Дипломная работа на тему "Авторские и смежные права в шоу-бизнесе"

ГлавнаяГосударство и право → Авторские и смежные права в шоу-бизнесе




Не нашли то, что вам нужно?
Посмотрите вашу тему в базе готовых дипломных и курсовых работ:

(Результаты откроются в новом окне)

Текст дипломной работы "Авторские и смежные права в шоу-бизнесе":


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 2

Глава 1. Права авторов в гражданском законодательстве Российской Федерации. 8

1.1 Общая характеристика субъективного авторского права. 8

1.2 Личные неимущественные права автора. 19

1.3 Имущественные права авторов. 34

1.4 Срок действия авторских прав. 52

Глава 2. Современное состояние правового регулирования авторского права в сфере шоу-бизнеса. 56

2.1 Правовое обеспечение государственной политики в области авторского прав а и смежных прав в сфере шоу-бизнеса. 56

2.2 Проблемы регулирования авторских прав в шоу-бизнесе по российскому законодательству. 61

Глава 3. Перспективы совершенствования законодательства в сфере авторского прав а и смежных прав в шоу-бизнесе. 71

3.1 Основные направления совершенствования законодательства в сфере авторского прав а и смежных прав в шоу-бизнесе. 71

Заказать дипломную - rosdiplomnaya.com

Новый банк готовых защищённых студентами дипломных работ предлагает вам скачать любые проекты по требуемой вам теме. Безупречное написание дипломных работ на заказ в Санкт-Петербурге и в других городах РФ.

3.2 Анализ возможностей участия России в системе международной охраны авторских прав в сфере шоу-бизнеса. 87

Заключение. 105

Список использованной литературы. 109

Нормативно-правовые акты. 109

Список литературы. 111

Введение

Актуальность темы исследования. Коренные изменения в политической жизни страны, обусловленные развитием рыночных отношений, вызвали необходимость принятия нового законодательного акта, отвечающего существующим международным требованиям и стандартам охраны авторских прав.

Закон «Об авторском праве и смежных правах», исходя из провозглашенного Конституцией Российской Федерации принципа «свободы творчества», выдвигает интересы создателя произведений шоу-искусства на первый план.

Как известно, для большинства авторов исключительные права на их произведения нередко являются основным источником доходов. В сложившихся экономических условиях представляется крайне важным обеспечить возможность реализации гарантированных законодательством авторских правомочий.

Закон впервые позволяет автору свободно распоряжаться принадлежащими ему исключительными правами. Они могут быть переданы на основе авторского договора, содержание которого стороны вправе определять самостоятельно (принцип «свободы договора»). Существенно ограничены сферы свободного использования произведений.

Другой немаловажной задачей, которую преследовали создатели указанного закона, было обеспечение необходимой правовой базы для осуществления международного сотрудничества. На сегодняшний день Россия является участником двух наиболее авторитетных соглашений в области охраны авторских прав, а именно - Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. Такие соглашения имеют тем большее значение, что они являются частью правовой системы Российской Федерации. В случаях, когда международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные во внутреннем законодательстве, применяются правила международного договора (ст. 15, п.4 Конституции Российской Федерации).

Первые попытки привести национальное законодательство в соответствие с требованиями международных конвенций были предприняты еще в Основах гражданского законодательства Союза СССР и республик 1991 г. Основы, в частности, отменили свободное использование опубликованных произведений в кино, на радио и телевидении, расширили круг охраняемых объектов, увеличили срок действия авторских прав до 50 лет после смерти автора, установили правовой режим служебных произведений. Важное значение для создателей научных и творческих произведений имело признание права авторства, а также правомочия автора на использование своего произведения за рубежом.

Вместе с тем, процесс формирования нового гражданского законодательства еще не достиг своего завершения. В настоящий момент ведется работа над проектом III части Гражданского кодекса Российской Федерации. В этой связи вопрос о том, должен ли будущий кодекс содержать детальную правовую регламентацию авторских отношений в том виде, в каком ее давал ГК РСФСР 1964 г., остается достаточно сложным и вызывает неоднозначную оценку специалистов. Как представляется, в условиях существования специального закона, Гражданский кодекс, выполняя роль акта общего характера, должен включать в свой состав лишь нормы, имеющие первостепенное значение. Таким образом, после принятия третьей части Гражданского кодекса Закон об авторском праве будет продолжать действовать, дополняя и развивая его положения.

Состояние научной разработанности темы. Исследуемая проблема получила весьма подробное освещение в отечественной правовой доктрине. В дореволюционный период она нашла отражение в трудах выдающихся русских ученых Я. А. Канторовича и Г. Ф. Шершеневича. В 1941 г. была опубликована работа Е. А. Флейшиц «Личные права в гражданском праве Союза ССР и капиталистических стран» , значительное внимание в которой было уделено неимущественным правам автора. В 50-е г. г. нашего столетия вышли в свет монографии М. В. Гордона, В. И. Серебровского, Б. С. Антимонова и Е. А. Флейшиц, в каждой из которых содержался раздел, посвященный вопросам субъективного авторского права.

Вместе с тем нельзя не отметить, что многие из приведенных выше исследований, представляя несомненный научный интерес, в силу различных объективных причин (в частности, изменения законодательной базы) утратили свою практическую ценность. Вопросам современного авторского права посвящена монография А. П. Сергеева «Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации» (1996 г.) . Указанная работа носит общий фундаментальный характер, и, следовательно, проблема субъективного авторского права не могла быть исследована в ней достаточно глубоко (например, почти не затронуты вопросы сущности авторских прав). В 1993 - 1995 годах в научных изданиях появился ряд публикаций, характеризующих вновь принятое законодательство, а в 1996 году вышел комментарий к закону об авторском праве Э. П. Гаврилова.

Таким образом, на сегодняшний день, наблюдается определенный недостаток работ, посвященных именно специальным вопросам современного авторского права. В свете изложенного представляется, что научная разработка поставленной в дипломной работе проблемы имеет важное теоретическое и практическое значение.

Значительное внимание в дипломном исследовании уделено вопросам участия России в системе международной охраны авторских прав. Детальный и обстоятельный анализ действующих международных соглашений об авторском праве содержится в многочисленных трудах М. М. Богуславского (1973 г.), Ю. Г. Матвеева (1975 и 1978 г. г., 1987г.) , В. П. Шатрова (1982 г.).

За последние годы в периодической печати вышло ряд публикаций, посвященных вступлению России в Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений.

Объектом дипломного исследования выступает действующее законодательство об авторском праве, с одной стороны, и международные соглашения (многосторонние и двусторонние), составляющие часть правовой системы Российской Федерации, с другой. Отдельно характеризуются соглашения России, заключенные в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ).

Предметом дипломного исследования являются права авторов произведений шоу-искусства.

Цель и задачи исследования. Цель работы определена необходимостью дальнейшего совершенствования российского законодательства об авторском праве. В ходе ее реализации были поставлены следующие задачи:

провести сравнительно-правовой анализ ранее действовавшего советского и вновь принятого российского авторского законодательства;

изучить юридическую природу и сущность авторских прав;

показать содержание авторских прав и специфику каждого правомочия в отдельности, а также степень их закрепления в российском законодательстве;

исследовать влияние положений международных конвенций на становление и развитие российского законодательства в указанной сфере общественных отношений;

выявить особенности современного состояния системы международной охраны авторских прав;

исследовать направления дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере охраны авторских прав.

Методология и методика исследования. Автор исследования руководствуется ст. 44 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества, а также ст. 27 Всеобщей Декларации прав человека, согласно которой каждый имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации 1993 года, Гражданский кодекс Российской Федерации (первая и вторая части), Закон Российской Федерации об авторском праве и смежных правах от 9 июля 1993 года, Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 года, Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 года и иные нормативные правовые акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств).

В работе проводится подробный анализ Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года с последующими изменениями, Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года, пересмотренной в 1971 году, двусторонних соглашений Российской Федерации, а также соглашений, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств (Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского прав а и смежных прав от 24 сентября 1993 года, Соглашение о сотрудничестве в области кинематографии от 10 февраля 1995 года). Были исследованы многочисленные документы и материалы ЮНЕСКО, органов Бернского союза и Всемирной организации интеллектуальной собственности, совещаний и симпозиумов по вопросам международной охраны авторских прав.

Практическая значимость исследования. Положения и выводы, полученные в ходе дипломного исследования, могут служить основанием для совершенствования российского законодательства об авторском праве. Они могут быть реализованы в процессе нормотворческой деятельности, в частности, при разработке третьей части Гражданского кодекса Российской Федерации.

Работа может быть использована в правоприменительной деятельности, а также в процессе преподавания курсов российского гражданского и международного частного права. Она способна оказать содействие авторам при защите их интересов в случае заключения конкретных договоров с пользователями на уступку прав созданного или создаваемого произведения.

Глава 1. Права авторов в гражданском законодательстве Российской Федерации   1.1 Общая характеристика субъективного авторского права

Авторское право как система правовых норм регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, в том числе и в сфере шоу-бизнеса..

Распространение норм авторского права на произведения в сфере шоу-искусства является традиционным для российского законодательства, занимающегося произведениями, принадлежащими к акту творчества в сфере массово-зрелищных мероприятий.. При разрешении вопроса об охране того или иного произведения, представляется необходимым дать определение соответствующим категориям.

Термин «наука» обычно рассматривается как «сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности». Данное понятие также включает в себя полученные в ходе научной деятельности результаты.

Понятие «искусство» трактуется широко и включает в себя, кроме изобразительных искусств, музыку, хореографию, театр, эстраду, шоу-программы, художественные аудиовизуальные произведения, художественные фотографии и т. п.

Более сложно определить, в каком значении употребляется здесь слово «литература»: распространяется ли этот термин лишь на художественную литературу или же на любые произведения, выраженные в словесной форме.

Так, по мнению В. И. Серебровского, в литературном произведении духовное творчество выражается словесно, а в научном - также словесно и кроме того, посредством различных вычислений, таблиц, формул, схем и т. п.

М. В. Гордон полагает, что литературные произведения не ограничиваются произведениями художественной литературы и относит сюда произведения науки и техники, созданные в форме книг и статей.

Б. С. Антимонов и Е. А. Флейшиц, применяют термин «литература» ко всякого рода словесным произведениям, «кроме научных и технических», причем «техническую литературу» они считают охваченной понятием «научного произведения».

А. П. Сергеев утверждает, что данные категории используются в законе не в своем обычном значении, иначе они взаимно накладывались бы друг на друга. Специальное выделение литературных произведений имеет смысл лишь в том случае, если ими охватывается особая группа произведений, не относящихся к произведениям науки или искусства. Далее, анализируя ст. 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» он справедливо отмечает, что термин «литературное произведение» используется там в более широком значении, когда им охватывается любое произведение, в котором выражение мыслей, чувств и образов осуществляется посредством слова в «оригинальной композиции и посредством оригинального изложения». В этом своем значении литературное произведение охватывает собой не только литературно-художественные, но и научные, учебные, публицистические и другие работы.

Несмотря на то, что программы для ЭВМ являются информационными технологиями, они также относятся к литературным произведениям, и подпадают под действие норм Закона об авторском праве.

Такое решение было принято с учетом следующих обстоятельств. Во-первых, программы для ЭВМ являются результатами творческой деятельности, выражаются в объективной форме и, следовательно, отвечают всем признакам объектов авторского права. Во-вторых, авторско-правовая охрана программ для ЭВМ является более оперативной, дешевой и демократичной по сравнению с их защитой на основе положений патентного законодательства. Сложность экспертизы программ на мировую новизну, длительность процедуры патентования, нецелесообразность в ряде случаев публикации описания программ - все эти обстоятельства склонили выбор в пользу авторского права, которое не выдвигает каких-либо формальных требований для предоставления охраны. Наконец, немаловажное значение имел и тот факт, что авторско-правовой вариант защиты программного обеспечения уже был избран большинством стран. Установление в этих условиях особой системы защиты исключило бы Россию из сферы международной авторско-правовой охраны, обеспечиваемой нормами ныне действующих конвенций.

Однако при регулировании отношений, связанных с созданием и использованием программ для ЭВМ, в авторское право могут быть введены нормы, не характерные для данного института в целом. Таким образом, в развитие общих положений Закона было принято специальное законодательство, - а именно Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и дополняющие его подзаконные акты.

В правовой литературе неоднократно указывалось, что могут существовать результаты творческого труда и в других областях, прямо не относящихся к сфере шоу-искусства, например, техническое творчество. Иными словами, можно ли отнести к сфере научной деятельности промежуточную область между теоретической наукой и материальным производством, то есть область создания новой техники.

Большинство исследователей полагает, что никакого особого «технического творчества» в отличие от научного творчества не существует и, следовательно, все произведения, раскрывающие содержание технических решений до их квалификации в качестве изобретений и иных объектов патентного права, должны пользоваться авторско-правовой охраной как произведения науки.

Таким образом, охраной по действующему законодательству пользуются любые произведения, в которых проявляется творчество и которые обладают всеми предусмотренными законом признаками объекта авторского права.

В субъективном смысле авторское право можно рассматривать как комплекс отдельных правомочий, принадлежащих автору.

Общей необходимой предпосылкой для возникновения гражданских прав, в том числе и авторских, является гражданская правоспособность. Закон (ст. 17 ГК РФ) определяет правоспособность граждан как способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность гражданина возникает с момента его рождения и прекращается смертью.

Из содержания гражданской правоспособности следует возможность несовершеннолетних и недееспособных граждан иметь права авторов. Сама эта возможность не встречала каких-либо возражений как в юридической науке, так и на практике ( например, Ника Турбина опубликовала свой первый поэтический сборник в возрасте восьми лет ). Более того, способность к созданию отдельных видов произведений искусства (в частности, музыкальных произведений ) начинает проявляться у автора именно в раннем возрасте. Известно, что первые композиторские опыты Дмитрия Шостаковича («Гимн свободе» и другие фортепианные пьесы) относятся к 9-11 годам, а Сергей Прокофьев к тринадцатилетнему возрасту уже был автором четырех опер, двух сонат, симфонии и многочисленных фортепианных пьес.

Несовершеннолетние, то есть лица от 14 до 18 лет, осуществляют авторские права на созданные ими произведения совершенно самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителя (ст. 26, п. 2 ГК РФ). Данное правило содержит изъятие из общего правила об объеме дееспособности несовершеннолетних, согласно которому физические лица могут осуществлять свои гражданские права только с 18 лет.

За малолетних, то есть за лиц, не достигших 14 лет, а также полностью недееспособных граждан, авторские права осуществляют их родители или опекуны, как законные представители (ст. ст. 28-29 ГК РФ). В частности, именно родители (опекуны) заключают от имени малолетних авторов договоры, осуществляют защиту их законных интересов в случае правонарушения и т. д. Однако, стороной по договору при этом остаётся сам малолетний.

Граждане, вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставящие свою семью в тяжелое материальное положение и признанные в этой связи ограниченно дееспособными, осуществляют авторские права только с согласия назначенных им попечителей (ст. 30 ГК РФ). Таким образом, автор, дееспособность которого ограничена в судебном порядке, может распоряжаться правами на созданные им произведения лишь под контролем попечителя, ограждающего своего подопечного от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также от его собственных вредоносных действий. Попечитель не устраняет действий самого подопечного, а действует вместе с ним и в его интересах.

Авторские права признаются и за иностранными гражданами, а также лицами без гражданства. Согласно ст. 5 (п. 1) Закона авторские права иностранцев охраняются на произведения, обнародованные на территории России либо не обнародованные, но находящиеся на ее территории в какой-либо объективной форме. Данное правило не делает каких-либо различий в правовом положении российских и иностранных авторов, и выражает территориальный принцип, широко применяемый в международных соглашениях. Если произведение иностранного автора обнародовано или находится в объективной форме за пределами Российской Федерации, его охрана осуществляется в соответствии с международными договорами. При этом произведение также считается опубликованным в России, если в течение 30 дней со дня его первого опубликования за рубежом, оно было опубликовано на ее территории (ст. 5, п. 2).

Согласно ст. 6 Закона авторское право распространяется на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, позволяющей воспроизвести результат творческой деятельности автора, независимо от того, выпущено произведение в свет или нет. В связи с этим следует полагать, что права автора возникают одновременно и в тот момент, когда созданное им произведение выражено в какой-либо объективной форме (на бумаге, пленке и т. д.) .

Авторские правомочия по своему содержанию могут быть разбиты на две значительные категории: права личные неимущественные и имущественные.

Признается, что личные неимущественные права охватывают творческие интересы автора, связанные с общественной оценкой произведения, и не имеют имущественного содержания.

Имущественные права, напротив, имеют экономическую ценность и подлежат денежной оценке. Они могут быть переданы другим лицам на основании авторских договоров.

Период действия имущественных прав ограничен сроком жизни автора и 50 годами после его смерти, в то время как личное неимущественное авторское право является бессрочным.

На требования о защите личных неимущественных авторских прав не распространяется действие исковой давности (ст. 208 ГК РФ). Этот признак означает, что автор (или его наследники) может осуществлять данное право без какого-либо ограничения срока и сливается с его бессрочным характером. Иски, связанные с нарушением имущественных прав и интересов, могут быть заявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать об их нарушении.

Личные неимущественные права автора не могут быть объектом взыскания, что является следствием их неотчуждаемого характера. Налагать арест и возбуждать иск можно лишь в отношении его имущественных прав.

«Действительно, если на произведение искусства может быть наложен арест как на имущество или на вознаграждение от его использования, то кредитор, требующий наложения ареста, не вправе претендовать на элементы морального права, позволяющие ему заменить собой автора, например, на право выпуска в свет.» - пишет Р. Дюма

Возможность наложения ареста только на имущественные права позволяет учитывать интересы как истца, так и самого автора. Требования первого, как правило, носят имущественный характер, тогда как автор всегда заинтересован в том, чтобы не совершалось посягательств на неимущественные права, являющиеся неотъемлемой частью его личности.

Новый Закон впервые подразделяет субъективные права авторов на личные неимущественные и имущественные.

В прежнем законодательстве подобная классификация авторских прав упоминалась лишь в связи с выбором средств защиты нарушенного права (ст. 499 и ст. 500 ГК РСФСР 1964 г.).

В доктрине вопрос о разграничении субъективных правомочий на личные неимущественные и имущественные решался неоднозначно. Многие цивилисты, подчеркивая тесное переплетение личных неимущественных и имущественных прав автора, обращали внимание на условность такого деления. Так, по мнению М. В. Гордона, рассмотрение в теории авторского права личных неимущественных и имущественных правомочий является скорее делом научного разграничения или удобством изложения, чем делом принципа. Такая классификация оправдывает себя лишь в случаях, когда известна цель, которую преследует автор при реализации конкретного правомочия. Другие специалисты предлагали вообще отказаться от данной классификации авторских прав.

Тем не менее в большинстве научных и учебных работ авторские права традиционно подразделялись на личные неимущественные и имущественные. Эта позиция представляется наиболее верной, тем более, что данная классификация имеет и немаловажное практическое значение, например, при разработке новых нормативно - правовых актов, призванных регулировать авторские отношения.

Следует отметить, что подход законодателя к проблеме разделения авторских правомочий на две указанные группы в различных правовых системах также неодинаков.

В большинстве стран англо-американского права авторское законодательство до последнего времени не знало понятия личных неимущественных прав. Некоторые элементы этих прав охранялись на основании общих норм гражданского и уголовного права, в том числе многочисленных судебных прецедентов. С принятием нового английского закона 1988 года в авторском праве этой страны впервые за всю его историю «моральные» права автора нашли наконец законодательное закрепление. Сближение английского законодательства с законодательством стран континентальной Европы по этому вопросу во многом связано с унификационными процессами в праве стран Европейского Союза.

В странах романо-германской системы права деление авторских прав на личные (моральные) и имущественные является традиционным и нашло отражение в специальных нормах закона. Теория единой сущности авторского права («монистическая теория») получила детальную разработку в доктрине этих стран.

Данная теория исходит из того, что связь между защитой личных и имущественных интересов является более тесной, чем считает дуалистическая концепция авторского права.

Здесь речь идет не о двух составных частях, которые целесообразно объединить под одним названием вследствие общего исходного пункта - личности автора, - а о едином праве с двойной функцией. Поэтому в 1936 году после работ Е. Рабеля (1900), Альфельда и X. Митайса в австрийский закон об авторском праве была введена так называемая «монистическая теория министерского чиновника Карла Лисбауэра», откуда в 1965 году она переместилась в немецкий закон об авторском праве. Эту теорию хорошо объяснил Ойген Ульмер, сравнив авторское право с деревом («Теория дерева»). Ульмер сравнивает обе группы интересов, которые защищает авторское право, с корнями дерева, единый ствол которого и представляет собой авторское право. Полномочия, которые дает авторское право, - это большие и маленькие ветви, черпающие свои силы то из обоих корней одновременно, то из одного корня. В соответствие с этим образом он подчеркивает, что права пользования также имеют личностно-правовой элемент, и наоборот, при нарушении личных правомочий могут возникать имущественно - правовые требования. Единство авторского права проявляется не только в момент его возникновения и прекращения, но и при наследовании, так как личные права возникают и исчезают одновременно с правами на использование произведения и с ними же наследуются. Однако при их передаче между ними следует проводить различие. Автор может распоряжаться своими правами на использование произведения, но не личными правомочиями. Однако и в первом случае, материнское право остается у автора, и в дальнейшем оно является источником как личных прав, так и прав пользования. Таким образом это не может быть полная продажа с передачей всех прав, а только конститутивное лицензирование. Вообще, авторское право - это не имущественное и не личное право, а смешанная форма. Поэтому и правовые нормы имущественного права лишь отчасти применимы к авторскому праву.

В настоящее время монистическая теория используется не только в авторском праве, но и для объяснения правовой природы коммерциализации личных прав. Дифференцируя те личные права, которые позволяют использовать личность знаменитых людей, их имя, изображение, голос и т. д. (так называемые «коммерческие права»), современная немецкая доктрина (Фрайтаг, Гёттинг, Земан) придерживается того мнения, что и личностно-правовая защита индивидуума возможна только в контексте переплетения нематериальных и имущественно-правовых интересов. Иначе говоря, она пытается закрепить в немецком праве защиту знаменитостей (право публичности), подобную той, которая существует в американском праве. Монистическое восприятие исходит из взаимопроникновения имущественных и личных интересов и больше всего подходит духовному творчеству.

В связи с разграничением прав автора на личные неимущественные и имущественные в доктрине возник спор о соотношении личной и имущественной сторон в авторском праве.

Таким образом, защита авторских прав - это в значительной степени защита личных интересов автора. Следовательно, она может действовать лишь до того момента, пока не «пройдет срок, после которого духовная индивидуальность, сохраняющаяся после смерти, перестает принадлежать узкому кругу наследников и правопреемников, а принадлежит лишь нации и человечеству». Правда, еще сохраняется защита возникающих при опубликовании произведения экономических интересов, но только как следствие личного права.

Данная позиция в определенной мере была воспринята французской судебной практикой и получила отражение в ряде решений Кассационного суда, вынесенных незадолго до принятия Закона о литературной и художественной собственности 1957 г. Характерным в этом смысле является дело о наследстве французского художника Боннара (1956 г.). Палата по гражданским делам Кассационного суда в своем решении указала, в частности, что, во-первых, в соответствии со ст. 1402 Французского гражданского кодекса всякое произведение живописи, созданное одним из супругов до или во время брака, является общей собственностью супругов, и, во-вторых, это правило должно применяться с учетом возможности осуществления автором a posteriori своих моральных прав. К их числу, согласно решению суда, относятся, в частности, следующие: 1) до осуществления раздела имущества автор может вносить в произведение изменения, завершить его или даже уничтожить; 2) при разделе имущества автор может требовать, при условии компенсации другой стороны, оставленная за собой тех произведений, которые он считает незаконченными или над которыми считает необходимым продолжить работу; 3) за автором признается право после раздела имущества наблюдать за тем, чтобы его произведения не подвергались искажениям.

Изложенные взгляды о примате личных прав над имущественными не могут быть признаны убедительными. Несмотря на индивидуальную окраску, произведение постепенно отделяется от личности его создателя и становится самостоятельным духовным достоянием.

В условиях рыночной экономики, когда произведение начинает выступать в качестве своеобразного товара, целью авторского права должно быть обеспечение оборачиваемости произведения и возможности его использования. Для автора же может быть важен как личностный, так и имущественный аспект (например, в случае нарушения, автор может отдавать предпочтение восстановлению тех или иных прав). Отсюда следует вывод о несоизмеримости авторских прав.

Довольно трудно согласиться с мнением отдельных юристов о том, что имущественные права возникают позже личных (например, в результате заключения договора), поскольку момент реализации имущественных прав они принимают за момент их возникновения, тогда как в действительности, «реализация права может иметь место иногда значительно позднее момента их возникновения». «Ошибочной является сама концепция выведения имущественных правомочий автора из его личных прав» - пишет В. И. Серебровский.

Как верно отмечает М. В. Гордон, оба вида таких правомочий занимают по существу одинаковое место в системе авторского права.

Признание приоритета за одним или другим из этих прав для обоснования единой природы авторских прав привело бы к искажению их сложного строения, но не смогло бы выявить их истинную правовую природу.

На этих же позициях стоит и гражданское законодательство, устанавливая, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения (ст. 15, п. 3 Закона).

1.2 Личные неимущественные права автора

Среди личных неимущественных правомочий автора, в том числе и создающего произведения в сфере шоу-бизнеса, можно выделить следующие: 1) право авторства; 2) право на имя; 3) право на обнародование; 4) право на защиту репутации автора; 5) право на отзыв; 6) право доступа. Закон содержит значительно более полный перечень личных неимущественных правомочий по сравнению с прежним советским законодательством, закреплявшим за автором право на опубликование, на авторское имя, на неприкосновенность произведения (ст.479 ГК РСФСР). Право авторства лишь подразумевалось, однако прямых указаний в отношении данного правомочия ГК 1964 г. не содержал.

1. Право авторства.

Право на авторство является правом создателя произведения считать себя его автором и требовать обозначения своего имени при использовании произведения. Оно является основным, поскольку все остальные правомочия могут принадлежать автору лишь в случае, если он имеет право авторства.

Право авторства неотделимо от личности создателя произведения, действует в течение всей его жизни и прекращается смертью. Оно возникает в силу самого факта создания произведения и не зависит от того является ли произведение обнародованным, используется ли оно кем-либо или нет. Опираясь на это право, создатель может требовать защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицом (плагиат).

Плагиат - воспроизведение под своим именем содержания чужого произведения в целом или в части, без указания его автора и источника заимствования. Не всякое воспроизведение является плагиатом. Иногда авторам приходится опираться на труды предшественников. Но плагиат будет иметь место лишь тогда, когда полностью или частично воспроизводится содержание произведения.

Присвоение авторства наказуемо в уголовном порядке в соответствии со статьей 146 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), равно как и незаконное использование объектов авторского права, причинившее крупный ущерб. Присвоение авторства может состоять также в выпуске чужого произведения под своим псевдонимом, в выпуске произведения, созданного совместно с другими авторами, без указания фамилий соавторов, в использовании в своих трудах произведений без ссылки на автора и т. п. Плагиат рассматривается как умышленное преступление, поскольку плагиатор не может не сознавать, что приписывает себе чужое произведение.

Будучи абсолютным, право авторства выступает как элемент гражданского правоотношения, которому корреспондирует обязанность всех и каждого воздерживаться от его нарушения. Поэтому его защита должна осуществляться независимо от степени виновности нарушителя, достаточен уже сам факт нарушения. Вот одно из характерных дел. В 1944 году К., находящаяся в местах заключения, направила свой текст песни в редакцию журнала «Советская милиция», но его не опубликовали. В 1977 году К. обнаружила, что ее текст песни используется ансамблем Советской армии

К. обратилась в суд, требуя признать ее автором этого песенного произведения и выплатить ей гонорар за использование. Суд, проверив обстоятельства создания произведения, с помощью экспертизы убедился, что текст песни, обнаруженный в архиве начальника лагеря, в котором сидела К. и, видимо, присланный ему на разрешительную рецензию, не принадлежит перу начальника лагеря, в 1981 вынес решение о признании К. автором и обязал бывшего начальника лагеря выплатить ей вознаграждение за незаконное использование.

В судебной практике нередко встречаются требования, направленные на отрицание авторства. Так, трое научных работников потребовали исключить их из числа десяти соавторов опубликованной научной статьи на том основании, что они своего согласия на соавторство не давали, с изложением фактического материала и с некоторыми концепциями, содержащимися в статье, они не согласны. Отказ в удовлетворении подобной претензии может расцениваться как нарушение права авторства.

Право авторства на одно произведение литературы, науки и искусства может быть результатом деятельности двух или нескольких лиц. Возникают отношения соавторства, которые регулируются ст. 10 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». В соответствии с ней авторское право на коллективные произведения принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно целое или состоит из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. Если отдельная часть может быть использована независимо от других, то она признается имеющей самостоятельное значение. Каждый из соавторов имеет право использовать созданную им часть, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению (если только иное не указано в соглашении).

В Законе также оговорены случаи, когда произведение образует неразрывное целое, и ни один из соавторов «не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения».

Наконец, завершая характеристику данного правомочия, нельзя не отметить, что оно может принадлежать только действительному создателю произведения, является неотчуждаемым и непередаваемым по какому-либо основанию, в том числе по договору или наследству. Однако наследники автора вправе осуществлять защиту указанного правомочия (статья 29 Закона). В случае присвоения авторства умершего автора третьим лицом они могут возбудить иск о его признании. Кроме того, наследники должны быть привлечены к рассмотрению любого спора, касающегося авторства умершего лица.

2. Право на авторское имя.

На основании Закона (ст. 15, п.1) автор имеет право «использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом, либо без обозначения имени, т. е. анонимно».

В случае отсутствия особых указаний произведение обозначается фамилией, именем и отчеством автора, либо его фамилией и инициалами. Если автор требует изменить их обозначение, такие его требования должны быть выполнены, ибо они являются проявлением права автора на псевдоним.

Выпуск в свет произведения под условным именем встречается нередко. Многие российские и зарубежные деятели шоу-искусства (Мадонна, Вера Сердючка) приобрели известность под своими вымышленными именами. Так, Чехов и Некрасов выступали в своих ранних произведениях под множеством псевдонимов.

Действительно, у автора могут быть весьма уважительные причины использования псевдонима, в частности, неблагозвучность его подлинной фамилии, ее совпадение с фамилией другого автора, служебное положение автора. Иногда это намерение вызвано нежеланием автора публиковать под своим именем произведение, не характерное для его творчества.

Право на псевдоним может быть ограничено в судебном порядке, если пользование этим правом нарушает интересы граждан, организаций или общества в целом. Так, если автор подписывается псевдонимом, совпадающим с именем другого автора, псевдонимом, производным от именования организации, или именем известного общественного деятеля, то по иску заинтересованных лиц суд вправе запретить пользование таким псевдонимом.

Право на авторское имя может быть реализовано путем опубликования произведения без указания имени создателя, т. е. анонимно. В данном случае воля автора направлена на то, чтобы не связывать созданное им произведение со своим именем. Иногда имя автора не указывается в связи со сложившимся порядком опубликования тех или иных произведений, например, статей в газетах и журналах, а также в и словарях справочниках. В этом случае гражданское имя автора должно быть известно издательству, в частности, для того, чтобы оно могло составить правильное мнение о возможностях автора создать произведение, представляющее собой определенную ценность. Кроме того, издательство не может платить гонорар анониму или лицу, которое ему неизвестно. Поэтому в заключенном с автором договоре указывается его подлинное имя, а в скобках - псевдоним.

Если личность автора, опубликовавшего свое произведение анонимно или под псевдонимом, находится под сомнением, то издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного, считается представителем автора в соответствии с законом. В этом качестве он имеет право защитить права автора и обеспечивать их исполнение. В Законе обозначено, что такое положение действует до тех пор, «пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве на произведение»(ст.9, п. З).

Имя автора должно обозначаться и при издании произведения, созданного в порядке выполнения служебного задания (ст. 14 Закона).

Если произведение создано несколькими авторами, то их фамилии приводятся в последовательности, принятой соавторами. В случае разногласия соавторов по этому поводу издательство излагает их фамилии в алфавитном порядке. При переводе книги на русский язык имена и фамилии авторов приводятся в русской транскрипции. Кроме того, имена и фамилии иностранных авторов указываются и на языке оригинала на обороте титульного листа или в издательско-регистрационных сведениях. Имя автора должно также указываться и на работах, выпускаемых от имени научно-исследовательских институтов, вузов и организаций.

Псевдоним или имя автора, если произведение выпускается анонимно, могут быть раскрыты при жизни автора лишь с его согласии, либо по требованию судебно-следовательских органов.

В юридической литературе право на имя нередко смешивают с правом авторства, считая его одним из элементов последнего. Так, МБ. Гордон пишет: «Право на авторское имя иногда обозначают еще как право на авторство. Этим общим обозначением отличают правомочия автора, связанные с возможностью именовать себя автором произведения... требовать, чтобы иные лица при использовании и распространении данного произведения обозначали произведение как принадлежащее именно данному лицу». Б. С. Антимонов и Е. А. Флейшиц выделяли в праве на имя два правомочия: право избирать способ обозначения автора при выпуске произведения в свет, при воспроизведении и распространении произведения и право именоваться автором произведения во всех случаях использования произведения другими лицами, причем второе из названных правомочий переходит в право авторства. Оба правомочия, по их мнению составляют суть одного и того же права, которое может быть названо как право избирать способ обозначения авторства, право на имя.

Большинство специалистов полагают, что правомочия авторства и на авторское имя не совпадают между собой по объему и содержанию. В частности, это подтверждается тем, что нарушение права на имя не всегда сопровождается нарушением права авторства, например, при искажении имени (псевдонима) автора. В отличие от права авторства, отражающего объективный факт и не зависящего от публикации произведения, право на имя устанавливается односторонним волеизъявлением автора и реализуется при использовании произведения.

Таким образом, право на авторство и право на авторское имя являются самостоятельными личными правами автора. Тем не менее они взаимосвязаны между собой. Без права на авторство немыслимо право на авторское имя. Кроме того, в содержание права авторства может быть включено правомочие автора требовать, чтобы при использовании произведения упоминалось его подлинное имя.

Также, как и право на авторство, право на авторское имя охраняется бессрочно. Наследники не вправе избирать новый способ обозначения имени автора произведения. Так, если при жизни автора оно было опубликовано под псевдонимом или анонимно, они имеют право требовать такого же их указания и в случае дальнейшего использования произведения.

3. Право на обнародование.

Само понятие «обнародование произведения» является новым для российского законодательства. Оно используется в законе наряду с привычным и устоявшимся определением «опубликование произведения». В то же время, это два разных понятия. Согласно Закону, обнародованием признаётся действие, осуществляемое с согласия автора, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путём его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или каким бы то ни было иным способом.

Опубликование как один из способов обнародования произведения означает выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения, фонограммы (ст. 4 Закона).

Весьма спорно, однако, что данное правомочие является личным неимущественным правом. Несмотря на то, что право на опубликование не названо в числе имущественных прав автора, перечисленных в статье 16 Закона об авторских правах, в статье 4, при определении права на обнародование, оно указывается наряду с другими исключительными правами на использование произведения (право публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир). Также в пунктах 4 и 5 статьи 19 Закона это право прямо признается за авторами отдельных видов произведений.

Право на обнародование, напротив, имеет неимущественный характер и является неотъемлемым. Указанное правомочие означает право автора на принятие решения о готовности произведения для выпуска в свет (публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир). Когда же автор принял такое решение, он переходит к использованию права на опубликование. Иначе говоря, он заключает договор на издание своего произведения, что, в свою очередь, связано с получением имущественной выгоды. Следовательно, реализация данного права приводит к возникновению договорных отношений имущественного характера.

Не совсем удачной представляется формулировка определения «права на опубликование», приведенная в ст. 4 Закона. Произведение признается опубликованным, если количество выпущенных в обращение экземпляров является достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения. При этом не ясно, каким критерием нужно руководствоваться при определении достаточности или недостаточности количества экземпляров произведения. В судебной практике обычно применяются правило, согласно которому количество экземпляров считается недостаточным, если в течение трех месяцев автор не сможет удовлетворить двух запросов на поставку. Данное положение взято по аналогии (подобная норма содержится в авторском праве Франции) и нормативно не закреплено.

По своей сути право на обнародование представляет собой юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки своего произведения. Реализация указанного правомочия приводит к определенному изменению правового режима произведения. В частности, с момента обнародования произведения вступают в силу установленные законом ограничения прав автора, связанные с возможностью свободного использования произведения (ст. 18-26 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Неопубликованное произведение может быть использовано лишь с согласия автора. Исчисление срока охраны произведения, выпущенного в свет анонимно или под псевдонимом, начинается с момента его правомерного обнародования (ст. 27 Закона).

Право на обнародование непосредственно связано с волеизъявлением автора, его согласием представить произведение публике. Следовательно, произведение, обнародованное помимо воли автора, не должно рассматриваться как выпущенное в свет. Так, если против желания автора будет издано еще незавершенное произведение, или произведение, содержащее, по его мнению, неправильный научный подход, автор вправе потребовать опубликования указания о том, что данное произведение не является выпущенным в свет и что его дальнейшее использование ( в периодической печати, в виде цитат) недопустимо.

Конечно, по желанию автора может быть обнародовано и еще не законченное произведение. Например, художник вправе демонстрировать не вполне завершенную им картину; композитор может позволить публичное исполнение неоконченной симфонии.

Таким образом, данное правомочие позволяет автору решать вопрос о готовности произведения для опубликования, публичного показа, исполнения или передачи в эфир. Одновременно он решает и вопрос о способах воспроизведения или исполнения. Так, художник может дать согласие на издание типографских репродукций с картины, но не соглашаться на создание ее живописных копий.

Произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, может быть обнародовано лишь частично. Обнародование элементов содержания произведения, его аннотация не является выпуском в свет самого произведения. В Гражданском кодексе РСФСР 1964 года содержалось правило, в соответствии с которым не считается выпуском произведения в свет (опубликованием) информация о произведении с изложением его содержания, а также размножение произведения на правах рукописи в случаях, предусмотренных постановлениями Совета Министров (п.2 ст. 476 ГК РСФСР, 1964 г.).

Демонстрация анонса кинофильма, в свою очередь, не является обнародованием фильма. Однако части неопубликованного произведения, включенные в такую информационную публикацию (отдельные кинокадры и эпизоды, вошедшие в анонс и т. д.) считаются обнародованными.

Своеобразное значение имеет отметка на издании о том, что оно выпускается «на правах рукописи». Такая отметка показывает, что автор не считает произведение вполне подготовленным для широкого распространения, а рассчитывает на узкий круг читателей.

Право на обнародование может быть реализовано автором только один раз. Тем не менее автор всегда может воспользоваться своим правом на отзыв, а затем вновь сделать произведение доступным для публики.

В свое время в литературе было высказано мнение, согласно которому право на обнародование не прекращает своего существования и после того, как произведение уже опубликовано. В обоснование указывается, что автор может не разрешать дальнейшее использование произведения без внесенных в него исправлений. Прав Э. П. Гаврилов, отмечая, что при использовании произведения в договорном порядке автор всегда оставляет за собой право не разрешать такое использование. Однако подобный отказ еще не означает, что произведение переходит в категорию необнародованных.

В юридической литературе довольно часто указывают на то, что различные неимущественные правомочия по-разному связаны с личностью автора.

Если права авторства и на авторское имя могут принадлежать лишь непосредственно создателю произведения, то связь других правомочий с личностью автора гораздо менее устойчива. Сообразно с этим одни было предложено именовать личными неимущественными правомочиями, другие - просто неимущественными.

Право на обнародование, в отличие от иных личных прав, способно переходить к наследникам (или правопреемникам) автора. Определенную сложность представляют случаи, когда в отношении обнародования произведения имеется специальный запрет автора.

Ныне действующий закон, однако, не содержит каких-либо ограничений прав наследников в отношении обнародования произведений умерших авторов и, следовательно, данный вопрос решается исключительно по их усмотрению. Необходимо лишь учитывать, что иногда для обнародования произведений, как самим автором, так и его наследниками, требуется согласие других лиц, интересы которых затрагиваются опубликованием. После смерти того лица, личная сфера которого может быть затронута публикацией, выпуск произведения в свет может иметь место лишь с согласия его ближайших наследников.

4. Право на защиту репутации автора.

Как творец автор непосредственно заинтересован в том, чтобы его произведение было представлено на суд общественности именно в той индивидуальной форме, которую придал ему он.

В соответствии с п.1 ст. 15 Закона автору предоставляется право на защиту произведения, включая название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб его чести и достоинству.

В ранее действовавшем законодательстве подобное правомочие именовалось правом на неприкосновенность произведения. Новое его название было введено под влиянием положений парижского текста Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (cT.6bis, п.1).

Вместе с тем представляется, что прежнее название более точно отражало суть рассматриваемого права, поскольку репутация автора чаще всего нарушается без искажения произведения.

Как справедливо полагает А. К. Юрченко, репутация автора объемлет более широкий круг возможных нарушений интересов автора, нежели только посягательство на неприкосновенность содержания и формы его произведения. В то же время, неприкосновенность произведения может быть нарушена, однако автор будет не в состоянии доказать, что этим задета его репутация.

Кроме того, нормы о защите чести и достоинства содержатся в статьях 150 - 152 и 1099 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации. Следовательно, специальные положения статьи 15 Закона об авторском праве являются их фактическим повторением. Автор же может защищать свою репутацию, опираясь на общие нормы ГК (например, если критические замечания носят оскорбительный характер).

Право на защиту репутации автора предполагает, что никто не может изменить произведение, а также его название без согласия автора.

Воспрещается снабжать произведение при издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями, которые могут нанести ущерб репутации автора. Без согласия автора недопустимо сокращать объем произведения, заменять его отдельные элементы, вносить иные изменения, даже если с точки зрения пользователя они бы и улучшали произведение. В этой связи определенный интерес представляет следующее дело. В 1977 г. Одесская киностудия взяла на себя создание телефильма по заказу Гостелерадио СССР и заключила договор с М. на написание литературного сценария, а также с Ю. на написание текстов песен. После постановки кинофильма в него с санкции телеобъединения «Экран « был включен музыкальный номер, в котором использовались стихи третьего лица. Считая включение этой сцены нарушением права на неприкосновенность авторы предъявили в суде иск к Гостелерадио СССР и Одесской киностудии о ее исключении из произведения. Представитель Одесской киностудии против иска возражал, ссылаясь на то, что при ознакомлении с режиссерским сценарием истцы согласились со всеми изменениями, которые были внесены в процессе работы над фильмом. Истцы же пояснили, что в момент их ознакомления с режиссерским сценарием спорного музыкального номера в нем не было. Они категорически отрицали, что предоставили режиссеру право включать в фильм музыкальные номера с использованием текста песен третьих лиц. В этих условиях суд удовлетворил исковые требования и обязал ответчиков исключить спорный номер из фильма1.

При разрешении данного дела суд исходил из презумпции отсутствия разрешения автора на внесение изменений в произведение. Доказательства его наличия должно представлять лицо, нарушившее целостность произведения. При этом любые изменения и дополнения, вносимые в произведение должны быть согласованы с автором.

В соответствии со ст. 19 Закона в научных, исследовательских, критических, информационных целях могут без согласия автора цитироваться правомерно обнародованные произведения. Однако эти отрывки не должны искажаться.

Допускается творческая интерпретация произведения пользователем, если при этом не вносится существенных изменений в содержание и форму произведения. Так, не является нарушением права на неприкосновенность транспонирование музыкального произведения в регистр, удобный для исполнителя; изменение языковой формы произведения при переводе.

К числу наиболее спорных вопросов, связанных с реализацией рассматриваемого права, относится проблема его перехода от автора к другим лицам. Одни ученые полагают, что данное право неотчуждаемо от личности автора и не может передаваться другим лицам ни по договору, ни по наследству, ни по каким-либо иным основаниям. В практическом плане подобный подход оборачивается выводами о недействительности таких договоров, по которым авторы разрешают пользователям вносить изменения в свои произведения, о том, что правомочия наследников не производны от соответствующих прав автора, а непосредственно возложены на них для охраны неприкосновенности произведения. Такие права наследников основаны только на законе, имеют другую природу и назначение, и «не могут быть приравнены к авторским».

Иные специалисты утверждают, что связь права на неприкосновенность с личностью автора не настолько крепка, чтобы препятствовать его передаче иным лицам. Данное право может осуществляться «и при жизни, а особенно после смерти автора другими лицами.»Такая позиция более всего отвечает условиям действующего законодательства, а также практике его применения.

В ст. 29 Закона об авторском праве указано, что право на защиту репутации автора, как и право авторства, и право на имя, не переходят по наследству, однако на наследников возлагается защита указанных прав. Как видим, правомочие принадлежащее автору по своему объему и содержанию значительно шире переходящего к наследникам права на охрану произведения. Так, автор может вносить в созданное произведение любые, даже коренные изменения. Что же касается наследников, то принадлежащее им правомочие носит охранительный характер и является производным от соответствующего права автора. Тот факт, что на месте наследников по завещательному распоряжению автора может оказаться другое лицо, на которое возложена охрана неприкосновенности произведения, вопреки утверждениям некоторых юристов, не меняет сути дела (наследственное правопреемство имеет место в обоих случаях).

Наследники, между тем, нередко выходят за рамки чисто охранительных функций, разрешая вносить изменения в произведение. Такая практика, по мнению специалистов, не противоречит смыслу закона, если только при этом не происходит существенное изменение творческого замысла создателя произведения. Лица, охраняющие неприкосновенность произведения, могут, в частности, разрешить снабжение произведения предисловиями, комментариями, а также внесение в произведение редакционной правки, уточнений или иных данных, связанных с развитием науки и техники. Однако при всем этом главной их задачей остается «сохранение сущности и оригинальности» работы автора. Ныне действующий закон подчеркивает, что указанные правомочия наследников каким-либо сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников защиту данного правомочия осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации (ст. 29 Закона).

5. Право на отзыв.

Данное правомочие позволяет автору отказаться от решения об обнародовании произведения. Ранее действующим законодательством право на отзыв автору не предоставлялось.

Если бы автор решил, что его произведение несовершенно, он мог бы отказаться от передачи его исполнительной шоу-группе. В этом случае договор расторгался продюссером шоу-группы. Последствия расторжения были определены в ст.511 ГК РСФСР. Если же эстрадное произведение уже сдано исполнительской группе, то автор не мог требовать расторжения договора. В этом случае шоу-коллектив несло убытки, связанные с прекращением исполнения. Право на расторжение договора автором при условии возмещения причиненных шоу-группе убытков автору не предоставлялось. Однако в некоторых случаях, когда шоу-группа соглашалась с мнением автора о нецелесообразности исполнения его работы, договор мог быть расторгнут. В этом случае убытки с автора не взыскивались.

6. Право доступа.

К числу личных неимущественных правомочий автора относится и право доступа, однако в ст. 15 Закона оно отсутствует. Право доступа, как и право следования, отнесено законодателем к разряду особых авторских правомочий (ст. 17 Закона). Таким образом создается третья группа «иных» прав, что в корне меняет взгляд на сложившееся в доктрине и отраженное в законе деление авторских правомочий на личные неимущественные и имущественные. Представляется, что поскольку право доступа носит неимущественный характер, его следует рассматривать совместно с другими личными правами автора.

Право следования, напротив, является имущественным и, следовательно, должно быть включено в ст. 16 Закона об авторском праве.

Подобное решение вопроса позволило бы избежать создания новой категории правомочий, их деления на три группы, и тем самым, нарушения общепринятой классификации авторских прав.

Суть права доступа заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства, например изготавливающего декорации для шоу-представления, вправе потребовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (ст. 17, п.1 Закона).

Подобное право может быть предоставлено авторам произведений архитектуры. Согласно п. 2 ст. 18 Закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» автор архитектурного объекта вправе требовать от собственника (владельца) этого объекта предоставления возможности осуществлять его фото - и видеосъемку, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект.

В прежнем законодательстве данное правомочие специально не выделялось, но в принципе следовало из него. Так, переход произведения изобразительного искусства в собственность заказчика еще не означал передачи авторских прав на произведение (ст.513 ГК РСФСР 1964 года). Автор мог потребовать от собственника оригинала предоставить ему возможность воспроизводить свое произведение в копиях.

Ныне действующий закон об авторском праве не содержит каких-либо ограничений и условий реализации данного права, за исключением единственного указания на то, что от собственника оригинала нельзя требовать доставки произведения автору (ст. 17, п.1). Однако владелец оригинала обязан обеспечить доступ к произведению. Он должен предоставить автору возможность делать фотографии, копии или записи. При этом не имеет значения, преследует ли автор материальную выгоду, реализуя данное право.

Автор, в свою очередь, обязан учитывать законные интересы собственника. Последний, в частности, вправе потребовать от автора возмещения расходов, причиненных осуществлением доступа произведению.

Право доступа может принадлежать только автору и по наследству не переходит.

1.3 Имущественные права авторов

Современное российское законодательство предоставляет автору исключительные права на использование созданного им произведения в любой форме и любым способом (ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). Все имущественные права автора таким образом сводятся к общему праву на использование произведения.

Впервые право на использование произведения как единое правомочие было закреплено за автором в ст. 135 Основ гражданского законодательства 1991 года. В ранее действовавшем Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. все способы использования произведения охватывались правомочиями на опубликование, воспроизведение и распространение произведение.

Таким образом, в соответствии с новым законодательством (ст. 16, п.2) имущественными правомочиями являются следующие: 1) право на воспроизведение; 2) право на распространение; 3) право на импорт; 4) право на публичный показ; 5) право на публичное исполнение; 6) право на передачу в эфир; 7) право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю; 8) право на перевод; 9) право на переработку; 10) право следования (ст. 17, п. 2).

Как видим, содержащийся в Законе (п.2, ст. 16) перечень конкретных форм и способов использования произведения не является исчерпывающим, в частности, отсутствует право следования. Несмотря на то, что природа данного правомочия долгое время оставалась спорной в зарубежной доктрине, большинство специалистов признают его подлинным правом автора. Оно относится к категории имущественных прав, неотчуждаемых при жизни автора, но передаваемых в порядке наследования по закону.

Это право вынесено законодателем за рамки указанной статьи как особое правомочие, принадлежащее лишь авторам произведений изобразительного искусства.

Вместе с тем в отношении других категорий произведений отдельные имущественные права также не действуют. Так, правом на перевод обладают лишь авторы литературных произведений; право публичного показа не возникает на музыкальные произведения, а право публичного исполнения не распространяется на произведения изобразительного искусства.

Таким образом, подчеркивая особый характер права следования, законодатель как бы нарушает общую классификацию авторских прав. Как представляется, данное правомочие должно рассматриваться в одном ряду с другими исключительными правами автора.

Право автора на опубликование также должно войти в состав ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах» в качестве одного из способов использования произведения.

Вместе с тем, не исключена возможность появления в дальнейшем новых способов использования произведения вследствие стремительного развития технических средств. В этой связи представленный в ст. 16 Закона перечень имущественных правомочий со временем очевидно будет видоизменен и дополнен.

Право автора на вознаграждение за использование произведения отсутствует в общем перечне авторских правомочий, несмотря на то, что прежним законодательством (ст. 479 ГК РСФСР 1964 года, ст. 135 Основ 1991 года) и доктриной оно всегда признавалось за автором. Прежде всего это связано с тем, что право автора на получение вознаграждения не является самостоятельным правомочием, ибо возникает не само по себе, а лишь в

Здесь опубликована для ознакомления часть дипломной работы "Авторские и смежные права в шоу-бизнесе". Эта работа найдена в открытых источниках Интернет. А это значит, что если попытаться её защитить, то она 100% не пройдёт проверку российских ВУЗов на плагиат и её не примет ваш руководитель дипломной работы!
Если у вас нет возможности самостоятельно написать дипломную - закажите её написание опытному автору»


Просмотров: 479

Другие дипломные работы по специальности "Государство и право":

Особенности квалификации оставления в опасности

Смотреть работу >>

Правовое регулирование эвтаназии в России и в зарубежных странах

Смотреть работу >>

Анализ нормы ст. 41 УК РФ об обоснованном риске с точки зрения теоретической обоснованности

Смотреть работу >>

Правовая защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Смотреть работу >>

Похищение человека: проблемы квалификации

Смотреть работу >>