Дипломная работа на тему "Авторские права"

ГлавнаяГосударство и право → Авторские права




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Авторские права":


Авторские права

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие авторского права и сфера его регулирования……………...7

§ 1. Исключительная природа авторских прав …………………………………7

§ 2. Характеристика понятий «авторское право» и «отдельные авторские полномочия»…………………………………………..12

Глава 2. Определённые виды авторских прав…………………………………17

§ 1. Личные неимущественные права авторов ………………………………...17

§ 2. Имущественные права авторов …………………………………………..37

Глава 3. Срок действия авторского права …………………………………...78

Заключение………………………………………….…85

Список использованных источников………………………………………..89


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и практическая значимость выбранной темы дипломной работы «Правовое регулирование авторских прав» подтверждается тем, что стимулирование творческой деятельности является важнейшим двигателем прогресса. Важная роль авторского права в этом процессе подчёркивается в Комментариях к Бернской конвенции: «Авторское право составляет важный элемент в процессе развития. Опыт показывает, что богатство национального культурного достояния непосредственно зависит от уровня охраны, предоставляемой литературным и художественным произведениям. Чем выше этот уровень, тем больше стимул для авторов; чем больше число интеллектуальных творений в стране, тем выше её авторитет; чем больше произведений литературы и искусства, тем больше возможностей для развития книжной, звукозаписывающей и развлекательной промышленности. В конечном счёте неоспоримо, что поощрение интеллектуального творчества, является одной из основных предпосылок социального, экономического и культурного развития».

 Большинство произведений творческой мысли существует в материальной форме: книги, картины, скульптуры или фотографии. Но некоторые типы произведений, например, музыка или сценическое действие, существуют даже если бы они не были записаны или до того, как они были записаны в виде нот или текста. Авторское право охраняет именно форму выражения идей, а не сами идеи.

Как только идеи воплощаются в произведения, возникает авторско-правовая охрана их формы – в смысле расположения слов, нот и знаков. Авторское право охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует формы, являющиеся оригинальным созданием

автора. В связи с развитием понятия об авторском праве во многих языках появляются слова, его обозначающие. Например, в английском языке слово «copyright» означает авторское право. Английский термин стал наиболее распространённым.

В любой стране практическая ценность закона зависит в первую очередь от того, насколько эффективно он исполняется. Так как авторам порой очень непросто самостоятельно реализовать свои права, то весьма распространённым является создание специальных организаций авторов, которые от их имени управляют определёнными авторскими правами. В частности, такие организации могут выдавать разрешения на копирование произведений и на этом основании получать для авторов гонорары.

Вся система охраны авторских прав будет лишена смысла, если творческая деятельность не будет поощряться и поддерживаться. С точки зрения автора охраняемого произведения, защита авторских прав имеет смысл тогда, когда от результата своей работы он получает доход, но это невозможно без опубликования и распространения произведения.

Суть авторско-правовой охраны сводится в конечном итоге к поиску баланса между интересами творческой личности и общества. Автор произведения вправе получать адекватное вознаграждение, а размер этого вознаграждения не должен противоречить общественным интересам и потребностям.

Российская Федерация участвует во всех основных международных конвенциях по охране авторских прав: во Всемирной конвенции об авторском праве – с 1973 г.; в Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, - с 1988 г.; в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, в Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства из фонограмм – с 1995 г.

 Вопрос о присоединении России к Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания (Римская конвенция) находится в стадии решения. Как считают специалисты, перспектива присоединения России к Римской конвенции весьма реальна. По мнению автора работы, учитывая гигантский не сравнимый ни с одной страной мира, творческий потенциал России, присоединение к конвенции будет иметь особое значение для отечественных исполнителей, работающих в области филармонических видов искусств и хореографии.

Одной из задач дипломного проекта является исследование вопроса об исключительной природе авторских прав, напрямую связанного с целым рядом актуальных проблем, имеющих большое практическое значение. В частности, трактовка исключительности субъективных авторских прав как их неотторжимости от личности автора приводит многих специалистов к выводам о недопустимости авторских договоров об уступке авторских прав на будущее произведение автора, невозможности передачи права на неприкосновенность произведения, отрицанию того, что авторские права вообще могут переходить от авторов к другим лицам. То или иное толкование исключительной природы авторских прав оказывает существенное влияние на понимание сущности авторского договора, конструирование его основных элементов, установление условий ответственности за его нарушение и т.д.

Затронутая проблема имеет ещё один важный практический аспект. Нередко в ходе рассмотрения конкретных судебных дел, в частности при обращении потерпевшего к способам защиты нарушенных авторских прав, предусмотренных ст.49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»], встаёт вопрос о том, все ли субъективные авторские права носят исключительный характер. Данный вопрос возникает, видимо, в связи с тем, что не все содержащиеся в Законе субъективные авторские права прямо названы исключительными. Так, если имущественные права авторов, перечисленные в ст.16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», непосредственно отнесены к числу исключительных прав, то о природе некоторых других имущественных прав (например, права композитора на получение особого вознаграждения за публичное исполнение его музыкального произведения при использовании аудиовизуального произведения, ч.3. ст.13 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), а также личных неимущественных прав ничего не сказано.

Цель настоящей дипломной работы – дать характеристики понятий «авторское право» и отдельные авторские правомочия, определить исключительную природу авторских прав, дать анализ личным имущественным и неимущественным правам автора, опираясь, прежде всего, на нормы гражданского кодекса РФ и Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», определение срока действия авторского права.

 В ходе настоящего исследования были использованы такие нормативно-правовые акты, как: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, различные международные нормативные акты и др., также были использованы труды таких известных исследователей, как Л.Н. Борохович, А.А. Монастырской, М.В. Трохова, Г.Ф. Шершеневич, Б.С. мартьянов и другие, а также материалы судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, другие материалы юридической практики, а также учебная литература.

Настоящая дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА И СФЕРА ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

§ 1. Исключительная природа авторских прав.

В результате произведения науки, литературы и искусства его автор приобретает ряд субъективных прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине традиционно именуются исключительными. Теория исключительности авторских прав была детально разработана ещё в русской дореволюционной литературе и воплотилась в Законе 1911 г. Хотя природа исключительных прав продолжала вызывать споры, по мнению большинства учёных, эта конструкция обозначала, прежде всего, монополию обладателя авторского права на использования произведения. В советский период оценка исключительности авторских прав существенно изменилась. Во многих работах прослеживалось предубеждённое отношение к этой черте авторских прав, которая, однако, нашла отражение в Основах авторского права 1925 и 1928 г.г. Большинство советских юристов смущало то обстоятельство, что термин «исключительные права» используется в авторском законодательстве капиталистических стран. В связи с этим в советской литературе подчёркивалось, что исключительный характер авторского права в советском гражданском праве, с одной стороны, и в буржуазном гражданском праве, с другой, не имеют между собой ничего общего, кроме названия.

Большинством учёных исключительность авторских прав трактовалась как их не отчуждаемость, неотторжимость от личности автора в течение всей его жизни, недопустимость перенесения прав автора на другое лицо. При этом одни учёные полагали, что исключительный характер имеют лишь отдельные личные неимущественные права, в частности право на опубликование произведения или право авторства, другие утверждали, что исключительность свойственна всем авторским правам. Вообще же в литературе было высказано пожелание, чтобы неясный термин «исключительные права» был из законодательства исключён. Это и произошло, когда в начале 60-х годов правила об авторском праве были включены в качестве отдельного раздела в Основы гражданского Союза ССР и союзных республик и в ГК РСФСР. Авторские права больше не именовались исключительными, что, собственно говоря, в большей степени соответствовало реальному уровню 60-х – 70-х годов, охраняемых в стране прав по сравнению с Основами авторского права 1928 г., которые содержали признак исключительности.

Разумеется, в данном случае исключительность авторских прав понимается нами не в том извращённом значении, которое она получила в трудах большинства советских специалистов по авторскому праву, а в её общепринятом в цивилизованном обществе смысле. Иными словами, исключительный характер авторских прав состоит вовсе не в признании их неотторжимости от личности автора, как продолжают считать многие российские юристы, например, И.В. Савельева, а в признании того, что только сам обладатель авторского права (т.е. автор или его правопреемник) может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий, особенно правомочий, связанных с использованием произведения. Конечно, при этом учитывается, что отдельные авторские правомочия, например, право авторства и право на имя, неотделимы от личности автора, что закон устанавливает определённые изъятия из сферы действия субъективных авторских прав (случаи свободного использования произведений); что возможность использования так называемых производных произведений может зависеть не только от их создателей, но от других лиц и т.п. Однако, при всём этом именно обладателю авторских прав обеспечиваются особые правомочия, связанные с использованием произведения, с одновременным возложением на всех третьих лиц запрета по использованию произведения без согласия правообладателя.

В действующем авторском законодательстве вновь указывается, что авторские права носят исключительный характер. Представляется, что только сейчас данный термин приобрёл тот реальный смысл, который в него вкладывается авторским законом России 1911г. лишь автор, а в установленных законом случаях и пределах – его правопреемники могут распоряжаться произведением, в том числе и путём полного суждения тех авторских правомочий, которые способны переходить от одного лица к другому.

Таким образом, все субъективные авторские права в силу самой их природы являются исключительными. Иными словами, признак исключительности имманентен любому субъективному авторскому праву и выражает одну из главных присущих им черт, а именно принадлежность данного права только его обладателю и никому другому.

Исключительный характер носят не только субъективные авторские права, принадлежащие создателям творческих произведений, но и права, перешедшие по указанным в законе основаниям к другим лицам, в частности к наследникам или работодателям. Что касается природы авторских прав, приобретаемых на основании авторского договора, то она определяется видом последнего: если авторские права по договору передаются на исключительной основе, данный признак ими сохраняется; если же заключается договор о передаче неисключительных прав, само название договора свидетельствует о неисключительной природе авторских прав их обладателя по договору.

Если в договоре о передаче авторских прав при обозначении предмета договора прямо не использовало словосочетание «исключительные права», то характер передаваемых прав определяется исходя из содержания всего договора.

Так, товарищество обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о конфискации сборника рассказов, изданного ответчиком, и взыскании убытков.

Суд, признав истца обладателем исключительных прав на сборник и его распространение, установил факт нарушения этих прав и удовлетворил иск.

Обжалуя это решение, ответчик ссылался на пункт 4 статьи ЗО Закона «Об авторском праве...», предусматривающий, что права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

В авторском договоре нет прямого (дословного) указания на передачу автором исключительных прав товариществу, следовательно, полученные товариществами права являются неисключительными, что лишает его возможности предъявить иск о защите этих прав к третьим лицам в соответствии со статьей 49 названного Закона.

Суд отклонил доводы ответчика, поскольку в тексте договора указано, что автором передаются товариществу права на опубликование и распространение рассказов, включенных в сборник, в течение четырех лет, а поэтому автор не имеет права использовать эти произведения двумя названными способами и разрешать такое использование третьим лицам.

То обстоятельство, что в договоре нет словосочетания «исключительные права для обозначения предмета договора, не даёт основания считать приобретённые права неисключительными. Буквальное значение содержащихся в договоре слов и выражений, сопоставление отдельных его условий между собой, смысл договора в целом и его цель, то есть толкование договора, проведённое судом в соответствии со статьёй 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, не оставляют сомнения в отношении характера полученных истцом прав, как исключительных.

По итогам рассмотрения данного дела автором работы сделаны следующие выводы:

Все субъективные авторские права в силу самой их природы являются исключительными. Иными словами, признак исключительности имманентен любому субъективному авторскому праву и выражает одну из главных присущих им черт, а именно принадлежность данного права только его обладателю и никому другому.

§ 2. Характеристика понятий «авторское право и отдельные авторские правомочия».

Действующее законодательство закрепляет за создателями произведений достаточно широкий круг гарантированных государством возможностей, В разных статьях Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» эти возможности именуются то авторским правом в целом, то авторскими правами, то отдельными авторскими правомочиями. В этой связи в юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию конструкции субъективного авторского права. Большинство специалистов считает, что создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно праву собственности, является сложным по составу и состоит из отдельных авторских правомочий. К числу таких правомочий относятся право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора, право на обнародование произведения и т. д. По мнению других ученых, автору произведения принадлежит ряд конкретных субъективных прав, а о едином авторском праве в субъективном смысле можно говорить только условно.

По мнению А.П. Сергеева, совершенно очевидно, что законодатель использует термин «авторское право» в разных статьях закона в различном значении. Чаще всего им охватываются все предоставляемые автору возможности, в других случаях в него включаются некоторые авторские правомочия (например, когда закон говорит об авторских правах правопреемников автора), иногда он служит для обозначения отдельных авторских прав, например, права на перевод права на обнародование и т. д. Поэтому содержание, которое вкладывает законодатель в данный термин, необходимо каждый раз устанавливать путем толкования закона. Такое же положение наблюдается в авторском законодательстве других стран, а также в важнейших международных конвенциях.

В российской юридической науке отсутствует также единое понимание терминов «авторское право» и «авторское правомочие». Большинство специалистов не усматривает между ними никаких принципиальных различий и употребляет эти термины как синонимы. Иногда, однако, правомочиями предлагается именовать лишь те закрепленные за авторами возможности, которые связаны с совершением самими носителями авторских прав определенных положительных действий. С точки зрения такого подхода правомочиями могут считаться лишь права на обнародование, воспроизведение и распространение произведения; остальные предоставленные автору возможности являются, надо полагать, авторскими правами. Данный подход, близкий попыткам выделить позитивное и негативное содержание субъективного авторского права, едва ли можно признать плодотворным. Право на собственные активные действия и право требовать определенного поведения от иных лиц являются составными элементами любого субъективного права. Конечно, в различных субъективных правах, в том числе в различных авторских правах, тот или иной элемент стоит на первом или втором плане, но от этого они не перестают быть субъективными правами. Поэтому вносить дополнительные терминологические различия в обозначение субъективных авторских прав в зависимости от их содержания вряд ли оправданно.

Действующее авторское законодательство России содержит значительно более полный перечень субъективных авторских прав по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Конкретные авторские права не исчерпываются теми их видами, которые прямо названы Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Во-первых, те личные неимущественные и имущественные права, которые, на первый взгляд, перечислены в ст. 15- 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» исчерпывающим образом, в действительности круг авторских прав не ограничивают. Тот же Закон указывает, в частности, на право доступа и право следования, которые закрепляются за авторами произведений изобразительного искусства (ст. 17), на право автора музыкального произведения на получение особого вознаграждения за публичное использование его музыкального произведения при публичном исполнении аудиовизуального произведения (ст.13) и т.д.

Во-вторых, само по себе не указание в законе на конкретное субъективное право еще не означает отсутствия самого права. Например, известно, в течение многих лет в советском авторском законодательстве не было прямо закреплено одно из основных прав создателей творческих произведений — право авторства. Однако и в научной литературе, и на практике наличие данного права практически никем не ставилось под сомнение. Безусловно, такое положение является ненормальным и, по мнению автора, свидетельствует о несовершенстве закона. Бесспорно, также и то, что говорить о наличии большинства прав можно лишь, тогда, когда они прямо указаны в законе. Например, право следования у авторов произведений изобразительного искусства появилось лишь, в результате того, что его прямо предусмотрел Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Но некоторые авторские права, прямо в законе не указанные, могут быть с достаточной очевидностью выведены из смысла его положений. Например, Закон проводит четкое различие между понятиями «обнародование» и «опубликование» произведения. При этом он закрепляет за - авторами право на обнародование (ст. 13), но по непонятным причинам умалчивает о праве на опубликование. Между тем право на опубликование, которое имеет самостоятельное содержание и не поглощается какими-либо иными авторскими правами, в частности правом на распространение, относится к числу важнейших авторских правомочий.

Также, нельзя, безусловно, расценивать как исчерпывающий содержащийся в Законе перечень конкретных действий по использованию произведений. В п. 2 ст. 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» перечисляются лишь наиболее распространенные способё использования произведений. Принципиально же вопрос решен в первом пункте той же статьи, который закрепляет за авторами право на использование произведения в любой форме и любым способом. В этой связи можно говорить о том, что Закон закрепляет за авторами не только те способы использования произведений, которые существуют в настоящее время, но и те, которые могут появиться в дальнейшем. Таким образом, действующее авторское законодательство, хотя и содержит весьма полный перечень конкретных авторских прав, но не описывает их исчерпывающим образом.

Предусмотренные, либо вытекающие из Закона права действуют, разумеется, применительно не ко всем видам охраняемых Законом произведений. Так, например, авторы произведений изобразительного искусства не обладают правом на публичное исполнение или правом на перевод, а создатели литературных произведений не пользуются правом на их публичный показ. Состав конкретных субъективных прав, которые возникают у авторов творческих произведений, зависит от вида последних, т.е. авторских правомочий, и соответственно от возможных способов их использования. По итогам рассмотрения данного подпункта, автором работы сделаны следующие выводы: в разных статьях Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» круг гарантированных государством возможностей именуются то авторским правом в целом, то авторскими правами, то отдельными авторскими правомочиями. В этой связи в юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию конструкции субъективного авторского права. Создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно праву собственности, является сложным по составу и состоит из отдельных авторских правомочий. К числу таких правомочий относятся право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора, право на обнародование произведения и т.д.

В связи с этим, только сам обладатель авторского права на произведение может определить ущемлены ли его авторские права при реализации авторских правомочий. Обладатель авторских прав может использовать произведение по своему собственному усмотрению, но с учетом юридически признанных прав и интересов других лиц, а также может запрещать другим использовать произведение без его согласия.


ГЛАВА II. ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ВИДЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

§ 1. Личные неимущественные права авторов

Одним из главных неимущественных прав, возникающих у автора в связи с созданием произведения науки, литературы и искусства, является право авторства. В юридической науке право авторства обычно характеризуется, как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Выделение права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и общественного признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов. В общественном признании данной связи заключается особый интерес создателя произведения, который и обеспечивается законом путем наделения творцов произведений особым субъективным правом авторства.

Право авторства неотделимо от личности автора. Оно может принадлежать только действительному создателю произведения и является неотчуждаемым и непередаваемым по какому-либо основанию, в том числе по договору или по наследству. Более того, от данного права нельзя отказаться. данное право порождается самим фактом создания произведения и не зависит от того, обнародовано ли это произведение или нет, создано ли оно в порядке выполнения служебного задания или является свободным, используется ли произведение кем-либо или не используется. для признания лица автором произведения не требуется выполнения каких-либо формальностей или чьего-либо согласия.

Право авторства является правом абсолютным, поскольку ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия автора. Возможные нарушения данного права могут состоять как в присвоении чужого авторства (плагиат), так и в отрицании авторства того лица, которым создано произведение. Наиболее грубым нарушением является полное или частичное присвоение авторства.

В последнее время среди части политических деятелей, а также руководителей высшего и среднего звена распространилась мода обзаводиться учеными степенями кандидатов и докторов наук. Загруженность таких лиц на основной работе, отсутствие у них навыков научной деятельности приводят к тому, что они нередко заказывают написание диссертаций. Исполнители же, стремясь облегчить и ускорить выполнение этой задачи, порой прибегают к плагиату. По мнению Р. Хаметова, это в свою очередь вызывает необходимость разработать методику выявления плагиата в такого рода «заказных диссертациях».

Говоря о присвоении авторства научных произведений, необходимо отметить ряд весьма важных моментов. Принято выделять две формы плагиата: присвоение авторства идей и плагиат конкретных произведений.

Присвоение авторства идей, высказанных ранее в научных произведениях других авторов, не влечет юридической ответственности. Однако в ряде случаев можно вести речь об отсутствии новизны научной работы, если такой труд не будет содержать достаточного количества ранее неизвестных решений научных проблем. Кроме этого, отсутствие юридической ответственности не означает освобождения от моральной и нравственной ответственности, которая в кругах научной общественности может быть гораздо более действенной и значимой, чем первая.

Иная ситуация складывается, когда присваивают авторство на зафиксированные в материальной форме произведения. Российское законодательство в этом случае предусматривает гражданско-правовую и уголовную ответственность. Нормы, относящиеся к первой, закреплены в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» и Гражданском кодексе РФ. Уголовная ответственность за присвоение авторства предусмотрена в ст. 146 Уголовного кодекса РФ.

Основной целью присвоения авторства на научные работы является желание получить ученую степень кандидата или доктора наук. Наличие ее во многих случаях создает определенные преимущества в карьерном росте, позволяет выделиться из среды тех, кто имеет высшее образование.

Если не указан автор цитаты, большого отрывка, взятых в кавычки, можно вести речь о нарушении авторского права на имя. Здесь уместно напомнить правила цитирования чужих произведений. Согласно ст. 19 Закона «Об авторском праве и смежных правах» цитирование допускается только при наличии обязательного указания имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Способы присвоения авторства бывают различны. Практике известны случаи, когда автор дает согласие другому лицу на присвоение своего произведения полностью или частично. Но чаще всего присвоение происходит вопреки воле и желанию автора произведения.

В зависимости от характера и размера присвоения можно выделить присвоение авторства на целое произведение или на его часть.

Наибольшее распространение в последнее время получили следующие формы присвоения авторства в научных работах: написание диссертации на заказ научным руководителем лица, желающего получить ученую степень, либо одним, а также группой «подрядчиков», либо самим соискателем с включением в работу частей произведений других авторов без ссылок на них и источники заимствования.

О присвоении авторства научной работы (диссертации) может свидетельствовать явное несоответствие языковых и интеллектуальных навыков, наличествую в научной работе, из которой сделаны заимствования, соответствующим навыкам лица, указанного в качестве автора диссертации.

Право авторства, неразрывно связанное с личностью создателя произведения, действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. Иногда в литературе можно встретить утверждение, что данное право является бессрочным, что, конечно, является неточным. В данном случае не разделяется право авторства как конкретное 9 право и авторство как юридический факт. Авторство как социальный феномен столь же объективно, как объективно существование самого объекта творчества. Поэтому, возникнув в определенный период жизни автора и получив общественное признание, авторство на произведение продолжает жить уже независимо от автора и после его смерти. Оно признается и охраняется и после смерти автора, но уже не как субъективное право, а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите.

Право авторства является важнейшим правомочием автора еще и потому, что от него производны все другие права как личного неимущественного, так и имущественного характера. Иными словами, все остальные права предоставляются автору лишь постольку, поскольку он имеет право авторства.

С правом авторства тесно связано право на авторское имя, содержание которого раскрывается в ст. 15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Согласно данной статье автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Избирая один из этих способов, автор реализует свое право на имя. Он также имеет право требовать указания своего имени каждый раз при издании, публичном исполнении, передаче по радио, цитирование и ином использовании своего произведения. Наконец, право на имя включает возможность требовать, чтобы имя автора (псевдоним) не искажалось при его упоминании лицами, использующими его произведение.

Право на имя иногда рассматривается как конкретизация права авторства, одно из проявлений последнего. Однако, по мнению большинства исследователей, речь идёт хотя и о взаимосвязанных, но всё же вполне самостоятельных правах. Рассматриваемые права не совпадают между собой по объему и различаются характером тех возможностей, которые в них заключены. Это наглядно подтверждается тем, что право на авторское имя может быть нарушено без нарушения права авторства, например, при искажении имени автора или при нарушении избранного автором способа обозначения связи произведения со своим именем. Кроме того, в отличие от права авторства, которое отражает объективный факт и не зависит от обнародования произведения, право на имя осуществляется односторонним волеизъявлением автора и реализуется в связи с использованием произведения.

Право на авторское имя является личным неимущественным правом автора, которое последний не может передать кому бы то ни было. Как и право авторства, данное право возникает из самого факта создания произведения, но в отличие от права авторства оно реализуется лишь в случае обнародования произведения. Пока произведение на обнародовано, рассматриваемое право существует лишь потенциально, так как третьим лицам произведение недоступно, и они не могут узнать имя его создателя. Право на авторское имя действует в течение всей жизни автора, а после его смерти охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями или государством в качестве общественно значимого интереса.

Закон указывает на три возможных способа, с помощью которых автор реализует принадлежащее ему право на авторское имя. Чаще всего создатели произведений обозначают свое авторство путем указания подлинного имени. действительное имя автора может помещаться на заглавном листе книги или на афишах, называться в титрах фильма или объявляться перед публичным исполнением произведения или передачей его в эфир и т. п. Факт указания на произведении имени определенного лица означает презумпцию принадлежности авторства произведения данному лицу. Хотя данная презумпция не закреплена в законе, а носит фактический характер, она отражает с достаточной достоверностью действительное положение вещей и применяется на практике. Автор сам определяет способ и полноту указания своего подлинного имени. В частности, автор может обозначить свое имя в полном объеме, указав свою фамилию, имя и отчество (Иванов Игорь Львович), может указать только имя и фамилию (Игорь Иванов) или фамилию и инициалы (И.Л. Иванов) и т.п. Если, однако, произведение подписывается лишь инициалами (И.И.), такое произведение считается анонимным.

При опубликовании произведений, созданных несколькими лицами, имена соавторов указываются в последовательности, оговоренной соавторами. Правом на указание своего имени пользуются все соавторы, независимо от размера внесённого в произведение творческого вклада. Однако по соглашению создателей коллективного произведения оно может выйти в свет под именем одного или нескольких из них, например, чтобы отразить тот факт, что именно этим лицом (лицами) внесен основной творческий вклад в создание произведения. Имена других соавторов могут быть с их согласия указаны в предисловии или ином месте работы. В случае спора о способе обозначения имен соавторов их имена располагаются в алфавитном порядке.

При использовании в России произведений иностранных авторов их имена приводятся в русской транскрипции, которая должна быть согласована с автором оригинала. При таком способе использования произведения, как издание, имена иностранных авторов нередко указываются и на языке оригинала на обороте титульного листа.

Нередко, особенно при использовании научных произведений в печати, наряду с именем автора указываются его научная степень, ученое или почетное звание, должность и другие реквизиты. Приведение подобных сведений может производиться только с согласия авторов, которые несут личную ответственность за достоверность указанных данных.

Нарушением права на имя при данном способе его реализации будет не указание имени автора, а также его искажение.

Примером нарушения может служить следующая судебная практика:

Егиазарян З.Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконным пункта 1.4 Приказа Российского агентства по патентам и товарным знакам от 8 июля 1999 г. №133 «0 внесении изменений и дополнений в Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение и изменении Приказа от 17 апреля 1998 г. М 82», об обязании Российского агентства по патентам и товарным знакам внести изменения в Приказ №133 и о взыскании компенсации морального вреда в сумме 11 000 руб., ссылаясь на то, что оспариваемым пунктом нормативного правового акта Роспатента изменена ранее действовавшая норма пункта 3.2.3 Приказа Роспатента от 17 апреля 1998 г. №82. В результате этого изменения автор изобретения лишился права на включение в название изобретения своего имени.

Такое изменение, по мнению заявителя, является нарушением конституционных прав изобретателей, в частности нарушением права частной собственности, гарантий свободы технического и других видов творчества, а также нарушением конституционного положения, согласно которому интеллектуальная собственность охраняется законом.

Заявитель считает, что созданные им изобретения являются его личной собственностью, и он вправе применить в их названиях собственное имя и соответствующую аббревиатуру. По его мнению, это не затрудняет информационный поиск и способствует раскрытию сущности изобретения.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что создание результатов интеллектуальной деятельности, к каковым отнесены изобретения, является основанием возникновения гражданских прав, а статьей 138 - что в случаях и в порядке, установленных законом, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина на результаты интеллектуальной деятельности, что находится в соответствии с пунктом 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании Егиазарян Э.Л. свои требования поддержал. Представители Российского агентства по патентам и товарным знакам и Министерства юстиции Российской Федерации заявленные Егиазаряном Э.Л. требования не признали и просили оставить их без удовлетворения, ссылаясь на то, что внесение в «Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение» оспариваемого истцом изменения никак не затрагивает свободы технического и других видов творчества и гарантий охраны интеллектуальной собственности. Изобретение не является объектом права частной собственности, как ошибочно полагает истец, ссылаясь в обоснование своих требований на статью 35 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 475 Гражданского кодекса РСФСР авторское право распространяется на произведения науки, литературы или искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения.

Предметом авторского права могут быть, в том числе, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к науке и технике.

Статьей 520 Гражданского кодекса РСФСР предусмотрено, что автор изобретения может по своему выбору требовать либо признания своего авторства с передачей государству исключительного права на изобретение, либо признания своего авторства с закреплением за ним исключительного права на изобретение. В первом случае на изобретение выдается авторское свидетельство, во втором случае - патент.

Правоотношения, возникающие по поводу авторства на изобретение, по своему существу являются сходными с авторскими правоотношениями, в связи с чем право автора изобретения присвоить ему свое имя, прямо не предусмотренное в разделе УI Гражданского кодекса РСФСР, может быть обосновано в соответствии со ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР ссылкой на аналогию со ст. 479 Гражданского кодекса РСФСР и с ч. 3 ст. 6 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторских и смежных правах», в соответствии с которыми автор имеет право на название произведения.

Ссылка представителей Российского агентства по патентам и товарным знакам Министерства юстиции Российской Федерации на то, что Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-1, специально регулирующий порядок выдачи патента на изобретение, не предусматривает право изобретателя по своему усмотрению присвоить изобретению название, в которое может быть включено имя собственное, достаточным основанием для отказа автору в праве присвоить изобретению свое имя быть признала не может. Отсутствие в названном Законе ограничений, связанных с присвоением изобретению имени автора, не может пониматься иначе, как возможность присвоения изобретению названия, в котором указывается имя автора.

Независимо от того, имеет или не имеет автор изобретения право собственности на него, право на присвоение ему названия является объектом гражданского права и ограничено может быть только федеральным законом.

Существовавшая ранее практика, предусматривавшая присвоение названия изобретению с именем автора, основывалась на нормах Гражданского кодекса РСФСР об авторском праве и праве на изобретение, действующих до настоящего времени. В соответствии с этими нормами было принято «Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях и Закон СССР «Об изобретениях в СССР», прямо предусматривавшие право автора на присвоение изобретению своего имени или специального названия. С принятием Патентного закона никаких дополнительных ограничений по этому вопросу установлено не было, в связи с чем пункт 3.2.3 «Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение» в ранее действовавшей редакции предусматривал возможность присвоения изобретению имени автора.

При таких условиях требование заявителя о признании оспариваемого п. 1.4 Приказа Роспатента от 8 июля 1999 г. № 133 подлежат удовлетворению.

Следующий способ обозначения авторского имени и реализации рассматриваемого права — выступление автора под вымышленным именем (псевдонимом). Он также нередко используется на практике. Многие российские писатели (Макс Горький, Демьян Бедный и др.) вошли в историю р и мировой литературы под своими вымышленными именами. Иногда под псевдонимом выступает не одно лицо, а двое, трое или большее число соавторов. Так, под именем Козьмы Пруткова создавали свои произведения братья Жемчужниковы и поэт А. К. Толстой.

Закон не предусматривает каких-либо условий или порядка для приобретения права на псевдоним. Срок и объем использования псевдонима также определяются самим автором. Он может выпустить под условным именем свои первые произведения, а в дальнейшем выступать под своим подлинным именем, как, например, А. П. Чехов.

Автор может обозначить псевдонимом какую-то часть своих произведений, например, произведение определённого жанра.

Закон запрещает без согласия автора вносить какие-либо изменения в избранный автором способ обозначения своего имени, в том числе и тогда, когда он пользовался псевдонимом. Псевдоним, как и подлинное имя автора. не должен искажаться. Особым нарушением будет раскрытие псевдонима автора без его согласия. Такие нарушения встречаются на практике, однако действующее законодательство, по сути дела. не содержит каких-либо санкций за данное нарушение. Иногда, однако, надобность в раскрытии псевдонима может возникнуть в связи с тем, что опубликованные в печати статья или заметка носят явно клеветнический или оскорбительный характер. Это может быть сделано, но лишь тогда, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. В иных случаях редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, в том числе и путем раскрытия псевдонима.

Право на авторское имя может быть реализовано путем опубликования произведения без указания имени создателя произведения, т. е. Анонимно. В данном случае воля автора направлена на то, чтобы не связывать созданное им произведение со своим именем. Иногда, однако, имя автора не указывается в связи со сложившимся порядком опубликования тех или иных произведений, например передовых статей в газетах и журналах, статей в справочниках и словарях и т.п. Автор, готовящий соответствующий материал, должен быть заранее предупрежден о том, что его имя не будет указано при опубликовании произведения.

К проблеме на авторское имя примыкает никак не урегулированный законом вопрос о возможности автора посвятить все произведение определенным лицам, событиям или датам. Нередко посвящение связано с творческим замыслом автора или помогает лучше понять основное содержание творческого произведения. На практике пользователи произведений иногда возражают против помещения в работе таких посвящений. В условиях неурегулированности данного вопроса он решается путем достижения взаимного согласия автора и пользователя произведения. Во избежание излишних споров целесообразно заранее оговорить этот вопрос в авторском договоре.

Наряду с непосредственным создателем произведений правом на обозначение своего имени пользуются предприятия, учреждения и организации, по служебному заданию которых создано произведение. Так учебное заведение или научное учреждение могут настаивать на том, чтобы их наименование было обозначено на произведениях, созданных их сотрудниками в рамках порученной им работы.

Право на защиту репутации автора также является личным неимущественным правом автора. Как создатель произведения автор несет всю ответственность за содержание и художественные достоинства достигнутого им творческого результата. Поэтому он заинтересован в том, чтобы его произведение было обнародовало, а также использовалось в дальнейшем именно в том виде, в котором автор признал его достойным для представления обществу. В сохранении творческой индивидуальности автора, нашедшей отражение в созданном им произведении, заинтересовано и общество в целом. В связи с этим с момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Содержание данного права состоит в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения, как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора. Воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.

В частности, нельзя без согласия автора сокращать объем произведения, изменять или заменять его отдельные главы, нарушать целостность произведения и т.п., хотя бы, по мнению пользователя, такие изменения и улучшали произведение. Запрет на внесение изменений касается любых элементов произведения, хотя в самом законе упоминается лишь его название.

Без согласия автора нельзя изменять или исключать из произведения авторские посвящения, эпиграфы, аннотации и т.п. С другой стороны, право на неприкосновенность означает, что с автором должны согласовываться любые дополнения созданного им произведения. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» по данному поводу конкретных указаний не содержит, однако не оставляет сомнений в том, что подобные действия могут совершаться только с согласия автора. Например, требуется обязательное согласие автора на опубликование в печати его статьи или заметки с так называемым редакционным комментарием.

Право на защиту произведения от искажения, возникающее с момента его создания и прекращающееся со смертью автора, имеет особое значение на стадии подготовки произведения к обнародованию. На данном этапе автор как правило работает в тесном контакте с организацией, которая будет издавать, публично исполнять или иным образом использовать его произведение. В частности, при подготовке рукописи к изданию в нее вносится редакторская правка, решается вопрос о размещении материала, снабжении рукописи иллюстрациями, справочным аппаратом, комментариями и т. п. При этом действует непременное правило: любые изменения в рукопись могут внос только с согласия автора. Свое согласие автор обычно выражает путем подписания авторского экземпляра и верстки. При этом не имеют значения существенность вносимых в произведение изменений, а также трудности связи редакции с автором. Изменения, вносимые в коллективное произведение, должны согласовываться с каждым из соавторов, если только соавторы не поручили ведение дел одному из них. Если автор (кто-то из соавторов) возражает против предлагаемых изменений, произведение не может быть использовано в измененном виде без его согласия. Авторы, согласившиеся с измененным вариантом произведения, не могут впоследствии отозвать свое согласие и требовать восстановления произведения в первоначальном виде.

Право на защиту репутации автора, как и всякое субъективное право, имеет свои пределы. Закон предусматривает отдельные случаи, когда нарушение целостности произведения не расценивается как покушение на его неприкосновенность. Например, допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объемах, оправданных целью цитирования. Возможно, воспроизведение в обзорах текущих событий в кино, на радио и по телевидению выпущенных в свет литературных и художественных произведений в объеме, соответствующем информационным целям.

Одним из наиболее сложных и спорных вопросов, связанных с реализацией рассматриваемого права, является проблема его передаваемое от автора другим лицам.

Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором.

Так, товарищество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о возмещении убытков, понесенных в связи с нарушением ответчиком его исключительных прав на художественный фильм.

В обоснование требования истец представил договор, заключенный между ним и третьим лицом, по которому были приобретены исключительные права на спорный фильм.

Арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении иска по следующим мотивам:

Судом установлено, что акционерное общество продавало видеокассеты с фильмом, исключительное право на распространение которого, по мнению истца, было приобретено товариществом по возмездному договору с третьим лицом. По условиям этого договора предусматривалась передача товариществу исключительного права на распространение фильма.

Однако из материалов дела усматривалось, что исключительное право на использование произведения третье лицо само приобрело у изготовителя аудиовизуального произведения по договору, в котором отсутствовало условие о возможности передачи этого права. Дополнительных соглашений к договору также не заключалось.

В соответствии со статьей 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах» права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором.

При таких обстоятельствах третье лицо не вправе было передавать исключительное право на использование произведения истцу. А истец, исходя из этого, не мог быть признан обладателем исключительных прав и требовать их защиты.

 Статья 29 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» подчеркивает, что право на защиту репутации автора, как и право авторства, и право на имя, не переходят по наследству, но наследники вправе осуществлять защиту указанных прав.

Реализация автором права на защиту репутации иногда вступает в коллизию с правами лица, являющегося собственником того материального носителя, в котором воплощено произведение. Например, если собственник произведения изобразительного искусства или архитектурного сооружения вносит в них изменения, переделки или просто разрушает их, его действия прямо затрагивают охраняемый законом интерес создателя произведения. Поэтому в принципе любые действия собственника, не обеспечивающие сохранность произведения, могут квалифицироваться как нарушения права автора на защиту репутации.

Нарушение права на защиту репутации — одно из наиболее часто встречающихся нарушений авторского права. При обнаружении данного нарушения автор (правопреемники автора) вправе требовать внесения в произведение соответствующих исправлений, публикации за счет нарушителя сведений о допущенном нарушении, запрещения выпуска произведения в свет или прекращения его распространения.

Право автора на обнародование произведения принадлежит к числу важнейших личных неимущественных прав его, поскольку оно обеспечивает ему возможность решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики, а также прямо затрагивает его имущественные интересы. Кроме того, реализация права на обнародование приводит к существенному изменению правового режима произведения. В частности, с момента обнародования произведения вступают в силу установленные законом ограничения прав автора, связанные с возможностью свободного использования произведения (ст. 18—19 Закона РФ), срок охраны анонимных произведений исчисляется с даты их правомерного обнародования (ст. 27 Закона РФ) и т.д.

Сущность права на обнародование можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения. При этом автор одновременно решает два вопроса. Во-первых, он определяет, готово ли его произведение для доведения до неопределенного круга лиц. Автор может хранить созданное им произведение в тайне от публики до тех пор, пока сам не решит, что оно является достаточно зрелым, завершенным и готовым для обнародования. Конечно, по желанию автора может быть обнародовано и еще не законченное произведение. Так, художник может выставить для публичного обозрения не вполне завершенные им живописные полотна или скульптурные изображения, которые, с точки зрения авторского права, являются охраняемыми произведениями. Во-вторых, рассматриваемое право включает решение вопроса о времени, месте и способе обнародования. Автор может обнародовать произведение сам или разрешить это сделать другим лицам. Выбор способа обнародования зависит как от вида созданного произведения, так и от усмотрения автора. Например, автор литературного произведения может обнародовать его путем опубликования, публичного исполнения, передачи в эфир и т.п.

Право на обнародование как выражающее особый охраняемый законом интерес автора является самостоятельным правом создателя произведения. Это обстоятельство необходимо специально подчеркнуть в связи с тем, что рассматриваемое право всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. В самом деле, обнародовать произведение, т.е. сделать его доступным для всеобщего сведения, нельзя, не реализован какое-либо иное право автора, например, право на опубликование, право на публичный показ, право на публичное исполнение и т. д. А если, например, опубликование осуществляется путем издания произведения, одновременно осуществляются права на воспроизведение и на распространение произведения. Однако очевидно, что названные правомочия представляют собой, хотя и тесно взаимосвязанные, но совершенно самостоятельные права. Каждое из них выражает самостоятельный интерес автора и каждое может быть нарушено безотносительно к нарушению других правомочий.

При жизни автора лишь он сам может решать вопрос об обнародовании произведения. Никто не может заставить автора обнародовать произведение помимо его воли. Это в полной мере касается и тех произведений, которые созданы автором в связи с выполнением служебных обязанностей, хотя, отказ автора от обнародования такого произведения в ряде случаев может рассматриваться как нарушение им обязанностей по трудовому контракту. Как нарушение обязанностей по авторскому договору должен быть расценен и запрет автора на обнародование произведения, созданного им по заказу. И в том, и в другом случае это может служить основанием для привлечения автора к ответственности, однако принудить автора к обнародованию произведения невозможно. Если произведение создано творческим трудом двух и более лиц, согласие на обнародование должны дать все соавторы.

Существенным нововведением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» является закрепление в нем права на отзыв произведения, которое отсутствовало в ранее действовавшем законодательстве. Согласно п. 2 ст. 15 Закона автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения публично оповестив о его отзыве. В качестве единственного условия реализации данного права закон устанавливает возмещение пользователю причинённых таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения также изымаются из обращения за счет автора.

Последствием реализации права на отзыв является сохранение (для еще не обнародованного произведения) или восстановление (для уже обнародованного произведения) правового режима не обнародованного произведения. Данный результат творческой деятельности может быть вновь доведен до сведения публики только самим автором или с его согласия, на него не распространяются никакие изъятия из авторского права и т. д.

В отличие от других личных неимущественных прав, право на обнародование способно переходить к другим лицам, что еще раз подчеркивает условность деления авторских прав на личные неимущественные и имущественные. В частности, оно переходит к наследникам автора, что никем не ставится под сомнение. Следует лишь учитывать, что иногда для обнародования произведений, как самим автором, так и его наследниками, требуется согласие других лиц, интересы которых затрагиваются опубликованием. Речь идет об уже рассматривавшихся выше случаях обнародования писем и иных аналогичных документов, а также произведений изобразительного искусства, на которых изображены другие лица.

Одним из субъективных прав, принадлежавших создателям творческих произведений, в российском авторском праве традиционно признавалось право на опубликование. Право на опубликование — это признаваемая за автором возможность выпуска в обращение экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Рассматриваемое право относят к числу личных неимущественных прав автора, хотя в нем более, чем в каком-либо ином личном праве автора, представлены имущественные элементы. Но все же основное его содержание состоит в самостоятельном решении автором вопроса о выпуске в обращение материальных носителей произведения. Без согласия автора никто, в том числе и работодатель, если речь идет о служебном произведении, не может совершать подобных действий.

Право на опубликование чаще всего реализуется одновременно с каким-либо другим субъективным авторским правом. Если посредством опубликования произведение впервые доводится до всеобщего сведения, это одновременно означает его обнародование. Однако, опубликованием как реализацией самостоятельного интереса автора будет являться выпуск в обращение экземпляров произведения, которое уже обнародовано посредством публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Еще более тесной является связь права на опубликование с правами на воспроизведение и на распространение. Для того, чтобы опубликовать произведение, его необходимо предварительно воспроизвести, т. е. изготовить экземпляры произведения в любой материальной форме. Поэтому, давая согласие на опубликование, автор тем самым обычно дает согласие и па воспроизведение. Точно так же, соглашаясь на выпуск экземпляров произведения в обращение, автор санкционирует распространение произведения. Однако, в принципе, каждое из этих правомочий может осуществляться и самостоятельно. В частности, произведение может быть воспроизведено без цели выпуска его экземпляров в обращение. Воспроизведением с точки зрения действующего законодательства считается изготовление нескольких или даже одного экземпляра произведения. Даже если эти экземпляры будут распространены, т. е. продали, сданы в прокат и т. д., это не будет считаться опубликованием, так как для последнего необходим выпуск в обращение такого количества экземпляров, которое является достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики. Иными словами, вполне возможна ситуация, когда в отношении конкретного произведения автором реализованы правомочия по его воспроизведению и распространению, но само произведение является неопубликованным.

Реализация права на опубликование имеет своим последствием изменение правового режима произведения. С момента выпуска в свет экземпляров произведения, оно может без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования репродуцироваться в единичных экземплярах библиотеками, архивами, учебными заведениями (ст. 28 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», отдельные виды произведений могут воспроизводиться в газетах, передаваться в эфир (п.3 ст. 19 указанного Закона) и т.д.

Анализируя действующее законодательство, регулирующее личные неимущественные права автора, можно сделать вывод о том, что к личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, включающее право на его отзыв, а также право на защиту репутации автора и эти права автором реализуются в полной мере.

§ 2. Имущественные права авторов

Действующее законодательство закрепляет за автором исключительные права на использование созданного им произведения. Это означает, что автор не только решает вопрос об обнародовании произведения, но и определяет, с какого момента, в каких формах, объеме и пределах будет открыт доступ к произведению для неопределенного круга лиц.

Право на использование произведения есть не что иное, как возможность автора самостоятельно решать все вопросы, связанные с представлением третьим лицам доступа к произведению и с его использованием. Открывая третьим лицам доступ к произведению, автор определяет и те способы, с помощью которых его произведение будет использовано. При этом произведение может быть использовано как в своей первоначальной, так и в измененной форме (например, в переводе или в переработанном виде), с воспроизведением той материальной формы, с которой связано произведение (например, переиздание книги), или без такового воспроизведения (например, публичное исполнение) и т. д.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона РФ ((Об авторском праве и смежных правах» исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: воспроизводить произведение; распространять экземпляры произведения любым способом; импортировать экземпляры произведения в целях распространения; публично показывать произведение; публично исполнять произведение; сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир; сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств; переводить произведение; переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение.

Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включает также практическую реализацию таких проектов.

Перечень конкретных авторских правомочий конкретизирующий принадлежащие автору исключительные права на использование произведения, охватывает собой лишь типичные случаи использования произведений и не носит исчерпывающего характера. Любые другие способы использования произведений, как существующие ныне, так и те, которые могут появиться в дальнейшем, должны применяться лишь с согласия автора или его правопреемников.

Права на использование произведения могут осуществляться как самим автором, так и другими лицами, которым автор разрешает использовать произведение. Чаще всего, особенно если избранный способ использования произведения требует особых технических средств, авторы передают соответствующие права специализированным организациям (издательствам, киностудиям, театрам и т. д.)...

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Авторские права". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 637

Другие дипломные работы по специальности "Государство и право":

Особенности квалификации оставления в опасности

Смотреть работу >>

Правовое регулирование эвтаназии в России и в зарубежных странах

Смотреть работу >>

Анализ нормы ст. 41 УК РФ об обоснованном риске с точки зрения теоретической обоснованности

Смотреть работу >>

Правовая защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Смотреть работу >>

Похищение человека: проблемы квалификации

Смотреть работу >>