях. При таком определении субъектами авторского права будут являться: лица, которым могут принадлежать авторские права, организации по защите авторских прав и др. субъекты.

Субъекты авторского права, в узком понимании, – это авторы произведений, то есть обладатели личных авторских прав.

Первоначально авторские права приобретает автор, он же, по Российскому авторскому законодательству, является исключительным носителем личных авторских прав.

В соответствии с Четвертой частью Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК) автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого создано произведение (ст. 1257).

Более обширное понятие (автор интеллектуальной собственности) можно найти во Всемирной декларации по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г., термин «автор» означает любое лицо или группу лиц, действующих независимо или под эгидой какой-либо правительственной или неправительственной организации с целью получения прибыли или по каким-либо другим основаниям, ответственных за творчество в любой области, включая науку и технику, искусство, включая исполнительское искусство и результат деятельности некоторых категорий производителей, таких как производители фонограмм и вещательные организации, товарные знаки, указатели деловых предприятий, промышленные образцы и развитие географических указаний.

Таким образом, автор – это, прежде всего физическое лицо (группа физических лиц предполагает соавторство).

Ни возраст, ни пол, ни раса (национальность) не имеют значение для признания лица автором. При этом авторская правоспособность возникает с момента рождения (ст. 17 ГК РФ). Однако нужно учитывать, что право распоряжаться авторскими трудами тесно связно с понятием дееспособности (ст. 21 ГК РФ). В соответствии со ст. 26 ГК РФ (п. 2 пп. 2), без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора на произведения науки, литературы или искусства…могут несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет. Таким образом, авторская дееспособность наступает с достижением автора возраста 14 лет.

Важно отметить, что для возникновения авторского права не имеет значения и дееспособность лица. То есть, автором может быть и лицо, признанное по действующему гражданскому законодательству недееспособным. Однако и здесь необходимо оговориться: в случае признания лица недееспособным, может быть ограничено его право распоряжения результатами авторского труда (совершать сделки по отчуждению имущественных прав).

После смерти автора субъектами авторского права становятся его наследники. Однако наследуются не все права. Неотчуждаемы и непередаваемы: право авторства – право признаваться автором произведения и право на авторское имя – право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно (п. 1 ст. 1265 ГК РФ). Однако наследники вправе защищать названные права и право на неприкосновенность произведения (ст. 1267 ГК РФ).

На стороне автора может выступать и «множественный» носитель авторских прав – соавторы. В соответствии с п. 1 ст. 1258 ГК РФ, авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Соавторство предполагает наличие соответствующего соглашения между соавторами (письменного или устного). Отсутствие такого соглашения, ни при каких условиях не приводит к соавторству. Не будет являться соавтором переработчик произведения, если между ним и автором не было заключено соответствующее соглашение.

Как в действующем законодательстве, так и в теории авторского права выделяется как неделимое соавторство, так и делимое. Существенное отличие, на наш взгляд, заключается в том, что при делимом соавторстве, соавтор при соблюдении ряда условий может рассматриваться как индивидуальный субъект авторского права (абз. 2 п. 2 ст. 1258 ГК РФ). Например, автор главы в учебнике по авторскому праву, может переработать свою главу и представить ее как статью или учебное пособие. При неделимом же соавторстве субъекты (соавторы) не могут выделить свой авторский труд из произведения, и соответственно самостоятельно выступать автором части произведения. Например, отец и сын написали учебник по авторскому праву, но каждый из них писал не по главам, а совместно создавая текст, постоянно правя и редактируя.

Может возникнуть логичный вопрос: как оценить вклад конкретного автора в произведение? Кому принадлежит право на использование произведения созданного в соавторстве?

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что авторское право на произведение созданное соавторами принадлежит последним совместно. Как мы уже подчеркивали, каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам также совместно. При этом если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения (абз. 1 п. 2 ст. 1258 ГК РФ).

В качестве субъекта авторских правоотношений могут выступать и юридические лица, но не в качестве автора, а в качестве обладателя имущественных прав на произведение, то есть выступать обладателем производных прав (пользователями).

В качестве особых субъектов авторского права можно выделить: специальные ведомственные органы (в советский период, например, – Госкомиздат), комитеты (и организации) по защите авторских прав, объединения издателей и т.д.

Действующим законодательством предусмотрено создание организаций, управляющих имущественными правами владельцев авторских и смежных прав для обеспечения практической реализации этих прав в случаях, когда индивидуальное осуществление их затруднено. В Российской Федерации в настоящее время существуют несколько организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. К их числу следует отнести такие, как Российское авторское общество (РАО), Российское общество правообладателей в аудиовизуальной сфере (РОПАС), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС).

Содержание авторских прав складывается из двух составляющих: личных прав автора и имущественных прав. Такое разделение появилось не так давно, но в настоящее время свойственно фактически всем системам права.

Такое разделение свойственно и для российского авторского законодательства. Каждый из блоков прав детально рассматривается во второй главе данной работы.

215983571

1.3 Понятие и виды объектов авторского права

Законодатель в п. 1 ст. 1259 ГК РФ закрепил, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Таким образом, объект авторского права, в широком понимании – это произведение.

Законодатель не определяет понятие «произведения», но дает четкие признаки, которыми «произведение» должно обладать:

Во-первых, оно должно относиться к науке, литературе или искусству.

На наш взгляд, это рамочный, чисто условный признак, т.к. законодатель акцентирует внимание на том, что не имеет значения достоинство произведения, а также способ его выражения. Стоит согласиться с исследователями, которые подчеркивают, что «перечисленные термины имеет смысл рассматривать не по отдельности, пытаясь их разграничить, а в совокупности, как некоторый ориентир, указывающий на определенную область человеческой деятельности»22" 22"[22].

Во-вторых, такое произведение должно быть результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.

Итак, законодатель говорит о результатах «творческой деятельности», «творчестве».

Что следует понимать под творчеством?

«Творчество – деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей»23" 23"[23]. «Творческая деятельность – это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира»24" 24"[24].

Творческий характер предполагает, прежде всего, новизну произведения. «Новизне объекта, охраняемого авторским или изобретательским правом, сопутствует показатель, характеризующий этот объект как результат «оригинального мышления» лица, его создавшего. Эти показатели представляют собой две стороны творческой деятельности: новизна объекта как показатель результата деятельности свидетельствует об оригинальном мышлении у субъекта этой деятельности и наоборот»25" 25"[25].

Отсутствие творческого подхода к объекту авторского права (неоригинальность произведения) может быть основанием для непризнания того или иного объекта авторским. Приведем из практики:

«Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о запрещении ответчику использовать в качестве наименования выпущенной в свет серии книг название «Энциклопедия для детей и юношества».

Истец полагал, что использование этого названия нарушает его авторские права на часть (название) произведения, опубликованного истцом раньше, чем ответчиком и состоящего из нескольких томов под общим названием «Энциклопедия для детей».

Арбитражный суд правомерно отказал в иске по следующим основаниям.

Согласно статье 6 Закона «Об авторском праве и смежных правах» к объектам авторского права относится и часть произведения (включая его название), которая является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Однако истец не доказал творческого (оригинального) характера названия, использованного им для серии книг. Наоборот, неоригинальность словосочетания «Энциклопедия для детей» очевидна»26" 26"[26].

Таким образом, творческий характер, новизна и оригинальность – ключевые признаки произведения.

Между тем, как отмечают исследователи, в странах с англо-саксонской системой права можно заметить отход от трактовки характеристики произведения (охраняемое произведение должно быть оригинальным) в сторону характеристики деятельности автора: произведение будет признаваться оригинальным, если автор проявил достаточное «умение, рассудительность и труд» или осуществил «отбор, оценку, проверку», если произведение было создано «в поте лица». Фактически в этих странах не требуется, чтобы идеи и форма выражения идей были оригинальными, но только чтобы сама работа была создана непосредственно автором, а не скопирована им

В-третьих, произведение должно быть выражено в какой-либо объективной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Объективная форма – внешнее выражение авторского творчества в любой материальной форме:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

- звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

- в других формах.

Законодатель не ограничивает возможные способы выражения произведения, и с этим можно только согласиться, т.к. со временем появляются все новые формы воплощения творческой деятельности. Так, например, еще в начале 20 века в юридической литературе ставился вопрос о том, считать ли объектом авторского права фотографию? Фотография считалась во многом механическим процессом (без творчества), поэтому эта форма творческой деятельности не сразу стала охраняться законом.

Моментом создания произведения будет считаться завершение воплощения в любой из названных объективных форм (неоконченное произведение, безусловно, тоже является объектом авторского права). Не является объектом авторского права только задуманное произведение, но еще не воплощенное в объективной форме. Приведем пример из практики:

«Издательство обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о признании исключительных прав на использование в целом энциклопедического издания серии "Энциклопедия для детей".

В заседании суда истец пояснил, что под использованием в целом имел в виду признание исключительных прав на использование книг этой серии как изданных, так и подлежащих изданию в будущем.

Свое требование издательство мотивировало тем, что им в названной серии с 1994 года выпущено уже пять книг. Во время подготовки издательством очередного тома акционерное общество начало выпускать в свет свою серию "Энциклопедия для детей и юношества", чем нарушило исключительные права издательства.

Ответчик ссылался на то, что не оспаривал и не нарушал прав издательства на вышедшие в свет пять книг серии "Энциклопедия для детей", но возражал против признания за издательством исключительных прав на произведения, которые могут быть созданы в будущем.

Арбитражный суд обоснованно удовлетворил иск издательства лишь в части признания исключительных прав на использование уже изданных им книг серии "Энциклопедия для детей".

Согласно требованиям статей 5, 6, 7 Закона "Об авторском праве и смежных правах" (далее Закона) объектом авторского права являются сборники (энциклопедии), существующие в объективной форме.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона издателю энциклопедий принадлежат исключительные права на использование таких изданий, существующих в объективной форме. Истец не представил доказательств, что новые сборники существуют в объективной форме и могут быть воспроизведены.

Исходя из этого, требование о признании исключительных прав на использование предполагаемых к изданию в будущем сборников (энциклопедий) обоснованно отклонено»

В связи с вышесказанным, не может быть объектом авторских прав произведения, которые будут созданы в будущем. Пункт 3 ст. 1259 ГК РФ закрепляет аналогичные положения, поэтому приятое решение справедливо и в условиях современного законодательства.

В теории авторского права выделяют еще ряд признаков произведения. В том числе его вопроизводимость. Данный признак означает, что с момента своего создания произведение может быть воспроизводимо.

Интересно отметить, что в зарубежных правовых системах, одним из ключевых признаков произведения является воспринимаемость произведения органами чувств человека.

В советском авторском праве одним из критериев произведения называлась полезность произведения

Учитывая вышеобозначенные признаки, можно дать следующее определение объекта авторского права, или иначе произведения. Это результат творческого труда, воплощенный в объективной форме.

В юридической литературе наиболее популярно определение, данное В.И. Серебровским: «Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения»

Итак, мы определили, что следует понимать под объектом авторского права.

Согласно ст. 1259 ГК объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

ü  литературные произведения;

ü  драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

ü  хореографические произведения и пантомимы;

ü  музыкальные произведения с текстом или без текста;

ü  аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

ü  произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

ü  произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

ü  произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

ü  фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

ü  географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

ü  другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Кроме того, к объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений наук, литературы и искусства);

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (энциклопедии, антологии, базы данных и др.).

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Безусловно, что это не полный список объектов авторского права. Такой вывод можно сделать хотя бы потому, что законодатель не ограничил формы объективного выражения произведений. Так, например, в число объектов авторского права входят «письма»

Между тем, авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (п. 5 ст. 1259 ГК). Как подчеркивается в ст. 2 Договора ВОИС по Авторскому праву32" 32"[32], авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые.

Спорным как в теории, так и на практике является вопрос о включении в число объектов авторского права «формул».33" 33"[33]

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме.

Закон для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требует регистрации произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя (п. 4 ст. 1259 ГК).

Произведения, не являющиеся объектами авторского права (п. 6 ст. 1259 ГК):

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Одним из новшеств, которое привнесла четвертая часть ГК РФ в законодательство об авторском праве, стало положение п. 7 ст. 1259 ГК о том, что авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора.

Глава 2. Авторские права на произведения науки, литературы и искусства

215983573">2.1 Система и классификация авторских прав

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами (ст. 1255 ГК РФ). Авторское право – право интеллектуальной собственности. Институт авторского права является частью более обширной отрасли права интеллектуальной собственности.

Авторское право – совокупность правовых норм, направленных на регулирование авторских правоотношений. Оно является частью национального гражданского права и разделом международного частного права.

Современное авторское право, как это следует из международных соглашений, регулирует отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства.

Авторское право – часть гражданского права, регулирующая отношения, которые складываются в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства, выраженных в объективной форме (рукопись, чертеж и т.п.), позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора.

Таким образом, авторское право – «право имущественно-лично-общественного свойства»34" 34"[34].

В соответствии с п. 2 ст. 1255 ГК, авторские права включают в себя:

1.  исключительное право на произведение;

2.  право авторства;

3.  право автора на имя;

4.  право на неприкосновенность произведения;

5.  право на обнародование произведения.

В результате создания произведения науки, литературы и искусства его автор приобретает ряд субъективных прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине традиционно именуются исключительными. Теория исключительности авторских прав была детально разработана еще в русской дореволюционной литературе35" 35"[35] и воплотилась в законе 1911 г. Хотя природа исключительных прав продолжала вызывать споры, по мнению большинства ученых, эта конструкция обозначала, прежде всего, монополию обладателя авторского права на использование произведения. В советский период оценка исключительности авторских прав существенно изменилась36" 36"[36]. Во многих работах прослеживалось предубежденное отношение к этой черте авторских прав, которая, однако, нашла отражение в Основах авторского права 1925 и 1928 г. Большинство советских юристов смущало то обстоятельство, что термин “исключительные права” используется в авторском законодательстве капиталистических стран. В связи с этим в советской юридической литературе подчеркивалось, что исключительный характер авторского права в советском гражданском праве, с одной стороны, и в буржуазном гражданском праве, с другой, не имеют между собой ничего общего, кроме названия

Действующее законодательство закрепляет за создателями произведений достаточно широкий круг гарантированных государством возможностей. Большинство специалистов считает, что создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно праву собственности, является сложным по составу и состоит из отдельных авторских правомочий38" 38"[38]. К числу таких правомочий относятся право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения и т.д. По мнению других ученых, автору произведения принадлежит ряд конкретных субъективных прав, и о едином авторском праве в субъективном смысле можно говорить только условно.

Представляется, что данный спор носит в значительной степени надуманный характер, поскольку совершенно очевидно, что законодатель использует термин “авторское право” в разных статьях закона в различном значении. Чаще всего им охватываются все предоставляемые автору возможности, в других случаях в него включаются некоторые авторские правомочия (например, когда закон говорит об авторских правах правопреемников автора), иногда он служит для обозначения отдельных авторских прав, например, права на перевод, права на обнародование и т.д. Поэтому содержание, которое вкладывает законодатель в данный термин, необходимо каждый раз устанавливать путем толкования закона. Такое же положение наблюдается в авторском законодательстве других стран, а также в важнейших международных конвенциях.

В российской юридической науке отсутствует также единое понимание терминов “авторское право” и “авторское правомочие”.

Иногда, однако, правомочиями предлагается именовать лишь те закрепленные за авторами возможности, которые связаны с совершением самими носителями авторских прав определенных положительных действий39" 39"[39].

Самой распространенной и в то же время самой спорной классификацией авторских прав является деление их на личные неимущественные и имущественные.

ГК РФ указывает на то, какие из авторских прав носят личный неимущественный характер, а какие имеют имущественное содержание. В соответствии со ст. 1228 ГК к личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права (право на обнародование произведения, включающее право на его отзыв, а также право на неприкосновенность произведения). Имущественными правами автора являются его права на использование произведения в любой форме и любым способом, которые включают право на воспроизведение, право на распространение, право на импорт, право на прокат оригинала или экземпляра произведения, право на публичный показ, право на публичное исполнение, право на сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод, право на практическую реализацию архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта и право на переработку (п. 2 ст. 1270 ГК). Безусловно, закрепление законом подразделения авторских прав на личные и имущественные с теоретических позиций трудно признать безупречным. Практически любое из авторских прав включает в себя как личные, так и имущественные элементы.

Так, нарушение неприкосновенности произведения, в частности сокращение его объема без согласия автора, может затрагивать как личные неимущественные, так и имущественные интересы автора.

Гражданский кодекс исходит из того, что личные неимущественные права во всех случаях принадлежат лишь непосредственному создателю произведения. Они являются неотчуждаемыми от личности автора и не могут передаваться другим лицам. В лучшем случае эти лица, и, прежде всего наследники, приобретают право на охрану личных неимущественных прав, обладателем которых был умерший автор. Право авторства, право на имя охраняются бессрочно.

Напротив, имущественные права на использование произведения могут свободно переходить к другим лицам на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров. В случаях, прямо указанных в законе, права на использование произведения изначально возникают не у их авторов, а у других лиц, в частности у работодателя (ст. 1295), изготовителя аудиовизуальных произведений (ст. 1263). Имущественные права носят срочный характер, так как период их действия ограничивается сроком жизни автора и 70 годами после его смерти (ст. 1281).

215983574">2.2 Личные неимущественные авторские права

Личные неимущественные права – это неотчуждаемые права. Они принадлежат автору независимо от имущественных прав, иначе – личные права связаны с духовной личностью автора. Как подчеркивали исследователи еще в начале 20 века: «Духовная близость и связь, какие существуют между автором и его произведением, между «детищем» искусства и творцом, и которые не исчезают во все время жизни автора, делают произведение неотчуждаемым и неотъемлемым личным достоянием автора»

Личные неимущественные права независимы от имущественных прав.

Как закрепляет ст. 6 bis (п. 1) Бернской конвенции по охране прав литературных и художественных произведений: Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

Итак, личные неимущественные права не имеют экономического содержания. Между тем, часть из личных прав автора напрямую связана с имущественным интересом. Так, например, имя автора со временем становится «брэндом», что обуславливает экономический успех произведения. Тесная связь личных и имущественных прав подтверждается и тем, что в случае нарушение личных прав, нарушаются его имущественные права. Так, например, нарушение права авторства, скажем путем публикации произведения под чужим авторством, нарушает имущественные права автора.

Рассмотрим личные неимущественные права автора в отношении его произведения (ст. 1265 ГК РФ). Это:

- право признаваться автором произведения (право авторства);

Как отмечают эксперты, «практическая реализация права авторства обычно выражается в праве автора требовать указания его имени при использовании произведения. Зачастую это воспринимается как сердцевина авторства»41" 41" title="">[41].

Еще раз подчеркнем, что это неотчуждаемое право. Соответственно автором произведения всегда должен выступать исключительно его творец. Между тем на практике часты случаи, когда произведение пишется одним человеком (группой лиц), а автором выступает совсем другое лицо (например, известный политик или публицист). Между тем, право авторства не может быть передано ни по устному, ни по письменному соглашению. Это означает, что автор произведения в любой момент может обратиться в суд о признании своего авторства и т.д.

- право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

Данное правомочие проистекает из права на авторство. Автор вправе требовать указания, как своего истинного имени, так и анонимно или под псевдонимом.

Авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо (исключения составляют случаи, предусмотренные п. 2 ст. 1267 и п. 2 ст. 1316 ГК).

Однако в определенных случаях данное право может быть или ограничено или представлять предмет соглашения между автором и издательством. Так, например, «ограничение использования определенного имени может быть установлено и при написании произведения на заказ»42" 42"[42].

На практике возможны соглашения, когда автор в течение определенного времени обязуется не раскрывать своего истинного имени и публиковаться исключительно под псевдонимом. На практике под единым псевдонимом могут работать и ряд авторов (известный пример псевдонима – Кузьма Прутков).

На наш взгляд спорным является право автора «в любой момент потребовать установления своего авторства или изменения авторского имени», если соглашением между автором и пользователем установлено иное. Так договором заказа может быть предусмотрено, что автор обязуется написать произведение под псевдонимом и передать исключительные права на произведение пользователю.

- право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

Обнародование произведения – осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом (ст. 1268 ГК РФ).

Отзыв произведения – предполагает отказ от обнародования. Исследователи говорят как о сохранении (еще не обнародованного произведения), так и о восстановлении (уже обнародованного произведения)43" 43"[43]. При этом такой отказ может быть совершен на любой стадии (до тех пор, пока произведение не было обнародовано). То есть, например, если был напечатан тираж книжной продукции, но еще не поступил в продажу, автор вправе отказаться от обнародования. При этом он будет обязан возместить пользователю, как убытки, так и упущенную выгоду (ст. 1269 ГК РФ).

- право на защиту произведения от внесения в его произведение изменений, сокращений или дополнений, снабжения произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями без согласия автора. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию автора, равно как и посягательства на такие действия (право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений, ст. 1266 ГК РФ).

Еще один вид личных прав автора указывается законодателем в ст. 1292 ГК РФ – право доступа. Последнее означает правомочие автор произведения изобразительного искусства требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

215983575">2.3 Имущественные авторские права

В соответствии с п. 1 ст. 1270 ГК РФ, автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе правообладатель может распоряжаться и исключительным правом на произведение.

Итак, во-первых, – это исключительные имущественные права. Само определение таких прав как «исключительные» говорит о том, что автору принадлежит исключительно все права по распоряжению произведением.

Как подчеркивают эксперты, это не только сближает авторские права с правом собственности, с патентным правом, с правом на товарные знаки, но и позволяет преодолеть широко распространенное в советской литературе мнение о том, что авторские права не носят исключительного характера, что, в конечном счете, сводило имущественные права автора к праву на получение вознаграждения44" 44"[44].

Во-вторых, правообладатель исключительных прав вправе использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Между тем «любая форма и способ» фактически ограничиваются законодателем перечнем правомочий перечисленных в п. 2 ст. 1270 ГК РФ.

В-третьих, «право на использование произведения есть ничто иное, как возможность авторов самим решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведениям и с их использованием»45" 45"[45].

Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

ü  воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

В соответствии с п. 2 ст. 1270 ГК РФ, воспроизведение произведения – изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях – одного или более экземпляров трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;

Законодатель указывает случаи, когда допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:

1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогич

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Авторское право: современное правовое регулирование". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 581

Другие дипломные работы по специальности "Государство и право":

Особенности квалификации оставления в опасности

Смотреть работу >>

Правовое регулирование эвтаназии в России и в зарубежных странах

Смотреть работу >>

Анализ нормы ст. 41 УК РФ об обоснованном риске с точки зрения теоретической обоснованности

Смотреть работу >>

Правовая защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Смотреть работу >>

Похищение человека: проблемы квалификации

Смотреть работу >>