Дипломная работа на тему "Авторское право и библиотеки"

ГлавнаяГосударство и право → Авторское право и библиотеки




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Авторское право и библиотеки":


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ ДО 1 ЯНВАРЯ 2008 г

РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

РАЗДЕЛ 3. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА АВТОРСКОГО И СМЕЖНЫХ ПРАВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Библиотеки является в России одним из наиболее распространенных и действенных социальных институтов, призванных предоставить каждому свободный доступ к отечественным и мировым информационным ресурсам. Во все времена общественным назначением библиотеки было формирование, сохранение собираемых в библиотечные фонды источников, информирование об их наличии и предоставление пользователям.

Но в процессе реализации своей миссии библиотекари сталкиваются с рядом взаимосвязанных правоотношений, среди которых: публичное право (право граждан на доступ к информации); частное право (право автора на защиту его произведения).

Ранее, когда информация воспроизводилась только на твердых носителях и не копировалась с помощью технических средств, такие правоотношения сосуществовали достаточно мирно: автор издавал произведение, читатель получал к нему доступ в библиотеке и т.д. Однако с развитием технологий у людей возникла потребность в получении информации в более полном объеме и в более сжатые сроки, что побудило библиотеки развивать новые технологии библиотечного дела. Сначала появилось репродуцирование произведений, затем произошла революция в области МБА - удаленные читатели стали обслуживаться с помощью электронной доставки документов. В результате публичное право стало конфликтовать с частным: читатели заинтересованы в получении информации наиболее мобильным способом, библиотеки заинтересованы в предоставлении читателю информации способом, наиболее удобным и для читателя, и для самой библиотеки, а автор заинтересован в соблюдении его личных и имущественных прав.

Интерес библиотек к законодательству об авторском праве связан с тем, что читатель, получая нужный ему документ в библиотеке (вне зависимости от его формы и носителя) должен быть уверен, что получает и использует его на законных основаниях, знать свои права на какие-либо действия с документом и обязанности перед библиотекой.

Должны знать права на использование хранящихся документов и библиотекари. Ибо только таким образом можно обеспечить гарантированно легальное использование всех документальных ресурсов.

Авторское право для библиотек — это право на определенные действия (распространение, воспроизведение, копирование и т. д.) по отношению к объектам права (произведениям — результатам творческой деятельности, зафиксированным на материальных носителях с реквизитами, позволяющими их идентифицировать) — обнародованным и введенным в общественное пользование произведениям.

Руководителям и специалистам библиотек в последние годы приходится сталкиваться с рядом проблем в сфере авторского права: обеспечение нормативно-правового обоснования организации и функционирования разнообразных информационных ресурсов и услуг; регулирование прав владельцев, собственников и пользователей электронными библиотечно-информационными ресурсами; решением вопросов авторского права, в основном касающихся доступа к информации в электронной форме; а так же недостаточным знанием, как российскими библиотекарями, так и российскими читателями, законов по защите авторских прав; отсутствие правовой культуры, заставляющей задумываться о необходимости соблюдения основных положений существующего законодательства.

Степень научной разработанности темы. Активное изучение законодательства об авторском праве в деятельности российских библиотек началось с середины 90-х гг. Проблемы его правоприменения начали активно обсуждаться библиотечной общественностью и находить отражение в профессиональной периодической печати. В мае 1996 г. на Международной конференция «Библиотеки, издательства и авторское право», а затем и в мае 1998 г. на Международном семинаре «Авторское право, библиотеки и издательства в век электронных коммуникаций» [11] впервые был поднят вопрос правоприменения норм законодательства авторского права в библиотечной практике. Впоследствии вопросы авторского права в контексте практической деятельности библиотек становились предметом обсуждения на различных по своей основной тематике конференциях и совещаниях, и прежде всего на тех, где рассматривались проблемы использования новых информационных технологий [10, 73, 87].

В 2000 г. Российской государственной библиотекой была создана межведомственная рабочая группа по проблеме «Доступность библиотечных фондов и авторское право». Ее основные задачи заключались в анализе отечественного и международного опыта в области авторского права с учетом интересов библиотек, экспертиза действующего законодательства, выработка предложений по обеспечению доступности документов в библиотеках с соблюдением авторских и имущественных прав владельцев. В составе рабочей группы изучением вопросов авторского права занимались следующие специалисты: А.Б. Антопольский, О.Ф. Бойкова, Н.О. Ерохина, Л.И. Подшибихин, Н.З. Стародубова, В. М. Хургин, а так же Я.Л. Шрайберг и другие.

А.Б. Антопольский отмечал необходимость разработки методического пособия для библиотек по правовым основам воспроизведения и предоставлению пользователям разнообразных информационных объектов, исходя из специфики охраны авторских прав электронных изданий [13, 14].

Проблемы авторского права и доступности библиотечных фондов в связи с использованием новых информационных технологий, созданием электронных библиотек, вопросы копирования, а так же вопросы защиты авторских прав сотрудников библиотек – составителей разнообразных библиографических пособий и методических рекомендаций, поднимает в своих статьях О. Ф. Бойкова [17 - 32].

Необходимость соблюдения интересов библиотек при копировании документов для восстановления библиотечных фондов, выдаче их по межбиблиотечному абонементу, доставке документов по электронным сетям отмечала Н.О. Ерохина [49].

Л.И. Подшибихин рассматривал проблемы приведения российского законодательства в области авторского права в соответствие с международными документами (Женевской и Берноской конвенциями). Им подчеркивалась необходимость введения в российское законодательство правовой нормы, разрешающей библиотекам и архивам репродуцировать особо ценные издания для создания цифровых копий, применять положение о копировании документов для обеспечения деятельности электронных библиотек [70, 71, 72].

Н.З. Стародубова анализировала опыт зарубежных библиотек в правоприменения норм авторского права [78, 79].

Проблемы полноты и доступности предоставляемой библиотеками информации, связанные с авторскими правами рассматривал В.М. Хургин [84].

Вопросы открытого доступа к информационных ресурсов, а так же вопросы соблюдения авторских прав при работе с электронными документами, базами данных рассматривал Я.Л. Шрайберг [86, 87, 88].

Объектом исследования является авторское право.

Предметом исследования является авторское право в библиотечной деятельности.

Цель дипломной работы проанализировать правоприменительную практику норм законодательства об авторском праве в библиотеке.

Данная цель обуславливает решение следующих задач:

- рассмотреть законодательство об авторском праве до 2008 г.;

         - рассмотреть новые нормы законодательства об авторском и смежных правах и их влияние на деятельность библиотек;

         - проанализировать правоприменительную практику Белгородской государственной универсальной научной библиотеки (БГУНБ).

Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме исследования, обобщение и систематизация полученных данных, контент-анализ, синтез, интервьюирование сотрудников библиотеки, наблюдение.

Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение и приложение.

В первой главе «Законодательство об авторском праве до 1 января 2008 г.» рассматривается история развития авторского права, первые известные в этой сфере документы, состояние законодательства в советские годы. Субъекты и объекты авторского права. А так же нормы Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» в редакции от 20.07.2004 г.

Во второй главе «Современное законодательство в сфере авторских прав» рассматривается новое законодательство, регламентирующее вопросы авторского права, анализируется его нововведения, а так же влияние этих нововведений на деятельность библиотек.

В третьей главе «Правоприменительная практика авторского и смежных прав в Белгородской государственной универсальной научной библиотеке» рассматривается изменения, произошедшие в библиотеке после принятия нового законодательства в сфере авторского права, реакция пользователей на нововведения, а так же соответствие деятельности БГУНБ новым правовым нормам.

Библиографический список состоит из 88 библиографических записей.


ГЛАВА I. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ ДО 1 ЯНВАРЯ 2008 г.

Понятие авторского права можно рассматривать в двух смыслах: в субъективном и объективном. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном же смысле авторское право - это неимущественные и имущественные права конкретных лиц, создавших конкретные произведения литературы, науки и искусства [64, с. 34].
Авторское право является подотраслью гражданского права и регулирует правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, воспроизведением, копированием и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности [35].
Главным действующим лицом авторского права является автор. Автором же признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. А также лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.

Развитие авторского права началось с появлением книгоиздательского дела. Так до 1816 г. в России правоотношения авторов и издателей не являлись предметом регулирования. И отсутствие каких бы то ни было правовых норм, обеспечивающих интересы авторов, неизбежно приводило к полному произволу издателей. Когда, например, А.С. Пушкин готовил новое издание «Кавказского пленника», некий Естафий Ольдекоп получил от цензурного комитета разрешение на выпуск «Кавказского пленника» с приложением немецкого перевода. По просьбе А.С. Пушкина его отец, С.Л. Пушкин, заявил протест против такого разрешения и подал в цензурный комитет жалобу о том, чтобы никакие сочинения сына не печатались без письменного позволения самого автора. В ответ цензурный комитет сослался на отсутствие такого законодательного положения, которое обязывало бы рассматривать права на произведение. Участившиеся в первой четверти ХIХ века случаи явного мошенничества со стороны отдельных издателей, в частности, сознательное введение публики в заблуждение относительно авторов распространяемых книг, вынудили правительство принять соответствующие меры. В 1816 г. Министерством народного просвещения было издано распоряжение о том, чтобы при представлении рукописей на цензуру к ним прилагались доказательства прав издателя на подачу рукописи к напечатанию. Таким образом, с появлением указанного распоряжения вопрос о правах издателя впервые ставился в зависимость от авторского права создателя произведения.

Однако первый прогрессивный в России законодательный акт, касающийся вопросов авторского права, появился 22 апреля 1828 г. Это был Цензурный Устав, который содержал специальную главу «О сочинителях и издателях книг». По данному закону сочинитель или переводчик книги (закон касался только литературных произведений) имел исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием и его продажей по своему усмотрению. При этом срок авторского права устанавливался в 25 лет со дня смерти автора, после чего произведение становилось «собственностью публики» [51, с.18-19].

Первым же законом об авторском праве считается акт, изданный ранее в Англии в 1710 г. во времена королевы Анны, что нашло отражение в его названии – «Статут королевы Анны». Этот законодательный акт впервые закрепил личное право автора на охрану опубликованного произведения от неразрешенного использования другими. Автору было предоставлено исключительное право разрешать переиздание и копирование своего произведения в течение ограниченного времени, определенного законом. Охранялись, согласно «Статуту королевы Анны», только книги. Охрана, предоставленная Статутом, была обусловлена рядом формальностей, а именно: регистрацией авторами произведений под своим собственным именем и депонированием девяти экземпляров произведения для университетов и библиотек.

В числе стран, где ухе в XVIII в. были приняты первые законы или декреты об авторском праве, можно назвать также Францию, США, Германию, Данию, Норвегию, Испанию. К началу XIX в. многие государства приняли национальные законы об авторском праве, которые впоследствии пересматривались и изменялись под влиянием новых технических средств и технологических достижений [39, с. 145].

Вернемся в Россию. Через два года после принятия Цензурного Устава, в 1830 году было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило существовавшие правила, решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т. д.

В дальнейшем законодательство пошло по пути расширения авторских правомочий, признаваемых законом. В 1845 г. авторство было признано на музыкальную, а в 1848 г. – и на художественную собственность. С 1857 года срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет, что по существу опережало соответствующие законодательные нормы ряда стран Европы [51, с. 20].

Первый специальный закон в сфере авторского права в России был принят 20 марта 1911 г. и назывался «Положение об авторском праве». Оно содержало Общую часть, в которой раскрывались основные понятия – круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты, а так же отдельные главы посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения [64, с. 36].

После Октябрьской революции в 1917 г. Положение об авторском праве 1911 г. было отменено. Кроме того, был принят ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства.

С середины 20-х годов вплоть до 1962 г важную роль в регулировании отношений в области авторского права играли Основы авторского права 1925 и 1928 гг., а также Закон РСФСР «Об авторском праве» 1928 г., одной из особенностей которого являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли, а так же то, что устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР.

Совершенно новый этап развития советского авторского права начался с внесения изменений в 1973 г. в Основы гражданского законодательства, а в 1974 г. - в ГК РСФСР и в гражданские кодексы других союзных республик. Эти изменения были связаны с тем, что СССР присоединился с 27 мая 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве, а потому потребовалось увеличить срок охраны авторских прав (до 25 лет, считая с года смерти автора), ввести охрану права на перевод, несколько сузить сферу свободного использования произведений.

В СССР было создано Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), которое не только являлось посредником при заключении договоров о приобретении прав иностранных авторов для использования в СССР и о продаже за рубеж прав советских авторов, но и занималось сбором и распределением авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений в СССР, а также общими вопросами защиты авторских прав в СССР [51, с. 41-42].

В 80 гг. законодательство об авторском праве было представлено Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, типовыми авторскими договорами, разделами «Авторское право», содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик, многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре. Это законодательство было излишне зарегламентировано и содержало значительные изъятия из сферы авторских прав. Вместе с тем, оно неплохо обслуживало административно-командную систему, существовавшую в СССР.

К началу 90-х гг. в Российской Федерации начинается постепенная смена законодательства. Так 3 августа 1992 года на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Раздел IV Основ («Авторское право»), предусматривал новую регламентацию авторских прав, а также вводил правовую охрану смежных прав. Однако он действовал на территории России недолго, всего один год. С 3 августа 1993 г. вступил в силу Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», который приобрел ключевое отраслевое значение. Указанный Закон состоял из 5 разделов: общие положения, авторское право, смежные права, коллективное управление имущественными правами, защита авторских и смежных прав [68]. Позже в закон вносились поправки. Последние изменения Закон претерпел в 2004 г.

Рассмотрим более подробно данный Закон, так как он лег в основу современного законодательства в сфере авторских и смежных прав.

Начнем с того, что авторские права на произведения науки, литературы и искусства возникают в силу факта их создания (ст. 6) Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или какого-то другого специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Как следует из ст. 6, п. 1 Закона, произведение – это результат творческой деятельности. Творческая деятельность есть мыслительный процесс создания нового, ранее неизвестного, оригинального.

Творческая деятельность дает не материальный, а идеальный, интеллектуальный результат, поэтому само произведение является не материальным, а интеллектуальным объектом.

Вместе с тем, охрана по авторскому праву возникает лишь с того момента, когда этот идеальный результат будет выражен в какой-либо объективной (материальной) форме. Наиболее типичные формы выражения произведений указаны в ст. 6 п. 2 закона. Это следующие формы существования произведений:

- письменная (рукопись, машинопись и т, д.);

- устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.);

- звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т, д.);

- изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т, п.);

- объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т. д.);

- другие формы.

Эта же статья свидетельствует, что авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. В том случае, если будет осуществлена передача права собственности на материальный объект или права владения на материальный объект передачи каких-либо авторских прав может и не произойти.

Законодательство предоставляет перечень произведений, которые могут быть объектами авторского права (ст. 7, п. 1):

- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

- хореографические произведения и пантомимы;

- музыкальные произведения с текстом или без текста;

- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;

- другие произведения.

Говоря об объектах авторского права, необходимо указать на возможность различной «природы» их создания, в соответствии со ст. 7, п. 3 Закона произведения могут быть самостоятельными и несамостоятельными, это зависит от того, были ли при создании произведения использованы какие-либо другие произведения (не всегда - других авторов). Произведение считается самостоятельным в том случае, если его форма - оригинальна, а содержание (полностью или частично) - заимствовано.

К объектам авторского права закон относит производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры и другие переработки произведений науки, литературы искусства) и сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда. Законом установлено, что производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают (ст. 7, п. 3). Эти документально-информационные формы выражения других, ранее изданных произведений, являются производными произведениями, если в них использованы элементы формы этих других произведений. Однако краткие аннотации, рефераты, резюме, обзоры часто бывают самостоятельными по форме, и тогда они не являются производными (зависимыми) произведениями.

Таким образом, вся интеллектуальная продукция библиотеки (в том числе, каталоги и картотеки на различных носителях информации, библиографические указатели, аннотированные списки литературы, текстовые обзоры, рефераты, научно-практические пособия, сценарии праздников, вечеров и т. п.) логически вписываются в основные формулировки закона.

Как уже отмечалось, для возникновения авторского права регистрации не требуется, однако для оповещения о существовании исключительных авторских прав их обладатель (автор или иной законный владелец авторского права) вправе испрашивать специальный знак охраны авторского права, этот знак помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов (ст. 9, п. 1):

- латинской буквы «C», в окружности;

- имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

- года первой публикации произведения,

В соответствии со ст.6, п. 4 авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

По российскому законодательству не все произведения охраняются авторским правом. Не получают охраны следующие объекты (ст. 8):

- официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

- произведения народного творчества;

- сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер.

Официальные документы не охраняются авторским правом с даты вступления в силу (а зачастую и с даты их принятия), что объясняется масштабностью их использования.

Произведения народного творчества не являются объектом авторского права ввиду отсутствия субъекта права. Сообщения информационного характера в основной своей массе не являются результатом творческой деятельности, т, е. не оригинальны.

Не охраняются законом также произведения, срок действия авторского права на которые истек (ст. 27).

Помимо этого в Российской Федерации не охраняются произведения автора страны, не участвующей во Всемирной (Женевской) конвенции по авторскому праву и не заключившей о Россией двустороннего соглашения в отношении охраны объектов авторского права, при условии опубликования произведения в этой стране. Кроме того, учитывая, что Всемирная (Женевская) конвенция по авторскому праву вступила в СССР в силу 27 мая 1973 года, в Российской Федерации не охраняются опубликованные до этой даты произведения автора, являющегося гражданином страны, участвующей во Всемирной конвенции, или произведения, опубликованные после этой даты, но до присоединения той или иной страны к Конвенции.

Субъекты (носители) авторских прав подразделяются на первоначальные и производные.

Автор произведения, физическое лицо, интеллектуальным трудом которого оно создано, является главным субъектом авторского права.

В соответствии с Законом у юридических лиц (в том числе библиотек) может возникнешь право только на часть авторских прав (право на использование), что свидетельствует о производном статусе этих владельцев авторских прав [24, с. 199].

Рассматривая вопрос о субъектах авторского права, необходимо кратко остановиться на вопросах соавторства, а также авторах несамостоятельных и служебных произведений, поскольку именно эти случаи наиболее часто встречаются в практике работы российских библиотек.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно. При этом не имеет значения, является ли произведение целостным (неделимым) или оно состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, Закон установил, что часть произведения может быть использована независимо от других частей произведения (ст. 10).

Самостоятельная часть произведения может использоваться создавшим ее автором по своему усмотрению, если иное не было предусмотрено соглашением между ними.

В случае если произведение является неделимым, право на его использование принадлежит соавторам совместно. Закон содержит указание на возможность заключения соглашения между соавторами, которое будет регулировать отношения по использованию произведения, включая распределение вознаграждения. Закон содержит обязательное условие совместного использования – «если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения» (ст. 10, п. 2).

В соответствии со ст. 11, п. 1 авторское право на осуществленный подбор или расположение материалов, представляющих результат творческого труда, принадлежит автору сборника (составителю). При этом составитель обязан соблюдать права авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. В свою очередь авторы включенных произведений, вправе использовать свои произведения независимо от составного произведения, если авторским договором не предусмотрено иное.

При этом в законодательстве отмечается, что авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.

Переводчикам и авторам других производных произведений принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, переделку, аранжировку или другую переработку. Указанные субъекты пользуются авторским правом на созданные ими произведения при условии соблюдения ими прав авторов произведений, подвергшихся переводу, переделке и другой переработке (ст. 12, п. 1).

Авторское право переводчиков и авторов других производных произведений не препятствует другим лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений (ст. 12, п. 2).

В библиотеках очень многие произведения (библиографические указатели, списки литературы, обзоры, рецензии, методические рекомендации, сборники научных трудов, научно-практические пособия, монографии, аннотации, рефераты, резюме) создаются работниками в процессе выполнения ими своих служебных (трудовых) обязанностей. Такие произведения, созданные автором в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя считаются служебными произведениям. Они находятся в особом правовом режиме (ст. 14).

Основная особенность этого правового режима состоит в том, что исключительные права на использование служебного произведения переходят к работодателю, т. е, библиотеке, если договором между автором и работодателем не установлено иного. Автор cохраняет за собой лишь личные неимущественные права, да и то не все, поскольку к работодателю переходит и право на опубликование произведения (т. е. библиотека решает: готово ли произведение для того, чтобы его издать).

Отсюда следует, что если нет особого договора (заключение такого договора не является обязательным), то исключительное право на использование произведения, причем в полном объеме и на весь срок действия, по закону переходит к работодателю, т. е. к библиотеке.

Обратим внимание на тот факт, что если автор не состоит с библиотекой в трудовых отношениях, то созданное им для этой библиотеки произведение не может в принципе считаться служебным.

Трудовыми называют отношения, в которых работник (автор) подчиняется внутреннему трудовому распорядку, вливается в трудовой коллектив, получает не авторское вознаграждение за созданный результат, а заработную плату за свой труд, за сам процесс труда. То, что организация ведет трудовую книжку, оплачивает отпуск, несомненно, свидетельствует о трудовом характере договора. Отметим также, что работа бывает и по совместительству, без ведения трудовой книжки.

По совокупности приведенных выше признаков можно отделить трудовой договор от авторского договора, при этом следует учитывать, что служебные произведения могут появляться только в рамках трудового договора.

Поскольку служебное - это такое произведение, которое создается автором в соответствии с конкретным или общим заданием, полученным по трудовому договору, то произведения, созданные автором сверх норм отработки, хотя бы в рабочее время и с использованием служебных материалов, не считаются служебными произведениями.

Договор также может предусматривать обязанность работодателя (библиотеки) выплачивать вознаграждение за использование им служебного произведения, возврат автору права на использование через определенный срок (например, через 3-5 лет после сдачи произведения) и другие права (ст. 14, п.2).

Работодатель может передать по авторскому договору полученные им по закону права на использование служебного произведения любому лицу (ст. 30). При этом, безусловно, должны быть выполнены обязательства работодателя по отношению к автору служебного произведения, зафиксированные, например, в договоре о выплате авторского вознаграждения за использование произведения.

Законом за работодателем закреплено право указывать свое наименование либо требовать такого указания при любом использовании служебного произведения (ст.14, п.2).

Законом установлено, что нормы, регламентирующие статус «служебных» произведений, не распространяются на созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники, научные труды, газеты и другие периодические издания (ст. 14, п.4).

Как уже говорилось выше, исключительные права на использование таких составных произведений принадлежат издателю. При этом авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.

Среди имущественных прав в отношении авторского произведения зафиксировано право на его свободное использование в любой форме и любым способом, в том числе, распространение экземпляров произведений, продажа, сдача в прокат и т, д.; сообщение произведения, включая показ, исполнение или передачу для всеобщего сведения в эфир, по проводам или с помощью иных аналогичных средств; перевод произведения, переделка, аранжировка или, другие способы его переработки; использование произведения путем репродуцирования, воспроизведение базы данных, программы для ЭВМ; цитирование в оригинале и в переводе; использование правомерно обнародованного произведения и отрывков из него и т. д. (cт. 16).

Всего в законе перечислено 18 случаев свободного использования произведений. Многие из них имеют очень узкую сферу применения, поэтому не будем на них останавливаться. Обратим внимание только на основные случаи свободного использования произведений, широко применяемые в библиотеках.

В различных изданиях библиотек (аннотированных списках и обзорах литературы, рекомендательных библиографических указателях, сценариях, памятках) большое распространение получил такой случай свободного использования произведений или отрывков из него, как цитирование, включение отрывков, фрагментов из произведений других авторов. В связи с этим для работников библиотек, занимающихся подготовкой и составлением таких изданий, особое значение имеет положение ст. 19 Закона, касающегося цитирования. Рассмотрим их подробнее.

Цитирование допускается без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения (ст. 19, п. 1). Цитирование разрешается как в оригинале, так и в переводе. Оно допускается лишь в научных, исследовательских, политических и информационных целях. Цитата может быть взята лишь из обнародованного произведения. Объем цитаты определяется целью цитирования, т, е. цитата не должна быть неопределенно большой.

В музыковедческой литературе допустимо включение нотных цитат.

Интересен такой случай свободного использования, как использование произведения или отрывка из него в качестве иллюстративного материла. Законодательство делает акцент на учебном характере произведений, использующих иллюстрации. Их вид не имеет значения - это могут быть издания, радио- и телепередачи, звуко- и видеозаписи (ст. 19, п. 2).

Значительный интерес для библиотечных работников, занимающихся составлением библиографических обзоров по определенным проблемам, темам, направлениям, в которых наряду с авторским текстом приводятся цитаты из произведений или отрывки из них, представляет знакомство с положениями закона, касающимися свободного использования произведений или отрывков из них в обзорах печати.

В соответствии со ст. 19, п. 1 Закона обзор печати - это составное произведение, включающее отрывки из других произведений. Если эти отрывки взяты из газетных или журнальных статей и имена их авторов, а также источники заимствования указаны в обзоре, то их использование может осуществляться свободно. Возможен и перевод этих отрывков на тот язык, на котором составлен обзор.

Если обзор печати, кроме указанных отрывков из произведений других лиц, включает оригинальный авторский материал, то этот случай свободного использования аналогичен цитированию, подходит под норму цитирования. Но, если обзор печати состоит из одних отрывков, то это не цитирование, а воспроизведение в обзоре печати.

Большой интерес для значительного числа библиотек представляет использование произведений путем репродуцирования.

Определение понятия репродуцирования приведено в ст. 4 Закона, Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств (например, ксерокопирование), иных, чем издание. Статьей определено, что воспроизведение может быть осущёствлено в любой форме или в размере в количестве одного или более экземпляров. Приведенное в законе определение содержит уточнение, которое необходимо принимать во внимание при установлении факта использования произведения тем или иным способом. Репродуцирование или, как сказано в законодательстве, репрографическое воспроизведение, не включает в себя хранение или воспроизведение копий в электронной (включая цифровую), оптической или машиночитаемой форме.

Так же, как и в вышеописанных случаях «свободного» использования, такое использование допускается без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Многие российские библиотеки широко используют в практике своей работы ксерокопирование произведений и их фрагментов как по запросам своих читателей, так и для собственных нужд, в связи с этим особое значение приобретают положения, сформулированные в ст. 20, п. 2 Закона, в соответствии с которыми допускается свободное репродуцирование, осуществляемое библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях.

Библиотекам также дано льготное право безвозмездного использования произведений печати путем репродуцирования для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления аналогичных материалов другим библиотекам.

Объектами репродуцирования могут быть: 1) отдельные статьи и иные малообъемные произведения, опубликованные в сборниках, газетах, журналах и других периодических изданиях; 2) короткие отрывки из опубликованных письменных произведений (в том числе с иллюстрациями). В первом случае объектом репродуцирования может быть произведение целиком, а во втором - лишь часть произведения.

Те же произведения могут быть репродуцированы образовательными учреждениями для аудиторных занятий (ст. 20, п. 3). Но при этом речь идет об изготовлении не одной копии, а некоторого числа копий (по количеству учащихся). Образовательное учреждение может лишь само, либо через свои структурные подразделения, в частности и через библиотеки (вузовскую, школьную, техникума или лицея и т. п.), изготавливать необходимые копии, а не заказывать их у различных организаций.

Четко проработаны в законе так называемые смежные права, (раздел III), что позволяет библиотекам полномасштабно использовать фонды аудиовизуальных (кино-, фото-, фоно-, аудио-, видео- и др.) носителей информации, легализовать деятельность фонотек, видеотек и медиотек в структуре библиотечно-инфрмационных учреждений. Так, допускается без согласия исполнителя, производителя фонограммы и без выплаты вознаграждения использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, воспроизведение фонограмм в целях обучения и научного исследования, цитирование в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю в информационных целях (ст. 42).

В отличие от права собственности на материальные предметы, действие которого никаким сроком не ограничено, авторское право является срочным правом. Оно действует в течение сроков, указанных в ст. 27 , п. 1 , после чего авторское право прекращается и произведение становится неохраняемым (ст. 28, п. 1), т. е. оно переходит в общественное достояние.

Общий срок охраны авторского права начинается со времени создания произведения, продолжает действовать в течение всей жизни автора и прекращается через 70 лет после его смерти. При исчислении этих 70 лет отсчет ведется от 1 января года, следующего за годом смерти автора. Таким образом, срок действия авторского права истекает 31 декабря соответствующего года.

Правило о таком исчислении срока применяется к произведениям, которые были обнародованы в течение жизни автора, если при этом личность автора таких произведений прямо обозначена или не вызывает сомнений.

Если произведение обнародовано анонимно или под псевдонимом и личность автора неизвестна широкому кругу лиц, то срок его охраны истекает через 70 лет (также исчисляющихся с 1 января года, следующего за годом обнародования) с даты обнародования. Вместе с тем законодательством установлено, что в случае раскрытия автором своей личности или в силу каких-либо обстоятельств личность автора более не оставляет сомнений, срок действия авторского права будет определяться по общему описанному выше правилу.

Произведения, обнародованные после смерти автора, получают льготный правовой режим. Они охраняются в течение 70 календарных лет, следующих за годом обнародования. При этом не имеет значения, когда именно умер автор.

Эти положения Закона являются общими для всех произведений, в том числе и созданных в библиотеках.

В связи с тем, что в библиотеках многие произведения создаются в соавторстве, обратим внимание на положение ст. 50, в соответствии с которой авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

В соответствии с Законом автороте права на интеллектуальную продукцию библиотеки, также как и других организаций, подлежат охране и защите, поэтому знакомство библиотечных работников с основными нарушениями авторских прав и мерами их защиты вполне закономерно.

Любые действия, противоречащие нормам закона, являются нарушением авторского права. За нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 48, п. 1).

Нарушением авторских и смежных прав являются любые действия, противоречащие нормам закона, а экземпляры произведения, которые изготовлены или используются в нарушение закона, называются контрафактными экземплярами (ст. 48, п. 3).

Самые распространенные нарушения авторских и смежных прав связаны с имущественными правами на использование. Это производимое без согласия правообладателя издание произведения, распространение экземпляров произведения, запись произведения, показ кинофильма или видеофильма, в том числе по телевидению, по кабельной сети и т. п.

В таких случаях следует, прежде всего, добиваться того, чтобы нарушитель прекратил совершать действия, нарушающие права (например, прекратил изготовление тиража книги). Запрет совершения таких действий может быть вынесен судом (арбитражным судом) или единолично судьей до рассмотрения дела по существу (cт. 50, п. 1).

Другая мера защиты - наложение ареста на контрафактные экземпляры, а также на материалы и оборудование, служащие для их изготовления. Эта мера также может быть осуществлена предварительно, до рассмотрения спора по существу. Решение по этому вопросу может быть вынесено либо судом (арбитражным судом), либо единолично судьей (ст. 50, п. 2).

Закон содержит перечень мер, которые могут быть применимы в целях защиты нарушенных авторских прав.

Правообладатель вправе потребовать также признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; возмещения убытков, включая упущенную выгоду; взыскания доходов, полученных нарушителем вследствие нарушения авторских прав. Эта мера может быть использована взамен возмещения убытков; выплаты компенсации в сумме от 10 до 5000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством Российской Федерации. Конкретный размер компенсации устанавливается судом (ст. 49, пп. 2,3).

Рассмотрев историю развития законодательства об авторском праве на протяжении последних столетий, можно сказать, что история развития авторского права – это поиск разумного баланса интересов между автором и обществом, это ряд попыток сбалансировать потребности общества в свободном потоке идей и значений с заинтересованностью автора в справедливом вознаграждении за творческий труд. И Закон «Об авторском и смежных правах» был немаловажной вехой в развитии авторского права. Он позволил Российской Федерации создать современную, на тот момент, систему правовой охраны авторского права, гармонизировать соответствующее законодательство на международном уровне, включиться в информационный и технологический обмен. Но время идет, меняется мир, меняются отношения, появляются новые технологии, и соответственно, происходят изменения в законодательстве.


ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

С 1 января 2008 года вступила в действие IV часть Гражданского кодекса РФ, которая отражает все основные современные тенденции в сфере интеллектуальной собственности и вносит существенные изменения в деятельность библиотек.

Часть IV Гражданского кодекса РФ состоит из одного раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» (9 глав, 327 статей), который объединяет и систематизирует законодательство РФ в области правовой охраны интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Каждая глава раздела устанавливает специфические особенности, касающиеся прав на результаты интеллектуальной деятельности (авторское право, права, смежные с авторскими, патентное право, право на селекционные достижения, право на топологию интегральных микросхем, право на секрет производства (ноу-хау) и средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии) [2].

Часть IV Гражданского кодекса РФ основана на концепции полной кодификации действующего гражданского законодательства об интеллектуальной собственности. Включает положения всех специальных законов в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. В связи с этим признаются утратившими силу с 1 января 2008 года целый ряд законов: РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 года № 5351-1, Патентный закон от 23.09.1992 года № 3517-1, «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.09.1992 года № 3523-1, «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 года № 3520-1 и др.

Кроме того, с 1 января 2008 года признаются не действующими на территории РФ "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик» от 31.05.1991 года № 2211-1, в которых был раздел IV «Авторское право» [5].

Новые нормы права, включенные в часть IV Гражданского кодекса РФ, с одной стороны, направлены на инновационное развитие интеллектуальной собственности, отражают не только правовые положения экономического и интеллектуального развития российского законодательства, но и учитывают правовые аспекты международного права. С другой стороны, содержат жесткие правила защиты интеллектуальной собственности, строго регулирующие деятельность российских библиотек по использованию информационных ресурсов на электронных носителях и свободному доступу к ним в электронной среде. Предусмотрены серьезные санкции за нарушение авторских прав, в частности допускается возможность ликвидации юридического лица, в том числе библиотеки, на основе решения суда (ст. 1253). Так же допускается возможность предъявления требований о публикации решения суда о допущенном нарушении прав, причем даже при отсутствии вины правонарушителя (ст. 1250).

Новыми являются и положения Кодекса об ответственности за нарушение смежных прав. В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ (ст. 1250, 1252, 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

- в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

- в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта [60].

В соответствии с новым законом объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. В данном случае по сравнению с формулировками статьи 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» законодательство фактически не претерпело существенных изменений.

Стоит отметить, что в статье 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» более подробно детализировались формы выражения произведений. Так, в частности, под письменной формой понималась рукопись, машинопись, нотная запись и т.д. Кроме того, сам список форм выражения произведений был открытым и предусматривал (с расчетом на научно-технический прогресс человечества) и «другие формы» выражения произведений. Редакция ч. 4 ГК РФ исключает такую возможность и, по сути, предусматривает закрытий перечень форм выражения произведений (cт. 1259).

Статья 1298 ГК РФ в качестве особого, не известного ранее действовавшему законодательству объекта авторского права предусматривает произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту. Так, исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию. Если в соответствии с государственным или муниципальным контрактом исключительное право на произведение науки, литературы или искусства принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, исполнитель обязан путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию. При этом исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц (cт. 1298).

Опыта создания произведений науки, литературы и искусства на основе государственного и муниципального заказа в библиотеках пока не имеется. Тем не менее, поступают заказы на проведение различных культурно-просветительных и образовательных мероприятий, организацию книжных выставок и тому подобное от исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. Это требует написания сценариев, программ проведения мероприятий, составления каталогов книжных выставок, библиографических указателей и других произведений. И в соответствии со ст. 1298 Части IV ГК РФ для выполнения таких работ в библиотеке необходимо заключать государственный или муниципальный контракт [21, с. 58].

Что же касается норм свободного использования произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях, они прописаны в статье 1273, в которой сказано: «допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения». Как видно ее нормы не отличаются от норм, существовавших до 1 января 2008 г.

Важным пунктом, существенно повлиявшим на деятельность библиотек, является п. 2 статьи 1274, который гласит: «В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме».

Таким образом, современное законодательство сужает права пользователя библиотеки в тех случаях, когда предоставляемое читателю произведение существует в цифровой форме. При этом на библиотеки накладывается обязанность отслеживать использование электронного произведения и обеспечивать невозможность его копирования [46, с. 13-14].

Данная норма устанавливает запрет на свободное изготовление электронных цифровых копий произведения, его сканирование и оцифровку. Это положение распространяется на произведения, являющиеся охраняемыми объектами авторских прав

Следует также прокомментировать тот факт, что копирование фрагментов официальных документов государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе законов, других правовых актов, решений судов, иных материалов законодательного, административного и судебного характера, официальных документов международных организаций, а также их официальных переводов, содержащихся в правовых системах «Консультант Плюс», «Гарант» и других, произведений фольклора, народного творчества возможно, поскольку они не являются объектами авторского права (ст. 1259 п. 6).

Библиотека, соблюдая эти положения Гражданского кодекса РФ; очевидно, может предоставлять во временное безвозмездное пользование экземпляры произведений, которые выражены в электронной форме, только в помещении библиотеки, то есть в читальном заме. Это могут быть экземпляры лицензионных электронных изданий на DVD, СД-ROM, находящиеся на постоянном хранении в библиотеке, а также полученные библиотекой в порядке взаимного использования информационных ресурсов [27, с. 35].

Пункт 2 статьи 1274 ГК запрещает создание копий дисков, которых теперь становится все больше у библиотек в таких новых структурах, как медиатеки. Именно там хранятся и используются аудио- и видеозаписи художественных, музыкальных произведений, которые существуют в цифровой форме и записаны на физические носители. Эти диски созданы коммерческими структурами, распространяются через торговые сети, и авторы получают доход от продажи лицензионных дисков. Покупая такие диски, библиотека не имеет права их самостоятельно распространять, т. е. позволять копировать, чтобы не наносить ущерба материальным интересам правообладателя.

Так же в связи с данной нормой среди библиотекарей-практиков распространено убеждение, что копирование информации из сети Интернет запрещено. В некоторых библиотеках даже закрывают записывающие дисководы на компьютерах для пользователей. Однако в глобальной сети есть масса источников, которые являются общественным достоянием. Ограничения на копирование таких материалов в учебных и исследовательских целях ничем не обоснованы, кроме как неправильным пониманием библиотекарями законодательства. Возможность копирования информации в учебных и научных целях чрезвычайно важна. Так как человеческий мозг не в состоянии после прочтения запоминать мегабайты научной информации. И студенту, и ученому необходимо возвращаться к прочитанному, переосмысливать изучаемый материал, поэтому он должен иметь возможность его копировать (если это специально не запрещено правообладателем).

При записи произведения из сети Интернет читатель, возможно, создает экземпляр произведения на своем диске, но делает это в личных целях. А ст. 1273 ГК гласит: «Допускается без согласия автора и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения». В ГК нет статей, запрещающих свободное использование сети Интернет [50, с.11].

Конечно, не следует ударяться и в другую крайность, полагая, что все размещенные в Интернет материалы, находятся в общественном достоянии, или «свободно» доступны. Ошибочно думать, что поскольку документ свободен для просмотра, он так же свободен для использования. Материалы, опубликованные в Интернет, защищены авторским правом и их нельзя воспроизводить без разрешения, разве что на сайте имеется специальное заявление.

Одна веб-страница может содержать множество различных видов авторских прав, например, текстовая статья защищается как литературное произведение; графика, диаграммы и фотографии - как художественные произведения; звуковое сопровождение – как музыкальное произведение; HTML-кодирование и метаданные – как литературная работа. И каждая из этих составных частей веб-сайта защищена [54, с. 119-120].

В отношении электронных хранилищ библиотек. Они не находятся под запретом. При их организации главное разумно применять закон. У библиотеки имеются, по крайней мере, три источника комплектования своего собственного электронного хранилища: издания, на которые истек срок охраны авторского права и они перешли в общественное достояние, издания, на которые с правообладателями заключены договоры и самый перспективный источник - журналы и депозитарии открытого доступа [50, с. 12].

К объектам авторского права, как уже отмечалось выше, относится также и информация на нетрадиционных носителях (аудио- и видеоматериалы; компакт-диски; все виды программ для ЭВМ, включая электронные варианты литературных произведений и др.). При их библиотекарям следует учитывать, что в соответствии ГК РФ продавцы программного обеспечения, компакт-дисков, аудио-, видеоматериалов вправе распространять их только на основании договора с правообладателями, заключенного в письменном виде, где оговариваются их права на дальнейшее использование. При работе библиотек с данными фирмами или физическими лицами, библиотеки должны убедиться в наличии подобной лицензии. Более того, если при покупке продуктов библиотека выступает как юридическое лицо, она должна заключать с продавцом соответствующие соглашения, где оговариваются дальнейшие права на использование [82].

Применительно к массовым пользователям (а библиотека часто выступает и в такой роли) допускается особый порядок заключения договора: путем изложения его типовых условий на передаваемых экземплярах. Речь идет об особом виде авторского договора, так называемой «оберточной» лицензии. И здесь необходимо обратить внимание библиотек на необходимость знакомства с условиями этого договора и их выполнением, что особенно важно при определении перечня видов работ библиотек с этими носителями. Оберточная лицензия, обычно, не дает покупателю широких прав на дальнейшее использование.

Нормы ГК РФ так же затрагиваю вопросы организации работы библиотек с нетрадиционными носителями. Необходимо помнить, что без заключения лицензионного соглашения с правообладателем (изготовителем или распространителем) некоторые варианты использования объектов авторских прав являются нарушением законодательства, так как законом не предусматривается поправки (исключения), дающие библиотекам определенные права в этом плане (исключением является изготовление библиотеками в единственном экземпляре страховой копии или копии взамен утерянной и репродуцирование при посредничестве библиотек для учебных и исследовательских целей отдельных статей и других малообъемных материалов) (ст. 1275).

Некоторые библиотеки изготавливают копии видеоматериалов аудиоматериалов в качестве страховых (в законодательстве сделано исключение на воспроизведение фонограммы для учебных и научных целей) (ст. 1274). Надо отметить, что практически во всех приобретаемых кассетах в оберточных лицензиях оговаривается запрет на снятие копий. Это, безусловно, ограничивает перечень услуг, которые библиотеки могли бы предлагать своим читателям. В некоторых библиотеках, например, предполагалась такая услуга, как перезапись имеющихся в фондах грампластинок на аудиокассеты и выдача этих материалов на дом (грампластинки с уникальными записями на дом не выдаются), а также изготовление высококачественных копий аудиокассет и видеоматериалов, имеющихся в библиотеке, и также их выдача на дом. Такая услуга может осуществляться при наличии соответствующей лицензии. Еще одна немаловажная деталь — выдавая аудио-, видеоматериалы и компакт-диски на дом, библиотеки не ставят читателям никаких ограничений (помимо сроков), связанных с условиями их дальнейшего использования в соответствии с законодательством.

В соответствии с ГК РФ без соответствующего договора библиотеки с правообладателем она не имеет права выдавать материалы на нетрадиционных носителях и брать за это плату. Сдача всех материалов в прокат — исключительное право правообладателя. Хотя в существующих в нашей стране экономических условиях это может быть выгодно и читателю, и библиотеке. И в законодательстве можно было бы оговорить определенное количество экземпляров материалов на нетрадиционных носителях, предоставляемых библиотеке для выдачи в прокат без специального разрешения правообладателя. Сейчас же библиотеки, которые оказывают платные услуги, выдавая компакт-диски, пытаются выйти из этого положения, оговаривая, что плата берется не за использование компакт-диска, а за машинное время [82].

Не правомерна и такая распространенная в библиотеках платная услугу как «ночной абонемент». Читатель получает на руки на ночь хранящийся в библиотеке материал - это можно рассматривать как предоставление в прокат. Сдача же материалов в прокат является исключительным правом правообладателя (ст. 1299).

Среди прав на использование, также очень близко касающихся библиотек, особенно публичных, исключительное право правообладателя на публичный показ и публичное исполнение. Практически на всех приобретаемых библиотеками материалах на нетрадиционных носителях (в первую очередь, это касается видеокассет) в оберточной лицензии стоит запрет на публичную демонстрацию (причем не указывается, что это касается лишь платных публичных показов). В законе же исключения для библиотек специально не оговариваются (ст. 1317).

Следовательно, можно сделать вывод, что библиотеки, в соответствии с законодательством, осуществляющие эту деятельность, должны оговаривать это в договоре или получать специальное разрешение у правообладателя.

Это же относится и к публичному исполнению, например, музыкальных произведений, записанных на аудиокассетах или копакт-дисках. Случаи публичного исполнения без согласования с правообладателем в законе перечисляются, но различные мероприятия библиотек, предусматривающие публичное исполнение, в законе не оговариваются (ст. 1324).

Стараясь быть законопослушными, некоторые библиотекари ставят под сомнение правомерность служб ЭДД в новых условиях. Но это преувеличенный страх. Ст. 1275 ГК РФ, разрешающая репродуцирование, допускает создание в цифровой форме временных копий произведений, предназначенных для осуществления репродуцирования. Оцифровка может использоваться как промежуточный технологический процесс для осуществления репродуцирования [50, с. 13].

Безусловно, услуга ЭДД претерпела существенные изменения. Раньше пользователь приходил в библиотеку один раз, заключал договор и в течение определенного времени получал необходимые для работы материалы по электронной почте на домашний или рабочий компьютер. По новому законодательству это делать запрещено. Теперь, пользователь каждый раз должен приходить в библиотеку, получать распечатанный документ или читать его с монитора компьютера в библиотеке, с исключением возможности сделать копию. При этом сам смысл услуги – электронная доставка – теряется. Конечно, существует специальное ПО, которое удаляет автоматически исходный файл, что бы не допускать копирования и за рубежом давно разработаны системы контроля за обслуживанием, но все это недоступно для российских библиотек, за неимением достаточного финансирования [81, с. 16].

Одна из сфер, которую так же затрагивает ГК РФ, это базы данных.

Работа с базами данных - неотъемлемая часть библиотечной технолог

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Авторское право и библиотеки". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 426

Другие дипломные работы по специальности "Государство и право":

Особенности квалификации оставления в опасности

Смотреть работу >>

Правовое регулирование эвтаназии в России и в зарубежных странах

Смотреть работу >>

Анализ нормы ст. 41 УК РФ об обоснованном риске с точки зрения теоретической обоснованности

Смотреть работу >>

Правовая защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Смотреть работу >>

Похищение человека: проблемы квалификации

Смотреть работу >>